автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Поэзия Е.П. Ростопчиной

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Расторгуева, Вера Сергеевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Ленинград
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
Автореферат по филологии на тему 'Поэзия Е.П. Ростопчиной'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Поэзия Е.П. Ростопчиной"

Ыанистврогво народного образования РСФСР Ленинградский ордена Трудового Красного Знезвни государственна педагогический институт шени А.И.Герцена

На правах рукошоа

УДК 882 /092/ Ростопчина Е.П.

РАСТОРГУЕМ Вера Сергеевна

поэзия вльростспчшоа

Специальность 10.01.01 - русская литература

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата фонологических наук

Ленинград 1990

йашотерстео народного образования РСФСР Ленянградсияй ордена Грудогого Краевого Знаявни государственна ледагогячеекпа институт имени А.Н.Герцсяа

На правах рукописи

удк 882 /092/ Ростопчина в.п.

РАСТОРГУЕВА. Вера Сергеевна

поэзи в.п.росшневой

Специальность 10.01.01 - русская литература

Автореферат диссартацви на соасканае умелой степени кандидата ^лолсегачвсжх наук

Лепгпгрэд 1990

Раск)тс выполнена т сафедре русской литература Леигнгрздсго-го ордена Трудового Красного Stuziess государственного падагога-чгсаого ИЕСУпт^га г^.А.И.Гещешз.

Еауапй руаоводзтедь: Сфшгалыша ошеиеити:

Еэдущая органааадаа;

доегор с&укшзхическит наук, профессор В.А.Заладов

доктор Зглодогачосках наук, профзосор Б.Ф.Егоров

Бандвдат фщюлсгячассих наук, децеа? Ю.М.Прозоров

KyfiteaBCKsS государственна!! пэдооппазска! шетнтут

Запгзга состоится "ZQ " fl(>.fcCtSfup 19 30" г. в_ часов

на Баседаннн спбцаалзазроБСНЕОго совзта К 113-05.05 по прзеугд®-нпх> ученой стопещ шадндага фшгояотаческах наук в Ленкнградскш ордена Трудового Красного Знамени государственном педагоги чзскш Ецстатуте юз.А.И.Гелена (199053, Ленинград, В.О., 1-я лнння, д.52, ауд. ).

С диссертацией ыоано ознаксшться в фундаментальной бабллоте-ке института.

Автореферат разослан п" 19!?(? г.

Ученый секретарь специализированного совета, кандидат фы алогических наук

Н.Н.Кяктто

Об~ая характеристика работы

Диссертация посвящена рассмотрению поэтического творчества известной поэтессы первой паяовини XIX з. Е.П.Ростопчиной в контексте осяоеншс литературных процессов переходной эпохе.

Аетувдънорть тега. В современной кдуке о литературе зпата-телшое кзсто кшзмагт изучение одясЗ из вагне&гзх эпох в раак!-яш общественной гасяз Россгз XIX в., 30 - 50-« гг. Труда учегпзг £. Я. Гни"бург, Б.М.Эйхаябаука, В.М.Енрьгунского, II. 5. Волхова, АЛЗ. Гуровкча, Н.А.Гуляеш фергпрулг представлзшгя о данном пар-одз кап о едином процессе преодоления романтического ?аросзуп.еш1Я и создашш повой картанн шрз. Поэзия Ростопчиной, которая до сгх пор не являлась предаете« специального научного изучения, з форде лнряческого дневгшка оадечатлела существенные стороны этого процесса, а именно: легзеу устозвлагосл романтического соЕнавшя и осмысление новых связей человека и шзра.

Задачу нсследовавяд. Перзоочередная цель работы - воетоспо более полное определенно лпгературноЗ пошцаи Е.П.Ростопчиной, сличения ез поэтического творчества в литературном процессе эпохи е сияея с его перехода,?* характере.*! от "поэспя кдеальпоЗ" к Э22 рсалкюй"; отход от одностороннего взгляда на личность поэтесса каи "отступают" от свободолюбивых идей 1-3 четверти 2К I)., а в свясД с эпи рассмотрение лирики Е.П.Ростопчиной в контексте ее литературной индивидуальности. О таком подходе к своему творчеству забоккгась св:т Рссгопчша, опрзделш его как путь поэта ерэдз "несродного" гл?у ¡яра.-Центральной задачей работы является выяснение принципов создания а функцзоннротяия в поэтическом маре Ростопчиной единого образа лирической героини - аенншни-пеэта.

Научная новззиа работы обусловлена постановкой и решением ее задач. Впервые анализируется поэтическое творчество Е.П.Ростопчиной в литературном контексте эпохи с учетом мировосприятия поэтессы, ее эстегическаз, общественных и литературных взглядов,реконструированных на основе арптнш: разысканий, отзывов современной ей кратка, а таи» воследулцего обращения литературоведов к ее наследию.

Практическая вначшость щботн определяется возкогностыэ использования ео материала в разработке вузовских лекций по истории русской литературы XIX в., спецкурсов и спецсеминаров по проблемам развития лирической поэзии 30 - 50-х гг. XIX в.

Атгозбацзя гсхуптн. Оснсешш пологзиая дгссертедзл бвла вело-п2дн на ¡ссззуговсглх ЕОЕфарэкцгях кзгодах yzzzuz в г.Лшзедге (1988, 1889 гг.), на 1Ър$евоююз чтошвх ПИ ва.А.К.Герцева (IS38 г.). Диссертация cicyсдалась на заседании кафедра русской литературы ДПШ ш.А.И.Тердена, ее основные палазеная отрааены в 3-х цублшыщаяг.

Стотктута лаооерташн. Работа состоит из введения, двух глав, каддая из которых посватана определенной проблеме, шаллщейся часть® исследования, в закявчения. Сбчай объем 199 с. £&бляогра-ф!Я содержит 203 названий. Список худоаестввшшх текстов и архивных штержалов вклвчает 102 надаэкования.

Ьсноваое содереаше работы

Во введенна обосновывается актуальность, научная новизна работы, определяются пути роаешя исследовательских задач.

I глава "Литературная поещая Е. П.Ростопчзной" посвящена рассмотрению лнтературиж, общественных, естетвческнх взглядов Е.П.Роотохгшзсй, васгдеах свое истощенна в ее поагачеоксш творчестве, в частностив ковдепщщ гешцаны-повта,

Е.П.Ростопчина - человек ровантической культуры. Она была воспитана на выссках литературных образцах, считала своим евангелием книги Еайрсна и Гото. Идеальный ипр, создаваемый литературой, становится для íiee внсшэЗ цанк&стьв, определяющей реальное течете стзпн. Это совершенно закономерно в эпоху романтических веяний. Одной из тападогЕчзсгах характеристик романтического способа освоения действительности является неразделенное« сфер литературы е частной гпзни, представление о творчестве как кизнестроитель-стве в моделирование самой хшзнв по законам искусства. Как пшаег I.Я.Гинзбург, cense отвлеченные философские положения проверялись на конкретных названных ф-аггах, н наоборот - любой битовой я психологический факт рассматривался в сфере умозрительных категорий.

Это стало осноенш условлен создания в худоаестввнной системе Е.П.Ростопчиной концепция авнщвны-поэта, в которой переплелись идеальные представления о поэзии как высшей духовной сфере бытия и о женщине, являющейся посредницей между "мечтой" и "существенностью", проводником поэтических начал в действительность.

Конструирование образа кенщяны-поэта связано и с ocotítw пониманием поэтического, свойственного человеку 1830-х гг. Поэзия в его сознании нечто большее, чек определенный литературный род.

- з -

Это яэеоо Л7ХС2203 ¡птлстг.з, аЗстразтЕш: сеаодоллекцгд сага дуга.

Подобпсз прг;-.от2иге:г.'Л о пргродз коотдасспого гаракузргш п д.зл Е.П.Росуо1ГЕ5яо2. дд1 е&е позе::-! стаасются езсегм яргтатпгп яэпностз .пгаоота. Ддросуя оеоЗ парг*.'Э сборпсз "нгбатккгзу чгсяу нсбрзпшс*! спя. пзз раз орпснтгруегоя па эго гзчэотеэ .тггсссгп, еттсроэ в сз црздстаагснпях сбягпаэт лздзй, является гзлсга из зсгтле™.""!':.

Прсйлс'з псзютосгяго - одза зз сссгаздшгтс: йокгэЗ £-лосоГ>-ег.сЗ талз о сгзгесз реального и здсаяьного, ргяапяеа гэтэроД сз-Ш2*зяп"ь атзрзтуряого процесса, в ^астпсстя

га главе с В.О.Одозссггл. Эта пройаска везла своз воиа»г;5птз з вогсзах крзгорзоз соотпогзппя есвусстбэ а деЗеггдгедмоста. Особое сзсто з сгстсй псапаодзЕгшя двй012гггвлваеотя а поэсг поучает лгаость "среца", поэта, одарзгоого щжляесзгя, гогорсзу отх^ета "6сгло™бзпз?я пстпла".

В сг.сдг рагтгз:г£яз: о соокгогзгг™: лелеет к двйстпдгель-20СТ2 согзр-г'одзгп ?сс?стсзеЗ, пйцрг„'эр, С.ПХксгрзз, Я.Л.Шет-азп, щзмдзп к имш с<3 ©еповопагакхдза рэгл деЗзггзтедьЕОста. В одзоЗ пз старей С.П.Шэгнрсэ пгсгл, тто поэзия "тверда" тольдо деЕзтютеянюстк). Но аса его опнгвв го!1стгз?аяьгоотя л искусства осуществлялся ршздткгк'Л! на ндзахпсютеспой пс~гз. Ттзаргдал-ся оссбпЗ пдепдьзо ггоргпгЗ ?яр повелз, яерзеоэдак^;* действительность по цдеаяьяш гагоаза пз тояьзо псаусстза, но г: эго гтрзцов. Прз таксы подходе возрастала роль поата. Он становился: одкнстЕея-неи гдегагаеу естеш, проводазеи внсезг вдей в ьзр. Поэтслу проблема поэта и поэгта азгузлпетруегся в яотерагурз 1830-х гг. Для РоогоясшоЭ, как и для еэ созсе^гштаоэ В.Ф.Одозесюто, СЛХ.ШепЕ-рзга, П.А.ПлотЕзда, К.К .Павловой, она кгрсстаог в строкоэ фиософ-схоз рааавягаяца о соотнспзвпг человека н обхееггл, по реализуется в фаргз романипеезюгэ лрогдвопостазлешм "поэт - галла", нрп этеп утрачивает сбчечеловечесетй ежгел, превращаясь з пнтерпрета-цев попудшрдоЭ текз.

Упз в начале творческого нута Ростопчина убездена, что поэ-впя есть "фишам вастортешой дуга". Такое представление о вдог-повэзнса аоэтэ облагает ее о лвбо^удрс^гя, в частаостз Д.Веневгти-еовш. Огтадккваясь от ддеа "вдохновенного поэта" лсбаиудров, Ростопчина создает свою концепции повта, зошютпЕзуися в образе ез дарзческой героани - гещапы-позга. Ддохнозенннй поэт Ростоггш-

ной, в отлгчге от ногтя ЕенеютшгоБа, вашчально ноиащзв в световую сроду ("Поэт" (повзсть светского ЕЕтегя), 1831). Это с&игазт его с геретшеЗ стек© РостопчжноЗ. Подобно eS, он "выгорал возве-Е2НЕ0Ё гаЗовко*, "сердце от сердца сгоргал", "понял сват догадлн-eos шчтой", я0д2е0к в убзЙСТЕОШОЙ глугз".

В.§.Одоевский, друг соетесси, на ^рана 1830 - IS40-X гг. своей идее поэта, "среда святндвда, саабозее близкого богеству", о которой os писал в Еашсаой кггеакз 1820 г., щвдает и этическое содерсанне: "быть проводинкса добра в щр". В вти zo года у Рос-тоятаной <£о]харуется подобное пояинаше поста (ыолно говорить о духовной йхлвоага Одоевского в РостагапоГ;, поскольку кгеЕно в бтот пераод творчзство Ростопчиной, ее лачностъ становятся акгу-альянст для писателя), но только с одаш уточнеяяец. Быть провод-hsscm добра в мир долезн не просто поет, а вещина-поэт. В втш образе йгашштся воедино представления об идеальной сущности гев-гуттщ, ее посреднической ролл в шрэ - устойчивая романтическая градация - в о ногте кав представителе внсшего духовного начала. Путь в образу аенгиш-поэта - путь самоопределения Ростопчиной в литературном процессе эпоха. Ее-героина - создавав поэтическое, наделенное внсией способность*) "с сердцах лицей читать" - противопоставлена миру ладей, не ебдядащих даром поэтического. Романтический обраг вступает в сдовние отношения с образом инш, ссвда-ваешгз поэтессой на основе cicero казненного опита, что роэдает особый мнр генаины-поэта, где в сложном взаимодействии находятся реальное н идеальное.

Противопоставление повали гак "фимиама восторженной душ* в "существенности" приводит к возникновению в поэтической юре Ростопчиной нескольких оппозиций: ыечта - мысль, поэзия - проза, вдохновение - существенность, любовь - знание, день - ночь, »ейская вогзня - мужская поэзия, объединенные обдам романтическим противопоставлением внесшей в внутренней жизни. Ростопчина отстаивает особу« сферу деятельности венцины-поэта - жизнь сердца* Здесь она оказывается солидарной с С.П.Шевыревда, И.В.Киреевским, А.В.Ннкитенко, считавшими, что женщина в большее степени прзнад-леаит миру идеальному. а значит, может значителшее влиять на нравственные устои общества.

При таком разделении сфер бытия предпочтение поэтессы неизменно отдается сфере внутренней, в больней степени идеальной, за-

виакной от вдохновения, неизъяснимых псивтов духа, когда "сладко плачется я» рвется сердце".

Эта позора Роетошшной получает ene дополнительное освещений в свете расховдення славянофильского г западнического учений, актнвиаяроваввихоя в 1840-е гг. Так полупилось, что повтесса бнда близка. с ладшв обоих лагерей. Она переписывалась о Чаадаевым я передавала нраве» Ажсахошы, во не бша ни славянофший, нв за-падняцей. ,

Как утверждают современнее исследователя (Б.Ф.Егоров, В.А.Ко-шелзв, Ю.З.Янковокий), в основе славян офчъской гносеологии легат внработаннне роиантическни ивроощущенвеы категории, в частности, весошесгаиость разумного в интуитивного. Иррациональное всегда находится з щаюратетннх отношениях о разуннви. Для Ростопчиной, зянтшашейся проблемами собственного зизвестроительства, ндоз сла-ваво$влов в западников приобретали такое глубоко личностное содэр-ввгвв, что невольно в гдасах оовреиенндаав бросала еа вз одного лагеря в другой. В атет отноиеввп харалтерна теш "Москва - Петербург", получавшая в лвтеретурша наследии Ростопчиной не только худоаественное, но и шровоззренческоэ 8яачанне.

В 1840-х гг. она папшаг два стнхотвореная о Москве, связан-ниэ нскязчателъно с с обит шиз ее личной shshb. В ш она васгагет рад полсзений, созвучии шеииэ В.Г.Балннского о Мосввз, что зазовет недовольство среда сяавянофнгов. К.Паввова адрзсует ей гнов-пь'Э ойшгателкшэ стяга. Но угв в 1844 г. Ростопчина в пзсшэ к ОгшзсЕЩ?' щнеиазтся в лгобва к "белсягкгшаЗ", а в 1850-9 вновь назовет ее беетишешой стелю. Такзе колебания в отдоазяш к Москве зовсо не связаны с прзстрастгсгз поэтессы к тезу аш шхшу учзта. Теиа Москва - Петербурга у Ростопчзеой опосредована щюб-деккщ во духовного сбдешя. Город стшозатся бшгэ от палачей в Ecí.i лгщеЯ, родственных по духу. 1850-0 гг. ватата оззезсяя поэтессы к славявоЗздся н вападнвиаи: oía остается в стала о^лщаяь-есЗ народаосга.

1850-9 гг. - особне з судьбе Ростопчиной. Это врехя попехоз едянешгзленпзшов и вреия поэтического одиночества. Озгуценке себя "ярщей у пустого алтаря поозза" обусловлено горошкеш разхозде-пвшз поэтесса с Еошм'нароздавдпгся налраляензен в псэд'сстве -реагавзеи. В основе этого рзехозденая - разянчнпз поадошеш лпч-нсстз. Это везло свое внрзгеппэ э песоетоявгэГся поле:пз9 с И.Г.

Чарнкгзвскш, которому вранадсегат рзцензЕИ на первно тона втого-еого чотнреггсшного надання стахотворвнх яронаЕвденнй РостоятаноВ. Осповаш струстурзш щинщшса первой статьи Чаршгзвского става шровоавренческая протжвоцоетшзясЕность цеаиостезх £35лешшх орд-сптедгС, свДс-гаш! с гоняете; щош личности. Подчарющщ "нгга-тесгь" поэзазх Р6стоггзшо8, ЧорйгевгхЕй говорит об утрачзаностж в соки ответивших уолошяз сааого вдсала коыгсеои. То, тао рааьга ^осЕтзЕ^аяссъ как идеал, теперь становятся предается пароднй Нового Позга в вСоврса0Ешпши. Выступая с пргнцетзашю повах поея-ци1 рзалЕстнчесэзго шлаензя, в жоятоксте которого лзчеость ргс-саптравается ш "таловая* с сага ее гшглачаегся во вссобццсск: ^атасгв, 1$зтее обегает гороздв Рсстмгешой "шившенной савцз-ной", го&орзаэ! ига о овоеа "я". Растоптана гз ббссаигяззрует ценность чзлозочзскоЗ гзгшосгн в пслтояет тип Езг нечто Есигочятель-ное, Ееобшяовенное, ннпа азовхет, дет нез это тот го рагштсчес-зкй горой. (В |хялшз "У црестела" она рассуждает о теш, что *тшш личностей не когут вцразать баисхнство"). Б такзи убеэденаи во&-сссса езргса осаовоаояаг&хцая чэрта ркхЕПтнчаского метода. Каи утверждает И.О.Есшдаз,' рсиантюЕ отмахи ткпачоекге характера, ео кавдпли ех не Еаг Естсрачасет обусловгсЕнхгз, а гая достояния отдельных гзчлсстей. И о&ш дал ЧзрЕшзвского лзряеекая герошгн РсстопчзаоЗ - "шглалевхвя ссанию", *о для сс^ой иоетосон она, преда всего, - худсгестаешое вопащенга собственного духовного свата. Бценво в 1850-е гг. у Ростошияой глзрэваот Еоншаше своз-го твартаства Е22 луга поэта среда "песродаого" епу хзра. Эгот одавогаЗ суть хеэта в соврснашгеа кара является дез РсстопчзноЁ Ееяреходдай цензосгъв.

Сосредсточзлиость на гаутргзней с$срз пэрэгЕваний, нодчерет-г.плдо одпяочзства человэаа. на дааиншеа пути» трзбоззанзе вяейшвя к его ваутрзшоау гару определяет ко только пафос ее ноеаш, но и есого творчества в целай. Как стихи Ростончзной, таг г произведения другех ганров, ^дксЕруют щутрзкнее двагеше сшодовленаего "я" с редаша лопнтешя свяаатъ это дшаонне с еажшсаерностями обьогтЕвного процесса. В &тш путь рсгантвчесЕого поншшшя человека: в отторженности личности от ее конкретно-исторической обусловленности. Реалистическое шшяение не отвергает безусловной ценности личности, но включает ее в объективный етзненннй процесс, рассдатривает как его результат. Цельность романтического ыироощу-

овит отразилась в стихах псшгткчзского характера, особое кесто среда которых зашагает аялегорзпЕэогая баллада "НаснлышЗ браге*.

В силу своих эстетических убезденнй Е.П.Ростопчана пахноетш расходятся с реаднотичосши навравленаеп в лэтература. Это расхсг-деагз, основапноо на собственной интерпретация и непряятил кевзх астатических начал в искусства, на верности прегнга рсгаптячэсЕга прздетгшеншгз, предоирадеяно те пояегзчесгсз отпое©еея, еоторзз слсгзлзоь у поэтессы с гураален "СоврсиеншЕ". Ростопчпда еэ енс-тупаза против аураага нвпосрадствеяно в крзтпчзекзх работах. Все свое несогласие она перенесла на страница прсаззздэниЗ, что щшо-ло к потере их художественности. Следование отапрагдей рангнтичес-еоЭ традиции ппгешвго характер ее лирического творчества. Появляются гшювдалЕЗ "печорзиекзе" мотива, так и не паходаззе своей реализации. Роздается трагическое напряжение, связанное с осознанием пзудаваейся изшз ("какой-то алобинЭ рок Не гать - пытатказ гнть обрек") и утвэрздензеа ценности сЕиодовдекяего "я" ("я всо я нялзрекор судьбе"). Но это трагическое папрякение не пэрэрастеет в траютзекув Еохшвав, еншззтея беаадеядяцдоднЕа протнвспостаз-лешза ртантнчзской лзчностьо себя лэдяа. Героиня стргнятся занять полс^ензз над ладкгя, над их спорзйл, играет роль судьи noso-деявя.

Полегл ссмовцразвшш в границах прззних тем а образов оказн-паптся на только недостаточная, но и непродуктивными» Не отказываясь от них полностью, поэтесса, те-j не нзнее, зцзт другие возможности самореализации, что приводят к постепеннее отказу от лирика п обращению к другаа литературный родам, дрсиаттесЕс;гу и эпическому. Но те драяы и регышы, которые Ростопчина печатала в 1850-е гг., вызывала отрицательные отзывы как з стене друзеЗ, тал и среда противников, поскольку в основе этих произведений многократно повторенная та se лирическая тега а те za лирические образы.

На страницах ауряалоэ нередко звучала щпшкшалъная крзтака по поводу жанровых песообрашостзй ее произведений. Для Ростопчиной свойственно глубоко шщхвидуальнсе понимание ашра, выходящее за репки литературной теории н связанное, прецде всего, с ее концепцией личности, а такае с разложением презней ганровой системы шдаения, что явилось отличительной чертой литературного процесса 1830 - 1840-х гг. В этой отношении характерны драли и реш&н Ростопчиной, в которых заданное сильное лщзческое начало разрывает

жанровые границы произведений.

Идейное а тематическое содержание произведений Ростопчиной становится предметом постоянной пародии Нового Порта. Полемические огЕОиення Ростопчиной в "Современником" имеют двойственную природу. С одной сторона, Ростопчина оказалась вовлеченной в опор между "Москвитянином" и "Современником" как постоянная сотрудница погодинского «урвала в период с 1850-го по 2852-fi гг. С другой сторо-пв, сана Ростопчина я ее творчество представши доя ведущих сотрудников "Современника" тот материал, против которого била направлена вся деятельность syриала. Поэтому выпады журнала ж Ростопчиной друг против друга ве прекратились с отходен Ростопчиной от "Москвитянина" я об&ачаннвн ее в "Библиотеке для чтения" в 1852 г. Особо они активизировано* в 2856 - 1858-х гг., когда появились первые тона четырехтомного издания отххотворша произведений Ростопчиной а ее роиан "У иристани". По мере их выхода на печати Чер-княевскийи Добролюбов на страницах "Современника" опубликовали уничижительнне рецензии, что вэтрало целей ряд поэтичеекгт деклараций Ростопчиной. Это аврвое самостоятельное выступление Ростопчиной против своих лйтературннх противников. В начале 1850-х гг. она надеялась на создание определенной литературной группировки, которая бы поддерживала прежние эстетические принципа и аавдщаля би ее от литературной крвтжхя^.Этым объясняется ее недолгий союз о "молодой редакцией" "Москвитянина". Програшнш проиюедением »того периоде стала "Ода поваии". Она же открывает цикл поэтических деклараций Ростопчиной, основной удельный вес которнх щяходит-68 на 1857 г. ("Моим критикам"1856, 1857 - "Простой обэор", "От воэта х дарах", "Судьба современных художников", "Начинавшему поэту"). Эти стихотворения, с.одной стороны,-своеобразный итог раа-цнвлений поэтессы о назначении поэта я поэвии, с другой - полемический выпад против критика "Современника", а также поэтических деклараций Некрасова. Вопреки редактору "Современника" Ростопчина утверждает вдеал "неалобивого"поэта, развивая своп романтическую концепцию поэта-посредника между "небом" s "землей". В Ю50-е гг. «та концепция окрашивается в политические тона: поет становится посред ником между царек я аародом.

Литература, декларируемая Ростопчиной как высшая идеальная сфера, незаметно для нее самой превращается в арену борьбы двух рааличных «деспотических течений в обцественной мысли сграиы 1850-

z it. , лнбер&янша * деиохратяша. Строга» earns по апаш над партиями, помесоа, тт не менее, охавнвается в лагере официальной народности. Особенно отчетливо вта.поащия заямеиа в патриотических стихах во поводу русско-турецкой войнв ■ скерл Николая.

Находясь под влиянием эстетически проблем литературного процесса »лохи, Ростопчгна в их ревевяя охавяваетея в стороне от ва-гистралинх путей литературного раавития. Но на протяжении всей литературной деятельности сохраняет дельность литературной поящии, подкрешяшой едаиствш эстетически я общеотвеккнх убеадетй.

П глава - "Лирика Е.П.Ростопчиной". В центре ее проблема лирического образа в свете оеновнях щжнципов яовтххи Роотоэтивой. Уже в отвявах дореволюционной критики (Н.Черяшевсхий, А.Дружинин, С.Эрнст, Д.Михайлов, Ю.Веселовский, В.Ходасевич) о поении Ростопчиной намечена основная литературоведческая задача - соотновенне лирического субъекта ее поазия в собственно личности автора в контексте эпохи. Для современников поиеосв н ее нервах критиков, С.Шевярев», А.Нииятенхо, П.Плетнева, сложность not проблеин сни-малаоь особш иредотавхением об идеальной природе женского творчества. Дон более поздней критики (Ю.Веселовский, ¿.Михайлов, В.Ходасевич) характерно рассмотрение лирики позтессв черев призму ее личной судьба. Статья В.Ходасевича так я нааввахась "Графшя Ростопчина. Ее жизнь я лцшса".

Учитывая особый характер бяографгаш в романтическом произведении, нельзя отождествлять полностью личность автора я его героя. Лирика sax самый субъективный род литература эбольвей степени тяготеет х непосредотвенному выражению авторского сознания. Но проблема лирического образа коре проблемы его соответствия яхя несоответствия авторскому "я". Как утверждает И.Б.Роднянская, лирический обрав при всем его совпадении о личностью автора-повта намеренно строится не в соответствии с полна* объемам авторского сознания, а в соответствии с предназначенной участив.

Ведущим принципом поэтики Е.П. Ростопчиной становится ориентация на дневник, проявлявшаяся хав во гневней организация стяхо-творвнх текстов, так я в их смнсловом единстве; Внешее оформление стихотворений, а шире-поияческих книг (сборник 1841 г. я четырехтомное издание) напоминает дневниковые записи о непременным указании* на место я время нахождения ведущего дневник. В произведениях нередки такие уточнения: стихотворение *Чему нас учит

ишь* "ншшсшо so заданно за 15 ш.", "Я гнав недолго иео сать остаатся" - » тот день, когда воотвсса узнала о гибели Ы.Ю.йерцш-гова. "Весевнвй гвин" da« шпровасирован в Петровское парка "во вреет едзаошего катания кочнэ Ю вая 1851 г." Каадое стихотворении PeoT0E4S30fi вреврецается в отраннчку даевнвка, »статически офэрхгенЕув частиц бнткя, запечатлевшую харагтарнаа черты духовного три позтессв, щнкетн ее бита.

О "даовавзовта" харавтвре лврачвокого творчества РсстопчнноЗ сглдзтехьстаует ее работа над пзрвга вовгвчеокгы сборнивои JB4I г., которой создавался дарздзеголо с другеа бодьзш произвадевпеэ Рос-топчзвоЗ, рсс&гсз в cTExsx "Дневала девушен".

Архшигз равЕокагшя позвогзгг? утотавть вреп работа над рега-вса и сборзЕисл, а таees прзнтегш юс воетраеязя. В основу как романа, чш в сборпка össs еодсеэзы две рукопвешзэ тетрода: "Ддох-вошдаа s шган" в "Дазао просодвое". Каздая тетрадь Ерадотавяяат собз2 опрздздазшй' цетв с дросдсадгягг^ггтся егтатои. В основа кш-возздзн цшаов "днззавЕовзй" правдах, т.е. собшжх взобрагввгея восхедожагелъзо, с учетса хронолог®!, как в гвзяа.

Ваощюдодевгв |атераагов циклов во задуцаняш выдавши, сборки^ в ропаву в стихах, вхо неравномерно. В основу розана бвш по-дозеаа стахя из "Давно проаедазго". Сгаат этого цакла в бодшей стеаеш орзентврзчаи на лвбовнвЗ роман. Бго героиня с возвшенной дугой, воопятавная в рсгантвческса духе, создает себе шшозоряый обраа лззбгыого, гхзло соотвосгшй с конярзтнш человеком. Трагедия вэдушннсго состоявши созданного кечтой в вдохновением, налагается в двевяивовнх записях, фдаязрувднх течение чувства, где в сложной взаЕюдействзи находятся реальность в шишвия.

I&S30 ответить, что название рс^аяа в стихах уточнялось, пока автор ве правка в окончательного репают.каагаз свое произведешь - "Днегвзж дэ^уцзд". (Одаы ез первояачалгнш: вариантов заглавия -"Hobses s проза sbshs. Даевнвк девуеза"). Процесс работы над названием жиол дая Ростопчиной концептуальное значение, отрагал шро-воззренческув установку поэтессы. По разнш полюсам разводились реальность в ее конкретней битованшт ("проза еиэни") в то, что праноддегит всютчатедьво духовной сфера ("поэзия гвзни" - внутренней шгр героини, открытый "всему возвншеянсглу а прекрасному"). Уточнение названия - не только констатация принципа внешнего офор-вдеввя текста как дневниковых записей с указанием даты, с эшгра-

фал к Езддеау стлхотворзппв. Это п оиздатодьстго спрздмзшюго способа, алторсгого вздешш загнз. Ссбэтза узвоартстся в ах сатадуг-ео2 сяачзаостд, баз отторпзяпсстз от пзх. Поэтсгду в стазах Рсстоп-чзной тшсто лозаетзовгцшое чувство прэвалдрует над обобдзпзея его.

Установка на "дневззвсвоэ" язобразеяюз гпиш, ев сзшнутооо пзрззлванпе шо детерминации объаетпвяЕ! ходса собцтпй стала опрэ-дедящааэ и пра создашш сборника 1841 г. В его основу легла ота-хотворелвя цзааа "Вдохновения п кзчта". Глагяоэ отлнчпо "Едохаовэ-Ш5й" от "Доело пропвдпого" заадвчазтся а 6ольез2 рапштоста огээза. Он постоянно торяется за иогазчностью изобразивши: ообнгай, гдз переплетается лэбовь я друаба, сватсгиз расвгзчошш н сэрьвсзЕЭ раа-зндпенвя над гжзньэ. Но "иЕнозешпа киэ^лэппя бптпя" :;з реа-падавтся на стдедьнш разрогненпвэ пззны. Их ебьедазяот образ лп-рячзскоЗ герсЕпз сборназа. Но епая порой прзчп во дупзггпз: зодае-езЗ (пел *аето преподносятся угз попзчннЗ рззультат пзрзалвзппя), то ао пепео на четко сдуцаеа сезоЕпуа -здугуэ тецу с браса: песда-ягиссть внугрз его цдезльапх а рзолкшг начал.

УстаноЕпа па фгкеацпв "дупэвппх вашеизЗ", впгпваещг подало не реалкеггз собцтшаа гяззз, а "собитшаи дупл", соаданшшя г:эч-той вообрспеанет, озрэдеяязт гзраетзр ллрачооззго дпэпнзЕа Рос-топтаоЗ, связь в пеа литература з заезл, особое тяготение з про-вазгаднп ллрэтэскпх стихотворений. Иопо&эдазьаосгь, сшоуглублопзе, езггошалаз, что базо так хараэторзо для пзсса я дпепззпоз ютогла-генцяи 1-3 полоезнн ХК в., стапослтся отлпчнтелкюЗ картой лщакз Роотошшноа, что родазт ее с творчества другзх участников литературного процесса эпоха, К.Павловоа, В.Красовггл, Н-Огарзвка, Ап.Гря-горьевьа, Ш.Еадовской.

3 позтзчаеллх сборпаках РостопгагшоЗ сочетается "дпзвстговая" манера изложения иатерлала и псповэдзлхаость диевпзЕа, что село по себа на предполагает публакацЕП. Но тел не нэнеа Ростопчина стро-шиаоь покатать все, что ваходало у нее из-под пера. Это связано, с одной свороан, с характеров рсааатаческого шэлешш, а с другой - с щяродой сапой всповадаяьносгг, ее ллторатурзш начален. Порой в основе стихотворения леянт не собственно переживание, а определенная импровизация на пзвэстпув тему. Сзтуацшх, в которых разворачивается лирическое переживание, заранее известны. Еяд осеннего пейзааа роздает иыели о скоротечности собственной судьбы. Увядший цветок напоминает прошедшее чувство. Впрочем, в дальнейшем контекст

■идивддоаляаируагся, во не в такой степени, чтобы поэтесса когда отказаться от литературных аналогов. Я здесь особое место занимают эпиграфа, которое стали неотъемлемой часты» ее публикаций. Эпиграф» в бодышногве оду чаев яывотдарущнв лирическую ситуации, своего рода аналог запечатленному чувству, свидетельствует не только о литературных вгусах Ростопчиной. Перед наш особо организованный духовны! мир поэтессы, где в который pas переплелись реальность и жллтакя, поэвжя я действительность. Это характерное для романтической эпохи стремление к отождествлению искусства и жизвд, к эстетической организации своего жианеиного опыта (Ростопчиной и ее цребывавхе в деревне кажется изгнанием) определяет своеобразие ее лирической герсинж. Литература в жизнь вступают вовзаииодейст-вие, что рождает своеобразный мир лирической героина, женщикн-ноэта.

Бурный успех, внттигё на долю поэтессы в канун 1840-х гг., объясняется этой особенностью ее лирики, выразившейся в попытках объединить в единое лирическом образа узваваеного литературного героя в собственное "я", что придавало стихам особую искренность и выделяло их на фоне рсвантвчеоного шитонства.

Сопряавнне Bossas в дейегвитвяьноств в частно! судьбе, оогшз-ление своеё личности через правду литературы вело к совмещению традиционного романтического образа е взщк&зодг&зшвированного, про— шишу того черташ конкретного психологического опыта, цдущего не от умозаключения, а от практика бытового поведения, иногда прорв" вавдей раикн романтического кирооцуцэЕш, во все-таки не изходя~ вгзй sa его пределы. Их взикодейотвие оаредеяяет своеобразие лирической reposas Ростопчиной. Здесь борется "я" традиционное о "я", выходящее гз этой традиции.

Дневник как структурой и содоргштадьаыд щшщш повтеее Ростопчиной в большей степенн способствовал реализации этой творческой дошшантв поэтессы.

Прз создании лирического образа Ростопчина ориентируется на устойчивую рошнтжчес^ую традицию. le героиня - посредница "неs боааствои s светом". Ео уже первые стихотвсрзнЕЯ поэтессы отмечены eosceœsî своего "я", хотя идут эти поам® в райках той са бытовав-пей традиции. Рскантвческзй контекст кпдятадуалнззруется за счет активного вкитанЕя субъекта лнрачесхого пэрогавашш в условно заданную литературную ситуацию.

В passas стихах роааягаческоа оерезавщаае двггется в опроде-

лзнесу рс^штгезскси русле. Рохяштнчоская традвдзя в псо<5ра»шз чувстга подностьа поглогдет пздягздуальЕсо порсетгалзэ. Но постепенно лЕУйняется угол всагиоде2с?гяя: пврггзкгшо гзроэш соотносится уге пв с пзвестнЕ! литературно ойрагцся, а с сгаой гяшьэ. Это взяниодейстЕяе намного дретатзчзез, оно таат в себе трагзчес-куа предопределенность рсиантзческой лзчзостз, не находящей собе реализации в конкретной дейстЕЗтелшсста.

Уже в 1830-е гг. в творчестве Ростоотзной складовается особое представление о рсмантзческом двоеюрзз. По традиционной точке зрения,ешсл романтического деоецзраа - з отчуждении само;! романтической личности от пара своего рзалхного битяя, стретлэние ее в ыир желаемый. Героиня Ростопчиной стказЕвается от этого "садаеаго-го" мира, наиболее сродного воззнзгннсму строп во дуга, л составляет себя пашЗкть "су^оствешюсть", хочет объедпнать нзр езчтз а нар действительности при неиагзнноа самоценности первого (для нее он часто конкретизируется в монастыре, друзескса ару яки, чтении, щпроде). Двнаензе к жизни расценивается ев как сверяенпе "подвига испытания". Героиня преисполнена жалды этого подвига, стремится к лрдяы, чтобы "в ынрском быту ас пат ь до конца чашу сгорби в страдания".

Ростопчина в своей понимании двоемнрня приближается в Баратынскому, нарушившему типичное романтическое противостояние "небесного" и "земного" для того, чтобы подчеркнуть трагичность "раковой" промежуточности человека. Ддя Ростопчиной с ее установкой на "дневниковое", сиюминутное отражение действительности трагическое предопределение человеческого бытия, открывшееся Баратннсхсшу в "Недоноске" (1835), обозначено как действие "алого рока", иными словами, неведомой ей жизненной закономерности ("Какой-то злобный рок Не жить - пытаться жить обрек"). Трагедия человека в современном шре, обреченного на нереализащш своего духовного потенциала, становится фактом только аширического сознания, не является предметом глубоких философских раздумий. В объяснения причин этой трагичности поэтесса оказывается во власти романтических представлений о "злом роке" человеческой судьбы.

В 1857 г. Ростопчина, пытаясь сформулировать концепции собственного творчества, обозначает главные вехи своего поэтического движения, фантастические оратории "Нежившая дула" и "Отжившая душа" (1835 и 1854 - 1855 гг.) Если "нежившая дула" рвется к людям,

хочет рзалЕЕОвагься в shshe ззиной, то bxszszaz дуза" признается б еоозуезотеагосгн своз щптяганнй. лвдзё оказывается для изе Eiü&OTSraüOÜ ЗЗГЗДЗО!. Oí 0бЕ238НЕЯ tspjt, гдз вот лазбзг с счастья, bots5sais душа" сбрсгдзгся е сецой ссбо, s пгстранвагвдвся cqotho-

"а" и "изр® ora cica отел усе кэ столько водяркш и пз столь бвссваззацдозшШ прагста собствзгного "я". Ео огернвагзвзся новое ссотнс^гнго дзИстадтшпйоата е собственного "я", es ssasascS обусловленности нз селяз^ся дсаЕШЕруЕцгд в eobsse Ростопчиной.

Epoáse^a деосшрел ЕйгапиЕазг Росговгагау на реазнЕэ вопроса о нови cootboesssí чоясбэка к гзра. Внутрхг х^доасс?Е0Ш10Г0 образа сосуц-зотауэ? дзз хецдеацп:. Олэа восходат к пр^гзеЁ раяанткческой трздлот, нровозгдаЕагцзЁ сеаодовлащзе начало "я", другая вздет г. севдаЕЕз нагого обрага героя, ®яв которого ограничено закоясаер-яоежеа sasasanoro процесса. Невоамгност* ровенея этого протнвз-сгсяпЕг рггдазт шгель об отпаьз os snsaa, уходе в uirp ингоззл. Ге-jcces стихов I340-z ГГ. jes нэ сгрэкнтся п "подвигу еспьтанея", к срзодоейегэ sebes. Установка па essesza t-зчтн и действительности пэдьэргаотся сс_л:се2э. Теперь главная цель кзнцзлз-аозта - убзрэтъ бзрезпо isp изчтв, создать юао»тЕчзсгЕА кзрп в pxusx

poasssi'o tísrns.

Езля ргзьпз до£агЕ22шкдооть БОСнргггЕХйдась по рсс^антлч2СЕ<ьу ндеглу, что давало вошзогность "ЕекБЕгй гусе" ворть б преодолело seles, то теперь действительность предъявляет роаанпечзецой ''днчаоста свог лраьа к закона, п вдеал Еуиотся в стслееошезе с ез-13. Эхо определяет трагЕческпй отказ reposas от shshe. Батзоркп-честЕО внутри собстзанзого "я", следование прввцвпу "внутра себя отрэду обретая" ведет к исчерпанности z разрупзнию этого "я".

SsisoHEe повтачоской шгелз Ростопчиной в реыеннй лирического образа от рсаантаческп традиционной к преодолевавшей эту традшдо и создавшей предпосылки дла вознвкновэнгя нового героя на рэалне-гЕчесЕой почве оказалось нерзшшэованшд. В основе этой нервалыза-цщ идеальное решзвзэ тегли человека ш шра, где самоценность "я" сташтся ваае ценностей дгЕствптельностЕ.

Поэтическое творчество Е.П.РостоичиноЁ насквозь щшгкчно. Для нзе стрешшнкз к цщишзацЕИ-не только следствие объективных закономерностей развашг литературного процесса, но и реализация собственных мировоззренческих установок. Разделение мира на "внутренний" ж "Бнекннй" диктовало ввделение особых сфер в аианеяном про-

цсссе. Так пз общего потока гззнн вычленяется любовь. Её прздает-ся оообыЗ статус. Она приобретает этическое е эстетическое содер-аание, становится тоздественноа рсцаятачасгсау идеалу. Любовь прод-опроделяегся неосознанней родствен дул и вкступает в качества объ-едшяЕщей сила, что обеспечивает противостояние влюбленных лцдш.

Но героиня Ростопчиной обречена на "неугааванде". ЕЗ испаот целый комплекс романтических идей з представлений, которая она оперирует в будничной ситуация, что роддает особую схстеду повэдо-езя, восходящую к этическому идеалу поэтессы. Здэсь особое гначз-нне праобретает жест, екощнЗ оверхбвтовое наполнение. Это строго рэглаиантированное поведение на балу, предельная езрнтоегь г©роз-нн. Для внешнего выражения чувств остается толыю взгляд, поскольку слова и поступки все равно будут лазгов, так пак продиктована не движением сердца, а ритуал си светского общения. Внешня подчиненность светским приличиям при внутреннем их неприятии создает драматическое напряжение лирического образа, способствует поискам его выражения в особых художественных формах, превосходящих возможности лирики.

Обращение поэтесса к циклам связано с ее стремяенаен к созданию эпического полотна. Любовный цикл - только один накросюжет из будущего, по замыслам поэтессы, эпического сюжета, в центре которого судьба женщины, своего рода героини времени.

Лирический цикл, возникший в результате разложения роаантачес-кой поэмы и в период формирования эпических жанров, допускает возможность средоточия внутри его различных жанровых начал, "поэмного" н "романного". Так в цикле Ростопчиной "Неизвестный роман* в бол шей степени присутствует романное начало. Цикл развивает лирический сюжет, наметившийся в раде стихотворений 1837 - 1838 гг., вошедших в первый сборник поэтесса ("Встреча", "Та же мысль в других словах", "Разговор во время мадурки", "Ответ", "Вы вспомните меня", "Последнее слово", "В степи", "Может быть"). В этих стихотворениях запечатлена предроманная ситуация. Романная же коллизия не уопеваег развиться по причине отсутствия продолжения любовной истории, которая обрывается с отъездом героини в деревню. "Неизвестный роман" продолжает прерванный сюжет я завершает его. Но несмотря на исчерпанность любовного романа, финал цикла остается открытым, поскольку нацелен на выяонение причин этой исчерпанности и программирует ситуацию "кто виноват?", предполагающую различные толкования.

Вопрос, "кто Еяноват" в нзвогагогностЕ человеческого счастья, определяет духовное состсяане общества в 1840-е гг. В поэтическом контексте впохн его содергаше варагается в ситуации конфликтного столкцовзкгя героя е героине. Герой лзргки 1840-х гг. (напрпкер, Eossaa В.КрасоЕа в Ал .Григорьева) каадет праоб^снюг к ispy другого чзлоБЗжа. Ео этого щзобцзнпя не прс^зходвт, поскольку любое другое "я", вводшое в структуру днрачзского стахотворешя, не яв-гается Бнрагвнгеи чуаого соышзпя, не равного ршанитескоиу "я" героя. В лвр2чоскш цикле Ростопчиной ситуация вная. Уверенная в сеасцевностс своего духейного игра, героина Ростопчееой отвергает другого человека, если ce es стел ее абсолютны! подобнее. Чу юс соснанзе, ко pœsoe свое^, просто ясвшвчается кз сфара выкмашя.

Абсолтазацкя лзргазского "я", отказ от щявнаная самоценности "я" другого, ноззткн pearsеацЕЗ идеала а ситуоциз любовного potasa íes опосредованных сея аз £ с действительностью прз налачзз только тбоваого сюгате определяет своеобрзззе лабошего цикла Ростопчвной. Ео отн ко npassass становятся дскиннрущЕиа угз в другом, по прэдсгавлеЕхяа поэтессн, Еазровса образований - рсыанз в стихах "Дкевкак девупик". Отвеа-п: это произведение к жанру, который нгала в взду поэтеооа, дс^&гъно слоено. В штерпратацкз Роо-топчзеой кадровое определенна "Дневника" скорее всего напшзшает cisacs ваглавая ле6оеного цшш* - роиан как любовная нсторкя, -cea со "Днегагк" jœzoh ochoesex признаков апкчсского прсиаведеЕзя. Это щшдо всего связано с особенностям его свватостроеная. В '"Днавшшз" чэгко прослегзтакцаяся событийная цепочка напошшает эдичэскнй CSEST. Но сцепление отделншг звеньев этой цалочю: происходит по телу контача, как нанизывание эп^родов, связь иеаду ко-торкаа характеризуется не реольнш ходом событий, а потребностью rspoEHS в развзртызанин своих перегивапнЁ. Отсвда в "Дневнике" есть целые главы, где действия собственно нет ("Отсутствие", "Вос-псканание"). Они представляют собой законченные произведения, легко воопрстщащиеся читателем вне целого. Это позволяет говорить о двойственной природе "Дневника", его внутреннем и внешнем сваете ("внеаний сюгзт - цепь повествовательных событий; "внутренний" -собственно лирический сюает), что, по свидетельству Г.С.Комаровой, является признаком лирического цикла.

Но назвать "Дневник девушки" просто лирическим циклом не представляется вошогным по причине достаточной развитости "внешнего" сюкега. Скорее всего перед нами своего рода гибрвдное цшв-•TiV/.YV' ayuyofrttUif yUiC .íffC/UViiiK i/kWUíitf ¿f/sitn',;/;w tft¿g.¡<- Á<

еще не ставшее собственно эпическим произведение!!. Легавая в основе "Дневника" лирическая ситуация тяготеет к ее пересозданию в эпическую, по за счет абсолютизации лирического "я", невогасзнос-ти проникновения в структуру произведения "чужого" сознания, что стадо творческой доминантой поэтесса, это перерастание делается соБерсеяно невогзхояшм.

Лирические циклы Ростопчиной - явление глубоко индивидуальное и в то яе вреия вполне характерное для литературного процесса 1840-х гг. Они преДставляют особую форму выражения "эпичности" авторского сознания, стремление поэтессы осшюлить ганский характер не в его самодовлеющей отвлеченности, а в контексте общего хода аизни. Но подобные установка не наши реализация в собственно эпи-чесшх жанровых образованиях.

Особое цесто в поэтическом творчестве Е.П.Ростопчиной оашша-ет ее литературное общение с М.Ю.Лерыонтовш. Оно пряоткршает слезший процесс формирования нового общественного сознания. Наличие в творчестве Ростопчиной и Лермонтова одинаковых тем пра различной их интерпретации свидетельствует о внявяенности Лермонтовым новых граней сосгиозэния человека и мира, еще закрытых для поэтического сознания Ростопчиной, которая сложность нового состояния человека стреинлась уместить в рамка прегннх рсмантачэских представлений.

В ваключеняи подводятся основане итоги работы, намечаются перспективы дальнейшего исследования.

Основное содержание работы отражено в публикациях:

1. Романтическая традиция в поэ8ии 30-х гг. XIX в. (творчество Е.П.Ростопчиной): Тезисы доклада на межвузовской конференции молодых ученых.-Липецк, 1988.-С.83.

2. Тема поэта в творчестве Е.П.Ростопчиной: Тезисы доклада на межвузовской конференции молодых ученых.-Липецк, 1989.-С.83.

3. К творческой истории баллады Е.П.Ростопчиной "Насильный брак" /Ленингр.гос.пед.ин-т.-Л., 1990.-21 с.-Деп.в ИНИОН АН СССР 21.06.1990. * 42186.

(Р&е/пл^О^