автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Социально-философские аспекты концепции этногенеза Л. Н. Гумилева
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Лагойда, Наталья Григорьевна
ВВЕДЕНИЕ
Глава I. НЕКОТОРЫЕ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПОНИМАНИЯ ЭТНОСА И ЭТНОГЕНЕЗА.
§ 1. Понятие этноса: сущность, аспекты, дискуссии
§ 2. Проблема этногенеза в исследованиях
Л.Н.Гумилева.
Глава II. ТЕОРИЯ ЭТНОГЕНЕЗА Л.Н. ГУМИЛЕВА И ЕЕ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ
§ 1. Взаимодействие общества и природы в концепции этногенеза Л.Н.Гумилева.
§ 2. Этногенез и культура
§3. Этногенез и история общества.
Введение диссертации1998 год, автореферат по философии, Лагойда, Наталья Григорьевна
Лев Николаевич Гумилев (1912-1992) - выдающийся русский ученый-этнограф, географ, историк - сегодня уже не нуждается в особом представлении. Прежде, практически неизвестный широкой аудитории в нашей стране, он за считанные годы после перестройки превратился в общепризнанный в стране и за рубежом научный авторитет. Сын известных русских поэтов Анны Ахматовой и Николая Гумилева, он, несмотря на драматическую жизнь дворянского отпрыска и пройдя через Гулаг, вследствие отпущенного ему богом таланта блестяще окончил Петербургский университет, стал дважды доктором - географических и исторических - наук.
Изданное после смерти ученого академическое собрание его трудов в 15 томах, включает более 200 его работ, в том числе 12 монографий, публиковавшихся в последние годы многочисленными тиражами, хорошо известных отечественному читателю. Среди них особое место занимает фундаментальный труд "Этногенез и биосфера Земли", суммирующий главные идеи Л.Н. Гумилева по проблемам места и роли этноса в истории человечества.
Актуальность темы исследования. Переживаемый человечеством конец XX столетия характеризуется многообразием и чрезвычайным динамизмом социально-экономических, политических, культурных и этнических процессов. Последние среди них приобретают особую значимость. Поскольку явление этничности обретает в современных условиях важное значение в жизни многих государств мира (в том числе и в России), в проводящейся ими этнокультурной и национальной политике резко возрастает роль научного осмысления механизмов этнического развития. В связи с этим исследование этнических механизмов общественной жизни становится актуальной задачей науки, стремящейся оказывать помощь социальной практике.
В понимании сущности и специфики социальных процессов современности методологически большое значение имеет обращение к проблемам этногенеза, трактуемым в широком плане, как возникновение, развитие и взаимодействие социально-этнических общностей (этносов). Оригинальную и целостную современную концепцию этногенеза разработал JI.H. Гумилев. Она характеризуется не только новыми методологическими подходами ученого, но по своему содержанию и выводам имеет широкое социально-философское значение. Это позволяет специально исследовать социально-философские аспекты его научной концепции этногенеза. Обращение к научному наследию Гумилева актуально по крайней мере в нескольких отношениях.
Во-первых, ученый нашел свой оригинальный подход к осмыслению процессов этногенеза, с помощью которого попытался преодолеть инерцию традиционных взглядов на теорию этносов. Выдвинутая им идея о связи этноса не только с социумом, но и с природными и космическими факторами оказалась чрезвычайно плодотворной. В связи с этим ученым была предпринята попытка представить этносы прежде всего как способы приспособления к ландшафтам Земли. В настоящее время становится все более необходимым построение комплексной теории этногенеза народов планеты, которая включала бы в себя синтезированные современные знания социального и естественно-научного характера. Это дало бы реальную возможность во многом по-новому переосмыслить проблемы межэтнических взаимоотношений социального прогнозирования в сфере человеческих отношений и др.
Во-вторых, ученый утверждал, что каждый этнос (народ) своеобразен и имеет свой собственный путь экономического, политического и культурного развития, а потому нет "плохих" или "хороших", "культурных" или "некультурных", "отсталых" этносов. Оценочные категории, утверждал он, неуместны по отношению к народам. В этом состоит высокий гуманизм концепции Гумилева.
В-третьих, автор концепции этногенеза предложил новое, созвучное современности нетрадиционное понимание смысла гармонии во взаимоотношениях между природой и человеком. Он рассматривал этнос и среду его обитания как определенную целостность - "этноэкологическую систему", -исследование которых является одной из существенных задач этнографии.
Состояние и степень изученности темы.
Литература по теме исследования может быть условно разделена на 2 группы: 1) общая, посвященная прежде всего философским и научным проблемам, рассматриваемым в диссертации; 2) специальная - труды самого Л.Н.Гумилева, а также работы о нем, его научных идеях и творческом наследии. Среди работ первой группы особое внимание было уделено изучению основных трудов отечественных авторов по этнологии, в частности, по теории этноса и этногенеза.1 Изучались также работы по проблемам взаимодействия общества и природы2, культуры3, всемирной истории4 и др. Касаясь данной литературы, следует отметить, что в целом до настоящего времени отсутствует систематическая проработка многих теоретических вопросов этногенеза, особенно связанных с междисциплинарными исследованиями этнографов, естественников, психологов, социологов и философов. Хотя конкретных работ, посвященных проблемам сложения отдельных этносов, написано много, все же приходится констатировать, что до сих пор в существующей научной литературе по этнической проблематике накоплено сравнительно мало работ, где специально были бы рассмотрены теоретические и методологические вопросы изучения этногенеза.5 Бромлей Б.В. Очерки теории этноса. - М., 1983; Козлов В.И. О классификации этнических общностей // Исследование по общей этнографии. - М., 1970; Он же. О понятии этнической общности // Советская этнография. - 1967; Крюков М.В. Этнос и субэтнос /И обсуждение этой статьи/ // Расы и народы. - 1988; Мархинин В.В. Теория этноса: к анализу оснований // Гуманитарные науки в Сибири. Сер.: Философия и социология -1994; Першиц А.И., Покшишевский В В. Ипостаси этноса // Природа. - 1978. - № 2; Токарев С.А. Основы этнографии. - М., 1968; Широкогоров С.М. Этнос. - Шанхай, 1923 и др.
2 См., например: Анучин В.А. Географический фактор в развитии общества. - М., 1981; Проблемы взаимодействия общества и природы. - М., 1983; Хесле В. Философия и экология. - М., 1993 и др.
3 Маркарян Э.С. Очерки теории культуры. - Ереван, 1969; Он же Теория культуры и современная наука. - М.: Мысль, 1983; ЧебоксаровН.Н., Чебоксарова И.А. Народы, расы, культуры. - М., 1971 и др.
4 Гобозов И.А. Введение в философию истории. - М., 1993; Гринин Л.Е. Философия и социология истории: некоторые закономерности истории человечества (Опыт философско-исторического анализа всемирно-исторического процесса). Волгоград, 1995-1996. Ч. 1-3; Гречко П К. Концептуальные модели истории. М., 1995 и др.
5 Токарев С.А. К постановке проблемы этногенеза // Сов. этнография. - 1969. - № 3; Крюков М.В. Эволюция этнического самосознания и проблема этногенеза // Расы и народы. - М., 1976. -№ 6; Алексеев В.П. Этногенез. - М., 1986, Он же. Историческая антропология и этногенез. - М„ 1989 и др.
Что касается многогранного научно-теоретического наследия Л.Н.Гумилева, то нужно подчеркнуть, что оно стало предметом специального изучения лишь с конца 80-х - начала 90-х гг. После смерти ученого его труды стали изучаться более активно. Следует иметь в виду, что долгое время в советский период выдающийся вклад ученого в науку об этносах вообще игнорировался, искажался и попросту замалчивался по идеологическим и политическим соображениям - как "антимарксиста", "географического детерминиста", "мистического биологиста". Его новые научные взгляды подвергались не всегда компетентной критике со стороны значительного числа этнографов, историков, философов и других его идейных противников.
Несмотря на это, в 60-70-е гг. им были написаны крупные работы, большинство из которых удалось издать много позже. К наиболее значительным первым трудам ученого следует отнести прежде всего те, в которых он изложил историю кочевников Центральной Азии с древнейших времен до IX века1, а также книги об истории Руси, обнажившие динамику этнических взаимоотношений народов России с древности до XVIII в.2 Наиболее же фундаментальные теоретические работы Гумилева, где автором была изложена целостная концепция этногенеза, вышли несколько позже3.
Исследовательский интерес к творчеству выдающегося ученого особенно возрос в последние десятилетия, когда произведения Гумилева обрели большую популярность и даже известную моду. Однако достаточно серьезного внимания к теоретическому наследию ученого-мыслителя со стороны ученых-естественников, а тем более философов проявлено не было.
Все исследования, посвященные изучению теоретического наследия, мировоззрения ученого и основных идей концепции этногенеза Гумилева, существующие на сегодняшний день, можно разделить на три группы. Гумилев Л.Н. Хунну: Срединная Азия и древние времена. - М., 1960; Он же. Открытие Хазарин. - М., 1966; Древние тюрки. - М., 1967; Поиски вымышленного царства. - М., 1970; Хунны в Китае. - М., 1974 и др.
2 Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. - М. , 1989; От Руси к России Очерки этнической истории.-М.,1992.
3 Гумилев Л.Н. География этноса в исторический период.-Л.,1990; Ритмы Евразии. Эпохи и цивилизации: Сборник работ.-М.,1993; Он же. Конец и вновь начало.-М.,1997; Этногенез и биосфера Земли.-М., 1990.
1) Литература (преимущественно публицистического характера), в которой кратко и не всегда объективно описывался жизненный путь ученого, его нелегкая судьба и некоторые из идей.'
2) Статьи критического характера, нередко содержащие тенденциозный анализ концепции этногенеза Гумилева.2
3) Исследования, в которых предпринимается попытка изучения отдельных аспектов концепции этногенеза Гумилева.3
Между тем работ, особенно крупных и специальных, в которых бы исследовались идейное наследие Гумилева, история возникновения его идей, создания трудов, разработки концепции, а также освещающих его философские взгляды, до сих пор фактически не создано. В частности, в нашей литературе практически отсутствуют монографические и диссертационные исследования концепции этногенеза Гумилева и его роли в современном научном знании. Исключение составляет лишь кандидатская диссертация Л.П.Ахраменко, посвященная анализу концепции Гумилева, как естественнонаучной биосферно-энергетической теории.4
Итак, следует отметить, что в социально-философском осмыслении концепция этногенеза осталась неизученной. Все это позволило диссертанту сделать вывод о необходимости специальной разработки социально
1 Козлов В.И. Лев Николаевич Гумилев (1912-1992) // Этнографическое обозрение.- М., 1992. -№ 5; Лавров С.Б. Л.Н.Гумилев и евразийство // Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии. - М., 1993; Чеме-рисская М.И. Л.Н.Гумилев и его научное наследие // Восток. - 1993, № 3 и др.
2 Златкин Н.Я. Не синтез, а эклектика // Народы Азии и Африки.-1970.-№3; Козлов В.И. О биолого-географической концепции этнической истории // Вопросы истории.-1974.-№2; Куренной В.И, Пассионарность и ландшафт // Природа.-1970.-№8; Хомич Л.Б. О содержании понятия "этнические процессы" // Советская этнография,- 1969.-№5; Бородай Ю.М. Этнические контакты и окружающая среда // Природа.-1981, - №9; Бромлей Ю.В. По поводу одного "Автонекролога" // Знамя.-1988.-№12; Иванов К.П. Взгляды на этнографию или есть ли в советской науке два учения об этносе // Известия ВГО.-Т. 117.-Вып.3.-1985; Козлов В Н. Пути околоэтнической пассионарно-сти // Советская этнография,-1990.-№4; Кузьмин В.А. Пропеллер пассионарности или Теория приватизации истории/ // Молодая гвардия.-1991.-№9; Лурье Я.С. К истории одной дискуссии// История СССР. - 1990. №4; Машбиц Я.Г., Чистов К.В. Еще раз к вопросу о двух концепциях этноса // Известия ВГО.-1986; Чемерисская М.И. О книге Л.Н.Гумилева "Этногенез и биосфера Земли" // Народы Азии и Африки.-1990. № 4. и др.
3 Крылов А.А., Коваленко М.Я. Проблемы этнической психологии в свете теории этногенеза Л.М.Гумилева // Вестник СПб университета. Сер.6, Философия, политология, социология, психология, право.-1993.-Вып.4; Кузнецов Б.И. Проверка гипотезы Гумилева // Природа.-1971.-№2; Шулындин И.Я. Этнос и этнопсихология.-Горький, 1984 и др.
4 Ахраменко Л.П. Биосферная концепция этногенеза Л.Н.Гумилева: Дисс. . канд. филос. наук: 09.00.11. -М„ 1994. - 148 с. философских аспектов концепции этногенеза Гумилева, в частности, его идей о взаимосвязи общества и природы, этногенеза и культуры, этногенеза и всемирной истории.
Цели и задачи исследования.
Цель исследования состоит в том, чтобы, исходя из текстологического изучения научных трудов Л.Н.Гумилева, проанализировать социально-философские аспекты его концепции этногенеза, выявить ее место и значение в системе современного научного и философского знания. Достижение данной цели включает в себя решение следующих задач:
1) определить наиболее существенные черты концепции этногенеза Гумилева в социально-философском аспекте,
2) исследовать взгляды Гумилева на природу этноса,
3) выяснить понимание Гумилевым роли природного фактора в процессе становления этносов Земли,
4) выявить особенности взаимосвязи этнического и культурного феноменов, этногенеза и культурогенеза в концепции Гумилева,
5) раскрыть особенности интерпретации всемирной истории через историю этносов.
Методологическая и теоретическая основа исследования.
Теоретическими источниками работы являются наиболее значимые труды отечественных и зарубежных авторов по проблемам философии, этнографии, истории, психологии, географии, культурологии.
Особенно важными для настоящего исследования являются работы по философско-методологическим вопросам этносоциальной и собственно этнической проблематики.1 Большое значение имеют также конкретные научные изыскания, целостные теории и крупные монографические исследования отечественных и зарубежных авторов, так или иначе созвучных с основными
1 См., например: труды В.П. Алексеева, С.А. Арутюнова, Ю.В.Бромлея, С.И.Брука, К.П. Иванова, Р.Ф.Итса, В.И.Козлова, М.В.Крюкова, М.Г.Левина, В.В.Мархинина, А.И.Першица, В.В.Покшишевского, З.П.Соколовой, В.А.Тишкова, С.А.Токарева, Н.Н. Чебоксарова и др. идеями концепции Л.Н.Гумилева. Многие из них стали основой для теорий ученого, выступив в роли исходных, базовых принципов. Исследование ориентировано на творческое отношение к традиционным теориям, отказу от стереотипов и критическому переосмыслению источников, в том числе самой концепции этногенеза.
Методологической основой диссертации явился системный подход -методология, общепринятая в современных философских исследованиях. А также применялся конкретно-исторический подход, имеющий исключительно важное значение в исследовании теоретического наследия различных научных школ и направлений. Использованы общенаучные принципы познания, методы сравнения и сопоставления различных теоретических конструкций, с помощью которых выявлены как общие черты концепции Гумилева с другими теориями, так и принципиальные различия между ними, методы анализа, синтеза, аналогии и др. Выбор конкретных методов исследования определялся требованиями целесообразности и полноты проводимого анализа.
Новизна научного исследования.
Данная работа представляет собой первое диссертационное исследование социально-философских аспектов концепции этногенеза Гумилева, позволяющее уточнить представление о ее сущности, основных положениях и выводах.
В итоге разработки темы исследования диссертантом получены следующие новые результаты.
1) на базе текстологического изучения трудов Гумилева дан целостный социально-философский анализ его концепции этногенеза;
2) обосновано положение о правомерности тезиса о двуединой биосоциальной природе этноса, выдвинут тезис о возможности использования наибо
1 Берг Л.С Климат и жизнь. - М., 1947; Он же. Номогенез // Труды по истории эволюции. -М.,1977., Вернадский В.И. Биосфера.-М., 1967 , Он же. Живое вещество. - М.,197В. Конрад Н.И. Запад и Восток.-М.,1966. Кузин Б.С. О принципе поля в биологии // Вопросы философии-1992, №
5, Шпенглер О. Закат Европы -М., 1993.-Т. 1., Чижевский A.JI. Физические факторы исторического процесса.-Калуга,1924, и др. лее ценных идей и понятий концепции этногенеза Гумилева в разработке данной теории;
3) показана оригинальность взглядов ученого о том, что важнейшая роль в развитии этносов принадлежит природе и космическим факторам,
4) обосновано положение об эвристическом значении идеи Гумилева о ведущей роли этнических толчков пассионарности в развитии культуры;
5) раскрывается перспективность рассмотрения хода Всемирной истории как истории возникновения, развития и взаимодействия этносов;
6) рассмотрены связь и соотношение концепции ученого с альтернативными взглядами в отечественной науке (естественнонаучными теориями В.И.Вернадского и А.Л.Чижевского, идеологами евразийства и др.).
Теоретическая и практическая значимость.
Теоретическое значение предлагаемой диссертации определяется тем, что проблемы, исследуемые автором, могут быть использованы как методологические ориентиры в дальнейшей разработке единой социально-философской теории этноса, сочетающей в себе социальные и природные аспекты.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы :
- в практике преподавания учебных курсов социальной философии, философии истории, этнологии в вузах и средних специальных учебных заведениях,
- в практике проведения спецкурсов с целью углубленного изучения социально-философских проблем национальных отношений в Российской Федерации;
- в школьных курсах истории;
- в школьных факультативных курсах, основанных на целостной концепции этногенеза, в котором бы интегрировались философия, история, география и биология.
Апробация работы.
Апробация работы осуществлялась на кафедре философии БГУ. Основные теоретические положения и выводы диссертационного исследования докладывались и обсуждались на Международной научной конференции "Интеллигенция в современном обществе: национальный и региональный аспекты" (Улан-Удэ, 1997), на межвузовской научно-практической конференции "Гуманизация и гуманитаризация образования" (Улан-Удэ, 1996), на научно-практических конференциях БГУ (1996, 1997, 1998 гг.).
По теме исследования опубликованы следующие работы:
- Научное творчество Л.Н.Гумилева, как важный источник современного гуманитарного образования // Гуманизация и гуманитаризация образования. Материалы научно-практической конференции.-Улан-Удэ,1996. - 0,3 п.л.
- Л.Н.Гумилев - выдающийся ученый, интеллигент // Интеллигенция в современном обществе: национальный и региональный аспекты. Материалы к Международной научной конференции. Часть И. - Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 1997.-0,3 п.л.
- К вопросу о концепции этногенеза Л.Н.Гумилева //Вестник Бурятского университета. Серия 5: Философия, социология, политология, культурология. - Выпуск 2. - Улан-Удэ : Изд-во БГУ, 1998.-0,7 п.л.
- К вопросу о роли Л.Н.Гумилева в разработке теории этноса // Некоторые вопросы философии и социологии. - Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 1998. - 0,8 п.л.
Диссертация обсуждена на заседании кафедры философии Бурятского государственного университета и на специализированном диссертационном совете Д 113.36.01. По итогам обсуждений работа рекомендована к защите.
Структура диссертации.
Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих пять параграфов, заключения и библиографии.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Социально-философские аспекты концепции этногенеза Л. Н. Гумилева"
ВЫВОДЫ
1) Сочетание традиционных приемов исторического исследования с глубоким географическим анализом позволило Гумилеву из разрозненных, внешне не взаимосвязанных фактов истории (чреды набегов, войн, периодов мирного существования народов и т.д.) создать целостную картину этнической истории, основанную на разработанной автором оригинальной концепции этногенеза. Общая же закономерность исторического процесса определяется строгой последовательностью фаз этногенеза - пассионарного подъема, акматической фазы, пассионарного перегрева, надлома, инерционной фазы, обскурации, мемориальной фазы, реликта.
2) Закономерности в развитии этносов, выявленные Гумилевым, позволяют увидеть прошлое народов во взаимосвязи, движении и взаимодействии структур социального и природного характера. При этом прослеживаются диалоги истории, философии, естествознания.
Последнее в исследованиях Гумилева органично вплетено в историческое измерение, а отличающаяся преемственностью человеческая история последовательно проходит через жизнь многих возникающих и исчезающих этносов. Благодаря предложенной автором постановке вопроса история людей и история природы, имеющие каждая свои специфические закономерности, приобретают новое единство. Автор предлагает рассматривать историю жизни народов диалектически, то есть не только в развитии, но и во взаимодействии со многими другими факторами, прежде всего с природой.
1 Там же.
3) Всемирная история представлена автором концепции как динамичная система взаимодействующих этносов, каждый из которых имеет свои "начала и концы", свой специфический путь развития, но при этом следует общим закономерностям возникновения и функционирования, определяемым фазами этногенеза.
4) Пассионарная концепция этногенеза Гумилева, положенная в основу комплексного исследования социально-исторического и естественнонаучного материала, позволила ему выдвинуть свой оригинальный подход к пониманию истории Евразии и воспроизвести историю народов современной России, совместив ее с гораздо более широкой исторической и современной картиной мира.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Л.Н.Гумилев - это не только ученый-новатор, выдающийся этнограф, историк и географ, но и ученый-философ. Философия Гумилева - это, прежде всего, философия природы (общества в природе), по сути дела, он является своеобразным продолжателем традиций натурфилософии: к проблеме этнического разнообразия планеты он подошел как натуралист-естественник.
С появлением концепции этногенеза Гумилева, доказывающей природную сущность особых человеческих общностей - этносов - произошел существенный переворот в науке. Ученый полагал, что в разное историческое время хозяйственный быт, культура, религия, общность языка или государственное объединение могут играть роль стержня, скрепляющего этнос, но соотношение всех этих признаков со временем изменяется, и ни один из них не может быть назван первым, основным. В качестве решения этой проблемы Гумилевым было предложено собственное нетрадиционное объяснение.
Ученый считал, что этнос имеет природные, а не социальные основы. Ключевым моментом здесь является подразумеваемся Гумилевым превращаемость разных форм геокосмической энергии в биохимическую энергию живого вещества, описанную академиком В.И.Вернадским. Затем, по его мнению, эта энергия превращается в физиологическую и психическую энергию человека - пассионарность и, наконец, в этническую пассионарность. Явление пассионарности и ее роль в возникновении и эволюции этноса стали настоящим открытием Гумилева, пассионарность - это признак, который возникает вследствие мутации (пассионарного толчка) и образует внутри этноса некоторое количество людей, обладающих повышенной тягой к действию. Пассионарии стремятся изменить окружающую жизнь и способны на это. Согласно Гумилеву, "пусковой момент" этногенеза это - внезапное появление в этносе некоторого числа пассионариев.
Обобщая и синтезируя выводы ученых-естественников, Гумилев выяснил, что в природе под воздействием изменяющихся вследствие космического излучения внешних условий, резко меняется генофонд живых организмов -происходит мутация. Благодаря последней возникают новые виды животных, растений, более приспособленных к новой среде обитания. Гумилев предположил, что аналогичные процессы идут и в обществе: новые этносы, как и новые виды, появляются вследствие мутации. Когда изменяются условия существования этноса, происходит так называемый "этнических толчок" (мутация). Он приводит к рождению некоторого количества людей с новым генетическим признаком - пассионарностью, установкой на яркую, бурную жизнь. Таким образом, этнический толчок и появление пассионариев знаменуют начало этногенеза - становления нового этноса. Развитие этноса можно сравнивать с человеческой жизнью, которая переживает периоды подъема, затем существования по инерции и, наконец, спад. Энергия этноса иссякает, пассионарности хватает только на то, чтобы поддержать созданное предками. Такова теория ученого.
Разумеется, не со всем, представленным автором концепции можно согласиться. Ряд суждений и оценок Гумилева выглядит весьма спорными и недостаточно аргументированными, что, в частности, касается трактовки некоторых вопросов этногенеза, особенно, генезиса пассионарности как "генетического признака", обусловливающего повышенную способность организма поглощать извне избыточное количество биохимической энергии живого вещества, необходимой для активной целенаправленной деятельности. Мало объясним и механизм связи между пассионарностью и поведением, который и лежит в основе созидания и изменения этнических доминант, характеризующих разные фазы жизни этносов. Так же не вполне понятно, например, в силу чего происходит пассионарный толчок и, по существу, что это такое, хотя в геологии уже появились некоторые выводы относительно связи гумилев-ских пассионарных толчков с глобальными геологическими явлениями. Не высказали своего мнения по этой проблеме еще многие науки, в том числе генетика, биохимия и биофизика. За концепцией этногенеза Гумилева, на наш взгляд, кроется большой научный потенциал, поскольку она является реальным источником идей для новых конкретно-научных и философско-методологических обобщений. Бесспорно, что научное исследование Гумилева не монолог одного лица. На поставленные им серьезные вопросы и высказанные предположения ответит будущее. По этому поводу естествоиспытатели говорят: "Природу невозможно заставить говорить то, что нам хотелось бы услышать". Описанные Гумилевым природные закономерности этногенеза и гипотезы воздействия на этносы планеты космических излучений, возможно, подтвердятся в недалеком будущем. Думается, что концепция этногенеза, предложенная Гумилевым и испытанная им на обширном историческом, этнографическом и естественно-научном материале, и в целом требующая дальнейшего, более углубленного исследования и специальных обсуждений специалистов различных областей знания, найдет своих продолжателей. Психологи докажут физиологический механизм пассионарности, генетики уточнят способ передачи пассионарности как признака и т.д. Но ясно одно, что концепция ученого - это выдающийся вклад в развитие современного научного знания о процессах, происходящих в человеческих общностях.
Итак, теория этногенеза, предложенная Л.Н.Гумилевым вызывает большой исследовательский интерес и требует к себе более пристального внимания и серьезного изучения. Обращение к творческому наследию ученого имеет очень важное значение для современной науки по той причине, что он первым дал нетрадиционное объяснение возникновения и существования этносов с природно-биологической точки зрения. Гумилев пытался найти свой собственный подход к истории и культуре народов, применив к их изучению естественнонаучные методы. Он вывел общую закономерность исторического процесса, которая определяется фазами этногенеза, показал теснейшую связь и взаимозависимость этноса и природных условий. Он считал, что социальные закономерности развития человечества не отвергают действия закономерностей природных, а значит исследовать их крайне необходимо, чтобы избежать теоретической односторонности, отрицая нашу подчиненность не только социальным, но и более общим закономерностям развития.
Список научной литературыЛагойда, Наталья Григорьевна, диссертация по теме "Социальная философия"
1. Алексеев В.П. Этногенез. -М.: Высшая школа, 1986.-176с.
2. Алексеев В.П. Историческая антропология и этногенез. М.: Наука, 1989.-444с.
3. Аманжолова Д.А. Лев Николаевич Гумилев // В кн.: Историки России ХУ111-ХХ веков. Выпуск 2-й.-М.,1995.-С.156-166.
4. Аминов Д.П. Исповедь петербургского татарина: (Памяти историка Л.Н.Гумилева) // Татарстан.-1996.-№ 5.-С.58-66.
5. Анучин В.А. Географический фактор в развитии общества. М.: Мысль, 1982.-334C.
6. Анучин Д.Н. Избранные географические работы.-М., 1949.-386с.
7. Артамонов М.И. Снова "герои" и "толпа"? // Природа,-1971.№2.-С.75-77.
8. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М.: Наука, 1989.-247с.
9. Артановский С.Н. Историческое единство человечества и взаимное влияние культур (Философско-методологический анализ).-Л.: Просвещение, 1967.-267с.
10. Ахраменко Л.П. Биосферная концепция этногенеза Л.Н.Гумилева:(Философско-методологический аспект): Дисс. канд. филос. наук: 09.00.11.-М.,1994.-148с.-Библиогр.:С.132-148.
11. Ахраменко Л.П. Космос и биосферная концепция этногенеза // Сборник тезисов Международного женского конгресса "Женщины за охрану окружающей среды". М.: Луч,- ноябрь 1993.
12. Балашов Д.П. Память учителя: (Воспоминания о встречах с ученым-историком Л.Н.Гумилевым) // Наш современник,-1993.-№8.-С. 140-152.
13. Берг Л.С. Климат и жизнь.-М.,1947.
14. Берг Л.С. Номогенез // Труды по теории эволюции.-Л.,1977.
15. Бородай Ю.М. Этнос, нация, государство // Полис.-1992.-№5-6. С.19-21.
16. Белков П.Л. О методе построения теории этноса // В кн. Этнос и этнические процессы (Сборник статей) .-М.: Наука, 1993.-С.48-62.
17. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М.: Наука.-1973.-287с.
18. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса.-М.,1983.-412с.
19. Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. М.: Наука, 1987,-ЗЗЗс.
20. Бромлей Ю.В. Человек в этнической (национальной) системе // Вопросы философии.-1988.- №7.-С. 16-28.
21. Бромлей Ю.В., Подольный Р.Г. Человечество это народы. - М.: Мысль,1990.-397с.
22. Брук С.И.,Чебоксаров Н.Н. Метаэтнические общности // Расы и народы,-М.,1976,- Вып.6.-С.36-41.
23. Вернадский В.И. Биосфера как область превращений космической энергии.-М., 1960.-270с.
24. Вернадский В.И. Живое вещество. М.: Наука, 1978.-358с.
25. Вернадский В.И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружение.-М., 1987.-339с.
26. Взаимодействие общества и природы в процессе общественной эволюции (Сборник статей).-М., 1981.-192с.
27. Взаимодействие общества и природы (Философско-методологические аспекты экологической проблемы).-М.: Наука, 1986.-386с.
28. Ганжа А.Г. Инновации в системе "Этнос окружающая среда" // В кн.: Этническая экология: теория и практика. - М.: Наука, 1991. - С. 140-148.
29. Гиренок Ф.И. Евразийские тропы // Alma mater.-1992.- №7-9: Лики России.-С.34-43.
30. Глобальные проблемы и перспективы цивилизаций (Феномен евразийства). -М.,1993.-180с.
31. Гобозов Н.А. Единство и многообразие исторического процесса // Философия и общество. М., 1989,- №1 .-С. 135-151.
32. Гобозов И.А. Введение в философию истории.-М.,1993.
33. Гринин Л.Е. Философия и социология истории: некоторые закономерности истории человечества (Опыт философско-исторического анализа всемирно-исторического процесса).- Волгоград, 1995-1996,- 4.1-3.
34. Гречко П.К. Концептуальные модели истории.-М., 1995.
35. Грэхэм Л.Р. Гумилев Л.Н. и проблема этнических отношений // Он же. Естествознание, философия и науки о человеческом поведении.-М.,1991.-С.250-266.
36. Гумилев Л.Н Открытие Хазарии: Историко-географический этюд. М.: Наука, 1966. - 191с.
37. Гумилев Л.Н. Древние тюрки. М.: Наука, 1967.-504с.
38. Гумилев Л.Н Этногенез и биосфера Земли. Л.: Изд-во ЛГУ,1990.-528с.
39. Гумилев Л.Н. География этноса в исторический период. Л.: Наука, !990.-306с.
40. Гумилев Л.Н., Панченко A.M. Чтобы свеча не погасла: Диалог.-Л.,1990.-125с.
41. Гумилев Л.Н., Иванов К.П. Этносфера и космос II Космическая антропоэкология: техника и методы исследований. Материалы 2-го Всесоюзного совещания по космической антропоэкологии. (Л.,1984). Л.,1988.-С.211-221.
42. Гумилев Л.Н., Иванов К.П., Чистобаев А.И. Теория этногенеза и география населения II Экология, народонаселение, расселение: Теория и политика.-Л.,1989.-С.4-10.
43. Гумилев Л.Н., Иванов К.П. Этнические процессы: два подхода к изучению II Социс.-1992.- №1.-С.50-58.
44. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь.-М., 1992.-783с.
45. Гумилев Л.Н. От Руси к России: Очерки этнической истории.-М.,1992.-335с.
46. Гумилев Л.Н. Тысячелетие вокруг Каспия.-М., 1993.-336с.
47. Гумилев Л.Н. Этносфера: история людей и история природы. М.: Прогресс. Изд. фирма "Пангея": Центр экол. просвещения и развития "Экопрос",1993.-547с.
48. Гумилев Л.Н. Из истории Евразии. М.:Искусство, 1993.-78с.
49. Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии: эпохи и цивилизации (Сборник: статьи и фрагменты из работ Л.Н.Гумилева, письма ему П.Н.Савицкого)/ Предисловие С.Б.Лаврова. М.: Экопрос, 1993.-576с.
50. Гумилев Л.Н. Сочинения: Поиски вымышленного царства: Легенда о "государстве пресвитера Иоанна". М.: Библ. об-ние "Танаис": ДИ-ДИК,1994,-479с.
51. Гумилев Л.Н. Хунны в Китае: три века войны Китая со степными народами. 111-У1 вв.- СПб:Абрис, 1994.-271с.
52. Гумилев Л.Н. Черная легенда. Друзья и недруги Великой Степи: (Сборник: статьи Л.Н.Гумилева, фрагменты его работ и мнения др. авторов).-М.,1994.-624с.
53. Гумилев Л.Н. Сочинения. Конец и вновь начало.М.:ДИ-ДИК,1997.-544с.
54. Гумилев Л.Н. Сочинения. От Руси до России. М.: ДИ-ДИК, 1997.-560с.
55. Гумилева Н.В., Куркчи А.Л. Лев Гумилев: "Я гений, но не больше." // Книжное обозрение,-1994.-6 сент.(№36) .-С.12-13.
56. Гусева Н.Р. Вызывает недоумение: (По поводу беседы с историком Л.Н.Гумилевым "Меня называют евразийцем") // Военно-исторический журнал.-1992,- №2.-С.88-89.
57. Данилевский Н.Я. Россия и Европа.-М.,1991.-576с.
58. Джонстон Р. Дж. География и географы.-М.,1987.
59. Ефимов Ю.И. Философские проблемы теории антропогенеза.-Л., 1981.-192с.
60. Ефремов Ю.К. Важное звено в цепи связей человека с природой // Природа.-1971.- №2.-С.77-80.
61. Затеев В.И. К определению понятия "этнонациональная структура" общества // Вестник Бурятского университета. Серия 5. Вып.2.Улан-Удэ, 1998.-С.25-35.
62. Иванов К.П. Взгляды на этнографию или есть ли в советской науке два учения об этносе // Известия ВГО.- Т.117.- Вып.3.,1985.-С.232-239.
63. Иконникова С.Н. Диалог о культуре,- Л.:Лениздат, 1987.-204с.
64. Итс Р.Ф Введение в этнографию.-Л., 1991.
65. Итс Р.Ф. Несколько слов о книге Л.Н.Гумилева "Этногенез и биосфера Земли" // В кн.: Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли.-Л.,1990,- С.3-13.
66. Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996. - 416с.
67. Казначеев В.П., Яншина Ф.Т. Учение В.И.Вернадского о преобразовании биосферы и экология человека. М.: Знание, 1986.-47с.
68. Клейн Л. Этика этногенетики. Горькие мысли "привередливого рецензента" об учении Л.Н.Гумилева // Нева.-1992.- №2.-С723-247.
69. Козлов В.И. О классификации этнических общностей // Исследования по общей этнографии.-М.,1970.-С. 12-21.
70. Козлов В.И. Пути околоэтнической пассионарности (о концепции этноса и этногенеза, предложенной Л.Н.Гумилевым) // Советская этнография,-1990,- №4.-С.94-100.
71. Козлов В.И. Этнос и культура (к проблеме соотношения национального и интернационального в этнографическом изучении культуры) // Советская этнография.- 1979.-№3.-С.71-86.
72. Козлов В.И., Чебоксаров Н.Н. Расы и этносы // Расы и общество.М.,1982.-С.92-118.
73. Кобылянский В.А. Русская идея и возрождение России. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1997,- 164 с.
74. Крылов А.А., Коваленко М.И. Проблемы этнической психологии в свете теории этногенеза Л.Н.Гумилева // Вестник СПб ун-та.Сер.6,-1993.-Вып.4.-С.73-81.
75. Колпаков Е.М. Этнос и этничность // Этнографическое обозрение.-1995,- №5,-С. 13-24.
76. Крюков М.В. Социальное и этническое // Расы и народы.-М.,1992.-Вып.22.
77. Крюков М.В. Этнос и субэтнос // Расы и народы.-М., 1988.-Вып. 18.-С.5-21.
78. Кузьмин А.А. Пропеллер пассионарности или Теория приватизации истории: (Заметки о концепции этнической истории развития, разработанной Л.Н.Гумилевым) // Молодая гвардия.-1991.- №9.-С.256-277.
79. Культура этноса и этническая история. Л.: Наука, 1987.-38с.
80. Культура и цивилизация. Саранск: Изд-во Сарат. ун-та, 1989.-118с.
81. Лавров С.Б. Завещание великого евразийца // Гумилев Л.Н. От Руси к России.-Л.,1992.-С.301-312.
82. Лавров С.Б. Гумилев и евразийство // Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии: эпохи и цивилизации.-М.,1993.-С.7-19.
83. Левин М.Г., Чебоксаров Н.Н. Хозяйственно-культурные типы и историко-этнографические области (к постановке вопроса) // Советская этнография.-1955.-№4.-С73-17.
84. Леонтьев К.Н. Избранное.-М.,1993.-399с.
85. Лобашев М.Е. Сигнальная наследственность // Исследования по генетике,-Л.,1961.-Вып.1.
86. Лурье Я.С. К истории одной дискуссии // История СССР.-1990.-№4.-С.128-133.
87. Лурье Я.С. Древняя Русь в сочинениях Л.Н.Гумилева // Звезда.-1994.- №10.
88. Маркарян Э.С. Очерки теории культуры,- Ереван, 1969.
89. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М.: Мысль, 1983.
90. Мархинин В.В. Диалектика социального и биологического в процессе становления этноса: (филос.-социол. аспект) Томск: Изд-во Том. ун-та, 1989.-145с.
91. Машбиц Я.Г., Чистов К.В. Еще раз к вопросу о двух концепциях этноса // Известия ВГО.-Т.118.-1986.-Вып.1.-С.29-37.
92. Методологические проблемы исследования этнических культур.-Ереван, 1978.-122с.
93. Мильков Ф.Н. Человек и ландшафты. Очерки антропогенного ландшафтоведения. М.: Мысль, 1973.-227с.
94. Носенко Е.Э. О культурологических воззрениях Тойнби (К вопросу об этнокультурных контактах) // Этнические факторы в жизни общества.-М.,1991.-С. 16-26.
95. Осинский И.И. Формирование социалистической интеллигенции народов Сибири.-Иркутск, 1984.-195с.
96. Осинский И.И. Развитие интеллигенции национальных районов Сибири.-М., 1985.-197с.
97. Общество и природа. Исторические этапы и формы взаимодействия (под ред. акад. М.П.Кима).- М.: Наука, 1981.
98. Пассионарная полемика. Отклики на статью Н.Гусевой "Вызывают недоумение взгляды Л.Н.Гумилева на развитие русской нации" // Русский вестник,- 1992.- №5 (8-15 апреля).-С.11-20.
99. Першиц А.И., Покшишевский В.В. Ипостаси этноса // Природа. 1978.- №2.-С.106-114.
100. Петрухин В.Я. Славяне: этногенез и этническая история. Межвузовский сборник // Советская этнография.-1991.-№3.-С. 164-166.
101. Поплинский Ю.К. К истории возникновения термина "этнос" // Советская этнография,-1986,- №5.-С.З-12.
102. Пименов В.В. Системный подход к этносу (к постановке проблемы) // Расы и народы.-Вып. 16.-М.: Наука, 1986.-С. 12-30.
103. Проблемы взаимодействия общества и природы. Философские аспекты.- Рига: Зинатне, 1986,-122с.103. "Публикации моих работ блокируются": кто и почему отвергал Л.Н.Гумилева // Источник,-1995,- №5.- С.84-88.
104. Савицкий П.Н. Письма П.Н.Савицкого Л.Н. Гумилеву // Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии.-М.,1993.-С.205-234.
105. Савченко А.Н. Семь лет рядом со Львом Гумилевым // Новый мир.-1996,- №2,-С.240-251.
106. Семенов Ю.И. Секреты Клио. Сжатое введение в философию истории.-М.,1996.
107. Семенов Ю.И. Всемирная история как единый процесс развития человечества во времени и пространстве // Философия истории и общество.-1997.-№1.
108. Семенов Ю.И. Социально-исторические организмы, этносы, нации // Этнографическое обозрение.-1996.-№3.-С.3-15.
109. Семеновский Б.Н. Взаимодействие системы "Человек природа" // Природа,-1970.-№8.-С.73-75.
110. Смирнов С.Г. Сколько раз мы рождались? // Знание сила.-1994.-№ 11.-С.64-74.
111. Социально-этнические проблемы и природа / ред. Н.Филипповский.-М.:3нание, 1988.-94с.
112. Степанов В.В., Сусоколов А.А. Этнос и его среда // Человек. 1990.-№6.-С.51-59.
113. ИЗ. Тишков С.А. Советская этнография: преодоление кризиса // Этнографическоеобозрение.-1992.-Mb 1.-С. 5-21.
114. Тойнби А. Постижение истории. М., 1991.
115. Токарев С.А. К постановке проблемы этногенеза // Советская этнография.-1969,-N З.-С. 12-37. 116. Философия культуры. М., 1991.-462с.
116. Философия XX века. М.: Знание России.-1997.-288с.
117. Чебоксаров Н.Н., Чебаксарова И.А. Народы, расы, культуры. М., 1971.-256с.
118. Чижевский А.Л. Земное эхо солнечных бурь. М., 1976.-367с.
119. Чижевский А.Л. Физические факторы исторического процесс. Калуга, 1924.
120. Чемерисская Н.И. Л.Н.Гумилев. Этногенез и биосфера Земли // Народы Азии и Африки.-1990.-N 4.-С.184-191.
121. Чемерисская Н.И. Л.Н.Гумилев и его научное наследие // Восток: История и современность,-1993.-N З.-С. 165-181.
122. Человек и биосфера. Ростов н/Дону: Изд-во Ростов, ун-та, 1977.-336с.
123. Человек, общество и окружающая среда. М., 1973.-125с.
124. Широкогоров С.М. Этнос: исследование основных принципов изменения этнических и этнографических явлений. Изв. Вост. фак-та Дальневосточного ун-та. - Шанхай, 1923.-133с.
125. Шпенглер О. Закат Европы.-Т.1-2.-М., 1993-1997.
126. Шулындин П.П. Этнос и этнопсихология (о "географо-психологической" концепции Л.Н.Гумилева).- Деп.19238. ИНИОН. М. - Горький, 1984.-18с.
127. Этнические процессы в современном мире. (Ю.В. Бромлей, В.И.Козлов, С,А,Арутюнов и др.). М.: Наука, 1987.-220с.
128. Этнические стереотипы поведения. Л.: Наука, 1985.-325с.
129. Этническая психология. М., 1984.-77с.
130. Этническая экология: Теория и практика. М.: Наука, 1991.-374с.
131. Этнические факторы в жизни общества: /Сб. ст./. М.: Ин-т этнологии и антропаологии,-1991 .-218с.
132. Этнографические исследования развития культуры: /Сб. ст. М.: Наука, 1985.-263с.
133. Этносы и этнические процессы: /Сб. ст./. М.: наука, 1993.-343с.
134. Янов А.Л. Учение Л.Гумилева: /Ст. из США/ //Свобод, мысль,-1992.-N 17,72с.1. С.104-116.
135. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.-527с.