автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Поэтика К. К. Случевского

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Мадигожина, Наталья Валентиновна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Томск
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
Автореферат по филологии на тему 'Поэтика К. К. Случевского'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Поэтика К. К. Случевского"

ТОМСКИЙ ОРДЕНОВ ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ И ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

11а лрзпах рукописи МАДИГОЖИНА Наталья Валентиновна

УДК. 882 :6—15

ПОЭТИКА К. К. СЛУЧЕВСКОГО

(проблемы полифонизма и прозаизации лирики)

л

Специальность 10.01.01 — русская литература

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Томск — 15)01

Работа выполнена на кафедре русской и зарубежной литературы Казахского государственного педагогического университета им. Лбая.

Научный руководитель — доктор филологических наук,

профессор Л. Л. СЕЛЬСКАЯ.

Официальные оппоненты — доктор филологических наук,

профессор А. С. ЯНУШКЕВИЧ,

— кандидат филологических наук, донент Г. Т. САВЧЕНКО.

Ведущая организация — Новосибирский государственный

педагогический институт.

Защита диссертации состоится « 10 » ¡99%, г. в часов

на заседании специализированного сонета К.063.53.00 по присуждению ученой степени кандидата филологнеских наук в Томском ордена Октябрьской Революции II ордена Трудового Красного Знамени государственном университете им. В. В. Куйбышева (634050, Томск, пр. Ленина, 36).

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Томского государственного университета.

Авторе:1, ераг разослан« 4 »_НОЛбрЛ___1991 г.

Ученый секрси1|)1. специализированного сонета, кандидат филологических наук,( доцент

Л. А. ЗАХАРОВА

Научное исследование творчества конкретного поэта связано с проблемой выяснения особенностей его индивидуального "голоса" и одновременно способствует выявлению общих черт развития художественного стиля той литературной эпохи, к которой относится его лирика. Основная часть произведений К.Случевского создана в 60-е годи XIX века - в "переходную" эпоху, когда нарастало осознание исчерпанности классической "формы" стиха, и поэта искали новые пути развития для русской поэзии.

Актуальность работы определяется следующими обстоятельства •

ми:

1. Активизацией исследовательского интереса к лирике "переходных" эпох, в том числе к поэзии £0-х годов XIX века, так как в это время обновлялся поэтический язык, зарождались многие художественные приемы,, получившие дальнейшее развитие в поэзии XX столетия;

2. В современном литературоведении мошо отметить рост внимания к проблема.! поэтики того или иного автора, поскольку именно такой подход лозвсшяет в полной мере получить представление об особенностях его поэтического "голоса".

Лирика К.Случевского с первых творческих опытов этого автора вызывала противоречивые оценки масштабов его таланта и степени его оригинальности. Дебют поэта, состоявшийся в 60-е годы, вызвал восторженную реакции А.Григорьева и резкую критику со сторонн сотрудников журнала "Современник" - после чего дебютант замолчал почти на два десятилетия.

Исследователи чаще относят Случевсюто к "восьмидесятникам" - и не только потому, что большинство стихотворений било написа-.10 им на рубеже веков, но и потому, что тематика, эмоциональная окраска, поэтика его лирических произведений больше соответствовали настроениям и творческим исканиям эпохи "безвременья".

Однако и в конце XIX столетии тиорчество «того по?га оценивалось противоречиво и вызывало ожесточенные спор». Его называли резонером, рй'гсрои ( И Луйш) и чашиливе'Лпшм по атом ( А.К»--рин^окнй, Д.Михайлов) . С.Я.Напсон упюрждйл, чт» К.О.руч-ч-сгий "р^гррс.-н^урч о иакдоп написанной т строко;1 11, а Я.Во.чхнлов считан, что "стихи »юю аморв П"«и;<шечшн пч ямаюлу, <»>

^ 11 ад гон С.Я. с.чн!. Ил.т/.Ы, <шники, г.'П'^гг;. гриппа .//

Дп«>ря1урине гчг.рки

только, что плохи, nû форме"2. Из современников наиболее серьезная попытка разобраться в особенностях поэтического "голоса" К. Случевского принадлежит С.А.Андреевскому, который пришел к выводу, что "вся поэзия К.Случевского... лишь черновые наброски, чтобы выработать сперва содержание, а затем и форму новой лирики"3.

"Младшие современники К.Случевского ( В.Соловьев, К.Бальмонт, В.Брюсов,) принимали его произведения восторженно, охотно печатали в своих альманахах. Б.Брюсов в своей благожелательной статье о Случевском назвал его "поэтом противоречий" - и это очень точная характеристика мироощущения и поэтики изучаемого автора.

Творчество этого лщэика с его экспериментами и трагизмом долго оставалось за пределами внимания советского литературоведения. В 40-е годы можно отметить лишь рецензию Б.Брштаба на сборник стихотворений К.Случевского, изданный в,малой серии "Библиотеки поэта", а в 60-е годы - вступительную статью А.Федорова к книге избранных произведений этого автора.

Зарубежные исследователи ( Д .Чижевский, Г.Мейер, В.Ильин, С. Маковский) уже в 50-е - 60-е годы нашего столетия проявляли значительный интерес к лирике забытого поэта. Однако работы, принадлежащие критикам русского зарубежья, были посвящены, главным образом, мировоззрению Случевского, обоснованию его пессимизма и анализу религиозных цротиворечий. Проблемы поэтики оставались в стороне.

В 70-е и-80-е годы XX века, когда в советском литературоведении р.езко. .возрос, интерес-К поэзии "переходных" эпох, появилось около .двух десятков статей, посвященных анализу лирики К.Случевского, сопоставлению его творчества с произведениями Ф.ГД.Достоевского, Ф.Тютчева, Н.Некрасова. Шли защищены.две кандидатские диссертации -.по творческой биографии поэта ( Т.П.Маэур) и о жап-рово-тематпческш своеобразии лирики К.Случевского ( O.B.Miipoirim-ковой ) .

Метрика .и.ритмика К.Случевского были описаш стиховедами Дж.Бэйли и М.Л.Гаспнровым.

^ Волжанов Д. 0 форме стихотворений Случевского //Искусство.-

1883.-№2 8.-С.321. 3 Андреевский С.А. Внрогдепво риФ.м // Литерат.очерки.-C1W.1W2. - С .462.

Научная новизна предлагаемой диссертации определяется следующими моментами:

1. Способы моделирования "чужого" сознания и специфика поэтического языка К.Случевского впервые являются предметом специального исследования.

2. В работе предлагается новый подход к изучению многоголосых стихотворений и дается типология таких произведений, основанная на различной степени отчужденности реплик персонажей от авторского монолога.

3. В работе впервые рассмотрена поэтика последних произведений К.Случевского. До настоящего времени стихотворные цикли "Загробные .песни" и "В том мире" не вызывали интереса у советских исследователей и считались не имеющими художественной ценности.^

4. В диссертации осмыслены роль и место К.Случевского в осуществления процессов .прозаизации и полифонизацви русской лирики.

Материалом для исследования послужили лирические стихотворения К.Случевского, опубликованные в собрании сочинений этого автора в 6-ти томах, а также вышедшие отдельными..книжками в 1683-1903 годах. В ряде случаев удобнее было пользоваться сборником избранных произведений (Большая серия "Библиотеки поэта", 1962;.

Учитавая тот факт, что Случевский "относится к типу писателей, для которых главным в творчестве является не развитие, а позиция, система ценностей"® и принципиальное нежелание автора датировать свои стихи, ми отказались от хронологического метода

изучения особенностей поэтического "голоса" К.Случевекого и.....

предпочли струетурно-типологический.

При изучении моделей "чужого" сознания и особенностей способов прозаизации в поэзии К.Случевского привлекаются сравнительно-типологический и историко-генетический аспекта исследования.

Сравнительно-типологический аспект изучения предполагает анализ поэтического "голоса" К.Случевского на фоне общей картинн развития русской лирической поэзии второй половины XIX века; для

Назовем, например, диссертацию О.В.Миротпикок>й о лирике Слу~ ч елского.

я Штроииткова О.В. Лирика К.Случевсвого уанропо-темттеское своеобразие : Дисс.,.кяип.^л.няуг.-Л, 1РЙ.-<3.Рй

этого привлекает«! Лирика Полонского, Майкова, Фета, Апухтина, А.К.Толстого и особенно Не1фасова, чей вклад в полифонизацию и прозаизацшо поэзии был наиболее значительным.

Историко-генетнческий аспект исследования проявляется в том, что поэтика К.Случевокого, роль этого автора в процессе прозаизащш лирики рассматривавтся с учетом реформ Пушкина в области стихотворной речи, а также проецируется на творчество представителей последующего периода развития русской лирики -символистов и футуристов.

Методологическую и теоретическую основу предлагаемой диссертации составляют работ Б.О.Кормана, М.М.Бахтина, Л.И.Тимофеева, В.В.Виноградова, а также другие литературоведческие и лингвистические исследования, посвященные проблеме автора и процессу прозаизации русской лирики.

Целью предлагаемого исследования является изучение особенностей поэтического "голоса" К.Случевокого. В связи с поставленной целью решаются следующие задачи:

1. Анализ различных моделей "чужого" сознания в лирике К.Случевокого.

2. Создание типологии многоголосых лирических произведений.

3. Выявление художественных функций прозвизмов в лирике К.Случевокого, исследование роли различных лексических пластов в построении поэтической модели мира изучаемого автора.

4. Рассмотрение основных разновидностей отклонений стихотворной речи Случевского от литературных языковых норм и раскрытие худо-жествешюго эффекта подобных "ошибок".

5. Сопоставление особенностей поэтик Некрасова и Случевского в целях выяснения значения каждого из авторов в процесса:: поли (Тонизация и прозаизации лирики.

Практическая ценность диссертации заключается в том, что материалы и положения работ могут быть использованы при дальнейшем изучении поэзии К.Случевокого, в общих курсах русской литературы XIX века, при разработке спецкурсов и спецсеминаров.

Результаты исследования будут полезными для тех, кто занимается проблемой форм выражения авторского сознания в стихотворном тексте, а также вопросами традиции и новаторства в русской поэзии.

Новый подход к изучению многоголосых произведший п нррггло-

женная типология в силу своей универсальности могут быть применены при анализе поэзии различных авторов.

Апробация работы осуществлялась посредством публикации статей и тезисов докладов по теме диссертации, отдельные разделы предлагаемого исследования обсуждались на заседаниях кафедры русской и зарубежной литературы и ежегодных научных конференциях профессорско-преподавательского состава Алма-Атинского государственного педагогического университета имени Абая, представлялись на всесоюзную межвузовскую конференцию "Проблемы стиховедения и поэтики", проходившую в городе Алма-Ате в 1990 году и республиканскую конференцию молодых ученых - КазГУ, Алма-Ата, 1990 г. По. материалам данного диссертационного исследования разработан спецкурс "Русская поэзия второй половшш XIX века", он читался в 1981 году на филологическом факультете КазПТУ им. Абая.

СТРУКТУРА И ОСНШНШ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Поставленные цели и задачи определили структуру диссертации. й;в состоит из введения, двух глав и заключения. Список литера-тури содержит 151 наименование. Общий объем исследования - 1(3 страницы.

Во введении поставлены проблемы исследования, обоснована их актуальность, дат краткая историо1рафия вопроса, выявлена оте-пень новизны темы и подхода к ней.

В первой главе - "Способы моделирования "чужого" сознания в лирике К.Случевского" - описаны встречавшиеся у изучаемого поэта способы отражения в художественном тексте точки зрения, отличной от авторской. Для сопоставления привлекается лирика различных поэтов второй половины XIX века - Некрасова, Майкова, Полонского. Особенное внимание уделено творчеству поэтов 60-х годов XIX века, в частности, Апухтину, во многом идугяему в своих творческих; исканиях пяраллелыю о К.Олученским.

В § 1 рассмотрена "ролевая" лирика К.Случевского, "Ролвкле" произведение - это попеть чужого сознания, наиболее полно отра-ютпдп точь7 зрения, ототчную о» авторской. Хотя п "долине о тихо-тгорения и пьуоубьек'нш, основной объем текста дйн "с голоса" п^рг!она)«а, а позиция ят-торр скячнп«тоя и названии, п рр/далоте-

нии материала и.т.д.', то есть голос поэга находится как бы "за кадром". У К.Случевского выявлено два основных вида "ролевых" произведений:

1. "Сказы" - лиро-эпические стихотворения с "разверцутш сюжетом. "Говорящий" сообщает о себе некоторые биографические данные - -чаще всего профессию и социальное положение. Рассказ героя - это речь произнесенная, .и поэтому она насыщена разговорной лексикой и синтаксическими.конструкциями разговорного типа, здесь допустимы отступления от нормативной грамматики. Подобные стихотворения имеют названия, э которых обозначен "говорящий": "Церковный сторож", "Мемфисский жрец", "Ерави".

2. Лирические стихотворения, в которых "говорящий" занят самоанализом или самооценкой; событий в таких произведениях практически нет, сюжет также отсутствует. Читатель очень мало получает биографических сведений о лирических персонажах; ситуации, в которые попадают герои - невеста в гробуМефистофель в пространствах - условны и символичны. Б эту "ролевую" группу входят произведения "Невеста", "Из чужого письма", "Мефистофель в пространствах" и "Рецепт Мефистофеля". Первые два из названных стихотворения написаны от лица девушек, вторые два - "с голоса" Духа Зла. Однако лирические персонажи всех этих, произведений принципиально отличаются друг от друга. Б стихотворении "Невеста" героиня - уле умершая девушка, в которой чудом сохранилась способность воспринимать и оценивать окружающее. Причем прсизвед&-ние лишено шористической окраски, как в гейневских текстах подобного типа. "Чужое письмо" - вполне традиционный образец "женских" любовных писем в русской лирике XIX .столетия. Два Мефистофеля также совершенно не похожи друг на друга. Б "Рецепте Мефистофеля" лирический персонаж злобен, коварен, желает человечеству только гибели и страданий. Дух Зла. в стихотворении "Мефистофель в пространствах" - фигура неординарная. Он по-своему любит людей, обличает пошлость и газ с то кость современного ему общества, очень, скучает, потому что в мире почти не осталось Добра, и ему уже совсем не с чел бороться. Этот Мефистофель в большой дружбе _с лирическим героем цикла, они как бы клесте делают и хорошие,, и плохие дела, смотря по настроению и ситуации.

Б обеих грушах "ролевых" произведений "говорящие" "отчу»-денм" от актора по нескольким параметрам, и "ролевой" статус

названных текстов не вызывает сомнений.

В поэзии.этого автора есть и стихотворения, которые можно назвать "псевдоролевыми". Лирический герой произведений этого типа находится в крайне нетипичной, а то и невозможной для автора ситуаций - пашет и боронит, как в стихотворении "Горячий день. Мой конь проворно..."; тянет невод с рыбаками - "Вдоль Наровы ходят волны..."; собирается рубить лес и строить терема да гробы - "Запевка". Лирический строй и образная система подобных текстов слегка стилизованы под "народные", но философские обобщения, к которым приходит лирический герой, "выдают" принадлежность стихотворений к плану авторского сознания.

Анализ "ролевой" лирики К.Случевского демонстрирует большое разнообразие лирических персонажей в творчестве аюго автора, что, в своп очередь, свидетельствует о широте интересов поэта, о его способности учитывать "чужие" точки зреют и воспринимать мир во всей его сложности и противоречивости.

§ 2 посвящен проблеме соотношения "чужого" слова и "чуао-го" сознания в лирических текстах. Выделяют две разновидности чужой речи: цитата и "чужое" слово, взятое из неотграниченной речи"(В.Волошннов) . Анализ показывает, что цитата в творчестве Случевского не является моделью "чужого" сознания. Несколько случаев перефразированных цитат и многочисленные "знаки" ( термин З.Г.Минц ) "чуних" текстов относятся к плану автора. "Чужими" словами, взятш.ш из неограниченной речи в .поэзии изучаемого автора являются просторечия. При выяснении, принадлежат ли они авторскому сознанию или "голосу" персонажа, каадый раз необходим тщательный текстовый анализ.

Так, стихотворение "На волжской ватаге" начинается лирическим монологом героя, который выбрался на природу с благим желанием "опростаться", пообщаться с народом, поговорить о его нувдах. В его речи заметно стремление использовать народную лексику - "поднесть", "ихний" и т.п. Однако рыбаки, встречам его недружелюбно. Попытка сблизиться с народом не удалась, но лирический герой не испытывает неприязни к проспи людям, не принявшим его. Он с коохщениш слушает, как прекрасно поит они,-отъехав поца-д-^е и освободившись от навязчивого х»>.1опытствч "барина". Да и ска герой стал тег.ерь самим собой, и его речь рернулась к литерятурнич норипм. Сч не боится ут, 'тто пго "не

поймут", не скова! в чувствах, в манерах, в средствах выражения - в, может быть, именно в этот момент гораздо лучше понимает сущность народную, чем если бы выпил с рыбаками из одной фляги.

На примере стихотворения "На волжской ватаге" показана одна из основных функций "чужого" слова в речи "от автора" в творчестве Случевского: просторечия в монологах лирического героя призваны показать его отрешение понять народ и быть понятым "простим" людом. Заслугой героя и поэта является осознание того, .что "ихний" .язык не решит проблему преодоления пропасти между ним и представителями социальных низов.

При анализе "многоголосых" стихотворений, которым посвящен § 3, проблема соотнесенности "чужого" слова и "чужого" сознания приобретает первостепенное значение.

В § 3 - "Типы "многоголосия" в лирике К.Случевского" рассмотрены различные способы подключения "чужих" голосов в русской поэзии прошлого столетия. Сопоставительный анализ лирики различных авторов второй половины XIX века позволил выявить четыре типа "многоголосых" стихотворений:

A. Аналог несобственно-прямой речи. В той части текста, где подключается план персонажа, субъект речи и субъект сознания

не совпадают.

Б. На фоне авторского монолога появляются грамматически не выделенные "чужие" голоса. Субъект речи и субъект сознания совпадают, но "говорящий" не назван.

B. На фоне авторского монолога появляются реплики персонажей, заключенные в кавычки, но "говорящий" так же не назван.

Г. Обычный способ подключения прямой речи персонажей: реплики грамматически оформлены, "говорящие" - обозначены. Рассматривая несобственно-прямую речь персонажа в лирике Некрасова (первый тип) , Б.Кормвн пришел к выводу, что "многоголосие" характерно для поэтики Некрасова и его "школы", а "чистые" лирики, по его мнении,.сосредотачивались на собственном мироощущении. Действительно, названный тип "многоголосия" чаще используется в стихотворениях с народной-тематикой.1 Это связано с особенностями несобственно-прямой речи, в которой чем ближе речь персонажа к.норме, тем труднее дифференцировать авторский и "чужой" голоса, а не с неспособностью лириков, но связанных с поэтичеспм лагерем демократов, учитывать точки зрения, отличные

от собственной. Это утверждение доказывается анализом большого количества стихотворных текстов К.Случевского, А.Апухтина, Я.Полонского, в которых использованы разнообразные способы подключения "чужого" сознания.

. ■ Рассматривая второй и третий .типы многоголосия (то есть подключение прямой речи персонажа без называния "говорящего",) в лирике А.Блока, Л.Тимофеев задается вопросом: были ли у великого поэта предтечи, применявшие подобную форму выражения авторского сознания. Одним из предшественников Блока в этом аспекте, безусловно, оказывается Случевский- В работе приведен анализ целого ряда текстов ( "Камаринская", "Ты не гонись за рифмой своенравной", "Здравствуй, товарищ!", "Петр 1 на каналах" и др.) , в которых указанное типы многоголосия встречаются либо в "чистом", либо в комбинированном виде.

Чаще ."блоковскив" типы многоголосия у Сдучевского сосуществуют в одном лирическом тексте, создавая постепенный: переход от авторской речи - через многоголосие второго типа - к более самостоятельным голосам третьего, типа. Или яе в.результате учета "чужой" точки зрения происходит интеграция голосов автора я персонажа - и появляется 1рамматкчески не выделенный голос "третьего понимающего". .. ■

К многоголосию четвертого типа ( то есть подключению прямой, речи с указанием "говорящего"^ часто обращались практически все русские поэт второй половши XIX века, Случевский в этом не являлся исключением.

Исследование показывает, что многоголосие может внполнять неодинаковые задачи у. разных авторов. Так у Некрасова "полифонизм, многоголосие становилось художественным, структурным выражением демократизма"®, а в лирике Случевского помогало созданию сложной и цротаворе'пшой модели мира. .

Герои Некрасова рассказывают о нищенском быте, о болезнях, о своей социальной обездоленности, в стихотворениях раскрываот-ся, чем и насколько драматична жизнь разночинца, мелкого чиновника, а главное - простолюдина. У Случетзского трагично вое вдро-

Ска топ H.H. Некрасов: Совремешшпя и продолжатели .-М, 190В, 0.110.

В предлагаемой диссертации, кок и в роботах Н.Окяточп, слова "многоголосие" и "тюлуЛюлиэм" ( тер:пт М.П.Бахтина ) и«--польэуотся как сяноничн.

устройство. Его крестьяне и рыбаки дахи менее несчастны, чем' люди образованные, так как.первые не задумываются о причинах своих лишений и. потому па страдают нравственно, а интеллектуалы вшуадеыы погибать сознательно, .понимая весь ужас - о ¡фукающей действительности. Народ занимает "раек" в театре жизни, а лирический герой - первые места, но именно.с первого ряда видно всю мишуру декораций и внятен истинный смысл, разыгрываемой трагедии/ "Голоса" из народа и из высшего света звучат у Случевского как из двух разных миров - "маю сказать, что чужих"7. Не то, чтобы "говорящие" никогда не слышат друг друга: "чукие" реплики влияют иа авторскую позицию, усиливают страдания поэта, углублшот его понимание драматизма жизни, но и лирический герой, и персона?® - бездействуют, ибо считают, что не в силах помочь ни другому, ни сшил себе, и выбирают смерть, безумие, пассивное мучение или мефистофел^кий сарказм.

Так полифонизм оказывается ватейшвм художественным приемом, определяю^! многие особенности поэтики К.Случевского.

В 5 4 - "Лирические "я" К.Олучевского" - проанализированы формы шрадания авторского "я" в трех стихотворных циклах изучаемого автора: "Из дневника одностороннего человека", "Загробные песни" и "В им мире". Лирические "я" названных произведений располагаются как бы на границе авторского и "чужого" сознаний. В "загробных" стихотворениях лирическое "я" медленно {¡двигается от лирического героя к лирическому персонажу, отчук-даяоь от земного взгляда на жизнь и противопоставляя сс-бя земному мироощущении.

Раоиолагая способы моделирования "чужого" сознания, рассмотренные в первой главе, но мере уменьшения .зависимости голоси персонажа от основного авторского монолога, лол^чяым следующую классификацию:

1. Лирические "я" "Дневника" и "загробных." цныюв. Й. Ыаогох-олосые стихочворешн - последовательно о

перюго но четвертой таи. 3. "ролецые" проиэвеценив.

Кяаьц - "Ирозикьацкя сп-.котг-орниа речи К.Случевского" ~ вот»Шг-нй изучен«* раздаччвх ансообо» "о«,>с»гшчиванин" лирики.

5 1 ~ мПр04.'.>Ч.'Н {флэьР&ШЗЯ ЛИрПКИ" - ГфИВОДРИЧ ОПрвЧ©-

' С >учк. с;^' :г 1 У"Ч--?ь.!;г и погш .-М-.!, И *'2 «1.

леняя "прозаизма", очерчены границы термина "прозаизация", описан авторский прдход к указанной проблеме и методика исследова-' ния стихотворной речи Случовского-

Под прозаизмамиобычно понимаются просторечия, научные тер-мшш л канцеляризмы - то есть, слова, "выдвинутые", на фоне тра~ диционной поэтической лексики. Однако процесс '.'опрозаичивания" лиршш осуществляется не только на лексическом, но и на других уровнях стихотворных текстов ( синтаксическом, метрико-риттличес-ком и прочих ), и только с помощью системного анализа можно получить .верное предетавление о специфике указанного процесса, о его художественных функциях в творчестве конкретного автора.

Любое отклонение от традиционных поэтических норм предполагает память об этих нормах. При анализе лирики К.С-чучевского необходимо учитывать как нарушения канонов классической поэтики, так и "выдвинутое ть" слова пли синтаксической конструкции за счет "тачечного"нарушения нормы конкретного текста.

§ 2 - "Художественные функции разговорной лексики в лирике К.Случевского" - представляет собой сопоставительный анализ роли этого Tima прозаизмов в поэзии Некрасова и Случевского. Исследование показывает, что изучаемый поэт в отличие.от главы демократического лагеря избегает в своем поэтическом творчество нелитературных просторечий - то есть слов, которые без художественных задач не могут встретиться в речи образованного человека ( "натрет", "врезались", "варган" пдр.). Б этом сказывается эстетическая позиция К.Случевского, отрицавшего необходимость имитации в поэзии безграмотности народной, речи, что делали представители "некрасовской школы". В прозаизарт поэтического языка К.Случевского из разговорной лексики основную нагрузку несут битовые слова а "просторечия литературные" ( термин О .П.Фалина^, то есть возможные дота в речи представителя светского общества XIX века. Основными хулспественньмц функциями разговорных прозаизмов в лирике изучаемого автора являются оледушие: . А. Передача хгфжтерологических особенностей "голосов" лсрсоня» я»й. ("На волжской ватаге", "Церковный сторон", "Кгмарянская" и др.)

Б. Использование этого лексического пласта в целях зарисовки картин из народной жизни ("Кек красных маков раскидало.. "Стоит нпрод эп молотьбою...", "Саросилось. Месяц ходит..

а также большинство других стихотворений из циклов "Черноземная полоса" и "Мурманские отголоски*;).

В. Имитация непринужденного тона рассказчика ("Петр 1 на каналах", "На прогулке", "Все юбилеи, юбилеи..." и др.) Г, Демонстрация попыток лирического героя заговорить с народом на доступном языке ( "На волжской ватаге", "Здравствуй, товарищ! Подай-ка мне руку...", "Вдоль Наровы ходят волны..." и др.)

§ 3 - "Художественные функции научной терминологии в лирике К.Случевского" - определяет место и значение названного типа прозаизмов в стихотворно.: речи изучаемого автора.

Но количеству научных терминов, использованных в лирических произведениях,"К.Случевский оказывается безусловным лидером среди поэтов XIX столетия. Особенное внимание в данном аспекте привлекают "эахродлые" стихотворные циклы. В диссертации приведена таблица, в которой перечислены термины, использованные в цикле "В том ыире" и указано, существует ли у названного слова общеупотребительное и переносное значение. СлучеьсхшЙ применнет термины из различных областей науки - "столбняк", "мозашчок", "микстура", "логарифм", "фотосфера", "амальгамы" и многие другие. Бальшшотво терминов, использованных Случевским, имеют также и общеупотребительное значение. Если слово имеет и терминологическое, и нере'носное значение, то в поэзии Случевскохи обычно обыхрыватоя оба.®

Основной фуншией использования терминологии в лирике К. Случевехадго является имитации научного стиля; выводы, сделанные в таких ггроизЕецешшх, звучат как более обьекишные, преподносятся гак продукты разума, а не йдоциЛ. Дли мокелированин "голосов" персонажей термины С.щчевскш в поэзии не применялись.®

§ 4 - "Хуцоиастъшшй эффект использовании элементов бюро--крамтеского языка в лирике. К.Случевского" - содержит анализ функции канцеляризмов ь творчестве Случнвсього. В диссертации показано, что ают поэт был практически единственным из авторе»-. IU века, »;опо.ма;1Дм бир-сп-ратическиИ лат; не в целях сознания

® См., паи-•imp, упоцюгшш слона "оа-лжйшк" в отичонюронки

"l-hhk' a:" eon (Ч емк-ыике..." т цикла '"в -hw uijpo".

у гфслр К.Ои/чн.уг.'ли noi iuii цроааиз i.tr >г."ч»ако усохре&мл • cu. liiii i-ечя тчоопага-урчгто, r- n nto'iTH , ¿Mivw ■•• p р."--р.ч<- "'.{..•■•<......v .1е<:смг-;!м'п".

комического аффекта: для лирического героя Олучевсяого лексикон чиновника так яв естественен, как образное сгово художника, насыщенная научной терминологией речь ученого. Соединение в пределах одного текста поэтизмов и канцеляризмов демонстрирует столкновение различных точек зрения, противостояние двух эпох, противоречивость душевнох'о состояния героя ("Не в том беда, что разны состоянья...", "Где только крик какой раздастся иль стенанье..." и др.). Б ряде случаев канцеляризмы способствуют воспроизведению стиля деловых документов, чем тоже, как и в случяр научной терминологии, повышают ощущение объективности высказываемых сентенций.

§ 5 - "Место и значение фразеологии в лирике Случевского" - представляет соо'ой анализ художественных функций устойчивых словосочетаний в поэзии изучаемого автора. Исследование показывает, что (фразеология не играет болылой роли в данном итшоотиле. К.Случевский, в отличие от Некрасова, стремится деформировать фразеологизмы, которые встречаются в его .лирике: один из компонентов словосочетания.часто заменяется нетрэдициошшм синонимом ("ходить ходенем", "разводить лясы", "предаться пнтьта" и т. п.) .

Исследование лексического уровня показало, что выбор слов и устойчивых словосочетаний играет первостепенную роль в процессе прозаязащга лирики. Некрасов и Случевский оказывают предпочтение разним типам прозаизмов: поэт-демократ чаще обращается к просторечиям и лишь иногда - к канцеляризмам ( притом почти исключительно в сатирических стихотворениях), а "поэт противоречий" использует разные тайн прозаизмов в самых пнрвдоксальннх комбинациях и в произведениях с любой тематикой. .

Сам процесс прозаизапии стихотворной речи у' двух названных авторов преследует разные цели,.Если.в поэзии Некрасова разговорная лексика служит для освоения социальной темы - для моделирования "голосов" персонажей,, для демократизаций монолога .лирического героя, то для Случевского просторечия, тррмшш и канцеляриями вря! своей внлвЕнутостью не Фоне традиционно-поэтической лексики. Стилистический диссонанс, возшишщий в розулмпто «!?ргмедейст1<ия даозяизкоя и поэтизмов передает ощущение длегяр-мочичноуп!, иротигоро'П'Л'ости мироощущения человека и поэта перо-а>пнЫ1 ~похи. ъояипкнотжо » тркстр стилпстичесгл МПрИГООРППИМ*

но означает яоят» тотгоя "голосов" уччЛпго, пляовчпгп, и рос-

толщина, стихотворение представляет собой, как бы интерференцию ¡шсколъеих мироощущений, каждое из которых цо-свое^ трагично.

Таким образом, если заслугой Некрасова общепризнанно является рашшрение доэтпчесюто словаря, то Случевскому принадле-ыт важная роль в раскрытии художественного эффекта стилистических диссонансов.

В § 6 - "Способы прозаизации поэтического синтаксиса" -показано, как с пшоааю определенных типов синтаксических конструкций в поэзии Случевского осуществляется имитация особенностей,с одной стороны,-разговорной речи, с другой стороны,-с-ткдя делошх документов, научных трактатов и повествовательной прозы. В этом параграфе приведен большой обьем материала, иллюстрирующего прозаизации синтаксического уровня поэзш Случево-кого. Наиболее характерным для лирики изучашого поэта в этом аспекте является его стремление писать "как думает, как говорит", то есть фиксировать сам процесс рождения мысли. При обоих типах врозаиаации - разговорном и книжном - важнейшим оказывается худоияственши прием "ошибок" - различных отступлений от нормативного синтаксиса литературного языка.

§ 7 - "Ошибки" в поэзии К.Случевского" - содержит описание других видов отклонений стихотворной речи изучаемого поэта от норм литературного языка: тавтологических повторений, неверных удереяий, введения апострофа на месте редуцированных глас ных. Все эти художественные приемы, по нашему предположению, являются своеобразным способом имитации "неотылифованносга" устной разговорной речи, то есть могут рассматриваться как метод прозаизации лирики.

Заканчивается глава 2 параграфом 8 - "Другие способы прозаизации ларики", в котором рассмотрен процесс прозаизации иа ыетрико-ришйчеокш и фирменном уровнях стихотворного текста. Анализ показывает, что в аспекте стихосложения К.Олучевский бил не столько реформатором, сколько продолжателем классических трдаиций, Ирозвизания стиха у этого поэта осуществлялась, главным образом, ав счет удшшшя строю и организации "уетгелен» кого" ривча с помоги большого количества еверхсхемннх ударении.

Р^ы;« К.С'$ч>>*:оггт:> - бшаадш, якю пиктельнке ри1»ш -ркдкк, рчрчь ^тгмн«, почти кет дмсе г-пожвс ург^ипшол^»' усеченных. Дйт'И'Л!' р рп-|»'п, которая *«'нули " чирк к*. со

спиши Некрасова и стала ассоциироваться с народной поэзией, не занимает большого места в лирике К.Случевского. "Гейневский" ' способ рифмовки с холостыми нечетными строками, то есть частичный отказ от рифмы, встречающийся во многих произведениях изучаемого автора, едва ли можно трактовать как способ прозаиза-цив лирики, а полностью нерифмоваште стихотворения для Случев-ского нехарактерны.

Стиховеды отмечают упрощение и оскудение строфических форм у русских поэтов 60-х годов XIX столетия; и Случевский в этом аспекте не был исключением.

Итак, стихотворная техника К.Случевского не отличалась новаторством, но сама исчерпанность классической рифля, традиционных метров и ритмов свидетельствовала о том, что "на пороге новая эпоха обновления стиха"*®.

В "Основных выводах и заключении." подведены итоги исслетго-вания. В результате анализа лирики Случевского. установлено, что несмотря на декларативное неприятие поэтики Некрасова и его "школы", этот автор во многом шел в своих творческих, поисках параллельно с главой демократического-лагеря, внося и собственные новаторские художественные приемы,. способствовавшие прочее-, сам полифокиззции и прозаизации-лирики. Однако если, у Некрасова "чужое" сознание и "чужое"-слово служат демократизации стиха, освоению социальной теш, то у Случевского многоголосие и стилистические диссонансы призваны создать поэтическую модель всего мироустройства - слогячого, дисгармоничного, драматичного. Трагическое и пессимистическое мироощущение было свойственно лирике "безвременья" вообще, но оказалось наиболее ярко выраженным именно в вдиостиле К.С луч ев с ют го.

По теме диссертации опубликованы следующие работ:

1. К.Случевский и А.Блок (к постановке вопроса} // Проблемы преемственности в литературном процессе .-Алма-Ата ,1985.-0.96-104

2. К изучению поэтического "голоса" Случевского // Проблемы стиховепения и по этики .-Адаа-Ата ,1990 .-0.14-22.

3. Типы "многоголосия" в лирике К.Случевского // Наука в упобита процессе .-Алма-Ата, 1990.-ч. 1.-0.123-124.

м) ГясйКро» М.Л. Отпж истории русского стиха.-Ч. 1Ш4,0.205.

Ь ¿ирычсокое "н" "загребши" циклов К-Случевского // Тезисы ыекьузоымгай кшферешши молодых ученых и специалистов КазГУ вы. Кирова .-Ашн -Л'га,1590.~ч.2 .-0,28. Ь, "Ш^исю^ль" К.0 л/невского ( поэтика лирического цикла) // Оашшша худолествешюго текста.-Алма-Ата, 1991.-0.42-51.