автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему:
Звуковысотная основа музыкальной композиции XX века

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Сергиенко, Раиса Ивановна
  • Ученая cтепень: доктора искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Минск
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.02
450 руб.
Диссертация по искусствоведению на тему 'Звуковысотная основа музыкальной композиции XX века'

Оглавление научной работы автор диссертации — доктора искусствоведения Сергиенко, Раиса Ивановна

Характерной приметой времени стало выдвижение творческой практикой вопросов организации современной музыкальной композиции. Содержание предлагаемой работы определяют проблемы звуковысотной организации, что детерминировано основополагающей ролью в музыкальной композиции звуковысотности как совокупности исторически сложившихся элементов на основе высоты, выступающей в качестве свойства звука. Звуковысотные средства в XX веке, в отличие от классико-романтической эпохи, подверглись наиболее радикальным преобразованиям и приобрели качественно новые черты. Это отразилось на функционировании их в музыкальной композиции и, как следствие, на всей внутренней организации целого, что вызвало необходимость специальных научных изысканий.

Предлагаемый в работе подход стал возможным благодаря прочной научной базе, созданной в музыковедении на основе длительного изучения эволюции звуковысотных систем и их типологических характеристик на современном этапе. Особенностью методологических позиций является рассмотрение звуковысотности в совокупности различных составляющих, главным образом лада, гармонии, мелодии, строя, регистра. Это выражает наиболее широкий подход к ее постижению, а также к исследованию закономерностей ее функционирования в произведении, что обнаруживается в сложной системе связей и разнообразных взаимодействиях. Проявляясь, с одной стороны, в рамках звуковысотности, с другой - между высотными и невысотными средствами выразительности - метром, ритмом, тембром, фактурой и др., эти связи составляют основу современной музыкальной композиции, отличительные черты которой детерминируются ее внутренней микроструктур ной организацией, формирующейся преимущественно звукоеысотньши средствами.

В белорусском музыковедении проблема звуковысотной организации в современной музыке разработана недостаточно глубоко. Прежде всего, отсутствует главное - общее представление об основных вопросах этого многослойного комплекса, систематический подход в их решении, панорамное видение музыки XX в., что и определило основную задачу, структуру и характер изложения настоящей работы.

В пер в ом крупном разделе рассматривается функционирование в музыкальной композиции звуковысотности как таковой. Во в т о р о м характеризуются межсистемные отношения звуковысотности, то есть ее связи с явлениями одноголосия и многоголосия, артикуляции и тембра, громкостной динамики, метра и ритма, а также взаимодействие звуковысотности и формы-композиции. Основные устремления были направлены на установление не просто отношений музыкально-выразительных средств между собой, а специфических для музыки XX в. сфер связей, которые снимают традиционные функциональные границы между параметрами и открывают новые формующие силы музыки. Поэтому представилось необходимым привлечь при их рассмотрении наиболее общие категории музыки и искусства вообще. Другими словами, прежние законы связи (скажем, метрики и системы гармонических каденций или, например, тембровых смен и членения формы и т. п.) постепенно перестают действовать, но музыкально-художественное произведение не теряет своей логики и выразительности, в частности потому, что специфические высотные свойства звуковых систем по-иному взаимодействуют с ритмикой, тембром, фактурой и дрзтими сторонами организации.

Функционирование звуковысотности всегда осуществляется в условиях определенной музыкальной культуры, национальных и индивидуальных композиторских стилей. В монографии закономерности ее проявления рассматриваются главным образом на материале инструментального творчества композиторов восточно-европейского региона - Беларуси, России, Украины и в контексте важнейших новаций музыкального искусства XX века1.

История трех братских народов: белорусского, русского и украинского свидетельствует о глубоком взаимовлиянии, взаимопроникновении их музыкального искусства в силу территориальной близости, исторической общности судеб, единых языковых корней. Особый интерес в этом русле представляет белорусская музыка и проблемы ее интеграции в общеевропейский процесс развития музыкального искусства. Это обусловило специальную задачу исследования: охватить художественные явления, техники и индивидуальные стили, наиболее соответствующие, на яащ взгляд, интонационному строю современной белорусской музыки (Е. Глебов, А. Мдивани, Ф. Пыталев, Д. Смольский). При этом учитывалась и специфика состояния современной белорусской композиторской школы, где, с одной стороны, отсутствуют крайние экстремистские тенденции в творчестве, очевидно влияние народно-песенной интонационности, ритмики и синтаксиса; с другой - заметно стремление белорусских авторов, особенно молодого поколения, быть «на уровне» современного понимания музыкальной композиции. Выбор материала, таким образом, детерминируется поставленными в работе вопросами.

Основные намерения были направлены на введение в современный художественный контекст творчества белорусских авторов, что позволило соотнести многообразие видов их композиционной техники с основными явлениями музыкальной композиции XX века. Впервые поэтому представлены характерные сочинения белорусских композиторов разных поколений. При этом целью анализа выступало стремление верно показать те стороны их мировоззрения, которые определяют специфику их искусства как регионально характерную, а не установить аналогию между творчеством наших передовых и традиционных композиторов с равными им мастерами западной и русской музыки.

Научную базу исследования составили, кроме изданных работ автора, труды белорусских теорет иков К. Степанцевич, А. Друкта, Т. Мдивани, русских исследователей М. Тараканова, Ю. Холопова, В. Барского, Н Гуляницкой, Л. Дьячковой, М. Катунян, Ю. Кона, Т. Кюре-гян, А. Соколова, В. Холоповой.

Избранный научный метод предусматривает единство трех сторон исследования: анализ конкретных музыкальных образцов, охват основных композиционных техник, учет общих музыкальных категорий (системность звуковысотной организации, пространственный, процессуальный и временной аспекты бытия музыки).

В работе имеются некоторые ограничения в выборе изучаемого музыкального материала. Объектом исследования избраны жанры инструментальной музыки, главным образом симфония и концерт как ведущие в области крупных оркестровых форм, а также камерно-инструментальное творчество.

Симфонизм как метод музыкального мышления, являясь, по мысли М. Тараканова, «родовой приметой отечественной музыкальной культуры, возможно даже главным ее завоеванием» [205,33], определил концептуальностьдержаниямфонии, которая, продолжая на протяжении последних десятилетий основные тенденции развития 60-х годов, отразила и новые искания: возможность взаимодействиядругими жанрами (мессой во Второймфонии А. Шнитке), использования различного количества частей (12 частей в Симфонии С, Губайду-линой), а также нестандартных исполнительскихставов («Sinfonia lirica» (№ 4) Е. Станковича для 16рунных; Симфония для двухрунных оркестров и ударных Э. Денисова).

Второй ипостасью» оркестровой музыки крупных форм является инструментальный концерт. Новой приметой времени стали концерты для оркестра, кончерто-гроссо, сольные концерты с нетиповым составом инструментов (Губайдулина С. Концерт для фагота и низких струнных).

Большие художественные возможности содержатся и в камерно-инструментальной музыке. Ее отличает обилие жанров, многообразие исполнительских составов и великолепие красок, в силу чего она и составила тему специального научного исследования2.

Интерес к инструментальной композиции обусловлен и спецификой предмета исследования. Во-первых, инструментальная композиция, в особенности камерно-инструментальная, связана с различными и в большинстве своем нетрадиционными исполнительскими составами и многообразным звуковым материалом (Губайдулина С. Партита для виолончели, баяна и струнного оркестра; Денисов Э. «Силуэты» для флейты, двух фортепиано и ударных). Это создает предпосылки для возникновения разнообразных связей элементов музыкального языка уже на первичном, фоническом, уровне восприятия произведения. Во-вторых, инструментальные сочинения отличаются и иными качествами формы, нетиповыми структурами, что является свидетельством преобразования сложившихся внутри формы отношений, новой «расстановки сил». В-третьих, жанр симфонии, в частности, связывается в нашем сознании с установкой Г. Малера «строить новый мир», которая действительно в разные эпохи реализовывалась неодинаково. Поэтому в симфонии предстают самые разнообразные типы и формы современных «сооружений», связанные как с новейшими видами «строительных материалов» - звукового, ритмического, тембрового, мелодического, аккордово-гармонического и т. д., так и с новыми типами «кладки» и «креплений», то есть видами взаимосвязей элементов. Таким образом, современная инструментальная композиция представляет особый интерес в свете избранного для изучения вопроса - особенностей функционирования в ней звуковысотности.

Автор благодарит членов кафедры теории музыки Белорусской академии музыки, на которой выполнялась работа, ее рецензентов кандидатов искусствоведения, доцентов кафедры Т.С. Лещеню, Ю.Д. Златковского, а также членов кафедры теории музыки Московской консерватории, доктора искусствоведения, профессора Ю.Н. Хололоза, оказавшего большую помощь в ее доработке, проректора по научной работе, заведующего кафедрой, доктора искусствоведения, профессора АС. Соколова, кандидата искусствоведения, доцента B.C. Ценову, выступившими в качестве рецензентов рукописи. Глубокую признательность выражает профессору М.Е. Тараканову, вдохновившему на создание книги, которая ему и посвящается.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Звуковысотная основа музыкальной композиции XX века"

Заключение

XX век оказался эпохой радикальных преобразований, уходящих традиций и hctokoi* формирования новых художественных норм, видов композиционных техник и иного языка ка средства музыкального общения. Открытые в нем художественные горизонты притягивали себе и увлекали. Но именно тогда, когда казалось, что все возможное изобретено, а свобода вы бора стала поистине безграничной, и скрылась та проблема, которую чутьем своего талаш острее всех ощутила С. Губайдулина, сформулировав ее в одном из своих телевизионных ин тервью, следующим образом: «Нужно внимательно смотреть на жизнь, на мир, на свою душ <.> ответить на главную боль. Сейчас, в данный момент, я вижу, что главная боль не в поис ках нового, потому что нового очень много - нового материала, новой звучности. Их переизбы ток. Есть другие задачи, которые сейчас выдвигаются на первый план - задачи формования обработки этого материала, а не поиски еще нового. Главным образом - это задача единства, не множества». Так, сегодня, находясь у порога грядущего тысячелетия, вновь со всей остротой но уже в новых исторических условиях, заявляет о себе одна из краеугольных проблем музы кального искусства - организация целого, которая обеспечивается единством и прочно стью связей как наиболее ярких проявлений мастерства и таланта, художественного совершен ства и красоты. В этом основной побудительный мотив наших научных изысканий, позволив ших осмыслить систему внутренних связей, определить особенности формообразовательног процесса и средств достижения единства музыкальной композиции XX века.

На этом пути были возможны различные подходы. Так, для организации художествен но убедительного целого необходимо знание своего рода «строительного материала» - звуков о го и шумового, инструментария, которым оперируют современные композиторы, исполнитель ских возможностей инструментов, всей системы музыкальных средств, их экспрессивного конструктивного потенциала. Такой подход, весьма распространенный в музыковедении, по ЗБОляет углубиться в строение отдельных компонентов и сторон музыкальной композиции. На же интересовал другой аспект - реальные формы функционирования в композиции различны элементов музыкального языка (многие из которых известны в науке) в основных пространст венно-временных формах ее существования. Иными словами: живой художественный процесс который возможен только благодаря тесным взаимодействиям составляющих целое элементо и сторон. Так, феноменом, оказавшимся в центре нашего внимания, стало взаимодействие как своего рода «молекула» движения, составляющая основу процесса в музыке как вре менном виде искусства. Во взаимодействии элементов, образующих музыкальную композици (то есть в их взаимном влиянии друг на друга), которое приводит к перекрещиванию и пере плетению различных связей, и возникает та сложная вязь, где, как на канве, осуществляется ху дожественно-своеобразная вышивка - формирование качества звучания и конструирование це лого. При этом весь секрет - в узлах и переплетениях, способных удержать художественну «постройку» целого «на плаву» в бурном течении исторической реки времени.

Но чтобы разобраться в сложных хитросплетениях канвы художественного произведе ния, образующей в каждой музыкальной композиции свой неповторимый орнамент, необходи мо было найти ариаднину нить, при помощи которой можно было бы распутать клубок взаимо связей, уловить в них важнейшие черты современной техники «переплетений» и наиболее об щие закономерности звукоотношений. Так в центре внимания оказалась как обобщающее поня тие звуковысотность со всей системой средств, обусловленных высотой, выступающе важнейшим качеством звука.

Звуковысотный параметр рассматривался как сердцевина «кружевного звукового по ■ лотна» музыкальной композиции, в силу чего и стал центром первоначального исследователь ского внимания, определив в работе содержание одного из разделов. Аналитические наблюде

119 ния в этом русле раскрыли богатую палитру внутренних отношений» характеризующих особенности как отдельных элементов звуковысотности, так и связь их друг с другом. Специфическая ладовая система и стала эпицентром многих характерных для XX века процессов, в том числе различного рода смешений и взаимодействии, что составило характерную тенденцию развития современного музыкального искусства. Объектами изысканий в работе оказались и другие звуковысотные элементы с их взаимоотношениями между собой. Одни из них, например мелодия и гармония, хотя и давно попали в сферу научного интереса, в условиях современного контекста также открыли свой новый выразительный и энергетический потенциал; другие,например регистр и строй, заявив о себе в полной мере лишь в настоящее время, определили во многом новые грани выразительности и экспрессии современной мелодики и гармонии.

Углубление в систему внутренних отношений музыкальной композиции дало возможность установить основополагающие функции звуковысотности. Исходящие от нее мощные разнонаправленные импульсы позволили ей наряду с интонационно-специфизированной функцией выполнять и другие: тембровую, динамическую, ритмическую и т. д. Это послужило основанием для многостороннего изучения межсистемных взаимодействий звуковысотности с невысотными средствами организации художественного целого, что составило другое направление настоящего исследования. В то же время к звуковысотному параметру как средоточию разнообразных формообразовательных процессов в свою очередь поступают «живительные токи» от различных невысотных средств, способствуя ее наиболее эффективному функционированию. Так устанавливается характер двусторонних звуковысотных взаимодействий в музыкальной композиции, на базе которых формируются уже более сложные комплексы, ее системно-структурная основа, в конечном итоге обеспечивающая жизнедеятельность художественного организма во всех основных формах его существования - пространстве, движении и времени.

В настоящем исследовании дано лишь общее понимание системы внутренних отношений в музыкальной композиции, сделан только первый шаг в изучении вопроса. В силу этого многие взаимоотношения не нашли в нем достаточно полной разработки. В то же время достигнутые в работе результаты могут стать исходной базой для дальнейших научных изысканий. Они позволят углубить очерченные проблемы и выйти в новые сферы проявления звуковысотных взаимодействий в сложном современном звуковом мире - в условиях различных видов композиционных техник, в историко-стилевом, индивидуально-стилистическом и культурологическом контекстах.

Система звуковысотных взаимодействий имеет принципиально открытый характер. Внутреннее обновление различных сторон, выступающих объектами взаимодействия, исторически меняет характер их отношений и степень взаимного влияния друг на друга. Вследствие этого формируются новые грани взаимодействия и аспекты научного познания. И возможно, на этом пути возникнут качественно иные черты внутреннего строения музыкальной композиции, в которой проявятся особенности мышления художника новой эры.

 

Список научной литературыСергиенко, Раиса Ивановна, диссертация по теме "Музыкальное искусство"

1. Айвазова Г. Взаимодействие средств музыкальной выразительности в музыкальной форме / Новосибирская консерватория. Новосибирск. 1986. 53 с. Ден. НИО «Информкулыура» Гос. б-ки им. Ленина. 22.08.86. № 1330.

2. Аладова Р. Белорусское симфоническое творчество // Межнациональные связи в советской музыкальной культуре: Сб. ст. Л., 1987. С. 127-143.

3. Александрова Е. Факторы ладовой дифференциации в сложнотональных структурах современной музыки: (к проблеме теории лада): Автореф. дис. . канд. искусствоведения. Л., 1984.

4. Александрова Н. Основные типы интонирования в украинской камерно-инструментальной музыке 70-80-х годов: Автореф. дис. . канд. искусствоведения. Киев, 1987.

5. Алексеев Э. О динамической природе лада // Сов. музыка. 1969. № 11. С. 67-75.

6. Алексеенко Н. Роль тембра в оркестровых произведениях композиторов Новой венской школы: Автореф. дис. . канд. искусствоведения. М.,1985.

7. Андреева Н. О динамических и статических свойствах ладогармонического фактора // Проблемы лада и гармонии: Сб. науч. тр. / ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 55. М., 1981. С. 4-35.

8. Андреева Н. О динамическом потенциале звуковысотных организаций // Актуальные про блемы ладогармонического мышления: Сб. тр. / ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 63. М., 1982. С. 23-34.

9. Андриевский И. Исполнительские средства музыкальной выразительности как интонацион нал система в современной скрипичной музыке: (на материале советской музыки): Автореф. дис. . канд. искусствоведения. Киев, 1990.

10. Антоневич В. Народное исполнительское искусство как один из источников обогащен* белорусского профессионального творчества на современном этапе // Вопросы культуры и искусства Бе лоруссии. Вып. 1. Мн., 1982. С. 68-71.

11. Арановский М. Мелодика С. Прокофьева. Л., 1969.

12. Арановский М. Симфонические искания: Проблема жанра симфонии в советской музык 1960-1975 годов. Л., 1979.

13. Арановский М. Синтаксическая структура мелодии. М., 1991.

14. Аркадьев М. Временные структуры новоевропейской музыки. М., 1992.

15. Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. Кн. 1-2. Л., 1971.

16. Асафьев Б. Предисловие редактора // Курт Э. Основы линеарного контрапункта. М., 1931. С. 11-31.

17. Асафьев Б. Пути развития современной музыки // Очерки советского музыкального твор чества. М., 1947.

18. Ауэрбах Л. Белорусские композиторы: Е. Глебов, С. Кортес, Д. Смольский, И. Лученок. М.1978.

19. Баееа С. К вопросу о взаимодействии тональности и додекафонно-серийной техники // Ак туальные проблемы ладогармонического мышления: Сб. науч. тр. / ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 63. М. 1982. С. 70-81.

20. Бажаиое Н. Функции динамики в системе фортепианных выразительных средств: Авто реф. дис. . канд. искусствоведения. Вильнюс, 1989.

21. Барский В. Лирическое отступление с комментариями или Тот самый Екимовский // Музы ка из бывшего СССР: Сб. ст. Вып. 1. М., 1994. С. 241-256.

22. Барский В. Сергей Павленко: на пути к простой музыке // Музыка из бывшего СССР: Сб ст. Вып. 1. М„ 1994. С. 272-282.

23. Барский В. Хроматика как принцип звуковысотной организации: Автореф. дис. . кацд искусствоведения. Вильнюс, 1988.

24. Барток Б. О влиянии крестьянской музыки на музыку нашего времени // Бела Барток: Сб ст. М., 1977. С. 245-249.

25. Бать Н. О полифонических свойствах мелодики в симфонических произведениях Хинде мига //Вопросы теории музыки. Вып. 3. М., 1975. С. 335-374.

26. БеИшлагА. Орнаментика в музыке. М., 1978.

27. Беляева-Экземплярская С., Яворский Б. Структура мелодии. М., 1929.

28. Бергер Б. Сонористические и конструктивные тенденции в фортепианной белорус: кой му-ыке // Вопросы культуры и искусства Белоруссии. Вып. 4. Мн., 1985. С. 42-48.

29. Бергер Н. Гармония как пространственная категория музыки / Ленинградская консервато-ия. JL, 1979. 35 с. Деп. в НИО «Информкультура» Гос. б-ки им. Ленина. 20.09.79. №20.

30. Бергер Н. Гарммшя как пространственная категория музыки // Проблемы высотной и рит-ической организации музыки: Сб. тр. / ГМПИ им. Гнесиных, Вып. 50. М., 1980. С. 60-82.

31. Бершадская Т. Лекции по гармонии. Л., 1978.

32. Бершадская Т. Функции мелодических связей в современной музыке // Критика и музы-ознание. Вып. 2. Л., 1980. С. 16-23.

33. Валъкова В. Тематическая организация в симфонических произведениях советских компо-иторов // Проблемы музыкальной науки. Вып. 5. М., 1983. С. 45-64.

34. ВебернА. Лекции о музыке. Письма. М., 1975.

35. Виноградов Г. Музыкальная фактура и индивидуальный стиль композитора: (на примере имфоний Л. Ревуцкого, Б. Лятошинского, А. Штогаренко): Автореф. дис. . канд. искусствоведения, иев, 1982.

36. Власова Н. Звуковые миры Хельмута Лахенмана // Музыкальное искусство XX века: Твор-еский процесс. Художественные явления. Теоретические концепции: Сб. науч. тр. / МГДОЛК им. .И. Чайковского. М., 1992. С. 62-74.

37. Володин А. Роль гармонического спектра в восприятии высоты и тембра звука // Музы-яьное искусство и наука: Сб. ст. Вып. 1. М., 1970. С. 11-38.

38. Гарбузов Н. Зонная природа звуковысотного слуха. М.; Л., 1948.

39. Глебов И. Музыка «Воццека» //Новая музыка: «Воццек» А. Берга. Сб. 4 / Ленинградская СМ. Л., 1927. С. 18-39.

40. ГоцТ. Фонические свойства гармонии впроизведениях композиторов нововенской школы период 1908-1914 гг.): Автореф. дис. . канд. искусствоведения. Киев, 1992.

41. Григорьев е. Теоретический курс гармонии. М., 1981.

42. Григорьева Г. Стилевые проблемы русской советской музыки второй половины XX века: 0-80-е годы. М., 1989.

43. Губайдулина С. «И это счастье.» : интервью // Сов. музыка. 1988. № 6. С. 22-27.

44. Губанов Я. Архитектоника и процессуальность гармонии Д. Шостаковича: Автореф. дис. . канд. искусствоведения. Киев, 1983.

45. Гуляницкая Н. Гармония в системе художественно-выразительных средств: стилистика му-, ыки советских композиторов (60-70-е тт.) II Современное искусство музыкальной композиции: Сб. науч.1. / ГМПИ им. Гнесиных. Выи. 79. М., 1985 С. 32-48.

46. Гуляницкая Н. Гармония и методы рационализации в музыке 50-х годов: (интерпретация и иггика). М„ 1982.

47. Гуляницкая Н. О высотногармонической системе Шнитке: (к проблеме типологии гармо-гческих стилей в советской музыке) / ГМПИ им. Гнесиных. М.,1981. 31 с. Деп. в НИО

48. Информкультура» Гос. б-ки им. Ленина. 14.08.81. № 204.

49. Гуляницкая Н. О высотногармонической системе Э. Денисова: (к проблеме типологии гар-онических стилей в советской музыке) / ГМПИ им. Гнесиных. М., 1981. 35 с. Деп. в НИО

50. Информкульт^ра» Гос. б-ки им. Ленина. 14.08.81. № 203.

51. Гуляницкая Н. Полиструкхурная система / ГМПИ им. Гнесиных. М., 1986. 37 с. Деп. в ИЮ «Информкультура» Гос. б-ки им. Ленина. 02.12.86. № 1381.

52. Гуляницкая Н. Современная гармония: теория и практика: Автореф. дис. . д-ра искусст-оведения. М., 1986.

53. ДалъхаузК. Тональность структура или процесс? // Сов. музыка. 1989. № 9. С. 124-128.

54. Демешко Г. Проблема сонатносгн в инструментальном творчестве советских композиторов 60-70-х годов: Автореф. дис. . канд. искусствоведения. М., 1980.

55. Денисов Э. Додекафония и проблемы современной композиторской техники // Музыка и современность. Вьш. 6. М., 1969. С. 478-525.

56. Денисов Э. О некоторых типах мелодизма в современной музыке // Современная музыка и проблемы эволюции композиторской техники. М., 1986. С. 137-149.

57. Денисов Э. Стабильные и мобильные элементы музыкальной формы и их взашгодействи // Современная музыка и проблемьгэволгоции композиторской техники. М., 1986. С. 112-136.

58. Денисов Э. Ударные инструменты в современном оркестре. М, 1982.

59. Дмитриев Г. Ударные инструменты: трактовка и современное состояние. М., 1991.

60. Друкт А. О преломлении народной диатоники в музыке русских композиторов-кучкисто Автореф. дис. . канд. искусствоведения. Л., 1978.

61. Друкт А. О тип; х ладомелодической функциональности в мелодике кучкистов // Сов. \ зыка. 1978. № 1. С. 43-47.

62. Друкт А. О традициях натурально-ладовой гармонии в музыке Г.В. Свиридова // Музь кальный современник: Сб. ст. Вып. 5. М., 1984. С. 90-108.

63. Друкт А. Развитие белорусской советской музыки: понятие «национальный композите ский процесс» // Белорусская советская музыка на современном этапе: Теоретические очерки. Мн., 199 С. 7-54.

64. ДъячковаЛ. Гармония в музыке XX века. М.( 1994. /

65. ДъячковаЛ, Додекафония и вопросы гармонического анализа // Современная музыка теоретических курсах вуза: Тр. / ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 51. М., 1981. С. 68-89.

66. ДъячковаЛ, Мелодика. М., 1985.

67. Житомирский Д., Леонтьева О., Мяло К, Западный музыкальный авангард после второ мировой войны. М., 1989.

68. Задерацкий В. О некоторых новых стилевых тенденциях в композиторском творчеств 60-70-х годов // Музыкальная культура Украинской ССР. М., 1979. С. 416-451.

69. Задерацкий В. О новой функции мелоса и комплементарно-сонорной полифонии // Музь кальный современник: Сб. ст. Вып. 5. М., 1984. С. 18-57.

70. Задерацкий В. Полифоническое мьшшение И. Стравинского. М., 1980.

71. Закржевская С. Гармония в творчестве композиторов Узбекистана, Таджикистана и Тур мении. Ташкент, 1979.

72. Зеленин В. К вопросу классификации скрипичных штрихов // Вопросы теории и пракги музыкальной педагогики. Мн., 1989. С. 49-57.

73. Зинькевич Е. Динамика обновления: Украинская симфония на современном этапе в свс диалектики традиции и новаторства (1970-е начало 80-х годов). Киев, 1986.

74. Зубарева Н. Фактура как форма реализации пространственно-временных представленг (Проблема генезиса и исторической эволюции музыкальных хронотопов): Автореф. дис. . канд. иску спюведения. Л., 1990.

75. Ивашкин А. Беседы с Альфредом Шнитке. М., 1994.

76. Ивашкин А. Модальность звукорядов в современной музыке // Вопросы музыкального ан лиза. Вып. 28. М., 1976. С. 130-166.

77. Ивашкин А. Чарльз Айвз и музыка XX века. М., 1991.

78. П. Ивашкин А., Хитрук А. В поисках традиций: О фортепианной музыке США XX века Пьесы американских композиторе XX века для фортепиано. М., 1991.

79. Ирза Н Музыка и современные представления о художественном; пространстве-времени Музыка. Творчество, исполнение, восприятие: Сб. науч. тр. / МГДОЛК им. П И. Чайковского. М., 199 С. 3-16.

80. Kabsuiuc Р. Тембровая динамика в оркестровых сочинениях современных композиторо Автореф. д;.е. . канд. искусствоведения. Вильнюс, 1989.

81. Караева Н. Проблема времени в музыке // Музыка: Науч. реф. сб. Вып. 2: Некоторые а пекгы теории музыки XX века. М., 1979. С. 26-34.

82. Каракулов Б. Симметрия музыкальной системы: (О мелодии): Автореф. дис. . д-ра иску ствоведения. Киев, 1991.

83. Каратыгин В. Избранные статьи. М ; Л., 1965.

84. Катунян М. Вопросы современной тональности в музыкально-теоретической литератур 70-х гг. // Музыка: Науч. реф. сб. Вып. 2: Некоторые аспекты теории музыки XX века: М., 1979. С. 3-16.

85. Катунян М. К изучению тональных систем в современной музыке // Проблемы музыкаль-ой науки. Вып. 5. М., 1983. С. 4-44. i

86. Катунян М. Статическая тональность // Laudamus. М., 1992. С. 120-129.

87. Катунян М. Эволюция понятия тональности и новые гармонические явления в советской узыке: Автореф. дис. . канд. искусствоведения. М., 1984.

88. Клопов В. Некоторые приемы синтеза тембров в оркестровке // Традиционное и новатор-ков в современной музыке. М., 1987. С. 34-43.

89. Когоутек Ц. Техника композиции в музыке XX века. М., 1976.

90. Кон Ю. Вопросы ашлиза современной м^'зыки: Статьи и исследования. Л., 1982.

91. Кон Ю. Наблюдения над гармонией в фортепианной сонате Белы Бартока // Бела Барток: б. ст. М„ 1977. С. 99-122.

92. Кон Ю. О некоторых общих основах языка тональной музыки XX века: Дис. . д-ра искус-воведения. Петрозаводск, 1987.

93. Кон Ю. Об одном свойстве вертикали в атональной музыке // Музыка и современность, ып. 7. М„ 1971. С. 294-318.

94. Кон Ю. Об искусственных ладах // Проблемы лада. М., 1972. С. 99-112.

95. Коршунова В. Додекафонная техника сквозь призму национальной традиции: (творчество осковских композиторов в 60-е годы) // История и современность: Сб. науч. тр. / МГДОЛК им. .И. Чайковского. М., 1990. С. 130-146.

96. Комарова Г. Полифоническая природа гармонии Д.Д. Шостаковича: Автореф. дис. . канд. скусствоведения. Киев, 1981.

97. Кравцов Т. Гармоническая интонация: Автореф. дис. . д-ра искусствоведения. Киев, 1988.

98. Ксенофонтова Н. Камерный оркестр в музыке первой половины XX века: (К проблеме ис-рической типологии оркестрового письма): Автореф. дис, . канд. искусствоведения. М., 1984.

99. КудряшовЮ. Катехизис теории сонорного лада // Аспекты теоретического музыкознания: б. науч. тр. / ЛГИТМИК. Сер.: Проблемы музыкознания. Вып. 2. Л., 1989. С. 123-143.

100. КудряшовЮ. Об особенностях ладогармонического устройства «Сада радости и печали» . Губайдулиной // Музыка. Язык. Традиция: Сб. науч. тр. / ЛГИТМИК. Сер.: Проблемы музыкознания, ьш. 5. Л, 1990. С. 179-192.

101. Кузнецов И. Теоретические основы полифонии XX века. М., 1994.

102. Кулясова М. Числовая символика в музыке И.С. Баха: Дипломная работа / Московская го-дарственная консерватория. М., 1997.

103. КурбатскаяС. Серийная музыка: вопросы истории, теории, эстетики. М., 1996.

104. Курт Э. Основы линеарного контрапункта, М., 1931.

105. Курт Э. Романтическая гармония и ее кризис в «Тристане» Вагнера. М., 1975.

106. Кюрегян Т. Неомодальность и музыкальная форма // Музыкальное искусство XX века: ворческий процесс. Художественные явления. Теоретические концепции: Сб. науч. тр. / МГДОЛК им. .И. Чайковского. М.,1992. С. 96-129.

107. Кюрегян Т. Эволюция принципов музыкальной формы в творчестве советских композиго-ов 50-70-х годов: Дис. . канд. искусствоведения. М., 1981.

108. Левая Т. Отношения горизонтали и вертикали в фугах Шостаковича и Хиндемига // Полония: Сб. теорет. ст. М„ 1975. С. 228-248.

109. Левко О. Теоретические проблемы становления и развития новых типов камер-о-инструменгального ансамбля на примере творчества советских композиторов 60-80-х годов: Автореф. с. . канд. искусствоведения. М., 1987.

110. Лещеня Т. Стилеобразующая роль ладогармонических явлений в творчестве . Богатырева: (к проблеме формирования профессиональной традиции в белорусской музыке): Автореф. ю. . канд. искусствоведения. Вильнюс, 1986.

111. Логинова Л. Звуковысотность в музыке: Проблемы восприятия: Автореф. дис. . канд. скусствоведения. М., 1986.

112. Лосев А. Музыка как предмет логики // Лосев А.Ф. Из ранних произведений. М., 1990. С.195.390.

113. Лотман Ю. Анализ поэтического текста. М., 1972.

114. ИЗ. МазельЛ. Проблемы классической гармонии. М., 1972. •

115. Мозель JI. Пути развития языка современной музыки// Сов. музыка. 1965. №6. С. 15-26 № 7. С. 6-20; № 8. С. 6-20.

116. Макагян Н. О формах взаимодействия различных высотных структур в современной му зыке: Автореф. дис. . канд. искусствоведения. М.,1990.

117. МаклыгинА. Сонорика в музыке советских композиторов: Дис. . канд. искусствоведе ния. М., 1985.

118. Мальтер J1. Инструментоведение в нотных образцах: симфонический оркестр. М., 1981.

119. Мдивани Т. Из наблюдений над симфонизмом Федора Пыталева: Произведения зрело периода // Вести АН Беларуси. Сер. обществ, наук Мн., 1993. № 2. С. 87-93. На белор. яз.

120. Мдивани Т. Методические рекомендации по гармонии. Мн., 1981.

121. Мдивани Т. О проявлении гармонического фонизма в белорусской музыке // Белорусск музыка на современном этапе: Теоретические очерки. Мн., 1990. С. 200- 227.

122. Мдивани Т. Принципы организации оркестровой ткани: общие закономерности: (на при мере произведений Д. Смольского) // Вопросы культуры и искусства Белоруссии. Вып. 4. Мн., 1985 С.30-36.

123. Мдивани Т. Принципы организации оркестровой ткани: драматургия контрастов: (на при мере произведений Д. Смольского ) // Вопросы культуры и искусства Белоруссии. Вып. 6. Мн., 1987 C.8-14.

124. Мдивани Т. Ранние симфонии Федора Пыталева // Вести АН Беларуси. Сер. обществ, на ук. Мн., 1994. № 1. С. 87-91. На белор. яз.

125. Мдивани Т. Э. Денисов. «Пять историй господина Койнера по Бертолъду Брехту»: вопрос композиции // Теоретические проблемы современной музыки: Науч. тр. / БелАМ. Вып. 2. Мн., 1992. 86-112.

126. Мдивани Т., Сергиенко Р. Композиторы Беларуси. Мн., 1997. На белор. яз.

127. Медушевский В. О художественной ценности мелодического начала в современной музы ке // Критика и музыкознание. Вып. 2. JL, 1980. С. 5-16.

128. Мессиан О. Техника моего музыкального языка. М., 1996.

129. Месснер Е. Основы композиции. М., 1968.

130. Милка А. Теоретические основы функциональности в музыке. Л., 1982.

131. Молоствоеа Л. Тематическая гармония. Саранск, 1994.

132. Мореное В. Памяти друга и учителя. // С.С. Скребков. Статьи и воспоминания. М., 19791. С. 32-43

133. Мореное В. Трактовка тонической функции в гармонии Мясковского // Теоретически проблемы музыки XX века. Вып.1. М., 1967. С. 357-390.

134. МутлиА. Мелодические функции голосов многоголосной музыки 1944. // Проблемы ор ганизации музыкального произведения: Сб. науч. тр. / МГДОЛК. М., 1979. С. 198-246.

135. Назайкинский Е. Звуковой мир музыки. М., 1988.

136. Назайкинский Е. Логика музыкальной композиции. М., 1982.

137. Назайкинский Е. О психологии музыкального восприятия. М., 1972.

138. Назайкинский Е., РагсЮ. Восприятие музыкальных тембров и значение отдельных rap моник звука // Применение акустических методов исследования в музыкознании: Сб. ст. М.,1964. С 79-100.

139. Нестьева М. Творчество Валентина Сильвестрова // Композиторы союзных республг Сб. ст. Вып. 4. М.,1983. С. 79-121.

140. Николаева Е. О взаимоотношении мелодики и ладообразования: (к проблеме «композито и фольклор») И Сов. музыка. 1983. № 11. С. 97-106.

141. Николаева Е. Пространственные аспекты гармонии в советской музыке фольклорного на правления (60-70-е годы) // Пространство и время в музыке: Сб. тр. / Рос. академия музыки. Вып. 121 М„ 1992. С. 117-131.

142. Носина В. Символика музыки И. С. Баха и ее интерпретация в «Хорошо темперированно клавире». М., 1991.

143. Овсянникова Т. Проблемы полифонического тематизма и полифонической формы в сов ' ской музыке: (на материале произведений 60-70-х годов): Автореф. дис. . канд. искусствоведен1. Вильнюс, 1982. '

144. ОнеггерА. О музыкальном искусстве. Л., 1979.

145. Орлов Г. Время и пространство музыки // Проблемы музыкальной науки. Вып. 1. М., 72. С. 358-394.

146. Чайковский об опере: Избранные отрывки го писем и статей. М.; JL, 1952.

147. Паисов Ю. Политональность в творчестве советских и зарубежных композиторов XX ве-• М., 1977.

148. ПанкевичГ. Проблема анализа пространственно-временной организации музыки // Музы-оьное искусство и наука. Вып. 3. М., 1978. С. 124-144.

149. Петров 10. Символика и диалектика чисел в «Хорошо темперированном клавире С. Баха (I том)». Мн., 1993.

150. Петрусева Н. Проблемы композиции в музыкально-теоретических трудах Пьера Булеза: торсф. дис. . канд. искусствоведения. М., 1996.

151. ПопеляшЛ. фактурных предпосылках политональности // С.С. Скребков. Статьи и воспо-тания. М., 1979. С. 163-175.

152. Притыкина О. Музыкальное время: его концетуальноегь, структура, методы исследова-:: Автореф. дис. . канд. искусствоведения. JL, 1986.

153. Прокошин Ю. Постмодернизм в музыкальной культуре Запада 80-х годов // Сер.: Музыка: спресс-информация. Вып. 4. М., 1988.

154. Просняков М. Об основных предпосылках новых методов композиции в современной мус // Laudamus. М., 1992. С. 91-99.

155. Рагс Ю. Тембр // Муз. энциклопедия. М., 1981. Т. 5. Стб. 488- 489.

156. РгшанГ. Упрощенная гармония, или учение о тональных функциях аккордов 1893. М.,01.

157. Римский-Корсаков Н. Основы оркестровки. М.; JI., 1946.

158. Рудаков Е. Новая теория образования верхней певческой форманты // Применив акустиче-к методов исследования в музыкознании: Сб. ст. М., 1964. С 18-37.

159. Румянцеве. Взаимодействие стилей как форма художественного обобщения в музыке: с. . канд. искусствоведения. М., 1980.

160. Рыжкова Н. Проблемы индивидуализации тематизма'и форм в современной советской струментальной музыке: Автореф. дис. . кавд. искусствоведения. J1., 1982.

161. Сабанеев Л. Воспоминания о Скрябине. М., 1925.

162. Саввина Л. Соотношение мелодии и гармонии в произведениях Д. Шостаковича: Авто-ф. дис. . канд. искусствоведения. JL, 1983.

163. Савенко С. И гармонической стихии власть: О музыке Валентина Сильвестрова // Сов. ыка. 1988. № 3. С. 26-33.

164. Савенко С. Карлхайнц Штокхаузен // XX век Зарубежная музыка: Очерки. Документы. . 1.М., 1995. С. 11-36.

165. Савенко С. Портрет художника в зрелости //Сов. музыка. 1981. №9. С. 35-42.

166. Савицкая О. Авангардистские тенденции в белорусской музыке 60-х начала 90-х гг. и блема крупной инструментальной формы // Вопросы гультуры и искусства Беларуси. Вып. 12. Мн.,93. С. 38-46. На белор. яз.

167. Савицкая О. К проблеме крупной формы в белорусской советской музыке: симфонии 60-1980-х годов: Автореф. дис. . канд. искусствоведения. Вильнюс, 1990.

168. Савицкая О. О принципах композиций симфоний Е. Глебова // Вопросы культуры и ис-сгва Белоруссии. Выл 1. Мн., 1982. С. 17-23.

169. Савицкая О. Сквозное ладогармоническое развитие в симфонических циклах Е. Глебова // сти АН Беларуси. Мн., 1979. № 2. С. 95-107. На белор. яз.

170. Савицкая Н. Стилевые тенденции развития украинской советской музыки 60-70-х гг.: (на дере камерной симфонии): Дис. . канд. искусствоведения. Л., 1984.

171. Сахалтуева О., Назайкинский Е. О взаимосвязях выразительных средств в музыкальном олнении: (на примере анализа пьесы Р. Шумана «Грезы» // Музыкальное искусство и наука. Вып. 1.1970. С. 59-94.

172. Сергиенко Р. Восьмая симфония Д. Смольского: Взгляд на композицию и драматургию // просы культуры и искусства Беларуси. Вып. 13. Мн., 1994. С. 20-28. На белор. яз.Л

173. СергиенкоР. Звуковысотная основа симфоний Евгения Глебова//Теоретические проб мы современной музыки: Кауч. тр. / БелАМ. Вып. 2. Мн., 1992. С. 112-133.

174. Сергиенко Р. № наблюдений над тематизмом в произведениях Белы Бартока. Мн., 1977

175. Сергиенко Р. Исполнительская интерпретация музыкального произведения. Мн., 1992

176. Сергиенко Р. К вопросу теории тональности // Вопросы музыкознания. Мн., 1981.76.82.

177. Сергиенко Р. Новые аспекты звуковысотной организации в белорусской музыке 60-х гг. Проблемы культуры и искусства Беларуси. Вып. 12. Мн., 1993. С. 26-35. На белор. яз.

178. Скворцова Л. О значении негармонических факторов формирования устоя в классичес ладотональности: (на материале произведений венских классиков) // Проблемы лада и гармонии: Сб. уч. тр. / ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 55. М., 1982. С. 81-94. ^

179. СкворцоваЛ. О некоторых аспектах создания звуковысотной устойчиво (тоникальности) // Современные методы исследования в музыковедении: Сб. науч. тр. / ГМПИ им. Г синых. Вып. 31. М., 1977. С. 83-97.

180. СкворцоваЛ. Фактура и тоникальность // Проблемы музыкальной фактуры: Сб. тр ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 59. М., 1982. С. 56-65.

181. Скребков С. Интонация и лад //Сов. музыка. 1967. № 1. С. 89-94.

182. Скребков С. Об интонационных особенностях гармонических функций в современной зыке // Теоретические проблемы музыки XX века. Вып. 1. М., 1967. С. 33-57.

183. Скребкова-Филатова Ы. Фактура в музыке: Художественные возможности. Структ Функции. М., 1985.

184. Слонимский С. Симфонии Прокофьева: Опыт исследования. M.; JI., 1964.

185. СнитковаИ. О новых принципах фактурной организации б современной музыке: Ав реф. дис. канд. искусствоведения. Вильнюс, 1986.

186. Советская музыка 70-80-х годов: проблемы композиторского творчества. Вып. 3. М., 198

187. Соколов А. Громкостная динамика как предмет анализа // Проблемы музыкальной на Вып. 5. М., 1983. С. 107-137.

188. Соколов А. Музыкальная композиция XX века: диалектика творчества. М., 1992.

189. Соколов А. О роли звукового материала в системе музыкальных средств: Дис. . к* искусствоведения. М., 1980.

190. Соколова Е. Аккордика и линеарносгь в гармонии позднего творчества Шостакович Вопросы теории музыки: Сб. тр./ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 30. М., 1977. С. 116-131.

191. СтепанскаяН. Мелодия в условиях ннструменгального многоголосия: Дис. . канд. кусствоведения. Мн.,1985. *

192. Степанцевич К. К проблеме генезиса стилевого перелома в белорусской музыке // Во сы культуры и искусства Беларуси. Вып. 12. С. 3-11. На белор.яз.

193. Степанцевич К. Новые тенденции в развитии белорусского музыкального искус (конец 50-х первая половина 70-х годов). Мн., 1981.

194. Стоянов П. Взаимодействие музыкальных форм. М,, 1985.

195. Стоянов С. Вопросы динамики музыкального пространства: Автореф. дис. . канд. кусствоведения. Киев, 1982.

196. Стравинский И. Хроника моей жизни. Л., 1963.

197. Таракановы. Мелодические явления в гармонии С. Прокофьева // Музы но-теоретические проблемы советской музыки. М., 1963. С. 104-147.

198. Таракановы. Музыкальный театр Альбана Берга. М., 1976.

199. Тараканов Ы. Неотложные проблемы // Сов. музыка. 1961. № 10. С. 46-51.

200. Таракановы. Новая жизнь национальной традиции в современной советской музыке: опыт постановки вопроса) // Новая жизнь традиций в советской музыке: Статьи и интервью. М., 1989. С. -51.

201. Тараканов М. Новая тональность в музыке XX века // Проблемы музыкальной науки. ып.1.М, 1972. С. 5-35.

202. Таракановы. Памяти друга и учителя. // С.С. Скребков. Статьи и воспоминания. М., 979. С. 26-31.

203. Таракановы. Симфония и инструментальный концерт в русской советской музыке. М.,988.

204. Таракановы, Стиль симфоний Прокофьева. М., 1968.

205. Таракановы. Традиции и новаторство в современной советской музыке: (опыт постанов-проблемы) // Проблемы традиций и новаторства в современной музыке. М., 1982. С. 30-51.

206. Тарасов Б. О сущности музыкального тембра // Выразительные средства музыки: Сб. ст. расноярск, 1988. С. 159-174.

207. Теплое Б. Психология музыкальных способностей. M.;JI., 1947.

208. Титова Т. Вопросы анализа современной мелодики: (на материале произведений для. рунных смычковых и духовых инструментов соло): Дис. . канд. искусствоведения. Мн., 1994.

209. Толстой Д. Музьпса и время//Сов. музыка, 1971. № 12. С. 44-50.

210. Тюлин Ю. Учение о гармонии. М., 1966.

211. Тюлин Ю. Учение о музыкальной фактуре и мелодической фигурации: Музыкальная фак-ра. М., 1976.

212. Тюлин Ю., Привано Н. Теоретические основы гармонии. М.,1965,

213. ФилатовВ. К проблеме использования ударных инструментов в советской музыкальной льтуре 60-80-х годов: Автореф. дис. . канд. искусствоведения. М., 1991.

214. Философская энциклопедия: В 5 т. М., 1960-1970.

215. Философский словарь. М., 1991.

216. Фраёнов В. Фактура//Муз. энциклопедия. М., 1981. Т. 5. Стб. 754-761.

217. Франтова Т. О новых функциях полифонической фактуры в советской музыке 60-х гг. // роблемы музыкальной науки. Вып. 5. М., 1983. С. 65-89.

218. ХабаА. Гармоническая основа четвертетоновой системы // К новым берегам. 1923. № 3.6.10.

219. Ходинская Н. Музыкально-поэтические средства в творчестве современных белорусских омпозиторов //Поэтика музыкальной композиции: Сб. тр. /ГМПИим. Гнесиных. Вып. 113. М., 1990. С. 33-151.

220. Холопов Ю. Гармония. Теоретический курс. М., 1988.

221. Холопов Ю. Двенадцатитоновость у конца века: музыка Эдисона Денисова // Музыка дисона Денисова: Материалы научной конференции, посвященной 65-летию композитора: Науч. тр.: б. 11 / Московская государственная консерватория. М., 1995. С. 76-94.

222. Холопов Ю. Задания по гармонии. М., 1983.

223. Холопов Ю. К проблеме музыкального анализа // Проблемы музыкальной науки. Вып. 6. ., 1985. С. 130-151.

224. Холопов Ю. Кто изобрел 12-тоновую технику? // Проблемы истории австро-немецкой му-ыки: первая треть XX века: Сб. тр. / ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 70. М., 1983. С. 34-57.

225. Холопов Ю. Лады Шостаковича: структура и систематика // Шостаковичу посвящается: . ст. к 90-летию композитора. М., 1997. С. 62-77.

226. Холопов Ю. Лекции по гармонии в Московской консерватории. 1997.

227. Холопов Ю. Метрическая структура периода и песенных форм // Проблемы музыкального итма. М„ 1978. С. 105-163.

228. Холопов Ю. Модальная гармония: Модальность как тип гармонической структуры // Му-ыкальное искусство: Общие вопросы теории и эстетики музыки: Проблемы национальных музыкальныхльтур. Ташкент, 1982. С. 16-31.

229. Холопов Ю- Наши в Англии: Дмитрий Смирнов, Елена Фирсова // Музыка из бывше СССР: Сб. ст. Вып. 2. М., 1996. С. 255-303.

230. Холопов Ю. О трех зарубежных системах гармонии//Музыка и современность. Вып. М„ 1966. С. 216-329.

231. Холопов Ю. Об общих логических принципах современной гармонии // Музыка и совр менность. Вып. 8. М., 1974. С. 229-277.

232. Холопов Ю. Об эволюции европейской тональной системы // Проблемы лада . М., 197 С. 35-76.

233. Холопов Ю. Очерки современной гармонии. М., 1974.

234. Холопов Ю. Проблема новой тональности в русском и советском теоретическом музыко нании // Вопросы методологии советского музыкознания: Сб. науч. тр. / МГДОЛК им. П.И. Чайковског М., 1981. С. 100-126.

235. Холопов Ю. Современные черты гармонии Прокофьева. М., 1967.

236. Холопов Ю. Стремление к высокой красоте//Муз. жизнь. 1988. № 12. С. 11-12.

237. Холопов Ю. Формообразующие средства современной гармонии // Сов. музыка. 196 №11. С. 45-47.

238. Холопов Ю. Функциональный метод анализа современной гармонии // Теоретичес1 проблемы музыки XX века. Вып. 2. М„ 1978. С. 169-199.

239. Холопов 1С., Ценова В. Эдисон Денисов. М., 1993.

240. Холопова В. Внимание ритму // Сов. музыка. 3964. № 7. С.16-21.

241. Холопова В. Вопросы ритма в творчестве композиторов XX века. М., 1971.

242. Холопова В. Мелодика. М., 1984.

243. Холопова В. Музыка как вид искусства. Ч. 1-2. М., 1990.

244. Холопова В. О линеарно-мелодическом мышлении композиторов XX века // Критика музыкознание. Вып. 2. Л., 1980. С. 23-35.

245. Холопова В. О системе мелодических приемов завершения формы // И.Ф. Стравинск Статьи и материалы. М., 1973. С. 322-346.249". Холопова В. О теории Эрнё Лендваи// Проблемы музыкальной науки. Вып. 1. М., 1972.326.357.

246. Холопова В. «Обертоновая» гармония начала XX века // Сов. музыка. 1971. №10.126.131.

247. Холопова В. Симметрия интервалов у Прокофьева// Сов. музыка. 1972. №4. С. 100-106.

248. Холопова В. София Губайдулина: Путеводитель по произведениям. М., 1992.

249. Холопова В. Специфика стиля С. Губайдулиной и ее Третий квартет // Поэтика музыка ной композиции: Сб. тр. / ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 113. М., 1991. С. 32-50.

250. Холопова В. Типы новаторства в музыкальном языке русских советских композитор среднего поколения // Проблемы традиции и новаторства в современной музыке. М., 1982. С. 158-205.

251. Холопова В. Фактура. М., 1979.

252. Холопова В., Рестанъо Э. София Губайдулина. М., 1996.

253. Холопова В., Холопов Ю. Антон Веберн: Жизнь и творчество. М., 1984.

254. Холопова В., Чигарёва Е. Альфред Шнитке: очерк жизни и творчества. М., 1990.

255. Ценова В. Александр Вустин: поле битвы душа // Музыка из бывшего СССР. Вып 1. 1994. С. 223-240.

256. Ценова В. Культурология Владимира Тарнопольского // Музыка из бывшего СССР. Вь 1.М. 1994. С. 283-295.

257. Ценова В. О музыкальных формах в творчестве московских композиторов 80-х годов Московская государственная консерватория. М., 1988. 51 с. Деп. в НИО «Информкультура» Гос. б-ки Ленина. 03.06.88. № 1774.

258. Ценова В. О современной систематике музыкальных форм // Laudamus. М., 1992.107.114.

259. Ценова В. О творчестве московских композиторов 80-х годов: к проблеме музыкально языка // Музыкальный язык в контексте культуры: Сб. тр. / ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 106. М., 198 С. 132-142.

260. Ценова В. Проблемы музыкальной композиции в творчестве московских композиторов 0-х годов: Дне. . канд. искусствоведения. М., 1989.

261. Цуккерман В. Динамический принцип в музыкальной форме // Музыкаль-о-теорегические очерки и этюды. М., 1970. С. 19-120.

262. Цуккерман В. Тембр и фактура//Сов. музыка. 1969. №3. С 45-52;№5. С 97-103.

263. Цытович В. Специфика тембрового мышления Б. Бартока в квартецрИг оркестровых со-инениях // Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 11. Л., 1972. С. 147-166. ?

264. Чайковский П. Руководство к практическому изучению гармонии 1871. // ПСС. Т. 3: Лит. .оизведения и переписка. М., 1957. . \ .

265. Шабунова И. О функциях тембра в современной музыке: Дис. . кавд. искусствоведения. ., 1987.

266. Швейцер А. Иоганн Себастьян Бах. М„ 1964.

267. Шнитке А. На пути к воплощению новой идеи // Проблемы традиций и новаторства в со-ременной музыке. М., 1982. С. 104-107.

268. Шнитке А. Развивать науку о гармонии// Сов. музыка. 1961. № 10. С. 44-45.

269. Шпектор И. Жанровые особенности концерта для скрипки с оркестром С. Губайдулиной Offertorium»: Дипломная работа / Белорусская академия музыки. Мн., 1994.

270. Штейн Р. Четвертетоновая музыка // К новым берегам. 1923. № 3. С. 10-15.

271. ШтокхаузенК. Ситуация ремесла: (Критерии «пуантилистической музыки») // XX век. арубежная музыка: Очерки. Документы. Вып. 1. М., 1995. С. 37-54.

272. Шульгин Д. Годы неизвестности Альфреда Шнитке: Беседы с композитором. М., 1993.

273. Шульгин Д. Теоретические основы современной гармонии. М., 1994.

274. ЭликМ. Sprechgesang в «Лунном Пьеро» А. Шенберга // Музыка и современность. Вып. 7. 1971. С. 164-210.

275. Этингер М. Гармония в полифонических циклах Хиндемита и Шостаковича // Теоретиче-с проблемы музыки XX века. Вып. 1. М, 1967. С. 441-471.

276. Юденич Н. Натурально-ладовая гармония в творчестве белорусских композиторов // Мужа и жюнь. Вып. 2. М/, Л., 1973. С. 25-33.

277. Юденич Н. О натурально-ладовой гармонии: (в помощь студенту-заочнику). Мн., 1966.

278. Юденич Н. О традициях русской натурально-ладовой гармонии в творчестве .Я. Мясковского//Проблемы лада. М., 1972. С. 208-225.

279. Юзелюнас 10. К вопросу о строении аккорда: Автореф. дис. . д-ра искусствоведения. Л.,72.

280. Якубов М. Полифонические черты мелодики Прокофьева: (имитационные формы скрытой лифонии) // От Люлли до наших дней. М., 1967. С. 193-229.

281. Ямполъский И. Регистр //Муз. энциклопедия. Т. 4. М., 1978. Стб. 581-582.

282. Янеляускас Р. Аспекты функциональной динамики в творчестве современных литовских мпозиторов: Автореф. дис. . канд. искусствоведения. Вильнюс, 1983.

283. AlbersheimG. Nochmals: Zur Zweikomponenten-Theorie der Tonh6he // MusMorschung. 77. № 3. S. 293-298.

284. Bartollozzi B. New Sounds for Woodwind. London; New York; Toronto, 1967.

285. BergerW. Dimensium modale Bucuresti // Ed. muzicalS. 1979.- 291. Boulez P. «Recherche/Creation» // Neue Zeitschrift fur Musik. 1985. № 5. S. 23-25.

286. EricksonR. Sound structure in music.-Berkeley etc.: Univ. of Calif, press, 1975.

287. Firca G. О ordine formal-geometrica a sistemului modal-diatonic // Muzica. 1977. № 8. S. -29.

288. Hasty Ch. F. Rhythm in post-tonal music: preliminary questions of duration and motion // urnal ofMusic Theory. 1981. Vol. 25. №2. P. 183-216.

289. Ligeti G. Darmstadter Beitrage zur Neuen Musik. X. Form. Darmstadt, 1966.130

290. Morgan R. The theory and analysis of tonal rhythm // Musical Quarterly. 1978. Vol. 64. № 4. P. 435-473.

291. Perle G. Twelve-tone tonality. Berkeley; Los Angeles; London: Univ. of Calif, press, 1977.

292. RuferJ. Die {Composition mit zwOlfTonen. Kassel; Basel; u. a. 1966.

293. Siegmeister E. Harmony and Melody. Vol.2: Modulation chromatic and modem styles Belmont; Calif.; Wadsworth, 1966.

294. Varese E. The Liberation of Sound // Perspectives of New Music. 1966. Vol. 5. № 1. P. 11-19,

295. VieruA. Cartea modurilor. Bucurefti, 1980.

296. VieruA. Modalism a «Third World» // Perspectives of New Music. 1985. Vol. 24. № 1. P62.71.

297. Vieru A. Reabilitarea modurilor «defective» // Muzica. 1978. № 4. S. 8-12.

298. VieruA. The book of modes. Bucure^ti, 1953.квинтовый гексахорд

299. Ф. Пыталев. Четвертая симфония. I ч.1. Allegro'. I soloшnvpgliss.gliss.1. T-no1. ЗЁЕЁ1. T-ro