автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему:
Проблемы обогащения эпической традиции в советской поэзии 70-х годов и творчество Мумина Каноата

  • Год: 1984
  • Автор научной работы: Абдуллаев, Сафар
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.03
Диссертация по филологии на тему 'Проблемы обогащения эпической традиции в советской поэзии 70-х годов и творчество Мумина Каноата'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Абдуллаев, Сафар

ВВЕДЕНИЕ . I

Г I А В А I. ПРОБЛЕМАТИКА НАЦИОНАЛЬНОЙ ИСТОРИИ

В СОВЕТСКОЙ ПОЭЗИИ И ТВОРЧЕСТВО МУМИНА КАНОАТА

1. История и современность

2. Личность и история

ГЛАВА П. ПОЭТИЧЕСКИЙ ЭПОС МУМИНА КАНОАТА

О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ v.

1. Новые тенденции изображения войны в советской поэзии 70-х годов

2. Поэма "Голоса Сталинграда". От замысла к воплощению

 

Введение диссертации1984 год, автореферат по филологии, Абдуллаев, Сафар

Системный анализ развития жанров, исследование взаимодейст-ствия различных жанровых форд позволяет более точно и полно осмыслить особенности литературного процесса определенного периода. Плодотворен и целесообразен системный анализ при обращении к творчеству отдельных художников. Он помогает, в частности, определить место писателя в литературном процессе. Так, системный подход к творчеству таджикского советского поэта Мумина Каноата (род. в 1932 г.) способствует выявлению его роли в обогащении эпической традиции в современной поэзии.

М. Каноат начал свой творческий путь в 50-е годы и, обретя к началу 60-х годов собственный поэтический почерк, стал одним из самых читаемых поэтов республики. На протяжении 60-70-х годов творчество М.Каноата завоевало признание общесоюзного читателя.

Первые отклики и суждения о поэзии М.Каноата в критике 50 - начала 60-х годов были достаточно разноречивы. Но в дальнейшем все более укреплялась единодушная оценка новаторского характера произведений таджикского поэта, выделявшая их среди множества произведений последнего двадцатилетия. Стихи и, в особенности, поэмы М.Каноата обогащают таджикскую поэзию новым содержанием, новыми образами, развивают традиции ее классиков.

В каждой национальной литературе есть поэты, как бы синтезирующие в своем творчестве существенные черты этой литературы в известную историческую эпоху, поэты, чьи произведения питаются соками самых глубинных ее пластов. На современном этапе развития таджикской литературы таким поэтом является М.Каноат. В своих произведениях он касается кардинальных проблем современности, стремится разобраться в сложнейших вопросах народной жизни, ставит общие для всего человечества социальные и нравственные вопросы. М.Каноат - признанный мастер поэмы. Каждая его поэма обогащает концепцию жанра и прокладывает путь к новой вершине. Первые секреты искусства поэмы он усвоил еще в начале своего творческого пути.

Тягу к эпосу можно заметить уже в ранних стихах поэта: "В пути" ("Дар pox", 1955), "Сон немецкой матери" ("Хоби модари олмон", 1955), "Ленин - наш" ("Ленин аз мост", 1957). По признанию самого поэта, ему было тесно в рамках лирической поэзии, бурно развивавшейся в те годы. В таких стихотворениях, как "Я и бессонные ночи" ("Ману шаблон бехобй"), "Казнь Восэ" ("^атли Восеъ"), "Продолжение твоего пути" ("Давоми нек ро^атро") и других, кажущихся собственно лирическими, имеется микросюжет, сжато повествующий о событии, в котором есть и взрыв чувств, и трагическое звучание. О таких стихах сам поэт впоследствии говорил, что он сознательно ввел в них эпические элементы для панорамирования действительности*.

В 50-е годы написана поэма "Поэт и шах" (1957), свидетельствовавшая о появлении серьезного поэта с эпическим складом дарования. Произведение основано на легенде о встрече могущественного повелителя огромной державы Тамерлана с величайшим поэтом средневековья Хафизом. Упоенный победами, шах не слышит стонов угнетенных им народов, не прислушивается к голосу разума. Только силой слова великому поэту удается заставить шаха задуматься о том зле, которое он совершает, строя минареты из человеческих голов.

В этой поэме, написанной в традиционной форме месневи, еще

1См.: Садои Шар^, 1982, $8, с. 61. не столь заметен творческий поиск М.Каноата, но в ней уже явственно обнаруживаются психологизм и философская глубина. Эти качества были в значительной степени новаторскими для таджикской поэзии того времени.

В начале 60-х годов М.Каноат сложился как поэт по преимуществу эпический. Один за другим появились циклы стихов "Земные звезды" (1962), "Карпатский цикл" (1962), позволяющие воспринимать эти произведения как целостные структуры, говорить о них как о лирических поэмах, объединенных одним лирическим героем, личностью самого поэта. Б 1963 году М.Каноат опубликовал свою первую значительную поэму "Днепровские волны". До нее таджикская поэзия не знала поэм, лишенных единого, цельного сюжета. Каждая "волна" - глава имеет микросюжет, работающий, однако, на общий художественный замысел поэта. В "Днепровских волнах" М.Каноат как бы сконцентрировал свои творческие поиски на протяжении ряда лет. Именно эта поэма, отмеченная высоким патриотическим пафосом, воспевающая нерушимую дружбу советских народов, выдвинула ее автора в число ведущих современных поэтов Таджикистана. В переводе Я.Смелякова отдельные ее главы печатались в "Правде", в "Литературной газете", в "Советской России", в журнале "Огенек", полностью же она была опубликована в журнале "Дружба народов". Благодаря этим публикациям М.Каноат приобрел всесоюзную известность. В поэме "Днепровские волны" обозначилась одна из главных тем творчества М.Каноата - тема Великой Отечественной войны.

После ряда поэтических сборников в 60-е годы увидела свет "Поэма огня" (1967), рассказывающая о трудовом подвиге строителей Нурекской ГЭС. Поэт воспевает в ней чистую человеческую любовь, благородный труд, дружбу и братство строителей. Образный строй произведения, логика развития характеров позволяют ощутить неразрывную связь времен. В поэме нашло отражение историческое прошлое таджикского народа, его многовековая борьба за свободу и обретение им желанной свободы в советское время. Символический "свет", который веками-лскали люди, наконец, найден. И теперь весь Таджикистан освещается лучами этого света.

Надо учесть, что эти поэмы Каноата были написаны в самый разгар лирического "бума" в нашей литературе, когда даже в прозе обозначилось лирическое течение, заставившее некоторых критиков поспешить с выводом о том, что "умчался век эпических поэм." Однако время показало неправомерность такого прогноза. Произведения 70-х годов вновь доказали, что в своей основе поэма бйла и остается жанром эпическим. Ее эпичность обусловлена не столько развернутым сюжетом и повествовательностыо, сколько значительностью проблемы, масштабностью авторского видения действительности, неразрывной связью эмоционального и рационального начал. В современной советской поэме на первый план выступает личностное, субъективное начало. Эпичность выражается в ней через поток авторского сознания. Для поэм Каноата характерен органический сплав субъективного и объективного начал. Это как бы соединение чувста и разума. Одну из существенных сторон творчества Каноата составляет связь событий прошлых времен с нашими днями. Если в ранних произведениях преобладало личностное, лирическое начало, то в 70-е годы наиболее успешными представляются творческие поиски поэта на пути воплощения эпических замыслов.

Именно в эти годы появились одно за другим наиболее значительные произведения М.Каноата: "Раненые книги" (1969), "Голоса Сталинграда" (1971), "Мелодии Шираза" (1971), "Мое имя - Таджикистан" (1974) (в русском переводе "Материнский лик"), "Отец" (1976), "Колыбель Авиценны" (1978), а также пакистанский (1978) и афганский (1979) циклы стихов. Известно, что эпос есть показатель зрелости литературы. Творчество М.Каноата-поэта, по природе своей тяготеющего к эпосу, наступательно и неуклонно развивалось в сторону усиления и укрепления в нем эпического начала.

Поэзия М.Каноата давно уже интересует критиков и литературоведов. За многие годы написано немало статей, посвященных отдельным произведениям поэта, но все еще нет работы, в которой рассматривалось бы его творчество в целом. Наша работа является первой попыткой суммарного анализа эпических произведений М.Каноата в контексте общесоюзного литературного процесса. В центре внимания - проблематика, идейно-художественная структура эпических произведений М.Каноата, их роль и место в современном литературном процессе, их связи с традициями национальной поэтической культуры таджикского народа и с эпическими традициями других народов. На основе анализа поэм 70-х годов мы попытались осветить вопросы обогащения эпических традиций в современной поэзии.

В таджикском и в персоязычном литературоведении жанр поэмы пока еще теоретически почти не осмыслен, хотя существует много работ, посвященных разбору отдельных поэм. При всем своем новаторстве поэмы М.Каноата и других таджикских советских поэтов являются закономерным продолжением древней таджикской литературы. Поэтому, говоря о таджикской советской поэме, нужно иметь в виду то обстоятельство, что она имеет свои собственные национальные истоки, уходящие в седую древность. Так, древнейшую часть "Авесты" исследователи определили как образец эпической поэзии, с которой начинается персидско-таджикская литература^.

Персидско-таджикская эпическая поэзия чрезвычайно богата и весьма разнообразна. Переведенная на многие языки, она завоевала известность во всем мире. На ее древность указывал еще в XI веке Юсуф Баласагунский в книге "Благодатное знание", созданной под влиянием персоязычной поэзии и являющейся древнейшим памятником тюркских литератур. Упоминая Афросиаба - легендарного царя Турана, воспетого Фирдоуси, - Юсуф Баласагунский пишет: "Таджиками он в письменах восхвален, иначе кому бы известен был он?'^ В поэтическом же предисловии к книге Баласагунский свидетельствует:

У арабов и таджиков таких книг немало, р

А нашею речью сия - лишь начало Как видим, Юсуф Баласагунский подчеркивает именно факт древности эпической поэзии таджиков и арабов. Разумеется, о таджикско-персидской поэзии написано немало исследований. Однако, к сожалению, в должной мере не исследована в целом история развития поэмы, не рассмотрены ее характерные особенности в классической литературе. В известной монографии видного иранского ученого Забехулло Сафо преимущественное внимание уделено героическому эпосу, начиная с доисламской эпохи и до Х1У века. О развитии же эпической поэзии на протяжении последних столетий Забехулло Сафо почти ничего не говорит. А между тем, начиная именно с последующих веков таджикская эпическая поэзия приобретает новые черты, обусловленные различными факторами.

Объектом своего исследования Забехулло Сафо избрал такие национально-героические поэмы, как "Гуштаспнаме" Дакики, "Шахнаме" Фирдоуси, "Гаршаспнаме" А. Ту си и др.

Юсуф Баласагунский. Благодатное знание. -М.:Наука, 1983, с. 51. 2Там же, с. II.

Исследователи классической литературы, опираясь в основном на содержание, выделяли три группы поэм: героические, дидактические и любовно-романтические*.

Теоретические вопросы жанра поэмы в персоязычной литературе и пути его формирования и развития на разных этапах таджикской литературы также еще не изучены. А между тем такое исследование способствовало бы решению вопроса о жанровой типологии поэмы и оказало бы большую помощь её исследователям, ибо современная и персидская,и таджикская литературы являются логическим продолжением эпической поэзии прошлого. Далее в своей работе мы попытаемся показать связь поэм М.Каноата с классическими поэмами прошлого.

Жанр поэмы должным образом не исследован пока и в таджикском литературоведении.Правда, отдельные этапы истории таджикской советской поэзии, особенности ее развития и эволюция жанров частичр но изучены в работах ряда исследователей .

По этому вопросу подробно см.книгу иранского ученого Сеида Мухамеда Нишота: 'W Сxftjfr ЪЫ? \f 2

Мирзо-заде X. Основные воцросы идейно-эстетического развития таджикской советской поэзии 20-х годов. Автореф. дис. докт. филол.наук. - Душанбе, 1968; Шодикулов X. Черты новаторства таджикской советской поэзии 30-х годов (I929-I94I). Автореф. дис. канд.филол.наук. - М.,1977; Ниязи Ш. Таджикская эпическая поэзия в годы Великой Отечественной войны (I94I-I945). Автореф. дис. канд.филол.наук. - М., 1957; Хакимов А. Историческая преемственность и поэтическое новаторство. Автореф. дис. канд.филол.наук. - М., 1974; Акбаров Ю. Лирическая поэма в современной таджикской поэзии. Автореф.дис. канд.фи-лол.наук. - Душанбе, 1973; Отахонова X. Таз^аввули до стон дар назми муосири то^ик. - Душанбе: Дониш, 1983.

Недавно вышла в свет книга Х.Отахоновой "Эволюция жанра поэмы в современной таджикской поэзии" (1983), уже заглавием адресованная к современности. Но ее хронологические рамки охватывают всю историю таджикской советской поэмы. В ней рассматриваются все произведения, вышедшие в свет в 20-70-е годы под названием "поэма". Книга Х.Отахоновой насыщена фактическим материалом, который, безусловно, немаловажен для дальнейших обобщающих исследований о поэме. К сожалению, при анализе поэм автор часто прибегает к пересказу содержания, тем самым отодвигая на задний план собственно литературоведческий подход. В плане интересующий нас проблемы частично рассмотрены и некоторые поэмы М.Каноата. Есть и ряд работ других литературоведов и критиков, посвященных отдельным вопросам современной поэзии.

Теоретико-методологические проблемы поэмы на протяжении многих лет являются предметом острых дискуссий и споров* между литературоведами разных стран, однако и до сей поры многие аспекты жанра остаются непроясненными. Те или иные аспекты современной поэмы рассматривались в ряде кандидатских и докторских диссертаций. Созданы десятки монографий, в которых, бесспорно, изучены многие особенности современной поэмы. Здесь мы не будем подробно рассматривать эти исследования: по ходу анализа в соответствующих главах и разделах диссертации они будут соответственно оценены.

В последние годы, особенно в конце 70-х начале 80-х, заметны определенные сдвиги и успехи в исследовании современной поэмы. Если в 50-е, 60-е и начале 70-х годов в раздумьях о поэме наблюдались односторонность, крайности и полярность точек зрения, то

См.: Волкова Т. Споры о жанре поэмы в современной советской критике. - Филологические науки, 1974, Л° I, с. 3-13. теперь они в известной мере преодолены. Наши литературоведы стремятся к серьезному теоретическому осмыслению жанра.

Изучая специфику поэмы, исследователи все чаще обращаются к ее истокам, пытаются проследить изменение в области поэтики на современном этапе.

Ныне многие придерживаются того мнения, что поэма, являясь в известном смысле жанром синтетическим, обрела новые черты, говорят также и о. доминанте лирики в современной поэме.

Но ясно одно - поэма не оправдывает себя без создания эпического мироощущения, хотя в современной поэме произошла смена . пропорций эпического и лирического способа изображения.

О судьбе современной поэмы рассуждают не только критики и литературоведы, но и сами поэты. Вслед за первыми двумя дискуссиями, которые были организованы "Литературной газетой"^, обширная полемика развернулась на страницах "Литературного обозре-р ния . Споры о жанровой природе современной поэмы, при всей их несомненной плодотворности, обнаруживают и определенные крайности, идущие от стремления отдельных критиков абсолютизировать тот или иной путь ее развития. Если ряд исследователей и критиков отстаивали приоритет эпики как изначального свойства поэмы, то их оппоненты ратовали за приоритет лирики. Хотя, как упоминалось, эти крайности в значительной мере преодолены, все же в нашей критике и литературоведении нет-нет да и вспыхивают их отголоски и сегодня.

Ряд работ о современной поэме, имеющих принципиальное значение для дальнейшего изучения жанра, появился в русском

Литературная газета, май-июль 1952; июль-сентябрь 1965. ^Литературное обозрение, 1973, М 5,7,9; 1974, Mb 1,2,4,6. литературоведении и в некоторых союзных республиках^.

Все основные признаки современной поэмы, как верно подчеркивает латышский исследователь Валдис Киканс, определились уже в начале XX века в поэмах Блока, Маяковского и других. Более того, современная поэма - это прямое продолжение поэмы нового времени: поэм Байрона, Пушкина, Лермонтова - только на ином витке историко-литературного развития^. Глубоко исследована поэма нового времени в фундаментальной работе И.Г.Неупокоевой. Ее выводы приводят к мысли о том, что существует принципиальное родство между современной поэмой и поэмными жанрами нового времени.

Среди многочисленных работ особо надо отметить оригинальное теоретическое исследование В.Киканса и работу белорусского исследователя М.Орочко. Изучая жанровые разновидности современной советской поэмы и тенденции ее развития, В.Киканс на основе огромного материала многонациональной поэзии исслелует поэму как художественное целое: от содержательно-стилистических концепций до

Неупокоева И.Г. Революционно-романтическая поэма первой половины XIX века. М., 1971; Лурье А.Н. Поэтический эпос революции. Л., 1975; Червяченко Г.А. Поэма в советской литературе. Ростов н/Д., 1978; Васильковский А.Г. Жанровые разновидности русской советской поэмы. I9I7-I92I. Киев, 1979; Мазепа Н.Р. В поэтическом поиске. Киев, 1977; Арочко М.М. Беларуская савецкая паэма. Шнек, 1979; Каков А.Г. Современная советская поэма. Минск, 1981; Числов М. Время зрелости - пора поэмы. М., 1982; В.П.Киканс. Современная советская поэма. Рига, 1982 и др. р

Киканс В. Современная советская поэма. Рига, 1982, с. 10. структуры поэтического образа, от сжета, фабулы и композиции до формы поэмного образа.

Весьма привлекательна мысль М.Орочко о том, что "поэма, начав в своем истоке с эпоса, на каждом новом крупном историческом периоде снова неуклонно идет к нему, только всегда в неповторимом, качественно преобразованном облике"*. В ряде современных поэм мы находим много общего с предшествовавшими ей жанрами, в том числе с древними мифологическими и героическими эпосами. Нельзя не согласиться с наблюдением В.Киканса о том, что и сегодня поэмное повествование остается сквозным стиле2 вцм признаком вида , несмотря на то, что произошла смена пропорций эпического и лирического способов изображения.

Содержание эпической поэзии всегда связывалось с историческими судьбами народа. Так было и во времена классической эпопеи гомеровского типа, и в бурный век социальных катаклизмов, когда современность, с ее живым кипением страстей, непосредственно воздействовала на эмоциональный мир поэта, врываясь в его творчество неудержимым лирическим потоком. В осмыслении настоящего истина о действительности могла быть постигнута в исторической перспективе. "Эпос, - приводит В.Г.Белинский слова Кана Поля (Рихтера), -представляет событие, развивающееся из прошедшего; лира - чувстq вование, заключенное в настоящем" .

0рочко М. Поэма - кризис или возрождение? - Литературное обозрение, 1973, $ 5, с. 61. 2Киканс В. Указ. соч., с. 12.

3Белинский В.Г. Собр.соч. в 3-х т., т. 3. М., 1948, с. 496.

Эпос в наши дни претерпел коренные изменения, потеряв свою строгую форму. Но тем не менее указанное выше различие не утратило, на наш взгляд, своего значения.

Двадцатый век, явившийся эпохой грандиозных социальных потрясений, вошел в сознание художников как переломный период в истории человечества. Время предъявило искусству новые требования. "Во всей остроте встал вопрос об исторических судьбах народов в сложной и противоречивой обстановке начала нашего века. Для поэтического обобщения процессов современности в свете надвигающейся революции, когда на глазах творилась сама история, нужен был новый эпос"""". И здесь оказались явно недостаточными исчерпавшие себя средства традиционной повествовательности, характерные для классических поэм. С другой стороны, не могла отвечать требованиям времени и одна только лирика, ибо при всем своем величии она способна увековечить лишь краткий миг, одно мгновение. Нужен был эпос, в котором художники могли бы отразить эпоху, движение времени в его трехмерной целостности, осмыслить связь прошлого, настоящего и будущего.

По утверждению многих исследователей русской поэмы, первым, кто почувствовал это требование времени, был А.Блок. Обратившись к непосредственному осмыслению революции, он пришел в "Двенадцати" к новой форме поэмы. "Впервые в центре поэтического изображения оказались революционный народ в процессе его исторического творчества и-поэт, ощутивший свое право говорить от имени революции. Это вызвало к жизни доселе небывалый тип поэмы, в которой нераздельно слились изображаемое событие и личное его восприятие, судь

Банкетов A.M. Лирическое и эпическое в современной советской поэме. Автореф.дис.канд.филолог.наук. - М., 1967, с. 11-12. ба России и собственная судьба поэта, лирическое и эпическое"-'-. Созданная А.Блоком форма поэтического обобщения, нашедшая свое дальнейшее развитие у Маяковского, для которого не существовало воцроса "принимать или не принимать революцию", имела принципиальное значение для последующей эволюции всей нашей многонациональной поэзии. Историзм, породивший новые законы типизации в эпосе и восходящий к традициям Блока и Маяковского, приобрел в ней сегодня особо углубленный характер, потому что с высоты наших дней яснее виден пройденный путь, шире раздвигаются исторические горизонты. В современном поэтическом эпосе обнаруживается склонность к художественному синтезу времени, осуществляемому средствами лирики и образом самого автора, у которого возникает "чувство семьи единой" в масштабах истории, то, что В.Перцов назвал "лирическим р ощущением хозяина времени" . Подобное сближение лирики и эпики в современной поэме порождено выработкой нового мировосприятия, выразившегося, в частности, в обращении поэтов к истории с позиции научного марксизма.

Интерес к добрым традициям всегда диктуется потребностями современности. Передовые традиции и наследие предков нужны для духовного обогащения наших современников. Сегодня, как никогда прежде, стало ясно, что без знания прошлого невозможен прогресс. Биологи утверждают, что существует генетическая связь человеческого организма с предками, однако мозг каждого индивидуума должен каждый раз с самого начала обучаться осмысливать и осознавать окружающий мир. "Тело людей, - пишет исследователь, - физически

-'"Банкетов A.M. Указ. соч., с. 12. 2

Перцов В. Современные поэты и чувство истории. - Литературная Россия, 23 декабря 1966 года. может совершенствоваться согласно биологическим законам, в то время, как дух - разум будет прогрессировать в каждом следующем поколении только в случае, если человек сумеет извлечь пользу из сенсорного опыта и общечеловеческой культуры не только своих современников, но и своих предшественников"^. (Подчеркнуто мной -С.А.).

В 20-е - начале 30-х годов основное внимание литература уделяла истории революционного движения, в годы Великой Отечественной войны на передний план выдвинулись военно-патриотическая тема, идея государственного единения ("Петр I" А.Толстого, "Суворов" К.Симонова, "Герой таджикского народа Тимурмалик", "Восстание Му-канны" С.Айни и т.п.).

В современной литературе очевиден обострившийся интерес как к событиям не столь давнего прошлого, так и к временам, отдаленным от нас тысячелетиями. Знаменательно, что к исторической тематике обращаются ныне художники, прежде не проявлявшие особого интереса к истории.

Примеров тому немало в советской многонациональной литературе 70-х годов: в таджикской - цикл стихов Лоика "Горсть земли родной", его же поэма "Исток вдохновения - "Шахнаме", циклы стихов Бозора Собира "Язык Родины", "Безбожный город", "Меч Сины", "Памятник Айни", Кутби Кирома "Ягнобская тетрадь", Гулрухсор "Огонь Согда", в русской, украинской, молдавской - цикл повестей В.Пановой "Лики на заре", киносценарий и роман В.Шукшина о Степане Разине, повести Ю.Нагибина о деятелях русской культуры Тредиаковском, Тютчеве, Чайковском, Рахманинове, исторические повести и романы П.Загребель-ного, повесть и пьеса И.Друце о Льве Толстом "Возвращение на круги т

•Чгаджанян Н.А. Человеку жить всюду. М., 1982, с. 301 своя", в узбекской - поэма Абдуллы Арипова "Смерть и лекарь", романы А.Якубова, П.Кадырова, Н.Сафарова и др. Думается, что в разговоре о современной эпической поэзии нужно исходить из главного, определяющего признака поэмы - из ее эпического характера. Разумеется, понятие "эпический характер" (по Кикансу "объективированный характер") изменилось, оно значительно углубилось, и надо помнить о его современном содержании. Не случайно раздаются голоса о новом эпическом состоянии, на которое в середине 60-х годов обратил внимание Ю.Марцинкявичюс: "Эпос - это не спокойное состо-ние, не красивый сладкий мирок, а преодоление противоречий и титанический порыв в новое состояние""''. Эта мысль одного из мастеров поэмы в нашей литературе очень важна для понимания современной эпической поэзии как выражения сложного, напряженного состояния современного общества.

Изменения, происшедшие в нашем обществе за годы советской власти в целом, в общественной психологии, в частности, настолько глубоки и значительны, что не могут не воздействовать на духовную жизнь народа, не отражаться на художественном творчестве. Исследование различных аспектов личности нового Человека, его духовно-творческой активности в современном мире встает сегодня как важнейшая задача перед всеми общественными науками. Особое внимание к личности вызвано тем, что "по мере перерастания социализма в коммунизм, по мере установления социального равенства и исследования социальных различий между людьми, обусловленных различиями между городом и деревней, умственным и физическим трудом и другими, все большее значение будут приобретать индивидуальные разлиарцинкявичюс Ю. Судьбы поэмы. - Литература и современность. Сб. 7. - М.: Художественная литература, 1966, с. 372. чия"^.

Особенно возрастает роль отдельной личности в условиях НТР. Не случайно же многие считают, что НТР представляет собой "новое состояние мира". Это "новое состояние мира" несомненно влияет на развитие современной культуры и литературы. НТР, создавшая невиданные прежде условия для многостороннего развития личности, вместе с тем является, как известно, "источником трудностей и опасностей для человека, который должен ежечасно адаптироваться к новым скоростям, новым машинам, новым сооружениям, оттесняющим его все дальше от природы - его первоначальной естественной среды"2.

Эти особенности эпохи необходимо учитывать при исследовании современной литературы. Говорить о лиризации эпоса, о соотношении субъективного и объективного в поэзии можно только при условии глубокого изучения личности современного человека и общества, их взаимоотношений.

Известно, что жанр - категория историческая. За многовековую историю развития мировой литературы жанры обновлялись, изменялись, некоторые из них отмирали. Процесс обновления, трансформации жанров стал особенно интенсивным в XX веке. Связано это прежде всего с грандиозными изменениями в жизни и быте людей. Современный роман или поэма отличаются не только от произведений прошлых веков, но даже и от тех произведений, что были написаны всего лишь 40-50 лет тому назад. Обратившись, например, к романам С.Айни "Рабы" (1934) и Ф.Мухаммадиева "Угловая палата" (1974), мы заметим раз

Резвицкий И.И. Философские основы теории индивидуальности. -Л.: Из-во Л1У, 1973, с. 4. о

Мазепа Н.Р. В поэтическом поиске. Киев, 1977, с. 10-11. личия в построении сюжета, в архитектонике произведений (у Айни -линейное, последовательно-развернутое построение сюжета, у Ф.Му-хаммадиева - на первый план выступают современные средства и способы создания глубоко психологического портрета человека: размышления героя, внутренние монологи и т.д.).

Так же и поэмы М.Каноата, имея своим истоком эпическую поэзию таджикского народа "от Авесты до Айни" (выражение И.Брагинского), существенно отличаются от поэм прошлых лет, даже от сравнительно недавних поэм Лахути, Турсун-заде и Миршакара. Однако их отличие нельзя объяснять только лишь лиризацией эпики, равно как нельзя считать лирику основным родовым признаком поэмы*.

Дело в том, что современная поэма ддет по пути все большей аналитичности и философичности, углубляется ее психологизм. На этот важный момент обратил внимание И.Абашидзе: "Поэма - это мышление в образах о философских проблемах века и месте человека в потоке исторического времени .

В дискуссиях о поэме была высказана мысль, будто на современном этапе развития жанра происходит острая "конкуренция", "соревнование" между лирическим и эпическим началами. По этому поводу иронически высказался Имант Аузинь: "Соревнование жанров"! Какое поверхностное определение! Не пора ли вместо этого давно обратиться к более основательному исследованию взаимовлияния жанров? Их

См., напр., статьи: Михайлов А. Умчался век эпических поэм. -Литературное обозрение, 1973, № 7; Сигуа С. Поэма - жанр лирический. - Дружба народов, 1974, № 7; Акбаров Ю. Достони лирики дар назми хозираи то^ик. Канд.дис.Душанбе, 1973. р

Абашидзе И. Анкета. - Литературное обозрение, 1974, Л? II, с. 56. взаимного обогащения"*. Действительно, современная поэма использует разнообразные достижения различных видов искусства, но при этом не утратила своих эпических черт. Ее характерные особенности: монументальность, концептуальность, проблемность, склонность к широким философским раздумьям.

Убедительной представляется позиция Н.Орочко, утверждающего, что, рождаясь на грани лирики и драмы, поэма отнюдь не становится ни лирикой, ни драмой. "Здесь очевидно взаимодействие, в процессе которого не разрушаются эпические основы жанра, а наоборот, обога-р вдаются.

Подобное взаимодействие и обогащение происходит не только в поэзии, но и в других сферах литературы и искусства, и потому нелепым кажется стремление решать проблемы современной эпической поэзии с позиций "Поэтики" Аристотеля или "Поэтического искусства" Буало. Например, все еще бытует мнение об эпической поэме как о произведении сугубо сюжетно-повествовательном. Между тем доказано, что эпическое уже нельзя расценивать как синоним повествовательно-сти, как эквивалент развернутой сюжетности3.

Показательны в этом отношении суждения о поэме М.Каноата "Голоса Сталинграда". Одни критики писали о ней как об эпическом,

Аузинь И. На границах жанров. - Дружба народов, 1983, й 7, с. 243. р

Орочко Н.Н. Белорусская советская поэма. Закономерность становления и развития. Автореф. дисс. докт. филолог, наук. Минск, 1980, с. 35. о

Уманская Е. Зачем поэма? - Литературное обозрение, 1974, № 2, с. 46-52; Арочко М. Эпическое мироощущение в поэме. - В кн.: Единство. М.: Художественная литература, 1977, с. 197. а другие как о лирическом произведении. Споры некоторых из них наводят на мысль о том, что они всерьез полагают, будто поэма выигрывает или, наоборот, проигрывает в зависимости от того, как её назвать: эпической или лирической.

В современной поэзии углубилось изображение взаимоотношений личности и общества, более полному и всестороннему выявлению которых помог художественный анализ духовного мира людей.

Эта черта обнаруживает одну из важнейших особенностей современного стиха, свидетельствующую об углублении историзма мышления. Последнее подразумевает активное участие поэта в исследовании и изображении важнейших социальных и политических процессов народной жизни, художественное отражение сложных взаимоотношений личности и общества, внутреннего мира человека, его мыслей, чувств и поступков с позиций коммунистических идеалов, партийности и народности/

Правда жизни и правда истории всегда совпадают, поэтому реалистическое искусство не может существовать без проникновения в конкретно-исторические обстоятельства, формирующие и события, и характеры людей, участвующих в них", - пишет В.Борщуков-'-. Именно с этих позиций считали мы нужным рассмотреть некоторые, на наш взгляд, значительные современные поэмы, в которых в той или иной мере затрагиваются проблемы национальной истории.

Научный историзм - один из краеугольных камней социалистического реализма. Он предполагает последовательные и четкие классовые критерии в исследовании и художественном обобщении важнейших событ

Ворщуков В.И. Социалистический реализм сегодня. - В кн.: Великая Отечественная война в современной литературе. М., 1982, с. 9. тий народной жизни. Историзм художественного мышления позволяет поэту отобрать из огромного, многообразного потока жизни самые значительные явления, наиболее полно отражающие характер и содержание революционной действительности, важнейшие и типические особенности различных периодов истории. Многие неизученные воцросы истории, подлинная суть социальных явлений современности и разнообразных граней общественной морали освещаются лучом исторического мышления писателя, умеющего находить для выражения новых идей соответствующую художественную форму.

Пути развития жанра поэмы по-разному оценивались современными критиками и поэтами. Однако на УП съезде писаталей СССР (1981) вновь была подчеркнута плодотворность поисков в этой области художественного творчества: "Именно в поэме наиболее полно охвачены разнообразные стороны истории и современности, а отечественная поэзия обрела новые достижения"^.

Проблематика национальной истории в эпической поэзии, находящаяся в центре нашего внимания, становится одной из ведущих в 70-е годы. Как известно, это был период особого развития эпической поэзии. В одной лишь таджикской литературе в это время появилось около 50 поэм - явление беспрецедентное в истории более чем полувекового развития советской литературы. Широк про бл емно-т ематич ес-кий и художественно-стилевой диапазон лиро-эпического жанра, многообразны и пути поиска, ознаменовавшегося появлением ряда крупных поэм. В их числе увидевшие свет в 70-е гг. "Даль памяти" Е.Исаева, "Бунт разума" Д.Кугультинова, "Голоса Сталинграда", "Мое имя т

ГуТарков Г. Советская литература в борьбе за коммунизм и ее задачи в свете решений ХХУ1 съезда КПСС. - Вопросы литературы, 1981, № 8, с. 33.

Таджикистан", "Отец" М.Каноата, "Василий Буслаев" и "Фронтовая радуга" С.Наровчатова, драматические поэмы Ю.Марцинкявичгоса "Мин-даугас", "Собор", "Поэма Прометея", М.Карима "Салават" и "Не бросай огонь, Прометей", В.Соколова "Сюжет", Е.Евтушенко "Просека", Р.Рождественского "Двести десять шагов", Э.Межелайтиса "Птицы Ничейной Земли".

Это далеко не полный перечень даже более или менее значительных поэм прошлого десятилетия. Их авторы ставят перед собой большие задачи, стремясь к целостному осмыслению истории, актуальных проблем современности, коренных вопросов человеческого существования, народных судеб, связи времен и их взаимодействия в живом историческом процессе. Знакомство с историческими произведениями позволяет увидеть, что обращение писателей к исторической теме, к прошлому своих народов находится в русле нравственно-этических исканий нашей литературы. В образах замечательных людей прошлого запечатлены лучшие черты человека - гуманизм и интернационализм, патриотизм, самоотверженность в любви и дружбе. Эти их качества обогащают духовный мир наших современников. Есть и другая причина, обусловившая острую потребность обращения литературы к истории. В сегодняшнем мире все острее разгорается идеологическая борьба, льется кровь тысяч ни в чем не повинных людей, возрастает опасность новой мировой войны. Воссоздавая картины прошлых войн, изображая освободительную борьбу народов, наши писатели стремятся воскресить в памяти человечества уроки истории, предостеречь всех людей планеты от мировой катастрофы. В этом смысле совершенно за-номерным было столь широкое освоение темы Великой Отечественной войны советской многонациональной литературой. Уроки истории несут большой этический и нравственный заряд, они помогают решать многие злободневные вопросы, поэтому важное значение приобретает не только мастерское изображение борьбы великой исторической личности за победу добра над злом, справедливости над угнетением, не только пропаганда патриотизма и интернационализма как важнейших стимулов воспитания лучших человеческих качеств у наших современников, но и умение показать, вскрыть связь истории с современностью.

В центре диссертации творчество М.Каноата и обогащение эпической традиции в советской поэзии 70-х годов. То, что мы избрали предметом исследования 70-е годы, не означает, что следует ограничиться рассмотрением эпической поэзии только данного десятилетия. Современная поэма неразрывно связана и вытекает из поэзии прошлого, связана с нею традициями и преемственностью, без которых, как известно, не бывает и новаторства. М.Каноат - верный продолжатель традиций предшествующей литературы, и в то же время он - современный поэт, плоть от плоти нашей эпохи, нашего образа жизни. И потому его творчество мы рассматриваем в контексте многонациональной поэзии 70-х годов, которые являются периодом творческого взлета поэта, в контексте творческих поисков советской эпической поэзии предвдущих лет.

Собранный нами материал показал, что в 70-е годы повысился интерес советских поэтов (в том числе и М.Каноата) к истории, расширился и стал масштабнее их взгляд на нее. С другой стороны, 70-е годы были временем "второго прочтения" темы Великой Отечественной войны.

И в том и в другом случае поэты обращались к прошлому, извлекая из него духовные и моральные уроки для современности.

Настоящая работа является первой попыткой обобщения накопленного литературной практикой опыта развития жанра таджикской советской поэмы. Проблемы обогащения эпических традиций данного периода в таджикской поэзии, их исследование на материале творчества крупного советского поэта М.Каноата и связанные с таким исследованием некоторые вопросы развития поэтического эпоса на современном этапе дают возможность для дальнейшего изучения закономерностей развития жанра поэмы.

Несмотря на пристальное внимание к поэме в советском литературоведении, она по-прежнему остается предметом острых дискуссий. Полемические статьи о ней регулярно появляются в центральных газетах и журналах, а также в печати союзных республик. Эти факты свидетельствуют прежде всего о значительной и интересной жизни жанра поэмы в советской литературе. Всем сказанным объясняется принципиальная новизна и актуальность избранной темы исследования.

Изучая творчество М.Каноата, невозможно не учитывать богатый опыт развития многонациональных литератур. Тут само собой напрашиваются параллели, сопоставления, сравнения. Разумеется, каждая национальная литература питается из разных художественно-эстетических источников и имеет свою специфику. Поэтому национальные литературы сегодня нельзя рассматривать обособленно, вне понимания общих закономерностей развития советской и мировой прогрессивной литературы.

Существуют разные способы сравнительно-типологического изучения литературы: по сходству тем, проблематики, художественной структуры и т.д. Проблематика цроизведения тесно связана с характером изображения действительности и человека. Особенностью поэмы является универсальность, исключительность ее героя, находящегося в многообразных отношениях с миром. В данной работе автор сосредоточился преимущественно на сравнительно-типологическом анализе проблематики, тематики и в меньшей мере художественной структуры поэм. Меньшее внимание к вопросам поэтики объясняется тем, что при ее анализе необходимо оперировать текстами оригиналов, а это весьма затруднительно в условиях, когда советская многонациональная литература создается на многих десятках языках. Говорить же о поэтике, тесно связанной с языковой стихией, без хорошего знания языка по меньшей мере легкомысленно. Поэтому, обстоятельно анализируя особенности поэтики эпических произведений М.Каноата, мы сознательно отказывались от подобного анализа произведений, созданных на других языках.

Структура работы продиктована избранной темой и собранным автором материалом. Работа состоит из введения, двух глав, в каждой из которых по два раздела, и заключения. В первой главе рассматриваются проблемы истории и современности, Личности и Истории в поэтическом эпосе. Вторая глава посвящается вклалу М.Каноата в поэтический эпос о Великой Отечественной войне, созданный советской многонациональной поэзией.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Проблемы обогащения эпической традиции в советской поэзии 70-х годов и творчество Мумина Каноата"

Наблюдения над тематикой и проблематикой современных поэм привели нас к выводу, что в них, с одной стороны, рассматриваются состояние души человека, его нравственные возможности, а с другой стороны, глубже и всесторонне отражается историческое прошлое на рода.Следует отметить, что отдельное рассмотрение нами вопросов ис тории и Великой Отечественной войны весьма условно. Ибо история и современность представляют единое, неразрывное целое: события, пе режитые народом в течение многих веков, в конечном счете составляют одну историю - судьбу народа. Современные поэты ищут новые пути ху дожественного осмысления истории и судьбы народа.М.Каноат - поэт-новатор. Что же имеется в виду под словом "но ватор"? В определении существа этого понятия нет стандарта. Новое может быть в творчестве поэта, в развитии целого поэтического нап равления, в контексте всей литературы. Это органическая новизна. Но визна содержательная.В истории таджикской советской поэзии было несколько периодов, когда смелые поиски того или иного поэта оказывали влияние на даль нейшее развитие всей литературы.Значительную роль в начальном периоде развития таджикской со ветской поэзии сыграли пламенные революционные стихи великого поэ та Лахути. Поэзия Лахути была революционной поэзией, она служила мощным оружием в борьбе народа за его освобождение и сегодня про должает выполнять свою революционную миссию.Новаторскими были произведения Мирзо Турсун-заде ("Индийская баллада" (I947-I949), "Я с Востока свободного" (1954), "Голос Азии" (1957), "Хасан-арбакеш" (1954), "Дорогая моя" (I960). Они также сыграли большую роль в идейно-художественном развитии тад жикской литературы.Следующим этапом был период усиления философско-аналитическо го направления в поэзии, углубления историзма художественного соз нания, которым отмечены два последних десятилетия - 60-70-е годы.Это новое направление во многом связано с именами М.Каноата и Лои ка Шерали.Творческие поиски М.Каноата оказали заметное влияние на раз витие современной таджикской литературы. Сейчас в ней возрос ин терес к исторической теме, к которой обращается все большее число писателей. Аналитичность, пристальное внимание к проблеме духовно сти человека, все глубже отражаемые современной прозой, являются главныкш особенностями и современной лирической и эпической поэзии.Одна из примет современной литературы - смешение в ней раз личных жанровых разновидностей. Поэтому одни литературоведы гово рят о лиризации эпоса, а другие об эпизации лирики. На наш взгляд, активизация лирического начала в эпической поэзии еще не означает, что монументальность, масштабность и динамичность вытеснены из эпи ческой поэзии. Современная поэма, наоборот, сохраняя свои жанровые свойства (монументальность, проблемность, наличие лиро-эпической структуры и т.д.), ныне обогащается за счет напряженного драматиз ма и эмоциональности.Безусловно, есть немало поэм, не укладывающихся в канониче ские рамки жанра. Вместе с тем в некоторых поэмах поднимаются проб лемы, решение которых вполне возможно в пределах одного лирическо го стихотворения. В таких случаях авторов постигает неудача, ибо их произведения перерастают границы стихотворения, а до поэмы не поднимаются. На наш взгляд, не лишена оснований мысль Марцинкяви чюса о том, что дискуссии о поэме ведутся потому, что "поэму развезло", она превратилась в рифмованный очерк (если сюжетная) или в развернутое стихотворение (если лирическая), утратив свою жанро вую загадочность, концептуальность. "По этой-то причине и трудно сказать, что такое, например, крут, если один мастер сооружает равнобедренный треугольник, а другой - квадрат"•'^ .В создавшемся крайне сложном международном положении особо активизируется социальная позиция писателей. Сегодня, когда над каждым из нас повис зловещий букет из нейтронных, водородных, хи мических и иных бомб, писатели еще больше всматриваются в глубь истории. Современные писатели должны почувствовать ответственность за миллионы людей, которые жили, дышали, смеялись, мучились и на деялись до нас и завещали нам свою тысячелетнюю надежду. Уместно вспомнить слова таджикского поэта Тимура Зульфикарова по этому по воду: "Мы должны понять, что в атомном огне могут сгореть вместе с нами наши беззащитные великие предшественники - они ведь не мо гут выйти из "отеческих гробов" (по словам Пушкина) на демонстра цию протеста против нейтронной бомбы. Мы отвечаем не только за на стоящее и будущее, но и за прошлое" .Для современной эпической поэзии характерны не только сюжет но-повествовательная, но и лирическая и драматическая формы. Каж дая из этих форм, взаимообогащая друг друга, совершенствует эпи ческие основы вида (поэмы).Истинным предметом изображения поэмы во все времена было Вре мя, которое, отражаясь в поэме, становилось историей. Фактор време ни присущ любому произведению. Все, о чем пишут наши поэты, пред Марцинкявичюс Ю. Дневники без дат, с. 77-78.Зульфикаров Тимур. Эмиры, мудрецы, поэты. - Душанбе: Ирфон, 1983, ставляет собой свидетельство определенного времени и, возможно, в самом точном смысле - свидетельство двух временных планов: време ни, о котором говорит (сообщает, размышляет) автор и времени, в ко тором он живет. Оба эти плана накладываются друг на друга, взаим но проникают один в другой, создавая разнообразную временную осно ву поэмы.1юбая поэма, нацеленная на воскрешение прошлого, неглинуемо современна, даже если в ней исследуются события, происшедшие за много веков до нас. Так, например, "Колыбель Авиценны" М.Каноата или исторические поэмы Ю.Марцинкявичюса заставляют нас больше раз мышлять о нашем времени, чем о времени, к которому обращено пове ствование.В современной поэзии усилилась метафоричность, вызванная раз ными причинами. В этой связи уместно вспомнить слова Б.Пастернака: "Метафоризм - естественное следствие недолговечности человека и надолго задуманной огромности его задач" . Именно "огромностью за дач", стоящих перед современной поэзией, вызвано к жизни это явле ние. Усиление метафоризации в современной поэме означает, что опи сательность "отступает", и описательные элементы заниглают второ степенное место.Метафора придает поэзии исключительную выразительность. Буду чи формулой времени, пространства и движения в поэзии, она пред ставляет собой единство субъективной и объективной действительно сти. По словам Ю.Марцинкявичюса, "удачная метафора - как мост, со р единяет материальные и духовные миры" .^Пастернак Б. Заметки к переводам шекспировских трагедий. - В кн.: Литературная Москва - М.: Художественная литература,1956, с. 795.Марцинкявичюс Ю. Дневники без дат, с. 108.Современная поэма вмещает время, не ограниченное рамками классических поэм. Если в поэмах, например, Гомера, Фирдоуси, Ни зами развитие сюжета начиналось с экспозиции, достигало кульмина ционной точки и кончалось развязкой, другими словами в них присут ствовали все первоэлементы сюжета, то в современной поэме не наб людается такой последовательности в динамике сюжета. Теперь глав ное в большинстве современных поэм - "сюжет авторской мысли"

(Вл.Огнев).Ныне возмолшости поэтики в эпической поэзии расширились. В поэмах М.Каноата, например, наблюдается разрушение канонических норм традиционного аруза, введение им ряда новшеств в метрику и рифму. М.Каноат, разумеется, не первый новатор в таджикской поэ зии, но он один из тех, кто внес весомый вклад в новаторские иска ния таджикских поэтов на современном этапе. Изменение метрики, рифмы и других элементов поэтики отражаются и в содержании произ ведений. Классические персидско-таджикские поэмы написаны в основ ном в одном каком-либо размере. Например, вся эпопея Фирдоуси (120 000 строк) написана в размере мутакориб (у — / у / У / У - ). Или же "Лейли и Меджнун" Низами, Амир Хусрава, Хи лели, Джами и других написаны целиком размером хазадж (— у / У - У - / У - - ) .в советское время этими размерами созданы поэглы Пайрава Су леймани "Кровавый трон" (мутакориб), М.Турсун-заде "Сын Родины"

(хазадж) и многие другие. Монотонность размера наблюдается и в не которых современных поэмах.М.Каноат изменил эту традицию. Все его поэмы написаны свобод ным арузом. В зависимости от содержания и интонации того или иного фрагмента, той или иной главы М.Каноат использует несколько разме ров. Например, если в поэме "Голоса Сталинграда" различные комбинации строк, деление их на синтагмы происходят внутри одного рит мико-интонационного рисунка, одного метра (хазадд), то в поэме "Колыбель Авиценны" мы наблюдаем сочетание трех размеров: хафиф, хазадЕ и мутакориб. Размер хафиф использован поэтом в тех местах, где речь ведется от имени автора. К размеру хазадж он обращается для выражения размышлений и философских выводов (вся философская лирика и газели писались в основном этим размером). При описании действий использован размер мутакориб.Изменение размера и рифмы в современных поэмах, в том числе в поэмах М.Каноата, связано не в последнюю очередь с процессом взаимодействия и взаимообогащения различных видов искусства.Б современной эпической поэзии на первый план выступают проб лемы ответственности личности за свое социальное поведение, за свои поступки, ответственности человека за судьбы мира, за все, что происходит на земле.Возроспшй историзм художественного мышления, стремление поэтов к философскому осмыслению прошлого, к показу трагических и герои ческих событий войны обусловили идейно-эстетическое и нравствен но-этическое эмоциональное своеобразие современного стихотворного эпоса.Тема прошлого нашла отражение в художественных структурах, позволяющих сочетать масштабность изображения с глубоким психоло гизмом и с социальныгл анализом ("Бунт Разума", "Миндаугас", Колы бель Авиценны" и др.). Эти черты сказались в новом качестве психо логизл1а и эпичности, в вовлечении в поэму публицистики ("Мое имя Таджикистан"), углубленного драматизма и документа ("Голоса Ста линграда"), меняющих представление о жанровых возможностях и гра ницах эпической поэзии.Б поэмах М.Каноата зримо обнаруживается все возрастащее художественное богатство поэзии социалистического реализма.Новаторские решения сложных и актуальных проблем, органичес кое соединение жизненного факта и художественного образа, своеоб разие и богатство поэтического языка, давшие возможность воссоз дать исторический колорит, атмосферу изображаемой эпохи, - все эти качества были подготовлены общим развитием советской литера туры, индивидуальным опытом каждого из авторов анализируемых поэм.Ныне на духовную жизнь советского народа и его культуру оди наково воздействуют художники всех советских республик. Каждый новый успех национального поэта становится достоянием всех наро дов и литератур многоязыковой советской страны.Проблемы, затронутые в данном исследовании, далеко не исчер паны. В поле зрения диссертанта не могли оказаться все эпизеские произведения (и даже самые значительные), созданные в эти годы.Впереди еще много неисследованных вопросов, требующих коллектив ных усилий наших литературоведов.

 

Список научной литературыАбдуллаев, Сафар, диссертация по теме "Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)"

1. Произведения основоположников марксизма-ленинизма: 1.

2. Маркс К., Энгельс Ф. О литературе. М.: ШХЛ, 1957. 320с. 1.

3. Ленин В.И. О литературе и искусстве. Изд.6-ое. М.: Художественная литература, 1979. 827 с.

4. Материалы съездов, пленумов и конференций: 2.

5. Материалы ХХУ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1976. 256 с. 2.

6. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.: Политиздат, I98I. 223 с. 2.

7. Материалы шгенума Центрального Комитета КПСС 14-15 июня 1983 г. М.: Политиздат, 1983, 80 с. 2.4. 71 съезд писателей СССР. Стенографический отчет. М.: Советский писатель, 1978. 698 с.

8. Абашидзе И. Избранное. М.: Художественная литература, 1979. 343 с. 3.

9. Абрамов А. Лирика и эпос Великой Отечественной войны. 2-ое изд. М.: Советский писатель, 1975. 559 с. 3.3. Абу Али Ибн Сина. Избранное в 10-ти томах, т.

10. Душанбе: Ирфон, 1980. 450 с. 3.

11. Агаджанян И.А. Человеку жить всюду. М.: Советская Россия, 1982. 304 с. 3.

12. Акбаров Ю. Талаби }аёт ва 1смати адабиёт. Душанбе: Ирфон, 1977. 128 с. 3.

13. Алимжанов А. В разные годы. Алгла-Ата: Жалын, 1980. 303 с. 3.

14. Анисимов В.И. Поэзия правды и мечты. М.: Просвещение, 1982. П О с. 3.

15. Аннинский Л. Контакты. М.: Советский писатель, 1982.

16. Антология таджикской поэзии. (С древнейших времен до наших дней). М Гос.изд.художественной литературы, I95I. 608 с. 3.

17. Асатиани Г. Крялья и корни. М.: Советский писатель, I98I. 338 с. 3.

18. Баласагунский Ю. Благодатное знание. М.: Наука, 1983. 568 с. 3.

19. Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Художественная литература, 1975. 504 с. 3.

20. Белецкий А.И, Избранные труды по теории литературы. М.: Просвещение, 1964, 478 с. 3.

21. Белинский В.Г. Собр.соч. в 3-х томах, т. 3. М.: Гослитиздат, 1948. 923 с. 3.

22. Белинский В.Г. Собр.соч. в 9-ти томах, т. 6, М.: Художественная литература, I98I. 678 с. 3.

23. Бехер И. Любовь моя поэзия. М.: Художественная литература, 1965. 559 с. 3.

24. Борщуков В.И. Поле битвы идей. М.: Советский писатель, 1983, 416 с. 3.

25. Бочаров А. Человек и война. Идеи социалистического гуманизма в послевоенной прозе о войне. Изд. 2-ое, дополненное. М.: Советский писатель, 1978. 478 с. 3.

26. Брагинский И.О. 12 миниатюр. (От Рудаки до Джами). Изд. 2-ое, дополненное. М.: Художественная литература, 1976,301 с. 3.

27. Брагинский И.О. От Авесты до Айни. Душанбе: Ирфон, I98I. 256 с. 3.

28. Брагинский И,С. Из истории персидской и таджикской лите29. Брагинскш! И.С. Садриддин Айни. Жизнь и творчество. 2-ое изд. М.: Советский писатель, 1978. 246 с. 3.

30. Брагинский И,С. Из истории таджикской народной поэзии. М.: Изд-во АН СССР, 1956. 498 с. 3.

31. Брежнев 1.И. Малая земля. М.: Политиздат, 1978. 47 с. 3.

32. Бупмин А.С. Преемственность в развитии литературы. Л.; Художественная литература, 1978. 224 с. 3.

33. Бушмин А.С. Наука о литературе. Проблемы. Суждения. Споры.М.: Современник, 1980. 334 с. 3.

34. Васильев Достоинство. Поэма. М.: Советская Россия, 1975. 48 с. 3.

35. Васильковский А.Г. Жанровые разновидности русской советской поэмы ("I9I7-I94I). Опыт типологической характеристики. Киев: Вища школа, 1979. 199 с. 3.

36. Великая Отечественная война в современной литературе. М.: Наука, 1982. 331 с. 3.

37. Виеру Г. Имя твое. М.: Советский писатель, 1974. 144 с. 3.

38. Гафуров Б. Таджики. Древнейшая, древняя и средневековая история. М.: Наука, 1972. 658 с. 3.

39. Гамзатов Р. Последняя цена. М.: Современник, 1979. -358 с. 3.33. Га]1затов Р. Стихи и поэмы. М.: Известия, 1974. 560 с. 3.

40. Гамзатов Р. Поэмы. М.: Советская Россия, 1983. 352 с. 3.

41. Гулназар. Русутж сарбозй. Душанбе, Ирфон, 1969. 62 с. 3.

42. Гулрухсор. Шабдарав. Душанбе: Ирфон, 1975. 65 с. 3.

43. Гулрухсор. Ихлос. Душанбе: Маориф, I98I. 128 с. 3.

44. Евтушенко Е. Точка 303 с. 3.

45. Евтушенко Е. Мама и нейтронная бомба и другие поэмы. М.: опоры. М.: Молодая гвардия, I98I.

46. Евтушенко Е. Талант есть чудо не случайное. М.: Советский писатель, 1980. 438 с. 3.

47. Евтушенко Е. Собр.соч. в 3-х томах, T.I. М.: Художественная литература, 1983. 560 с. 3.

48. Жаков А.Г. Современная советская поэма. Минск: Изд-во Белорусского госуниверситета, I98I. 176 с. 3.

49. Зайцев В.А. Современная советская поэзия. М.: Просвещение, 1969. 224 с. 3.

50. Зульфикаров Т. Эмиры, мудрецы, поэты. Душанбе: Ирфон, 1983. 384 с. 3.

51. Зульфикаров Т. Поэмы странствий. М.: Молодая гвардия, 1980. 479 с. 3.

52. Ибни Сино. Авчи зузал. Шеъщо. Душанбе: Ирфон, 1980. 220 с. 3.

53. Исаев Е. Жизнь прожить... Две поэмы. М.: Молодая гвардия, 1979. 222 с. 3.49. 1ноат М. Осори мунтахаб дар 2 муаллад. "Ч.Х.Еэъро. Душанбе: Ирфон, 1982. 208 с. 3.50. IHoaT М. Осори мунтахаб дар 2 мучаллад. ч.

54. Достошо. Душанбе: Ирфон, 1982. 192 с. 3.51. 1ноат М. Суруши Сталинград. Душанбе: Ирфон, 1972. 62с. 3.52. IHoaT М. Суруши Сталинград. Тоикистон исми ман. Достон2;о. Душанбе: Ирфон, 1979. 80 с. 3.

55. Каноат М. Колыбель Авиценны. Поэмы. М.: Советский писатель, 1982. 80 с. 3.

56. Каноат М. Свет на вершинах. М.: Художественная литература, 1976. 208 с. 3.

57. Каноат М. Голоса Сталинграда. М.: Советский писатель,

58. Келдиев Г. Пано. Душанбе: Ирфон, I98I. 240 с. 3.

59. Киканс В.П. Современная советская поэма. Рига: Зинатне, 1982. 240 с. 3.

60. Сари баланд. Душанбе: Ирфон, 1982. 452 с. 3.

61. Книпович Е. Ьжество выбора. М.: Советский писатель, 1975. 294 с. 3.

62. Кугультинов Д. Поэмы, М.: Художественная литература, 1982. 415 с. 3.

63. Кузьмичев И. Жанры русской литературы военны- лет (I94I-1/ 1945). Горький: Книжное издательство, 1962. 455 с. 3.62. Лои!. BapaijH санг. Душанбе: Ирфон, 1980. 270 с. 3.63. Лош. Хоки Батан. Душанбе: Ирфон, 1975. 160 с. 3.

64. Лейдерман Н.Л, Современная художественная проза о Великой Отечественной войне. Свердловск, 1973. 144 с. 3.

65. Лоншдзе Г.И. Ленинизм и судьбы национальных литератур. 3-е изд, М.: Современник, 1982. 288 с. 3.

66. Ломидзе Г.И. Чувство великой общности, М.: Советский писатель, 1978. 272 с. 3.

67. Ломидзе Г.И. Нравственные истоки подвига. М.: Советский писатель, 1975. 246 с. 3.

68. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М,: Искусство, 1976. 367 с. 3.

69. Лурье А.Н. Поэтический эпос революции. Л,: Наука, 1975. 220 с. 3.

70. Мазепа Н,Р. В поэтическом поиске. Об эпическом и лирическом начале в современной русской поэзии. Киев: Наутсова думка, 1977, 176 с. 3.

71. Макаров А. Человеку о человеке. Избранные статьи. М,:

72. Макаров А.Эдуардас Межелайтис. М.: Советский писатель, 1966. 200 с. 3.

73. Марцинкявичюс Ю. Книга поэм. М.: Советский писатель, 1978. 144 с. 3.

74. Марцинкявичюс Ю. Дневники без дат. Литва литературная, 1982, 2, с. 74-131. 3.

75. Марцинкявичюс Ю. Кровь и пепел. Стена, Миндаугас. Пер. с литовок. М.: Художественная литература, 1973. 350 с. 3.

76. Марцинкявичюс Ю. Донелайтис. Древо познания. Поэмы. Вильнюс: Вага, 1982. 62 с. 3.

77. Марцинкявичюс Ю. Шндаутас. Собор. М.: Искусство, 1978. 207 с. 3.

78. Маъмур Мезар. Душанбе: Ирфон, 1980. 80 с. 3.

79. Межелайтис Э. Собр.соч. в 3-х томах, т. 3, М.: Художественная литература, 1979. 462 с. 3.

80. Межелайтис Э. Клочок небес. Вильнюс: Вага, I98I, 270 с. 3.

81. Мелетинский Е.М. Происхождение героического эпоса. М.: 1963. 462 с. 3.

82. Метченко А.И. Кровное, завоеванное. Избр.произв. в 2-х томах, T.I. М.: Художественная литература, 1983. 495 с. 3.

83. Мирзоев А. Сездах макола. Душанбе: Ирфон, 1977. 288 с. 3.

84. Мирзо F. Ме:5;ри мубориз. Душанбе: Ирфон, 1978. 128 с. 3.

85. Миршакар М. Исьенж хирад. Достон ва шеърхо. Душанбе: Ирфон, 1982. 80 с. 3.

86. Миршакар М. Bapaiaon музаббат. Достоюо ва шеърх;о. Душанбе: Ирфон, 1978. 192 с. 3.

87. IbsxaMoB Ал. Тайны поэзии. Книга критических эссе. М.: Современник, 1980. 335 с.

88. Михайлов Ал, Два ключа. Литературные споры. М.: Советский писатель, I98I. 368 с. 3.

89. Многообразие стилей советской литературы. Вопросы типологии. М.: Наука, 1978. 510 с. 3.90. 11/лдагалиев Дж. Сель. Поэмы. Пер. с казахского. М.: Советскрш писатель, 1980. 144 с. 3.91. %лдагалиев Дж. Я казах. Поэма. Пер. с казахского. Алма-Ата: Жалын, 1978. 160 с. 3.

90. Наровчатов Василий Буслаев. М.: Детская литература, 1980. 94 с. 3.

91. Негматов Н. Государство Саманидов. Душанбе: Дониш, 1977. 278 с. 3.

92. Неупокоева И.Г. Революционно-романтическая поэма первой половины XIX века. М.: Наутса, I97I. 520 с. 3.95. Ниёзй Ш. Назми эпикии то-ик дар солхои Чанги Буззфги Батани. Душанбе: Нашриёти АФ Точикистон, 1965. 194 с. 3.

93. Огнев В.Ф. Свидетельства. М.: Советский писатель, 1982.472 с. 3.

94. Орлов В.Л. Поэма Александра Блока "Двенадцать". М.: Художественная литература, 1967. 215 с. 3.

95. Османов М.Н. Фирдоуси. Жизнь и творчество. М.: Наука, 1959. 183 г. 3.

96. Османова З.Г. Художественная концепция личности в литературах советского Востока (Традиция и современность) М.: Наука, 1972. 266 с. 3.

97. Отахонова X. Та2;аввули жанри достон дар назми муосири то-ик. Душанбе: Дониш, 1983. 264 с. 3.

98. Очерк истории таджикской советской литературы. М.: Наука, I96I. 479 с. Ответственные редакторы М.Шзгкуров и

99. Ошанин Л. Талисман Авиценны. Роман в балладах. Ташкент: Изд. литературы и искусства им.Г.Гулягла, 1980. 112 с. 3.

100. Павловский А. Русская советская поэзия в годы Великой Отечественной войны. I Наутса, 1967. 227 с. 3.

101. Петросян А.А, История народа и его эпос. М.: Наука, 1982. 216 с. 3.

102. Поспелов Г.И. Лирика среди литературных родов. М.: Издво МГУ, 1976. 208 с. 3.

103. Резвицкий И.И. Философские основы теории индивидуальности. I.: Изд-во ЛГУ, 1973. 174 с. 3.

104. Рождественский Р. Двести десять шагов. М.: Советский писатель, 1979. 79 с. 3.

105. Саттаров А. HyiTan пайванд. Душанбе: Ирфон, 1982. 240 с. 3.

106. Смеляков Я. Избранное. Пермское книжное изд-во, 1976. 580 с. 3.

107. Смирнов Сердце в дневнике. Поэма. М.: Советская Россия, 1973. 109 с. 3.

108. Собир Б. rtocroHH шаб. Душанбе: Ирфон, I98I. 184 с. 3.

109. Собир Б. Гули хор. Душанбе: Ирфон, 1978. 128 с. 3.

110. Соколов А.Н. Очерки по истории русской поэлш Х7Ш первой половины Х К века. М.: Изд-во WJ, 1955. 692 с. 3.

111. Спивак И. Советская поэзия периода Великой Отечественной войны в жанровом развитии. Изд. 2-е, доп. Львов: Издво Львовского университета, 1975. 197 с. 3.

112. Твардовский А. Собр.соч. в 5-ти томах, т.1. М.: Художественная литература, I97I. 518 с. 3.

113. Твардовский А. Василий Теркин. М.: Художественная ли114. Тихонов Н, Великим океаном нашей жизни. Избранное. М.: Советский писатель, 1979. 352 с. 3.

115. Топер П. Ради жизни на зелие. О военной теме в литературе. М.: Советский писатель, I97I. 439 с. 3.119. Фиш Р., Хашим Р. Глазами совести. М.: Советский писатель, 1980. 294 с. 3.

116. Фольклори диёри Рудакй. Сталинобод: Нашри давлатии точик, 1958. 380 с. 3.

117. Хабибулло Файзулло. Достони рох. -Душанбе: Ирфон, 1977. 122 с. 3.

118. Хакимов А. Шеър ва замен. Душанбе: Ирфон, 1978. 254 с. 3.

119. Хакшлов А. Дар каламрави сухан. Душанбе: Ирфон, 1982. 224 с. 3.

120. Иалшшо Оинаи видон. Душанбе: Ирфон, 1983. 96 с. 3.

121. Червяченко Г.А. Поэма в советской литературе. Ростов/н Д., 1978. 187 с. 3.

122. Стихи и поэмы. Пер. с грузинского. Тбилиси: Мерани, 1983. 190 с. 3.

123. Числов М.М. Время зрелости пора поэмы. М.: Советский писатель, 1982. 256 с. 3.

124. Шералй М. Борони сабз. Душанбе: Ирфон, 1973. 208 с. 3.

125. Шукуров М. Иеолууож тащи-Щ бадей. Душанбе: Ирфон, 1976. 272 с. 3.130. %куров i Анъана, хащият ва мазорат. Душанбе: Надпр, V давл. точ., 1964. 232 с. 3.131. %куров М. Пайванди 1982. 224 с. 3.

126. Щукуров М. Диди эстетикии хал1 ва насри реалистй. ДушанЗЕНАОЩО ва хал1:о. Душанбе: Ирфон,

127. Щукуров М. Садрщщин Айнй. Душанбе: Ирфон, 1978. 300с.

128. Абашидзе И. Чтрбы быть современнику ясным. Дружба народов, 1972, А 3, с. 262-271. 4.

129. Абашидзе И. Пути и судьбы современной поэмы. Анкета "Литературное обозрение, 1974, II, с. 64. 4.

130. Абдуллоев Ф. Гавораи Сино газрвораи мост. Маориф ва маданият, 1980, 15 июль. 4.

131. Акбаров Ю. Тааввули достон ва мунозира дар атрофи он. Садои Шар1, 1979, II, с. 127-142. 4.

132. Акбаров Ю. Шоири дилбин ва 2;олатнигор. Садоиfflapij,1983, }h 12, C.III-II8. 4.

133. Анжсшлов Б.И. Современная русская сюжетно-повествовательная поэма. В кн.: Традщия и новаторство в советской литературе. М., 1976. C.II5-I25. 4.

134. Арочко М. (Орочко Н.Н.) Поэма: Кризис или возрождение.Литературное обозрение, 1973, 1973, В 5, с. 61-66. 4.

135. Арочко М. Эпическое мироощущение в поэме. В кн.: Бдинство. М.: Художественная литература, 1977, с.197-234. 4.

136. Аузинь И. На грани жанров. Дружба народов, 1973, lb 7, с.243-250. 4.

137. Базанов В.Б. К дискуссишл о поэме в современной критике (о некоторых спорных вопросах в теории жанра). Русская литература, 1975, В 2, с. 222-233. 4.

138. Базанов В.В. Черты национального стихотворного эпоса и поэма послевоенного тридцатилетия, Б кн.: Русская советская поэзия. Традиция и новаторство. I946-I975. Л.: Наука, 1978, с. 48-74.

139. Бартольд В.В. Талкики. Исторический очерк. В его кн.: Сочинения, т.П, часть I. М.: Наука, 1963, с. 451-461. 4.

140. Бартольд В.В. К истории персвдского эпоса. В его кн.: Сочинения, т.УП. М.: Наука, I97I, с. 383-408. 4.

141. Бикмухаметов Р. Орбиты взашлодействия. М.: Советский писатель, 1983. 240 с. 4.

142. Борщуков В.И. Социалистический реализм сегодня. В кн.: Великая Отечественная война в современной литературе. М.: Наука, 1982, с. 5-51. 4.

143. Брагинский И.О. У истоков художественного слова. В кн.: Поэзия и проза древнего Востока. М.: Художественная литература, 1973, с.5-20. 4.

144. Волкова Г. Споры о жанре поэмы в современной советской критике. Филологические науки, 1974, lb 1, с. 3-12. 4.

145. Гвахария А.А. Международное значение персидских дастанов. В кн.: Интернациональное и национальное в литературах Востока. М.: Наука, 1972, с. 170-175. 4.

146. Денисова И. К вершинам духа. Па№1р, 1982, i 6, с.66-73. 4.

147. Ермолова Н., Куприяновский П. В раздумьях о литературе и войне. Вопросы литературы, 1976, 1Ь 6, с.218-235. 4.

148. Зайцев В.А. О художественных поисках и открытиях в современной советской поэзии. Вестник ?ЯУ, серия филологическая, 1982, 15 3, с. 3-18. 4.

149. Зайцев В.А. Поэзия. В кн.: Современная советская литература. 70-е гг. М.: изд-во ITY, 1983, с. II5-I80. 4.

150. Каладзе И.В. Восточно-западные типологические параллели в жанре романтического эпоса иранского средневековья. В кн.: Интернациональное и национальное в литературах Востока. М Наука, 1972, с. I75-I8I.

151. Исаев Е. Борьба и память. В мире книг, I98I, A 2, с.64-66. 4.

152. Каноат М. Ступеньки благодарных строк. Литературное обозрение, 1975, 5, c,IO-II. I 4.

153. Каноат М. Издалека и вблизи. Друл{ба народов, 1977, А 2, с.233-240. 4.27. 1ноат М. Вазъияти назми имрузаи точик. Садои Illapi, I97I, J 7, с. 94-102. 4.28. IHoaT М. Пан эхсоси шоир ва шаш чихати зиндаги. Садои Шарк,, 1976, В 7, с. 77-88. 4.

154. Каноат М., Абдулло Андешахо дар бораи назми имруз. Садои Шар, 1982, А 8, с. 86-95. 4.

155. Коротич В. 3x0 сталинградского набата. Литературное обозрение, 1973, У& 7, с. 14-15, 4.

156. Кугультинов Д. Пути и судьбы современной поэмы. Анкета литературного обозрения, 1974, }h 10, с. 53. 4.

157. Кугультинов Д. Поэт-ровесник человечества. Вопросы литературы, 1968, А 2, с. 83-109. 4.

158. Кугультинов Д. Правда поэзии. НаД1 современник, 1973, А 3, с. I6I-I70. 4.

159. Лихачев Д.С. Искусство памяти и память искусства. Литературная газета, 15 декабря 1982. 4.

160. Марцинкявичюс Ю., Огнев В. Судьбы поэкш. Литература и современность, сб. 7. М Художественная литература, 1967, с. 370-378. 4.

161. IvlapKOB Г. Советская литература в борьбе за коммунизм и ее задачи в свете решенш! ХХУ1 съезда КПСС. Вопросы литературы, I98I, 8, с. 13-85. 4.

162. Мелетинский Е.М. Народный эпос. В кн.: Теория литерату163. Мелетинский Е.М. Эпос. В кн.: Краткая литературная энциклопедия. Т.8. М.: Советская энциклопедия, 1975, с.927. 4.

164. Метченко А,И. Социалистический реализм на современном этапе. В кн.: Современная советская литература 70-е гг. М.: Изд-во ГЯУ, 1983, с. 3-32. 4.

165. Новиченко Л. Чувство семьи единой тема мирового значения. В кн.: Идейно-эстетические проблемы. М.; Художественная литература, 1975, с. 223-235. 4.

166. Османова З.Г. Проблемы традиции и новаторства в советской таджикской поэзии. В кн.: Социалистический реализм в литературах народов СССР. М.: Наука, 1962, с.145-185. 4.

167. Османова З.Г. Взаимосвязи советских литератур и проблеглы изображения личности. В кн.: Взаимодействие литератур и художественная культура развитого социализма. М.: Наука, 1977, с. 82-107. 4.

168. Отахонова X. "Суруши Сталинград" и М.1ноат ва баъзе масъалазои до сто ни муосир. В кн.: с т у о и эчодй дар адабиёти зозираи тоик. Душанбе: До ниш, 1980. с. 68-82. 4.

169. Панкина В. "И жизнь времен соедини. Знамя, 1973, В 7, с. 234-237. 4.

170. Пастернак Б. Заметки к переводам шекспировских трагедий. В кн.: -Литературная Москва. М.; Художественная литература, 1956, с. 794-809. 4.

171. Перцов В. Современные поэты и чувство истории. Литературная Россия, 23 декабря 1966. 4.

172. Сайфуллоев А. Назаре ба таърихияти назми муосир. Садои

173. Сайфуллоев А. Гаораи Сино. Садои Шарк, 1982, Л 6, с. 92-101. 4.

174. Сигуа Поэма жанр лирический. Дружба народов, 1974, 7, с. 251-258. 4.

175. Симой Сино. Садои Шарк, 1980, J 5, с. II5-I23. J 4.

176. Спендер Мировая поэзия до и после Хиросшлы. Курьер ЮНЕСКО, 1982, А 9, с.20-21. 4.

177. Турков А. В поисках юбиляра. В кн.: Литература и современность, М.: Художественная литература, 1966, с. 272-278. 4.

178. Уманская Е. Зачем поэма? Литературное обозрение, 1974, J 2, с. 46-52. 4.

179. Числов М. О некоторых аспектах анализа больших стихотворных форм. Б кн.: Методологические проблегш в современной литературной критике. М.: Мысль, 1976, с. 218-235. 4.

180. Щгкуров М. Реки мифов, фольклорные берега. Парлир, 1982, 9, с. 73-79. 4.

181. Щербина Б.Р. Пафос героического. Б кн.: Литература великого подвига. Вып. I. М.: Художественная литература, 1970, с. 70-107.

183. Акбаров Ю. Лирическая поэма. Автореферат дис... канд.филол. наук. Душанбе, 1973, 26 с. 5.

184. Банкетов A.M. Лирическое и эпическое в современной поэме. Автореф. дис... канд.филол.наук. М., 1967. 18 с. 5.

185. Лурье А.Н. Русская советская поэма. I9I7-I929 гг. Проблематика и пути развития. Автореф. дис... докт.филол.наук. Л., 1973. 34. 5.

186. Мирзо-заде X. Основные вопросы идейно-эстетического раз187. Орочко Н.Н. (Школа Арочко) Белорусская советская поэма. Закономерность становления и развития. Автореф. д и с докт. филол.наук. Минск, 1980. 51 с. 5.

189. Bowra, CM. Heroic Poetry, London, 1