автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.05
диссертация на тему: Творчество Лучана Благи
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Фейгина, Екатерина Витальевна
Введение.
Глава 1. Философская система Благи и категории культуры.
Глава 2. Поэзия Лучана Благи.
Глава 3. Драматургия Лучана Благи.
Введение диссертации2000 год, автореферат по филологии, Фейгина, Екатерина Витальевна
Настоящее исследование посвящено творчеству практически неизвестного и чрезвычайно мало изученного в России классика румынской литературы Лучана Благи (1895-1961). Мы не располагаем не только специальными работами об этом писателе на русском языке, но и сколько-нибудь солидными публикациями его сочинений. Творчество Л. Благи на русском языке представлено в Антологии румынской поэзии (1958) и в Поэзии современной Румынии (1978). В монографической работе, посвященной культуре Румынии Х1Х-ХХ вв. М.В. Фридмана «Идейно-эстетические течения в румынской литературе Х1Х-ХХ веков» (1978) дан? краткая характеристика творчества Лучана Благи на фоне деятельности журнала «Гындиря» («Мысль»), рассматривания особенности поэзии, философские сочинения упоминаются в связи с полемикой Благи и руководителя журнала Никифора Крайника. Но, безусловно, творчество Благи заслуживает специальных исследований.
В Румынии Л. Блага известен как поэт, драматург и философ. Его философские труды в пятнадцати книгах, составляют четыре монографии и также нуждаются в изучении. В данной работе основное внимание уделяется художественному творчеству, а философское наследие затронуто лишь в нескольких аспектах, с целью рассмотреть некоторые эстетические положения его теории культуры и категории, важнейшие ддя литературного творчества писателя, его эстетики, без которых анализ художественного творчества не может быть полным.
В Румынии можно насчитать свыше десятка монографий, посвященных творчеству писателя, не говори уже о том, что ни одно серьёзное обзорное исследование литературы «между двумя войнами» не обходится без главы, посвященной Л. Благе, Тем не менее, эти работы не исчерпывают и не могут исчерпать всей проблематики, связанной с творчеством поэта.
Одна из первых монографий, вышедших после смерти писателя, О. Крохмэлничану, даёт общий очерк творчества писателя. В самых общих чертах определяется философская картина мира, подробно анализируется поэзия и схематично - драматургия, Крохмэлничану во многом определяет ракурс румынских критических исследований, посвященных творчеству Благи, особенно это касается поэзии. Во главу угла румынский критик ставит замечание самого Благи, о внутреннем соответствии поэтики экспрессионизма и поэтики фольклора. [17. 134] Поэтому исследование поэтической эволюции Благи представляет некоторую сложность,, хотя наличие её трудно отрицать. Исследование доэзии сводится к анализу образной системы, безусловно, необычайно интересной и богатой.
Один из самых авторитетных исследователей Джордже Ганэ в своей монографии «Художественное творчество Л. Благи» (1976) подробно рассматривает творчество Благи, касаясь не только художественных произведений, но и биографии, и -основных направлений его эстетики и философии. Но Ганэ явно ограничен существующей в то время цензурой. Кроме того он интерпретирует поэзию Благи в том же ключе, что и Крохмэлничану. Ган£ рассматривает творчество Благи зсак сформировавшийся поэтический мир со своей символикой и образностью. Свою задачу критик видит в подробном описании этой образности.
Эуджен Тодоран, автор нескольких книг о Благе трактует творчество поэта, как соединение нескольких мифологий. «Поэтическая мифология» в свою очередь подразделяется на «архаическую» и «современную»; есть мифология «философская» и мифология «драматическая». Исследование очень интересно и во многом убедительно, но слишком частое^ порой расплывчатое употребление слова «миф» скорее затрудняет проблему, чем разрешает.
Йон Поп & своей монографии «Лучан Блага. Поэтический универсум» (1981) рассматривает только поэзию Благи от поэтического «Я» постепенно расширяя (пространство, география, рай) и опять же приходя к мифу и .даже логосу.
В основном работы о поэзии разделяются на два вида: подробный анализ стихов или описание тематики (Индриеш А., Ливада М.) или анализ мифологического элемента в поэтике Л. Благи. (Шора М.).
Недостаточность научных исследований имеет несколько причин: во-первых, Л. Блага - писатель очень сложный, его творчество разнообразно по тематике, одна работа никогда не может вместить всей глубины проблематики Благи и охватить все культурные ассоциации его творчества; во-вторых, очень долгое время после 1945 г. Блага был персоной поп grata, его даже косвенно обвиняли в связях с фашистами, и вменяли в вину «националистические идеи». В пятидесятые годы он почти, не издавался, занимался переводами. В 60-е годы исследования, посвященные творчеству Благи, в основном, рассматривали фольклорную образность в его поэзии. После смерти писателя, естественно, интерес к нему возрос, но многие важные философско-эстетические положения обходили молчанием, а в монографиях обязательно должны были иметь место сравнения его творчества с желательным для идеологии эталоном. Это в большей или меньшей степени коснулось всех монографий, вышедших до 1990 года. Теперь мы имеем работы М. Минку, Э.Тодорана уже не скованные идеологическими рамками. Ценная работа А. Теодореску «Лучан Блага и народная румынская культура» раскрывает связи всего творчества Благи: философии, поэзии и драматургии - с фольклором. Монография А. Михэйлеску посвящена драматургии, которая рассматривается во всех аспектах: идеологическом, психологическом и поэтическом. Это исследование глубоко анализирует драму, но не выявляет всех взаимосвязей между жанрами творчества Благи. Таким образом, краткий обзор основных монографий показывает, что многие солидные исследования, при всей их несомненной ценности, ограничены по нескольким параметрам: 1. Исследование отдельных жанров. 2. Анализ статичной поэтической картины мира. 3. Идеологические рамки.
Чтобы понять значение писателя для румынской литературы, необходимо отметить, что в XX веке румынская литература имеет уже не региональное значение, а мировое. Известны не только имена но и факты, подтверждающие значительность культурных процессов, происходящих в этой стране. Ведущая роль Тристана Тцара и М. Янку в дадаистском кружке, творчество Э. Йонеско -основателя театра абсурда, значительность М. Элиаде, художественная проза и труды которого по мифологии и религиоведению известны во всём мире, - всё говорит о мировом статусе румынской культуры XX века.
Огромное значение имеют художественно-эстетические течения начала века, когда румынская культура отличается многообразием и пестротой. После бурного романтического самоутверждения в прошлом столетии румынская нация осознала свои возможности и вышла на европейский уровень. Румынская культура этого периода отличается невероятной чуткостью к процессам, происходящим в Европе. Ни один крупный культурный феномен, ни одно течение не проходит незамеченным в восточноевропейской стране. Вместе с тем, есть культурные явления, не имеющие аналогов в других странах Европы. Таким художественным течением был сэмэнэторизм, названный по наименованию журнала «Сеятель» («Бетап&огиЬ). (1901). Вышедший в первые годы XX века журнал определил программные установки нового течения. В крестьянской стране несомненно огромный резонанс вызвала мифологизация сельской жизни, не просто идеализация патриархального быта, а поиски высшего смысла в единении с природой, в крестьянском простом труде, ностальгическое воспоминание о славных подвигах гайдучества, стремление выявить национальную, глубокую, определяющую румынскую культуру сущность. В манифестах и художественных произведениях Дж. Кошбука, Ал. Влэхуце, Н. Йорги можно видеть совершенно новое по сравнению с романтическим отношение к фольклору. В лоэзии предпочитаются простые, но яркие, колоритные образы, не допускается никакой экзальтации и сентиментальности. Сэмэнэторизм оказал глубокое влияние на литературу XX века, как на поэзию, так и на романное творчество. М. Садовяну одно время был приверженцем этого течения, и следы сэмэнэтористской эстетики можно отметить в его произведениях [89; 149].
Если сэмэнэторизм - специфически румынское художественное течение, связанное с вельской тематикой, то символизм, - явление заимствованное, связанное с городской культурой, более поздней. В это время действительно развиваются города и сама городская тематика становится актуальной. До этого времени при всей развитости фольклорных жанров в Румынии не было жанра городского романса. Утверждение символизма во многом связано со стремлением противостоять романтическим и сэмэнэтористским эпигонам, открыть новые пути развития поэзии. Заимствованное художественное явление органично вписывается в круг румынской образности. Румынский символизм существует в нескольких вариантах. Основоположником этого течения считается А. Мачедонский, иногда его называют предсимволистом. В его творчестве выделяют два периода ; романтический, и, так называемый, инструменталистский - стихи построены на редких звуковых сочетаниях. Образцом становится верленовский стих. Другой поэт символист, О. Денсушяну, ориентируется, прежде всего, на Верхарна. Один из интереснейших символистских поэтов Дж. Баковия явно ассоциируется с Верленом, даже иногда использует приёмы верленовской музыкальности, но это не подражательная поэзия, а факт национальной культуры. Румынский символизм открывает новые поэтические возможности родного языка. В поэзии проявилась полифоничность, многослойность, ассоциативность образа, в которых так нуждался эстетический вкус. Румынский символизм помог найти новые пути в поэзии и противопоставил бездарным подражателям М. Эминеску собственную высокую школу.
Идейно-художественное направление «попоранизм» (от 'ророг' -'народ') в отличие от сэмэнэторизма связано с острым ощущением именно социальных проблем. В румынской литературе был достаточный опыт обращения к социальной проблематике, и опыт вполне оправданный. Здесь одновременно возникает аналогия с русским понятием «народничество». Сэмэнэторизм стремился к единению всех классов, не противопоставляя помещиков и крестьянство, объединял их в общенациональных интересах; а у деятелей попоранизма была определённая социальная программа, стремление совершить аграрную реформу и непосредственно улучшить жизнь крестьян. Но в литературе политические принципы попоранизма «теряли чёткие границы, превращались в атмосферу, в чувство симпатии к крестьянству, ко всем трудящимся.» [89;175]. Главными деятелями попоранизма были К. Стере и Г. Ибрэиляну, разработавший литературные принципы попоранизма. Влияние этого течения отмечают в произведениях М. Садовяну, Й. Агырбичану.
Но многообещающее развитие румынской культуры было прервано первой мировой войной. Румыния также как и многие другие страны много претерпела в этот важный для неё период. «Начало столетия была похоже на последний акт весёлой комедии, сделанной блестяще и великолепно, но в финале которой снаружи на улице слышатся пулемётные очереди. Первые же пушки развеяли оптимизм, и самонадеянная весёлость сменилась ощущением катастрофы.» [105;Щ. Послевоенные события связаны с революционным резонансом российских событий, поднялась волна освободительного движения, и в 1918 году Румыния объединилась. Но миф о «Великой Румынии», идеальном государстве себя не оправдал, страна попала в экономическую зависимость от иностранных монополий, бурная индустриализация создала нестабильность, среди румынской интеллигенции царили скептицизм и разочарованность. Вскоре началась реакция: в 1924 году запрещение компартии, в 1930 - реставрация монархии, репрессии, а в 1939 г. - установление диктаторского режима.
Подъём освободительного движения, мечты о свободе, о будущем великом государстве создали в обществе определённую атмосферу: стремление вырваться из руин любой ценой, надежды на прекрасное будущее породили общественную и умственную активность. Вместе с тем, духовный климат эпохи после первой мировой войны характеризуется деформированным сознанием, ощущением катастрофы, нестабильности мира, зыбкости. Жизнь приобретает особую ценность. Новые ориентиры художественной интеллигенции формируются не только- объединением Румынии, но и осознанием трагизма и потерь войны, кровавой бойни, обратившей в прах многие идеалы и иллюзии, породившей разочарование, чувство обречённости и осознание хрупкости, уникальности и бесценности жизни каждого человека. В искусстве это вызвало интерес к духовной жизни личности и обострило индивидуализм.
Период, называемый «Литература между двумя войнами», «редкостный для Румынии момент истории, когда, при великолепии жизни и роскоши культурной жизни, талант получал к тому же возможность включиться в социум» [87; 150]
Сменилось литературное поколение. Пришли писатели, поэты, критики, создавшие новую литературную эпоху «между двумя войнами». В культуре произошло совмещение собственных традиций с западным алгоритмом развития. Сэмэнэторизм и попоранизм теперь хранятся в культурной памяти, опыт их очень важен, но образы не актуальны. «Маленький человек» выразителен в угнетенной стране, однако он не поможет в момент перелома эпохи, осознания трагедии нации и предчувствия грядущих катастроф.
Чтобы понять новую эпоху нужны незнакомые- до сих пор средства, новые неожиданные образы, новый язык.
Осознание эпохи, культуры, национальности происходит на всех уровнях бытия, и, следовательно, в литературе во всех жанрах. Именно в это время засиял во всём великолепии жанр романа.
Причём появился роман во многих ипостасях: роман-эпопея
Чезар Петреску «Затмение» 1927), исторические романы М.
Садовяну (1880-1961), психологический роман с социальным акцентом Ливиу Ребряну (1885-1944), роман бальзаковского типа
Джордже Кэлинэску (1899-1965) «Загадка Отилии» 1938), несколько вариантов прустианского романа: Камил Петреску (1894-1957),
Гортензия Паладат-Бенджеску (1876-1965), Антон Хольбан (19021937), - таков далеко не полный перечень спектра романного жанра в литературе этого времени. Разумеется, эти писатели создают также прекрасные образцы малой прозы. Театр уходит на второй план, многие писатели пишут драматические произведения, но редко этот жанр является для них основным. После таких классиков румынского театра, как В. Александри и Й. Л. Караджале национальная драматическая школа переживает не лучшие времена.
Не выдерживая конкуренции с кинематографом, театр, причём не только в Румынии, приходит в упадок. Почти полностью стихают попытки режиссёрских экспериментов. В театре преобладает жестокий дух голой коммерции, вопрос кассовости играет ведущую роль в выборе репертуара. Идёт ориентация не на литературный вкус, не на знание сценического искусства, а на обывательский интерес.» [51;15] Возможно, по этой причине драматические произведения серьёзных писателей ставились не часто и не имели особенного резонанса. Самым интересным представителем румынского театра XX века является М. Себастьян. Идеалы и надежды эпохи выражены в необычайно тонких, изящных пьесах, отличающихся глубиной и простотой слога. В настоящее время его пьесы популярны во всём мире («Безымянная звезда» 1944, «Игра в каникулы» 1938).
В Румынии XX столетия можно наблюдать и расцвет критической мысли, формировавшей художественное сознание поколения. Это произведения Э. Ловинеску, Т. Виану и др. Почти все писатели обязательно создавали критические эссе, статьи, очерки. Всё это вписывается в тот общий процесс роста саморефлексии литературы, который специалисты отмечают в XX веке.
Румынская культура гордится теми явлениями которые объединяет под названием «Румынский авангард» («Avangardul románese»). Это дадаизм, зародившийся в 1916 г. в Швейцарии, в кружке Т.Тцара и М. Янку, идеологией которого было «выражение разрушительного импульса, перенесённого в интеллектуальный план» [101 ;28] Дадаистами начинали Й. Виня и И. Воронка. Довольно скоро многие апологеты дадаизма стали называть себя сюрреалистами (С.Панэ, В. Теодореску, Й. Нисипяну). Румынский авангардизм привёл к полному изменению формы, агрессивному и непреклонному отрицанию традиций, к созданию шокового эффекта, эпатажу. Возникают такие формы, как пиктография, поэзия-проза, телеграфические поэмы. Поэтам-авангардистам удалось разбить словесные штампы, заново открыть слова. В результате этих экспериментов поэзия избавилась от клише и привычной риторики.
Термин «авангардизм» до сих пор не имеет точных границ. Существует пересечение его значений с термином «модернизм», однако же последний явно шире, так как экзистенциализм, например, относится к модернизму, но не к авангарду. В западных исследованиях под авангардом часто понимают идеологизированное левое течение. В румынском литературоведении к авангарду относят поэтические эксперименты от дадаистов до сюрреалистов и экспрессионистов и «антипрозу» Урмуза. Под антипрозой понимается проза абсурда [65]. В настоящем исследовании предпочтительно будет использоваться термин «модернизм».
После присоединения к Румынии в 1918 г. бывшей австро-венгерской провинции Трансильвании в культурной жизни страны острее стали ощущаться влияния немецкой культуры. В печати публиковались произведения немецких писателей и мыслителей: например, в 1924г. в Сибиу под руководством Генриха Циллиха выходит журнал «Клингсор», в течение шестнадцати лет он печатает новейшие немецкие публикации и является крупнейшим периодическим изданием в Трансильвании [108;18]. В журнале появляются статьи о Г. Кайзере, А. Дёблине, Ф. Кафке, Э. Толлере, Г. Тракле и др. О. Крохмэлничану отмечает, что «немецкая интеллигенция Ардяла, Баната и северной Молдовы способствовала тому, что румынские писатели и художники открыли для себя экспрессионизм».
Румынский критик Т.Виану подчёркивает, что экспрессионизм стремится к абсолютной живописи, «участвуя в процессе, который никогда не казался возможным: после поэзии и пластики приблизиться к музыке, исполняя, таким образом, последний акт мирового кризиса системы искусств» [108;24]
Таким образом, экспрессионизм достаточно известен и популярен в стране. Он вызвал множество подражаний, среди которых есть и самобытные национальные образцы.
Лучан Блага занимает главенствующее положение среди писателей-экспрессионистов, хотя его творчество шире рамок очерченных этим направлением модернизма. Для небольшой балканской страны очень важен факт контаминации с немецкой литературой, тем более, что до начала XX столетия основные культурные контакты были с Францией. Л. Блага не только создал экспрессионистические произведения, но и философски обосновал культурные ориентиры своего народа.
XXX г
Творчество Лучана Благи - уникальный пример взаимопроникновения поэзии и философии, точных определений и понятий и ёмких, неожиданных образов. Созданная Благой философская система созвучна времени, она ставит сложнейшие проблемы жизни и бытия, во главу угла ставит роль культуры и творчества, в век сильнейшей идеологической ангажированности даёт свою нравственную систему, убедительную, красивую и максимально свободную от какой-то бы то ни было идеологии.
9 мая 1961 года & день похорон поэта, совпавших, с днём его рождения, друзья поэта сказали: «Вот жизнь- прожитая совершенно.»
Даже в количественном отношении наследие Л.- Благи выглядит очень солидно. Ему принадлежат одиннадцать поэтических сборников, свидетельствующих о непрерывной эволюции поэтического языка и образности поэта. Существует также-и множество отдельных стихотворений,- которые опубликованы посмертно. Десять драм Благи украсили- репертуар румынского театра XX века, некоторые из них переведены на иностранные языки и поставлены, почти сразу же после создания, насценахрумынских и зарубежных театров. Философские работы представлены четырьмя монографиями и многочисленными статьями, публиковавшимися- в-различных периодических изданиях. Он оставил также эстетические работы, эссе, отчёты о культурной жизниг и, наконец^ переводы^ Румынские читатели имеют возможность читать- «Фауста» Гёте в переводе Л. Благи (1955), том поэзии из мировой лирики, включающий стихи русских, английских, немецких, французских и испанских поэтов.
Вся полнота культуры мировой и национальной осмысляется и пропускается через сознание поэта. Очень многие культурные явления не просто были им отмечены, -а вошли в плоть- и кровь. Блага выстраивает свою философскую- систему, пользуясь понятием 'категория', заимствованным- у Канта. Исследователи называли Благу «философом-романтиком», в- то же- время отмечала точность его дефиниций, характеризуя это как- стремление к догме. Блага -наследник неокантианской Баденской (Фрейбургской) школы, он в своих работах продолжает и пересматривает идеи Риккерта и Виндельбанда, кроме того, он явно испытал в своём творчестве влияние «философии жизни». Его собственная философская, система подходит под определение- философской антропологии-. В-румынских работах явно избегается- это определение, но, скорее-всего это объясняется идеологическими причинами. Учение- о культуре (культурная антропология)- важнейшая составляющая- его философии. Окончательно .вся система- Благи оформлена в его четырёх «Трилогиях»,
Блага - один из основателей- журнала- «Гындиря» (1921 -авг.1944), во многом определявшего ^- 1920егоды духовный климат-страны. Репутация этого журнала испорченаалъянсом с фашизмом, но этот процесс начинается в 1928 - 1929 гг., л-в начале 20-х годов журнал предлагал- необычную, шкересную- программу, значение-которой невозможно было-атрицатьщж всем-негативном отношении к журналу впоследствии. Для нашего исследования эта издание-имеет большое значение, поскольку журнал- не- только пропагандировал экспрессионизм,- но тесна бьиь связан- с-творчеством JI. Благи. У истоков- журнала- стояли Ч, Петреску, Л. Блага, главным идейные вдохновителем журнала был- Никифор Крайник. Основная концепция журнала была связана а «ромынизмом», но важна, как именно определялась иде$ национального в этом, журнале. На фоне многих модификаций отношения к традиции и наследию^ Никифор Крайник, действительно предлагает свою оригинальную программу. Деятели журнала начинают с декларации продолжения идей сэмэнэторизма, но , достаточно быстро намечают пункты расхождения с последователями Н.Йорги [89; 199]. Если сэмэнэтористы сумели увидеть красоту румынской земли, деятели «Гындири» устами Никифора Крайника объявили о красоте неба, то есть, о мистической духовности. Крайник - религиозный мыслитель, изучал влияние византийского православия на румынскую духовность. Он воспринимал Христа как своего соотечественника. Именно с умонастроением журнала, объединением национального и конфессионального, связана важная идея Благи, относящаяся к теории «миоритического пространства» и его характеристике. Но журнал был тесно связан с идеологией, слишком сильном эмоциональном утверждении национальной идеи, которая, увы, иной раз приводит к тоталитаризму. В конце 20-х годов «Гындиря» высказывала симпатии к старым сельским формам жизни, и критиковала формы современной западной цивилизации, это обернулось, по выражению Крохмэлничану, апологией тоталитарных форм и привело к печальным для журнала последствиям [108;55]. Блага, как и многие другие писатели и поэты, А. Маниу, Й. Пиллат, Ч. Петреску решительно расстался с журналом [89;201].
Но в начале 20-х годов в журнале публиковались символистские и экспрессионистические произведения, журнал "Гындиря", в первую очередь, был связан с экспрессионизмом. Лучан Блага лучший, но не единственный представитель этого течения. Экспрессионистическое влияние заметно и в произведениях
А. Маниу. В лирике Арона Котруша отразились революционные настроения экспрессионизма.
Экспрессионизм был близок, также, представителям журнала "Контимпоранул" ("Современник"). Среди них были такие известные деятели, как основатель журнала Йон Виня, Б. Фундояну, Ф. Адерка, Й Кэлугару.
Мышление Лучана Благи во многом сформировалось под влиянием позитивных идей "Гындири". Некоторые тезисы и положения возникли в полемике с Никифором Крайником. В отношениях с "Гындирей" Блага ещё раз подтвердил своё стремление к духовной независимости и глубоко индивидуальное самоопределение.
В ранний период творчества Л. Блага занимался ещё и политической деятельностью. С 1926 по 1939г. он был на дипломатической службе, сразу же после того, как стал профессором Клужского университета. Затем в 1928г его пригласили на должность пресс-секретаря в Варшаве , далее он занял пост культурного атташе в Париже. В 1932г Блага перешёл на тот же пост в Швейцарии, но занимал его недолго, в том же году стал в Вене пресс-секретарём, и там же - советником. В 1938-1939 гг. Блага полномочный посол в Лиссабоне. Он очень добросовестно исполнял свои обязанности, но без малейшего энтузиазма. Не случайно именно в 1939г. выходит в отставку и в течение десяти лет является профессором Клужского университета. Жизнь в разных странах Европы не прошла даром для поэта. Всё это доказывало, что Блага -человек европейской культуры, всесторонне образованный, способный и на политическом поприще, принося известную пользу стране, оставаться самим собой и сочетать официальные обязанности с творческой деятельностью: в эти годы им написано значительное количество произведений. В какой бы стране Блага не находился, он всюду стремился пропагандировать румынскую культуру. В Европе его знали не только как официальное лицо, но и как поэта. В 1936г. Благу избирают членом румынской Академии.
В социалистические годы Блага, подобно многим русским замечательным поэтам, долгие годы не мог печатать свои стихи, именно эти годы связаны с его интенсивной переводческой деятельностью. Полностью румынский читатель осознал значительность творчества Л. Благи только после его смерти.
Благе как поэту, так и философу свойственна постромантическая субъективность. В поэзии это мир многомерный, огромный, но раскрытый через призму бытия поэта. В философских трудах субъективность возводится в систему, поскольку центром мироздания и его смыслом полагается человеческое творчество. Третья ипостась творчества, третий модус выражения Благи - это произведения мемуарного характера. Они также очень важны, поскольку здесь поэт высказывается о себе и о явлениях культуры, пользуясь средствами эссеистики в большей мере и романистики в меньшей.
Автобиографические сочинения, прежде всего, воспринимаются как памятник эпохи. «Хроника и песнь времён» написана в 1945-1946гг., «Ладья Харона» в момент, когда в Румынии по суш дела произошла социалистическая революция, и, разумеется, кроме бывших фашистов пострадало множество людей, имевших отношение не к свергнутому режиму, а к культуре. Блага это ощутил, как крушение мира и захотел увековечить прекрасные моменты бытия. Но кроме того, эти произведения иллюстрируют его философские тезисы о природе человеческого познания и творчества. Поэт рассказывает о собственном восприятии мира, творческом выражении и культурном бытии первой трети XX века. «Ладья Харона» - своеобразное поэтическое, художественное выражение крушения мира. Речи не было о публикации этого произведения при жизни поэта. Подвигом было так мыслить и не побояться написать, хотя бы в стол. Опубликовано произведение только в 1990 г. т.е. уже после революционных событий 1989 г.
Блага в «Хронике» фиксирует факты биографии и передаёт минимум переживаний. Большое значение он придаёт тому обстоятельству, что до четырёх лет не говорил. Его познание развивалось самостоятельно, а, не с помощью вопросов-ответов; и позже он вынужден был найти другой способ самовыражения, чтобы компенсировать недостаточность коммуникации.
Блага родился в 1895 г. в селе Ланкрэм недалеко от города Себеша. Его отец - православный священник был прекрасно образован, собрал интересную библиотеку и всю жизнь очень много читал. Мальчик рос задумчивым и впечатлительным под влиянием красоты трансильванских пейзажей и сказок, которые рассказывала ему мать, внучатая племянница епископа всей Трансильвании. В сборнике «Нехоженные ступени» есть стихотворный автопортрет:
Лучан Блага нем словно лебедь
У него на родине снег творения заменяет слова.
Душа его ищет это безмолвные, вековые, непрерывные поиски, достигающие последних граней.
Он ищет воду, которую пьёт радуга, он ищет воду, из которой радуга впитывает красоту и небытие. пер. Ю. Кожевникова)
Родное село стало своеобразной монадой эстетики писателя. («Монада» - философский термин Лейбница, важный для Благи, используется в эстетических работах о национальной культуре.) Село является источником как философских понятий, так и образности. С селом связано особое отношение поэта к мифологии. Ключевые эстетические работы посвящены селу. Среди них «Похвала румынскому селу», «Миоритическое пространство». (1935) Несмотря на опасения родителей, детская немота не сказалась на развитии мальчика. В сельской школе он учился наравне с другими, но от этой школы остались у него в памяти только друзья и скучные, так и не выученные таблицы. В 1902 г. он пошёл в другую школу в Себеше. Обучение велось на немецком языке. Через три недели мальчик стал первым в классе. Впоследствии он учился хорошо, но школу не любил: «Днём я тосковал по солнцу, а ночью по дому.» [6;43]
Однако же атмосфера этой школы, учителя которой окончили лучшие университеты Германии, постепенно захватила будущего поэта. Он бродил по роскошному парку, декламируя баллады Шиллера, много читал. После окончания школы Блага продолжает образование в лицее в Брашове. Здесь он занимается латинским языком, литературой, историей искусства и начинает увлекаться философией. Потратив последние деньги на книги, он изучает «Диалоги» Платона, Спинозу, «Мир как воля и представление» Шопенгауэра, «Критики» Канта. Одновременно продолжает читать много художественной литературы. Его любимые писатели: Ибсен и Караджале. Ему нравятся также произведения Одобеску, Александри, Крянги. Блага учит наизусть стихи Эминеску, Гёте, Шиллера. Изучает «Теорию драмы» Геббеля, которуя преподавали в лицее. В 1910 г. в провинциальной газете «Трибуна» опубликованы его первые стихи.
В 1911 г. лицей для лучших учеников устраивает путешествие по Чёрному и Средиземному морю. Блага побывал в Константинополе, Афинах, Мессине, Неаполе, Риме, Флоренции, Венеции. Блага подробно описывает это путешествие в своей «Хронике» и поражает не только его восприимчивость прекрасного, но и уже наметившиеся внутренние закономерности развития личности. Никакие самые сильные впечатления не могли затмить его интереса к философии. В Неаполе Блага купил журнал со статьёй
Бергсона и читал. Вскоре он прочитал у Бергсона всё, что мог, и в 1914 г. вышла его статья (в журнале «Румын»): «Размышления об интуиции у Бергсона». В этом же году блестяще заканчивает лицей. Чтобы избежать службы в австро-венгерской армии, будущий писатель поступает в Институт теологии в Сибиу. В 1915 г. он публикует в трансильванских газетах свои афоризмы и философские эссе. В 1917 г. записывается на философский факультет в Вене.
Вначале Блага мечтал о Йенском университете. Однако доступной оказалась учёба в Вене - столице Австро-Венгрии. Его становление как поэта и философа формирование связано с Веной, где он жил некоторое время в 1916, 1917гг. Вена XX века по выражению М. Мамардашвили, выявляет «не просто участие в истории., а ощущение принадлежности к каким-то глубинным силам и смыслам её и продолжение этих смыслов.» [44;389]. Атмосфера венской культуры XX века - «осознание сомнительности цивилизаторской роли закона как чего-то окультуривающего, цивилизующего, преобразующего стихии человеческой органики или человеческого естества.» [44;403]. Город великих музыкантов, поэтов обладал особой притягательностью для юных почитателей красоты. Все сколько-нибудь значительные явления культуры не только Германии, но и Франции немедленно резонировали, получали отклик в этом удивительном городе.
Эта атмосфера захватила двадцатидвухлетнего поэта, в совершенстве владеющего немецким языком, от корки до корки изучившего труды Канта, Шопенгауэра, Гегеля, осмысляющего Бергсона и спорящего с Ницше.
В Вене Блага узнаёт о провозглашении независимости Трансильвании, едет в Бухарест, чтобы на площади приветствовать Народное Собрание, затем возвращается в Вену продолжать образование.
Вена связана для Благи с таким моментом жизни, когда завершается пора ученичества и начинается само творчество. В австрийской столице написаны «Поэмы света» и сборник афоризмов «Камни для моего храма». («Р1е1хе репйи 1етр1и1 шеи» 1919). За год Блага написал диссертацию на немецком языке «Культура и познание» (1920), в которой представлены основные проблемы его философии.
Следующим этапом было участие в создании журнала «Гындиря». Журнал начал выходить в 1921 г. под руководством Чезара Петреску. Основным идеологическим направлением журнала было возрождение исторических национальных идеалов и народной культуры. Была и своя идейно-философская основа: «духовный традиционализм на религиозной основе» [105;78] О. Крохмэлничану считает, что вдохновлённые идеями Шпенглера и теорией морфологии культуры, деятели журнала были склонны «представить всю свою историю как борьбу аутохтонного природного гения с «неорганическими» формами городской жизни, заимствованной с Запада [105;79]. Журнал наследовал идеи «Сэмэнэторула» и «Жуними» и направлял огонь критики против индустриализации Румынии. Журнал существует до 1939 года, его деятельность очень богата и насыщена: интересные публицистические и политические и философские статьи (Шопенгауэр, Ницше, Шпенглер,
Мережковский и др.), споры с идейными противниками Т. Аргези, М. Радей, Й. Виней, публикация эстетических и художественных произведений.
Начиная с 1930 года и почти до конца жизни Блага работает над своими философскими монографиями, почти каждый год выпускает по одной работе. Его философская система не претерпевает существенных, кардинальных изменений, но дополняется, обогащается и значительно развивает принятые вначале тезисы. Одновременно с философскими трудами Блага создаёт множество эссе, в которых точность, строгость дефиниций сменяется поэтической описательностью явлений. Эссеистика более эмоциональна, свободна, но все основные идеи соответствуют философским тезисам.
Одновременно с этим Блага продолжает создавать поэтические сборники и драматические произведения, сочетая творчество с работой в университете. В 1949 году писатель и общественный деятель Михай Раля, в тот момент занимающий пост директора института философии Румынской Академии, дал поэту отредактировать два тома румынской философии: «Развитие румынской философской мысли в Трансильвании в ХУ1-ХУП веках» и «Румынская философская мысль в Трансильвании в XVIII веке».
С 1951 года Блага работает старшим библиотекарем в Библиотеке Академии Наук.
В 50-е годы Блага много занимается переводами. Кроме «Фауста» он перевёл драму Лессинга «Натан Мудрый» и том «Из мировой лирики», «Из лирики разных народов».
Задачей настоящего исследования является рассмотреть художественное творчество Л. Благи в его эстетической и поэтической целостности, показать его эволюцию, в частности, поэтическую, проанализировать взаимодействие экспрессионизма и художественной образности народной культуры. Выявить соотношение философско-эстетического, поэтического и драматического творчества, проследить связи аналогичных понятий в разных жанрах и установить глубинные связи творчества писателя не только с его собственной эстетической теорией, но и с современной ему западноевропейской культурой.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Творчество Лучана Благи"
Заключение
Проделанный анализ, позволяет сделать вывода об особом статусе экспрессионизма & творчестве Л. Благи. В раннем творчестве экспрессионизм играет ведущую роль, художественная система этого направления модернизма превалирует, образность народной поэзии уступает экспрессионизму пространство поэтического текста. Эволюция творчества Благи, прежде всего, связана с постепенным расширением использования художественных средств фольклора. Если в раннем творчестве оба начала существуют обособленно, то с течением времени они объединяются и можно говорить о синтезе средств народной поэзии и экспрессионизма. Когда же фольклорная поэтика выходит на первый план, то экспрессионизм уходит «внутрь», оставаясь связанным с творческим кодом художественных произведений Благи. Безусловно, экспрессионизм для румынского поэта сыграл роль ключа, с помощью которого Блага открыл собственный поэтический язык. Таким образом, можно говорить об экспрессионизме как о творческом методе Л. Благи.
Именно этот метод помогает поэту выявить внутренние связи явлений и творчество обретает облик единства трёх реальностей: философско-логических построений (универсум, данный через категории), поэтической образности (универсум,выраженный через слово, образ) и сценического воплощения идей (мир, раскрывающийся через судьбу героя).
Философские понятия Благи: «тайна», способы её познания, теория малых и больших культур, метафора - реализованы им- как поэтически, так и драматургически. Философско-эстетическая теория стиля так же имеет отношение ко всему творчеству. И в поэзии, и в драматургии есть примеры художественного изображения области подсознания в философском понимании Благи (например, Гэман в драме «Мастер Маноле»),
Объектом всестороннего изучения Благи является культура и творчество. В своей философско-эстетических построениях, которые мы относим к философской антропологии, человек определяется Благой через творчество, через способность постепенно преображаться, изменяя себя и мир. Это соотносится с экспрессионистической эстетикой постоянного поиска сущности, обретения действительности, стремлением к сути вещей и отрицания застывших привычных форм.
В философских работах Блага точен, педантичен, стремится к догматичности. В то же время все исследователи отмечают поэтичность философии Благи. При точности и остроте мысли можно говорить о гармонии, красоте его умозрительных построений и чувстве красоты. Рассуждения Благи не являются сухой системой «чистых» категорий. Он перенял от своих предшественников - последователей «философии жизни», поэтичность и образность самих понятий.
В поэзии Блага находит несколько другой модус выражения. Поэзию Благи называют философской, она раскрывает эстетическую систему в образах, на метафорическом уровне. Поэзия тесно связана с остальными жанрами творчества Благи. Если в философии Блага намечает определение сознания и подсознания, то в поэзии происходит не только единение с наоодной культугюй (по теории Благи подсознание руководит творчеством человека и его связью с «анонимной» культурой народа), но и саморефлексия. В главе о поэзии Благи были приведены примеры внутреннего «бессознательного» портрета. Мы считаем, что утверждение Благи о глубинном соответствии народной поэзии и экспрессионистической образности можно считать манифестом его мироощущения, его нужно учитывать, но вряд ли целесообразно руководствоваться этим тезисом как базовым, при анализе его творчества. Для нас прежде всего важно то, что ощущавший родственность этих феноменов, Блага сумел их гармонично соединить. Его интересует способ соединения фольклорных клише и экспрессионистической образности, при котором фольклорные образы теряют свою устойчивую функцию и обретают индивидуальную пластическую выразительность, причем в разных стихотворениях проявляются новые оттенки значения. Экспрессионистический импульс не позволяет автору повторяться, останавливаться на застывших формах.
В драматургии воплощаются на сцене главные эстетические принципы Благи, всесторонне осмысляется судьба художника, ставится вопрос о нравственном эквиваленте творчества. От первой драмы «Замолксис» до пьесы о румынском поэте XIX века
Антоне Панне речь идет о выборе, пусть и на метафизическом уровне, между воплощением таланта и жизнью по законам мира сего. Часто этот выбор связан с трагическими коллизиями, и герой вынужден принести жертву, но творчество всегда истинно, потому что оно связано с высшим предназначением человека. В этой связи интересно соотношение драм «Мастер Маноле» и «Ноев ковчег», которые соотносятся между собой как тезис и антитезис. Маноле жеотвует жизнью любимой жены, чтобы постшить шэекоасный храм, Ной спасает своим творением семью. Стены храма еще до момента жертвоприношения Маноле разрушаются, Ноев ковчег строится сам под песнь молотка (toaca). Ной и те, кто сумели услышать эту песнь, спасаются во время потопа. Нравствешшй выбор героев связан с верностью творчеству и самому себе (тем самым и Богу). Блага художественно воплощает это в драмах, не давая в то же время никаких нравственных обобщений в других г жанрах, так как все в его системе должно быть художественно оправдано.
Творчество Благи, несмотря на неприятие режимом, имело широкий резонанс в стране. В 1970-е гг. появляется целая плеяда молодых поэтов, чьи стихи имеют явную связь с творчеством Благи. Прежде всего, это М. Сореску иН. Стэнэску.
Экспрессионистическая, образность в произведениях Н. Стэнэску связана с опосредованным восприятием поэтом художественных средств этого модернистского направления через творчество Благи. Можно увидеть даже родственность понятий: «Земля, по имени Румыния состоит из предков, и там, где кончается земля, -начинается мысль». («Толща земли»). & румынской поэзии второй половины XX века, очень распространена форма верлибра «Связанная с усиленной внутренней поэтизацией, с тягой к философской или 7 эмоциональной сквозной метафоричность^» [66; 181].
Творчество Благи, несомненно, нуждается в дальнейших исследованиях, в ^различных аспектах: Блага и Гёте, теория ценностей и теория познания Благи, теория метафоры и её реализация в поэтическом творчестве JI. Благи.
Список научной литературыФейгина, Екатерина Витальевна, диссертация по теме "Литература народов Европы, Америки и Австралии"
1. Тексты, а) Художественная литература:-Основные тексты:
2. Blaga L. Poezii // Blaga L. Opere. Bucure§ti: Minerva, 1974. V.l. 512 P
3. Blaga L. Poezii // Blaga L. Opere. Bucure§ti: Minerva, 1974. V.2. 535 P
4. Blaga L. Tálmáciri // Blaga L. Opere. Bucure§ti: Minerva, 1975. V.3. 273 p.
5. Blaga L. Teatru // Blaga L. Opere. Bucure§ti: Minerva, 1977. V.4. 514 p.
6. Blaga L. Teatru // BlagaL. Opere. Bucure§ti: Minerva, 1977. V.5. 486 p.
7. Blaga L. Hronicul §i cintecul virstelor // Blaga L. Opere. Bucure§ti: Minerva, 1979. V.6. 259 p.
8. Blaga L. Eseuri il Blaga L. Opere. Bucure§ti: Minerva, 1980. V.7. 4121. P
9. Blaga L. Trilogía cunoa§terii // Blaga L. Opere. Bucure§ti: Minerva, 1983. V.8. 737 p.
10. Blaga L. Trilogia valorilor // Blaga L. Opere. Bucure§ti: Minerva, 1987. V.10. 635 p.
11. Blaga L. Trilogía cosmologicá // Blaga L. Opere. Bucure§ti: Minerva, 1988. V.l 1.514 p.
12. Blaga L. Poezii antume// Blaga L. Opere. Bucure§ti: Minerva, 1982. V.l. 602 p.
13. Blaga L. Poezii postume// Blaga L. Opere. Bucure§ti: Minerva, 1984. V.2. 578 p.
14. Blaga L. Antología de poezie populará. Bucure§ti.: E.P.L.,1966. 296 P
15. Blaga L. Aspecte antropologice. Timi§oará: Facía, 1976. 203 p.
16. Blaga L. Corespondentá. Cluj-Napocá: Dacia, 1989. 305 p.
17. Blaga L. Curs de filosofía religiei. Alba Iulia, París, 1994. 262 p.t
18. Blaga L. Elogiul satului románese// Blaga L. Izvoade. Bucure§ti.: Minerva, 1972. P 34-47.
19. Blaga L. Gíndirea románeascá in Transilvania ín secoiul al XVTH. Bucure§ti: Ed. §tiintificá, 1966. 229 p.
20. Blaga L. Izvoade. Bucure§ti: Minerva, 1972. 245 p.
21. Blaga L. Peisaj §i amintire. Bucure§ti: Sport turism, 1988. 194 p.
22. Blaga L. Serien despre arta. Bucure§ti: Minerva, 1970. 195 p.
23. Blaga L. Trilogía culturii. Bucure§ti: Ed. pentru literatura universalá, 1969. 398 p.
24. Blaga L. Zári §i etape. Bucure§ti: Ed. pentru literatura, 1968. 341 p.
25. Блага JI. Поэмы света. Бухарест: Б-ка Румынии № 1, 1975. 393 с.
26. Блага JI. Нехоженные ступени. Бухарест: Б-ка Румынии № 1, 1975. 393 с.
27. Дополнительная литература:
28. Антология румынской поэзии. М.: Гос. изд-во худож. лит. 1958. 774 с.
29. Поэзия современной Румынии. М.: Худож. лит., 1979. 335 с.
30. Рильке Р.-М. Ворпсведе. Опост Роден. Письма. Стихи. М.: Искусство. 368 с.
31. Румынская народная поэзия. М.: Худож. лит., 1987. 239 с.
32. Стихи поэтов Румынии 20 30 годов. М.: Худож. лит. 1975. 347 с.
33. Сумерки человечества: Лирика немецкого экспрессионизма. М.: Моск. рабочий, 1990. 271 с.
34. Тракль Г. Стихотворения. Проза Письма. СПб.: Simposium, 1996. 640 с.
35. Тракль Г. Песня закатной страны. Гейм Г. Umbra vitae. М.: Аллегро-пресс, 1995. 140 с.
36. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т.1. Гепггальт и действительностью М.: Мысль, 1993. 663 с.
37. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировойистории. Т.2. Всемирно-исторические перспективы М.: Мысль. 606с.
38. Философские работы, эссеистика, манифесты:
39. Бергсон, Анри. Непосредственные данные сознания. Время и свобода воли. // Бергсон, Анри. Собр. соч. СПб. М.И. Семёнов. 224 с.
40. Бердяев H.A. О назначении человека. М.: Республика, 1993. 383 с.
41. Бердяев H.A. Смысл истории. М.: Мысль, 1990. 174 с.
42. Бердяев H.A. Смысл творчества. Опыт оправдания человека // Бердяев H.A. Собр. соч. Paris: YMCA-Press, 1985. Т.2. 446 с.
43. Валери П. Об искусстве: Сборник. М.: Искусство, 1993. 507 с.
44. Делёз Ж. Логика смысла. М., 1995. 229 с.
45. Иванов В.И. Гёте на рубеже двух столетий // Иванов В.И. Родное и вселенское. М.: Республика, 1994. 428 с.
46. Мандельштам О.Э. Слово и культура: Статьи. М.: Советский писатель, 1987. 320 с.
47. Мамардашвили Вена на заре XX века//Мамардашвили. Как я понимаю философию. М.:Культура. 1992. С. 388-404.
48. Называть вещи своими именами. Программные выступления мастеров Западно-Европейской литературы XX века./Сост. Л.Г.Андреев и др. М.: Прогресс, 1986. 637 с.
49. Ницше Ф. Сочинения в 2 т. Литературные памятники. М.: Мысль, 1990. Т. 1. 829 е.; Т. 2. 829 с.
50. Флоренский П.А. Иконостас: Избранные труды по искусству. СПб.: Мифрил, Русская книга, 1993. 366 с.
51. Французская философия и эстетика XX в. М.: Искусство, 1995. 269 с.
52. Юнг К. Г. Психология бессознательного. М., 1998.1. Научная литература.1. Общие работы:
53. Авангард, остановленный на бегу. Л.: Аврора, 1989.
54. Азерникова Е.В. Драма и театр Румынии. Караджале, Петреску, Себастиан. М.: Искусство, 1983.174 с.
55. Андреев Л.Г. Импрессионизм. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. 250 с.
56. Андреев Л.Г. Методологические проблемы изучения ЗападноЕвропейской литературы XX века. Модернизм и реализм // Методологические проблемы филологических наук. М., 1987. С. 136-162.
57. Андреев Л.Г. О литературно-художественных течениях XX в. М., Моск. у-т, 1966. 243 с.
58. Андреев Л.Г. Сюрреализм. М.: Высшая школа, 1972. 232 с.
59. Бахтин М.М. К эстетике слова //Контекст. 1973. Литературно-теоретические исследования. М.: Наука, 1974. С. 258-280.
60. Библер B.C. Кант Галилей - Кант. М.: Мысль, 1991. 320 с.
61. Библер B.C. На гранях логики культуры. Книга избранныхочерков. М.: Русское феноменологическое общество, 1997.
62. Великовский В. В поисках утраченного смысла. М.: Худ.лит., 1979. 293 с.
63. Давыдов Ю.Н. Эстетика нигилизма. (Искусство и «новые левые») М.: Искусство, 1975. 271 с.
64. Дранов A.B. Немецкий экспрессионизм и проблема метода, канд. дис. М.: МГУ, 1980. 203 с.
65. Дранов A.B. Немецкий экспрессионизм и проблема метода. Автореф. канд. дис. М.: МГУ, 1980. 22 с.
66. Затонский Д.В. Художественные ориентиры XX в. М.: Сов. писатель, 1988. 413 с.
67. История зарубежного театра. Часть 3. Театр Западной Европы и
68. США (1917-1945). М., 1986. 254 с.
69. Калинчук Е.В. Поэтика абсурда в румынском литературном модернизме первой трети XX века Канд. дис. М.: МГУ. 1999. 153 с.
70. Ковальджи К.В. Обновление и поиски: Заметки о молодой румынской поэзии.// ИЛ М., 1971 - № 3 С. 181-187.
71. Кожевников Ю. Поэзия Социалистической Республики Румынии // Поэзия современной Румынии. М., 1979. С 5-20.
72. Карельский А.В. Драма немецкого романтизма. М.-.Медиум, 1992. 336 с.
73. Куликова И.С. Сюрреализм в искусстве. М., 1995. 176 с.
74. Литература славянских и балканских народов конца XIX- нач. XX вв. Реализм и другие течения. М., Наука, 1976. 371 с.
75. Лосев А.Ф. Проблема художественного стиля. К.: Collegium, Киевская Академия Евробизнеса, 1994. 228 с.
76. Лотман Семиотика пространства // Лотман Сочинения в 3-х тт. Т.1. Таллинн: «Александра», 1992. С. 386-479.
77. Лурье С.В. Историческая этнология: Учебное пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 1997. 448 с.
78. Марков П. Современная экспрессионистическая драма в Германии. М., 1923 (Оттиск из журнала "Искусство" за 1923 г., №1).
79. Можгутян С.Е. О модернизме. Этюд первый. Истина и антиистина в эстетике модернизма. М.: Искусство, 1970. 279 с.
80. Осипова Н.С. Румынский авангард: программы и практика //
81. Литературный авангард. Особенности развития. М., 1993. С. 137-155.
82. От конструктивизма до сюрреализма. М.: Наука, 1996. 202 с.
83. Павлова Н.С. ЭкспрессионизмУ/Зарубежная литература XX века. /Под. ред. Л.Г.Андреева. М.:Высш. шк., 1996. С. 188-202.
84. Павлова Н.С. Экспрессионизм//История немецкой литературы в 5 т. М.,1968. С. 536-564 .
85. Пестова Н.В. Лирика немецкого экспрессионизма: профили чужести. Автореф. дис. . канд. филол. наук. Екатеринбург, 1999. 34 с.
86. Подгаецкая И.Ю. Поэтика сюрреализма//Критический реализм XX века и модернизм. М.: Наука, 1967. С. 177-193.
87. ПодорогаВ. Выражение и смысл. М.: Ас! Маг^ет, 1995. 426 с.
88. Реализм в литературах стран Центральной и Юго-Восточной Европы первой трети XX века: Худож. Поиски: Особенности развития. М.: Наука, 1989. 269 с.
89. Свасьян К.А. Освальд Шпенглер и его реквием по Западу // Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т.1. М.: Мысль, 1993. С. 5-122.
90. Сергеев A.B. Западноевропейская «новая драма»//3арубежная литература XX века/Под. ред. Л.Г.Андреева. М.:Высш. шк.,1996. С.26-70.
91. Смирнов И.П. Художественный смысл и эволюция поэтических систем. М.:, 1977. 201 с.
92. Старостина A.A. Камуфляж и откровение//ИЛ М,- 1999 № 4. С. 149-150.
93. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука. 573 с.
94. Фридман М.В. Идейно-эстетические течения в румынскойлитературе XIX-XX вв. К проблеме преемственности. М.: Наука. 304с.
95. Фридман М.В. О роли наследия в развитии литературы социалистической Румынии // Литературная критика европейских социалистических стран. М., 1978. С.185-194.
96. Фридман М.В. Румынская литература // История зарубежной литературы после Октябрьской революции. М., 1978 С. 436-448.
97. Фридман М.В. Румынская литература // История литератур Восточной Европы после второй мировой войны. Т.1. 19451960гг., 1995. С. 533-581.
98. Хейзинга Й. Homo ludens. М.: Прогресс, 1992. 459 с.
99. Шведова Н.В. Авангард в литературах стран Центральной и Юго-Восточной Европы в первой половине XX века // Сов. славяноведение. М., 1991. - № 5. С. 108-110.
100. Экспрессионизм/Под ред. Браудо, Радлова. П.-М.: Гос. Изд., 1923. 232 с.
101. Экспрессионизм. Драма. Живопись. Графика. Музыка. Кино. М., 1966. 154 с.
102. Эпштейн М.Н. Парадоксы новизны: О литературном развитии
103. XIX-XX в. М.: Сов. писатель, 1988. 414 с.
104. Эпштейн М.П. Поставангард: сопоставление взглядов // Новый мир. -М. 1989. -№ 12. С. 222-235.
105. Якобсон, Роман. Работы по поэтике. М.: Прогресс, 1987. 464 с.
106. Albérès, René Marill. L'Aventure intellectuelle du XX-e siècle. Panorama des litératures europénnes 1900-1970. Paris, 1969. 505 p.
107. Bràdàteanu, Virgil. Istoria literaturii dramatice româneçti §i a artei spectacolului. Bucureçti, 1982. 286 p.
108. Càlinescu G. Istoria literaturii romane de la origini pînà în prezent. Bucureçti: Minerva, 1982.1052 p.
109. Càlinescu G. Universul poeziei. Bucure§ti, 1973. 374 p.
110. Càlinescu M. Eseuri despre literatura moderna. Bucureçti: Ed. Eminescu, 1970. 341 p.
111. Crohmâlniceanu, Ovid S. Literatura românà între cele doua ràzboaie mondiale. V.l. Bucureçti, 1972. 661 p.
112. V.2. Bucureçti, 1974. 668 p.
113. V.3.Bucure§ti, 1975. 480 p.
114. Crohmâlniceanu, Ovid S. Literatura românà §i expresionismul. Bucureçti: Ed. Eminescu, 1971. 307 p.
115. Grigorescu, Dan. Istoria unei generafii pierdute: expressioniçtii. Bucureçti: Ed. Eminescu, 1980. 494 p.110. , Iorga N. Istoria literaturii román§ti contemporane. V.l.Crearea formei (1867-1890). Bucure§ti, 1934. 372 p.
116. V.2. In cautatea fondului (1890-1934). Bucure§ti, 1934. 322p.
117. Istoria teatrului in Romanía. V.3. 1919-1944. Bucure§ti, 1973. 623 P
118. Izvoare folclorice §i creatie origínala. Bucure§ti: Ed. Acad. RSR, 1970. 327 p.
119. Lovinescu E. Istoria literaturii romane contemporane 1900-1937. Bucure§ti, 1975. 348 p.
120. Massof, loan. Teatral románese. Privire istoricá. V.5. 1913-1925. Bucure§ti: Minerva, 1974. 566 p.
121. V.6. 1925-1931. Bucure§ti: Minerva, 1976. 555 p.
122. V.7.1931-1940. Bucure§ti: Minerva, 1977. 748 p.
123. Micu, Dumitru. «Gindirea» §i gindirism. Bucure§ti: Minerva, 1975. 1041 p.
124. Micu, Dumitru. Istorie a literaturii romane. Bucure§ti: Ed. didacticá §i pedagógica. V.l. 1964. 224 p.120. V.2. 1965. 206 p.
125. Micu, Dumitru. Limbage lince contemporane. Bucure§ti: Minerva, 1988. 337 p.
126. Micu, Dumitru. Scurta istorie a literaturii romane. 2.Perioada interbelicá. Bucure§ti, 1995. 455 p.
127. Mincu, Marín. Introducure ín avangardá literará románeascá // Avangarda literará románeascá. Bucure§ti, 1983. P 5-55.
128. Mioc, Simion. Modalitáti lince interbelice. Y.l. 1989. 304 p.
129. Petrescu, Camil. Comentári §i delimitári in teatru. Bucure§ti. XLII, 714 p.
130. Piru Al. Istoria literatura romane de la inceput piná in azi. Bucure§ti: Univers, 1981. 582 p.
131. Pop, Ion. Avangarda in literatura romana. Bucure§ti, 1990. 448 p.
132. Pop, Ion. Avangardismul poetic románese. Bucure§ti, 1969. 285 p.
133. Rotaru, Ion. O istorie a literaturii romane. V.2. Bucure§ti, 1972. 839 p.
134. Rusu, Liviu. De la Eminescu la Lucian Blaga. Bucure§ti: Cartea románeascá. 1981. 505 p.131. . Çora, Mariana. Unde §i interferente. Studii, eseuri, articole. Bucure§ti, 1969. 440 p.
135. Vianu T. Scrieri despre teatru. Bucureçti: Ed. Eminescu, 1977. 438 P1. Справочная литература:
136. Культурология XX века. Словарь. Спб.: Университетская книга, 1997. 640 с.
137. Пави, Патрис. Словарь театра. М.: Прогресс, 1991. 481 с.
138. Философская энциклопедия. Т.1. М., 1960.
139. Философский энциклопедический словарь / Под общ. ред. С.С.Аверинцева, Э.А. Араб-Оглы, Л.Ф. Ильичёва и др. 2-е изд. - М.: Сов. энциклопедия, 1989. 815 с.
140. Dictionar de literatura românâ: Scrisori, reviste, curente./P.Cornea, F. Manolescu, P.Marcea §.a. Bucureçti, 1979. 432 p.
141. Encyclopaedia of world literature in the 20th century: in 3 vol. New York: Ungar, 1974.
142. Le grand atlas des littératures. Paris: Encyclopedia universalis, 1994. 435 p.1. Литература о Благе.
143. Balota N. Lucían Blaga, poet orfic.// Balota, N. Euphorion. Bucureçti.: E.P.L. 1969. P. 280-305.
144. Bâlu, Ion. Viata lui Lucían Blaga. Bucureçti: Libra, 1995. V.l. 461 P
145. Bellu P. Blaga rn marea trecere. Bucureçti: Ed. Eminescu, 1970. 286 P
146. Crohmâlniceanu, Ovid S. Lucian Blaga. Bucureçti: Ed. pentru literatura, 1963. 178 p.
147. Drimba O. Filosofía lui Blaga. Bucureçti: Cugetarea Georgescu Delafras, 1944. 188 p.
148. Gáldí, Lásló. Contributions à l'histoire de la versification roumain. La prosodie de Lucian Blaga. Budapest, 1972.
149. Ganà G. Opera literarâ a lui Lucian Blaga. Bubureçti: Minerva, 1976.414 p.
150. Gruia, Bazil. Blaga inédit. Efigii documentare. Cluj-Napoca: Dacia,1981. V.l. 194 p.
151. Gruia, Bazil. Blaga inédit. Efigii documentare. Cluj-Napoca: Dacia,1981. V.2. 212 p.
152. Iancu, Víctor. Lucían Blaga §i expresionosmul german//Studii de literatura comparatá. Bucure§ti: Ed. Academiei. 1968. P. 199-209.
153. Indrie§ A. Corola de minuni a lumii. Timi§oara: Facía, 1975. 246 P
154. Livada M. Initiere ín poezia luí L. Blaga. Bucure§ti: Cartea románeascá, 1974. 212 p.
155. Lucían Blaga. Cunoa§tere §i creatie: Culegere de studii. Bucure§ti: Cartea románeascá, 1987. 576 p.
156. Lucían Blaga / Studii, antologie, tab. Cronologic §i bibliografía. Bucure§ti: Ed. Eminescu, 1981. 336 p.
157. Micu, Dumitru. Estética lui Lucían Blaga. Bucure§ti, 1970. 214 p.
158. Micu, Dumitru. Lírica luí Lucían Blaga. Bucure§ti, 1967. 268 p.
159. Miháilescu, Dan C. Dramaturgia lui Lucían Blaga. Cluj-Napoca: Dacia, 1984. 228 p.
160. Opriman I. Lucían Blaga printre contemporani. Bucure§ti: Minerva, 1987. 605 p.
161. Pop, Ion. Lucían Blaga universul liric. Bucure§ti: Cartea románeascá, 1981. 281 p.159. §ora M. Cunoa§tere §i mit in opere lui Lucian Blaga. Bucure§ti, 1970. 278 p.
162. Román, Ion. Zári §i etape goethene la Lucian Blaga// Román, Ion. Ecouri goetheene in cultura romana. Bucure§ti, 1980. P.284-309.
163. Rusu, Liviu. Viziunea faustianá in opera poética a lui Lucian Blaga//Rusu, Liviu. De la Eminescu la Lucian Blaga. Bucure§ti: Cartea románeascá. 1981. P. 164-228.
164. Teodorescu A. Lucian Blaga §i cultura populará románeascá. Ia§i: Junimea, 1983. 180 p.
165. Todoran E. Fondul folcloric románese in poezia lui Lucian Blaga. Tipie mitic, istoria §i tara. V. 2. Timi§oara: Facía, 1981. 41 p.
166. Todoran E. Lucian Blaga mitul poetic. Timi§oara: Facía, 1981. V.l. 351 p.
167. Todoran E. Lucian Blaga mitul poetic. Timi§oara: Facía, 1983. V.2. 355 p.
168. Vaida, Mircea. Lucian Blaga. Afmitáti §i izvoade. Bucure§ti: Minerva, 1975. 353 p.
169. Vaida, Mircea. Pe urmele lui Lucian Blaga. Bucure§ti: Minerva, 1982. 321 p.
170. Vatamaniuc D. Lucian Blaga 1895-1961 .Bibliografíe. Bucure§ti: Ed. §tiintificá §i enciclopedicá. 1977. 762 p.•ССУДАРСТВеяН^! "'■«ИШИОТЕКА1. JfÇM-DO