автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Синергизм науки и искусства в культуре Возрождения

  • Год: 2004
  • Автор научной работы: Ибрагимова, Оксана Васильевна
  • Ученая cтепень: кандидата культурологии
  • Место защиты диссертации: Нижневартовск
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
450 руб.
Диссертация по культурологии на тему 'Синергизм науки и искусства в культуре Возрождения'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Синергизм науки и искусства в культуре Возрождения"

На правах рукописи

Ибрагимова Оксана Васильевна

Синергизм науки и искусства в культуре Возрождения

24.00.01 - «Теория и история культуры»

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологии

Нижневартовск - 2004

Работа выполнена в Нижневартовском государственном педагогическом институте на кафедре теории и истории культуры

Научный руководитель:

доктор философских наук, профессор Полищук Виктор Иванович

Официальные оппоненты:

доктор философских наук, доцент Апрелева Виктория Александровна

доктор философских наук, профессор Филатов Владимир Петрович

Ведущая организация:

Тюменский институт искусств и культуры

Защита состоится 12 ноября 2004 г. в 14.00 часов на заседании диссертационного совета КР.212.167.24 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата культурологии в Нижневартовском государственном педагогическом институте по адресу: 628605, г.Нижневартовск, Тюменской области, ул. Ленина, 56.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Нижневартовского государственного педагогического института.

Автореферат разослан «_£|_» октября 2004г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

Л.А. Серебрянская

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

ШрОб

Актуальность исследования. Взаимоотношения науки и искусства в наш век бурного научного прогресса являются одной из актуальных проблем современной культуры. Как влияют научные достижения на искусство и каковы пути обогащения науки искусством? Как взаимодействуют между собой мысль научная и мысль художественная? Каковы особенности, связи и различия творческих процессов ученого и художника? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо найти истоки этого взаимодействия.

Эпоха Возрождения - это, прежде всего, расцвет искусств, о науке этого периода почти ничего не упоминается. Большинство исследователей полагает, что о науке как таковой можно говорить, начиная лишь с 16-17 веков. Из такого понимания следует, что в эпоху Возрождения науки не существовало, точнее сказать, не было особого рода деятельности, который можно было бы назвать данным термином. Были прозрения, научные открытия, откровения. Об этом свидетельствует тот факт, что одни и те же умы занимались несовместимыми, казалось бы, видами творческой деятельности - искусством и наукой. Но именно эта эпоха наиболее ярко демонстрирует нам плоды гениального творчества. Самые выдающиеся представители эпохи Ренессанса в равной степени обладали художественным и научным типом мышления. У всех ученых, философов, художников Возрождения была одна общая черта - эффект творческого «горения» (постоянного поиска). Они имели перед собой цель, и добивались ее, не задумываясь над тем, какими методами они ее достигают (научными или художественными). В эпоху Возрождения наука зарождалась, то есть факты обыденной жизни становились предметом исследования. Вместе с тем, это революционный период в развитии науки. Такому периоду присуще непрерывное творчество. В этом пункте - творчестве - наука и искусство совпадают. Творчество, в чем бы оно ни проявлялось, является одним и тем же процессом нарушения привычного, стандартного, создания нового.

<*ос национальная

< национальная] библиотека |

Поэтому в творческой голове все умещается: и образ, и понятие, и мысль. Возрождение явилось периодом творчества по преимуществу, эпохой творчества как таковой, временем прозрения вообще. Ему на смену пришла эпоха анализа, рационализма, когда объекты воспроизводились в понятиях. Это был период науки в современном ее понимании, со всеми ее атрибутами: формирование сообществ, которые пришли на смену одиночкам, количественное накопление знаний, репродуктивный характер познания. Наука Нового времени воспроизводила, наполняла содержанием и практически реализовывала идеи, рожденные Возрождением.

Творчество в современном мире понимается как активная деятельность, которая порождает новый, возможно - уникальный, продукт в культуре, искусстве, науке или в области технологи. Жизнь общества сориентирована на потребление, а значит и на изготовление предмета, текста, изображения как «полезных продуктов творчества».

В психологии последних десятилетий изучение творчества связано, прежде всего, с изучением творческого мышления - совокупности нестандартных путей мышления обычных людей, процесса мышления так называемых одаренных личностей или гениев, а также процессов получения инновационных решений в науке. Суженное до мышления, творчество теряет свой глубинный смысл и свою целостность. Теряется возможность создания целостного теоретического представления о творчестве.

Философское поуимание творчества в целом имеет характер феноменологический. Свободное творческое восприятие находится за рамками конфессиональных ограничений, оно обнаруживает мистичность в сотворении Вселенной самой себя. Эта мистичность описана многими философами, как античности, так и современности. Но ни одна концепция не обходится без чудесной синергии-согласия, без скрытого порядка, замысла, самодвижения, целесообразности в событиях случайности.

На наш взгляд, уникальность, неповторимость эпохи Возрождения

заключается _ в особом типе творчества. В связи с этим, как нам

' ' '

1 I ■

5 г»» ** г./

представляется, важно определить понятие «возрожденческий тип личности» и выявить характерные факторы, влияющие на формирование титанизма. Новый, для нашего времени, синергетический подход, позволил иначе взглянуть на соотношение научного и художественного творчества деятелей Возрождения, выявить их общие и особенные черты. Синергизм искусства и науки в эпоху Возрождения - это общая проблема соотношения образного и понятийного творчества, имеющая методологический характер, то есть ее постановка и разрешение имеет значение применительно к любой эпохе.

Объектом исследования является культура Возрождения, с характерными для нее чертами творчества, синергизма.

Предмет исследования - синергизм науки и искусства как условие и фактор раскрытия творческой природы культуры Возрождения.

Степень научной разработанности проблемы. История Италии эпохи Возрождения, различные аспекты ее культуры, философии, искусства, науки, этики исследуются в работах М.М. Бахтина, JI.M. Баткина, М. Вебера, Б.Р. Виппера, Э. Гарэна, Е.Г. Грошевой, И.А. Краснова, А.Ф. Лосева, М.Т. Петрова, В.И. Рутенбурга, П.А. Сапронова, М.А. Юсим, П.А. Юхвидина и др.

Философские взгляды гуманистов нашли свое отражение в работах Е. Богата, В.М. Богоуславского, JT.M. Брагиной, Б.Р.Виппера, С.Г. Гладышева, О.В. Головой, К. Долгова, О.В. Кудрявцева, И.Н. Осиновского, C.B. Пролеева, Н.В. Ревякиной, А.Д. Роловой, В.И. Уколовой, Р.И. Холодовского, И.Х. Черняк

Анализ творчества Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти, Микеланджело Буанаротти, и других художников Возрождения, а также культурных деятелей эпохи можно найти в работах М.В. Алпатова, Ж.Базена, Л.М. Баткина, Е. Богата, Ю.Б. Борева, Дж. Вазари, В.П. Визгина, A.A. Гастеева, П.П. Гнедича, В.Д. Дажиной, А.К. Дживелегова, А.Ф. Лосева, К. Педретти, В.И. Рутенбурга, Р. Сирадзе, М.Н. Соколова, С.М. Стама, В.П. Шестакова.

Что касается различных аспектов научного и художественного творчества, то их можно найти в работах Ц.Г. Арказаньяна, М.Д. Ахундова,

T.B. Барчуновой, Д.Б. Богоявленской, H.A. Ермолаевой, М.Р. Жбанкова, В.М. Исакова, Р.К. Кадыржанова, Д.Ф. Козлова, А.Н. Лук, Е.Г. Родчанина, В.П. Сваровской, К.А. Сергеева, Н.И. Ушаковой, Д.Э. Харитонович, Б.Н. Шатонова и др.

Исследования в области синергетики, рассмотрение проблемы самоорганизации во всем многообразии ее проявлений в природе, духовной и материальной культуре человечества нашли отражение в трудах В.И Аршинова, В.Г. Буданова, В.В. Василькова, В.Г. Веденова, A.B. Волошинова, Г. А. Голицина, H.A. Герасимовой, Ю.В. Данилова, И.А. Евина, М.С. Кагана, A.A. Коблякова, И. Пригожина, В.П. Рыжова и др.

Тем не менее, синергизм науки и искусства в культуре Возрождения в работах вышеперечисленных авторов практически не рассматривался. Данное обстоятельство определило цель и задачи настоящего исследования.

Целью данной работы является анализ синергизма науки и искусства эпохи Возрождения, породившего особый вид творчества, который характерен для возрожденческого типа культуры.

Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:

• рассмотреть политические, экономические и социальные предпосылки формирования нового индивидуалистического сознания;

• определить значимость философии гуманистов для творческой интеллигенции Возрождения;

• установить причины изменения отношения к искусству, повлиявшего на формирование нового статуса художника Ренессанса;

• определить понятие «возрожденческий тип личности» и выявить характерные факторы, влияющие на формирование титанизма;

• выявить общее и особенное в научном и художественном творчестве деятелей эпохи Возрождения;

• обосновать положение, согласно которому именно синергизм науки и искусства породил особый вид творчества в эпоху Возрождения.

Источниковую базу исследования составили трактаты философов -гуманистов, в частности Пико делла Мирандолы «Речь о достоинстве человека», Леонардо да Винчи «Трактат о живописи», Л.Б. Альберти «Десять книг о зодчестве», произведения Дж. Вазари «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих», П. Валери «Об искусстве», А.Ф. Лосева «Эстетика Возрождения», Ю.М. Лотмана «Культура и взрыв», О. Шпенглера «Закат Европы» сочинения К. Маркса и Ф. Энгельса и др.

Теоретическую базу исследования определил контекст анализа влияния синергизма науки и искусства на творчество деятелей Возрождения. Он вызвал необходимость рассмотрения процесса становления и развития городов и городской культуры, становления нового «индивидуалистического» сознания, влияния гуманистов Возрождения на творческую интеллигенцию, проблем титанизма, научного и художественного творчества. В рассмотрении данных вопросов базовыми являются культурологические и философские работы Л.М.Баткина, М.М. Бахтина, Л.М.Брагиной, М.Вебера, Б.Р Виппера, Э.Гарэна, П.П.Гнедича, М.С.Кагана, А.Ф.Лосева, К.Поппера, И.Пригожина, В.И. Рутенбурга, О.Шпенглера и др.

Методологическую основу диссертационного исследования составили принципы культурно-исторического подхода к предмету исследования. Вместе с тем, при совокупном анализе развития и становления различных областей искусства и науки эпохи Ренессанса, применялись синхронический, диахронический методы. При помощи структурно-функционального метода сравнивались в историческом разрезе данного периода такие явления культуры, как искусство и наука, выявлялись причины их развития, результаты их взаимодействия, а также влияние этого взаимодействия на дальнейшее развитие науки. При подведении итогов был использован метод обобщения.

Географические и хронологические границы исследования. Италия -страна классического и, может быть, единственного Ренессанса. Все

остальные регионы Европы, которые относят к Ренессансу, вторичны по отношению к итальянскому и являются не более как той или иной степенью концентрации культурных особенностей, признанных ренессансными. «Феномен Ренессанса в Германии, Франции, Испании разбавлен иными культурными веяниями, аморфен и расплывчат и скорее символизируется, чем представлен, несколькими личностями. В упомянутых странах Ренессанс скорее тенденция, чем эпоха»1. Их историю можно написать и без употребления этого термина, в то время как в итальянской истории без понятия Возрождения период от Данте до Микеланджело остается неясным в своей сути. Именно поэтому в нашем исследовании мы рассматриваем итальянское Возрождение Х1У-ХУ1 веков, в котором наиболее ярко выделяются три периода: Треченто (XIV в.), Кватроченто (XV в.) и Чинквеченто (XVI в.)

Научная новизна исследования состоит в осуществлении анализа синергизма науки и искусства в культуре Ренессанса. Несмотря на то, что эпоха Возрождения по сей день приковывает внимание различных исследователей - историков, философов, искусствоведов, культурологов, много работ написано о титанах Возрождения, об искусстве, гуманизме, проблема синергизма науки и искусства как особого типа творчества в культуре Возрождения не рассматривалась. Исходя из этого, новизна в решении поставленных задач заключается в следующем:

- выявлено влияние бурного роста городской культуры, свободного ремесленничества на формирование нового индивидуалистического сознания городских жителей;

- определена значимость философии гуманистов для творческой интеллигенции Возрождения;

- установлены причины изменения отношения к искусству и определен новый статус художника Ренессанса;

' Петров М.Т Итальянская интеллигенция в эпоху Ренессанса/под ред Рутенбурга В И - Л Наука Ленингр отд-ние, 1982. С.22

- определено содержание понятия «возрожденческий тип личности» и выявлены характерные факторы, влияющие на формирование титанизма;

- выявлено общее и особенное в научном и художественном творчестве деятелей эпохи Возрождения;

- обосновано утверждение о том, что именно синергизм науки и искусства породил особый вид творчества в эпоху Возрождения.

Положения, выносимые на защиту:

1. Эпоха Возрождения в Италии была подготовлена ранним ' расцветом городов, установлением господства свободных

городских коммун, возникновением новой городской культуры. И, хотя в силу неравномерности социального развития расцвет гуманитарной культуры наступил позже, связь между расцветом городов и культурой Возрождения несомненна.

2. Гуманизм Возрождения появился в виде поэтизации человека и всего человеческого, что повлекло за собой эстетическое восприятие действительности. Появление интеллигенции, философов - гуманистов, их творчество, новые взгляды на мироустройство - все эти факторы обеспечили благодатную

I почву, прочный фундамент для появления титанов

Возрождения.

3. В эпоху Возрождения изменился социальный статус художника. Искусство престает быть ремеслом. В обществе изменилось отношение к художнику, и изменился он сам. Разностороннее образование и знатность происхождения были уже не редкостью для художника Ренессанса. С эпохи Возрождения идет почитание художников, их относят к великим личностям.

4. Границы между научным и художественным творчеством условны, главное что их объединяет - «эффект творческого

горения», благодаря которому великие личности способны были дополнить жизнь, достроить ее до индивидуального понимания совершенства.

5. Именно синергизм науки (в том виде, в каком она существовала в именуемый период) и искусства породил необычайный прогресс в развитии европейской культуры. Этим объясняется появление титанических личностей, воплощавших в себе и олицетворявших собой органичное единство науки и искусства.

Научно-практическая значимость исследования. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы при подготовке общих и специальных курсов по теории и истории культуры, теории и истории искусства, философии искусства, а также при разработке учебных пособий по данным дисциплинам.

Апробация работы. Материалы диссертационного исследования обсуждались на окружной научно-практической конференции «Гуманизация культуры и образования в ХМАО на пороге третьего тысячелетия» (Нижневартовск, 2000 г.), на региональной научно-практической конференции «Философия и образование» (Нижневартовск, 2000 г.), на II научно-практической конференции НГПИ (Нижневартовск, 2000 г.), на I международной научной конференции «Деятельностное понимании культуры как вида человеческого бытия» (Нижневартовск, 2003 г.), на межвузовской очно - заочной научно - практической конференции «Искусство в современном мире» (Нижневартовск, 2004 г.).

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых включает три параграфа, заключения и списка литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обосновывается актуальность темы, указываются объект и предмет, характеризуется степень научной разработанности темы, формируются цель и задачи, основные положения, выносимые на защиту, определяется теоретическая и методологическая основы исследования, а также географические и хронологические рамки, оценивается степень научной новизны и значимости работы, приводятся сведения о ее апробации.

В первой главе «Взрывной» характер культуры Возрождения» исследуется специфика культуры Возрождения, основные социальные, экономические, политические предпосылки ее формирования.

Первый параграф - «Становление городского (индивидуалистического) сознания» рассматривает влияние городов, городской культуры на сознание личности. Возрождение можно себе представить без культуры любой европейской страны, но только не без Италии. На протяжении трех столетий она была культурной столицей Запада. Начиная с XI в. идет непрерывный рост итальянских городов. Они становятся крупными ремесленными центрами. Милан прославился производством оружия, Лукка - шелковыми изделиями, Венеция - стеклом, Флоренция - сукном и т. д. Расцветает торговля. В частности, могущество Пизы, Венеции и Генуи было основано на торговых перевозках. В итальянских городах появляются первые большие купеческие компании, занимающиеся кредитными операциями, возникает некоторое подобие банковского дела, сменяющее собой традиционное, хотя и запрещенное Церковью ростовщичество. К концу XIII в. итальянские города становятся крупнейшими в Европе. Расцвет городов в Италии имел еще и тот отличительный признак, что только в ней возникли города-государства -некоторое отдаленное подобие античных полисов. В XII в. Италия, как и другие западные страны, переживала период напряженной борьбы между горожанами-пополанами (от роро1о - народ) и феодальными сеньорами. Эта

борьба повсеместно, а не только в Италии, заканчивалась, как правило, победой горожан и образованием независимых от своих сеньоров городских коммун.

Появление знати и знатных пополанских родов знаменовало собой возникновение в Италии новых, уже не средневековых реалий государственной и общественной жизни. Здесь города, а не монастыри и замки, начинают центрировать собой культуру. Она становится по преимуществу городской. К XIV в. они сложились в особый тип индивидуально-человеческого существования. И принадлежность к своему сословию перестает предопределять жизненный путь горожан-пополанов так, как она предопределяла его у средневековых бюргеров, крестьян, рыцарей. Как никто другой в средневековом обществе, пополан начинает ощущать себя человеком, как таковым, вне сословной узости и ограничений. Он дорожит своей связью с городом и городским образом жизни, и, вместе с тем, его городская жизнь становится совсем иной, чем она была в Средние Века. Теперь итальянский город распахнут вовне и открыт миру. Происходило не огорожение, а сосредоточение окружения. Многие жители городов повидали свет и обладали широким кругозором. Они выстраивали свою жизнь как своего рода импровизацию.

Возрождение есть эпоха простого товарно-денежного хозяйства и. тем самым, период восходящей социально-политической роли города. Именно на этих основаниях образовалась социально-историческая почва для крупного, сильного и независимого человека, который утверждал себя стихийно, а, будучи единственным и окончательным создателем своего собственного продукта, утверждал себя еще и творчески.

Возрождение - переворот в первую очередь в системе ценностей, революция в отношении и оценке всего сущего. Именно поэтому оно перестроило и переделало те сферы культуры и общественной практики, в которых ценностные критерии являлись решающими, органичными, в которых духовная активность и практическая деятельность были

взаимосвязаны. Такой ценностной революции оказалось недостаточно для формирования принципиально новых философских систем, но ее оказалось вполне достаточно для создания совершенно оригинальной и разносторонней культуры. От момента зарождения и до самого кризиса эта культура несла отпечаток деятельности ее зачинателей - итальянских гуманистов.

Второй параграф - «Истоки гуманистической философии» освещает основные тенденции развития философии Возрождения. В параграфе проанализированы учения наиболее значительных философов Возрождения, таких как Марсилио Фичино, Пико дела Мирандола, Николо Макиавелли, Лоренцо Вала, Петрарка, Боккаччо и др. Одной из важнейших особенностей возрожденческой культуры является постепенно расширяющийся процесс секуляризации всех сфер жизни, возрастающая автономия каждой из них. Происходит автономизация человеческой личности, которая становится центром мироздания и высшей ценностью сама по себе. При этом абсолютизируется личность. Эту тенденцию, которая, разумеется, не сразу и не так уж легко стала господствующей, с большой силой выразил Марсилио Фичино: Этот антропоцентризм отличался как от теоцентризма средних веков, так и от космоцентризма античности. Средневековый человек, в отличие от античного, соотносил себя не с космической стихией, а с трансцендентным творцом мира. В результате человеческая личность, «внутренний человек» (Ап. Павел) приобрел невиданную прежде ценность. Но вся эта ценность для средневекового миросозерцания полностью покоилась на союзе человека с богом, была отсветом божественного происхождения человека и пребывания его в боге. Иными словами, личность не имела ценности как автономная, взятая сама по себе.

В эпоху Возрождения человек стремился освободиться от своего трансцендентного корня, находя опоры не столько в космосе (хотя отчасти и в нем, о чем свидетельствует натурфилософия Ренессанса), сколько в себе самом, в своей углубившейся и усложнившейся душе и в своем открывшемся ему в новом свете теле, через которое ему теперь по-

новому видится и телесность вообще. В эпоху Возрождения человек становится важным для самого себя; Я, прежде всего необыкновенное, гениальное, становится масштабом ценности жизни.

Новое мировоззрение находило свое выражение и в философии Ренессанса. Итальянский гуманизм эпохи Возрождения стал своего рода идейной программой и особой целенаправленной ориентацией культурных интересов. Принадлежность к гуманизму определялась особым интересом к античности, поиском, изучением и комментированием античных рукописей. Первоначально гуманист - это человек, который воспринимал античность как свою духовную родину и испытывал по отношению ней ностальгическое чувство. Он стремился подражать античности, и в этом обрести себя и свое достойное поприще. Однако слово «гуманизм» очень точно и емко характеризует то новое и своеобразное, что создало Возрождение в своей обращенности к старому, некогда существовавшему и сохранившему неотразимую привлекательность для потомков.

Если брать современное употребление этого термина, то ближе к нему по смыслу лежит область не «гуманного», а «гуманитарного». Гуманисты -это люди, занятые вполне определенным культурным делом, разрабатывающие ту сферу знаний, которая имеет непосредственное отношение к человеку. Они включали в нее поэзию, риторику, политику, историю и этику.

Как уже отмечалось, гуманизм не сводится к любви к человеку. Самое существенное в гуманизме - это направленность человека на самого себя. Для гуманистов человек есть высшая и последняя реальность, его главная жизненная задача - очеловечить себя, стать человеком во всей полноте своей человечности. Ее воплощение гуманисты видели в античном человеке.

Гуманисты были представителями различных сословий и профессий, занимая в обществе совершенно разное положение. Само понятие «гуманист», употребляемое по отношению к определенной части итальянской интеллигенции, фиксирует принципиально новый вид духовной

общности, при котором не обязательно единство социальных воззрений, политических симпатий или философско-теоретических принципов.

Третий параграф: «Высокий статус художника - творца». То, что Ренессанс был величайшим взлетом искусства, что его художники находятся в ряду величайших - самоочевидно. Однако с позиции культурологии более значимо другое обстоятельство: именно с Возрождением связано появление в культуре фигуры художника как такового. В эпохи и течения культуры, предшествовавшие Ренессансу, художник был неизвестен, его не было в качестве фигуры, осознававшей себя личностью и признававшейся таковой другими. Простейшее свидетельство этому - неразличение искусства и ремесла, художника и ремесленника как в античности, так и в средние века. Средневековый художник - абсолютный аноним, очень редко мы знаем его имя, но и в этом случае только имя. Совсем иначе на ваятеля посмотрел Ренессанс. Гуманизм Возрождения не отрицая, что человек создан по образу и подобию Бога, вместе с тем утверждал за человеком право на безграничное творчество. Именно в этом творчестве и должно проявляться подобие человека Богу. Восхищение художником, которое присуще Возрождению и чуждо предшествующим эпохам и течениям в культуре, связано с тем, что именно в художнике видели человека в его высшем выражении, человека по преимуществу.

С изобразительным искусством и архитектурой связаны наивысшие художественные достижения Возрождения. Литература также представлена великими именами, но странным образом величайшие из великих находятся на границах, исторических и логических, этой эпохи: Данте - ближайший канун, Петрарка и Боккаччо - самое начало, а Тассо, Шекспир и Сервантес уже возвещают о конце. Зенит Возрождения фигур подобного масштаба не породил. В живописи, скульптуре и архитектуре дело обстояло иначе: все их развитие в исследуемую эпоху как бы подчинено стремлению к высшей точке, и именно на вершине, в момент полного и абсолютного тождества культуры с самой собой, открывается поле деятельности для величайших

гениев. Леонардо, Рафаэль, Микеланджело, Тициан, находятся в отличие от Петрарки и Шекспира, не на границах, а в смысловом и историческом центре культуры, поэтому культура может высказаться в них со всей возможной определенностью. Искусство имеется в первую очередь в виду, когда Возрождение характеризуется как время расцвета культуры - характеристика банальная, но в ней есть глубокий теоретический смысл. Дело не в изобилии талантов (действительно беспримерном), дело в том, что эти таланты поставили себе целью достижение высшего художественного совершенства и цель эту считали достигнутой (а с ними соглашаются и современники, и потомки, вплоть до весьма отдаленных). Живопись данной эпохи лишена исходного для Возрождения культурного импульса: она не располагала античными образцами (античная живопись впервые стала известна после раскопок Помпеи в ХУШв.), и ориентацию на абсолютную модель ей заменяла ориентация на абсолютный результат (а в более узком смысле отсутствие собственной модели компенсировалась наличием модели в архитектуре и скульптуре, здесь искали и находили сведения об организации пространства и изображении тела в античном искусстве).

Эта эпоха талантов решительным образом изменила социальный статус художника. Во-первых, она дала ему лицо. Художник Возрождения - это уже персона, он стремится к славе и, завоевав ее, умеет ею пользоваться, перед ним заискивают сильные мира сего, он на равных держит себя с князьями и монархами, и те по достоинству ценят его труд. Изменилось отношение к художнику, но изменился и он сам: разностороннее образование теперь для него не редкость, как не редкость и родовитость - и Филиппо Брунеллески, и Леон Баттиста Альберти происходят из знатных флорентийских семейств. С литератором художник в пределах Возрождения в социальном престиже так и не сравнялся, но, во всяком случае, поставил себя совершенно иначе, чем два-три века назад. И, наконец, именно в этой среде, среде художников и зодчих, оформился и утвердился один из самых ярких и привлекательных культурных образов Возрождения - образ «человека универсального».

Важно, что впервые универсальность дарований и способностей была осмыслена как культурная ценность. Причем сама по себе, вне непосредственного результата, вне прямой реализации. Разумеется, была и реализация, и самый яркий тому пример - творчество Микеланджело, живописца, скульптора, архитектора и поэта, творчество, поражающее не только своей высочайшей художественностью, но и своей мощью, усилием, в нем воплощенном, даже чисто физическим.

Именно в эпоху Возрождения наитие и вдохновение перестало восприниматься как результат воздействия на художника энергии свыше. Эти энергии зарождались в самом творце, прежде чем запечатлеться в творениях. Поэтому божественным было все, что создает творец, вне зависимости от того, чей образ он запечатлевает. От Ренессанса в новоевропейской культуре идет почитание художников. Теперь их смело относят к великим людям. Со временем великими людьми станут считать художников даже в большей степени, чем государственных деятелей и полководцев.

В ренессансном типе мышления сохраняются связи реального с ирреальным, чувственного со сверхчувственным, человеческого с божественным, но сама эта связь перестраивается и гармонизируется.

Гуманистическая концепция человека как гармонии телесного и духовного нашла свое наиболее яркое воплощение именно в живописи. Радикальное изменение ценностных ориентации, перенесение их в сферу реальных, чувственно ощутимых, конкретных явлений и, при этом, стремление видеть за конкретными формами реальности отсвет божественной и, следовательно, гармонической идеи, закона, создает основу для реализации эстетического начала в человеке. Цельность и гармония мира для ренессансного человека не разрушены, но значимость реальных явлений, предметов, вещей стала очевидной.

Вторая глава «Научная художественность» в творчестве деятелей Возрождения» посвящена анализу соотношений научного и

художественного творчества, исследованию проблем универсальности, титанизма, рационального эстетизма и иррационализма Возрождения.

В первом параграфе «Возрожденческий» тип личности (универсализм великих людей)» выявляются основные факторы, под влиянием которых формируется особый тип личности - гения, титана. Анализируются основные характеристики универсализма великих людей. Интенсивная динамика социальной жизни, благоприятное стечение положительных культурных факторов (всеобщий интерес людей к новым открытиям, особое внимание общества, нации, государства к какому-нибудь виду деятельности и т. п.) создают большую вероятность привлечения множества творческих личностей, пробуждают активность людей, что и послужило благоприятной почвой для появления гениальной личности.

В рождении талантов в своеобразной социально-психологической форме проявляется цепная реакция. Наличие не отдельных, единичных выдающихся личностей, а целых групп, в крупных культурных центрах общества умножает их число Одна из главных причин этого — образование точек притяжения, расширение поля их влияния, рост количества учеников, последователей, подражателей, рост престижа той области творчества, которая отличается особенно большой концентрацией талантов и которая доказала свою необходимость реальными и полезными достижениями, усиливая, тем самым, приток дарований. Общество, общественное мнение, возвышая и выделяя ту или иную отрасль деятельности, этим как бы гарантирует работающим в ней не только материальную обеспеченность, но и уважение и почитание сограждан. В эпоху Возрождения в Италии такой сферой было изобразительное искусство.

Творческие эпохи отличаются не только высоким накалом соответствующей активности, но и прославлением творчества как такового, которое превозносят, славят, считают целью и смыслом жизни. Гуманисты эпохи Возрождения были убеждены, что только в обществе, в деятельности

на благо людей, только в общении с себе подобными складывается человечность, развиваются способности человека.

Несомненным является и то, что свободный поиск в науке и искусстве, плюрализм и открытая борьба мнений, материальное и моральное поощрение всего нового и оригинального со стороны государства, глубоко уважительное отношение к творческой деятельности создают те нужные предпосылки, которые благоприятствуют своевременному появлению талантов.

Мысль о чрезвычайной важности для расцвета науки и искусств благожелательного отношения к ним со стороны общества и его правителей, вовсе не тривиальна. Однако следует заметить, что благоприятные условия для развития всей культуры и ее творцов - не тепличные, не расслабляющие и убаюкивающие, а требующие энергии, свободного эксперимента и преодоления, - несомненно, с большей вероятностью обеспечивают появление и расцвет талантов, чем гнетущая атмосфера застоя.

Гений возникает на скрещении генетической одаренности, благоприятных условий, нужных ему (гению) учителей, целенаправленного труда, случая, удачи, благоприятного времени и чего-то еще и еще, чему не подберешь слов. Но где, когда, почему произойдет это пересечение множества плодотворных условий — вычислить невозможно. Прерогативой делать такой «заказ» располагают только общество, история. Но творцом последней являются люди. Совершенствуя и развивая себя, они могут с возрастающей силой целенаправленно влиять на социальный прогресс, достигая все большей вероятности в осуществлении своих целей.

Второй параграф «Научное и художественное творчество в культуре Возрождения: современное решение проблемы», посвящен выявлению различий и сходств в научном и художественном творчестве. На уровне общих закономерностей не просматриваются более или менее существенные различия в творчестве ученого и художника. Считается, что в принципе у них процесс творчества один и тот же: поиски и комбинации

различных элементов, потом отбор наиболее значимых вариантов, с целью достижения нового качества.

Логично начать описание различий творчества с его особенностей -объекта познания и отражения. В самом широком смысле он совпадает: и ученый и художник, каждый по-своему познают и отражают одно и то же -объективный мир. Художник и ученый имеют перед собой весь мир, у которого мало таких граней, на которых бы не пересекались их пути. Разве что микромир - в него художник не «заглядывает», он не располагает приборами для этого. Но и его он тоже обозревает, правда уже не своими глазами, а глазами героев своих произведений - ученых, уже как бы опосредованно, через других. Ученый смотрит на мир непосредственно, художник же видит его как бы в зеркале человеческой души. Таким образом, центром, аккумулирующим внимание художника, является человек. Весь остальной мир тоже не выпадает из его поля зрения, но уже как очеловеченный, он видит в нем, прежде всего, человека.

Художник и ученый по - разному подходят к одному и тому же объекту, выделяют разные аспекты, акцентируют внимание на различных моментах, по их мнению, самых важных - в этом одно из отличий творчества художника и ученого. Художник смотрит на природу часто как на средство выразить свои чувства, пробуждаемые ею; ученый хочет понять и выразить ее внутренние причинно-следственные связи, ее закономерности, свойства. И тот и другой часто берут одно и то же, но видят в нем разное, по-разному реагируют на него, воспринимают иначе.

Писатели и поэты, художники и музыканты бесконечно повторяют темы любви, дружбы, мужества, долга и т. п., но каждый выражает чувства по-своему, индивидуально, выбирая из нескольких тысяч слов, звуков, красок именно такие и в таком сочетании, какие позволяют выразить именно свое, новое восприятие знакомого явления, человеческого характера.

У ученых путь движения к системе доказательств часто имеет ярко выраженный индивидуальный стиль, и особенности его проступают тем

ярче, чем оригинальнее идеи ученого, чем масштабнее он сам. По этой линии также можно наблюдать сближение корифеев науки и искусства.

Но, к чему бы ни устремлялся интерес гениального ученого и художника, что бы ни было объектом их познания, они стремятся увидеть то, чего не видели или не увидели другие. Ведь интерпретация известного, даже интересная, не делает личность гением. Последний рожден для открытий, даже если он сам так и не думает.

Познать истину через факты стремятся и ученый, и художник. Однако художественная правда и научная истинность - это разные вещи. Художник творит мир по законам красоты, для него это самоцель, поэтому у него более свободное отношение к фактам. Он творец своего мира — художественной реальности. Разное отношение к фактам - еще одно отличие между наукой и искусством.

Творческая деятельность, как всякая деятельность человека, является органическим сплавом физической, умственной и эмоционально-чувственной активности, хотя доля и роль каждого из этих компонентов зависит от характера деятельности, профессии человека и т. д. Интеллектуальная и эмоционально-чувственная активность являются решающими компонентами научного и художественного творчества, что, собственно, и соответствует двум этапам познания. Любой шаг, момент, виток творчества включает их оба, хотя в разной мере и с разными значениями. Этот факт и является исходным для поиска различий между творчеством ученого и творчеством художника. Специфика творчества каждого предопределяет неодинаковый удельный вес, во всяком случае на различных этапах творческого процесса, рационального начала, воображения, фантазии, даже веры, иллюзорных форм преобразования действительности. Любому творчеству формально свойственна закономерность гармонического сочетания научного, рационального начала с эмоционально-чувственным.

И великий ученый, и великий художник стремятся к истинности, точности, соответствию отображения (у одного - в научных законах и

категориях, у другого - в образах) отображаемому. Но точность у них разная и способы ее достижения, ее «строительный материал» разные.

Перевоплощение - объективная закономерность художественного творчества. Способность перевоплощения усиливает эстетико-эмоциональное воздействие произведений, помогает художнику «вести» за собой читателя и слушателя. Силу воздействия творений художника обеспечивает не только содержание их идей, но и то, как они выражены, каким способом им придана эстетическая привлекательность. Силу воздействия ученого обеспечивают кроме истинности идей также их новизна, глубина, доказательность, логика изложения. И то и другое в одинаковой мере неудержимо влечет человека к творчеству.

В третьем параграфе «Синергия творчества в культуре Возрождения» рассматривается творчество деятелей Возрождения, его особенности, характерные черты. Отличительной особенностью творчества наиболее знаменитых деятелей эпохи являлся синергизм научных идей и художественных образов, в которых воспроизводится действительность. Люди испытывают нужду в непрестанном пополнении знаний о действительности, о том, как устроен мир, к которому они приспосабливаются и который преобразуют. Именно поэтому для них так важен эффект творческого горения. Эффект застывает в слитках научных и художественных творений, благодаря которым сдвигается, расширяется панорама видения природы и человека. От эпохи к эпохе совершаются сдвиги в составе и качестве знаний о действительности. Именно эти сдвиги, в силу их преобразующего влияния на человеческое бытие, оказываются в фокусе внимания исследователей культуры. Что же касается психической «среды», где рождаются идеи, гипотезы, замыслы, то эта область оставалась долгое время без внимания.

В параграфе даны основные характеристики развития науки Ренессанса, упомянуты основные открытия, достижения в географии, астрологии, медицине, анотомии.

Характерной для искусства Возрождения считается одна особенность -так называемое «подражание природе», своего рода реалистическое основание, особенно заметное в сравнении со средневековым искусством, которое не стремилось к воспроизведению природных форм. Этот своеобразный «реализм» Ренессанса выводится, в свою очередь из пристального интереса к закономерностям природы. Художники и скульпторы Возрождения с энтузиазмом предаются анатомическим штудиям, изучают строение скелета, работу мышц и сухожилий, занимаются геометрией и оптикой. Научной основой, обеспечивающей результативность ориентации ренессансного искусства на опыт и практику, при таком подходе признается линейная перспектива как единственный, математически строгий способ передачи на плоскости трехмерного пространства.

Большой вклад в создание ренессансного стилевого единства вносит ориентация живописцев и скульпторов на опыт и практику - все их анатомические штудии, сечения трупов, изучение перспективы, бесчисленные наброски с натуры и т. п. Леонардо и Рафаэль были причастны к культуре Возрождения вовсе не потому, что умели изображать натуру «натурально», а потому, что особым образом этот натуральный материал организовывали. Пример анатомических занятий Леонардо показывает особенно наглядно, как технические проблемы живописи перерастают в чисто научные, собственно анатомические проблемы. При этом никакой душевной раздвоенности ренессансный художник не ощущал, не ощущал необходимости примирять натуральное с идеальным. Он просто не сознавал их противоположности. Но это сознание пришло, и как раз в момент достижения высшей гармонии: видимо, она и могла быть достигнута лишь в преддверии неизбежного падения.

В заключении диссертации формулируются выводы, подводятся итоги вышесказанному.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях автора:

1. Взаимоотношения науки и искусства в культуре эпохи Возрождения // Философия и образование: Материалы региональной научно-практической конференции (Нижневартовск, 17-19 мая 2000 г.) / Отв. Ред. P.A. Бурханов, О.В. Никулина. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. пед. ин-та, 2000.- С. 68-69 [ОД пл.].

2. Истоки гуманистической философии // Проблемы духовности в истории культуры и образования: Сб. науч. статей. - Нижневартовск: Изд-во «Приобье», 2000. - С.35-43 [0,4 пл.].

3. Философия искусства Леонардо да Винчи // II студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного педагогического института: Тезисы докладов (Нижневартовск, 10-22 апреля 2000 г.). - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. пед. ин-та, 2001. - С. 66-68 [0,1 пл.].

4. Единство художественного и научного в творчестве деятелей Возрождения // Культурологические исследования в Сибири / Гл. ред. H.A. Томилов. - Омск: Изд-во Омск, педагогич. ун-та, 2002. № 1 (7). - С. 127-132 [0,5 пл.].

5 Творчество как способ самовыражения человека // Деятельностное понимание культуры как вида человеческого бытия: Материалы I Международной научной конференции (Нижневартовск, 17-18 декабря 2003 г.) / Отв. ред. В.И. Политцук. - Нижневартовск: Нижневарт. гос. пед. ин-та, 2003. - С.278-282 [0,4 пл.].

Подписано в печать 08.10.04 г. Формат 60x84/16 Бумага офсетная. Усл. печ. л. 1.

Отпечатано в копировальном центре ООО " АЛСТЕР " Тираж 100. Заказ 8 г. Нижневартовск ул. Мира 78 тел. 43-30-20

1118934

РНБ Русский фонд

2005-4 16216

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата культурологии Ибрагимова, Оксана Васильевна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1 «Взрывной» характер культуры Возрождения

§ 1 Становление городского (индивидуалистического) сознания

§ 2 Истоки гуманистической философии

§ 3 Высокий статус художника-творца

ГЛАВА 2 «Научная художественность» в творчестве деятелей Возрождения

§ 1 «Возрожденческий» тип личности универсализм великих людей)

§ 2 Научное и художественное творчество: современное решение проблемы.

§ 3 Синергия творчества в культуре Возрождения

 

Введение диссертации2004 год, автореферат по культурологии, Ибрагимова, Оксана Васильевна

Актуальность темы. Взаимоотношения науки и искусства в наш век бурного научного прогресса являются одной из актуальных проблем современной культуры. Как влияют научные достижения на искусство и каковы пути обогащения науки искусством? Как взаимодействуют между собой мысль научная и мысль художественная? Каковы особенности, связи и различия творческих процессов ученого и художника? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо найти истоки этого взаимодействия.

Эпоха Возрождения - это, прежде всего, расцвет искусств, о науке данного периода почти ничего не упоминается. Большинство исследователей полагает, что о науке как таковой можно говорить, начиная лишь с 16-17 веков. Из такого понимания следует, что в эпоху Возрождения науки не существовало, точнее сказать, не было особого рода деятельности, который можно было бы назвать данным термином. Были прозрения, научные открытия, откровения. Об этом свидетельствует тот факт, что одни и те же умы занимались несовместимыми, казалось бы, видами творческой деятельности - искусством и наукой. Но именно эта эпоха наиболее ярко демонстрирует нам плоды гениального творчества. Самые выдающиеся представители эпохи Ренессанса в равной степени обладали художественным и научным типом мышления. У всех ученых, философов, художников Возрождения была одна общая черта - эффект творческого «горения» (постоянного поиска). Они имели перед собой цель, и добивались ее, не задумываясь над тем, какими методами они ее достигают (научными или художественными). В эпоху Возрождения наука зарождалась, то есть факты обыденной жизни становились предметом исследования. Вместе с тем, это революционный период в развитии науки. Такому периоду присуще непрерывное творчество. В этом пункте - творчестве - наука и искусство совпадают. Творчество, в чем бы оно ни проявлялось, является одним и тем же процессом нарушения привычного, стандартного, создания нового.

Поэтому в творческой голове все умещается: и образ, и понятие, и мысль. Возрождение явилось периодом творчества по преимуществу, эпохой творчества как таковой, временем прозрения вообще. Ему на смену пришла эпоха анализа, рационализма, когда объекты воспроизводились в понятиях. Это был период науки в современном ее понимании, со всеми ее атрибутами: формированием сообществ, которые пришли на смену одиночкам, количественным накоплением знаний, репродуктивным характером познания. Наука Нового времени воспроизводила, наполняла содержанием и практически реализовывала идеи, рожденные Возрождением.

Творчество в современном мире понимается как активная деятельность, которая порождает новый, возможно - уникальный, продукт в культуре, искусстве, науке или в области технологи. Жизнь общества сориентирована на потребление, а значит и на изготовление предмета, текста, изображения как «полезных продуктов творчества».

В психологии последних десятилетий изучение творчества связано, прежде всего, с изучением творческого мышления - совокупности нестандартных путей мышления обычных людей, процесса мышления так называемых одаренных личностей или гениев, а также процессов получения инновационных решений в науке. Суженное до мышления, творчество теряет свой глубинный смысл и свою целостность. Теряется возможность создания целостного теоретического представления о творчестве.

Философское понимание творчества в целом имеет характер феноменологический. Свободное творческое восприятие находится за рамками конфессиональных ограничений, оно обнаруживает мистичность в сотворении Вселенной самой себя. Эта мистичность описана многими философами, как античности, так и современности. Но ни одна концепция не обходится без чудесной синергии-согласия, без скрытого порядка, замысла, самодвижения, целесообразности в событиях случайности.

На наш взгляд, уникальность, неповторимость эпохи Возрождения заключается в особом типе творчества. В связи с этим, как нам представляется, важно определить понятие «возрожденческий тип личности» и выявить характерные факторы, влияющие на формирование титанизма. Новый, для нашего времени, синергетический подход, позволил иначе взглянуть на соотношение научного и художественного творчества деятелей Возрождения, выявить их общие и особенные черты. Синергизм искусства и науки в эпоху Возрождения - это общая проблема соотношения образного и понятийного творчества, имеющая методологическую значимость, то есть ее постановка и разрешение имеет значение применительно к любой эпохе.

Объектом исследования является культура Возрождения, с характерными для нее чертами творчества, синергизма.

Предмет исследования - синергизм науки и искусства как условие и фактор раскрытия творческой природы культуры Возрождения.

Степень научной разработанности проблемы. История Италии эпохи Возрождения, различные аспекты ее культуры, философии, искусства, науки, этики исследуются в работах М.М. Бахтина, Л.М. Баткина, М. Вебера, Б.Р. Виппера, Э. Гарэна, Е.Г. Грошевой, И.А. Краснова, А.Ф. Лосева, М.Т. Петрова, В.И. Рутенбурга, П.А. Сапронова, М.А. Юсим, П.А. Юхвидина и др.

Философские взгляды гуманистов нашли свое отражение в работах Е. Богата, В.М. Богоуславского, Л.М. Брагиной, Б.Р.Виппера, С.Г. Гладышева, О.В. Головой, К. Долгова, О.В. Кудрявцева, И.Н. Осиновского, С.В. Пролеева, Н.В. Ревякиной, А.Д. Роловой, В.И. Уколовой, Р.И. Холодовского, И.Х. Черняк

Анализ творчества Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти, Микеланджело Буонаротти, и других художников Возрождения, а также культурных деятелей эпохи можно найти в работах М.В. Алпатова, Ж.Базена, Л.М. Баткина, Е. Богата, Ю.Б. Борева, Дж. Вазари, В.П. Визгина, А.А. Гастеева,

П.П. Гнедича, В.Д. Дажиной, А.К. Дживелегова, А.Ф. Лосева, К. Педретти, В.И. Рутенбурга, Р. Сирадзе, М.Н. Соколова, С.М. Стама, В.П. Шестакова.

Что касается различных аспектов научного и художественного творчества, то их можно найти в работах Ц.Г. Арказаньяна, М.Д. Ахундова, Т.В. Барчуновой, Д.Б. Богоявленской, Н.А. Ермолаевой, М.Р. Жбанкова, В.М. Исакова, Р.К. Кадыржанова, Д.Ф. Козлова, А.Н. Лук, Е.Г. Родчанина, В.П. Сваровской, К.А. Сергеева, Н.И. Ушаковой, Д.Э. Харитонович, Б.Н. Шатонова и др.

Исследования в области синергетики, рассмотрение проблемы самоорганизации во всем многообразии ее проявлений в природе, духовной и материальной культуре человечества нашли отражение в трудах В.И. Аршинова, В.Г. Буданова, В.В. Василькова, В.Г. Веденова, А.В. Волошинова, Г. А. Голицина, Н.А. Герасимовой, Ю.В. Данилова, И.А. Евина, М.С. Кагана, А.А. Коблякова, И. Пригожина, В.П. Рыжова и др.

Тем не менее, синергизм науки и искусства в культуре Возрождения в работах вышеперечисленных авторов практически не рассматривался. Данное обстоятельство определило цель и задачи настоящего исследования.

Целью данной работы является анализ синергизма науки и искусства эпохи Возрождения, породившего особый вид творчества, который характерен для возрожденческого типа культуры.

Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:

• рассмотреть политические, экономические и социальные предпосылки формирования нового индивидуалистического сознания;

• определить значимость философии гуманистов для творческой интеллигенции Возрождения;

• установить причины изменения отношения к искусству, повлиявшего на формирование нового статуса художника Ренессанса;

• определить понятие «возрожденческий тип личности» и выявить характерные факторы, влияющие на формирование титанизма;

• выявить общее и особенное в научном и художественном творчестве деятелей эпохи Возрождения;

• обосновать положение, согласно которому именно синергизм науки и искусства породил особый вид творчества в эпоху Возрождения.

Источниковую базу исследования составили трактаты философов — гуманистов, в частности Пико делла Мирандолы «Речь о достоинстве человека», Леонардо да Винчи «Трактат о живописи», Л.Б. Альберти «Десять книг о зодчестве», произведения Дж. Вазари «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих», П. Валери «Об искусстве», А.Ф. Лосева «Эстетика Возрождения», Ю.М. Лотмана «Культура и взрыв», О. Шпенглера «Закат Европы» сочинения К. Маркса и Ф. Энгельса и др.

Теоретическую базу исследования определил контекст анализа влияния синергизма науки и искусства на творчество деятелей Возрождения. Он вызвал необходимость рассмотрения процесса становления и развития городов и городской культуры, становления нового «индивидуалистического» сознания, влияния гуманистов Возрождения на творческую интеллигенцию, проблем титанизма, научного и художественного творчества. В рассмотрении данных вопросов базовыми являются культурологические и философские работы Л.М.Баткина, М.М. Бахтина, Л.М.Брагиной, М.Вебера, Б.Р.Виппера, Э.Гарэна, П.П.Гнедича, М.С.Кагана, А.Ф.Лосева, К.Поппера, И.Пригожина, В.И. Рутенбурга, О.Шпенглера и др.

Методологическую основу диссертационного исследования составили принципы культурно-исторического подхода к предмету исследования. Вместе с тем, при совокупном анализе развития и становления различных областей искусства и науки эпохи Ренессанса, применялись синхронический, диахронический методы. При помощи структурно-функционального метода сравнивались в историческом разрезе данного периода такие явления культуры, как искусство и наука, выявлялись причины их развития, результаты их взаимодействия, а также влияние этого взаимодействия на дальнейшее развитие науки. При подведении итогов был использован метод обобщения.

Географические и хронологические границы исследования. Италия -страна классического и, может быть, единственного Ренессанса. Все остальные регионы Европы, которые относят к Ренессансу, вторичны по отношению к итальянскому и являются не более как той или иной степенью концентрации культурных особенностей, признанных ренессансными. «Феномен Ренессанса в Германии, Франции, Испании разбавлен иными культурными веяниями, аморфен и расплывчат и скорее символизируется, чем представлен, несколькими личностями. В упомянутых странах Ренессанс скорее тенденция, чем эпоха»1. Их историю можно написать и без употребления этого термина, в то время как в итальянской истории без понятия Возрождения период от Данте до Микеланджело остается неясным в своей сути. Именно поэтому в нашем исследовании мы рассматриваем итальянское Возрождение XIV-XVI веков, в котором наиболее ярко выделяются три периода: Треченто (XIV в.), Кватроченто (XV в.) и Чинквеченто (XVI в.).

Научная новизна исследования состоит в осуществлении анализа синергизма науки и искусства в культуре Ренессанса. Несмотря на то, что эпоха Возрождения по сей день приковывает внимание различных исследователей - историков, философов, искусствоведов, культурологов, много работ написано о титанах Возрождения, об искусстве, гуманизме, проблема синергизма науки и искусства как особого типа творчества в культуре Возрождения не рассматривалась. Исходя из этого, новизна в решении поставленных задач заключается в следующем:

- выявлено влияние бурного роста городской культуры, свободного ремесленничества на формирование нового индивидуалистического сознания

1 Петров М.Т. Итальянская интеллигенция в эпоху Ренессанса 1 Под ред. В.И. Рутенбурга - Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1982. С. 22. городских жителей;

- определена значимость философии гуманистов для творческой интеллигенции Возрождения;

- установлены причины изменения отношения к искусству и определен новый статус художника Ренессанса;

- определено содержание понятия «возрожденческий тип личности» и выявлены характерные факторы, влияющие на формирование титанизма;

- выявлено общее и особенное в научном и художественном творчестве деятелей эпохи Возрождения;

- обосновано утверждение о том, что именно синергизм науки и искусства породил особый вид творчества в эпоху Возрождения.

Положения, выносимые на защиту:

1. Эпоха Возрождения в Италии была подготовлена ранним расцветом городов, установлением господства свободных городских коммун, возникновением новой городской культуры. И, хотя в силу неравномерности социального развития расцвет гуманитарной культуры наступил позже, связь между расцветом городов и культурой Возрождения несомненна.

2. Гуманизм Возрождения появился в виде поэтизации человека и всего человеческого, что повлекло за собой эстетическое восприятие действительности. Появление интеллигенции, философов — гуманистов, их творчество, новые взгляды на мироустройство - все эти факторы обеспечили благодатную почву, прочный фундамент для появления титанов Возрождения.

3. В эпоху Возрождения изменился социальный статус художника. Искусство престает быть ремеслом. В обществе изменилось отношение к художнику, и изменился он сам. Разностороннее образование и знатность происхождения были уже не редкостью для художника Ренессанса. С эпохи Возрождения идет почитание художников, их относят к великим личностям.

4. Границы между научным и художественным творчеством условны, главное, что их объединяет, - «эффект творческого горения», благодаря которому великие личности способны были дополнить жизнь, достроить ее до индивидуального понимания совершенства.

5. Именно синергизм науки (в том виде, в каком она существовала в именуемый период) и искусства породил необычайный прогресс в развитии европейской культуры. Этим объясняется появление титанических личностей, воплощавших в себе и олицетворявших собой органичное единство науки и искусства.

Научно-практическая значимость исследования. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы при подготовке общих и специальных курсов по теории и истории культуры, теории и истории искусства, философии искусства, а также при разработке учебных пособий по данным дисциплинам.

Апробация работы. Материалы диссертационного исследования обсуждались на окружной научно-практической конференции «Гуманизация культуры и образования в ХМАО на пороге третьего тысячелетия» (Нижневартовск 2000 г.), на региональной научно-практической конференции «Философия и образование» (Третьи Соколовские чтения) (Нижневартовск 2000 г.), на второй научно-практической конференции НГПИ (Нижневартовск 2000 г.), на первой международной научной конференции «Деятельностное понимании культуры как вида человеческого бытия» (Нижневартовск 2003 г.), на межвузовской очно - заочной научно -практической конференции «Искусство в современном мире» (Нижневартовск 2004 г.).

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых включает три параграфа, заключения и списка литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Синергизм науки и искусства в культуре Возрождения"

Заключение.

Возрождение — последняя целостная эпоха в европейской истории. Начиная с XVII в. наступает время «периодов». Разумеется, такие определения, как «эпоха романтизма» или «эпоха технической революции», обладают иным логическим объемом, так как в основе их лежит только одно событие или один из многих процессов, пусть чрезвычайно важный, но отнюдь не всеобъемлющий. Вряд ли имеет смысл искать такие понятия в XVII или XIX веке, определенное феноменологическое единство - это хронологические членения исторического процесса. С концом Ренессанса кончается время цельных культур, начинается время культур более дифференцированных и потому лишенных гармонии нерасчлененной целостности. Кончается время единых стилей в искусстве; пути науки, искусства и религии расходятся; наука распадается на четкие дисциплины; поиски истины перестают быть поисками красоты и добра одновременно, и никто уже не скажет о теологии, как Петрарка, что она — «божественная поэзия». С концом Ренессанса приходит конец не только Ренессансу, но и эпохам синкретических культур. Но конец одного культурного типа является источником и началом другого.

В частности, исчерпание и подрыв ренессансного человекобожия привели к весьма широкому спектру новоевропейских представлений об индивиде, в том числе и к таким, в которых пафос индивидуальности переворачивался и снимался пафосом новой, нетрадиционалистской коллективности, т. е. социальной инженерии, рационалистической утопии.

В нашей работе производится анализ синергизма науки и искусства, породившего особый вид творчества, который характерен для «возрожденческого» типа культуры. Несмотря на то, что по сей день, эпоха Возрождения является довольно популярной темой для различных исследователей, проблема синергизма науки и искусства как условия и фактора раскрытия творческой природы данной эпохи не рассматривалась.

Для постановки и решения данной проблемы мы проанализировали влияние политических, экономических и социальных факторов на формирование и становление нового индивидуалистического сознания городских жителей. Ренессанс мог возникнуть только почве городской культуры, так как именно город способствует формированию индивидуализма. Культура свободных городов, помогла человеку раскрыться, почувствовать свою значимость. Человек получил право на творческое самовыражение. Росли города, росли производительные силы, назрела необходимость внедрения новых и новых способов производства, изобретается новая техника, возрастает интерес к науке.

Практическая значимость новых открытий, которые происходили за счет связи искусства и техники, имела немаловажное значение. Во Флоренции каждый ребенок знал, какое огромное значение имеют производственные секреты. История флорентийской шелковой промышленности была полна уроками этого рода: пока луккские мастера шелка, изгнанные из родного города политической борьбой, не принесли во Флоренцию своих секретов, шелковое дело во Флоренции влачило жалкое существование. Благодаря лукканцам и их технике оно расцвело. Так могли и должны были расцвести благодаря технике любое производство и любая отрасль творчества. Искусство - в том числе. Спрос на произведения искусства повышался: нужно было работать быстрее и лучше, чтобы насыщать растущий спрос. Значит, нужно было повышать технику. Искусство становилось наукой. Никто не чувствовал этого так ясно и сильно, как Леонардо, и недаром в его творчестве искусство и наука стали двумя сторонами одного и того же, чем-то неделимым. Инженер, техник, анатом, художник, скульптор, музыкант, - Леонардо стал каким-то чудом разносторонности. Леонардо да Винчи является наиболее ярким представителем «возрожденческого» типа личности. Во всякой области, становившейся предметом его изучения, он систематически расширял и углублял свои знания, проверял их на опыте и приводил связь с математикой. Работая во всех областях знания и искусства, он всюду был оригинален и велик; и не его вина, если его заслуги в области науки и философии были оценены слишком поздно и даже теперь не получили еще всеобщего признания. А ведь Леонардо да Винчи, по праву можно считать первой ласточкой, зарождавшийся науки Нового времени.

Ренессанс принес с собой новое понимание человека. Из существа подчиненного, имеющего лишь то, что даровано Богом, человек превратился в самоценную сущность. Культура и искусство Возрождения, прежде всего итальянского, создали человеку пьедестал, взойдя на который, он ощутил в себе частицу божественного, но не как дарованную свыше, а как являющуюся неотъемлемой частью его духовной природы. Подобные мысли характерны для многих гуманистов Возрождения. Пико делла Мирандола, Николай Кузанский, Леонардо Бруни, Марсилио Фичино, Никколо Макиавелли и др. своими новыми взглядами на мир, Бога, человека побуждали к творчеству, к новым открытиям и исследованиям ученых и художников своего времени.

Ренессансный антропологический идеал - это модель индивида, а не общества. Это образ чувственной реальности, пронизанной высшим мировым смыслом. Если искать в ренессансном сознании «утопию» - то это сквозная идея универсализации человека, и окультуривания всего земного бытия, в центре которого он стоит, синергия науки и искусства. Это «идеальный город» на архитектурных планах, любая фреска и картина Пьеро делла Франчески, или Рафаэля, или Беллини, каждый трактат Бруни, Альберта или Фичино, это и ариостовская поэма, и «натуральная магия», и молодой Микеланджело, и целиком Леонардо да Винчи.

Человек Возрождения понимал, что построить совершенный материальный мир он не в силах, во всяком случае, пока. Тогда как области духа были открыты перед ним. Занявшись искусством, деятели Возрождения полагали, что тем самым они постепенно преобразуют неподвластное им в данный момент тело жизни. Достижение высот духа приведет к одухотворению плоти, и весь мир станет объектом их творческих интенций.

Высочайшее развитие искусства в эпоху Возрождения, то, что именно оно стало кульминацией стиля ренессансной культуры, определило сам характер переворота как революции в мировосприятии, в системе ценностей, в социальной психологии, подготовленной совершенно специфическими экономическими и социально-политическими причинами.

Это со всей очевидностью выразилось в структуре ренессансной самобытности. «В идейном наследии Возрождения именно потому наиболее оригинальны этические и эстетические теории, политические и моральные доктрины (а не гносеологические и в особенности онтологические системы), что они оказались реализованными в конкретной деятельности. Именно поэтому искусство - самый ясный знак общекультурной переориентации»1. Без понимания этой особенности психологической и исторической почвы ренессансной культуры даже самый тонкий анализ не способен привести к позитивному ее объяснению. Эстетическая реакция на мир, природу, Бога, идеи, быт - ядро мироощущения. Именно в эпоху Возрождения появляется фигура художника, осознающего себя самодостаточной личностью, пользующейся уважением у других людей. Ценность искусства возрастает, создается атмосфера «тотального эстетизма».

Новые взгляды на мироустройство, творчество философов-гуманистов, новое отношение к искусству, науке, послужили своего рода фундаментом для становления титанов Возрождения. В нашей работе делается попытка выявить творческую природу титанизма. Универсализм титанов, на наш

1 Петров M.T. Итальянская интеллигенция в эпоху Ренессанса. С. 35. взгляд, заключался в особой синергии науки и искусства. Чем выше духовность человека, степень его приподнятости над миром, степень его свободы, тем больше он расположен к творчеству. Важной сферой проявления гениальности и проекцией творчества на мир является искусство, или художественное творчество. Искусство является творческим актом, стремящимся к раскрытию и постижению духовной сущности бытия. Говоря о великих художниках Возрождения, нельзя не отметить одну общую, главную черту - универсальность, сочетание научного и художественного творчества. В нашем исследовании, мы рассматриваем различные подходы к выявлению общего и особенного в научном и художественном творчестве.

На наш взгляд, уникальность, неповторимость эпохи Возрождения в особом типе творчества. В связи с этим мы дали определение понятию «возрожденческий» тип личности и выявили характерные факторы, влияющие на формирование титанизма. Синергетический подход, позволил иначе взглянуть на соотношение научного и художественного творчества деятелей Возрождения и выявить их общие и особенные черты. Все проанализированные факторы позволяют нам утверждать, что именно синергизм науки и искусства эпохи Возрождения породил особый вид творчества.

125

 

Список научной литературыИбрагимова, Оксана Васильевна, диссертация по теме "Теория и история культуры"

1. Акимов Н.П. Театр, техника, наука // Художественное и научное творчество / Под ред. Б.С. Мейлаха. - Л.: Наука, 1972. С. 201-209.

2. Алпатов М. В. и др. Искусство: Кн. для чтения / Сост. акад. М. В. Алпатов. 3-е изд. М.: Просвещение, 1969. - 544 с.

3. Алпатов М. В. Художественные проблемы итальянского Возрождения. -М., 1976.-328 с.

4. Альберти Л.Б. Об архитектуре. Три книги о живописи // Эстетика Ренессанса. М.: Искусство, 1980. С. 319-341.

5. Антипов Г. А. Анализ оснований культурологической теории творчества //Наука и ее место в культуре. Новосибирск, 1990. С. 105121.

6. Антология мировой философии: Возрождение. М.: ACT, 2001.- 928 с.

7. Аршинов В.И., Буданов В.Г. Когнитивные основания синергетики // Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и искусстве. М.: Прогресс-традиция, 2002. С. 67-108.

8. Ахундов М.Д. Картина мира: от мифа к науке // Природа. 1987. № 12. С. 58-70.

9. Ахундов М.Д. Эволюция и смена научных картин мира // Философия, естествознание, социальное развитие. М., 1989. С. 154-169.

10. Базен Ж. История истории искусства: От Вазари до наших дней: Пер. с фр. / Под ред. Ц.Г.Арказяна. М.: Прогресс - Культура, 1994. - 528 с.

11. Барчунова Т.В. Способствует ли возрождение наук и искусств очищению нравов? // Вопросы философии. 1997. № 1. С. 166-173.13