автореферат диссертации по политологии, специальность ВАК РФ 23.00.03
диссертация на тему: Политическая культура и немецкий тоталитаризм
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Ельников, С. В.
I. Введение
II Глава I.
Политическая культура национал-социалистической Германии: историко-культурные предпосылки
§1. Политическая культура и ее основные структурные компоненты
§1.1 Основные теории культуры
§1.2 Понятие политической культуры
§2. Культурно-политические предпосылки тоталитарного общества в Германии
§2.1 Исторические предпосылки
§2.2 Расизм и антисемитизм
§2.3 Культурно-политические традиции в Германии и их отражение в идеологии НСДАП
§2.4 Политический романтизм и национал-социализм: точки соприкосновения
III.
Глава II.
Воспроизводство политической культуры в Германии 1933
§1. Практический антисемитизм
§2. Национализм как стержень политической культуры Германии 1933
§3 Образование и воспитание как основные копоненты духовного производства
§4 Культура и искусство в Германии 1933
§ 4.1. Формирование механизма государственного управления культурной сферой общества
§ 4.2. Скульптура
§4.3. Архитектура
§ 4.4. Живопись
§ 4.5. Литература
§4.6. Культура и общественность в тоталитарном государстве
V. Глава III.
Проблемы немецкой национально-культурной идентичности после второй мировой войны
§1. Политическая культура ФРГ в ранний послевоенный период
§2. Спор историков
§2.1. Хронология начала и основные действующие лица
§2.2. Первичные установки участников спора: позиция Эрнста Нольте
§2.3. Сторонники Нольте:Михаель
Штюрмер и Кристиан Майер
§2.4. Аргументы противоположной стороны:
Юрген Хабермас, Ханс Моммзен, и другие
§2.5. Итоги спора историков
Введение диссертации1994 год, автореферат по политологии, Ельников, С. В.
Актуальность темы исследования. Актуальность обращения к теме бытия и воспроизводства политической культуры в условиях тоталитарной государственности, а также в фазе посттоталитарного развития, определяется рядом взаимосвязанных между собой факторов, могущих быть редуцированным к следующим причинным группам:
1. Причины общесоциального характера. Для современной России на сегодняшний день как никогда прежде становится актуальной опасность возникновения и развития фашистских движений и приход к власти либо непосредственно самих фашистских структур, либо сочувствующих им, оказывающих последним материальную и моральную поддержку. Угроза фашизма стала в России реальной. Проявления кризис наблюдаются сегодня во всех без исключениях сферах социального организма - экономической, политической, культурно-ценностной. Одной из наиболее актуальных задач общественных наук является исследование новой поведенческой ситуации человека, обусловленной попытками перевода общества в новое качество, определяемого как "социально ориентированная рыночная экономика", обслуживающаяся демократическими институтами политической власти. Качество этого участия представляет собой содержательную характеристику понятия "политическая культура", которая понимается как система оценок и ориен-таций как непосредственно политического действия, так и вообще любой деятельности, имеющей отношение к политической сфере социальной жизни. Говоря иначе, новые общественные условия пока что сосуществуют со старым человеком, в основном сформированным культурно-идеологическими императивами прошлого, находящегося в маргинальной ситуации. Изучение особенностей политического поведения этого человека актуально прежде всего в силу его возросшего влияния на общественно-политическую жизнь на всех уровнях социальной организации.
JL Причины методологического характера. Столь важное понятие, как "политическая культура", долгое время отсутствовало в нашей обществоведческой литературе. В настоящее время при анализе социальных проблем современного российского общества акценты, как правило, смещены в сферу экономического анализа. Вместе с тем социальные исследования, опирающиеся на методологический примат дистанцированности от субъекта, не могут дать полноценной картины общества, если речь идет об обществе как объекте научного изучения, предусматривающем комплексный подход. В этом отношении особое место занимает группа проблем и вопросов, входящих в объем понятия "политическая культура", прежде всего в силу его интегрального, междисциплинарного характера. При исследовании культурно-политической проблематики во внимание принимаются данные, дающиеся как точными науками, такими, например, как эмпирическая, или конкретная социология, экспериментальная психология, история, этнография, так и такими сферами научного знания, как философия, общая психология, эстетика, и другие. Таким образом, понятие политической культуры способствует формированию у исследователя более полной, комплексной картины общества, давая представление о сложности и многоаспектное™ пронизывающих его социокультурных связей и взаимозависимостей. Именно в этом заключается актуальность исследования в плане рассмотрения в нем группы проблем, касающихся теории политической культуры.
Идеологические причины. Под причинами идеологического характера имеется ввиду группа причин, обуславливающих необходимость определения для России новой государственной идеологии.
3.1. Актуальность заполнения идеологического вакуума признается на сегодняшний день большинством исследователей. В проектах новой идеологии звучит требование о психологической, культурной ее приемлемости для среднего гражданина, основного электорального субъекта. Определение тех содержаний, которые могли бы способствовать обеспечению этой приемлемости невозможно без всестороннего изучения политической культуры, выяснения как качества их наличного состояния, так и возможностей их трансформации в соответствии с доктриной общегосударственного развития.
3.2. Сегодня многие политические партии и движения демократической ориентации не учитывают особенности российского массового политического сознания для формирования надежного электорального базиса, оставляя тем самым пространство для деятельности реакционной части сил политического спектра. Исторический опыт переживших тоталитаризм государств Позволяет лучше понять психологические особенности идеологического восприятия, выявить причинно-следственные социальные связи в социальной культуре, принятие во внимание которых и целенаправленное воздействие на них делает возможным формирование новой политической культуры, конструктивную критику мировоззренческих положений, на которую опирается крайняя оппозиция.
4. Историческая актуальность. Актуальность работы в истори-ко-аналитическом аспекте заключается в том, что, несмотря на внешнюю видимость обилия социально-политических исследований, содержащих критику тоталитарной идеологии и политической практики, большая часть из них лишена достаточной опоры на конкретный, историко-эмпирический материал. Это относится даже к столь, казалось бы, подробно исследовавшейся у нас формы тоталитаризма, как национал-социализм в Германии. Анализ документов, иллюстрирующих связь тоталитарной идеологии в Германии с определенными политико-культурными традициями, а также механизмы воспроизводства политической культуры самим тоталитарным государством, может способствовать преодолению некоторой односторонности в исследовании германского фашизма, когда основной акцент ставился не на культурологическом срезе идеологии, но прежде всего на связи ее с крупным финансовым капиталом, что объясняется господствовавшей долгое время точкой зрения на фашизм только как на диктатуру крайне правых кругов монополистического капитала, без учета социально-культурных факторов, либо с явной их недооценкой, подчинением их причинам экономического порядка.
Степень разработанности проблемы. Источниковая база. Изучение диссертационной темы имеет определенные историографические традиции и свою историческую ретроспективу. Эти источники могут быть подразделены на несколько основных групп, в соответствии с подуровнями общей темы исследования.
Первая группа источников связана с общими проблемами теории политической культуры, а также вопросами, связанными с практическим ее изучением. Общая теория культуры исследовалась очень многими авторами (Вишневский Ю.Р, Давидович В.Е, Жданов Ю.А., Иовчук М.Т., Келле В.Ж., Коган Л.Н., Межуев В.М., Толстых В.И, и др.). Одной из первых попыток анализа собственно политической культуры, были работы Л.Н.Когана.и Н.М. Кейзерова, а также Комарова Е.Г., Житенева В.Б., и Лисенкова М.М. Большая часть посвященных этой теме исследований относится к вопросам, связанным с политической культурой молодежи, причем не только с ее эмпирическим, социологическим изучением, сколько с вопросами максимально эффективного воздействия на нее и приведения ее к идеологической норме (Блажанов Е.А., Ожегов Ю.П.) В идеологизированной социальной ситуации того времени трудно было ожидать появления лишенных идеологической окраски работ, поскольку сами по себе социально-политические науки были изначально ориентированы на выполнение партийно-государственного заказа. Уровень исследований в настоящее время смещается к анализу определенных теоретико-мировоззренческих компонентов, влияющих на качество политической культуры и способствующих лучшему пониманию ее основных характеристик. (Амелин В.Н., Вишневский Ю.А., Крамник, В.В., Коган JI.H., Расторгуев В.Н., Шапко В.Т., Щегорцов В.А.) В особую группу могут быть выделены исследования особенностей русского национального сознания, национальной психологии, истории российской ментально-сти и изучения ее специфики качеств (Антонов М.А., Драгунский Д.В., Малахов B.C., Тишков В.А. Цымбурский B.JL).
Проблемы политической культуры косвенно затрагивались также в литературе, посвященной теории личности. Посвященные этой группе вопросов исследования прошли, подобно разработкам по общей теории культуры, путь от идеологизированных описаний модели "новой социалистической личности"(Ковалев С.М., Минюшев В.И., Смирнов Г.Л., Петросян Н.И., ) к попыткам деидеологизированного ее анализа, (Гринстайн Ф.И. Круг-ликов В.А., Шестопал Е.Б.), при этом отчетливо прослеживается интерес к исследованиям западных ученых, работы которых опубликованы в течении последних лет (Адорно Т., Маркузе.Г, Фрейд 3., Фромм Э., и др.).
С точки зрения диссертанта, приоритетом в этой области обладает западная политическая мысль. Хотя проблемы, относящиеся к сфере политической культуры (то есть вопросы, связанные с политическим поведением индивида и влияющих на него культурных факторов) было предметом интереса социальных мыслителей начиная с Аристотеля, собственно понятие "политическая культура" впервые появилось в США в середине 50-х годов; оно было введено в лексикон обществоведов американским социологом Габриэлем Алмондом, представлявшем школу структурнофункционального анализа. В начале 60-х годов появляется первое фундаментальное исследование, посвященное сравнительному анализу политической культуры пяти западных государств, написанное им в соавторстве с Сиднеем Верба1. В этой работе политическая культура была рассмотрена не как этика политического действия, но как система установок и ориентаций, влияющих на это действие. Кроме того, ими была предложена типология политических культур и поставлен вопрос о возможных трансформациях компонентов политического поведения в демократической системе. Весьма значимым источником, представляющим англоязычную традицию, может быть названа книга С. Барнеса и М. Каасе "Политическое действие"2. в которой акцент делается на культурно-психологических особенностях политического действия вообще. Исследования политической культуры, проводившиеся в Европе, были ориентированы на американскую струк-турно-функционалистскую концепцию. Поскольку предметом диссертационного исследования является политическая культура Германии времен национал-социализма, целесообразно вычленение из европейских исследований работ, проведенных немецкими обществоведами. К числу авторов, внесших наиболее существенный вклад в разработку этого понятия принадлежат Д.Берг-Шлоссер, К.Бусхоф, В.Вайденфельд, О.Глезенс, М.Грайффенха-ген, С.Грайффенхаген, Р.Дарендорф.К.Диас, П.Райхель. В последующие годы разработка проблематики, связанной с политической культурой, шло в ФРГ по двум направлениям. Первое -это развитие теоретической базы концепции, совершенствование ее методологии, находящейся между статистически-количественными и герменевтико-качественными подходами к ее изучению3. Второе
1 Almond G., Verba S. The Civic Culture. Political Attitudes and Democracy in Five Nation. Princeton, 1963.
2 Barnes S., Kaase M. Political Action, Beverly Hills, 1979.
3 Cm. Holtmann. Politiklexicon. Oldenburg Verlag. 1994, 742s. направление - это развитие практических сторон изучения политической культуры, анализ проблем социальной практики. Особое место здесь занимают исследования, посвященные политической культуре в новых федеральных землях, а также вопросы правого радикализма, анализ причин его роста4.
Вторая группа источников связана с исследованием тоталитаризма как политической теории и практики. Поскольку сам этот термин появился на Западе, где он был использован для характеристики государств, политические системы которых обладали идентичными структурно-функциональными признаками, то в политической науке СССР применялся он очень осторожно5 . Интерес к тоталитаризму начинает активно проявляться в процессе политической либерализации в стране, и в настоящее время в отечественной литературе имеется целый ряд интересных работ, касающихся этой темы6. Кроме того, опубликованы интересные работы зарубежных авторов7. На Западе исследования тоталитаризма имеют свою историю. Пик популярности понятия приходится на 50-е годы. Одно из первых исследований, вскрывающее причины появления тоталитарного мышления и действия - книга Ханны Арендт "Причины тоталитарного господства и его элемен
4 См. Jesse Е., Mitter A. (Hrsg) Die Gestaltung der deutschen Einheit. Bonn, 1992. 448s.
5 См. например Шикин Ю.М. Социальное единство и тоталитарное общество. Л., 1981.
6 Нуйкин А. Революция и совесть. Приватные размышления о корнях сталинизма. Урал, 10/1990; Природа тоталитарной власти. (Материалы круглого стола.) Социологические исследования, N5/1989; Посттоталитаризм: власть, культура, права человека. (Материалы межреспубликанской научной конференции "Культурное пространство посттоталитарного общества".) Екатеринбург, 1992; Тоталитаризм как исторический феномен. М., 1989. См. также отдельные статьи в изданиях: В человеческом измерении . М., Политиздат. 1989; Погружение в трясину. М., Прогресс, 1991.
7 Поппер К. Открытое общество и его враги. М., Культурная инициатива, 1992; Хайек А.Ф. Дорога к рабству. Вопросы философии, №№ 10,11,12/1990; Жилев Ж. Фашизм: тоталитарное государство. М., Новости, 1991. ты"8 , в которой впервые была предложена попытка типологического выделения тоталитарной формы правления и конструирования "идеальной модели" тоталитарного государства и общества. В дальнейшем эта тема активно разрабатывалась З.Бжезинским9, но если для Арендт классическим примером тоталитаризма была Германия, то Бжезинский делал акцент на анализе политической системы СССР, особенно ее сталинского этапа. Недостатком теории тоталитаризма в ее классическом виде является прежде всего ее идеологичность и описательность, которых не удалось преодолеть ни Арендт, ни Бжезинскому. Предложенные ими варианты описания тоталитарных обществ не в состоянии объяснить внутреннюю динамику социальных процессов внутри тоталитарного государства и общества.
Активно исследовалась тема тоталитаризма и в ФРГ, где он рассматривался через призму собственного исторического опыта, во многом обуславливающего подход к проблеме: тоталитаризм анализировался как определенный исторический инвариант, появление которого имеет глубокие культурно-философские основания10 . Однако, по мнению некоторых авторов, основной недостаток данной категории заключается в том, что она, объединяя различные государства по формальным признакам, дефицитарна с точки зрения ее применимости для структурно-функционального анализа политических систем (П.Райхель, Д.Берг-Шлоссер). Ряд исследователей (Ю.Хабермас, Х.Моммзен) видят в активном применении понятия "тоталитаризм" попытку исторической реа
8 Arendt Н. Elemente und Urspruenge totaler Herrschaft. Frankfurt am Main, 1955.
9 Friedrich C.J.,Brzezinski Z. Totalitarian Dictatorship and Autocracy. Cambridge, 1956.
10 Cm. Bracher K.D. Die totalitaere Erfahrung. Muenchen, 1987; Nolte E. Die Krise des liberalen Systems und die Faschistischen Bewegungen. Muenchen, 1968; Schlangen W. Die Totalitarismus-Theorie. Entwicklung und Probleme. Stuttgart, 1976. билитации национал-социализма11. Новым аспектом изучения данной темы является анализ посттоталитарной фазы социального развития, что связано с объединением Германии, проводящейся в бывшей ГДР широкомасштабной общественной санацией и порожденными ею противоречиями и трудностями.12
Третья группа источников, использовавшихся диссертантом при написании работы, включает в себя материалы непосредственно по истории Германии 1933 - 1945 г.г., особенно те из них, предметом которых было духовное производство в 3 Рейхе, культура, искусство и образование, как формообразующие компоненты политической культуры.
В советской историографии тема национал-социализма представлена рядом исследований, объединяемых марксистской методологией анализа социальных явлений13. Изучение национал-социализма проходило преимущественно по следующим направлениям: а) отношения национал-социалистического государства и крупного монополистического капитала; б) внешняя политика Германии; в) история антифашизма и Движения Сопротивления, особенно роль КПГ в этом движении. Культурные предпосылки и их роль в формировании национал-социализма выполняли, подчиненную, сопутствующую функцию. Наиболее подробно национал-социализм был рассмотрен в работах И.Н. Барыкина, В.Н.Бессонова, А.С.Бланка, А.А.Галкина, П.П.Рохшмира, Д.М.Проэктора, Л.Г.Ионина. Интересный материал представляют переведенные работы зарубежных авторов, в том числе историко-мемуарная литература (Й.Геб
11 См. Bracher K.D. Zeitgeschichtliche Kontroversen um Faschismus, Totalitarismus, Demokratie. Muenchen, 1976.
12 Jesse E., Mitter A. (Hrsg) Die Gestaltung der deutschen Einheit. Geschichte-Politik-Gesellschaft. Bonn, 1992.
13 Барыкин И.Н. Социальная база крайне правых движений в Западной Европе. Л., 1990; Бессонов В.Н. Фашизм: идеология и политика. М., Наука. 1985; Бланк А.С. Идеология германского фашизма. Вологда, 1974; Галкин, А. А. Германский фашизм. М, Мысль. 1989. белье, Ж.Деларю, Г.Пикер, Й.Фест, У.Ширер,). Активнее разрабатываются эти вопросы и в специализированных периодических изданиях ("Военно-исторический журнал", "Военные архивы России").
Очень подробно исследовался национал-социализм в самой ФРГ после окончания войны. Объем опубликованных материалов, посвященных этому периоду немецкой истории, столь внушителен, что назвать наиболее "полное и фундаментальное" исследование либо даже группу таковых, просто не представляется возможным. Для диссертанта наибольший интерес представляли аналитические материалы, посвященные процессу производства политической культуры в III Рейхе и его культурных предпосылках; издания, в которых приводятся нормативные тексты, касающиеся этой темы, а также иные документальные источники.14 Особо могут быть выделены издания, авторы которых представляют две основные точки зрения на место национал-социализма в истории Европы,15 когда он рассматривается либо как не имеющее исторических аналогий уникально немецкое явление, либо как частное проявление тоталитарного движения.
Таким образом, предварительный анализ степени разработанности проблемы политической культуры вообще и тоталитаризма в частности в отечественной литературе дает основание утверждать, что она не отвечает современному уровню представлений о ней, не
14 Deutschland 1933-1945. Neue Studien zur national-sozialistischen Herrschaft. Bonn, 1992; Benz W. Die Juden in Deutschland 1933-45. Leben unter nationalsozialistischer Herrschaft. Muenchen.1988; Gramml H. Reichsk-ristallnacht. Antisemitismus und Judenvefolgung im Dritten Reich. Muenchen, 1988; Hildegard, Brenner. Die Kunstpolitik des Nationalsoziaismus. Reinbeck Verlag, 1963; Kloenne, Arno. Die Jugend und ihre Organisation im Dritten Reich. Hannover/Frankfurt am Main, 1956; Rauschning H. Die Revolution des Nihilismus. Kulisse und Wirklichkeit im Dritten Reich. Zuerich,1938.
15 Cm. Historikerstreit. Die Dokumentation der Kontroverse um die Einzigartigkeit der nationalsozialistischen Judenvernichtung. Piper Verlag, Muenchen, 1987. имеет достаточной эмпирической базы, и выдвигает ее в разряд малоисследованных и актуальных.
Исходя из этого были определены цель и задачи работы. Целью диссертационного исследования является реконструкция основных составляющих модели политической культуры тоталитарного общества, выявление особенностей и условий ее формирования, институциализации и воспроизводства, анализ имманентных ей характеристик философско-теоретического и эмоционально-психологического порядка.
Реализация поставленной цели исследования потребовала постановки и решения ряда исследовательских задач. Задачи исследования могут быть разделены на основные группы:
- анализ развития компонентов национального сознания, формирующих определенный тип политической культуры, наличие которого задает характеристики культурно-мировоззренческого базиса тоталитарного государства;
- определение содержаний внешнего историко - культурного, экономического, политического контекста, способствующих становлению и развитию тоталитарного государства и общества;
- раскрытие механизма воспроизведения политической культуры в тоталитарном государстве, как со структурно-функциональной, так и с содержательной точек зрения;
- оценка противоречий и трудностей, с которыми сталкивается общество в процессе переходя от тоталитаризма к демократии (посттоталитарный период);
- рассмотрение понятия национальной идентчности и его значения в посттоталитарной фазе социально-культурного развития нации.
Методология исследования обусловлена спецификой изучаемого материала и задачами диссертации. Основы ее составили идеи культурно-исторической преемственности в развитии национального сознания, идея возможности построения идеального типа (модели) тоталитарного государства. Рассмотрение предмета в его историческом развитии и принцип сравнительного анализа позволили выявить особенности становления и развития политической культуры в Германии, определить доминирующую проблему, и одновременно - осуществить поиск устойчивых процедур в развитии исследовательской мысли, осознать включенность концепции политической культуры в общую культурно-философскую традицию. Содержательная специфика понятия потребовала анализа эмпирического материала и обусловила выход за его рамки, предопределив рассмотрение политической культуры с точки зрения более широких универсалий и закономерностей, например, изучение психологической роли и значения групповой (национальной) идентификации и его места в формировании мировоззрения. Таким образом, главная проблема и задача настоящей работы в области методологии состояла также в стремлении к достижению оптимального сочетания между логико-теоретическим и конкретно-историческим видением вопросов формирования политической культуры, применения отдельных ее компонентов в тоталитарной идеологии и их дальнейшее воспроизводство в рамках тоталитарного государства.
Научная новизна исследования:
- в работе делается акцент не на экономических, но на исторических и культурно-политических причинах возникновения тоталитарного государства;
- анализируются причины (явного или скрытого) одобрения тоталитарной идеологии большинством граждан;
- идеология и политика НСДАП анализируются исходя из особенностей немецкой культурно-политической традиции, в рамках которой они возникали и формировались;
- в диссертации приводятся представляющие научный интерес, но до сих пор не публиковавшиеся документы и материалы по политической истории Германии 1933-1945;
- в работе рассмотрены противоречия и трудности, которое переживает общество, находящееся в процессе перехода от тоталитарного государства к демократическому.
Выделяются и доказываются следующие положения:
- содержание мировоззренческих установок тоталитаризма позволяет сделать предположение о его глубоком культурно-историческом смысле. Он заключается в сближении, а в конечном итоге - смыкании революционно-преобразующей и консервативной культурно-идеологических парадигм общественного сознания. Слияние консервативного и революционного элементов особенно очевидно прослеживается при анализе содержаний культуры и искусства в тоталитарном государстве; одной из существенных предпосылок возникновения и сохранения тоталитаризма является политическая культура, ориентирующая индивида на монистическую картину мира, предлагающая ему ясный классификатор приемлемого и отторгаемого;
- в работе показана эволюция политической культуры немецкой нации, формирование и закрепление в ней указанных выше элементов. Новизна подхода заключается здесь в проекции собственно культурной традиции на плоскость практической политики, чему ранее уделялось недостаточно внимания.
Структура работы. Работа состоит из Введения, трех глав, Заключения, Приложения, и списка использованной литературы.
Работа изложена на 149 страницах, список литературы включает 215 наименований.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Политическая культура и немецкий тоталитаризм"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мы рассмотрели основные характеристики понятия "политическая культура", понимая под ней систему знаний, эмоциональных оценок и психологических ориентиров, формирующих у гражданина определенное отношение к политической организации общества и его ценностям, которые каждое государство оформляет и представляет общественному мнению в виде сверхзадачи, сверхцели государственного, общенационального действия, как культурно-идеологическую санкцию развертывающихся в политической сфере событий и процессов, как локального, так и протяженного во времени характера. При этом мы увидели, что политическая культура тесно связана с такой категорией, как политическая система общества, которая может быть представлена в виде трех взаимодействующих субсистем, или сфер - сферы ввода, в функцию которой входит прием информации от общества, то есть комплекса потребностей и проблем, неизбежно возникающих в ходе социальной практики; сферы обработки принятой информации, ее анализа, и принятия решений, направленных на устранение противоречий в социальной жизни и повышение эффективности ее функционирования. И, наконец, третья сфера - это область обратной связи, субсистема, главной задачей которой является обеспечение трансляции, передачи принятых решений в социальное пространство и контроль за их реализацией. Разделение на три эти сферы в достаточной мере условно, но в целом оно сравнительно полно описывает основные принципы функционирования социального организма и его структуру. Политическая культура в приведенном выше значении присутствует во всех этих субсистемах, поскольку она представляет собой персональное качество, то есть субъектом политической культуры выступает отдельный индивид, который является основным действующим лицом во всех социальных процессах. Вместе с тем представляется оправданным положение, согласно которому наибольший интерес политическая культура представляет тогда, когда речь идет об индивиде, включенном в первую сферу - сферу прохождения информации из общества в политическую систему, систему государственного управления. Политическая система, сколь совершенны не были бы люди, принимающие в ее рамках политические решения, не может не реагировать на исходящую "снизу" информацию и действовать без учета ее специфики. Говоря иначе, каждый народ имеет такое правительство, которое он заслуживает. Правящая элита должна реагировать на эту информацию, в противном случае она утрачивает свой социальный смысл, превращаясь в "вещь в себе", утрачивая стимулы к саморазвитию, что в конечном итоге ведет такую оторванную от социальной базы политическую систему к застою и загниванию. Поэтому государственные институты общества изначально обречены на контакт с гражданами, хотя конкретный механизм этого контакта выглядит в разных общественных системах по разному, в зависимости от их историко-культурных и социально-политических традиций. Это не значит, что политическая система - даже при демократических формах правления - жестко детерменируется массами, эта зависимость носит сложный, опосредованый характер, выражаясь через создаваемый в каждом обществе механизм политического участия тех представителей граждан, которые этой властью наделяются посредством принятых в данном обществе процедур делегирования власти. Следует, однако, отметить, что политическая система не только испытывает на себе влияние электората, но и сама оказывает на него ощутимое воздействие с целью достижения оптимального баланса интересов. Таким образом, политическая культура в обществе проявляет себя двояко - с одной стороны как комплекс культурно-субъективных особенностей психологических ориентаций гражданина в сфере политики, на которые вынуждена реагировать политическая система при выполнении своей основной, социально—
О 1 U регулятивной функции; с другой стороны, политическая система, 1будучи сравнительно независимой и автономной, сама стремиться к формированию политико-культурных ориентаций такого качества, которое бы обеспечило для данной власти максимальную степень стабильности, устойчивости в отношениях с социальной средой. При этом пространство маневра для государства ограничено рядом факторов и условий, прежде всего тем качеством политической культуры, тем ее определяемым исторически исходным уровнем, на котором в настоящий момент времени находится данная социальная система, а также технологичностью механизмов, трансформирующих политическую культуру, их эффективностью. То есть речь идет о том, что в процессе социальной практики общество и политическая система находятся в диалектичных, противоречивых по отношению друг к другу взаимоотношениях, взаимодополняя и взимотрансформируя друг друга. Ориентируясь в проведении политики на основного субъекта политического действия - "средневзвешенного" гражданина, государство само стремится к формированию такого гражданина, прежде всего через имеющиеся в его распоряжении механизмы влияния на процесс культурно-политической социализации, то есть через механизмы духовного производства - через культуру и искусство, науку, религию, образование, воспитание, и т.д.
Как свидетельствует политическая история, тоталитарное государство не является в этом отношении чем-то исключительным, весь вопрос в том типе идеального гражданина, которое оно пыталось - и пытается до сих пор - воспроизводить и укреплять. Задаваться этим вопросом нас побуждает прежде всего практика тоталитарной государственности в XX веке, практика, приведшие к катастрофическим результатам, проявившая себя, как геноцид по отношению к целым общественным группам - классовым или национальным, практика, показавшая свою полную несостоятельность в том, чтобы удержаться в конкурентной борьбе политических идей и режимов политического правления, несмотря на доходящую до бесчеловечности радикальность применяемых в этой конкурентной борьбе методов и бескомпромиссность решений. Как, тем не менее, тоталитаризму, удавалось столь продолжительное время находится на плаву, определять жизнь многих стран и народов, чья история и культура, казалось бы, настолько проникнуты духом человеческой свободы, что сводят вероятность появления тоталитарных форм государственности в их социокультурном пространстве к минимуму ?
Причина, на взгляд автора, заключается в противоречивости культурного мира человека, его ценностного пространства, определяющего отношение человека к миру вообще и его политической сфере в частности. Представителем американской школы феноменологической социологии Альфредом Шюцем в антропологию была введена категория "жизненного мира" - системы психологических уверенностей человека, своего рода вешек, опорных пунктов, авторитетов (не обязательно персонифицированных), которые служат для индивида точками опоры в процессе его взаимодействия с внешним миром, которые позволяют ему выбирать между поведенческими альтернативами, как бы задавая стиль его предпочтений и антипатий. Господствовавшая во времена средневековья теоцентри-ческая картина мира, сопровождавшаяся теократической формой политического правления давала такую систему градации мира, применяя христианские ценностные разграничители и классификаторы хорошего и плохого, злого и доброго в христианской терминологии добродетели и греха. Это мировоззрение подкреплялось сакральными текстами, приобретшими нормативный характер. Новое Время с его императивами разумности и рациональности разрушило эту устойчивую картину, породив глубокий ценностно-мировоззренческий кризис, наиболее ярко проявившийся в европейском культурном сознании 19 века. "Бог умер" - этими словами Фридрих Ницше диагностировал свою эпоху. Под натиском технологического развития человека высшие критерии и мерила добра и зла отступали, предоставляя самому человеку право определять, что такое хорошо и что такое плохо. Но был ли человек готов к этому, да и готов ли он к этому сейчас, чтобы, исходя только из самого себя, из своего опыта, вырабатывать разграничители добра и зла взамен тех, которые предлагало ему христианство? Готов ли был он стать авторитетом для себя самого ? Это очень тяжело для человека, прежде всего психологически. Устранение из картины мира фигуры высшего арбитра снимает с него всю ответственность и возлагает ее на самого человека. Потерявший свою цельность мир должен был обрести ее в новом качестве, ему нужны были новые системы отсчета, новые опорные пункты в жизненном мире, которые теперь предлагаются уже идеологиями, тем более, что логика экономического развития общества требовала их политического, регулятивного компонента в структурах власти-прежде всего в силу усложняющейся социальной структуры и объективной необходимости в интенсификации социальных процессов, которых требовала логика становящегося индустриального общества. В большинстве государств, относящихся к западной цивилизации, приживались идеологии, по ценностному своему содержанию могущие быть охарактеризованные как либерально-демократические (США, Англия, Франция). Иначе выглядела ситуация в Германии. По причинам, о которых писалось выше, в Германии сложился определенный тип политической культуры, для которого была характерна романтизация политики, этатизм, ксенофобия, гипертрофированная потребность в защите и сильном государстве как гаранте этой защиты. После поражения в Первой мировой войне действие этих факторов усиливалось кабальными условиями Версальского Договора, хозяйственными трудностями, слабостью правительства Веймарской Республики, оказавшегося неспособным принимать во внимания политико-культурные особенности немецкой психологии, для того, чтобы сделать проводимую им политику более приемлемой для среднего бюргера, воспитанного в прусских традициях почитания сильного государства, сокрушающего проблемы одним мощным ударом, государства, которое требует от своего гражданина только одного -преданности и безоговорочного подчинения. В этой ситуации предлагаемая национал-социалистами программа была обречена на успех и поддержку ее средним избирателем, увидевшем в программных положениях нацизма романтическую перспективу развития новой Великой Германии.
Оказавшись у власти, национал-социалисты начали реформирование страны, реформирование, в ходе которого должен был появиться и новый человек. Консервативные элементы политической культуры, о которых говорилось выше, не только помогли партии Гитлера прийти к власти, но и прямо были использованы им в своей внутренней, а частично - и внешней политике. Для бюргера мир опять обрел свою прежнюю ясность, а жизнь вновь наполнилась напряженным динамизмом, подвигами и свершениями. Образ врага был кристаллизован и включен в сферу действия юридических норм, система духовного производства, став частью собственно государства, получила четкие инструкции и набор предельно ясных классификаторов мира на плохое и хорошее. Национальное чувство наконец-то могло артикулировать себя свободно и раскованно, слово "немец" вместо униженного поражением обывателя вновь стало обозначать воина-победителя, продолжающего славные традиции своих предков-тевтонов. Казалось, немецкая история выходит к апогею своего развития. "Ein Volk, ein Reich, ein Fuerer" - "Один народ, один Рейх, один фюрер" - этот идеологический императив, подчиняющий индивидуальную судьбу общенациональной воле и исключающий всех потенциальных конкурентов, предлагал индивиду предельно ясную систему ориентиров и ценностей, да еще и романтически окрашенную, что устраивало среднего немца как нельзя лучше, казалось ему воплощением давней мечты о преодолении этой проклятой разорванности между идеей и действием. Можно согласиться с Михаилом Роммом: не начни в 1939 году Гитлер войну, он бы остался в памяти немцев как политическая звезда первой величины, как национальный герой, равных которому не знала история Германии.
Но война все-таки была развязана. И после ее окончания достижения тоталитаризма предстали перед всем миром во всем их ужасающем многообразии. То, что раньше наполняло душу немца чувством гордости - национальная принадлежность - после Нюрнберга стало синонимом позора. Денацификация формировала комплекс коллективной вины, то есть вины каждого за то, что происходило в Освенциме и Варшавском гетто. Естественное для человека чувство национальной идентичности оказалось вытесненным, ибо оно стало одновременно вызывать в памяти преступления нацизма. Интересен факт, что в ГДР, где этот вопрос не был столь актуален, поскольку гражданам там был предложен иной вариант идентичности - не по национальному, а по идеологическому признаку, эти проблемы сейчас проявляют себя наиболее остро прежде всего в росте правого экстремизма. Не избежали его и западные федеральные земли.125 В настоящее время вопрос о том, какое место занимает в истории Германии ее национал-социалистическое прошлое, является, пожалуй, самым актуальным в методологии анализа политической культуры, что наглядно проиллюстрировала дискуссия, известная как "спор историков" и бывшая предметом нашего
125 См. Jesse Е., Mitter, A. (Hrsg) Die Gestaltung der deutschen Einheit. Geschichte-Politik-Gesellschaft Bonn, Bundeszentrale fuer Politische Bildung. 1992. рассмотрения в последней главе. Не столько интересен сам дискуссионный материал, сколько та реакция общественного мнения на саму тему национал-социализма, любая попытка ревизии которой рассматривается как опасный нравственный релятивизм. Не безразлична эта тема и для России, так как после прекращения СССР своего существования и видимым уходом коммунизма с политической арены, возникают вполне реальные трудностью, связанные с определением человеком своего политического места. Групповая идентификация по идеологическому признаку вряд ли на сегодняшний день возможна, а проблема преодоления разобщенности и устранения из общественного сознания настроения "все рухнуло" становится все более и более актуальной. Поэтому неудивительны симпатии большой доли электората к политическим группам, лидеры которых предлагают решения проблем, учитывая - сознательно или нет - особенности гражданской политической культуры, формировавшейся несколько десятилетий, тоталитарной политической культуры, предлагющей легкое решение тяжелых проблем, успех которых зависит только от силы удара, который будет по ним нанесен. Необходимо тщательное и беспристрастное изучение политической культуры современной России, потому что нельзя полностью исключать вариант, когда в один прекрасный день все мы вдруг окажемся под началом личности, которая действительно будет решать все проблемы предельно просто. Благо опыт такого решения у нас уже есть, можно вспомнить крылатое "Есть человек - есть проблема, нет человека - нет проблемы". Только действенные механизмы политической пропаганды и агитации способны в настоящее время создать такую политическую среду, которая сможет противостоять демагогии и популизму.
Список научной литературыЕльников, С. В., диссертация по теме "Политическая культура и идеология"
1. Абуш А. Ложный путь одной нации. М., Прогресс, 1962.у2. Амелин В.Н. Формирование новой политической культуры: эмпирический подход. Научный коммунизм, 11/1989.
2. Анисимов С. Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М., 1988. 255 стр.
3. Антонов М.Ф. Ложные маяки и вечные истины. М., Современник, 1991. 302 стр.
4. Барт Р. Семиология и градостроительство. Современная архитектура 11/1971.
5. Барыкин И. Н. Социальная база крайне правых движений в Западной Европе. Л., 1990. 152 стр.
6. Бачо Я. Что происходило за кулисами. М., Политиздат. 1971
7. Бессонов В.Н. Фашизм: идеология и политика. М., Наука. 1985
8. Блажанов Е.А. Зрелость сознания. О формировании политической культуры молодежи. Московский рабочий, 1987.
9. Бланк А.С. Идеология германского фашизма. Вологда, 1974. 124 стр.1.. Бланк А.С. Старый и новый фашзм: политико-социальные очерки М., 1982.
10. Бланк А.С. Из истории раннего фашизма в Германии. М., Наука, 1978. 208 стр.
11. Бубер М. Беседы о еврействе. Декоративное искусство N1/1991.
12. Буева Л.П. Человеческий фактор: новое мышление и новое действие. М., Знание, 1988, серия "Философия".
13. В человеческом измерении (сборник статей). М., Политиздат. 1989.
14. Вебер М. Харизматическое господство. Социологические исследования, N5/1988.
15. Вентури Р. Архитектура как пространство. Современная архитектура, N5/1968.
16. Вишневский Ю.Р. Подлинное и мнимое единство культуры. М., Знание 1974. 64 стр.19. Власть. М., Мысль, 1989.
17. Военные архивы России, выпуск 1. 1993.
18. Волков Ф.Д. За кулисами II мировой войны. М., Мысль, 1985, 304 стр.
19. Гейне Г. Стихотворения. Поэмы. Проза. М., Художественная литература, 1971.1. V/
20. Гринстайн Ф.И. Личность и политика. Социально-политические науки, N10/1991.
21. Галкин А.А. Фашистский идейный синдром: генезис германского варианта. Вопросы философии, 11/1985.
22. Галкин, А. А. Германский фашизм. М., Мысль. 1989. 350 стр.
23. Германская история в новое и новейшее время М., Наука 1970 2 т.
24. Геббельс, Й. Последние записи. Смоленск, издательство "Русич", 1993. 412 стр.
25. Драгунский Д.В, ЦымбурскийВ.Л. Генотип европейской цивилизации. Полис, N 1/1991.
26. Давидович В.Е, Жданов Ю.А. Сущность культуры. Ростов, 1979. 263 стр.
27. Деларю Ж. История гестапо. Смоленск, издательство "Русич", 1993. 412 стр.
28. Джрназян Л.Н. Культ и раболепие. Социологические исследования, N5/1988.
29. Джилас М. Лицо тоталитаризма. М., Новости, 1992. 539 стр. .
30. Ежегодник Германской истории 1988. М., Наука 1991. 232 стр.
31. Жилев Ж. Фашизм: тоталитарное государство. М., Новости, 1991.У
32. Идеологический процесс и воспитание личности (сборник статей). М., Прогресс, 1980. 327 стр.
33. Ионин Л.Г. Фашизм патология истории. Социологические исследования, N4/1986.
34. История фашизма в Западной Европе М., Наука, 1978. 915 стр.
35. Историко философский ежегодник 89 М., Наука., 1989. 370 стр.
36. История политической мысли и современность. М., Наука, 1988.
37. Крамник В.В. Социально-психологические механизмы политической власти. Л., 1991. 158 стр.
38. Кругликов В.А. Образ "Человека культуры". М., Наука, 1988. 150 стр.
39. Казюченко, Владим. Александр. Германский социал-шовинизм и центризм в годы I мировой войны. М., 1948.
40. Камю А. Бунтующий человек. М., 1990. 415 стр.
41. Канетти Э. Человек нашего столетия. М., Прогресс, 1990. 475 стр.45У Кейзеров Н.М. О соотношении гражданской и политической культур. Социально политические науки, N7/1991.
42. Кейзеров Н.М. Политическая и правовая культура. Москва, 1983.
43. Коган Л.Н. Теория культуры. Екатеринбург, 1993.
44. Коган JI.H, Вишневский Ю.Р. Очерки теории социалистической культуры. Свердловск, 1972.49.u Коган JI.H. Политическая культура развитого социализма: проблемы и опыт. Свердловск, 1982. 173 стр.
45. Коган JI.H. Всестороннее развитие личности и культура М., 1981. 63 стр.51. у Коган JI.H., Иовчук М.Т. Современная социалистическая культура: исторический опыт и современные проблемы. М., 1979. 208 стр.
46. Коган Л.Н.,Сесюнина И.Б. Духовное воспроизводство: методологические и социологические проблемы. Томск, 1986. 156 стр.
47. Коган Л.Н., Ханова О.В. Культура в условиях НТР. Саратов, 1981. 151 стр.
48. Культура в диалоге. Екатеринбург, 1992. 372 стр.
49. Культура и развитие человека. Киев, 1989. 319 стр.
50. Культура и ценности. Тверь, 1992. 152 стр.
51. Культура и цивилизация. Саранск, 1989.
52. Культура, человек и картина мира. М., Наука, 1987. 350 стр.
53. Культурная среда и духовное формирование личности. Ташкент, 1981. 156 стр.
54. Лузан А.А. Политическая жизнь общества: вопросы теории. Киев, ВШ 1989.
55. Лукин Ю.А. Идеология и художественная культура. Москва, 1982. 247 стр.
56. Малахов B.C. Русская духовность и немецкая ученость. Вопросы философии, N5/1993.
57. Меринг Ф. История Германии с конца средних веков. М., 1924.
58. Меджорян JI.А. Геополитика на службе военных авантюр. М., Международные отношения, 1974.
59. Духовная культура и развитие личности в современном обществе. Кишинев, 1977. 151 стр.
60. Межуев В.М. Культура и история. М., Политиздат, 1977. 199 стр.67.^ Минюшев Ф.И. Феномен социалистической личности. М., изд-во МГУ, 1985. 188 стр.
61. Национально-этнические аспекты социального развития. Владикавказ, 1991.
62. Ницше Фр. Сочинения в 2-х томах. М., Мысль. 1989.
63. Норден А. Уроки германской истории. М., Политиздат, 1948.
64. Носенко Вл., Рогов С. Осторожно: провокация! Кому нужны черносотенные мифы. Огонек, 23/1988.
65. Нуйкин, А. Революция и совесть. Приватные размышления о корнях сталинизма. Урал, 10/1990.
66. Нюрнбергский процесс над главными немецкими военными преступниками, т.1 7 М., 1957 - 1961.
67. Общественное сознание и его формы М., Политиздат, 1986. 368 стр.
68. Овсяный И.Д. Тайна, в которой война рождалась. М., Политиздат, 1975. 384 стр.76У Ожегов Ю.П. Наша политическая культура. Молодой коммунист, N5/1984.
69. Оруэлл, Джордж "1984" М., Прогресс, 1989. 378 стр.78У Природа тоталитарной власти. Материалы круглого стола. Социологические исследования, N5/1989.
70. Проблема человека в Западной философии. М., Прогресс, 1988. 546 стр.ч/
71. Проблемы российской ментальности. Материалы круглого стола. Вопросы философии, N1/1994.
72. Проблемы изучения русской философиии культуры. Материалы круглого стола. Вопросы философии, N9/1988.
73. Проблемы философии культуры. М., Мысль, 1984. 325 стр.
74. Пикер, Г. Застольные разговоры Гитлера. Смоленск, издательство "Русич", 1993. 450стр.
75. Плахов В.Д. Традиции и общество: опыт философско-социо-логического исследования. М., 1982. 220 стр.
76. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М., Наука, 1979.
77. Погружение в трясину. М., Прогресс, 1991. 704 стр.87. ^ Политические науки и политическая практика. М., Наука 1984.88У Политика и культура. Сборник научных трудов. Свердловск, 1991. 144 стр.
78. Политическая культура личности: проблемы формирования. М., Знание, 1982, 63 стр.
79. Политическая культура молодежи: вопросы теории и методологии исследования. М., ВКШ, 1986, 139 стр.
80. Политология: энциклопедический словарь. М., изд. МГУ, 1993, 432 стр.
81. Личность при социализме/по материалам симпозиума "Личность в социалистическом и капиталистическом обществе". М., Наука, 1968, 259 стр.
82. Поппер К. Открытое общество и его враги. М., Культурная инициатива, 1992.
83. Посттоталитаризм: власть, культура, права человека. Материалы межреспубликанской научной конференции
84. Культурное пространство посттоталитарного общества". Екатеринбург, 1992.
85. Рассел Э. Проклятие свастики. М., Политиздат. 1954.
86. Расторгуев В.Н. Социальное познание и политическая культура. Тверь, 1990. 123 стр.
87. Расы и расизм: история и современность. М., Наука, 1991.
88. Розанов Г.Л. Германия под властью фашизма. М., Политиздат. 1964.
89. Россия и Германия: опыт философского диалога. Немецкий Культурный Центр им.Гете, издательство "Медиум". М., 1993.
90. Рохшмир П.П. Происхождение фашизма. М., Мысль, 1981.180 стр.j
91. Рубцов А. Архитектура в системе искусств. 1981. Искусство, N3/1981.
92. Самосознание европейской культуры XX века М., Политиздат, 1991. 366 стр.
93. Сартр Ж-П. Размыщления о еврейском вопросе. Декоративное искусство, N11/1991.
94. Сверчкова Л.П. Субъект духовного произвоства (методологический анализ). Ленинград, 1988. 127 стр.
95. Скоробогацкий В.В. По ту сторону марксизма. Свердловск, 1991. 270 стр.
96. Славяно германские отношения М., Наука, 1964. 295 стр.
97. Современная буржуазная философия и религия. М., Политиздат, 1977. 375 стр.
98. Сумерки богов М., Политиздат, 1989. 398 стр.
99. Тасалов В.И. Очерк эстетических идей капиталистического общества. М., Искусство, 1979.
100. Тишков В.А. Социальное и национальное в историко-антро-пологической перспективе. Вопросы философии, N12/1990.1. Vi
101. Тоталитаризм как исторический феномен. М., 1989. 395 стр.
102. Фриш М. Листки из вещевого мешка. М., Прогресс, 1987. 320 стр.
103. Фромм Э. Адольф Гитлер-классический случай некрофилии. М., ВШ, 1992. 143 стр.
104. Фест И. Гитлер (биографическое исследование), 3 т. Пермь, издательство Культурного Центра "Алетейа" 1993.
105. Филатов М.Н. Нацистские мифы вчера и сегодня. Критика литературно политических спекуляций нацизма и неонацизма. Алма - Ата, 1978.
106. Философия власти. М., 1993. 271 стр.
107. Философия, религия, культура. М., Наука, 1982. 395 стр.
108. Философия, политика, культура, (по материалам междунароной научно теоретической конференции). М., Наука, 1983. 72 стр.
109. Квинтэссенция-1992. (философский альманах). М., Политиздат, 1992. 400 стр.
110. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. М., ВШ, 1991. 192 стр.
111. Хайек А.Ф. Дорога к рабству. Вопросы философии, NN 10,11,12/1990.
112. Ципко А. Насилие лжи, или как заблудился призрак. М.,1. Политиздат .1991. v
113. Шапко В.Т. Политическая культура как социальныйфеномен. Диссертация на соискание степени кандидатафилософских наук. Свердловск, 1987. V
114. Шегорцов В.А. Политическая культура: модели и реальность. Москва, 1990.
115. Шелленберг В. Мемуары. М., Прометей, 1991.
116. Шестопал Е.Б. Личность и политика. Москва, Политиздат. 1988.
117. Ширер У. Взлет и падение III Рейха., в 2-х т. М., Прогресс, 1991.
118. Шикин Ю.М. Социальное единство и тоталитарное общество. Л., 1981. 48 стр.
119. Шопенгауэр А. Избранные произведения. М., Просвещение, 1993. 479 стр.
120. Шпенглер О. Закат Европы М., Мысль, 1993. 663 стр.
121. Штайнгаус К. Возрождение великой державы? К проблеме преемственности старого и нового германского империализма. М., Прогресс, 1981. 142 стр.
122. Эрн В.Ф. Сочинения М., "Правда", 1991. 575 стр.
123. Якимович А.К. Тоталитаризм и независимая культура. Вопросы философии, N11/1991.134. 134.Adorno T.W. Eingriffe. Neun kritische Modelle. 1963, 175s. Suhrkamp Verlag.
124. Almond G., Verba S., The Civic Culture. Political Attitudes and Democracy in Five Nation. Princeton, 1963.
125. Arendt H. Elemente und Urspriinge totaler Herrschaft. Frankfurt am Main, 1955.
126. Bauman Z. Das Jahrhundert der Lager. Neue Gesell-schaft/Frankfurter Hefte, 1/1994.
127. Behl W. Deutsche Geschichte in Stichworten. Ferdinand Hirt Verlag, 1940. 224s.
128. Benz W. Die Juden in Dritten Reich 1933-45. Leben unter nationalsozialistischer Herrschaft. Munchen.1988.
129. Berg-Schlosser D. Politische Kultur. Eine neue Dimension politikwissenschaftlichen. Analyse. Miinchen, 1972.
130. Berg-Schlosser D., Stammen T. Einftirung in die Politik wissenschaft. C.H.Beck Verlag Miinchen, 1992.
131. Berg-Schlosser D., Schissler J. Politische Kultur in Deutschland: Bilanz und Perspektive einer Forschung. Opladen, 1987.
132. Bergmann W. (Hrsg) Antisemitismus in der politischen Kultur nach 1945. Westdeutscher Verlag, 1993.
133. Bohleber W. Das Fortwirken des Nastionalsozialismus in der zweiten und dritten Generation nach Auschwiz. Babylon 7/1990.
134. Borgese G.A. Der Marsch des Faschismus. Amsterdam, 1938
135. Bracher K.D. Die totalitare Erfahrung. Miinchen, 1987.
136. Bracher K.D. Zeitgeschichtliche Kontroversen um Faschismus, Totalitarismus, Demokratie. Miinchen, 1976.
137. Broszat M. Nach Hitler. Der schwierige Umgang mit unserer Geschichte. Graml-Henke Verlag. Miinchen, 1987.
138. Bude H. Bilanz der Nachfolge. Die Bundesrepublik und Nationalsozialismus. Suhrkamp Verlag. Frankfurt am Main, 1992. 125s.
139. Dahrendorf R. Gesellschaft und Demokratie in Deutschland. Miinchen, 1965.
140. Deutschland 1933 1945. Neue Studien zur national-sozialistischen Herrschaft. Bundeszentrale fur politische Bildung. Bonn, 1992.
141. Die deutsche Litheratur im Dritten Reich. Themen, Tradi-tionen, Wirkungen. Stuttgart, 1976.
142. Diner D. 1st der Nationalsozalismus Geschichte? Zu Histo-risierung und Historikerstreit. Fischer Taschenbuch Verlag, 1990. 309s.
143. Evans R.J. Im Schatten Hitlers? Suhrkamp Verlag. Frankfurt am Main, 1991. 283s.
144. Fest J. Die geschuldete Erinnerung. Frankfurter Allgemeine Zeitung von 29.08.1986
145. Friedrich C.J.,Brzezinski, Z. Totalitarian Dictatorship and Autocracy. Cambridge, 1956.
146. Geiss I. Geschichte des Rassismus. Frankfurt am Main. 1988.
147. Geschchtswende? Entsorgungsversuche zur deutschen Geschichte. Dreisam Verlag Freiburg/Bremen, 1987. 170s.
148. Geschichte des Natonalsozialismus. Dokumente. Oldenburg Verlag, 1979.
149. Glaser H. Kleine Kulturgeschichte der Bundesrepublik Deutschland 45 89. Bonn, Bundeszentrale fur Politische Bildung, 1991 528s.
150. Gramml H. Reichskristallnacht. Antisemitismus und Ju-denvefolgung im Dritten Reich. Mtinchen, 1988.
151. Greiffenhagen M. Das Dilemma des Konservatismus in Deutschland. Suhrkamp Verlag Frankfurt am Main, 1986. 437s.
152. Greiffenhagen M., Greiffenhagen S. Ein schwieriges Vaterland. Zur politischen Kultur Deutschlands. List Verlag Munchen 1979, 442s.
153. Habermas J. Eine Art Schadensabwicklung. Die apologetische Tendenzen in der deutschen Zeitgeschichtschreibung. 1986 Die Zeit 11. Juli 1986.
154. Habermas J. Die nachholende Revolution. Kleine Politische Schriften. Suhrkamp Verlag Franfurt am Main, 1990. 225s.
155. Haffner S. Anmerkungen zu Hitler. Kindler Verlag Mtinchen, 1978. 204s.
156. Heyer K. Wesen und Wollen des Nationalsozialismus. Perseus Verlag. Basel, 1991. 438s.
157. Hildegard B. Die Kunstpolitik des Nationalsoziaismus. Reinbeck Verlag, 1963.
158. Historikerstreit. Die Dokumentation der Kontroverse um die Einzigartigkeit der nationalsozialistischen Judenvernichtung. Piper Verlag. Munchen, 1987. 397s.
159. Hitler A. Mein Kampf. Munchen, 1936.
160. Holtmann. Politiklexicon. R.Oldenburg Verlag. 1994, 742s.
161. Jaspers K. Die Schuldfrage. Mainz. 1951.
162. Jesse E., Mitter A. (Hrsg) Die Gestaltung der deutschen Einheit. Geschichte-Politik-Gesellschaft Bonn, Bundeszentrale fur Politische Bildung. 1992. 448s.
163. Junssen-Jurreit M. (Hrsg). Lieben Sie Deutschland? Gefuhle zur Lage der Nation. Piper Verlag, Munchen, Zurich. 1985.
164. Klonne A. Die Jugend und ihre Organisation im Dritten Reich. Hannover/Frankfurt am Main, 1956.
165. Kofler L. Zur Dialektik der Kultur. Makol Verlag, Frankfurt am Main, 1972. 228s.
166. Lozek G. Der Streit geht weiter. Zeitschrift fur Geschichtswissenschaften. 1/1988.
167. Meier Ch. Verurteilen und Verstehen. An einem Wendepunkt deutscher Geschichtserinnerung. Frankfurter Allgemeine Zeitung, 28.06.1986.
168. Meinecke Fr. Die deutsche Katastrophe. Betrachtungen und Eriennerungen. Eberhard Brockhaus Verlag. Wiesbaden, 1946. 178s.
169. Der Natonalsozialismus. Informatonen zur politischen Bildung. Bundeszentrale fur Politische Bildung. Bonn, 1991.
170. Neubeginn und Wiederaufbau. 1945-1949. Bundeszentrale fiir Politische Bildung. Bonn, 1979 .
171. Niedhart G., Reisenberger D. Lernen aus dem Krieg? Deutsche Nachkriegszeiten 1918/1945. Oscar Beck Verlag. Munchen, 1992. 448s.
172. Niethammer L. (Hrsg) Lebenserfahrung und kollektives Gedachtniss. Suhrkamp Verlag. Frankfurt am Main, 1985.
173. Nohlen D. (Hrsg). Worterbuch Staat und Politik. R. Piper GmbH & Co. 1991. 822s.
174. Nolte E. Die Krise des liberalen Systems und die Faschis-tischen Bewegungen. Mtinchen. 1968.
175. Nolte E. Der Faschismus in seiner Epoche. Oldenburg Verlag. Mtinchen, 1987.
176. Nolte E. Der europhaische Burgerkrieg 1917-45. Frankfurt am Main/Berlin, 1987.
177. Nolte E. Vergangenheit, die nicht vergehen will. Frankfurter Allgemeine Zeitung, 06.06.1986.
178. Nolte E. Zwischen Geschichtslegende und Revisionismus? Frankfurter Allgemeine Zeitung, 21.06.1980.
179. Nolte: Ich warne von einem Mythos. Die Welt, 23.09.1987.
180. Patzold K. Wo der Weg nach Auchwiz begann. Der deutsche Antisemitismus und Massenmord an den europhaischen Juden. Blatter fur deutsche und internationale Politik, 2/1987.
181. Pitsch I. Das Theater als politisch-publizistische Fiirungsmittel im Dritten Reich. Munster, 1952.
182. Prinz M., Zittelman R. Nationalsozialismus und Moder-nisierung. Darmstadt, 1991.
183. Probst L. Krise der Demokratie und Suche nach nationaler Identitaet. // Neue Gesellschaft/Frankfurter Hefte, 3/1994.
184. Professor Nolte: Hitler war ein europhaische Phanomen. Die Welt, 21.09.1987.
185. Rauschning H. Die Revolution des Nihilismus. Kulisse und Wirklichkeit im Dritten Reich. Zurich/New York, 1938.
186. Reich W. Die Massenpsychologie des Faschismus. Fischer Verlag, 1977. 352s.
187. Reichel P. Der schone Schein des Dritten Reiches. Faszination und Gewalt des Faschismus. Miinchen, Wien, 1991.
188. Saage R. Arbeiterbewegung, Faschismus, Neokonservatismus. Suhrkamp Verlag. Frankfurt am Main, 1987. 272s.
189. Schlangen W. Die Totalitarismus-Theorie. Entwicklung und Probleme. Stuttgart, 1976.
190. Schuler D. Zu spat? Bilder vom Verschwinden der Geschichte. Neue Gesellschaft/Frankfurter Hefte, 1/1994.
191. Skulptur und Macht. Figurative Plastik in Deutschland in 30r und 40-r Jahre. Akademuie der Kunst Verlag. Berlin, 1983.
192. Sontheimer K. Deutschlands Politische Kultur. Piper Verlag. Munchen/Zurich, 1990. 190s.
193. Stichworte zur Geistigen Situation der Zeit.Bd.l Nation und Republik. Suhrkamp Verlag. Frankfurt am Main, 1979. 440s.
194. Stichworte zur Geistigen Situation der Zeit Bd.2 Politik und Kultur. Suhrkamp Verlag. Frankfurt am Main, 1979. 440s.
195. Strauss H., Kampe N. Antisemitismus. Von der Juden-feindschaft zum Holocaust. Bonn. 1985.
196. Sturmer M. Geschichte in geschichtslosem Land. Frankfurter Allgemeine Zeitung, 25.04.1986.
197. Thieben L. Das Ratsel des Judentums. Perseus Verlag. Basel,1991. 257s.
198. Uwe D.A. Judenpolitik im Dritten Reich. Dusseldorf, 1972.
199. Wagner R. Kunst und Revolution. Gesamte Schriften, Bd.3, s.194.
200. Walser M. Uber Deutschland reden. Suhrkamp Verlag, Frankfurt am Main, 1988. 102s.
201. Weiland R.H.Freyer und die Weimarisierung der Bundesrepublik. Neue Gesellschaft/Frankfurter Hefte 12/1993.
202. Vermeil E. The Origin, Nature and Development of German Nationalist Ideology in the 19th and 20th Centuries. New York, 1979, p.6.
203. Wulf J. Die bildenden Ktinste im Dritten Reich. Munchen, 1983.
204. Zerstorung des moralischen Selbstbewusstseins: Chance oder Gefahrdung? Suhrkamp Verlag. Frankfurt am Main, 1988. 310s.