автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему:
Поэтика лирического цикла (на материале армянской и русской поэзии конца XIX - начала ХХ вв.)

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Акопян, Левон Георгиевич
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Ереван
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.03
Автореферат по филологии на тему 'Поэтика лирического цикла (на материале армянской и русской поэзии конца XIX - начала ХХ вв.)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Поэтика лирического цикла (на материале армянской и русской поэзии конца XIX - начала ХХ вв.)"

ЕРЕВАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи

АКОПЯК ЛЕВОК ГЕОРГИЕВИЧ

УДК 891.981.09

ПОЭТИКА ЛИРИЧЕСКОГО ЦИКЛА, (на материале армянской к' русской поэзии конца ХП-лачала XX к.)

Специальное!!ь: 10.01.03 - Литература народов СССР

■ (армянская литература)

10.0Г.08 - Теория литературы

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

ЕРЕВАН - 1992

Рзосза ниполнано. но кагёдре засуйжоЛ ,"кг«ри«урь и ¿¡яор-иурк лргсшохаю госудаос-икилогс у^клсро:^^^а.

.иькалннн

павдиаз отун дЛШВДПН СЛ.

Зсзукак оргавкзацак - Зоавгзсхий гссу-арсзззикЕй

■¡иострпш^ьз ЯЗЫЙЭ:-. ЕК. З.Я.БрЖСОйс

дассар1о.ц;:»: сосгокгсь -

г.

з *<~с. яг засодшиг Сподайлизироглыгсго ?огс:=г.

Д.С05Л0,.01 пс зй^ие зкссер1йцак зо1;еьаи«е ./чекой сгшгнз доктора фхлсгогнчссхйх ааул- идл л^'гоуахуры ицгли;

¡¿„¿бсгя>;а АН ?А.

Адрес Спвжалнзкрогаеногс созоха: 375015, Ерсиь, ул. Грхгор Луеазор-!», 15.

О гмееертэдйой «озжо оззакокасйок 2 •зкбдко^еиз аао-туяа.

Д932 года

Автореферат разослав

Ученый сакрвгарь Специализированного совега, кандидат филологических .

наук „.;' . *о V$ А.М.Вартанян

Поэтика лирического цикла я?к литературоведческая проблема, впервые поставленная з 30-х гоках в зарубежной науке, т, иастопцее время перевивает период интенсивного развития, а особенности благодаря исследования:! отечественных литературоведов. Возросший интерес ученнх к лврическоау циклу, наметившийся к последние три десятилетия. обусловлен как обциш) процессам:: развития науки з целом, так и тенденциями развития филологических ДИСЦИПЛИН.

В числе первых следует отметить прочно укоренявшийся в теоретической !:нсли второй полояинь: XX века и прониивмйсг! чд-ва ли ке зо всех областях человеческого знании принцип так на-эываекого "системного повода". Эта обтонаучная тоялвицнз кривела к зоэшпгаовеяих в середине взкз новой науки, оснозэпиой преимущественно на ксицептуамьяом аяпорат® теории ¡дкшеав к математической логики - общей теория систем. Прздуего.ч кз^епля этой уездисщшяаяариой хотахеорш яяяиогоя яввдоо?иче ш^ег'рс-тквнпе сзойстзз объема а вшезтеме ого ¡шдичяах к

структуры" (В.Н.СадовониХ).

Другим фактора:«, определивши интерес исследователей проблемам циклизации слод^от считать характерное для современного периода развития ряда гуманитарных наук обращение к изучению различных аспектов теории" текста, зо многом определившее нынелнее состояние не только лингвистики, но и примыкающих к ней дисциплин семиотического профиля.

Помимо этих общих тенденций развития научной мысли, необходимо назвать и сугубо внутрилитературные стимулы, побудившие исследователей обратиться к проблемам лирического цикла, среди которых следует, в первую очередь, отметать обстоятельства, продиктованные чисто практическими задачами. В процессе исследования творчества целого ряда поэтов конца 11Х-яачала XX веков выяснилось, что многие аспекты их творчества можно интерпретировать лишь в целокупности контекстов, з которых реализуется тот или иной поэтический текст и которые в существенной мере обусловливав? и предопределяй! смысловую систему данного поэтического текста.

Впоследствии стало очевидный, что помимо сугубо практических задач интерпретации, лирический цикл сам по себе ставит много вопросов не только историко-литературных, но и теоретических. В связи с этим существенно расширилась тематика иссле-

дований по лирическому циклу и наметились основные его проблемы«

Актуальность диссертационной работ определяется, в первую очередь, особенностями современного состояния изучения проблем поэтики лирического цикла, характеризующегося лреиму-цесгвевньш вниманием к имманентному анализу конкретного лирического цикла, либо историко-литературному исследованию корпуса лирических циклов данного автора или определенного литературного периода.

Настоящая работа представляет собой опыт теоретического изучения некоторых общих проблем поэтики лирического цикла, связанных с аспектами ыектекстовых взаимодействий. Эта проблема представляется весьма актуальной, так как будущее построение общей теории лирического цикла в существенной ».ере необходимо должно основываться на исследовании механизмов внут-рицикяовых аезгаекстовкх взаимодействий.

Актуальность работы определяется и тем обстоятельством, что впервые в армянском литературоведении лирический цикл ЗЛаренца "Страна Огня" рассматривается как единое целое, что позволяет заявить такие глубинные пласты этого произведения, лотовые отнюдь не очевидны при анализе отдельных поэтических текстов, составляющих цикл "Страна Огня".

Целью диссертационной работы является;

а) выявление критериев цикличности, позволяющих отграничить лирический цикл от сопредельных литературных явлений;.

б) изучение механизмов меатекстовых взаимодействий, обусловливающих целостность и единство лирического цикла;

з) изучение закономерностей, определяющих смысловые трансформации в системе поэтического текста, обусловленные цикловым контекстом;

г) разработка-и уточнение концептуального аппарата, позволяющие адекватно описать лирический цикл как специфическую жанровую форму;

д) практическая реализация теоретических положений на примере анализа конкретного лирического цикла.

Методологической основой работы являются фундаментальные положения теоретической поэтики, в частности, теории поэтического-, языка, а также;лингвистики, текста, выработанные в отечественной и зарубежной науке. : д *

Материалом исследования были выбраны лирические циклы армянских; и русских поэтов конца Х1Х-начала XX веков. В связи с тем, что работа носит преимущественно теоретический характер, выбор анализируемых лирических циклов предопределен репрезентативностью иллюстративного материала.

Новизна научного подхода в диссертации выразилась з том, что впервые предлагается такое описание лирического цикла, которое основано на изучении аспектов смысловых взаимодействий поэтических текстов, составляющих лирический цикл, а такие на выявлении механизмов этих взаимодействий, рассматриваемых в перспективе более общих проблей соотношения текста и контекста.

Теоретическая значимость работы состоит в следующем:

1. Выявляется ряд представляющих теоретический интерес проблем, которые ставит перед исследователем лирический цикл и которые можно изучить лишь на основе этой аанровой формы.

2. Исследуются механизмы иеатекстовьк взаимодействий в системе лирического цикла, а тагае смысловые трансформации поэтических текстов, обусловленные наличием циклового контекста.

3. Предлагается новое определение лирического цикла, позволяющее четко идентифицировать это жанровое образование к выделить его из ряда других, сходных с ним форм организации текстовых массивов.

4. Уточняются некоторые традиционные понятия, определяющие лирический цикл, в той числе такие основополагающие, как "контекст", "связность", "повтор" и другие, а также вводятся новые для поэтики лирического цикла параметры: "валентность", "взаимообусловленность", "дополнительность", !1надцикловой смысловой комплекс" и другие.

Тем самым з работе предпринята попытка, с одной стороны, дальнейшей разработки и расширения метаязыка для описания лирического цикла, с другой - уточнения объема и содержания самих терминов, что обусловлено привлечением их к описанию нетрадиционных для этих терминов явлений сверхтекстового уровня.

5. Предлагается методика имманентного анализа лирического цикла, основанного на изучении не самих поэтических текстов, а тех смысловых взаимодействий, которые возникают на межтекстовом уровне и определяют смысловую систему цикла как целого.

Практическая ценность работы заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы при толковании и ко-

8ь«ч«!|(0йанй» логл'ическкх текотоь и лир««оаках цвк>ог, о тадага ь xi'oûùok;ïx lîjpuax ïcoo.a; a;nùp.-iïyp';s ucïopiiK армянской v, pyc-сйсГ; »¡¡.«(Лма'лш кояцц ZIX-«.i4oka XX чеков « г сновальных кур~ (вкШчаДОХ) Гк> rtOSXi.HèOivOlû ÎCKCÏ& », oinacïa,

эпровииганл v.a заое^ьимл сектора зеорг.» ра*уры ¿¡ни^лу^. лдеедоуры »k. ».¿бегш* Aîi FA (ноябрь, I99Ï Oosouaiii« ао.го.чоь»н а ¡эзульть кокглдаьалксь на дународной цаучнс-ушоднческой конус ран ц;;;: "ПроЗдсац изучения художественной л»1«ера?*ры ь конгсжие cosescsol; ¡;уд7.гурьг" (Ленинград, 1359}, на Всоеоп.зноП научной конференции "Семантические » коиаушйативные icasewpw текста (типология я Функциокя-розаяие )" (Брелан, 1990), »ь ЛИ республиканской сессии молодых научны;«, сотрудников м ашырзнтов Института литературы ни. М.Абегяна АН Âpa.CCF (Ереван, IS66), на республиканской научно-методической конференции "Актуальные проблемы обучения русскому языку в гузах Армянской ССР,! (Ереван, 1987), на научной конференции профессорско-преподавательского состава и аспирантов Ереванского государственного университета (Ереван, 1988).

Публикации. По материалам диссертации опубликовано 5 работ.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

СОДЕРШШЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность диссертационной работы, определяются цели и задачи исследования, отмечается научная новизна, а также теоретическая и практическая значимость.

В первой главе ("Лирический цикл: проблемы объема и содержания термина") представлен аналитический обзор различных точек зрения на природу цикла (Л.Я.Гинзбург, Э.М.Джрбашян, Л. де Мадариага, Я.Славиньский, Л.И.Тимофеев, Дж.Шипли), а также целостных концепций лирического цикла (14.Й.Дарвин, Л.Е.Ляпина, Х.М.Масгэрд, Й.Мюллер, М.Л.Роузентал-С.М.Галл, В.А.Сапогов, И.В.Фомэнко).

Аналитический обзор существующих концепций, лирического цикла преследовал двоякую цель: сопоставительное изучение' раз-

личных точек зрения на природу и сущность этого жанрового образования и выявление круга проблем, определяющих современное состояние изучения поэтики лирического цикла.

Относительно первого из выделенных аспектов приходится констатировать весьма широкий разброс мнений как на природу лирического цикла, так и на содержание самого термина. Следует согласиться с У.Н.Дарвиноы, предложивший условное разделение всего многообразия подходов к определению лирического цикла на "широкий" и "узкий". Разница между ними заключается в том, что "для первого ("широкого") определения слово цикл вообще .. служит синонимом любой близости или родства каких-то рядом стоящих произведений. Для второго ("узкого") определения лирический цикл есть нечто такое, что сблияает его с самостоятель-

т

ньш целостным произведением".

Вторая цель заключалась в определении тех недостаточно разработанных проблем поэтики лирического цикла,, изучение которых будет способствовать построению его общей теории. Исследование одной из них - проблемы межгекстовых, взаимодействий з системе.лирического цикла ~ предпринято з данной работе.

Аналитический обзор позволил выделить наиболее важные и бесспорные параметры цикличности и методом.попагового расширения семантики термина представить своего рода аксиоматику ли~ рического цикла, на основании которой было проведено дальнейшее исследование.

Во второй главе ("Структура лирического цикла") лирический цикл рассматривается как целостная система, состоящая из определенного множества подсистем (поэтических текстов).

Всякая система задается двоякого рода отношениями: а) отношение "элемент-—система" и б) отношение "элемент——элемент". С точки зрения наших задач эти отношения моано представить как: а) взаимоотношение меаду отдельным поэтическим текстом и лирическим циклом.как целостным единством; б) взаимоотношение между поэтическими текстами, составляющими лирический цикл.

Первое из указанных отношений рассматривается в перспективе более общей проблемы соотношения текста и контекста.

1Дарвин М.Н. Проблема цикла в изучении лирики. -Кемеровог Изд.Кемеровского гос.университета, 1983. - С. II.

Контекст некоторого текста являет собой множество реальных к ассоциативных связей языкового и внеяоыкового порядка, представляющих собой комплекс внешних по отношении к тексту необходимых и достаточных условий для адекватной сеаантизации данного текста. Связи эти являют собой спиралеобразно расширявшуюся иерархическую систему, вовлекающую текст в различного рода контекстные отношения, в разной пере удаленные от данного текста.

Всякий художественный текст изначально ориентирован на многочисленные разноуровневые и разнопорядковые контексты, в которые погружен тот или иной текст - от минимального контексте. произведения данного автора, имеющих хронологическую, образную-, тематическую, жанровую и прочую общность, вплоть до максимального контекста мировой культуры. Множество всех этих реальных и потенциальных контекстов образует тотальный контекст даниого текста. Очевидно, что понятие "тотальный контекст" есть, скорее, абстракция, отракающая больше потенциальные связи текста с внетекстовыми соотносимыми данностями, чем реальные, так как актуализация этих связей воспринимающим сознанием имеет более или менее относительный характер и в.целом предопределена культурной компетенцией реципиента.

Лирический цикл являет собой уникальный в определенном смысле объект, применительно к которому решение поставленных выше вопросов не столь очевидно.

Лирический цикл представляет собой систему, состоящую из некоторого множества текстов, которые вступают друг с другом в определенные взаимодействия на мектекстовом уровне и образуют гомогенное во многих отношениях единство более высокого порядка - "сверхтекст".

Будучи целостным единством, в сущностных чертах своих совпадающий с текстом, лирический цикл изначально ориентирован на множество культурных контекстов, реально или потенциально функционирующих в данном социуме. С этой точки зрения нет принципиальной разницы меяду отдельным поэтическим текстом и лирическим циклом.

Сложнее обстоит дело с текстом-компонентом лирического цикла. Поэтический текст, входящий в состав лирического цикла, отличается от "изолированного" поэтического текста тем, что, в отличив от последнего, он характеризуется двойственность» сво-

его онтологического статуса.

С одной стороны, поэтический текст, входящий в состав лирического цикла, представляет собой целостное и завершенное художественное произведение, обладающее всеми признаками, характерными для изолированного поэтического текста.

С другой стороны, вовлеченность поэтического текста в структуру лирического цикла предопределяет некоторые изменения как в плане смысловых реализаций его, так и в плане актуализации контекстных отношений. Суть этих изменений заключается в том, что поэтический текст, включенный в структуру лирического цикла, находится в сильной зависимости от других текстов данного циклового ряда. Зависимость эта проявляется в том, что цикловой ряд накладывает определенные ограничения на экстенсивное расширение контекстных ориентация данного текста и предопределяет интенсификацию ментекстовой когезии, а следовательно - внутрицикловых контекстных проекций.

Поэтические смыслы, порождаемые лирическим циклом, не складываются из сумма поэтических смыслов каждого отдельного текста. Следовательно, ни один текст сам по себз не может заключать в себе поэтические смыслы лирического цикла. Они порождаются лишь взаимодействием.смыслов взаимозависимых поэтических текстов.

Это обстоятельство предопределяет специфику контекстных отношений этих текстов, проявляющихся, с одной стороны, в тенденции к функционированию в качестве самостоятельного поэтического текста и непосредственной ориентации на тотальный контекст; с другой стороны, наличие циклового окружения накладывает известные ограничения на свободу контекстных реализаций поэтического текста, диктуя ему преимущественную актуализацию тех смысловых аспектов, которые специфичны для всего цикла, и, наоборот, редуцируя аспекты, которые для цикла неактуальны,- хотя я имманентна данному поэтическому тексту. Отсюда - опосредованность ориентации циклового поэтического текста на тотальный контекст, предопределенная ближайшим цикловым контекстом и осуществляемая сквозь призму этого контекста.

С этой точки зрения в работе анализируются контекстные проекции стихотворения А.Блока "Ночь, улица, фонарь, аптека...", рассматриваемого как изолированный текст и как текст-компонент лирического цикла "Пляски смерти".

Как изолированный текст это стихотворение соотносится с широчайшим пластом европейской и восточной философии и литературы (в частности, медитативной лирики), разрабатывающей тему бренности мира и бессмысленности жизни.

Рассмотрение зтого же поэтического текста в контексте ли-ческого цикла "Пляски смерти" позволяет обнаружить некоторые изменения б семантической системе стихотворения, порождаемые цикловым контекстом.

Так, заглавие цикла отсылает к широко распространённой в средневековой Европе культурной традиции "плясок смерти", представленной в изобразительном искусстве и литературе Х1У-ХУ веков. Однако сравнение блоковского цикле с испанским изводом "плясок смерти" (ХУ в.) позволило установить, что, несмотря на некоторые совладения, картина мира средневековых, "плясок смерти" и картина мира блоковского цикла различны. Гораздо большую общность лирический цикл "Пляски смерти" обнаруживает с другой древней традицией - видениями потустороннего мира, особенно распространёнными в западноевропейской литературе Средневековья, истоки которого прослеживаются с эпохи античности (Лукиан), а такте и более древних эпох (египетская "Книга мёртвых").

Таким образом, лирический цикл представляет собой сложное диалектическое единство, в котором действуют две взаимосвязанные, но противоположно направленные силы. Первая из них -центростремительная - проявляется в тенденции к интеграции . лирический циклом поэтических смыслов каждого отдельного текста. Вторая сила - центробежная - заключается в стремлении каждого отдельного поэтического текста к функционированию в качестве самодостаточного и самоценного целого, свободного от ограничительных рамок циклового контекста.

Другая проблема, изучаемая в данной главе, - это проблема межтекстовых циклообразующих связей.

Рассматривая лирический цикл как некоторое множество взаимосвязанных поэтических текстов, тем самым констатируется наличие в структуре цикла не только явно выраженных его компонентов, то есть поэтических текстов, но и менее очевидных составляющих, каковыми являются меатекстовые связи, представляющие собой множество всех формальных и семантических отношений, которые возникают между поэтическими текстами в преде-

лах данного циклового пространства.

Таким образом, цикл, состояний из двух поэтических текстов (двумерный цикл), содержит в себе следующие компоненты: Тт Т2 и отношение Р , связывающее эти два текста.

По признаку интенсивности реализации межтекстозых связей выделяются три степени связности лирического цикла.

Максимально связный цикл - это цикл, в котором каядый отдельный поэтический текст связан непосредственными отношениями Рр.ьРд со всеми другими текстами данного цикла. Эта разновидность представляет собой некоторую идеальную модель с полным набором отношений. Всякий лирический цикл иеобходило ориентирован на эту идеальную модель, в той или иной мере приближаясь к ней, а порой и полностью совпадая.

Достаточно связный цикл представляет собой такую систему, в которой каждый поэтический текст связан непосредственны?* 6х~ ноиснием Р;, по крайней мере с одним другим текстом данного циклового ряда. Достаточно связный цикл может проявлять тенденцию к дополнению до максимального цикла. Это обусловлено тем обстоятельством,'что #если два не связанные мезду собой текста Т^ и Г2 связаны непосредственными отношениями Р^ а Р? с некоторым текстом Т^, то через определенное количество шагов семантических трансформаций зозмонно порождение нозого. опосредованного отношения Р^, связывающего ыекду собой теиста Тх и Т2.

Если аналогичную тенденцию проявляют все тексты данного цикла, то можно говорить о реализации максимально связного цикла путем абсолютного дополнения цикла достаточно связного.

Минимально связный цикл - это такая текстовая организация, в которой стихотворения связаны друг с другом не внутренними смысловыми сопряжениями, а по некоторому достаточно внешнему признаку (например, общнооть темы, хронологическая последовательность и др.). По сути эти конгломераты являются не циклами в строгом смысле слова, а чей-то средним между лирическим циклом и тематической подборкой.

Минимально связные текстовые массивы названы в работе "псевдоциклами". Примером такого псевдоцикла является "Париж" Б.Маяковского, состоящий из восьми озаглавленных поэтических текстов, единственным объединяющим стержнем которых является

тематика стихотворения. Более глубинных связей эти лоэгическиз хгксть; не обнаруживают.

йс ярлишу формы реализации связности текстов б лирическом цикле яыйелквтся два типа аехтекстовю; сг-кяе%/. ланейний к радиальным.

К линейному типу относятся такие виды связности, при которых определяюцую роль в осуществлении иелисеястово" ;;ог-ези;: игре« связи на синтагматическом уровне, обесиечавшацйе развер-гывание ®ак называемого "лирического сюжета" лоследоЕагелакьш переходом тем и образов аз одного текста в другой. Линейная связность аонет быть эырааена энеплишшю (союзы V союзные олова, местониения) и имплицитно (оялипткческкс кокстр^кцик).

Радиальный -тип озязцосгк - это разновидность иожхексаовой хогезви, при которой связь новду аекмама осуществляется не фабульным развертыванием поэтической ситуации, а т>озн;'л:ло1 благодаря змнслоьоау сопряжению поэтических текстов, составляв®« лирический цикл. Радиальная связность ъ сукоотвонной мэре основана на принципе рскурренцгп, поасоау важнейшая икклообразувдйя роль здесь принадлежит различным формам ментекстового повтора, который по своим функциональным особенностям откачаете?, от повтора внутритекстового.

Актуализация повторяющегося образа и читательском восприятии возможна при условии достаточной "тесноты ряда". Естественно, что текстовое пространство, на которой могут функционировать (т.е. быть восприняты) повторы на звуковом уровне (звукообраз) и повторы на уровне словосочетания, различны. В первой случае дистанция меиду элементами должна быть минимальной (например, в пределах стиха), в то время как повторяющиеся словосочетания могут быть разнесены в разные концы поэтического текста. Можно предположить существование прямо пропорциональной зависимости между уровнем повторяющейся языковой единицы и протяженностью текстового пространства, на котором данный повтор может быть актуализирован.

Очевидно, что повторы на низших уровнях, равно как и повторы звуковые и грамматические, сами по себе реальной циклообразующей функцией не обладают именно в сияу величин фактора тесноты ряда:' для больших текстовых массивов эти уровни повтора нерелевантны. Это значит, что релевантными для лирического цикла уровнями повтора следует считать уровни не низе локси-

чосяого.

Среди различных уровней мсзхтекстового повтора наибольший интерес представляют повтори на лексичоско:/ уровне, что преимущественно связано со способностью повторяющегося слова или егс коррелята к таким семантически',', трансформациям, которые невозможны дли единиц более высоких уровней текстовой организации. С другой стороны, циклообразующие функции межтекстовых повторов на этих уровнях принципиально не отличаются от механизмов, действующих на уровне лексических повторов. Этим обусловлено то обстоятельство, что з работе рассматривается только мектекстовый лексический повтор в его циклообразующей функция.

Выделяются дне форан можтсквтового лексического повтора: эксплицитная и имплицитная.

К первой относятся собстшшо лексический повтор, т.е. повторяемость слова в двух и Солее текстах. Это наиболее простая разновидность повтора. К этому типу относится деривационный повтор - повторение кавоЗ-лвСо пор&кп»« лрекмуееставяш корневой.

Ко второй откосятся четыре неявно зкрагеиные разяовйдвесяз кектенстового лексического повтора.

1. Семантич е с кк й повтор - повторкекость лскзд&о-сеь'&кги» ческих корреляций данного слова. К нии относятся, :г кервус очередь, корреляции-по сходству (синонимы). Как частный случай семантического повтора можно рассматривать и автонмы (корреляция по контрасту).

2. Тропеический повтор - тип повтора, при которое на гдзете повторяемого слова стоит его образшй коррелят ~ треп (г яяро-' ком понимании ториина): метафора, метонимия, синекдоха'к г.д.

3. Тозаурусный повтор - тип повтора, при котором представленный в одном тексте образ связывается о другим образоц не по своки системным параметрам, а по' традиционно обусловленным культурный связям.

4-, Ассоциативный повтор - разновидность повтора, при котором повторяющиеся образы связываются друг с другом не по семантический или культурным компонентам, а по индивидуально-авторским представлениям или ассоциациям.

Всякий меястекстовый повтор может быть либо статичным (когда повторяющийся образ остается неизменным в объеме своего со-деряания на всем протянении циклового пространства), либо дина-

яичным (когда повторящийся образ претерпевает определенные семантические ¡трансформации от текста к тексту).

Лексический повтор в лирическом цикле имеет; двоякую направленность: с одной стороны, он обеспечивает образное, тематическое и прочее единство поэтических текстов, входящих в лирический цикл, т.е. выполняет роль "ыенстихотворных скреп" (В.Сапогов), образуя ряды сквозных символов и ключевых образов данного цикла, с другой стороны, ыеетекстовый повтор необходимо заключает в себе явное или имплицитное семантическое противо- • стояние повторяемых лексем. Последнее означает, что полноценными циклообразующими функциями монет обладать лишь такой лексический повтор, который в разных текстах имеет различные смысловые валентности.

Этим противостоянием предопределено возникновение семантического напряжения ыезсду текстами, ставящего их в отношение дополнительности друг к другу и обеспечивающего "возрастание смысла" лирического цикла как художественного целого. Межтекстовое семантическое противостояние повторяемых лексем проявляется в актуализации тех или иных контекстно обусловленных системных или окказиональных сем, порождающих различные коннотации.

Из сказанного следует, что сами по себе межгекстовые повторы еще не предполагают циклового, единства. Эти повторы могу® быть лишь знаками. предуказуювдши на возможность цикла, но не его отличительными признаками. В противном случае следовало бы считать циклом множество всех произведений какого-либо автора, имеющих общую тематическую к идейную направленность (например, вольнолюбивую лирику К.Ф.Рылеева, где слова "вольность", "тиран", "свобода" и др. подучили статус ключевых словообразов*).

Таким образом, свойство циклообразования заложено не в самой повторяющейся лексеме, а в тех контекстах, в .которых она реализуется, в которых актуализируются те или иные аспекты ее семантической структуры.

Изложенные теоретические положения продемонстрированы на примере анализа мектекстового повтора образа "лебедь" в лири-

*Гинзбург Л.Я. О лирике. -Д.: Советский писатель, 19?*к -

ческом цикле А.Блока "На поле Куликовом". В цикле представлены все пять разновидностей межтекстовогс повтора: лексические (туча, сердце, орда и др.), в том числе и деривационные (степь/ степной,ночь/полночь/ночной), семантические (мгла-туман, сабля - меч, знамя - стяг), тропеическио (реКа-Непрядйа-Дон), теза-урусные (эдна - кнтана) и ассоциативные (Русь - жена).

Одной из важнейших смысловых 'особенностей данного цикла является противопоставление двух миров: Руси и монголо-татар, представляющее собой частный случай универсальной бинарной оппозиции "свое - чузое".

Таких противопоставлений з цикле довольно много. Представим некоторые лз них;

"свое": Русь князь рать меч

"чуяое": татары Мамай орда сабля (ханская) и др.

Однако в цикле есть образы совершенно неожиданные,и потому атрибуция их сопряаена с существенными трудностями. К таковым относится и образ "лебедь", представленный в Т^, Т^, Т^.

В сознании носителя русской культурной традиции этот образ наиболее тесно связан с характерным для свадебной обрядовой поэзии замещением образа невесты (чаще всего - в устойчивой формуле "белая лебедушка"). Он довольно часто встречается и в народных сказках (см. "Царевна Лебедь" и другие сказки в сборнике А.Н.Афанасьева), причем сказочный образ функционально сходен с обрядовьм.

Анализ культурных коннотаций образа "лебедь", представленного в Т3, позволяет выявить достаточно широкий'круг ассоциативных и тезаурусных связей, которые мовно представить следующим образом: лебедь = Ты = Непрядва = княжна = аена (невеста) = = Русь (родина).

Как видим, образ "лебедь" в атрибутирован "миру Руси".

Рассмотрение этого же образа в Г2 и Г^ приводит к несколько неожиданному выводу о том, что образ "лебедь" соотнесен с миром монголо-татар. Впрочем, ассоциация "лебедь - монголо-та-тары" неожиданна лишь на первый взгляд. Дело в том, что лебедь считался тотемной птицей ("лебедь-предок") у ряда монгольских й тюркских племен, и.в этом качестве образ был широко известен на Руси. Об этом свидетельствуют памятники древней русской книжности, в частности, "Задоидина", в которой однозначно атрибутированный монголо-татараы образ "лебедь" обрастает отрица-

телышии коннотациями. Отметим, кроме того, свадебные кориль-ние песни, в которых свадебный поезд ассоциируется со стаей лебедей (или гусей-лебедей), а также русские волшебные сказки, где лебеди (гуси-лебеди) выполняют функцию помощника злой силы (ведьш, Бабы-Яги, словом, "чукого", или - по терминологии В.Я.Проппа - антагониста).

Как видим, в сознании носителя русской культурной традиции образ "лебедь" биполярен, и в зависимости ст контекста он может обрастать как положительными, так и отрицательными коннотациями.' Эта традиционная ценностная двунаправленное^ образа и проявилась в цикле "На ноле Куликовой".

Анализ по выявлению культурных коннотаций образа в системе лирического цикла должен был обосновать положение о том, что циклообразующая функция межгекстовых повторов заключается в диалектике единства и различия семантической структуры и конно-тативного компонента повторявшегося образа, когда смысловое наполнение одного и того зе образа изменяется от текста к тексту, обеспечивая тем самим "возрастание синода" самого образа, поэтического текста и цикла в цело;;.

Завершающая часть данной главы посвящена обсуждению ряда вопросов, связанных с теми аспактада лирического цикла, которыз позволяют рассматривать его как системное образование. Выделение некоторых важнейших аспектов системности лирического цикла имеет целью представление тех категориальных его параметров, которые, имеют первоочередное значение для разработки метаязыка исследования лирического цикла,

Первый аспект системности лирического цикла - это взамо-связаннооть текстов циклового ряда. Всякая система характеризуется в первую очередь связностью составляющих ее элементов. Следует, однако, ошетить, что взаикосвязанность текстов является необходимым, но не достаточным структурообразующим фактором возникновения лирического цикла. Для того чтобы некоторое множество ¡текстов образовало систему (цикл), необходимо наличие еще одного фактора - взаимодополнительноото поэтических текстов.

Дополнительность есть одна из важнейших категориальных характеристик лирического цикла, предопределенная специфическими особенностями соотношения текста и контекста. Выше, рассматривая этот вопрос, мы пришли к выводу о том, что для каждого

текста, входящего в лирический цикл, все остальные тексты данного циклового ряда являются его контекстным окружением, или -иначе - дополнением данного -текста. Взаимодополнительаость есть второй аспект системности лирического цикла.

Третий >зз аспектов системности лирического цикла касается проблемы валентности поэтического текста в цикловом ряде. Под залентвооты? поэтического текста понимается способность того зля ййоро 1с:<сп вступать в различные смысловые взаииоогноиа-чаа о другрик хсьота;п.1 я.иклогого ряда. Валентность не есть внутренняя характеристика поэтического текста - ока поликом предопределена те« коитекс^оа, а который »ходит лзнвкй текст, а которой актуализируются его аектокстовые связи.

Олн'.-:!л из основных признаков системы является ее иерархичность. Яр^зъяк аю? релевантен и для яиричоского цикла, арэд-отавляеячЯ кескодько ивой перспективе, чеа это принято э теория систег.!. Лиеегск з ааду понятие доминанты, которая в лирическом цикле еозвт быть выделена на двух уровнях: образном и текстовое. С проблемой выделения доминанты связан четвертый аспект системности лирического цикла. Текстовой доминантой является текст, обладающий наябояькеИ валентностью в данной цикловом ряде. Лирический цикл моает иметь несколько текстовых доминант, :: той или иной мера аккумулирующих и фокусирующих в себе идеи и образы циклового целого. В этом случае остальные поэтические тексты включаются в силовое поле текстовой доминанты, а при наличии двух и более доминант цикловой ряд представляет собой систему взаимодействующих меяду собой концентров. Образцом такой цикловой организации является "Радуга" Е.Чаренца.

Однако наличие текстовой доминанты не является обязательным организующим фактором лирического цикла. Отсутствие доминанты предопределяет смысловое "равноправие" и равноценность каждого текста в циклообразовашзи, что обуславливает более интенсивные семантические сопряжения между всеми текстами циклового ряда.

Наконец, последний из выделяемых аспектов системности лирического цикла связан с давней историко-философской традицией, восходящей к Платону и Аристотелю, которая исходит из посылки, что целое больше суммы ее составляющих. Применительно к лирическому циклу как системному образованию это утверкдание моаио представить следующим образом: поэтические смыслы,- пороа-

даежс лирическим циклом не сводятся к сумме поэтических смыслов составляющих его текстов, а представляют собой принципиально новоо образование, обусловленное нетекстовыми взаимодействиями. Множество поэтических смыслов, порождаемых цикловым контекстом, условимся называть надцикловшл смысловым комплексом.

Кадцикловый смысловой комплекс явно и однозначно не может быть выранен в цикле, так как ни один текст сам по себе не является носителем этого комплекса в его целокупности. Надцикло-вый смысловой комплекс есть результат эксплицитных и имплицитных связей и ассоциативных соотлссени?. мекду поэтически;.;!] текстами циклового ряда с культурным тезаурусов реципиента. Выявление (т.е. вербализация) этого комплекса - задача достаточно • сложная и трудоемкая, поэтому анализ лирического цикла с целью выявления надциклового столового комплекса может претендовать лишь ка большую или меньшую адекватность.

Ба основании представленного з первой главе аналитического обзора различных концепций лирического цикла, а такае рассмотренных во второй главе проблем мс.-::тзкстовой связности в системе лирического цикла предлагается следующее определение этого кадрового сбразоганЕ^.

Лирический цикл представляет собой объединенное общим заглавие« упорядоченное множество самостоятельных поэтических текстов, реализующих разноуровневые ыектекстовае связи, которые порокдаит новые сшсловые комплексы, не выводимые из смысловой системы каждого отдельного текста.

В третьей главе ("Лирический цикл Е.Чаренца "Страна Огня") предлагается анализ конкретного лирического цикла, основанный на теоретических положениях, выдвинутых во второй главе.

Несмотря на то что история изучения творчества Е.Чаренца насчитывает немногим более тридцати лет, ыояно достаточно уверенно сказать, что сегодня чаренцоведение является одной из наиболее разработанных направлений отечественной, литературной науки, в первую очередь, благодаря исследованиям таких ученых, как С.Агабабян, Г.Ананян, Л.Арутюиов, Д.Гаспарян, А.Григорян, Э.Дярбашян, А.Закарян, А.Салахян, Г.Таыразян, Г.Эдоян и других. Вместе с тем следует отметить, что многие аспекты этой проблемы еще не в достаточной мере изучены.. В частности, это касается лирических циклов Е.Чаренца.

Третья глава реферируемой работы посвящена изучению лирического цикла Е.Чаренца "Страна Огня" в контексте поэтического мировидения символизма.

Говоря о соотношении реального и идеального миров в символистской картине мира, мы.неизбежно сталкиваемся с проблемой "точки зрения" в художественной традиции символизма. Сущность этой проблемы заключается в противопоставлении онтологического и аксиологического статусов внеположенного мира и обусловленности первого вторым. Это противопоставление проявляется в том, что соотношение "мир реальный" и "мир идеальный" имеет различную смысловую наполненность для реципиента, находящегося в системе символизма и для находящегося вне этой системы. Различие сводится к тому, что для носителя культурных ценностей символизма проблема "идеальное - реальное" в аксиологическом плане трансформируется в оппозицию "истинность,- ложность": для символиста реальность (объективная действительность)'есть совокупность отрицательных коннотаций, и, как таковой, реальный мир есть хоть и явленный, но не должный мир. Не-доджныЕ мир на ценностной шкале духовного постижения человека не может быть истинным: он призрачен, мним, нереален. Объективная реальность становится, таким образом, минус-реальностью, ирреальностью.

В противоположность объективной действительности, мир идеальный как процесс и результат духовного постижения познающего субъекта, как продукт творчества и сотворчества субъекта и вне-положенного ему мира, позволяющий за внешней явленностью мира медитативно прозреть сокровенную сущность его, есть единственно реальный мир - мир идеальных сущностей, истины и гармонии.

Цикл "Страна Огня" в рассматриваемом нами аспекте представляет особый интерес, ибо в данном произведении мы имеем дело с довольно редким феноменом в поэтической практике, а следовательно - и в мировидении символизма.: не только противопоставлением мира идеального миру реальному, но, наряду с этим, со-бытием и противостоянием нескольких идеальных миров: "долх-ного" мира, мира Страны Огня и Лунного мира.

Каждый из них не только противостоит миру реальному, но и противопоставлен другому идеальному миру по тому же принципу "истинность - ложность". Это противопоставление различных систем идеальных миров составляет один из основополагающих аспектов надциклового смыслового комплекса данного лирического цик-

ла. Цикл "Страна Огня" представляет собой достаточно связный цикл с преобладанием радиальных типов связи.

С точки зрения содержательной данный цикл рассматривается как трехчастная композиция, состоящая из следующих коипонен-тов.

1. постулирующего идеальный мир лирического героя ("Я");

2. Группы текстов (Т2 - Тд), представляющих мир Страны

Огня;

3. Тзд, где разрабатывается тема поисков духовной родины лирических героев цикла.

Композиционная организация цикла создает слонную систему межтекстовых семантических связей, выражающуюся в том, что связи эти различным образом распределяются по двум уровням.

Первый уровень ыектекстозых связей составляют радиальные связи, существующие кекду выделенными вше тремя частями произведения.

Второй уровень составляют линейные и радиальные связи, существующие внутри второй части, т.е. внутри группы текптов Т£ - Тд, представляющей мир Страны Огня.

Несмотря на то, что идеальные миры в цикле представлены неравным количеством текстов, рассмотрение семантики каждого из этих миров основывалось на принципе равной значимости их. Поэтому предполагалось, что тексты, представляющие эти миры (Тр Т2 - Т9 и Т5), являют собой вполне соотносимые и семантически равномощнне единства.

Доминирующая характеристика представленных в цикле миров по шкале "истинность - ложность" вырастает из более частных характеристик йх, в большинстве, своем не имеющих эксплицированных оппозиций в системе другого мира. Здесь вступает в силу одна из основных жанрообразующих особенностей цикла - взаимодополнительность составляющих его компонентов, проявляющаяся в данном случае в том, что та или иная из доминирующих характеристик одного мира имеет свой'имплицитный коррелят в системе другого, мира. И так как миры эти противопоставлены друг другу, то противопоставлены и корреляты, их характеристик, по существу представляющие собой явные.или'имплицитные оппозиции.

Мир Страны Огня представляет собой атрибутированный лирической героине идеальный мир, основополагающей характеристикой

которого является противоречие между явленностью и сущностью субстанций и состояний в системе этого мира.

Констатация неистинности времени и пространства в мире Страны Огня могла бы быть осмыслена как выражение одной из наиболее характерных для онтологической концепции символизма сущностных характеристик - вневременности и внепространственности идеального мира и его обращенность в Вечность. Однако семантическая структура пейоративных эпитетов "лонный" и "темный" по отношению ко времени и к пространству указывает не на вкевре-менность и внепространственность, а на "безвременность" и "бес-пространствеиность" мира Страны Огня, т.е. на статус аксиологический, а не онтологический.

Предчувствие, а затем осознание-и соответствующая оценка мира Страны Огня лирическим героем не есть априорная констатация, а является результатом духовного постижения ситуаций и состояний в системе этого мира. Таковой, в частности, является поэтическая ситуация, представленная, в Т3, Т^ и Тб в виде трех ситуативных модификаций. Эта поэтическая ситуация в плане лирического. сюжета, представляющая собой событийную основу мира Страны Огня, базируется на со- и противопоставлении преимущественно цветовых и термальных характеристик, которые в дальнейшем трансформируются в оппозицию "явленность - сущность". Рассмотрение ситуативных модификаций приводит к важному выводу в плане характеристики Страны Огня, а именно: внешняя явленность субстанций и состояний в системе этого мира не только не соответствует, но и являет собой полную противоположность их имманентной сущности.

Указанное противоречие проявляется не только в ситуативных модификациях, но и в самом названии Страны Огня. Имя, будучи само по себе сущностным признаком, в мире Страны Огня обретает противоположный ему признак внешний, несущностный, а потому эфемерный. Если признать за именем обладание сущностными чертами, а за названием - конвенциональность, а стало быть и произвольность его, то применительно к Стране Огня будет верным'утверждение, что в данном случае мы имеем дело не с именем, а с названием. Несущностным, произвольный характером названия "Страна Огня" предопределен и аксиологический статус этого мира по шкале "истинность - ложность". Мир Страны Огня есть ложный мир, поскольку имя его не соответствует сущности: имя подменено

названием, сущность - внешней явленностыэ.

Рассмотренные характеристики "Страны Огня" - временно--пространствекного континуума, взаимоотношения явленного и сущностного и связанного с ним противоречия между именем и сущностью - приводят к общей оценке аксиологического-статуса данного мира как мира изначально ложного.

Помимо атрибутированного лирической героине гира Страны Огня, в цикле представлен еще один концептуальный мир - мир лирического героя. Сущностные характеристики этого мира декларированы в Тр

Здесь постулируется определенный концептуальный мир, который, как и всякий символистский идеальный мир, неизбежно противопоставлен миру реальному. Ценностный статус этого мира определен для лирического героя инициальным "мечтаю...", что позволяет именовать его "должным миром".

Сущностное содержание этого мира характеризуется взаимо-проницаемостыо и взаимослиянностью субстанций и состояний.

Поэтому оппозиция "тело - дуиа" здесь может не только нейтрализоваться, но и объединяться в некоторое единство благодаря тому, что состояния, в которых пребывают эти субстанции, не есть нечто раз и навсегда данное, а являют собой обратимые трансформации: тело и душа не суть только противопоставленные друг другу дискретные и самодостаточные субстанции, они взаимопроникают и взаимослияются. В системе доланого мира душа есть бесплотное тело, а тело есть воплощенная душа. Каждый из лирических героев, будучи динамическим взаимопереходящим единством физического и духовного, представляет собой различные ипостаси целостного единства "Я - Ты".

| Обратимость оппозиций особенно акцентирована в последнем

стихе амплификацией имен-характеристик лирической героини, объединяющим принципом которых является семантический комплекс, связанный с единством двух противостоящих.представлений о любви как зроое и как агадэ*, что.обобщает я завершает характере семантике греческих терминов, выражающих понятие "любовь", см.: Флоренский II.А. Столп и утверждение истины. Опыт православной теодицеи в 12 письмах. -Ы. : 1914. -С. 395-407.

:>".•}•? JT-.j -/.!'ЧТЛ.-.;. ".'7Г, •• jRtpi» постоянного иэат'ОПрОйРКЧОКОИИЯ

J *1 v OOCfOPHUU.

л.--; ;=•■■; --•<.>■;!,<:'. ¡1 v:M:.:nii0HTH0i: суядиостп, с: од-

>■ характером нл«альпм>" и конеч-

, or. .•=ïг-.-!" . ,, продолгоделен акоиологч-

с? л •?■;/.. г.\\nviy' - r.'iî'.Vï збволвтирй В07ИНИОС?Ч.

ч/; н днух !;:;пов, л ця;гло постулирован

чг.п «д«ч v.ip. "г-г- итте«? о лрвдстшмюпио» в Т^ Лунном

чире, Лопроо о ошуос. Лунного чира а его отношении к двум другчу «вот* icoraTovio олочпи, в порву» очеродь, из-oa недостаточно»" зкегошшровзннооги ого семантики в цикле.

Говоря о Лунном аире, необходимо указать на то, что почти все атрибуты ого содержат в ообо более или менее устойчивые цвето-тормальида коннотации, традиционно связанные с представлениями о луне. Это дает на« основание рассматривать словосочетание "Лунны.-i мир" как имя, признавая в ном отражение сущностных характеристик этого мира.

Сравнение с миром Страны Огня приводит к выводу, что, несмотря на кажущуюся противопоставленность Лунного мира миру Страны Огня (в частности, по своим цвето-термальным характеристикам), оба они в известной степени едины, так как, во-первых, эманация обоих миров исходит от одного субъекта; во-вторых," противопоставленность миров проявляется лишь при соотнесении атрибутов Лунного мира с внешней явленностью атрибутов мира Страны Огня, заключающих в себе семантические признаки, связанные с представлениями об огне. На глубинном же уровне все эти коннотации, как было показано вше, трансформируются в свою диаметральную противоположность. И на этом глубинном уровне мир Страны Огня и Лунный мир составляют единство и по сути идентичны. Впрочем, говорить о полной идентичности обоих миров неправомерно, так как в плане онтологическом они противостоят друг другу по соотношению явленности и сущности: в мире Страны Огня оба эти уровня конфликтно противопоставлены, в Лунном, мире они составляют единство.

Это единство явленности и сущности в системе Лунного мира обусловливает, казалось бы, сходство его о миром "должным". Однако и здесь отличий больше, чем сходства.

От "должного" мира Лунный мир отличается прежде всего не-трансфораационным характером развития образов. Действительно,

явленность и сущность в системе Лунного мира составляют единство. Ко это не динамическое взаимопереходящее единство, как оно репрезентировано в "должном" мире. Это единство статичное, раз и навсегда данное и неизменное. Лунный мир истинен лишь постольку, поскольку непротиворечив в самом себе. Непротиворечивость зга является необходимым, но, как видим, не достаточным условием абсолютной истинности. Лунный мир являет собой относительно истинный мир и в космологии цикла занимает промежуточное положение ыеяду абсолютно истинным "долкным" миром и лонным- миром Страны Огня.

В Заключении подводятся основные итоги проведенного исследования.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

1. О соотношении текста и контекста. - В сб. : Актуальные проблемы обучения русскому языку в вузах Армянской ССР (работа над языком специальности). Материалы Республиканской научно-практической конференции. -Ереван : 198?. - С. 87-89.

2. Цикл Е.Чаренца "Страна Огня" в контексте поэтического мировидения символизма. - В кн. : Вопросы русского языка л литературы. Русская литература и русско-армянские литературные связи. Мемвузовокий сборник научных трудов. Вып. 2. -Ереван, 1989. - С. Г19-129.

3. К проблеме восприятия лирического цикла (аспекты культурных коннотаций). - В сб. : Проблемы изучения художественной литературы в контексте советской культуры. Международная научно-методическая конференция. Тезисы докладов. -JI. : 1989. -

С. 4-6.

4. Лирический цикл как тип текста. - В сб. : Семантические и коммуникативные категории текста (типология и функционирование). Всесоюзная научная конференция. Тезисы докладов. -Ереван : 1989. - С. 5-6.

5. Циклообразующие функции ыентекотового повтора. - В сб. : Декабрьские литературные чтения. Материалы научной конференции. - Вып. 3. -Еревай, 1990. - С. 9-19.