автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.02
диссертация на тему: Поэтическая ономастика прозы Амирхана Еники
Полный текст автореферата диссертации по теме "Поэтическая ономастика прозы Амирхана Еники"
На правахрукописи
Зиннатуллина Гульшат Хабировна
Поэтическая ономастика прозы Амирхана Еники
10. 02.02 - Языки народов Российской Федерации (татарский язык)
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Казань-2005
Диссертация выполнена на кафедре татарского языка Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Казанский государственный университет им. В.И.Ульянова-Ленина» Министерства образования и науки Российской Федерации
Научный руководитель:
Официальные оппоненты:
Ведущая организация:
доктор филологических наук, профессор Саттаров Гумар Фаизович
доктор филологических наук, профессор Баширова Илида Басыровна
кандидат филологических наук Биктимерова Айгуль Ринатовна
Татарский государственный гуманитарный институт
Защита состоится 22 сентября 2005 г. в 14 часов на заседании диссертационного совета Д 212. 081. 12 в Казанском государственном университете им. В.И. Ульянова-Ленина по адресу: 420008, г. Казань, ул. Кремлевская, д. 18, (2-ой учебный корпус), ауд.1112.
С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке имени Н.И. Лобачевского Казанского государственного университета.
Автореферат разослан «И июня 2005 г.
Загидуллина Д.Ф.
Общая характеристика работы
Актуальность темы исследования. В последние годы изучение лингвистических средств художественного текста развивается особенно интенсивно. Вместе с тем, возросло внимание и к проблемам особенностей функционирования имен собственных в произведениях художественной литературы, к их поэтической и лингвостилистической специфике.
Ономастическая лексика, наряду с апеллятивной, имеет большие возможности для исследования назревших проблем теории и практики номинации. Изучение же поэтической ономастики того или иного мастера слова помогает лучше увидеть внутреннее богатство, психологию его творчества. Имена персонажей в художественном тексте приобретают особые смыслообразующие функции, не свойственные номинациям научных и официально-деловых текстов. Их анализ, выявление каких-либо закономерностей, осознание смысловой целенаправленности - шаг к постижению эстетической функции художественного произведения.
Амирхан Нигматзянович Еникеев (Амирхан Еники) (1909-2000) занимает в татарской литературе особое место. Определяющей чертой его произведений является то, что они, посредством изображения действительности, раскрывают внутренний мир, чувства и переживания героев.
Раскрыть художественное своеобразие ономастической поэтики А. Еники - это значит и более полно выявить специфику художественно-образного мышления писателя, определить его вклад в национальную литературу.
Степень изученности темы и проблемы. Задачи исследования особенностей функционирования имен собственных в произведениях художественной литературы ставились перед отечественными и зарубежными исследователями уже несколько десятилетий назад. В течение этого времени были разработаны научно-теоретические и методологические основы изучения лингвистических и поэтических особенностей имен собственных. В том числе большое внимание было уделено изучению специфики
индивидуального авторского использования ономастического пласта лексики, социально-исторических, творческих предпосылок выбора онимов и их роли в структуре художественного текста.
Поэтические антропонимы чаще привлекали внимание исследователей, поэтому эта категория ономапоэтической лексики художественных произведений изучена более обстоятельно. В трудах В.Н. Михайлова, А.В. Суперанской, М.В. Карпенко, Л.И. Андреевой и др. широко освещаются поэтические функции семантико-мотивированных имен1. В трудах В.М. Калинкина, Л.И. Андреевой, Л.М. Буштяна, Э.Б. Магазаника монографически исследованы основные аспекты поэтической ономастики .
Проблемы функционирования и роли поэтических топонимов исследованы менее глубоко. Вопросам места и роли топонимов в создании поэтической структуры художественного текста посвящены работы М.С. Альтмана, К.М. Илисхановой, Н.А Кузнецовой, М.Н. Морозовой, Т.К. Полякова, И.М. Шапиро3.
1 Михайлов В.Н. Некоторые аспекты лингвостилистического анализа ономастики в составе художественных произведений / В.Н. Михайлов // Лексика русского языка. - Рязань, 1979. С.33-37; Михайлов В.Н. Экспрессивные свойства и функции собственных имен в русской литературе / В.Н. Михайлов // Филологические науки, 1966.- №2.- С.54-56; Суперанская А.В. Общая теория имени собственного / А.В. Суперанская. - Москва: Наука, 1973. - 366 с; Карпенко М.В. Русская антропонимика / М.В. Карпенко. -Одесса, 1970.-41 с; Андреева Л.И. Семантика литературного антропонима / Л.И. Андреева // Русская ономастика. - Рязань, 1977. - С.51-56 и др.
2 Калинкин В.М. Поэтика собственных имен в произведениях романтического направления: Автореф. дис. ... канд.филол. наук / В.М. Калинкин. - Одесса, 1989.- 29с; Андреева Л.И. Специфика имени собственного и возможности ее использования в художественном тексте: Автореф. дис. ... канд. филол. наук / Л.И. Андреева. - Балашов, 1995.- 23 с; Буштян Л.М. Ономастическая коннотация: Автореф. дис. ... канд. филол. наук / Л.М. Буштян. - Одесса, 1983.- 21с; Магазаник Э.Б. Поэтика имен собственных в русской классической литературе. Имя и подтекст: Автореф. дис. ... канд.филол. наук / Э.Б. Магазаник.- Самарканд, 1967.- 23 с
3 Илисханова К.М. Функционирование топонимов в художественной литературе: Автореф. дис. ... канд. филол. наук / К.М. Илисханова. - Москва, 1978.-26 с; Кузнецова Н.А. Лексические варианты названий населенных пунктов Пензенского края / Н.А. Кузнецова // Лексика русского языка. -
В современном татарском языкознании поэтическая ономастика является актуальной и активно исследуемой отраслью ономастики. Начало развитию данного направления положила статья Г.Ф. Саттарова1, посвященная анализу антропонимов и топонимов в произведениях Г. Ибрагимова. В настоящее время поэтика ономастического пласта художественных произведений системно исследована в трудах Р.Х. Гарраповой, А.Р. Биктимеровой, В.М. Гариповой-Хасаншиной2.
Творчество А. Еники постоянно было в центре внимания ведущих татарских критиков и литературоведов: М.Х. Валеева, Н.Г. Гизатуллина, Ф.М. Мусина, Р.А. Мустафина, И.З. Нуруллина, Р.Х. Сверигина, Г. Халита, Ф.М. Хатипова и др. Кроме того, поэтика произведений А. Еники, психологизм его творчества были изучены монографически3. Некоторые языковые особенности его произведений были рассмотрены в трудах И.Б. Башировой, С.Ш. Поварисова, Ф.С. Сафиуллиной4.
Рязань, 1979.- С. 54-60; Шапиро И.М. Топонимы, микротопонимы и другие наименования как средство создания комического эффекта в романах И.Ильфа и ЕЛетрова «12 стульев» и «Золотой теленок» / И.М. Шапиро ВЯ и СД, вып. 7,1977.- С. 200-206.
1 Саттаров Г.Ф. Г.ИбраЬимов эсорлэренда атамалар / Г.Ф. Саттаров // Казан утлары.-1995.-Б. 180-184.
2 Гаррапова Р.Х. Поэтическая ономастика прозы Мухаммата Магдеева: Дис____
канд.филол. наук / Р.Х.Гаррапова; Елабужский Гос. пед. ин-т. - Елабуга, 2000; Биктимерова А.Р. Лингвистическая и ономастическая поэтика татарских народных песен: Дис. ... канд. филол наук / А.Р.Биктимерова; КГУ.- Казань, 2002; Гарипова-Хасаншина В.М. Поэтическая ономастика прозы Гумера Баширова: Дис. ... канд. филол. наук /В.М.Гарипова-Хасаншина; КГУ. -Казань, 2004.
3 Ибатуллина Д.Э. Поэтика прозы А.Еники: Автореф. дис____канд. филол. наук
/ Д.Э.Ибатуллина; ИЯЛИ им. Г.Ибрагимова. - Казань, 1993.- 21с.; Карамова А.З. Психологизм в творчестве А.Еники: Автореф. дис.... канд. филол. наук / А.З. Карамова; КГПУ.- Казань, 2005.
4 Баширова И.Б. Суз белэн сурэт ясау / И.Б. Баширова. - Казан: Татар, кит. нэшр., 1974,- 177 б.; Поварисов С.Ш. Тел - кучелец кезгесе/ С.Ш. Поварисов. - Казан: Татар, кит. ношр., 1982. - 160 б.; Сафиуллина Ф.С. Суз иясе белен йори/ Ф.С. Сафиуллина. - Казан: Татар, кит. ношр., 1985.-
Необходимостью дальнейшей разработки проблем поэтической ономастики и раскрытия специфики творчества А. Еники в плане индивидуальной практики использования им ономастической лексики, воссоздания общей картины ономастического пласта, сформированного татарскими писателями, объясняется проблема нашего диссертационного исследования.
Научная новизна диссертации заключается в том, что в ней предпринимается системное изучение поэтической ономастики А.Еники - талантливого мастера психологического анализа - с учетом достижений современных исследований в этой области.
Впервые ономастические единицы, использованные в произведениях А. Еники, анализируются как средства усиления психологизма. В диссертации поэтические топонимы рассматриваются совершенно по-новому, особое внимание уделяется их лингвостилистической роли в создании образно-поэтического пласта произведений.
Объектом диссертационного исследования являются ономастические единицы (идеонимы, поэтические антропонимы и топонимы), выявленные в произведениях А. Еники.
Цель исследования — монографическое изучение поэтической ономастики А. Еники, определение роли ономастической системы в создании лингвостилистической структуры произведений.
В соответствии с целью определены следующие задачи исследования:
- анализ названий произведений (идеонимов) А. Еники;
- выявление и обобщение имен собственных, использованных в произведениях А. Еники; их анализ с точки зрения изображаемого в произведениях временного пространства и художественно-поэтических возможностей;
- сравнение поэтонимов с реальными антропонимами и топонимами, определение мастерства, неповторимого индивидуального стиля писателя в употреблении реального ономастического материала;
167 б.; Сафиуллина Ф.С. Тел диген дорья бар / Ф.С. Сафиуллина. - Казан: Татар, кит натр., 1979. -136 б.
- исследование текстовых и внетекстовых связей имен собственных и особенности функционирования в произведениях писателя.
Материал исследования - художественные произведения писателя: повести «Уяну» («Пробуждение», 1952), «Саз чэчэге» («Болотный цветок», 1955), «Реше» («Марево», 1962), «Вождан» («Совесть», 1968), «Без дэ солдатлар идек» • («И мы были солдатами», 1971), «Гелендом туташ хатирэсе» («Воспоминания Гуляндам», 1975), автобиографические воспоминания автора «Сощы китап» («Страницы прошлого», 1990), рассказы «Бер гаю сэгатькэ» («На часок», 1944), «Бала» («Дитя», 1941), «Тауларга карап» («Глядя на горы», 1948), «Тонге тамчылар» («Ночная капель», 1964), «Туган ту фрак» («Родная земля», 1959), «Эйтелмегэн васыять» («Невысказанное завещание», 1965) и др.
Теоретико-методологической основой послужили труды отечественных и зарубежных исследователей Л.И. Андреевой, М.С. Альтмана, В.В. Виноградова, О.Ф. Есперсена, А.В. Суперанской, В.Д. Бондалетова, Э.Б. Магазаника, Н.А. Никонова, Н.В. Подольской; труды известных татарских языковедов Г.Ф. Саттарова, Ф.Г. Гариповой, М.З. Закиева, Д.Г. Тумашевой, Ф.С. Сафиуллипой, Ф.М. Хисамовой, Ф.А. Ганиева, В.Х. Хакова, И.Б. Башировой, И.М. Низамова.
Методы и приемы исследования - сбор материала, сравнительный, приемы лексико-семантического, функционально-стилистического, статистического анализа.
Практическая значимость исследования состоит в том, что данные об особенностях функционирования имен собственных в произведениях А.Еники, их ономастическая система вводится в научный оборот впервые. Полученные в процессе исследования факты, научные выводы и обобщения могут быть использованы для создания спецкурса по поэтической ономастике, в лекциях по курсу ономастики. Методика анализа материалов поэтической ономастики может быть применена в исследованиях лингвостилистической структуры художественных текстов.
Апробация работы. Основные положения диссертации отражены в докладах на научных конференциях факультета татарской филологии и истории КГУ 2002-2005 гг., в докладе на научной конференции, посвященной 95-летию со дня рождения А.Еники (КГПУ, 2004г.). В научных сборниках факультета
татарской филологии и истории КГУ, в журнале «Могариф» по теме исследования опубликованы четыре статьи.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Основное содержание работы
Во введении обосновываются актуальность темы исследования, рассматривается степень изученности проблемы и темы, раскрывается научная новизна, определяются методы, объект исследования, теоретическая и практическая значимость диссертации.
В первой главе - «Поэтика названий художественных произведений А. Еники» - состоящей из четырех параграфов, анализируются идеонимы художественных произведений А. Еники.
В первом параграфе « Проблема изучения идеонимов в поэтической ономастике» рассматриваются некоторые вопросы, труды по изучению заглавий художественных произведений.
Идеоматика - отрасль поэтической ономастики, которая занимается изучением заглавий, особенностей процесса наименования произведений художественной литературы.
Труды зарубежных и отечественных исследователей, занимающихся проблемами идеонимов, затрагивают такие проблемы, как: лингвистические, лингвостилистическис и литературные особенности заглавий художественных произведений. Одним из первых исследований, посвященных лингвистическому, поэтическому и философско-семиотическому анализу заглавий, была работа С.Д. Кржижановского «Поэтика заглавий» (1931). По мнению ее автора, заглавия - это самый важный, незаменимый компонент произведения, книги: «Заглавие, поскольку оно облегает текст и смысл, - вправе выдавать себя за главное в книге»1.
Существенный вклад в изучение этой отрасли поэтической ономастики внесли И.В. Арнольд, В.А. Кухаренко, Э.Б. Магазаник, А. В. Суперанская и другие. В татарском языкознании данный
1 Кржижановский С.Д. Поэтика заглавий / С.Д. Кржижановский. - М.: Никитинские субботники, 1931.-С.З
вопрос рассматривается в трудах Г.Ф. Саттарова, И.Б. Башировой, Ф.С. Сафиуллиной, Р.Х. Гарраповой, А.Р. Биктимеровой, В.М. Гариповой.
Изучение идеонимов предполагает рассмотрение структуры заглавий произведений художественной литературы, определение степени их эмоциональной окрашенности, а также индивидуальный подход к творчеству каждого писателя. Лингво-поэтические функции заглавий отнюдь не сводятся лишь к раскрытию содержания произведения. По убеждению исследователей, «в идеонимах заключено образное мышление и стилевые особенности языка писателя»2. Именно этим и объясняется необходимость комплексного изучения идеонимов. Задачи идеоматики включают в себя изучение связей между текстом и его названием, принципы номинации произведений и факторов, влияющих на этот процесс; проявляющиеся в заглавиях традиционность и новаторство писателя, структуры, семантики и стилистических особенностей идеонимов.
Во втором параграфе «Заглавия произведений А.Еники, состоящие из одного слова» речь идет о названиях произведений писателя, основу которых составляет одна лексическая единица.
Большинство названий произведений А.Еники пронизано лиризмом и психологизмом. Однако, какими бы сложными ни были сами произведения писателя, их названия всегда предельно просты.
Слово, став идеонимом, перестает быть простым элементом речи, оно обогащается и поэтическими свойствами. Заглавия произведений А.Еники, постепенно следуя за сюжетом, раскрываются в неожиданном ракурсе и приобретают новый смысл.
Большинство заглавий произведений А.Еники, состоящие из одного слова, представлены именами существительными. Такие идеонимы выполняют сложную функцию - в самой краткой и доступной форме они должны донести до читателя основную идею произведения, дать верный ориентир. Таких идеонимов отличает оригинальность, экспрессивность звучания: «Решо» («Марево»),
Там же, С 21.
«Тынычлану» («Умиротворение»), «Шаяру» («Шутка»), «Ялгызлык» («Одиночество») и др.
Названия произведений А.Еники, состоящие из одного слова, могут обозначать главного героя: «Коръенхафиз» («Коранхафиз»), «Картлар» («Старики»), «Чикерткэ» («Кузнечик»; кузнечик -прозвище главного героя); выделять субъект или объект повествования: «Бала» («Дитя»), «Курай» («Курай»); отражать основную философскую мысль произведения: «Ялгызлык» («Одиночество»), «Шаяру» («Шутка»), «Тынычлану» («Умиротворение»); превратиться в идеоним-метафору: «Раню» («Марево»).
Поэтика идеонимов может приобретать большее значение посредством применения контрастов. Так, в рассказе «Бала» («Дитя») контрастность ощущается уже в названии этого произведения. Казалось бы, этот идеоним (понятие «дитя») совершенно не соотносится с изображением войны и разрухи. Однако, соединив эти два абсолютно несовместимых понятия (слово дитя, которое ассоциируется со счастьем, покоем, веселым смехом и разруха, голод, принесенные войной), писатель акцентирует внимание на бессилии войны перед непобедимой волей, душой народа, полной светлых надежд. А образ ребенка -олицетворение этой надежды.
Идеоним «Рент» («Марево») тесно связан с идейно-философским содержанием повести. В нем, кроме основного (связанного с содержанием) пласта, четко прослеживается и наличие контекстуального, философского компонента. В произведении марево - это символический образ несбывшихся, пустых надежд. Именно это значение (нереальность, пустота), раскрываясь по-разному (недоступность Рашиды для алчного Зуфара, неверное истолкование сна и ошибочность всей жизненной позиции главного героя), и определяет основную идею произведения.
Заглавия произведений А.Еники, выраженные одним словом, отличаются высокой абстракцией, способностью к обобщению, сложными ассоциативными связями.
Во втором параграфе «Заглавия, основанные на словосочетаниях» речь идет о функции словосочетаний в роли идеонимов. Как показал анализ произведений А.Еники, в основе
большинства его произведений лежат словосочетания. Они представляют собой идеонимы, построенные по модели «сушествительное+сушествительное» («Саз чэчеге» - «Болотный цветок», «Иерэк сере» - «Тайна сердца»), «прилагательное +существительное» («Ж|из кывдырау» - «Медный колокольчик», «Эйтелмегэн васыять» «Невысказанное завещание»),
числительное+существительное» («Икенче кенне» - «На второй день», «Бер суз» - «Одно слово»), В основе некоторых идеонимов лежат сложные словосочетания («Майбедвр карчыкньщ туган коне» - «День рождения старухи Майбадар»).
Идеоним «Саз чэчоге» («Болотный цветок») образован на основе атрибутивной связи и выполняет функцию заглавия-метафоры. Болотный цветок - образ-метафора, который служит для раскрытия сущности семьи Байгузиных. Болотный цветок -«горицвет» - обладает очень «коварными» свойствами, его нельзя ни потрогать, ни использовать в качестве корма для животных. В природе эти цветы растут обособленно, маленькими семьями. И животные, и люди сторонятся их. Так и семья Байгузиных в повести, в силу своего богатства и авторитета, стараются жить отдельно от общества, ведут скрытый образ жизни. Став членом этой семьи (иначе говоря, позарившись на яркий цвет и внешнюю привлекательность горицвета), главный герой повести Шакир Мустафин оказывается в положении человека, которого засосала трясина. Так, А.Еники умело использует образ болотного цветка (саз чачеге) для того, чтобы показать трагедию героя, процесс его морального разложения.
В четвертом параграфе «Предложения как средства образования названий произведений» рассматриваются функции предложений в роли идеонимов.
Заглавия-предложения составляют в творчестве А.Еники меньшинство: «Без до солдатлар идек» («Мы тоже были солдатами»), «Мэчет жылый» («Плачет мечеть»), «Кем щ>1рлады?» («Кто пел?»).
В заголовке повести «Без дэ солдатлар идек» логическое ударение падает на слово «без Д0» («и мы»). Так А.Еники стремится показать, что каждый, кто был на войне, не важно, воевал он или нет, внес свой посильный вклад для приближения дня победы. Характерно, что и в этой повести А.Еники выступает мастером
психологического анализа. В повести он не увлекается изображением суровой военной действительности - его интересует внутренний мир героев, то, как на них отразились все эти беды и боль утраты близких. Признание же вклада каждого из солдат в борьбу за победу отражается уже в названии повести.
Во второй главе «Поэтическая антропонимия прозы А.Еники», состоящей из девяти параграфов, исследуются образно-поэтические функции антропонимических категорий в произведениях А. Еники.
В первом параграфе «Вопросы разделения в языкознании имен собственных от имен нарицательных» определяются критерии различия ономастических единиц от апеллятивной лексики.
Имена нарицательные и имена собствешгые, в силу разности характера употребления, не могут рассматриваться в одном ряду. Различия этих категорий отчетливо прослеживаются в таких аспектах как: индивидуальность и способность к обобщению, границы ономастической номинации, роль языковых единиц в процессе номинации, случаи перехода онимов в имена нарицательные, степень и средства создания образности в именах собственных, отражение категории множественного числа в семантике апеллятивов и онимов, функции, выполняемые данными категориями в языке и речи, особенности семантической природы имен собственных.
В результате анализа выясняется, что имена собственные - это особая категория, особая подсистема языка, которая обладает специфическими свойствами.
Во втором параграфе «Проблемы поэтической антропонимии в ономастике» рассматриваются основные вопросы, касающиеся специфики поэтических антропонимов.
Литературные антропонимы являются важным и требующим серьезного исследования аспектом поэтической ономастики. Их изучение включает в себя множество вопросов: функции имен собственных в произведениях художественной литературы, специфические особенности поэтических антропонимов, их функции в произведениях различных литературных течений (классицизм, романтизм, сентиментализм, реализм и др.), возможность использования поэтических антропонимов как средство содания юмора и сатиры и т.д.
Понятие «поэтический антропоним» находит разное истолкование и исследователи по-разному определяют его границы. По нашему убеждению, любые антропонимы, использованные в художественном тексте, являются поэтическими, так как каждый антропоним художественного произведения выполняет ту или иную функцию, хотя и разной степени значимости.
В параграфе «Функции поэтических антропонимов в произведенияхА.Еники» речь идет о месте и роли антропонимов в произведениях писателя.
В результате исследования было установлено, что по характеру выполняемых функций, антропонимы в произведениях А.Еники подразделяются на: 1. Имена-характеристики; 2. Косвеннохарактеризующие имена; 3. Поэтические антропонимы нейтрального характера.,
Имена Акъоби, Бехетгорэй, Газизщан, Кусия, и фамилия Байгузин являются именами-характеристиками, или «говорящими» именами; то есть эти антропонимы обладают способностью характеризовать героя напрямую. Так, Акъэби - прозвище персонажа, который отличается чистотой, искренностью души и помыслов. Ак - основной компонент имени, который характеризует ее и дает оценку, отношение автора к данному герою и, следовательно, отражает главную идею произведения -необходимость возрождения в душах современных людей любви к родной земле и духовным ценностям своего народа. По мнению автора, любовь к родной земле, своему народу - самое чистое, светлое чувство в душе каждого человека. - именно тот
человек, который воплотил все эти качества; и люди подобные ей являются единственной ниточкой, связывающие новое поколение с предыдущим.
Косвеннохарактеризующие имена обладают скрытой экспрессивностью и сильно выраженной идеологической функцией. По словам Э.Б.Магазаника, «уловив подтекст такого имени, читатель обогащен в своем восприятии образа, ибо он, читатель, кроме всего прочего, расширяет тайные знаки субъективного авторского отношения к герою; образ, иначе говоря, получает в имени не вывеску, наперед разъясняющую читателю, с чем тот
имеет дело, а лишь своеобразный аккомпанемент»1. Именами такого характера в произведениях А.Еники являются антропонимы Марьям, Гомэр, Майпэрвез, Звфер, ЗвЪро. Они характеризуются семантической мотивированностью: характеристика тому или иному образу в этом случае дается посредством до-антропонимического значения, семантики антропонима. Так, Мврьям в переводе с арабского означает «любимая; святая мать». Данный антропоним встречается в двух произведениях А.Еники -«Саз чечоге» («Болотный цветок») и «Бер гене сегатысе» («На часок»). В обоих случаях носители этого имени выступают в качестве идеала, святого образа татарских женщин. Так, значение имени персонажа становится дополнением к его характеристике, болеее отчетливо проявляется предназначение этих героев в произведениях.
Имена Рвшидв и Мэрвер отличаются фонетико-метафорической мотивацией. Например, Решиде по фонетическому звучанию (и по смыслу) очень схоже со словом «роше». В результате фонетического сходства звучаний этих слов, писателю удается провести параллель и между данными понятиями: Рашида(Решиде) оказывается маревом (роше) - недоступной для Зуфара, его планы насчет этой женщины рассеиваются как туман.
Основная функция поэтических антропонимов нейтрального характера - номинация. Они служат основой формирования системы антропонимов произведений. Как правило, это имена эпизодических, второстепенных персонажей: Галимщан, Камине, Звйнэп, Зариф идр.
В четвертом параграфе «Отражение в произведениях А.Еники проблем социальной ономастики» рассматриваются социальные аспекты поэтических антропонимов.
Как известно, антропонимикой литературных произведений формируется в рамках определенного времени и пространства. Реалистические произведения А.Еники дают возможность проследить динамику, изменения именника татарского народа в различные периоды его истории. Так, в произведениях, где
1 Магазаник Э.Б. Поэтика имен собственных в русской классической литературе: Авторефер.дис. ... канд. филол. наук / Э.Б. Магазаник. -Самарканд, 1967,- С И .
изображаются события до-революционного периода - «Гелендэм туташ хатиресе» («Воспоминания Гуляндам»), «Ж^из кьщгырау» («Медный колокольчик») - литературный антропонимикон характеризуется преобладанием имен арабского происхождения. В произведениях же, где события разворачиваются в 60-70-е годы XX века, антропонимикон их отличается наличием имен, заимствованных из русского языка и через него из языков Западной Европы {Рита, Клара, Идеал, Вил); однако арабские имена по-прежнему продолжают занимать в них ведущее место.
Социальная окрашенность литературных имен проявляется и в сфере употребления антропонимов. Выявлено, что в произведениях А.Еники в официальной сфере общения персонажей преобладают официальные формы имен (Холил КеримовичИшмаев) и формы со специальными апеллятивами (иптеш - товарищ, гражданин и др.). Неофициальная сфера л употребления имен характеризуется экспрессивностью, отсутствиемжесткихнорм (Саттый тщзни, Ибой кода, Муллащан абзый).
В целях выражения сословного происхождения, профессии своих персонажей, А.Еники активно использует модель «онома +апеллятив»: Шулай булгач, Исквнлвр ахунньш уз мвхелосенд&ге татарлар белея хисаплашмыйча Ьич можэле юк1 - При таких обстоятельствах у Искандера ахуна не было ни малейшей возможности не считаться с татарами своего квартала. «Алга» исеме белон ширкет тозеп, Басыйр купец магазинында бер биш-алты сл герлотеп сату итеп калдьшар!2. - Основав общество под именем «Алга», в течении пяти-шесть лет они успели хорошо поторговать, развернуть бурную торговлю.
В пятом параграфе «Система имен в произведениях А.Еники» речь идет об особенностях употребления имен персонажей в творчестве А.Еники. В исследуемых произведениях зафиксировано около 500 антропонимов. Воспоминания «Соцгы китап» («Страницы прошлого») отличаются наличием особо большого количества антропонимов. Их в произведении около 350. Среди
1 Еники Э. Эсврлэр. 5 тоща. Т.1/Э.Еники.- Казан: Татар, кит. нвшр., 2000,- Б.248.
2 Еники Э. Эсерлвр. 5 томда. Т.4/ Э.Еники,- КазашТатар. кит. нешр., 2003.- Б. 126.
них повторяющиеся имена составляют лишь 5 %. Почти все из них - интертекстуальные повторы: Мерьям, Зариф, ЗаИиде, Шакир и Др.
В именах главных героев чаще прослеживается семантическая мотивация: Гомер («гомер, яшеу, яшеучен» - «жизнь», в переносном смысле «долгожитель»), Гвлэндэм («гол кебек зифа, гол гвудэле» - «стройная, красивая как цветок»), Звфэр («жвдуче, телэгенэ ирешуче» - «победитель»). Имена эпизодических персонажей составляют 90% от общего числа антропонимов. Этот пласт имен выбран писателем в соответствии с особенностями антропонимической системы изображаемого периода; их отличает культурно-историческая соотнесенность со своим временем. Имена второстепенных персонажей выполняют рад стилистических функций и служат для создания эмоционального фона, средством усиления экспрессии.
Имена знаменитых людей и исторических личностей образуют в антропонимической системе произведений А.Еники довольно массивный пласт. Эта категория поэтических антропонимов таит в себе «закодированную» информацию о своей эпохе. Были выявлены следующие их основные функции: 1. Основная -номинативная функция: Димвк, шушыикэн Эхмэтсолтан Габеши!
Вот это оказывается и есть Ахметсултан Габаши! 2. Ссылка на авторитет: Беек Гоголь: «Минем исемем уземо Караганда бэхетлерек булыр»,- диген.2 - Великий Гоголь сказал: «Мое имя окажется счастливее меня самого». 3. Образование компаративных конструкций: Бабасы Мерщани кебек «бетен» кеше иде!3- Как и его дед Марджани, он был настоящим человеком! 4. Функция генетива: 1902 елда Нигъмэтщан Еникеев дигэп укытучы Гогольньщ «Ревизоршн татарчата торж,емо иге4. - В 1902 году учитель по имени Нигмаджан Еникеев переводит на та тарский язык «Ревизор»а Гоголя. 5. Выражение людей, олицетворяющих свои
1 Еники Э. Эсврлер. 5 томда. Т.З / Э.Еники - Казан: Татар, кит. нагар.,
2002,- Б.83.
2 Еники Э. Эсерлвр. 5 томда. Т.4 / Э.Еники,- Казан: Татар, кит. натр.,
2003.-Б.463.
3 Еники Э. Эсэрлэр. 5 томда. Т.4 / Э.Еники. - Б.110.
4 Еники Э. Эсврлэр. 5 томда. Т.4 / Э.Еники. - Б.7.
эпохи: Аннары мин аца еш кьта укый торган идем - Гомэр Хэйямнэн алып узебезяец Такташка хетл&. - Потом я ему частенько читал- от ГумараХайама до нашего Такташа.
Религиозно-мифологические антропонимы занимают особое место в антропонимической системе произведений А.Еники. Их основная роль - передача мысли в оригинальной форме, отражение национального менталитета, этнографических особенностей татарского народа. Например, антропоним Мождун служит для усиления эмоциональности, образности повествования: Мено шул хатиролер эзеннен Мещнун шикелле йврим, ахрысы, мин.' - Д кажется, хожу по следам этих воспоминаний как Маджнун. Употребление антропонима Газраил отражает менталитет, своеобразное видение мира нашего народа: Эбаксац, тошкокерген двя ул Газраил, имеш!2- А если посмотреть, то приснившийся во сне верблюд, говорят, - Газраил!
В параграфах «Отчества в творчестве А.Еники», «Фамилии в прозе А.Еники» и «Прозвища в произведениях А.Еники» рассматриваются особенности употребления и поэтико-стилистическая роль данных разрядов поэтических антропонимов.
Основная роль отчеств и фамилий в произведениях А.Еники заключается в социально-исторической характеристике литературных персонажей.
В произведениях А.Еники зафиксировано 6 моделей отчеств: 1) отчества, образованные путем присоединения к имени отца патронимических суффиксов: Хабиб Гатауллович, Гасыйм Сэлехович, Тамара Сергеевна; 2) имя+имя отца+апеллятив: Габдерехим Каюм улы, Эбубекер Батыргерэй улы; 3) имя отца+имя: ГабделхейХобиб(дословно Хабиб Габдельхая); 4) имя отца+апеллятив+апеллятив+апеллятив+имя: БорЬан абзыйньщ олы улы Галиулла (старший сын дяди Бурхана Галиулла); 5) имя
3 Еники Э. Эсерлвр. 5 томда. Т.З / Э.Еники. - Казан: Татар, кит иэшр.,
2002.- Б.77.
1 Еники Э. Эсорлэр. 5 томда. Т.4 / Э.Еники. - Казан: Татар, кит. нэшр.,
2003,- Б.116.
2 Еники Э. Эсэрлвр. 5 томда. Т.4 / Э.Еники. - Казан: Татар, кит. нвшр., 2003.- Б.31
отца+апеллятив+апеллятив+имя: Искендер ахун кызы Гайшв (дочь Искандера ахунаАйша); 6) прозвище+имя отца+имя с аффиксом принадлежности -ы1-е, -сы/-се: Ябалак Хамматшаньщ Рэхмэе (сын Хамматши Совы).
Фамилии составляют 20% от всего числа антропонимов в творчестве А.Еники. С точки зрения структуры, среди них выделяются фамилии, возникшие на основе имен {Шеяхмотов, Хисмэтев, Яушев), прозвищ (Булашев, Ушаков) и этнонимов ( Узбеков).
В произведениях А.Еники часто используется форма номинации человека только его фамилией: Нургалше озашп, ике сэгать дврес укытканнан сон, Дускаев узе де вена кайтырга чыкты1. - Проводив Нургали, и проведя два часа занятий, Дускаев и сам отправился домой. Зафиксированы случаи и субстантивации фамилий: Кайсы чечеклерне ойтесез, Мостафин абый? - О каких цветах говорите, дядя Мусгафин? В этом случае ощущается признание человека авторитетом и теплое отношение к нему.
Прозвища в произведениях А.Еники составили 33 единицы, из них 2 - родовые, 31 - личные. Эта категория поэтических антропонимов является одним из самых выразительных средств усиления экспрессии, обогащения повествования национальным колоритом.
В параграфе «Стилистические функции литературных антропонимов» рассматриваются особенности поэтического функционирования антропонимов в произведениях А.Еники. В ходе исследования установлено, что стилистические особенности литературных антропонимов проявляются в вариативных, синонимических и антонимических формах имен персонажей. В своих произведениях писатель часто использует варианты имен: Ариф (от имени Гариф), Саттый(отГапсаттар), Ибруш (отИбрай). Варианты имен применяются для изображения характера отношений окружающих к данному персонажу: Эпкэли (от Габделрвхим) - пренебрежение, передачи этнографических и
1 Еники Э. Эсорлер. 5 томда. Т.2 / Э.Еники. - Казан: татар, кит. нэшр., 2001.-Б.89
2 Еники Э. Эсерлор. 5 тоща. Т.2/ Э.Еники - Казан: татар, кит. нэшр., 2001.- Б.166
национальных особенностей: Ариф (от Гариф), Алиябану (от Галиябану) - варианты имен в мишарском диалекте татарского языка и др.
Широко используемые писателем стилистические и поэтические функции антропонимов прослеживаются в компаративных конструкциях, повторах, антономазии, иронии.
Меморативная и пейоративная эмоциональность в произведениях А. Еники проявляется: 1) в фонетической мотивации: ГаЙнуш, Хвлуш, Ишвй - пренебрежение, легкая насмешка; 2) в использовании морфологических средств: Мврьямем, Тжербулатым, ХдДИЧдТТеЙ - притяжательный падеж и использование оценочных суффиксов отражает особую любовь к называемым персонажам; 3) в экспрессивности формы апеллятива, стоящего рядом с именем: Эгэр до сезнен ул Ритагыз онисе ждгскосендэ шулай кылана икен, бу бик кызганыч!1 - Очень жаль, если эта ваша Рита, сидя на шее у своей матери, позволяет себе такое! 4) в самом контексте: Уяулык курсвту щэЬеташен бсздэ бик тырышыл йоруче Басыйр Роденов дигон бер шадра егет бар идо1. -Что касасгся вопроса бдительности, у нас был очень старательный парень по имени Басыйр Раджапов.
Антропонимическая система произведений А.Еники характеризуется тем, что имена, фамилии, отчества и прозвища каждого персонажа отличаются общественно-исторической, фонетико-метафорической и семантической мотивированностью. Они играют важнейшую роль в формировании образно-поэтического и лингвостилистического строя произведений.
Третья глава «Поэтическая топонимия прозы А.Еники», состоящая из семи параграфов, раскрывает особенности функционирования топонимов в произведениях А.Еники.
В первом параграфе «Проблемы поэтической топонимии в ономастике» рассматриваются основные вопросы, различные классификации топонимов в истории ономастики. Исследование топонимов, использованных в произведениях А.Еники, показало,
1 Еники Э. Эсерлер. 5 томда. Т.1/ Э.Еники - Казан: Татар, кит. нэшр.,
2 Еники Э. Эсэрлэр. 5 томда. Т.2 / Э.Еники - Казан: Татар, кит. ношр.,
что они, как и поэтические антропонимы, принимают непосредственное участие в формировании лингвистической структуры художественных текстов.
Классификации топонимов являются самыми многочисленными в ономастических исследованиях. Среди всех классификаций, в которой учитываются и лингвистические, и экстралингвистические особенности топонимов, полнотой отличается классификация А.В.Суперанской. Топонимы, использованные в художественных произведениях А.Еники, исследуются на основе именно этой классификации.
Во втором параграфе «Классы топонимов в произведениях А.Еники по отношению к называемым объектам» литературные топонимы, используемые в творчестве писателя, рассматриваются в плане деления на различные группы.
В ходе исследования было установлено, что гидронимы, использованные в произведениях писателя, объединяют в себе названия, выражающие физико-географические особенности водных источников, и гидронимы, в которых проявляется материальная сторона жизни человека. Первая группа гидронимов указывает на особенности грунта, дна: Ташлы кул (буквально озеро с каменистым дном); на вкус, запах: Тозлы куш (соленый источник); цвет источника: Кара дщгез (Черное море). В гидронимах второй группы отражается история, особенности быта народа, проживавшего на берегах данного водоема или давшего ему название. Так, название реки Чирмэсен (Чиремшан) напрямую связано с жившими в этих краях потомками нынешних марийцев (чирмеш- старое название марийцев).
Оронимы отражают специфические свойства той или иной местности, особенности рельефа и ландшафта. Поэтические топонимы, использованные в прозе А.Еники, были рассмотрены как: 1. Названия разного рода возвышенностей: Урталык тавы (Средняя гора), Балкан тавы (Балканские горы); 2. Названия равнинных географических объектов - полей, лугов, пастбищ и т.д.: Эркосле яланы (поляна села Аркасле), Корысазлык печэнлеге (дословно луг Высохшее болото); 3. Названия низменностей -впадины, овраги, ямы: Толке чокыры (Лисиная яма), Кара яр ерымы (овраг Черного берега).
Астионимы и комонимы - наиболее часто употребляемые почти во всех произведениях А.Еники категории топонимов. Кроме того, в произведениях встречаются названия парков, аллей, садов, станций, разъездов, различных сооружений: Луначарский бакчасы (сад, парк Луначарского), Пальмалар аллеясы (Пальмовая аллея), Баталино станциясе, «Дулкын» санаторие (санаторий «Волна»), «.Госмания,» мэдрэсэсе (медресе «Гусмания»), Урталык мечете (Средняя мечеть - название данопоместу еерасположения).
Установлено, что астионимы встречаются почти во всех произведениях А.Еники; произведения романтического направления богаты названиями парков, аллей; названия деревень (комонимы) и их составных частей (леса, луга, водные источники и др.) в большом количестве присутствуют в произведениях о родной земле - «Туган туфрак» («Родная земля»), «Курай».
В параграфе «Варианты поэтических топонимов в произведениях А.Еникй» речь идет о переменах в сфере топонимики в разные периоды истории и об особенностях употребления топонимов в разных речевых ситуациях. Произведения А.Еники отражают процессы переименования топонимов в разные периоды истории нашей страны. В его произведениях создана топонимическая система, полностью соответствующая изменениям, особенностям изображаемого времени. Писатель использует варианты географических названий, которые были в обиходе времени, о котором идет речь в произведении. Одновременно с этим он информирует читателя и о новых вариантах названий, и выражает свое собственное отношение к перемене наименований географических объектов.
Анализ произведений А.Еники показал, что в официальной сфере общения преобладают полные, нормированные формы топонимов: Санкт -Петербург, Россия, Петропавловск -Камчатский. А в повседневном общении используются варианты: а) без употребления номенклатурных терминов: Нора (Пора тавы), Япраклы (Япраклы кул) и б) фонетически измененные, усеченные формы топонимов: Ырынбур (Оренбург), Самар (Самара).
Рассмотрение поэтических топонимов в подобных аспектах позволяет проследить особенности отражения в географических названиях истории, традиций имятворчества татарского народа и
выявить отношение писателя, его субъективную оценку изменений в области топонимики.
В параграфах «Классификация топонимов по линии «микро-макро» и «Поэтические топонимы и микротопонимы в произведениях А.Еники» рассматриваются критерии
географических названий, относящихся к микротопонимам, дается классификация поэтических топонимов и микротопонимов в творчестве А.Еники.
Исследование различий в названиях микро- и макрообъектов, изучение научной литературы, касающейся этого вопроса топонимики, дает возможность сделать следующие выводы: микротопонимы, в силу специфики самих обозначаемых реалий обладают своими особенностями, отличающими их от топонимов. Это своеобразие требует специального изучения, которое дает немаловажные данные для смежных наук (истории, этнографии, археологии, диалектологии, истории языка и др.) и особенно ценно для решения проблем общетопонимической методологии. Таким образом, микротопонимы - это названия небольших (микро) объектов, относящиеся к разряду первичных, естествешювозникших наименований и функционирующие в пределах территории, известной узкому кругу людей.
Поэтические топонимы, использованные в произведениях А.Еники, были разделены на: 1. Микро- и макрогидронимы: Сандугач богазы (Соловьиный залив) - Азов дицгезе (Азовское море); 2. Микро- и макрооронимы: Телке чокыры (Лисиная яма) -Саян таулары (Саянские горы). Урбанонимы были рассмотрены отдельно от микротопонимов, так как эта категория, в силу своей специфики (возникновение на основе других имен собственных, намеренный процесс номинации), а часто и размерами, существенно отличается от микротопонимов. В ходе исследования было выделено шесть лексико-семантических групп поэтических урбанонимов.
Параграфы «Структурные типы топонимов в творчестве А.Еники» и «Лексико-семантические особенности поэтических топонимов в произведениях А.Еники» посвящены исследованию особенностей строения и возникновения топонимов, использованных в произведениях писателя.
В процессе изучения структуры поэтических топонимов было выявлено, что простые производные топонимы образованы от апеллятивов и имен собственных с помощью аффиксов -лы/-ле (Карамалы), -ак/-эк (Болак), -аЙ/-9Й (Чистая), -ан/-эн (Казан). Наиболее продуктивен в процессе топообразования аффикс -лы/-ле.
Основная масса географических литературных названий - это составные топонимы, большинство которых представляет собой двухкомтюнентные определительные сочетания. Основной способ связи между компонентами определительных словосочетаний -примыкание, изафет 1, изафет 2.
Лексико-семантичсский анализ выявил основные способы номинации, общетопонимические и частные закономерности, характерные для татарской топонимии. В ней ярко отразились социально-политическая, экономическая жизнь народа, особенности его культуры, быта, традиций, географической среды.
Антропотопонимы и топонимы апеллятивного происхождения занимают ведущее место среди общего количества поэтических топонимов произведений А.Еники.
В последнемпараграфе «Лексико-стилистические особенности топонимов в произведениях А.Еники» рассматриваются стилистическая роль топонимов в лингвистической структуре художественных текстов А.Еники.
Выявлено, что основная функция топонимов в произведениях писателя - обозначение, географическая конкретизация места событий: Мене мин тагьш Кара дицгез буенда, тагын шул ук «Дулкын» санаториенда1. - Вот снова я на берегу Черного моря,
Однако вместе с максимальной конкретизацией места событий, А.Еники широко использует конструкцию «топоним+апеллятив». Употребление апеллятивов «як», «тиро» приводит к стиранию географических границ, четких указаний места событий: Бу юлы апы икенче бер мишер абзые ерактан, каялпыр Пенза-Рузаевка якларьшнан уз аты белен,
1 Еники Э. Эсерлор. 5 томда. Т.2 / Э.Еники.- Казан: Татар, кит. нэшр., 2001.- Б.174.
арбасына утыртып, Двулвконгв алып кайга1. - В этот раз ее издалека, откуда-то из окрестностей Пензы-Рузаевки, привез в Дауляканна своей лошади дядя мишарин.
Кроме этого, литературные топонимы в произведениях А.Еиики выполняют и ряд идейно-эстетических функций: 1. Географические объекты в ряде случаев превращаются в символ родной земли: Эйе, Каргалы ул минем бала чагым, хатирелерем де бала чакныкы2. -Да, Каргалы это мое детство. И воспоминания о нем тоже детские. 2. Передача посредством топонимов идеи величия даже маленьких деревень для людей, живущих там: Пекин сезне мене без, Свлимщан белой Акбикв дигвн гади башкорт кешелвре, доньяга китердек, Юлкотлы дигвн кечкенэ башкорт авылы ссзне узенец туфрагында устерде, башкорт халкы сезнс бугенге югарылыкка кутерде3. - Однако это вот мы - простые башкирские люди Салимджан и Акбике, родили вас на этот свет, маленькая башкирская деревня Юлкотлы вырастила вас на своей земле, башкирский народ поднял вас до сегодняшней высоты. 3. Усиление экспрессивности достигается путем а) применения уменьшительно-ласкательного аффикса -кай/-кэй: Димкой, Каракошкай, Агыйделкэй и притяжательного падежа: минем Деулеконем (мой Даулякан); б) контекста повествования: Назлы-шаян кызлар кебек бит ул щыр булып аккан Сакмар*. - Сакмар, подобно ласково-шутливым девушкам, как песня течет, в) использования поэтических эпитетов: сеттэй йомшак, комештэй саф сулы Аслы кул (Аслы - озеро, мягкое как молоко, чистое и прозрачное как серебро).
Различные авторы по-разному используют находящиеся в их распоряжении языковые ресурсы. Это распространяется и на имена собственные, в том числе, и на топонимы. Анализ произведений писателя позволяет констатировать следующее: творчество
1 Еники Э. Эсврлэр. 5 томда. Т.4 / Э.Еники.- Казан: Татар, кит. нвшр., 2003.- Б.131.
2 Еники Э. Эсэрлер. 5 томда. Т.4 / Э.ЕникиБ.27.
3 Еники Э. Эсорлор. 5 томда. Т.З / Э.Еники. - Казан: Татар, кит. нэгар., 2002.- Б.35.
4 Еники Э. Эсэрлор. 5 томда. Т.1/ Э.Еники. - Казан: Татар, кит. нэшр., 2000.- Б.321.
Амирхана Еники отличает то, что, используя в своих произведениях подлинные, реально существующие топонимы, им достигается оригинальность создания образа родной земли, новых ассоциаций, связанных с системой образов произведения и, самое главное - А.Еники использует топонимы и для изображения В1гутреннего состояния героев, их чувств и переживаний.
В заключении подведены итоги работы; выявлен сугубо индивидуальный характер использования ономастических единиц, способность писателя посредством имен собственных изображать глубинные пласты, нюансы душевных переживаний своих героев.
Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях:
1. Зшшатуллина Г.Х. Э.Еники есерлэре исемнеренец поэтик ономастикасы (Поэтическая ономастика заглавий художественных произведений А.Еники) / Г.Х. Зиннатуллина II Казан деулог университеты татар филологиясе Ьэм тарихы факультеты укытучыларыньщ фонни язмалары - 2003. - Казан, 2004. - Б. 116121.
2. Зиннатуллина Г.Х. Э.Еники есорлереццэ антропопимнарныц функциялэре (Функции антропонимов в произведениях А.Еники) / Г.Х.Зиннатуллина II Э.Еникинец тууына 95 ел тулу уцаеннан уткэрелгон конференция материаллары. - Казан, 2005. - 92-98.
3. Зиннатуллина Г.Х. Э.Еники есэрлорендеге топонимнарныц j гсксик-стилистик вазыйфалары (Лексико-стилистические фушеции топонимов в творчестве А.Еники) / Г.Х. Зшшатуллина II Казан деулэт университеты татар филологиясе Ьом тарихы факультеты укытучьшарыньщ фэнни язмалары - 2004. - Казан, 2005. - Б. 131138.
4. Зиннатуллина Г.Х. Э.Еники иждтында психологизм (ялгызлык исемнор мисалында кузоту) (Психологизм в творчестве А.Еники (на примере имен собственных) / Г.Х. Зшшатуллина II Мегариф. - 2005. - №5. - Б. 21-26.
Лицензия №0209от Об. 1097
Подписано к печати 17.06.2005. Формат 60x84 1/16. Бумага офсетная. Гарнитура «Тайме». Печать ризографическая. Усл. печ. л.1,5. Тираж 100 экз. Заказ К-125.
Министерство образования и науки РТ Редакционно-издательский центр «Школа». 420111, Казань, Дзержинского, 3. тел.: 92-24-76 Отпечатано с оригинал-макета заказчика на множительном участке центра.
''4*1 lí"-*' i
12 ИЮЛ 2005
/
Текст диссертации на тему "Поэтическая ономастика прозы Амирхана Еники"
<Е>и се
Государственное образовательное учречждение высшего профессионального образования "Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина"
На правах рукописи
Зиннатуллина Гулынат Хабировна
ПОЭТИЧЕСКАЯ ОНОМАСТИКА ПРОЗЫ АМИРХАНА ЕНИКИ
10.02.02 - Языки народов Российской Федерации (татарский язык)
Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Научный руководитель -доктор филологических наук, профессор Саттаров Г.Ф.
Казань-2005
КАЗАН ДЭУЛЭТ УНИВЕРСИТЕТЫ
Кулъязма хокукында
Зиннэтуллина Гелшат Хэбир кызы
ЭМИРХАН ЕНИКИ ПРОЗАСЫНЬЩ ПОЭТИК ОНОМАСТИКАСЫ
10.02.02 - Россия Федерациясе халыкларыныц теллэре (татар теле)
Филология фоннэре кандидаты дигэн гыйльми дэреж;б алу ечен дегъва ителгэн диссертация
Фэнни житэкче — филология фэннэре докторы, профессор Г.Ф.Саттаров
Казан-2005
Эчтэлек
Кереш........................................................................................4
I булек. Э.Еники прозаик есер исемнеренец поэтикасы....................12
1.1. Поэтик ономастикада одеби есер исемнере проблемасы............................................................................12
1.2. Э.Еникинец бер суз белэн аталган есэрлэре.................................15
1.3. Сузтезмэ белен исемлэнгэн есерлер..........................................38
1.4. Ж^емле белэн аталган есер исемнере.........................................54
II булек. Э.Еники прозасыньщ поэтик антропонимиясе....................61
2.1. Ономастикада ялгызлык Ьем уртаклык исемнерне аеру мэсьелесе....61
2.2. Ономастикада поэтик антропонимия месьэлелэре........................75
2.3. Э.Еники есерлеренде поэтик антропонимнарнын, функциялере......81
2.4. Э.Еники есерлеренде социаль ономастика месьелелеренец чагылышы....................................................................................100
2.5. Э.Еники прозасында исемнер системасы......................................109
2.5.1. Э.Еники прозасында куренекле кешелвр heM тарихи шехес исемнере.....................................................................................118
2.5.2. Дини-мифологик характердагы исемнер....................................122
2.6. Э.Еники есерлеренде ата исемнере (отчестволар).........................123
2.7. Э.Еники есерлеренде фамилиялер.............................................125
2.8. Э.Еники прозасында кушаматлар...............................................129
2.9. Эдеби антропонимнарнын стилистик вазыйфалары.......................131
III булек. Э.Еники прозасыньщ поэтик топонимиясе........................141
3.1. Ономастикада поэтик топонимия месьелелере.............................141
3.2. Э.Еники эсэрлэрендэге топонимнарныц исемлэнэ торган объектларга нисбэтле теркемнэре.....................................................................144
3.3. Э.Еники эсэрлерендеге поэтик топонимнарныц вариантлары.........155
3.4. Топонимнарны «макро-микро» сызыгы буенча теркемлэу.............163
3.4.1. Э.Еники есерлврендэге поэтик топоним hoM микротопонимнар... 165
3.5. Э.Еники прозасында топонимнарныц структур яктан торкемнэре....168
3.6. Э.Еники эсэрлерендеге топонимнарныц лексик-семантик теркемнэре.................................................................................172
3.7. Э.Еники эсэрлэрендэге топонимнарныц лексик-стилистик вазыйфалары.............................................................................. 178
Иомгак..................................................................................191
Библиография
201
Кереш
Барлык тер ялгызлык исемнернец килеп чыгышын, усешен, ясалыш Ьем кулланылыш узенчэлеклерен ейрену белен тел белеменец ономастика (грекча «исем кушу сенгате» мегънэсендеге сузден) диген махсус тармагы шегыльлене.
Сузнец эдеби эсер тукымасын барлыкка китергенде образ-сурэт рэвешен алу очраклары аныц купмэгънелелек нигезенде булган узгерешлере белен гене чикленми. Битараф сузнец суретке еверелуе, суретле суз тешкил итуе башка жирлекте де булырга мемкин. Шуларньщ берсе — едеби контекстта сузнец этимологиясен ачыклау месьэлесе. Бу алымны шартлы рэвеште берниче теркемге булеп карарга була. Шулардан исем этимологиясе, ягъни кеше исем-фамилиялеренец, географик атамаларныц беренче, лексик (до-ономастическое значение) мегънелэренэ ишарэ итеп сурет ясау киц таралган куренеш. Бу алым язма едебиятныц барлык терлерендэ дэ кулланыла Ьем аныц тамыры борынгыдан ук киле1. Болардан тыш, едеби есерлерде еш кына кеше исеменец теп мегънесе белен гене тугел, е аныц яцгырашы белен де персонаж характерыныц билгеле бер ягын тасвирлап курсетулер очрый. Бу очракта едиплер герой исеменец тиренге яшеренген ассоциациялере белен эш ите. Ягъни образны ижат иткенде, аныц укучыга теэсирен билгелегендэ исемнец теп мегънесе гене тугел, е аныц авазлар табигате дэ, ейтелу узенчелеге де исепке алына.
Шуларга бейле ревеште ономастика фененец меИим бер тармагы — поэтик ономастика барлыкка киле. Поэтик ономастика дип, матур
1 Шарипов Х.Ю. Формирование таджикской литературно-теоретической мысли в Х-Х1 вв. - Душанбе, 1970,-С.10.
едебият эсэрлэрендэ барлык тер ялгызлык исемнэрне, аларныц барлыкка килу принципларын, стилистик Ьэм идеологик функциялэрен ейрэнэ, авторньщ деньяга карашын чагылдыра торган термин атала [Подольская Н.В., 1988, С.96]. Г.Ф.Саттаров поэтик ономастика тешенчосен матур эдэбият эсэрлэренэ Ьэм эдэби каЬарманнарга исем биру сэнгате дип билгели [Саттаров Г.Ф., 1993, Б.180].
Поэтик ономастика берничэ местэкыйль тармакны уз эчене ала:
1. Поэтик антропонимика — матур эдэбият эсэрлэрендэ антропонимик категориялэрнец (исем, фамилия, атасы исеме, кушамат) функциялэрен, семантикасын, кулланылыш узенчэлеклэрен ейрэнэ.
2. Поэтик топонимика — матур эдэбият эсэрлэрендэ топонимик категориялэрнец (гидроним, ороним, ойконим, микротопонимнар) вазыйфасын, бирелу мотивларын, кулланылыш узенчэлеклэрен тикшерэ.
3. Поэтик псевдономастика — эдэби псевдонимнарны ейрэну белэн шэгыльлэнэ.
4. Поэтик зоонимика — матур эдэбият эсэрлэрендэ зоонимнарныц (кош-корт, хайван кушаматлары) бирелу сэбэплэрен, поэтик максатларда кулланылыш мемкинлеклэрен тикшерэ.
5. Поэтик теонимика — мифологик зат, илаЬи кеч, алла исемнэренец эсэр поэтикасын тудырудагы ролен ейрэнэ.
6. Поэтик прагматонимика — товар-эйбер исемнэренец суз-сурэт ясау мемкинлеклэрен тикшерэ.
Поэтик ономастиканыц тармаклары, булеклэре турында тел гыйлемендэ фикер каршылыклары шактый. Иц куп бэхэслэр псевдономастика белэн бэйле. Мэсэлэн, В.В.Виноградов псевдонимнарныц ныклы фэнни тикшерену талэп итэ торган елкэ булуына басым ясап, аны поэтик ономастиканыц бер тармагы итеп карый [Виноградов В.В., 1963, С.102]. Г.Ф.Саттаров исэ псевдонимнарны шагыйранэ ономастикадан аерып карый [Саттаров Г.Ф., 1970, Б.84]. М.С.Мэ11Диев псевдонимнарны эдэбият тарихыныц бер тармагы
буларак ейренергэ текъдим иге [МэИдиев М.С., 1973, Б.182]. Э поэтик антропонимика Иэм поэтик топонимика тармаклары месьэлесендэ фикер каршылыклары очрамый: барлык телче галимнэр дэ (В.В.Виноградов, В.Н.Михайлов, А.В.Суперанская, М.В.Карпенко, М.И.Гореликова, Г.Ф.Саттаров Ь.б.) аларны поэтик ономастиканыц мостэкыйль, ме1шм елкэлэре дип таный.
Поэтик ономастика бугенге татар тел белемендэ актив ойрэнелэ торган тармакларньщ берсе булып тора. 1993 елда чыккан мэкалосенда Г.Ф.Саттаров (Казан утлары.- №6. - 180-184 б.) бу ©лкэне махсус тикшерену кетеп ята торган меЬим елкэлэрнец берсе итеп билгели. Хэзерге вакытта исе татар язучыларыныц шагыйране ономастикасын ейрэнуге багышланган берниче диссертация донья курде1.
Элеге елкедэ эшлэуче галимнер хезмэтлэрендэ аеруча поэтик атропонимнарга зур игътибар бирелэ. Месэлвн, В.Н.Михайловныц «Некоторые аспекты лингвостилистического анализа ономастики в составе художественных произведений»(// Лексика русского языка, Рязань, 1979), А.В.Суперанскаяныц «Общая теория имени собственного» (Москва, 1973), М.В.Карпенконыц «Русская антропонимика» (Одесса, 1970), Л.И.Андрееваньщ «Семантика литературного антропонима»(// Русская ономастика, Рязань, 1977) Ь.б. хезмэтлэр семантик мотивлаштырылган исемнэр нец поэтик вазыйфаларын ачуга юнэлдерелгэн. Э В.М.Калинкинныц «Поэтика собственных имен в произведениях романтического направления» (Одесса, 1989), Л.И.Андрееваньщ «Специфика имени собственного и возможности ее использования в художественном тексте», Л.М.Буштянныц «Ономастическая коннотация» (Одесса, 1983), Э.Б.Магазаникныц
1 Гаррапова Р.Х. М.МеЬдиев прозасыньщ поэтик ономастикасы: Филол. фен. канд. ... дис./ Р.Х.Гаррапова; Алабуга деулет пед. институты- Алабуга, 2000.; Биктимирова А.Р. Татар халык жырларыньщ лингвистик Ьом ономастик поэтикасы: Филол.фен. канд. ... дис. / А.Р.Биктимирова КДУ.- Казан, 2002; Гарипова-Хасаншина В.М. Г.Беширов прозасыньщ поэтик ономастикасы: Филол. фен. канд. ... дис. / В.М.Гарипова-Хасаншина; КДУ.— Казан, 2004.;
«Поэтика имен собственных в русской классической литературе. Имя и подтекст» (Самарканд, 1967) хезмэтлэрендэ шагыйранэ ономастика проблемалары монографик планда тикшерелэ. Бу елкэгэ караган башка куп кенэ актуаль мосьэлэлэр М.И.Агимбаева, В.Д.Бондалетов, Н.А.Борцова, В.В.Виноградов, В.В.Громова, А.В.Пузырев, А.А.Реформатский h.6., Г.Ф.Саттаров h.6. хезмэтлэрендэ чагылыш таба.
Поэтик топонимнарныц эдэби текстта башкарган вазыйфалары нее эдэби антропонимнарга Караганда азрак тикшерелгэн. Элеге тер поэтонимнарныц эсэрдэ башкарган стилистик функциялэре, эсэрне формалаштыруда тоткан ролен чагылдырган хезмэтлэр арасында М.С.Альтман, К.М.Илисханова, Н.А.Кузнецова, М.Н.Морозова, Т.К.Полякова, И.М.Шапиро хезмэтлэрен атарга мемкин.
Эмирхан Нигъмэтж;эн улы Еникеев (Эмирхан Еники) — Татарстанныц халык язучысы, Г.Тукай Ьэм Г.Исхакый булэгенэ лаек булган татар едэбиятыныц классик эдибе. Эмирхан ara татар эдэбиятында куцел тепкеллерен бик тирэнтен, мавыктыргыч итеп яктырта белуе белэн аерым урын алып тора. Эдип кичерешлэрнец «уте йомшак тибрэнешлэрен, хислэр агымын, эчке бэрелешлэрне узенэ бер терле зирэклек белэн тоя, сизеп ижат итэ» [Халит Г., 1969, Б.112]. Р.Сверигин, Ф.Хатипов фикеренчэ, эдэбиятыбызныц иллюстрациядэн проблемага, реалистик характерларга, фэлеэфи гомумилэштерулэргэ кучешендэ Э.Еникиныц роле сизелерлек була. Шуца курэ аныц эсэрлэре узгэреш рухын чагылдыралар, буген язылган кебек укылалар1.
Э.Еники эсэрлэре Ьэрчак танылган эдэбият галимнэре, тэнкыйтьчелэр игътибарыныц узэгендэ була. Аныц иж;аты М.Х.Валиев, Н.Г.Гыйззэтуллин, Ф.М.Мусин, Р.А.Мостафин, И.З.Нуруллин, Р.Х.Сверигин, Г.Халит, Ф.М.Хатипов, Ф.Хвсни h.6. хезмэтлэрендэ купкырлы яктыртыла. Бу мэкалэлэрдэ аерым эсэрлэргэ образ-тема
1 Сверигин Р., Хатипов Ф. Рашэле денья // Мирас, 1999.- №3. - Б.45.
яссылыгында анализ ясала, эдипнец сюжет кору осталыгы, психологизм елкесендэге осталыгы, жанр, тел узенчэлеклэре тикшерелэ, башка язучыларныц эсэрлэре белен тематик Ьэм стилистик чагыштырулар ясала. Э.Еники иждты буенча язылган хезмэтлэр анын, аерым эсэрлэре Ьэм эдэби жыентыкларына, эдэби портретына рецензия характерында. Болардан тыш, Э.Еники эсэрлэренец эдэби поэтикасын, иж;атыныц теп узлеге булган психологизмны ейренуге багышланган диссертациялер де язылды2.
Э.Еники есэрлэрендэге ялгызлык исемнэрне (поэтик ономастикасын) тикшеруне кандидатлык диссертациябезнец темасы итеп алдык. Э.Еники и^аты турында бик куп хезмэтлэр язылса да, эдипнец ялгызлык исемнэрне кулланудагы узенчэлеклэрен тикшеруне максат иткэн хезмэтлэр елегэ юк. Бу диссертация, терки-татар филологиясендэ куренекле язучылар иж;атыныц поэтик ономастикасын ейрэнуге багышланган теуге тэж;рибэ булмаса да, татар халкыныц классик язучысы Э.Еники прозасын шагыйранэ ономастика кузлегеннэн чыгып ейрэнген беренче монографик хезмэт булып тора.
Тикшерунен актуальлеге.
XX гасырныц 80-нче елларына кадэр филология фэнендэ матур эдэбият эсэрлэрен лингвистлар бары тел ягыннан гына, эдэбиятчылар, башлыча, эдебият теориясе ягыннан гына ейрэнэлэр иде. Буген исэ эдэбиятны комплекслы, ягъни аныц тел Ьэм эдэби эшлэнешен бергэ карау кен тертибендэге меЬим, зарури мэсьелелэрнец берсе булып тора. Диссертациянец шушы юнэлештэ эшлэнгэн булуы аныц актуальлеген тагы да арттыра. Диссертациябездэ эдэби эсэрлэрдэ ялгызлык исемнэрнец урыны Ьем сенгати вазыйфасы татар едебияты классигы Э.Еники прозаик есэрлере мисалында яктыртыла.
2 Ибатуллина Д.Э. Поэтика прозы А.Еники: Дис.... канд. филол. наук/ Д.Э.Ибатуллина; ИЯЛИ им. Г.Ибрагимова.- Казань, 1993; Карамова А.З. Психологизм в творчестве А.Еники: Дис. ... канд. филол. наук / А.З.Карамова; КГПУ.- Казань, 2005.
Эсэрлеренэ ономастик поэтиканы ейрену юнэлешендеге анализ ясау Э.Еники 1щатыныц моцарчы ачылмаган, потенциаль эчтэлеген кузалларга мемкинлек бирэ. Бу юнэлеш классик татар эдибе Э.Еникиньщ тормышны реалистик планда, сенгатьче югарылыкта суретлеве, дерес Иэм тулы итеп чагылдыруы белен берге талантлы психолог буларак та ачылуын, ономастиканыц татар едеби есерлэрендэ кулланылышын, матур урнеклэрен, халыкчан елгелерен билгелергэ ярдем ите. Эдебиятта чагылыш тапкан елеге халыкчанлык месьелесе халкыбызныц фэлсефи-эстетик карашларын, тормыш позициясен, этнографиясен, гореф-гадет, йолаларын, купгасырлык милли традициялерен кузету юнелешенде де зур булышлык ите.
Тикшерунец максаты Ъом бурычлары.
Тикшерунец максаты Э.Еники прозаик есэрлеренен поэтик ономастикасын монографик планда ейрену, ягъни едип тудырган онимнар системасыныц эсер тукымасын барлыкка китерудеге ролен, сенгати-стилистик функциялерен ачыклаудан гыйбарет.
Элеге максатка ирешу тубендеге бурычларны уз эчене ала:
— язучыньщ есерлере исемнерене (идеонимнар) анализ ясау, эсерлерге исем бирудэге Э.Еникига гына хас булган узлеклэрне билгелеу;
— Э.Еники есерлеренде кулланылган ялгызлык исемнерне барлап, аларны есэрлерде сурэтлэнген чор Ъэм есерлерде сенгати кулланылышы яссылыгында анализлау Ьем системалаштыру;
— поэтонимнарны реаль антропоним Ьем топонимнар белен чагыштыру, язучыньщ реаль ономастик беремлеклерне де узенчелекле поэтик максатларда куллану мемкинлеген ачыклау;
Хезметнен фенни яналыгы шушыннан гыйбарет: диссертацияде татар тел белеменде теуге тапкыр узенчелекле калем иясе, психологик анализ остасы Э.Еники ижатыньщ поэтик ономастикасы бугенге фен усеше казанышларын иске алып, махсус тикшереле.
Беренче тапкыр эсэрлэрдэ кулланылган ялгызлык исемнэр Э.Еники иж;атында психологизмны кечэйтугэ керткен елеше яссылыгывда да ейрэнело. Хезмвттэ поэтик топонимнар да яца яссылыкта, моцарчы ейренелмеген аспектларда анализлана. Аеруча аларныц стилистик вазыйфаларына басым ясала.
Диссертациянен гамели эЬэмияте. Э.Еники есерлеренде ялгызлык исемнэрне куллану узенчелеклере, ономастик системасы фенни эйлэнешко беренче тапкыр кертеле. Тикшерену барышында ясалган нетиж,елер, яца фактлар югары уку йортларында «Ономастика» курсыннан укылган лекциялэрдэ, поэтик ономастика буенча махсус курста кулланырга мемкин. Поэтик ономастика материалларын анализлау методикасы вдэби эсэрлорне лингвистик аспектта тикшеругэ багышланган яца хезмэтлар очен де нигез була ала.
Методологик чыганаклар.
Теп методологик чыганаклар булып рус Ьем чит ил галимнере Л.И.Андреева, М.С.Альтман, М.Арнаудов, В.В.Виноградов, О.Есперсен, А.В.Суперанская, В.Д.Бондалетов, Э.Б.Магазаник, В.Н.Михайлов, Н.А.Никонов, Н.В.Подольская Ъем куренекле татар галимнере Г.Ф.Саттаров, Ф.Г.Гарипова, М.З.Зекиев, Д.Г.Тумашева, Ф.С.Сафиуллина, Ф.М.Хисамова, Ф.А.Ганиев, В.Х.Хаков, И.Б.Беширова, И.М.Низамов хезметлере файдаланылды.
Тикшерунен методлары. Материалны тикшеру барышында лингвистик барлау-теркеу, чагыштырма, лексик-семантик, функциональ-стилистик методлар, статистик анализ алымнары кулланылды.
Теманы ачу очен Э.Еникиныц «Уяну», «Саз чечеге», «Йерек сере», «Реше», «Веждан», «Без де солдатлар идек», «Гелендем туташ хатиресе», «Эйтелмеген васыять» повестьлары, «Соцгы китап» автобиографик характердагы истелеклере, «Бер гене сегатьке», «Бала», «Тауларга карап», «Тенге тамчылар», «Шаяру», «Туган туфрак», «Беке», «Кем ж,ырлады?», «Майбедер карчыкныц туган кене», «Сыбызгы»,
«Матурлык», «Коръенхафиз», «Ж|из кьщгырау», «Картлар», «Бер суз», «Чикерткэ», «Курай» хикэялэре фактик чыганак булып хезмвт итте.
Сынап карау.
Диссертациянен, теп положениелэре буенча 2002-2005 елларда КДУньщ фэнни еллык йомгаклау конференциялэрендэ, Э.Еникинец тууына 95 ел тулуга багышланган фенни-гамэли конференцияде (КДПУ, 2004) докладлар ясалды. КДУныц татар филологиясе Ьэм тарихы факультетыныц фэнни ж,ыентыкларында, «Мэгариф» журналында диссертация темасы буенча дурт мэкалэ басылды.
Диссертациянен тезелеше.
Диссертация кереш, ©ч булек, йомгак 1юм файдаланылган эдэбият Ьэм чыганак исемлегеннэн тора.
I булек. Э.Еники прозаик эсер исемнэренец поэтикасы 1.1. Поэтик ономастикада эдоби эсер исемнэре проблемасы
Эдэби эсер бер-берсе белен бейле Ьем берсен-берсе билгели торган элементлар системасын тэшкил итэ. Элеге элементларньщ тулы мэгънэви Иэм эстетик эИемияте поэтик сейлэмне (кин, мэгънэде) форма Ьэм эчтэлекнец аерьшгысыз бердемлеге итеп караган очракта гына тулы ачылырга мемкин. Соцгыларыныц бердэмлеге Ьэм узара бэйлелеге эсэр табигатен ике яклы итэ: бер яктан бу — эстетик, идеаль категория, икенче яктан — материаль, тел категориясе. Коммуникатив функция белэн беррэттэн, эстетик функция дэ башкару зарурлыгы сэнгати свйлэмне