автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.05
диссертация на тему: Поэтическое творчество Микеланджело Буонаротти (Проблемы становления личности автора и героя)
Полный текст автореферата диссертации по теме "Поэтическое творчество Микеланджело Буонаротти (Проблемы становления личности автора и героя)"
ЛКЖГРДЦС.ЧИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА И ОРДША- ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫ,. УНИВЕРСИТЕТ
На правах рукописи УДК 820/89 ь350.09-1 Шкеландяело
ЖШЙША Татьяна Викторовна
ПОЭТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО МИКЕШВДШО БУОНАРРОТИ (Проблемы становления■личности автора и героя)
Специальность 10.01.05 - литература стран Заледной Европы, Америки и Австралии
АВТОРШРАТ
диссертации на сокск?*ме ученой степ, ни каздвдатЕ фенологических наук
ЛЕНЧНГРАД -1930
'■тк, ■
'Л ><
', ^Работа! выполнена на кафедре истории зарубежных литератур ( е^шт^еябтго ордена Ленина и ордена Трудового Красного Зна-ени государственного университета.
Научный руководитель - доктор филологических наук,
профессор И.П.Володина ■
Официальны« оппонента: доктор филологических наук
Е.Ю.Сапрыкина, кандидат исторических наук У.Т.Петров
Ведущая организация - Горьковский ордена'Трудового расного Знамени государственный университет им.й.И.Лобачев-иого. ' *
- Защита состоится "/о * 1990 г. в час,
а заседании специализированного Совета К С63.57.42 по при-уяденип ученой степени кандидата филологических наул в Ленин-радском- орцена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени ■ зсуцарстзенном университете (199164, Ленинград, Университет-саянаб., II).
С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке лени М.Горького Ленинградского государственного университета.
Автореферат разослан
1еный секретарь гециялизированного Совет'а шдидат Филологических наз^с
А. И. Етэдимирова
Изучение поэтического наследия Микелаиджело ггрт/о связано с- историей издалия его стихов. Впервые они увидели сзет в 1623 году, когда внучатый гаемяняик худоамка £уо'йат»оот»-млад-шай издал их, приведя в соответствие ?о «кусами своего в-члени. Не здивительно, что тело С ШхелшУ1*ел'< долго.2 время восгзе не привлекал внимания критики"- Миката!а«е-'о~яо.э,г С;л "реабилитирован" только во второй полоэияе XIX зека: гс-линнг - егс-стихи впервые опубликованы в 1663' г. Ч.Гвасти; первая попытка чомментированного научного издалия птаяпринята а.Фреем в 165'* г. ?"0 издание оставалось наиболее авторитетным вплоть до сезетикы XX зека. Тем не менее подлинный \!л:-:елач"хетс с трупом завоевывал внимание критики, причиной чего язилась нехарактерная для Чкнквеченто поэтическая техника, ->билие трудных для поникания мест, фрагментарность многих текстов. Б порвой лслозпне XX века появляется рад исследований, убедительно показавших оригинальность отдельных сторон поэтического творчества .Чияеланажелс-(Э.Панойский, В.Марьяни, Т.Манн). О.;нако госпсдстзувеим остается представление о подражательности и дилетантизме Микелаяджело-псэта.
Новым эттлом в изучении поэтического наследия ;.,лкеланд:кело стало .издание, осуществленное Э.Н.Дзтарардя в 1360 г. Здесь впер вые микеяазджеловскиЯ "канпньере" прелет&1 в полном объеме, включая фрагменты, .Джирарди прокомментировал текста, дал интерпретацию спорным местам, главное же - восстановил наиболее вероятную хронологию творчества Мжселанджело. С выходом в свет издания Джирарци и последовавшим за ним рядом статей исследователя, а тахзсе с появлением работ Клементса и Спснгано стало очевидно, что вопрос о дилетантизме },!икелаеджело по меньшей мере малооснователен. Поэтш.->сксе творчество Микелавджело - явление гораздо более сложное, чем эт представлялось ракыгг, и оно требует всестороннего изучения.
Хотя многое в этом направлении уже сделано (см. работы Джирврци, Бадцаччи, Гарэна, И. де Тольнаи, Алтицера, Мутини, Бинни и др.) лс-прежнему открытым остается вопрос о месте Ь&шелалцжело з литературном,контексте эпохи. Диапазон высказываемых в этой связи оценок очень кирок: от упоминания его з ряду "малых" итальянских поэтов^ до предположения с том, что
I. 01гах<31 2.М. И1ойе1апвз1о//Ьаггега1:ига 1ЛаИапа. I г-Ипог!: 4 ?о1. НИапо, 1969. 7о1.1.
"единствен .о больной поэт, связующий Ариосто и Тассо, рав-им' по величине, хоть и разный по женру: эпики - они, ли- он." Таким образом, новое обращение я поэзии Микелаед-о представляется весьма актуальном, тем более, что в соском литературоведении лоэтическое наследие великого хуцож-а специально не изучалось.
При рассмотрении сформулированной выяе проблемы нельзя аничиться выяснением особенностей поэта^ской манеры или зей поэта с основными литературными течениями эпохи, что больиинстве работ - было главным критерием.оценки. Нуждается бъяснении само становление писательской индивидуальности, мирование его лирического героя, необходимо понять, какие предшествующих философских и эсгетическиг традиций оказа-ь актуальными для поэта и почему.
Сказанное позволяет сформулировать основную цель работы: вить своеобразие личности поэта и специфические черты его ического героя в связи с конкретными историческими условия-их Нормирования. Непосредственные же задачи -работы могу?-ь сформулированы следующим образом:
1. Рассмотреть своеобразие ХУ1 века как особой, переход-" эпохи, выявить факторы, обусловившие изменения миросозер-
ия человека этой зтмси.
2. Определить в этой связи специфические Черты литератур-о процесса ХУ1 века.
3. Рассмотреть особенности усвоения Микелавджело-поэтом уальных литературных (петраркизм, антипетраркизм, творчество те) и Философских (неоплатонизм) традиций.
4. Проанализировать произведения, которые ?&келащжело сревался включить в сборник (замысел не был осуществлен),
наиболее полное и точное отражение художественного созна-автора зрелого периода творчестза. • •
5. Проследить, эволюцию лирического героя Иикелвщжело.
В таком аспекте творчество Микелавджело еще не становилось цметом специального научного исследования. Таким образом, чная новизна работы определяется как характером поставленных ей целей и задач, так и принципиальным расширением круга
ЭФрос А.М. Поэзия Микелавджедо// Мк:-г:елец*зг.ело. Ниэнь. Творчество. М., 1964. С.352.
анализируемого материала.
Б основу етодологии работы положены принципы историко-литературного и системного анализа, которые в необходимы случаях подкрепляются и корректируются методом сравнительно-историческим, учитывающим возможные генетические и контактное связи изучаемых литературных явлений и фактов.
Практическая значимость работы состоит в том, уто выводы, сделанные в диссертации, а также ее материалы могут быть .использованы в вузовских общих й специальных курсах по истории западно-европейской литературы эпохи Возрождения, в комментариях к отдельным произведениям Микелацду*>ло.
Материалы диссертации были агтсобятюваны на "Герценовских чтениях" в Ленинграде (апрель 1984 г.), на научно-практической конференции в Омско... педагогическом институте (декабрь 1986 г.), на заседании комиссии по изучению культуры эпохи Возрождения ЛОШ АН СССР, посвященном памяти М.А.Г'уко^кого (май; 1989 г.), на всесоюзной научной конференции "Культура Позднего Возрождения" в Москве (апрель 1990 г.), на заседании аспирантского семинара кафедры истории зарубежных литератур ЛГУ "(декабрь IS89 г.). Диссертация была обсувдена на заседании кафедры истории зарубежных литератур ЛГУ (июнь I99C г.).
Объем и структура диссерташи. Избранный аспект исследования и характер привлекаемого материала определил:: структуру диссертации, состоящей из введения, трех глав и заключения. Основной текст диссертации содержит 184 страницы машинописного текста. В конце работы приводится список использованной литературы, состоящий из 214 наименований.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность и научна"' новизна избранного аспекта исследования, определяются цели и "задачи диссертации,.характеризуются предмет и метод исследования.
Противоречивость идейных устремлений, сосуществование различных стилей в искусстве, пестрота, литературной жизни и заметное ее оживление - наиболее харахтернЕ_з -черты итальянской культуры ХУГ века. Такое состояние культуры присуще эпохам переходным - эпоха;-!, в которые вырабатывается "новое художественное зреше" (1). Тынянов). Факторы, определившие выработку "нового художественного зрения", разнородны к разкомагитабнк,
ги отнвдь не сводимы к социально-экономическим предпосылкам, {олизу их взаимодействия и изменений под их влиянием миросо-зрцания человека Чинквеченто посвящена первая глава - "Исто-гаесгий контекст."
Как показано в первом разделе, уже рубеж ХУ-ХУ1 веков в ¡знании лвдей того времени бьш не просто условной хронологи-;ской границей, но приобрел очертания резкого слома истории, ¡стоянием психологической неустроенности, ожиданием новых едущих катастроф харакг. зризуится и последующие десятилетия 'I века. Историческая мысль раньше других сфер культуры за-ксировала эти изменения. Оптимистическое понятие "полноты ■емен", отражавшее в ХУ веке представление о настоящем, ока-вается в ХУ1 веке неприемлемым. Одним из ведущих в литера-ре становится мотив "нашего времени", а состояние человечест-
в "наши дни" рассматривается как торжество порочных страс-й (ГЕиччардини, Макьявелли). Процесс поисков новой и^тори-ской концепции приводит г. существенному сдвигу во всей стеме ценностей.
Изменения в общественной жизни Италии, в нравах ладей разились и в художественной литературе. "Самый бурный,... стоки?, и кровавый", по выражению Н.ТоыалеЕского, век зльянского Возрождения присутствует в ней, но опосредованно: трагедию он проникает чсрез исследование проблемы власти, жму ужасов", в комедии проявляет себя в показе аморализма Зества; в наиболее популярном жанре эпохи.- новелле - он ска-зается в обостренном интересе к мрачным и абсурдным ситуациям, ^огые призваны-устрашить читател", в стремлении выделить из jefi картины мира т€ стороны действительности, которые не -i-ретствуют гуманистическим 'представлениям о человеке и ми-Б этой связи в работе анализируются произведения Макьявел-и Бадцел.го. "
Однако в итальянской литературе ХУ1 века существовала и гая, прямо противоположная, т-'^ценция, наиболее яркое выра-ие получившая в творчестве Ариосто, Бембо, Настильоне и гих. В основе их писательской позиции летит стремление, от-нувпмсь от слитком сграпной действительности, найти спасе- ■ в гармонии чисюй поэзии.
Это размежевание касалось не только тгррческих устремле-, но определяло и оудьбы художников, о чем красноречиво
?
Сваде1-ель"твует, например, сопоставление фактов биографии «!а-йьявелди и Ариосто.
Необходимость ответа на вызов времени способствовал- з<-рок'ому распространению в итальянской литературе Ч^нхвечентс, особенно в первой его Головине, жанра жизнеописаний. "Героям жизнеописаний, художественных автобиографий становятся не тол ко великие мужи, но и знаыентые живописцы, ваятели у зодчие. •Жанр жизнеописаний получает большую популярность и влияние, п его типу строятся даже многочисленные пзтраркистские сборник Зтот феномен свидетельствует о возросшем самосознании личност об усилившемся процессе чысвобождения ее из корпоративной зав симости. Другим проявлением этого общего для'ХУ1 века процесс становится усиление общественного интереса к личной жизни ху дожника, например, г письмам Арегино.
Во втором разделе речь идет о кризисе гуманистической ка тины мира в связи с прогрессом научных знаний. Раз итие науч кого шшения в эпоху Возрождения известный советский /.стар;: науки Б.Г.Кузнецов.характеризует-как "переход от статической схему мироздания к динамической гармонии, которая раскрываете в дифференциальной картине движения от одного локечьного состояния к другому."^ Несомненно, толчком, который, вызвал к жизни волну общественных изменений и привел к созданию новой картины мира, явились Великие Географические открытия. Исключительно в'тшую роль в углублении кризиса возрожденческого гуманизма сьграла гелиоцентрическая система Коперника, лежат; в основе философских построений Бруно. В ней был затронут вес тот комплекс взглядов человека на окружающий мир, который ссс ляет основу всякого миросозерцания
У флорентийских неоплатоников концепция Вселеннс" была и полнена красота и гармо::ии. Человек, прекраснейшее из тво-. рений, занимает в ней центральное место. Именно его возвелич; - нию и прославлению и подчинена иерархическая структура бытия. Наука же и философия ХУ1 века в лице- Коперника и Бруно, не просто противоречили гуманистической системе Ренессанса, они бьши именно ее отрицанием. Представления человека о себе,' о мире, о месте Земли во Вселенной приобрели иной характер: человек из центра мироздания превращался в крохотную песчинку, обитателя одной из планет безграничного пространства. Как
I. Кузнецов Б.Г. Щей и образы Возролденил.М. ,1у79.С.1
энмер предвосхищения в литературе новой картины мира в работе осматривается "Неистовый Орландо" Ариоето.
К середине Еека представления о том, что главными свой-гвами мира являются изменчивость, подвижность, текучесть, обновятся достоянием о'бъденного сознания. С особой остротой го ff-оретруюцееся, новое для человека Возрождения мироощущение искусстве перепали маньеристы: принцип ренессансной гармонии «еняетея иррационализмом, растущими признаками перенапряжения, щрыва; человек перестает быть тождественным себе самому, его >раз деформируется и обретает болезненные черты.
Сложный, переходный характер времени проявился и в отноше-;и к наследию предшественников,- о чем идет речь в третьем ¡зд ел е. Художественное наследие прошлого ссознается как акту-:ьньп" фактор современного общественного движения, становится иным слагаемым в том общем представлении о нирэ, которое 'рмировалось в сознании писателя ХУ1 века. Традиции не ©сто усваивались, они переосмыслялись в связи с меняющимися яовиями. ХУ1 век сдвинул многие привычные критерии и оценки, завшиеся ранее незыблемыми. В центре литерггурной рефлексии азываются те писатели, чье творчество способствовало преодо-нию противоречий исторической действительности, косвенно или ' но сказывалось при; одным для решения проблем, нвдЕИнутых ей совокупностью жизни ¡'талии в начале ХУ1 века. На первый ан выдвигаются имена Данте и Петрарки.
Предметом длительной дискуссии, начало которой полонил Бембо, становятся различные стороны содержания и фор-ы их оизведенк*- При этом с самого начала обнаруживается противо-ставление двух великих поэтов. Парадокс восприятия состоит тс./, что в эпоху социальных и исторических катаклизмов, ка-ч был ХУ1 век в Италии, именно Данте с гражданским и патри-чческим г -Дюсом его творчества, гсазалось бы, должен был стать оазцом для подражания. Но предметом пристального внимания лбо и его последователей становится любовь Петрарки, история } взаимоотношений с Лаурой.
О петраркизме принято говорить как о литературном направите, Еозвег-ек в культ язык и стиль Петрарки, как о литерале, безразличной к содержанию. Ft, как показано в работе, 'отение к поэтической форле Петрарки, его--образ ем и рифмам -> -лишь одна к, причем Енепняя сторона петраркизма. Другуз,
кокцептульную ег.а сторону, составляет интерес к жизни и личности великого поэта.
Следование Данте обуславливало принятие не только "тнор-мальности" его стиля, но и определенной модели поьедения: отказ от личного интереса во имя общечеловеческого. В пору, когда аристократизм и эстетизм.становятся стилем жизни, когда гуманистическая образованность, энциклопедичность це пользуются прежним уважением, а творческие устремления художника все чаще подчиняются необходимости следовать вкусам заказчика, героическое сопротивление времени у, обстоятельствам могло быть лишь уделом немногих.
Петрарка становится выражением нового духа времени не случайно. "Книга песен" как нельзя лучше- соответствовала духовным запросам погчления гуманистов, которое сформировалось ка неоплатонической риторике конца ХУ века и стремил ось сохранить чувство прекрасного вопреки обстоятельствам н чала века . -ХУ1. Здесь было сочувственное отношение к человеку, были любовь и духовные заблуждения, сосуществование которых воспри-ниш"ось как примирение; здесь было обращение к Богу; здесь были красота и изящество выражения мысли, гармония стиля. Зцесь, наконец, было ощущение скоротечности времени,.обостренное чувство бренности человека, что особенно соответствовало настроениям итальянского общества ХУ1 века.. Поэтому "Книга песен" Петрарки оказалась не только произведением, из которого черпали стилистические приемы для разработки любовной лирики, - но и основой для подраттая в лизни. Петрарка в глазах пэт-раркистов стал спасительной опорой колеблющихся устоев гуманизма, ибо он предлагал путь эстетического разрешения проблем, которые в реальной действительности не могли б; ть разрешены. .'-. ■
Во втотзой главе — "Актуальные традиции" - исследуется отношение Микелавдкело к основным литературным и Философским традициям времени, особенности из усвоения поэтом.
Творчество Ынкеланджелс несет на себе печать глубокой овязи *;. предшествующей литературной' традицией. Присутствие в его .стихах больаого количества самых распространенных, и традиционных для трехвекового существования итальянской лирики образов, тем, метафор породило представление о нем как о поэте -мало оригинальном. Наличие заимствований из "Книги- песен" неизбежно приводило . к выводу о принадлежности Микёлаеджеяо к
1С
следователя*! Еембо. Поэтому все етце актуальная зля мике- * нтжедоведения проб. :ма »/алосригинальности его поэзия часто р/учпуегся в '"те волтюса:. петраркист ли Ми к ел а нду ел о? явле"ип позиция автоса оаботк в ¡тайном вопросе посвящен pni,-"' пап~ел. 3 не;.", рассматриваются особенности переосмксле-я Микеланд^ело таких хаюактерт-мх для позтихи Петрарки и с пос"ауа'"елзГ' "."ементов, как портрет и пе??аж.
Анализ, гсоовег-.ечкт:'5 в глботе, позволяет выявить парадокс '.еланд^ело-позта. Си состоит в том, что зелихиГ' хулотник
оння, как никто доуго* понимавши" ктзасоту человека и евглгй воссоздать ее в живописи и скульптуре, полностью отказа стоя делать это в поэзии. Встречавшиеся з его стихах • кретине описания почти всегда содержат пародийный, кскичес-• зг^ект, что дяло повод говорить о берниезской линии в поз— ! Микеяангзйлэ. Однако первая "бернеска" .'/¡икеландгт.ело дтно-
к I5C3-I5IС гг., когда Еерни бкло не больше 13 лет. доставление ке текстов двух поэтов дает возкояность не только, гед за )гирарди, признать необоснованность влияния Берна на :елан_:г'ело. По кнена» автора реферируемо" работы, речь должна п об объективной закономерности возникновения этого анти— раркнстского направления в итальянок;;;" -ирахе-ХУ! века, поденного сло.^хг.с ярсиессс:«. литературного развития. И если рчест-- Берн:-' явилось выражением сути отсго направления, то <-■ -^-г-1 -J -tvt. 'i'.'К^cиг"-ñ'c _ его roerвосхидечием.
3 саботв так'^'э лглз.зано, что предметы и явления-сгизическои с -к, во'тречагднеся "в стихах Уикеланд.телокаши, реки, го-
солнце, ?з»зды и др. - деталями пейзажа в строгом еле не лвллгосл. £кл'-очаясь'в иную худснэстзенную-'структуру,' становятся элсмент-тег метафоры, а в некоторых случаях эти азы приобретает символически;1 -смысл.
Представления о малооригинальности ?&иселанджело основы-гся и ка ссобенностях его стиля, который переводчик поэта русский язык А1Э?рсс образно назвал "стилем каменотеса".' По тю автора работы, стиль поэта, неровный, неблагозвучный, сватно отражает противоречия внутреннего тара лирического >я, он является не следствием его малсорлгинальности или '.едостн, а прлнглпиальной позицией. ..
Таким образо!.., причисление Микелащжало к песрарх"0Т5.м.дал;е >уянкм петраркистам.как предлагал Езнора, необоснованно, Шке-
ланджело не только отказывается от подражательности и благозвучия поэзии петраркистов и противопоставляет их стилю свой, он не приемлет и модели жизненного поведения, явленно": р "Книге песен" Бетраркк. В этом отношении для него более значимым оказался Даж з.
Анализ сонетов, посвященных Данте, показывает, что великий поэт в восприятии Микеланджелс? - прежде всего пос. анник неба, сошедший к в. землю во имя спасения человечества. Б этом -знаке божественной миссий - особое преклонение Мичеяачгдело ' перед Данте, страстное желание уподобить свой жизненный путь его.
Второй", раздел посвящен неоплатонизму йкел^цджело. Исследования Э.Баночного, И. де Тольнаи, Р.гСлементса, Э.Гарзна, А.Ф.Лосева убедительно показали;1 что хари тер. мышления Мике-лацджело, его видение ьс-гра, концепция красоты, отношение к своей деятельности и творчеству основываются главным образом на неоплатонической метафизике. Однако, как подчеркивается в работе, идеи теоретиков С'лорентийской академии получили в поэзии Микелаэджело специфическое преломление: заимствуя основные положения философии неоплатонизма к часто сохраняя дате ее терминологию или по крайней мепе Фразеологию, Микеланцжело стказы-вается от основного неоплатонического понятия " idsa", повсюду заменяя ее в своим - "concetto"- ' .
Попытки объяснить содержание микелавджеловского "concetto" были предприняты joie современниками поэта (Вар^и). Б нале время их продолжили Панофский, Тольнаи, Карьяни, Несомненно, замена понятия "idea" понятием "concetto"' кс :збежно влечет за ■ собой появление'новых смыслов, выходящих за пределы неоплатонизма. Используя понятие "concetto ".во всем объеме,- как для произведений искусства, так и для явлений жизни - Мккелавджело тем самым,""с одной стороны, вслед ее флорентийскими неоплатониками приравнивает работу художника к сотворению мира богом, а с другой,- уподМляет ей переработку в любви одного человека другим. "Concetto" Кикелавджело - это, если можно так выразиться, неоплатоническая "idea" в ее художническом осмыслении..
В третьей главе, названной "Эволюция героя" и состоящей из 3-х разделов, поэтическое творчество Мияеланджело рассматривается в соответствующем названию аспекте. Реконструируя образ лирического героя, воссоздавая логику ег■ эволюции, автор^
ч
реферируемой работы прибегает в необходимых случаях к анализу ■^скульптурных произведений Микеланджело, привлекает с^акты его биографии, письма.
■ 3 работе предложена следующая периопнзация поэтического творчества Микеланпдело: первым период - нач.15СС-Х - кач.1530-х гг.; второй - нач. 1530-х - сер." 1540-х; третий - сер. 1540-х -1560 г.
Предметом анализа з первом разделе становится раннее творчество поэта. В работе показано, что нарастающее ощущение трагизма человеческой участи, враждебности мира дает о себе знать уже э начале 15С0-^ годов. 0с?,?ыеляя события,происходящие вокруг него, герой Мякеландг-кело настаивает на своем праве сохранить верность прежним идеалам, на. своем праве "гореть" в мире, который "солнце лилас-- своих луче!5." Но осознание собственной исключительности линь усугубляет ощущение одиночества. Таким образом, основная проблематика, тональность лирики Ь'икелацдгкело, ■ специфические черты его поэтической манеры определились уже в ранний период творчества. Дальнейший путь йгкеландаело-поэта . отмечен -поисками выхода из этого углубляющегося противоречия.
Однако з начале; 15С0-х гг. "творческое сознание Микеланджело, по-вици?етму, еще не знает подлинног' трагизма, о чем свидетельствуют, зглвопиенке :т скульптурные работы эт;гх лет. Ху-• деггник еде сплавляется с предустановленной им себе задачей -выразить запечатлеть з веках красоту смертного человека. ' Подлинный'' трагизм придет тогда, когда ^-'.икеландт.ело- убедится в иллюзорности своих представлений: противостоять времени не мо-:кет не только человек, но и произведение искусства. Показательно, что интенсивность занятий поэзией, глубина затрагиваемых проблем пряло сЕпзань; с- эволюцией представлений Микелаоджело о роли л назначении искусства. - "
В осмыслении событий начала века и. обнакаащейся в них природы человека для Микелаццяело чрезвычайно • важным оказы-: вается христианско-зтический аспект. Современность осознается им как. время отступничества лщцей от Христа и -забвения христо-. вых заповедей, время торжества греха и порска. Такое восприятие современности осложняется в сознании поэта общим представлением о вгемени как о всеразрупаетдей силе.
В понимании любви Микеланджело опирается на философ:™ нео-• платейизма, 'в первую очередь на учение Фичино. Но стихи Мике-лвкдгело не являются иллюстрациями идеи Фичино о "духовном
круговращении", которое совершается от бога к миру и от rapa к богу. Как показано в работе, такое понимание любви формируется в сознании поэта постепенно, в результате собственных размышлений о природе любви: философские идеи, усвоенные в юности, соотносясь с жизненным опытом, становятся системой езгладов на жизнь. .
Однако по мере усложнения представлений Микелач",кело о мире и человеке нарастали и сомнения в спасительной силе любви. "Почему человек не подобен фениксу, который возрождается4 со светом солнца", - с этой мысльв, свидетельствующей о противоречивости миросозерцания и творчества художника, Микеланджело приходит началу 1530-х гг. Обновление, возрождение к новой жизни в соответствии с концепцией неоплатонизма имеют исключительно духовный характер, и шасти тело человека," в воспевании красоты которого ху^окшк видел смысл своей жизни, не монет и любовь. Это противоречие отныне составит основное содержание всего творчества Микелацпжеяо, разрешение его принесет только-смерть художника. - -
Второй раздел посвящен анализу неопубликованного сборника Микелавджело. Этот единственный сборник, который, по-видимому, должен был охватить полоекну его произведений 1530-.. - сер. 1540-х годов и основную проблематику этого периода творчества, имел для автора программный характер: Ьиселавджело тщательно отбирал тексты, неоднократно перерабатывал стихи прежних лет.
Большинство стихотворений, предназначенные для сборника, можно, объединить в три цикла. Их адресатами, как и Есей лирики 1530-х - сер. 1540-х гг., являются "sijaon", "divina donaa ", "аоала bella е ci-udele' ". Первые два дакла традиционно связываются с именами Тоымазо Кавальери и 1&ттории Колонна, третий -"безымянный".
Основной темой сборника является тема любви. Но значительны;.! оказывается не столько выбор темы, сколько то, как поэт ставит и решает волнующие его в связи с этой темой проблемы. В работе дана характеристика выразительных средств автора сборника, основных мотивов, характерных '.для каждого цикла, отмечено их взаимодействие и взаимопроникновение. Показано, что если в цикле к Tommosj Кавальери лирический герой не знает внутренних "противоречий, в цикле к Биттории Колонна эти проти-воречкя предельно смягчены, то в цикле стихов к жестокой и прекрасной донне сознание героя «подчеркнуто раздвоено.
«
Помимо указанных поэтических циклов в сборник входят еще жолько стихотворений, среди них -два, посвященных Данте. : стихотворения сообщают сборнику специфический колорит ис-мческой реальности, отдельными штрихами намечая отношение та к окружающему ииру. Современную историческую ситуацию еландкето воспринимает как осуществление пророчеств СаЕзна-ы, поэтому естественно, что в отмеченной группе стихотвор-ий на первый план оказались выдвинуты мотивы греховности пасенил дутет.
Характер поставленных в ■'•.борнике проблем, принявших особо рые *ормы з услол1ях" Италии I пол. ХУ1 века, - какова судьба озека в этом грешном мире? каково его назначение? и как
следует искать путь к спасении? - выводит сборник Микелацд-о за пределы соычного любовного канцоньере, указывает на идейную сеязь с "Божественной'комедией" Данте. Конечно, по бине и широте обобщения стихотворения Микеланджело не могут ениться с произведением Данте. Но цель автора, как это сняется при анализj, сродни дантовской - указать погрязшему грехе человеку путь к спасению. Как и для Данте, единствен- ■ возможностью "вырваться из состояния бедствия" для Микелацд-о язляется приобщение к высшей гарлонии мира. Поэтому путь, зрый стремится пройти герой Микеланднею, подобен пути ' зго Данте - о" греховности и заблуждений я приобщению к зоте Еога, от хаоса чувств к их гармонии. Но в' отличие от ге, путь Микеланджело, человека и хдаодаика Высокого Воз-;еник, был тяжелее и трагичнее: он требовал отречения от з, что составляло цель и смысл жизни, -от красоты реального, joro человека. Протиьзстоянир "земного" "небесному" .у Мике-цкело .приобретает конкретные формы - как противостояние гай красоты красоте небесной. Отсюда проходящее через весь зник противоборство двух ипостасей лирического "я": героя гов к Т.Кавальери и В.Колонна, познавшего истинное назначе-любви и обретшего гармонию, и героя цикла стихов к жесто-донне, сознающего губительный харак1: jp своего чувства, но находящего силы отказаться от него.
йленнэ в этом обнаруживается разкицз. ме>?ду Г;Ос:сс:?дением 'S -Л вое: Микелавдзсело. На пути :■: Богу герой Данте,
долевая все, что связано с грехсвностьо, общественны! и 'тическхд хаосом земного мира, преодслсг.аеа? л собственную .сть. Герой Микеландкело, устро:.;лг.г-пь ::э тому не пути,
данной цели не достигает. Путь философско-религиозных искании, на который вступил Микелацджело, помогал ему выстоять перед лидом отвергаемой действительности и потому был желанен. Заглушая в себе упоенность, восхищение человеческой красотой, Мккелан-джело подчиняет ее трансцендентной красоте бога, которая становится обретением истины и спасением от самого себя.
В третьем разделе рассматривается заключительный период творчества Микелацджело, который характеризуется ослаблением интереса Микелацджело к поэзии и в целом к искусству. По мне- -.--нию автора работы, это закономерный итог, к которому приходил человек Возрождения, итог, обусловленный не только конкретно-исторической ситуацией Италии Чинквеченто, но к кризисом самой . основы возрокденчгэского миросозерцания.
Творчество Микрлацджело сер.' 1540-х - 1560-х гг.' открывают стихотворения "на смерть В.Колонна". Однако герой Микеланд-*кело конца 1540-х гг. - это не просто человек, тяжело переживающий смерть прекрасной донны, это художник, мастер, разочаровавшийся в своем искусстве, которое было "идолом и царем" в его жизни и которое оказалось не способным выполнить главную функции, ему предписанную,- сохранить красоту вопреки времени.
Отличительной чертой стихов Микелацджело последне.о периода является преобладание в них ретроспективного взглцда. Сознание героя - сознание рефлектирующее. Предметом анализа становится пройденный путь, критерием оценки - норма миропорядка. Путь героя Микелацджело - путь пре-ступления: внутреннее содержание личности, оказываясь избыточным по отношению к своей внешней заданности, вынуждает личность переступать границы предустановленной миропорядком роли, выходить за ее пределы. Эта личностная избыточность и является причиной разорванности, раздвоенности героя Микелацджело. Не посягая на авторитет миропорядка, принимая его за истинное и судее и желая подчиниться, ему, он-не ыожет отказаться к от самого себя. Он переживает свою "избыточность" как вину, но вместе с тем, самой своей "виновностью" отстаивает духовную потребность сохранить и реализовать свое человеческое "я".
• Казалось бы, Микелацджело возвращается лишь к тому, с чего начал Петрарка. Но внутренние, конфликты двух поэтов -. стремление примирить земное и небесное - при всей их внешней схожести имеютг. принципиальные различия, как-ми только и могут обладать начальная и'конечная точки одного и того же процесса.*
ir<v> чат-'р«?ка, созданный в "Книге песен", сзяцетзльствовая б ус-^оуленност;! м»>сяя Пстрагжи в будущее литературы. Возрож-ег-.т, позднего Мнкелантаело, напротив, состоит в
что его горой повернут в прошлое. Усср.инвеись в бсжествен-С"сго ''охтп - человекп, он, выражаясь словами Петрарки, ''нал на сво»> дузу узцу ргзу-ia." Но трате-чя -?нсгг«мен:п задевание эпохи Возрождения заключается з что челсгск. отгпякяР з себе человека, бслъпе не может ^г-гагеть о гсн/цк/л божественного миропоряака; сн оказывает-« "ото гсего "вй'-ксг': и ндругимогс".
В рэол-с'гетп-':' ¡..г учится итоги исследования особенностей :о'г:'по;-.огз творчества '¿нсоландгкело. Сно обладает вну-ренней ?ла птзттяеская манрпа автора - своеобразием. Это е гсчлпчягт, конечно, miзгттисленных, порей противоположных -"-у:-*', кототку оказалась подвержена поэзия великого хуцожни-з. .Чс езге :пс жзгссбразие и противоречивость
итнг-й раз свидетельствует об органической связи Микеланджело 5 сгсо'Г- сложней ЗП0..1Й.
По теуе ^нссеотаипи опубликованы сл'..'Г0!гие работы:
. Те«*а -!обви в структуре неизданного сборника Микеяанцкело// Ехлаг. вузовеч наук-.i в дело ускорения каушо-технического :: социального npirpecoa: Тезисы доклацоз пб:1лекной научно-п-ако-.-чоской нсн-ерентгги, Омский пединститут, S-IC декабря •ISEo г. Оме:*, 10сс. 0.73-75. ' . Восприятие Данте :: Петрарки в итальянской литературе ХУ1 века// Вестник -ТУ. Гер. 2, 1ГЭ0, вып. 3 СГ= 16). С.54-5?.
лна опт зак. 497, ^пр. \00.