автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему:
Поэтика жанра романа в творчестве Анджелы Картер

  • Год: 2001
  • Автор научной работы: Родионова, Наталия Гербертовна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.03
Диссертация по филологии на тему 'Поэтика жанра романа в творчестве Анджелы Картер'

Введение диссертации2001 год, автореферат по филологии, Родионова, Наталия Гербертовна

Анджела Картер - одна из самых ярких и необычных английских писательниц второй половины нашего века. Ее писательская карьера сложилась вполне благополучно: первые же романы, вышедшие во второй половине 60-х годов, вызвали положительные отзывы со стороны критики. Был упомянут целый ряд литературных и внелитературных влияний на ее творчество (тут и Эдгар По, Гофман, Гюисманс, Метерлинк, и "Сатирикон" Феллини, и фильмы Поланского, и графика Бердслея, и живопись Гюстава Моро). Она встала в один ряд с такими общепризнанными мастерами, как Габриэль Гарсиа Маркес и Томас Пинчон. При этом, хотя обращалась писательница к безусловно элитарной интеллектуальной аудитории, ей удалось привлечь внимание достаточно широких читательских кругов.

Ее творчество насчитывает семь романов, несколько эссе и сборники новелл. Среди них: "Танец тени" ("Shadow Dance"), 1966, "Волшебный магазин игрушек" ("The Magic Toyshop"), 1967, "Несколько ощущений" ("Several Perceptions"), 1968, "Герои и злодеи" ("Heroes and Villains"), 1969, "Любовь" ("Love"), 1971, "Адские машины желания доктора Хоффмана" ("The Infernal Desire Machines of Dr. Hoffmann", 1972, "Страсть новой Евы" ("The Passion of New Eve"), 1977, эссе "Ночь в цирке" ("Night at the Circus"), 1984, "Мудрые дети" ("Wise Children"), 1991, сборники рассказов "Американские рассказы и чудеса старого мира" ("American Stories and Old World Wonders"), "Сжигая ваши лодки" ("Burning Your Boats"), "Кровавая комната и другие рассказы" ("The Bloody Chamber and Other Stories").

Картер представляет большой интерес для исследователя, поскольку находится в постоянном поиске новых способов проникновения в сферу человеческого подсознания. Она имплантирует игру в ткань романа как сильнейшее средство вовлечения читателя в ход подразумеваемых повествованием событий. Кэролин Морхед назвала Картер "готической писательницей, соединившей аллегорию и метафору, миф и символизм".1 Критики склонны связывать Анджелу Картер с послевоенным французским романом или же относить ее творчество к южно-американскому магическому реализму. Большинство ее произведений футуристичны по своему содержанию и манере, где иллюзии неотделимы от реальности.

Следует отметить четыре основных элемента прозы Картер: "сочная" фантастика, готические темы, насилие и скрытый эротизм.

Романы Картер невозможно понять вне исторического, социального и культурного контекста, поэтому приходится обращаться к литературе по истории культуры: работам Ж.Деррида, Р.Барта, И.Ильина, Г.К.Косикова, Р. А.Гальцевой, Л.Г.Андреева, Н.П.Михальской. Именно мировоззренческая установка постмодернизма прежде всего сказалась на принципах изображения человека в искусстве и выразилась в полной деструкции персонажа как психологически и социально детерминированного характера.

Постмодернизм как направление в современной литературе и литературной критике выступает, прежде всего, как "попытка выявить на уровне организации художественного текста определенный мировоззренческий комплекс, состоящий из специфических эмоционально окрашенных представлений. Основные понятия, которыми оперируют сторонники этого направления: "мир как хаос" и "постмодернистская чувствительность", "мир как текст" и "интертекстуальность", "кризис авторитетов" и "эпистемологическая неуверенность", "двойное кодирование" и "пародийный модус повествования" или дискретность , 2 пастиш , противоречивость , фрагментарность" повествования и "метарассказ"/ Идею интертекстуальности, например, нельзя рассматривать просто как

1 Contemporary Literary Criticism. Vol. 44, 1981, p. 134.

2 Ильин, Илья. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. - М.: Интрада. 1998 побочный результат теоретической саморефлексии постмодернизма: она возникла в ходе критического осмысления широко распространенной художественной практики, захватившей в последние двадцать лет не только литературу, но и другие виды искусства. Для писателей-постмодернистов весьма характерно цитатное мышление. Жизненное ощущение собственной интертекстуальности и составляет внутреннюю стилистику постмодернизма, "который хаосом цитат стремится выразить свое ощущение "космического хаоса", где царит процесс распада мира в е щ е й ".1

Подобная мировоззренческая установка сказалась прежде всего на принципах изображения человека в искусстве постмодернизма и полной деструкции персонажа как психологического и социально детерминированного характера. От организации повествования и расчленения материала, выдвижения на первый план событий личной психологической жизни героев, историко-фантастической реальности, пропущенной через сознание индивидуума, зависит основное содержание произведения и его внутренняя динамика. Текст может быть построен вокруг основных событий жизни героя или по наиболее значимым с точки зрения автора событиям внешнего мира, выступающим как своеобразные вешки памяти в пробуждающемся сознании персонажа. Часто варьирование основных повествовательных начал, выделение то одного, то другого из них проявляется в рамках отсутствия внешней временной и логической связи между отдельными звеньями с ю же та.

Возможность проявления калейдоскопических отрывков, иногда соединенных только общей идеей, мыслями, наблюдениями, размышлениями, внутренним состоянием повествователя, обусловлена изменением психологии восприятия действительности в XX веке, когда привычный, строго организованный порядок

1 Ильин, Илья. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. - М.: Интрада. 1998 движения сюжета в одном направлении сменяется иным способом организации повествования.

Творчество Картер тесно связано с современным литературным процессом в целом: можно выявить закономерности и отличия в построении романной формы, в сюжете и жанре по отношению к английскому варианту постмодернизма. Сложность организации романов обусловлена тем, что у Картер происходит соединение разных планов и множества тем, усиленных внесюжетными конструкциями.

Отсюда два разнородных друг от друга жанра романов Картер: психологический, решенный внешне в традиционном духе и научно-фантастический. Здесь сложно переплетаются две основные тенденции ее раннего творчества: с одной стороны, использование самых сильных средств, подчас рядящихся в идиомы ББ фантастики и жестокой эротики, в целях разрушения устоявшейся беллетристической реальности, условность которой перестала ощущаться читателем, а с другой - попытка осмыслить и художественно отразить духовный опыт (и процесс, и результат) поколения шестидесятников.

В силовом поле между двумя полюсами - фактическим отрицанием литературной псевдореальности и анархическим отрицанием социального сценария - и разворачивается богатейшая прозаическая ткань Анджелы Картер, и если ее "Любовь" находится на социальном полюсе, то "Адские машины желания доктора Хоффмана" ближе к полюсу литературному.

В пространстве между ними и предпринимается попытка высвободить слова, устранить тенденцию современной псевдокультуры к отождествлению художественного слова с реальностью, а также внесению в произведение извечного задора, из которого единственно и происходит не только литература, но и само письмо, ведущее свое начало из некой зоны вне - вещей, языка, пространства, времени. По мнению Картер, необходимо вернуть словам извечно условный характер иной реальности, более связанной с экзистенциальной ситуацией человека, чем с "глянцевитой поверхностью фиглярствующих вещей".

Анализ психологических романов строится на концепциях феминизма и фрейдовском психоанализе. Картер продемонстрировала способность литературы вложить свой особый смысл в естественно-научные теории. Несомненно, в какой-то степени Картер дебиологизирует учение Фрейда, переводя его в символический план и рассматривая как проявление культуры. Но она не вышла за пределы общей пан сексуальной мысли. Она сумела переосмыслить с позиции лингвистического подхода ко всем явлениям функцию отношений в оппозиции "мужчина/женщина". Использование знаний психологии и философии придает специфический оттенок жанру романа.

Возьмем^к примеру^"эдипов комплекс", с которым читатель сталкивается в романах "Любовь" и "Несколько ощущений". Картер не придерживается ни своеобразного понимания этого явления Лаканом, который, следуя духу лингвистической дебиологизации фрейдизма, отказывается от его буквальной интерпретации, ни чисто фрейдовского трактования. Если у Фрейда эдипов отец выступает в роли реального, биологического отца, то у Лакана он замещается символом -"именем отца", т.е. опять ученый стремится вывести его за пределы фрейдовского психосексуализма. Таким образом, он переводит проблему в область языка, подчеркивая при этом, что символ имени отца приобретает значение закона, поскольку при усвоении имени, т.е. фамилии отца, у ребенка тем самым кончается период неуверенности. Лакан концептуализирует "эдипов комплекс" как лингвистическую трансакцию, утверждая, что табу может быть выражено только через лингвистические категории "отец" и "мать". Для Лакана недостаток Фрейда заключается в том, что тот исходит из влечений индивидов и потребностей в их удовлетворении, тем самым игнорируя социальное измерение человека. С точки зрения французского ученого, субъективно-объективные отношения проявляются с самого начала в становлении сознания. Правда, не следует забывать, что у него они в основном ограничиваются интерсубъективностью, так как отношение субъекта с "реальным" постулируется лишь в опосредованном языковом виде и поэтому недоступно восприятию в непосредственно "чистом состоянии". Картер же учению Фрейда отдает роль подтекста. Читатель прекрасно понимает причину поведения героя, осязая психологический ряд. Эта история (будь то "Эдипов комплекс" или взаимодействие полов, или отпечаток детских комплексов) идет вторым планом в романе.

Большое значение играет и феминистский аспект творчества. Юлия Кристева, например, определяет женское начало как "пространство не только письма, но и истины".1 Эта истина "не представляема" и "не воспроизводима" традиционными средствами и "лежит за пределами мужского воображения и логики, мужского господства и мужского правдоподобия". В подобного рода взгядах Картер очень схожа с Кристевой. Близкая ей по духу Иригарай призывала женщин признать свою силу как проявление прафеномена "земля/мать-природа/воспроизводительница. Картер пытается создать собственную мифологию, оправдывающую это триединство. Демонстрируя преобладание символа матери в теории Фрейда, Картер представляет ее не только как загадку, которую нужно разгадать и расшифовать, но и как истинную "учительницу правды".3

На этой основе Картер поддерживает понятие "категорической женщины" Кофман, отказывающейся принять как неизбежность комплекс кастрации, приписываемый ей Фрейдом ив известной степени Дерридой, и вместо этого

1 Folle verite.Ed. De Kristeva J. - P.,1979. - 307 p.

2 Там же. С. 307.

3 Kofinan S. L'enigme de la femme: La femme dans les textes de Freud. - P., 1980. - 336 p. утверждающей свою собственную сексуальность, по своей природе двойственную и принципиально непреодолимую. Можно было бы назвать роман Картер "женским психологическим романом", но не в аспекте родовой принадлежности автора или персонажей, а в понимании психологической семантики жанра и его значимости в литературе.

The sense of limitless freedom that I as a woman, sometimes feel, is that of a new kind of being. Because I simply could not have existed, as I am, in any other preceding time or place. I am the pure product of an advanced industrialized, post-imperialist country in decline".1

Жанр научной фантастики в прозе Картер исследуется с учетом работ Салли Робинсон и Джерардин Миней: они рассматривают романы с точки зрения соотношения фантазии и фантастики, истории и реальности. Два романа, основанные на фантастическом сюжете, анализируют физическое и психическое состояние героев, их поведение и поступки в разных аспектах. Возникает ощущение многожанровости повествования. Наличие нескольких планов в романе определяет всю технику письма Картер. Язык диалогичен, так как слушатель одновременно выполняет и роль собеседника. Сама Картер объясняет это тем, что: ".a piece of fiction is never static. I purposely try to make what I write open-ended, 'user-friendly'".2 Для этого она использует различные приемы: и повествование от первого лица, и внутренний монолог героев, и различные временные рамки происходящих событий. На наш взгляд, научная фантастика у Картер приобретает статус неклассического, неофантастического романа.

О реакции критиков на ее произведения мы можем судить преимущественно по газетным публикациям, в таких изданиях как Times Literary Supplement, Books and Bookmen, New Statesman,

1 Contemporary Critical Essays. Ed. By Alison Easton. - New York; St. Martin's Press, 2000. - 198 p.

2 Contemporary Critical Essays. Ed. By Alison Easton. - New York: St. Martin's Press, 2000. - 227 p.

New York Times Book Review Library Journal, Washington Post Book World и т. д. Такие ведущие критики, как Лорна Сейдж, Джеймс Броквей, Ричард Бостон, Вильям Хьютсберг оценивают А. Картер как "величайшего психолога, сумевшую открыть мощную совокупность ужаса, логики и поэзии "шизофренического" мира".1 Поэтика Картер - это сенсационные сцены фантастической агрессии, которая перерастает в действие. Женский эротизм, который разделяет женщин на пассивных сексуальных объектов и тиранок, по мнению Картер, лишь два единственных пути для женщины в несвободной Вселенной.

Совсем недавно, в Англии в 2000 году была издана единственная монография под редакцией Элисон Истон, куда вошли статьи Мерьи Макинен, Джин Йот, Джерардин Миней, Салли Робинсон, Мери Руссо, Салли Кинен. Цель создания этой книги состоит в отражении состояния современной критики, анализирующей произведения известных писателейпостмодернистов . Читателю представлены новые подходы в понимании текста, разработаны иные методы литературно-художественного анализа, соответствующие новым тенденциям в литературной критике.

Салман Рушди (Salman Rushdie) в предисловии к "Кровавой комнате" и "Адским машинам желания доктора Хоффмана" говорит о двух главных качествах прозы Картер: о "дерзком, сплошь и рядом экстравагантном воображении, коренящемся в жестокой зоне подсознания (два пограничных момента - "сказка" и "реальность"), и о виртуозном писательском мастерстве - богатом, часто барочно переизбыточном стиле, совершенно несвойственном англоязычной литературе, а вызывающем в памяти наследие символизма и сюрреализма Жюльена Грака и Пьера де Мандьярга."2

1 Contemporary Literary Criticism. Vol. 44,1981, p. 135.

2 Carter A. The Bloody Chamber and Other Stories. - London, 1981.

В России творчество Картер не получило серьезного научного осмысления. Ее имя упоминается в ряде работ по постмодернизму, а романы, за исключением "Адские машины желания доктора Хоффмана", на русский язык не переводились.

Данная диссертация - первое в отечественной науке монографическое исследование творчества Картер в контексте современного постмодернистского романа.

Ее теоретическая часть основывается на концептуальных положениях поэтики, жанровой структуры, разработанных Фрайденберг, Коллядич, Адмони, Томашевским, Волковым и т. д. а также новейших исследований по постмодернизму, предпринятых за последние годы зарубежными и русскими учеными.

В цели и задачи научной работы входит:

1. Изучить поэтику романов и стиль письма Картер.

2. Проследить отражение и степень влияния английского варианта постмодернизма, а так же других современных направлений в произведениях Картер.

3. Изучить особенности и жанровое своеобразие психологического романа Картер.

4. Выделить литературные искания Картер в различных жанровых модификациях, в том числе - в научно фантастическом романе.

Работа состоит из трех и библиографии. основных глав, вступления, заключения

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Поэтика жанра романа в творчестве Анджелы Картер"

Заключение

It seems to me that the time shine through certain writers, so that we think they see more clearly than we do, whereas in reality they are making us see more clearly. .

Otherwise, I like to write about writers who give me pleasure. Pleasure has always had a bad press in Britain. I'm all for pleasure, too. I wish there was more of it around. I also like to argue."1

Читатели Анджелы Картер получают огромное удовольствие от ее произведений: это рождается прежде всего от изобретения узнаваемой реальности, от чувственности и непредсказуемости описанного опыта, от существования утонченно декоративного лингвистического пространства, где сливаются зоны запретного и несказанного, где человеческие страсти становятся объектом пристального внимания. Она столь же непосредственно взаимодействует с читателем, как это делают представители политической сферы.

All art is political and so is mine. I want readers to л understand what it is that I mean by my stories."

Это совсем не значит, что она написала какую-то агитационную программу, призывая к действию (хотя она и упоминает о своих попытках к такого рода прозе) . "Спор" в понимании Картер - это не убеждение, а открытие: ".для меня писать рассказы - это тот же самый спор, выраженный в художественной форме".

Рассмотренные в данной работе романы Картер являются свидетельством того, что ее творчество испытало

1 Angela Carter. Contemporary Critical Essays. New York., St. Martin's Press. 2000. - P. 1.

2 Ibd. P. 2. влияние различных литературных направлений, начиная с самого главного - постмодернизма, и заканчивая, магическим реализмом, символизмом, экспрессионизмом, английским модернизмом начала века в его экспериментальной стадии. .Фабула современного романа рождается именно в ходе радикальной, смелой, последовательной сюжетной разработки внутреннего мира «обыкновенного» человека, развертывания времени внутренней жизни в пространство жизни внешней, внутренних конфликтов - в конфликты внешние, межличностные и социальные; и напротив - пространство внутренней жизни переходит во время - время движения событий, изменения судьбы, обстоятельств.

Жизнь героя современного романа происходит в рамках обычного хода вещей, она осуществляется внутри устойчивого пространства объективного космоса - завершенной, уравновешенной, совсем «не сюжетной» упорядоченности, и она не только не нарушает этой упорядоченности, но и подтверждает ее законы. Субъект художественной деятельности и создает это замкнутое в себе, целостное пространство, и, сосредоточиваясь на внутренней жизни индивида, живущего законами этого мира, переводит это самое пространство во время.

Повествование является одним из важнейших моментов организации эпического целого романа. В системе отношений, создаваемой на этом уровне формирования целостности романа, сюжетного его развертывания «по вертикали», обнаруживается характер и ценностная направленность деятельности творческого субъекта, - структурно, материально открывается принцип понимания человека и мира, который организует целое на всех уровнях произведения, осуществляется в необозримом разнообразии форм отдельных событий, отношений между героями, способах соотнесения событии, организации фабулы, сюжета, композиции. На уровне поэтики повествования, развертывания сюжета в повествовании, романная концепция личности предстает в динамике романного взаимоотношения обособления и единства.

Магический реализм» Картер не мешает ей оставаться сторонницей объективной реальности, и лишь метафоры постмодернизма относят читателя в мир «science fiction».

Ее приверженность тематики феминизма дает возможность читателю ожидать образ предстоящей конфронтации в романе метафорического описания двух человеческих начал: мужского и женского.

Психологические романы А.Картер представляют собой эпопею души человеческой, взятой в ирреальное время реальных жизненных обстоятельств.

Психологический роман Картер неоднороден. Он включает в себя и элементы других жанров. В отличие от ему предшествовавших, являвшихся "специализированными" и действовавших на неких локальных "участках" художественного постижения мира, он оказался способным сблизить литературу с жизнью в ее многоплановости и сложности, противоречивости и богатстве. Романная свобода освоения мира не имеет границ.

Одна из основных черт романа - пристальное внимание авторов к окружающей героев микросреде, влияние которой они испытывают и на которую так или иначе воздействуют. Вне воссоздания микросреды романисту "очень трудно показать внутренний мир личности".1 Роман сосредоточен на связях человека с близкой ему реальностью и, как правило, отдает предпочтение внутреннему действию.

В своих романах Картер обращается непосредственно к психологии как науке. Чтобы хоть приблизительно найти эти причины и понять логику ее письма, нужно, прежде всего, вспомнить факт, установленный современной психологией, а именно, что не в одной лишь жизни органической, но и в интеллектуальных функциях преобладающую роль играют бессознательные феномены. Сознательная умственная жизнь представляет собой лишь незначительную часть душевной бессознательной жизни. Тончайший анализ, острейшее наблюдение способны обнаружить лишь малое количество сознательных мотивов душевной жизни. За мотивацией наших поступков, в которых мы признаемся, несомненно, существуют тайные причины. Большинство наших повседневных поступков "есть лишь воздействие скрытых, не замечаемых нами мотивов";1

Рациональные моменты, как, например, запуганность отдельного человека (как в романе "Танец тени") т. е. действие его инстинкта самосохранения, очевидно не покрывают наблюдаемых феноменов. Авторы по социологии и массовой психологии предлагают нам магическое слово "внушение". Тард назвал его "подражанием", но мы скорее соглашаемся с Лебоном, который поясняет, что "подражание включено в понятие внушения и представляет собой лишь его следствие".3 Лебон все непонятное в социальных явлениях относит к действию двух факторов: к взаимному внушению отдельных лиц и к престижу вождей. Но престиж опять таки проявляется в способности производить внушение.

Как и во всех теориях постструктурализма и постмодернизма при любой попытке добраться до истоков первопричин и изначальных импульсов этого течения мы всегда и неизбежно сталкиваемся с исконным иррационализмом его предпосылок, какие бы опосредованные формы они не принимали и как бы рационально не аргументировались. Картер опирается на многие теории постструктуралистов: Лакана, Кристевой, Деррида и т. д. Говоря, например, о психологии желания, Лакан подчеркивает его символический характер, отмечая, что удовлетворение желания может осуществиться лишь только в результате его снятия -разрушения или трансформации желаемого объекта: например, для того, чтобы удовлетворить голод, необходимо "уничтожить" пищу. В свете такого подхода, явно максималистского, по крайней мере в своем теоретическом смысле, становится понятным и другое, не

1 Фрейд, Зигмунд. Основной инстинкт. М.: "Олимп", 1997. С. 267.

3 Хализев, В. Е. Теория литературы. М.: "Высшая школа", 1999. С. 330. менее знаменитое высказывание Лакана: "Мы, конечно, все согласны, что любовь является формой самоубийства".4 За этой трактовкой любви, с ее явно экзистенциалистскими обертонами, в которых несомненно просматривается специфическое влияние Сартра, кроется лакановская проблематика взаимоотношений воображаемого, символического и реального. В основе человеческой психики, поведения человека, по Лакану, лежит бессознательное. В одном из наиболее цитируемых его высказываний он утверждает: "Бессознательное - это дискурс "Другого", "это то место, исходя из которого ему(субъекту) может быть задан вопрос о его существовании".

Используя в романах феминистскую концепцию, Картер смогла беспрецедентно оценить современное время и эпоху в целом. Она дала очень важные психологические концепции поколения, обнажая все недостатки и изъяны общества, вскрывая в подтексте политические, экономические и моральные предпосылки, повлекшие за собой "увечье" поколения.

Вопрос о принадлежности Картер к какому- то определенному течению остается открытым(это и магический реализм, и постмодернизм, и, нашедший отражение в ее творчестве "новый роман"), но, главное, безусловно то, что перед нами современная писательница большого художественного потенциала, сила убеждений которой, манера письма и выразительный язык, внесли большой вклад в мировую литературу.

Научно-фантастический роман Картер очень сильно отличается от любого романа этого жанра писателей постмодернизма. Практически ни в одном романе нет сведения воедино такого количества тем и концепций: здесь и феминистический аспект, и психоанализ Фрейда, и игра со словом, и элементы приключенческого романа, не говоря уж об основном жанре, стилистика которого соблюдена Картер - жанре научной фантастики.

4 Цитирую по: Ильин И. Постмодернизм от истоков до конца столетия. М.: "Интрада", 1998. С. 66.

Картеровская критика желания, как доминанты в этих романах, работает за счет литературизации и деметафоризации структуры мужской фантазии, подчеркивая традиционные и нетрадиционные особенности приключенческого повествования. Понятие женщины у Картер как идеального существа может принимать абсолютно разные формы, что сильно отличается тематически от философского направления в "Генезисе".

Приключенческий сюжет, который использует Картер в этих романах, в основе своей имеет процесс регенерации мифов (в частности, миф о царе Эдипе), которые несут на себе усилительную функцию и структурируют повествование.

Картер предлагает новое отношение к проблеме романа в целом, рассматривая его с точки зрения "тендерной политики", разделяя тем самым феминистский подход к литературе от подхода профессионального писателя

Ее открытия в жанрах психологического и научно-фантастического романов можно рассматривать в различных контекстах феминистской мысли в течение Последних тридцати лет. Ее проза находится в контрапункте по отношению к существующим феминистским конфликтам с историей. Тем не менее, можно более определенно сказать, что она была приверженцем социальной стези феминистического движения Великобритании, выбирая для реализации своих поисков жанр научной фантастики, далекий в ее интерпретации от традиций реалистического романа.

Она глубоко интересовалась проблемой взаимоотношений мужчины и женщины, выдвигая на первый план как сексуальные, так и психологические особенности поведения персонажей. В результате, большинство критиков феминизма считали Картер самой популярной писательницей современности. Ее проза во многом автобиографична: my life has been most significantly shaped by my gender.! spent a good many years being told what I ought to think, and how I ought to behave, and how I ought to write, even, because I was a woman and men thought they had the right to tell me how to feel? But then I stopped listening to them and tried to figure it out for myself but they didn't stop talking.So I started answering back".1

Картер внесла огромный вклад в распространение идиосинкретической линии феминизма в английском постмодернистском романе. Она не предлагает ни строго визуально утопической версии повествования, ни простой формы либерального рассказа. Она не строит свои жанровые и художественные открытия вне изучения истории и социальной сферы, не ограничивая "природу" и "секс" значением "пространства спасения".

Однако почитатели феминистской литературы должны быть очень осторожны с восприятием ее работ, дабы не перевернуть их в "утешительную прозу". Идентифицируя свои желания с желаниями персонажа, писательница предлагает читателю выбор между отрицанием и нерешительностью. Лорна Сейдж описывает литературную деятельность Картер следующим образом:

Her narrative Utopia - her idea of an idyll for the writer -is a dialogue with the reader, a sort of deconstructive communion".2

Научно-фантастический роман является в какой-то степени продолжением психологического романа, относя во второй план психологическую драму и, выдвигая на первый условности фантастики.

Каждый новый роман несет в себе новый проект, новую идею и концепцию:

1 Angela Carter. Contemporary Critical Essays. New York., St. Martin's Press. 2000. - P. 4.

2 Ibd. P. 5.

I feel myself challenged by the world. I enjoy writing fiction, and I set myself a number of tasks each time I write a story or start to plan a long piece of fiction. I also ask myself a number of questions, but it's like answering questions in an exam: there are no right answers. There is a selection of answers which could all be adequate to some degree, there are no answers which are unequivocally correct".1

Завершая разговор о поэтике романов Анджелы Картер, стоит заметить, что идеальный читатель для нее тот, кто будет читать ее произведения на нескольких уровнях и не один раз. Обратим внимание на то, что писательница не создает оппозиции между политикой и удовольствием (некоторые критики утверждали, что удовольствие от прочтения текста заключается в схожести его структуры со структурой позднего капиталистического патриархального общества). Количество ссылок в тексте не могут ни вызывать у нас затруднения, заставляя обращаться к различного рода вспомогательной литературе. Читатель сталкивается с более академическим материалом, который ему открывает иносказательный смысл, предложенный автором.

Творчество Картер - это "профессионализм и маскарад" в одном лице, где в дебри постструктуралистской семиотики врывается феминистская эстетика.

Ibd. Р.5

 

Список научной литературыРодионова, Наталия Гербертовна, диссертация по теме "Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)"

1. Картер Анджела. Адские машины желания доктора Хоффмана. М.: ТЕРРА, 1997.

2. Carter ,Angela. Heroes and Villains. London, Penguin Books, 1981.

3. Carter A. The Curious room and other stories. London: Vintage, 1984.

4. Carter Angela. Love. London: Vintage, 1997.

5. Carter, Angela. Several Perceptions. London: "Virago. Modern Classics", 1997.

6. Carter, Angela. Shadow Dance. London. 1976.

7. Carter, Angela. The Magic Toyshop. London: Vintage, 1998.

8. Carter, Angela. The passion of New Eve. London: Vintage, 1997.

9. Carter, Angela. Nights at the Circus. London: "Virago Modern Classics", 1996.

10. Carter, Angela. American Ghosts and Old World Wonders. London: Vintage, 1993.

11. Carter, Angela. Burning Your Boats. London: Vintage, 1995.

12. Carter, Angela. Wise Children. London, Penguin Books, 1996.

13. Ackroyd P. First Light. London: Sphere Books Ltd., 1990.

14. Alice Walker, In Search of Our Mother's Gardens". 1974.

15. Bradbury M. Eating People is Wrong. London: Penguin Books, 1991.

16. Byatt A. Possession. London: Vintage, 1990.

17. Contemporary British Stories. London: Perspective Publications Ltd., 1994.

18. Lodge D. Paradise News. London: Penguin Books, 1992.

19. Swift G. Last Orders. London: Picador, 1996.

20. Swift G. The Sweet Shop Owner. London: Picador, 1992.

21. Swift G. Waterland. London: Picador, 1996.

22. Бютор M. Изменение. М., 1082.

23. Констан, Бенжамен. Адольф. М., 1959.

24. Леклезио, Жан-Мари Гюстав. Пустыня. М.: Радуга,1984.

25. Леопольд фон Захер-Мазох. Коломейский Дон Жуан. С-П.: "Академический проект", 2000. С. 4.

26. Мориак Ф. Избранные произведения. М.: Панорама, 1997.

27. Роб-Грийе, Алан. В лабиринте. М., 1986.

28. Саррот Н. Вы слышите их? М.,1981.

29. Саррот Н. Золотые плоды. М., 1981.

30. Сартр Ж-П. Тошнота. Стена. Харьков: Фолио, 1998.

31. Фаулз Дж. Волхв. М., 1993. С. 260-261.

32. ТРУДЫ ПО ФИЛОСОФИИ, ПСИХОЛОГИИ, ТЕОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ И КУЛЬТУРЫ

33. Анастасьев H.A. Обновление традиции: Реализм XX века в противоборстве с модернизмом. М.: Советский писатель, 1984.

34. Андреев Л. Г. Современная литература Франции: 60-е годы. М.: Издательство Московского Университета, 1977. С. 20.

35. Андреев Л.Г. История зарубежной литературы, 1945-1980гг. Учебное пособие 2 изд. - М., 1989.

36. Андреев Л.Г. О литературно-художественных исканиях XX века. Сборник статей. М., 1966.

37. Бахтин М.М. К философии поступка. М., 1986. С. 82-83.

38. Бахтин, М. М. Вопросы литературы и эстетики. С. 453.

39. Бреннер Ж. Моя история современной французской литературы. -М., 1994.

40. Веллек Р., Уоррен О. Теория литературы. М.: Прогресс, 1978. -С. 154

41. Волков И.Ф. Теория литературы. М.: Просвещение, 1995. С. 21

42. Гинзбург, JI.Я. О психологической прозе. Л., "Советский писатель"; Ленинградское отделение, 1971.

43. Зарубежное литературоведение 70-х годов: направления, тенденции, проблемы. М.: Наука, 1984.

44. Затонский Д.В. В наше время: книга о зарубежной литературе XX века. М.: Советский писатель, 1979.

45. Затонский Д.В. Искусство романа в XX столетии. М.: Художественная литература, 1973.

46. Затонский Д.В. Художественные ориентиры XX века. М.: Советский писатель, 1988.

47. Зверев А.М. Модернизм в литературе США. М.,1979.

48. Зонина Л. Тропы времени. Заметки об исканиях французских романистов (60-70гг.). М.: Художественная литература, 1984.

49. Ивашева В.В. На пороге XXI века. М.: Художественная литература, 1979.

50. Иностранная литература. 1962. - №1. - С.218.

51. История литературы ГДР. М., 1982.

52. История литературы ФРГ. М., 1980.

53. Косиков, Г. К. К теории романа (роман средневековый и роман Нового времени). С. 71.

54. Мамардашвили М. Классический и неклассический идеалы рациональности. Тбилиси, 1984. С. 5.

55. Мотылева Т.Л. Зарубежный роман сегодня. М.: Советский писатель, 1986.

56. Мулярчик A.C. Послевоенные американские романисты. М., 1980.

57. Мулярчик A.C. Спор идет о человеке. М., 1985.

58. Наркирьер Ф.С. Французский роман наших дней. Нравственные и социальные искания. М.: Наука, 1980.

59. Немецкая новелла XX века. Сост. Фрадкин И.М. М.: Госметиздат, 1963.

60. Немецкая поэзия 1954/1959гг. Предисл. Долматовского. М.: Иностранная литература, 1960.

61. Основные тенденции развития современной литературы США. М.,1973.

62. Павлова Н.С. Типология немецкого романа 1900-1945гг. М.: Наука,1982.

63. Пол, тендер, культура. Под ред. Элизабет Шоре и Каролин Хайдер. М.,2000. С. 227.

64. Проблемы поэтики. Сборник научных трудов. Самарканд, 1980.

65. Пушкин. Временник Пушкинской комиссии, №1, М. Л., 1936, стр.98-99.

66. Ржевская Н.Ф. Литературоведение и культура современной Франции. М.: Наука, 1985.

67. Современный роман. Опыт исследования. Под ред. Цурганова Е.А. М.: Наука, 1990.

68. Соловьева Н.А. Английская драма за четверть века. Ч. 1-2. -М., 1982.

69. Фантастика и наука. Вып. 25. М., 1992.

70. Федоров А.А. О современной немецкой литературе. М.: Наука, 1993.

71. Феминистская эпистемологическая критика. М., 1999. С. 66.

72. Французская литература. 1945 1990./ Отв. Ред. Н.И.Балашов. - М., 1995.

73. Фрейд 3. Основной инстинкт. М.: Олимп; ООО "Издательство АСТ-ЛТД", 1997.

74. Хализев, В. Е. Теория литературы. М.: "Высшая школа", 1999.

75. Эпштейн Михаил. Парадоксы новизны. М., 1988. С. 156-157.

76. Brooks P. Contemporary Literary Theory. London,1997.

77. Brooks, Peter. Reading for the Plot: Design and Intention in Narrative. New York, 1984.

78. Carol Gilligan, In a Different Voice: Psychological Theory and Women's Development. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1982. P.19

79. Contemporary Literary Criticism. London. Vol. 44-47, 1981.

80. Felman Sh. Woman and Madness: The critical phallacy. // Diacritics. Ithaca, 1975. Vol. 5.

81. Feminist Issues in Literary Scholarship. Bloomington. Indian University Press. 1987.

82. Fokkema D. Literary History, modernism and Post modernism. -Amsterdam, 1984.

83. Freud Sigmund. Standard Edition of the Complete Psychological Works. Vol. 22. London, 1981.

84. Friedman S.S. Post/Poststructuralist feminist criticism: The politics of recuperation and negotiation. // New Literary History. -Charlottesville, 1991. Vol. 22.

85. Gender and theory: Feminism / postmodernism. / Ed. By Nicholson L.J. New York., 1990.

86. Hoffman G. The fantastic in Fiction: Its reality status, its historical development and its tranformation in postmodern narration // REAL. B., 1982.

87. Hutcheon Linda. The Politics of Postmodernism. London., 1989. P. 101.

88. Kristeva, Julia. Powers of Horror: An Essay in Abjection. New York, 1982. P. 245.

89. MacCabe C. Theoretical Essays. Manchester, 1985.

90. Modern American Fiction: Form and Function/Ed. By Thomas Daniel Young. London, 1989.

91. New French Feminism: An anthology./ Ed. By Marks E. Courtivron I.de. Amherst, 1979.

92. Norris Ch. Deconstruction and the interest of theory. London., 1988. - 244p.

93. Price M. Forms of Life: Character and Imagination in the Novel. -New Haven, 1983.

94. Showalter E. Towards a feminist poetics. Women writing and writing about women. Croom Helm. 1979. P. 22.

95. Showlter E. Women and the literary curriculum. College English. Middletown. 1977 - № 32. - P. 856.

96. Silverman, Kaja. 'Histoire d'O: The Construction of a Female Subject, in Pleasure and Danger: Exploring Female Sexuality, ed. Carole Vance. Boston, 1984. Pp. 15-16.

97. Teresa de Lauretis. Alice Doesn't: Feminism, Semiotics, Cinema. Bloomington, 1984. P. 159.

98. The Feminist Companion in Literature in English. London Batsford, 1990.

99. КРИТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ТВОРЧЕСТВУ1. А. КАРТЕР

100. Angela Carter. Contemporary Critical Essays. Ed. By Alison Easton. New York, St. Martin's Press, 2000.

101. Bradfield S. 'Remembering Angela Carter.' Review of Contemporary Fiction, 1994. Pp.90-93.

102. Bryant S. 'Re-Constructing Oedipus Through "Beauty and the Beast", Criticism, 1989. Pp. 439-453.

103. Christensen P. The Hoffmann Connection: Démystification of Angela Carter's The Infernal Desire Machines of Doctor Hoffmann, Review of Contemporary Fiction. New York, 1994.

104. Clark R. Angela Carter's Desire Machine'. Women's Studies. -London, 1987. Pp. 147-161.

105. Day A. Angela Carter: The Rational Glass. Manchester: Manchester University Press, 1998.

106. Debord G. Society of the Spectacle. Detroit, 1983. P. 1.

107. Falzon R. Alex. 'Interview: Angela Carter', European English Messenger, 1994. Pp.18-22.

108. Miller Jane. Studies in Reading and Culture. London, 1990. Pp. 139-150.

109. Palmer Paulina. Women Reading Women's Writing. New York, 1987. Pp.179-205.

110. Peach L. Angela Carter. Basingstoke: Macmillan, 1998.

111. Silverman K. The Acoustic Mirror: The Female Voice in Psychoanalysis and Cinema. Bloomington, 1988. P.44.

112. Armitt L. The Fragile Frames of 'The Bloody Chamber, in The Infernal Desire Machines of Angela Carter. New York. Pp. 88-89.

113. Duncker P. Queen Gothic: Angela Carter and the Lost Narratives of Sexual Subversion, Critical Survey, 1996. Pp.58-68.

114. Smith A. 'Myths and the Erotic', Women's Review, 1, (November, 1985), p.28-29.

115. Smith P. L. 'All You Need Is Love: Angela Carter's Novels of Sixties Sex and Sensibility', Review of Contemporary Fiction, 1994. Pp. 24-29.

116. Magrs P. 'Boys Keep Swinging: Angela Carter and the Subject of Men'. Bristow and Broughton, 1996. Pp. 184-197.

117. Roe S. 'The Disoder of Love: Angela Carter's Surrealist Collage', in Flesh and the Mirror, ed. Sage. Pp. 60-97.

118. Katsavos Anna. 'An Interview with Angela Carter', Review of Contemporary Fiction, 1994. Pp. 11-17.

119. Sage Lorna. Flesh and the Mirror: Essays on the Art of Angela Carter. London: Virago, 1994.

120. АНГЛИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА

121. Анастасьев H.A. Традиции и новаторство в литературе критического реализма XX века. Форма "субъективной эпопеи" в романе США и Англии. М., 1982.

122. Английская литература. 1945-1980. М., 1987.

123. Владимирова Н.Г. Формы художественной условности в современном романе Великобритании. С.-П., 1999.

124. Л.В. Дудова, Н.П.Михальская, В.П.Трыков. Модернизм в зарубежной литературе. М.: "Флинта", "Наука", 1998. 5.3атонский Д.В. Английская литература в XX столетии. - М.: Художественная литература, 1985.

125. Ивашева В.В. Литература Великобритании XX века. М.,1984

126. Ивашева В.В. Что сохраняет время? Литература Великобритании 1945-1977. М.: Советский писатель, 1979.

127. Пестерев В.А. Постмодернизм и поэтика романа. Волгоград, 2001.

128. Струков В.В. Художественное своеобразие романов Питера Акройда (к проблеме британского постмодернизма). Воронеж, 2000.

129. Ю.Филюшкина С.Н. Современный английский роман. Формы раскрытия авторского сознания и проблемы повествовательной техники. Воронеж: Воронежский ун-т, 1988.

130. Easthope A. Poetry and Fantasy. Cambridge, 1989.

131. Easthope, Antony. British post-structuralism since 1968. London: Routledge, 1968.

132. Hecker M.J., Volosare T.D. English Literature. London, 1995.

133. Sanders A. The Short Oxford History of English Literature. -London: Oxford, 19961. ТРУДЫ ПО ПОСТМОДЕРНИЗМУ

134. Ильин, И.П. Английский постструктурализм и традиция социального историзма. // Диапазон. М., 1992. - № 1.

135. Ильин, И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. М.: Интрада, 1998.

136. Косиков Т.К. От структурализма к поетструктурализму. М.: Рудомино, 1998.

137. Adam, Ian and Helen Tiffin. Past the Last Post. Theorizing Post-Colonialism and Post-Modernism. London: Harvester Wheatsheaf, 1991.

138. Alexander, Marguerite. Flights from Realism. Themes and Strategies in Postmodernist British and American Fiction. London, Edward Arnold, 1990.

139. Appignanesi, Lisa. Postmodernism. ICA Documents 4. London: Institute of Contemporary Arts, 1986.

140. Boyne, Roy and Ali Rattansi. Postmodernism and Society. London: Macmillan, 1990.

141. Bradbury, Malkolm. Modernisms/Postmodernisms in Innovation/Renovation, ed. Hassan and Hassan, 1983.

142. Callinicos, Alex. Against Postmodernism. Cambridge: Polity/Basil Blackwell, 1989.

143. Collins, Michael. Towards. Post-Modernism. Design since 1851. -London: British Museum, 1987.

144. Connor, Steven. Postmodernism Culture. An Introduction to Theories of the Contemporary. Oxford: Basil Blackwell, 1989.

145. Cooke, Philip. Back to the Future, Modernity, Postmodernity and Locality. London: Unwin Hyman, 1990.

146. Featherstone, Mike. Postmodernism A Theory and Society special double issue. - London: Sage, 1988.

147. Fekete, John. Life After Postmodernism. Essays on Value and Culture. London: Macmillan, 1988.

148. Fokkema, Douwe and Matei Calinescu. Exploring Postmodernism. Amsterdam: John Benjamins, 1988.

149. Graff, Gerald. The Myth of the Postmodernist Breakthrough in the Novel Today. Glasgow: Collins/Fontana, 1977.

150. Hassan, Ihab. Paracriticism: Seven Speculations of the Times. -Urbana: University of Illinois, Press, 1975.

151. Hutcheon, Linda. Narcissistic Narrative: the Metafictional Paradox. New York and London: Methuen, 1980.

152. Kaplan, E. Aann. Postmodernism and its Discontents: Theories, Practices. London and New York, 1988.

153. Kroker, Arthur and Marilouise Kroker. Body Invaders: Sexuality and the Postmodern Condition. London: Macmillan, 1988.

154. Laclau, Ernesto. New Reflections on the Revolution of Our Time. London and New York: Verso, 1990.

155. Lee, Alison. Realism and Power. Postmodern British Fiction. -London and New York: Routledge, 1990.

156. Lodge, David. Modernism, Anti-Modernism, Postmodernism in Working With Structuralism. London: Routledge, 1981.

157. Nicholson, Linda J. Feminism/Postmodernism. London and New York: Routledge, 1990.

158. Owens, Craig. Feminism and Postmodernism in Postmodern Culture ed. Hal Foster. London and Sydney: Pluto, 1985.

159. Poststructuralism and the question of history. / Ed. By Attridge D. Bennington G., Young R. Cambridge, 1987.

160. Roberts, John. Postmodernism, Politics, and Art. Manchester University of Manchester Press, 1990.

161. Waugh, Patricia. Feminine Fictions. Revisiting the Postmodern London and New York: Routledge, 1989.