автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему: Пиктографические летописи степных племен Северной Америки
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Борисов, Глеб Борисович
Введение: . 4
Глава I:
История изучения проблемы. 20
Глава II:
Место «перечней зим» в культуре кочевого общества . 44
Глава III:
Пиктограммы и устные формулы индейских летописей . 85
Глава IV: . . ,,
Философия истории: «перечнй .зим» в прошлом и настоящем
Введение диссертации2001 год, автореферат по культурологии, Борисов, Глеб Борисович
Длительное самобытное развитие коренных обитателей обеих Америк явило миру множество уникальных культур. Уже одним многообразием культурных форм индейская Америка внесла огромный вклад в мировую цивилизацию. Каждый индейский этнос, каждая традиционная культура пережили трагедию европейского влияния, в культурном плане происходившую намного раньше собственно политического подчинения. Самобытным культурам приходилось буквально на ходу перестраиваться, переориентироваться. Но, как ни странно, идея культурной самобытности всегда оставалась в приоритетном положении для коренных жителей Америки. Ощущение особого микрокосмоса собственного этноса, поддержание идеи отличия своего племени от других, всегда четко осознавались индейцами. Носителями подобных мыслей выступали отдельные люди, представлявшие различные формы культуры своего народа. Аборигенные хроники -пиктографические летописи степных племен Северной Америки являются одним из культурных феноменов, четко передающих мироощущение племенных историков-создателей летописей и их соплеменников.
История и культура степных племен Северной Америки с давних пор привлекала пристальное внимание ученых всего мира. Индейские кочевые племена региона Великих равнин стали своеобразным эталоном изучения общества, находящегося на переломном этапе своей истории. Поразительно быстрое превращение бывших земледельцев, охотников и собирателей в кочевников, произошедшее в течении XVII - XVIII вв., уже само по себе предоставляет уникальный предмет исследования. Наступление евро-американской цивилизации и последовавшая культурная диффузия стали дополнительной причиной повышенного интереса ученых.
История кочевых племен степного региона Северной Америки в настоящее время детально разработана. Однако за немногочисленными исключениями, эта история написана на основе т.н. традиционных источников, т.е. источников исходящих от завоевателей. Таким образом, вольно или невольно отбрасывались в сторону источники аборигенного происхождения. Индейские источники были введены в сферу академического изучения не так давно. Приблизительно со второй половины XX века, начинают появляться работы, в которых пиктографические летописи, пиктографические записи военных подвигов, автобиографии, легенды и прочие виды индейских источников серьезно исследуются и ставятся в один ряд с письменными источниками. Основное отличие источников индейского происхождения от традиционных письменных состоит в непосредственно выраженной точке зрения самих индейцев их собственным способом, т.е. пиктограммами.
Вопросами воссоздания этнической истории стала заниматься новое научное направление - этноистория, основные положения которой окончательно оформились к концу 1950-х гг. в США. Новое направление возникло с дальнейшим развитием этнологии и необходимостью преодоления европоцентрийских стереотипов в объяснении исторического процесса. Этноистория как направление ставило своей целью изучение именно бесписьменных, или «примитивных», обществ с помощью как устных аборигенных традиций, так и письменных документальных источников, а также с привлечением данных археологии. Многие ученые выделяют исследовательские зоны, сферу интересов, выделяя таким образом предметную область этноистории. Сюда они относят конкретную историю отдельных народов во времени и пространстве через конкретные события; историческую этнографию, под которой подразумевается изучение обществ и культур в целом или отдельных ее элементов; историю как специальный аспект исторической реконструкции, когда исследуется взгляд самого народа на свое прошлое (170: 170-171).
Этноисторию можно охарактеризовать как особую научную методологию с выделением трех основных моментов: изучение условий жизнедеятельности традиционных культур, использование устной и письменной традиции, археологических данных в качестве первоисточника, внимание к диахронному аспекту в изучаемых культурах (170: 171). Многие исследователи отмечают важность разработки типологии культурных и социальных феноменов и их изменений.
При изучении собственных взглядов каждого народа на свое прошлое встает вопрос об истории как понятии. Без сомнения, нельзя подходить к индейскому понятию истории с европоцентристскими историческими концепциями. Собственное понимание индейцами истории как понятия в корне отличалось от привычного нам европейского определения. Необходимо постоянно помнить об этих различиях и не пытаться применять к индейской истории чуждые ей идеи и объяснения.
В настоящей диссертации впервые в отечественной науке делается попытка применить к феномену индейских летописей комплексный научный подход. Круг исследуемых проблем охватывает все стороны существования летописей, среди них вопросы бытования, генезиса и эволюции феномена. Изучение индейских летописей предоставляет современному исследователю редкий шанс понимания аборигенной концепции истории и времени, при помощи племенных «перечней зим» возможны попытки восстановления целостной этнической картины мира, с определением самопонимания определенным народом своего места в истории, на земле, в космосе. Данная монография задумана как первое исследование в отечественной и зарубежной науке с комплексным и систематическим описанием феномена пиктографических календарных летописей степных племен Северной Америки, также известных под названием «перечни зим» (англ. winter counts). Индейские летописи рассматриваются с точек зрения сразу нескольких научных дисциплин: лингвистики, эпиграфики, философии, истории, этнографии, фольклора. Культурологические аспекты феномена изучаются как непосредственно при анализе текста «перечней зим», так и при рассмотрении влияния летописей на культурную жизнь этноса. К сожалению «перечни зим» являются, наряду с устной традицией и сохранившимися предметами материальной культуры, единственными примерами собственно аборигенного миропонимания. Поэтому попытки рассмотрения культуры степных племен через призму «перечней зим» представляются очень важными.
В настоящее время аборигенные летописи признаны характерным явлением культуры кочевых племен североамериканского континента. Появившаяся приблизительно во второй XVIII в. традиция пиктографического летописания быстро распространилась среди целого ряда племен региона Великих равнин. Время создания первых пиктографических летописей совпало с периодом окончательного становления параметров кочевой культуры среди племен, населявших географический регион Великих равнин. Как особая форма народной историографии, пиктографические «перечни зим» не имели прямых аналогов не только среди исторических произведений прочих племен и народов Америки, но и других народов земного шара.
Пиктографическое письмо было известно по всей территории североамериканского континента, но нигде не получило столь широкого распространения в историографических произведениях, как в регионе Великих равнин. Из близких по тематике произведений других народов Северной Америки можно назвать несколько видов народной историографии, бытовавших в соседних регионах: берестяные свитки шаманского общества Мидевивин племени чиппева из района Великих озер (регион Северо-востока), вампум у ирокезских и алгонкинских племен лесных и прибрежных районов (регион Северо-востока), «Валламолум» делаваров с атлантического прибрежья (регион Северо-востока), деревянные палочки пима, папаго и мохаве (регион Юго-запада). Все эти явления, вместе с пиктографическими «перечнями зим» степных племен, имеют общий принцип, при котором пиктографическое письмо использовалось в качестве мнемонической подсказки при обращении к событиям прошлого. Среди кочевых племен уникальное соединение древней устной традиции с пиктографическим письмом развилось в стройную систему племенных летописей, распространившихся почти повсеместно в степях. Индейское понимание племенных пиктографических летописей четко выражено в словах Хорошего Дерева, индейца из племени сихасапа: «каждый год изображалось (на шкуре бизона - Г.Б.) некое событие, касающееся моего народа» (82: 91).
Вопрос о том, почему пиктографические летописи появились и получили широкое распространение именно среди кочевых племен степного региона Северной Америки, до сих пор остается открытым. Гипотетически можно предположить, что для кочевого общества проблема сохранения знаний о прошлом стояла особенно остро. Кроме того, относительная малочисленность степных кочевых племен, и высокая мобильность народа в целом - создавали дополнительные причины для возникновения аборигенного летописания. Переход от оседлого и полуоседлого образа жизни к кочевому, свершившийся в рекордно короткие сроки, также можно с большой долей вероятности называть среди причин возникновения летописной традиции в степях. При таком кардинальном изменении образа жизни бывшие насельники соседних регионов утратили культурно-хозяйственные навыки своих предков и освоили новые навыки кочевой культуры. Вероятно, именно отказ от старого образа жизни и стремительный переход к новому побудили новоиспеченных кочевников перенять, видоизменить и усовершенствовать, или самостоятельно изобрести своеобразную форму фиксации исторической памяти народа в форме пиктографических «перечней зим».
В конце XIX в. крупнейшему специалисту по пиктографическим «перечням зим» Г. Мэллери были известны только 9 (!) летописей, принадлежащие индейцам группы сиу-дакота (племена тетон-лакота и янктокаи) (81: 3; 82: 93-95, 129-130; 83: 267-269). В течение последующих лет корпус племенных летописей региона Великих равнин постоянно пополнялся. На современном этапе изучения феномена индейских летописей можно с уверенностью сказать, что пиктографические «перечни зим» бытовали у целого ряда племен региона Великих равнин (тетон-лакота, янктонаи, ассинибойны, черноногие, кайова, манданы, кайова-апачи, санти-сиу, апачи, понка, арапахо и шайены), а также у отдельных народов соседнего региона Плато (кутенаи, флатхеды или плоскоголовые). На данный момент науке известно около 190 «перечней зим», фиксирующие события XVIII, XIX и XX вв. К сожалению, до настоящего времени дошли летописи не всех вышеперечисленных племен. В количественном отношении больше всего сохранившихся «перечней зим» принадлежит племенам тетон-лакота и янктонаев (около 145 летописей, или более двух третей от общего числа). Затем следуют летописи кайова и черноногих (15 и 20 летописей соответственно, или примерно по одной десятой от общего числа); отстают летописи манданов и кутенаев (две и три летописи соответственно) и других племен (ассинибойнов и арапахо).
Сохранившиеся летописи классического типа являются пиктографическими, т.е. каждое летописное событие отмечено особым рисунком-пиктограммой. Кроме пиктограмм, «перечни зим» обладали вербальным текстом, который хранился в памяти аборигенного историка. Характерный лаконизм устных летописных формул-поименований позволял исследователям, а впоследствии и грамотным хранителям летописей, записывать формулу целиком, без купюр. Пиктограммы некоторых «перечней зим» не были скопированы поздними хранителями, и такие летописи сохранились лишь в письменном виде (на английском или французском языках). С введением письменности для ряда индейских языков на основе латиницы летописцы стали подписывать формулы непосредственно под пиктограммами. Впоследствии большинство хранителей полностью переходит к письмен
Лишь три «перечня зим»: Батиста Доброго (Battiste Good winter count), Высокого Ястреба в двух списках (High Hawk winter count) и Джона К. Медведя (John К. Bear winter count) обращаются к событиям более ранним - XVII в., и т.н. «мифического» периода (до XVII в.). ной фиксации выбранных событий, и пиктограммы из летописей исчезают. К середине XX в. в связи с возрождением многих индейских традиций отдельные летописцы возвращаются к пиктографическому способу ведения «перечней зим», не отказываясь при этом от письменных летописных формул.
Индейские летописи претерпели многие изменения и испытали различные влияния. В результате, в настоящее время на руках исследователей находятся летописи двух основных видов: пиктографические «перечни зим» и письменные хроники. Кроме того, как переходный подвид существует смешанная группа письменно-пиктографических летописей. В настоящее время собрано немало доказательств бытования среди степных племен более древних устных летописей, что позволяет с большой долей уверенности выделять их в отдельный вид. Но, к сожалению, до нашего времени ни одна устная летопись не дошла. * *
Предметом настоящего исследования является обширный пласт пиктографических и письменных летописей кочевых племен региона Великих равнин. Основываясь на работе нескольких поколений исследователей и анализируя весь корпус известных ныне летописей, в данной работе удалось существенно пополнить и развить классификацию «перечней зим». Классификация данного материала необходима, т.к. позволяет привести в порядок всю информацию, накопленную предыдущими исследователями. В нашем случае выделение нескольких параметров в классификационные признаки обеспечивает всесторонний, насколько это возможно, охват имеющегося материала.
Несомненно, в данном исследовании невозможно полностью осветить и решить все возникшие при изучении данного феномена вопросы. Существует реальная возможность того, что вместе с обнаружением неизвестных ранее «перечней зим» и других произведений «народной историографии» индейцев Северной Америки наши знания о данном историографическом феномене существенно обогатятся. В результате пятилетней работы с уникальными материалами, полученными из музеев и архивов США и Канады, автору удалось собрать воедино все известные к настоящему моменту летописи и попытаться выстроить собранные сведения о них в стройную систему.
Впервые в мировой научный обиход вводятся около 70 неизвестных ранее летописей. Некоторые из новых «перечней зим» обнаружены автором диссертации в небольших музеях США (ежедневный «перечень зим» кайова), другие выявлены в результате активной переписки с архивариусами отдельных музеев, архивов и библиотек США и Канады. Необходимо также отметить, что ряд «перечней зим» удалось выявить в ходе совместной исследовательской работы с иностранными учеными (с Кристиной Бурк, Университет Индианы в г. Блумингтон; с Дагмар Зиберт, Германия).
Впервые в мировой научной практике весь корпус известных в настоящее время «перечней зим» четко делится на три группы: собственно «перечней зим», или оригинальных летописей; списков с оригиналов; и копий. Подобное разделение источников позволяют делать выводы о взаимосвязи различных летописей и существенно расширить недавно разработанное американским исследователем Р. Маккоем понятие т.н. «летописных циклов» (англ. circle)*. Дальнейшее изучение летописей, объединенных в один летописный цикл, выявление связей с другими летописными циклами и отдельными летописями, представляют чуть ли не единственную возможность для исследования проблемы генезиса индейских летописей.
Вопрос классификации индейских летописей по способу сохранения исторических сведений был поднят не так давно, приблизительно в конце 1970-х гг. В настоящей работе использована классификация Ховарда с выделением трех основных типов: устного, пиктографического, и письменного. Но эта классификация дополнена автором разделением пиктографического типа на два подтипа: классический пиктографический, и письменно-пиктографический. Различия в пиктографическом и вербальном тексте, а также в числе событий, зафиксированных на один летописный год, позволили ввести дополнительную классификацию всего корпуса летописей на три вида: дакота, кайова и прочих. Упомянутые различия индейских «перечней зим» породили новую гипотезу о трех центрах вероятного возникновения летописных традиций: северный (центр черноногих), центральный (центр сиу-дакота), южный (центр кайова).
Продолжая дальнейшую классификацию индейских летописей в настоящей диссертации выделяется три различных способа расположения пиктограмм: спиральный, бустрофедональный, построчный. Далее автор на основе анализа «перечней зим» с расположением пиктограмм спиральным и бустрофедональным способом выделяет два древнейших направления «чтения» летописных пиктограмм: при спиральном способе - из центра, как по часовой стрелке, так и против
Летописный цикл (circle) представляет собой один или несколько «перечней зим», объединенных общей оригинальной (начальной) летописью, на основе которой дручасовой стрелки; при бустрофедональном способе - из верхнего правого угла. Подобный анализ представляется необходимым при разработке вопросов происхождения и генезиса «перечней зим», а также является еще одним свидетельством в пользу аборигенного происхождения летописной традиции.
Сводный каталог «перечней зим», приведенный в Приложении 1, является результатом сбора и сведения в единую систему знаний о всех летописях известных на настоящее время. Уникальность каталога состоит в том, что подобная каталогизация была проведена впервые не только в отечественной, но и мировой науке. Ценность сводного каталога «перечней зим» оценена ведущими специалистами, как в России, так и за рубежом.
В Приложении 3 приводится полный перевод трех «перечней зим». Два из них («перечень зим» Бычьего Кольца (Bull Ring winter count) на языке лакота и «перечень зим» Много Ружей (Many Guns winter count) на языке блэкфут и английском языке) никогда ранее не издавались, третья летопись («перечень зим» Раненого Медведя (Wounded Bear winter count)) заново переведена с оригинального списка на языке лакота.
Актуальность настоящего диссертационного исследования обусловлена тем, что изучение историографических традиций бесписьменных народов напрямую выводят к пониманию культурного сознания народа, самоопределению этноса в мире. Традиционность культуры американских индейцев уже испытавших как прямое, так и косвенное влияние европейских культурных форм вызывает в настоящее время повышенный интерес. Иногда подобный интерес порождает гие летописцы-хранители продолжили летописание. массу лженаучных и околонаучных работ, содержащих выводы способные принести реальный вред, как самой науке, так и общественному сознанию. Представляется очевидным, что игнорирование проблемы «народной историографии» степных индейцев чревато не просто обеднением, но прямым искажением реальной исторической картины. При этом пиктографические «перечни зим» были не только особой формой отношения индейцев к истории и своему месту в мире, но и активным элементом истории завоевания Северной Америки, что позволяет обогатить событийную сторону этого важнейшего периода и определить приоритеты психологического и культурного состояния кочевого общества.
Хронологические рамки исследования охватывают период с конца XVII в. по настоящее время, т.к. некоторые летописи продолжают свою жизнь и поныне. Частью данного исследования является современный контекст, в том числе преемственность традиций пиктографических летописей в современной литературе и других областях культуры современных индейцев Северной Америки (таких, например, как изобразительное искусство и традиционные ремесла). Кроме того, в диссертации предпринята попытка выявления параллелей этого феномена с рядом других культур.
Целью настоящего исследования ставилось выявление историографических традиций индейских племен региона Великих равнин на примере индейских летописей, детальное описание и классификация «перечней зим», расшифровка аборигенного миропонимания, и в том числе определения места, занимаемого индейским этносом в племенном микрокосмосе, через события, фиксируемые в «перечнях зим». Основными конкретными задачами исследования можно определить
1. выявление новых и систематизация уже известных источников;
2. детальное описание культурного феномена пиктографических «перечней зим», с подробной разработкой вопросов генезиса и бытования летописей в кочевом обществе;
3. подробная классификация всех известных летописей, с выделением характерных типологических моделей, бытовавших в разных районах и племенах степей;
4. систематизация процесса изучения феномена предшественниками;
5. критика существовавшей методологии и выработка нового, современного метода изучения летописей;
6. сравнительное описание схожих историографических традиций, бытовавших у других народов Америки и других частей света;
7. выявление влияния концепций индейского летописания на современную культуру американских индейцев.
Научная новизна работы заключается в том, что она является первым в мировой науке специальным комплексным исследованием самобытной традиции индейского летописания, распространившейся в ХУШ-Х1Х вв. в регионе Великих равнин. В работе рассматриваются все без исключения летописные источники, бытовавшие среди ряда племен степного региона Северной Америки. Впервые в мировой научный оборот вводится целый ряд неизвестных ранее источников, обнаруженных в ходе работы над диссертацией.
Апробация результатов исследования состоялась в нескольких научных выступлениях: международная конференция «Американская литература и Россия» (Москва, МГУ, декабрь 1995 г.), международная конференция «Литература США: проблемы поэтики и эстетики» (Москва, МГУ, декабрь 1997 г.), первая международная конференция ин-деанистов в Болгарии (София, май 1998 г.), V Всероссийский симпозиум по проблемам индеанистики (Москва, РАН ИЭА, январь 1999 г.), первые Кнорозовские чтения «Развитие цивилизации и Новый Свет» (Москва, РГГУ, октябрь 1999 г.).
Практическая значимость исследования может быть оценена в использовании фактического материала и теоретических выводов диссертации в научной работе и преподавании. Отдельные части работы, например, выработанная классификация индейских летописей, материалы прилагаемого «Сводного каталога «перечней зим» степных племен Северной Америки», а также прилагаемые тексты летописей, могут быть применены при подготовке статей и монографий по истории коренных жителей Америки, в специальных курсах по аборигенной истории, философии неевропейских культур.
С обращением к теме «перечней зим» остро встает вопрос методологии. Исследователи прошлого века и века настоящего в большинстве старались обходить проблему методологии индейских летописей, что вызывало справедливую критику таких исследователей как Мэльберн Тэрмен (Melburn Thurman). В данном исследовании использована поэтапная методология, основанная на методологических выводах немецкого исследователя Вильгельма Вильдхаге (Wilhelm Wildhage). На наш взгляд, методология Вильдхаге позволяет наиболее комплексно подойти к исследованию феномена. Первый этап - сбор исследуемого материала, во время которого исследователь занимается не только поисками неизвестных источников, но и работой с уже известными летописями. Первый этап является самым продолжительным по времени и по объему используемых источников и документов. Второй этап - расшифровка пиктограмм, прочтение и перевод летописных формул. Третий - критическое осмысление собранного материала. Четвертый этап - сравнительное изучение материала с историографическими традициями других племен Северной Америки и прочими документальными источниками.
Каждый этап требует умения использования различных научных методов. Так, первый этап обязывает исследователя уметь работать с источниками, многие из которых находятся в рукописях, хранящихся в различных музеях и архивах США и Канады. Кроме того, требуется навык работы с уже опубликованными источниками. Второй этап - вынуждает знать типологические и стилистические особенности пиктографического письма Северной Америки, а также обладать обширными познаниями в языках и диалектах степных племен. Третий этап - требует умения критического осмысления, как самостоятельно собранного и переведенного материала, так и материала накопленного предыдущими исследователями. И, наконец, четвертый этап, который можно назвать сравнительно-культурным, заставляет исследователя обратиться к многочисленным феноменам народной историографии не только на американском континенте, но и за его пределами. И через выявление, как схожих черт, так и отличающих особенностей, четвертый этап вынуждает к более глобальному компаративистскому исследованию изучаемого феномена.
Изучение феномена пиктографических летописей Северной Америки открывает широкие возможности для культурологии, истории, этнографии, фольклорным исследованиям. Появляется уникальная возможность взглянуть на историю и культуру степных племен
Северной Америки изнутри, узнать, то, как сами индейцы видели свою историю, и почему они хотели зафиксировать свое прошлое. Ввод племенных «перечней зим» в качестве источников для обширного региона степей предлагает вниманию исследователей огромный пласт малоизученных или неизученных ранее исторических документов, каковыми, без сомнения являются индейские летописи.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Пиктографические летописи степных племен Северной Америки"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Пиктографические летописи степных племен Северной Америки представляют нам уникальный пример народной историографии. Нет нужды говорить о том, что феномен пиктографических «перечней зим» не встречается нигде более в целом мире. Своеобразие ландшафта, истории, культуры и мироощущения кочевых племен степного региона породили явление индейских летописей. Причем, скорее всего, летописи появились немедленно после трансформации бывших охотников, земледельцев и собирателей в типичных кочевников. Специфичность процесса становления кочевой культуры в степях определялся также и происходившим параллельно процессом европейской колонизации североамериканского континента. Краткая, на взгляд историка, эпоха свободной кочевой культуры, тем не менее, убедительно доказала устойчивость и прекрасную приспособляемость новых культурных традиций к условиям степного быта.
Настоящих кочевых народов на земле немного, подавляющее большинство давно осели, и утратили прежнюю самобытность. Крайне ограничены числом историографические источники, происходящие изнутри кочевых культур. Возможность, предоставляемая «перечнями зим» действительно уникальна. Обращение к индейским летописям несет в себе огромный «антропологический» заряд. Ведь всесторонне осмыслив и изучив сохранившиеся индейские летописи, возможно понять, что желал запомнить о своем народе и себе индеец-кочевник. Как он определял место родного племени и свое личное место в окружающем космосе, что он ценил, как мыслил и чувствовал. По сути, обращение к пиктографическим «перечням зим» есть осмысление исторического опыта целых народов, пусть немногочисленных и побежденных другой культурой. А по индейским понятиям, история никогда не была абстрактным предметом, мало влияющим на современность. События прошлого напрямую влияли на сегодняшнюю жизнь, и кроме того, заставляли современников постоянно оглядываться назад, на деяния предков и искать совета в исторической памяти народа. Поразительно, но современные индейцы тоже сохранили подобное отношение к истории. Детальные живые рассказы о подвигах и преступлениях, победах и поражениях можно и сейчас услышать от индейских сказителей. Кажется, все случилось недавно: и вступление племени в Черные Холмы, и метеоритный дождь, и резня в Вундед-Ни. Кажется, что рассказчики видели эти события сами, сами были очарованы особенностью природы Черных Холмов, боялись падающих звезд, которые издавали громкий рев, слышали стоны умирающих людей. Народная память жива, и «перечни зим» были видом этой памяти.
Перечни зим», как вид народной историографии, соединил в единый комплекс две древние традиции: традицию пиктографического письма и традицию устного сказительства. Неразрывное единство летописных пиктограмм и летописных формул/поименований при наложении на традиционную индейскую хронологию явили нам образ пиктографических «перечней зим». Образы и приемы традиционного сказительства, несомненно, окружавшие пиктографические летописи окончательно сформировали особый вид народной историографии кочевых племен североамериканских степей. Бытование индейских летописей в кочевом обществе, несмотря на многочисленные, невосполнимые лакуны, показывает важность подобной народной историографии, как для всего племени, так и для каждого соплеменника. Причем, все индейцы владели навыками обращения с «перечнями зим», что говорит о популярности этой традиции.
Традиция пиктографических календарных летописей жива и по сей день. Продолжение старых и создание новых «перечней зим» сегодня явление не только уникальное, но и закономерное. Использование образов и влияние концепции индейских летописей на современных индейских литераторов, поэтов и драматургов очевидно, и поэтому заставляет задуматься о специфичности некоторых моментов создания и бытования «перечней зим».
Основной целью данной работы виделась попытка всеобъемлющего и подробного изучения своеобразной природы «перечней зим» степных кочевых племен Северной Америки. Был привлечен весь корпус индейских летописей известных науке на настоящий момент. Кроме того, с критическим подходом были рассмотрены все опубликованные и неопубликованные научные и популярные исследования, посвященные теме индейских «перечней зим». Исследование потребовало применения основополагающих теоретических работ по истории, этнографии, культурологии, лингвистике, фольклору, мифологии, религии и т.д.
Тем не менее, проблему нельзя считать завершенной. На современном этапе перед исследователями «перечней зим» стоит масса вопросов, требующих пристального внимания и осмысления. Вполне вероятно, что в недалеком будущем наука проблем и задач перед учеными. Однако потребует постановки новых на сегодняшний день наиболее перспективными кажутся несколько задач: точный перевод существующих летописей, компаративистское изучение «перечней зим» разных кочевых общин, выявление сходных черт и объединение в группы летописных традиций-циклов, которые впоследствии, позволят провести более широкие исследования по распространению и происхождению летописей. Будет очень интересна попытка совместного изучения известных «перечней зим» с традиционными индейскими сказителями и религиозными лидерами, знающими родной язык. Однако, это дело будущих исследований.
Начало работы над проблемой «перечней зим» поставило первейшую задачу выработки самостоятельной научной методологии. Исследователям, заинтересованным в изучении феномена «перечней зим», предлагается в достаточной мере простая, но эффективная методологию подхода к проблеме. Новый материал, новые постановки вопросов, появившиеся результаты, требовали пересмотра старых методов и создания новой методологии. Опыт использования научных методов, применявшихся ранее, привел к заключению о высокой продуктивности приведенной ниже методологии. Собирание всего доступного материала (летописи и работы, посвященные их изучению) видится первейшей задачей. Самостоятельный перевод с постоянным обращением к пиктографическому ряду будет следующим этапом. Третий этап - критическое осмысление собранного, переведенного и осмысленного материала. И наконец, четвертый этап - компаративистское изучение летописей и всех других типов народной историографии, бытовавших как на американском контингенте, так и в целом мире.
Комплексный культурологический подход к изучению «перечней зим» с неизбежностью ставит их в широкий контекст современности, который показывает, что этот феномен способен вызвать не только частный академический интерес. На самом деле явление пиктографических летописей призвано помочь выйти на уровень типологий, междисплинарный уровень, и способствует решению проблем философии истории. В настоящем исследовании рассмотрены все вышеизложенные аспекты и через изучение демонстрируется культурологическая природа «перечней зим».
Анализ индейских летописей степного региона Северной Америки в качестве единого культурного феномена позволил поставить проблему «перечней зим» в ряд не только исторических или этнографических вопросов, но также и вопросов других областей науки. Междисплинарный подход и сравнительное выявление аналогов историографических традиций других народов обозначили дальнейшую перспективу изучения феномена народной историографии.