автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему:
Поэтика выразительных средств в музыке белорусских композиторов 1960-1980-х годов

  • Год: 1994
  • Автор научной работы: Ходинская, Наталья Николаевна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.02
Автореферат по искусствоведению на тему 'Поэтика выразительных средств в музыке белорусских композиторов 1960-1980-х годов'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Поэтика выразительных средств в музыке белорусских композиторов 1960-1980-х годов"

Российская Академия Музыки ни.Гиеаших

РГБ ОД

(la иравах рукописи

О 0KÏ эд

ХОДИНСКЛЯ НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА

ПОЭТИКА ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРИДСТО H МУЗЫКЕ БЕЛОРУССКИХ КОМПОЗИТОРОМ 1960-1980-Х ГОДОВ

Сиецпальпость 17.00.02 - МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТ1Ю

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации па соискание учепой степени к an д плата искусствоведения

Москва 1994

Работа выполнена на кафедре гармонии и сольфеджио Российской академии музыки им.Гнесиных.

Научный руководитель - доктор искусствоведения, профессор Н.С.Гуляницк.ля

Официальные оппоненты - доктор искусствоведения, профессор Г.В.Григорьева

кандидат искусствоведения, доцент Е.Е.Дурандина

Ведущая органиа щия - Воронежский институт искусств

Защита состоится " / " //с^'С^.ц 1994г. в 1Б часов на заседании специализированного совета К.092.17.01 по присуждению ученой степени кандидата наук в Российской академии музыки им.Гнесиных (121069, Москва, ул.Воровского, 30/36).

Автореферат разослал "29"С.

Ученый секретарь слециализи рованного совета, кандидат искусствоведения ■

И.П.Сусидко

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРНО ШКА РАБОТЫ

Культура XX века, многообразная и противоречивая, объединяет в себе множество локальных культур, которые, в свою очередь, складываются из местных "наречий". -Изучвшш такой локальной культуры, своеобразия преломления в ней "стиля эпохи" представляется интересным и может внести определонныи вклад в познание сложного феномена стиля современного музыкального искусства. Белорусская музыка 1960-1980-х годов, откаченная ак-тившл! творческими поисками, - это обширны!! и своеобразный материал для теоретических исследований.

В каком состоянии изучение этого материала? Вштанпем белорусских музыковедов охва чены ведущие жанры балорусско:! музыки: симфония, оратория и кантата, балет, хоровая музыка, музыка .для народных инструментов; накоплены наблюдения и теоретические вывода об отдельных средствах выразительности (пошпо-ния, формообразование, тематкзм). Однако ощущается недостаток, с одно!! стороны, работ обобщающего характера, с другой — шло изучены "слагаемые" музыкального языка (высотнооть, ритм,тембр, фактура),.

-Тема диссертации находится в руслз исследований, посея-щенных проблемам поэтики и стиля современной музыки. Понятие "поэтика выразительных средств" на принадлежит к числу широко распространенных:'в музыковедческой терминологии. Однако это ' емкое понятие монет оказаться, несомненно, плодотворным в изучении не только "литературного бакта", но ц "музыкального Сак-та".

Изучение поэтики выразительных средств предполагает как опиоание и систематизацию элементов исследуемого объекта, так и определение их важнейших форм взаимодействия, стклеобразую-щих функций. Поэтика неотделима от стиля, и это подчеркивали многие ученые - среди них В.Глрмунокий, Б.Тшашэвокай, и. Вння-ноз, В.Виноградов, .¡¡.Лихачев и др. Категория стиля слокна и многослойна: иерархия стиля включает, как иззестно, "стшь эпохи", "стиль времени", отиль автора, стиль произведения. Существует та юту категория стиля национального, о чем писали и пишут многие музыковеды (например, К.Горыхпна, Г.Григорьева, В.ПздорацкиИ, З.о^нькевэт, А.Клотгаь, Г.Конькова, И..Чилптинз,

Г.Ордшникидзв, М. Тараканов, II.Шахназарова, М.Янов-Яновская и др.).

Актуальность изучения "национально-стадиального" стиля (и.Борев) обусловлена маонтасшостью проблемы, ао значением как е утверждении национального самооознаняя, так и в расширения научных представлении в области стиля. Изучение музыкально-поэтических средств на современном этапе развития белорусской музыки представляется актуальным и в силу недостаточной разработанности вопросов поэтики и стилистики на материале сегодняшней белорусской музыки в работах музыковедов республики.

Главная задэ*:а диссертации, нацеленная на изучение поэтики и стиля современной белорусской профессиональной музыки, определяет необходимость выявить, во-первых, особенности национально-стадиального стиля, во-вторых, - своеобразие некоторых индивидуально-авторских стилей ("идиостилей"). В работе мы ограничиваемся рамками периода 60-80-х годов, насыщенного стилевыми совмещениями, мобильностью творческих манер композиторов, что делает изучение художественных явлений этой стадии особенно интересным и привлекательным.

Аслектацня исследования мояет быть определена слэдугацпм образом:

- дпеК:еренщ!Э1дия множества музыкальных явлений (по направляющи, тенденциям, техникам), лредставлеюшх композиторским творчеством, - во есом его жанровом и языковом разнообразии;

- рассмотрении проблемы претворения черт времени в национально-стадиальном стиле;

- исследование музыкальных параметров, комплекса поэтических средств, что дает возможность охарактеризовать уровень языка;

- изучение индивидуальных авторских подходов, обнаруживающих наряду с чертами своеобразия 1Г черты, относящиеся К типологической общности. Отоюда оказалось целесообразным создание 1ак бн "групповцх портретов" композиторов раз?шх поколений, разных Еозраотных категорий.

;Ьтодологня работа овяэана с комплексным подходом, который дп;<[:сренцируется каш в зависимости от задачи. При характеристике какрообъекта (каким является вся стадия в целом) пз-

бираотся дз скриптявный матод. Он позволяет, ií.j погружусь е детали, создать "панораму" соирашиного состояния музыкальной культуры. При характеристике иккрообъйкта (о?д';лыю-з производз-нио) используется вэсь современный музнк&зидчзетий аппарат. Из сменных паук (эстетика, литературовздчни'}) призш'качтся отило-воЯ подход, голожония учэния о поэтнка. Цсэтоиу лон.<?гайпо-тнр-минологичоиш!! аппарат исолэдоьэичд вюгочает т»р:.:иш и понятия, приятые как в общсгиохусотесведч-гокп::, так и е чаочмо-коуч:их областях знаын.

исследования. является белорусская »«ум«« а.-х годов - как созданная в послоднне года и ащо но ap:nvii.— кавишя внимания музыковедов, так и уна вопз.даая в орбиту ¡ш~ упого внимания. В основном расома гриваютоя произведения крупных форм, а иы&чно: симфонического, концоршого, кантатно-сра-ториалькоги, балет'мго жанров. 3 поле зрэшш тпор^зо^во композиторов оташзго сотц-ления (срида них: Е.Глооое, Д.Сиольский, С.Коотво, А.Мдивани); поколония 70-х годов Ц.Шлог, В.Бортик, Б.ДоморацкиИ, З.Дорохин, 3.Помолог,,.О.^алетиен); молодо* композиторов (С.Бэлх.тюков, а.Кузиицэв, В.Кояитько, ВЛСурьяя, В.Солтани др.). Tudep прои.зводвшй обусловлен, с одной сторо-ни, "жизнеспособностью" ссчзшзнш!, ¿юлучлппшс осщоогэоняой лрпз.чанао, о другой стороны - возмояностяш крупно!! фор.уы полней аккумулировать разнообразии примети авторокого стиля и стиля Грамши. Однако картина состояния белорусского музыкального искусства бО-СО-х гг. была tío но впслно адожатней, если бы в качество материала исследования избирались тэлькс произведения высокого худохво¿ванного доотоичства и пасторства. Учитывая необходимость охватить как можно большз зпучэцей бслсруо-ской музыки, w привлекли к анализу и произведения шсолечи-менталыюго свойства. (Попользованы оольыай частно рукописные нотше материала из фогта роюза я мпозитороэ Беларуси).

■ Ограничения касаются, праяде всего, круга исследуемы?: средств выразительности. Сознавая, что поэтика вешает bgci комплекс языковых, жанрово-композациоянш: элементов, i.at пзбя-рг :ельно, в зависимости от стиля, выделяем то или ипо средство. Эго подсказузэется_ сайты музшсадыши тактом - твосчоскк» почур-кш композитора, стилем произведения. 3 работе ш Ьюлнпчпезйм-

ся вопросами теоретической поэтики, на останавливаясь на вопросах исторической поэтики. Но по мере необходимости мы включались и в исторический или тзррягорнальный контекст.

Научная новизна определяется проблемной ситуацией, отраженной в научной литературе. При воем разнообразии и шроте охвата различных сторон изучаемого объекта, еще не создано обоб-агьцего труда, отрежакцего современные теоретические позиции. Новизна закликается и в методе, содержащем стилевой подход с учзтом иерархических уровней стиля, и, наконец, в материала диссертации, который б значительной мере еце не стал объектам исследования.

Расширение круга анализируемой музыки, создание панорамы стилистических явлений современного белорусского композиторского творчества макет иметь практическое значение как бзэис для дальнейших тзорэтических исследовании и обоб^енл::. ¡Материалы работа могут найти .применение и курсах теории и истории музыки, а тгкае в спец.классах.

Структура работы определяется ее задачами. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключая, бпбллогсал:!! и нотного приложения. В перрон г..аве систематизируются наблюдения над стилевым направлениям в белорусской музыке 60-30-х годов, а такде рассматривается уровень развития некоторых выразительных средств. Во второй главе исследуется три авторских стиля -Е.Глебова, Д.Смольского и Л.Ылег.

Аитхбздия работа состояла в сяедунцем. Диссертация обсуждена и рекомендована к защита на кафедре гармонии и 'сольгёдгшо Российской академик музыки им.Гкесиных. Основные псяссгеняя работы отражены: в ряде публикаций, а. также прозвучали и шатуила-нлях на конференциях в Белорусском университете культурн.

ОСНОВНОЕ СОДКРЕШЕ РАБОТЫ'

Бо Введении обосновывается использование такого ракурса исследования, как изучение поэтики «разительных средстг; рэскрн-вается значение этого понятая, его связь с категорией стиля. Яря'

6

рассмотрении категории национального и кационально-етадналыюго стиля ш опираемся на труда Д.Лихачева, Г.Ордаонпкздзе, Н.Шахназаровой, З.Лиссы и других исследователе!:, г.родлагахщпх включать в .понятно национально!' сп'.ли^ичнсста нэ только иыматштно м/зыкалыжэ (литературкыэ) факторы, но а особенности исторического развития культура, принципы отбора и ассимиляция тзчсиа£ • эпохи, отражение в творчестве национального психического склада и т.д.

Во Введении (формулируется главная задача работы, дается описание материала, мотсдологип. Этот раздел содержит также кратки:! обзор состочнпя г.аучного знания по тепа исследования. Указывая основнно направления пройтокатшш, отмечая з<» многообразие и широту, кы ¡сонста тируем преобладай« работ частного ::а-рактора, посеяло иных отдельных произволениям, тпорчзству избранных авторов, отдельным ясанрам. К наиболее значительны?,?, об-ладакнцим высоким уровнем обобщения работам отнооенн труда Л.Друкта, К.Ст.эпакцоЕич, диссертационные Есследоваппя Р. Л ладовой, В. Антонович, 0.Савицкой, стогна пологлт которых шлэлн дли нас определенное значение.

Глава I - "Белорусская музыка 1960-10б0-х годов ("Национально-стадиальный стиль)" посвящояа целостному анализу стилевых процассов, характерных для этого периода развития искусства. Время 60-80-х годов-мы подразделяем на два этапа: 60~е и 70-30-в года. Это деление обосновывается, во-первых, появлением в 70-е года новых стилевых направлений (развитие которых продолжается и в Ш-э гг.); во-вторых, достижением зрелости стиля многими композиторами среднего поколения, для теорчоотва которых в 60-е года были своЯотвешы резкие смонц худокзетвонной манеры.

Не касаясь творчества композиторов старшего поколения, сочинявших в уже сложившейся национальной традиции (Н.Аляцов, А.Богатырев, В.Оловянной, З.'Гикоцэт.й, II.Подковыров и до.), ш концентрируем внимание на тех явлениях, которые отразили поиски нового содержания, новых языковых, техяатсидаских, структурно-гхмпозиционннх средств и врьемов иузнкалымго воплощения (§ >'

При характеристик? 6С-х годов назызаптоя ноэые #ля Ыро~ русокол мувпки скллзке ориентиры - творчество Д.Ыостгяовича (зго влияние о^падстся в ряде проюзоден:»! ^.Смольского, й.Гл*-бова, Г.Еагнера, Д.Аболиовпча, К. Тнсакояа, '¿.¡шталова;, О.Яро-

кофь'чи (н.экотори'3 произведения В.Глабова, Г.Вагнера, Д.Каминского) . "Ло зторой половине 60-х. годов отшчаьтся влияние эко-прзссаонизма (О.Яичшко, С.Кортос), авангардных тенденция (се-риЗкоотл, ол?манты о'.'риалязма в творчоотво Д.Си>льского, а также свободная трактовка серийной тохшши, приоыч алеаторики и сопорисаикн в произведениях С.Кортеса, О.Ончлто). В стило-вой мпикоотезпностп 60-х наш ьвделены основные образно-содер-жзтольшэ с;Торы с присущими ш музыкально-лоэтичэскиш срад-страмя.

Ксслодуя период 70-80-х годов га отшчаил слэдующао явления в области ьганров и Дорн, в шонно: "камэрнизация" симфонического V. концертного яаврог (начале этог.г/ положила Четвертая симфония Глебова); синтез канров (сиг-чонпя-ораторпя, онора-ора-торщ, си^.Тюшш-концорт, симфония-поэма, концзрт-поэма и т.д.); отход от типовых форм, особенно в жанра симфонии.

л'ЗГйстралънши столовыми направлениями периода 70-00-х гг. явились ротро-тэндс-.нцпи и '.ёольклоряЕМ. Рассмотрение рстро-т^чазшщ-:. связанных с усиленном интереса к кузнко прошлых эпох - :с Возрождению, Барокко, ранниму Классяцламу, Романтизму - обнаружило, что б злорусгаап композиторы отдают продаочте- . нео такому типу рттлпзациа, при котором воспроизводится как бы внешняя ехда, заполняемая современным "содоржимым ", - черты старинных жанров, форм, инструмэитэлммх .сост-теов, 'фактурных сторяотлиов полифонических приемов и т.д. (Так, минимальный вр?чоннсЖ сдеиг разрушает ощутила канона, создавая э^фзжт кдастерко-д^ссонируюцйго целого в таких сочинениях, как Концерт для ютерного оркестра В.Войтика, Концерт для валторны и камерного оркестра В.Дсморацкого, Камерная симфония 3.Кузнецова; в хорально:! фактуре исчезает функциональное соподчинение аккордов, терцовооть зам.?няотся даяшанно-ииторвалышш] структурам: -з Третьей екчфоши Д.Смодьского, Сгаит-э-перафразо В.Болтика). В русле этой тенденция находятся и Концерт доя органа О.Янченко, Концерт дая голоса и камерного оркестра 0.Зал.згнева, Первая сгофшия Г.Вагнера, Камерная симфония О.Залетнева, Первая сим-Лонак Л Лорохша и др.

Шобарочные, иеокяессичаский или наоромантичеекко эпизода и музыка белорусских композиторов Ч£;сто функционируют как эло-

мента многослойного целого (см.сочиненна Д.Смольского, С.Кор-' тэса, отдельные произведения О.Залетнева, В.Дорохина,.молодых композиторов).

' "НесхЕольклоризм" 70-80-х годов (многие сочинения Л.Шлег, Л.Захлевнсго, А.Ыдивони, З.Помозова, В.Зойтика, Г.Гореловой и др.), отмеченный некоторым временник отставанием по отношении к другим композиторским шкалам, развивается в соответствии с тенденциям времени. Для него характерно интерпретация народною творчества как источника но только ти.мэтизма, но и всех компонентов стиля - художественной обрззгост^, структуры, кэнра, тембра, исполнительской манеры и т.д.

"Стиль зремени" - совмещение фольклорных элементов с современными композиторскими приемами. В неоднородно;') системе средств избираются следующие драматургические идзи: а) равновесие, или чередование (оратории "Листки календаря" О.Залет-нева, "Памяти поэта" С.Кортеса); б) "затенение", усложнение изначально .платонического материала ("Оэтцовекпе" В.Кузнецова, 11 ч. Камерной симфонии А.Бондаринко); в) "просветление", посте-лзнноэ или внезапное (симфония-оратория "Эрсика" О.Янченко, Девятая сш.Тотш А.Еарубко, "Гуканне вясны" Л.Шлег); г) совмещение - "инкруста:.:'я" диатонического материала в иностилевую среду (Камерная симфония В.Кузнецова, Концерт для камерного оркестра В.Войтика, Музыка дая струнных 0.Кортеса); сочетание разных присмог вертикального и горизонтального объединения.

Творчество композиторов фольклорного направления обнаруживает иную, по сравнению с предыдушьып периодами, трактовку модального принципа организации музыкальной ткани. Во-первых, , стабильные формы ладов уступили место мобильным. Во-вторых, наряду с использованием- семиступенных диатонических ладов, усилилось внимание к более специфическим ледообразования!.?. В-третьих, погевочшй принцип построения горизонтали стал преобладать над развертывание!.! протяженных мелодических лшшИ.

В-четвертых, модальность циатоничнжая перерокдается зачастую в модальность хроматическую (Хй-огуц.лшую,", к чему приведя?: нанизывание диатонических полевок, гетеросоннои (в секунду,. но-ьу) расцепление диатонической мелодии, латилздо.еость;п т.д.

^ 0 методе "комплексного восприятия фольклора" - см.кандидатскую днссеэтэцию В. Антонович "Творчество композиторов СоветскоП Белоруссии в его связях о национальным музыкальным фольклором".

и

Рагишп рассмотренных товденцп."., а юзгсда новые черты белорусского ?,1узыкального творчества второй половины 80-х годов Демонстрируют со'цн'лшя молодого поколение композиторов (§2). В сочинениях неодласслцястского направления значительно рас-иир.-'зтся гсторическги споктр "опзллэ^ыых" явлений, как-то: знзм-енкцй роспев, канты и псальмы, духовные стихи и т.д. (ряд произведений В.Кузнецова, А.Бонд&ренко, В.Ковытько, С.Хвощвз-ского, Э.Носко, Е.Поглавского). Использование стилистики культовой музыки, привлекающее; сцйчас композиторов разных регионов и лаколонш", нгблюдается в творче стве молодых белорусских композиторов .конца 80-х — начала 50-х годов.

В работе со стилевой моделью гмеет место гак моностелис-тика двух в вдов - предельная близость к'модели (произведения Л.Слег конца 80-х — начала 90-х, "Всзноядюе одсние" С.Боль-тйкова) пли значительное видоизменение ее ("Откровение" В. Кузнецова, "Литургия оз.Иоанна Златоуста" О.Залетнэва), так п объединчшгэ в. одном произведении разных средств по принципу оппозлцгга "сгаржшсю-соврзменчое" (Адалшо для симфонического орксстра и органа В.Кузнецова).

Лрпь'дип оппозигаш налел проявление и в -сочетания "серь- ' езлое-лог.чоо" (Концерт для оркестра В.Доморацкого, кантата "Лблячмнка. з Чарнобыля" В.Кондрусевича, Концерт для цимбал В.Курьяна).

В разработка неойсльклор; ой линии не содержится новых, по сравнению с 70-ш годами, решений. Наибольший интерес представляют тэ сочинения, которые идут по путл введения фольклорного начала в иностилзво!/ контокст ("Образы", "Полесье" В.Кузнецова, "¿¡уравлгная посая Полесья" В.Курьяна).

В белорусской музыке конца 80-х — начала 90-х годов наблюдается возрастание эксперимента: интерес» к авангардным техникам, поиска нового звукового материала (поте ра-сииреиае возможностей традиционных средств). В этом процессе глазная роль принадг.ьлит композиторской молодежи (С.Еольтюков, В. Ко-г;ытько, В.Курьян, В.КузнецО'Ч, А.Литвиновский) и некоторым' композиторам среднего поколения (В.Войтик, 0.Залетев, О.Со-нин).

Интересны опыты в области сонорюгики (проззводения В.Кузнецова, В.Коаытько, О.Зелэтнова), сочетания сонористшси

и фольклорных элементов (в "Гуравлинои песне Полесья" В.Курья-на. Концерта'для гоСоя и камерного оркестра С.Бель'Джова). Электроакустическая музыка применяется в сочинениях Кузнецова -"Цези;!-137" (конструкция ;ухя 6? исполнителе!; и магнптофошго! ленты), Ьельтюкоьа - "Ыузша для гобоя и магнитофонной ленты".

Обобщая набладзшы над поэтикой выразительных средств в творчестве; молодых :сомпоз:1т:ров, мояпо иыделнть ряд признаков, орльадаейаидах к стшгаобразувдгм. СЗрадот на себя гшидош "доминантное" значение жанра, не имеющего определенных формалыю-содеряательных критериев - "Иузши для..." или 'Камерная музыка". Значительное место поэмного кайра (в "ч.стш" виде а в синтезе с другими канрани) позволяет считать поэмнооть одно:: из характерных черт творческого мышлент молодых номпознторог.. Позккоа начало повлекло за собол такие особенности формы и драматурги/, как одночастное^ ем 'сто цнклпчпоот::, контрастность вместо развития одной идеи.

В области звуковксотности отмечается Ектлвное ьключенно "искусственных" ладов, создающих определенный йоничзокгП эффект; увлечение пшштонп.льностью; объединении (чаще горизонтальное) в сочинениях разных пвуковысотных систем. В мелодике выделим: а) широкое применение кангиденности с явными канровымп признаками; б) большое место |7«ш клорноИ интонации (однако наблюдается некоторое упрощение методов "работа" с фольклор: шгл тематопком по сравконюо с .чузикой группы 40-лэишх композиторов); в) распространенность ^лоБато-хроматичоошй линиарностп, несколько обезличенной в конк.ксте диссйнэнтлой гармонии, 12-тоновоИ высотности.

Тембровый аспект стзлистзпш - наиОолео привлекательная область для экопзриментэ. Наблюдается расширегаг, инструментария, привлечение нетрадиционных инструментов, составои, усиление роли группы ударных инструментов, использование шюмузыкаль-ных звучаний (шумов, электронных звуков). Пиша! слсьами, на первый плен выступают поиски в сфере сонорикя, езоеобрашшх 1 Э(Тг>..;тов звукового образа.

- Патохонизированкая фактура лрвдааствунфго дэалгалетая теоняотзя в музнка молод'ис композиторов гамофонно-гэршпачест! складом и, в часть-оста, хоральн^стьго. Но иолпфоя^рская фактура заметно обогатилась некоторыми ооврэиокншш приемами ("разно-

скоростной" кэнон, "диагональная"■мелодия н др.).

Подводя итоги, мокно констатировать, что творчеотво колодах белорусских композиторов развивает традиции предшествующих десятилетий. Однако молодил композитором удалось сказать и немало своих "слов" в "ажогогояосии" современной белорусской музыки.

Итак, белорусская музыка 60-00-х годов, с присущей ей прочной связью с национальной почвой, определенной сдержанностью по отношению к острорздзкалышм средствам, в цзлом находится в русло тенденций, характеризующих ооврсмянное. музыкальное искусство.

Во Втотхг") главе - ЧТндиввдузльно-авторскпе стили" - исследуется творчество трех белорусских композиторов разных поколении - Евгения Глебова, Дмитрия Стлъского, Лидмклы Еяег. Особенности каждого стиля обусловила как методику в объем анализа, так и ьго конкротныо-процедуры. Так, при анализа творчества Глебова (§1) внимание концентрируется на области гармонии, предетзвляэдеся наиболее•существенным компонентом стиля.

В краткой характеристике произведений Глебова 60-х годов (Второй - Четвертой симфоний, балетов "ЛлыиИскэл баллада", "Кзброншща") ш выявляем их. "внешние' связи", отмечая многократные я быстрые сын но.' стилоеых ориентиров- Период зрелого стиля, открываемы!! балетом "Тиль Уленшпигель" (1573 г.), демонстрирует линию на упрощенно письма, в котором все истоки пзреилзв-ляются в некий моностиль.

На семантическом уровне выделяется театральность стиля Глебова, которая, определяя "впечатление; сттше" композитора, проявляется в зримости музыкальных обоазов, жировой подчоркну-тооти, ясности форм, общем ощущении яркости и даяамячйоевт.

Цонтрообразупцей функцией обладает гармония, специфику которой определяет наличпо- ряда взаимодействующих гармонических -сфер. Это в- ооновном- централизованные системы: мажоро-минорцелг и хроматическая тональность; модалышоть, базирующаяся на зву-кор-'Ще "тон-полутон"; диатонпзм развой природы, а таю?;; элемен-аы децентрализованной системы типа атональности.

Прталгонив мажоро-миаора, начавшееся с балета "Мечта", эволтощгшцроЕало в сторону расширенной тональности. Ксмпозгтор использует такие приемы, как мелодическое сопоставление и вер-

тикал мое соединения мажорной и шторной торции, доследования однотерцовых аккордов, замена атадзомой тошки нэ однотерцовую, мэяоро-шторкые соотнетения. тональностей и .др.

Впервне введенный в середина 60-х годов т.н. уменьшавши лад осваивается Глебовш постепежю - от горизонтального (Третья сшЭония) к вертикально-горизонтальному измерений ("Тиль", "Маленький принц"). Композитор прикопает как объединение есзй тканп одно:! транспозицией лада, так и дн!.-е!гаэ голосов фактуры по звукам. раз*ш транспозиция. Среда разнообразия аккор-дикя, связанной о "искусственным" лэдок, выделяются излюбленные Глебович средства - аккорда, образуемые соединением чистой й увеличенной квзрта, минорное трезвучие (КЕЗртсекстэккорд) с добавленной 17 ступенью. (Мелодическое двилензе по звукам данных аккордов такие входит в "словарь" композитора).

Разнообразна сфера диатоники, связанная с народно-жанровыми и лирическими образами. Обращение Глебоза К народным ладам имеет некоторые особенности. Композитор почти не использует специфически наццоналыме .явления, но углубляется с Детали, выхватывая основные, лезээдя-з нз поверхности чзрта; о;! предпочитает смешаннчй тип лздообразования, палиладовость. ДЩйко-романтиче-скао образы в произведениях 60-х годов ("Г&язнЬкйй прйнц". Пятая симфония, Концерт дм оркеотра "Зов")' воплощаются о помощью средств, имеющих истоки в эстрадной лирической песне, эстрадно-дааэовой' гармонии (секстовооть, секвчйционность, квадратность построения Мелоди.Ч, мягкие диатонические' септаккорды И кворт-аккордУ в пэрэллачьяом деййэнш)-

ЛоцэнтрЗлИЗ'оеайная явуясшгстйая система представлена' з Четвертой ст*|юнзп (в меньшей степени - балете "Избранница"). Круз' ее средств - "разорванная" молодая, остродиссонэнтнэя гармония, каящое созвучие которой содо]ш1" большую септиму, малуп нону или секунду, линеарная логика сопряжения аккорде.в.

Горизонтальное и вертикальное взаимодействие различных гзрйоэтческих сфер является одним из главных выразительных, драматургических и структурных средств музики Глеб^вэ. Оно лроис;.з-дит как на уровне небольших построений, так и в масштабах крупного раздела или части. Смены типов звукоЕЫсотностн могут служить знаког.- окончания построения, опредрлять фоновую пли рельефную Функцию иатзриа.и; з круглом шпнэ - является средством создания образного контраста (Пятая симфония), развития одкого

образа ("Тиль". "ШлскиШ:' принц").

Крона гармонии, стилистаадского ядра музыки Глебова, весьма значительна и стилеобразущая роль других выразительных средзтв, а именно: яркого мелодазыа сс "сквозьыми" излюбленными • интонациями; энергично"'!, в основном, акцентов ритмики; яекото-р ¡х устойчивых черт структуры; ясности к прозрачности оркестрового письма, в котором большое драмат^ргичос.сое значение имеют лей т--тембры.

В разделе (§2), тсвядонло.у творчеству йтрия Спольско-го, дается обобщенный портрет композиторского поколзшн, всту-пиваего нэ пут^ творчества в СО-е года (С.Кортес, Л. Ццивани, К.Тесаков, Г.Сурус, Ф.Пыталев, И.Лучинтк и др.), характерна ?т-ся канровая палитра, "полоса слиегого притяненля", отношение к основным стилевым направлениям.

Рчцеляя три периода е творчестве Смотьского (60-е,7о-е и 80-е иД1.), мы анализируем мировую а образиуа сферы, сииешо-ориентиры в каздом из них. Сочинения 60-х гг. (Первая симфония, камерная оратория "Лесни Хиросимы", •'О.-стафония" для оркестра, сюита для фортепиано "Игра озета", соната для флейты и фортепиано) примечательны тип, что это одна ьз первых в Белоруссии попыток освозля новых техник - с«-рд.;ной (отчасти - сериаль-ноа), алеаторики, сонориоти'ки, шшшалилма. Е этот период сформировались I некоторые важнейшие принципы зрелого стиля композитора: стремление раскрыть сложное, значит алию«? содержание минимальным количествам средств; большая роль строгих расчетов -прогрессий ритма, масштабзв поотроешп, плотности фактуры, оби-.ше зеркальной сиш^трш.; склонность к работе с небольшим мотивом, тематическим зерном, ложаидам в осноьо крупных ыонотсмати-ческих сочинении (Концертино для енолончоли с оркестром).

В в'.'калышх сочинениях 70-]: - начала 130-х гг. (камерные вокальные цикл.:, оичрн, оратории) композитор переходит от серийности, иаошденнои хромзтьли к тоналпой ясности, натуральным ладам (о элементами полиладовости, политональности), несложной структуре вертикали. Стилистику многих про^вэдений этого периода определяют два качества: го-первых, обращение к разным пластам "массовых жанров" - народной песне, тан^, эстрадной, дка-зовс;) пузик-?; во-вторых, -силе; не з мнения принципа контраста вплоть до появления полистилистики. Поэтика выразительных средств музыки ямальского 71;—х. гг. рассмотрена на примере двух.

оратории - "Моя Година" и "Поет". К стилевым чертам утого периода относятся: активном обращение к фольклору, полистилистика без Л'¡формацли моделей (а качгства модели выступают опрвделенныэ •ганрн); ясный гармонически'! ягшк, перевис вертикального шдле-пил гад горгаонталыгл.., упрощен ? метро-ритмического параметра.

Новыгга юискачп. отходов от ию-.их 1 озиций 70-х годов, си -тезсА1 некоторых черт творч« ства предушег умугл периодов отмечено творчество Смольокого в 80-е года. Здесь приоритетной становится тянговая сф-^рэ симфонической музыки.

Раосмотрениз трэх комплексов Еырезитэлнш. средств в ссчи-Н'пшях ксшю?итора 80-х г:?, (пяти опифониД, вокально-симфонической поэ.мп "Д?сня последнего трубадура") - зх.уковнсотности, временных отношений, оркгсгровпи - позволило сделать рад выводов. Згукозысотный параметр прогппан моноштэнационностыо с ведущим ■значением оокундоЕой интонации. Характерным признаком стиля яв-. ляэтея полиструктурность - на уровне аккордикя, тональное и;, эвуковцоо'.но" системы. В целом этот период творчества характеризуется слсзя ззукоеысотно! организация (особенно в Третьей и Четвертой симфониях), основное место в которой занимает ::уома-тичгская тональность, периодически "размывающаяся" в децетрали-зованннх участках, но гронизанная стержнями тональных опор в еио остинато, кадекцй, тональных эпнзогов, тонялышх прояснений в конце произведете^.

В организации вром ;нннх отневетй основным принципом на уровне масштабов построений является квадратная периода'ность. В построении целого композитор разрабатывает свой тип цикла -трех(одно)частный с финалом-репризой.

В тембровой области обращает га с ;бя в;Ш!ЯШ(е "экономия средств", праявлякизяся в ».скромных составах, обилии о ал о, прозрачности, детализировзнности оркестровой фактура. От массивно:?, плотной звучности Первой симфонии произелхэ 38СЛЙЦИЯ К боле 1 прозрачному, колоритному письму.

Содержатпльно-емьеловоп стержень музы.чя Смсльсяого - рзс-'кситдо общечеловеческих. тем, обличэннэ зла в ого различных проявлениях, воспеганн духовной чз.стоты я красота - объединяет все ого творчество. Отметим и такие обцие ьрйгаипи Стиля, как рациональность мнвло.шц (увлечение симметрией, мзеатабкая'Че г-кост:., квэдрптность п др.), камзпчость (проявляются не только в пристрастии к заярям ¿ам>.риоЯ музыки, но и в каморнизагда

крупных жанров, экономии средств, афористичности, оттачивании деталей и т.д ), прирузп контраст? (Евошшлюнпрует от контраста между крупными разделами - к контрасту небольших построений, ведущему к моззлчности (Х-срх/ш, например, в -Шестой симфонии).

Творчество Смольского сыграло очень ванную роль в развитии белорусской национальной композиторской традиции: оно дало толчок к поискам новых средств выразительности, одним из первых открыто область серийной музыки,'алеаторики, позднее - поли-ст1лн'.тики. Авторские сталь Смольского - ато явление о<5щ>;куль-турного порядка. Развитие муз"калыю-худо;.-;ос1Еенлого метода в его творчестве соответствует во многом стадиальности стилевого развития музыки втором половины лХ века, отражаемой в шщивп-дуальных интерпретациях композиторов разных национальных ¡сулъ-

Исследована- отиля Люд:.шш Ыл-.-г (§3) предваряется "групповым портретом" композиторского поколения, начавшего творческую деятельность в середине 70-х гг. (В.Войтик, Л.Захлевный, В.Будник, З.Дорохин, 3.Иванов, 13.Про?, эров, О.Залетнев, В.Помо-зов, О.Сонан, В.Серых, К.Устинова, Г.Горолова, В.Додюрацкпй, Л.Альхимэвич, В.Литвин, Л.Гутин к др.). Отмечаются жэнровле приоритеты (програЫиная склфзннчзокая, вокалъно-сшфничоокая ы>зыка), образно-тематические сфзрн, стилистичоокие ориентиры, среда которых - творчество композиторов "новой фольклорной волны", а также Стравинского, Барт ока.

Людмила Олег является одним из наиболее активных композиторов фольклорного направления. Связь ее музыки о фольклором, глубско внутреннего свойства, отличается многосдойностьв, "мно-гоконтакткость.о". Обозначая эту связь на разных уровнях, мн указываем на раоаирение традиционного кпуга используемых гак-ров народно!) музыка; определяла метод работы с фольклорным тс-^ матизыом (в частности, ладоинтошциошши фольклорном началом); указывай; ьа влияние метро-ритшческой, темОроЕО-артнкуляхшон-ной, структурной сторон народного творчества на композиционный м;-:оц а вторь.-

В превдакошой периодизации творчества выделяется три периоде: с11'1!;:.::;отнчно->:азнирадост1щй тонус, яркая жанровость ха-рикт.ркн для (г/зики 7о-х гг.; драматически-экспрессивные образы :: т-:'.-!: высокого гражданского звучания - в крупных вокзльно-с- м-

1Г;

фоычческих произведениях 80-х; обращение к христпзнско-религпоз-ной сГ.ере знаменует вступлелио композитора е трети!' период своего творчества (конзи 80-х — начало 20-х гг.). 3 диссертация анализируются сочгап'нря второго этапа творчества 1'1лег, как-то: каятгта "Тргва-мурава", Реквием "Помните!", оратория "Сказ пра Игара", в.жа.:1.:ю-с!1м;Т,оническэе дейсго "1уканне вясны".

Яркая эмоциональность, театралыюот;, епвописность музиси Олег опрэделяэт многие особенности драматургического, тембрового и других компонентов стиля. Главные свойства драматургии крупных сочиьлний - контрастность п еГшстас целого.. Принцип контраст; реализуется в сопоставлена.а хроматики и диатоники, атональности и тон;>льноети, полифонической и аккордовой фактуры, тутти и соло, различных темг.тических 51 интонационные сф-р. Этот принцип применяется и в посльдовании мпзодои С"1рава-мурава", "Гуканне вясны"), и в совмэщеют даух стилешх, жанровых пластов (Реквиом, "Сказ пра Игэра", "Трава-мураЕа1). В формообразовании воплощение принципа контраста проякшетоя в мозанчности, "кадровой" структуре произведений. Принцип единства целого осуществляется в Еарпантпой повторности '.чаще всего - тройной;^ рондообразноегч, репризной роли финалов.

В основ;, развития 'ематизма - вариантность, имбровоо и фактурное преобразование. Интонационьнк' комплекс имеет своим источниками иародио-песенный тематизм, знгмешнй расгев, духовны'- песнопения, а такие сложную хроматику экспрессионистского типа."

В ладогарглоннч зеком языке зосуцезтвуит несколько сфер, со-стветствущих разным образгам пласта!,!. Это диатоника с трезвучной основе;! (хорал, народная хоровая посач), диатоника с топкой кЕЗрто-кгинтовой аккордякой (архаические песнопения, молитвы), хроматакг, основанная на малосекундовых интонациях (трагические образы, плач:)), хрплатила тон-полуточе^ого звукоряда с уЕеличснншя септаккордами в строении вертикали (эмоционально-пряная,. чувственная атл сфера народного игрища). Эти средства применяются как в чередовать, так и ь виде "наложения планов".

едкой из основных стиластяч >скпх примет творчества Клег является активно;: првшнэни"» полифонии; канонов, контрастной полифонии линий и пластов, вертякально-подзинного контрапункта (в отличие от других представителей фольклорного гаправлегая, развиЕЭОТДХ трэдами гетерогонии).

Истоки свойственной музыке ¡'¿тег своб эдной метрики, рит:.~1-

ческой вариантности, остинатиоо/и, полиритшш - как в протяжной народной посне, плачз, цэрковнолевческзм ра^лезо, так к в современном музыкальном языке.

Тембровый аспект является одаан из определяющих в стиле композитора. Многообразны функции оркестра - изобрази?зльная (сонорные эффекты), развития тематизма ("перекрашивание1 мелодии), создания контраста (тутти-соло и др.), объединения целого (роль леЯт-тембров в Реквиеме, "Сказе"). Больной оркостро-biü состав с усиленней группой ударных, органом, фортоплзно, колоколами и т.д., необычнее приемы ЗЕужгазвлечения, оригинальные дублировки, мощные тутти, использование алеаторики и сонор-' них эффектов - все зто является результатом высокого эмоционального тонуса музыки, хотя зачастую перех'ружаег оркестроЕку. В аре.налj хоровых парии! так»; разнообразные исполнительские приемы, многие из которых имеют ярко-национальную окраску.

Анализ "идистилеЯ" трех белорусских композиторов позволил установить следующие закономерности: I) в болорусско-'i композиторской школа сосуществуют своеобразные авторские стили; 2) в ajcenajie современных белорусских композиторов находятся многие средства, имеющиеся на сегодняшний день в музыкальной практике, применение которых в болышшетве случаев оправдано'и определяются художественным ьаданиеы; 3) все представлении: стили с разной степенью яркости характеризуют национально-стадиальным стиль.

Национально-характерное в творчестве Глобова, на наи взгляд, заметнее всего выступает на содеряательно-тоыатичгском'^ уровне, в следовании традициям профессионального белорусского искусства. Природа национального в творчестве Смольского раскрывается на глубинном, психологическом уровне: свойственная его музыке духовность и глубина, эмоциональное богатство к нерасточительность, с зрланкооть шрахяшя коренятся з сущсст-echhj'íhkx чертах шггю^шльнсго характера. Более непосредственно проявление национального - чер^э фольклорное - в .'зорчеотвэ Шла".

Вмйсхе с том >5 .торусскм - галпозмторы m заикаются ь рам-'ках локальных я£Л'ян,). Общезначимость, . общечьловочлость ведущих тим их творчества, прочглонао в ах стилях характерных для "стиля времени" тенденции (дххтьклоризм, нолистилгстика, ретро-т'.'нд-.!нцик) - ес . это ставит их творчество и в целом белорусскую

Ib

композиторскую пколу в один ряд с развитыми национальными композиторскими иксиами л слуга т п;;о одним подтверждением стадиальной общности процесса стнлешх поисков композиторов разных республик и регионов.

В Опгстачекги подводятся итоги. Белорусская музыка предстает как развитая, "многоукладная" культура со своими внутренняя традициями и "аталонзми" (скола Всгз'шрева, вжоло Смслъского, □колз Глебова), характеризующаяся плюрализмом течений п направлений, а такхо больной слрессованностыэ явлений. Обнаруживая сопричастность со стилоенм развитием современного музыкального искусства, белорусская музыка представляет собол сво;;, лочвен-кыЛ вариант зпохально-стаднзльной модели. Особое значение приобретает в неЯ поэтика "мышления словами традиции"1, определенная стилевая умеренность, ботыпая роль "инерционного стилевогс в. кторз" (З.Григорьев). Интерес к новым техникам, эксперименту ■как бы обрамтяот рассмотрений период, своеобразно проявавпись в СС-с года п во второй половине 60-х.

Осспе струкгурно-лоэгаческне принципы, характерные для национально-стадиального стиля, бшм сгруппировать по параметрам - особенности трактовки зв5*ковисотностм, врекешшл организация, фактуры, тембрового шалення, структурно-композиционные закономерности.

При безусловном преобладании централизованных звуковмеот-нтя систем основной принцип поэтики - смесэтао, синтез различных типов тональной организации и децентрализованных структур. Временной сдвиг в освоении алеаторики й соНориггикл, применек-е их в основном на уровне отдельных средств, но не форму в целом, ограниченное использование серийной 12-тоновости, сериальное и - в этом видится одно из проявлении национально!! специфичности.

Разнообразием отмечена организация музйкгл ного пространства. При заметном перевесе различных видов лалл-ронИ<?ескоЯ у-алс— тури, в ЗС-е годы увушчиез зтея роль гогдароннс-гармоничеокого склада в связи с обращениям к яэнрам и стиляг.: проилого, к пласту бытовой, эстредной музыки.

¡-¿и! бал'.о тппичрье черты оочориотического аспекта бслорус-

I "узыкз социалистич сох отпаял,Тенденции 60-УС-х годов: Сб. ьзуч. трудсв. -.<!., 1901:. - и. 0-5.

сксш нузики - тяготела, с одно;] стороны, к каг.; ;рнш составам оркестра, с другой сторош - усилит.о красочности составов за счет активизации группы ударны-• шютрух-олтов, нрлвлоч-лшя народного иь.с.'рум-.'нтэрия, вклю-ичшя з партитуру ма^нитоХсшюп Лонты, синтезатора, "приготовленных" шкг.рушнтов, н ¡обычных ПрНе'ЛОВ звуке извлочс иш г т.д.

В сфере музыкальной кошозиции наблюдается отход от типовых (Торы, по. тление I. ногообразных структур, являющихся наге-рпализацв'-:Л конкретного драма гу,)гич>>сг.ого заыгола, бэпшоо распространит!е "аддитивных" (соадаващахся) форм (Т.йорегдн), ыриэнтности : варизционности, притягательность идеи релриз-лооти II связи целого.

В нанроьрй стилистике шделены лриорнтетьые канры, отпечены явления жанрового синтеза., "камернизации'' даиров.

(.'бозначещщз тенденции в области метроритма показывают относи . единую традиционность этого парам г-тра,. который еще требует дальнейшего специального изучения.

Рассмотренные авторские ст'члп представляют как разные направления, так и разще типы поэтнкс-языкоеого воллод'.еши:. При использовании многообразия средств, дивным в творчестве композиторов является 1..& гросто фик'зци'я приема, а его функциональная направленность в системе, творческая интерпретация. Вывода о ста 1-вой динамике, оптовых домлнантах кавдого "иди остиля" б1ш сде.-аны в конца соответствующей глаыт.

П-ак, белорусское музыкальное искусство на сегодняшний д-нь - это 1(.ено;.)зн, л которой представлена и ."типологическая общность", и своеобразное начало (с больший, ьа наш взгляд, удольшм в»сои первого). Творкс. .'ВО композиторов среднего I! колодого поколений, интересны) "повороты" в стилях зрелых авторов даюг| основания с оетшшзиом относг'ткн к перспективам дальне "а го развития б ,лорусс:;ой музыки.

По теме диссертации опубликовано:

I. ¿'узыкалыю-поэтическис средства в творчестве соврекон-¡IV" б лорусски:: композиторов //Поэтика музыкальной ко.'.шозииш: Сб.тр. Гоо.цуз.--пед. ин-та ш. Глеснных,- 1,1 , 1020.- Вып.ИЗ.-С.133-151.