автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему:
Подсобная рабочая сила в древней Анатолии по данным "Каппадокийских" табличек

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Рамишвили, Паата Раминович
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Тбилиси
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.03
Автореферат по истории на тему 'Подсобная рабочая сила в древней Анатолии по данным "Каппадокийских" табличек'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Подсобная рабочая сила в древней Анатолии по данным "Каппадокийских" табличек"

ТБИЛИССКИЙ 1Х}СУДЖ!ТВЕННЬЙ ГйИВЕРСИТЕТ им. И.А.ДЛЛВАХИШВИЛИ

На правах рукописи

- * РАМИШЗИЛИ Паата Раминозич

УДК 9(35).4

ПОДСОШАЯ РАБОЧАЯ СИЛА 3 ДРЕВНЕЙ АНАТОЛИИ

Ш'ДАННЫМ "МППАДОЮЙСКИХ" ТАБЛИЧЕК (НА ПРИЗЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ТЕРМИНА. "ЦУХАГОГ)

Специальность 07.00.03 - Всеобщая история

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

ТБИДЖГ - 1590

Диссертация выполнена в Отделе истории древнего Востока Института истории, археологии к этнографии ш.И.Д.Дкавахишвилп All ГССР.

Научные руководители: I. Доктор исторических наук,

член-корреспондент АН ГССР Г.Г.ГИОРГАДЗЕ 2. Доктор исторически наук Н.Б.ЯНКОВСКАЯ Официальные оппоненты: I. Доктор исторических наук

Н.В.ХАЗАРАДЗЕ 2. Дйктор исторических наук, профессор О.В.ЩИТИШШ ' Ведущая: организация - Ленинградское отделение Института востоковедения Академии наук СССР.

Защита диссертации состоится- " 19 '" ^¿¡¿nf^Jj 1990 г.

часов на заседании специализированного совета

Д 057.03.15 по защите 'диссертации на'соискание ученой степени доктора исторических наук по специальности "Всеобщая история" при Тбилисском государственном университете им.И.А.Дяавахишвили по адресу: 380028, Тбилиси, проспект И.Чавчавадзе I.

С диссертацией мохсно ознакомиться в научной библиотеке Т17.

Автореферат разослан " Л "_ИсЬСО^ 1990 г.

Ученый секретарь специализированного совета, ;

доктор исторических каук,

профессор fi. К.Д.Антадзе

в

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТ1ЕСА РАБОТЫ

Актуальность теш. В изучении истории древиевосточних обществ особое место занимает дохеттский период древней Малой Аэти (Анатолии), известный в научной литературе под именем эпохи "кал-падокийских" табличек, хронологически относящихся к началу fi ти-сячелетия до н.э. (к ХХ-ХУШ вв. до н.э.). Эти таблички привлекли внимание исследователей уке с конца прошлого столетия, когда они появились на базарах турецких городоз и з европейских лавкаЛ древностей, вследствие незаконных "раскопок", производимых турецкими крестьянами. Название их происходит от.греческого имени ыалоазий-ской области - Каппадокии. Таблички представляют собой, главным образом, договоры и письма ассирийских купцов, которые поселились в центре Малой Азии, и вели там ¡кирокомаситабнуа (по тем временам), оживленную торговлю как с местным населением, так и кителями других районов.

Известный чешский ученый Б.ГрознкЗ в 1925 г. первым обнаружил и частично раскопал торговую колонию древнеассиркйс'кпх купцов у холма Ккшь-тепе ("Холл Пепла"),'в 19-20 км к северо-востоку от современного турецкого города Кайср.ри, под который скрывались развалины древнего города Кгнияа~.-Б.Грозный наиел там около тысячи клинописных табличек из архивов староассирийскнх торгс-

о

внх 'гакторий, изданных впоследствии в двух томах . S ТЭ48 году возобновились систематические раскопки Кпль-тепе czmsn турецки::

1. Б.Нгогпу, Rapport prelininaire sur les fouilles tchécoslovaques du Kultépé, Syria, 8, 1927, о.1-12.

2. B.Hroziiy, Inscriptions cunéifornes du Kiiltepc, Praha, 1952; I/.Matous, Inscriptions cuneiforiaea du KÏîltepe, vol.IX, J?rr.ha, 1962.

археологов.под руководством Т.Эзиоча . На сей день найдено около ' 20.000 "каппадокийских" табличек, но издано не более одной пятой собрания этих архивов. Обработанные учеными письма (2/3 архивов), документы (треть архивов), воссоздают обстоятельную картину жизни и деятельности как ассирийских купцов, так и представителей местного, анатолийского общества, начиная с простых гравдан.'до высших властей: правителей местных городов-государств.

Древневосточные 1УЛшописные источники, вплоть до лоздке-ва-вилонсккх, неоднократно упоминают социальный термин - suhärwn (форт мул:ского пола) и ouhSrtian (соответственно - женского пола). Сзмантика термина "цухарр.:"/"цухартум" в двух самых значительных , словарях аккадского языка, по контекстам с указанием мест и времени его появления, раскрывается следующим образом:I. А. ребенок, мальчик, подросток', зоноаа; Б. слуга, подчиненный, служащий; Д. А. ребенок, девочка, девушка, молодая женщина; Б. служанка, работница.4 . ' .

Следует отметить, что корпус "каппадокийских" клинописных текстов П тысячелетия дс н.а. (впрочем как и все остальные письменные источники указанной эпохи) отличается обилием нюансов для ключевых терглинов общественных моделей. Это обстоятельство крайне важно, и как правило, словарями ке учтено. Поэтому монографические исследования всегда имеют списки терминов, уточняющие их перевод в соответствии с бытованием слов в данном архиве. Появление статей, опирающихся исключительно на словарные контексты, участив-

3. ï.ôzgtiç, Atrsgratungen in Kultepe 1948 (TÎK Yayinlarindan, V serie, M 10), Ankara, 1948.

4. W.von Soden, AkicatliBch.es Handy; ör t e rbuch, Wiesbaden, о. 1109. (Сокращенно Aíiw ) и Tiie Assyrian Dictionary of the University

of Chicago, vol.16, 0.231. (сокращенно cad ).

шееся с вкходом в свет словарей-аккадского языка Alb п CAD, все без исключения, нуждаются в дополнительной проверке и согласовании с поархкЕнсй обработкой материалов. Этот момент и учитывается Kai® в настоящей работе.

"Каппадокийские" таблички, составленные на староассирийском диалекте аккадского языка, изобилуют термином "цухарум"/"цухартум" и дают многосторонние сведения о кем. Однако по сей день специалисты, изучавшие историю древней Анатолии по данным письменных источников и.осветившие широкий спектр политико-экономических и культурных аспектов жизни малоазийского общества, не уделяли должного внимания интересующему пас термину. С другой стороны, ассириологи, обрабатывая староассирийские тексты, не могли обойти полным молчанием термин "цухарум" и по мере возможности старались хоть вкратце давать собственные варианты толкования контекста термина или понимания его без сопоставлений разных периодов. Вопрос цухарумов собственно "каппадокийских" документов оставался открытым, монографл-чески не рассматривался никем. Следовательно, актуальность диссертации заключается в том, чтобы осветить всесторонне этот вопрос, остававшийся до сих пор в тени, и тем-самым открыть реальную возможность обогащения новыми сведениями отрезок истории древней Анатолии, когда создавались "каппадокийские" таблички.

Цель и задачи исследования. Б определении места и роли цуха-руу.ов/цухартуьтав в общественной яз'.эет дреэнеаиатоляйского общества, ключевую роль играет торговая организация карума Каштп - bit karim, с которой теснейшим образом были связаны все участники международной торговли, имевшей место в Калой Азии вышеуказанной эпохи, в том числе, естественно, и цухарумы. Понимание природы и структуры торговли во многом обусловливает правильное решение поставленной нами цели: всесторонне изучить категорию кнтересущих на"

6 с;

людей,;составлявших одно звэно в целом механизме торговли 'и несших "довольно емкую функциональную нагрузку.

Хронологические рамки. Поставленные в исследовании задачи обусловили и хронологические рамки диссертации. Работа охватывает в основном начало П тысячелетия до н.э., в частности, ХХ-ХУШ вв. до н.э., с привлечением материалов эпохи более поздних периодов из Мари. (ХУШ-ХУП вв. до н.э.) и Нузтт (ХУ-Х1У вв. до н.э.).

Научная новизна темы зашивается в том, что впервые в истории изучения "каппадокийскнх" табличек был собран и систематизирован обширный материал о термине цухарум, рассеянный до этого в тысячах текстов. Впервые дается полное определение термина методом .сопоставления многочисленных контексюв с добавлением'параллельно-нсго материала, из соседних, одновременных по эпохе ближневосточных стран. Впервые на основе фактического материалы стало возможным определить место и роль цухарум'оз^цгхартумов в калоазийском обществе, выявить источники их происхождения, а также социальный • статус.

Практическое значение. Материала и выводы диссертационной работы могут быть использованы в процессе преподавания истерии древ-, него Востока, в частности, истории Малой Азии и-Месопотамии, на исторических и восточных факультетах университетов, а такке на-историческом факультете-пединститутов. Диссертация иллксгрирует возможности и диапазон современных методов исследования клинописных документов к, в данном аспекте, может быть использована в качестве методической основы для дальнейших работ, посвященных проблемам истории народов древнего Востока.

Источник« и литература. Работа базируется в основном ка клинописной документации из Кюль-тепе (Каниш), хотя для полноты общей

картины использованы и письменные источники из Аликара (др.Агл-кува)5:

Изучению истории дохеттского периода Малой Азии посвящено

немало чрезвычайно ва-хнкх и актуальных работ. Особенно следует ог-

р 7

кетпть работы Юлиуса и Хилъдегард Леви и Беннс Ландсбергера , являющиеся твердой опорой в процессе исследования эпохи "каппадоккй-ских" табличен. Следует отметить монографии и отдельные статьи К.Балкана8, Е.Бильгича9, Т.Ззгюч и Н.Эзпач10, Стейенса11,

5. I.Gelb, Inscriptions from Alishar and Vicinity (OIP XXVII),.

Chicago, 1935.

6. J.Lewy, On some Institutions of the Old Assyrian "Enpire, (Ii'JCA XXVII), 1956; Some Aspects of Comncrcial Life in Assyria and Asia Minor in Nineteenth pre-Christian Century, JAOS, 78/2, 1958; H.Lewy, Ifotes on the Political Organization of Asia i'i.nor at the Time of the Old Assyrian Texts, Or 33/2-3, 1964.

7. B.Landsberger, Assyrische Kandelskolonien in ICleinaaien aus deir. dritten Jahrtausend, Der Alte Orient, Bd.24, Heft 4,Leipzig,1525.

8. K.Balkan, letter of King' Anum-hirbj. of I.:ar.a to Kir.3 Yfarshsaa of Xanis, (TTKY, VII. Seri, 31a),^Ankara, 1957.

9. H.Bilgic, Eis liiriheirii.sch.en Appellativa der Kappadokischen Teste und Ihre Bedeutung für die Anabolischen Sprachen (TTK basi-nevi, ETCP, II 96. SuKeroloji en3titüsü yayinlari, S 3), Ankara, 1954.

10. ".Qsgüc, An Assyrian Trading Outpost, SA, 208/2, 1963; H.Qc-güc, Preliminary Report on the 1951 Excavation at Kültepe, Belleten, 17, 1953.

11. .J.Stephens, Personal üar.es fron Cuneiform Inscriptions of Cappjidocia, "e'.v Haven, 1928.

■ А.Гетце12,-П.Гарелли13, ЛЛ.'.атоуша14, Х.Хирша15, Б.Кинаста16, Л..0рлина17, -К.Р.Веенхофа18, КЛ'.Ларсена12, В.Донбаза20, И.М.Дья-

от 99 по

коноза , Н.Б.Янковской , Г.Г.Гиоргадае'и др.

Уке в сагаж пзрвкх публикациях "каппадокийских" табличек по-•язляэтся термин "цухарум". По мере роста новых изданий (автографические и транслитерированные тексты) он стал попадаться все чаще. Весьма.интересны те попытки интерпретации термина, которые делали исследователи в разное время.

12. A.Goetze, Kleinasien, Munchen, 1957..

13. P.Garelli, Les Ansyriens en Cappadoce, Paris, 1963.

14. L.HIatous, Bemerkungen ?un Altassyrischen Dialekt von Kultepe, ArOr, 40, 1S72.

15. H.Hirach, Zusi Altassyrischen, Orientalia, vol.41, Paso. 3, 1972. .

16. B.Kienast, Die Altassyrischen Texte, Berlin, 1960.

17. L.L.Orlin, Assyrian Colonies in Cappadocia, the Hague, 1970.

18. K.R. Veenhof, Aspects of Old Assyrian Trade and its Terminology, Leiden, 1972.

19. №.T.Larsen, The Old Assyrian City-State and its Colonies, Copenhagen, 1976.

20. V.Donba-z, Keilschrifttexte in den Antiken-Museen zu Starabul, vol.IX, Stuttgart, 1989.

2". И.М.Дьяконов, Развитие земельных отношений в Ассирии, Ленинград, 1949.

22. Н.Б.Янковская, Клинописные тексты из Киль-тепе, Москва, IS68. *

23. Г.Г.Гиоргадзе, Habi cimmiltim "каппадокийских" табличек, БДИ, й 4 , IS66; его же, Очерки по социально-экономической истории Хеттского государства, Тбилиси, 1973.

Первш, кто обратил внимание .на термин "цухар.угд"/"цухарту;.'1",

пл

сопроводив его переводом, был Ю.Леви (1922г.). Спустя три года Б.Ландсбергер в своей рецензии на указанную работу Ю.Леви писал: " зийагшп - это лицо, стоящее ниже по рангу (по чину), потому что ' зиЬагшп безо всякого сомнения берет начало от ваЬЕгип "быть маленьким", так что можно выдвинуть следующее сопоставление заЬ5гип:

зиЬагшп, но гаЬаит "быть большим": £ЦЬаЩЗ "пркнц" ■ . Ю.Лезя включил это наблюдение в свою очень интересную работу, опубликован-

ОС

ную в 1929 году. ■ По представлению Ю.Леви, "цухарум текстов Кюль--тепе не означал "постоянно несвободного" лица, т.е. "перманентно проживавшего в зависимости, ш в рабстве". Скорее всего цухар.ум -это лицо, которое было "маленьким" в своей профессии, т.е. зависимым в том смысле,-что в своих решениях он был несвободный клерк, служащий у'купца, другими словами ассистент". В 1930 году Ю.Лези вместе с юристом Г.Айссером опубликовал фундаментальную работу по

оп

правовым документам из "каппадокийсккх" табличек, в которой тале трактуется интересующий нас термин: "Означают ли очень часто встречающиеся в "каппадокийских текстах аиЬ.агда. и зиЬагУат • подростков или девушек, или как предположил Б.Ландсбергер, "слукшдпх", является предметом дискуссии. Разные отрывки, упоминающие эти термины, дают различные друг от друга значения. Эти слова, исхода из документов семейного права, долены означать по смыслу "подростка" г:

24. J.Levjy, Studien zu den Alte.3syrischen Sexten aua Kappadokien, Berlin, 1922. Ученый предложил переводить цухагум как "Kind", а цу^артум, как "Mädchen". По наблюдению автора, оба тс-р-:.ста чаще всего встречаются рядом с термином wardum - обозначавшим, как известно, раба.

25. B.Landsberger, OLZ, Nr.4, 1925, с.229-233.

26. J.Lew'y, КТВ1., с.24.

27. G.Eisser-J.Iev/y, Die Altassyrischen iieohtgurkunden vors Koltepe, - «VAG, 33/1-2, Berlin, 19ЭС, c.4.

"девушку". Л в письмах и других документах создается впечатление, будто они "слуги, батраки". Б наага будущих работах о семейном праве, мы намерены разобрать проблему: действительно ли эти слова имеют различные значения". Несмотря на это, Ю.Леви, по неизвестным нам причинам, больше не возвращался к проблеме духарумов.

Из более поздних исследований ассириологов, можно отметить статью М.Т.Ларсена, где термин "цухарум" рассматривается только с целью сопоставления его с термином "рубаум", т.е. автор пользуется игл настолько, нас кольцо это нужно было для сравнения одного с другим, не идя дальше. Эту яе мысль М.Т.Ларсен повторил и в своей мо-

па

нографии.

, Во всех остальных работах ученых, как правило, даются лишь переводы термина в соответствующих контекстах без сопоставлений.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации изложены в опубликованных статьях и тезисах к докладам, с которыми диссертант выступал на Всесоюзной научной конференции по Древнему Востоку (Даугавпилс, 1985 г.) к на международной конференции ассириологов Еулму 17 (Познань, 1989). Отдельные части диссертации были заслушана на семинарах Отдела истории древнего Востока Института истории, археологии к этнографии им.И.А.Джавахишвили АН ГССР (Тбилиси, 1986, 1937, 1988, 1989). Диссертация обсуждена на заседании указанного отдела, а также на заседании Кафедры истории древнего мира Тбилисского государственного университета'им.И.А.Джавахишвилз " и была рекомендована к защите.

Структура и основное содержание диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав и заключения.

28. K.T.Larsen, Tiio City and its King, crt the Old Assyrian Xotion of Kingsilip, XIXe rencontre asa.vriolofiique international, Paris, 1971 K ero see OACC, c.124.

Во введении отмечается, что сложный и порой хаотичный процесс международной торговли в целях саморегулирования и соблюдения определенных правовых норм породил центр самой торговой организации -карума Каниш - bit kgrim "дома (торговой) общины", (букв.'"гавани"), что указывает на высокое развитие общества, где она возникла. Все вышесказанное четко и великолепно аккумулировано в т.н. "Уставе карума Каниш", являвшемся.отправной точкой для понимания смысла и назначения ее центра.

Условно названный ассириологами как "Устав", т.е. текст о порядке функционирования карума Каниш, состоит из трех сильно фрагмен-

OQ

тированных небольших табличек. Исходя из содержания Устава, выясняется, что торговая контора - bit karim, обслуживала, с одной стороны, торговую общину Каниша - кйпш, а с другой - частных купцов - v/Gdum. Поэтому следует различить собственно торговую общину Каниша и торговое объединение Каниша, включавшее иноземных купцов,приписанных к торговой общине и участвовавших в выборах должностных лиц этого объединения: казначея и состава обязательного недельного присутствия. В Уставе общины регламентируются права и обязанности частного купечества, которое подчинялось решениям торговой общины Каниша (awSt kárin Kanis ). В случае нарушения правил торговли между торгувдими, пострадавший мог обратиться к судьям торговой организации и добиться выполнения обязательств по судебному решение.

Устав торговой общины Каниша регламентирует организацию управления ее следующим образом: писец (секретарь конторы) созывает об-аее собрание всех участников торговли "от мала до велика" (долог rabí ). Первые - это и есть те самые, почти никогда не называемые

29. G.К.Driver and J.C.LIiles, The Assyrian lav:a, Oxford, "935, с.376 и СЛ.

по имени, "малые" (аиЬагиш ) - объект нашего исследования. Они состояли преимущественно на посылках у купцов, но-вместе с тем распоряжались деньгами и товарами своего хозяина, участвуя в разных торгово-финансовых операциях. Однако, по Уставу торговой общины им было запрещено являться в контору по денежным делам. Вторая группа в составе общего собрания торговой общины - "великие" включала и дворцовую администрацию Каниша, участвовавшую в торговле в основном в качестве вкладчиков.

Большинство' членов торгового объединения Каниша относилось по своему юридическому положению, очеввдно, к средней прослойке, наиболее значительней количественно й представляющей основную массу , действующих лиц. Полагаем, что к ней относились и ассирийские,аморейские и другие купцы, являвшиеся представителями частного купечества (у'ёашп ), которые, обладая крупным состоянием, фактически играли ведущую роль. .

Характеризуя торговую общину карума Каниш, нельзя хоть коротко не коснуться семантики самого термина карум (кагит ) и дополнительного к нему вабартум (у.'аЬшЧит ), для полноты общей картины, на фоне которой шла международная торговля в древней Анатолии, и не только б ней.

Первый тер,тан буквально означает "гавань, пристанище-". Он заимствован вместе с клинописью из среды, для которой были характерны торговые поселения на Тигре и Евфрате, важнейшим водным магистралям Месопотамии. В "каппадокийских" текстах так обозначаются поселения, как правило, не связанные с речными артериями, поэтому здесь термин удобнее переводить как "пристанище".

Второй термин - эдаЪаг ию, обозначает бесспорно менее значительную организацию. Ученые переводят это слово как "стан", для отличия от карум.

Сходство двух организаций состоит в том, что они обе имели контору (bit fcgrim и bit ubrim ), в которой заверялись документы на оформление ссуд и платежей по ним. В то же время стан (но нэ пристанище) представлял своего рода гостиницу. Письмо BIH 4, 167 - единственный текст, содержащий свидетельство о существовании обоих ввдов поселений в одном городе Зальпа.

Разница в характере обоих поселений состояла в том, что kgrun имел автономное управление типа городской общины (Наш. ), иначе говоря, свое народное собрание, объединяющее граждан "от мала до велика", упомянутое нами выше, и своего выборного главу совета (wav-lum ). Подобного для wabartun-a ке засвидетельствовано, напротив, по содержаниям текстов создается впечатление, что станы подчинялись пристанищам. ■

Всего по письменным источникам "каппадокийских" табличек насчитывается 11 карумов и 12 вабартумов.

Возвращаясь к вопросу какитпской торговой общины и к проблеме международной торговли в целом, ш особое внимание акцентировали на самих организаторах этого сложного процесса, т.е. на конкретных лвдях, благодаря активности которых мы имеем возможность реально представить (на основе ими оставленной переписки) все 'перипетии, сопровождавшие торгово-финанссвую жизнь малоазайсного общества. Стеркнезая нагрузка, бесспорно, падала на глав семейных торговых фирм ашшурцев, основавших в городах-государствах древней Анатолии фактории, просуществовавшие на протяжении яизки трех поколений. К сожалению, поархивное издание наследия ассирийских купцов ограничилось одним великолепным подбором текстов М.Кчхисара, ка-

ОА

сающихся деятельности крупнейшего оптовика ймдИлума . Остальные 30. li.Ichisar, Les Archive du Marchand Indilunr, Paris, 1930.

архивы, в частности, (не менее крупных оптовиков), Путаукена и АмурИштара (ассирийцы),'и Кнаии и Перувы (местные), пока еще не изданы, что сильно тормозит выявление новых сопоставлений с известными сведениями о них. Поражает ма'сштабность торговых операций, проводившихся этими людьми, оптовиками-миллионерами, что особо следует подчеркнуть. Преодолевая огромное расстояние из Ашура в Анатолию (приблизительно 1000 км), среди опасностей и лишений, ассирийские купцы освоили не только рынки самой Анатолии, но и некоторых еще более отдаленных районов. Это подтверждается отдельны-

77" "3 о

ми документальными сведениями из Эблы и Пальмиры .

Пригород Каниша, в котором обосновалось иноземное купечество, «наряду с местными жителями, составлял неотъемлимую часть Каниша и поэтому он фигурирует в текстах под тем же названием. Следует отметить одну существенную особенность архивов иноземных купцов пригорода Калика: в них, как правило, не называют имен представителей местных организаций. Анонимность представителей местных гражданских организаций объясняется тем, что иноземное купечество не имело к ним прямого отношения. Контакты с местными властями, исходя из текстов, ограничивались выплатой им пошлины (Шя.^шп ), обя-зателышм предъявлением товаров во дворец, который имел преимущественное право покупки товаров и выяснением отношений мекду купцами в связи с невыполненными обязательствами. Однако это ке означает инородность торговой организации (когип ) Каншна в системе каниа-ской адажнистрацин. Дело в том, что официальные представители кз-рума также анонимны: для ассирийских архивов Нашила харак*ерны до-

31. Древняя Збла (Раскопки в Сирии), Составление и введение П.Мат-тиэ, Общая редакция И.М.Дьяконова, Москва, 1985, с.30.

32. Й.Ш.Шифман, Палъмирский пошлинный тариф, Москва, 1980, с.16.

кументы о ссудах, полученных от "купца" (¿апкогии которо-

го не названо в документе, и письма, адресованные такому же "с зымянному" представителю торгового общества (гпдкагып ), рядом которым фигурируют перечисленные по именам компатриоты адресата. Упоминание анонимного купца не только в документах, но и в частных письмах указывает на то, чтс речь идет об официальном представителе местной торговой организации.

Интересы местной гражданской администрации и торговой организации в ряде случаев не совпадали. Из соображений выгоды местныо граждане (отИ й ) и сама торговая община иногда поддерживали ассирийских купцов, помогая юл обойти контроль государства. Кроме этого, в Анатолии ассирийские купцы неоднократно пользовались контрабандными методами при ввозе товаров, что наглядно отразилось в письменных источниках. Подобные поступки строго карались властями малоазийских городов-государств. Все вышеприведенные случаи доказывают, что канишское 1шозеглное купечество но являлось хозяином положения в древней Анатолии.

Вся деятельность канишского торгового объединения дергалась на многостепенном взаимном кредите, начиная с мелкой розничной торговли, в которой к 10 сиклей серебра были значительной суммой и кончая караванной торговлей, от итогов которой зависели судьбы крупных торговых обществ - фактических хозяев торгового объединй-ния.

Под формой кредитно-долговых отнопенкй "каппэдокпйских." таб.-;.: чек можно различить разные виды сделок. По нормам обычного прз:ш во всех странах Передней Азии рассматриваемого нами периода, праь-кредитора удовлетворялись, в первую очередь,, независимо от поло:.. ния кредитора в данной гражданской или семейной сбщике. Стим м<..";

33. Р.ЯагеШ, ук.соч. с.242.

объяснить проникновение иноземных купцов в торговую общину Каниша. Ссудные сделки между участниками канишской торговли делились на две основные группы: беспроцентный заем, становившийся процентным с момента просрочки платежа, и процентные займы, по которым процент начислялся с момента выдачи ссуды. Характерной для канишского объединения во всем параметрам являлась первая группа. При всей общности интересов местного и иноземного купечества, в практике местных купцов и иноземных было одно существенное расхождение:

ассирийские купцы, как правило, избегали вкладов в недвижимость,

34

ограничиваясь краткосрочными торговыми ссудами, так как само их

пребывание в Малой Азии зависело от политической обстановки, кото-

Я5

рая кстати, стабильностью не отличалась. Местные же купцы, наоборот, давали долгосрочные ссуды, гарантированные отработкой заложников и передачей недвижимости в антихрезу, в пользовании кредитора

ос

до уплаты займа, и под ипотеку. Таким образом, кредитные сделки ассирийских купцов Каниша были преимущественно посредническими и не затрагивали основ общественного строя тех стран, в которых они торговали ради прибыли. Операции же местных купцов представляли сделки и кабального кредита, выходившие за пределы накопления в.. сфере обращения, перестраивая само производство своих стран, сообразно рыночной конъюнктуре.

Касаясь данных о высоте процентной ставки, считаем нужным привести чрезмерно важный вывод, сделанный ассириологом П.Гарелли об особенностях ссуд: средняя годовая ставка - 30% годовых, известная

34. И.М.Дьяконов, ук.соч., с.22, 25, 35 и сл.

35. К.Balkan, ук.соч., с.8.

36. Н.Б.Янковская, ук.соч., с.35.

37. J.Lewy, Old Aasjrian Documents from Asia Uinor (AKDO I, c.91 и П с.ill и сл. ).

в качестве договорного процента общины (к!та ам^ каг1т ), соблюдалась при ссудных операциях как между компатриотами - т.е. асси-

гэа

рийцами, так и между ассирийцами и малоазийскими купцами . Этот процент характерен для.сделок между всеми участниками торговли, являющимися членами международного объединения. Существенно однако, что в кредитных сделках между контрагентами-семитами процент-

39

ная ставка в одном случае падает до 10%. В ссудах же предоставляемых семитами анатолийцам, процентная ставка не встречается ниже 2Ъ%. Это свидетельствует, видимо, о существовании среди семитов льготного тарифа для ссуд, поскольку их торговые общества зависели от дальних перевозок в отличие от местного купечества Малой Азии. Этот факт никоим образом не доказывает, что торговая община Каниша принадлежала ассирийцам.

Завершая общий обзор международной торговли, со всеми ее особенностями и характерными чертами, мы, тем самым дали необходимый фон, без которого исследуемый нами социальный термин "цухарум"/ "цухартум", подразумевающий особую профессиональную группу людей анатолийского общества, выглядел бы отвлеченным и бледным, несмотря на богатый фактический материал, которым мы располагаем.

Во зсем корпусе клинописных текстов нет такого обилия подробностей деловой жизни, как в переписке из частных архивов торговой общины Каниша. Абсолютно доказательные могут быть только факты, поэтому главным, как отмечалось вше, в.нашей работе будет организация фактического материала, хотя и с учетом предлагаемых разными исследователями толкований ключевого термина - "цухарум". С упором ¡¡а реконструкцию живых контекстов цельного мировосприятия

38, Р.СагеШ, ук.соч. , С.262.

39. Н.Б.Янковская, ук.соч., с.36.

ог.охи древности, еще не осложненной возникновением военно-админи--тоативных образований, которые сложились в Передней Азии позже, з следующем тысячелетии.

Первая глава диссертации - "Термин цухарум и вопрос возрастной отратификации" - условно разделен на две части. В первой части предоставлен анализ семантики самого термина "цухарум"/"цухаргум" с привлечением параллельного материала из других ближневосточных стран 11 тысячелетия до н.э. (в первую очередь, архивов Мари и Ну-эй). На основе рассмотренных текстов, делается вывод, что термин "цухарум" не всегда обозначал детей и подростков (обоего пола), а большинстве случаев прилагал к лодям совершеннолетним, закончив-■ним свое физическое развитие и составлявшим особую профессиональную группу, занятую в сфере торговли у купцов и у других лиц, кс занимавшихся торговлей.

Вторая часть I главы касается вопроса возрастной стратификации ■цгхарумов. Хотя "наппадокийские" таблкчш* и не содержат прямых сведений о возрасте цухарумов, данные такого рода из древневавилонских источников предоставляют важные сведения в этом направлении. Выясняется, что цухарумом мог быть и пожилой человек. Правда, в наших текстах речь идет только о молодежи, ко можно предположить, что "мальчик" или "девочка", начиная служить цухарумом у кого-нибудь, лог оставаться в том же положении на протяжении всей своей деятельности. Хотя могло быть и иначе - проявив трудолюбие и талант, цуха-тм имел все шансы стать самостоятельным дельцом в мире бизнеса, .а уровне предположений, можно представить существование т.н. "ин-'.тута" цухарумов, который прослеживается на уровне подготовки уча-•.иков мевдународной торговли между Ассирией и Анатолией. Архислож-.¡рсцессы торговли требовали специальной подготовки молодежи для ■гго заключалось в привлечении цухарумов с самого отрочества в

постижение сути торгово-чринансовых дел. Тренинг сопровождаемой каждодневной практикой, протекавший в суровых условиях, сопутствовал будущему становлению цухарумов перспективными дельцами. Нагла мысль хорошо переплетается с текстом кт$ 15, на основе которого нами было выдвинуто предположение о наличии возрастных групп ср'.-ди деловых лцдей в "каппадокийских" табличках. В интересующем нг.--контексте из письма ктз 15 говорится: "... (28) Когда я был мал и ничего (29) не сопровождал, я всегда к твои.! услугам (30) оставался. (Ни) запросов и (ни) мерзостей (31) не желал. Теперь я (32) в твоего младшего брата (33) на самом деле превратился,(34} а мы ведь знатные люди..." В нем отображена ступенчатая последовательность возрастных групп. Все это имее: прямое отношение к вопросу о возрастной стратификации цухарумов. Структура иерархии возрастных групп, выявленная нами, на примере письма ктз 15, схематично выглядит так: малые (цухарумк) - братья (младшие/староие -отцы. Надо отметить, что данная структура отображала не только возрастную стратификацию, но и, видимо, существовавшую: служебную иерархию торговцев эпохи "каппадокийских" табличек.

Вторая глава - "Источники происхождения цухарумов". Одним из главных источников являлась купля-продажа цухарумов, о которой свидетельствуют изученные нами тексты (их всего иссть). Например, отрывок из текста ¿зон ц, а 4А: "... (5) Возьми моих цухарумов и (10) за серебро продай их..." Однако, ка куплю-продажу этих людей, в отличие от купли-продажи рабов и рабынь, специальные контракты не составлялись. Письма об этом были обнаружены в архивах купцов. Эта практика в "каппадокийских" табличках отразилась слабо и, видимо, не имела в древней Анатолии широкого распространения. Цены на цухарумов явно колебались и, наверное, зависели от возраста, пола, профессии и других данных. Самая высокая цена цухарума, 30

сиклей серебра, зафиксирована в тексте 01Р ХХУП, 18: "... (5) Так . сказал АмурАжшур (6) Тазкулу:(7) "Двух быков и ягненка (8) я возвратил тебе. (9) За один месяц моего цухарума, (10) по соглашению, ты должен был мне вернуть. (II) Ты не вернул мне (12) (того) кого взял". (13) Так ответил Тазкул (14) АмурАшшуру: (15)"Верно, моих двух быков (16) и ягненка по соглашению (17) ты возвратил мне. (18) За один месяц цухарума (19) я должен был возвратить, но (20) я не возвратил (его) к тебе. (21) 1/2 мины серебра (т;е. 30 сиклей) я отвешу тебе".

К следующему источнику происхождения цухарумов можно отнести их наем и залог.. Наглядный пример тому фрагмент из письма СопЬаг 54: "(I) Один талант 30 мин шерсти, (2) выданный рукой Ададэнама (3) (эквивалент) за работу, сделанную (4) твоими цухарумаьи..." Но судя по собранному к этому вопросу материалу, можно заключить, что подобная практика также не была широко распространена в древней Малой Азии и вряд ли она являлась ключевой.

Проблема, откуда происходили цухарумы, слабо освещена в "каппа-докийских" табличках, поэтому приходится высказать только предположения, в ряде случаев подкрепленные данными соседних с Анатолией ближневосточных стран.

Основная масса торговцев-иноземцев (в том числе, в первую очередь, ассирийцев) была свободной по социальному происхождению. Среди них происходил процесс имущественной дифференциации, вследствие чего образовались слои крупных купцов и малоимущих. В источниках засвидетельствованы случаи, когда рядовые семиты брали в долг у состоятельных купцов под гарантии возврата долга. В случае неуплаты долга в срок, дела заканчивались продажей недвижимой, а иногда и движимой собственности. Порой лвдей отдавали в наем на определенный срок. Это — специфика документации "каппадокийских" табличек

более позднего слоя карума 1в, когда объем документации сократился в сто раз. Исчезают краткосрочные льготные сутам, заменяясь долгосрочными, кабальными. Предполагаем, что рабочая сила, попадавшая в руки купцов и других частных лиц, пополнялась в это время через долговую кабалу. В число таких людей должны были в/одчть и цухарумы - видимо, их покупали, заплатив соогвегсгвукхдую цену серебром, или возможно, получали как компенсацию за неуплаченные долги. Таким образом, долговая кабала могла стать одним из главных источников происхождения цухарумов.

Определенная часть цухарумов, работавшая у купцов или у частных лиц, по-видимому, происходила из слоев свободных граждан (хотя и малоимущих). К сожалению, подобные ф~кты не отражены в "кал-падокийских" табличках, но примеры соседних, современных по эпохе стран, дают возможность предположить существование аналогии и в Анатолии.

Суммируя вышесказанное, можно заключить, что' цухарутя; разными путями попадали к купцам и лицам, не занимавыимся торговлей. Они могли происходить как из слоев бедных свободных граждан, так к из рядов несвободных лвдей.

В третьей главе - "Виды трудовой деятельности цухарумов" отражен широкий спектр их деятельности с привлечением разностороннего фактического материала. Он сгруппирован тленно по вида'.: трудовой активности интересующих нас лкдей: а) перенос груза; б) уход за скотом; в) уход за людьми; г) упаковка товаров; д) купля-продажа товаров и финансовые операции; е) охрана товаров; е) разные работы. Вот примеры, отображавшие все виды трудовой деятельности цухарумов. Тексты: зи 4, 48, "... (21) пусть пакеты (весом) в 10 мин (22) и 15 мин сделают и (23) пусть зухарумы (24) н город внесут... "

АТНЕ 46, "(17)... Здесь (18) ослов я содержу и, (19) согласно твоет гду распоряжению (20) мой цухарум заботится о них". ССТ 2, 40а, "... (9) цухарумов (10) предупреди, чтоб они (II) накормили их•(т.е.людей)..."

ЬсусоиНл 32.10, "(28) цухарум СабазиЙ (29) должен серебро и медь опечатать и упаковать".

КТН 14, "... (7) мой проводник и твой цухарум (8) пусть медь (9) за серебро или золото (10) отдадут (т.е. продатут)". АТНЕ 62, "(37) Если ты в Тшилкшо (38) пойдешь, (то) металл ашиум который (39) с собой взял, в надежном доме (40) в Тимилкии оставь, (41) а одного твоего цухарума, (42) который (надежен) как твоя собственная голова, оставь..." , КТК 19, "(18) Если цухарум (19) из Залыш (20) возвратился, (то)

вместе с (21) ПилахИштаром его отправьте".

Исходя из перечисленных пунктов, становится очевидным, что цу-

харумы принимали активное участие в торговле и в финансовых делах, выполняя разные поручения своих хозяев (однако, располагаем и такими сведениями, когда цухарумы не выполняли поручений, хотя крайне малочисленными). В ряде случаев цухарумы действовали как полноправные представители купцов. Вместе с тем выясняется, что цухару-ш служили не только у торговцев, но и у местных граждан, не причастных к торговле: в том числе у должностных лиц в административном аппарате анатолийских правителей.

Цухарумы представляли вспомогательную рабочую силу, применяем ■ в разных сферах для самых разнообразных работ, являясь помощ-'-ами старших, порой заслуживающими доверия в самых ответствен:, ^лах.

В заключение отметим, что таким образом, речь идет о формировании на уровне исполнителей - самом важном для реализации усилий какой-то ни было власти. Нет такой сферы, где бы цух ар умы не действовала, поэтому так -важен был вопрос их надежности. Значение этого вопроса возрастало шесте с ответственностью дела, а ш поручались, как уже говорилось выше, труднейшие операции, кроме простых, требующих только физических сил молодежи.

' В четвертой главе - "Общественно-социальное положение цдару-мов" рассматриваются две проблемы. Первая, касается сведений об этническом составе цухарумов. Обработанные нами тексты показали следующую картину: цухаруиы крайне редко упомянут с собственными именами (всего четыре раза: ДанИли, виг е,124; ШуИштар, ССТ 2,13; Иштарбели ктз 30 ; Кулума, -ВХй 4,190) и все они семитского происхождения. Причина этого явления объясняется тем, что археологи качали раскопки в Канише с северной- его части, где проживало преимущественно семитское население. Дальнейшее изучение новых, еще нерасшифрованных "каппадокийских" табличек, по нашему глубокому убеждению; выявит и несемитские, местные тлена цухамуров, существование которых вне всякого сомнения.'

После обработки пространного материала "каппадокийских" табличек, содержаиого сведения о цухарумах, нагл представляется возможным определить и общественно-социальное положение цухарумов в древ-неанатолнйском обществе.

Тот факт, что цухарумы не занимали высокого положения в общз-стве, заключается в самой семантике термина, имеющего значение "маленький" .• Это основное значение термина указывает на то, что обозначенные словом "цухару?.;" лица являлись "маленькими" лвдьми общества, в частности, торговой общины в Анатолии. Они и подразумеваются в известном выражении "каппадокийских" документов -"от мала до велика",, обозначавшем как уже отмечалось, общее-собрание.

Интересующая нас категория лвдей не занимала ведущее место в производстве материальных благ общества. В основном, как показывают изученные тексты, она была занята в торговле. Их присутствие в домах частных лиц, не занимавшихся торговлей показывает, что и здесь они не создавали материальные блага, а находились в числе домашней челяди- aStapirum, или в числе nía bltim - "людей дома, домочадцев".

Анализ всего материала, обработанного нами показывает, что цухарумы были младшими членами семей, являвшимися подсобной рабочей силой. Часть цухарумов (в особенности купленных) представляли собственность торговцев, ввиду чего их рабское положение не вызывает сомнений. Однако, основную массу цухарумов сами торговцы четко отличали от собственно рабов,•занимавших самую низкую ступень в обществе. По-видимому, их гражданские права были причиной того бесспорного факта, согласно которому цухарумы входили в состав общего собрания торговой общины карума Канкиа.

Подводя итог нашей систематизации фактического материала, рассеянного в канишской торговой переписке, попробуем уяснить вопрос отношения цухарумов к управленческим структурам и структурам ис-г полнительным - двум аспектам формирования общественных институтов и обеспечения их жизнеспособности. Там, где мы имеем факты свободного распоряжения деньгами патрона и его товара'.®, основой действий цухарума является оказываемое ему доверие - это свидетельство ' надежной связи с управленческим уровнем. Цухарум хотя и не распорядитель юридически, но на деле именно он главное действующее лицо - помощник с неограниченными полномочия!®. Это - факты перехода цухарума от состояния подконтрольного и тренируемого для самостоятельной деятельности, к' состоянию круга лиц, действующих на свой страх и риск, круга братьев-компаньонов. В отличие от рабов,

состояние которых было постоянным - оставаться в подчинении пожизненно, ограничения для цухарумов были явлением временным. Вырастая, они превращались в равноправных партнеров-братьев, если им удавалось зарекомендовать себя кал надежных и предприимчивых исполнителей.Суровое содержание в юности: жизнь впроголодь, скромная одежда,выносливость , изворотливость, быстрота и точность в исполнении поручений, не терпящих отлагательств, т.к. скорость оборота - одно из главных требований рынка, всё это воспитывало цухарумов как надежных слуг. Судя по данным о возрастных рамках состояния цухарумов - они типичны для воспитания маленьких граждан с 6 до 15 лет. Безукоризненное выполнение требований старших позволяло им в дальнейшем надеяться на включение в круг опорного поколения торпвой общины: младших, а затем и старших братьев.

Основные положения диссертации опубликованы в следующее работах автора:

1. "Каппадокийские" контракты о купле-продаже рабов и рабынь. (Те-

зисы доклада). Древневосточная культура и вопросы ее преподавания на историческом факультете. Даугавпилс, 1985,. с. 48-49.

2. "Каппадокийские" юридические документы о купле-продаже рабов и рабынь. Археологические изыскания, (сборник статей), Тбилиси, 1985, с.160-170.

3. Сведения "каппадокийских" документов о купле-продате цухарумов. Археологические'изыскания, (сборник статей), Тбилиси, 1286,

с.147-156.

4. Виды трудовой деятельности цухарумов согласно дачный "кэлпадоклй-ских" табличек. "Мацне". Известия АН Грузинской ССР. Серия истории, археологии, этнографии и истории искусства, 1Ь 2, 1989,

с.122-132.

»

5. Некоторые данные "кашшдокийоюос" табличек о деятельности цухарумов. Археологические изыскания, (сборник статей). Тбилиси, 1990, с.291-306.

6. О структуре возрастных групп деловых лздей "каппадокийских" табличек. "Моамбе". Сообщения АН ГССР, т.133, а 2, февраль,

с.437-439, (резюме на груз, и англ. яз.).

р.