автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему:
Подвижничество как феномен философско-религиозного сознания

  • Год: 2006
  • Автор научной работы: Рынковой, Иван Владиславович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.01
Диссертация по философии на тему 'Подвижничество как феномен философско-религиозного сознания'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Рынковой, Иван Владиславович

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. РАССМОТРЕНИЕ ПОДВИЖНИЧЕСКОГО ОПЫТА КАК МЕТОДА ПОЗНАНИЯ. ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТА В ПОДВИЖНИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ

1.1. Проблема методологического подхода к изучению феномена подвижничества.

1.2. Понятие внутреннего опыта (внутренний метод познания). Специфика антропологического процесса в подвижнической практике.

1.3. Понятие внешнего опыта (внешний метод познания) участность - как важный принцип внешнего метода познания.

1.3.1. Проблемы критериологии научно-философского дискурса и общие принципы внешнего (философского) метода познания.

ГЛАВА 2. ПОДВИЖНИЧЕСТВО КАК ФЕНОМЕН ИЗМЕНЕНИЯ СОЗНАНИЯ В ДИНАМИЧЕСКО - ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ КОНЦЕПЦИЯХ ЛИЧНОСТИ

2.1. Антропологическая и онтологическая основы подвижничества.

2.2. Подвиг в науке и медицинской практике.

2.3. Подвиг защиты Отечества.

2.4. Подвиг в экстремальных ситуациях.

ГЛАВА 3. ФИЛОСОФСКИЕ И РЕЛИГИОЗНЫЕ АСПЕКТЫ ПОДВИЖНИЧЕСТВА

3.1. Гносеологические особенности подвижничества анализ основных положений труда свт. Григория Паламы «Триады в защиту священно-безмолствующих»).

3.2. Виды подвижничества, их значение и роль в подвижнической практике.

3.3. Феномен подвига отшельничества: самопознание, умное безмолвие (исихазм), богопознание, духовное созерцание.

3.4. Феномен подвига столпничества: уединение от мирской суеты, безмолвие, самосозерцание, аскетический экстаз, общественное служение.

3.5. Феномен подвига юродства: сознательно-намеренное принятие безумства, скитальческая жизнь, перенесение страданий, общественное служение, проявление бесстрастия как высшей формы святости.

3.6. Феномен подвига старчества.

 

Введение диссертации2006 год, автореферат по философии, Рынковой, Иван Владиславович

Актуальность темы исследования. Наука о человеке сегодня играет особую и все возрастающую роль как в светской культуре и науке, так и в области религиозной философии. В наше время с человеком совершаются глубокие и резкие изменения, которые затрагивают, видимо, сами основы его природы; и эти изменения оказывается невозможным рассматривать как простые следствия каких-то процессов, протекающих в социальной, экономической, исторической реальности.

Этот антропологический кризис породил ситуацию поиска, когда антропологические модели привлекают к себе обостренное внимание. В энергийной антропологии подвига и подвижнической практики выявляется диапазон возможностей изменения человека, выявляются предельные ресурсы этого изменения - и это делает ее сегодня предметом научного изучения.

Интерес к проблеме сущности человеческого бытия, стремление осознать место и предназначение человека в мироздании сегодня являются одной из ведущих линий философско-религиозных исканий. Самопознание и самосознание являются важнейшим условием всей человеческой жизнедеятельности. Природа, сущность, содержание и происхождение человеческого самосознания для научного мышления требуют своего раскрытия и дальнейшего изучения. Сущность человеческого Я скрыта от непосредственного чувственного опыта и экспериментального исследования, поэтому требует особого методологического подхода.

Содержание религиозной сферы, так и формы его взаимодействия с философией очень многообразны.

Возможно ли описание феномена подвижничества в категориях философии?

По словам профессора С. М. Зарина под подвижничеством «в прямом и собственном смысле следует разуметь <.> достижение религиозно-нравственного совершенства», которое «имеет прямой и ближайшей целью приспособить естественные силы и способности человека к восприятию воздействия Божественной благодати, сделать их органом, послушным и удобным орудием для достижения и осуществления в человеческой личности вечной жизни».1

Русский философ Н. Бердяев говорит о том, что подвижничество предназначено для «освобождения человеческой личности». Он определяет подвиг как концентрацию внутренних сил и управление собой и утверждает, что наше человеческое достоинство связано с этим.

Глубинные личностные процессы, происходящие в подвиге и протекающие на границе сознания и сверхсознания, требуют немалых внутренних усилий и нравственной чистоты для того, чтобы открыться внутреннему взору. Сфера данных проявлений человеческой души может быть описана как самостоятельная онтологическая ступень бытия многоуровневого целостного человеческого существа, со своими свойствами и процессами. В итоге намечается многоуровневая система онтологических (бытийственных) характеристик человека, которая может быть соотнесена с категориями философии.

Религиозное содержание выступает здесь как определенная область опыта, не имеющая никакой встроенной герменевтики: не задающая априорных правил и установок своего описания и толкования. Здесь есть разнообразные феномены подвижнической деятельности и сознания, и философия может делать их предметом наблюдения и описания.

1 Зарин С. М. Аскетизм по православно - христианскому учению. Т. 1. кн.2. СПб., 1907. С. 11 - 12.

Проблема подвижничества, а в частности то, как человек проявляет себя в подвиге, и на что способен человек в подвиге, связаны с вопросами философской проблематики; что составляет своеобразие человеческого уровня бытия, основу, фундамент сферы жизни человека?

Человеческий способ бытия отличается тем, что свои активность и поведение он выражает в форме разумной деятельности, всегда имеющей цель, смысл, и которая должна быть соотносима с устремлением человека ко благу.

В динамическо-функциональных концепциях личности специфически человеческими являются такие высшие личностные образования, как иерархия мотивов, направленность, ценностные ориентации. В этом смысле жизнь человека есть подвиг самопреодоления во имя высших ценностей.

Феномен подвига связан с некоей сверхсознательной глубиной души человека, при этом осуществление подвига связано с динамической характеристикой человека, точнее, выражением динамического, энергийного способа его бытия. То есть, личность есть фундаментальная категория, выражающая способ собственно человеческого бытия, она есть носитель интенций личностного духа, центр энергийной активности.

В подвиге мы обнаруживаем новую уровневую способность -разумного самоопределения, которую можно определить как эйдетическое регулирование имеющегося в наличии "энергийного образа". В энергийной парадигме способность ориентировать энергию называется личностной волей. Человек выбирает то, чем вдохновляется его воля, происходит избрание человеком своего бытия, выбор жизненной позиции.

Осуществление в подвиге есть развертывающийся в нашей реальности процесс воплощения нравственных ориентаций человека, процесс борьбы высшего и низшего начала в отдельном человеке и добра и зла в человечестве и мире в целом. Характеристика «осуществления», благодаря разумной способности души человека приобретает характер воплощения эйдоса, идеала, то есть становится креативным (или пойетическим, в греческой терминологии), творческим выявлением человеческих потенций, личностным регулированием реализации энергий.

Это становится возможным в силу того, что человек способен проникнуть в глубины самого себя и тем самым расширить свой опыт в силу единства человеческой природы, что позволяет понимать аналогичный и, возможно более богатый опыт других людей (в нашем случае это подвижнический опыт).

В опыте древних школ подвижничества современному человеку открываются новые пути осмысления реальности и новые ресурсы в его собственной природе. Перед современной наукой стоит задача - увидеть и понять традицию в ее истинной сущности, включая религиозный и мистический опыт.

Из сказанного следует, что необходимо, прежде всего, вникать в древнюю традицию, чтобы понять ее содержание. Подвижничество -феномен специфического рода, и такая задача требует особого методологического подхода.

Цель и задачи исследования. Главной целью данной работы является исследование подвижничества как феномена изменения сознания в динамическо-функциональных концепциях личности, а также изучение феномена подвижнической деятельности в отшельничестве, столпничестве, юродстве и старчестве (духовничестве).

Объектом данного исследования является деятельность подвижников, их подвижнический опыт как феномен религиозной деятельности и сознания.

Предметом исследования является подвиг как феномен изменения сознания личности, а также внутренняя практика жизни подвижников, осуществляемая в лоне подвижнической традиции.

В соответствие с целью, объектом и предметом исследования предполагается решить следующие научные задачи:

1. Наряду с подвижническим методом познания, существующим в самой традиции, как «внутренний», сформировать другой, «внешний» метод познания, которым пользовалось бы «научно-участное» сознание для реконструкции подвижничества, самоосмысления подвижнического опыта;

2. Рассмотреть антропологическую и онтологическую основы подвижничества в их философско-религиозном аспектах;

3. Изучить феномен подвижничества в динамическо-функциональных концепциях личности;

4. Выявить гносеологические особенности феномена подвижничества путем философского анализа основных положений труда святителя Григория Паламы «Триады в защиту священно-безмолствующих»;

5. Раскрыть феноменальные явления в отшельничестве, столпничестве, юродстве и старчестве (духовничестве).

Степень изученности проблемы. Проблема подвига и феномена подвижнической деятельности неисчерпаема по своей сути как проблема истинного познания человеком Истины и бытия в целом.

В религиозной философии, для которой нравственные вопросы всегда были особенно значимы (в трудах С. Булгакова, В. Зеньковского, JI. Карсавина, В. Лосского, Н. Лосского, В. Несмелова, В. Соловьева, П. Флоренского, С. Франка), решаются проблемы жизни и смерти, свободы и несвободы человека, сущности человеческого бытия, предназначения человека в мироздании, которые особенно актуальны в условиях существующего сегодня мощного вторжения техногенной цивилизации в пространство и время повседневной жизни.

Применительно к вопросу феномена подвижничества для нас представляют особый интерес фундаментальные труды святителя Григория Паламы «Триады в защиту священно-безмолствующих», где дается глубокое обоснование возможности созерцать нетварный свет Преображения.

Нельзя не отметить фундаментальный труд С.М. Зарина «Аскетизм по православно-христианскому учению», а также труд В. Кожевникова «О значении христианского подвижничества в прошлом и в настоящем».

В XX веке в России вышли работы исследователей исихастской традиции П.А. Флоренского, А.Ф. Лосева, А.А. Васильева. Русское зарубежье представлено, прежде всего, именами Г.А. Острогорского, мон. Василия (Кривошеина), В.Н. Лосского, протоиерея И. Мейендорфа, И.М. Концевича. В их трудах получила фундаментальное теоретическое осмысление мистическая традиция восточного исихазма, были тщательно изучены общефилософский, аскетико-гносеологический, антропологический и культурно-религиозный аспекты доктрины исихазма.

Кроме того, отметим исследования известных религиозных мыслителей, таких как арх. Киприан (Керн) в «Антропологии святителя Григория Паламы», еп. Варнава (Беляев) в «Основах искусства святости: Опыт изложения православной аскетики», профессор А. И. Сидоров в труде «Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества».

Среди современных исследователей данной проблемы следует отметить труды С.С. Хоружего, которому принадлежат многие исследования по исихазму, а также труд О.С. Климкова «Опыт безмолвия. Человек в миросозерцании византийских исихастов».

Тем не менее, в настоящее время недостаточно изучена проблема научного подхода в изучении феномена подвижничества, когда наряду с подвижническим методом познания, существующим в самой подвижнической традиции, формируется метод познания, используемый при философско-теоретической концептуализации рассматриваемой в диссертации проблематики.

Кроме того, недостаточно рассмотрены антропологическая и онтологическая основы подвижничества в их философско-религиозном аспектах, а также гносеологические особенности феномена подвижничества и феноменальные явления в отшельничестве, столпничестве, юродстве и старчестве (духовничестве).

Теоретико-методологическая основа исследования. В диссертации использованы общенаучные методы теоретически-прикладного исследования, в том числе сравнительно-исторический анализ, структурно-функциональный анализ, сравнительный метод, феноменологический метод, системный подход, предполагающий междисциплинарный анализ, и другие подходы.

Методологическую основу диссертации составляют философско-религиозные исследования вопроса феномена подвижничества.

Теоретическая значимость исследования. Теоретическая значимость исследования состоит в нахождении методологического подхода к изучению феномена подвижничества и философское осмысление феномена подвижнической деятельности.

Научная новизна исследования. В исследовании выявлен и систематизирован подвижнический опыт в его различных видах. Кроме того, рассмотрены гносеологические особенности феномена подвижничества путем философского анализа основных положений труда святителя Григория Паламы «Триады в защиту священнобезмолствующих», раскрыты феноменальные явления в отшельничестве, столпничестве, юродстве и старчестве (духовничестве).

Показано, что опыт, решающий такие задачи, глубоко специфичен. В подвижнической практике обнаружен высокоразвитый метод познания со строго регламентированными процедурами организации опыта.

Предложено для изучения подвижнического опыта отказаться от бинарной оппозиции чисто внешнего и чисто внутреннего и предложить позицию диалогического или участного сознания, когда научное сознание, сохраняя свои определяющие черты и цели, вместе с тем становится причастным к описываемому опыту, в той или иной мере разделяет его и на него откликается, меняя собственные установки в зависимости от постигаемого содержания.

Феномен подвижничества рассмотрен в динамическо-функциональных концепциях личности, где специфически человеческими являются такие высшие личностные образования, как иерархия мотивов, направленность, ценностные ориентации: вопрос о высшем Я, содержащем всю полноту возможностей, которые в перспективе может раскрыть в себе человек путем подвига в науке и медицине, защиты Отечества, в экстремальных ситуациях.

Таким образом, показано, что намечающийся антропологический этап в новом осмыслении феномена подвижничества должен обладать во многом принципиальной новизной, так как многие идеи и понятия энергийной антропологии имеют универсальный, общеантропологический смысл.

На защиту выносятся следующие научные положения: 1. Обоснованы пути возможного проникновения в подвижнический опыт (внутренний метод познания) посредством «научно-участного» метода познания, когда научное сознание, сохраняя свои определяющие черты и цели, вместе с тем становится причастным к описываемому опыту, в той или иной мере разделяет его и на него откликается, меняя собственные установки в зависимости от постигаемого содержания;

2. Предложен фундамент нового антропологического подхода -энергийной предельной антропологии, которая несет в себе мощный потенциал развития, и многие из ее идей и понятий имеют универсальный, общеантропологический смысл;

3. Подчеркнуто, что философско-религиозная антропология должна рассматривать человека, в первую очередь, в его энергиях, должна строиться как энергийная антропология;

4. Показаны гносеологические особенности феномена подвижничества путем философского анализа основных положений труда святителя Григория Паламы «Триады в защиту священно-безмолствующих»;

5. Раскрыты феноменальные явления в отшельничестве, столпничестве, юродстве и старчестве (духовничестве): сверхприродная способность человека к самопревосхождению, к актуальному соединению со сверхъестественным, когда измененные благодатными подвигами чувства производят целостное, здравое познание, плод синергийного творчества человеческих подвигов и благодатной силы Духа.

Апробация работы. Основные положения диссертации отражены в публикациях автора. Диссертация была обсуждена на заседании кафедры философии и рекомендована к защите.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и содержит 6 схем.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Подвижничество как феномен философско-религиозного сознания"

Заключение

Перед современной наукой стоит задача нового осмысления феномена подвижничества. Подвижничество - единый непрерывный, долгий путь, когда человек созидает, перерабатывает себя с помощью благодатных подвигов, внутренне преображаясь при этом. Таким образом он восстанавливает целостность своей личности, которая выражается через целостное познание, когда действие-подвиг совершается всецелой человеческой личностью, а не одной ее частью, будь то разум, воля, тело или органы чувств. В каждом акте познания, в каждой мысли и поступке человек участвует всем своим существом.

Ступени подвига можно было бы назвать не только творческими силами познания, но и принципом познания. При упражнении себя в добродетелях и претворении их в составные элементы своего существа, изменяется сознание подвижника, и человек возводится от одного ведения к другому, от познания к познанию. Отсюда, можно сделать вывод, что реализация человеческой личности совершается подвигом в многотрудном восхождении от просто бытия (обычное человеческое существование) через благобытие (бытие в добре) к вечному благобытию.

При этом путь подвижничества - это предельно реальный путь, так как здесь все основано на опыте. Эта реальность не имеет границ, так как не имеет границ и личность Богочеловека. Отсюда, познание можно определить как «чувство бессмертной жизни» (св. Исаак Сирин), чувство Истины.

В подвиге сознание качественно трансформируется, изменяется так, что становится возможен переход от естественного к сверхъестественному, от смертного к бессмертному, от временного к вечному; на этом пути открывается органическое единство этой жизни и жизни иной, мира сего и мира потустороннего, природы и над-природного.

Посредством «научно-участного» метода познания становится возможным проникновение в подвижнический опыт (внутренний метод познания), когда научное сознание, сохраняя свои определяющие черты и цели, вместе с тем становится причастным к описываемому опыту, в той или иной мере разделяет его и на него откликается, меняя собственные установки в зависимости от постигаемого содержания.

Это становится возможным в силу того, что человек способен проникнуть в глубины самого себя и тем самым расширить свой опыт в силу единства человеческой природы, что позволяет понимать аналогичный и, возможно более богатый опыт других людей (в нашем случае это подвижнический опыт).

Важно подчеркнуть то, что, рассматривая феномен подвижничества в философско-религиозном аспекте, необходимо развивать ту благодатно-подвижническую гносеологию, в которой перед человеческим познанием стоит вечная Истина во всей полноте своих бесконечных совершенств и преподается освященному, облагодатствованному человеку. Истина - это не дискурсивное, психическое или метафизическое понятие, а Вечная Личность Богочеловека. Возрастание сознания в познании Вечной Истины всегда совершается в данной категории. При этом в самой своей сущности познание - это не только гносеологический, но и этико-онтологический акт, в котором таинственно совершается соединение познающего с познаваемым, субъекта с объектом.

Деятельность человека в подвиге равно может быть как предметной, выраженной вовне, так и духовно-душевной деятельностью, работой сознания и воли, внутренних импульсов. Внутренний опыт есть, в первую очередь, осознание собственных устремлений, которое отличается от абстрактного познания тем, что оно изменяет жизнь человека.

Ценностное сознание, соизмеряя все сущее с субъективным сознанием, связывает себя с онтологией автономного бытия, т. е. ценно то, что важно и значимо для субъекта, то, к чему он стремится как к цели, то, что является для него средством или условием.

Феномен подвижничества возвращает человека к себе, перемещает взор вовнутрь, на своего «внутреннего человека», открывает реальность его внутреннего мира, не исключая и тех областей, где человек не является субъектом того, что он делает, мыслит и говорит. Опыт действия в этой реальности невозможно выразить в категориях «обычай», «норма», «модель поведения».

Проблема познания Истины, а через нее и проблема человеческого сознания являются в своей основе проблемами философско-религиозно-этическими, так как познание и мораль находятся всегда в прямом соответствии. На всех своих этапах познание зависит от нравственно-религиозного состояния человека. Познание человека зависит от этическо-религиозной преображенности и развития человеческих органов познания. Чем совершеннее человек в нравственно-религиозном отношении, тем совершеннее и его познание.

Подвижничество ведет к изменению органов познания личности, когда измененные благодатными подвигами чувства производят целостное, здравое познание, плод синергийного творчества человеческих подвигов и благодатной силы Духа.

Из сказанного следует вывод, что в феномене подвижничества существует не только эмпирическое Я повседневного самосознания, но и высшее Я, содержащее всю полноту возможностей, которые в перспективе может раскрыть в себе человек (примером тому - подвиг в науке и медицине, подвиг защиты Отечества, подвиг в экстремальных ситуациях). При этом идея высшего Я рассматривается именно как идея, которая носит универсальный характер, а не просто формулировка.

Поэтому в идеале развитие человека молено определить как сотворение себя, что означает в то же время становление самим собой, или реализацию истинного Я в самосознании, лсизни и деятельности человека. Отношение мелсду эмпирическим и высшим Я, их встречное двилсение создают, образно говоря, «вертикальное» измерение развития как такового в отличие от «горизонтали» изменений, которые мы все претерпеваем постоянно и которые могут не быть развитием в ценностно-положительном смысле слова.

Феномен подвижничества заключается в том, что в подвиге человек выходит за пределы личных, сиюминутных интересов, даже если это не приносит ему никакой прямой выгоды, а, напротив, сулит беды и лишения. В этом смысле жизнь человека есть подвиг самопреодоления во имя высших ценностей.

В самосознании заключена онтологическая основа человеческой духовности: разума, совести, нравственности, свободы, ответственности, веры, совершенства, творчества.

В наше время особо остро стоит проблема воспитания и развития подрастающего поколения. Следует отметить, что физические и психические особенности человека, полученные им от рождения, являются объективной данностью и тоже могут рассматриваться как условия, в которых происходит развитие и становление человека. Для понимания самого процесса развития необходимо найти источник развития, и осознать, что определяет направление развития.

Конечно, можно по-разному определить, что такое любовь к Отечеству, к ближнему, любовь, берущая истоки от подвигов, свершавшихся нашими предками много веков назад, свершающихся незаметно и в наше многотрудное время. Но нельзя не согласиться с тем, что это исходное, вложенное в каждого человека глубинное чувство созревает при правильном воспитании, основанном на истинных ценностях, привитых к национальной почве.

Таким образом, проблема феномена подвига - проблема антропологическая. Опыт людей в подвиге неизбежно будет выходить за рамки наличного (но не за рамки возможного!) опыта других - и именно в силу этого он может помочь другому человеку развить аналогичные способности, актуализировать, осознать, приобрести аналогичный опыт.

Антропология подвижничества - процесс, в котором человек входит в область, где начинают меняться определяющие, конститутивные свойства человеческого существования.

На пути познания Истины подвижник разрывает оковы индивидуума и раскрывается, чтобы принять новое онтологическое содержание. Это содержание есть состояние самого Бога. В нем человек открывает истинные измерения любви к ближнему. Душа человека переходит в сферу иного бытия, когда осуществляется переход от антропологического уровня на онтологический и вечный.

Говоря о религиозных видах подвижничества (отшельничество, столпничество, юродство, старчество), следует отметить, что каждый из них имеет свои феноменальные особенности, присущие конкретному виду.

В своей подвижнической жизни отшельники и столпники уединялись для самоуглубления, самоиспытания и богомыслия, чтобы более укрепляться в нравственных подвигах и преуспевать в жизни духовной. Кроме того, подвиг столпничества имеет свои феноменальные, неповторимые черты. Жизнь столпников полна подвижнических самовосхищений и откровений, когда в экстатическом состоянии прекращается молитва, движение, скорбь или радость, желание, самообладание, а бывает оцепененное удивление, пребывание в своем видении без всякого движения.

Также и юродство имеет свои феноменальные особенности: сознательно-намеренное принятие безумства, скитальческая жизнь, аскетическое терпение, добровольное перенесение позора и неприятностей и пр.

Свидетельствуя всей своей жизнью о «непримиримости», фундаментальном несоответствии между двумя порядками или уровнями бытия: между этим настоящим веком и веком грядущим, напоминая о полной противоположности ценностей (metanoia - «перемена ума», кардинальная смена приоритетов, совершенно новое понимание), юродивые являлись свидетелями анти-мира, возможности невозможного.

Феномен старчества (духовничества) заключается в его неисчерпаемой внутренней силе, именно в той многогранной работе, которую оно проводит в душах своих духовных чад и очень бережно ведут человека к обретению Истины.

Подвижнический опыт, будучи внутренним достоянием личности, является той высшей достоверностью, которая в своей онтологической реальной подлинности выше всякого сомнения. В отношениях к миру, человеку и к духовным ценностям личность подвижника является структурой относительно целостной и устойчивой и вместе с тем структурой открытой и динамичной. В ней достигает своего высшего осуществления и выражения динамика всеобщего тварного становления, целью которого является обожение.

Феноменальным для нас является тот факт, когда подвижник из пустыни возвращается в город и хранит исихию (непрестанную молитву) в сердце. Здесь важно не только местопребывание подвижника, но и то, что при этом происходит у него в душе.

В этом смысле многие отшельники и затворники вели, главным образом, «жизнь деятельную». С другой стороны, многие подвижники, безраздельно посвятивших себя деятельному служению миру, обладали даром сердечной молитвы, и их с полным правом можно назвать «созерцателями».

Таким образом, полнота боговидения возможна как «посреди городов», так и «в горах и кельях», То есть, дело не во внешнем положении, а во внутренней расположенности. Есть примеры, когда токарь, выпускающий детали и творящий непрестанную Иисусову молитву уподобляется пустыннику. Здесь уместна русская поговорка «Не место красит человека, а человек место», для подвига нет временного и территориального пространства, в подвиге исихии важно хранить свой ум нерассеянным, не менее важна и внутренняя тишина, понимаемая как «хранение сердца» и «возвращение в себя».

В общественном служении подвижников важно подчеркнуть харитативную обращенность к миру fyapig), т.е. любовное служение миру, в отличие от метаноического (внутреннего - psravoia) направления иноческой жизни. Феномен заключается в том, что сила этой любви прямо зависит от пламенного стремления к личному усовершенствованию: чем более подвижник самоуглубляется в свой дух с целью возделать себя подобным Первообразу, тем большего напряжения достигает его сострадательная любовь.

Путем обожения подвижник приобщается к актуальной полноте бытия, являющейся синонимом нравственного совершенства личности и вместе с тем синонимом духовной красоты человека, удостоившегося стать причастником Фаворского света. Светоносная красота обновленной личности подвижника становится зримой в результате ее постепенного совершенствования в любви.

Именно любовь ведет человека к познанию Вечной Истины. Любовь есть не только чувство, но и сущность духа, души и воли, она - главная творческая сила личности, она же - источник истинного, Божественного познания и знания (ведения). Отсюда вытекает важный гносеологический принцип: Любящий Бога знает Бога (1 Ин., 4, 7-8): знает Его над-умным, над-разумным знанием, в котором участвует весь внутренний человек, устремленный к Вечной Истине.

 

Список научной литературыРынковой, Иван Владиславович, диссертация по теме "Онтология и теория познания"

1. Августин Аврелий, блаженный. Творения. М., 1997.

2. Андерхилл Э. Мистицизм: Опыт исследования духовного сознания человека. К.: София, 2000.

3. Антология мировой философии. Т. 1. 4.2. М., 1971.

4. Афанасий Александрийский, святитель. Избранные творения. СПб., 1893.

5. Афанасий Великий, святитель. Творения. T.l. М., 1994.

6. Афонский исихаст. Алматы, 1999.

7. Беляев В. Основы искусства святости. Опыт изложения православной аскетики. Т.З. Нижний Новгород, 1997.

8. Бубер М. Я и Ты / Проблема человека. М. 1994.

9. Варсонофий Великий, преподобный. Руководство к духовной жизни, в ответах на вопрошения учеников. Репринт, изд.: М., 1993.

10. Ю.Василий Великий, святитель. Беседа первая о сотворении человека «по образу» // Журнал Московской Патриархии. 1971. № 1.

11. Василий Великий, святитель. Творения. Т. 1. М., 1891.

12. Василий Великий, святитель. Творения. 4.4. Троице-Сергиева Лавра, 1892.

13. Василий Великий, святитель. Творения. 4.5. Сергиев Посад, 1891.

14. Верховской С.С. Бог и человек. Пути богообщения и богопознания. М., 2004.

15. Во имя России: российское государство, армия и военное воспитание / Учебное пособие по общественно-государственной подготовке для офицеров и прапорщиков Вооруженных сил Российской Федерации. М., 1999.

16. Воробьев Н. Письма духовным детям. Свято Троицкая Сергиева Лавра, 1991.

17. Вышеславцев Б.П. Значение сердца в христианской и индийской мистике // Вопросы философии. М.,1990. № 4.

18. Вышеславцев Б.П. Вечное в русской философии // Этика преображенного Эроса. М., 1994.

19. Гадамер X. Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М., 1988.

20. Геронимус А. Богословие священнобезмолвия // Синергия. М., 1995.

21. Голубинский Е.Е. Церковная история. T.l. М., 1881.

22. Грибановский М. Истина бытия Божия. СПб., 2004.

23. Григорий Богослов, святитель. Собрание творений. Т.1. Репринт: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994.

24. Григорий Палама, святитель. Беседы. Т.З. М., 1994.

25. Григорий Палама, святитель. Беседы (Омилии). Ч. 1. М., 1993.

26. Григорий Палама, святитель. Триады в защиту священно-безмолствующих. М., 1995.

27. Григорий Палама, святитель. Триады в защиту священно-безмолствующих. СПб., 2004.

28. Григорий Синаит, преподобный. Главы о заповедях и догматах.// Творения. М.,1999.

29. Гуссерль Э. Письмо к Г. Г. Шпету от 29. XII. 1913 // Логос. 1992. №3.

30. Джорович В. Сочинения святого Саввы. СКА, 1928.

31. Дионисий Ареопагит. Божественные имена. // Мистическое богословие. М., 1992.

32. Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии. СПб., 1995.

33. Добротолюбие. Т. 3. М., 1992.

34. Добротолюбие. Т.2. М., 1895.

35. Добротолюбие. Т.5. М., 1992.

36. Додонов Б. И. Эмоция как ценность. М. 1978.

37. Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцев. СПб., 1871.

38. Духанин В. Сокровенный дар. Восхождение к Богу по учению святителя Игнатия (Брянчанинова). М., 2004.

39. Евагрий, авва. Творения. М., 1994.

40. Евдокимов М.С. Сердце в восточной традиции и «Мыслях» Паскаля //Страницы. 1996. № 1.

41. Евтич А. Пролегомены к исихастской гносеологии // Богословский труды. Сб. 40. М., 2005.

42. Екатериновский П. Правила и практика православной аскезы. СПб., 2002.

43. Ельчанинов А. Записи. М., 1996.

44. Епифанович C.J1. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. М., 1996.

45. Зарин С.М. Аскетизм по православно-христианскому учению. Т.1. кн.2. СПб., 1907.

46. Захару 3. Христос как путь нашей жизни. М., 2002.

47. Зеньковский В. Основы христианской философии. М., 1992.

48. Игнатий (Брянчанинов), святитель. Аскетические опыты // Творения. Т.2. М., 1996.

49. Игнатий (Брянчанинов), святитель. Аскетическая проповедь // Творения. Т.4. М., 1997.

50. Игнатий (Брянчанинов), святитель. Т. 5. Приношение современному монашеству. М.,1991.

51. Ильин И.А. Творческая идея нашего будущего // Собрание сочинений в 10 томах. Т. 1. 1996.

52. Иоанн Дамаскин, преподобный. Точное изложение православной веры. Кн. 1. М.,1992.

53. Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 4. СПб., 1898.

54. Иоанн Кассиан Римлянин, преподобный. Писания. М., 1993.

55. Иоанн Лествичник, преподобный. Лествица. СПб., 1998.

56. Иоанн Мосх, блаженный. Луг духовный. М., 2002.

57. Исаак Сирин, преподобный. Слова подвижнические. М., 2002.

58. Каллист Диоклийский. Путь аскетов: отрицание или утверждение? // Альфа и Омега. М., 1999. № 3 (21).

59. Керн К. Антропология святителя Григория Паламы. М., 1996.

60. Керн К. Антропология святителя Григория Паламы. Киев, 2005.

61. Керн К. Духовные предки Григория Паламы. // Богословская мысль. Париж. 1942.

62. Кривошеин В. Аскетическое и богословское учение свт. Григория Паламы // Богословские труды. Нижний Новгород, 1996.

63. Климков О. Опыт безмолвия. Человек в миросозерцании византийских исихастов. СПб., 2001.

64. Ковалевский И. Подвиг юродства. М.,2000.

65. Коржевский В. Пропедевтика аскетики. М., 2004.

66. Котельников В. Православные подвижники. М., 2002.

67. Кузнецов А. Юродство и столпничество. СПб., 1913 (Репринт: М., 2000).

68. Левитов П.В. Человеческое тело и его судьба в вечности. М., 1997.

69. Лозинский М. Отечник проповедника. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1997.

70. Лоргус А. Православная антропология. Курс лекций. Вып.1. М., 2003.

71. Лосский В. Боговидение в библейском образе мысли и богомыслии отцов первых веков // Богословские труды. Сб. 18. М., 1978.

72. Лосский В.Н. Очерки мистического богословия Восточной Церкви. М., 1991.

73. Макарий Египетский, преподобный. Духовные беседы, послания и слова. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1904.

74. Макарий Египетский, преподобный. Творения. М., 2002.

75. Максим Исповедник, преподобный. Творения. Т.2. М., 1993.

76. Мандзаридис Г. Обожение человека по учению святителя Григория Паламы. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2003.

77. Марков Б.В. Разум и сердце: История и теория менталитета. СПб., 1993.

78. Мейендорф И. Жизнь и труды св. Григория Паламы: Введение в изучение. СПб., 1997.

79. Мелик Пашаев А.А. Мир художника. М., 2000.

80. Минин П. Главные направления древнецерковной мистики // Мистическое богословие. Киев, 1991.

81. Минин П. Мистицизм и его природа. Киев, 2003.

82. Нил Синайский, преподобный. Творения. 4.2. М., 1858.

83. Новоселов М. Догмат, этика и мистика в составе христианского вероучения. М., 1995.

84. Осипов А.И. Святые как знак исполнения Божия обетования человеку // ЖМП. М, 1980. № 11.

85. Откровенные рассказы странника духовному своему отцу. Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 1991.

86. Подвижники благочестия Синайской горы. Письма паломницы IV века. М, 1994.

87. Поздеевский Ф. Смысл христианского подвига. М., Свято Троицкая Сергиева Лавра, 1995.

88. Пономарев П.П. Догматические основы христианского аскетизма по творениям восточных писателей-аскетов IV века. Казань, 1899.

89. Радович А. Человек носитель вечной жизни. М., 2005.

90. Рейзмир И. Учение святителя Василия Великого. О духовном совершенствовании. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2004.

91. Сахаров С. Видеть Бога как Он есть. Эссекс. 1985.

92. Симеон Новый Богослов, преподобный. Гимны. Нижний Новгород, 1991.

93. Симеон Новый Богослов, преподобный. Слова. Вып. 1,2. М., 1890 -1892 (Репринт: Троице-Сергиева Лавра, 1993).

94. Скурат К.Е. Лампада Глинская. М., 2005.

95. Слово об обожении. М., 2004.

96. Собрание творений преподобного Иустина Поповича. T.l. М., 2004.

97. Сокровищница духовной мудрости. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2001.

98. Соловьев B.C. Философские начала цельного знания // Сочинения в 2 томах. М., 1988. Т. 2.

99. Социальная концепция Русской Православной Церкви. М., 2001.

100. Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, архиепископа Константинопольского. 4.5. М., 1847.

101. Тертышников Г. Аскетизм // Альфа и Омега. М., 1999. № 3 (21).

102. Ухтомский А.А. Интуиция совести. СПб., 1996.

103. Уэр К. Внутреннее царство. Нью-Йорк, 2000.

104. Феофан Затворник, святитель. Начертание христианского нравоучения. М., 1895.

105. Феофан Затворник, святитель. Начертание христианского нравоучения. Т.1. 4.1. М., 1994.

106. Феофан Затворник, святитель. Путь ко спасению (Краткий очерк аскетики). М., 1894.

107. Феофан Затворник, святитель. Толкование посланий апостола Павла. Послание к Римлянам. М., 1996.

108. Феофан Затворник, святитель. Православие и наука (руководственная книга изречений и поучений) // сост. игумен Феофан (Крюков). М., 2005.

109. Флоренский П.А. Макрокосм и микрокосм // Богословские труды. Сб. 24. М., 1983.

110. Флоренский П.А. Освящение реальности // Богословские труды. Сб. 17. М., 1977.

111. Флоренский П.А. О типах возрастания. // Богословский вестник. Т.2.М., 1906.

112. Флоренский П.А. Столп и утверждение Истины // Сочинения. Т. 1. КнЛ.М., 1990.

113. Флоровский Г.В. Восточные отцы V VIII веков. Париж, 1931 (Репринт: М., 1992).

114. Хомяков А.С. Письмо А.С. Хомякова Ю.Ф. Самарину от 10.10.1844 // Полное собрание сочинений. Т. 8. М., 1904.

115. Хоружий С.С. Антропология и кризис современного человека // Православное учение о человеке. М. Клин, 2004.

116. Хоружий С. К феноменологии аскезы. М., 1998.

117. Хоружий С.С. После перерыва. Пути русской философии. СПб., 1994.

118. Челышев П.В. Преподобный Симеон Новый Богослов о духовном преображении человека. М., 2004.

119. Шпет Г.Г. История как проблема логики // Историко философский ежегодник. М., 1989.

120. ЭкхартМ. Духовные рассуждения. М., 1991.

121. Этическая мысль: Научно-публицистические чтения. М., 1988.

122. Юлина Н.С. Тайна сознания: альтернативные стратегии исследования // Вопросы философии. М., 2004. № 10; № 11.

123. Юркевич П.Д. Философские произведения. М., 1990.