автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему: Проза Е. П. Растопчиной
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Мазалова, Марина Алексеевна
ВВЕДЕНИЕ.3
ГЛАВА I. ВОПРОСЫ ПЕРИОДИЗАЦИИ ПРОЗАИЧЕСКОГО
ТВОРЧЕСТВА Е.П.РОСТОПЧИНОЙ.15
ГЛАВА П. РАННЯЯ ПРОЗА Е.П.РОСТОПЧИНОЙ. "ОЧЕРКИ
БОЛЬШОГО СВЕТА".48
ГЛАВА Ш. ОБРАЩЕНИЕ Е.П.РОСТОПЧИНОЙ К КРУПНЫМ ПРОЗАИЧЕСКИМ ФОРМАМ. Ш.1. ЖАНРОВО-КОМПОЗИЦИОННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ
РОМАНА "СЧАСТЛИВАЯ ЖЕНЩИНА". .86
Ш.2. "ПАЛАЦЦО ФОРЛИ". ОПЫТ ЖАНРОВОЙ
ХАРАКТЕРИСТИКИ.126
ГЛАВА IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД ПРОЗАИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА Е.П.РОСТОПЧИНОЙ. IV. 1. ПРОЗА Е.П.РОСТОПЧИНОЙ В КОНТЕКСТЕ
ЛИТЕРАТУРЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 1850-х ГОДОВ.150
IV.2. ЖАНРОВАЯ СПЕЦИФИКА РОМАНА "У ПРИСТАНИ".
Н.АДОБРОЛЮБОВ О РОМАНЕ.165
Введение диссертации1999 год, автореферат по филологии, Мазалова, Марина Алексеевна
Творчество Евдокии Петровны Ростопчиной /1811-1858/ представляет на сегодняшний день пока еще малоизученное явление литературного процесса первой половины XIX века. Несмотря на то, что современное литературоведение обратилось к изучению ее поэтического наследия /50; 157; 158; 159; 229/, вне поля зрения исследователей остался весьма внушительный пласт прозаических произведений писательницы. Однако повести и романы Б.П.Ростопчиной, безусловно, являются интересным объектом изучения в историко-литературном плане.
Евдокия Петровна Ростопчина занимает совершенно особое и весьма примечательное месте в литературе 1830 - 1850-х годов. Вхождение Е.П.Ростопчиной в литературу было ознаменовано огромным успехом среди читающей публики и вызвало резонанс во многих журналах того времени /"Сын Отечества", "Библиотека для чтения', "Отечественные записки", "Русская мысль", "Русский вестник" и др./.
Достаточно оказать, что в числе положительно отзывавшихся о ее творчестве известных критиков и литературных деятелей первой половины XIX века были В.А.Жуковский, М.ЮЛермонтов, В.Ф.Одоевский, Н.А.Полевой, Н.И.Греч, Ф.В.Булгарин, С.П.Шевырев, А. В.Дружинин, П.А.Плетнев, М.П.Погодин. В.Г.Белинский одним из первых отмечал в своих рецензиях, посвященных лирике Е.П.Ростопчиной, "поэтическую прелесть" и "высокий талант" начинающей поэтессы/15,454/.
Наряду с поэтическим талантом современниками было замечено и прозаическое дарование Е.П.Ростопчиной. Так,
Н.А.Полевой, будучи редактором журнала "Сын Отечества" и первым прочитавший повести "Очерков большого света", пишет в своем дневнике: "Читал повести Ростопчиной. Какая прелесть! Это наша Жорж Занд"/206, X/. Отзыв Н.А.Полевого стоит расценивать как признание современниками несомненных художественных достоинств прозы писательницы.
В своем прозаическом творчестве Е.П.Ростопчина выступает как ярко выраженный, последовательный и убежденный романтик, о чем свидетельствует весь художественный строй ее повестей и романов. Сознательное желание автора возродить былую славу романтизма проявляется во всем: в выборе тем прозаических произведений и принципов изображения, в трактовке образов, в полемической настроенности авторских отступлений, в стремлении внести собственный вклад в разработку жанровой системы романтической прозы. Романтическая природа произведений Е.П.Ростопчиной столь очевидна, что ни у современников, ни у последующих исследователей ее творчества не вызывала сомнений их принадлежность к романтизму 7 1, 5, б, 15,32,49, 50,61,73,124,156,157,158,159,162,217, 229/.
Темой ее произведений служит изображение богатого внутреннего мира незаурядной романтической личности, которая живет, страдает и борется в условиях трагического противостояния с окружающей действительностью. Внешний конфликт в прозе Е.П.Ростопчиной, в соответствии с традициями романтической эстетики, приобретает особую остроту на фоне глубокого внутреннего разлада, заставляющего романтического героя сомневаться, спорить с самим собой, мучительно выбирать между чувством и долгом.
Следуя принципам романтизма, в своей тонкой и глубоко проникновенной прозе, которая временами поднимается по высот лирической поэзии, Е.П.Ростопчина воспевает высокие нравственные ценности, к которым устремлены помыслы ее героев, глубоко страдающих в условиях корыстного, безнравственного и бездушного мира. Писательница видит свою задачу в том, чтобы в обществе, в котором набирают силу прагматизм и корысть, возродить идеалы истинно романтической высокой духовности, благородство духа, рыцарского отношения к жизни, гордости и независимости, жертвенности во имя всепоглощающей любви.
Таким образом, прозаическое творчество Е.П.Ростопчиной становится заметным явлением в литературной жизни русского общества. Однако интерес вызывает не только неповторимое своеобразие ее романтической поэзии и прозы, но и незаурядная личность самой Е.П.Ростопчиной, блестяще образованной, умной и тонкой ценительнице искусства, чей образ был воспет многими выдающимися поэтами / М.Ю.Лермонтовым, А.Н.Майковым, Ф.И.Тютчевым, Я.П.Полонским и другими /. Среди наиболее известных стихов, адресованных Е.П.Ростопчиной, можно назвать "Додо" (1831) и "Я знаю: под одной звездою. " (1841 ) М.ЮЛермонтова, послания "Графине Ростопчиной" (1850, 1855) Ф.И.Тютчева, стихотворение "В альбом" ( 1856) Л.А.Мея, стихотворение "Отступнице" (1857) Н.П.Огарева.
В 1830-1840-х годах Е.П.Ростопчина находится в центре литературной жизни России, о чем она впоследствии напишет: "Я жила в короткости Пушкина, Крылова, Жуковского, Тургенева, Баратынского, Карамзина, эти чистые славы наши любили, хвалили, благословляли меня на путь по следам их.7171, 351/.
Однако к концу 1840-х, в начале 1850-х годов положение Е.П.Ростопчиной в русской литературе меняется. "Блестящий, громкий, всеобщий успех7206,УШ/ уступает место полемике и непониманию со стороны идейно-эстетических противников писательницы. Все явственнее слышатся голоса, утверждающие, что ее произведения несовременны.
Пятидесятые годы XIX века, когда она создает свои крупные прозаические произведения, являются периодом яркого расцвета критического реализма в русской литературе. Тем не менее Е.П.Ростопчина сохраняет верность романтическим идеалам, более того, ее проза становится более богатой и утонченной; исследование внутреннего мира героев привлекает глубиной и сложностью анализа. Писательница не хочет мириться с закатом романтизма, создавая в своих произведениях возвышенный мир высоких идеалов и благородных героев, которые, по ее мнению, так разительно отличаются от мелких и прагматически мыслящих "персонажей буржуазных повестей". В связи с этим исследование прозы Е.П.Ростопчиной представляется нам особенно важным именно с точки зрения бытования романтических традиций в русской литературе в то время, когда романтизм в качестве литературного направления уже утратил свое главенствующее положение.
Вместе с тем среди немногих работ, посвященных анализу творчества Евдокии Петровны Ростопчиной, к сожалению, нет ни одной, в которой проводилось бы серьезное специальное исследование ее прозаических произведений. На наш взгляд, детальное изучение художественных особенностей повестей и романов писательницы необходимо, поскольку они являются значительным и весьма показательным фактом русского историко-литературного процесса.
Как известно, перу Е.П.Ростопчиной помимо большого поэтического из драматического наследия принадлежат повести "Чины и деньги" /впервые вышла в "Сыне Отечества" и "Северном Архиве" в феврале 1838/, "Поединок" /опубликован в апреле 1838 в "Сыне Отечества" и "Северном Архиве"/, повесть "Палаццо Форли" /впервые в "Библиотеке для чтения" в №№9, 10, 11 за 1854/, а также романы "Счастливая женщина" /опубликован в "Москвитянине" в 1851 в №№2-3 и в 1852 в №№ 1, 2, 3/ и "У пристани" /вышел в свет отдельным изданием в 1857/. Однако первое собрание сочинений, в котором один том был посвящен целиком прозе писательницы, включивший три повести и роман "Счастливая женщина", печаталось уже по-смертно в 1890-м году.
Последовательная антидемократическая позиция Е.П.Ростопчиной не вызывала симпатии со стороны радикально настроенных кругов русской литературы и критики, поэтому в критических разборах Н.А.Добролюбова и Е.С.Некрасовой, посвященных прозе писательницы, превалируют негативные оценки ее творчества и идейно-эстетических взглядов. Вместе с тем Н.А.Добролюбов делает в своей рецензии на роман "У пристани" некоторые ценные замечания о наличии в произведении двух смысловых центров и рефлектирующей манере повествования автора/62/. В очерке Е.С.Некрасовой отмечается "подкупающая искренность" в изображении женских образов /124/, а также делается наблюдение о схожести сюжетных коллизий повести
Е.П.Ростопчиной "Поединок" и романа М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени".
Несмотря на то, что в дореволюционный период о творчестве Е.П.Ростопчиной было написано немало /25; 29; 34; 64; 86; 126; 130; 149; 206;207; 226:/, серьезные исследования ее прозаического наследия кране редки. Весьма интересна в этом плане работа С.Барайловского /6/. Исследователем отмечается "несомненный прозаический талант", который, по мнению С.Барайловского, состоит в "глубоком психологическом анализе", представляющем основную особенность прозы писательницы. Однако исследователь не избежал некоторых ошибочных заключений, утверждая, что героини "Очерков большого света" -"случайно появившиеся фигуры", "отодвинутые на второй план" повествования, тогда как именно женские образы в ранних повестях писательницы несут большую смысловую и идейно-эстетическую нагрузку.
Владислав Ходасевич в работе, посвященной обзору жизни и творчества Е.Н.Ростопчиной, делает интересное и весьма важное для понимания жанровых особенностей произведений писательница заключение о "дневниковом характере" ее творчества /217/, в котором "так много автобиографических намеков и прямых воспоминаний".
Дореволюционные исследования творчества
Е.П.Ростопчиной специально не обращались к анализу жанрового своеобразия прозы, однако в них отмечались художественные особенности повестей и романов писательницы, требующие более глубокого изучения.
В послереволюционный период прозе Е.П.Ростопчиной в отечественном литературоведении уделялось, на наш взгляд, недостаточное внимание. Как правило, ее произведения упоминались в обзорном плане в работах общего характера.
Так, Р.В.Иезуитова в академическом труде "История русской повести" высказывает ряд интересных мыслей о специфике жанра повести "Чины и деньги" /73/. Справедливо относя эту повесть к жанровой группе светских повестей, исследовательница акцентирует внимание на социальной критике, которая в "Чинах и деньгах" "призвана вскрыть изнутри язвы и пороки современного общества" /73,177/.
Анализ историко-литературных исследований позволяет отметить некое забвение творчества Е.П.Ростопчиной в советском литературоведении. За редким исключением /1; 73; 87/ произведения писательницы и поэтессы практически не изучались до второй половины восьмидесятых годов нашего столетия. Е.П.Ростопчиной ставилось в вину ее аристократическое происхождение, своеобразное миропонимание, дистанцированность ее творчества от рассмотрения социальных вопросов, верность романтическим принципам. Попав в разряд "реакционно-дворянской литературы"/77/, повести и романы Е.П.Ростопчиной даже не издавались в это время.
Начиная с восьмидесятых-девяноетых годов XX века возрождается интерес как к творчеству Е.П.Ростопчиной в целом, так и к ее прозе, о чем свидетельствует переиздания основных прозаических произведений писательницы /170; 171; 180; 181/. Появляются статьи, посвященные анализу ее повестей и романов /49; 50; 156; 162/.
Однако в современном литературоведении по сложившейся традиции именно точка зрения революционных демократов остается определяющей в оценке творчества Е.П.Ростопчиной, а статья Н.А.Добролюбова /62/ была признана единственно правильным взглядом на прозу, на творчество, на личность Е.П.Ростопчиной, на ее роль и место в литературном процессе первой половины XIX века.
Так, М.Ш.Файнштейн пишет по поводу романа "У пристани": "Менее удачным оказалось прозаическое "крымское" /о Крымской войне 1855-56 г.г. в масштабном романе писательницы упоминается лишь на последних четырех страницах — М.М./ произведение Е.П.Ростопчиной - роман в письмах "У пристани". Этот чрезвычайно растянутый и во многом надуманный роман с лишенными каких-либо моральных качеств гноями не мог быть симпатичен читателю. Недаром Н.А.Добролюбов выступил с уничижающей оценкой этого произведения"/213, 100/. Как видим, не соответствующая реальному положению вещей оценка критика-демократа /См. об этом подробнее в главе IV/ почти буквально повторяется современным исследователем без какой-либо попытки подвергнуть ее сомнению.
Почти такой же взгляд на прозаическое творчество писательницы демонстрирует статья Б.Романова "Лирический дневник графини Ростопчиной", где автор, в частности, пишет : "Ее романтическая проза является не ко времени."/162,24/.
В последние годы в связи с новыми тенденциями в отечественно литературоведении /интересом к возвращенной литературе, попытками привлечения тендерного анализа, деполитизаци-ей, разрушением стереотипов, отказом от тенденциозности и др./ делаются попытки пересмотреть оценку "дворянской" женской прозы и в частности прозаического творчества Е.П.Ростопчиной. и
В этой связи заслуживает внимания работа А.М.Ранчина "История женщины и поэтессы в романе, повести, комедии", где исследователь отмечает близость прозы писательницы к ее стихотворному творчеству, что не могло не сказаться на жанровом своеобразии повестей и романов. А.М.Ранчин в своем исследовании намечает важную проблему в исследовании жанра прозаических произведений писательницы - размытость жанровых границ/156,9/.
Не менее интересна статья Е.М.Грибковой "Открытие Флоренции, в которой повесть "Палаццо Форли" Е.П.Растопчиной рассматривается как "своеобразное связующее звено между гоголевским "Римом" /1842/ и "Песнью торжествующей любви" /1881/ Тургенева"/49, 12/, а также отмечается сложность художественного временя и пространства в повести. Таким образом, исследовательница ставит интересную задачу -проследить взаимосвязи творчества русских писателей и прозы Е.П.Ростопчиной. На наш взгляд, работа в этом направлении позволит точнее определить пути развития отдельных жанров в русской литературе и поможет уяснить влияние западноевропейского романтического искусства на эволюцию творчества писательницы.
Кроме того, известны два диссертационных исследования, посвященных поэзии Е.П.Ростопчиной: В.С.Расторгуевой "Поэзия Е.П.Ростопчиной" /Л., 1990/ и Л.И.Щеблыкиной "Лирика Е.П.Ростопчиной. Проблемы поэтики" /М, 1994/, затрагивающие отдельные аспекты литературной деятельности Рос-топчиной-поэтессы /159; 229/. Некоторые наблюдения исследовательниц могут помочь в изучении прозаических произведений автора. В частности представляются интересными выводы
Л.И.Щеблыкиной по поводу жанровой специфики лирических произведений Е.П.Ростопчиной, которые были учтены нами в работе над данным диссертационным исследованием.
Повести и романы писательницы не только раскрывают творческую оригинальность Е.П.Ростопчиной, но и демонстрируют особенности развития русской литературы 1830 - 1850-х годов: бытование романтического способа изображения за пределами романтизма как литературного направления и динамику жанров русской романтической прозы.
Таким образом, актуальность темы данного диссертационного исследования определяется следующим:
- потребностью введения в научный оборот прозаического наследия Е.П.Ростопчиной как заметного явления отечественной литературы первой половины XIX века;
- необходимостью изучения жанровых модификаций романтической прозы, представленных в творчестве писательницы;
- потребностью выяснить эволюцию жанровых форм в прозаическом творчестве писательницы, что в свою очередь может способствовать более точному определению жанровой системы романтизма.
В связи с этим цель данного диссертационного исследования заключается в рассмотрении в полном объеме прозаических произведений Е.П. Ростопчиной и выявлении их жанровых особенностей. Поставленная цель предполагает решение ряда конкретных задач:
1) проанализировать круг идейно-эстетических влияний, испытанных Е.П.Ростопчиной, сыгравших заметную роль в формировании творческой личности писательницы и определивших ее миропонимание; показать, каким образом преломляются они в живой ткани художественных произведений;
2) наметить наиболее важные периоды в жанровой эволюции прозы Е.П.Ростопчиной;
3) выявить своеобразие жанровых разновидностей повести и романа и динамику их развития в творчестве писательницы.
Научная новизна работы обусловлена тем, что она представляет собой первый опыт комплексного монографического исследования, в котором проза Е.П.Ростопчиной рассматривается в полном объеме с точки зрения ее жанрового своеобразия.
Материалом и объектом исследования явились прозаические произведения Е.П.Ростопчиной, опубликованные в литературно-художественных журналах, вышедшие отдельными изданиями или включенные в собрания сочинений, а также все сколько-нибудь значительные отзывы и критические высказывания о творчестве писательницы.
Теоретическая и методологическая основа данной работы базируется на достижениях литературной науки и критики XIX века, современного отечественного и зарубежного литературоведения. В работе используется историко-литературный метод с элементами сравнительного и типологического анализа.
Практическая значимость диссертации заключается в том, что содержащиеся в работе материалы, выводы и обобщения могут использоваться преподавателями гуманитарных факультетов высших учебных заведений при подготовке курса лекций по истории русской литературы XIX века, спецкурсов и спецсеминаров, учебных и учебно-методических пособий, а также для дальнейших исследований творческого наследия Е.П.Ростопчиной и связанных с этим проблем.
Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе выступлений на ежегодных внутривузовских научных конфеI ренциях (Балашов, 1996-1999), межвузовских научных конференциях (Тверь, 1997 - 1998), международных конференциях "Диалог культур: XXI век" ( Балашов, 1996) и "Романтизм и его исторические судьбы: VII Гуляевские чтения" (Тверь, 1998). Основные выводы и результаты диссертационного исследования докладывалась на заседаниях «афедры литературы Балашовско-го филиала СГУ им. Н.Г.Чернышевского и кафедры истории русской литературы Тверского государственного университета.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и списка литературы (231 наименование) и содфжит . машинописного текста. Структура работы определяется логикой и задачами исследования, в целях чего в первой главе дается периодизация прозаического творчества Е.П.Ростопчиной, а в последующих главах вдет детальное рассмотрение эволюции жанровых форм на каждом конкретном этапе.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Проза Е. П. Растопчиной"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В ходе исследования эволюции прозаических жанров в творчестве Е.П.Ростопчиной мы пришли к ряду вьюодов.
1. Е.П.Ростопчина за время своего двадцатилетнего прозаического творчества обращалась к разным жанрам: светской повести, живописно-архитектурной, синтетической повести, психологическому роману, роману в письмах и др. При этом писательница выступала как ярко выраженный, последовательный и убежденный романтик, о чем свидетельствует весь художественный строй ее повестей и романов: устремленность к высшим трансцендентным идеям, потребность отразить в произведениях идеальной содержание и показать идеального романтического героя. Сознательное желание Е.П.Ростопчиной возродить былую славу романтизма проявляется во всем: в выборе тем прозаических произведений и принципов изображения, в трактовке образов, в полемической настроенности авторских отступлений, в стремлении внести собственный вклад в разработку жанровой системы романтической прозы.
2. Следует отметить, что все прозаическое творчество Е.П.Ростопчиной отличается органической целостностью, в силу чего определенный круг исследуемых ею проблем углубляется, детализируется, усложняется от произведения к произведению. Так, критика света, данная в повести "Поединок", делается масштабнее в романе "Счастливая женщина" за счет расширения круга действующих лиц, временных и пространственных рамок. Воспитательные аспекты, намеченные в "Счастливой женщине", углубляются до уровня нравственно-педагогических концепций в романе "У пристани". Таким образом, проза писательницы не оставалась статичной, что позволяет говорить об определенной динамике и этапности ее прозаического творчества.
3. Выделение периодов развития прозы Е.П.Ростопчиной необходимо для понимания становления ее творческой манеры и развития идейно-эстетических взглядов, которые предопределили выбор писательницей той или иной жанровой формы или заставили ее обратиться к созданию неких синтетических жанровых разновидностей. Прозаическое творчество Е.П.Ростопчиной можно разделить на три этапа.
1-ый этап— конец 1830-х годов. В это время Е.П.Ростопчина создает романтические светские повести, которые вливаются в общелитературный поток мощного развития прозы. Ее стремление к творческой оригинальности в этот период выражается в попытках расширить границы жанра светской повести путем включения в структуру произведений элементов других прозаических жанров, в частности физиологического очерка, который к этому времени уже широко известен во французской литературе.
2-ой этап — 1851-1854 годы. В этот период прозаического творчества писательница создает крупные эпические произведения: роман "Счастливая женщина" и повесть "Палаццо Форли", которые можно считать несомненной художественной удачей автора, ее лучшими прозаическими произведениями. Этот период в творческом развитии писательницы характеризуется полемической окрашенностью прозы, сложным романтическим конфликтом, тонким психологизмом в раскрытии внутреннего мира героев. Е.П.Ростопчина в 1851-1854 годах пытается вписать романтическое искусство в контекст отечественной литературы, используя достижения реалистического психологизма и пытаясь переосмыслить современную терминологию /тип, типическая личность и т.д./.
3-ий этап— 1855-1858 годы. Заключительный период творчества, время создания романа "У пристани", который отмечен глубоким духовным и личностным кризисом писательницы, вызванным резким обострением противостояния между представителями демократическое литературы и сторонниками романтизма. В структуре лирических отступлений последнего произведения совмещаются полемические, дидактические и назидательные мотивы, причем в жанровой построении романа "У пристани" сильно влияние романтического эпистолярия.
4. Наблюдения над жанровым построением повести "Чины и деньги" выявили особую роль хронологической приуроченности событийной стороны повествования, которая призвана создать эффект реальности происходящего. Было отмечено сходство повести Е.П.Ростопчиной и романа "Герой нашего времени" М.ЮЛермонтова, в особенности той его части, которая известна как "Дневник Печорина".
5. В повести "Поединок" сделана попытка соединить светскую повесть и физиологическое исследование. При этом, оставаясь верной романтическому способу изображения действительности, Е.П.Ростопчина видит своей целью не описание социальной среды / как это позже будет в "натуральной школе"/ и типичных ее представителей, а углубленное исследование внутреннего мира романтического героя через детальное изображение его жизни и быта. Попытка соединить форму светской повести и физиологическое исследование в "Поединке" сказалась на жанрово-композиционной структуре произведения, которое представляет собой рассказ в рассказе, превращающийся в исповедь, что усиливает психологизм в раскрытии внутреннего мира романтического героя.
6. Тенденция к эпическому изображению действительности, характерная для романа "Счастливая женщина", выражается в наличии нескольких сюжетных линий /линия Теклы Войнав-ской, Мери/, в развернутости романного времени и пространства. Специфика жанровой формы "Счастливой женщины" определяется нами как романтический психологический роман, в основе которого лежит мощное лирическое начало. В художественной системе произведения сложна романная основа, включающая элементы лирического, психологического, семейного романа и романа воспитания, в произведении наблюдаются некоторые признаки жанра светской повести.
7. В прозаическом творчестве Е.П.Ростопчиной ощущается сильное влияние западноевропейского романтизма /в большей степени французского/. Заметно сказывается на жанровом построении повестей и романов писательницы художественная структура, сформировавшаяся в произведениях Ж. де Сталь, связанная с противопоставлением двух характеров: яркой сильной женской личности и слабого, поддающегося влиянию мужчины. /"Счастливая женщина"/.
8. Синтезируя достижения русской повести 1850-х годов и идеи французских романтиков В.Гюго и Ж. де Сталь, Е.П.Ростопчина создает уникальную, синтетическую романтическую повесть "Палаццо Форли", в основе которой лежит сложная структура, где взаимодействуют исторические, архитектурные, пластические, живописные и музыкальные ассоциации, также затрагиваются вопросы, посвященные философским, этическим и эстетическим проблемам, и в какой-то мере освещаются отдельные темы "простонародной" повести.
9. Жанровая специфика романа "У пристани" выражается в том, что в нем происходит усложнение романной структуры благодаря введению большого количества действующих лиц, совмещению в повествовании точек зрения многих персонажей. Одновременно с этим в произведении сильно субъективио-личностное начало, так как писательница выражает свое миропонимание в авторских отступлениях. Последнее прозаическое произведение Е.П.Ростопчиной отличается качественно иным уровнем психологизма, что находит свое выражение в предельно аналитическом взгляде на внешние обстоятельства и внутренний мир героев. Как и романтическая эпистолярная проза, роман "У пристани" тесно связан с лирической поэзией, кроме того в нем присутствуют элементы семейного романа и романа воспитания.
Изменения, происходящие в отечественном литературоведении в последние годы, привели к переоценке сложившихся ранее традиционных представлений о путях развития русской прозы. Нам представляется, что проза Е.П.Ростопчиной будет по достоинству оценена современными читателями и литературоведами, которые увидят в ней незаурядное художественное дарование, позволившее с глубоким психологизмом раскрыть изгибы загадочной женской души.
Список научной литературыМазалова, Марина Алексеевна, диссертация по теме "Русская литература"
1. Абрамович А.Ф. Н.Г.Черныщевский и Е.П.Ростопчина // Изистории общественно-литературной борьбы в России 50-60 гг. XIX века/ Труды Иркутского университета. Т.28. Вып. 1, 1959. С. 156 - 206.
2. Академические школы в русском литературоведении. М.: Наука, 1975.-514 с.
3. Анненков П.В. Литературные воспоминания/ Вступ, ст. В.И.Кулешова, комм. А.М.Долотовой, Г.Г.Елизантиной, Ю.В.Манна. -М.: Правда, 1989. 688 с.
4. Аронсон М., Рейсер С. Литературные кружки и салоны. М.:1. Прибой, 1929. 247 с.
5. Афанасьев В.В. "Да, женская душа должна в тени светиться.":Е.П.Ростопчина, 1811-1858//Афанасьев В.В. Свободной музы приношенье. М.: Худ. лит., 1988. - С.74- 92.
6. Барайловский С. Графиня Ростопчина// Из прошлого отечесвенной литературы. Воронеж, 1893, - С. 54-116.
7. Барабаш Ю.Я. Вопросы эстетики и поэтики. М.: Современик,1978. 348 с.
8. Барсуков Н. Жизнь и труды М.П.Погодина: в XI т.- Спб.,1897.
9. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе// Вопросыэстетики и литературы. М.: Худ. лит., 1975. - С.234 - 408.
10. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1989. - 387 с.
11. И. Белецкий А.И. Тургенев и русские писательницы 30-60 гг.: Сб. статей/Под ред. Н.Я.Бродского. Пг.: Книгиздат, Сеятель, 1925. - С. 135 - 166.
12. Белинский В.Г. Поли. собр. соч.: в XIII т. М.: Изд - во АН СССР.- Т.6, 1956. - С. 107 -154.
13. Белинский В.Г. Сочинения Зенеиды Р-вой //Собр. соч.: в IX т. Т.У. М.: Худ. лит., 1979. - С. 364-379.
14. Белинский В.Г. Собр. соч.: в IX т. Т. 1. М.: Худ. лит. 1976. -С. 148-157.
15. Белинский В.Г. Стихотворения графини Е.П.Ростопчиной// Собр. соч.: в IX т. Т.1У. М.: Худ. лит., 1978. - С. 453-457.
16. Белинский В.Г. Стихотворения Лермонтова//Собр. соч.: в 1Хт. Т. III. М.: Худ. лит., 1977. - С.279- 296.
17. Белинский В.Г. О критике и литературных мнениях "Московского наблюдателя" //Собр. соч.: в IX т. T.II. М.: Худ. лит., 1976. - С. 126-135.
18. Белкина М.Н. "Светская повесть" 30-х годов и "Княгиня Литовская" Лермонтова //Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова: Сб. Статей / Исследования и материалы. -М.: Гослитиздат, 1941. С. 517-532.
19. Берг Н.В. Графиня Ростопчина в Москве // Исторический вестник. 1893. - №2. - 89-95.
20. Березина В.Г. Русская журналистика второй четверти XIX века /1810-е гг./. Л.: ЛГУ, 1969. - С. 11- 17.
21. Беровский Н.Я. О романтизме и его первоосновах// Проблемы романтизма. Вып. 2. М.: Искусство, 1971. - С. 192 -213,
22. Библиотека для чтения. Спб., 1841, Т. 14,1850,Т.Ю2, 1856, Т. 137.
23. Благой Д.Д. Литература и действительность. М.: Книгиз-дат, 1959. - 546 с.
24. Благой Д.Д. Поэзия действительности. М.: Сов. писатель, 1961.-312 с.
25. Бобров Е.А. Графиня Ростопчина // Русский философский вестник. 1908. - № 1, - Отд. 1. - С. 286 - 290.
26. Боборыкин П.Д. А.Потехин // Известия отделения русского языка и словесности имп. Академии наук. Т.У11, кн. 1. -Спб., 1902.-С.14-28.
27. Буслаев Ф.И. О литературе: Исследования, статьи/ Сост. и вступ. статья Э. Л .Афанасьева. М.: Худ. лит., 1990. - 511 с.
28. Бушмин A.C. Преемственность в развитии литературы. Л.: Наука, 1975. - 437с.
29. Быков В. Русские женщины-писательницы //Древняя и новая Россия. 1878. - № 7. - С. 238 - 243.
30. Ванслов В.В. Эстетика романтизма. М.: Искусство, 1966. -673 с.
31. Вейман Р. История литературы и мифологии. Очерки по истории и методологии и истории литературы: Пер. с нем. О.Я.Михеевой. М.: Прогресс, 1775, - 342 с.
32. Вердеревская H.A. Русский роман 40-х 60-х годов XIX века. -Казань: Изд-во КГУ, 1980. - 185 с.
33. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М.: Искусство, 1977.562 с.
34. Веселовский Ю. Поэзия графини Ростопчиной 1811-1858 // Этюды по русской и иностранной литературе. М.: Звезда,1913. - С.5 - 12.
35. Вестник Европы. СПб., 1891. № 5. - С. 182 - 190.
36. Ветринский И. В сороковых годах. Историко-литературные очерки и характеристики. М.: типография Скороходова, 1899.-380 с.
37. Ветров С.А. Молодая редакция "Москвитянина". Из истории русской журналистики // Вестник Европы. 1886. - № 2, С.581.612.
38. Вишневская Г.А. Вопросы женской эмансипации в русских журналах 1830-1840 гг. // Ученые записки Казанского университета. Вып. XXVI, 1978. — С . 43 58.
39. Волков И.Ф. Основные проблемы изучения романтизма // К истории русского романтизма. М.: Наука, 1973. - С. 73- 96.
40. Волков И.Ф. Творческие методы и художественные системы. -М.: Искусство, 1983. 428 с.
41. Вопросы романтического метода и стиля: Межвузовский тематический сборник / Отв. ред. Н.И.Гуляев. Калинин: КГУ, 1978. - 261 с.
42. Вопросы романтического миропонимания метода, жанра и стиля. Калинин: КГУ, 1986. - 249 с.
43. Глуховская И.И. Философские и литературные истоки "Сентиментального натурализма" в русской литературе периода натуральной школы// Романтизм в русской и зарубежной литературе . — Калинин: КГУ, 1979. — С. 77 93.
44. Гоголь Н.В. Собр. соч.: в 6 т. Т. 3.—М.: Худ. лит., 1952.— 317с.
45. Гинзбург А .Я. О психологической прозе. М.: Худ. лит, 1977. -389 с.
46. Гладкова Е. Прозаические отрывки Пушкина из жизни света // Временник пушкинской комиссии. Т.6. M.-JL: Изд-во АН СССР. 1941,-С. 302-321.
47. Голицын H.H. Библиографический словарь русских писателей. Спб., 1889. - 411 с.
48. Голованова Т.А. Судьба гоголевского направления в 50-е годы: традиции и новаторство в идейно-эстетической эволюции повести // Русская повесть XIX века: История и проблематика жанра. Л.: Наука, 1973. - С. 339- 382.
49. Грнбкова Е.М. Открытие Флоренции // Е.П.Ростопчина. Палаццо Форли. М.: Московский рабочий, 1993. - С. 5- 18.
50. Грибкова Е.М. "Под одной звездою.": Е.П.Ростопчина в кругу русских писателей // Русская словесность. 1994. -№ 4. -С. 46-59.
51. Григорьян К.Н. Лермонтов и его роман "Герой нашего времени". Л.: Наука, 1975. - 346 с.
52. Грихин В.А. Русская повесть I трети XIX века// Русская романтическая повесть. М.: Изд-во МГУ, 1983. - С. 5 - 28.
53. Громов В.А. Стихотворение "Блажен незлобивый поэт" в литературно-общественной борьбе 1850 гг.: Некрасов и Е.П.Ростопчина // Некрасовский сборник/ Отв. ред. Ф.Я. Прийма. Л.: Наука, 1988. - С. 109 -119.
54. Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. М.: Искусство, 1959. - 532 с.
55. Гуляев H.A., Карташова И.В. Введение в романтизм. Тверь: ТГУ, 1991.- 251 с.
56. Гуляев H.A. О специфике романтической субъективности // Вопросы романтического метода и стиля / Отв. ред. Н.А.Гуляев. -Калинин: КГУ, 1971. С. 5-17 .
57. Гуляев H.A. О спорном в теории романтизма // Русская литература. 1966. - № 1. - С. 72- 84.
58. Гюго В. Собр. соч.: в 6т. Т. 1. М.: Правда, 1988. - 655с.
59. Давидович М.Г. Женский портрет у русских романтиков первой половины XIX века // Русский романтизм: Сб. статей/ Под ред. А.И.Белецкого. Л.: Академия, 1929. - С. 88 - 114.
60. Дементьев А.Г. Очерки по истории русской журналистики 1840 1850 гг. - М.-Л.: Гослитиздат, 1951. - 414 с.
61. Де-Пуле M. Историко-литературные заметки И Русский архив. -1878. -№ 10. С. 254 - 256.
62. Добролюбов H.A. "У пристани". Роман в письмах графини Евдокии Ростопчиной // Собр. соч. в Зт. Т.1, М.:Наука, 1952. С. 423 - 440.
63. Дружинин A.B. Письма иногороднего подписчика о русской журналистике // Собр. соч.: в X т. T.VII. Спб., 1865. -С. 153 -160.
64. Дружинин A.B. Стихотворения графини Е.П.Ростопчиной// Собр. соч. в X т. Т. И. Спб., 1865.9 72 - 84.
65. Егоров Б.Ф. Очерки из истории русской критики середины XIX века. Л.: ЛГПИ, 1973. - 267 с.
66. Елистратова А. Эпистолярная проза романтиков // Европейский романтизм/ Отв. ред. И. Неупокоева, И.Штерер. М.: Наука, 1973. - С. 309-352.
67. Есин А.Б. Психологизм русской классической прозы. М.: Просвещение, 1988. - 174 с.
68. Жанр и композиция литературного произведения: Межвузовский сборник / Отв. ред. П.Е.Пракин. Калининград: ЮГУ 1980. -С. 37 - 50.
69. Живописная русская библиотека. Спб. - T.IV. - С.15 -16.
70. Журнал для воспитания. Спб. - 1857. - T. II. - С. 175 - 184.
71. Захаркин А.Ф. Русские поэты второй половины XIX века. -М.: Просвещение, 1975. 255 с.
72. Захаров В.Н. О сюжете и фабуле литературного произведения //Принципы анализа литературного произведения. М.: МГУ,1984. - С. 130 - 136.
73. Иезуитова Р.В. Светская повесть //Русская повесть XIX века: История и проблематика жанра. М.:Наука, 1973. - С. 169
74. Инокъ /Ф.А.Кони/. Графиня Е.П.Ростопчина и ее стихотворения // Меркурий мод. 1860. - № 1. - С. 12 - 16.
75. История романтизма в русской литературе / Отв. ред. А.С.Курилов. М.: Наука, 1979. - 367 с.
76. История романтизма в русской литературе/ Отв. ред. С.Е. Шаталов. М.: Наука, 1979. - 311 с.
77. История русской литературы: в Зт. М.-Л.: АН СССР, 1963.
78. История русской литературы XIX века. Библиографический указатель/ Под ред. К.Д.Муратовой. М.- Л.: АН СССР, 1962.-672 с.
79. История русского романа: в 2 т. /Под ред. Г.М.Фридлендера. М. Л.: АН СССР, 1962 - 1964.
80. Капитанова Л.А. Повествовательная структура русской романтической повести: 20-е — 30-е годы XIX века . — Псков: ПГПИ, 1997. 303 с.
81. Канунова Ф.З. Эстетика русской романтической повести. -Томск: ТГУ, 1973, 308 с.
82. Карташова И.В. Романтическая традиция и формирование "натуральной школы" // Русский романтизм/ Под ред. Н.А.Гуляева. М.: Высшая школа, 1974. - С.231 - 248.
83. Карташова И.В. Романтические тенденции в русской реалистической прозе 50-х начала 60-х годов // Русский романтизм/ Под ред. Н.А.Гуляева. М.: Высшая школа, 1974. -С. 248 -255.
84. Кедрова М.М. Художественное взаимодействие в творческих системах романтизма и реализма. К постановке проблемы // Литературное произведение и читательское восприятие: Межвузовский сборник научных трудов/ Отв. ред. Г.Н.Ищук.
85. Калинин: КГУ, 1982. С.15 - 21.
86. Kelly Catriona. A History of Russian Women Writing 1820 -1992.—Oxford, 1994.— 387 p.
87. Киреевский И.В. О русских писательницах // Подарок бедным. Альманах. Одесса. - 1834. - С. 120 - 159.
88. Кисилев В. Поэтесса и царь: Страницы история русской поэзии 40-х годов: О творчестве Е.П.Ростопчиной // Русская литература. 1965. - № 1. - С. 144 - 156.
89. Кисилев Серегин B.C. Тайна графини Ростопчиной // Литературная Россия. - 1994. - № 32. - С. 4.
90. Китляр П.Н. Актуальные проблемы интерпретации художественного текста И Проблемы филологии и методики: Материалы межвузовской конференции филологов. Балашов: БГПИ, 1994.-С. 107- 112.
91. К истории русского романтизма: Сборник статей/ Отв. ред. Манн Ю.В. М.: Наука, 1979. - 416 с.
92. Кожинов В.В. О "поэтической эпохе" 1850-х годов / К методологии русской литературы // Русская литература. 1969. -№ 3. - С. 45- 62.
93. Кожинов В.В. Сюжет, фабула, композиция // Теория литературы: Основные проблемы в историческом освещении. М.: АН СССР, 1962.-С. 148- 161,
94. Коровин В.И. Творческий путь Лермонтова. М.: Худ. лит, 1973.-295 с.
95. Краткая литературная энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1964 - 1968 . - 895 с.
96. Крестова Л.В. А.О. Смирнова-Россет. Биографический очерк// А.О.Смиронова-Россет. Записки, дневники, воспоминания, письма/ Ред. В.К.Пявловский. М.: Федерация, 1929.1. С. 5-61.
97. Крупчанов Л.М. Культурно-историческая школа в русском литературоведении. М.: Просвещение, 1983. - 411 с.
98. Кулешов В.И. Натуральная школа в русской литературе М.: Просвещение. 1965. - 396 с.
99. Кулешов В.И. Типология русского романтизма // Романтизм в славянских литературах. М.; Искусство, 1973. - С.56 - 85.
100. Курляндская Г.Б. Эстетический мир И.С.Тургенева. Орел: Худ. лит., 1944. — 458 с.
101. Ладыгин М.В. Романтический роман: Пособие по спецкурсу. М.: МГПИ, 1982. - 140 с.
102. Лебедев Ю.В. В середине века. Историко-литературные очерки. М. Современник, 1988. - 206 с.
103. Литературные манифесты западноевропейских романтиков /Собрание текстов и вступ. статья А.С.Дмитриева. М.: МГУ, 1980. - 638 с.
104. Литературный архив. Спб., - 1902. - 10. - С. 65 - 67.
105. Лихачев Д.С. Внутренний мир художественного произведения // Вопросы литературы. 1968. - № 8. - С. 71 - 87.
106. Лосев А.Ф. Символ его социально- историческое значение// Проблемы русской филологии: Сб. трудов. М.: Наука, 1966.—С. 18-36.
107. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства XVIII начала XIX века. - Спб.: Искусство, 1994. - 399 с.
108. Лотман Ю.М. Происхождение сюжета в типологическом освещении // Лотман Ю.М. Статьи по типологии культуры. -Вып. 2. Тарту, 1973. - С. 9 - 41.
109. Лотман Ю.М. Роман А.С.Пушкина "Евгений Онегин".
110. Комментарий. Л.: Просвещение, 1980. - 416 с.
111. Маймин Е.А. Владимир Федорович Одоевский // В.Ф.Одоевский. Повести и рассказы. М.: Худ лит., 1985. - С. 5 - 20.
112. Маймин Е.А. О русском романтизме М.: Просвещение, 1975. - 340 с.
113. Манн Ю.В. Динамика русского романтизма. М.: Младое, 1995. - 428 с.
114. Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма. М.: Просвещение, 1976. - 375 с.
115. Маркович В.М. Тема искусства в русской прозе романтизма// Искусство и художник в русской прозе 1-ой половины XIX века: Сб. произведений. Л.: ЛГУ, 1989. - С. 5 - 42
116. Машинский С.Т. Типологическое и конкретно-историческое исследование литературы // Проблемы типологии русского романтизма. М.: Наука, 1964. - С. 365 - 382.
117. Мезьер А.В. Библиографический указатель русской словесности. Часть И. Спб., 1902. - 348 - 350.
118. Миропонимание и творчество романтиков: Сб. статей. -Калинин: КГУ, 1986. 309 с.
119. Мордовцев Д.А. Русские исторические женщины. Спб.: типография Кетца, 1874. - 210 с.
120. Москвитянин. М .,1852.-Т.2.-№5.-Отд. V,1852.-Т.З.-№Ю.-Отд. V,1852.-Т.6.-№12.-Отд. V, VI,1853.-Т.1.-№1.-Отд. VI,1853.-Т. Отд. V,1853.-Т.2. -№5. Отд. УШ.
121. Московский наблюдатель М., 1835. - № 1. - С. 121 - 125.
122. Муратов П.П. Образы Италии. М.: Светоч, 1911 - 529 с.
123. Мурач Л., Полежаев Н. Проблемы романтизма в современной литературоведении // Литература в школе. 1942. № 5. -С. 73-79.
124. Наливайко Д. Романтизм как эстетическая система // Вопросы литературы. 1982. - № 11. - С. 45 - 62.
125. Нейштадт. В. Неизвестные стихи Е.П.Ростопчиной 1811 -1858 // Тридцать дней. 1928. - № 2. - С. 94 - 96.
126. Некрасова Е.С. Графиня Е.П. Ростопчина. 1811 1858// Вестник Европы. - 1885 . - Ns 3. - С. 42 - 81.
127. Неупокоева И.Г. Проблемы литературных связей и взаимодействий // Вопросы литературы. 1959. - № 9. - С. 145 - 180.
128. Никитенко А. В. Стихотворения графини Ростопчиной //Сын Отечества. -1841. Кн. 2. - N° 18. - С. 95 - 104.
129. Никольский В.А. Природа и человек в русской литературе XIX века. Калинин: КГУ, 1973. - 259 с.
130. Обломиевский Д.Д. Романтизм госпожи де Сталь // Обломи-евский Д.Д. Французский романтизм. М.: Наука, 1947. - С. 351 - 397.
131. Огарев Н.П. О литературе и искусстве // Соч.: в 2 т. Т.І. -М.: Худ. лит., 1981.-С. 147- 169.
132. Одоевский В.Ф. О литературе и искусстве // Соч. в 2 т. Т.2. М.: Современник, 1988.— С. 274 286.
133. Одиноков В.Г. Проблемы поэтики и типологии русского романа XIX века.
134. Одиноков В.Г. Художественная системность русского классического романа.
135. Одоевский В.Ф. Музыкально-литературное наследие. М.: Наука, 1956. - С. 542.
136. Остафьевский архив князей Вяземских. Спб., 1839. - T.III. -С. 103 - 109.
137. Отечественные записки.-1841.-Т.18.-№2.-Отд.У1.136. 1852.-Т.Х.-№ 11 .-Отд.У,137. 1853.-Т. 91.-№ 12.-Отд.У,138. 1855.-Т.103.-№ 12.-Отд.У1,139. 1856.-Т.107.-№ 12.-Отд. V,140. 1857. Т. 108. - № 1. -Отд. V,141.1858. Т. 109.- № 2.- Отд. IV.
138. Палиевский П.В. Русские классики. Опыт общей характеристики. М.: Худ. лит., 1969. - 209 с.
139. Переверзев В.Ф. У истоков русского реалистического романа. -М.: Худ. лит, 1965. 302 с.
140. Письма Ростопчиной к Булгарину // Русская старина. 1901. -№ 2. - С. 187-211.
141. Письма Е.П.Ростопчиной к Глинке Н.Ф.// Москвитянин. -1901,-№11. -С. 171-181.
142. Письма Е.П.Ростопчиной к А.Ф.Кони // Русский архив. -1909. № II. - С. 151 -162.
143. Письма Е.П.Ростопчиной к В.Ф.Одоевскому // Русская старина. 1904. - № 7. - С. 98 - 107.
144. Письма А.О.Смирновой к Е.П.Ростопчиной Н Русский архив.-1905.-№ 10. С. 112 - 134.
145. Плетнев П.А. О стихах графини Е.П.Ростопчиной Н Современник. -1841. Т. 18. - № 2. - С. 89 - 93.
146. Плетнев П.А. Сочинения и критика: в 2 т. Т.2. Спб., 1885. -422 с.
147. Погодин Д.А. Из воспоминаний. Графиня Ростопчина и ее вечера // Исторический вестник. 1887. - № 7. - С. 52 -55.
148. Пономарева С.И. Наши писательницы: Дополнение к библиографическому словарю русских писателей г-на Голицина. 1891.-156 с.
149. Поспелов Я.И. Вопросы методологии и поэтики.— М.: Наука, 1976.—312 с.
150. Поэты 1840 1850-х гг: Библиотека поэта. Большая серия. -М. - Л.: Наука, 1972. - 428 с.
151. Пруцков П.И. Русский роман 40 50-х годов // История русского романа. - М.-Л.: Наука. Т.2,1964. - С. 372 -403.
152. Ранчин A.M. История женщины и поэтессы в романе, повести, комедии // Ростопчина Е.П. Счастливая женщина. М.: Правда. 1991.-С. 5-14.
153. Ранчин A.M. У алтаря пустого я стою: Е.П.Ростопчина в 1850-хх гг // ЛГУ. 1995. - Вып. 6. - С. 172 - 187.
154. Ранчин A.M. "50 лет книге "Стихотворения графини Е.П. Ростопчиной // Памятные книжные даты. М.: Худ. лит.,1991. - С. 58 - 62.
155. Расторгуева B.C. Поэзия Е.П.Ростопчиной: Канд. дисс. -Л.: ЛГПИ, 1990.- 189 с.
156. Рахманный Г. Женщины-писательницы // Библиотека для чтения. 1857. - Т. 23. - Отд. - 1.-С. 112-120.
157. Реизов Б. Поэтическая загадка Жермены де Сталь // Известия АН СССР. Серия литературы и русского языка. Т. 25, Вып. 25, 1966.-С. 211-241.
158. Романов Б. Лирический дневник графини Евдокии Ростопчиной // Ростопчина Е.П. Стихотворения. Проза. Письма. -М.: Сов. Россия, 1986. С. 5 - 27.
159. Романтизм: Открытия и традиции / Отв. ред. И.В.Карташова. -Калини: КГУ, 1988. 217 с.
160. Романтизм: История, теория, критика: Сб. статей /Под ред. Н.А.Гуляева. Казань: КГУ, 1976. - 301 с.
161. Ростопчина Е.П. Дочь Дон-Жуана // Пантеон. Спб.,- 1856.-Т. 28. - № 1. - С 1-110.
162. Ростопчина Е.П. Деревня // Москвитянин. 1852.-Т.2 - 5. -Отд. У. -С. 80 - 87.
163. Ростопчина Е.П. Дом сумасшедших в Москве в 1858 году // Русская старина. 1885. - 3. - С. 248 - 281.
164. Ростопчина Е.П. Одаренная. Драматическая фантазия, взятая из волшебных сказок ХУ111 века // Библиотека для чтения. 1852. - Т. 115. - № 9. - С. 101 - 206.
165. Ростопчина Е.П. Очерки большого света. Спб.; типография К.Неймана, 1839. - 142 с.
166. Ростопчина Е.П. Палаццо Форли: Русская остросюжетная проза. М.: Московский рабочий, 1993. - 264 с.
167. Ростопчина Е.П. Стихотворения. Проза. Письма. М.: Советская Россия, 1986. - 386 с.
168. Ростопчина Е.П. Семейная тайна// Библиотека для чтения. -1851. T. X. - Отд. I. - С. 211 -241.
169. Ростопчина Е.П. Собрание сочинений. Спб.: издание Кас-пари. Т. 12,1910.-371 с.
170. Ростопчина Е.П. Сочинения графини Е.П. Ростопчиной: в 2т. —Спб.: типография И.Н.Скороходова, 1890.
171. Ростопчина Е.П. Стихотворения графини Е.П.Ростопчиной: в 4т.— Спб.: Смирдин-сын, 1856 1859.
172. Ростопчина Е.П. Стихотворения графини Е.П. Ростопчиной: в 2т. 2-е изд. - Спб.: Смирдин-сын, 1857 - 1860.
173. Ростопчина Е.П. Стихотворения новейшие и мелкие, поэмы, повести и сцены: в 2т. Спб, 1866.
174. Ростопчинаи Е.П. Стихотворения и сцены // Библиотека для чтения. 1956. - Т. 137. - Отд. I. - С. 35 - 93.
175. Ростопчина Е.П. Счастливая женщина: Современная биография // Москвитянин. 1852 . - Т. 2 - 3.-№ 5 - 7.
176. Ростопчина Е.П. Счастливая женщина. М.: Правда, 1991. -427 с.
177. Ростопчина Е.П. Талисман: Избранная лирика. Драма. Документы, письма, воспоминания. М.: Московский рабочий, 1987. -321 с.
178. Ростопчина JI. Семейная хроника. М.: Звезда Орфея, 1912, -420 с.
179. Ростопчина Е.П. У пристани / Библиотека для дач, железных дорог и пароходов. Спб.: С мир дин. Т 587 - 96, 1857 -1860.
180. Русская литература XIX века / 1800 1835/: Источниковедccческая хрестоматия/ Под ред. В.Н.Аношкинойиг др. М.: МГУ. - 1993. - 592 с.
181. Русская мысль. 1835. - Кн. 3. - № 3. - С. 85.
182. Русская повесть XIX века. История и проблематика жанра / Под ред. Б.С.Мейлаха. Л.: Наука, 1973. - 816 с.
183. Русская старина. 1885. - № 3. - Отд. IV,1891.-№2.-Отд. IV, 1904.—№7. Отд. V.
184. Русские поэтессы / Сост. Н.В.Банщиков. М.: Советская Россия, 1979. - 250 с.
185. Русские повести XIX века 40 50-х годов: в 2 т. - М.: Гослитиздат, 1952.
186. Русская элегия конца XVIII начала XIX века: Антология/ Подг. текста, сост., вступ. статья и примечания
187. В.В.Афанасьева. М.: Советская Россия, 1985. - 240 с.
188. Русский архив. 1864. - Кн. 3. - № 4,1864. Кн. 3. - № 8,1865. Кн. 3.- № 7,1885.-Кн. 4.-№2,1886.-Кн. 1.-№6,1888.-Кн. 1. .№ 3,1889. Кн. 1. - № 1.
189. Русский вестник. 1841. - Т. 2. - Кн. 4,1841. - Т. 5. - № 1.
190. Русский романтизм/ Под ред. Н.А.Гуляева. М.: Высшая школа, 1974. - 359 с.
191. Сакулин П.Н. В.Ф. Одоевский // Из истории русского идеализма. Т. I.- М.: Одиссей, 1913. С. 59 - 131.
192. Сахаров В.И. Страницы русского романтизма. М.: Искусство, 1988. - 422 с.
193. Сахаров В.И. Форма времени // Русская романтическая по-весть.-М.: Советская Россия, 1980. С. 5 - 43.
194. Сиповский В.В. Из истории развития русского романа и повести. Спб.: Типография Корзина, 1903. - 211 с.
195. Скатов Н.В. Русские поэты. М.: Правда, 1977. - 403 с.
196. Славкина И. Кто и как пишет историю русской женской литературы // Новое литературное обозрение. 1997. - № 24. -С. 359 - 372.
197. Соллогуб В.А. Повести и воспоминания / Сост и подг. текста, вступ. статья и комм. С.И.Чистовой. Л.: Худ. лит., 1988. -720 с.
198. Сорокин В.И. Теория литературы. М.: Просвещение, 1960. -411с.
199. Сталь Ж. Коринна, или Италия. -М.: Наука, 1969. 436 с.
200. Сучков а Н.П. Мастера русской лирики. -М.: Правда, 1982. 212 с.
201. Сушков Д.П. К биографии графини Е.П. Ростопчиной // Исторический вестник. 1831. - № 6. - С. 300 - 316.
202. Сушков С.П. Биографический очерк // Ростопчина Е.П. Сочинения: в 2 т. Т. 2. Спб.: Типография Смирдина, 1890.— С. 1-68.
203. Сушков С.П. Возражения на статью Е.С.Некрасовой о графине Ростопчиной // Вестник Европы. 1888. - Т. 3 - № 5. -С. 388-437.
204. Сын Отечества. 1839. - Т. 1. - № 2. - Отд. IV,1839.-Т. 7-№ 12.-Отд. V.
205. Тертерян И. Романтизм как целостное явление // Вопросы литературы. 1983. - № 4. - С. 61 - 74.
206. Третьякова "Вы вспомните меня."// Российские богини. -М.: Изограф, 1997. С. 269 - 329.
207. Троицкий В.Ю. Художественные открытия русской романтической прозы 20 30-х гг. - М.: Наука, 1989. - 307 с.
208. Ученова В. Забвенью вопреки. Творчество русских писательниц второй половины XIX века// Дача на Петергофской дороге. М.: Современник, 1986. - 462 с.
209. Файнштейн М.Ш. Писательницы пушкинской поры. Исто-рико-литературные очерки. М.: Наука. 1989. - 174 с.
210. Федоров Ф.П. Романтический художественный мир: пространство и время. Рига: Зинантие, 1988. - 214с.
211. Фохт У.Р. Спорные вопросы развития романтизма в русской литературе XIX века // Международный съезд славистов. Славянские литературы. М.: Наука, 1973. -С. 219 - 236 .
212. Фридман Н.В. Романтизм в творчестве Пушкина. М.: Просвещение, 1980. - 383 с.
213. Ходасевич В. Графиня Е.П. Ростопчина: ее жизнь и лирика// Колеблемый треножник. Избранное / Сост. и подготовка В.Г.Пельмушера, 1922. С. 114 -145.
214. Хомяков A.C. Поли. собр. соч. в 4 т. Т. 2. М.: Academia, 1900.-619 с.
215. Чаадаев П.Я. Статьи и письма / Сост. и вступ. статья Б.Н. Тарасова. 2-е изд. - М.: Современник, 1989. - 365 с.
216. Чернец JI.В. Литературные жанры. М.: МГУ, 1982. - 215 с.
217. Чернышевский Н.Г. Стихотворения графини Ростопчиной // Чернышевский Н.Г. Поли. собр. соч., т. 3. М.: Госполитиз-дат, 1947.-С. 317-348.
218. Чистова С. И. Беллетристика и мемуары Вл. Соллогуба // В.А.Соллогуб, повести и воспоминания. Л.: Худ. лит, 1988.1. С. 3 24.
219. Шаталов С.Я. Время метод - характер. - М.: Просвещение, 1976.-402 с.
220. Чулков В.И. Пути развития русской литературы 20 30-х гг XIX века и творческая эволюция А.И.Полежаева// Проблемы типологии литературного процесса: Межвузовский сборник научных трудов/ Гл. ред. С.Я.Фрадкина. - Пермь: ПГПИ, - С. 25 - 38.
221. Шаталов Н.И. Из недавнего прошлого// Голос минувшего. -1916.-№ 4.-С. 273-280.
222. Шевырев С.П. Стихотворения Ростопчиной // Московский наблюдатель.- 1836.-№ 6. С. 82 - 87.
223. Шкловский В.Б. О теории прозы. М.: Советский писатель, 1983. - 381 с.2т.Т.2. М.: Наука. 1983. - 622 с.
224. Щеблыкина Л.И. Лирика Е.П.Ростопчиной. Проблемы поэтики: Канд. дисс. М.: МГПИ, 1994. - 174 с.
225. Эйхенбаум Б.М. О прозе. О поэзии. Л.: Худ. лит, 1986. -456с.
226. Энст С. Каролина Павлова и графиня Евдокия Ростопчина /1807 1893/, / 1811 - 1858/ // Русский библиофил. -1916. - № 6. -С. 107 - 135.
227. Ямпольский И.Г. Поэты и прозаики: Статьи о русских писателях XIX начала XX веков. - Л.: Сов. писатель, 1986. — 352 с.
228. Ямпольский И.Г. Середина века. Очерки по истории русской поэзии 1840 1870 гг. - Л.: Худ лит., 1974. - 280 с.