автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Лирика Е.П. Ростопчиной (проблемы поэтики)

  • Год: 1994
  • Автор научной работы: Цеблыкина, Лариса Ивановна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
Автореферат по филологии на тему 'Лирика Е.П. Ростопчиной (проблемы поэтики)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Лирика Е.П. Ростопчиной (проблемы поэтики)"

Р Г Б ОД

1 П М1?

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

На правах рукописи

Цеблыкина Лариса Ивановна

ЛИРИКА Е.П.РОСТОПЧИНОЙ /проблемы поэтики/

Специальность 10.01.01 - русская литература

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Москва - 1994

Работа выполнена на кафедре русской литературы Московского государственного открытого педагогического института

Научный руководитель

Официальные оппоненты

Ведуцая организация

- доктор филологических наук, профессор Й.Ф.Захаркин.

- доктор филологических наук, профессор Л.М.Крупчанов;

- кандидат филологических наук, доцент Э. А, вЕКЕНЯШЛНА.

- Московский Ордена Трудового Красного знамени педагогический университет

Защита состоится МАРТА 1995 г. в "4А" часов на заседании Специализированного совета Д.113.25.02 по присуждении ученой степени доктора филологических наук при Московском государственном педагогическом институте по адресу: 109004, Москва, ул. Верхняя Радищевская, д. 16/18, ауд. 20.

С диссертацией моино ознакомиться в библиотеке института.

Автореферат разослан " 2_2_и_АЕ]<АБРЯ_ 19д4 г<

Нченый секретарь Специализированного совета

кандидат филологических наук, доцент Л.Г.Чапаева

Предмет диссертационного исследования - вопросы поэтики Е.П.Ростопчиной, освещаемые со стороны канровой типологии, признаков композиции и стиля ее лирических произведений. Попутно рассматриваится закономерности литературного процесса в России 30-50-х годов XIX века, относящиеся к эволюции романтической поэзии.

Актуальность исследования определяется тем, что творчество Евдокии Петровны Ростопчиной, пользовавшееся широкой известностью в 30-40-е годы XIX века, в той числе вниманием со стороны В.й.Ваковского, А.С.Пашкина, Н.В.Гоголя, М.ГО.Лермонтова, П.й.Вяземского, П.А.Плетнева, И.С.Тургенева и др.,- все еще остается в забвении. -

Причина тому - в замалчивании поэтических достоинств лирики Ростопчиной, общественно-эстетическая позиция которой была отон-дествлена после 1917 года с дворянско-консервативной линией. И хотя потом появлялись единичные ценные описания и работы /В.Ходасевич, В.Нейнтадт, В.Афанасьев, Б.Романов, В.Расторгуева/, о систематическом развернутом изучении творчества Ростопчиной говорить пока не приходится. Мевду тем было, время /начало 40-х годов XIX века/, когда некоторые корифеи отечественной поэзии /В.Й.Шуковс-кий/ хотели видеть в Ростопчиной наследницу славы Пушкина. Прогнозы не оправдались.Но ёе реальный вклад в развитие русской поэзии достаточно весом. Этим и объясняется обращение в данной диссертации к поэтике Ростопчиной как наименее изученной теме отечественного литературоведения.

Актуальность избранной темы - "Лирика Е.П.Ростопчиной /проблемы поэтики/" - определяется необходимостью более полной разработки типологических признаков лирических произведений в русской поэзии на рубеже 40-50-х годов XIX столетия..

В теоретико-эстетическом плане, а во многих случаях и по этапам развития, вопросы типологии освещены в нашем литературоведении на высоком уровне /работы В.В.Виноградова. Д.Д.Благого, М.Б.Бёхти-на, И.Г.Неупокоевой, Г.Н.Поспелова, Б.М.Храпченко, Д.С.Лихачева, Б.Л.Сучкова, З.Р.Фохта, В.И.Кулешова, П.В.Палиевского, Н;Н.Скато-ва, А.Ф.Захаркина, В.И.Коровина, В.Н.Касаткиной и др./. Но типологические особенности русской лирики 40-х начала 50-х годов изучены явно недостаточно.

Считается,что в данный период, то есть после гибели Лермонтова и до того, как стали известны Тютчев и Фет, русская поэзия

как бы остановилась в своем развитии. Однако конкретный анализ лучших лирических миниатпр /равно как и созданные в это время стихотворения Тютчева/ убеждают в обратном. Творчество Ростопчиной мовно считать переходной и достаточно заметной точкой в развитии русского романтизма от Пуикина и Лермонтова к Тютчеву и Фету.

С учетом этого очевидна плодотворность выделения вавнейиих компонентов художественной формы в лирике Ростопчиной, классификации жанровых групп и приемов лирического повествования, характеристики традиций и новаторства некогда прославленной поэтессы. Сосредоточенность на этих проблемах с опорой на стихотворные тексты /без привлечения драматургии и прозы поэтессы/, по убеждению диссертантки, с большей наглядностью поможет уяснить значение Ростопчиной в рвзвитии русской литературы 30-50-х годов XIX века.

Отсюда и задачи диссертационного исследования, которые могут быть сформулированы в следующем виде:

- показать место и роль в русской поэзии лирического наследия Е.П.Ростопчиной как важного звена в развитии основных линий отечественного романтизма 30-50-х годов XIX века;

- раскрыть жанровую типологию лирики Е.П.Ростопчиной, выявляя соотношение творческих достижений поэтессы с основными закономерностями литературного процесса в России 30-50-х годов;

- показать своеобразие поэтических приемов и средств в лирических, произведениях Е.П.Ростопчиной, опиравжейся на пуокинские

и лермонтовские эстетические принципы отрахения действительности;

- раскрыть связь поэтики Е.П.Ростопчиной с ведущими мотивами ее творчества, а также условиями общественной жизни;

- выявить частные особенности поэтического стиля Е.П.Ростопчиной в общей системе эстетических ценностей, не утративших своего значения и в наши дни.

Научная новизна диссертационного исследования вытекает из режения поставленных и перечисленных выше задач, из стремления диссертантки дать цельную и достаточно развернутую характеристику ханровой типологии лирики Ростопчиной, а также других компонентов /лирический персонаж, композиция, повествовательные приемы/ ее поэтики. Работ с аналогичной установкой при изучении творчества Ростопчиной еще не появлялось в отечественном и зарубежном литературоведении. Впервые привлекаются к анализу не отдельные поэтические образцы, а преобладающее количество стихотворных текстов, делается вывод о значительности того вклада, который осуществила

Ростопчина в развитии русской поэзии в послепуикинскуи и послелер-монтовскуа эпоху. Ставятся вопрос о своеобразном синтезе путинских и лернонтовских традиций в лирике Ростопчиной с преобладаний рольш в эстетической системе поэтессы романтических элементов.

Принципы и методы научного исследования основаны на аетодо-ло1ии реалистической эстетики, исходящей из признания единства формы и содержания, обусловленности поэтического искусства идеалами творца и логикой общественно-исторического развития. В анализе поэтических текстов последсвательно применен принцип типологического изучения литературных произведений. В исходных теоретических посылках диссертантка опиралась ка труди отечественных литературоведов и критиков, в том числе критиков XIX века, л на работы зарубежных авторов.

Практическая ценность работы определяется наличием в ней таких материалов, которые могут быть использованы исследователями ¡рдссвой литературы, преподавателями вузов и пкол. Спецкурсы и спецсеминары, дипломные и курсовые работы - гакова сфера применения диссертации с цельв реализации ее практического потенциала.

Апробация диссертации осуществлялась при обсуждении ее плана и глав на кафедре русской литературы Московского городского открытого пединститута. Отдельные ее разделы были доложены в докладах на научных конференциях в Череповце /"Традиции в контексте русской культуры",май, 199^/, .Мичуринске /"Е.Й.Боратынский и русская культура", май, 1994/ и в Пензе /Меадународная научная конференция "М.Ю.Лермонтов в русской и мировой культуре", 17-19 июня.1994/,

Основное содервание диссертации отрааено в 4-х научных публикациях. предназначенных для исследователей русской литературы, преподавателей вузов и акол.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения. В приложении дан список использованной литературы, архивных источников, материалов периодики общим количеством свыше 150 названий.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении раскрывается место Е.П.Ростопчиной в русской поэзии и литературном процессе 30-50-х годов XIX века, анализируются оценки творчества поэтессы критиками и игториками литературы XIX-XX веков, обосновывавтся вопросы изучения лирики /поэтический аспект/ £.П.Ростопчиной на современном этапе.

В первой главе "Ианровая типология лирики Е.П.Ростопчиной"

- б -

рассиатривавтся традиции и новаторство в обработке ванровнх структир, характеризуется наличие пушганско-лерЕонтовского начала в лирике поэтессы пен дошширувдего, раскрывается связь основных ванровых ©орк поэтического творчества с нравственно-эстетической позицией поэтессыг подчеркивается единство и многообразие ее кадровых вариантов.

Интонационно-стилевая структура стика Е.П.Ростопчиной обнаруживает свое родство с произведениями Пушшна и Лермонтова. К примеру, в стихотворении "Надевая албанский коства"/1835/ явственно оцущается /правда, узе запоздалай/ пцшшскиЛ мотив романтического "бегства" ка природу и связанный с икн порив к свободе, противопоставляемый "плену горошшгя"/ситиация йлсио/. Налицо здесь такве отзвуки пузкинской ианерн поэтических характеристик с помощью повторения и употребления при пей опитетсв разнокачественного значения: "Наряд чуиой, карад восточный" /у Пузкина: "Твой грустный вун, твой нуи призиэнай", "Соитаи лзбва, соигаи ш:зойм/.

Б поэтической палитре Е.П.Ростопчиной га находим такие краски, вызванное и еезни ыашпгаяизцоы отрицания, оцуценкен своей внутренней противоречивости, что так характерно для творчества И.Ш.Лермонтова. Ростопчина в зтоа сгшсде как бы параллель, а с другой сторона, и предтеча по отиовениз к творчеству Лермонтова. Как и Лермонтов, она обращалась к сапой значительной тепе русского рокантизыа 30-х годов - геиа страдания человека, осознавшего себя одиноким ке только в психологической /тсаа 20-х годов/, но и социальной плане. Таковы, к примеру, стихотворения "Певица" /1831/, "Осенние листы" /1834/, "Зимний вечер" /1836/ и др.

И все се для правильного уяснения основных свойств поэзии Ростопчиной не следует воспринимать их как результат прямого под-ранания пувкинским и лермонтовским образцам или байроновскии /поэтесса говорит в своем письке к А,Дина о том, что она в одно и тс^е вреия увлекалась в молодости лирикой Виллера, Шуковского, Байрона, Пуикина/. В действительности все обстояло наиного слон-нее, чей кавется на первый взгляд.

Е.П.Ростопчина преклонялась перед гением Пувкина, стремилась, как могла, достигнуть его "желанной вниины" /"Черновая книга Пуикина", 183В/. Равшш образов поэтесса осознавала значение Лермонтова, у которого находила "отваги кар, и мысли сильный блеск... и тайный стон измученного сердца" /"Пустой альбом", 1841/. Она сама не раз испытывала нечто подобное и стремилась выразить это в

своих "исповедях". Следовательно, пункинско-лераонтовское начало било не просто близким, но и исходный в творческой развитии поэтессы. Но преломилось оно в ее лирике специфическим образом.

Если сказать кратко об ятой специфике, то она закличается в стремлении дать синтез пушкинского ясновидения, пуякинской задушевности, местами даае артистического вдохновения с лермонтовской горечью, лермонтовским отчаянием и скептицизион, отрицанием зизни. когда она - жизнь - противостоит нравственным поинципан я красоте. Понятно, что этот с.штез Ростопчина пыталась осуществить главный образом в сфере индивидуальных ощущений эмоционально оааоеиной личности, при тон женской по преимуществу. Но этого было достаточно, чтобы осуществить, а точнее сказать, наметить новый и очень важный шаг в сторону обогащения чувств /часто интимных/ липичес-кой героини мыслью, что в свои очередь сообщало новые импульсы русской лоэзии„ предопределив развитие таких самобытных ее ответвлений, как лирика Тютчева. Фета. А.Толстого. Следовательно, характеризуя динамику русской лоззии 30-40-х годов в типологической газрезе, иоано сказать, что именно Ростопчина /в силу обстоятельств своей личной зизни. а такзе вреиенно'го фактора/ явилась той "переходной" точкой, которая обозначила соединение /и рубез одновременно/ двух эпох в развитии русского поэтического искусства: пушкинско-лермонтовской и тэтчевско-фетовской поин.

Е.П.Ростопчина обратилась к литературному творчеству, когда в русской поэзии уже были разраоотаны основные занровне Фосиы с опорой на общеевропейскую эстетическув систенц и внесте с теи -отличающиеся своим национальный своеобразие». К концу 20-х годов, благодаря усилиям В.Зукоаского, й.оатидкова. й.Козлова, Я.Дельвига, Е.Боратынского, Н.Языкова, а в особенности А.Пушкина, русской лирикой практически был освоен гесь аассив европейских занровнх структур, начиная от хвалебно-возвызенных и сатирических од я кончая романсами, дружескими посланиями с утонченным психологизмом, яркой характеристичностьв бытовых деталей. Поэтому у Ростопчиной, как начинающей поэтессы, были аирокие возможности в отиопе поэтических образов.

Ближайзими авторитетами и учителями в самун раннва пору поэ-теческого развития Ростопчиной Рыли Зукоьский и Пузкин.

Переходя к характеристике поэтики жанров, диссео/антка знпе-ляет прежде всего эомантическун элегии.структурные поинципн кото-роя позволявт осуществить анализ /подчас сложный/ дуэевных твевог

- в -

и раздумий лирической героини: "Прости.Кавказ!" /1830/. "Певица" /1831/, "Последний цветок" /1835/. "Безнадежность" /183В/. "Встреча" /1837/, "Подаренный бдкет" /1842/, "Бессонница" /1834/,

Следувдий жанровый "блок" стихотворений Ростопчиной составили романсы и песни, отразиввие лвбовнув тематику, сладостные порывы лирической героини к интимному счастьв, осознавщей в тоже время невозможность для нее полного счастья. Свда относятся стихотворения: "Когда б он знал" /1830/. "Море и сердце" /1834/. "Песня /1834/, "Двойные равд" /1839/. "Колокольчик" /1853/. "Слова для музыки" /1854/ и др.

Особув разновидность этого таврового "блока" составляет песни. написанные с использованием фольклортх образцов: "Простонародная песня" /1831/, "Русская песвй" /1831/, "Две простонародна* песни" /184?/ и др.

Третьи ванровув группу - н, покалу*. саздв кногочясленную,-составлявт стихотворения, кеторЕекогщо псзшеновать условно как "исповедь венского сердца". Стаготвврдош вгого ша вавокхаезг 8ЛВГИН, ноотлвчаатся от ввх болыш охватов перевиваемых чувств, подробной их характеристикой, отчего аналитический аспект становится более углубленная, азредко приобретая прв »том фнлософскдэ окраску. Свда следует отвести в первув очередьстихотворения "Осенние листы" /1834/, "На проваиье" /1835л "Эшвай вечер" /1836/. "Несть"/1835/. "Разговор во время мйэврви"/1837/. "В степи" /1838/, "Искушение" /1839/.

Четвертув группд лирических винватвр образуят стихотворения, созданные по типу дрдвесннх посланий: "Две встречи" /1838/, "Сереже" /1839/. "В дорогу Иихаилу Ерьввичу Лермонтову" /1841/. "Благословение артисту. В альбов молодого йнтона Рубинатейна" /1841/ и др.

Не осталась Е.П.Ростопчина равнодуеной и к публицистическом; агнру в лирике« откликаясь на "злобу" дня - ссбнтия и проблемы литературной, а часто и политической визни. Таких стихотворений насчитввается у Ростопчиной более десятка:"Мечта" /1830/, "К стр< дальчам-изгнанникан'' /1831/, "На памятник, сооруженный Сусанину" /1835/, "Он стар и сед" /1838/, "Посещая иосковскдв орушейнув палату" /1843/ и др.

Особо следует выделять стихотворения, в которых раскрываете: тема искусства, судьбы творческих талантов: "Певица" /1831/. "Две встречи" /1838-39/, "И он поэт" /1840/, "Как долины писать

вешриа" /1840/, "Вакхи будущим позтаы" /1841/.

fis предлояеняой здесь класссанация /она осуцествлзна нами оэгрвве/ видно, что аааровай диапазон лирики Ростопчиной доста-т«<ша тарой в вовсе не замыкается только стихотворенинни романсо-всго или здегнчзского типа, наполненный к тону se чисто "светскии" содзрнаиием.Это. как видим, совсоа не так. Напротив, оце совреаон-гшя отвечала, что она "образовала такой оригинальный, чудно-раз-тгозбразннй, но строго послед овате л ьннй ряд /разрядка иоа - Л.З./поэтических проязведений, что, всаатриваась в них, познаоаь полндвг история низни, где ни одно обстоятельство ив якэепо поэтячзской заазтки" .*,.••

Стремление поэтессы воспроизводить действительность стихотворными "бяокаки" /циклами/ свидетельствует об устойчивости и типологической общности se теиатическйх интересов. С другой стороны, это' подтвервдает незаурядность кастерства поэтессы. Опираясь на созданные до ива нанрн. она пояла по пути их интеграции, объединяя отдельно создашшо образца в ед:шда "группозув" структуру.

Обогааекяе традвцшшах лирйчоскях ванрлз у Ростопчиной сказалось не во виавава^ а во вйутреЕпеа проявления. Строго говоря, почти все стихотворения Ростопчиной представлявт собой не что иное, как исловвдь, сердачянз раздуыья автора па саыые различные тега: лвбоеь, тайлае увлечения нзпспсго сердца, печаль топко чдвствдщей душ. валобя на несоверпекство человеческой авзнп, от-шнггнэй в обществе взадд яздька, паштет постияениа скрнтой связи чолаззка а природа, раздукм о скнслз сдцоствованяя и личном дол-т® перед другика, irajaia а даеалытку.духовно значимому а т.д.

этого /неполного/ взрагеад тшатпческих "блоков" лирики Ростопчиной видно, что поэтесса прявизсла в традиционные ванрн то, что П.Й.Нсэтнев в рзцзкзна на лврзаЗ сборник стихотворений Ростопчиной удачно назвал "дюсаккеи батпа" **. Вследствие этого элсгш. романса, а такав песка а послания обогащалась у Ростопчиной детализированным описанием чувств, всегда, однако, корректируемых какой-либо серьезной, значительной касльз. Сплав наела я чувства при доминанте лирических интонаций - так, поналуй. мохао определить го характерное, что следдвт отвзстяв ванровомц своеобразия песен, роман-

*. Современная, 1841, т.XXII, - с. 8. **.- Совремевяяк. 1841. т.XXII. - с. 8.

сов. элегий Ростопчиной. Поэтесса как ьы приоткрывает, хотя и не до конца, доступ в "святилище души своей", сосредоточивает, там, как писал Плетнев, "игровые свои помыслы, раздробляет их и преобразует". Это было действительно необычным, если учесть эмоциональную наполненность и мягкость стихотворной орнакики.

Обновление традиционных нанровых структур в лирике Ростопчиной во многом связано с тем, что скрепляющей основой повествования оказывались перевивания и ощущения венской души. Этим как раз объясняется тс. что стихотворения Ростопчиной еще при жизни многие склонны были выделить в особую рубрику - так называемой "венской" поэзии. Основания к такому выводу, конечно, имеются. Но чрезмерно акцентировать внимание читателей на этом свойстве лирики Е.П.Ростопчиной, на взгляд диссертантки, не следует. У Ростопчиной мовно назвать десятки стихотворений, где поэтесса начинает с характеристики как будто "венских" /по преимуществу интимных/ чувств, ощущаемых ее героинями, а кончает анализами, имеющими общечеловеческий /без различия полов/ смысл. Это характерно, к примеру, для стихотворений "Осенние листы". "В степи", "Последний цветок", "Зимний вечер" и др.

йзобрааенный здесь мир не только женский, но и - обобщенный человеческий мир, полный противоречивости и страданий. Поэтому термин "венская поэзия" в значении родовой характеристики пало продуктивен. К тому ае он заключает в себе двусмысленность, намек на некую "вторичность" венской лирики вообще.

Другое дело - учет венского начала в ванровы>; структурах лирики Е.П.Ростопчиной как формообразующего компонента. Ведь благо-дара упомянутому началу и в элегиях, и в г.омансах, а в особенности в "исповедальных" стихотворениях Ростопчиной удается преодолеть ту изливне строгую эмоциональную сдерванность /"сухость"/, которая свойственна была даже выдающимся мастеран элегического аанра, не исключая из этого числа Буковского и Пушкина. В элегиях и песнях Ростопчиной современники отмечали /помимо совершенства стихотворной техники/ наличие "мягкости". "теплоты" поэтического рисунка, а в других случаях - бурную взволнованность в сочетании с красотой и элегией чувств, что свойственно в большей степени именно венскому сердцу и что не так-то просто выразить поэтам мужской "генерации". И. естественно, что наибольшей глубины и яркости мысль поэтессы тогда достигает, когда она проникает в женскую душу, передает ее переходы из одного состояния в другое.

- п -

Однако к каким бы занран лирики Е.П.Ростопчиной мы не обратились. всегда можно почувствовать их общую исходнуи точку: восприятие мира и человека сквозь призму нравственных оценок лирической героини, прочно связанной со своей сословной и родовой средой, но порывающейся /часто вопреки ее "нормам"/ к идеалам добра, милосердия и красоты.

Вторая глава "Композиционно-стилевое своеобразие лирических произведений Е.П.Ростопчиной" посвящена рассмотрению их художественной структуры: романтическим принципам построения образа, особенностям композиции, стиля и ритма поэтических форм. Это наименее изученная - а в отдельных звеньях и вовсе не раскрытая -часть творческого наследия поэтессы.

Глава начинается с характеристики обусловленности поэтических приемов в лирике Ростопчиной романтическим мироощущением и центральными мотивами творчества. Устанавливается, что творческие достижения поэтессы соответствуют позднему этапу развития русской романтической поэзии.

Общее понятие о романтизме, отличия романтического метода от реализма, наконец, судьбы романтизма как литературного направления первой трети девятнадцатого столетия подробно охарактеризованы в трудах Н.Я.Берковского, А.Н.Соколова, И.Ф.Волхова, Н.А.Гуляева, И.Г.Неупокоевой, В.И.Кулеиова, В.В.Кожинова, В.Н.Касаткиной, В.Я.Троицкого, Е.А.Наймина, У.Р.Фохта, Н.В.Фридмана и др.

Однако недостаточно проясненным звеном остается романтическая лирика 40-х годов, в частности, лирика Е.П.Ростопчиной. Почти все исследователи, обращающиеся к роман?ической погзр указанного периода, начинают ее характеристику с Тютчева и Фета, которые стали известны вирокик читательским кругам лизь в 50-е годы. Но в промежутке от Лермонтова им предшествовала из!естность Е.П.Ростопчиной и К.К.Павловой. Более популярной была Ростопчина.

Ростопчина вслед за Лермонтовым расширяет функцию символа в образном строе повествования, стремится сделать поэтический мгр. воссозданный в стихах, так сказать, самодостаточным, то есть представить его как мир, где происходит постоянная борьба противоположностей, относящихся к духовной сфере бытия. Это, в свою очередь, приводит к углублению психологизма /"Колокольный звон ночью", "Неоконченное житье" и др./, к замене абстрактно-типового героя конкретно-бытовым лирическим "я", позволяя поэтессе сосредоточиться на уяснении сложных переживаний как своих собственных,

так и персонажей, ищущих выхода из противоречий меадд гзлшгаеа "счастья" и невозможностьв достичь его без ущерба для нравственных принципов /"Ссо^а", "Обман"/.

Изменение романтического менталитета привело Ростспчияд также к отказу от аффектации чувств, что было свойственно жнсгив рв-мантикам 10-20-х годов XIX века. Этот прием уступил нести подробностей в описании чувстх /"Слова для музыки", 1834, резне", 1845 и др./, обнаженив "парадоксов" житейских ситяащй, ;<з которых личность /чаще - лирическая героиня/ не может сайги без утраты упований, надежд на обретение гармонии духа. Понятно, что ореол "интересного" страдания в этом случае теряет /в отличие от романтической поэзии 20-х годов/ свое былую привлекательность. Зозниказт условия, при которых в структуре повествования происходит естественным образом /возможно, помимо авторской воли/ сбливе-ние романтических и реалистических элементов.

Своеобразие вывеперечисленных поэтических принципов и приемов в лирике Е.П.Ростопчиной зависило, конечно, не только от зво-лации романтического метода, но и от характера основных мотивов в творчестве поэтессы. Эта сторона дела и прямо была реващей, если принять во внимание, что сам по себе художественный ызтод является средством воплощения поэтического замысла.

Психологическая характеристика реализуется в стихотворениях Ростопчиной чаще в форме диалогизировашшх внутренних шийюгвв, монологов-самонаблидений, самоанализов и т.д.*

Частая повторяемость отмеченных форн монологического повествования позволяет говорить о проявлении в лирик©Ростопчиной «г-коего цельного образа лирической героини, который прохода через асе творчество поэтесса, обладая при этой признаками .иесошгенного единства. Суммируя эти признаки, можно сказать, что в образе лирической героини представлена одна и та ве личность: сначала -юная девушка, заждущая ярких, живых впечатлений бытия, затем -молодая женщина, с радостьв. но не безрассудно отдавдаяся забавам света, женщина, не отказывавшая себе в развлечениях яузлечениях, но не забывавщая при этой и о своем семейном долге, тем более -долге чести и морали. С годами образ усложняется, конологи-испо-ведн лирической героини наполняется раздумьями о противоречивости человэческой жизни.

Обращаясь к композиционным струхтярамведдвих зайровях форм в лирике Ростопчиной, диссертантка отмечает, что наиболее харак-

тернов чертой лирических миниатюр Е.П.Ростопчиной можно считать ее стремление к гармонизации повествования, подчинение всех его частей одной доминирующей мысли или чувству.

Структура большинства стихотворений Ростопчиной может быть определена как движение внутреннего потока мыслей и ощущений лирической героини, стремящейся преодолеть свою противоречивость, отн'скать путь и нравственному совершенствованию. При этом указаний "поток" редко сочетается с описанием портретных деталей, а тек более с пайзазннки картинками.

Пейзаз присутствует в стихотворениях Ростопчиной, но он ли-вен. как правило, психологического оттенка. Приглушены также и ого изобразительные функции, то есть он не выступает в лирике Ростопчиной как объект художественного воспроизведения. Пейзаж в лирике Ростопчиной связан в основной с констатацией места или ррекепа переживаний лирического героа /героини/, его наличие в текста или отсутствие не играет существенной роли ввиду явной Фрагментарности.

йенпа вавровуа форму повествования, поэтесса меняет и способа кзлозэния: поэтическая "исповедь" строится то как повествование "от себя", то как передача мыслей героини, то как изображение перевиваний некой объективной данности, как бы от "третьего" лица. Все это позволяло Ростопчиной придавать некоторое разнообразие кокпозицяонныи схемам лирических миниатюр.

Ощущая тесноту традиционных рамок элегий, романсов, поэтесса в ряде случаев "нарувает" монологический способ повествования. Б этих случаях она использует, как правило, описательный принцип композиции, то есть изловенне строится как ряд наблюдений и ои?-нок со стороны автора. В других случаях поэтесса выделяет субъекты повествования, снабдив их диалогическими функциями, и тогдз стихотворение воспринимается как фрагмент из небольших пьесой. Есть стихотворения, где диалог дан как бы в скрытом виде /"Ззчек я лвблв иаскарадн?"/. Все это свидетельствует об известной свободе в выборе повествовательных приемов, что в свою очередь указк-. вает на связь композиционных принципов в лирике Ростопчиной с романтическим мировосприятием.

Излюбленным композиционным приемом Ростопчиной в развитии элегических иотивов. в усилении эмоциональной выразительности повествования мовно считать эпиграфы, взятые, как правило, из произведений известннх поэтов, а такзе-посвящения.

Эпиграфа в стихотворениях Ростопчиной близки по смыслу к основному содераании - порой настолько, что их лучше рассматривать как исходное развитие темы. Ростопчина избегает /и в этой можно видеть ее отступление от традиций/ слишком отдаленного параллелизма, а тем более контрастных противопоставлений эпиграфов по отновения к содеряанию основной части.

Композиция литературных произведений тесно связана с их до,-вествовательнини линиями, тем более з лирике, где принцип композиции /ввиду отсутствия "событийного" сншета/ нередко определяется самой логикой повествования.

В стихотворениях Ростопчиной, кроме традиционного выделения линии автора и линии рассказчика, возможна еце дифференциация повествовательного "я", как минимум, по двум признакам: лирический повествователь /повествовательница/, настроения и чувства которого /которой/ близки автору, и - героиня, настроения которой заметно отличаются, а то и полностью контрастируют по отношению к чувствам и настроениям автора /Ростопчиной/.

Невникание к.этим различиям при рассмотрении лирики Ростопчиной моЕет привести к невольному ошибочному отождествлению светских дам /порой легкомысленных/ с настроениями салой поэтессы, поскольку очень часто повестзование у Ростопчиной ведется от иче-ни вышеупомянутых героев, героинь.

Собственно,этим и объясняется традиционное представление о Ростопчиной как поэтессе, которая отразила в своей лирике по преимуществу личные.чисто "венские" переживания.

Конечно,личная драма Е.П.Ростопчиной, ее интимные увлечения получили отзвук в исповедях поэтических персонажей. Но значительная часть стихотворений Ростопчиной построена так. что в них вполне ощущается различие менду авторским "я" и "я" лирических героинь, от лица которых ведется повествование. Мало того, аозно пред полагать, что именно Ростопчина одна из первых завершает тот отре зок вре*ени в оазвитии русской поэз ж, когда субъективное чувство автора по необходимости /это ярко проявилось-, например. у Лермонтова/ сливалось с чувством героя. Отделение авторского "я" от "я" лирическо1 о повествователя становится ^ Ростопчиной вазным средством психологического анализа. .шшавтся впоследствии достоянием эсей русской поэзии.

Большое внимание в диссертации уделяется лексико-стилистичес ким особенностям лиги,-,и Е.П.Ростопчиной.

Почти все писавшие о Е.П.Ростопчиной отмечали внсокув культуру слова в лирике поэтесса, худояественнув выразительность, по-внпеннуэ эмоциональность ее слова, речевого строя. Но исследователи до сих пор не определили место Ростопчиной в развитии основных стилевых дикий русской поэзии XIX века. Достоинства ее языка и стиля не соотнесены ни с каким типологический пластом, так или иначе проявлявши себя в творчестве кавдого более или менее значительного поэта. Да и сани пласты определится довольно условно, в других случаях - чрезвычайно общо: сентиментально-элегический, рокантический, реалистический и т.д.

5 диссертации отмечается, что Ростопчина развивала в своих речевнх структурах присущие поэтам пуэкинской поры метафоризм, языковое иэяцестсо, а с другой стороны, - тяготела к больпей наглядности, конкретизации "предметного аира" /термин Г.Я.Поспелова/, что суцзственпо влияло на характер речевого строя, определяя, к примеру, такие его особенности, как сравнительно редкое обращение к гиперболическим образан и картинам, почти полное отсутствие античного колорита в лексике, в словесно-синтаксических конструкциях стиха. И зообщз так называемая антологическая поэзия, что является, по убаадэниз ряда исследователей, вавнейией особенность!)' поэтов 30-40-х годов, не привлекала внимание Ростопчиной.

Это обстоятельство иозно считать косвенным подтверздениен того, что обновление поэтического стиля русской лирики Ростопчина искала на путях непосредственного сблиаения с национальной речевой стихией, хотя и ограниченной языковой практикой светской среды. /"Простонародная песня",1831. "Две простонародные тени",1847, "Голубая дуиегрейка",1855 и др./. Поэтесса осознавала необходимость творческой ориентации на худоаественнне образцы и традиции народных слоев. При этом необходимо заметить, что Ростопчина, как и Пувкин, Лермонтов, пошла не по пути вневнего подравания "голосам" и ритмам народных песен, а по пути их свободной творческой обработки.

Стиль Е.П.Ростопчиной, как поэтессы, не был одинаков во все -года es тзерческой цеят«льности. Он претерпел изменения, которые «юано представать как движение от сентиментально-романтической эмоциональности /"Вечер".1831/ к углубленному психологизму, от абстрактно-риторической описательности - к конкретно-чувственной детализации с неброским, но точны* обозначением разнообразных обучений и перекиваний лирической героини.

Вавную роль в этом процессе играли приемы, связанные с метафорическим воплощением позтической мысли Ростопчиной.Однако с годами кетафоризи Е.П.Ростопчиной утрачивает свои нарочитую броскость, поэтесса уае не стремится к "кудрявостям", равно как и к очень отдаленный аналогиям. Нетафорические характеристики поэтессы становятся более наглядны, доступны восприятию. Их Функции все более уверенно подчиняются не "эстетизации" текста, хотя это по-преанему будет привлекать поэтессу, а психологизации изображения, что в свои очередь вызывалось необходимостью в полной мере реализовать "исповедальное" начало в структуре повествования.

Одним из наиболее специфических признаков лирики Ростопчиной следует считать ее частные обращения к психологически окрашенный эпитетам, которые используются поэтессой в больной изобилии как рез в тех случаях, когда речь идет о дуиевннх волнениях лирически: персонажей, когда характеризуется сфера интимных отноиений,, а тснзе затаенные мечты или соваления о несбывшемся самой преггетц В таких ситуациях стихи ее становятся, как отмечали современника, "блестящими","звучными". И достигается это - добавим от себя -чаще с помощью эпитетов, отличающихся и выразительностью, и разнообразием.

Б арсенале поэтических средств Ростопчиной очень мало встречается сравнений, тем более развернутых - таких, как у Лермонтова /"Тучи"/ или Тютчева /вспомним сравнение "грозы в начале мая" с опрокинутым на землю кубком богини Гебы/. Зта особенность, как думается, может быть объяснена все тем же стремлением Ростопчиной к психологизации, детализации повествования, что почти избавляет от необходимости прибегать к броским, "выпуклым" характеристикам, с чем связано обычно употребление образных сравнений.

Кроне того, динамизм ее стиха делает нежелательным -всякого, рода "задержки", неизбежно возникающие при сравнениях - даже коротких, простых по конструкции. В зтом смысле стихи Ростопчиной могут быть сравнены с музыкой, где больное значение-имеет мелодия. Она-то и играет нередко основную конструктивнуа зголь в развитии повествования, исключая, таким образом, частое "применение сравнений. И действительно: стихотворения Ростопчиной чрезвычайно мелодичны. в них большое разнообразие и частая смена .интонаций /"Слова для музыки" к др./.

Мелодичность,, ь^зыкальность лирического лада в стихах Ростопчиной достигается и с помощью звуковых, фонетических средств пове-

ствования. Здесь Ростопчина, несомненно, уступает, к примеру, Фету, однако общий уровень звуковой обработки словесного материала у нее достаточно высок. В особенности наглядны, местами даже эффектны, строчки, приемы с использованием аллитераций: "как пыв-ный цвет дуда вдруг ра£Дустилась...", или: "Быть может, дас долна .возьмет /И вас последним призываньем" и др. При этом Ростопчина стремится, как правило, к тому, что принято называть благозвучием и что, конечно, в больней степени соответствует лирическому пафосу ее повествования.

Стремление к конкретности, глазом видимой, и ощущаемой ухом наглядности заставляло Ростопчину тщательно работать над фразой, искать нужного для выражения поэтической мысли слова.

Слово, таким образом, становилось у Ростопчиной средством психологической характеристики и тем, в сущности, плацдармом, на котором осуществлялось сближение романтизма с реализмом, поскольку желание выразить "правду" чувств так или иначе ведет к сближению с действительностью и, стало быть, с реализмом.

В диссертации приводятся примеры, которые свидетельствуют о том, что в части словесной инструментовки Ростопчина была на уровне своего века, а ряд ее картин и образных характеристик могут быть оценены как образцовые, хотя отдельные технические недоработки и недосмотры встречаются в ее стихотворениях, созданных ужв'в' позднюю пору.

Диссертантка рассматривает также и некоторые особенности стихотворной техники, которой поэтесса пользовалась достаточно умело.

В заключении подводятся итоги исследования, делается вывод о заметном вкладе Е.П.Ростопчиной в развитие русской литературы середины XIX века.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

1. Е.П.Ростопчина и М.Я.Лермонтов. - Тарханский листок. Серийное издание, вып.2,- Пенза, 1992. - 0,3 п.л.

2. Два стихотворения на сходную тему СЕ.П.Ростопчина и М.Ю.Лермонтов). - Тарханский листок. Серийное издание. - Пенза, вып.З, 1993. - 0,3 п.л.

3. К.Н.Батюшков и Е.П.Ростопчина. К вопросу о "раннем" и "позднем"

романтизне. - Традиции в контексте русской культуры, 4.1. Под ред. В.й.Копелева, А.В.Чернова. - Институт русской л-ры (Пуикинский дон) РАН, Череповецкий пединститут: Череповец, 1993. - с.76-79. 4. "Бал" Е.А.Боратынского и "Бальная сцена" Е.П.Ростопчиной . (сравнительный анализ), - Венок Боратынскому /Научн.ред. В.И.Попков. Мичуринск, 1994. - с. 151-152.