автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему: Поэтика прозы Амирхана Еники
Полный текст автореферата диссертации по теме "Поэтика прозы Амирхана Еники"
\ Ц
НАУК РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ИНСТИТУТ ЯЗЫКА, ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОРИИ имени Г. ИБРАГИМОВА
На правах рукописи
ИБАТУЛЛИНА Дениза Энгельевна
ПОЭТИКА ПРОЗЫ АМИРХАНА ЕНИКИ
Ю. 01. 02 — литература народов СССР (советского периода)
Автореферат
диссертации ка соискание ученой степени кандидата филологических наук
КАЗАНЬ - 1993
Работа выполнена в отделе литературоведения Института языка, литературы и истории им. Г.Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан
Научный руководитель - Заслуженный деятель науки Республики Татарстан, доктор филологических наук, профессор Ф.М.Мусин
Официальные оппоненты - Действительный член АН Республики
Татарстан, доктор филологических наук, профессор М.Х.Хасанов
кандидат филологических наук, доцент Р.Х.Сверигин
Ведущее учреждение - Казанский государственный
университет
Защита диссертации состоится п 23 " 1993 г.
в " // " часов на заседании специализированного совета К 003.39.01. по присуждению ученой степени кандидата филологических наук по специальности 10.01.02 - литература народов СССР (советского периода) в Институте языка, литературы и истории им. Г.Ибрагимова АН Республики Татарстан.
Адрес: 420011, г. Казань, ул. Лобачевского, 2/31.
С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке
Казанского научного центра Российской АН.
Автореферат разослан Мф^ 1993 г.
Ученый секретарь специализированного совета кандидат филологических наук, старший научный сотрудник л Раиеев 3.3.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования теыы заключается в недостаточной изученности в татарской литературоведении проблем поэтики вообще и поэтики А.Еники.
Внимание к проблемам поэтики, поиогакцее лучше увидеть внутреннее богатство творчества писателя, возрастает в со-врененнуп эпоху, когда нале литературоведение питается освободиться от рецидивов излтгпптей социологизацип, идеологизации литературоведческого анализа, которые наблядалясь в работах последних десятилетий•
Раскрыть художественное своеобразие поэтики А.Еники -это и значит более полно зняшггь специфику художестветго-образного !С£злення писателя, определить его вклад в национальную художественную литературу.
Состояние изученности проблем и тепы. При написшип диссертации были использованы работы, в которнх освецзотся основные проблемы теоретической и исторической поэтики, воз-Н0Л1Ш9 аспекта их изучения, - II.Н.Бахтина, И.Л.Виноградова, Б.0.Корнана, Ю.Ц.Лотиана, 11. Я. Полякова, Г.Ц.Фридлендера, М.Б.Храпченко и др. Обращение женно к этим работа»! вызвано тем, что в них тлеется материал, который мы использовали в качестве отправного теоретического положения, а именно: ис-торико-функционального плана изучения поэтики, т.е. исследования того, как в структуре произведения отражаются "диалогические отноаения" писателя с читателем прежде всего, а также диалог с предшествующей и современной ему литературой. Кроме того, эти работы для нас ценны и те«, что определяет составные части поэтики: I) героя и позиции автора по отно-пенш) к герою; 2) хронотоп; 3) типы художественного обобщения; 4) жанровые, сюжетно-композиционные особенности; 5) средства художественной выразительности.
Если обратиться к совреиенноыу татарскому литературоведению, то можно увидеть, что отдельные проблемы поэтики затрагиваются в работах, посвященных характеристике стилевых направлений, отдельных жанров (труды А.Г.Ахмадуллина,
Ф.М.Мусина, Р.А.Мустафина, Г.М.Халита, Ф.М.Хатипова, Н.Г.ВЭе-ева и др.).
Творчество А.Еники было постоянно в центре внимания ведущих татарских критиков и литературоведов: М.Х.Валеева, Н.Г.Гизатуллина, Ф.М.Мусина, Р.А.Мустафина, И.З.Нуруллина, Ф.С.Сафиуллиной, Р.Х.Сверигина, Г.Халита, Ф.М.Хатипова, Ф.Хусни и др. В их работах содержится образно-тематический анализ отдельных произведений, наблюдения относительно своеобразия сюжетослокения, психологического анализа, жанров, языка писателя, а также тематические и стилевые сопоставления с произведениями других татарских писателей. Все имеющиеся исследования по творчеству А.Еники носят характер рецензий на отдельные произведения и сборники, литературных портретов, очерков творчества. Но творческая лаборатория писателя еще не охвачена в них в определенной целостной системе художественного ыира А.Еники.
Необходимостью дальнейшей разработки проблей поэтики и недостаточной изученностью их как в теоретическом плане, так и в плане реальной художественной практики писателя объясняется проблема нашего диссертационного исследования: показать, как анализ в плане изучения поэтики помогает раскрыть глубинное, потенциальное содержание творчества А.Еники.
В диссертационном исследовании под поэтикой прозы А.Еники мы подразумеваем наиболее характерные особенности его худоЕвственной системы. Художественная система - это все творчество писателя, взятое в синхронном и диахроннок аспектах и в контексте историко-литературного процесса.
Объект исследования - поэтика художественной прозы А.Еники.
Предмет исследования - три основных аспекта поэтики. Первый из них - внутри- и внетекстовые связи в художественном произведении, включающие в себя хронотоп, границы художественного текста, связь художественных фокусов разных уровней, поэтические ассоциации. Второй аспект - субъектно-объектная организация текста (форма повествования, позиция автора по отношению к герою, основные типы художественных образов). Третий аспект - жанровое своеобразие прозы А.Еники.
Цель работы - посредством анализа поэтики раскрыть своеобразие А.Еники как художника, показать его вклад в татарскую литературу.
В соответствии с цэлья определены следупцие задачи исследовании:
- обобщить теоретический штериал по проблемам поэтики;
- систематизировать псследовшшя и выводы по творчеству А.Еники;
- проанализировать те~сты художественных произведений А.Еники в отнеченннх трех аспектах;
- рассмотреть позткгг/ А.Енпхш з историко-литературном контексте.
Иг.тет?иал исследования - художественная проза Л.Еппкп (с конца 20-х годов по настоящее зреет). Для текстового анализа били гкбраны наиболее зштательикэ в :щейно-худо~ест-зеннсм плана произведения А.П!ншт - почти псе повести п по несколько рассказов разного Анализ отдельных прокзвз-
гетгП бил учтен при типологических классификациях по тенгм -агдсй глазы. Для сопостазлзкпл взяти пропзггзденпл татарских ппсг.телаП, отзывы критиков, а ?зхяз теоретические работы по преблгмпм поэтики.
• Тесрз?';ко-?гэтодолог:гсес;;сЗ ссноаоЛ яззлйсь: а) фнлоссф-гчпо зе~С!п единства и бср^б:? прстпзслологаюстей, перехода
з кгдгество, латсгсрх:! зсзгогпюстп и действительности, случайности и несбходтгссти, прдепяш г! следствия; б) общая теория систем (систетт.о-ксгпокепти:::!, спетсчгс-'/.:?-тзгратмвныЛ, системно-структурь-ыЯ, систе;лго-геиетичесяпП зла-лиз); в) труди по теоретической и исторической поэтике.
??зтоды исследования - сбор материала, обобщение теоретических работ методом наложения ко!щепциЯ, систе:*ж>-структур-нк.Ч анализ худотлзстпенних текстов, сраЕНительно-тилолсгичес-кий анализ, индуктивный и дедуктивный методы з их единстве. Основном методом является систеино-структурний анализ художественного текста, принципы которого разработаны в трудах М.М.Бахтина, Б.ОЛСормана, Б.С.Мейлаха, Ю.Г.Нигматуллиной и ДР-
Научная новизна работы состоит в том, что впервые в ли—
тературоведении проводится целостное исследование поэтики творчества талантливого татарского писателя Амирхана Еники. Это исследование позволяет раскрыть как индивидуальную творческую манеру, так и типологические особенности его прозы, на основе чего можно определить вклад писателя в татарскую литературу. Теоретическая значимость исследования обусловлена особым углом рассмотрения поэтики прозы А.Еннкн. Проза А.Еники исследуется в историко-функциональном плане, учитывающем специфику диалогических отношений (диалог писателя с читателем, диалог культур и т.д.). Следует отметить новизну работы и в плане методики: в диссертационном исследовании впервые применяется системно-структурный анализ в отношении творчества А.Еники.
Достоверность исследования обеспечивается исходными теоретическими позициями, широкой фактологической базой, применением научных методов, адекватных целям и задачам исследования.
Практическая значимость исследования состоит в том, что в работе дана новая теоретическая и историко-литературная информация, применена новая методика анализа текста, направленная на выявление потенциального содержания в произведении, представлены новые методические прие:.гы анализе у: обобщения материала, йакты, научные выводи н обобцэния ногу? бить кс-пользой?»ш з разработке проблем ис?ор:т татарской литература, теоретических проблей поэтики. Методика аналога ?с::стоа иа-^ет быть применена в практика вузовского к игольного обучо-шш.
Аппоб&тшя работы. Результаты исследования огра:.;екы г. пяти статы;::.
Структура работы. Диссертация состоит из вьодския, трзг. глав, заключения и списка использоб&нноП литературу.
ОСНОВНОЕ СОДЕРГЖЕ РАБОТЫ
Бо вр.здении обосновывается актуальность ?е:.:ы, риссыатрп-вается состояние изученности проблем и определяются
объект и предает, цель к задач::, теорогико-ис-тодологичзспие
основы исследования, раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования.
В первой главе - "Специфика внутри- и внетекстовых свя-зей"-состояцей из трех пара^афов, рассматривается структура произведений А.Еники.
В первом параграфе в свете системного подхода сначала определяются основные кошоненти художественного произведения: на идейно-тематическом уровне - объектная тема, инвариантная тема, смысл; на ритмзгао-интонационноа уропне - лирико-зиоциональное содержание, интонация, ритм; на сгзпетно-кошо-зиционном уровне - конфликт и система образов, св^ет п композиция, гганровкз признаки; на знаковом уровне - худопественно-словесшй язык.
Затем выявляются внутри- и внетекстовые связи (хронотоп и его формы; границы текста; причннно-следственнкз и функциональные связи ко'шонентов произведения; связь худогкзетвенннх фокусов, т.е. смысловых узлов произведения; поэтические ассоциации). Эти компоненты п связи в их единстве, целостности рассматривается в следующих параграфах на материале прозы А.Еники.
Второй параграф посвящен конкретному анализу границ художественного текста и хронотопа в произведениях А.Еники.
Авторские установки намечаются уде в том, как оформлены начала и концы текста. В произведениях А.Еники наблюдается четыре варианта оформления начала и конца текста. Это, во-первых, произведения с ярко выраженными начальными и конечными картинагга, отделенные от сюжетного развития ("Невысказанное завещание", "Иедный колокольчик", "Тайна сердца" и др.). В них начальная картина дана в виде лирико-философских раздумий автора, которые настраивают на определенную лирико-эмоци-ональную установку дальнейшего, сюжетного развития темы.
Другой вариант отличается от вышеназванного тем, что начальная картина приобретает символический характер,' напоминает притчу, имеет свой сюжет и композицию ("Марево").
В некоторых произведениях ("Воспоминание Гуляндам", "Мать и дочь", "Ночная капель", "Умиротворение") лирическое вступление теряет свою самостоятельность, сращивается с сю-
жетным развитием, как бы растворяясь в нем. В данном случае лирически окрашенные картины в начале произведения (пейзак-ные зарисовки, настроения героев) не содержат философского смысла, а сохраняют функцию - служить одним из средств психологической характеристики героев. Это третий вариант.
К четвертому варианту оформления начала и конца текста относятся произведения, в которых сюжетное развитие начинается сразу, с первых строк повествования, без начальных картин: "Болотный цветок", "Мимоходом", "Одно слово", "Одиночество", "Шутка", "Красота", "Глядя на горы", "Цветок пака", "Кто пел", "Родная земля", "Кузнечик", "Дитя", "Одинокая гусыня", "Коранясфиз", "Курай". Динамизм, острота сюжетного развития в некоторых из этих произведений достигается благодаря переносу итогового эпизода в начало произведения ("Болотный цветок").
Подобное разгршйгчание не является формальный. Определение вышеназванных вариантов границ и их разновидностей б тексте произведений А.Еники ппляется важным моментом в методике системного анализа поэтики. Ибо позволяет выявить доминирующий структурный уровень развития'темы в каждом конкретной случае. Например, лирико-философскос начало свидетельствует о ведущей роли ритмико-интонационного и идейно-тематического уровней, вступление лирико-психологичес;:ого характера предполагает психологическую направленность ссг.сгкэго повествования; предварение сюжета символическими картинами говорит о важной роли знакового уровня; отсутствие предвар;лэщих статичных картин типично для произведений с событийно-драыатк-ческой сюжетной линией.
Различие оформлений границ текста обусловливает не только план раскрытия темы, но и характер хронотопов (романтический хронотоп, реалистический, романтико-реалистический). Так, в произведениях с лирико-философским началом основу системы хронотопов составляет романтический хронотоп, способствующий поэтизации любви, заставляющий размышлять о её загадке, тайне и о смысле человеческой жизни ("Тайна сердца" и др.). В романтическом хронотопе два противоположных измерения: бесконечность и миг, вселенная и душа человека. Оценочный мо-
мент в хронотопе роиантического характера выступает прямо, непосредственно, как оценка героя, его переживания, поступков через соотношение этих полярных точек. Однако цроизЕвде-ний, "ввдерзгжшх" с? начала до конца только в романтическом хронотопе, у писателя почти нет, если не считать рассказа "Цветок нала".
В повести "Марепо", начало которой дано в форме сна-притчи главного горел Зуфара Сабитова, своеобразие хронотопа во многом определяется тем, что основные идеи притчи затем как бы "накладываются" на повесть в целом. Это обусловливает органическое единство, "сплав" романтического и реалистического в хронотопе повести. Как известно, структура притча включает три основные части: первая - конкретные факты (зачастую данные в аллегорической форме), подводящие героя к выбору; вторая - выбор поведения или позиции; третья - показ последствий выбора, имеющий функцию поучения, морали. В символическом сне Зуфара налицо первые две части. Писатель как бы нарочито обрывает притчу на её третьей, заключительной части, оставляя вопрос открытым. Всё дальнейшее содержание повести является "реализацией" этой заключительной части притчи. Переход из романтического хронотопа притчи в реалистический (событийный) выявляется уже в первой главе, в которую включен и сон Зуфара, и хронологический "рубеж" (день 9 мая 1945 года). Этот день является точкой отсчета для оценки событий и поведения героев повести, а затем идет повествование об их жизни в первые годы мирного послевоенного времени. Реалистический хронотоп включает в себя события и эпизоды с приметами того времени, богатое психологическое содержание, выражающее, с одной стороны, странность и сложность отношения Зуфара к Рашиде, а с другой - неприглядное поведение Зуфара в истории с покупкой дома. В хронотопе повести точно передана нравственно-психологическая атмосфера тех лет, выразившаяся в смене тональностей повествования: от ликования (хронотопический рубея) - к холодной тональности (годы войны), затем - к весенне-радостной (после хронотопи-ческого рубегл), а конец выдержан в серых тонах. Оценочный момент в хронотопе этой повести выра-т.ен опосредованно: через
сопоставление судеб всех героев с образом марева. Смысл заключительной части "притчи" раскрывается здесь неоднозначно, "мораль" вытекает из сопоставления судеб всех героев.
В повестях и рассказах, где лирическое начало органически сливается с сюжетом, хронотоп содержит картину внутреннего мира героев. А лирическое начало придает изображенному внутреннему конфликту характер всеобщности ("Воспоминание Гулян-дам", "Мать и дочь", "Ночная капель" и др.). В ряду произведений подобного типа особняком стоит повесть "Совесть", написанная в форме письма-исповеди главного героя Влдашева Хабиба к другу молодости. Пожалуй, ни в одном из произведений А.Ени-ки не встретишь такой уплотненности хронотопа персонажами различных социальных слоев, национальностей, возрастов. Писатель показывает в миниатюре социальный срез общества 30-х годов. Функция такого хронотопа - объяснить личную и социальную драму героя. Акцент сделан не на истории любви, а на анатомии предательства.
Анализ показал, что оценочная функция хронотопа выражена разными художественными средствами: сужением и расширением пространства и времени, переходом из одной формы хронотопа в другую (например, из конкретного в общечеловеческий, романтический хронотоп), временной инверсией, сменой интонационной окраски хронотопа, совпадением и несовпадением биографических хронотопов героев с событийным хронотопом.
Хронотопы всех произведений объединяются в систему, образующую художественный мир писателя, благодаря некоторым особенностям. Система хронотопов в произведениях А.Еники отражает диалектику конечного и бесконечного. По "горизонтали" основными хронотопическими образами являются образ дороги и образ дома. Образ дороги выступает как выражение бесконечности, движения, жизненной перспективы. Образ дома воспринимается как символ конечности, в двух противоположных значениях -отрицательном (символ ограниченного мещанского мирка: "Болотный цветок", "Марево") и положительном (символ родного очага, успокоения и умиротворения: "Родная земля", "Глядя на горы", "Невысказанное завещание"). Хронотоп у А.Еники имеет измерение и по "вертикали" (низ-верх художественно-образного мира).
Шганяя его точка несёт в себе отрицательную оценку, значение физической или духовной гибели. Это воронка от бомбы ("Цветок мака"), дно болота (в повести "БолотинЯ цветок"). Верхняя точка, наоборот, всегда внступает носителей положительной оценки. Это бездонное голубое небо в рассказе "Цветок мака", высокие горы, символизирующие возвышенные устремления человека в рассказах "Глядя на горы", "Родная зеыяя".
Таким образом, наблюдения над рамочными границами текста помогают определить разные соотношения лирического и эпического начал в прозе А.Еники, а рассмотрение системы хронотопов имеет выход к определению художественного метода писателя, соотношения в нем романтизма и реализма.
В третьем параграфе рассматриваются тематика произведений А.Еники; причинно-следственные и функциональные связи; художественные фокусы (смысловые узлы произведения на разных структурных уровнях), их функции; поэтические ассоциации, пх разновидности, роль "вертикального" контекста в их создании.
Тематика произведений А.Еники, заключающих нравственно-психологическое содержание, многообразна: это - тема любви, тема женской судьбы, тема духовных ценностей и нравственного выбора, тема красоты и искусства, тема мещанства и др. Одна из центральных тем - тема нравственного выбора и определения жизненных ценностей: "Марево", "Болотный цветок", "Ночная капель", "Одиночество", "Тайна сердца", "Воспоминание Гулян-дам". Для одних героев это материальная основа счастья (свой дом, своё хозяйство, твердое общественное положение), для других - духовные ценности (верность национальным традициям, "ощущение кровной связи с родной землей, любовь к искусству, чувство красоты). Но, согласно логике художественной мысли писателя, эти ценности теряются, если герои воспринимают их лишь как внешние атрибуты, не понимая их подлинной духовной сущности. В таком случае жизненные идеалы героев ограничиваются удовлетворением эгоистических потребностей, мещанским существованием ("Болотный цветок", "Марево", "Умиротворение", "Подруга", "Крысия-ханум" и др.). Инвариантная тема в творчестве писателя связана с его представлением об идеале любви, вбирающей в себя многокрасочность и многозвучие мира,
одухотворенной искусством, гуманностью и мудростью национальных традиций.
В зависимости от того, какое противоречие акцентировано в объектной теме, развитие её,принимает или философский, или социально-психологический, или бытовой характер, обусловливая и систему внутритекстовых связей. В большинстве произведений А.Еники тема развивается в сложной системе причинно-следственных и функциональных связей.
В тех случаях, когда произведения имеют начальную статичную картину, предваряющую сюжетное развитие, в них доминирует функциональная связь. К таким относятся произведения с самостоятельным лирическим началом ("Тайна сердца", "Медный колокольчик", "Невысказанное завещание" и др.) и повесть "Марево" - с начальной картиной символического сна. Здесь самостоятельные начальные картины выступают в качестве аргумента, а сюжетное повествование - функция к этому аргументу, то есть доказательство соответствия или несоответствия тем ценностным установкам, заключенным в начальных картинах. Однако внутри начальной картины и сюжетной части наличествуют причинно-следственные связи.
В тех произведениях, где начальная картина отсутствует ("Одиночество") или сюжет органично сращивается с лирическим началом ("Воспоминание Гуляндам", "Совесть", "Ночная капель", "Умиротворение"), доминирует причинно-следственная связь. Но внутри сюжетного развития действуют и функциональные связи. Так, в повести."Воспоминание Гуляндам" описание спектакля по пьесе К.Тинчурина "Последний привет" и его восприятия раз-Л1гчшып персонажами: Гуляндам, Сайдашевым, Сабирой и публикой в театре - соотносится с различными эпизодами из елзни Гуляндам. Возникает параллель, функциональная связь мзкду критическим отношением Гуляндам к герою пьесы Вахпту, который из-за страсти к Ольге пренебрегает интересами своей семьи: престарелой матеря, любящей жены, ребенка - и одним из последних эпизодов повести, где показана внутренняя борьба Гуляндам мевду любовью к Салиху и дочерним долгом. В работе рассмотрены и другие примеры функциональной связи в различных её проявлениях.
От типа соотношения причинно-следственных и функциональных связей зависят содержание реального фокуса, его место в композиции произведения и структурный уровень, на котором он возникает.
При доминировании функциональных связей между начальной картиной и сюжетным развитием произведения реальный фокус должен соответствовать тому ценностному содержанию, которое имеется в начальной картине. Так, в повести "Тайна сердца" два реальных фокуса сюжетного уровня (первый - эпизод признания Идриса в любви к Зухре, второй - внутренний монолог Зухры перед второй встречей с Бахетгараем) соответствуют логике развития чувств героев и одновременно соотносятся с общефилософский пониманием любви.
В тех произведениях, где в развитии объектной темы доминируют причинно-следственные связи, выявляется несколько фокусов на одном структурном, чаще всего сюжетном, уровне, их содержание углубляется за счет функциональной связи с аналогичными фокусами на других структурных уровнях.
В принципах создания фокусов в произведениях А.Еники наблюдаются следующие моменты: реальные сюжетные фокусы почти всегда отнесены к концу произведения; фокусы проявляются на всех структурных уровнях. В рассказах А.Еники, где писатель берет небольшой отрезок времени, освещает лишь краткий эпизод из жизни героя, реальные фокусы резко обнажены. Они как бы взрывают установившийся ритм будничной жизни, причем чаще всего сконцентрированы в одной сцене. В рассказе "Кто пел" фокус на сгжетно?! уровне возникает как психологически противоречивое состояние умирающего лейтенанта: противостояние угасающей жизни внезапному просветлению сознания, возродившего в герое давно забытые впечатления детства, светлые образы матери и любимой Тахиры, запахи душистой травы, ощущение полета. Смысл этого фокуса углубляется и звуковьагн и цветовыми контрастами, и символическим образом солнечных лучей, осветивших придорожную могилу. В рассказе "Шутка" сюжетный фокус - в сцене, где проигравший пари Харпс должен отдать платок Диляре-ханум, платок, предназначенный любимой девушке. Затем следует психологический фокус: плач Диляры-хануц в касте,
осознание ею своего одиночества и ненужности людны. Рассказ завершается ритмико-интонационным фокусом - калобныи криком Диляры-ханум: "Ха-а-рис!", поглощенным ночной пустотой, и символическим образом взлетевшего над ночной Волгой шелкового платка. Все эти фокусы во взаимосвязи углубляют смысловое содержание рассказа.
В юмористических и сатирических рассказах А.Еники ("Невеселый праздник", "Крысия-ханум", "День рождения старухи Майбадар", "Подруга" и др.) фокусировка противоречий дается в несколько ином плане. Здесь ведущими фокусами становятся знаковые фокусы (символические образы, ключевые слова и фразы и т.п.) и фокусы идейно-тематического уровня, носящие публицистический характер."Фокусы сюжетно-событийного, сюжетно-психо-логического уровня отходят на второй план, что объясняется спецификой сатирических образов. Например, знаковый фокус в рассказе "День рождения старухи Майбадар" - это сцена, в которой Гайнуш-ханум, желая угодить своему начальнику, преподносит на день рождения его матери самовар с надетой на него пыжиковой шапкой. А в рассказе "Подруга" знаковый фокус заключается в ключевых словах: "подруга", "женитьба", содержание которых раскрывается в ироническом плане: "подруга" оказывается разлучницей, "женитьба" является пародией на женитьбу.
В повестях, где изображаются более значительные события и где временные рамки раздвигаются, все фокусы кажутся сглаженными. Но фокусы разных структурных уровней не совпадают. Они следуют друг за другом, образуя "каскад" фокусов. Так, в повести "Воспоминание Гуляндам" сюжетным фокусом является эпизод несостоявшегося побега Гуляндам из родительского дома. Этот фокус заставляет читателя обратиться к предшествующим эпизодам (например, к эпизоду, где автор показывает колебания героини перед выступлением на "Восточном вечере"), чтобы обнаружить в них скрытые противоречия, "потенциальные" фокусы. Затем протягивается связь к указанной вше картине восприятия спектакля и т.д. Ритмико-интонационный фокус находится в конце воспоминаний Гуляндам. Это ряд надрывных вопросов: "Скажите, что я сделала, что сделала?...", - эмоциональна^ сила ко-
торых усугубляется функциональной паузой. В рассуждениях взрослой Гуляндам мы обнаруживаем идейно-тематический фокус. Здесь возникает открытый диалог с читателем. Автор воспоминаний приводит разные причины, могущие объяснить тогдашнее состояние героини и её поступки. Ни одна из причин не отвергается. Писатель помогает разбираться в сложности жизненных событий, психологических состояний.
Анализ текстов показал, что большинство фокусов имеет психологическое содержание. Это одна из особенностей творчества А.Еники. Художественные приемы создания фонусов различны: использование внутренних монологов, диалогов, символических образов, ритмико-интонационных средств. Последние играют немаловажную роль в произведениях А.Еники, придавая им особое лирическое звучание. В сатирических и юмористических произведениях средствами создания фокусов являются гипербола и авторские публицистические высказывания.
Фокусы активизируют ассоциативные процессы, вызывая внутри- и внетекстовые поэтические ассоциации. Источники и пути образования их у А.Еники различны. Они могут возникнуть на основе элементов "вертикального" контекста: литературных аллюзий, упоминаний произведений искусства ("Воспоминание Гуляндал"), топонимии ("Одиночество"), антропонимии (в рассказе "Ночная капель" имя героини - Лейла ассоциируется с образом героини поэм о Лейле и Меджнуне, а имя Халиль - с образом героя пьесы М.Файзи "Галиябану"). Внетекстовые ассоциации могут восстанавливать литературные традиции, которые развивает А.Еники в своем творчестве: интерес к определенным темам, к определенным средствам психологической характеристики героев, к стилистическим средствам выразительности ("Подруга" А.Еники - "Любовь Габдельбасыра" Ф.Амирхана, "Ради подарка" Г.Камала; описание глаз Лейлы в "Ночной капели" и глаза Хаят в одноименной повести Ф.Амирхана). Тем самым герои А.Еники через поэтическую ассоциацию включаются в широкий историко-литературный контекст.
Диалогические отношения во всех рассмотренных в данной главе аспектах структуры произведения возникают на основе авторских установок философского и нравственно-психологического
характера. В большинстве произведений А.Еники диалогизм усиливается за счет многозначности и вероятностного характера реальных и потенциальных фокусов, особенно на сюжетно-психо-логическом уровне. Диалогические отношения писателя и читателя наиболее ярко выражены в характере образования поэтических ассоциаций, при этом особенно продуктивна роль вертикального контекста.
Глава вторая - "Субъектно-объектная организация текста" - включает два параграфа. В первом параграфе кратко освещаются исходные теоретические позиции рассмотрения субъектно-объектной организации текста: автор, его позиция по отношению к герою, субъект (субъект сознания и субъект речи) и объект литературного произведения, формы повествования.
Второй параграф начинается с характеристики форм повествования в прозе А.Еники: от повествователя, личного повествователя, рассказчика, рассказчика-героя,'персонифицированного рассказчика. Эти формы повествования отличаются степенью выявления примет повествователя, его личностного, субъективного отношения к изображаемому. Наиболее объективное описание жизни, поступков, психологии героя - от лица повествователя -наблюдается в повести "Марево". Такие произведения, как "Воспоминание Гуляндам", "Недный колокольчик", "Совесть", "Тайна сердца", в которых повествование ведет рассказчик-герой, обнаруживают яркие приметы лирической прозы, характерный для неё переход из эпического плана в лирический, внутрь "я", то есть в эмоциональное состояние рассказчика-героя.
В произведениях А.Еники можно выделить разные варианты отношения между субъектами речи и субъектами сознания, но -наиболее характерным для писателя является построение повествовательного текста как отношение одного субъекта речи к двум субъектам сознания ("Марево", "Умиротворение", "Совесть", "Невысказанное завещание"), за счет этого усложняется-диало-гичность текста. Разграничение вариантов отношений субъектов речи и субъектов сознания необходимо при определении ганровых разно Еидностей.
В творчестве А.Еники представлены различные типы отнесения автора к герою - как крайние (позиция полной вненаходи-
мости автора в мире героя и позиция максимального приближения к герою), так и промежуточные. В данном случае имеются в виду пространственно-временной, психологический, ценностный аспекты авторской позиции. В повести "Царево" достигается полная вненаходимость автора в мире героя, полное отстранение автора от героя; ценностные позиции автора и героя полностью расходятся. А.Еники сумел дать острую критику героя (Зуфара Сабитова) , но не столько путем противопоставления ему других персонажей, хотя и ото есть в произеедешш. Писатель противопоставляет герою весь фон гп:зни. Оценка автором героя дана и через систему фокусов и эстетических знаков. В "Цареве" авторская позиция выражена в рзалнстическом плане. В рассказе "Цветок мака" налицо непосредственное выражение авторских мыслей и чувств, максимальное приближение arropa к герою (образу) . Но авторские чувства здесь проявляются в синеолпчзскоП форме образности, которая позволяет аптору остаться на границах изображаемого художественного м:фа, не слиться с inri полностью. Этот рассказ представляет редкий в творчестве А.Еники вариант романтического воплощения авторской позиции. Наиболее характерны для прозы А.Еники промежуточна формы выявления апторскоП позиции ("Ночная капель", "Тайна сердца", "Еоспожншпю Гуляндал" и др.), при этом авторская виенаходи-мость в шфе героя внражена в разной степени в зависимости от того, к какому типу образности относится тот или иной герой.
В произведениях А.Еники встречаются все типы реалистической и романтической образности, кроме героического образа (классификация типов образности проведена по А.А.Гаджиеву): психологический, социальный, сатирический, символический, поэтический. Стержень каждого произведения составляет тот тип образа, к которому относится главный герой. Именно этот образ определяет жанровую установку автора, является также и приметой художественного метода.
Многообразие типов отношения автора к герою, свадетель-ствующеё о мастерстве писателя, показывает вместе с тем сложное соотношение реализма и романтических тенденций. А.Еники относится к группе тех писателей, которые развивают традиции "психологического реализма" (по терминологии У.Р.Фохта), реа-
лизма Ф.Амирхана, С.Джаляла, И.С.Тургенева, И.А.Гончарова и др. Типологической особенностью этой разновидности реализма являются своеобразный процесс отражения социальных, общественных проблем через психологические конфликты, с одной стороны, и стремление осмыслить отдельные факты индивидуальной психологии, социальные и нравственные отношения между людьми в свете общечеловеческих проблем - с другой стороны. Этот второй момент обусловливает романтические тенденции в реалистическом методе писателя.
Третья глава - "Нанровое своеобразие" - состоит из трех параграфов.
В первом параграфе дан обзор теоретических работ по проблемам канра. Учитывая, что современные концепции поэтики жанра многоаспектны, мы сочли целесообразным систематизировать их, использовав методику "наложений концепций". В процессе рассмотрения работ ряда современных литературоведов выявлены следующие аспекты авторских концепций: культурологический, семиотический, искусствоведческий, норматквно-литера-турозедческий.
Во втором параграфе на основе наложения концепций ввде-лены признаки канра: I) объем материала; 2) хронотоп; 3) система фокусов; 4) субъектно-объектная организация текста. При определении внутрижанровых разновидностей кроме вшеназБанных признаков учитываются еще и: а) тематика; б) аксиологическая установка; в) типы образов.
На основе этих признаков рассматриваются жанры и внутри-жанровые разновидности в прозе А.Еники. Проза писателя отличается камерным характером, автор отдает предпочтение произведениям малой и средней эпической формы. Критерием для разграничения рассказов и повестей явился, прежде всего, объем и характер жизненного материала, а также система хронотопов в произведении. В рассказе ведущим является событийный хронотоп, и он, как правило, совпадает с биографическим хронотопом героя. В повести увеличивается роль биографического хронотопа, и в ряде случаев он оказывается шире событийного. В романе же наряду с усложнением событийного хронотопа, наличием в произведении множества биографических хронотопов осново-
полагающее значение имеет общечеловеческий хронотоп. В свете этого разграничительного признака рассмотрены рассказы и повести А.Еники. При этом учитывались и своеобразие системы фокусов в том пли ином яанре, и особенности субъектно-объектной организации текста.
0тделы1уэ группу в занровсм отнопении составляют повести "Воспоминание Гуляндаи", "Совесть", "Царево". Первую из них автор назвал маленьш-тм романом, очевидно, имея в виду полноту и последовательность показа яизни Гуляндап на фоне эпохи. Отдельные приметы эпохи входят в событийный хронотоп. Создавая образ Салиха Сайдваеза-, писатель не мог обойтись без исторических реалий. Образ Салиха СайдгшеЕа вносит в повесть о лзб-ви элементы романного панра. Но повествование а произведении !1дет от лица героини, и это ограничивает зозмодностп романного, панорамного охвата событий. В данном контексте авторское указание относительно какра - "маленький роман" - приобретает инее значение: маленький любовный роман. В повести "Совесть" ■такие могло отметить отдельные элементы романного -сайра: заметно стремление автора расширить роль социально-исторического •'•сна (посредством пк.тт-ченря з ссбытнйнкй хренотоп бпегра-зторостепенных nepcon.ir.efi, показа кассовых сцен и т.д.). На по ппнру ото произведение яеляется повесть», так как по-¿2ст"Э231г.:е ездотся в Фор::з пнсъма-г.сл з~эдп. -де больно соз-::ог.";сс?ей для создания романа предоставлял мггерг.ал тгастл "."лрз-о". Здесь и социально-историческиЛ фен поган более ро:-:о, н—-епон и оСщечелозэчзсккй хронотоп, вкразипгпГ.ся з
нй31??лии и прнтчеЕСМ начале прока ведения. Одг.а-е::м~элкческое рс\п:п:ос м^епние { - г то нлзе'л-
:.'.'.'} с одержит философский емкел и позволяет связать судьбу героя с лагзгпгп пробдэмзмп чологэчзст-.ой г.::зни) :: «.тикая с и:*"' псктна не обретет р.сеобгемл^щего зяучпнп.ч, относятся л:гль а глаг.нсму героп - Загару Сабитову и оттает:: к Резкде.
течки сгения субта:'~нс-об''ектно;! оргенкелг^:: текста и ухазг.нннх полостях нет равноценного показа мно--&ства "голосов", ."ксггаства созкдний. Попеетпм и рассказом Л.Еники присуща акцентировка одного голоса, одного сознания даме при наличии нескольких голссоз и сознании. Это свидетельствует о тл-
готении писателя к камерным ванраы, которые позволяют сосредоточить внимание на конкретной человеческой судьбе.
Вклад писателя в развитие национальной литературы можно определить, характеризуя внутрик&нровые разновидности. Повести А.Еники можно определить как философско-психологические ("Тайна сердца"), социально-психологические ("Совесть", "Болотный цветок", "Воспоминание Гуляндаы", "Марево"), соцпаль-но-бытовые ("И Ш1 были солдатами", "Спасибо, товарищи!"). Всей повестяи присуща в той низ иной степени общая санровая особенность - наличие элемента воспоминания о прошгаи, уснт-сащаго лирическое чувство. Рассказы также мошо разделить на ¿трико-психологические ("Красота", "Ночная капель"), социально-психологические ("Умиротворение", "Нзвысказанное заваца-иие", "Однночестео"), соцкально-бытовыз ("Дитя", "На часок", "Ошибка молодости" и др.). Особо нужно ответить следующие ЕнутридшлроЕцэ разновидности: I) рассказы новелдютичаского характера ("Коранхагрз ", "Шутка", "Кто пол"); 2) рассказы-нэ-сер ("Цветок лака", "Радость снега"); 3) рассказы, включаклргз в себя элементы жанра сказки, легенды ("Кузнеча", "Курай"); 4) повесть с ярко выраженный этнографическим колоритом св:;ете. (колокольчж"). Следует откатить, что отногр^чзел^! элемент в "Цэднои колокольчике" занимает большое кзето, несколько оттеснял события, что затрудняет определение его «аира: его иокно отнести и к рассказу н к повести.
Ечутригцшровыэ разновидности в прозе А.Еншгп определяется и акснологнчзспой установкой, т.е. ъхбъйянш авторов эстетическим аспекте:.: отображения действительности. С этой точки зрения рассказы и повести А.Сшки ¡.:о:лш разделить па две группы. К первой группе относятся произведения, в которых автор освещает жизнь в аспекте эстетических категорий прекрасного ("Тайна сердца"), возвышенного ("Воспоминание Гуляндаа"А Здесь доминирует идея бессмертия цуэыки Сайдгсева, вобравшей в себя и тепло первой любой, и трагизм эпох;!,"и мощь человеческого духа), трагического ("Ночная капель"). К другой группе - произведения, в которых оценка событий и героев дана через категории комического, безобразного, низменного ("Крысия-хануи? "День рождения старухи Ыайбадар", "Полынь", "Подруга",
"Невеселый праздник", "Марево", "Болотный цветок"). Особый интерес в плане эстетической оценки автором героя и окружающего его фона представляет повесть "Марево". В ней две эстетические доминанты: низменное и трагическое. Как явление низменное дан образ Зуфара Сабитова. Автор показывает потенциальные возкоаности соверэения героем всё новых и новых подлых поступков. Путь героя к жизненному благополучии, показанный на фоне трудных послевоенных лет, выглядит еще более омерзительным, но в то же время воспринимается трагически: читатель, вслед за автором, ощущает, что Зуфары Сабитовы протягает во все поры жизни, их не взять "голыми рукаки", а внутри них гнездится порча, расползающаяся во все стороны.
Последний параграф - "Способы и факторы ганрообразова-ння" - является синтезирующим. Он вбирает в себя материал предыдущих параграфов и глаз. В диахронном аспекте выясняются специфика, причина появления произведений того или иного жанра и его место з культурно-исторпчзсяои процессе, а тактге в творческой эволвции писателя, Дан анализ критических статей, • рецензий, поспят,енных произведения!! А.Енипп разных этапов творчества. Намечена периодизация творчества писателя с учетом общей периодизации сойотской, в том число татарской л:гге-ратуры.
Первый этап творчества,с 1926 по 1935 год, вклачает в себя около десятка произведений, рассказывающих о ростках новой ялзни, высмеивающих обывателей и т.п. Писатель пробовал свои силы в области лирической, а также социально-психологической и социально-битовой прозы. Способ жанрообразованил на этом этапе по^я еще не выходит за рамки эвристической компиляции.
Во второй половине 30-х годов, когда в советской литературе стали господствовать идеологические догуы культа личности Сталина, А.Еники отопел от активной литературной деятельности. Поэтому начало второго периода можно датировать 1941 годом, когда А.Еники написал ряд рассказов на военную тему ("Дитя", "Мать и дочь", "Одинокая гусыня" и др.). В эти годы появились и рассказы о возрождении деревни в послевоенный период ("Солнечное утро").
«
Третий период охватывает первую половину 50-х годов. В этот период выявилась новая тенденция: острый интерес к нравственным проблемам и решение их в сатирическом и юмористическом планах ("Крырия-ханум", "Затычка", "Рассказ о двух свояках", "Подруга"). В этих произведениях высмеивается психология стяжательства, мещанства во всех оттенках. Художественные приемы писателя основаны на традициях дореволюционной татарской литературы и устного народного творчества. Вершиной »того периода является повесть "Болотный цветок". Здесь А.Еники создает канрово-стилевую структуру более высокого уровня. Изобличаемое явление писатель показывает изнутри, посредством психологического анализа.
Новый этап творчества - вторая половина 50-х годов - открывается повестью "Тайна сердца", посвященной общочеловзчес-кни проблема« любви, дружбы, смысла жизни. К £>?оиу огалу относятся и рассказы "Одиночество", "Шутка", "0ш;бка молодости".
С появлением в 1962 году поьестп "Марево" намечается новый поворот в творчестве писателя. Повесть художественно предвосхищала негатпЕныз процессы в обществе, коториз постепенно привали к спаду духовной жизни, к застою. Неслучайно на этом этапе творчества А.Еники появляются произведения, пронизанные тоской по постепенно исчезощзш основам народной нравственности и надеждой на то, что возвращение к национальные истокса, традициям, сохранение родного языка, культуры поможет духовно оздоровить общество ("Красота", "Невысказанное завещание", "Медный колокольчик").
1968-90 годы - новый период в творчестве А.Еники. Характерные для писателя социально-нравственные и философско-эсте-тические теш раскрываются в новых жанровых разновидностях: в эпистолярной повести ("Совесть"), в повести-иэмуарах ("И мы были солдатами"), в повести-воспоминании ("Воспоминание Гу-ляндаы"). Критические страсти вокруг отдельных произведений писателя к этому времени улеглись. Творчество А.Еники теперь становится предметом пристального внимания литературоведов. На примеретрех повестей этого периода можно заметить, что развитие жанра в прозе А.Еники шло в разных направлениях. Один из способов жанрообразования - использование элементов
романа в жанре повести. Так, в повести "Совесть" налицо попытка столкнуть множество различных сознаний. Это признак романного жанра. В то же время жанр повести не разруаается, потому что в центре внимания остается главный герой с его внутренними противоречиями, это закрепляется эпистолярной формой. Указанный процесс можно назвать продуктивным синтезом в жанрообразовании. Другой способ жанрового обогащения в прозе А.Еники - углубление внутренней диалогичности за счет использования приема воспоминания о прошлом ("Воспоминание Гулян-дам"). Третий способ жанрообразования - это особая форма продуктивного синтеза, когда в одном жанре происходит слияние художественности и публицистичности ("И мы были солдатами").
В заключении подведены итоги работы; выявлен глубоко национальный характер художественного мъиления А.Еники - умение через знаковый и ритмико-интонационный уровни, а также посредством поэтических ассоциаций создавать глубинные пласты смысла и передавать оттенки, нюансы душевных переживаний. Намечены возможные перспективы дальнейших исследований.
Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях автора:
1. Э.Еникинен, "Натурлык" хикэясендэ поэтика // Сов. мэктэбе. - 1987. - )Ь 12. - 22-246.
2. Раскрытие потенциальных возможностей творчества писателя: (На материале произведений А.Еники) // Поиск методов прогнозирования литературы и искусства. - Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1988. - С.103-Ш.
3. Беренче буразналар: Э.Еникинен, башлангыч чор иждты // Казан утлары. - 1990. - I. - 157-1596.
4. йгархан Еникинец и^ат доньясы // Идел.- 1990. - №4. - 7-96.
5. Определение художественного метода писателя через авторскую позицию по отнспению к герою // Систешшй анализ художественного произведения. - Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1992. - С.109-116.