автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему:
Политическая идеология и социально-этические представления византийского общества в конце IX - первой четверти Х века по письмам Николая Мистика

  • Год: 1993
  • Автор научной работы: Малахов, Сергей Николаевич
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Екатеринбург
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.03
Автореферат по истории на тему 'Политическая идеология и социально-этические представления византийского общества в конце IX - первой четверти Х века по письмам Николая Мистика'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Политическая идеология и социально-этические представления византийского общества в конце IX - первой четверти Х века по письмам Николая Мистика"

¡6 ОД

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ •• 1ЛЛи ПО ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ

УРАЛЬСКИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕН^! УНИВЕРСИТЕТ им. А.Ы.ГОРЬКОГО

На правах рукописи МАЛАХОВ Сергей Николаевич

УДК 941.5

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОШ ,Ы СОЦИАЛЬНО -ЭШЧЕСКИВ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ВИЗАНТИЙСКОГО ОЩ0СГВА В КОНЦЕ IX - ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ I ВЕКА ПО ПИСЬМАМ НИКОЛАЯ МИСТИКА

Специальность 07.00.03 - всеобщая история

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на ооискание ученой степени кандидата исторических наук

Екатеринбург - 1993

Работа выполнена на кафедре истории древнего къра в оредннх веков Московского ордена Ленина и ордена Трудового Краоного Знамена государственного педагогического уняверои-тета им. В. И. Ленина.

Научный руководитель - доктор исторических наук.

профессор И. А.ДВ0РЩШ

Официальные оппоненты - доктор исторических наук,

щюфеосор М. А. ПОЛЯКОВСКЛ1; . - кандидат исторических наук, доцент Н.Д.БАРАБАНОВ

Ведущее учреждение - Ншше-Тагильский гооударот-. . венный педагогический

институт

Защита диссертация состоится " "" ■ ' "' 1993 г. в __ час. на заседания Специализированного совета Д.063.78.02 ю защите диссертации на ооисканяе ученой степени доктора исторических наук при Уральском ордена Трудового Красного Знамени государственном университете им. А.М.Горького (620083, г.Екатеринбург, {ф.Ленина,51. комн.Ъ

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Уральского университета.

Автореферат разослан " " " " 1993 г.

Ученый секретарь Специализированного совета, доктор исторических наук профессор

'ЛАВАЦКИЙ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ

Актуальность проблемы. Изучение проблем общественного сознания все чаще привлекает последователей истории Византик. Значительное место отводится вопросам, связанным со взаимодействием массового общественного сознания,,официальной идеология и политических структур империи. В правление Македонской династии идеологизация всех сфер жизни византийского об-, щества достигает классической завершенности. В X в. особенно тесно смыкаотся пропагандистские стереотипы и политические реалии. В то асе время во второй половине IX-X вв. в Ромзй -оком государстве интенсифицируется процесс генезиса феодализ-ш, затрагивая важнейшие стороны экономической, государственно-политической и идеологической жизни общества. Формирование (феодальных экономических структур сопровождалось изменениями и в общественном сознании. Хотя острота религиозных конфликтов' существенно смягчилась после победи нконопочитания, тем не менее церковио-государственные отношения были еще далеки от гармонии, а идейно-политическое состояние общества нельзя было назвать гомогенлш.

Одним из важнейших источников, оставшихся от этого времени, является творческое наследие константинопольского патриарха Николая I Мистика (ок. 852-15.У. 925), занимавшего престол архипастыря впантийской церкви в 901-907 и 912-925 гг. Являясь одним из выдающихся представителей "македонского возроя -дения", патриарх находился в центре религиозно-церковной я политической борьбы, вызванной четьеробрачием императора Льва У1 Мудрого (886-912), был связан с многими представителями светской и церковной администрации,'поддерживал с ними переписку. Несмотря на то что в современном византиноведении памятники эпистолярного жанра все шире используются как исторический источник, письма Николая Мистика для изучения политической культуры византийского общества конца IX - первой четверти X в, в полной мере еще по привлекались, Мезду тем их изучение позволяет пролить свет на вопросы : элитическогс сознания как самого главы византийской церкви, так и ого адресатов, выявить социальный круг единомышленников, определить степень взаимодействия индивидуального политического сознания с представлениями группового уровня и официальной идеологией. '

Исследование писем патриарха позволяет конкретно пред -ставить мировоеприятно средневекового человека, непооредег -венно участвующего в историческом процессе, изучить специфику восприятия им явлений общественной и государственной низ-ни. Одновременно эпистолярий Николая Мистика помогает воо -создать кардинальные стороны политической идеологии и социальной психологии византийского общества через анализ эпистолярного общения, как своеобразной коммуникативной системы, нацеленной на поддержание межличностных связей в среде гос -подствующего класса.

Задачи более адекватной исторической реконструкции идеологической системы Византийской державы предполагают тесное изучение официальных идеологических концепций с разнооб -разными социально-политическими и этическими представлениями, бытовавшими в массовом и индивидуальном сознании и определявшими во многом ориентиры и аксиологические доминанты повсед -невного поведения византийцев в производственных отношениях, общественной, политической и конфессиональной жизни. Попытка показа личности Николая Мистика в системе социальных связей и воссоздание политической культуры роме tic к о го общества через бос приятие этой личности оправдана тем, что мышление патриарха не только отражало в себе коллективные представления кон -темпорального общества, но и активно участвовало в их форми -рования, если не в широких слоях населения, то среди значи -тельной части церковной и административно-политической элиты Едшери". •

В письмах патриарха происходило слияние элементов офи -циальной идеологии с кругом мзнтальных цредставлений, присущих сознанию автора. Анализ этих прямо не выраженных, но имплицитно присутствующих в эпистолярных текстах представлений в форме'голосов, формул, стереотипных характеристик, социальных и этических терминов позволяет воссоздать ранее не изу -чавшиеся стороны как самосознания автора, так и картину мира византийского социума.

Степень изученности темы. Специальный'работ, которне бы ставили перед собой задачу исследования политической идеоло • гш и социально-этических цредставлений византийского общества на материале писем патриарха Николая Мистика,в современно!

византиноведении пока еще нет. Начиная с середины XIX в., письма в основном использовались при написании биографических очерков патриарха, статей конкретно-исторического содержания, обобщающих трудов по „истории Византии, сопредельных госу -дарств и византийской церкви.

С с'ередшш XIX а до начала XX в. в этих целях эпистоля-рий пггудировали частично о.Филарет, Н.С.Волков, В.И.Грнгоро-вич, Н.Г.Попов, Ф.И.Успенский в отечественном византиноведении, а зарубежном - И.Гергонретер, Ш.Диль, Ж.Гей. Наиболее пристальное внимание с начала публикации писем Мистика прив -лекала та их часть, которая касалась болгаро-византийских отношений (М.С.Дринов, В.Н.Златарский, И.Кузнецов, И.Дуйчев). В 20-30-е гг. письма в основном анализируются с целью уточнения событий болгаро-византийских войн (Г.Острогорский, Ф.Даль-гер, С.П.Шзстаков), хронологии политических событий в империи на рубеже IX-X вв. (В.Грюмель, Р.Канен). В 50-60-е гг. материалы эпистолярия Мистика в основном привлекались для уточнения политических событий и их хронологии в статьях англо-емэрикан-скях и французских византинистов. Презде вг?го следует отые -тить работы Р.Дженкинза1 по комментированию ряда писем патриарха и источниковедческие штудии П.Карлин-Хейтер2. Уточняются события н идеологический контекст дипломатического Дротнво -стояния Византии и Болгарии, в котором Николай Мистик играл ключевую роль ЧД. Ангелов, А.Ставраду-Зафрака, А.П.Кавдан)^. Единственной работой, использовавшей весь комплекс источников,

"" '" t ——i—.w-w»** ^

1. Jenkino H.J.H. Studies on Byzantine History of the 9-th and 10-th Oanturiea, L.,1970.

2. Karlin-Haytar P. 3tudioo in .Byzantine Polltioal Hiatoryi Sources and Controveraiea. Xi.,1981.

3. atauxidou-Zaphrftlca A. He aynanteae Symeon k&i Hikolaou Hyo-tikou (augouatoa 913) ata plaaia tou byzantinobulgarikou antagoniamou.Diatribe epi didaktoria.Theaaalonike, 1972*

¡{аздан A.ii. Пз истории политичискои борьбы в Византии в начале л цеха // УоШШ. Лип.З. C.I97 и сл; Он не.

i-I вопросу о яачам второй болгаро-визгштийской войны при Симеоне // ¿лавянски!! зрхив.М. ,1У5£. О.йЗ-З; Две византийские ;:р'.;:шки л веча.'!. Дл . L i—Ib, I3Ú-I36; Ангелов Д. !.'отоди ¡u.3iiHT¡:.'icKo.i ^пломатил а отношениях с Болгарией ио данным писем константинопольского патриарха Николая Миоти -ка // вопроси кстор.:л славян. Soponas", 1963. Вып.I.С.60-69.

каосхшихся церковно-политической деятельности патриарх, яви -лось исследование И.Константинидиса1, В богословском труде тщательно анализируются этические взгляды патриарха Николая I, участие в спорах о тетрагамии, связи с папским Римом, свято-апостольская деятельность в Алании и Хазарии, конфессиональная политика по отношен;® к Армении. Публикация всех известных писем константинопольского патриарха, предпринятая Р.Дженкнн -зом и Л.Вестеринком в 1973 г., дала новый толчок в изучении эпистолярного наследия Мистика^. В новом изданш письма пряв -лекактся для изучения эпохи и личности болгарского царя Симеона, византийской практики использования клириков в дипломати -ческях миссиях, политики империи в Юяиой Италии, Армении, воссоздания реалий повседневной жизни византийцев по данным впис-толографии, анализа приемов использования античных сюжетов в искусстве написания писем.

В то ле время в фундаментальных грудах и многочисленных отйтьлх по проблемам политической идеологии Византии (Э.Дрвей-лер, Х.-Г.Бек, Г.Хунгер, Ф.Дэльгер, С.Рансимен, Р.Гийан.Г.Оо-трогорский, А.П.Кавдан, Г.Г.Литаврин, И.С.Чячуров и др.) в полной мэре не нашел отражения тот материал, который может представить эпистолярий Николая Мистика для анализа политического сознания византийского общества.

С учетом существующей разработки темы были поставлены основные исследовательские задачи: выявление и изучение политических, социальных и этических аспектов индивидуального сознания константинопольского патриарха Николая L Мистика в идеологическом и культурном контексте современного ему общества. Задачи исследования сформулированы исходя из особенностей основного источника. Хотя эпистолярий Николая Мистика несет на себе известный оттенок субъективизма в восприятии действительности, рассматриваемый традиционно как препятствие для кзвле -чепия из писем исторической ин^^гниции, том не менее вопросы, подмятые в письмах, были стимулированы именно социальной дей-

¡. Копа Lantinidua lo.O^r. îiikolnoo A' ho KvatikooC oa 852-925 patriarcheu konoUmanoupolooaC901-î)07,^12-925).Athuna, 196 2.C]). :Камды! A.il. "Оапро-византиЕские отнопюшя в УК - 925] но порешюг.о Николая ; ¡«атака // ]ЩДУ7б..\' S.C.92-107; Ле&рсЕоШ Л .H. I. ...у.чангп о Птсолао лшгико г; связи с издан; ем éro ооч!шош:Л /7

ствигельностью. Именно эта контаминация индивидуального и коллективного начал очень характерна для мировосприятия византийских впистолографов и позволяет использовать письма для изучения политической идеологии в социокультурных представлений византийского общества в целом.

Рассмотрены вопросы, относящиеся к проблеме взаимосвязей византийского общества и патриарха в конце IX - первой четверти X в. s политическая карьера и церковная деятельность Николая Мистика, осмысление эпистслографом социальных коллизий в об -ществе, образ ромейского общества и его социальных групп, отношение je бедности и богатству, дружба и духовному родству, нашедшие отражение в письмах«

Анализ соотношения официальной политической доктрины а политических взглядов Николая Мистика дается через изучение эпатетных характеристик василевсов, этического канона политического деятеля, концепции взаимоотношения "царства" и "свя -щенства",

Внешнеполитическая концепция патриарха изучается о учетоы традиции византийскою ойкумгнизма. На мат:риале писем анализируются элементы имперского мышления, отношение к проблема войны и мира, выявляется динамика внешнеполитических стереотипов в арабо-византийских отношениях и влияние международных факторов на миссионерскую политику в Алании.

Основными источниками при написании работы являются письма патриарха Николая Мистика. В научный оборот письма начинают вводиться после опубликования 153 писем кардиналом А. Май по греческому списку ХУ1 в. из Ватиканской библиотеки в 1844 г.* Основная часть писем в 1863 г. до этому списку была перепечатана в греческой Патрологии Я.-П.Миня2. Новое издание писем Мистика с учетом всех ныне известных списков осуществила Р.Дженкинз и Л.Вестеринк в византиловедческом центре Думбар -тон Окса в 1973 г.® В дополнение к этому в 1981 г. Л.Веста -

1. Mai A. Spioile.ïiim Romanua.Hone, 1844.Vol.X,2.P. 161-440»

2. Pii.T.111. Col.27-392.

3. Uioijolae I Patriarch oi Constantinople.Letters/ Greek Text and English Translation by R.J.H.Jenfcins and L.Q.Weatorixûc» ' Washington, 1973.

ринк издал различные малые произведения Николая Мисти^. Таким образом, для исследователей все творческое наследие кон -стантинопольского патриарха стало доступно относительно не -давно. Письма, общим числом 195, изданы по наиболее древним опискам X-XI и ХП вв.

Сведения о жизни патриарха и его церковно-государствен-ной деятельности извлекаются из византийских хроник X в. Но наибольшую ценность для восстановления биографической канвы патриарха имеет "Житие Евфимия", после издания Н.де Боора, вновь исследованное и опубликованное П. Карлин-Хейтер^.

Различные документы, связанные с борьбой вокруг четверо-брачия, также представляют интерес - в первую очередь это варианты акта об отречении в феврале 9(77 г., трактат о тетрага-мии, "Том единения", определение о низложении митрополитов. Тем не менее лаконичность данных о деятельности патриарха, содержащихся в нарративных источниках, заставляет искать от -вет на многие вопросы именно в эпистолярии Николая Мистика.

Для изучения внешнеполитической доктрины империи привлекаются сочинения Льва VI Мудрого, Константина УД Порфирород -ного, Иоанна Камениаты. Некоторые социокультурные представления широких слоев византийского общества извлекаются из па -мятников агиографии IX-X вв. Частично используются материалы византийских эпистолографов X века. При анализе императорской пропаганды и ее восприятии патриархом особое значение приобретают надписи и данные нумизматики.^

Хронологические рамки исследования определены хронологией эшстолярия Николая Мистика. Основная часть писем относится ко времени второго .патриаршества ('912-925 гг.) и лишь некоторые письма, возможно, дошли от периода 901-907 гг. Но учитывая традиционализм византийского общества, вполне логично при анализе поставленных проблем использование памятников обществен -ной мысли, вышедших из-под пера современников патриарха и живших с середины IX до середины X в.

1. Hicholaa X Patriarch of Constantinople Miscellaneous tfritl / Greek Text and English Translation by 'l.G.Westerink.WasI inston, 1984

2. Itarlin-Hayter P. Vita ¿.JSuthymii II Byzantion,.1955-1957.

25-27. Í.1-172,747-778.

e

Методологической основой исследования яяляется диалекти-ко-материалистический метод, положения о взаимоотношении базиса и надстройки в докапиталистических обществах, детерминиро -ванности индивидуального и сословного сознания человека уело -виями общественного развития и уровнем материального производства. Некоторые методологические и методические подходы, понятийный аппарат были заимствованы автором аз ряда работ совре -менных византинистов и медиевистов. В качестве основного метода анализа в работе использовался сравнительно-исторический метод, а как вспомогательный - метод семантического анализа.

Научная новизна и практическая значимость работы определена тем, что впервые в отечественном византиноведении пред -принят комплексный анализ всего творческого наследия крупнейшего апистолографа, церковного и государственного деятеля Николая Мистика с целью изучения политических и социально-эта -ческих представлений византийского общества на рубеже 1Х-Х вв.

Материалы и выводы исследования могут представлять интерес для создания обобщающих работ по истории византийской идеологии и культуры, изучения распространен!!.-: христианства на Юге России, а также использованы в спецкурсах, спецсеминарах, лекционных курсах по истории Византии, западноевропейского средневековья и истории мировых цивилизаций на исторических факультетах университетов и пединститутов.

Апробация работа. Основные положения диссертации обсуада-лись на заседаниях кафедры история древнего мира и средних веков МПШ им.В.И.Ленина, а также докладывались на научно-теоретических конференциях в Камчатском пединституте в 1984-1993гг,, на Сюзшовских чтениях (Уральски;! университет, 1987), Византийских чтениях (Севастополь, 1990 г.), У региональной конференция "Мчкдунпроднне отношения в бассейне Черного моря в древности я средние века" (Ростовский пединститут, 1990 г.), ХУШ Междуна -родном конгрессе византинистов (Москва, 1991 г.), Меадународ ной религовэдческой конференции в Ужгороде (1990 г.), Научных чтениях памяти академика С.Д.Сказкина (Ростовский университет, 1992 г.).

Результаты исследования отражены в 7 публикациях, ймзющих общий объем 2 п.л.

Структура диссертации. Работа состоит из введениям трех глав, заключения, списка источников и литературы. Диссертация изложена на 282 стр. машинописного текста.

КРАТКОЕ. СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введения обосновывается актуальность темы, выявляется состояние научной разработки проблемы, определяются задачи исследования, характеризуется методологический инструментарий и круг изучаемых источников,

Б первой главе "Патриарх Николай Мастик и византийоков общество в конце IX - начале X век-'" рассматривается социальное происхождение и церковно-политичеокая карьера видного византийского зпистолографа, а также некоторые стороны его социального восприятия.

Письма позволяют реконструировать ряд важных аспектов социокультурных представлений византийского общества, правде вое-го выявить представления общества о самом себе и социальных коллизиях, волновавших его. Аграрный характер византийского социума, развитый государственный аппарат, "варварское окружен®' диктовавшее содержание значительной армии, - вое это заставлял* членов общества осмысливать свое бытие в категориях ооциофулк-циональной принадлежности. Однако на уровне вербального фиксирования социальных представлений византийцев, безусловно,всегда ощущалось нивелирующее воздействие лекоики библейских текстов.

В основе принципов'социального размежевания, представленных в эпистолярии Николая Мистика, о одной стороны, лежит рас-; членение общества на функциональные группы, единство-которых обеспечивает жизнедеятельность социума, а с другой стороны, -степень отношения личности к власти и государственно-полити -ческим структурам, от которых зависит перемещение человека в категорию управителей или управляемых.

Патриарх использует традиционные для бизантийского мышления бинарные фразеологические оппозиции типа: клирики миряне стратиги - воины, господа - рабы. Стержневкм°принципом разделе ния является отношение к институту церкви и светской власти, хотя это не единственное условие для поляризации общества.

Однако противопоставление в этих рамках дает общее представление о социуме как целом.

Образ византийского общества, раскрывающийся в письмах патриарха, мало походит на "социологический" анализ. Исследователю, по оуществу, приходится иметь дело со случайными репликами, только отчасти отражавшими сложную и во многом неод -позначную социальную структуру империи. В то же время неэадан-ность описания общества позволяет через речевые стереотипы выявить наиболее типичные социальные группировки с точки зрения современника. Принадлежность к господствующему классу определяется степенью причастности к властным структурам. Почти не придаетоя значения таким принципиальным характеристикам лич -ности как "благородство", "чиновность", "слава", из которых конструировалось представление о престижности, знатности и доминирующем положении в обществе.

. Проблема бедности и богатства, сословно-имущественная дифференциация мало существенна для Николая Мистика, поскольку представляет временное явление зегной жизни. Все это под -твервдает положение, что принципы социальной, стратификации были в известной мере идеологизированы и ситуативны, хотя реальные социальные изменения в обществе все аз отражалась в языке л представлениях подданных Византийской империи.

Причины социальных и религиозных конфликтов в обществе патриарх оклонен объяснять своЬм современникам как телеологическими, так И субъективно-человеческими факторами. Церковный раскол был вызван в Византии не только волей Бога, но и человеческими слабостями, желанием императора Льва У1 заключить незаконный четвертый брак, а в дальнейшем.уоугублен сложившейся неблагоприятной внешнеполитической обстановкой вокруг империи.

Конфронтация "царства" и "свящеотва" по поводу тетрага-мии обострялась из-за преследования личных целей как представ. вителями императорской, так и патриаршей власти. Выход из це£-ковно-политв"еского кризиса Николаю Мистику видитоя в следовании принципу "божественной нкономиа", реализующемуся в действиях его самого, как первоиерарха византийской церкви, так и его. сторонников - йиколаитов.

Мистик особо подчеркивает свободу воли'человека и важную роль правит е^л в историческом процессе, наотаивает на социальной и моральной ответственности политика перед современниками и грядущими поколениями людей. Изучение писем показывает, что филантропия и религиозная толерантность лежат ь основе тех методов, которые исповедовал патриарх в разрешении человеческих я общественных конфликтов, и именно эти идеи он пытался внед- ■ рить в сознание византийского социума.

Анализ эпистолярного наследия патриарха позволяет поставить вопрос о формах дружественных отношений в среде церков -Ной элиты и ценностных ориентациях социального поведения ду -ховенотва Византийской империи. Дружба в среда господствующего класса являлась системой личных связей, дополнявшей или ^частично замещавшей малоаффективные государственные властные структуры. Наряду с этим дружба выполняла компенсаторе кие Функции: одновременно с семьей круг друзей обеспечивал моральную поддержку личности в условиях бюрократизированного общества и автократического государства.

Амбивалентное отношение к дружбе у византийцев вынуждало исследователей часто делать вывод о недружественности визан Тийского социума. Письма патриарха Николая Мистика раскрывают своеобразный тип дружбы - "филическую любовь", бытовавшую в среде монахов и иерархов византийской церкви, ДрумЗа - филия воспринималась как один из метафизических устоев общественного бытия. Оценивая дружбу как наивысшее проявление человеческой Природы, штриаох вместе с тем paзличaef "мирскую друж -б у" - несовершенный тип дружбы и духовное родство - высший нравственно-духовный тип дружбы, отрицавший телесное родство и своекорыстие мирской фидии. Излияние дружеских чувств в обществе осуществлялось посредством писем, которые выполняли не только функции социальной коммуникации, но и являлись непременным атрибуты ритуализированного поведения людей, испытывавших симпатию друг к другу.

Возглавляя мистическую семью духовных родственников, формально объединявшую всех православных, патриарх отношения духовного родства и старого "товарищества" среди митрополито! использовал для оказания давления на инакомыслящих представителей клира, нарушавших канонический порядок и поднимавших

"мятежи" против церкви. Единство в дружбе св.Духа должно было сопровождаться идеологическим единомыслием. Дружба явля -лась идеалом не только внутрисоциальных, но и межгосударет -венных отношений.

Во второй главе "Официальная политическая доктрина и политические взгляды Николая Мистика" реконструируется вдеал императорской власти и "должный" образ поведения провинциального стратига, с которыми патриарх находился в тесной пере -писке. Анализ писем патриарха Николая Мистика позволяет выявить не только политические и нравственно-этические ориентиры византийского общества на рубеже 1Х-Х веков, но и обрисовать более конкретно политическую индивидуальность константинопольского первоиерарха. Согласно представлениям византийцев, осуществление вдеи мирового господства Ромейской державы и достижение социальной гармонии внутри государства возможно было только через институт императорской власти и мзтоды совершенного управления. Письма Николая Мистика показывают, что византийские интеллектуалы, умело осуществляя, аранжировку "добродетелей" в традиционном политическом каноне властителя, могли выражать свои идеалы и социальные притязания к императору и архонтам, формировать в обществе представления о природе и назначении верховной власти, нормативной этике ее носителей. В то же время следует признать, что выявить особенности мировосприятия Николая Мзтика довольно сложно: психологические и эмоциональные реакция патриарха, отразившиеся в письках, предопределены нормами христианской морали, а стиль и терминология посланий в основном скованы требованиями эпистолярного жанра. Можно говорить о слабо индивидуализированном восприятии церковным деятелем, имперской пропаганды, Но •это будет с правее-'»вш лишь отчасти.

Как показыв! . сравнение эпитетов при императорском пре-номене и титуле, содержащихся в письмах, с аналогичной системой официальных сочинений, акцентация приоритетных сторон 0 деятельности императоров определялась не только законами поэтики эпистолярного жанра, но'и, в немалой степени, этическяда и политическими взглядами константинопольского патриарха.Свое личное понимание социальной роли главы государства византийские авторы стремились выразить через систему уже существо -

вавших номинаций, закрепившихся в практике 'фидворнаго политического ритуала и идеологической жизни империя, п В своих посланиях Николай Мистик не стремится к новациям при употреблении "царственного" эпитета, но довольно так-этично и умело попользует ограниченные возможности официаль -ного эпитетного формуляра для выражения собственных представлений об императорской власти и ее носителе. Традиционный об-' раз государя, воплощавши такие "идеальные" ценности, как мудрость, справедливость, мужество, целомудрие, трансформируется в епистолярии Николая Мистика, На первое место у него выходят иные качества: "благочестие", "боголюбие", а конот -руирующим элементом этического канона правителя становится "справедливость", Этикетность поведения императора и архонтов " оценивается через призму законопослушания.

Письма показывает, что этическая концепция патриарха не во всем совпадала с формирующимися нравственными приоритетами провинциальной военной аристократии и правящей Македонское династии, что подтверждается довольно индифферентным отношением Ник лая Мистика к "телесному благородст?у" архонтов я \ таким апеллятивам в официальной титулатуре императоров, как '"любомудрие", "родовитость", "порфирородность", "святость". В понимании патриарха, богоданность власти доминирует над правом ее легитимно-наследственного приобретения. Письма свидетельствуют, что доктрина императорской власти находила неоднозначное отражение в сознании византийского общества, и представления различных слоев господствующего класса р роли императора и социальной предназначенности его власти существенно варьировались.

Представления о цели императорской власти наглядно отразились в тех оценках, которые дал патриарх в письмах различным адресатам по поводу разногласий "царства" и "свящэнства". Политическая Структура византийского общества воспринималась его членами как сакральная данность, созданная Богом и на подлежащая изменениям. Император являлся наместником Бога, поставленным соблюдать законность и направлять "избранный народ" Ромейской державы к Спасение, Царство земное должно было отражать отрой и законопорядок Царства Небесного, а император копировать добродетели и поведение Христа. Поэтому четвертый

брак Льва У1 Мудрого был воспринят частью клира во глав« с патриархом как нарушение не только церковных канонов, но я хрястомш,готического «Зраза передения василевса. Действия Льва в письмах кволирадируются как тирания, нарушение "справедливости" - главного понятия в этичас'ком каноне императора. По убеядвш® патриарха, взаимоотношения царства и священства должны билп строиться на принципе "симфонии", призванного обеспечить паритет мззду троком и алтарем: василевс являлся •епястимонархом - "внешним" епископом Церкви, а патриарх призван иыл "попечительс7пова:ьп императору гак высшее духовное лицо. _

Несмотря на незаконнцз действия императора в отношении церковных канонов и патриарха, Мистик все пе считал, что подчиненный имзет право противостоять указам, но не лично самому императору. Высказывания Николая Мистика о тиранической власти еще раз свидетельствуют, что идея тираноборчества фактически отсутствовала в политической мысля Византии. Патриарх трс -буот от императора соблюдать церковные каноны на том оснега -¡;:ш, что василевс начально по своему статусу признан Сыть хранителем законов. Вряд ли в этом следует видеть доказательство того, что Мистик придерживался политической доктрины» пропагандировавшей ограничение операторской власти и сгладывавшейся в среде провинциальной военной аристократии. Патря -арх по выставляет каких-либо ¿оциальных или политических требований к светской власти п нарушение царственного леса ус -г.птрплает только в "нечестивом" поведении императора.

Настойчиво обращаясь к "совершенному" разуму столичных чиновников и провинциальных стратигов при мазании содействия церковной администрации, зпистолограф не только защипал экономические интереса духовенства, но и стремился восстановить временно нарушенный союз церкви и государства.

Эпистолярные рассуждения Николая Мистика о соотношении • Функций двух властей ведутся в традиционном русле византяй -т.; ской "симфс 1И" и не подтвергдоют практику цезярепапизма в политической таз на »ляеряп. Они явно далеки от притязаний на "посточное папство". 3 то по время процсоо дальиейвего ос дао-лен.ия характера взаимоотношений царства и священства, з который было втянуто визе тийокое обксстко опорами о тетрагамкя,

выход из внутрицерковного раскола и разногласий с Римом в. 920-923 гг.привел к укреплению принципов параллелизма патриаршей и императорской власти в политической практике сред-невизантийского периода.

Глава третья "Внешнеполитическая концепция Мистика и традиция византийского ойкуменизма" посвящена рассмотрению элементов имперского мышления, отразившихся в письмах патриарха, аргументации мира ь посланиях к болгарскому царю Симеону I, анализу атнополитического стереотипа арабов , имевшему место в византийско-мусульшнских отношениях. Кроме того, христианизация Алании, произошедшая в годы патриаршества и по инициативе Николая Мистика,рассматривается как своеобразная ^реализация миссионерской дипломатии, развернутой Константинополем в конце 1Х-Х вв.

Активная территориальная экспансия Македонской династии в течение X в*, в Сирии, Армении и на Балканах в значительной мере восстановила соотношение.мевду византийской политической теорией и практикой. Однако в первой четверти X в. ситуация \ вокруг ш зерии складывалась довольно неблагоприятно, что в ^ вызвало некоторые трансформации во внешнеполитической доктрине Византии.

Анализ титулов и инвокаций адресатов дипломатической переписки Николая Мистика позволяет говорить о сохранении византийской дипломатией принципов ойкуменизма в отношениях с правителями сопредельных государств. Государства ближайшего крута - Армения, Авасгия, Грузия, Болгария, - вошедшие в своеобразное "византийское сообщество" после принятия христианства, рассматривались как члены политической макросемьи со статусом "духовных детей", отцами которых являлись вселенский император и вселенский патриарх. Однако болгаро-византийские войны заставили империю на время пересмотреть патерналистский ха -рактер отношений с Болгарским царством и признать "братство" двух единоверных народов. Вероятно, не только военные неудачи империи, но и определенные мировоззренческие установки пред -стоятеля константинопольской церкви повлияли на формирование и более активное декларирование .идей христианского пацифизма в дипломатической переписке Николая Мистика. Императорский идеал у него сопрягался с образом василевса - "мирника".

. Послания к арабским правителям подтверждают динамику внешнеполитических и этнополитических стереотипов в сознании представителей визант! некой элиты. Отказываясь от конфессионального противостояния арабского и византийского миров, патриарх ищет пути для установления "дружбы" межцу двумя госу -дсрствами на основе признания законности, справедливости и паритетности в международных отношениях в регионе Восточного Средиз емноморья.

Евангелизация сопредельных "варварских" народов рассматривалась Николаем Мистиком как метод организации оборонного союза из полузависимых государственных образований в интересах Византийской империи. В Закавказье христианство должно было стать основой военно-политического союза единоверных государств в борьбе против арабской агрессии, а в Северном Причерноморье предполагалось привлечь Авастао и Аланию к ант и -болгарским акциям в кризисный момент болгаро-византийской конфронтации. Письма позволяют сделать вывод, что христианизация племен Северного Кавказа, предпринятая по инициативе Николая Мистика, не сопровождалась со стороны империи попытками осуществить политическую супрематию или территориальную экспансию. В история миссионерской деятельности византийской церкви христианизация Алании была важным звеном в церковно-политичес» кой и дипломатической активности, которую развернул Константинопольский патриархат в Восточной Европе в постиконоборческий период. Наблюдения над хронологией писем позволяет внести коррективы в датировку процесса христианизации Алании и опреде -лить наиболее активный период миссионерской пропаганды 912918 гг.

Заключение диссертации содержит обобщение результатов проделанных наблюдений.

Основные положения диссертации нашли отражение в следующих публикациях:

I. Проблема мщ>а с народами Причерноморья в византийской публицистике первой половины X в. //Международные отношения в бассейне Черного моря в древности и средние века. Межвузов,, сб.науч.трудов. Ростов-на-Дону. :РГПИ, 1986.С.77-91.

2. Николай Мастит. £ эксусиасты Авазгии: политические аспекты апистолярного общения //ХХУШ научно-теоретическая конференция предподавагеле!!; КГПИ: Тезисы докладов. Петропавловск-Камчатский, 1988. С. 63-64„

3. Селевкийский адресат Николая Мистика //1&жвузовская научно-теоретическая конференция преподавателей: Тезисы докладов. Петропавловск-Камчатский, 1969, С.112-114.

4. Христианизация Алании по письмам Николая Мистика: проблемы хронологии //Межвузовская научно-теоретическая конференция преподавателей: Тезисы докладов. Петропавловск-Камчатский, 1390. С.153-157.

5. Идея мира в письках патриарха Николая Мистика //Межвузовская научно-теоретическая конференция преподавателей: Материалы и тезисы докладов. Петропавловск-Камчатский, 1991. 0.77-79.

6. Концепция мира в политической доктрине Византии первой половины X в.? Николай Мистик и Феодор Да$нопат // ХУШ. Международный конгресс византинистов. Резюме сообщений. М., Т.П. 0.715-716.

7. Дружба и духовное родство в византийском обществе по письмам патриарха Николая Мистика //Доклады межвузовской научно-теоретической конференции. Пeтpoпaвлoвcк-iCaмчaтcкий, 1992. С. 57-60.

Подписано к печати 0?. 05 аз Формат 60x84/16 бумага офсетная. Печать оф. Объем 1,00 уч.-изд.л. Тираа 100 экз. Заказ 9Я9.. Бесплатно.

___/Г- 1''г* '•____:-

Типолаборатория ун-та,620083, Екатеринбург,К-83, пр.Ленина, 51.