автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему: Поэма Мухаммеда Хади "Исторические трагедии человечества, или картины возрождения"
Полный текст автореферата диссертации по теме "Поэма Мухаммеда Хади "Исторические трагедии человечества, или картины возрождения""
АКАДЕМИЯ НАУК АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ ССР ОРДЕНА ДРУЖБЫ НАРОДОВ ИНСТИТУТ ЛИТЕРАТУРЫ им. НИЗАМИ
На правах рукописи
ГАРИБОВ ИСЛАМ ЭЙНАЛИ оглы
УДК 808—1 — 170.894.362
ПОЭМА МУХАММЕДА ХАДИ «ИСТОРИЧЕСКИЕ ТРАГЕДИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА, ИЛИ КАРТИНЫ ВОЗРОЖДЕНИЯ»
10.01.03 — Литература народов СССР
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Баку — 1990
Работа выполнена в Ордена Дружбы народов Институте литературы им. Низами Академии наук Азербайджанской ССР.
Научный руководитель:
Заслуженный деятель науки Азерб. ССР, член-корр. АН Азерб. ССР, доктор филологических наук Мирахмедов А. М.
Официальные оппоненты:
— доктор филологических наук, профессор Мамедов X. Г.
— кандидат филологических наук Османлы В. М.
Ведущая организация — Ордена Трудового Красного знамени Бакинский Государственный Университет.
Защита состоится » де/ЛМ9Лр$>__ 1990 г-
в ^часов на заседании Специализированного Совета Д. 004.14.01 при Ордена Дружбы народов Институте литературы им. Низами АН Азербайджанской ССР (Баку, 370143, пр. Нариманова, 31, Академгородок, Главное здание, 5-й этаж).
С диссертацией можно ознакомиться в Фундаментальной библиотеке АН Азерб. ССР.
Автореферат разослан » й^ь^х^Ы г.
Ученый секретарь Специализированного Совета
ОСМАНОВА С.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность теми. Одна из задач, вызванных в жизнь гласностью и демократией, - филологический анализ и исследование самых лучших и достойных образцов классической и современной литератур с позиций марксистско-ленинской методологии - в настоящее время вызывает особый интерес и открывает широкие возможности для выявления своеобычия жанра, рассмотрения вопросов мастерства, особенностей стиля исследуемого произведения, отношения автора к теме, а также глубокого исследования его эстетического 'идеала.
Поэма "Исторические трагедии человечества, или картины возрождения", по теме, идее и мастерству являющаяся одним из интереснейших произведений классической азербайджанской литературы, тоже нуждается в'таком анаяизе-иоследовании, тем более, что исследование творчества М.Хади и этой его романтической поэмы является одной из насущных филологических задач. .
С идеологической точки зрения самым значительным достоинством поэмы М.Хади является не только ее направленность против Первой мировой войны, а вообще страстное желанде увидеть человечество в условиях мира» благополучия, и когда это желание не сбывается, глубокие волнения и муки, переживаемые поэтом, в буквальном смысле этого слова - высокие гуманистические чувства. То,, что эта поэма, звучащая в наше время протестом против оружий массового уничтожения, против горьких результатов ядерных войн, грозящих уничтожением современного мира, и политики насилия, является произведением,-изобличающим м&ядународний империализм и кровавые войны, становится одним из основных факторов, обуславливающих актуальность темы. Потому-то автор, обратившись к данной теме, постарался выявить научную значимость поэмы, обосновать свои мысли с позиций последних достижений литературоведения.
С другой стороны,то,что творческое наследие М.Хади, который имеет свое особое место в азербайджанской литературе XX века и истории общественной мысли, и это его оригинальное произведение до сих пор не получили -заслуженное освещение и оценку, ; также обуславливает актуальность те;®.
Цель и задачи исследования. Основная цель работы заключается в следующем:
1. Дать научную трактовку поэмы "Картины возроэдения" М.Хади,
2. Выявить отношение азербайджанских романтиков к войне.
3. Подготовить выверенный текст поэмы.
4. Рассмотреть вопросы, связанные с мастерство:.!, по возможности уточнить и расширить существующую филологическую шсль о наследии М.Хади и поо.'.е "Картины возрождения".
Методологическую основу диссертации составляет марксистско-ленинское мировоззрение. В своем исследовании автор, в основном, руководствовался теоретическим насладие;.: К.Маркса, Ф.Энгельса и В.И.Ленина, постшюешшяш и решениям! 1ШСС по вопросам литературы и искусства, Одновременно автор широко использовал достижения советского литературоведения.
Научная новизна. Тема Первой мировой.войны в творчестве М.Хади и его поо.мс "Картины возрождения", посвященная, в основном, этой теме, впервые становятся объектом специального, широкого, всестороннего исследования. Критически анализируется и выявляется научная значимость вксказашшх о поэ.ме различных суждений.
Разные издания поэмы сопоставлены с теш книмшлт, которое были подготовлены к изданию и изданы самим Хади, выявлен ряд. недостатков в последних изданиях и подготовлен выверенный текст произвидепия.
Спорные вопросы, связанные с историей создания, публикацией, объемом, были объективно решены на основе архивных материалов.
Вопросы о сияете к композиции поэш, особенностях язкка и стиля, жанра впервые рассматриваются так полно п подробно.
Стихи Корана, употребленные в поэме М.Хади с тем, чтобы более ясно донести до читателя свои шели, религиозные и исторические термины впервые прокомментированы в диссертации.
. Предметом доследования являются вопросы, поднятые в поэме М.Хади "Исторические трагедии человечества, или картина возрождения", и проблемы, нашедшие 8 ней свое художественное решение. 1ти
вопросы и проблемы исследуются в тесной связи с азербайджанской романтической литературой XX века и противоречивой историей Азербайджана, Первой мировой войной. Хотя основное внимание диссертанта и сконцентрировано на поэме "Картины возрождения", автор по мере возможности показывает отношение прогрессивных писателей западноевропейской, восточной, русской и азербайджанской литератур к Первой мировой войне, часто обращается к разным аспектам общей литературной деятельности поэта и научно-теоретической литературе.
Научно-практическая значимость исследования. Диссертацию можно использовать в качестве средства эстетического воспитания и пропаганды в идеологической борьбе для предотвращения нависшей над современным миром ядерной войны и показа ран, нанесенных войной истории человечества.
Учитывая, что романтизм входит в программу по литературе как средней школы, так и высшей, в процессе обучения можно воспользоваться и этим исследованием.
Эта работа может оказать посильную помощь при исследовании проблем, связанных с творческим наследием М.Хада, темой "Первая мировая война и азербайджанская общественная мысль";
Апробация исследования. Диссертация выполнена в отделе азербайджанской литературы XX века института литературы им.Низами АН Азербайджанской ССР. В печати опубликованы статьи и рецензия, охватывающие отдельные главы диссертации.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения,трех глав, заключения и библиографии.
ОСНОВНОЕ СОДЕРШИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность темы, определяются цель и задачи исследования, степень изученности проблемы, ее новизна, практическая значимость, а такаа методологическая основа.
В первой главе, которая называется "иотория создания,пупликацзи и исследования поскш""Исторические троге.таи человечестве, или кар- , тина возроядента", отмечается, что М.Хади, три года проведший на фронте, и произведениях, посвященных судьбе-и истории человечества, пзобрагешш бедствий войны и разоблачении мирового империализма, многократно употребивший выражение "картины возрождения", не случайно написал эту поэму. В этой романтической поэм«, явнеезЗся последним опубликованным произведением поэта, полюетъ» насиненной чувствами, эмоциями, гражданским рдеяиеа, лхбэыь г человеку .
и прочими подобными общечеловеческими чувствами, поэт словно подытоживает годами беспокоившие его художественно-философские размышления, создает глубокосодеркателвпую классическую поэму о смуте эпохи, о собственном состоянии, последних обманутых надекдах, муках и треволнениях.
Время и исторические условия создания поэмы были таковы, что в эксплуататорском обществе люди с помощью овоого мышления, глубоких размышлений к наблюдений производят такие необычайной силы технические средство, что они,с одной стороны,облегчают труд человека, а с другой в соответствии с законами капиталистического общества приносят тому re человеку голод и нищету. Первая мировая война, явившаяся закономерным результатом соперничества на политической арене мирового империализма я обострения антогонястичсских противоречий, повлияла наряду со всем областями общественной жизни и на духовную г, таким образом, "... война оставила глубокий след во всей многоязычной мировой литературе и стала одним из основных факторов, определивших дальнейший путь ее развития".*
. Первые сведения о времени и условиях написания поэмы находящегося в рядах оракащейся армии М.Хзди "Картины возрождения" находим в газетах "Лчыг сез"2 и "Бэсирет".? Кроме того, письмо,отправленное поэтом с фронта своему другу Еалагардаку Саттар оглы Муршуду, дает нам основание годом написания поэмы считать 1916 год.
В связи с изданием поэмы газеты "Еасйрет". и "Азербайджан"4 публиковали несколько объявлений и дако указывали в каких магазинах она реализуется. >'з объявления в газете и из отметок на титульном листе5 изданной с участием самого М.Хади в трех книжках погмы явствует, что произведение увидело свет в ноябре-декабре 1918 года в'Баку, б типографии "ТУГ^к". .
После установления в Азербайджане Советской власти поэма издавалась тра-тда' <I957,I5V8,IPS0) и все три издания имели определенные недостатки. Эти издания били сопоставлены с изданием 1918 года, подготовленным самим ".Ходи, и выяснилось, что во всех трех изданиях бала сделаны неоправданные сокращения, а в некоторых случаях
Г Днастасьев Н.Первая мировая война а литеватура.- Вопросы литературы, 1984, »9, с.52.
2 Лчыг сез, I9IS,21 января, £91. .
3 БэсиретД91В,21 января, SI89-
4' Вэсирет, 1318,17 нсщбря;Азербайдкан,1918,££4,70,61,72,74.
5 Исторические трагедии человечества, или картины вовроадения. > Автор и издатель Абдулселимзаде Мухаммед, леди Щарвани, тт.1, 2,-3- Баку; I9I8-I337, Эяектрачеокая типографии; "туpair.
неправильно была осуществлена транслитерация отдельных строк и внра-жений. С учетом этого был подготовлен выверенный текст поэмы, были прокомментированы отдельные труднопонимаемые выражения и религиозно-исторические термины.
История исследования произведения начинается,в основном, с 1938-39 гг. Хотя поэла и не становилась объектом всестороннего исследования, высказывались различные суждения, в той или иной коре освещающие разные аспзкгы произведения (Дж.Хандан.Шр Дкэлал.Л.Шр-ахмедов, М.Дмфар и др.). В диссертации высказывается отношение к этим суждениям, анализируются высказывания об объема, истории создания и идейной направленности поэмы, выявляется объективная истина.
Опираясь на исторические документы,факты биографии М.Хади,автор убедительно доказывает,почему именно доктору Карабеку Карабей- ' ли посвящена эта поэма. Уроженец Гянджи доктор Карабейли,ошибочно назвшшый Мустафой Кулиевым "агентом царя и султана", принадлежал к активной группе азербайджанской интеллигенции начата XX века. Автор доказывает, что именно доктор К.Карабейли в начале 1914г. пришел на помощь находящемуся в крайне подавленном состоянии М.Хади, заставил его лечиться и в дальнейшем способствовал отправлению в качестве санитара на фронт .
Проанализировав все тлеющиеся по этому поводу факты,автор приходит к заключению, что первой причиной посвящения поэмы "знакомому врачу" Хади является то, что тот в трудную минуту пришел ему на помощь, вылечил и снова вернул к жизни. Гордый, непокорный, не любящий оставаться в долгу у кого-то поэт этим посвящением как оы хотел отплатить врачу за сделанное добро.
У этого посвящения может быть и вторая причина, Вполне возможно,что тут свою роль сыграли и материальные затруднения,связанные с изданием книги: поэт решил воспользоваться влиянием и возможностями К.Карабейли.
Рассмотрев различные точки зрения,высказанные об объеме произведения,автор приходит к выводу,что поэма "Исторические трагедия человечества,или картины возрождения",с вычетом стихов Корана,состой из 048 строк,разбитых на 50 строф разного объема (от 7 до 78 строг.).
Автор приходит к заключению, что шлющиеся различные суяденгл о структуре, содержа;ши и идейной направленности поачы.'не являясь ¿ледаальаш, подробным и ьсеоторонним анализом этого произведения, преследовали цель дать перзишое сжатое представление о поэ:.ю,способствовали разъяснению ее некоторых особенностей, да я тюжкгл-дись вти 'сухиеипя по определенным коккретянм поводам, • а в «ехогерия
- 8 -
из них очень сильно было субъективное начало.
Вторая глава - "Идейно-философское содержание поэмы" - состоит иэ четырех параграфов.
Прежде чем приступить непосредственно к анализу поэмы, рассматриваются произведения на военную тему, созданные в литературе воюющих стран и отмечается, что подобные произведения в соответствия с мировоззрением и убеждениями авторов делятся на две группы. Часть писателей почти что приветствует войну, замыкается в узкие рамки интересов империалистических военных кругов, выдвигает несовместимые о судьбой человечества антигуманистические идеи. А вторая часть писателей последовательно выступает против войны, показывает бедствия, приносимые ею человечеству. Они понимали, что "преследующие политические цели, имевшие чисто классовое, колониальное содержание несправедливые войны порождаются уродливыми классовыми моралью и страстью".*
Среда писателей, выступающих против войны и разоблачающих ее, в западноевропейской литературе выделяется более всех А.Барбюс /1873-1935/, Р.Роллан /1666-1944/, Э.Толлер /1893-1939/, Г.Манн //1871-1950/, Г.Уэллс /1866-1946/, Б. Шоу /1650-1950/, из писателей народов Востока - Тофик аль-Хакими, Тофик Фикрет, из русских авторов - А.Серафимович /1863-1949/, А.Блок /1880-1921/, Д.БедныЙ /1883-1925/, А.Брюсов /1873-1924/, А.Толстой /1083-1545/, В.Уяя-корскяй /IG93-I9SO/ и их всех объединял такой пафос : Первая мировая война - война несправедливая, разрушительная, империалистическая, толкагаая человечество в водоворот бедствий, намецкая "кровавая игра". Любой иеной она должна быть предотвращена.
Первый параграф озаглавлен; "Тема Первой мировой войны в азербайджанской романтической1 литературе. Отраженно войны в лирике Хади". ' ■
Азербайджан был в числе стран, испытывающих тяготы войны. То, что война происходила ве очень-то далеко от азербайджанских земель, солидарность местной буржуазна о военной политикой царизма оказывали большое влияние как на подитико-акономическуюдак и духовную жизнь страны. Когда некоторые горе-писатела /особенно Х.Х.Себризв-да/, выступая подпевалами буржуазии, поднимали гвалт, кикто из прогрессивно-мыслящих писателей не выступил сторонником войны; или
I Алаоглу М. Романтизм Хусейна Дравида. - Баку, Аверпешр, ,- 1975, с, 155. .
же с первых дней войны возвышал свей голос протеста. Хотя и не оовсем правомерно связывать такое отношение с "типами творчества",-^ все же, в борьбе против войны особенно выделялась романтическая литература. Говоря словами академика К.Талыбзаде, "В эти тяжкие годы азербайджанские реалисты словно отстранились, ожидая чем закончатся события. А романтики, не ослабляя творческой активности,трудились, создавали произведения, показывающие ужасы войны, наносимые ею моральный и материальный ущерб, поднимали бунт, а иногда даже буйствовали, торопились провозгласить свои бурлящий дух, протест, вопль".2
Азербайджанские романтики XX века проклинали войну не только за то, что она явилась "игрой", принесшей человечеству бедствия, ' а и за то, что это - призрак, духовно калечащий людей; они больше разоблачали кризис, порожденный войной в человеческой нравственности, чем изображали военные сцены.. Такой способ разоблачения был характерной особенностью творчества М.Хада, Г.Ддавида, А.Шайка, А.Сиххата.
Г.Джавид в такта стихотворениях, как "Для обездоленных", "Вчера я сегодня", "Против заката, "Война и бедствие""Перед богом войны", статье "Война и литература", трагедии "Демон", выступая как думающий о судьбе человечества художник, призывает людей предотвратить эту кровавую войну.
А.Сиххат высказывает своз отпопепие к войне иногда опосредованно, а иногда открыто. Но в обоих случаях поэт-романтик осыпал войну проклятиями и с больппм мастерством изображал бедствия войны в таких произведениях, как "Эвакуация яля беглец", "Бедствующая Халига" , "Несчастная семья". В этих произведениях А.Сиххата больие заботили порожденные войной бедствия, судьба покинувших насизенныа места, родной кров людей, чем изображение военных сцая; сказавший "Из всей больной семьи только на него уповал"^ Хймяд, который из-за больного внука доаел до нищенства, и такие гак Хамяд в изображения поэта-романтика выглядят реально существующими. Один пз огзьташшх пропагандистов всеобщей любви Абдулла Шэяг.скаэавпзй:
I Храпченно м.Б. О прогрессе в литература я искусства.-Вопроси литературы, 1569,^5, с. 140. 2>Талыбзаде К. Аббас Сюазт,- В кн. :А.Спххат,Сочинения,Взяу;
1975, С.та. .
3 Аббас Сиххат. Сочинения, т.1, с.225» .
Все мы птенцы одного гнезда!
Все мы крупинки одного солнца!-выведенный из равновесия войной, как и другие романтики XX века с большим недовольством встретил ее. Разоблачительное отношение к.Шита к империалистической войне нашло свое яркое воплощение в таких произведениях, как "У Демона", "Обращение к нашему веку" и "Идеал и человечество".
Самым видным и, возможно, самым первым из поэтов, отличающихся своим активным бунтарским отношением к ввергнувшей человечество в водоворот бедствий Первой мировой войне, был Мухаммед Хади.
Творческая биография М.Хади свидетельствует, что он ни одно важное историческое событие своего времени не встречал молчанием. Боли-горести XX века, судьба народа, нации, в широком смысле человечества, дух эпохи, сменяющие друг друга международные события, стали объектом изображения и воспевания его поэзии к публицистики. Именно из-за этих особенностей своей природы, поэтической натуры этот поэт-гравданин, ищущий свое спокойствие в беспокойстве за судьбу человечества, не остался безразличным к вести о начале войны, с первых же дней ее начал возвышать свой полный призыв к миру,, человечности глас протеста.
Всего через шесть дней после начала войны в газете "Игбал* было опубликовано стихотворение "Дитй победы".
■ В этом.произведении, положившем начало циклу военных стихов поэта,'и в опубликованном в газете "Кэсирет" стихотворении "Воинствующая тройка, шш тройственный военный союз" поэт утверждает,что эта крозавая война Не принесет кому-то Седствгш, а кому-то счастья; она принесет несчастье всему человечеству.
Резкий разоблачительный пафос стихотворений на тему воины,написанных в Баку, еже до отправления на фронт, в произведениях,написанных непосредственно на фронте, еще больше усиливается. Созданные в эти года произведения привлекают внимание и явк своего рода подытоживание его творческого пути. .
М.Ходк, начало фронтовой казни которого приходятся на конец 1914 я начало 1915 года, и даже в годы войны не отоаел от своих традиционных тем. Находясь на полях сражений и наблюдая воочян моральный и материальный ущерб, наносимый войной, поэт глубоко потрясен и осыпает проклятиями развязавших эту кровавую бойяю "цивилизованных дикарей", йятереоно, что он, хотя и печалится, пережигает, но никогда окончательно не теряет надежду, думает о счастливом будущем и о мудрой дальновидностью в послзйном с фронта 2 марта
1915 года молодому другу-поэту Мурщуду письма пишет: "После настоящей, объявшей мир адоподобяой войны воцарится новая жизнь, новый быт. В мире произойдут изменения. Если внимательно присмотреться, уже сейчас начинают пробиваться их признаки".*
У М.Хади, автора таких разоблачающих войну стихотворений, как "Бушевание огня в зимние дни*,. "К звездам", "Из воспоминаний на полях войны", "Сцена войны в звездную ночь или воспоминание поэта-автора "Шахнаме", симпатия и интерес к социальным революциям в годы войны еще больше усиливается. И не случайно он, вдохновившись на митинге, проводившемся в части по случаю 'февральской революции 1917 года, в гиперболизированной форме сказал:
...Ты свет тьмы, тепло тел /душ/, *
Одним словом: счастье народов!
Известно,.что после февральской буржуазно-демократической революции, с большим воодушевлением названной Хади "счастье народов", в Россия возникло двоевластие и пришедшая к .власти либеральная буржуазия продолжила войну. Только к концу 1917 года сумевший вернут-^-ся в Баку и увидевший, что война все еще продолжается,Хадо наряду с остропублицистической статьей "По поводу рассуждений двух политиков о войне" публикует такие стихотворения, как "Минуты разлуки", "Вдохновения нашей настоящей жизни", "О бедное человечество". В каждом из этих произведений резкими цвета?-:л отображаются тот или иной аспект Империалистической войны.
Таким образом, становится ясно, что не только на фронте, но я на родине странные картянн войны ни на миг пе покидала М.Хади.. Тема войни была одной из традиционных в творчестве поэта-мыслятеля и бунтаря, а основную идейную направленность напясапнах на эту тему произведений составил резко разоблачительный пафос.
Второй параграф озаглавлен "размышления о судьбе я истории человечества в поэме "Картины возрождения",.
Основной проблемой, рассматриваемой в поэме "Картина возрождения" является проблема судьбы человечества. Основная цель поэта большей частью заключается не в тем, чтобы показать все несчестья, напасти, которые посыпались на человечество, а мобилизовать своего современника, читателя на предотвращение этих оедстаяй.
Имевшая ясную я прогрессивную вдев поэма "Картины воз рожден^-произведение с-глубоким содержанием а оригинальной формой. В своем
I Пкттэуется по кн.: Млрахыадоз А. йгхамнед Хадя.- Вану; ISSS, с.197,
романтико-философском произведении, основная тема которого размышления о судьбе и истории человечества и в ходе этих размышлений разоблачение Первой мировой войны, поэт высказывает суздения "о древнем периоде, средних веках, современном обществе, о путях социально-культурного развития общества, судьбе человека, влиянии войны, науки и культуры на нравственность, производстве материальных ценностей"* и др.тому подобных проблемах, чтобы убедить читателя в верности своих заключений, перелистывает историю, проводит ' параллели,.
Первой строкой поэмы и комментарием к ней поэт заставляет читателя вадуматься:
Звуки жизни в ушах моих в виде вопля.
Интересно, почему? По какой причине звуки жизни доносятся до слуха поэта в виде воплей? Неужели в этом окружающем поэта шуме-гаме нет веселого звука, который мог бы возрадовать поэта? Есть, но ато ничто по сравнению с ненавистью, враждой, доходившими до яебео воплями, который окутывают мир, отбрасывают тень на яркие «ноли, и к тому же необходимо учесть, что не напрасно к первой строке дан комментарий "слушай вопли и стоны раненых в городе "Станиславе".
Б трех первых строфах поэмы, состоящих из £4 строк, изобразивший густыми цветами общую картину своего времени М.Хади во вс.ех делах жизни видит двойственные противоречия, объявляет улыбки беспочвенными, радости безосновательными, души печальными.горести, трауры, слезы в глазах естественными.
Если первая основная причина объявленных поэтом истины и естественности зависела от среды, то вторая, не менее значительная,зависела от самого человека. Так как по мнению М.Хади человек и среда дополняют друг друга, и он верил в силу человека; поэт и уродства жизни, и крйсоты связывал, в основном, с его именем.
М.Хади видел, брал, воспринимал человека в обобщенном виде, всесторонне рассматривал его деяния, перечислением его как положительных, так и отрицательных качества, вис раз напоминал: На земле сын человечий очень старателен, С первых дней к трудам очень привычный. Землю много облагоустраивал, а собствеввое положение в
аапустении.
I Мирахмедов А. Мухаммед Хади,- Баку: Я8ычи,1985,с.207.
Не думай, что люди - свет, мудрость сама.
Большая часть чувствует свой род во мраке...
Где счастливое общество? Весь мир в невеселье /1,с.9/
"Где счастливое общество?!"
Мечта о счастливом обществе - одна из первых, изначальных мечт М.Хади. Он еше в 1908 году в поэме "Письма из мира равенства" с большим вдохновением и те) лераментом высказал свои мысли об идэ -альном обществе.
Поэт иногда обращается к истории религии, сурам а стихам Корана. Отметим, что обращение к религия, завуалврование своих мыслей религией было характерно не только для Хади, и не только дяя Азербайджана. Говоря словами В.П.Ленина, "политический протест под прикрытием религии... на определенных этапах своего раз-' вития характерно для всех народов".* В таком случае сама религия в руках Хади превращается в орукие, и поэт напоминанием прогрессивных стихов и сур Корана пропагандирует не религию, а свободу,равенство и доброту.
Поэт, во многих случаях высказывающий свое отношение к человеческому уму, мудрости посредством романтического пафоса, восхииен-ro говорящий о его силе, сетует на темноту человеческой нравствек-рости, приходит к выводу, что люда с испорченной нравственностью проведут жизнь в трагедиях, взирает на будущее судьбы человечества ухе без надежды.
В изображенном М.Хадя человечестве - человеке, в его природе содержатся двойственность. Причину этой'двойственности, уживающихся в дуле человека любви и ненависти, победа вразды поэт видит в среде, гнраставпей человека, в его воспитании. Он, сверяя свои мысли с современностью, обращается открыто, не боясь к своему современнику, говорит:
Твердишь о верности, сам же лгун, ненадежен,
Хотя в устах все время "справедливость'*, сам же поклоняешься сале...
Раз у тебя такая природа /натура/, поверь, ты несчастен.
М.Хади не ограничивается перелистыванием истории, и читателю своему советует исследовать историю, пытливо воматряваться в нее. Хоть прозлое и миновало, пусть увидит доставшиеся от него кровавые
I В.И.Лекин. ПСС.17 т.. - Баку: Азернешр,19?5,о,245.
сцены и сделает для себя вывода. Ибо сегодняшний день не лучше вчерашнего и если не будут сделаны выводы со вчерашнего урока, то день завтрашний будет хуже сегодняшнего.
Видящий удел мучающихся в цепях гнета и сам страдающий в тех же кандалах поэт не ограничивается описанием потрясений, вызванных в нравственности людей трагедиями, порожденными Первой мировой империалистической войной. Поэт, вновь и вновь сетующий в своих произведениях на темноту, отсталость, бескультурье и каменносер-дечность, провозглашает великим горем горе понимания. Понимать, все,как есть,видеть, жить страданиями человечества еще больше увеличивает муки поэта, у которого страданий и так чересчур много.
М.Хади,снова и снова отмечающий, что общественная жизнь постоянно нуждается в прогрессе и эволюции, утверждает?что в связи с изменением законов жизни обновляется и человеческая натура, природа его. А иногда, в противовес этой диалектике, наблюдая противоречия в обществе, беспощадное продолжение столкновений и войн, он замыкается в чувства и берет.под сомнения яркие мысли о необходимости прогресса и эволюции. . .
Считая с одной стороны, человека главным творением природы, существом "в руках которого природа - игрушка", о другой, говорит '"вознесся в небеса, а сам все еще с дурной натурой" и обижается на него, оеря под сомнение свою веру в разум и сознание человека;.
По мнению Хади, размышлявшего о судьбе и истории
человечества, на разные вопросы дававшего разные, порой проп тиворечивые ответы, прогресс и эволюция прекде всего плоды нравственной эволюции, а по этой причине он а в этой поэме просвещение и школу считает главным средством для достижения счастливой жизни.
Одной из ведущих тем поэзии Хадя, центральной, в которой была свобода, являлась тема яенской свободы. А.Шаик отмечает, что "Нэ знаю поэта, кто бы как Хади защищал свободу ползающих'под но знающими свет чадрами мрачного Востока".1 Как и в ряде других произведениях Хади и в этой поэг^е затронул вопросы ¡сенекой свободы и то, что женадаяы веками содержались под "черным покрывалом", токе назывг ет одной из исторических трагедий человечества.
I Шагк А. Сочинения. «ЛУ.- Баку: Азернеар, 1977, с;241.
Третий параграф называется "Изображение военных сцен, ненависть и войне".
Порожденные империалистической войной кровавая бойня и ужасы,, трагедия нанесли сильный удар по надеждам и чаяниям поэта, веря в человека, интересуясь его судьбой, переживающего за него и до потери самообладания волнушегот при виде, что человек творят недобрые дела, все это потрясло его, и он изобразил мир полем траура,, землю "кровавым ристалищем", человека охотником и палачом.
Когда М.Хади изображает укасные битвы или оживляет их в своем воображения, с его ресниц на лицо струятся слезы, и это выглядит вполне естественно и убедительно. Послушавшись нарушений, брат убивает брата, человечьи дети под влиянием идей врахды проливают • кровь себе подобных. Поэт не может вняеети это, я эта нетерпимость естественно, про.уждает в нем такую мысль:
У человечества, говорят, сердце есть, увидеть бы мне
тот камень.
Поэт, в произведении "Картины возрождения", представляющим со- " бой обвинение преступников-империалистов, кто разжег являющуюся в истории человечества великой трагедией Первую мировую войну, при- • несшей в мир смерть я бедствия, обращается к людям со слогами:
Гедный,несчастный человек, жизнь твоя в полном расстройстве.
Кого же он подразумевает?
Несомненно, тех людей, которые в миро зла и гнета живут с кандалами на руках, с зенками ка устах, кто раздчвлявается, много работает и мало ест» Тех самых людей, которых поэт изобрази я в стихотворениях "Пящяй", "Зимние размыллеиня одного безработного", "Искорки духа", "Под ярким солнцем глаза без света".
Зпдя сражения на украинской земле л слыша собственными ушами вопля раненых и искалеченных, поэт, кпк ухе было отмечено, объявил мир "местом траура". В чем же причина трагедий?
По мнению Хади, главная причина этого в том, что в натуре человека "... имеются зачатки и добра и зла. Но несправедливое об-иество, основывающееся на эксплуатация, настолько нарушило между ними рАовесяе, что рядом с первыми вторые целиком утеряли своя действенность и деятельность".*
В одной из полных надежд стихотворений, написанном в годы Первой мировой войны, Хади, называя человека "живой мудростью",
X Мпрахмелов А. иухвтед Хади.- Гаку; 1365, 0.21?.
писал:
Человечество! О живая мудрость,великие силы есть
у тебя.
Великий ум, великие мысли, великая мощь есть у тебя.
Случайно ли поэт в одном из произведений, написанных примерно в одни и те же года, называет человека живой мудростью", а в ' другом - "убийцей", "живым трауром"? Нет, эта характерная особенность не только творчества Хади, а всех прогрессивных романтиков.
При виде на лицах своих современников - жертв военного рока -признаков смерти часто обращающий взор свой на историческое прошлое людей, страницу за страницей оживляющий историю перед своими глазами поэт, объявляющий справедливость сокрытой, вражду реальной, любовь ложной, выдвигает на первый план уже другуи задачу: "И умирающие, и убивающие - не камни, а люди".
• Сердца в огне, глаза в слегах. Но какая от этого польза? Чего се молено ожидать от человека, который вместо того, чтобы задушить в своем сердца ненависть и пестовать любовь, душит любовь и пестует ненависть? _
, Объясняя многие события биологической жизнью человека и высоко 'оценивая могущество человека, Хади считает: чтобы покончить с войнами необходимы только единение людей и всеобщая любовь.
Проблема времени: 11 Прошлое в крови! Тоже сейчас... есть ли счастье в грядущем?" - так называется четвертый параграф.
М.Хадо был желающим человечеству счастливого будущего прогрессивно мыслящим художником-просветителем. Как и в других произвело-ниях.в поэме "Картины возрождения" все беспокойство поэта о завтрашнем дне, о будущем человечества. Если прошлое в крови, настоящее и того похуже, каким же будет будущее?
Этот вопрос много занимает поэта, и он, углубившись в размышления, изображая историческую правду, трагедии человечества, стремится разбудить "заснувшую совесть" своих современников, призывает учится па горьком опыте истории:;.
М.Хбдн настоятельно утверждает, что хотя прошлое и миновало, от пего на память' остались кровавые войны, и квк логическое про-долквкйв этого наследства настоящее ввергнуто в печаль а несчастье, в от будущего нет пр/лтных вестей. Поэт, дав краткуо характеристику всем трои врсыенаи, больше останавливается на проблема прошлого. Сорок пятую отрофу озаглавливает "Сказанное Прошлым", н, представив овбз Лротлоо в облике человека, стоят с шш лицом к аду, беседует
с ним, чувствуя большую потребность в изображении не величия и пышности минувшего, а доставшихся от него в наследство недостатков, уродливых явлений,
В диалоге с Прошлым М.Хада его устами высказывает свое отношение к лицам, с уважением или ненавистью упоминаемым в истории. Иногда, чтобы яснее донести чо читателя свою мысль, то обращается И стихам Корана, то известным из истории религии событиям, то явно, то завуалированно проявляя то, что накипело ка душе. № сталкиваемся с таким моментом: Хади относящийся к религии порой'скептически теперь высмеивает законы известных на весь мир пророков, созданные ими "Библию", "Евангелие", "Коран".
Мыслитель, размышляющий об историческом прошлом, настоящем и • будущем людей, из-за того, что воспринимал сегодняшние муки как логическое продо...;ение вчерашнего зла, беспокоится• о завтрашнем дае человечества. Поэт, несколько раз повторяющий вопрос "То про-шое в крови, то же сейчас... есть ли счастье в грядущем?", думает о завтрашнем дне, будущем судьбы человечества и этими размыт- . ' леняями призывает своего будущего читателя предотвратить смерть, кровь, смуты, подлости, в более широком смысле, ввергающие человечество в бедствия войны. Такое "обращение к будущему было "закономерным следствием настроения",'- мировоззрения романтического героя.
М.Хаяи людей то проклинает, то ласкает, то ненавидчт их, то любя? больше, чем себя.. Поэт больше оппсывает отрицательное в человеке, чем положительное. Это изображение иногда уводят поэта к корне ошибочным выводам. По так как сема эта ошибочность порождена желанием послужить человеку, его счастливому будущему, она не наносят ущерба яркой ядее.пояиы "Исторические трагедии человечества или картины возрождения"
"Картины возрождения" - одно аз лучшие произведений,как в ядейно-зстетичесяом отношении, так и по мастерству,азербайджанской раквнтической поэзии.
В третье главе - "Вопросы мастерства" - автор, вступив в поле~
каку с исследователями, Еысказввшячи своя соображения о жанра создал,. приходит к заключению, что по своей жанровой природе это произведение - лиро-эпическая поэма. Ибо в произведении присутствуют я лирическое,и эпяческое начала. 0 поэме более яркшя штрихами дается отношение лирического героя к событиям, чем изображение
I Твяыбзаде К. Личность художника.-Баку:Язычв, 1278,с.25.
известных исторических периодов и судьбы человечества* Создание человека, украшение им земли, неба, всей вселенной дается в поэме не в широких эпических полотнах,а в лирических отступлениях. Следует отметить такую особенность: в поэме лирическое воспевание и эпическое изображение так сливаются друг с другом, что иногда да^е не чувствуется наличие в поэме эпического изображения. И только при внимательном рассмотрении можно заметить, что это ни что иное-', как сильное лирическое воспевание, порожденное эпическим изображением. Так как поэт тотчас высказывает свое отношение к изображаемым событиям, вопрос о соотношении лирики и эпики в его произведениях обычно решается в пользу лирики, как и в рассматриваемом поэме.
В соответствии с законами романтического художественного метода в произведении был использован ряд фантастических элементов, которые придают некоторую свободу композиции поэмы.
Использование элементов фантастики проявляется в виде призраков. Так, прошлое, настоящее, грядущее оживают перед взором поэта в человеческом облике, и Хади в высоко художественной форме, с . большим поэтическим "мастерством раскрывает характерные особенности каждого из них.
Подход с позиций постепенной эволюции к истории человека и делам мира создает почву для появления ряда философских мыслей и соображений поэта, размышляющего о таких проблемах, как человек, вселенная, время. А эти мысли и соображения в свою очередь придают содержанию и идее поэмы философскую глубину и дают основание высказать суждение, что являющаяся по жанру лиро-эпической поэма эта, одновременно есть романтико-философская поэма, явившая собой плод • глубоких размышлений.
Одной из привлекающих внимание особенностей формы поэмы является то, что строфы ее представляют собой терджибенцн. Ведущий активную борьбу за обновление романтического стиха как по форме, так и по содержанию, один иэ первых,а возможно и первейший из создателей новой формы и стиля М.Хади и в атом произведении нарушает традиции, оставляя рефрен я систему рифмовки, довольно вольно относится к количеству строк в строфах, то прибавляя, то убавляя их, то есть, вольно обращается с терджибевдом. тан, если в произведении, написанном в форме тердвсйоенда, вое строфй одинакового размера ж объема, то в позыв "Картины возрождения" количестве строк в строфах колеблемся от 7 до 76. Говоря о метре, которым
написано произведение, диссертант отвечает, что поэма написана первым видом размера "ремзл" аруза. Строки, построенные в соответствии с первым видом раг.шла - па четырехкратном повторении одинаковых ритмических групп /"фо"алАтун"/, придают стиху "Картин возрождения" некоторую замедленность и 'величавость.
В поэме использован богатый набор изобразительно-выразительных средств.
Применением удивительной системы троп, риторических вопроса я восклицания, контрастов и эпитетов У.Хадя создал прекрасный образец художественного произведения. Цуквально все страницы поэма пестрят разными видами изобразительно-выразительных средств. Широкое использование в поэме эпитетов наряду с придавакием романтической поэме языковой и стилевой красоты, представляет собой одно из важных средст" , служащих с высокой романтической эмоциональностью чувств и переживаний романтического героя. .
В поэме использованы почти все виды1 троп.
Для более выпуклого показа некоторых присущих человеку особен- , ностей поэт довольно часто обращается к сравнению. К прякеру: видя падкость людей до крови, уподобляет их "дремавшую"* совесть "осени", а полную треволнении жизнь "Ноеву потопу".
Для усиления смысла отдельных слов и выражений или же всей строфы в целом поэт использовал ряд эпитетов ("алая кровь", "кронопяй-,ца-дякарь", "живая печаль" и т.п.),
В произведении встречается также ряд олицетворений СРадссти арестованы, печали свободна, Горести, беды,' печали в благоустроенном виде").
Автор также довольно часто использует такое изобразительно-выразительное средство, ка: гипербола, богатый арсенал синтаксических (Тнгур (риторические сбрадепля п вопросы), контраст, повтори, анафоры я эпифоры.
В поэме очень богатая, к тому же ювелирно отделанная система риф.!. Смело можно сказать, что такая отделанность системы ряфм служит улучшению не столько формы,поэмы, сколько содержания. Все рифмы в произведения полные. Кроме того автор мастерски пользуется еще' я омонимическими ритмами.
Хадо, заслуги которого в создании нового стихотворного языка и стиля, соответствующих духу времени, очень велики, свои произведения писал, в основном, в классическом стиле»
Стилевое новаторство стихотворений и поэм М.Хади прежде всего исходит, обуславливается новизной содержания и идеи произведений. Основное новаторство, принесенное поэтом в романтическую поэзию, в том, что он внес определенные изменения в сачу форму жанров классического стиха, как ото было с терджибедцом, использованным в поэме "Картины возрождения".
В заключении диссертант, обобщая свои суждения, приходит к следующим выводам:
а/ Если в горше годы войны М.Хади больше был занят разоблачением зе материальных аспектов, то в явившейся плодом глубоких размышлений поэме "Картины возрождения" поэт дольше затрагивает нравственные и общечеловеческие пробле.ды. Ищет пути решения этих проблем, перелистывает историю, проводит параллели и в конце кондов приходит к выводу, что только всеобщей лобовью и всеобщим миром можно избавить человечество от трагедии. По мнению М.Хади, если человека, являющегося самым прекрасным созданием, портит, уродует в первую очередь среда, то второй причиной этого является двойственность его натуры, его склонность ко злу.
б/ С симпатией-относящийся к социальным революциям поэт и в это;.) произведении уделил широкое внимание вопросам свободы женщин., школы и просвещенияi Но, рак как его больше занижали судьба и история человечества, поэт отдавал предпочтение своим соображениям о' прошлом, настоящем и будущем людей.
в/ В этой оригинальной романтической поэме М.Хади как бы под-водкг итоги всему предыдущему творчеству своему, глубоко анализирует общественные события, воспринимает человека, этого высшего существа в обобщенном ввдв, пытается выявить его духовные особенности, нервничает, волнуется вплоть до потери душевного равновесия.
г/ Появившаяся как художественный продукт этих размышлений и переживаний, обладающая ясной целью-и оригинальными особенностями лиро-эпическая, романтико-философская поэма "Картины'возрождения" выполнена высочайшим мастерством и обладает прекрасной поэтикой, ^та поэма с богатейший системой троп, оригинальной композицией лишатся одни« из веряштх произведений не только творчествого наследия М.Хади, но и вообще всей азербайджанской литературы и иировой романтической поэзии XX йека,
д/ Антивоенный; гуманистический пафос произведения М.Хади bi'Cbüa созву-iSH соаре.'Асшшм стремлениям народов навъй планеты к
всеобщему миру, сотрудничеству и благоденствию. Именно в этом и заключается главное идейно-эстетическое достоинство исследуемой, диссертантом поэмы.
1. Теш Первой мировой войны в лирике М.Хади,- Материалы 1У респубг ликанской конференции молодых ученых-литературоведов. - Баку: Ura, 1984.
2. Отражение Первой мировой войны в творчестве М.Хади. - Известия АН Азерб.ССР /Серая литературы, языка, культуры/, Л 4, Баку: 1984. .
3. Кто такой знакомый врач? - Л ве хаят, 1985, WO.
4. Гордость чинены. Уддуз, 1987,Я2..
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИИ НАШЛИ ОТРАЖЕНИЕ В ИЩУЩИХ ПУБЛИКАЦИЯХ:
Подписано к печати 28.06.90. ФГ 10910. Заказ 296. Тираж 120.
Типография АН Азерб. ССР.
Бесплатно
A39PBAJ4AH ССР ЕЛМЛЭР АКАДЕМИМСЫ НИЗАМИ адына ХАЛГЛАР ДОСТЛУРУ ОРДЕНЛИ ЭДЭБИЛАТ ИНСТИТУТУ
Эл]азмасы Ьугугунда
ГЭРИБОВ ИСЛАМ EJH9JIИ оглу
УДК 808—1 — 170:894.362
МЭЬЭММЭД ЬАДИНИН«ИНСАНЛАРЫН ТАРИХИ ФАЧИЭЛЭРИ, МХУД ЭЛ ВАЬИ—ИНТИБАЬ»
ПОЕМАСЫ
10,01.03—ССРИ Халглары Эдэби^аты
Филолоки^а елмлэри намизэди алимлик дэрэчэси алмаг учун тэгдим едилмиш диссертаси]анын
АВТОРЕФЕРАТЫ Бакы — 1990