автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.06
диссертация на тему:
Поэтика макам (новелл) Хамадиддина Балхи (опыт художественно-эстетического исследования)

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Хади-заде, Фаредун
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Душанбе
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.06
Автореферат по филологии на тему 'Поэтика макам (новелл) Хамадиддина Балхи (опыт художественно-эстетического исследования)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Поэтика макам (новелл) Хамадиддина Балхи (опыт художественно-эстетического исследования)"

# ■

АКАДЕМИЯ НАУК РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН ИНСТИТУТ ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ имени РУДАКИ

На правах рукописи УДК 891.58. 092

ХАДИ-ЗАДЕ Фаредун

ПОЭТИКА МАКАМ (НОВЕЛЛ) ХАМИДИДДИНА БАЛХИ

(ОПЫТ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)

10.01.06 — Литература народов зарубежных стран Азии и Африки

А ВТОРЕФ ЕРАТ

диссертации на соискание ученом степени кандидата филологических наук

ДУШАНБЕ - 1991

Работа выполнена в Институте языка и литературы АН Республики Таджикистан.

Научный руководитель — доктор филологических наук, профессор М. Н. О:манов.

ОФИЦИАЛЬНЫЕ ОППОНЕНТЫ:

доктор филологических наук 3. Г. Османова;

кандидат филологических наук Т. Н. Мардонов.

Ведущая организация — Институт востоковедения АН Республики Таджикистан.

Защита диссертации состоится 3! октября 1991 г. в « ' ' » часов на заседании специализированного совета Д. 013.06. 02 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук при Институте языка и литературы им. Рудаки АН Республики Таджикистан, (г. Душанбе, проспект Ленина, 21).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института языка и литературы им. Рудаки АН Республики Таджикистан.

Автореферат разослан «

30» сентября 1991 г. ■

Ученый секретарь л

специализированного совета ^—-Л / ___"

кандидат филологических наук А. АБДУМАННОНОВ

ОЕ'ЙЯ йрактерпстжа РЛ70ТЫ

г" -Актуальность тень'. В последнее время предметом пристального внимания ученых-литературоведов становится тадзккско-пер-сидская художественная проза. Объектом исследований часто является не только истоки оригинальной прозаической литературы, ко п средяезековве письменные памятники, а также широкий круг ' . теоретических проблем, затрагивающий основана моменты становления а фогаирования как художественной прозы, так к отдельных ее кадровых видов.

Вехой з Аориирозанга художественно:! прозы на фарси явился цикл новелл йздэдзддяка Балхи, известный под названием "!.!п-камн лзмлди". Лагшое произведение явилось значительном событием в литературно"! ензнк ХП века и оказало серьезное плптгле па последуздкГ; ход пззвитдя художественной прозы талжкксхо-версад-скол словесности-1.

Вклад советских ученых в изучение литературного наследия этого средневекового автора не велик. Он ограничивается дааь• тбольвша обзорами его творчества, пожгщеанши в литературные энцжюнедии. и очерки по истории таджикоко-перекдеяо? ли-твготург/ч Бол звук работу в изучен;«! литературного наследил ймкдэддкка Валха проделала иранские ученые. В первую очередь, - необходимо ответить заслугу АбОаса /кбала, котср у Л в незаслуженно преданно/! забвзяае статье, опублаковакно?? в ¡курзале "Лл-гзр", уточнил многие Факты из биографии писателя'3. Во-зпоркх, значительна лепта иранского ученого и поэта Мухамнад Там Еа-хзра, ксторнл в саосм^кдааентадьяом труде "Сабккинрси" дал развернутую оценку творчеству ^энтаилдипа Ьалхя и осуществил перву:о попвтку :: с следовать "стиль его прозы''. 'Л, наконец, не-оцнгл:.; вклад з азучеи:'.е новелл Хяийюидаап Гляхх грснсссгэ литературоведа Кбрахш }лрпрл. Он в своей коиограМгд ""'анслака-зпеи дар адабн:;?п Зрон" проследи.? не только стилевые рстевкэ особенностз новелл "'.'акзмк лзм'.игп", но и определял степень ' злилния и возяа^ствпя арабских ¡/.она:,',, принадлежащих перу Лбу зл-\)ухз:.',-'ада зл-ьзск:<а ад-лчг/.рз (1051-1122) и Бзде'аз-ланана а--/а:лздг?а;г (»07-100?), на творчество >амхзздп2ьа Гялхл. Хросдз топ, ■п'от учзм;:;; з етооЛ работе '..атосг'у; вопсос о роли ::ага.7 ¿амидилдк-'з Гялхн.з л:0лг:ссе пазвитнч у-/дог?сп,.3:'лол г.роз'ч

Однако определить роль "^акам Хамкдп" з становлении тад-Еикско-персидской прозы невозможно, игнорируя эндогенкке явле-ни, протекающее в ладном произведения. Стало бкть, возникает потребность рассмотреть позткку новеллы "Макамы лзмиди", уделив особое внаманне ях художественным и эстетическим моментам, ор-ганизу;сп:пм повествование.

Цель ис следовзння. Главной задачей настоящего исследования является изучение и реконструкция целостно:: системы худонест-венно-остетнческих средств, используемых в цикле новелл и пмма-нонтнн'х по отношена» к автору л его творчеству.

.Методика исследованил. 3 работе использована методология М.'..1.Бахтина, основанная на синтезе худонестЕекно-эстетического л философского осмысления художественного творчества.

Научная новизна. До настоящего времен;! архитектоника произведении тадккско-пероидской литературы не подвергались концептуально:! разработке в аспекте изучеягя агстехы художественно-эстетических принципов, ж.'-манен'ид'х автору, категорий художественного времени и пространства, а такыь элементов карнавального мироощущения повествовательной ткани. Е предста;зленной работе исследование велось в указанных направлениях, что позволило исследовать такие проблемы, как откогзяке автора и героя, пространственная форма героя, его временное и смксловое целое, а так:;:е удалось обнаруг-лть в повествовательной ткани новелл а-ементы кагназального м^роокукекия. При расамотрзкж: вопроса о влиянии творчества ал-Хамадзиг. и ал-Харири на произведение были выделены элементы повествования, однозначно свидетельству-1'х.'пе об оригинальности прозы персидского писателя. В частности, йкла насказана икс ль о доминирухке:? роли интеллектуального элемента в цикле новелл (в арабских макамзх главенствующая функция принадлежит плутовскому ко:.'лоненту повествованная). Екло замечено, что вследствие данного явления в какемах >а.:<иднддпна персона;-';: иридер;;л:т:аютсл высоких нравственных псинципов.

лвактнчсекая ценность диссертации состоит в зозмогдостл использован.^ се матегналсв и результатов при создании в пел-кл>! объеме учетных иураез по истопи:: перо;:локо-тад:;:пкско;; ли-т'ла'гурн, лги тсслодогпнип литературных зз*ПЕ.,озв<гзсй г.'ехд!

арабской я тпдхикско-персвдской литературами, для изучения закономерности к особенности эволюции карнавального мироощущения и художественного освоения мира в контекста не только персоязычной словесности, ко и мировой литературы.

Апробация таботк. Диссертация бола обсуздепз на расширенном заседан:г:г Отдела литературных ззаамооаязе.? КЛЛ нм.Рудэки, секции литературоведения Ученого Совета /1ДЛ им.Рудаки АН Республики Тадизкистая. Материалы, входящие в работу, били представлены автором в виде докладов:

а) На Уездународном симпозиуме, посвяетняом 1400-леглэ Борбада (.май 1990 г.);

б) на Meндуяародном семинаре ЮНЕСКО "Шелковый путь" (ноябрь 1990 г.);

в) на 2 Всесоюзных варзобских чтениях "Писатели как критики" (июнь 1290 г.);

г) на научной конференции молодых ученых и специалистов Таджикистана (Душанбе, 1989 г.);

а также кашли отражение в тезисах я статьях, опубликованных в научных сборниках и литературной энциклопедии.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии. •

СОДЕРЕАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность а научная значимость исследуемой проблемы, рассматривается и оценивается степень изученности данной темы, определяются цель и задачи работы, методологические основы диссертации я т.д.

Первая глава - "Арабские маканы и новеллы Уамидиддина Еалхи" - посвящена сравнению циклов макам Баде'аз-Замана ал-ймаданк, Абу ал-Мухаммада ал-Касша ал-Харири, и Хшидидднна Балхи. В данной главе не,ставится под сомнение тот факт, что персидский автор приступил к написанию "Макам Хамил;»:" под непосредственным влиянием произведений арабских писателей. Однако в ходе исследования этой проблема было отмечено, что Хами-

дипдил заимствовал композиционную структуру цикла ал-Харирн. Данная мксль была основана на том, что как и у ал-Уарирк у Ха-мидилдина Балхи цикл новелл обрамлен предисловием z заключением. Данное составное части отсутствуют в цикле ал-Уамадани.

Глазное отличие "Макам Хамнди" от арабских новелл - это отсутствие в нем сквозим персонажей. Указанная особенность влечет за собой особу» специфику, свойственную только произведению йгедглддана Балхи. Во-первых, во всех новеллах цикла герои персидского автора безымянны. Во-вгоркх, герой-рассказчик (так далее будет называться повествователь) всегда является другом фиксатора истории, то есть автора. И, наконец, выше упомянутое .обстоятельство предопределяет унифицированную формулировку зачина какдой маками и гораздо распространеннее по объему вступлений арабских писателей. Кроме того, баю замечено, что экспозиция повествования героя-рассказчика ймидпддпна Еалхи прострипнем вдентачякх частей новелл арабских писателей.

Отсутствие сквозного героя создает предпосылке нового типа «ака.ч как по форме, так и по содержания - интеллектуальной. Дан-ныл элемент в арабских махамах сведен к мишшуку. Дяя иллюстра-. цин мкели üosbo сослаться ка "Уосульскую макаму" Езде'аз-Эамана ал-ламадаки. В этоГ; новелле повествуется, как плут и пройдоха ■ Лбу 5атх ал-Искандарл вместе со своим другом Исой абн Йшаиом, полздегхэвахоь в пути, одурачил добродупшкх и доверчивых крестьян, пообедав им за еду к вознаграждение воскресить усоп-* шего. В "Мэкаме о соболезнования" 5з:лвдиддина Еалхи примерно в подобной ситуации поступки персонажей прямо противоположны. Так, в дачной новелле персонах; произносит проповедь, з которой искрение сочувствует б.-н?к;ш уосшаго я стремится разделить их гора.

Б мэкгмах ал-Лчмадоки а ал-йрпра сюжета зигдлтея на проделках главных героев - Лбу Фатха п Лбу Зейда, которым всячески« потворствуют и воехг.п'згтея их хитроумием рассказчики - Пса ибк' ймем и lapse ибн ¿амлзи. В противоположность им в цикле макам Хамкдндджа Ъажхл геро&-рассказчах никогда не становится соу-частнином неблаговидных поступков основного персонажа. В "Сатанинской макаме" ilea ибн Хпиам, узнав, что его друг Абу Фатх СлО.лачпл дьявола, ьосторкенно восклицает: "О Лбу 2>атх, ты одусач:" дьявола? Во-исгияу , тв (великий) пройдоха!". В "про-

... - - r, г

л G огл'пся :"

r; ,,г.ел э? в змл

on " ,.■■:■ ('о, :vr:o УС::: :: ,чо без луч..

, : :: 'i (г-. J. i:— r.-ули.:) :~¡ri:; '■■о. "то , iG-лрл у

о;: о:;:;;; .J, : ::С:\), v0 ч ; i я . . " у rn-v-

1 i;.. ' -¡i' > , г; ' i р' ! С ... ,

;: ¿o.~x<~> ослаяенк и c\.:/y;zc'.::yv

ал~ло:.'вда.:;: "гл.дарлнс ':"г;.;сiv;:;" - '.го

'/„oí го-, o!. сг.с. азот ел; ' "у'у .. "

'..".лг/ракнос нозгцлюло.. ..tjQtgcc

• -..ц.лозо i ....:..

;со

j ......

."'а

,"1'С

л г.со or'V.,

¿"..■г.лотот:;.; лосло рдоц?п::я г;г;;лл'.::.-.т " гллозг.тъ, что" госту л;::: АО;/ Ü'j.".;rr¡ б::::;; о:~.;

■ it с зло, ;:з-:~а которого о:; пскл~лс:: ::;;';:: гооуь, оссглулось, в конце концов, ::дя :дл Что коса а тс.-; лакц/лтд:::;:; Балл;: :;

л:;-.а дан л, то в нкл элемент плчтсзстти т ко : иуг: . Однако :з мзратвнс-эгпчезкем отца:;;:::..;; ко разнятся ¡.'-о.уду саг.о;.. Гак, н-шсдмер, гна

а г. лс тонча: г. нзлсутзтзл;: госта:, он оскг:;.... 'с.;', кто ц"'чус какоз-дг.Сс охлсланле ;; лет'.

; лгмнд.Т'п" ' 'ловкого

' .....рну. V' : ос:..:-.' : - ... .:. . н.лтилил,

. .лод;,-'И:.::.'. . л : .з.' .v;'о почи-

г •.■иного персе.:л..з идти в гости г долгие угово-. ■: i : ■ ■ v лзхздлтву^'х о тс::., г: о аз тот) задумал своего город ■ ■..: : зол о челевзззз, лоюрлз с с портил одна:-?дз б сво-

' 1 доступо.; зззетен-) заказан.

■ , ■ .. за попали J-j. -.лдгдддпа Еал)-., цопко прздтп - з , '■.'.') : • пвоем нроизездзкпи, как правило, вксказыво-

0.' п. .»л го í-.üí '.vík* >-':х»чос::ке езглядк и создает вокруг своих гоi от::';., зз.'зу!стил и бзагсиззотлзлос::;., Данное явление сл'н-') прослглинаотся в арабский кзхсг.'зя, в которых более резко

ВГЗЗ.Г 2!! РЛЗ..";.' Л.7> ТОВОТГЯ.

Во чуосзГ. гл.-»2¿ "Элемент карнаваллзации в цякло

рзлзллтз льется такой sc;;poc, из:: появление качественно полого типа.худо'заетвендого осгозвая мира, основанного на монэ-■ззлстичесхоч чирозоззрзши. Главная особенность упомянутого :л/дс"'астг-онлого мировосприятия - ото соприкосновение времен : :i ллзззгляст;;::, ;з раззках которого разворачивается собптия, описи-мезуз в повз.гах, с реалиями, историческими и географическими, его явленна га с лиге ризу ет воякое художественное мышление, которой зи.ндс'гея на мэяогеиотячесяой религии. С.Аверинцеэ, рассматривал дакиыЗ вопрос, расоуздает еяедувоки образом: "... мир Библии - ото "одам", т.е. поток временного свершения, несу дин в >;>>бо so'} В5гл, :ия мир как история. ..i Внутри' "оляма" дано пространство дано в кодусе временной динамики - как "вмзети-лгдз" необратимых событий"^.

Но для того, чтобы яснее представить механизм художественного икяшю, псл злрдпне затронуть отдельяке вопросы истсри-чесг.ол поз..злил Нмзоторме асодэдовато/л: полагают, что сатирнче-слз оапозс.'лг/гся на гарозоззрэагл народа. Однако дпннни

лепик iKi.r.wri унголзпчсскнм подходе;- к проблеме своей сути.

1.-wiv;-) ivj '.-> г- ¡'ur-'зоолзпи!; сочьегпочндо'озого элемента в лнтетд-

?

Л'/B: (ЯЯЗ'ЗЛ ^ЛГ.-'ПЗЛДЬ'ШП '^ОЛЬНЛОП .

Сомненл./. ; л'.. .. .г. ц,' .,-..-,: л;о

мусульмански.; мире бил, к; МО'ЛЛ , о^ол з.:з;> кугллдло.. . "лни достаточно четко о'лл^л: А,М-;,' . Хро.л ччг.'о, в зал Назрузг, описанных в пго-'лог,; з^л; Ахмад Хллллм, лл о 1мл--

о

оутствуе? карнагалылл

Если рассматрлвать новел ¡г, Ьтиэдцлай Бит, то ки>,-ио убедиться в то:/, что и его прокззодешш. црозяетакг^ом рлс-:«:01!чч! карнавального мироощущения. Например, идея вздуй.;!о кмр~ ллального действа "увенчание - развенчание" присутствует во многих макаках: в "Макаме о динаре", "Макака о споре астролога с лекарем", "Уакама о споре суннита с христианином", "?Лат;о о сикбадке". Ежо замечено, что данный акт является догяшатой в макамах, пкеэщюс форму тзяцояв.

Другая карнавальная категория как вольный фамкльяглч'.; контакт мевду людьми четко виракен в следующих новеллах; в "Суфийской ликане", "Макале о тяжбе супругов1'' д других, в которых меззду персонажами, занимающими различное положение в обществе, отсутствует "дистанция", которой в реальной ипзна долины скли придерживаться люди.

Отсутствие дистанции влечет за собой следующую категорию как эксцентрику. Например, в "'Лакаме о сикбадк" герой, случайно оказавшийся на угощении, нарушая правила этикета, порывается покинуть гостей, когда видит, что подали йлцдо с сккбадаем. Эту ::;е категорию мокло усмотреть в следующем эпизоде этой Ее новеллы, з которой купец расхваливает своему гостю достоинства своей супруга.

Эпизодически и весьма расплывчато прослеживается такая карнавальная категорая как проракация. М-жет", "эта категория очень ярко выражена в "Заповедной макака". В этой новелла герой .явно святотатствует: он предлагает уловку, благодаря которой покно вступить з брак одновременного восемью яенцияами. г Следует напомнить, что согласно Когзну,.добропорядочней мусульманин не монет иметь больле четырех жен.

Рассмотрзннкз и упомянутые вьсе карнавальные категории дзят далеко неполную картину карнаьзлигации. Загвейший аспектом лднной проблема являемся пространственная атрибутика, или место, где происходит гзкствне повествования. Рассматривая дан-кн.": вопрос,- М.Рахтнл отмечал всенародность к универсальность

у

ко газ зд .та» лро:,:а того, отот ::сследо1$зтсль замечает, что упомя-кутив качестга - то всть всенарошость и ?я:шороальность - мог— л:: воплотиться только благодаря пло^адк^.

ДСНОТЮТЗ.'ШЮ, В СБОИ): КОВСЛЛОХ Хог.лллвддкл Кллхи основное дслсгвля зпзогет чз"л всего на ллоззчь» 3 качестве примера моу-ио сослаться на "Лпоиозелпу™ Чс.'гу", "Зоосшюю Макаку", "Кит- , апрсяуг » другие. В части новела цовтоо перемет-

ет лоЗотзпя с гогсг.сйоЗ пяопздя в огражгоечнос пространство кс!'-нлтл:. Однако и что "огранил-,иное пространство" несст в себе вез пг.;з!г::п юрсполх: плогзх! - все ссбнтпя гл зторэ чнвапт ся я он Ооллллом стечении л"лл.'. Уллллшш; особенность четко прослеллгль елся в "елллел лл ;гль" , "'.лллл'о о лллСллл:", "СуГ.ллскол лллг'-л"

. " л с: лгл; ллл" ? л;лл :л '"'лл ■■ ;л:л! л ллэл'л л ■

полого ллрллллллзлролллнело л;;;;о-;л, чллпло лллг:ех'л,. Тлл

лее, что отдельное кпр;;5гал.иировол--';о ллллелти пгоептр.ллллл-

ся в "^ллз лллпни илллтнлла:: ллл.телллуг.л, нопг"'.'.егз, в поэте

т т

Тллрплдкнл Рурглн:: "Бис и ?с:,!;:н' .

Г'знее подчеркивалось, что л"лллвальпке категории з Солг-лг.нстве случаев пз в одинаково:; пего ярон.лкл:; в повествователь-нув ткань новелл. Б наибольшей степени они сксннеатркровпни в "Макале о тллбе супругов".

Яри рзссмстрзнпи данной: новеллк становится очепящим, что многие пз улзллкутлх вызо карнавальный категорий г.!опт место, лзпрн-'лр, собктл-л, о котор.ки повествует герой-рассказчик, раз-в о р-.з ч и в а .л т ся при больвон скоплении народа в доме судьи., равнозначном городской пловадп. "ругой нсу.адовзгяь-:: аспект карнавала как акт "увенчания - р~гволчения" играет -¿лкчевух, в

позеотз:вз:ельнол :лани пзкапк: сначала героГ:-вассказчхк в самки влстор,гсзнквх генах етзвззется о судье , но к хенпу «огзт лбедкл^зл в сгволлсл глупости бллстнтеля закона. !.Тояко перечислить в;: ктгпт-'зл.'.нг.'е категории, клторы'з присутствует в повест-влгллел:кол тллкл :т:л пр^знзиил, хот.унство, вольни;!

:а.лллллгл:- Г: кенлллт г'-е-ллу ллдьми и другие.