автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Поэтическое наследие Мукагали Макатаева

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Сеитова, Клара Мухамбетрахимовна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
Автореферат по филологии на тему 'Поэтическое наследие Мукагали Макатаева'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Поэтическое наследие Мукагали Макатаева"

АКАДЕМИЯ НАУК СССР

ОРДЕНА ДЕЛШ НАРОДОВ ИНСТИТУТ МИГОВОЙ ЛИТНРАТТЖ mom А.'¿.Горького

Яа правах рукописи УЖ 62/091/. 342 -I

СЕИТОВА Югара л^хшботрасемовяа

ПОЭТШСШ НАСЛЕДИЕ МТКАГАЯй МАКА Г А В В А

Специальность 10.01.02 - Литература народов СССР

/советский период/

Автореферат

диссертации на соискание ученой Степана кандидата филологических наук

Москва - 1091

Работа шшолкена в Отдала литератур народов СССР ордвна Дружбы народов Института шровой литературы ш. А. Ы.Горько Академии наук СССР

Яаучиый руководитель: доктор фкжшммчсских наук З.Г.Османова

Официальные оппоненты:

доктор филологически наук А.К.Нариыбвтов хацщдоиг фалшшгмчоохих наук А.И.Чагии •

Ведущее учреждение:

Казанский педаготячаский институт имени Абая, кафадра казахской литературы

Защита состоится И /Г. аг^Р 1991 г. ь /Г часов на заседании Специализированного совета Д,002.44.02 по филологическим наукам при Институте иаровой иатератури ш. А.М.Горького АН СССР /121069, г.Иосюаа, ул. Боровского, 25-а/.

С диссертацией иояно ознакомиться в ба&шютеке Института мироъоИ литературы ки. А.¡¿.Горького АН СССР.

Учщииа секретарь Сдодиалиаированного совета, дшстор фидояогичоски* наутс

Н.Н.Воройьвва

ОБЩАЯ ХАРАКТКЖСШСА ИОСЙЩЙШДО

Мукшига Иакатава /1УЗХ-1Э76/ мздшапт свое иоиооо н^сгч в ¡л«лдв нойтои, ириинздяах в шаахскую литературу и 60-« л 4>.)и1 ->рвд* таках свмобнтлих лндивцлуалькосотй, кок Т.АйО<ау1«иои, «мэдвнов, Т.Исышлои Л др. В творчество Макатаева сочитяютсч социальность шали худс*иика м иронзятедьнм ясность трздициошюга :аэахского сти*а. Ощущение каауцийия иростоги, шэнышмоо незаин1-лдостьо слога Иштном, и.цог вразрез с феноменом ноэтя. ян да яйца разгаданным, ночягнм. До сих пор кродоллаптся ностияиниа тий • ы созданной мм ипаакиг крсвдийон в предельной открнтоити чувств : музыкальной осяааемосгл каждого слова.

"Большое внвдтся на раастояшш'', и онредшшшшя диотишшя оиогает осознать во ьсйй полного иотшшую цашкють »шъяодич аг &го иодляиноо место в контекста нациоиаямюй духовней культу-и. Вое возрйотащач популярность Макатаяиа п шсоком шгачош« энного понятая етааоиится знамением нового взгляда, иодлтшого ткритад его духовного мира. Попытка искрить корки этого явлении аотанляет задаться вопросом: чем жп в особешюогп дрпалоноог чл-ателя творчество поэта сегодня, когда тевдоидш к усложнений сгл-ей и спосооон поа тате скоса самоыгравдт стаиопятея: пдяа ли т

№ЩвЛЫ1?

Омоете с том ьшшо огмодт, «по зрцдмдо нлзидатслыклта, здовая в казахский поэзия: и пэя«тячч«ки проля&шчмм » «ляи-эявнх исканиях, в шаток Мчштаова уотуиао'г «чет*» »р'чп^ь'/пп.й я.;-эвелолышети, .обнаженности чуьста и ычолаЯ;. они п{лас«.г.»» е >м ггубоко оуошишшаЯ опчнкл оЫвктиноЗ рояльное! И —

мичеоксм дешшэго«) произяч.а»гнай И-дчакска о ут/бдмшчч г «,?г«-¡гоннм началом осуг^стг-лс'Г »'<•>:,>/( чт.оз с/лкноуною-у к кол»:,;«/»» ¡<-; 1, опрэлел<?ча личностной oiiK.noK.te к г-н-.^юй н!-«'. • г-»-<.*. ЗЙ0Т1.ПТ0ЛЫ100ТЧ.

haaaxiaoe лотершуроьидыма, нщйд/ с аауче»виш ооадх ьопро-líoa x«ira[aryp¡iy:rü щлщасоа, плодотворно ааншаетея всоледоьаиие« ьикв1>кд/(Ш.но1<о fü0ii4uoij)a поьгоб, начиная с Айая и мастеров

¡t-ííililiJKjJ'O ИСЬуGüíUa. ьнйакший К 1фКШ ТВОрЧвСКВМ ЛИЧНОСТЯМ UOMO-

TÏ-.JT кош.-pu гиьаропать лвтерат/риый процесс, видеть if era оово-

tV'iíiTyw келоо-гиость, и отдалыша лица, слагающие это едшкляо.

Od jiûi-opiKO-xiut'tupdïyp'WM u таоритячаскои аиачшвги ионогрь!.!'

«шсксго ï.'uipu стдьтачхсг'вумг работы М.О.Ауазоиа od kó&a, Е.Кен-

ие^евь о С.ТораПгирове, А.Кйиратбьйва о Ш.ИманбаавоЙ, А.Дарйиоа

ламп ой И, Aiji'tJiicajiuHe 'и др. Ооущостслаиив творцом "акта отталки-

BùHiiK oí икавши cbGfttt Ш'ма" /С.Аварштев/ рассматривается как

ьцмнныа it и иоиа, imnobTOjpuitux чорг в национальную по&твку, ь

гаосаипогаю человочзскоЙ мгаш: в новтичеоцую кшщашию н етичй-

окуп традйцив парода. В>а«Дйм и обобщенна значительных периодов

и прикцшшаагшг товдеицнй худажеотявнного развития служат док.-Г

í'Opüicaa1 и шищй.датшю4' диссергащшыша patíora казахских иссло-доеагсшвй, показывашиз лачаооть и творчество нлата как неиралож иу» данность, упрочиыиуюсн в истории литературы.

I'oaoitfi о' "цозчартиой жизни* писатели, о "будущей жиаии про-йяььдйнип", М.Н.Гатш отгалтшался от убеждения, что "произведе-шн рнзбиьАют плат своего времени, живут в веках, то йота в Л о л ъ п: о м промена, притаи чисто болов интенсивной и полной ¡малым, чем ь Cíioflfi oobptiMWin'ûCTu... H процессе своей посмертной жизни они /иройзоодоийя - К.С./ обогащаются нетам miu'i^iisijiMif, номьш сшеланш; эти кроизподйния как tíu норарастате

1. Ом.: „уДсиичй M. Идьло Jv»aHoyt>i»)a и вопроси современной каза' сков щ>эуки, - Алма-Ата, I%B¡ Айдрашаноаа Т. Поэтика Касша Ампа*ааог<а « as нрпс.'.'смзыпшо связи о современной казахской лирикой. - А-тла-Ага, 1000 и др.

2, См.; 1!. ТворчасквЙ кути Мажита Даулот<5авва. - Алма-Ата

1972; Н;уиои К.У. Лирики. Е/ывшш Шжлмиденова. - Алма-Ате,

Ï?'1« и л;ч

то, чем они Снт о эпоху cuonro cn:w«»ue.». im гор - wjxj ;» р'>.",а ш19шпж СВООЙ современности. lIOC.4«nymiO Лремс-на гяЧ'ОИпждоп; ого .из этого плоня, и хиторатуров^угаш"» лнмолно момо-ir. тс*«у освобождению"Л

Ü том, K<iK происходит "«слоОочлонкв4 Mjmuii пул Мщупаог-з гиена" претит, можно судить по многим стш.ш, м.отуилвииям я печати казахских писателей и лптературннх критйкоп. В них 0'>д<=|». катся пепине наблюдении по поводу отдельяих юрт тмфчоспч! Wrun гаева, но они но отвечают на ьопрооч пшезиса ftra поатпчесгого новаторства, т дают общего и целостною п|»дегавлвж!« о xyurwo-втвеином мире поэта. Пппрммор, Абио Кскмьбзс-п otfpaiwar wwoiiwp ¡га такую важную особенность художнического дара Г.'лкатаеьа, »як неутомимость поиска "гармонии", "согласия в лкрл». в лизни, в природе".^ С./А./ Иысаладин отмэтоот "ллрико-зипчоскиЯ склад'"* галаптаг проявившийся в ранни произволениях. Г.К^уиисбаев кюка-знвает свои субъективно-эмоционалыше впечатления о г вэспрмтпч творений Макатяена. Нанринзр, в тональности, и самом рлтггяче-:ком строе стиха в иояма "Когда спят лебеди" ому сльпгатся муян-са "Лебединого озера" П.И.Чайковского. Однако автор лишь конста-гирует свои ощущения я не обосновывает их убедительно il npiyKon-гаиивй.

Ануар Алтмяанон в гагигз "Человек без друга беден"4 с.яолая мпнтку определить значение поэта дчя современной духовной к.ул!-гуры казахского народа. Цукагаля Мзкатаов ум при стздя вцччл значительную роль в самосознании читательской сЗщпспшинопгп.

Г. Бахтпн М. Эстетика слогосного творчества. - М.: Искусство,1SV:>,

- С. 331.

2.. Квкильбайв А. Липом к лицу со пременеч. - Алиа-Ата: Разует,

1972. - С.115. - На каз.яз.

3. Шсеналин С./А./ Параметры. - Алма-Ата; Казугш, IWJ. C.i'l.

1. кумисбаадз У. Две струни. - Алма-Ата: Хизуш, 1980. - Пл. каз.;;•>..

5. Алгатанов А. Человек без ддега беден. - Алю-Атп: йгзуаа», 1Г."",

- СЛТО-П-'б.

о ьадсчдомкь иадишвюотй ого тылгигса Они а причиной оi'hUiHiina ого имени» Чаяое протмюрочие наложило печать тра-пгсич на о/иЮ/ лоыя, оотпиаяиогося в тони своего "времени". I'l.'C.Morpji на 'ю, что в казахском народе Макжаев пользуется безгранично!! лиОош»', era самобитное творчество до скх пор по суще-ovif »¿»иавйотно читателю наше Я многонациональной страви.

Жилашш накалить драматизм судабц Накатай в а проявлено в pa un!W ГолчапЧ Сийсеибаава "Т^юн оатаин" /М.; Художественная литература, 1?йй/. Образ Цукагйли, строка его произведений по-особоь bOfwxmw в памяти самих разных людей тогда, -когда поота уже н« стмо, когда обрушилось трагическое осознание его утраты. Бас дат поэта предстало в новом свете, как "идеал" духовной "Силы" я cm эгуло*них ~ как "идеал Личности".*

Книга Т. Шалаева "Притяжение" построена как исследование ишогообра'.шд голосов поэтов, представляющих "племя младое", их оттоков на заватн своих предшественников. Автор уделяет сущеот-вмшие внимание огромному влиянию Макатаева па давешнее поэтиче-

о

скоэ нсколеняе» Утверждения некоторых критиков о том, будто имя Макатаева превратилось в фетиш, безосновательны, считает оа. Период безоглядного, горячего поклонения Макатаеву, всплеска желания посвящать ему стихи, изливаться в чувствах и признаниях в его адрес сменяется глубоким осмыслением его поистине неиочернае «ого наследил.

Вместе о тем в вшеназваннюс публикациях вксказывается озабоченность по поводу отсутствия проблемных научных исследований творчества Макатаева. Говорится о насущной потребности в таких работах, которые Си аналитически вскрывали корни его оригинальности и тшовторкмсстп. Монографическое изучение творчества пой-

1, Гвчев Г. Джптат и грагдагган: /0 координатах нранствошшх исканий, малздых гороов Мтяаиа Сойсркбаепа //Сейсенбаев РЛП. Трон сятакн: Povmi, i;. i«iCTH, - М.:Худог.литерз?ура,19е8. - С.504-5:

2. Т. Smkitw». - Лтча-Шг Ъзуи-.н, I9v9.-С. 1Я0-140.-Еа w

ta, осинолеина «ш насладил, ыюлшкздто су.чус'»0*|1№»< hwim» та сОщпсгпптюа памооо^ышю ¡ииа/люга ня/чум, «м» v» •

отч сараном, пчя) г-йший яеозходлгэотм!,.

Лакатяева с точки зроняи ого чьозпьи, ш.чми )цмшу>!!>я> tj^ih-'U^ i художника е контекста ра'.ш.плч coi'^vimmoiI ¡икылич'-ч; !г,м.,»и с- ; ■ : г ■ _ апно о открытием полого юздт, кого]».'}, и, водмит, кию.ччт йог»?« рва ишрокого читателя к ьоЧлчг т» ныл» зрлалч кал ),4i»m--.'uiv.>p'vr,y-роподоп, тик и культуролога».

Р'чбор тени данного »асдг.«н<{ш..и дчкчуотс»« ¡»"пчемзог».«.» в.и»1™ видуальпи-тно}1ЧГ(Скнх ïy;io;wc-n-omii.x нрчишпоп Пачатучм. «•») велинм гомвлвтю роля тпорчоства Шлатаила h овопиотн.:* кчи.иг.коп поэтической традицил, таких ча родов и ыиг-'», нлк лирт» яш'.ка, драма, худо-кестяочшй »»¡юрод, ОЛ.мрпосп. ;i пчсгоалаяо'ос гь ¡по-ладил поэта оДусликпгеант необходимое хь ооое1п!'ч«,'.чч> ru о иэунчмч, введеппя копах интервалов в плукч/ft оС:»ход. Лат ючому инрадодоя;?-* (.'еота Макатаэва в казахской литература вислуивог как r.a/eptiTjpr»-ведчвокяя проблема, которая ртаается л уястояни»® дисс»]>тп10ш. U'w-ридпа целесообразность подробного рассмотрения к&идмо из игырам» лений творчоотаа Мякзтаопа в отдельности, с тл» тгобч иипчш. и итого целостную его картину.

Исходя из этой ойчой цели исслоисоиния л дп©с?рку«чл о ri.!, m % следующие задачи:

- выявить черта спооо<5 разил, худомюмгннп» ocot5i*mK.ai« л«» г.ка Мэкатаееа на оонотзо тематического, уанропого, соедмлт-шнши анализа шжкротлчс нропивдсняН, ni коатмп;

проолодип. ш»ол»-ди*» жапрч рассмотрев ctK»rii-*.*;>'.n»-ï л.:

ческого, драматг'Чйекиго, нубл-и'.асипвокого нтпч и in.11<ч.г. •л !'•, • лшши поэта;

- показать д-|'уоы!Г'.з Езаи.'.п.'М'стек.з Г.'^л-^ии-ч с лy.-.i.-.r','¡ч-. -rw тр;:я:ч!;;я!'г:1 культур», чго m о;; '.-:.. ч .¡гч- | ¡ыл h

ООотояюи.ноз н>!с:ч>чс'!«!(к1ч i;.«j.vm,»m f.'/г..ч н-ч

цультурологичиекий пласт творчества художника; 4

- определить ьначоние новаторских тенденций творчества Мака-таава в развитии казахской поэзии ВО-х годов;

« рассмотреть сценические интерпретации поэтических проязвед! и дрш Макатаэва, являющихся неотъемлемой частью его наследия.

Матопая о гнчес кой ос попой диссертации являются научные разработки вопросов поэзии /лирика, эпика/, сравнительного изучения литератур,, зстатики, дрдыатургаи в работах М.Б.Храпчонко, II.И. Конрада, В.М.Еирмунокого, И.ГЛГеупокоовой, Д.Дюришина, Г.Н.Пост лова, Л.Я.Иншбург,, Ю.М.Лотмона, Ц.Гаснарог.а, А.С.Бушшша, Г.И. Ношщао, II. СЛТад1Яр1шх, З.Г.Османоьой, Ю.Я.Барабаыа, Ю.Б.Бохлва 3.Ахматова, З.Кьбдулопа, А.К.Каршдбетова, Ш.К.Сатпаевой, Р.Нур-хилиева.

ручная и практическая значимость диссертации. Результаты вы иочненкой работы могут бить использовшш преподавателями и студентами филологических факультетов вузов при изучении казахской советской'литературы, а такжа ммут послужить основой одного из разделов "Истории казахской советской литературы".

Диссертация обсуждалась в Отделе литератур народов ССОР Института мировой литературы им. А.М.Горького АН ССОР. Юшчйьне положения работы получили отражение в опубликованных ститьях, а также в докладе, прочитанном на научной копфэ решиш "Т.Г.Шивчонко: исторля и современность" /Киев, 1989 г./.

Ст1»/ктуг>а диссорташга. Объективно продиктованная содержащей творчества мукппиш Макатаава задача контрапунктного рассмотрения его наследия обусловила направление и проблематику диссертационной работц. Иселндсвашю состоит из Введения, трех глав и Ваклячоилн, а также Списка иснолхэаьанной литературы.

ОСНОВНОЕ СОДШЛШ1Е ГАГО'Ш

Во Введении подчеркивается наарошад необходимость научного юмисления поэтичоского наследил Муглгали Г.'а'сатасва, обосповипи-1Т0Я его значимость. В соответствии с обдай целью ксолодовання ¡проделенн задачи диссертационной работ».

В первой главе - "Идейно-эстетическое своообразпе творчества ¡укатали Макатаева" - исследуются особенности лирики и г пики удожгагка. Еассмотрешш ко гаере тга:х произведений приводит к убвя-[ению, что истоки глубоко медитативного начата традиционного ис-усства казахской народной поэзии "кара олен" обусловил оркги-галъность выразительных средств, идоШкнтэкатичсских, жалрово-¡тилоиа исканий поэта. "Кара алея" - букв.: простой стих, чацо 1Сего одиннадцатисложныЗ. Бережно сохраняя каионичоскяо принципы ¡ткхосложения "кара олен", специфические приеки и способы р'.флов-31, Макатаев в то же время умело варьирует их в новых ыодифика-даях. Для стихов характерны как искошшо принципы построения дашнадцатисложной четнрехстрочной строем с рифмой ааба, так и юваторскиа приемы - семи-восьмислогащй дистих, тристих о рифмой а, ббб, пятпстрочкые строфы с безрифмэпиой предпоследней строкой [ др., анафорическое обрамление стиха, способя выразительной ииштерационной звукописи.

•На примере творчества Макатаева становится возмогши.! пока-!ать, как плодотворно развивается эта синкретическая форма народного стихосложения. Продолжая нациснальво-художостЕонлуи традк-июг Макатаев вшшил неисчерпаемые возможности обогащения шротле-юго в форме "кара олон" содержания. Генетические особенности 'кара олен" обрели новую жизнь: сохранив его первооснову, Млкатао» шделил его особый свойствами, наснтид своеобразной аТористш-гостьг, изначально родственной слогу "кара олен", ираплтмино-инческимп истина?«!, нчекцими общэтеловечпский сшсл.

- о -

ЕЛ«а«вК».ЧЯ вйОЛ»?диН Kü'i'ííinufcCKOe коицишош ИИЫ1К, озущвств-лчни»я М.-жчуавшм, пркасирадйдова еулбой ею поколения, чье детство owwi) о «т.чяоч ¡ioííií'i, Oyju-^f« етиноыпся истоком шзне-

"í-1, И1'-'''» ituTíiüMoro сшутшшм т роднями, скорби и лл-¿••"■».V к чиятом;. JVvjnwiüvRoft тональностью озвучоли образы ос-tH-iow»w<iMro иредол, окрмзиешаго в боли, дачшш переквпаюш, Ti-,Hr.J:'í»>>!fyfWo и ойшрвироднив. Ки'троры и оплшоли олицетворяя* í>vni;i»!ite U и«.«?«., i:c-o4oen'.;!fyn к аяйкоши, Константина каш твор-чоо1 «a IfoiWEtoBft - í.fíaiib и жЛиа - иоляризуются в неравном, дп-coc.Ti!0.j'iHn¡i: tí одной огоропм - жизнь со всей ее прм--роппо'Л силой, na лявпмыоИ от еуоегллш вношт* обстоятельств, о ;*руЫ1 - пой«н, BTopi'iwsaat-Mi в жизнь, у »итожащая ее порвоздаи-it:wn..¡b cwj спийспю жиячк очазиваот еоиротивленлв stoU аурз око;'ái, гири1»! /отиготв. "Придэт ввспн" - "Кйктем де колер", "Я с дейт* ew» ог,нт прооталоя" - "БТр кунТмшн г/чатастнм'1, "Сороко-

ып л)';;/" - *тлрк»ч.-''ы к|!.лдн[;"/.

1!з уэлошк той л KoiMDoii, устопадливаших оболдную связь, вн-ад'ну» гфпворюнность воого живого и сущего, внрастает концэп-н.!<я горсочнп, пряодолынш диссонансов бнтия в поазии Макатаова. II кругорорггг взаимозаписитстп вовлекаптси лщи» pacromoi, пере-i" )!U' л щироде к состояниях души. Сонричпотпооть чоловачееких но-íwípb мпздччтся но только в tu нрятех, на и опосредованных отн< ионялх: чороз прякоспочучия дглеа л past-ua времена к одним и •гчл енолам я отййлмн, к "c&roiivm Кмрчоаза", в обрещяшт их Ь'.-ч'лн!1.ов к общим ндн hcuj. сшхчлац и святштч.- Осознавая веобра-ти'."о''ть ходи гляни, лпричогкиП горой стремится схватить, залечат л^гь встрочнно, П'.'рекреотныо дшииания. В их основа - как деяния, так и нооукдрш'.л, норнпы, смлтштл, устремления человечески* сер-к ритмц при;одм. Таким образом, постигается целостность ми~ )»<чкля«гг-ъ» мчо1-ог»браап«ч, прочий?, чп рас тортме связи «я Ti-níj'o 1«1.чл>сги s<>uuiM'ii'í», по и !1"Л'-ио(чс""1п нляри^ого: .«кг»«.-

шил вотра, тока ч/в ста. Мир ноба и мир помли, мир чхчоп'ччг и [р природн баюкают, лостуют друг друга. Гармоничный образ орбн-i существования создается посредством символов прекрасного, лор-•родного и выявления нобудптелышх мотивов для созидания ьрсоо-t И СЛЯЖШШОСТИ, АНЯДИЗ стихотворснссй ЦрИВОДН'С к пнвону, что T!V-я художническая задача определяет и поэтический синтаксис, и' тафорический диапазон лирики Макатаова.

"Самочувствие" Человека в поэзии Макатаева несет в с«;о тро-жние "пролощуцения". líe потому ли так части трягичееие отенвтт», ототдяпяне значения, придаваемые словам, резкие, нро.-лоборот-югаие? Порой они подобии внезапным землетрясении, хотя зашеоч л устремлен к обозначению доброго, светлого, радостного, Ллпря-р, говоря о "село", смисл которого содерлсит знак все счотяппе-' ■на своем кути, всепоглопащаго, Макатае» создает ношй обрая, реводя его в полную противоположность с номсптью сравнения "доб-та, об)!ушившаясяг как сель". Ощущения диспропорции, несорагичр--' сти в этом сочетании нет - уподобляя "соль", его мсщъ, салу, отвратимость "доброте", поэт формирует ола-танпоа, благозвучноо ияние этих двух штшомнчпых понятий. Настрой эгсчпреосин, дпяа» таости распространения "доброты" усиливается скоростьп "селя", крушащего все препятствия.

Вместо о тем рассмотрение -произволений позволяет утз.'ивдатв, з поэт находит возможности для конкретизировании символен р^г.но-:ия в жизни и в природе: гармонизируя Форму и содоркание отихо-зрений, оп приводит их в устойчивое соответствие, Поэтические гемы /синтаксический параллелизм, стилистические фигур"/ внпол-ат существенпне функции.

Так, в стихотвохюнии "С грузок п сердце" /"д^рогТмч хцч «р-Г/ строфц организован!; в виде усеченного хказиа. Tar.au постро-te дает опушение биении сердца, стоснипчого почаи.п и ш:орол w.

ltf.ii спин соаьупки П-рое'У'СОЙ тршкшниш оишггомими прершш

огости удл.рсш сзрдпп. Слово "сердце" /"журен"/ аллитерируется в обряаш-стхоиэй структуре со словами "груз" /"жук"/, "воля" /"ж1гор"/г "истоипшол" /жу.дед1ы"/ и др. Сордно, способное виде кать нгмякло тяготи,, ассоциативно съяэиваотся с присущим ему сострадй>»о«, <5шцд> аа других людей.

В аадачи исследования сходят анализ жанрового состава . кй Макатаова. Зудо^остааниий опыт современной казахской поэзии лине Млкатаога док.азипает плодотворность поисков в опоре на ис конные трэдпц/.и родной паззяи. Существенное место в творчеотье Мапатаеьл эшшмздг жанр тслгау /воторш^ююсофекае раздумье/ Исследователь жанра тслгау Ь.Ш.Абмкаеамов, обосновывая самоед тйлыюсть тодтау по его специфическим чертам, утвораднот: "Жат гамму отличается от чисто лирических жанров тем, что он «ноте Тй.чан на уровне одного произведения, в чем проявляется, в накс

г

торой стапиьи, «го опичеекий характер". В современной казахе! по»апи тспгеу укрепляется и к;а: жанр лирической медитации, и к ыин "тсш'!\у" потребляется не только "в узко традиционном смыс

ле, а пошшаитея вир», он распространен и на другие, самостоя-

р

телышэ в »анрогюм клало, лирические стихотворения". Автор Д1 еертап.™ докаливает, что в творчество Макатаева равнопр'авно сосуществуют и шшмодейотвумт кок толгну с эпическим размахо» широтой взгляда и мисли, что позволяет отнести их к диро-эпосз /толгау "Армян" - "Мы гта", "Шолдан", "Лмай-Атирау", "Менон сз -- "Спроси меня" к ,1р./, так и лирические стихотворения о глуб< лгачноеттми раздумьями м порогагиашши.

ООп'шриоп иаото в лирике Макатаева занимают стихи-посвядо) /яр1иу/. В них оеьерты авторского обращения трансформированы- )

1. /Илакасчуоп Г. Р.янр то.мгну в казахской устной пояэии. - Али, Лтн: Г.'Я:.. - С.-П.

2. Ь. Т.^аровня сг.рцв'Гкча кпзахсков сооетскоИ лирики. •

.. 1'.амд.(',я.г.олл1,«/к. - Алма-Ата, 11*88. - С. 11,

Зъекти размншления, В иейзшшоЯ лирики, п И'ярогла сом,тип ж.м энгоксте посшшений-арняу раэпорачивш»тен нор гпыи-ло1 «апотч»-кие, духогню-остегичспмо проявления мзпч га-т-иского дационольная сосредоточенность автора овчанвя^т оодо^пт'з сортов о автобиохргфггоспяки раятанми, о содо.%шк>-«от<ч вчоск4»щ с«--нтшши.

Диалектика развития жанра отратнот и одотшп худо*1<ош>«-ого сознания, вкличвнностг. л поремввчдомА ясторпчйски:*. ирспосо, удьба канра бшвдму /покоствовашо, баллмчз/ - иакг упжнгвдьиэй тойкости и «яз^еспособиостл. Лробуэдаи "нанять «мчра", сатад^ ачастую становится остро иеобходтм для художников р'пин.'х поко-ений. Поэта, обрпоапвдовя к жанру баяндоу, недодам'г его коикрет~ им историческим содержанием, мотивами своего времена, иояш..« орально-эстетическими прянцглшк. Для "Еалладм о раяенчх" /чК\рп-млар турали баллада"/ Матг&гаепа свойственен сказовая размчреч-ость, повествовательная тагокшря. В цепи мифознчуожш лчкен ;ервнй, ¡з котором возникают два центрзлышх образа - человек с юяоиой душой и рапгяшй голубь. Бтдопти человека, на'&од.тидего 1а голубями, которые набрасипавтся на кроиш, зерна, прикопикчет ¡транноо поведение голубя со сломанным крилон. Кго ьОргде лесоция-уется с раненой пшптыо человека, с ого израненной Дуи>с£{, дает 'одчок его излияния?,!. Обличении зла я Аоотасооч".1 дотч-гг строку 1 заключительной части упругой, короткой, розной.

Используя стилистические приеш и епши^глоекш; ерл-дотач щционалыюго спмовцражошш, гармопнзювтп ладонного лпдч Р' Г.ро-юми,. ооиоорннм содерхаш»ем, рочитатанчостьч, г.'дкагкоз раофакье* фароду шшиоиальиой художественной поэтики ч«1>аз юй веош /<5ао1к *здрн/. Стихотворение "Хочу я итгзаиднм С.пь" '"Себи белим колодГ'/ полисам) на смерть г««но уы'Мг-рЧ из ¿«¡.>;<-д гочери поэта. Ностальгия по иевяняоЯ улчбко ¡.обвчкя, о чго от:'-

1.ыпш глазам, кяьо«у трештному дыханию. Всшшияв слышится в каждом слова, кажется, будто дрожшшо о пука молот спугнуть датское дакаше, дает надежду вновь услышать ого. Отцовская Оодь, (допредельная искренность чувства вызывай* сочувствие, сопера-хинаша» Б ритническсм строе стихотворашш ошутимо элегическое начало, интонация покачивающегося в браду, б ааоитьи, нзлнваще-го оно» скорбь к мечта человека. Трагизм этой "колыбельной" над ¡пустой лылькой - в ощущении опустевшей жизни "в объятиях матери, в которая шццашда. йот". Протяжшй ты.ш стиха подчинен доминантному припеву "ючу я младенцем бить,, младенцем". Повторы усиливают настоятельность асалатш, эачшш же строф поляризуют возможное, но иехмтемов, желаемой, но невозможное: "Огнем на хочу я бить, придите, возьмите..., / Кочу я младенцем бить, младенцем..." "И шицью бить па хочу я, дани ми в крылья... / Хочу я младенцем Оить млапвтдсм..." Огтошсамя ирреальности в зшшУчвтельной строфе где уоилиам мпччы виражеио отрешение воавратить счастье осиро-ишчаоК: ыатери, мопомадаогся желание отдать свои жизнь ради младем

Многие отихй Макатаава лагли в основу песен, созданных казах okhjiíi кумпознторгиш. Их популярность я народе велика. Разграничь-нйн музнкк н тькста невозможно, и трудно определить: ыузнка ли, oíHy'tai'waií слово, обеспечивает столь ъисокоа его естотаческое ьоапоРстан«, либо сама ритмика стиха подсказала мотив будущей песни, натолкнула на единственно ьозмолишй и самый верний путь слияния лирического чувства и п&рих.иьанил с гармонически организован-ннма ладами. При восприятии таких песен не задумиваешься об их со-4.пиг*лях: прешишрует лхшь опущение ровденности атого искусства кя глубинч цуии народной.

Ироиаьодп»(и1| WasivTüdnn отличает ваическая зралость. Заолтия »wu'jHoft шическо!» традиции, в которой ран. Макатаава весьма CYiavVTbimm, солрогюкдается расиврвкийм проблематики, уодокненком

поэтики, усилением гюмолохмзыа. Синтез различна! »апрош« тенденций набладается в скймтио-лойествовятелымх, лирико-драматических,. дирико-нублициогичеоких поамах Макатаеьа с исторической, сиыволмко-философской направленность«!. Носшмшша соотношения внутреннего мира героев с объективиш миром, дасгукщнм либо свои иравеД1ше морально-нравственииа устои /Земля, Природ*/, днбо жестокие, бессшслвтше законы /войнн, раздорн, мовдоусобшш/, дает автору поэм основания для разцвиж&юш категорий вр&мзни и пространства. Макатаев доказывает, что грандаозтае исторические ракурсы способны выявить новые возможности углублении психологического начала в художественной исследовании зшрпктчра человека, народа.

Многоплановость творчества Макатаова подтверждается анализом пирико-щаматической поэш-йлогин "Реквием Монарта" /"Моцарт» Ган азасы"/. публицистических поэм "Репортаж с Земли" /'Fep <jc.rl~ ген репортаж"/, "Думы в космосе" /"Космонавт ойлпрч"/» лириче-:ких поэм "Сердце Дариги" /"Лчрнш-л^рак"/, "Ион крильа" /"МзнГн. ^йнаттаркм"/, сюжотио-псЕеотвоватольной иооин "Когда снят лебеди" '"Акиулар уйыктаранда"/, развернута t аяических циклов "Дастан шзна" /*0м1рдастан"/ и др. Историзм элическсн-о самосознания про-[вдяется в конкротно-йсторичаской типизации действительности, дейно-содержательной нагрузке, символической подомлке поам. Так,, оэиа "Гаймбек.* /1971/ настроена на совмещении родового начала ероического апооа, алемантов народной д^чмя и сиивсугако—гияосй^— кой многочяыпнооти современной казанской пооми. ото по я вол нот ог-~ естм ее к xaiijy героико-ирамятпчвской поэм«. кулшинанионше ми-анты истории рассматривается «второй как жестокой сто-скись-шие впрямирашх сторон - борщихся народов. Слсквоа взп.гмояо;1ет&,зп . швсишчеоких ходов, морально-психологически* трактовок ги.уе«с.в— 5НО поиском правд!) и псгиш, согласия и ролотва п мире.

Пряьотьышо-эти'юокап коллизия поэмы-притчи "Когда спят лебеди" сшнализ.ирует о необходимости бьрожшге точек соприкосновения ли зла ириродл и лизни человека. Объективно точной корреляцией национальной историк и культуры обосновывается одно из множеотиегших аесньен их развития, Коковыми является исторически переменчивая череда гононимив, создалаашх народом. История ро-я~ доння названия любого урочада, сош.н, вмршини, местности имоот сказоиур, пгитченуп подоснову. Драматические собитшх, цредлеотво-вавгпш появлений названия внеокогорного озера Кот1мкад /Сиротливое озеро/, онисош в поэма "Когда снят лебеди". В ноэгичеоком нерело-кошщ народного предают ощутима лишьч психологизма, идущая от поим И.Дкансухуроиа "Кулатор", "ШГ, С.Сойфуллина "Сморт: лебедя". Эпическое оостсшшо, нравственная проблематика демонстрируют вволпцкю онтологической проблемы. Передано чувство опасности, навкеиой. над в с ом юп»;ш, трагическое столкновение природ лих сил и волд человека, противопоставление которых друг др>угу оборачивается их обоюдной драмой.

Психологическая весомость пойм "Сердца Дарит" и "Мои крылья" основывается на глубоко личных переживаниях, вырастает из еашй судьбы поэта. Ь идаСно-худоак?отвенном шре поэмы "Мой кра-льч" активна действуют дно силы - реально« зло, причиненное войной, и противостоящий ому дух парила. Образ юного героя автобиографичен, Видение подростка, непосредственное п безяащягчюе, обнаруживает 1шход к военной теме с неожиданной стороны. Контрастна иотаошше исповеди, запальчивые еошшешш, то шнорннв, то радостные всплески »меций. Через все поэму проходят, глк. средоточие всех ирлчяшшх связей асмыслов и поступков юного героя со ююжаотвом иереониж.ой, один цйнтралышй мстив - мотив крыльев, что и обусловило иьзиашш поэки. В конкретних ситуациях иотив крильев получает различную окраску. Падлом в дуга-.? поело калуга-

- JO -

1шя черной' веста о смерти огнь, максимализм детской мупрости и ранней зрелости намечают композишюшшй поворот в прои'зпешшии, где трагические начало заполняет чуть ли по весь обьем бнтлч. Последней каплей, тя.иким доноском к бот, заполнившей дуоу, становится смерть купана-трохдотви, которш! пая от нопосяльпой работа в поле: "Оборвалось кршго мое живоо,Пагшлпшееея опущение обаскрштшюстя, 'потерянности осознается матьчнкои как состояний крага. Но как чудо происходит встреча с акснкатси, олщотворягюа.ч встречу с добром. Увидан слван шш.чяка,, аксакал дарит ему коня своего сына, погасшего на фронте. Образ аксакала « это ситам и пример ноизианно доброго отногажпя к округгакцми,. бескорыстия^ и альтруизма« Значение встречи юного героя и акспкапа гораздо глубао и связанной оказанной помощи, итого щедрого др.ра, Э^о дознышлч гарантия охранительной сила старого поколения цо отноиетго к адацшему, которая буи,от сукоотоовдть до тех пор, пока живо человеческое в человеке»

В сложной многомерности этого произиодання наряду с соцчояьно-исторяческой и психологической линиями успешно развита линия тра-дициокно-романтическшт. Тема крмлатот коня, без которого невозможно разршекио невзбевшпс отолкиопвиий с сишй зла, сообравуат-ся в поэме о духовтач! роплияш повой дейотлэтшшюстн» Коли п героическом эпосе символика образа гул пара апеллировала к поиску батыром счастья, для достижения которого слндопало преодолеть цепь изначально задачник трудностей, то в позно Мокатаоьа мам» крялье» выступает в качественно. шюи imano. Он ^окусвруот в собо рнойлст-во необходимостей для ровдония подлинного ощущения окршеинооти. Кош» - но вдипстеониам опора. Крылья придает мчсытаб собмтиш, помогают влшмопанлмашш с лвдши, роидаит чунотно iijзоСь'.-щиосгяг к их делам и заботам.

В поэма "Кулагор" И.Дтдисзпурола. гибель гоач пр: олат;лаииого акшт АТа>м-сер>, борьба падолокл за сад ir "крилгл" и см i,шла

шжазаш в драматической обусловленности времени и судьбы чело-веки. Условия жесточайшего бесправия и насилия предопределяли бесплодность деяний, а них од трашческим самоощущениям был дан в излияниях, » плачах по любимому скатсуиу.

Органичная связь народной лиро-эпической традиции и сояреме ной лирико-иублициетической лоэми предаосхищена содержащимися в «их родовыми возможностями художественного осмысления действитал: мости. Первенство, датаее старт казахской дярико-пубдицистиче-ской 1юпмег принадлежит "Совототану" О.Сеи^уллииа. Полноправная принадлежность лирихо-иуолкциотической иоэмы к вековому древу '.шичеокой традшти в дяльнейыпм узаконена поамомя Да.Чглцагапие-ва "Орлиная степь", "Я - казах", Олжаса Сулейменова "Земля, поклон«: в- Человеку!"', Тологена Айбергенова "Монолог ковионавта" и д] Нродол&ая их тродищш и обращаясь к опыту В.Маяковского, Пабло Перу дмМякатаев создает лирико-публицистичеокие иоаш "Сеет мой Чили", "Луда в космосе", "Репортах с Земли", "Протайте, оонол"!", "Толгау" и др. Этим произведениям присуща высокая патетика и сосредоточенность мнслл.

Самобытное вошютевие в поамах: Клеима Аманжодова, Дду^нпа Ыулдагйлиеаа, Олжаса Сулейменова, Абдильдц Тажибаел.ч, Жумокона Еаикыопенова, Тологена Айбергенова, Талеужана Иочанлппа и других кагакличмов XX река придало глубину и мчоэттобнооть клзшкжой эпической традиции. Проблемно-тематическое и хуложестпвшкз-изобра— зпголвноо шшолныгае сощюлмю-Филоооа^кой концешлии гуманизма обусловливает существенность вклада и Мукатали Макатаева в дан-рово-сгилсвоо обогшипшо казахской позмн.

Ро ьторой главе - "1-ол.ь Мукагаяи Макатаева в упрочении духовного ьзнлмодойетвия казанской культури о культурами других народов" - наследие Макатиова рассматривается как новое »статической качество национально-духовного содержания казахской .культуры.

Герой И0ЭЗ-.Ш Макагаава ••• личность, актиино ра:»чишшж и <1 с своих глуби ншх, иоконкнх натюнапьинх корнях, и о сиоеЬ щи-иадлежносги к митюг.ой иухоаноИ су^сташпи. !гл стыке этих лму* с^ер падения и иознания шкристаилпзоншчштся оригшшпышй логический мир, иипиькцуялымя трвдицчя, проникнута'! чуь'о-гичл историзма и искшшямк современности, Пг^разришю оплачен и ип-п-^тид обуслоплони нрчотлыюе, сострадательное мгмчьча к внутроичему мру человека, ытоедцего глгптн истории XX кока, ее кятагиглг;!«ц, н концепция гуманизма, "всемирной отнь'шьоита"*.

Поэт внходит к Востоку и Западет ччроз воопркпгии тр'а.,тгий оСщэчвловечеЬкого энодчгая я через перевода кладепков тцЛеоЧ иочэга. Вхождение в глубь и дли, рионпциопчлш/х миров дал г» от особенно ясной и огчетппюй перактгпгу поэта о кх уу'юдослвенни-ет тенденциями и гз то же время такое обпоняо оставляет его сугубо национальным. в этом и состоит важная ооцяально^йультурн'лч ироб-> нема. Национальной миропиданяе - изначмымя давность литера-гуркого пропасся, и яа я том основипчетсл трацшшя. йнутроннял готовность Мрканшвя к пониманию тесной сшкчутосги национал*'" того и общечеловеческого лродопрепе.лона «го ','лиокич взгпчлоч на лф, открытость») восприятии.

Спектр янонганюначьнкх дейстоительностеИ, кохорчИ «ц яг>локаут Макатооча, интересен (>чу теп, что содч|х<гит но гол мед схюгдю-я:я, но и от.чччнч одной культуры от другой. Папиокчльиие осо^ч-юоти т"~гпкп №катэс<г>а и та пологая ху.чежтгюекою иоспимлгач зочонштс" «пи в родстве, так и в полорносш того, что Лчпочо ; неблизко, черпа "("■г.лраягив илпия и и пну гри'' /М. Г«£ги>(/. ГЧ*— (егаьш пиочсяшон'пьнсго снята, иото)мй о^'Л'тешт собственник ухошо-эстотячпсжиа пргму.-гпшгмга.'?, г«лглш!«гг "горч.чон? ож.чвочч >", 'дпвлетворлчт коммуиикаопл»."мй т»">рт'сг.«а Дчр .'.'мк^чапм", О'/О*-""-■лт'чпиьтчеь I* т")0(5р:'Г"!П"т п.«та, иирч рчэмм* пдролоо

- 1В -

стшыштсл преломленной. новый эстетического осмысления действительности.

Стремление поата к установления диалогических отношений о Ешнационилыодш культурами доказывается поэмой-злагаей "Реквием Моцарта" /197о/. Перед нами - своеобразное взшшонрошжновение музыки и слови "- "Реквиема" выдающегося австрийского композитор« ХУШ века В.-А.Моцарта и поэтического слова Макатаева, постигающего в XX воко астатические завоевания и законы музыкального искусства. Талоа взаимопроникновение и становится критерием сопри-косноЕошш культур, гармоническим началом совокупных духовных устремлений. Музыка Моцарта кшс бы вшюл1шет функцию оркестрового фона, а порой - аккомпанемента дая скорбного, поминального слова поата.

В самом жанре элегия уже ощущается внутреннее родство с Реквиемом, в контексте поэмы звучание музыкальных реминисценций ыоцартовского Реквиема выполняет ввдуд|ую роль, усиливая эмоциональное воздействие произведения. Воссоздавая биографию своего поколения, опаленного войной, сиротством, горем, Макатаев перо-мал;ает центр тяжести памяти в эпический план, воскрешая голоса убитых, вдов и сирот. Дуиевноо напряжение поэта, стремящегося к восстановлению нарушенной, попранной жизненной гармонии, в соединении с эмоциональной насыщенностью сочинения Моцарта расширяет жизненное пространство, выводит объемно-художественное представление о сыорти за пределы национального потрясения - к безмерности бати каждого человека.

Сделав музыку Моцарта органичной в своих художнических поисках, Макатаев естественно показывает плодотворность контактов ра: них культур. Атмосфера поэмы проникнута отзвуком слышимой в музыка Моцарта идеи вселенского человеколюбия, преодоления трагического смятения луши свотлши надеждами. Вызывающая сложную гамму

чувств, элегия создана на контрастах света и мглн, па сочетании безутешного отчаяния я мудрого разума. Господстнутаий в произведении принцип опосродовшпгасти муэшсалыюго сготта сбликпот зыкалышй и поэтичоский Реквием тематически и стилистически, обусловливает их совпадение, йлучаэдю в поема номинальные оплакивания "жоктау" в соприкосновении о музыкой Моцарта материализуют оптимистический замысел Макатаова, опровергая безвольность - волей, отчаяние - жизноутр.арздшгаем, забвение - вечной памятью.

Художническое сознание Макатаыиа воспринимало пространств» жизни и историческое время в масштабе общечеловеческой, оцущало "жизнедеяниа" /Г.И.Ломидзе/ своего народа в сообщество, в плеяде других народов. 1^маяаатичоская "пола-культурная" направленность ею наследия очевидна.

Нритяжокив к кадаональишл культурам мира, как поиск родственности, стремление к постижению общвчвлотческоИ гармонии через ыузику, яанм которой на связан, не огршгачвн язмковиии барьерами, является опита из общозначимих аспектов творчества Манатаева. Этой неутомимой тягой обусловлен перезвон ¡звучзвдх смыслов мироздания, перекликание с которыми проясняет собстьешшй внутренний иир. Служит источником озарений, Такова и функция цузикн Батюнина, стимулировавшей создание Макатаввнм noowi "Аппассионата", стихотворения "Бетховен". Внбор воспринимающего худсшшка, чей избирательней интерес, духовное чутье ориентируется на сошостя-мооть "элемента повторяемости в неповторимо« палеи* /А.Гуюиин/, реализуется в причиниой обусловленности возпикмой устойчивой сьлзи.

Опредалянидам началом худохастионнмх поисков и обретений Катаева явилось обращение к мастерам мировой кулг.тури Jl/mra, В1експи[|у, Уитмену через переводи их произведена¡I. ¡four безошибочно избирает в культурах, пероо>гифипировй1ншх личностями больших художников, идеи, градации, отвечающие его творческой ниобход*-иости * человеческим побуждениям.

в о'.'ооом r.ii-''аьэ творческой овободн и необходимой точности и нгр'мкшлонинич "кг-уотвмшой комод!'»!", "Сонетов", "Листьев ц-авч" i!'joi проявил свое нер*водческов дарование к'»к роэультатЕЕ eo'jií.aa'it-'uu.a.) силу. Лу-и переводе "Гоигеетвднкой комедии" oí! ^здшнтлг i'.'pi'i'i'iiuaübii)» конструш'ы терцииов, сотранчл uepapv-j'-'ч 'ими Макатаев иомотаит себо о помощьп срэдо!

юзажикош языка наполнить иереводпшИ стих внутренним, содоржа-чи,:и род'.'тиоч с оригиналом.

О'риу-ачцум л'»я творческого еааошражения Макашова явился Г).;оД'.'(;с работи гад переводами "Сонетов", Б сшом соде{аанля и

сонатного канона имеется близость с искусством "кара ояеи" vi cdüót, п "кара о.чен" за&лтаит в ообе комнозиционшй стержень тупенжд'о раэвитил, что помогает в обоих жанровнх' разновидао-

0 пи раодрчьать диалектику чувств, мыслей, образов.

Укчяа воссоздал Макатаев слог Уи таена - живописний, мужест-«'^HK'iil, г,пда одс:рд;шт«иИ напор.внутренней мощи. Умтменоьский рмк>'ра взрдчдя но мироздачие [Д<чката«я nopaaaei .и чувстве разум-Лого ноишшшл тмннствшшш.'окошюй сути вещей и но менее тайное wunoli и исконной синаи ьак смерти Человека, увлекаемого в лоно 1еши, тек и его »изю»., неотрчвной от земного нратяжотш. Б не] ¡«¡и 1!.ц;цтет.»1 иаолцдаоюа тига к глубенному достижению духа ерчгкнала, yjtojmon келаниэ пройти путь проникновония в замысел < v.'jpi'.cí!, вотской до верзик ьодлоиеикл, Отказываясь от буквализма, (•'"л^дj.'vih доказывает, чю "синтез изосц«ш<ой техники и вдохновен; к i таг.ы у?. ¿даосен ог жмешп утопля" /КЛуковский/. Он преобро-г.цу«ш»я ca.su ь соответствии о нордами казахского языка и

1 3ícm егмел? определяет гришии своей творческой свободы,

n-¿4T.cji "Гоьасткешк<й комодик" Данте, "Сонетов" Шекспира, ip-:a.u"r Уитмена отчечоии,. такш образом, изОекашоЧ бук-l''tK.5'l V ггп- ЛГачНОЛ ПОЛНОТОЙ цорш.ачй С0Д0}ШШШ И фСДВ

ifthboh отточенностью форда». Шеотч ч тем труд над перенояямч нл отирашоЧ точкой дал аяроадожм ноли* творческих замыслов ■эта, я и совокупности такой ктрокяй спектр восприятий я возлей-вий обусловил раэьетвлршгу» систему ноторнгко-культурчых нотаен--х и явных реминиоленний в художественном мире Мчиатдова.

Уитмяновокяя концепция яиэгояюбия, гуманном Данто, оотааде-ся в 'Тожественной комедия" "■свободно выраженной чпд»йи>^вль~ стью, но искренне отождзстлляиним свою субъективность с обхлк-этшстып исторических и дата трелсцандентннх судеб угнетенного ловвчеотва", * стимулировал1,!: создание НтсятаеЕкч собственной )Шегая1и Человека. Судьбой человека, пропедачго испытания катпч-эиями XX века, войпами, голодом, смерть», выстрадана мякатапв-яя идея бессмертия. В системе поэтической образности, в тудоте-вешгой структура его произведений разделешше веками идеи iré и Уитмена соединяются и выполняют оеновополагпщую роль, гатаев утверждает ценность Человека как мэры высшего и разумно. Признавая слабость л неза'здошгость собрата, он готов при-гь на себя смерть, о целью иокуплони? вин« и батя человечества грузиться в глубины "ада", унося о собой "все ало я пороки ja". Типологически характерным дня подхода к художественно?*.? шсленяю взаимоотношений человека и обчоствя является ойрлз го-г, своим чутким сердцем о<5согретою реагаругмпого на дисгармония ■ия я готового принести себя в жертву рад* восотаноллвчш уто-

[ного равновесия - в природе, в общество. Образ Чс*лоиока~»умя-

р

¡та вовлокпется в универсум Данте, обрпгпот черта Продетой и ьковского Данко. Самопожертвований как действие, как raiaposc, : принцип этической позиция имеет нрогррмнно-чнрпвопзренче'.чи!"-1 чекяе для поэта, В основе згой линии ночодртал - апология нрл.?~ энного каксимядизма.

История всемирчой лятратуря. ~ М.: Яаука, 1935. - Т.Э. - С.в7. 5».: Ролепииев-Кугузов H.H. Творчество Данте и мировая кужл-rypa. - ч.; P^/Ra, Ю7Г„

Острее чу и« I но сопричастности, ответственности за вое происходящее определяет драматизм коицошвш Человека, охваченного болт, состраданием к лвдч, желанием стать Донором, безвозмездно, бойкорнстно, бесконечно отдагапм кровь воем, кто нуждается г ее испмшт'.'й силе. Неизменно, неискоренимо у порта чувство тяж« от, "груза в счрдт"'. Из всех этих составных в творчестве Мака-та-теп вчр.чств!>г глобальная коицеитгая туманизма, человеколюбия.

Мукятли Макатаев является художником, соединившим в своем творчестве нити традиций культур разных народов, укрепившим, п противовес нашоняльиому и валяют они знуг открытость родной культу рч, ее способность к восприятию и полнокровной отдаче. Вот почему роль Макашева п достижении нового, более высокого уровня яоо точно-западного духовного оиитетя в казахской культуре представляется столь значительноЯ.

- "Места Мукппита Макатаева в истории казахской советской литературы" - трактуется проблема преемственного восприятии казахскими поятами 70-вО-х годов традиции художника. В особенностях вэаимоотнамепив крупного таланта V "Р? ггре-емнюсое, как правило, проявляется то, что составляет яерис нреад ствеииости, что глашшм образом привлекает последователей и ими плодотворно осваивается. В произведениях Г.Кулахметова, В.Рауша-кска, Ь. Серикбвеиа, Т.Рахимова, К.Аскаров«, Б.Жакуповг и других - своя, личностная, самодостаточная линия творчества. Связь традиций состоит на в прямом доалении предшественника. Молодые поэты не механически воспрвтшапт особенности поэзии Макатаева, а по-своему прочитывают и погомага ее, находят в отталкивания от нее ориентири собственных открытий.

ЛдтиБизацг.ч интереса к наследию Цукагали Макатаева наблвдвг отся и в казахском драматическом искусстве, в сце!ШЧОском вопло-п'.зпии его щоизводснпй, обладатоа высокой степенью эстетическоГ в '¡»пгякниоств, г:п;!хо1оги:<мом. наенпенннм диалогом и острокопфлив

ми колииэмяш. В спегошлыюм раздел» "Мукы-ии Макатьов и ииатр" ассмотрвнн сценические интерпретации позми "'Оордца Дарит" /Казач-сий тоагр шою зрителя, решссер--1юотш1оыщщ Р.ОаНтив'кя)/» шесн -Бодшсова "Смятение духа" /"¡¿ал аэяби"/, пописанной по мотиимн юизведшшй Мзкатаова и поставленной в Дкамбулскам драматическом ¡атра. Анализируются как художественные особенности этих npoucme-щий, так и своеобразно их режиссерско-постановочного решышн, спи--tíii осннслешш И претворения в драматическом искусства философско-тетическях принципов творчества поэта. Ожидает своего творческо-i воплощения драма Макатьееа "Продай, лк^овь!" /"К^ш, махаббат!"/, бдшсашл которой впервые осущаотвлона в IViíí3 году.

В подчеркивается, что изучение лирики, rio вы,. r.up¿-

дов,, драм М.Макатаева, aro'влияния на сокращенную кыэатскуп икз-в позволило сделать определеннее историко-литературшш обобщишь, ийти к коккретним выводам, Через анализ образного строя и стили-ическнх приемов, композиции и строфики, способов и особенностей |мовки выявляется доминанта худошпггескога мышения поэта, i'n;;~ oipeirae поэм Макатаева раскриваот прямую связь era поэтики с рико-драматичаоким, сгжетна-повбстпоыичш.ним, лирико-нублицисти-зким пафосом' казахской эпической традиции» Сравните.«,во-тинол.:-lecKoa изучение литературных свлзой Макатаева сиоаоботп/нг упрошв тезиса о плодотворности "церакреотннх форм" /A*fymun/ чо:>-lomft» Я диссертации подчеркивается, что туадои.стьепиао tipitnmi-и идеи (■■. катаона служат дойотноншш толчком дня по иск о и н отк-гий оовроменшлс казахских поэтов» «ни ориоширум-ся па его ловп-)Сгиог па хумаии«тичас кие зввотн. Дапытйшоа двиуышо к разил ti'«» -шикой поэзии, несомненно, принесет новин иагерпретачча "гр-тл-i художника, высветит новые подходи к осмисдолп» ниронсзчренче-¡х, философских, жизненны*: основ наследия Мукагалк Макатаенэ.

Ü4 -

НуйшшаЦйД ш> таым диссертация:

i'., iait-ï'bia'p« Ч^Шчтм; 0 своеобразии творчества Ц/кахаак Макатаева // Крое гор» -• Алма-Ата, Ï989» - * •- J п.л.

2. Гукаштотмескка траяднки культур Востока и Заладь в творчества Мукнгьдм Макатаева // Советская тюркология. -Баку, 1ЬЙ0. - ß 4. - 0,0 п.л.

3. Наватаев Цукагедд Суяеймеиояич // Ушвииоиедвя литературы и аскусотва Кааахоташ. •- 0.2& и.л. - В печати.

4. Грани пояглческого наследия Мукагади Макатаева, - Комек~ тнвннИ ?руд ИЛИ ш. А.МЛ'орького "Литература вародов СССР ¡Тваения. Поиски. Лкштваи". - I п.л. - В печати.

Шуимоадл Ь ЯОТДТЬ Tíi.Ol. :)[>*. ÜiH;i3 507

I'jpi.ktT 50x00/[6 Тирах 160

¡,l;:oiaj£. Тшюгрефш ШСХШ