автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Рецепция идей русского консерватизма последней трети XIX - первой половины XX веков в современной российской философии

  • Год: 2015
  • Автор научной работы: Тарасов, Олег Игоревич
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
Автореферат по философии на тему 'Рецепция идей русского консерватизма последней трети XIX - первой половины XX веков в современной российской философии'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Рецепция идей русского консерватизма последней трети XIX - первой половины XX веков в современной российской философии"



На правах рукописи

Тарасов Олег Игоревич

РЕЦЕПЦИЯ ИДЕЙ РУССКОГО КОНСЕРВАТИЗМА ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ XIX - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКОВ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Автореферат

диссертации на соискаииъ ученей степени кандидата философских наук

11 ФЕ8 2015

Специальность - 09.00.03 - история философии

Москва 2015

005558791

Диссертация выполнена на кафедре философии, политологии и права Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет».

Научный руководитель: доктор философских наук, доцент

Виноградов Андрей Иванович

Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор

Чернавнн Юрий Александрович

(Московский государственный юридический университет им. O.E. Кутафина)

кандидат философских наук, доцент Загребин Михаил Вячеславович (Московский государственный областной университет)

Ведущая организация: ФГБОУВО Российский государствен-

ный аграрный университет МСХА им. К.Н. Тимирязева

Защита состоится «19» марта 2015 года в «15:00» на заседании диссертационного совета по философским наукам Д 212.155.08 при Московском государственном областном университете по адресу 105005, Москва, ул. Радио, д. 10а.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского государственного областного университета по адресу: 105005, г. Москва, ул. Радио, д. . 10а., на сайте МГОУ: www.mgou.ru. а также на официальном сайте ВАК РФ: vak.ed.gov.ru

Автореферат разослан 2015

года.

Учёный секретарь диссертационного совета доктор философских наук, профессор \

Бондарева Я.В.

Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена комплексом ключевых факторов развития современного российского общества. Два последних десятилетия характеризуются возрастающим влиянием консервативных идей в определении магистральных путей дальнейшей эволюции социальных отношений. Ценностная ориентация российского общества получила в последние годы ярко выраженный консервативный уклон, сформировав социальный запрос на поиск самобытной, основанной на традиционном культурно-историческом укладе, модели общественного устройства. Последние годы отмечены также активным ростом сферы научного исследования философии отечественного консерватизма. Формирование нового этапа в историческом развитии российского консерватизма, начало которому было положено в конце 80-х годов, привлекло значительное внимание к данному явлению со стороны многих ученых и исследователей. Усилению позиций консерватизма в современном российском обществе во многом способствовало значительное количество научных исследований и монографий, посвященных отечественной традиции консервативной философии.

Сложный процесс становления новых форм социальных отношений внутри российского общества, сопровождающийся коренной ломкой традиционных устоев и начал социального бытия, неизбежно привел к необходимости переосмысления границ либерального реформизма и возрождению консервативных настроений. В тесной взаимосвязи научного и социально-политического дискурсов, на пересечении фундаментальных исследований консервативной традиции прошлого и нарастающих социальных запросов настоящего времени, стал формироваться качественно новый этап развития отечественной консервативной мысли, артикулирующий новые концептуальные черты социального развития российского общества, что подчеркивает актуальность его научного исследования.

Существуют достаточные основания полагать, что новый российский консерватизм представляет собой сформировавшееся направление социально-философской мысли, хотя и в значительной степени существующее вне четких границ внешней демаркации и внутренней дифференциации. Консервативный проект развития российского общества становится источником формирования новой социальной модели развития, претендующей на статус объединяющей платформы в ситуации исторического выбора ключевых путей развития страны.

Высокая актуальность консервативных идей, обусловленная крайностями либерального сценария развития российского государства, привела к формированию новых социально-политических программ развития общества, многие из которых апеллируют к идейному наследию русских консерваторов прошлого.

Именно период последней трети XIX — первой половины XX веков отмечен расцветом отечественной консервативной мысли, сформировавшим целостные концепции социального устройства русского общества, оказавшиеся востребованными в современном российском консерватизме. Влияние философских идей отечественных консерваторов последней трети ХЕК - первой половины XX веков на современную философию подчеркивается и признается современной наукой и диктует необходимость его дальнейшего исследования.

Степень научной разработанности проблемы. Последние годы отмечены особым вниманием исследователей к изучению русского консерватизма, в т.ч. периода последней трети XIX — первой половины XX веков. Консерватизм становится предметом не только исторических, психологических и политологических, но и философских исследований. В историко- и теоретико-философском контексте феномен консерватизма рассматривали Г. Рормозер, А. Френкин1, В Л Шамшурин2, С.Н. Бабурин3, М. Ремизов4, А.Ю. Минаков5, М.Ю. Чернавский6 и др. Заслуживают внимания попытки рассмотрение теории и практики русского консерватизма XIX века, среди которых центральной место занимает сборник под редакцией В .Я. Гросула7, посвященный системному анализу исторической и идейно-теоретической эволюции отечественной консервативной мысли. Значимым явлением стало появление фундаментальной работы А.В. Репникова8.

Целый ряд диссертационных работ последнего времени также посвящены изучению русской консервативной мысли. Среди наиболее видных исследований в данной категории можно выделить диссертации С.Н. Архипова9, М.Ю. Чернавского10, И.Н. Тяпина", В.М. Камнева12, П.В. Седаева13, Э.А. Попова14 и ДР.

1 Рормозер Г., Френкин А. Новый консерватизм: вызов для России. M.: Институт фшюсофии РАН. 1996.237с.

2 Шамшурин В.И. Консерватизм и свобода. Краснодар: Глагол, 2003. 476с.

3 Бабурин С.Н. Возвращение русского консерватизма. М.: Институт русской цивилизации, 2012. 832с.

4 Ремизов М. Опыт консервативной критики. М.: Прагматика культуры. 2002.112с.

5 Минаков А.Ю. Русский консерватизм в первой четверти XIX века. Воронеж: Изд-во Воронежского гос. университета, 2011. 560с.

6 Чернавский М.Ю. Философские основания идеологии либерализма. М.: Прометей, 2008.203с. Чернавский М.Ю. Религиозно-философские основы консерватизма в России. М.: Российский заочный институт текстильной и легкой промышленности, 2004.188с.

7 Русский консерватизм XIX столетия. Идеология и практика / Под редакцией В.Я. Гросула. М.: Прогресс-

Традиция, 2000.440с.

* Репников A.B. Консервативные концепции переустройства России. М.: Academia, 2007.652с. Архипов С.Н. Социально-философский анализ консерватизма: Дне.... канд. филос. наук: 09.00.11 : Саранск, 2004.166с.

10 Чернавский М.Ю. Религиозно-философские основы консерватизма К.Н. Леонтьева. Дисс. канд. филос. н. М., 2000.

" Тяпин И.Н. Философско-исторические идеи российского политического консерватизма XIX - начала XX в.: диссертация... доктора философских наук: 09.00.03. Санкт-Петербург, 2009.392с.

12 Камнев В.М. Исторические формы и религиозно-философские основания русского консерватизма : диссерта-

ция ... доктора философских наук: 09.00.03. Санкт-Петербург, 2010.324с.

В диссертационном исследовании A.B. Деникина15, а также в ряде его монографий16, проведен системный социально-философский анализ русского консерватизма XIX века, позволивший в значительной степени расширить методологический аппарат исследования консервативной философии как целостной мировоззренческой системы. Особую ценность указанному исследованию придает попытка преодоления ограниченности политологического подхода, а также предложенная автором оригинальная классификация признаков русского консерватизма.

Однако следует констатировать, что до настоящего момента проблема рецепции идей русского консерватизма последней трети XIX - первой половины XX веков в современной социально-политической философии России не становилась предметом специальных исследований. Косвенно вопросы влияния консервативной философии последней трети XIX - первой половины XX веков на современный этап развития консерватизма, а также преемственность последнего по отношению к наследию дореволюционных мыслителей, рассматриваются в историко-философских работах, посвященных эволюции консервативной мысли, корпус которых и определяет степень разработанности данной темы.

Ряд авторов подвергают анализу современный российский консерватизм как самостоятельный этап развития консервативной философии, что побуждает их к выявлению как специфических черт, отличающих его от предыдущих исторических форм, так и элементов преемственности социально-философских идей, общность которых позволяет идентифицировать современный консерватизм как таковой.

Одной из первых работ, последовательно рассматривающих различные этапы эволюции консервативной мысли, стала монография В.А. Гусева . Автор подробно рассматривает дореволюционный этап развития консервативной мысли, период эволюции консерватизма в белой эмиграции, а также современное состояние консервативной мысли в России. Отдельная рецепция идей в современном консерватизме имеет место, по мнению автора. При этом влияние представителей отечественной консервативной мысли последней трети XIX -

" Седаев П.В. Общественно-государственный идеал в русской консервативной философии : дис.... канд. филос. наук : 09.00.03. H. Новгород,2006.145с.

14 Попов Э.А. Русский консерватизм: идеология и социально-политическая практика : идеология и социально-политическая практика: дис.... д-ра филос. наук: 09.00.11. Ростов н/Д, 2006.362с.

" Деникин A.B. Русский консерватизм XIX века как социально-философский стиль мышления: диссертация... доктора философских наук: 09.00.03. Москва, 2000.417с.

16 Деникин A.B. Консерватизм и либерализм в социально-философской мысли России XIX века: становление методологии. М.: Изд-во МПУ «Народный учитель», 2000.; Деникин A.B. Социально-философская мысль России XIX века (консерватизм и либерализм). Учебное пособие. М.: ВГНА МНС России. 2002. " Гусев В .А. Русский консерватизм: основные направления и этапы развития. Тверь: Изд-во Тверского гос. унта, 2001.240с.

первой половины XX веков в монографии В.А. Гусев скорее презюмируется, чем реконструируется, тем более что автор на момент написания работы и не видит в этом никакой необходимости.

В монографии Э.А. Попова18 также можно обнаружить анализ консерватизма в современной России, хотя он проводится в работе скорее с точки зрения его влияния на будущее российской государственности. Э.А. Попов приходит к выводу, что преемственность идейного ядра современного консерватизма с наследием мыслителей дореволюционного эпохи, является лакмусовой бумажкой, индикатором консервативной мысли как таковой. Все остальные социально-политические течения, претендующие на звание «консервативных», являются таковыми лишь номинально, по внешней форме, но не по своему внутреннему содержанию.

В монографии В.М. Камнева19 последовательно рассмотрены основные исторические формы эволюции отечественной консервативной мысли с XIX века по современный период. Анализируя различные аспекты философского развития консерватизма в постсоветской России, В.М. Камнев отмечает как отдельные параллели с идеями консерваторов прошлого, преимущественно дореволюционного периода, так и качественно новые подходы к решению социальных проблем в современной консервативной философии. Данная монография стала основой для докторской диссертации В.М. Камнева, в которой был расширен круг персоналий, представляющих идейное наследие дореволюционного консерватизма.

Ряд научных статей последних лет также, прямо или косвенно, посвящен влиянию наследия русских консерваторов XIX - начала XX веков на современную консервативную философию. Отдельные работы отмечают влияние геополитических идей русских консерваторов на современную консервативную философию20, или поднимают проблему актуальности консервативных идей XIX -начала XX веков в современной России21. Особый круг научных статей посвящен вопросам эволюции евразийской философии, влияние классического евразийства 1920-30-х гг. на современные формы неоевразийской консервативной 22

МЫСЛИ .

" Попов Э.А. Русский консерватизм: идеология и социально-политическая практика. Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 2005.242с.

" Камнев В.М. Хранители н пророки. Религиозно-философское содержание русского консерватизма. СПб.: Наука, 2010.470с.

20 Работяжев B.H. Консервативная геополитическая мысль в России: преемственность и обновление // Вестник Московского университета. Серия 12: Политические науки. №5. 2009. С. 74-93; Работяжев H.B. Между традицией и утопией: левый консерватизм в России // Полис (Политические исследования). 2014. № 4. С. 114-130.

21 Брутян А.Л. Актуальность идей русского консерватизма в современной России // Вестник Московского университета. Сер. 18. №1.2С04. С. 153-162.

22 Зиновьев И.В. Теория межкультурного диалога н.с. Трубецкого и неоевразийство // Аналитика культурологии. 2008. № 11. С. 36-42; КингваТ.С. Евразийство в современном идейно-политическом пространстве России

Тем не менее, сегодня приходится констатировать, что историко-философский ракурс современного этапа развитая отечественного консерватизма остается незаслуженно обделенным вниманием со стороны научного сообщества. За последние годы произошел стремительный рост интереса к работам дореволюционных теоретиков консервативной мысли, отечественная академическая литература пополнилась фундаментальными исследованиями в этой области. Но, при этом, изучение современного отечественного консерватизма проводится по преимуществу в политологических работах, в то время как потенциал его сравнительного. историко-философского анализа практически игнорируется исследователями.

Объектом диссертационного исследования является философия русского консерватизма, рассмотренная в ракурсе эволюции ее основных исторических форм.

Предметом работы является рецепция современным российским консерватизмом идей классического русского консерватизма последней трети XIX — первой половины XX веков.

Целью работы является историко-философская реконструкция идей русского консерватизма последней трети XIX - первой половины XX веков и анализ их рецепции современной консервативной философией России.

Задачи диссертационного исследования способствуют достижению поставленной цели, для чего необходимо:

1. Дать понятие и определить философскую природу консерватизма.

2. Проанализировать общие культурные и исторические предпосылки формирования русского консерватизма в период до последней трети XIX века.

3. Выявить теоретические истоки современного монархического дискурса в отечественной философской мысли последней трети XIX - первой половины XX веков, охарактеризовать его нынешнее состояние.

4. Рассмотреть генезис современных нетипичных форм консерватизма и определить их идейную связь с консервативной философией последней трети XIX - первой половины XX веков.

5. Проанализировать преемственность идей русских консерваторов последней трети XIX - первой половины XX веков с современной неоевразийской философией.

// Государственное управление. Электронный вестник. 2009. № 18. С. 5; Орлик И.И. Евразийская идея: возникновение и эволюция // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Всеобщая история. 2010. № 4. С. 7-21; Сендеров В.А. Неоевразийство: реальности, опасности, перспективы // Вопросы философии. 2004. № 6. С. 22-37; Сигач«в М.И. Образ запада как региона в представлен™ евразийцев и неоевразийцев II Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2011. № I. С. 304-307.

6. Выявить общие черты, ценности и приоритеты современной российской консервативной философии в аспекте их идейного родства с наследием русских консерваторов последней трети ХГХ - первой половины XX веков.

Теоретическая основа исследования отличается значительным разнообразием. Для реконструкции культурных и исторических предпосылок формирования русского консерватизма потребовалось обращение к корпусу древнерусской литературы, в особенности к богословско-полемической и обличительной ее части. Генезис русского консерватизма рассматривается на примере работ Н.М. Карамзина, а также старших славянофилов A.C. Хомякова, И.В. Киреевского, К.С. Аксакова, Ю.Ф.Самарина.

Собственно период последней трети XIX - первой половины XX веков потребовал обращение к работам представителей цивилизационно-культурного (НЛ. Данилевского, К.Н. Леонтьева) и государственно-охранительного консерватизма (К.П. Победоносцева, JI.A. Тихомирова), а также консервативных мыслителей период русской эмиграции (И.А. Ильина, И.Л. Солоневича, Н.С. Трубецкого, П.Н. Савицкого).

Наконец, анализ философии современного российского консерватизма был проведен на основании работ современных консерваторов-монархистов (митр. Иоанна (Снычева), прот. Александра (Шаргунова), М.Б. Смолина), современных неоевразийцев (Л.Н. Гумилева, С.Е. Кургиняна, А.Г. Дугина, A.C. Панарина), а также Г.А. Зюганова как представителя современного левого консерватизма.

Методологическая основа исследования. Базовой методологической установкой исследования является стремление к реконструкции влияния идей русского консерватизма последней трети XIX — первой половины XX веков на современную отечественную консервативную философию. Характер данного устремления предопределил широкое использование в диссертации двух основных методов.

С одной стороны, в диссертации использовался исторический метод, применяемый как для выявления духовных и интеллектуальных истоков русской консервативной мысли, так и различные аспекты эволюции ее исторических форм, хронологическое влияние предшествующих стадий идейно-теоретического развития на последующие. С. другой стороны, для реконструкции влияния идей русского консерватизма последней трети XIX - первой половины XX веков на современную отечественную консервативную философию потребовалось применение сравнительно-исторического (компаративистского) анализа, который позволяет в ходе историко-типологического сравнения выявить общее и особенное в развитии различных исторических форм эволюции отечественной консервативной мысли, прежде всего, двух ее этапов: классиче-

ского русского консерватизма последней трети XIX - первой половины XX веков и современного российского консерватизма.

Решение поставленных в диссертации задач потребовало также привлечения широкого круга общенаучных методов анализа, синтеза, индукции, дедукции и классификации.

Структура диссертации и ее основное содержание. Диссертация состоит из введения, трех глав, разделенных на девять параграфов, заключения и библиографического. Во введении рассматривается актуальность и степень разработанности темы, формулируются объект, предмет, цели и задачи исследования, определяется новизна работы, излагаются положения, выносимые на защиту.

Первая глава диссертации «Историко-теоретический анализ русского консерватизма» посвящена анализу консерватизма как сложного социального явления, для комплексного исследования которого требуется его теоретическое и историческое изучение.

Первый параграф «Понятие и философская природа консерватизма» включает в себя критический анализ основных подходов к пониманию феномена консерватизма, а также формулирование и обобщение ключевых идей, отражающих его теоретическое содержание.

Второй параграф «Общие культурные и исторические предпосылки формирования русского консерватизма» посвящен историческому анализу происхождения основных предпосылок русской консервативной философии, рассмотренных в контексте проблемы предконсерватизма, под которым понимается совокупность духовных начал философии консерватизма, созданных предшествующим этапом развития интеллектуальной культуры.

Третий параграф «Генезис и развитие философии русского консерватизма в первой половине XIX века» представляет собой анализ историософских взглядов Н.М. Карамзина как основателя политической идеологии русского консерватизма. В параграфе проводится комплексный анализ социально-философских взглядов славянофилов как первой целостной системы отечественной консервативной философии.

Вторая глава диссертации «Философские концепции русских консерваторов последней трети XIX - первой половины XX вв.» посвящена анализу работ ключевых представителей отечественной философии консерватизма, типологии их взглядов, формулированию основных идей, составляющих ядро отечественной консервативной мысли.

Первый параграф «Цивилизационно-культурный консерватизм (Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев)» включает в себя рассмотрение такого направления социальной философии русского консерватизма, предметом осмысления

которого была самобытная цивилизация как система взглядов, определяемая культурными, психологическими и иными факторами, присущими народу или совокупности близких по духу и языку народов.

Второй параграф «Государственно-охранительный консерватизм (К.П. Победоносцев, Л.А. Тихомиров)» посвящен анализу эволюции государственно-охранительного консерватизма, под которым в работе понимается такое направление социальной философии русского консерватизма, предметом которого была сущность и природа государственной власти, проблемы российской государственности, социальное значение и функционирование политических институтов самодержавной монархии, но, что более значимо, пути и методы ее сохранения и развития.

Третий параграф «Консервативная философия русской эмиграции (И.А. Ильин, И.Л. Солоневич, евразийство)» посвящен анализу работ мыслителей русской эмиграции, в которых русский консерватизм получил новый импульс развития после Октябрьской революции 1917 года и начала гражданской войны в России.

Третья глава диссертации «Идейно-теоретическая преемственность философии современного российского консерватизма» демонстрирует влияние идей русских консерваторов последней трети XIX — первой половины XX веков на современную отечественную консервативную философию.

Первый параграф «Монархический дискурс и его развитие в современном российском консерватизме» посвящен анализу идей современных консерваторов-монархистов, рассматривающих проблемы природы и особенностей государственной власти и политического управления исключительно в границах идеи реставрации монархического строя.

Второй параграф «Рецепция идей русских консерваторов последней трети XIX — первой половины XX веков в современных нетипичных формах консервативной философии» посвящен анализу левого консерватизма как нетипичной формы отечественного консерватизма, возникшей в результате синтеза философских идей русских консерваторов последней трети XIX - первой половины XX веков с отдельными положениями социализма и коммунизма.

Третий параграф «Современное неоевразийство и его преемственность по отношению к цивилизационно-культурному консерватизму и евразийской философии последней трети XIX — первой половины XX веков» посвящен анализу наиболее влиятельному и теоретически разработанному направлению современного российского консерватизма, сочетающем в себе широкий круг идей, среди которых существенное значение имеют концепции русских консерваторов последней трети XIX- первой половины XX веков.

В заключении подведены итоги диссертационного исследования, сформулированы основные теоретические выводы и представлены результаты исследования, дано их обоснование.

Научная новизна диссертационного исследования обусловлена решением поставленных задач и состоит в следующем.

1. На основании анализа ситуативного и содержательного подходов к пониманию философской природы консерватизма сделан вывод о необходимости рассматривать в качестве центрального понятия консервативного дискурса категорию «традиции», отражающую общее для всех направлений и течений консервативной философии стремление следовать определенной традиции как позитивно оцениваемой части культурно-исторического наследия общества. Обосновывается ограниченность распространенного подхода к пониманию консерватизма исключительно как сохранения существующего социального и политического порядка.

2. На основании анализа основных культурных и исторических предпосылок формирования русского консерватизма сделан вывод о прямой идейно-теоретической связи характерных черт отечественной консервативной мысли с богословско-эксклюзивистскими идеями восточно-христианской церкви и событиями церковного раскола XI века. Обосновывается ключевое влияние русской средневековой религиозно-философской мысли на формирование отечественного консерватизма.

3. На основании анализа современного монархического дискурса сделан вывод о его кризисном состоянии, которое выражается, как в общей маргинализации монархического дискурса, так и в его идейно-теоретической истощенности, отсутствии оригинальности и концептуальной самостоятельности. Доказывается, что работы современных теоретиков монархического движения преимущественно заимствуют весь свой идейный и методологический аппарат из творческого и философского наследия русских консерваторов последней трети XIX - первой половины XX вв.

4. На основании анализа современной консервативной философии сделан вывод о необходимости выделения особой группы нетипичных форм консерватизма, среди которых наиболее влиятельным и содержательным является т.н. левый консерватизм. Доказывается глубокая идейно-теоретическая связь современного левого консерватизма с историософским и геополитическим наследием русских консерваторов последней трети XIX - первой половины XX веков. Обосновывается исключительный и нестандартный характер левого консерватизма, истоки его формирования и места в современном социально-философском дискурсе.

5. В работе обосновывается тезис о поступательном развитии отечественного национально-культурного консерватизма, современным этапом которого является неоевразийская философия. Доказывается решающее влияние историософских, социально-философских и геополитических идей русских консерваторов последней трети XIX — первой половины XX вв. на современное евразийство. Подчеркивается и обосновывается творческое развитие и высокий уровень теоретической рефлексии неоевразийской философии.

6. В работе выделены основные черты и ключевые идеи русских консерваторов последней трети ХЗХ — первой половины XX вв., воспринятые и переосмысленные современными консерваторами. Подчеркивается преимущественно самостоятельный характер современной консервативной мысли, не сводимый исключительно к идеям прошлого. Обосновывается тезис о рецепции идей русского консерватизма последней трети XIX — первой половины XX веков как основания правомерности притязаний современных теоретиков консерватизма на формулирование национально-ориентированной модели социального устройства, отвечающей традициям и самобытному характеру российской цивилизации.

Положения, выносимые на защиту.

1. Анализ основных исторических и национально-культурных форм консервативной философии свидетельствует об ошибочности распространенного мнения о том, что сущностью консерватизма является исключительно сохранение существующего социального и политического порядка (status quo). В большинстве случаев консервативные концепции носят реформаторско-утопический характер, концентрируя ценностно-смысловые ориентации не на status quo, а на совершенной модели социально-политического устройства общества, предполагаемой в прошлом, причем часто не в историческом, а в идеальном. В этой связи представляется целесообразным отказаться от понятия «сохранения» как центральной категории консерватизма в пользу понятия «традиция».

Консерватизм представляет собой сложный социальный феномен, изучение которого возможно посредством нескольких научных дисциплин. При этом применение интегративного (полипарадигмального) подхода к выявлению его сущности и идейно-теоретического содержания не всегда является достаточно эффективным, поскольку он способен порождать проблемы при сопоставлении категориального аппарата и методологической основы различных научных дисциплин.

В рамках философского анализа консерватизма наиболее общей методологической основой для его изучения являются ситуативный и содержательный подходы. Если ситуативный подход рассматривает консерватизм как случайное

явление, возникшее в конкретной историко-культурной ситуации в ответ на определенные исторические изменения общественной жизни, то содержательный подход ориентирован на выявление общего идейно-теоретического содержания консерватизма, присущего разнообразным его историческим и культурным формам.

В целом ситуативный и содержательные подходы носят взаимодополняющий характер, поскольку направлены на освещение различных сторон консервативной мысли и отражают ее важнейшие качественные характеристики. Достигнуть искомого компромисса между ними представляется возможным в случае методологической корректировки в анализе его центральных категорий. Так, распространенное в научной литературе стремление выделить в качестве центральной категории консерватизма понятие «сохранение» следует признать несостоятельной. Анализ различных историко-философских форм консерватизма указывает на тот факт, что сущность консерватизма не только не исчерпывается сохранением существующего порядка (status quo), но чаще всего и не имеет к нему никакого отношения.

Консервативная мысль исходит из положения о том, что каждой социальной общности присущ специфический комплекс традиционных ценностей, мировоззренческих установок и устойчивых моделей общественного и индивидуального поведения, передаваемый из поколения в поколение через наиболее значимые социальные институты как основы для гармоничного развития личности в процессе ее социализации.

Учитывая вышеизложенное, предлагается определить консерватизм как направление социально-политической философии, представляющее собой рефлексивную форму традиционализма, выраженную в осмысленном стремлении следовать определенной традиции как позитивно оцениваемой части культурно-исторического наследия общества.

2. Специфика отечественной консервативной философии выражается в ее антизападном характере и представлениях об особой исторической миссии и предназначении русской цивилизации и государства. Истоки данных представлений имеют религиозную основу и проистекают из церковного раскола XI века некогда единой христианской церкви на католическую и православную ветви. Богословский эксклюзивизм древнерусской литературы, дополненный религиозно-националистическими мотивами сформировал уже в древнерусский период представления о богоотступничестве западной цивилизации, обреченной на погибель в эсхатологической перспективе и богоизбранности русского государства как единственного хранителя истинной веры.

Генезис отечественной консервативной философии остается проблемным вопросом историко-философской науки. В изучении как западной, так и отечественной консервативной мысли имеется тенденция удревления ее истории, основанная на скрытом неразличении рефлексивного консерватизма и примитивного традиционализма. Подчеркивая рефлексивный характер консервативной мысли, мы отсекаем возможность рассмотрения истории отечественного консерватизма ранее конца XVIII - начала XIX вв.

Период предконсерватизма сформировал ряд важных предпосылок для становления социальной философии отечественного консерватизма. В ключевых концепциях этого периода нашли свое отражение метафизические концепции самодержавной власти и уникальности восточно-христианской духовности, сформировавшей своеобразную и качественно отличную от европейских модель социального устройства. Сакрализация власти самодержца, образа Бога на земле, привела к формированию преставлений о катехонической функции православного русского царя, удерживающего мир от прихода антихриста и наступления последних дней. Влияние данных представлений на развитие отечественной консервативной философии прослеживается на всех основных этапах ее эволюции.

Идеологические основы русского консерватизма были в общих своих чертах обозначены в работах Н.М. Карамзина. Формирование первой целостной системы русской консервативной философии происходит в первой половине XIX века в трудах славянофилов, прежде всего, A.C. Хомякова, И.В. Киреевского, К.С. Аксакова, Ю.Ф.Самарина. Ключевыми проблемами социального развития в русском консерватизме данного периода оказываются вопросы построения самобытных форм социального управления и сохранения традиционных культурных укладов русского народа. Представителями классического русского консерватизма обосновано представление о национально-религиозном изоляционизме русского народа. Аксиология русской культуры противопоставлялась ценностям Запада: рационализму, индивидуализму, прогрессизма и революции.

Период последней трети XIX - первой половины XX века отличается расцветом отечественной консервативной мысли, сформировавшей целостные концепции социального устройства русского общества. В этот период происходит разработка историософской методологии русского консерватизма, прежде всего, в русле цивилизационно-культурного подхода, выделение ключевых направлений консервативной философии, теоретическое осмысление ценностей и приоритетов русского консерватизма. Основные акценты консервативной философии этого периода сосредотачиваются на двух базовых ориентирах социальной рефлексии - цивилизации и государстве - позволяющих выделить два

фундаментальных течения русского консерватизма — цивилизационно-культурное (Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев, евразийцы Н.С. Трубецкой, П.Н. Савицкий) и государственно-охранительное (Л.А. Тихомиров, К.П. Победоносцев, И.А. Ильан, И.Л. Солоневич). Размежевание этих двух направлений стало возможным в результате постепенного отхода отечественной консервативной мысли последней трети XIX - первой половины XX века от своеобразного «православие-центризма», характерного для философии славянофилов. Религиозное содержание философии русских консерваторов этого периода по-прежнему играет существенную и значимую роль в их социальной рефлексии. Однако их внимание все больше смещается от духовно-религиозных оснований самобытности русской цивилизации, выраженной у славянофилов в противопоставлении католицизма-протестантизма восточному христианству, к выявлению либо объективно-исторических закономерностей этой самобытности (ци-вшгазационно-культурный консерватизм), либо ее обоснованию в рамках превосходства монархической государственности над либерально-революционными тенденциями социально-политического развития западного мира (государственно-охранительный консерватизм). Эта же тенденция обнаруживается и современном российской консерватизме.

3. Исследование современного монархизма и его развития в отечественной консервативной философии демонстрирует его кризисное состояние, которое выражается, как в общей маргинализации монархического дискурса, так и в его идейно-теоретической истощенности, отсутствии оригинальности и концептуальной самостоятельности. Работы современных теоретиков монархического движения преимущественно заимствуют весь свой идейный и методологический аппарат из творческого и философского наследия русских консерваторов последней трети XIX — первой половины XX вв.

Анализируя развитие монархического дискурса в отечественной консервативной философии, можно отметить существенное снижение его влияния на развитие социальной и политической философии современного российского консерватизма. Идеи реставрации монархии не отличаются особой популярностью, как в обществе в целом, так и в философской среде в частности. Современные консерваторы отстаивают более общую модель сильного централизованного этатистского государства с редко сменяемой властной патриотически-ориентированной элитой.

Фактически сегодня можно говорить не столько о развитии современного монархизма, сколько о его сохранении, преимущественно в церковном, православно-патриотическом консерватизме, нередко дополняемом крайними даже для консерватизма идеями эсхатологической, изоляционистской и национали-

стической направленности. Следует признать, что социально- и политико-философские концепции монархической государственности последней трети XIX - первой половины XX вв. носили преимущественно целостный и завершенный характер, и в современной консервативной мысли России монархический дискурс ждет постепенное угасание и отмирание по мере обесценивания идеи монархии в целом.

4. Современный левый консерватизм является наиболее влиятельным течением среди нетипичных форм консервативной философии, под которыми предлагается понимать конгломерат традиционалистских и охранительных учений, сформировавшихся на базе чуждых консерватизму идеологий, а именно: либерализма, социализма и коммунизма. Левый консерватизм стал ответной реакцией на распад советской социалистической общности и процессы вестерпизации современной России, что придает ему черты реакционности. Наиболее отчетливое и системное воплощение идейные конструкции левого консерватизма нашли в социально- и политико-философских идеях Г.А. Зюганова. К числу источников его консервативной концепции, прежде всего, таковых относится наследие русских консерваторов Н.Я. Данилевского и К.Н. Леонтьева. В работах Зюганова можно обнаруживаются прямые отсылки к идеям И.А. Ильина, евразийцев П.Н. Савицкого и Л.Н.Гумилева.

Генезис социально- и политико-философских идей левого консерватизма восходит к проблеме т.н. советского консерватизма. Анализ основных геополитических тенденций внешней политики СССР, формирование феномена советского патриотизма и империализма, ярко выраженный мессианский и антизападный характер советской идеологии, позволяет говорить об определенной гибридизации марксистко-ленинской идеологии и отдельных элементов дореволюционного русского консерватизма, что привело, в конечном итоге, к появлению феномена левого консерватизма. Его основными постулатами стало признание уникальности русской цивилизации, отрицание европоцентризма и вера в самобытный исторический путь России, ее противостояние Западной культуре и западной системе ценностей, а также особое мессианское значение России в мировой истории.

5. Современная неоевразнйская философия ориентирована на необходимость реализации масштабной и стратегической геополитической задачи - формирование российско-евразийской цивилизации, противостоящей северо-атлантической цивилизации и экспансии ценностей глобализма и мондиализма. Неоевразийская философия сформировалась под влиянием нескольких источников, среди которых необходимо выделить цивилизационпо-культурный консерватизм Данилевского-Леонтьева, ев-

разийскую философию Трубецкого-Савицкого, этнографическую концепцию Л.Н. Гумилева, германскую политическую философию «консервативно-революционного направления», марксистскую критику буржуазного общества, а также политические идеи европейских «новых правых».

Современное неоевразийство можно рассматривать в качестве четвертой стадии развития некоторого более общего направления консервативной философии, наименование которого пока не утвердилось в научной литературе. Первой стадией развития этого направления, несомненно, были старшие славянофилы, прежде всего, A.C. Хомяков и И.В. Киреевский. Второй стадией стала философия цивилизационно-культурного консерватизма Н.Я. Данилевского и К.Н. Леонтьева. Наконец, в качестве третьей стадии можно рассматривать собственно евразийскую философию, прежде всего, Н.С. Трубецкого и П.Н. Савицкого. Именовать все эти четыре этапа славянофильством или евразийством, как это имеет место в литературе, конечно, не корректно. Достаточно отметить, что евразийская проблематика совершенно не волновала старших славянофилов. Однако, нельзя при этом не отметить и некоторое общее методологическое единство, которое можно обнаружить во всех этих четырех этапах развития отечественного консерватизма. В связи с этим можно предложить рассматривать их как последовательные стадии эволюции одного направления консервативной мысли, которое можно обозначить как культурный или национально-культурный консерватизм, поскольку именно категории нации (этноса) и культуры были, очевидно, общими для всех представителей этого направления.

Значение философии цивилизационно-культурного консерватизма Данилевского-Леонтьева и евразийской философии Трубецкого-Савицкого для современной неоевразийской мысли заключается в рецепции последней их основных геополитических и социально-философских категорий, историософской методологии, критики европоцентризма в историческом и цивилизационном контексте. Неоевразийство последовательно развивает поставленные в период последней трети XIX — первой половине XX в. проблемы цивилизационной самоидентификации России как центрального социального организма единого пространства Евразии, а также вопросы защиты и сохранения культурной самобытности евразийской цивилизации.

б. Представляется возможным выделить общие черты, ценности и приоритеты современной российской консервативной философии, позволяющие обнаружить ее родство с наследием русских консерваторов прошлого. Рецепция идей русского консерватизма последней трети XIX — первой половины XX веков выражена в восприятии современной социально-политической философии, а) представлений об особой исторической роли (миссии) России и русской православной цивилизации; б) идеала сильного

централизованного государства и этатизма; в) общего негативистского настроя в отношении духовных, социально-экономических и политических ценностей западной не-православнон цивилизации, их активной экспансия в Россию; г) критики либерально-демократических концепций социального и политического развития русского общества; д) историософской методологии анализа оснований самобытности русской (славянской) цивилизации.

Рецепция интеллектуального наследия русских консерваторов прошлого не исчерпывается лишь одним простым заимствованием и воспроизведением идей русского консерватизма последней трети XIX - первой половины XX веков в современной социально-политической философии, но, заключается также и в их творческом переосмыслении, что подчеркивает самостоятельный характер современной консервативной мысли. Идейное наследие русских консерваторов последней трети XIX - первой половины XX веков рассматривается теоретиками современного консерватизма как духовная и интеллектуальная основа преемственности и идейной состоятельности нового российского консерватизма. Рецепция идей русского консерватизма последней трети XIX — первой половины XX веков обосновывает правомерность притязаний современных теоретиков консерватизма на формулирование национально-ориентированной модели социального устройства, отвечающей традициям и самобытному характеру российской цивилизации.

В современной консервативной философии в силу ряда объективных социальных и политических причин монархический дискурс, характерный для дореволюционной консервативной мысли, преимущественно замещен этатистскими концепциями мощного централизованного государства с сильной национально-ориентированной президентской властью, отличающейся преемственностью и редкой сменяемостью, что отвечает, как интересам государственного развития, так и существующим в обществе социальным запросам.

Современный консерватизм отличается в своей социальной рефлексии привлечением широкого круга интеллектуальных ресурсов, среди которых наследие русских консерваторов последней трети XIX — первой половины XX веков занимает лишь одно из мест, наряду с передовой западной консервативной философией и левой (марксистко-советской) критикой капиталистического социального устройства.

Последнее обусловлено, прежде всего, необходимостью осмысления советского периода отечественной истории, оценки его духовного и интеллектуального потенциала в контексте обеспечения и защиты самобытного характера современной российской цивилизации. Распад советского государства воспринимается как противоестественное расчленение органического целого всеми

представителями современного консерватизма, даже теми мыслителями кто настроен в целом достаточно критически по отношению к коммунистическому прошлому. Тем не менее, органицистское понимание общества как соборного исторического целого, свойственное всем консервативным мыслителям последней трети XIX - первой половины XX вв., позволяет современным консерваторам негативно оценивать разрушение единого и неделимого тысячелетнего государственного организма.

«Советская проблема» в целом сильно отличает современных российских консерваторов. В отличие от консервативных мыслителей прошлого, критически относившихся к любым социалистическим проектам, сегодня можно констатировать общее смягчение в отношении коммунистической идеи, вплоть до формирования на ее основе отдельного самостоятельного направления консервативной идеологии. Представляется возможным связать это с определенной гибридизацией официальной марксистко-ленинской идеологии и отдельных элементов дореволюционного русского консерватизма, повлиявшей на геополитический курс внешней политики СССР, формирование феномена советского патриотизма и империализма, и воплотившейся в мессианском и антизападном характере советской идеологии.

Идейное наследие русских консерваторов последней трети XIX — первой половины XX веков рассматривается теоретиками современного консерватизма как духовная и интеллектуальная основа преемственности и идейной состоятельности нового российского консерватизма. Рецепция идей русского консерватизма последней трети XIX - первой половины XX веков обосновывает правомерность притязаний современных теоретиков консерватизма на формулирование национально-ориентированной модели социального устройства, отвечающей традициям и самобытному характеру российской цивилизации.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования позволяет использовать достигнутые результаты при подготовке учебников и учебных пособий по курсу социальной и политической философии, истории русской философии. Результаты исследования могут быть применены в процессе дальнейшей разработки проблем эволюции отечественной консервативной философии.

Апробация диссертационного исследования. Основные идеи диссертационного исследования прошли апробацию в опубликованных автором статьях, нашли отражение в докладах и выступлениях перед научным сообществом. По теме данной работы было опубликовано 5 работ, из них 3 статьи в изданиях, рекомендованных ВАК РФ для публикации основных научных результатов соискателей ученой степени.

Основные идеи диссертации изложены в следующих публикациях:

Публикации в научных изданиях по перечню ВАК Министерства образования и науки РФ:

1. Тарасов О.И. Консерватизм: проблема терминологической неопределенности // Среднерусский вестник общественных наук. 2012. Т. 1. № 4. С. 1823.

2. Тарасов О.И. Консерватизм: сохранение или реставрация? // Армия и общество. 2012. № 2 (32). С. 19-22.

3. Тарасов О.И. Монархический дискурс в современном россий-ском консерватизме // Научно-информационный журнал Армия и общество. 2014. № 5 (42). С. 64-69.

Другие публикации по теме диссертации-.

4. Тарасов О.И. Парадигмы консервативной идеологии // Трибуна молодого ученого: Актуальные проблемы науки глазами молодежи: Материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов с международным участием (16 -19 апреля 2012 года) / Отв. ред. A.A. Челтыба-шев. Мурманск: МГТУ. Т. 2.2012. С. 273-280.

5. Тарасов О.И. Генезис русского консерватизма // Всероссийская конференция молодых ученых «Российская наука и освоение Евро-Арктического Севера: история, перспективы» (26-29 сентября 2012 года). Мурманск: МГТУ, 2012. С. 277-283.

Подписано в печать: 12.01.2015 г. Бумага офсетная. Гарнитура «Times New Roman». Печать офсетная. Формат бумаги 60x84/16. Усл. п. л. 1,5.

_Тираж 100 экз. Заказ № 170._

Изготовлено с готового оригинал-макета в ИИУ МГОУ. 105005, г. Москва, ул. Радио, д. 10а.