автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.04
диссертация на тему: Политическая пассионарность как предмет современной социологии
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата социологических наук Ефремов, Георгий Георгиевич
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАССИОНАРНОСТЬ КАК АТРИБУТ
СОЦИАЛЬНОЙДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ.
1.1. Власть и политическая пассионарность.
1.2. Сегментарный анализ политической пассионарности.
1.3. Бинарные оппозиции в политической пассионарности.
1.4. Опыт классификаций политической пассионарности.
ГЛАВА 2. КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ ЯВЛЕНИЯ
ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАССИОНАРНОСТИ.
2.1. Социальные кризисы как условие проявления политической пассионарности.
2.2. Общественный контекст пассионариев.
2.3. Личностная детерминация пассионариев.
2.4. Политическая пассионарность и институциональность.
Введение диссертации2001 год, автореферат по социологии, Ефремов, Георгий Георгиевич
Актуальность темы исследования. Несмотря на то, что политическая пассионарность получила свою понятийную оформленность относительно недавно, константное существование данного феномена является очевидным фактом исторической реальности. Мы можем говорить о различных модусах его проявления. Несмотря на то, что политическая пассионарность нашла свое освещение в трудах классиков философии и современных исследователей, многие вопросы остаются непроясненными, а большинство теоретических разработок отличаются фрагментарностью и незавершенностью. Современное общество во всей полноте ощущает собственную детеминированность со стороны пассионарных субъектов, однако характер этой детерминированности и механизмы пассионарного влияния не до конца исследованы. Можно констатировать возрастающую роль пассионариев, избравших своим поприщем сферу политической деятельности.
Среди различных аспектов пассионарности политическая пассионарность, особенно пассионарность в институциональных рамках, занимает особое положение. Дело не в какой-то иной природе политической пассионарности по сравнению с другими ее типами; данная разновидность пассионарности гораздо более заметна, навязчива, гораздо более значима. Внутри каждого этноса политическая пассионарность выполняет системообразующие функции, формируя саму основу общественных отношений.
Выбор темы диссертационного исследования обусловлен кроме того представлением о доминировании бихевиориальных установок пассионариев над формализмом социальной институциональности. Социальный институт неизбежно содержит в себе некую декларативность, апелляцию к нормативной идеальности как правило удаленной от социальной эмпирии. Одновременно политическая пассионарность превосходит предписанную демаркационность институциональности, изменяя априорную идею социального института, внося коррекции в его функционирование. Кроме того, пассионарный детерминизм охватывает и широкое внеинституциональное пространство. Закономерна интеграция пассионариев во властные структуры, вытеснение из них субъектов не наделенных пассионарностью.
Обосновывая тему диссертационной работы, автор считает необходимым обратить внимание на первичную, неизменную значимость всего круга вопросов, имеющих отношение к проблемам политической пассионарности. Тем более, что трансформация современного общества, изменение его структур, обретение им новых и утрата старых качеств проблематизирует и тему пассионарности.
Постулируемое диссертантом актуальность включает в себя и теоретико-методологическое измерение, связанное с насущной протребностью исследования заявленной проблемы средствами инструментария современной геманитаристики. Сегодня очевидно, что традиционные подходы во многом утратили свою адекватность и лишены способности релевантной репрезентации феномена пассионарности.
Степень научной разработанности проблемы. Философские интуиции в отношении политической пассионарности имеют давнюю традицию. Первичные попытки осмысления этой проблемы обнаруживают себя еще в философии Древнего Востока (конфуцианское учение о «благородном муже»). В античности с разработкой аналогичных идей выступили Платон и Аристотель.
Мощный толчок тема пассионарности получила в новоевропейской социально-философской мысли. Среди авторов наиболее серьезных концептуализаций можно отметить Т.Гоббса, Дж.Вико, Н.Макиавелли, Ш.Монтескье, представителей немецкой классической философии, а также О.Шпенглера, А.Тойнби, Х.Ортегу - и - Гассета, М.Вебера, Н.Бердяева, Н.Данилевского, К.Леонтьева.
В своей работе диссертант опирался на фундаментальные работы А.С.Панарина, В.М.Межуева, С.С.Неритиной, Л.Н.Гумилева, В.С.Нерсесянса.
Отдельные аспекты проблем политической пассионарности затрагивались в исследованиях Л.Козера, Т.Парсонса, Д.Белла, А.Дугина, К.Поппера, В.Шубарта, Р.Пайпса и других видных мыслителей.
Существенным недостатком диссертант считает устоявшуюся традицию, заключающуюся в стремлении редуцировать политическую пассионарность исключительно к политическому пассионарийству. Но, несмотря на это, он не посчитал себя вправе игнорировать соответствующие разработки. Наиболее интересными ему предстваляются труды Р.Стогдилла, Дж.Пейджа, Мак-Грегора, Б.Келлермана, М.Риджея, Р.Такера, С.Хантингтона.
Следует отметить и сформировавшуюся традицию негативной оценки политической пассионарности, имеющую столь же глубокие корни как апологетика последней, так и позитивистский подход к ней. Основателем данной традиции мы склонны считать Лао-Цзы. Наиболее интересными представителями этой традиции являются многие отечественные мыслители, констатирующие аморализм политики как таковой (Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевкий и некоторые другие).
Исследования проблемы политической пассионарности не позволяет выводить за скобки тех авторов, которые сосредоточены на изучении элитаристской проблематики, поскольку политическая пассионарность во многом тождественно политической элитарности. Проблемы политических элит в своих работах затрагивали Г.Моска, Парето, Р.Михельс, Г.Лассуэл,
А.Эциони, Т.Дай, Л.Фройнд, Р.Арон, Э Гидденс, Д. Рисмен, У.Корнхаузер, Р.Миллс, А.Турен, А.Гоулднер, Р Сельди, У. Хоффманн-Ланге, К. Монгейм, М.Джилас, Дж. Конрад, М.Восленский, Ж.Желев.
Цель диссертационного исследования состоит во всестороннем иссдеждовании феномена политической пассионарности как константы общественного континуума, его сущностных характеристик, взаимосвязи с социальной конткстуальностью, а также продуктивные и контрпродуктивные последствия политико-пассионарных устремлений, их ситуативная обусловленность. Достижение обозначенной цели предусматривает непременное решение следующих основных задач: эксплицировать понятие политической пассионарности, выявить ее телеологию, установить характер взаимодействия власти и пассионарного субъекта, установить парадигмы политической пассионарности; осуществить сегментарный анализ политической пассионарности, прояснить конститутивную специфику ее отдельных элеменотов, конкретизировать их операциональность с точки зрения социальной практики; интерпретировать феномен политической пассионарности как систему бинарных оппозиций, исследовать существующие дихитомии, определить характер амбивалентности пассионариев; дать концептуальное осмысление явлению политической пассионарности, осуществить компаративистский анализ существующих воззрений в этой области; исследовать политико-пассионарные проявления в условиях социального кризиса, установить креативные возможности пассионариев с точки зрения их влияния на снижение или повышение уровня социальной энтропии; рассмотреть общественную контекстуальность политической пассионарности, выявить содержание взаимной детерминированности пассионарного субъекта и социума; изучить личностный аспект политической пассионарности, осуществить типологию политико-пассионарной личности; рассмотреть проблему соотнесенности политических пассионариев и социальных институтов, проблематизировать институциональный контекст пассионарности.
Методологической основой исследования является эвристика социальной философии, социологии и других социальных наук. Диссертант использовал методы философской рефлексии, логического анализа, феноменологии, качественной социологии, конкретно-социологических исследований. В работе содержится обширный социально-эмпирический материал, позволивший достигнуть дополнительные познавательные возможности. Автор использовал концепты современной социологии, политологии, политической философии, исторического и философско-исторического вокабуляра.
Научная новизна работы состоит в следующем: исследован феномен власти как продукт политической пассионарности; осуществлена деконструкция явления политической пассионарности, выявлено его сегментарное содержание; реализовано выделение бинарных оппозиций и экспликация характера поливалентности политической пассионарности; предпринята попытка классификации различных проявлений политической пассионарности, что обусловило не только ее новое понимание, но и расширило представление о способах объективации таковой; продемонстрировано проявление политической пассионарности в ситуации социального кризиса, представлены основные схемы пассионарных поведенческих моделей в условиях кризисной контексту ал ьности; осуществлено решение задачи, связанной с выявлением характера взаимодействия пассионарных субъектов и общества в целом; установлены общие правила личностной детерминации пассионарности; проанализирована специфика и осуществлена репрезентация характера сосуществования политических пассионариев и социальных институтов.
Исходя из указанных пунктов новизны, на защиту выносятся следующие основные тезисы:
1 .В современной социологии присутствует насущная необходимость мониторинга всех многообразных проявлений политической пассионарности. Оценка такого рода пассионарности не должна ограничиваться простым сбором и обработкой эмпирических данных. Она нуждается в концептуальном осмыслении и фундаментальных теоретических выводах.
2. В значительной степени трудности, связанные с понятийной экспликацией пассионарности обусловлены факторами лингвистического характера, полиэквивалентностью и полисемантичнотью понятия пассионарности. В различных языковых традициях как правило артикулируется ограниченное количество признаков пассионарности.
3. Как продемонстрировало проведенное социологическое исследование, феномен пассионарности не всегда обнаруживает свою статусную или институциональную объективацию. Подобная объективация может выступать не результатом пассионарной активности в политике, а следствием сохранения инерционных тенденций.
4. Политическая пассионарность имеет ярко выраженную ситуативно-эмпирическую обусловленность, что позволяет осуществить экспликацию детерминант социального порядка. Социальный контекст способен усиливать или ослаблять проявления пассионарных устремлений.
5. Политическая пассионарность авансируется через систему социальных ожиданий, социальный «заказ», коммуникативную обусловленность. Изменения общественных настроений способны повлиять на смену пассионарных «волн», вызвать их «отливы» или «приливы». В связи с этим одна из приоритетных задач современной социологии заключается в разработку параметров политико-пассионарной активности.
Теоретическая и практическая значимость исследования.
Материалы диссертационного исследования содержит в себе репрезентативные социологические данные, концептуально осмысленные и логически структурированные. Полученные результаты могут найти свое применение как собственно в социологической науке, так и быть использованы в практической плоскости и, прежде всего, в управленческой сфере. Настоящее исследование может быть положено в основу учебных, специальных и факультативных курсов по социологии.
Апробация диссертации. Основное содержание и выводы диссертации изложены в четырех публикациях, общим объемом 2,3 п.л.
Отдельные положения диссертационного исследования были использованы при разработке спецкурса по социологии в Касловодском университете Академии оборонных отраслей промышленности Российской
Федерации.
Отдельные результаты работы докладывались и были обсуждены на ряде межвузовских и внутривузовских методологических семинарах. Диссертация рекомендована к защите на заседании кафедры социологии и политологии Кисловодского университета Академии оборонных отраслей промышленности Российской Федерации.
Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, содержащих 8 параграфов, заключения, примечаний, приложений и библиографии.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Политическая пассионарность как предмет современной социологии"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В течение нескольких последних десятилетий взгляды на политическая пассионарность начали меняться. Это произошло потому, что изменилась сама роль пассионарности в результате более пристального внимания к социальному и экономическому развитию в современном мире; к тому же на пассионарность стали смотреть более позитивно, более конструктивно, чем в прошлом. Взгляды на пассионарность - хотя и медленно - меняются также благодаря тщательному исследованию воздействия пассионариев, в результате чего традиционная дихотомия «героев» и «ординарных личностей» стала менее реальной, как и дихотомия уверовавших в теорию «великих людей» и тех, кто утверждает, что «пассионарии не значат ничего».
Но, может быть, самое большое изменение обусловлено фактом, что в наших обществах пассионарность стало связываться прежде всего с улучшением социальных и экономических условий. Конечно, эта роль пассионарности не является ни целиком новой, ни совершенно исключительной. И в прошлом правителям приходилось заниматься экономикой и социальной сферой. Но на экономическую и социальную роль пассионариев не смотрели как на одну из первых, а тем более главную из функций. Более того, роль пассионариев не рассматривалась в контексте динамичного процесса развития общества. В целом, по крайней мере для западных пассионариев, самые важные проблемы состояли в сохранении внутреннего мира и обеспечении внешней безопасности
Конечно, ни одна из этих функций не утрачена и в XX в. Международные отношения продолжают оставаться важной сферой забот многих пассионариев, причем не только в крупнейших странах. Остается чувство, что вовлеченность в мировые дела возвышает пассионария больше, чем «наблюдение» за внутриэкономическими и социальными процессами.
Хотя международные дела и внутренний порядок продолжают оставаться предметом постоянной заботы со стороны современных руководителей, они перестали быть центром внимания.
Важнее, пожалуй, что социальные и экономические проблемы почти всегда воспринимаются как источник внутреннего неблагополучия и - в немалой степени - внешних хлопот.
Но экономические и социальные проблемы находятся - не просто в центре забот пассионария; и не только в отсутствии внимания к широко понимаемому развитию - главная причина краха пассионариев. Самый узловой момент в том, что социальное и экономическое развитие рассматривается как процесс, который должен происходить непрерывно, но, принося результаты, он в то же время порождает напряженность. Она должна быть преодолена, если есть желание добиться успеха. Здесь уместно сравнение с горьким лекарством или приносящим мучение долговременным лечением, которое, в конце концов, ведет к выздоровлению. Но в отличие от многих болезней, поддающихся лечению, процесс развития сопряжен не просто с болью, а с почти нестерпимыми муками. И применительно к обществу болезнь может означать отсутствие почти любого прогресса, если избранное лечение неадекватно. Итак, проблемы социально-экономического развития напоминают проблемы медицины в том смысле, что часто они столь же неуловимы, как и болезни человеческого организма. Но поскольку «болезни» общества гораздо продолжительнее, поскольку слова типа «агония» или «коллапс» неприменимы к политическому организму, положение политических пассионариев намного сложнее, чем врачей. Появление всеобщего требования социальных и экономических перемен поставило национальных руководителей перед такими трудностями, которых никогда не было у их предшественников. Современным политическим пассионариям не приходится выбирать: осуществлять политику постоянного развития своих стран или нет; они должны проводить только такую политику, иначе им не удержаться на посту.
С почти полной уверенностью можно сказать, что изменение в главной роли пассионариев вызвало трансформацию отношения к пассионарийству, которая стала заметна в ходе последних десятилетий. Если пассионарии заняты в основном "лечением" социальных и экономических болезней и если эта роль требует постоянного руководства и управления страной, то становится просто невозможно пренебрегать пассионариям, что было характерно для многих политических теоретиков-классиков, или говорить о роли пассионария как ключевой, но исключительной, что свойственно веберовской модели власти. Напротив, пассионарность должно рассматриваться как фактор, постоянно играющий позитивную роль в развивающемся обществе. Поэтому должны быть предприняты усилия, чтобы обеспечить пассионариям выполнение роли, что включает в себя, в первую очередь, точное определение наиболее необходимых личностных качеств и наиболее эффективной институциональной поддержки.
Вполне понятно, почему в прошлом, да и сейчас, суждения о пассионариях и лидерстве были часто столь негативны. Слишком многие руководители оказывались такими тиранами и деспотами, что естественная реакция состояла в попытках ограничить их власть путем создания структур, действующих как барьер на пути посягательств на «исполнительную» власть. Согласно такому взгляду на пассионарность, основные усилия были направлены на то, чтобы разъяснить, как защититься от пассионарности, а не на то, чтобы определить, как его лучше использовать. На пассионарность смотрели, как на огонь, пожирающий все вокруг себя. И только в далеком и утопичном будущем можно было надеяться, что правители станут «королями-философами».
Анализ, сделанный Вебером, помог изменить этот подход. Рассматривая кризисные общества, немецкий социолог показал, что пассионарии могли бы стать главным звеном новой легитимности. Вебер пошел дальше теоретиков-классиков, которые признавали, что отдельные, исключительные пассионарии могли бы играть ключевую роль, помогая созданию новых государственных институтов, и что их задача - просвещать людей. Харизматический пассионарий Вебера по-настоящему строит общество. Он объединяет то, что было рассыпано на множество фрагментов и что без него таковым бы и оставалось.
Но точка зрения Вебера не полна, потому что он имел дело только с чрезвычайными, кризисными периодами, во время которых легитимность разрушается. При анализе современной ситуации следует идти дальше и рассматривать пассионарность как один из ключевых инструментов, с помощью которых общество может быть постепенно трансформировано. У такого подхода к пассионарийству не было «великих» теоретиков: Макиавелли теоретизировал о традиционном узурпаторстве, Вебер - о спасителе нации. Хорошо известные пассионарии XX в. - «добрые» и «злые» - постепенно помогли определить облик нового пассионария, для которого главное -постоянная забота о совершенствовании общества, сбалансированность долговременных перспектив и текущих проблем, сочетание технического и экономического прогресса с вниманием благосостоянию граждан.
Реалии современного пассионарности только приближаются к этому «идеальному типу». Однако его характерные черты могут быть определены, и такое определение необходимо, ибо дает возможность выявить личностные качества и типы институциональной поддержки, необходимые пассионарию в выполнении той позитивной роли, которая требуется для социального и экономического развития.
Ленин однажды сказал, что энергия рабочего класса должна быть использована для революции и что партия подобно поршню паровой машины, есть орудие, с помощью которого эта энергия может быть накоплена и даст максимальную отдачу. Подобные же слова можно отнести и к пассионарности. Требуется выявление механизмов, с помощью которых энергия пассионариев может быть наилучшим образом использована на благо человечества, нужно не столько строить дамбы или другие защитные сооружения, сколько находить методы и направления, с помощью которых ум, эмоции, все личностные качества пассионариев могут быть с выгодой использованы.
Сохраняется важность институциональных механизмов, но, во-первых, они
23 Ленин В.и.Полн. собр. соч. Т.34,С 257. нуждаются в реалистической оценке и, во-вторых, их не следовало бы использовать для блокирования действий пассионариев; они должны служить наиболее эффективному использованию ресурсов пассионариев в их воздействии на общество. Все, что окружает пассионария, должно помогать ему, а не создавать атмосферу подозрения и тревоги. Мало чего можно достигнуть, создавая препятствия и формируя институты, которые только блокируют цели пассионария.
Те, кто создают институты, должны признать и согласиться, что пассионарность необходимо, по выражению Такера, для «диагностики», для «предписания курса действий» и для «мобилизации». Институты способны служить этим целям и должны быть как можно лучше организованы для их достижения.24
Итак, институты, окружающие пассионария, должны исходить из предпосылки доверия к пассионарию, но для этого пассионарий обязан обладать требуемыми от него качествами. Платон призывал к воспитанию тех, кто имеет призвание к пассионарийству, это воспитание должно быть особым. Оно не ограничивается простой селекцией. Отбор пассионариев основывается на признании необходимости определенных качеств - интеллекта, энергии, решительности, умение работать с подчиненными и общаться с населением и, видимо, многих других. Следовательно, крайне важны более глубокие знания этих качеств, но не вообще, а применительно к конкретным ситуациям. То, что требуется от «спасителя», не обязательно иметь «новатору» или «реформатору». Мы нуждаемся в понимании личностных качеств (синдром «черт»), которые наиболее соответствуют требованиям данного пассионарности. Институциональные механизмы поддерживают, а в ряде случаев направляют активность пассионария, но ее источник - сам пассионарий. Именно через углубленное познание характерных черт этой ак
1. 24 Tucker R.O. Politics as Leadership, University ofMissuri Preee, 1981. тивности можно приблизиться к «идеальному типу» позитивного политического пассионария, который нужен современному обществу.
В таком контексте становится почти нелепо спорить о том, страны ли определяют своих пассионариев или пассионарии «формируют» свои страны. Столь же нелепы попытки определить, является пассионарий «героем» или «посредственностью». Традиционная дихотомия основывалась на утопичном желании добиться немедленных чудес. Это желание подкреплялось несколько более реалистичным описанием образа победоносного полководца, который своими деяниями обеспечивал престиж и мощь нации, прежде непостижимые.
Что касается внутренней политики, то пассионарии ставят перед собой различные цели, которые могут меняться с течением времени, в частности, потому, что влияние пассионариев зависит от степени восприимчивости населения к этим целям. Последняя, в свою очередь, обусловлена состоянием страны, условиями жизни и внешними обстоятельствами, в которых эти пассионарии действуют. Поэтому вопрос о влиянии пассионариев не может быть рассмотрен в форме резкого, дихотомного противопоставления одних пассионариев другим. Здесь существуют градации и стадии.
Оценка влияния пассионарности невозможна без детального изучения как «наклонностей» пассионариев, так и характеристик среды. Вот почему совершенно нереалистично считать, что влияние пассионариев либо «грандиозно», либо «отсутствует». Так же нереалистично полагать, что пассионарий один может определить политику и что его политика (с ее результатами) есть целиком продукт среды. Даже поверхностное наблюдение показывает, что пассионарии меняются в той степени, в какой они влияют на общество. Эта степень поддается оценке в общем. Несомненно появятся и более точные измерения, поскольку ведется тщательный сравнительный анализ специфического вклада пассионариев в общество, а именно - целей, которые они преследуют, будучи у власти. Эти цели могут быть подвергнуты сравнению, учитывая, что для анализа влияния пассионариев важно, в какой степени они стремятся к изменению статус-кво - вширь или вглубь.
Хотя на сегодня определены лишь самые общие контуры влияния пассионариев, уже ясно, что нереалистично ожидать от них значительных и непрерывных преобразований до тех пор, пока ситуация «не созрела». Пассионарии и среда связаны системным образом, поэтому оценивать следует способность пассионария при данных требованиях руководимого им общества изменить в той или иной степени характер требований, ускоряя или замедляя движение мнений в обществе.
Качество и роль индивидуального пассионария целесообразнее оценивать не по тому, насколько широки проведенные реформы, а по воздействию, которое он оказал при данной «предрасположенности» среды. Эффективные пассионарии имеются в любом типе общества, но таковыми не следует считать тех, кто выглядит «героем» и, пользуясь благоприятной обстановкой проводит политику, которая заканчивается вместе с ним, перекраивается или отвергается последующими пассионариями.
Мы должны полнее осознать. Что пассионарии в целом играют значимую, но ограниченную роль в обществе. Надо отказаться от скоропалительных и «радикальных» оценок. Необходимо заняться анализом большой группы пассионариев, пользующихся существенным влиянием, с учетом их стартовой позиции и внешних условий. В этой связи важно больше знать, прежде всего, о психологических качествах пассионариев применительно к данной ситуации. Также важно выявить институциональные механизмы, которые «оркеструют» потенциальное влияние пассионариев, помогая преобразовать цели в политические шаги, улучшая связь пассионария с населением и обратно. Вот почему детальное изучение влияния политических пассионариев, их качеств есть нечто большее, чем удовлетворение простого любопытства относительно поведения людей, руководящих миром. Эта задача прямо и неразрывно связана с попыткой обеспечить условия, в которых политическая пассионарность будет совершенствоваться из поколения в поколение.
Список научной литературыЕфремов, Георгий Георгиевич, диссертация по теме "Социальная структура, социальные институты и процессы"
1. Автономов B.C. Человек в зеркале экономической теории. М. 1993.
2. Алашеев С. Ю., Тартавская И.Н., Лапшова Е.М. Консерватизм формальных и неформальных структур.// Предприятие и рынок: динамика управления и трудовых отношений в переходный период. М.: Российская политическая энциклопедия, 1997.
3. Алексеев В.Очерки теории этноса. М., 1983.
4. Ансофф И. Стратегическое управление. М. 1989.
5. Аргументы и факты. 1997. № 50. С.7.
6. Аргументы и факты. 1998. № 9. С.2.
7. Арутюнян Ю.В. Конкретно-социологическое исследование межнациональных отношений //Вопросы философии. 1969. № 12.
8. Арутюнян Ю.В., Дробижева JI.M. Этносоциологические исследования //СОЦИС. 1981. № 1.
9. Арутюнян Ю.В., Дробижева JI.M., Кондратьев В.С , Сусоколов А.А. Этносоциология: цели, методы и некоторые результаты. М., 1984.
10. Ю.АрутюнянЮ.В. Оптимизация социально-культурных условий развития и сближения наций.Программа эгносоциологического исследования // Советская этнография. 1972. №1.11 .Бартоломью Д. Стохастические модели социальных процессов. М.:
11. Финансы и статистика, 1985.
12. Барулин B.C. Социальная философия, ч. 1,2: Учебник. М.: Изд-во МГУ. 1993.
13. Беккер Г. Экономический анализ и человеческое поведение//М., 1993.1. Т. 1.
14. Беккер Г., Восков А. Современная социологическая теория в ее преемственности и изменении. М.: Иностр. литература, 1961.
15. Бендикс Р. Современное общество /У Американская социология. -М.: Прогресс, 1972.
16. Бердяев Н.А. Философия свободы; смысл творчества. М: Правда,1989.
17. Бердяев Н.А. Царство духа н царство Кесаря, М.: Республика, 1992).
18. Бойко В.И. Опыт социологического исследования проблем народов Нижнего Амура. Новосибирск, 1973;
19. Булгаков С.Н. Философия хозяйства. М., 1990.
20. Бурдье П. Социология политики. / Сост., общ. ред. и предисл. Н.А. Шматко.М., 1993.
21. Василенко И.В. Внутренняя мобильность молодежи и ее особенности на современном этапе// "Молодежь и рынок". Волгоград, 1995.
22. Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990.
23. Вебер М. Основные понятия стратификации. // Социологические исследования. 1994. - № 5
24. Вебер М. Эмпирическая социология. // Избранное. Образ общества. -М., 1994. С.572. Миллс Ч.Р. Властвующая элита. М., 1959. С. 26 - 27.
25. Вондарчик В.К., Иванов В.Н . Браин И.Н , Белявина В.Н Изменение в быту и культуре городского населения Белоруссии. Минск, 1976;
26. Вселенский М.С. Номенклатура: Господствующий класс Советского Союза.-М., 1991.С. 205
27. Вышеславцев Б.П. Вечное в русской философии.// Философы России XIX XX столетий. М., 1995.
28. Гаджиев М. Психология поведения в экономике./Юбщество и экономика. 1997 7.
29. Гегель Г. Философская пропедевтика// Работы разных лет. Т.2. М., 1974.
30. Губогло М.Н. Развитие двуязычий в Молдавской ССР. Кишинев, 1979;
31. ГумилевЛ.Н. Этногенез и биосфера Земли. -Л. 1989. 34-Гэлбрейт Дж. Новое индустриальное общество. М., 1969, С.69.
32. Даль Т., Зиглер X. Демократия для элиты: введение в американскую политику. М., 1984, с. 71.
33. Джилас М. Новый класс.// Лицо тоталитаризма.- м, 1992. С. 123.
34. Джон П. Лендонн. Правящий класс России: характерная модель // Международный журнал социальных наук, № 3, 1993. С. 175-195.
35. Докторов Б.З. Россия в европейском социокультурном пространстве.// Социологический журнал. 1994. - № 3.
36. Дробижева Л.М. Духовная общность народов СССР. Историко-социологические очерки межнациональных отношений. М., 1982
37. Дробижева Л.М. О национальных отношениях в советском обществе // Нации и культура. М., 1987.
38. Дробижева Л.М,, Аклаев А.Р„ Коротеева В .В., Солдатова Г.У. Демократизация и образы национальной культуры. // СОЦИС, 1992,№2.
39. Дюркгейм Э. Метод социологии. Киев - Харьков, 1899.
40. Дюркгейм Э. Ценности и реальные суждения // Социологические исследования. 1991.-№2
41. Ершова Н.С. Трансформация правящей элиты России в условиях социального перелома // Куда идет Россия?. Альтернативы общественного развития. Вып. 1. М., 1994. С. 155
42. Зотов А.Ф. Мильвиль Ю.К. Западная философия XX века в 2 т.т., Т.
43. Учебное пособие. М.: Интерпракс, 1994.
44. Иванов В.Ф. Русская интеллигенция и масонство: от Петра 1 до наших дней. //ж"Москва", 1997.
45. Известия. 1997. № 56. С. 2.
46. Иудин А.А., Марченков П.А. Выборы и электорат: политическая эволюция. Н. Новгород: Изд-во Волго-Вят. акад. гос. службы, 1997.
47. Карлейль Т. Герои и героическое в истории. Спб, 1891. С. 114
48. Карлейль Т. Культ героев. // Исторические и критические опыты. -М. 1878. С. 24.
49. Карлейль Т. Прошлое и настоящее. // Исторические и критические опыты, С. 244.
50. Ковалева Н.В., Мамаев В Л. Кадры высшей научной квалификации последних лет. М., 1997.
51. Кормер В. Крот истории, или Революция в республике генезисе М., 1997.
52. Купряшин Г.Л. Управление развитием социально классовой структуры советского общества . М.: МГУ. 1989.63 .Лапин Н.И. Социальные ценности и реформы в кризисной России // СОЦИС. 1993. №9.
53. Лапин Н.И. Ценности как компоненты социокультурной эволюции современной России // СОЦИС. 1994. № 5.
54. Ласуэлл Г. Принцип тройного действия: ключ к анализу социальных процессов//СОЦИС. 1994. №1.
55. Леипхарт А. Демократия в многосоставных обществах. М.: Аспект Пресс, 1997.
56. Липсет С.М. Политическая социология. // Американская социология. -М.: Прогресс, 1972.
57. Лукина В.И., Нехорошев С.Б. Динамика социальной структуры населения СССР. М.: Мысль, 1982.
58. Льюис Д. Марксистская критика социологических концепций Макса Вебера. Под ред. проф. А.Г. Здравомыслова. М.: Прогресс, 1981
59. Мангейм К. Диагноз нашего времени.-М., 1994. Вестник Социологической Академии. 1923.
60. Мангейм К. Человек и общество в эпоху преобразований. Диагноз нашего времени. М., 1994. С.441, 443, 444.
61. Маркс К. и Энгельс Ф. Немецкая идеология. Там же, т.З.
62. Маркс К. Из ранних произведений.-М,, 1959.
63. Маркс К. Произведения (1835-1843).-Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. Издание 2-е.Т. 40.
64. Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 годов,- Там же, т.46.
65. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года,- Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. Издание 2-е.Т.42.
66. Марченко Т.А. Потребность как социальное явление.: Моногр. М., 1974.
67. Масловский М.В. Теория бюрократии Макса Вебера и современная политическая социология. Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 1997.
68. Мертон Р. Социальная структура и аномия. // Социологический исследования. 1992. №2,3,4.
69. Миллс Ч. Высокая теория. // Американская социологическая мысль: тексты. М.: Изд-во МП', 1994.
70. Миллс Ч.Р. Властвующая элита. М.: Иностр. литература, 1959.
71. Мнацаканян М.О. Этносоциология: нации, национальная психология и межнациональные конфликты. М., 1998.
72. Молодежь-97: надежды и разочарования (НИЦ при Ин-те молодежи;центр исслед. МГУ). М., 1997.
73. Морозов Е.И, Введение в теорию социальных систем: учебное пособие. -М.: Изд-во МГУ, 1992.
74. Мунье Э. Персонализм. М.: Искусство, 1992.
75. Назаров Ю.А. Основы менеджмента. Курс лекций. Волгоград, 1997.
76. Население Еревана. Ереван, 1986;
77. Население России 1998. Шестой ежегодный демографический доклад (Отв. ред. невский. РАН. Ин-т народнохозяйств. прогнозирования. Центр демографии и человека). М., 1999 (Прилож. к информ. бюлл. "Население и общество").
78. Ницше Ф. К генеалогии морали. Минск. 1992. С. 217.91 .Ницше Ф. По ту сторону добра и зла.// Соч. В 2-х т. Т.2. С.311.
79. Ницше Ф. Сумерки идолов.// Соч. В 2-х т. Т.2. с.583.93 .Ницше Ф. Так говорил Заратустра.// Соч. В 2-х т. Т.2.С. 78.
80. Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое.// Соч. В 2-х т. Т.1.1. С.274.
81. Ницше Ф.Воля к власти: опыт переоценки всех ценностей. М., 1994.1. С. 45.
82. Опыт этносоциологического исследования образа жизни (по "материалам Молдавии). М., 1980;
83. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс // Вопросы философии. 1989. № 3.C.134.
84. Основы социологии. Курс лекций. Отв. ред. А.Г. Эфендиев. М. 1985. 99-Павленко С.Ю. Неформальные управленческие взаимодействия.// Постижение: Социология. Социальная политика. Экономическая реформа. М.:1. Прогресс. 1989.
85. ЮО.Паин.Э. Нации и национализм. М., 1991.
86. Пименов В В. Удмурты. Опыт компонентного анализа. Ленинград,1979
87. Поппер К. Открытое общество и его враги. Соч. в 2-х тт., Т. 1. М.: Культурная инициатива, 1992.103 .Пригожий А.И. Организация: система и люди. М.: Политиздат, 1983. 104.Приписное В. Послесловие к книге Карлофа «Деловая стратегия».1. М„ 1991.
88. Психология. Словарь / Под общ ред. А.В. Покровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1983.
89. Юб.Радаев В.В.Подходы к изучению человека в социальной теории// Российский экономический журнал. 1994, № 8.
90. Российская газета. 1997. 7 марта.
91. Российская элита. Опыт социологического анализа. (Институт социологии РАН). М., 1995. С. 21
92. Русские. Этносоциологические очерки (Автор программы и руководитель исследования Арутюнян Ю.В.). М., 1992.
93. Ю.Руткевич М.Н. Процессы социальной деградации в российском обществе.// СОЦИС, 1998, №6,
94. Руткевич М.Н.,Филиппов Ф.Р. Социальные перемещения. М.: Мысль, 190
95. Седова Н.Н. Человек этнический. Волгоград, 1994. ПЗ.Сикевич З.В. Этнический фактор в политических процессахсовременной России. СПб., 1996.
96. Скрыпник В.И, Российская национальная идея целостного гармоничного общества. М.: ВНТИЦ, 1997.
97. Сорокин П.С. Структурная социология. // Человек. Цивилизация. Общество. М.: Издат-во политич. лит-ры, 1992.
98. Сорос Дж. Алхимия финансов. М.: ИНФРА-М, 1996.
99. Социальное и национальное. М., 1973;
100. Социально-культурный облик советских наций (Автор программы и руководитель Арутюнян Ю В.). М., 1986.
101. Социально-культурный облик советских наций. М., 1986;
102. Социально-культурный облик советских наций. М., 1989.
103. Социальные перемещения как фактор воспроизводства и изменениясоциальной структуры развитого социальстического общества. М.: Наука, 1980.
104. Социологические очерки о Советской Эстонии. Таллинн, 1979;
105. Социология межнациональных отношений в цифрах. М.: Центр социологии межнациональных отношений ИСПИ РАН, 1996.124.СОЦИС, 1998. №2.125.СОЦИС. 1981. №1
106. Старовойтова Г.В Этнические меньшинства в большом городе. Ленинград, 1979;127.Тамже.С. 179
107. Тишков В.А. О нации и национализме // Свободная мысль. 1996. №3.
108. Тишков В.А. Очерки теории этноса и политики этничности в России. М., 1997.
109. ИО.Тойнби А. Постижение истории. (Сборник. М.: Прогресс, 1991. 131 .Украинцев Б.С. Особенности самоуправляемых систем. - М.: Знание., 1969.
110. Уледов А.К. Духовное обновление общества. М.: Мысль, 1990.
111. Уледов А.К. Структура общественного сознания. М.: Мысль. 1970.
112. Урланис Б.Ц. История одного поколения. М.: Мысль, 1968. 13 5.Филиппов Ф.Р Гафт Л.Г., Игитханян Е.Д., Молчанов В.И.Трудовые биографии поколений // Социологические исследования. - 1986. - №
113. Иб.Филлипов Ф.Р. От поколения к поколению: социальнаяподвижность. М.: Мысль, 1989.
114. Философский энциклопедический словарь. М., 1983, с. 794. 138.Харрис П. Денежная теория. М.: Прогресс, 1990, с. 463-472.
115. Хоффман-Ланге У. Элиты И Демократизация: германский опыт.//
116. Социологические исследования. 1996.№4. С.54.
117. НО.Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. 141.Шпенглер О. Закат Европы. - Новосибирск: Наука, 1993. 142-Шрейдер Ю.А. Стремление к новому синтезу // Вопросыфилософии. -1976.- № 10.
118. Aron R. S.M.(ed). Class, Status and Power. New Jersy, 1967
119. Bell D. The Coming of Post-Industrial Society: A Venture in Social Forecasting. -N.Y., 1974.
120. Bottomore T. Elites and Society. N.Y., 1977.
121. Dahl R.A. Critique of the Ruling Elite Model. N.Y., 1974 147-Dahl R.A. Who Govers? Democracy and Powerin An American City. -N.Y., 1961
122. Eldersfeld S. A Reader of Comparative Social Stratification. L., 1989. 149-Esays on the Sociology of Culture. - London, 1956.
123. Foldy R. Ohne Elite Geht Es Nicht. Munchen. 1990.
124. Komhauser W. "Power Elite" or "Veto Groups". N.Y., 1967.
125. Mosca G. The Ruling Class. Chicago, 1971.
126. Prewitt K., Stone AJ The ruling elites. N.Y., 1973. 15 4.Pare to V. Elites and Their Circulation. - N.Y., 1969. 155-Pareto V. The rise and fall of elites. - N. Brunswick, 1991.
127. Scott J. (ed.). The Sociology of Elites. V. 1: The Study of Elites.1. Oxford, 1999.
128. Scott J. (ed.). The Sociology of Elites. V. 1: The Study of Elites.1. Oxford, 1999.
129. Spinrad W. Power in Local Communities. N.Y., 1978.i59.Stanworth P. Giddens A. (ed.). Elites and Power in British Society. -Cambridge, 1974i60.Tourine A. The Post-Industrial Society. Tomorrow's Social History:
130. Classes, Conflicts and Culture in Programmed Society. N.Y., 1971.