автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Поэтика мистериальности в повести Андрея Платонова "Котлован"

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Проскурина, Елена Николаевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Новосибирск
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Поэтика мистериальности в повести Андрея Платонова "Котлован"'

Текст диссертации на тему "Поэтика мистериальности в повести Андрея Платонова "Котлован""

ИНСТИТУТ ФИЛОЛОГИИ СО РАН

на правах рукописи

ПРОСКУРИНА ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА

ПОЭТИКА МИСТЕРИАЛЬНОСТИ В ПОВЕСТИ АНДРЕЯ ПЛАТОНОВА "КОТЛОВАН"

10. 01. 01 - русская литература

Дисертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Научный руководитель: кандидат филологических наук Якимова Л.П.

Новосибирск 1999

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3

Глава 1. Функция инверсии в системе сюжета и повествования "Котлована" 34

Глава 2. Сюжетная система повести "Котлован": сотериологические аспекты 79

§ 1, Мотив "смерти-воскресения" 79

§ 2. Поэтика языковых аномалий как принцип мистериальности 94

Заключение 129

Список использованной литературы

136

ВВЕДЕНИЕ

Масштабность и многомерность творчества Платонова являются главными факторами, определившими разнонаправленность, разветвленность его научного осмысления, сложившихся в итоге в отдельные направления платоноведения. При этом следует отметить такую особенность, как фазовость изучения наследия писателя, объясняющуюся в первую очередь долгим запретом на издание его главных произведений, а также жесткими рамками идеологических установок, в которых приходилось работать отечественным платоноведам до конца 80-х гг.

Первый посмертный сборник произведений Платонова вышел в свет только в 1958 г.1, через шесть лет после смерти писателя, однако по-прежнему оставались неизданными главные его творения: романы "Чевенгур" и "Счастливая Москва", повести "Котлован" и "Ювенильное море", пьесы "14 красных избушек", "Шарманка" и др. Такая "двойная" ситуация, определяющаяся, с одной стороны, недоопубликованностью наследия, с другой, - узостью идеологического коридора, не могла не привести к искажению творческого облика Платонова, ибо главные попытки исследователей были направлены в этот период не столько на доказательство неповторимости, уникальности его таланта, сколько на демонстрацию того, "что он такой же, как все - советский писатель, адепт

1 Платонов А. Избранные рассказы. М.: Советский писатель,

1958.

соцреализма, почему-то непонятый современниками, имевший отдельные заблуждения и счастливо от них избавившийся"2.

Хотя из этого общего правила были и редкие исключения, представлявшие собой первые попытки серьезного, вдумчивого и максимально объективного в условиях того времени осмысления творчества Платонова. К их числу следует отнести работы Л.Шубина, С.Бочарова, Л.Аннинскош, В.Турбина3.

Настоящее знакомство' с творческим наследием писателя на Западе начинается с конца 60-х гг., где в 1969 г. в журнале "Грани" впервые была напечатана повесть "Котлован". Статья А.Киселева, посвященная этому произведению, открыла зарубежный ряд платоноведческих работ4. Среди них нельзя особо не отметить цикл статей Е.Толстой-Сегал, по своему масштабу и задействованному в них

2

Харитонов A.A. Способы выражения авторской позиции в повести А.Платонова "Котлован". Дисс. ... канд. филол. наук. СПб., 1993. С.4.

3 Шубин Л.А. Андрей Платонов // Вопросы литературы. М., 1967. № 6. С.26-54.; Бочаров С.Г. "Вещество существования". Выражение в прозе // Проблемы художественной формы социалистического реализма: В 2-х т. М., 1971. Т.2. Внутренняя логика литературного произведения и художественная форма. С. 310-350; Аннинский Л.А. Восток и Запад в творчестве Андрея Платонова // Простор. Алма-Ата, 1968. № 1. С. 89-97; Турбин В.Н. Мистерия Андрея Платонова // Молодая гвардия. М., 1965. №7. С. 293-307.

4 Киселев А. О повести "Котлован" А.Платонова // Грани. Франкфурт-на-Майне, 1970. № 77. С. 134-143. Подписано: А.Александров.

материалу носящих монографический характер5. При этом следует оговориться, что исследовательница порой чрезмерно увлекается разговором об идеологических источниках платоновской прозы, оставляя за пределами своего внимания ее самобытный характер. В большей степени это касается статьи "Идеологические контексты Платонова", где важнейшие мысли об особом месте писателя среди современного ему литературного окружения, а также своеобразном творческом использовании им взглядов Н.Федорова, А.Богданова носят характер беглых замечаний.

Однако несмотря на все возрастающий интерес к Платонову как в Советском Союзе, так и за его пределами, ситуацию в мировом платоноведении в 70-х - первой половине 80-х гг. в целом можно обозначить как парадоксальную, о чем так пишет в 1982 г. МТеллер, автор первой зарубежной книги о Платонове: "Парадокс Платонова заключается в том, что западный исследователь имеет возможность знакомиться с опубликованными на Западе книгами писателя, которые запрещены у него на родине, но не имеет доступа к архивам, ■ к рукописям, к письмам. Советский исследователь, даже получивший

5 Толстая-Сегал Е. 1. О связи низших уровней текста с высшими (Проза Андрея Платонова) // Slavica Hierosolymitana. Jerusalem, 1978. Vol. 2. P. 169-212; 2. Натурфилософские темы в прозе Платонова 20-х -30-х годов// Там же. 1979. Vol. 4. Р.223-254; 3. "Стихийные силы": Платонов и Пильняк (1928-1929) // Андрей Платонов. Мир творчества. М., 1994. С.84-104; 4. Идеологические контексты Платонова // Там же. С.47-83.

возможность работы в платоновском архиве, не может писать о произведениях, публикация которых не разрешена"6.

Наиболее открытым для данного периода отечественного платоноведения был путь научно-биографических изысканий, куда и направили свой главный интерес такие исследователи, как В.Васильев,

B.Чалмаев, отчасти Л.Шубин, О.Ласунский . На Западе проблемой научной биографии Платонова уже много лет занимается Т.Лангерак8.

Особое направление в платоноведении составляет исследование философско-эстетических взглядов писателя, чему посвящены' диссертационные работы Н.Г.Полтавцевой, Н.В.Корниенко,

6 Геллер Михаил. Андрей Платонов в поисках счастья. Paris. YMKA-PRESS, 1982. С. 8-9.

п

Васильев В.В. Андрей Платонов: Очерк жизни и творчества. М., 1982; 2-е изд.: М., 1990; Чалмаев В.А. Андрей Платонов. М., 1978. Два переиздания этого труда с дополнениями" и увеличением объема вышли в 1984 и 1989 гг.; Шубин Л.А. Поиски смысла отдельного и общего существования. Об Андрее Платонове. Работы разных лет / Сост. Е.Д.Шубина. М., 1987; Ласунский ОТ., Акулов В.Н. Начало пути (Страницы жизни и творчества А.Платонова) // Ласунский О.Г. Литературные раскопки. Рассказы литературоведа. Воронеж, 1972.

C.201-239.

8 Лангерак Т. А.Платонов в переломном периоде творчества (Заметки об "Антисексусе") // Russian literature. Amsterdam, 1981. Vol. 9. № 3. P. 303-322; 2. Литературная карьера А.Платонова // Slavika Hierosolyinitana. Jerusalem, 1984. Vol. 8. P. 1-33; 3. Андрей Платонов во второй половине 20-х гг. : (опыт творческой биографии). 4.1.// Russian literature, 1987. Vol. 21. №2. Р.157-175; 4. А.Платонов в Воронеже // Там же. 1988. Vol. 23. № 4. Р.437-468.

Н.М.Малыгиной, а также исследования Л.П.Фоменко9. Следует, однако, заметить, что для периода 70-х - первой половины 80-х гг. основной интерес в этой области был обращен главным образом к социально-философскому аспекту проблемы с традиционной для него задачей: "выявить внутренний мир человека, стремящегося понять мир и найти в нем свое место"10. При этом имелся в виду в первую очередь мир социалистический.

В конце 80-х гг. ситуация в платоноведении меняется кардинальным образом, чему способствует публикация в периодических "толстых" журналах основной часта неизданных произведений Платонова: "Ювенильного моря" ("Знамя", 1986), "Котлована" ("Новый мир", 1987), "Чевенгура" ("Дружба народов", 1988). С этого времени все большее внимание начинает уделяться онтологическим проблемам творчества писателя. Одним из первых зафиксировал эту переакцентировку исследовательского интереса журнал "Вопросы философии", опубликовавший на своих страницах материалы дискуссии

прозы Андрея Платонова. Дисс. ... канд. филол. наук. М., 1979; Корниенко Н.В. Философские искания и особенности художественного метода Андрея Платонова. Дисс. ... канд. филол. наук. Л., 1979; Малыгина Н.М. Эстетические взгляды Андрея Платонова. Дисс. ... канд. филол. наук. Томск, 1982; Фоменко Л.П. 1. Философские категории и их стилевая функция в прозе А.П.Платонова // Жанрово-етилевые проблемы советской литературы. Межвузовский тематический сборник. Калинин, 1982. С.52-67; 2. Человек в философской прозе А.Платонова. Учебное пособие. Калинин, 1985.

10 Фоменко Л.П. Человек в философской прозе А.Платонова. С.

на тему "Андрей Платонов - писатель и философ" (1989, № 3). В дискуссии приняли участие К.М.Кантор, В.А.Подорога, С.Г.Семенова, С.И.Пискунова, Д.Е.Фурман.

1989 г., год 90-летия Платонова, стал поистине переломным в изучении его творчества. В этом году проходит первая Международная научная конференция, приуроченная к знаменательной биографической дате, откликнулся на это событие и журнал "Литературное обозрение" (1989, № 9), отдавший часть своих страниц под публикацию юбилейных материалов о жизни и творчестве Платонова. В следующем,'1990 году начал свою работу ставший в дальнейшем ежегодным Платоновский семинар в Пушкинском Доме. Завершилась эта череда важнейших для платоноведения событий публикацией в 1991 г. в журнале "Новый мир" романа "Счастливая Москва", а также черновых вариантов к нему.

С этого периода спектр оценок и направлений в изучении платоновского творчества значительно расширяется. В него начинают входить проблемы бытийных ориентиров писателя, религии и веры в его жизни и творчестве. Открываются новые богатые возможности для архивных публикаций и текстологических изысканий. Ведущее место в области текстологии принадлежит трудам Н.В.Корниенко11, хотя нельзя

11 См., напр.: Корниенко Н.В. 1. "Заметки" Андрея Платонова (Комментарий к истории невышедших книг А.Платонова 1939 года) // Русская литература, 1990. №3. С. 179-192; 2. Возвращение. [Предисловие к публикации сценария А.Платонова "Семья Иванова"] // Советская литература, 1990. №10. С. 78-79; 3. Комментарий и примечания к публикации статьи А.Платонова "Фабрика литературы (О коренном улучшении способов литературного творчества)" 1926-1927, и 4-х писем к истории диалога А.Платонова с критиком В.В.Ермиловым, 1939-1940 // Октябрь, 1991. № 10. С. 194-195; 200-202; 206; 4. "...на краю

не отметить весомого вклада в это направление таких молодых ученых, как В.Вьюшн и А.Харитонов, работающих над реконструкцией канонических текстов главных произведений Платонова12.

В этот последний период также активно и плодотворно разрабатывается особый раздел платоноведения, посвященный

собственного безмолвия" [Комментарий к публикации романа А. Платонова "Счастливая Москва"] // Новый мир, 1991. № 9. С. 58-74; 5. "...Сохранить в неприкосновенности" [Вступительная статья к публикации А.Платонова "Из неопубликованного. Рассказ. Сценарий. Наброски. Записи"] // Новый мир, 1991. №1. С. 130-132; 6. Творческая биография и текстология А.П.Платонова (В художественной лаборатории писателя). Автореф. дисс.... док. филол. наук. / Институт мировой литературы РАН. М., 1992; 7. История, текста и биография А.П.Платонова (1926-1946) // Здесь и теперь. М., 1993. №1 и др.

1 9

Вьюшн В.Ю. 1. "Чевенгур" Андрея Платонова (к творческой истории романа). Автореф. дисс.... канд. филол. наук / Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН. СПб., 1992; 2. Повесть А.Платонова "Строители страны". К реконструкции произведения [Публикация, вступительная статья и комментарий] // Из творческого наследия русских писателей XX века. М.Шолохов. А.Платонов. Л.Леонов. СПб., 1995. С.309-390; Харитонов A.A. 1. Способы выражения авторской позиции в повести Андрея Платонова "Котлован". Диссертация содержит Приложение, которое представляет собой восстановленный исследователем авторский вариант повести "Котлован"; 2. Пьеса А.Платонова "Голос отца" ("Молчание"). История текста - история замысла [Публикация, вступительная статья. Комментарий] // Из творческого наследия русских писателей XX века... С. 391-425.

проблемам языка и стиля писателя. Пристальное внимание к этому вопросу обусловлено особенностями поэтики Платонова, отмеченной глубинной связью между философией и словом. Первым обратил внимание на это качество художественного языка питсателя v Л.Я.Боровой13. Далее изучение проблемы шло по пути конкретизации, детализации, выявления способов воплощения того первопринципа платоновской поэтики, который представляет собой соединение несоединимого, сопряжение разнородного, что исследователи определяют как конкретное и абстрактное, материально-вещественное и идеальное, бытовое и бытийное и пр. Начало этому пути положили статьи В.А.Свительского и С.Г.Бочарова14. Наиболее глубоко и детально разработана данная тема в статье Е.Толстой-Сегал "О связи низших уровней текста с высшими (Проза Андрея Платонова)". В последние годы проблеме философского смысла языковых аномалий платоновских текстов посвящены исследования И.Кобозевой и Н.Лауфера, М. Дмитровской, М.Вознесенской, Ю.Левина, А.Кобринскош, Д.Колесовой, Т. Сейфрида15 и др.

13Боровой Л.Я. "Ради радости" (Андрей Платонов) // Боровой Л.Я. Язык писателя. А.Фадеев, Вс. Иванов, М.Пришвин, Андрей Платонов. М., 1966. С.178-218.

14Свительский В.А. Конкретное и отвлеченное в мышлении А.Платонова-художника // Творчество А.Платонова. Статьи и сообщения. Воронеж, 1970. С.7-26; Бочаров СТ. "Вещество существования".

15Кобозева И.М., Лауфер Н.И. Языковые аномалии в прозе А.Платонова через призму процесса вербализации // Логический анализ языка. Противоречивость и аномальность текста. М., 1990. С.125-139; Дмитровская М.А. 1. "Переживание жизни": О некоторых особенностях

Что касается вопроса о месте религии и веры в мировоззрении писателя, то в его решении в наибольшей мере проявила себя широта исследовательской амплитуды, где разность точек зрения колеблется между утверждением атеистически-материалистического основания взглядов Платонова (Л.Карасев) и признанием его церковным писателем

языка А.Платонова // Логический анализ языка... С. 107-115; 2. Пространственные оппозиции в романе А.Платонова "Чевенгур" и их экзистенциальная значимость // Прагматика. Семантика. Грамматика. Материалы конференции научных сотрудников и аспирантов. М., 1993. С. 47-50; Вознесенская М.М. Семантические образования в прозе А.Платонова. Автореф. дисс.... канд. филол. наук. М., 1995; Левин Ю.И. От синтаксиса к смыслу и далее ("Котлован" Андрея Платонова) // Левин Ю.И. Избранные труды. Поэтика. Семиотика. М., 1998. С392-419; Кобринский A.A. Проза А.Платонова и Д.Хармса: К проблеме порождения алогичного художественного мира // Филологические записки. Вестник литературоведения и языкознания. Воронеж, 1994. Вып. 3. С. 82-94; Колесова Д.В. О семантико-синтаксической структуре фразы текста А.Платонова // Разноуровневые единицы языка и их функционирование в тексте: Теоретические и методические аспекты. СПб., 1992. Вып. 3. С.42-48; Колесова Д.В., Харитонов A.A. Синтагма в повести А.Платонова "Котлован" и в древнерусской традиции: о языковых аспектах духовной общности // Русская литература XI-XX веков. Проблемы изучения. Тезисы научной конференции молодых ученых и специалистов 29-30 апреля 1992 г. СПб., 1992. С.41-43; Сейфрид Т. Писать против материи: о языке "Котлована" Андрея Платонова // Андрей Платонов. Мир творчества. М., 1994. С. 303-319.

(Е.Антонова)16. Среди западных исследователей о Платонове как христианском художнике пишет в своих работах А.Киселев17. Однако эти крайности стягиваются к точке зрения большинства исследователей о глубинном, но во многом неотрефлектированном, подсознательном характере платоновской религиозности, которую тот же Л.Карасев определяет как "безотчетную религиозность", В.Вьюшн - как "изначальную религиозность", И.Спиридонова - как "религиозность особого рода", корнем которой, однако, "навсегда осталась вера отцов -православие". С.Семенова называет душевное устроение писателя "поразительно близким тому, что называется христианским сердцем, христианской юродивостью и даже святостью" - при его внешнем отказе от веры в Бога, Отметим, что о религиозном основании "душеустройства" Платонова писал еще в 1937 г. "главный нападающий" на его творчество А.Гурвич18.

16Карасев Л.В. Движение по склону (Пустота и вещество в мире А.Платонова). С. 141; Антонова Е. "Безвестное и тайное премудрости..." (Догматическое сознание в творчестве А.Платонова) // "Страна философов" Андрея Платонова: Проблемы творчества. Вып. 2. М., 1995. С. 39-53.

17

■ Киселев А. Одухотворение мира: Н. Федоров и А.Платонов // "Страна философов" Андрея Платонова: Проблемы творчества. Вып. 1.

М., 1994. С. 237-248.

1 й

Карасев Л.В. Указ. соч. С. 123; Вьюгин В.Ю. Повесть А.Платонова "Строители страны" К реконструкции произведения... С. 341; Спиридонова И. А. Христианские и антихристианские тенденции творчества Андрея Платонова 1910-1920-х годов // Евангельский текст в русской литературе ХТШ-ХХ веков. Цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр. Сборник научных трудов. Петрозаводск, 1994. С.349;

С конца 80-х гг. одну из основных граней отечественного платоноведения составляет проблема мифа и мифопоэтики в творчестве писателя. Но начальный интерес к ней принадлежит более раннему времени и связан с выходом в 1977 г. работы Н.Г.Полтавцевой "Критика мифологического сознания в творчестве Андрея Платонова"19. В самой формулировке названия этого исследования высвечивается время его появления в свет, не допускавшее никакого