автореферат диссертации по политологии, специальность ВАК РФ 23.00.01
диссертация на тему:
Политическая идеология французского консерватизма первой половины XIX века

  • Год: 2003
  • Автор научной работы: Гордеев, Кирилл Алексеевич
  • Ученая cтепень: кандидата политических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 23.00.01
Диссертация по политологии на тему 'Политическая идеология французского консерватизма первой половины XIX века'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата политических наук Гордеев, Кирилл Алексеевич

Введение.

1.1. Понятие консерватизма. Терминология. Консерватизм и традиционализм.

1.2. Национальные особенности консервативных течений.

1.3. Особенности становления политической мысли французского консерватизма XIX века.

Глава 2. Социально-политические воззрения консерваторов.

2.1. Правые силы во Франции в первой половине XIXвека. Общий обзор.

2.2. Цивилизация: происхождение и развитие.

2.3. Власть и политические институты.

2.4. Консервативный идеал политической системы и формы правления.

2.5. Мораль и политика.

Глава 3. Практика. Общественно-политическая деятельность консервативных мыслителей.

3.1. Основные направления общественно-политической деятельности консервативных мыслителей.

3.2. Религиозно-политическая деятельность.

3.3. Современные праворадикальные политические силы Франции как преемники традиционалистского консерватизма XIX века.

 

Введение диссертации2003 год, автореферат по политологии, Гордеев, Кирилл Алексеевич

Актуальность темы исследования. В последние годы тема консерватизма приобретает особую популярность в научных и политических кругах. Дискуссии по проблемам консерватизма, как российского, так и западного, приняли широкий размах, и вышли за рамки научного сообщества. Подходов и школ настолько много, что содержание, вкладываемое в понятие консервативной идеологии, серьезно видоизменяется (порой вплоть до противоположности). Эта проблема иллюстрируется реальной политической ситуацией и в России и на Западе. У нас консервативная идея эксплуатируется и левыми, и правыми, и центристами, и самые разномастные политики позиционируют себя как «консерваторы». В западных странах неоконсерватизм фактически утратил идеологическую связь с первоначальной идейной базой консерватизма и принял вид либеральной идеологии западного общества 70-х-80-х гг. XX в.

Россия обладает уникальной консервативной традицией. Русская консервативная мысль составляет один из наиболее крупных сегментов всего мирового консерватизма. После многих десятилетий забвения эта богатейшая социально-политическая, философская, религиозная и культурная традиция активным образом переосмысливается российским обществом. Однако в современных исследованиях еще недостаточно уделяется внимания некоторым аспектам изначальной формы консерватизма. Одной из исходных форм консервативной идеологии являются идеи французских философов XVIII-XIX вв., выступавших против идеологии Просвещения и революции. Очевидно, что изучение политических идей французского консерватизма важно и для осмысления особенностей русской консервативной идеологии. Кроме того, это поможет глубже понять сущность и смысл консервативной идеологии, составить более полное представление об историческом развитии понятия «консерватизм». Наконец, изучение одного из изначальных вариантов консерватизма позволит оценить место этого учения в системе современных политических идеологий. И в современных исследованиях отмечается, что неверно замыкаться в рамках русского варианта консерватизма, акцентируя внимание исключительно на его самобытности и оригинальности1.

На протяжении многих десятилетий в отечественной науке доктрина французских консерваторов - де Местра, де Бональда, Шатобриана, и других, изучалась не самостоятельно, а только в контексте истории Великой французской революции 1789 г., вдобавок фрагментарно и с известных идеологических и методологических позиций. Интерес исследователей к данному политическому течению эпохи Французской революции обнаружился лишь несколько лет назад и справедливо отмечено, что социальный интерес к консервативной проблематике явно опережает процесс ее научного осмысления2.

Итак, актуальность темы можно кратко сформулировать так: в настоящий момент, когда отечественная политическая наука обратилась к изучению консервативной идеологии и русского консервативного наследия, для более полного понимания проблемы необходимо переосмысление взглядов французских консервативных мыслителей XVIII-XIX вв., заложивших основу социально-политического учения консерватизма.

Актуальность темы видится еще и применительно к политической ситуации в Западной Европе. Факт неуклонного роста популярности праворадикальных политических сил в последние десятилетия во многих государствах Европейского Союза неоспорим (успех лидера Национального Фронта Ж.-М. Ле Пена на президентских выборах во Франции в мае 2002 г.). Постулаты традиционалистского консерватизма XIX в. в значительной степени воспринимаются сегодня «новыми правыми» и французским Национальным Фронтом. В силу этого фактора, представляет интерес проблема взаимосвязи идеологии консерваторов, выступавших против Просвещения, революции и

1 См.: Репников А.В. Тернистые пути консерватизма в России // Общественные науки и современность. 05.08.2002.- 004.- С.80-94.

1 Туронок С.Г. Консерватизм в идеологическом процессе (теоретико-методологический процесс), диссертация на соискание степени кандидата политических наук. М., МГУ, 1995. С. 13. прогресса (в его либерально-просветительском смысле) и современных праворадикальных политических сил, расширяющих, как показывает практика, свое влияние на французский электорат.

Степень разработанности проблемы. Политический аспект философии консервативных мыслителей эпохи Французской революции и ряда последующих десятилетий до сих пор относится к числу недостаточно изученных. В западной политической и исторической науках в русле исследований по консерватизму тема социально-политических взглядов консервативных сил Франции в XIX в. разработана гораздо более в глубокой степени, нежели в российской науке. Но и среди западных исследователей часто можно встретить признание слабой изученности феномена консерватизма. Так, немецкий консервативный деятель Армин Молер отмечал, что консерватизм «остается приемным дитем политических изысканий» - он так и не породил собственной литературы, которая могла бы сравниться по своей систематичности с литературой параллельных политических течений -либерализма, социализма или анархизма. И в качестве объекта исторического исследования консерватизм остался без должного внимания: пока еще нет не только изложения истории общеевропейского (и североамериканского) консерватизма, но и освещение отдельных национальных разновидностей находится в плачевном состоянии.3

В советской историографии изучалась преимущественно философия Просвещения и идеи просветителей-энциклопедистов, вождей и лидеров революции, а также социалистическое направление политической мысли. Фигурам Местра, Бональда, Шатобриана, и другим консерваторам было отведено второстепенное место. Основополагающие произведения классиков консервативной мысли были опубликованы на русском языке лишь после 1991 года. Работы де Бональда до сих пор не переведены на русский язык.

3 Mohler A. Konservative Literatur und literatur uber den Konservatismus //Neue politishe Literatur. 1960. H. 12. S. 1037. Цит. по: Консерватизм в России и в мире: прошлое и настоящее, Воронеж, Издательство Воронежского государственного университета, 2001. С. 3.

Интерес российского научного сообщества к этим проблемам консерватизма начинает расти в последние годы. Однако тема политических идей консервативных философов эпохи французской революции в отечественной науке до сих пор освещена недостаточно. Среди огромного объема исследований по самым различным тематическим аспектам консерватизма серьезные попытки изучения корней явления, его первоначальных форм и содержания представляют незначительную долю. Часто можно столкнуться с тем, что в значительном объеме исследований российская методология изучения консерватизма представляет из себя смесь марксистско-ленинской школы, леволиберальной западной критики и американской политологии. В силу такой эклектики подходов, налицо значительный объем различий в определениях, трактовках тех или иных вопросов, разночтения. Вслед за западной (главным образом, американской) политологией, значительная часть российского научного сообщества в начале 90-х гг. рассматривала консерватизм как несамостоятельное явление.

Однако без должного внимания оставалось сущностное содержание явления, его корни и первоначальная форма. И весьма часто современные исследования консерватизма предпринимаются в некотором «отрыве» от того смысла слова «консерватизм», который в него вкладывался де Местром и Шатобрианом.

Исследования политических учений консервативных мыслителей появляются в конце XIX в. Если в работах французских историков основным предметом исследований являлись исторические причины Революции, то к середине-концу XIX в. исследователи начинают обращаться к осмыслению политических идей различных сил и конкретных мыслителей периода Революции и Реставрации.4

4 См.: Faquet Е., «Politiques et moralistes du XIX siecle». 5-e ed. Ser.l, P., 1900; Espinas A., «La philosophie sociale du XVIII siecle et la revolution». Paris, Alcain. 1898; Descottes F. Joseph de Maistre avant la Revolution. Tours, 1895, 1.1.

В отечественной науке на рубеже XIX и XX вв., в 20-е гг. заметный вклад в исследование политических идей консерваторов Франции XIX в. внесли работы Л.П. Карсавина, А.Н Шебунина, B.C. Соловьева5.

В 20-е-40-е гг. XX в. научные исследования консервативных идей XIX в. несколько уменьшаются. В политическую моду двух десятилетий перед Второй мировой войной вошли республиканские, социалистические и либеральные идеи. Особенностью развития консервативной идеологии в Европе стало то, что она вступила в противостояние с идеологией социалистической. Сходство политических позиций правоконсервативных сил с идеологией группировок, явившихся впоследствии ядром национал-социализма, фашизма и франкизма послужило для отечественной историографии поводом для уравнивания консерватизма и тоталитарных учений того времени (фашизм, франкизм и т.п.). Отечественная общественная наука в данный отрезок времени практически все внимание уделяла учениям идеологов Просвещения - Вольтера, Руссо, Дидро, идеям вождей революции и утопического социализма. Такая особенность предопределила на долгие годы дальнейший ход развития исследований социально-политической мысли периода Великой французской революции. Основное внимание до самого последнего времени уделялось с одной стороны, крайне левому флангу Французской революции, наиболее радикальным политическим течениям и идеям, с другой - массовым народным движениям. По словам современного отечественного историка А.В. Адо, Французская революция изучалась в советской науке почти исключительно «снизу» и с ее левого фланга. (Статья в сборнике «Исторические этюды о французской Революции (Памяти В.М. Далина)» М. ИВИ РАН. 1998.)

Всплеск интереса к творчеству основателей консерватизма, как на Западе, так и в СССР возникает в 60-е-70-е гг. XX столетия, по всей видимости, в связи с ростом популярности неоконсерватизма в западных странах. Объем исследований по

5 Соловьев B.C. О Жозефе Мари Де Местре // «Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона, Т. XX, СПб, 1897; Шебунин А.Н. Европейская контр-революция в первой половине XIX века. Л., 1925; Карсавин Л.П. «Жозеф де Местр» (1918-1922) // Вопросы философии. № 3. 1989. консерватизму в этот период значительно увеличивается. Весомый вклад в переосмысление творчества консерваторов XIX в. был внесен французскими учеными. Это А. Дасной, Ж.И. Окслэн, Р. Рэмон, Р. Трионф.

Во Франции к настоящему времени сложилась богатая традиция изучения творчества консерваторов, в частности, Жозефа де Местра. На родине Местра, в Савойе, представителем этой традиции является профессор Савойского университета Жан-Луи Дарсель. С 1977 г. Савойский университет выпускает ежегодный журнал «Revue des etudes maistriennes».

Необходимо отметить, что с конца 60-х гг. XX в. в историографии консерватизма, и в развитии самой консервативной идеи начинается новый этап, характеризующийся двумя особенностями. Во-первых, в эти годы в Европе возникает движение «новых правых», оказывающее и по сегодняшний день заметное влияние на политическую и культурную жизнь Европы. Во-вторых, с 70-х годов широкий успех приобретают в странах Запада либерально-консервативные политические силы, когда «консервативный триумф» привел к власти Р. Рейгана, М. Тетчер, Г. Коля и других. Первое явление явилось родственным идеям «изначального», контрреволюционного консерватизма, и в историографии изучения философии первых консерваторов сыграло роль «ревизора», переоценивая и встраивая в контекст современности ценности и традиции прошлых веков.6 В свою очередь, второе явление сыграло в формировании современного консерватизма и его восприятии в обществе не менее значимую, но принципиально иную роль, являясь по своей природе идеологией либеральной буржуазии. Консервативные партии Запада выступили силой, стремящейся сохранить сложившийся статус-кво либерально-буржуазного общества. При таком положении вещей, определение консерватизма как «стремления сохранить существующие институты и устои»,

6 См.: Dasnoy A. Le prestige du passe. Paris, 1959; Godechot J. La contrrevolution - Doctrine et action. 1789-1804. P., 1961; Oechlin J.I. Le mouvement ultra-royalist sous la Restauration: Son ideologic et son action politique. 1814-1830. P., 1960; Vial P. Pour une renaissance culturelle. Paris, 1979; Benoist A. de. Vu de droite: Anthologie critique des idees contemporaines. P., 1978. P.16.

7 Консервативная идея — очищение от иллюзий. Идейная платформа клуба консервативных аналитиков // Золотой лев. № 11-12. 2000. предложенное западными же политологами, вполне оправдано. Их консерватизм заключался не в родстве с мировоззрением Местра, Берка, Ламеннэ, Генона, Меллера Ван ден Брука, Юнгера, а в стремлении сохранить экономическую, социальную и идейную классические либеральные модели. И с этого момента в историографии политической философии основателей консерватизма в частности, и консервативной идеологии в целом, получили развитие такие тенденции. Старый консерватизм стирался, новое явление стало именоваться неоконсерватизмом, который представлял из себя, по сути, попытку возврата к первоначальному, «подлинному» либерализму.

Вторую половину 80-х гг. можно рассматривать как новый этап в изучении консерватизма советскими авторами. Природа и типология консерватизма, этапы его эволюции и место, занимаемое в современном мире, стали предметом книг и статей А.А. Галкина и П.Ю. Рахшмира.

Таким образом, на основе анализа степени разработанности темы, выявлены следующие проблемы:

-в современных исследованиях недостаточно освещается коренная форма идеологии консерватизма, а статус «консерватизма» получает то явление, которое по своей сути является либеральной идеологией со стремлением сохранить, выражаясь словами Хантингтона, свой «статус-кво», что и составляет ее основную «консервативность»;

-в исследованиях по консерватизму нет достаточного освещения вопроса влияния идей французских консервативных философов XIX в., - основателей идеологии консерватизма, - на идеологию современных праворадикальных, правоконсервативных и других политических сил правой ориентации, как французских, так и в целом, европейских.

Теоретическая и методологическая база исследования. В настоящей диссертации применен комплексный метод исследования, используемый при изучении разноплановых источников. Специфика анализа социально-политических воззрений виднейших консервативных деятелей рассматриваемой эпохи (конец XVTII-первая половина XIX в.) - де Местра, де Бональда, Шатобриана и других обусловлена особенностями творчества каждого из них; и характером влияния их идей на последующее развитие консервативной и традиционалистской мысли. Указанные особенности исследования определили его структуру.

Взгляды консерваторов изучаются нами по принципу дедукции — от общего к частному. Сначала рассматриваются общие проблемы консерватизма, применительно к интересующей нас эпохе, возникновение этой идеологии, причины, затем анализировались социально-политические взгляды консерваторов. Не имея возможности в рамках данной диссертации дать развернутый и максимально полный анализ процесса развития консерватизма на протяжении XIX-XX столетий, мы сочли необходимым кратко осветить проблему влияния политических взглядов французских консерваторов на современные праворадикальные силы.

Проблемный подход. В изучении произведений Местра, Бональда, Шатобриана предпринимается анализ ключевых проблем для данных авторов -проблем революции, смены исторических эпох, крушения старого мира и доказательства порочности нового вектора общественного развития.

Исторический подход. Он предполагает изучение проблемы в ее последовательном временном развитии, выявление связи прошлого, настоящего и будущего. Важным представляется принцип историзма, который предполагает рассматривать проблему в ее зарождении, развитии и современном состоянии. Важен и обзорно-аналитический метод, с помощью которого рассматривается общая картина, «панорама» изучаемого вопроса.

Цель и задачи диссертационного исследования. Основная цель диссертационной работы заключается в выявлении особенностей социально-политических взглядов французских консервативных мыслителей в период конца XVIII-начала XIX в. (первая половина XIX в.), специфики формирования консервативной идеологии (исторические предпосылки, национальные особенности). Достижение цели потребовало решения следующих задач:

- Рассмотреть основные точки зрения (подходы, определения) понятий «консерватизм», «традиционализм»;

- Проанализировать истоки и особенности формирования консервативного мировоззрения в период XVIII- первой половины XIX вв., дать характеристику особенностей национальных вариантов консерватизма;

- Провести анализ социально-политических идей консервативных философов (общественная структура, власть и политические институты, соотношение морали и политики, идеальная политическая система);

- Рассмотреть практический аспект деятельности консерваторов, оценить степень их влияния на общественно-политическую жизнь Франции того периода;

- Выявить сходство в идеологических конструкциях консерваторов XIX в. и современных праворадикальных политических сил Франции.

Объект исследования: политическая идеология французских консервативных мыслителей конца XVTII-первой половины XIX в., их социально-политическое учение как изначальная форма консервативной идеологии.

Предмет исследования: взгляды консерваторов на политическую систему государства, строение общественных и политических институтов, особенности возникновения консерватизма во Франции в XVIII-XIX вв., политическая деятельность консервативных мыслителей в эпоху Революции и Реставрации, влияние на дальнейшее развитие идеологии французских правых.

На защиту выносятся следующие положения: 1. Современное понимание консерватизма (или современная форма консерватизма) часто не содержит фундаментальных принципов, характерных для мировоззрения классиков консервативной идеологии, и не отражает сущности явления. Идеологическая конструкция консерваторов XVIII-XIX вв., наследуется определенной частью правых политических течений или научного сообщества.

2. Политическая доктрина консерваторов является масштабной идеологической системой, объясняющей и распространяющейся на все сферы окружающей действительности - социум, природу. Политическое учение классиков консерватизма было предназначено защищать универсальные традиционные ценности и принципы в сфере государственного управления и власти.

3.Идеология ряда современных праворадикальных течений имеет в своем основании постулаты традиционалистского консерватизма XVIII-XIX вв. и в значительной степени испытывает на себе влияние идей Де Местра, де Бональда и других. Таким образом, эти мыслители определили развитие правой мысли во Франции не только в XIX, но и в XX веке.

Научная новизна исследования определяется тем, что впервые после достаточно длительного разрыва в историографии на основе широкого круга источников был предпринят анализ политических идей ведущих представителей французской консервативной традиции, были затронуты различные аспекты формирования консервативной политической идеологии, а также предпринят сравнительный анализ взглядов консерваторов-традиционалистов XIX в. и идеологии некоторых представителей современного французского праворадикального спектра. В научный оборот введены новые материалы - малоизученные в отечественной науке работы Луи де Бональда, п консервативная публицистика XVIII в., архивные материалы РГАСПИ.

Практическая значимость диссертации заключается в том, что научно-теоретические положения и выводы, практические рекомендации, сформулированные диссертантом на основе проведенного исследования, могут Bonald L. de. Opinion sur les elections. 1817; Du divorce considere au XIX siecle, relativement a l'etat domestique et a l'etat publie de societe. 1818; Pensees sur divers sujets et discours politiques. 1817; Conservateur. Т. I. № 1-13. 1818. P., chez le Normant fils eduteur. быть применены в научно-исследовательской работе по проблемам истории политических учений, в исследованиях по консерватизму.

Апробация работы. Основные положения диссертации были опубликованы. Статьи по материалам первой главы - «Консервативное сознание» (журнал «Золотой Лев», № 21-22, сентябрь 2002 г., интернет-версия, www.olmerl.newmail.ru), «Особенности становления политической мысли французского консерватизма XIX века» (сборник «Schola-2002», М., 2002), статья по материалам третьей главы «Современные праворадикальные политические силы Франции как преемники традиционалистского консерватизма XIX века» в сборнике научных статей «Политическая идеология в современном мире», № 4, ИНИОН, 2003 г.

Структура. Диссертация состоит из Введения, трех глав, Заключения и списка литературы по теме диссертации. Общий объем - 152 страницы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Политическая идеология французского консерватизма первой половины XIX века"

Заключение

Итак, предпринята попытка анализа социально-политических взглядов французских консервативных философов конца XVIII-первой половины XIX вв. Следует оценить степень реализации цели и выполнения задач, которые ставились в начале исследования. Цель исследования заключалась в том, чтобы выявить особенности социально-политических идей французских консерваторов в указанный период и проследить специфику формирования консервативной идеологии. В соответствии с заявленной целью ставились задачи:

- Осветить проблемы терминологии понятий «консерватизм», «традиционализм», проанализировать истоки и особенности формирования консервативного мировоззрения в тот период;

- Провести анализ социально-политических идей консервативных философов (общественная структура, власть и политические институты, соотношение морали и политики, идеальная политическая система);

- Рассмотреть практический аспект деятельности консерваторов, оценить степень их влияния на общественно-политическую жизнь Франции того периода, выявить общие моменты в идеологических конструкциях консерваторов в XIX в. и сегодняшних праворадикальных политических сил Франции.

В диссертации было предпринято многоплановое изучение вопроса социально-политического учения консерваторов, когда рассматривались не только непосредственно политические доктрины наиболее заметных мыслителей, но было уделено внимание истории их развития, сравнительному анализу различных ветвей консерватизма. От рассмотрения истоков консервативной идеологии был сделан переход к разбору политических идей и практики консерваторов и предпринята попытка проследить связь и влияние их философии на идеологию «новых правых» и «Национального Фронта». В заключении следует отметить, что не всем представителям традиционалистской философии и реакции было уделено внимание. Богатейшая традиция французской правой мысли, сложившейся из идей роялизма периода контрреволюции и Реставрации, традиционализма, консерватизма, национализма «Аксьон Франсез» и др. не смогла быть полно отражена в рамках диссертации. Контрреволюционный спектр явил множество идей и мыслителей, как среди активных роялистов, так и в среде противников Революции, не принимавших активного участия в контрреволюционном противостоянии. Ж. Малле дю Пан, А. де Ривароль, П.С. Балланш, де Брийяр д'Антрегу, и многие другие. И не случайно основное внимание в анализе политических идей консерватизма было уделено творчеству трех мыслителей — Ж. де Местра, Л. де Бональда, Ф.Р. Шатобриана. Они в полной мере, на взгляд автора, выражают «лицо» французских правых в XVIII-XIX вв. и являются в определенной степени авторами основ мировоззрения современного французского правого спектра. Они определили идеологическую традиции французских правых. И этой традиции в той или иной степени следовали правые в разные периоды и XIX и XX вв.

В ходе исследования вырисовались следующие характерные черты консерватизма периода исследуемого периода.

Консервативное учение склонно рассматривать даже практические области деятельности общества через призму философских и религиозных традиционных максим. Политическую действительность воспринимать в неразрывной органической связи с массой метафизических, нематериальных факторов - религиозными нормами, древнейшими традициями, законами природы, природой и сознанием человека. Здесь можно сделать вывод, что при своем возникновении это течение контрреволюционных, традиционалистских идей имело больше черт философского учения «образца» средневековья, полурелигиозной доктрины, и уже во вторую очередь «снисходило» до политики. Например, политические учения «новой эпохи» - буржуазные, либеральные, социалистические, окунулись в материальное и практическое. Век XIX в этом смысле предстал веком экономических теорий и формул. А политическое учение противников революции и Просвещения было ориентировано на некие духовные категории и выведенная в диссертационном исследовании общая структура краеугольных ценностей консервативного сознания (авторитет, героизм, долг и др.) это подтверждает.

Социально-политическое учение консерватизма представляет структуру общественной системы в виде восходящей, от низшего, «простого» элемента к вершине, к более сложноорганизованному: «Семья (как ячейка) - сообщество (множество ячеек, община) - государство». Фундаментом общественной системы, ее консолидирующим и направляющим фактором является религия. Таким образом, религия распространяет свое влияние как на государство и власть, так и на общество и каждого индивида.

Оптимальной политической системой для консерваторов являлась конституционная монархия. В сочетании с конституцией монархическое правление высоко оценивалось де Местром, Малле дю Паном, Шатобрианом. Они по-разному воспринимали и видели детали такого монархического правления, регулируемого конституцией, отдавая предпочтения будь то старой королевской конституции, как Малле дю Пан или де Местр, или Хартии 1814 г., как Шатобриан, но в целом позиция по отношению к идеальной форме правления у них едина и все они выступают за конституционную монархию. Примечательно, что никто из них не являлся сторонником абсолютной монархии. Как отмечалось в первой главе, именно абсолютизм монархии в эпоху перед Революцией и был причиной недовольства аристократии, отстраняемой от участия во власти. Видимо, памятуя это, мыслители периода контрреволюции и Реставрации отказывали монархии в абсолютной власти и обосновывали именно конституционную монархию.

Консервативно-традиционалистской парадигме был свойственней эволюционизм, что показал анализ идей консерваторов эпохи революции и Реставрации. Но в сочетании с приверженностью Традиции. Взгляды Шатобриана или де Местра на изменения в европейской цивилизации, вызванные Революцией, характеризуются глубокой проницательностью. Мудрость в анализе социально-политических процессов проявляется у них в признании необратимости и закономерности произошедших масштабных изменений и на общецивилизационном уровне и на уровне сознания европейского человека, индивида. Мыслители признавали закономерность Революции и крах Старого порядка. Шатобриан эволюционировал во взглядах к либерально-консервативной позиции, объективно и должным образом, как неизбежный путь развития общественных форм, воспринял начало эпохи зарождения буржуазии и индустриального развития экономики. Примечательно, что при этом у консерватора сохраняется приверженность архаичным ценностям и традиции, оценка пути прогресса как если не порочного, то по крайней мере, содержащего значительные угрозы для человечества.

Исследование выявило специфику взглядов рассмотренных в диссертации мыслителей. Творчество де Местра может быть охарактеризованно как теологическое, эзотерическое, порой с элементами мистицизма. Сквозь эту призму де Местр смотрит на политическую сферу и конструирует свое политическое учение. Де Бональд - консервативный легитимист. Большое внимание уделял законам, рассматривая их в социально-политическом контексте, как элемент или категорию политического пространства. В то время как Местр изучал законы глобально-исторического характера. Особенностью политического учения де Бональда можно назвать применение институционального подхода, поскольку политический процесс виконт рассматривал в значительной степени через общественные и политические институты. В Творчестве де Бональда значительное внимание уделено изучению общества как института, места и роли человека в нем. Поэтому, наряду с применением де Бональдом институционального подхода, вполне можно говорить о социальной философии консерватизма XIX века.

Шатобриан - конституционный монархист, дипломат, легитимист как де Бональд. Представляется, что он больше остался в череде консервативных деятелей как писатель и литератор, создавший и выразивший контуры консервативного сознания. Безусловно, его политическая философия и идеи значительны, но в его литературных произведениях консервативная философия выражена более глубоко и полно.

Существенным для заключения исследования является подведение итога о роли консервативных деятелей в политике. Оценка практического вклада консерваторов XIX в. в политику представляется в значительной степени противоречивой. Де Местр, находясь в России при дворе Александра I, оказал некоторое влияние на государственную власть в деле придания ее политике консервативного характера. Насколько это заметно в масштабах более широких - например, в рамках XIX столетия - вопрос весьма спорный. Несомненно одно. Жозеф де Местр явился ярким мыслителем своего времени, продолжающим интересовать и современную политическую и философскую науку, не оставившего равнодушными к его творчеству многих выдающихся философов и исследователей, как российских так и зарубежных.

Шатобриан и де Бональд принимали активное участие в политической жизни в период Реставрации 1815-1830 гг.

Также очень важно отметить, что функция консерватизма в целом, как идеологии, в то время не сводилась только лишь к апологии старого порядка вещей и уничтожающей критики революции, реакции на прогресс и движение общества к всеобщему руссоистскому счастью. Особое значение консерватизма в социально-политической мысли эпохи начала XIX века состоит в том, что его идейные вдохновители пытались придать своей идеологии роль стабилизирующего фактора в обществе. Они старались найти некую формулу общенационального консенсуса, которая обеспечила бы «сбалансированное существование и взаимную адаптацию противоборствующих сил и тенденций». Доказывая бесперспективность якобинских попыток насильственно прервать преемственность времен, вырабатывая концептуальные противовесы утопическим проектам тотального «осчастливливания» общества, традиционалисты выполняли жизненно важную для общества функцию. Они выработали философию понимания опыта истории и прошлых поколений человечества, философию, которая утверждает значимость всего накопленного людьми совокупного универсального опыта и знания, некоего стержня ценностных вневременных установок, без которых невозможно следовать далее.

Французская традиционалистская мысль оказала существенное влияние на формирование структуры консервативной, правой мировоззренческой парадигмы. Она схематично может быть выражена в связке «традиция -авторитет - героизм (патриотизм) - религия». Где религия и традиция выступают системообразующими элементами. Базовые императивы консервативного сознания по природе своей традиционны. Более частные, «овеществленные» категории - институт семьи, общества, государства и другие - выступают конкретно-практическим выражением четырех ценностных категорий консерватизма.

Политические принципы, сформированные более двух столетий назад как реакция на Просвещение и Революцию, сегодня находят отражение в идеологии сил правого политического спектра, причем они входят в идейный багаж влиятельных партий и правых течений, таких как «Национальный Фронт» или «nouvelle droite». Главным образом, идеологическое наследие традиционализма прошлых веков воспринимается правыми сегодня в роли «Традиция как ориентация в предкризисном мире». Парадоксальное на первый взгляд соединение древней Традиции с современностью четко выразилось в понятии Гийома Фая «Археофутуризм». Воскрешение прошлого для понимания будущего, обновленная, «футуристическая» архаика.

В чем состоит связь? В начале XIX века консерватизм зародился как радикальный традиционалистский протест, или по крайней мере, довольно жесткая критическая позиция по отношению к новому миру и вектору его развития. За спиной этого течения находилась «память», наследие, т.е. оно в каком-то смысле и тогда выступало как наследник Традиции, накопленной веками, - священности средневековья, предрассудков в берковском смысле, обычаев и устоев. Потом к началу и в ходе Реставрации стало выкристаллизовываться либерально-консервативное направление, олицетворяемое А. де Токвилем, Б. Константом, отчасти Шатобрианом, которое впоследствии пошло параллельно с развитием буржуазной идеологии.

А на основе идей таких радикальных традиционалистов как де Местр, де Бональд, других, формировалась идейная база таких течений как «Аксьон франсез», уже по сути, классическая (в смысле характеристик политической организации в XX в.) правая националистическая партия. Здесь хочется отметить один интересный момент, который выявило исследование. Получается, что такой неотъемлемый элемент современных правых политических сил как национализм не существовал в политическом лексиконе первых консерваторов-традиционалистов. И уже о национализме правых радикалов или консерваторов имеет смысл говорить, начиная с конца XIX -начала XX в., с «Аксьон франсез». До этого же, националистические линии не имели место в политической идеологии консерватизма. Это, как представляется, важнейшая отличительная черта «изначального традиционализма» от его преемников через два столетия. Таким образом, подчеркнем, что еще одной характерной чертой правых начала XIX в. было отсутствие националистической ориентации в политической деятельности и идеологии. И тут мы сталкиваемся с определенного рода парадоксом: национализм впервые был введен в политическое поле Революцией, якобинцами. В ходе революционных войн республиканской Франции с интервентами и контрреволюционными силами родился республиканский национализм и понятие нации в его именно «националистическом» смысле. И впоследствии, в течение XIX в. он органично вписался в идеологию правых. Но по сути получается, что свой важнейший составной элемент правая (консервативная, традиционалистская) идеология восприняла от своего противника - республиканской, революционной идеологии, левой, «якобинской». Этот факт показывает всю сложность и взаимопроникаемость политических идеологий, мировоззрений в ходе общественно-исторических процессов. Напрашивается аналогия с современной ситуацией в области политических терминологий и понятий. Сейчас уже понятия «левые» и правые» не соответствуют во многом действительности, и наполняются новым содержанием, подчас противоречащим своему «ярлыку». Или воспринимают черты, первоначально не свойственные им, у своих противников. Так, «новые правые» брали на вооружение тактику левых, левые - правых. Отсюда, по-видимому, пошла идея «третьего пути». История политических учений и подтверждает принцип, что не бывает «стопроцентно» левого или правого никогда. К примеру, национал-социализм или фашизм - течения правые, но с существеннейшим влиянием левого. В этих течениях правая и левая идеи очень причудливо и сложно переплелись, предоставляя тем самым множеству исследователей широкой поле для размышлений. И уже наверно тогда можно было говорить о том, что такая дилемма «левизны и правизны» перестает работать.

В исследовании было показано, в современных отечественных исследованиях недостаточно освещается та «изначальная» форма консерватизма, выражавшаяся в произведениях де Местра и Шатобриана. Статус же «консерватизма» получает то явление, которое по своей сути является либерально-буржуазной идеологией со стремлением сохранить «статус-кво». Также, отмечалась недостаточная разработанность вопроса взаимосвязи идей французских консервативных философов XIX в., -основателей идеологии консерватизма, - и идеологии современных праворадикальных политических сил, как французских, так и в целом, европейских.

Исследование выявило, что содержательный смысл понятия «консерватизм» в XIX в. значительно отличается от смысла, вкладываемого некоторыми современными исследовательскими направлениями, как зарубежными, так и российскими. Наиболее приближенное к XIX в. понимание консерватизма сохраняют «новые правые» и некоторые другие представители праворадикального политического спектра. Можно говорить о том, что в настоящее время существуют два условных типа консерватизма или два типа понимания консерватизма. Одно - оформившееся начиная с 60-70-х гг. XX в. и ассоциирующееся с западными буржуазно-либеральными идеями и политиками. И второе — консерватизм, опирающийся на идеи и учение консерваторов-традиционалистов XIX в., правонационалистических сил типа «Аксьон Франсез», а впоследствии европейской «Консервативной революции». В последнее время очевидно все более активное проявление в изучении консервативного наследия именно этой парадигмы, выступающей за «переоценку», переосмысление наполнения идеологии консерватизма.

 

Список научной литературыГордеев, Кирилл Алексеевич, диссертация по теме "Теория политики, история и методология политической науки"

1. Фонд 467. Опись 1. Дело 17. Стр. 1. Projet de constitution 1848. P.l

2. Фонд 229. Опись 1. Дело 12. Стр. 1. Луи Блан. Письмо Дессонару ополитической обстановке во Франции 20.07.1875.

3. Фонд 229. Опись 1. Дело 125. Луи Блан. О запрете газеты Ламенне. «Silence au pauvre!». Опубликовано в Nouveau monde 15.07.1850. Фонд 248. Опись 1. Дело 1. Лист 1. Ламенне Ф.Р. де. Фонд 248. Опись 1. Дело 2. Лист 3. Ламенне Ф.Р. де .

4. Фонд 248. Опись 1. Дело 2. Лист 1. Biographie de ГаЬЬе Felicite Robert *de Lamennais (imprimee).1. Монографии

5. Берк Э. Размышление о революции во Франции. М., Рудомино. 1993

6. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. Сб. Избранныепроизведения. М., Прогресс, 1990.

7. Генон Р. Кризис современного мира. М., Арктогея, 1992.

8. Гизо Ф. История цивилизации во Франции, т.4. М., 1881.

9. Камю А. Бунтующий человек. Глава «Цареубийство». Философия. Политика. Искусство. Политиздат. 1990.

10. Карлейль Т. Французская революция. История. М., 1991.

11. Карлейль Т. Теперь и прежде. М., Республика, 1994.

12. Карлейль Т. Герои и героическое в истории. М., Вузовская книга, 2001.

13. Кропоткин П.А. Великая французская революция. 1789-1793. М., 1982.

14. Манхейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994.

15. Местр Ж. де. Рассуждения о Франции. М., РОССПЭН, 1997.

16. Токвиль А. Старый порядок и революция. М., 1896.

17. Сен-Симон Л. Мемуары, Т. 1. М., 1936.

18. Шатобриан Ф.Р. Замогильные записки. М., 1995.

19. Ballanche P.S. Essai de palingenesie sociale. // Oeuvres. P., 1830, t. III.

20. Benoist A. de. Vu de droite: Anthologie critique des idees contemporaines. P., 1978.

21. Bonald Louis Gabriel Ambroise de. Opinion sur les elections (Opinion De M. De

22. Bonald, depute de Taveyron Sur les election. Paris, imprimerie de le normant, rue deseine), 1817.

23. Bonald de. Du divorce considere au XIX siecle, relativement a l'etat domestique et a l'etat publie de societe. Paris, Le Clere, 1818.

24. Chatobrian Francois Rene de. Du systeme politique suivi par le ministere, par le viconte de Chatobrian. Paris, Le Normant, Imprimeur-libraire, 1817. Chatobrian Francois Rene de. Melanges de Politique. Deux vol. P., Le Normant, Imprimeur-libraire, 1817.

25. Maistre J. de. Du pape par De Maistre 22-ed, Lyon, Paris, Pelaguad et Roblot, 1870. Maistre J. de. De Teglise geallicane dans son rapport avec le souverain pontife. Lyon, Paris, Pelaguad et Roblot, 1870.

26. Maistre J. de. Sur les details de la justice divine, dans la punition des coupables. Lyon, Paris, 1867.

27. Maistre J. de. Lettres d'un royaliste savoisien a ses compatriotes // Maistre J. De. Oeuvres completes. Lyon, 1884-1886 T. 7.

28. Maistre J. de. Etude sur la souverainete // Maistre J. De. Oeuvres completes. Lyon, 1884-1886-Т. 1.

29. Maistre J. de. Les soirees de Saint-Petersbourg ou entretiens du gouvernement temporel de la providec. TT.l-2, Lyon, Paris, 1854.

30. Консервативная публицистика XVIII в.:

31. Conservateur. Т. I. № 1-13. 1818. P., chez le Normant fils eduteur.1. Mercure de France. 1804.

32. Mercure britannique; ou notices historiques et critiques sur les affaires du temps. Par J. Mallet du Pan. Vol. 1-3,5. Londres, 1798-1800. 1798. Vol. 1. № 1-8.1. Исследования:

33. Адо A.B. Французская революция в советской историографии. Сборник «Исторические этюды о французской революции (Памяти В.М. Далина)». М., ИВИ РАН 1998.

34. Абелинскис Э.Ю. Консерватизм как мировоззрение и политическая идеология. М., 1995.

35. Алпатов М. А. Политические идеи французской буржуазной историографии XIX века. М.-Л., 1949.

36. Берк Э. Правление, политика и общество. Сборник избранных работ. М., Канон-пресс-Ц, 2001.

37. Блуменау С.Ф. «Ревизионистское» направление в современной французской историографии Великой буржуазной революции конца XVIII века. Брянск, 1992.

38. Блуменау. Споры о революции во французской исторической науке второй половины 60-х 70-х гг. Брянск, 1994. Брюйер де. Записки о якобинцах. М., 1806.

39. Будагов Р. Развитие французской политической терминологии в XVIII веке. М., МГУ, 1940.

40. Виат Огюст. Граф Жозеф де Местр // Местр Ж. де. Санкт-Петербургские вечера. СПб., Алетейя, 1998.

41. Волгин В.П. Социальные и политические идеи во Франции перед революцией (1748-1789). М.-Л., АН СССР, 1940.

42. Ж.-Л. Дарсель. Местр и революция // Местр Ж. де. Рассуждения о Франции. М., РОССПЭН, 1997.

43. Дегтярева М.И. Два кандидата на роль государственного идеолога: Ж. де Местр и Н.М. Карамзин // Исторические метаморфозы консерватизма. Пермь, 1998. С. 63-84.

44. Дугин А. Консервативная революция. М., Арктогея, 1993.

45. Исследования по консерватизму. Пермь, ПГУ, 1994.

46. Карсавин Л. Жозеф де Местр // Вопросы философии. № 3. 1989.

47. Кареев Н.И. Французские политические писатели XVIII века. Ростов н/Д, 1905.

48. Консервативная идея очищение от иллюзий // Золотой лев. № 11-12. 2000.

49. Консерватизм современные интерпретации. М., ИНИОН, 1990.

50. Консерватизм: идеи и люди. Пермь, ПГУ, 1998.

51. Консерватизм в России и в мире: прошлое и настоящее. Вып. 1. Воронежский государственный университет, 2001.

52. Консерватизм как течение общественно-политической мысли // Полис. № 4. 1995.

53. Мухина Г.А. Франсуа Рене де Шатобриан о закате французского дворянства // Вестник Омского государственного университета. 1998. вып. 2. С. 49-52. Осипова Е.В. Социология английской политической культуры Великобритании // Социсс. 1992. № 9.

54. Панарин А.С. Стиль «Ретро» в идеологии и политике. М., 1989.

55. Пименова Л.А. Дворянство накануне Великой Французской революции. М.,1. МГУ, 1986.

56. Политическая энциклопедия в 2-х ТТ. T.l. М., Мысль, 1999.

57. Попов Ю.В. Публицисты Великой французской революции. М., МГУ, 1989.

58. Репников А.В. Тернистые пути консерватизма в России. // Общественные наукии современность. 05.08.2002.- 004.

59. Русский строй. Сборник статей. М., Интеллект, 1997.

60. Руткевич A.M. Что такое консерватизм? М.-СПб., «Университетская книга», 1999.

61. Савин А. Жозеф де Местр. Очерк его политических идей // Вестник Европы. 1900. №2.

62. Смирнов В.П., Посконин B.C. Традиции Великой Французской революции в идейно-политической жизни Франции, 1789-1989. М, МГУ, 1991. Современный консерватизм. Гаджиев К.С., Перегудов С.П., Скороходов В.А. М., Наука, 1992.

63. В. Соловьев. О Жозефе Мари де Местре. Статья из «Энциклопедического словаря» Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона, т. XX, СПб, 1897 // Местр Ж. де. Рассуждения о Франции, М., РОССПЭН, 1997.

64. Социальная философия современного американского консерватизма. М., 1980. Сперанский В.Н. Ламенне как политический мыслитель. Пг., «Петроград», 1922.

65. Степанов М. Жозеф де Местр в России // Русская культура и Франция.

66. Литературное наследство. Т. 23/30. М., 1936.

67. Тулаев П.В. Консервативная революция в Испании. М., 1993.

68. Федорова М.М. Модернизация и антимодернизация во французскойполитической мысли XIX века. М., Институт философии, 1997.

69. Французский консерватизм XIX-XX веков. М., ИНИОН, 1989.

70. Чудинов А.В. У истоков революционного утопизма. М., 1991.

71. Шебунин А.Н. Европейская контр-революция в первой половине XIX века. Л.,1925.

72. Baldensperger F. Le mouvement des idees dans Г emigration francaise. P., 1924, T. 2.

73. Bayle F. Les idees politiques de J. Maistre, P., 1945.

74. Borricaud F. Le retour de la droite. P., Calmann-Levy, 1986.

75. Bourceiller C. Les extreme droite. Paris, Duranton-Crabol, 1991.

76. Cioran E.M. Exercices d'admiistrtation, Joseph de Maistre. Essai sur la penseereactionnaire. P., 1986.

77. Cogordan G. Joseph de Maistre. P., 1984.

78. Dasnoy A. Le prestige du passe. Paris, 1959.

79. Denizet J. Joseph de Maistre. P., 1988.

80. Descottes F. Joseph de Maistre avant la Revolution. Tours, 1895,1.1.

81. Espinas Alfred. La philosophie sociale du XVIII siecle et la revolution. Paris, Alcan, 1898.

82. Faquet Emile. Politiques et moralistes du XIX siecle. 5-e ed. Ser.l. P., 1898. Gillou Le. L. I/evolution de la pensee religieuse de Felicite de Lamennais. P., 1966, p. 76.

83. Godechot J. La contrrevolution Doctrine et action. 1789-1804. P., 1961.

84. Joseph de Maistre. Ecrits sur la Revolution. Paris. Presses Universitaires de France,1989.

85. Mousnier. Les institutions de La France sous la monarchie absolue. P., 1974. Oechlin J.I. Le mouvement ultra-royalist sous la Restauration: Son ideologie et son action politique. 1814-1830. P., 1960.

86. Roche A.V. Les idees traditionalistes en France de Rivavol a Ch. Maurras. Urbana, 1937.

87. Triomphe, R. J. De Maistre: Etude sur la vie et sur la doctrine d'un materialiste mystique. Geneve, 1968.

88. Vial P. Pour une renaissance culturelle. Paris, 1979. Vermale F. Joseph de Maistre emigre. Chambery, 1927.1. ДИССЕРТАЦИИ:

89. Дегтярева М.И. Консервативная адаптация Ж. Де Местра. Дисс. канд. ист. наук. Пермь, 1997.

90. Пискунова Е.П. Движение роялистов во Франции в период Консульства. Дисс. канд. ист. Наук. Волгоград, 1999.

91. Пименова JI.A. Социально-политическая программа дворянства Франции накануне Великой французской революции. Дисс. канд. ист. наук. М., МГУ, 1984.

92. Туронок С.Г. Консерватизм в идеологическом процессе (теоретико-методологический процесс). Дисс. канд. пол. наук. М., МГУ, 1995. Чудинов А.В. Размышления англичан о французской революции: Берк, Макинтош, Годвин. Дисс. док. ист. наук, РАН, 1996.