автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему: Поэтика мифа в творчестве Чезаре Павезе
Полный текст автореферата диссертации по теме "Поэтика мифа в творчестве Чезаре Павезе"
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
На правах рукописи
Смагина Екатерина Владимировна
ПОЭТИКА МИФА В ТВОРЧЕСТВЕ ЧЕЗАРЕ ПАВЕЗЕ
Специальность 10 01 03 - литература народов стран зарубежья (литература народов Европы, Америки и Австралии)
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание учёной степени кандидата филологических наук
ООЗ
Санкт-Петербург - 2007
003160640
Работа выполнена на кафедре истории зарубежных литератур филологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета
Научный руководитель -
Официальные оппоненты -
Ведущая организация -
доктор филологических наук профессор Володина Инна Павловна доктор филологических наук Полторацкая Наталья Ильинична кандидат филологических наук Блохина Наталья Валентиновна Институт мировой литературы
РАН
им. М. Горького
Защита состоится « $ » 2007 года в
часов на заседании диссертационного совета К 212.232 04 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата филологических наук при Санкт-Петербургском государственном университете по адресу 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб, д. 11, филологический факультет, ауд
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке им М Горького Санкт-Петербургского государственного университета (Санкт-Петербург, Университетская наб, д 7/9)
Автореферат разослан « » ОтСА^^Яур >Я-2007 г.
Ученый секретарь диссертационного совета
кандидат филологических наук, доцент А.И. Владимирова
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Чезаре Павезе (1908 - 1950) - выдающийся итальянский писатель первой половины XX века Выходец из мелкобуржуазной семьи, он закончил филологический факультет Туринского университета и еще в студенческие годы увлекся американской литературой, интерес к которой вскоре проявился в его литературно-критических статьях и переводах большого числа американских авторов (Г Мелвилл, С Льюис, Ш Андерсон, У Фолкнер и др ) Эта литература оказала существенное влияние и на его собственное творчество Свою литературную деятельность Павезе начал со сборника стихов «Работа утомляет» (1936), который был встречен критикой без всякого энтузиазма, так как представлял собой очевидную оппозицию господствовавшему в те годы в итальянской литературе герметизму Слава и успех пришли к Павезе как к прозаику после выхода в свет повести «Родные края» (1941) о нем заговорили как о самобытном писателе-«реалисте», хотя в этом произведении уже присутствовали признаки того, что можно назвать «поэтикой мифа» Эта поэтика получила полное развитие в зрелых работах Павезе («Диалоги с Леуко», «Прежде чем пропоет петух», «Прекрасное лето»), которые увидели свет уже после войны, однако тогда же писатель вступил в Итальянскую коммунистическую партию, и это дало повод многим критикам причислить его творчество к новому литературному течению, получившему название «неореализм» В 1950 г вышла последняя и, по мнению большинства исследователей, лучшая повесть Павезе - «Луна и костры», в том же году он был удостоен престижной литературной премии «Стрега» за трилогию «Прекрасное лето» Однако несомненному литературному успеху сопутствовал нарастающий духовный кризис, вызванный сложными обстоятельствами как в личной, так и в общественной жизни выход из этого кризиса Павезе увидел в самоубийств Он покончил с собой 27 августа 1950 г
Выбор темы и актуальность исследования. Выбор темы диссертационного исследования обусловлен в первую очередь тем обстоятельством, что формирование Павезе как писателя проходило под влиянием многочисленных факторов мировой культуры, определивших своеобразие его мировоззрения и поэтики Помимо американской литературы, огромное воздействие на Павезе оказало творчество Томаса Манна, которого он считал лучшим писателем XX столетия. Углубленное изучение философии Дж Вико а также грудов выдающихся ученых-этнографов и мифологов, в свою очередь, способствовало формированию самобытных философских и эстетических взглядов писателя, нашедших отражение в его произведениях
Творчество Павезе представляло собой выдающееся, но при этом несколько обособленное явление в панораме итальянской литературы XX века и в этом качестве неизменно привлекало внимание исследователей Оно становилось объектом многочисленных интерпретаций, порой весьма спорных Самоубийство писателя, находящегося в зените славы, и посмертное издание его дневниковых записей дали пищу всевозможным спекуляциям на тему и о жизни и смерти, в которых значимость его вклада в итальянскую литературу неизменно отходила на второй план Лишь в 60-е годы XX века внимание исследователей обратилось к генезису творческой манеры Павезе, основным составляющим его поэтики, сложной проблематике его произведений Тогда же было впервые заявлено о несостоятельности такого определения Павезе, как «писатель-неореалист»
Изучение литературного наследия Павезе получило новый импульс в 80-е годы тогда вышло в свет сразу несколько глубоких и интересных работ, освещающих различные аспекты поэтики итальянского писателя (Дж Пампалони, Д Томпсон, Т. Влассикс)
В последние десятилетия в Италии наблюдается настоящее возрождение интереса к жизни и творчеству Павезе Огромный вклад в это вносит «Центр изучения творчества Чезаре Павезе», который находится в родном городке
писателя - Санто Стефано Бельбо Директор Центра Ф Вакканео является не только автором и куратором многочисленных публикаций о Павезе, но и организатором различных конференций, выставок и тому подобных мероприятий, посвященных пьемонтскому писателю и его произведениям
Таким образом, актуальность диссертационного исследования состоит в том, что данная тема, будучи недостаточно освещенной в отечественном литературоведении, соответствует направлению, в котором на протяжении нескольких десятилетий развивается изучение творчества Павезе в итальянском и западноевропейском литературоведении
Состояние научной разработки проблемы. Чезаре Павезе еще при жизни стал объектом внимания литературных критиков, которые давали его творчеству подчас противоречивые характеристики Так, Э Чекки, Дж Де Робертис, А Кайюми высоко оценивали актуальность, тематическое и стилистическое своеобразие произведений Павезе В то же время вступление писателя в ряды Итальянской коммунистической партии, ею статьи о новой, обращенной к широким народным массам литературе, которые публиковались в коммунистической газете «Унита», дали повод многим критикам (Дж Бассани, М Приско, Э Фалькви и др) назвать Павезе «ангажированным писателем-коммунистом» и «неореалистом»
Трагический уход писателя из жизни и посмертное издание его дневника «Ремесло жить» дали предлог для совсем иных интерпретаций В 1954 году Альберто Моравиа опубликовал в газете «Коррьере делла сера» статью под названием «Павезе-декадент», где подвергал едкой критике творчество писателя, основанное на «ницшенской и декадентской идее мифа», подкрепленной чтением книг по этнографии и «тенденциозной интерпретацией классической американской литературы» Напротив, К Салинари в статье «Поэтика Павезе» (1955) дал высокую оценку «символическому реализму» Павезе, подчеркивая лиричность его произведений, и называл его «возможно, первым воистину европейским писателем в Италии за многие десятилетия» В
1960 юду вышла книга Д Лайоло «Абсурдный порок История Чезаре Павезе», в которой автор, который был лично знаком с Павезе, предпринимает попытку анализа литературного наследия последнего в биографическо-психологическом ключе И Кальвино, также хорошо знавший Павезе при жизни и работавший вместе с ним в издательстве «Эйнауди», в своей статье «Павезе. быть и делать» говорил о несостоятельности спекуляций на тему жизни и смерти Павезе, поскольку любого писателя следует оценивать по его сочинениям
В 1961 году вышла монография известного литературного критика Л Мондо, посвященная Павезе, в ней автор осуществляет всесторонний, скрупулезный и вдумчивый анализ творческого пути писателя Очень важным событием в истории исследований его литературной деятельности стал выпуск целиком посвященного ему номера литературного альманаха «Сигма» (1964) В этом номере были собраны статьи выдающихся литературоведов, освещающие различные аспекты творчества Павезе своеобразие литературного языка и влияние пьемонтского диалекта (К Грасси, Дж Л Беккариа), истоки, формирование и развитие поэзии (Л Мондо, С Паутассо, М Гульельминетти, М Форти), а также поэтика мифа и символа (Ф Йези, Э Корсини, Дж Барбери Скваротга, И Хесле)
В те же годы предпринимаются попытки интерпретации литературного наследия писателя с позиций психоанализа Среди них следует назвать крупную работу французского критика Д Фернандеса «Крах Павезе» (1967) Дж Изотти Розовски, еще одна представительница психоаналитической школы, в книге «Павезе - читатель Фрейда» (1989) дает истолкование глубинных мотивов творчества писателя на основании его дневниковых записей того периода, когда Павезе был увлечен психоанализом
Монография А Гвидуччи «Миф Павезе» (1967) интересна тем, что в ней уделяется особое внимание пьемонтским корням писателя, при этом автора интересует не столько присутствие диалекта в его прозе и поэзии, сколько фундаментальное влияние, которое пьемонтская среда с ее вековым укладом и
неизменными ценностями оказала на формирование его творческой личности «Пьемонтский элемент» литературного наследия Павезе станет объектом интереса многих критиков — в частности, Ф Романьоли, автора книги «Недосягаемая жизнь Читая Павезе» (1990) Этот же исследователь связывает «пьемонтский» менталитет Павезе, основанный на чувстве долга и верности собственным идеалам, с философией экзистенциализма, он приходит к выводу, что жизнь и творчество Павезе представляют собой яркую иллюстрацию основных постулаюв этой философии, и сравнивает Павезе с Камю и Сартром Экзистенциалистскую составляющую в мировоззрении и литературном наследии писателя еще раньше отмечали Ф Гризи (1960), А Амане (1967), Б Альтерокка (1985)
Поэтика мифа и символа в зрелом творчестве писателя становилась в различные годы предметом пристального внимания таких критиков, как А Пелле1рини, Дж Гульельми, Дж Бартолуччи, О Боррелло, Дж Коккьяраидр Кроме того, мно1их исследователей занимала переводческая и критическая деятельность Павезе, а также вопрос влияния американской литературы на его собственное творчество, эту проблему рассматривали, в частности, И Кальвино (в предисловии к книге Ч Павезе «Американская литература и другие эссе», 1951), Н Д'Агостино (1958), А Ломбарде (1959), В Аморузо и Л Пиччони (1960)
В 1981 году выходит монография Дж Пампалони «Тридцать лет с Чезаре Павезе Два дневника», в которой исследователь дает весьма высокую оценку вкладу Павезе в итальянскую и европейскую литературу В 1982 году в Англии издается труд известного литературоведа-итальяниста Д Томпсона «Чезаре Павезе Исследование основных романов и поэм» 1985 год отмечен выходом сразу двух интересных работ, их авторы - Б Альтерокка («Чезаре Павезе Жизнь и произведения великого и вечно актуального писателя») и Т Влассикс («Павезе выдуманный и настоящий Жизнь, поэтика, проза»)
Новый всплеск интереса к личности Павезе произошел в 1990 году, когда Л Мондо выпустил в свет не издававшиеся до этого дневниковые записи писателя, относящиеся к 1942-43 годам и содержащие размышления Павезе о войне, фашизме и судьбе Италии Эта публикация вызвала шок среди исследователей жизни и творчества писателя некоторые из них открыто обвинили его в сочувствии фашизму - в частности, Дж Валли в работе «Чувство фашизма Экзистенциальная двусмысленность и политическая последовательность Чезаре Павезе» (1991) Однако большинство критиков и писателей (Л Мондо, А Дзаккури, Н Гинзбург, Ф Пивано и др) не согласилось с такой оценкой
В отечественном литературоведении проблематика творчества Чезаре Павезе пока не получила всестороннего освещения В статье Ц Кин «Литература итальянского Сопротивления» (1958) и книге 3 Потаповой «Неореализм в итальянской литературе» (1961) Павезе изображен как типичный представитель неореалистического направления, что не вполне соответствует действительности Общие сведения о творческом пути писателя содержатся в предисловии Ц Кин к сборнику «Итальянская новелла XX века» (1969) и в статье Г Богемского в этом же сборнике Г Брейтбурд в предисловии к русскому изданию избранных сочинений Павезе (1974) пишет о нем как об ангажированном писателе-коммунисте Однако, хотя Павезе после войны действительно вступил в коммунистическую партию, трактовка его произведений с позиций коммунистической идеологии представляется не вполне корректной
Цель и задачи исследования. Исходя из вышесказанного, автор данной диссертационной работы поставил цель исследовать те аспекты поэтики Павезе, которые до сих пор не удостаивались должного внимания российской критики Речь идет о мифической и символической составляющей творчества писателя, с помощью которой ему удалось не просто оставить волнующие
свидетельства о своем непростом времени, но и затронуть вечные вопросы, которые ставит перед собой человек любой эпохи
Задачей настоящего исследования является изучение поэтики мифа в творчестве Павезе, сложившейся под влиянием философии Дж Вико, трудов известных специалистов в области этнографии, мифологии и истории религии (Дж Дж Фрэзер, JI Леви-Брюль, К Кереньи и др ), а также таких выдающихся представителей мировой литературы, как У Ушмен, Г Мелвилл и Т Манн Авгор диссертации предполагает проследить, каким образом преломляется их учение о мифе и символе в поэтике писателя, а также раскрыть основные темы, проходящие сквозь все его творчество Кроме того, автор ставит перед собой задачу осветить вопрос о необоснованности применения к Павезе такого определения, как «ангажированный писатель-коммунист», а также отнесения его творчества к неореалистическому литературному течению
Предметом настоящего исследования являются первые литературные опыты Павезе - сборник стихов «Работа утомляет» ("Lavorare stanca", 1936) и повести 1930-х годов, а также его зрелое творчество роман «Товарищ» ("II compagno", 1947), сборник «Прежде чем пропоет петух» ("Prima che il gallo canil", 1948), трилогия «Прекрасное лето» ("La bella estate", 1949) и повесть «Луна и костры» ("La luna е i falö", 1950) Выбор этих произведений обусловлен тем, что они дают яркое представление о последовательном и «однонаправленном» характере эволюции поэтики Павезе Кроме того, особое внимание уделяется таким произведениям, как «Августовские каникулы» ("Feria d'agosto", 1946) и "Диалоги с Леуко» ("Dialoghi con Leucö", 1947), представляющим собой «программные» работы, иллюстрирующие философские и эстетические взгляды писателя
Методологическая основа исследования. Решение частных задач диссертации предполагается достичь путем использования сравнительного метода исследования литературного материала, это позволит установить связи между произведениями Павезе и работами предшествовавших и современных
ему писателей и мыслителей По мере описания результатов сравнительного анализа будет осуществляться их систематизация, направленная на выявление устойчивых тематических и поэтических особенностей произведений Павезе, а также на раскрытие их специфики на различных этапах литературной деятельности писателя Такое сочетание методов сравнительного и системного анализа позволит осуществить комплексный подход к исследованию творчества Павезе
Научная новизна диссертационной работы определяется тем, что в российском литературоведении она представляет собой первую попытку исследования таких аспектов творчества Павезе, как символ и миф
Практическая значимость диссертационной работы заключается в том, что материалы и выводы данной диссертации могут быть использованы в процессе преподавания зарубежной литературы XX века на филологических факультетах высших учебных заведений, при подготовке спецкурсов и спецсеминаров по итальянской литературе XX века, а также при составлении учебных пособий по истории западноевропейской литературы данного периода
Апробация работы осуществлялась в ходе обсуждения ее отдельных частей на аспирантских семинарах кафедры истории зарубежных литератур СПбГУ (1999-2001 гг) Кроме того, изложению основных положений диссертационного исследования были посвящены доклады, сделанные автором на XXVIII и XXIX межвузовских научно-методических конференциях преподавателей и аспирантов (Санкт-Петербург, 1999-2000 гг)
Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, чегырех глав, заключения, списка использованной литературы (199 наименований) и содержит 153 страницы в компьютерном наборе
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Во введении обосновываются актуальность темы, формулируются цели и задачи диссертационного исследования, а также характеризуется степень изученности данной темы в зарубежном и отечественном литературоведении
Первая глава диссертационной работы («Кризис позитивизма первой половины XX века и состояние философии и литературы. Основные направления изучения мифологии и ее влияние на европейскую литературу») посвящена характеристике основных философских учений первой половины XX века, оказавших решающее влияние на искусство и, в частности, литературу Это «философия жизни» и «интуитивизм» Анри Бергсона, феноменология Эдмунда Гуссерля, фрейдизм, а также экзистенциализм, представленный доктринами Карла Ясперса и Ж -П Сартра В этой же главе обрисованы процессы, происходившие в общественной жизни Италии первых десятилетий XX века, в частности, приход к власти фашистов, их политика в области культуры, направленная на безраздельное руководство духовной жизнью страны Освещена деятельность нескольких литературных журналов в 1920-30-е годы, а также условия возникновения таких литературных течений, как артистическая проза ("prosa d'arte") и герметическая поэзия
Особое место в главе отведено возникновению новых школ в мифологии и возрождению ингереса к мифологическому аспекту в искусстве, которое отчасти явилось и следствием общего кризиса позитивистского мировоззрения Мифологизм в европейской литературе первой половины XX века проявился во всех жанрах в поэзии, драматургии, прозе (повести и романе) При этом имело место как использование традиционных мифов (античных и библейских сюжетов), так и собственное мифотворчество, создание нового языка поэтических символов В качестве наиболее знаменательных примеров можно
назвать творчество Т Элиота, Ж Кокто, Т Манна, Дж Джойса, Ф Кафки и др , в Италии - Г. Д Аннунцио, Л Пиранделло
Во второй главе диссертационной работы («Поиски стиля: от поэзии к прозе. Творчество Павезе 30-х годов») очерчены основные этапы жизненного и творческого пути писателя, а также рассмотрены факторы, под влиянием которых складывалось его ранее творчество Прежде всего, это американская литература, открытие которой означало для Павезе нечто большее, чем просто переводческий опыт именно благодаря ей он предпринял первые сознательные попытки выйти за рамки существующих в Италии литературных схем, стремясь достичь максимальной выразительности языка и подлинного контакта с окружающим миром, освободиться от стереотипов
Кроме того, существенное место в творчестве Павезе, начиная с его истоков, занимала родная пьемонтская среда с ее особенностями, уже тогда в его произведениях наметилось противопоставление города и деревни
Первый поэтический сборник Павезе «Работа утомляет» вышел в 1936 году, когда его автор еще находился в ссылке Данный в этой главе анализ сборника указывает на новаторство поэта как в плане формы, так и проблематики В циклах сборника уже намечены практически все темы, которые будут разрабатываться в будущих произведениях Павезе
Предпринятые Павезе творческие поиски в области поэзии стали фундаментом для его творчества как прозаика Дебютом Павезе в прозе считается повесть «Родные края», написанная в 1939 г и изданная в 1941 г она создана на близком писателю пьемонтском материале Несмотря на то, что ее сюжет взят из крестьянской жизни, повесть уже содержит в себе признаки того, что называется «поэтикой мифа», даже если мифическое измерение пока ограничивается изображением деревни как места, где по-прежнему живо архаическое, «первобытное» мировосприятие Кроме того, повесть вновь поднимала проблему нравственного антагонизма города и деревни Здесь они уже предстают как два разных мира, которым не дано понять друг друга и
столкновение которых может привести к грагедии При этом рациональное начало, которое воплощает город, вовсе не расценивается писателем как что-то положительное Такая рациональность, по его мнению, достигается ценой крушения иллюзий, отказа от чистых детских идеалов Не случайно именно город станет местом действия следующей повести - «Прекрасное лето», написанной в 1940 году, но опубликованной только спустя девять лет в одноименной трилогии История главной героини — это история ее взросления, что для Павезе означает утрату романтических надежд, осознание враждебности мира и собственного одиночества в нем Город в повести - это место, где заканчивается юность и невинность и начинается тоска и одиночество
В этой же главе рассмотрена и созданная в конце 1940 - начале 1941 года повесть «Пляж», которая очень важна для уяснения поисков Павезе своего стиля и использования символов как одного из ключевых стилистических приемов Под несколько иным углом зрения в повести представлено соотношение «город-деревня» город начинает конкретизироваться как зрелость, признанная и осознанная ответственность и, самое главное, царство настоящего времени, деревня - это детство, созерцание и память, царство прошлого Здесь же звучит тема возвращения, а холмы детства становятся символом утраченной свободы и счастья, невозможности бегства от действительности
Третья глава диссертационного исследования («Зрелое творчество Павезе: реальность историческая и символическая») посвящена рассмотрению факторов и обстоятельств, обусловивших утверждение мифа и символа в произведениях писателя второй половины 1940-х годов Это были труды известных специалистов в области этнографии, мифологии и истории религии - Дж Дж Фрэзера, Л Леви-Брюля, Б Малиновского, К Кереньи и др Кроме того, фундаментальное значение для Павезе имело знакомство с концепцией «вечной идеальной истории» Дж Вико в представлении Павезе
неаполитанский философ стал идеальным посредником между древним и новым - классической мифологией и современными теориями мифа Существенное воздействие на мировоззрение Павезе и его понимание мифа оказало и творчество Т Манна
Решающим результатом этих поисков для итальянского писателя стало открытие мифов детства, индивидуальных для каждого человека и играющих такую же роль в его жизни, какую универсальные мифы играют в истории всех людей Это подтверждают письма и дневниковые записи Павезе
Выработанные новые концепции мифа и символа Павезе прежде всего реализует в двух своих книгах - «Августовские каникулы» (1946) и «Диалоги с Леукб» (1947) Первая представляет собой сборник статей и рассказов написанных в 1941-1944 годах именно эта книга знаменует решающий поворот в творчестве Павезе и является своеобразным ключом к пониманию его нового мировоззрения, обусловленного открытием мифов и символов После «Августовских каникул» с освещением индивидуальных мифов детства писатель в «Диалогах с Леуко» обращается к коллективным мифам Причины своего обращения к греческой мифологии писатель подробно излагал в дневниковой записи 1946 г Эта книга очень важна для понимания новой философии Павезе, а также его взглядов на искусство
В том же самом 1947 году, когда были опубликованы «Диалоги с Леукб», вышел в свет и роман Павезе «Товарищ», произведение совершенно иной тематики, - рассказ о том, как в период фашизма молодой человек из мелкобуржуазной семьи начинает участвовать в подпольной борьбе на стороне коммунистов Именно после выхода в свет романа «Товарищ» о Павезе заговорили о как об «ангажированном» писателе-коммунисте Возможно, создание романа в самом деле было определенной данью времени, поступком, который Павезе считал необходимым совершить после вступления в Итальянскою коммунистическую партию Однако подобная проблематика никогда не занимала Павезе и не разрабатывалась в его произведениях Сам
Павезе никогда не принимал участия ни в антифашистском подпольном движении, ни в вооруженном сопротивлении Вероятно, поэтому страницы, повествующие о политической деятельности героя, совсем лишены убедительности И все же этот роман нельзя назвать полной литературной неудачей Павезе, так как в нем сквозь схематичную историческую реальность постоянно проступает реальность символическая, которая, несомненно, занимает автора гораздо больше
В повести «Дом на холме» (1948), которая по праву считается одним из лучших произведений автора, тоже присутствует переплетение исторической и символической реальностей В ней поднимается также проблема ангажированности интеллигенции, однако на этот вопрос не дается однозначного ответа Эта повесть Павезе заметно отличалась от большинства произведений итальянской литературы первых послевоенных лет, воспевавших героическую романтику Сопротивления и приверженность его идеалам В ней не рассказывалось о подвигах бесстрашного героя, но была представлена история обычного живого человека, которому не чужды ни сграх, ни сострадание
В повести «Дьявол на холмах» (1948) внимание автора сосредоточено на внутреннем мире персонажей - трех юношей, живущих в Турине Летние каникулы они проводят в деревне и там непосредственно соприкасаются с двумя мирами - миром работающих на земле крестьян и миром праздных богачей В повести противопоставляются друг другу не столько деревня и город, сколько трудовая жизни и праздность эту тему автор затрагивал еще в сборнике «Работа утомляет», однако в «Дьяволе на холмах» он преодолевает былое противоречие, недвусмысленно высказываясь против праздной, бесполезной жизни Повесть интересна еще и тем, что в ней отчетливо формулируется тема судьбы, одна из фундаментальных в творчестве Павезе
В повести «Среди одних женщин» (1949), третьей части трилогии «Прекрасное лето», объектом изображения стало исключительно «высшее
общество», мир праздных, бесполезных людей, в котором подлинные духовные ценности подменяются надуманными, навязанными извне Ощущение неминуемой трагедии, которое пронизывает всю повесть, присутствовало и в ранних произведениях Павезе, однако никогда прежде оно не достигало такой пронзительной остро гы при минимуме внешних, эффектов Концепция судьбы, сформулированная в «Дьяволе на холмах», получает здесь очень убедительную иллюстрацию Вторая, не менее важная тема этого романа - возвращение вернее, его невозможность
Тема возвращения является ведущей и в последнем, можно сказать, итоговом произведении писателя - повести «Луна и костры», которая примечательна прежде всего тем, что она заключает в себе все темы, намеченные еще в сборнике «Работа утомляет» и разрабагываемые автором на протяжении всего творческого пути деревня, детство, праздники, путешествие, возвращение, круговорот времени Это небольшое по объему и при этом чрезвычайно насыщенное произведение, в котором личная мифология и символика Павезе получили идеальное воплощение
Мифическая природа повести проявляется даже в заглавии Луна и костры присутствовали почти во всех произведениях Павезе, но здесь они становятся многозначными символами У огня есгь практическое назначение (сжигание сухих веток) и одновременно магическое, ритуальное, религиозное (искупление, очищение), огонь - связь с первобытным и божественным началом, он отсылав 1 к культу матери-земли Фазы луны играют важную роль в труде земледельцев, но луна - это еще и воплощение цикличности, космической непрерывности, бесконечности Таким образом, «Луна и костры» -это объединенный символ вечного, неизбежного возвращения, стремления вернуться к истокам, к первобытным корням
Четвертая «лава диссертации («Миф как философия творчества») имеет, главным образом, теоретико-обобщающий характер Многочисленные статьи и дневниковые записи Павезе позволяют сделать вывод, что писатель
целенаправленно разрабатывал собственную поэтику, понимая ее не как собрание формальных правил, а как органичное видение действительности в свете поэзии и литературы Можно сделать еще одно заключение в творчестве (и мировоззрении) писателя постоянно присутствовал скрытый конфликт между стремлением свести реальность к некой рациональной схеме и тенденцией видеть за покровом рационального темные, тайные, непознаваемые истоки бытия Именно по причине этой склонности к иррационалистическому мировоззрению Павезе в послевоенные годы не сумел стать «ангажированным» писателем, выразителем интересов коммунистической партии По той же причине было бы ошибкой причислять его к такому литературному течению, как неореализм, чьей задачей было выразить недавний исторический опыт в ясных и понятных широкому кругу читателей образах
В этой же главе подробно рассматриваются основные мотивы творчества Павезе, непосредственно связанные с его поэтикой мифа Это в первую очередь тема детства и деревни как мифического времени и места, подкрепленная и углубленная изучением работ этнографов и Вико При этом в книге «Луна и костры» Павезе удается органично объединить две совершенно разных концепции деревни вечный и абсолютный мир детства, который хранит в себе символы и мифы, определяющие всю дальнейшую судьбу человека - и дикий, первобытный мир, в котором жестокие боги требуют кровавых жертвоприношений
Следующий важный мотив, проходящий сквозь все творчество Павезе -это праздник, который самым тесным образом связан с мифическими представлениями Праздник воспринимается как тот или иной коллективный обряд со своей особой символикой, с помощью которого снова и снова происходит актуализация мифа Таким образом, праздник находится в абсолютном, сакральном измерении, вне времени и пространства, для героев Павезе оказаться на празднике, принять в нем участие означает вступить в священную, магическую сферу Когда же праздник утрачивает свою
сакральность, он превращается в пародию, лишенную мифической сути и потому бессмысленную и гротескную И если первобытный ритуал достигал своей кульминации в искупительном или очистительном человеческом жертвоприношении, го современный десакрализованный праздник завершается жертвой, которая оказывается бессмысленной, так как не приносит ни спасения, ни очищения
Тема смерти-жертвоприношения также присутствует во многих произведениях писателя («Родные края», «Диалоги с Леукб», «Среди одних женщин», «Луна и костры», ряд стихотворений) Тема жертвы как неотъемлемой части первобытного ритуала, призванного вернуть земле жизненные силы, перекликается с аналогичными эпизодами из «Золотой ветви» Фрэзера Иной смысл кроется в смерти героини повести «Луна и костры» это искупительная жертва, но не природе, а истории, искупительная жертва, призванная придать смысл гибели стольких людей - и партизан, и фашистов, чьи непогребенные тела продолжают находить и спустя годы после окончания войны
Ключевой темой во всем творчестве Павезе является тема путешествия его герои совершают путешествия, понимаемые не столько как перемещение в пространстве, сколько как проникновение в новую незнакомую и непонятную среду («Родные края», «Тюрьма», «Товарищ», «Прекрасное лето», «Среди одних женщин») Эта тема имеет особый смысл в повести «Луна и костры», где герой тоже совершает двойное путешествие, на этот раз во времени в собственное детство - и в первобытный мир древних верований и обрядов Это не просто возвращение героя в те места, которые он считает родными, но и открытие истоков человеческой цивилизации, потому что в этих местах еще не утратили значения те порой жестокие мифы и ритуалы, которые в доисторическое время защищали людей в их борьбе с природой, в битве за выживание Возвращение в родные места не помогает вернуть утраченное время теперь, когда герой «во второй раз» видит свое детство глазами
взрослого человека, который открыл другие измерения современного мира, он обнаруживает за всеми событиями прошлого повторяемость мифов и обрядов, когорые всегда существовали и продолжают существовать в замкнутом первобытном пространстве
В таком контексте особую нагрузку несет пейзаж Как в повести «Родные края» или стихах сборника «Работа утомляет», описание пейзажа в «Луне и кострах» - это всегда раскрытие тайного, мифического смысла, который присущ деревьям, холмам, виноградникам, явлениям природы В произведениях Павезе описание окружающего мира всегда символическое, наполненное множеством скрытых значений
Наряду с темой путешествия в произведениях Павезе, естественно, присутствует и образ путешественника, странника с чертами Одиссея, которые в той или иной мере присущи всем его героям их путешествие - это долгое и трудное возвращение домой, к самому себе, возвращение через множество испытаний, проникнутое надеждой на новое обретение того мира, который они когда-то покинули ради жажды открытий Однако повзрослевшим героям Павезе, мечтающим вернуться в родные места, больше не суждено обрести волшебный мир прошлого глаза взрослого человека смотрят на мир совсем иначе, чем глаза ребенка, а зрелость - это не просто приобретенный опыт, но и разочарования, страдания, утраты Героям Павезе, в отличие от Одиссея, больше не суждено вернуться на свою Итаку она осталась в мифическом, абсолютном времени, куда никому нет возврата
Поэтика памяти и судьбы, разработанная Павезе, воссоздает не только ностальгию по безвозвратно ушедшему прошлому, но и гораздо более драматичное ощущение неизбежной гибели, распада, краха, которые присущи всему в этом мире История его героев - это аллегория человеческой жизни, парадигма судьбы не только отдельного человека, но и всего человечества
Итак, поэтика мифа Павез неотделима от поэтики судьбы, миф - это то, чему поэзия должна придать форму, чтобы помочь людям понять свою судьбу
Миф - не средство ухода от действительности, но универсальный ключ, которым можно открыть хранилище истин и ценностей, общих для всего человечества во все времена
По теме диссертации опубликованы следующие работы
1 Чезаре Павезе и американская литература // Материалы XXVIII межвузовской научно-методической конференции преподавателей и аспирантов Секция истории зарубежных литератур - СПб, 1999 -Вып 20, ч 2 - С 37-43.
2 Интерпретация греческих мифов в книге Чезаре Павезе «Диалоги с Леуко» // Материалы XXIX межвузовской научно-методической конференции преподавателей и аспирантов Секция истории зарубежных литератур -СПб,2000 -С 99-102
3 Уолт Уитмен и Чезаре Павезе // Вестник Санкт-Петербургского ун-та Сер 2 - СПб, 2003 - Вып 1 (№2) - С 83-91
Отпечатано в ООО «Галарис» ул. Розенштейна, д. 21, тел. 322-98-14 Подписано в печать 14.09.07 Тираж 100 экз.
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Смагина, Екатерина Владимировна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. КРИЗИС ПОЗИТИВИЗМА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА И СОСТОЯНИЕ ФИЛОСОФИИ И ЛИТЕРАТУРЫ. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИЗУЧЕНИЯ МИФОЛОГИИ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ЕВРОПЕЙСКУЮ ЛИТЕРАТУРУ.
ГЛАВА II. ПОИСКИ СТИЛЯ: ОТ ПОЭЗИИ К ПРОЗЕ. ТВОРЧЕСТВО ПАВЕЗЕ 30-Х ГОДОВ.
ГЛАВА III. ЗРЕЛОЕ ТВОРЧЕСТВО ПАВЕЗЕ: РЕАЛЬНОСТЬ ИСТОРИЧЕСКАЯ И СИМВОЛИЧЕСКАЯ.
ГЛАВА IV. МИФ КАК ФИЛОСОФИЯ ТВОРЧЕСТВА.
Введение диссертации2007 год, автореферат по филологии, Смагина, Екатерина Владимировна
Слава итальянского писателя Чезаре Павезе достигла высшей точки в 1950 году, когда ему была присуждена престижная литературная премия «Стрега» за трилогию «Прекрасное лето». К этому времени его творчество уже стало постоянным объектом внимания исследователей, которые давали ему подчас противоречивые характеристики. Так, Э. Чекки, Дж. Де Робертис, А. Кайюми высоко оценивали актуальность, тематическое и стилистическое своеобразие произведений Павезе. В то же время вступление писателя в ряды Итальянской коммунистической партии, его статьи о новой, обращенной к широким народным массам литературе, которые публиковались в коммунистической газете «Унита», дали повод многим критикам (Дж. Бассани, М. Приско, Э. Фалькви и др.) назвать Павезе «ангажированным писателем-коммунистом» и «неореалистом». Однако сам Павезе с подобной оценкой был не согласен, говоря о том, что реалистическое измерение его произведений - не цель, а средство выражения совсем других идей.1
Трагический уход из жизни писателя, находящегося в зените славы, и посмертное издание его дневника «Ремесло жить» дали предлог для совсем иных интерпретаций. В 1954 году Альберто Моравиа опубликовал в газете «Коррьере дела сера» статью под названием «Павезе-декадент», в которой подвергал едкой критике творчество писателя, основанное на «ницшеанской и декадентской идее мифа», подкрепленной чтением книг по этнографии и
1 См.: Intervista alia radio // Pavese С. Saggi letterari. Torino, 1982. тенденциозной интерпретацией классической американской литературы» . Такая оценка вполне объяснима, если принять во внимание, что творчеству и мировоззрению самого Моравиа, убежденного реалиста, был чужд всякий иррациональный элемент. К. Салинари в статье «Поэтика Павезе», напротив, дал высокую оценку «символическому реализму» Павезе, подчеркивая лиричность его произведений, и называл его «возможно, первым воистину европейским писателем в Италии за многие десятилетия» . Вообще же о пятидесятых годах можно сказать, что в это время исследователи были заняты не столько анализом произведений Павезе, сколько воссозданием его личности на основании дневниковых записей, эссе, биографических свидетельств и незавершенных работ, которые сам писатель при жизни решил не публиковать. Одним из результатов такого подхода стала книга Д. Лайоло «Абсурдный порок. История Чезаре Павезе» ("Il vizio assurdo. Storía di Cesare Pavese", 1960), в которой автор, который был лично знаком с Павезе, предпринимает попытку анализа творчества последнего в биографическо-психологическом ключе. Книга вызвала полемику среди современников, многие из которых (К. Варезе, И. Кальвино и др.) отмечали ее излишний пафос и ошибочность намерения свести все своеобразие личности и творчества Павезе к одному «абсурдному пороку» - предрасположенности к самоубийству (до сих пор ведутся споры о подлинности прощального письма Павезе, адресованного Лайоло и приведенного в книге). И. Кальвино, также хорошо знавший Павезе при жизни и работавший вместе с ним в издательстве «Эйнауди», тем не менее высказывался против подобного узко биографического подхода. В статье «Павезе: быть и делать» Кальвино говорил о несостоятельности спекуляций на тему жизни и смерти Павезе, поскольку любого писателя следует оценивать по его сочинениям: «.мы должны сосредоточиться на его произведениях, в
2 См.: Pavese decadente // Moravia A. L'uomo come fine e altri saggi. Milano, 1964. P. 187-191.
3 См.: La poética di Pavese // Salinari C. La questione del realismo. Firenze, 1960. P. 89-99. первую очередь на тех, которые несут на себе отпечаток зрелой и состоявшейся личности Павезе»4.
В 1961 году вышла монография Л. Мондо, посвященная Павезе5; в ней автор осуществляет всесторонний, скрупулезный и вдумчивый анализ творческого пути писателя. Очень важным событием в истории исследований литературной деятельности Павезе стал выпуск целиком посвященного ему номера литературного альманаха «Сигма» (1964). В этом номере были собраны статьи выдающихся литературоведов, освещающие различные аспекты творчества писателя: своеобразие литературного языка и влияние пьемонтского диалекта (К. Грасси, Дж. Л. Беккариа), истоки, формирование и развитие поэзии (Л. Мондо, С. Паутассо, М. Гульельминетти, М. Форти), а также поэтика мифа и символа (Ф.Йези, Э. Корсини, Дж. Барбери Скваротти, И. Хёсле).
В те же годы предпринимаются попытки интерпретации литературного наследия писателя с позиций психоанализа. Среди них следует назвать крупную работу французского критика Д. Фернандеса «Крах Павезе»6 -своеобразное психоаналитическое исследование Павезе как человека и писателя. Оригинальность этой работы не вызывает сомнений, хотя сведение литературоведческого анализа к выявлению и расшифровке фрейдистских символов представляется несколько упрощенным подходом. Дж. Изотти Розовски, еще одна представительница психоаналитической школы, в книге «Павезе - читатель Фрейда» дает истолкование глубинных мотивов творчества писателя на основании его дневниковых записей того периода, когда Павезе был увлечен психоанализом.
4 Calvino I. Pavese: essere e fare // Europa letteraria. Roma, 1960. № 5-6. P. 25-30.
5 Mondo L. Cesare Pavese. Milano, 1961.
6 Fernandez D. L'échec de Pavese. París, 1967.
7 Isotti Rosowsky G. Pavese lettore di Freud. Palermo, 1989.
Монография А. Гвидуччи «Миф Павезе» интересна тем, что в ней уделяется особое внимание пьемонтским корням писателя; при этом автора интересует не столько присутствие диалекта в его прозе и поэзии, сколько фундаментальное влияние, которое пьемонтская среда с ее вековым укладом и неизменными ценностями оказала на формирование его творческой личности: «Американец, европеец, пьемонтец. Все наслоения образования и культуры [.] не могут заглушить главного - того, что он оставался пьемонтцем даже в о пороках, превращенных в добродетели» . «Пьемонтский элемент» литературного наследия Павезе станет объектом интереса многих критиков - в частности, Ф. Романьоли, («Недосягаемая жизнь. Читая Павезе», 1990), который говорит о «пьемонтском "стиле" - самоуглубленности и суровости»9, сыгравшем решающую роль в формировании жизненных и творческих принципов писателя. Этот же исследователь связывает «пьемонтский» менталитет Павезе, основанный на чувстве долга и на непоколебимой верности собственным идеалам, с философией экзистенциализма; более того, он приходит к выводу, что жизнь и творчество Павезе представляют собой яркую иллюстрацию основных постулатов этой философии, и сравнивает Павезе с Камю и Сартром. Экзистенциалистскую составляющую в мировоззрении и литературном наследии писателя еще раньше отмечали Ф. Гризи (1960), А. Амане (1967), Б. Альтерокка (1985).
Поэтика мифа и символа в зрелом творчестве писателя становилась в различные годы предметом пристального внимания таких критиков, как А. Пеллегрини, Дж. Гульельми, Дж. Бартолуччи, О. Боррелло, Дж. Коккьяра и др. Кроме того, многих исследователей занимала переводческая и критическая деятельность Павезе, а также вопрос влияния американской литературы на его собственное творчество; эту проблему рассматривали, в частности, И. Кальвино
8 Guiducci А. II mito Pavese. Firenze, 1967. Р. 66.
9 Romagnoli F. L'innarrivabile vita. Lettura di Pavese. Bologna, 1990. P. 175. в предисловии к книге Ч. Павезе «Американская литература и другие статьи», 1951), Н. Д'Агостино (1958), А. Ломбардо (1959), В. Аморузо и Л. Пиччони (1960).
В 70-е годы интерес итальянской критики к писателю, казалось, начал ослабевать, однако спустя десять лет происходит новое открытие его творчества. В 1981 году выходит монография выдающегося литературоведа Дж. Пампалони «Тридцать лет с Чезаре Павезе. Два дневника»10, в которой исследователь дает весьма высокую оценку вкладу Павезе в итальянскую и европейскую литературу. В следующем году в Англии издается труд известного литературоведа-итальяниста Д. Томпсона «Чезаре Павезе. Исследование основных романов и поэм»11. 1985 год отмечен выходом сразу двух интересных работ; их авторы - Б. Альтерокка и Т. Влассикс. Б. Альтерокка, работавшая вместе с Павезе в издательстве «Эйнауди», в своей книге «Чезаре Павезе. Жизнь и произведения великого и вечно актуального писателя»12 интерпретирует его творчество в биографическом ключе, приводя интересные и малоизвестные факты из жизни писателя, а также ценные свидетельства и воспоминания современников. Монография Т. Влассикса «Павезе выдуманный и настоящий. Жизнь, поэтика, проза»13 представляет собой независимую, подчас весьма спорную, но оригинальную и заслуживающую внимания трактовку литературной деятельности писателя. Правда, исследователь несколько преувеличивает элемент актерской игры в жизни и творчестве Павезе и, напротив, принижает ценность исторического свидетельства его произведений, утверждая, что духовные искания героев Павезе являются не более чем личными переживаниями писателя и не могут
10 Pampaloni G. Trent'anni con Cesare Pavese. Diario contro diario. Milano, 1981.
11 Thompson D. Cesare Pavese. A study of the major novels and poems. Cambridge, 1982.
12 Alterocca B. Cesare Pavese. Vita e opere di un grande scrittore sempre attuale. Aosta, 1985.
13 Wlassics T. Pavese falso e vero. Vita, poética, narrativa. Torino, 1985. считаться типичными для итальянской интеллигенции времен фашизма и войны.
Новый всплеск интереса к личности Павезе произошел в 1990 году, когда Л. Мондо выпустил в свет не издававшиеся до этого дневниковые записи писателя, относящиеся к 1942-43 годам - так называемый «Секретный блокнот», содержащий размышления Павезе о войне, фашизме и судьбе Италии. Публикация «Секретного блокнота» вызвала шок среди исследователей жизни и творчества писателя: некоторые из них открыто обвинили его в сочувствии фашизму. В частности, Дж. Валли в работе «Чувство фашизма. Экзистенциальная двусмысленность и политическая последовательность Чезаре Павезе» заявил, что «неизданный материал, опубликованный Л. Мондо, представляет собой [.] доказательство духовной принадлежности писателя к той исторической действительности, к тому способу понимания истории, который был присущ фашизму, как итальянскому, так и немецкому, в течение шести лет второй мировой войны».14 В этой книге Валли утверждает, что Павезе всегда разделял принципы фашистской идеологии, и пытается аргументировать это примерами из его произведений, писем и дневниковых записей. Однако большинство критиков и писателей (Л. Мондо, А. Дзаккури, Н. Гинзбург, Ф. Пивано и др.) не согласилось с такой оценкой, подчеркивая то обстоятельство, что Павезе, несмотря на опыт политического ссыльного, всегда был далеким от политики человеком, и даже если в критический момент истории Италии он испытывал вполне объяснимую растерянность, то вся его дальнейшая общественная и литературная деятельность опровергает любые обвинения в симпатиях к фашизму.
В последние десятилетия в Италии наблюдается настоящее возрождение интереса к жизни и творчеству Павезе. Огромный вклад в это вносит Центр
14 Valli G. Sentimento del fascismo. Ambiguitá esistenziale e coerenza política di Cesare Pavese. Milano, 1991. P.14. изучения творчества Чезаре Павезе (Centro studi Cesare Pavese), который находится в родном городке писателя - Санто Стефано Бельбо. Директор Центра Ф. Вакканео является не только автором и куратором многочисленных публикаций о Павезе, но и организатором различных конференций, выставок и тому подобных мероприятий, посвященных пьемонтскому писателю и его произведениям.
При этом стоит заметить, что творчество Чезаре Павезе недостаточно хорошо знакомо российскому читателю. На русский язык были переведены три повести писателя - «Прекрасное лето», «Дьявол на холмах» и «Луна и костры», а также роман «Товарищ»; они были изданы в 1974 г. в сборнике «Избранное». Кроме того, переводы нескольких стихотворений Павезе были опубликованы в сборнике «Западноевропейская поэзия XX века» (серия «Библиотека всемирной литературы»), а также в журнале «Иностранная литература» и сборнике «Итальянская лирика. XX век» (1968). В отечественном литературоведении проблематика творчества Павезе тоже пока не получила всестороннего освещения В статье Ц. Кин «Литература итальянского Сопротивления» (1958) и книге 3. Потаповой «Неореализм в итальянской литературе» (1961) Павезе предстает как типичный представитель неореалистического направления, что не вполне соответствует действительности. Общие сведения о творческом пути писателя содержатся в предисловии Ц. Кин к сборнику «Итальянская новелла XX века» (1969) и в статье Г. Богемского в этом же сборнике. Г. Брейтбурд в предисловии к русскому изданию избранных сочинений Павезе (1974) пишет о нем как об ангажированном писателе-коммунисте, делая акцент на романе «Товарищ», посвященном подпольному освободительному движению в фашистской Италии. Однако, хотя Павезе после войны действительно вступил в Итальянскую коммунистическую партию, трактовка его произведений с позиций коммунистической идеологии представляется не вполне корректной.
Исходя из вышесказанного, автор данной диссертационной работы поставил цель исследовать те аспекты поэтики Павезе, которые до сих пор не удостаивались должного внимания российской критики. Речь идет о мифической и символической составляющей творчества писателя, с помощью которой ему удалось не просто оставить волнующие свидетельства о своем непростом времени, но и затронуть вечные вопросы, которые ставит перед собой человек любой эпохи.
Задачей настоящего исследования является изучение поэтики мифа в творчестве Павезе, сложившейся под влиянием философии Дж. Вико, трудов известных специалистов в области этнографии, мифологии и истории религии (Дж. Дж. Фрэзер, JI. Леви-Брюль, К. Кереньи и др.), а также таких выдающихся представителей мировой литературы, как У. Уитмен, Г. Мелвилл и Т. Манн. Автор диссертации предполагает проследить, каким образом преломляется их учение о мифе и символе в поэтике писателя, а также раскрыть основные темы, проходящие сквозь все его творчество. Кроме того, автор ставит перед собой задачу осветить вопрос о необоснованности применения к Павезе такого определения, как «ангажированный писатель-коммунист», а также отнесения его творчества к неореалистическому литературному течению.
Предметом настоящего исследования являются первые литературные опыты Павезе - сборник стихов «Работа утомляет» ("Lavorare stanca", 1936) и повести 1930-х годов, а также его зрелое творчество: роман «Товарищ» ("II compagno", 1947), сборник «Прежде чем пропоет петух» ("Prima che il gallo canti", 1948), трилогия «Прекрасное лето» ("La bella estate", 1949) и повесть «Луна и костры» ("La luna е i falo", 1950). Выбор этих произведений обусловлен тем, что они дают яркое представление о последовательном и «однонаправленном» характере эволюции поэтики Павезе. Кроме того, особое внимание уделяется таким произведениям, как «Августовские каникулы» ("Feria d'agosto", 1946) и "Диалоги с Леуко» ("Dialoghi con Leucö", 1947), которые являются своего рода «программными» работами, иллюстрирующими философские и эстетические взгляды писателя.
Решение частных задач диссертации предполагается достичь путем использования сравнительного метода исследования литературного материала; это позволит установить связи между произведениями Павезе и творчеством предшествовавших и современных ему писателей и мыслителей. По мере описания результатов сравнительного анализа будет осуществляться их систематизация, направленная на выявление устойчивых тематических и поэтических особенностей произведений Павезе, а также на раскрытие их специфики на различных этапах литературной деятельности писателя. Такое сочетание методов сравнительного и системного анализа позволит осуществить комплексный подход к исследованию творчества Павезе.
Научная новизна диссертационной работы определяется тем, что в российском литературоведении она представляет собой первую попытку исследования таких аспектов творчества Павезе, как символ и миф.
Практическая значимость диссертационной работы заключается в том, что материалы и выводы данной диссертации могут быть использованы в процессе преподавания зарубежной литературы XX века на филологических факультетах высших учебных заведений, при подготовке спецкурсов и спецсеминаров по итальянской литературе XX века, а также при составлении учебных пособий по истории западноевропейской литературы данного периода.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Поэтика мифа в творчестве Чезаре Павезе"
Заключение
Чезаре Павезе пришел в литературу в период фашистского режима -сложное для общественно-политической и культурной жизни Италии время, которое позднее назовут «черным двадцатилетием». Господствовавшие в итальянской литературе в 1920 - 1930 годы герметическая поэзия и артистическая проза наиболее полно воплотили стремление итальянской интеллигенции отгородиться от тяготившей ее действительности, уйти в «чистое искусство», сосредоточиться на изображении внутреннего мира художника. Эти течения, определявшие литературные вкусы того времени, тем не менее не привлекали Павезе, и он остался от них в стороне, стремясь найти свой собственный путь. При создании первого поэтического сборника он ориентируется скорее на творчество итальянских поэтов-сумеречников начала века, в первую очередь Г. Гоццано, а также на поэзию У.Уитмена. Влияние американских авторов (Г. Мелвилл, Дж. Стейнбек, У. Фолкнер и др.) чувствуется и в последующих его прозаических произведениях; однако постепенно оно уступает место иному восприятию действительности, нашедшему воплощение в поэтике мифа, к которой Павезе приходит благодаря изучению работ Дж. Вико и ученых-этнографов, а также знакомству с лучшими образцами современной европейской литературы (Т. Манн, Дж. Джойс).
В 1949 году - меньше чем за год до смерти - Павезе в своем дневнике попытался дать своеобразную классификацию собственных произведений. Прозу тридцатых и начала сороковых годов («Тюрьма», Родные края», «Прекрасное лето» и «Пляж») он назвал «натурализмом». «Августовские каникулы» (рассказы, написанные с 1941 по 1944 год) - это «поэзия в прозе и осознание мифов». «Товарищ» и «Диалоги с Леуко» характеризуются как крайности: натурализм и символ отдельно». Наконец, произведения конца сороковых годов («Дом на холме», «Дьявол на холмах», «Среди одних женщин» и «Луна и костры») объединены под общим заглавием:
181
Символическая реальность». Таким образом, весь творческий путь Павезе можно рассматривать как путь от «натурализма» к «символической реальности».
Следует, однако, уточнить, что в классификации Павезе термин «натурализм» означает лишь то, что изображение объективной реальности в произведении пока превалирует над реальностью символической. Творчество Павезе нельзя причислять к какой-либо литературной школе или направлению реалистического свойства, в том числе к послевоенному неореализму. Поэтика Павезе, как это показано в настоящей работе, не сводится к стремлению достоверно воссоздать на страницах книги объективную реальность (историческую, социальную и т.п.). Очень показательными в этом смысле являются его статьи о литературе, где он утверждает, что художественное повествование подразумевает «радостную уверенность в том, что под видимой реальностью скрывается другая, богатая и многогранная», заключает в себе «ощущение того, что в многообразии жизни кроется какой-то полный значения ритм, какой-то неразгаданный код, какая-то истина, которая, кажется, вот-вот
182 откроется, но все время ускользает».
Поэту и писателю Павезе всегда было свойственно особое отношение к действительности. В своем раннем творчестве он, в отличие от герметиков и авторов артистической прозы, не стремился уйти от окружающей действительности, более того - именно в ней искал источник вдохновения; в
181 Запись от 26 ноября 1949 г. // Pavese С. II mestiere di vivere. Р.342.
182 Pavese С. Raccontare Ь monotono. // La letteratura americana e altri saggi. Torino, 1990. P. 306. послевоенные же годы, в период расцвета неореализма, ставящего во главу угла объективное изображение повседневной жизни, он, напротив, несколько дистанцировался от такой линии. На протяжении всего его творчества изображение окружающей действительности было для него не целью, а лишь средством выражения другой, тайной, символической реальности, содержащей в зашифрованном виде ответы на главные вопросы человеческого бытия.
Не вызывает сомнений то, что переломный момент в творчестве писателя совпадает с его увлечением трудами выдающихся этнографов и мифологов. Однако в данной работе показывается, что речь здесь идет не о заимствовании, а скорее о подтверждении и новом импульсе для развития тех идей и образов, которые уже в полной мере присутствовали в ранних работах писателя. Основные мотивы произведений - детство и деревня, праздник и жертвоприношение, странствие и возвращение, - перекликаясь с аналогичными темами в работах известных этнографов, а также непосредственно с мифологией, проходят сквозь все творчество Павезе и получают наиболее яркое и глубокое выражение в его последней повести «Луна и костры». При этом источником подлинного вдохновения писателя становится не столько коллективная, сколько индивидуальная мифология. Решающую роль в его творчестве сыграло восприятие им детства как мифического времени, когда формируется судьба каждого человека. Поэтика мифа у Павезе неразрывно связана с поэтикой судьбы: увидеть в человеческой жизни черты судьбы по сути дела означает свести ее к некому мифу.
Своеобразие концепции мифа у Павезе, имевшей много общего с теориями Дж. Дж. Фрэзера, Э. Тайлора, Л. Леви-Брюля и других исследователей, заключалось в отказе от рационалистской трактовки мифа. В этом смысле писателю ближе позиция Т. Манна, воспринимавшего миф как некий «божественный план», и поэтому относящего его к сфере иррационального, непознанного и непознаваемого, а также учение Вико о вечной идеальной истории». В своем творчестве Павезе удается решить непростую задачу - выразить невыразимое, рассказать о мифе, при этом не развенчивая его, сохранить хрупкое равновесие между иррациональным и рациональным, между тайной и разумом.
Список научной литературыСмагина, Екатерина Владимировна, диссертация по теме "Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)"
1. Pavese C. Dialoghi con Leucó. - Torino, 1999. - 226 p.
2. Pavese C. Feria d'agosto. Torino, 2002. - 238 p.
3. Pavese C. II compagno. Torino, 1990. - 158 p.
4. Pavese C. II mestiere di vivere. Torino, 1999. - 362 p.
5. Pavese C. La bella estate. Milano, 1970. - 315 p.
6. Pavese C. La letteratura americana e altri saggi. Torino, 1990. - 343 p.
7. Pavese C. La luna e i falo. Torino, 2000. - 208 p.
8. Pavese C. La spiaggia. Milano, 1986. - 140 p.
9. Pavese C. Lavorare stanca. Torino, 1982. - 169 p.
10. Pavese C. Le poesie. Torino, 1998. - 348 p.
11. Pavese C. Lettere 1926-1950. Torino, 1982. - 817 p.
12. Pavese C. Paesi tuoi. Milano, 1970. - 193 p.
13. Pavese C. Poesie edite e inedite. Torino, 1962. - 254 p.
14. Pavese C. Prima che il gallo canti. Torino, 1999. - 217 p.
15. Pavese C. Racconti. Torino, 1999.- 525 p.
16. Pavese C. Saggi letterari. Torino, 1982. - 349 p.
17. Pavese C., De Martino E. La collana viola: Lettere 1945 1950. - Torino, 1991.-221 p.
18. Alvaro C. Gente in Aspromonte. Milano, 1968. - 199 p.
19. Bacchelli R. II mulino del Po. Vol. 1-3. - Milano, 1954-55.
20. Cardarelli V. Poesie. Milano, 1966. - 153 p.
21. D'Annunzio G. II fuoco. Forse che si, forse che no. Roma, 1995. - 502 p.
22. Deledda G. Canne al vento. Milano, 1954. - 183 p.
23. Gatto A. Poesie. Milano, 1939. - 110 p.
24. Gozzano G. Tutte le poesie / Testo critico e note a cura di A. Rocca; Introduzione di M. Guglielminetti. Milano, 1980. - 802 p.
25. Jovine F. Le terre del Sacramento. Tormo, 1950. - 484 p.
26. Levi C. Cristo si ё fermato a Eboli. Torino, 1963. - 235 p.
27. Luzi M. Un brindisi. Firenze, 1946. - 66 p.
28. Móntale E. Poesie scelte / A cura di M. Forti. Milano, 1987.- 193 p.
29. Papini G. Opere: dal "Leonardo" al futurismo. Milano, 1982. - 810 p.
30. Pirandello L. "Maschere nude": La nuova colonia; Lazzaro; Giganti della montagna. Milano, 2003. - 270 p.
31. Pirandello L. L'umorismo. Milano, 2001. - 246 p.
32. Poeti italiani del Novecento / A cura di P. Mengaldo. Milano, 1981. - 10981. P
33. Quasimodo S. Ed ё súbito sera. Milano, 1971. - 192 p.
34. Racconti italiani del Novecento / A cura di E. Siciliano Vol. 1-3. - Milano, 2001.
35. Silone I. Fontamara; Pane e vino; II seme sotto la neve; Una manciata di more; И segreto di Luca Milano, 1982. - 910 p.
36. Ungaretti G. Poesie. Milano, 1988. - 235 p.
37. Verga G. I Malavoglia. Milano, 1982. - 334 p.
38. Vittorini E. Conversazione in Sicilia. Milano, 1953. - 223 p.
39. Джойс Дж. Портрет художника в юности / Пер. с англ. М. Богословской. СПб.: Азбука, 2000. - 375 с.
40. Джойс Дж. Улисс / Пер. с англ. В. Хинкиса и С. Хоружего. СПб.: Симпозиум, 2002. - 830 с.
41. Западноевропейская поэзия XX века / Сост. И. Бочкаревой. М.: Художественная литература, 1977. - 846 с.
42. Итальянская лирика XX века / Под ред. С Шервинского; Сост. и авт. предисловия Е. Солонович. М.: Прогресс, 1968. - 392 с.
43. Итальянская новелла XX века / Предисловие Ц. Кин; Сост. и справки об авторах Г. Богемского. М.: Художественная литература, 1969. - 632 с.
44. Камю А. Миф о Сизифе / Пер. с фр. В. Великовского, Н. Немчиновой. -СПб.: Азбука-классика, 2001. 251 с.
45. Кафка Ф. Избранное / Пер. с нем.; Сост. и авт. вст. статьи В. Пронин. -М.: Терра, 2001.-509 с.
46. Леви К. Христос остановился в Эболи. Очерки / Перевод и предисловие Г. Рубцовой. М.: Иностранная литература, 1955. - 231 с.
47. Манн Т. Волшебная гора / Пер. с нем. В. Куреллы, В. Станевич. СПб.: Азбука-классика, 2005. - 988 с.
48. Манн Т. Иосиф и его братья / Пер. с нем. С. Апта; Вст. ст. Б. Сучкова. -Т 1-2.-М.: Правда, 1987.
49. Мелвилл Г. Моби Дик, или Белый Кит / Пер. с англ. И. Бернштейн. -СПб.: Азбука-классика, 2005. 732 с.
50. Павезе Ч. Избранное / Предисловие Г. Брейтбурда. М.: Прогресс, 1974.- 485 с.
51. Уитмен У. Листья травы / Пер. с англ. М.: Художественная литература, 1982. - 495 с.
52. Аббаньяно Н. Структура экзистенции. Введение в экзистенциализм. Позитивный экзистенциализм / Перевод с ит., комм, и им. указатель А.Л.Зорина. СПб.: Алетейя, 1998. - 506 с.
53. Аббате М. Философия Бенедетто Кроне и кризис итальянского общества / Пер. с итал. А. Данилова и И. Ховеса. М.: Издательство иностранной литературы, 1959. - 248 с.
54. Апинян Т.А. Мифология: теория и событие. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2005.-281 с.
55. Барт Р. Мифологии / Перевод с фр., вст. и комм. С. Зенкина. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1996. - 315 с.
56. Белоусов Л.С. Муссолини: диктатура и демагогия. М.: Машиностроение, 1993. - 363 с.
57. Бергсон А. Творческая эволюция. Материя и память / Пер. с фр. -Минск: Харвест, 1999. 1407 с.
58. Бенедиктова Т.Д. Поэзия Уолта Уитмена. М.: Изд-во МГУ, 1982. - 128 с.
59. Вико Дж. Основания новой науки об общей природе наций / Пер. с ит.; Общ. ред. и вст. ст. М. Лифшица. Л.: Гослитиздат, 1940. - 620 с.
60. Володина И.П. Итальянская традиция сквозь века: из истории итальянской литературы ХУ1-ХХ веков. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2004. -260 с.
61. Володина И.П. Пути развития итальянского романа: вторая половина XIX начало XX века. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. - 207 с.
62. Грамши А. О литературе и искусстве. / Пер. с ит.; Авт. предисловия и ред. А. Лебедев. М.: Прогресс, 1967. - 264 с.
63. Грамши А. Тюремные тетради / Пер. с ит.; Вст. ст. М. Грецкого. М.: Политиздат, 1991. - 559 с.
64. Грецкий М.Н. Антонио Грамши политик и философ. - М.: Наука, 1991. - 159 с.
65. Гуссерль Э. Идея феноменологии: пять лекций / Пер. с нем. Н. Артеменко. СПб.: Гуманитарная академия, 2006. - 219 с.
66. История Италии / Под ред. С.Д. Сказкина. Т. 1-3. - М.: Наука, 19701971.
67. История итальянской литературы XIX-XX веков: Учебное пособие / И.П. Володина, A.A. Акименко, З.М. Потапова, И.К. Полуяхтова. М.: Высшая школа, 1990. - 286 с.
68. История современной зарубежной философии: компаративистский подход. Т. 1-2. - СПб.: Лань, 1998.
69. История философии: Программа углубл. изучения / Под ред. Н.В. Мотрошиловой и др. М.: Феноменология-герменевтика, 2002. - 207 с.
70. Кассирер Э. Философия символических форм / Пер. с нем. С. Ромашко. Т. 1-3. - СПб.: Унив. кн., 2002.
71. Кин Ц. Миф, реальность, литература. Итальянские заметки. М.: Советский писатель, 1968. - 336 с.
72. Кон И. С. Философский идеализм и кризис современной буржуазной исторической мысли. М.: Соцэкгиз, 1959. - 403 с.
73. Кроче Б. Антология сочинений по философии. История, экономика, право, этика, поэзия / Пер. с ит., сост. и комм. С. Мальцевой. СПб.: Пневма, 1999.-469 с.
74. Кроче Б. Эстетика как наука о выражении и общая лингвистика / Пер. с ит. В. Яковенко. М., 1920. - 170 с.
75. Леви-Брюль Л. Первобытный менталитет / Пер. с фр. Е. Калыцикова. -СПб.: Европ. дом, 2002. 399 с.
76. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении / Пер. с фр. и послесл. П. Арискина. М.: Педагогика-Пресс, 1994. - 602 с.
77. Лотман Ю.М. Символ в системе культуры. Тарту: Изд-во ТГУ, 1987. -145 с.
78. Малиновский Б. Научная теория культуры / Вступ. ст . А. Байбурина. -М.:ОГИ, 1999.-205 с.
79. Мальцева С. Философско-эстетическая концепция Бенедетто Кроче. Диалог прошлого с настоящим. СПб: XXI век, 1996. - 157 с.
80. Мелетинский Е.М. Избранные статьи. Воспоминания. М.: РГГУ, 1998. -571 с.
81. Мелетинский Е.М. От мифа к литературе: Учебное пособие по курсу «Теория мифа и историческая поэтика повествовательных жанров». -М.: РГГУ, 2000.- 167 с.
82. Мифологический словарь / Гл. ред. Е.М. Мелетинский. М.: Советская энциклопедия, 1991. - 736 с.
83. Потапова З.М. Итальянский роман сегодня. М.: Наука, 1977. - 191 с.
84. Потапова З.М. Неореализм в итальянской литературе. М.: Изд-во АН СССР, 1961.-228 с.
85. Проблемы литературного развития Италии второй половины XIX -начала XX века / Отв. ред. З.М. Потапова. М.: Наука, 1982. - 300 с.
86. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней / Пер. с ит. Т. 1-4. - СПб: Петрополис, 1996.
87. Русакова А.В. Томас Манн в поисках нового гуманизма. Л.: Изд-во ЛГУ, 1969. - 159 с.
88. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: опыт феноменологической онтологии / Перевод с фр. и предисловие В. И. Колядко. М.: Республика, 2000. -638 с.
89. Седакова О. Гермес. Невидимая сторона классики (Миф и гуманизм в переписке Т. Манна и К. Кереньи) // Континент. 2002. - № 114. - С. 333-362.
90. Символы в культуре: Сб. ст. теоретико-практического семинара (19891990) СПбГУ. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1992. - 145 с.
91. Смагина Е. В. Уолт Уитмен и Чезаре Павезе // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер.2. СПб., 2003. - Вып. 1 (№2). - С. 83-91.
92. Смагина Е. В. Чезаре Павезе и американская литература // Материалы XXVIII межвузовской научно-методической конференции преподавателей и аспирантов. Секция истории зарубежных литератур. -СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999. Вып. 20, ч. 2. - С. 37-42.
93. Соболева М.Е. Философия символических форм Э. Кассирера. Генезис. Основные понятия. Контекст. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001. - 151 с.
94. Тайлор Э.Б. Первобытная культура / Пер. с англ.; Пред. и прим. А. Першица. М.: Политиздат, 1989. - 572 с.
95. Фашизм и антидемократические режимы в Европе начала 20-х годов -1945 год: Сб. ст. М.: Наука, 1981.- 189 с.
96. Философия XX века: школы и концепции: Материалы научной конференции 23-25 ноября 2000 г. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского философского общества, 2000. - 525 с.
97. Французская философия и эстетика XX века. М.: Искусство, 1995. -272 с.
98. Фрэзер Дж. Дж. Золотая Ветвь: исследование магии и религии. Пер. с англ. М. Рыклина. М.: Изд-во ACT, 1998. - 784 с.
99. Элиаде М. Аспекты мифа. Пер. с фр. С. Большакова. Вст. ст. Е. Строгановой. М.: Академический проект, 2001. - 240 с.
100. Эфиров С.А. Итальянская буржуазная философия XX века. М.: Мысль, 1968.- 157 с.
101. Юнг К.Г. Душа и миф. Шесть архетипов / Пер. с нем. А. Спектр. -Минск: Харвест, 2004. 398 с.
102. Юнг К.Г. Психология бессознательного / Пер. с нем. В. Бакусева и др. -М.: АСТ и др., 1998. 397 с.
103. Abbagnano N. La struttura dell'esistenza. Torino, 1939. - 201 р.
104. Alterocca В. Cesare Pavese. Vita e opere di un grande scrittore sempre attuale. Aosta, 1985. - 172 p.
105. Andreoli А. II mestiere della letteratura. Pisa, 1977. - 168 p.
106. Annoni C. Appunti su antifascismo e resistenza nella narrativa di Pavese // Vita e pensiero: Rassegna italiana di cultura. Milano, 1968. - № 51. - P. 205-213.
107. Barberi Squarotti G. Partenza o fuga: Da Renzo e Lucia ad Anguilla // Lettere italiane. Padova, 1976. - № 28. - P. 160-177.
108. Basile B. La finestra socchiusa: ricerche tematiche su Dostoevskij, Kafka, Moravia e Pavese. Roma, 2003. - 235 p.
109. Biasin G.P. L'inconscio di Pavese // Italica. New York, 1969. - № 46. - P. 310-321.
110. Bonifazi N. L'alibi del realismo. Firenze, 1972. - 239 p.
111. Calvino I. Pavese e i sacrifici umani // Revue des Etudes Italiennes. París, 1966.-№ 12.-P. 107-110.
112. Calvino I. Pavese: essere e fare // Europa letteraria. Roma, 1960. - № 5-6. -P. 25-30.
113. Calvino I. Prefazione // Pavese C. La letteratura americana e altri saggi. -Torino, 1951.-P. XI-XXXIII.
114. Casería G. Realtá e mito nella linca di Pavese. Matera, 1970. - 178 p.
115. Cecchi E. Libri nuovi e usati. Note di letteratura italiana contemporánea (1947-1958). Napoli, 1958. - 328 p.
116. Cecchi E. Ritratti e profili. Saggi e note di letteratura italiana. Milano, 1957. -341 p.
117. Cesare Pavese: il mito, la donna, le due Americhe / A cura di A. Catalfamo. -Cuneo, 2003. 229 p.
118. Cetrangolo E. Pavese e il realismo // Il Veltro: Ri vista délia civiltà italiana. -Roma, 1966. № 10. - P. 547-551.
119. Cilio G. La distruzione dei miti. Saggio sulla poética di Cesare Pavese. -Firenze, 1972. 227 p.
120. Contarino R., Tedeschi M. Dal fascismo alia resistenza. Roma-Bari, 1980. -217 p.
121. Croce B. Breviario di estetica: quattro lezioni. Barí, 1947. - 168 p.
122. Croce B. La filosofía di G.B. Vico. Bari, 1962. - 322 p.
123. De Matteis C. Simboli e strutture inconsce in "Paesi tuoi" // Studi novecenteschi: Quadrimestrale di storia della letteratura italiana contemporánea. Padova, 1975. - № 11. - P. 185-205.
124. Dentone M. Un grido taciuto: l'ultimo falo di Cesare Pavese.- Foggia, 1999. 125 p.
125. Esposito V. Pavese poeta e la critica. Firenze, 1974. - 190 p.
126. Fernandez D. L'échec de Pavese. Paris, 1967. - 503 p.
127. Ferrari G. Omaggio a Pavese. Saggio di semantica strutturale sui "Dialoghi". -Cuneo, 1980.-61 p.
128. Fontana P. Il noviziato di Pavese e altri saggi. Milano, 1968. - 223 p.
129. Ghidetti E., Luti G. Dizionario critico della letteratura italiana del Novecento. -Roma, 1997.-940 p.
130. Giarrizzo G. Vico, la politica e la storia. Napoli, 1981. - 264 p.
131. Gioanola E. Cesare Pavese. La poética dell'essere. Milano, 1971. - 397 p.
132. Gioanola E. Influssi crociani sulla formazione critica e poética di Cesare Pavese // Rivista di studi crociani. Napoli, 1968. - № 5. - P. 281-294.
133. Giovanetti L. II "testamento" di Pavese // Italian Culture. Pittsburgh, 1991. - № 9. - P. 273-280.
134. Girardi E.N. II mito di Pavese e altri saggi. Milano, 1960. - 240 p.
135. Gramsci A. Letteratura e vita nazionale. Roma, 1991. - 487 p.
136. Gramsci A. Lettere dal carcere. Torino, 1971. - 318 p.
137. Graves R. The Greek myths. London; Vol. 1: 1960. - 372 p. - Vol. 2: 1975. -412 p.
138. Guglielmino S. Guida al Novecento. Milano, 1971. - 767 p.
139. Guiducci A. II mito Pavese. Firenze, 1967. - 464 p.
140. Guidotti A. Tra mito e retorica: Tre saggi sulla poesia di Pavese. Palermo, 1981.- 136 p.
141. Iengo F. Le muse conservatrici: appunti sull'ideologia estetico-letteraria. -Lanciano, 1981- 181 p.
142. Isnenghi M. II mito della grande guerra. Barí, 1973. - 383 p.
143. Isotti Rosowsky G. Pavese lettore di Freud. Palermo, 1989. - 148 p.
144. Jesi F. Letteratura e mito. Torino, 1968. - 241 p.
145. Jesi F. Materiali mitologici. Mito e antropología nella cultura mitteleuropea. -Torino, 1979.-342 p.
146. Kerenyi K. Figlie del Sole. Torino, 1991.-144 p.
147. Kerenyi K. La religione antica nelle sue linee fondamentali. Bologna, 1940. -292 p.
148. La critica e gli ermetici / A cura di M. Fioravanti. Bologna, 1978. - 254 p.
149. Lajolo D. II "vizio assurdo". Storia di Cesare Pavese. Milano, 1974. -344 p.
150. Letteratura italiana. I contemporanei. Milano, 1969. - 937 p.
151. Lorenzi Davitti P. Pavese e la cultura americana: Fra mito e razionalitá. -Messina, 1975.-221 p.
152. Ludwig E. Colloqui con Mussolini. Milano, 1932. - 227 p.
153. Luperini R., Melfi E. Neorealismo, neodecadentismo, avanguardie. RomaBari, 1980.
154. Luti G. Cronache letterarie tra le due guerre: 1920-1940. Barí, 1966. - 276 P
155. Manacorda G. Storia della letteratura italiana fra le due guerre: 1919-1943. -Roma, 1980.-372 p.
156. Manacorda G. Vent'anni di pazienza. Saggi sulla letteratura italiana contemporánea. Firenze, 1972. - 512 p.
157. Metterle A.M. L'immagine arguta. Lingua, stile, retorica di Pavese. Torino, 1977.- 131 p.
158. Mollia F. Cesare Pavese. Saggio su tutte le opere. Padova, 1960. - 177 p.
159. Mondo L. Cesare Pavese. Milano, 1961. - 150 p.
160. Moravia A. L'uomo come fine e altri saggi. Milano, 1964. - 217 p.
161. Muscetta C. Letteratura militante. Napoli, 2007. - 368 p.
162. Musumeci A. L'impossibile ritorno: La fisiología del mito in Cesare Pavese. -Ravenna, 1980.- 150 p.
163. Pampaloni G. Trent'anni con Cesare Pavese: diario contro diario. Milano, 1981.- 192 p.
164. Pandini G. L'estate nell'opera di Pavese // Le ragioni critiche. Catania, 1975.-№5.-P. 356-365.
165. Pappalardo La Rosa F. Cesare Pavese e il mito di adolescenza. Alessandria, 1996.- 137 p.
166. Pautasso S. Cesare Pavese, l'uomo libro. II mestiere di scrivere come mestiere di vivere. Milano, 1991.-221 p.
167. Pautasso S. Guida a Pavese. Milano, 1980. - 156 p.
168. Petronio G. Italia letteraria: storia della letteratura. Palermo, 1988. - 817 p.
169. Pierangeli F. Pavese e i suoi miti toccati dal destino. Per una lettura di "Dialoghi con Leucó". Torino, 1995. - 97 p.
170. Pivano F. I miei quadrifogli. Piacenza, 2000. - 232 p.
171. Ponzi M. La critica e Pavese. Bologna, 1977. - 253 p.
172. Pozzi G. La poesía italiana del Novecento da Gozzano agli ermetici. Torino, 1975.-409 p.
173. Ramat S. L'ermetismo. Firenze, 1969. - 213 p.
174. Romagnoli F. L'inarrivabile vita. Lettura di Pavese. Bologna, 1990. - 310 P
175. Russo L. Prose polemiche: dal primo al secondo dopoguerra. Milano, 1979.- 237 p.
176. Salinari C. La questione del realismo: Poeti e narratori del Novecento. -Firenze, 1960.- 188 p.
177. Salinari C. Miti e coscienza del decadentismo italiano: D'Annunzio, Pascoli, Fogazzaro e Pirandello. Milano, 1960. - 288 p.
178. Salinari C. Profilo storico délia letteratura italiana. Vol. 3.- Roma, 1972. -349 p.
179. Sapegno N. Disegno storico délia letteratura italiana. Firenze, 1990.
180. Segre C. La letteratura italiana del Novecento. Roma-Bari. 1998. - 118 p.
181. Sigma: Rivista trimestrale di letteratura. Torino, 1964. - № 3/4. - 216 p.
182. Simonini A. Storia dei movimenti estetici nella cultura italiana. Firenze, 1968. - 398 p.
183. Stella V. L'elegia tragica di Cesare Pavese. Ravenna, 1969. - 257 p.
184. Storia délia letteratura italiana diretta da Cecchi E. e Sapegno N. Vol. 9-10.- Milano, 1987-1990.
185. Sturani L. Antología délia resistenza. Torino, 1951. - 394 p.
186. Tambuzzi S. Pavese poeta (e altri saggi). Macerata, 1981.- 120 p.
187. Tessari R. Il mito délia macchina. Letteratura e industria del primo Novecento italiano. Milano, 1973. - 429 p.
188. Thompson D. Cesare Pavese. A study of the major novéis and poems. -Cambridge, 1982.-292 p.
189. Travaglia S. La nozione di possibilitá nel pensiero di Nicola Abbagnano. -Padova, 1969. 96 p.
190. Treves C. II fascismo nella letteratura antifascista dell'esilio. Roma, 1953. -162 p.
191. Trevisani G. Chi l'ha visto. Cesare Pavese. Milano, 1961. - 97 p.
192. Turi G. Casa Einaudi: libri uomini idee oltre il fascismo. Bologna, 1990. -281 p.
193. Vaccaneo F. Cesare Pavese. Una biografía per immagini: la vita, i libri, le carte, i luoghi. Cavallermaggiore, 1989. - 215 p.
194. Vaccaneo F. Fumatori di carta. Ñuto e Pavese. Torino, 1999. - 278 p.
195. Valli G. Sentimento del fascismo. Ambiguitá esistenziale e coerenza politica di Cesare Pavese. Milano, 1991. - 132 p.
196. Vico G. La "Scienza nuova" e opere scelte / A cura di N. Abbagnano. -Torino, 1966.-686 p.
197. Viola I. Problemi di critica crociana. Milano, 1960.
198. Wlassics T. Pavese falso e vero. Vita, poética, narrativa. Torino, 1985. -222 p.