автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему: Политическая ситуация в Польше (1956 -1980 гг.)
Полный текст автореферата диссертации по теме "Политическая ситуация в Польше (1956 -1980 гг.)"
На правах рукописи
Р Г Б ОД
- з нЮг! ива
Калугина Татьяна Геннадьевна
ЮЛИТИЧЕСКЛЯ ОППОЗИЦИЯ В ПОЛЬШЕ (1956 -1980 ГГ.)
специальность -07.00.03. - Всеобщая история
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук
Иркутск - 1998.
Работа выполнена на кафедре попои, новейшей истории и международных отношений исторического факультета Иркутского государственного университета.
Научный руководитель: д.и.н. Шостакович Б.С.
Официальные оппоненты: д.и.н. Лыкошина Л.С.
к.и.н. Пуховская Е.Ю.
Ведущая организация: Институт славяноведения и балканистики РАН.
Защита состоится «_» ___ 1998 г. в_часов на заседании диссертационного совета Д. 063.32.61 в Иркутском государственном университете по адресу: 664003, Иркутск, ул. К.Маркса, 1.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ИГУ.
Автореферат разослан «_»_1998 г.
Ученый секретарь диссертационного совета кандидат исторических наук, доцент
'/ Иванов А.А,
Общая характеристики работы.
Актуальность работы. События, определяемые в современной гуманитарной пауке как "осень пародов" (1989 год), Сросаюг дополнительный отсвет па псе послевоенное развитие репюна, называемого Восточной Европой, составной чаетыо которого является Польша. Внезапное крушение восточноевропейских коммунистических режимов, полное изменение внешней и внутренней ормеитаини данных стран позволяют сделать вывод о том, что история, социология, политология в очередной раз оказались перед своего рода вызовом со стороны реальности, испытав шок по поводу произошедшею. Лишь в последнее'время появились попытки какого-ю.оеммелеимя зтих событии не па уровне публицистики или с точки зрения определеной идеологии. Составной частью этих усилий является постановка вопросов как о причинах этого явления, так и о его перспективах. В числе первых - вопросы о природе режимов, об их духовных и политических составляющих. Не последнее место занимает в ряду этих проблем и проблема польской оппозиции правящему режиму. Диссертанту представляется, что более или менее глубокое исследование взаимоотношений польского официального режима и оппозиции ему, прослеживание идейного генезиса и структуры последней, изменений взглядов ее лидеров помогает по-иовому взглянуть на всю историю Полыни в XX веке, особенно в свете соотношения идей борьбы за независимость и истории развития демократических институтов в стране. Обращение к феномену польской оппозиции »ет^ежио поможет прояснить и более общие проблемы, такие как взаимоотношение интеллектуалов и власти, влияние традиции (в случае Польши речь идет и о костеле, и о характерном ,хля всей польской истории нового времени разделении политических взглядов на так называемые правицу и левицу, и о многих других подобных явлениях) на социокультурную эволюцию страны.
Хронологические рамки исследования охватывают период второй половины 50-х - начала 80-х годов. Начало оппозиционных движений, анализируемых в диссертации, относится ко второй половине 50-х годов. Окончание массовых репрессий, отказ от киллек4 иьиз<1цин ссльсксго хозяйства, относительное "освобождение" религии и культуры и другие признаки либерализации возродили надежды на демократизацию политической жизни как давних противников режима, так и тех, кто усом-тился в нем п годы сталинизма. Завершением рассматриваемого в диссертации периода развития польской оппозиции диссертант считает нашло 80-х иЪдов, кргда на политической сцене страны появляется такое кассовое общественное движения как "Солидарность", вступившее в от-<рытый политический конфликт с правящей властью.
Цслыо неелгдования является анализ генезиса и структуры оппози-ши правящему режиму с 1956-го по 1980-й годы в контексте развития
польского общества и период с окончания второй мировой войны и образования ПНР до появления на политической сцене Польши такого массового общественного движения как "Солидарность".
В связи с поставленной целью в работе решаются следующие задачи: *
1.Охарактеризовать основные этапы эволюции оппозиции в данный период.
2. Проанализировать закономерности возникновения и развилц феномена оппозиции в контексте рассмотрения послевоенного польского общества как авторитарного.
3. Показать возможности соотнесения определенных оппозцион-ных групп, понимаемых как сообщества конкретных личностей со свойственными им жизненными установками, и различных идейных комплексов, влиявших на развитие оппозиции в целом.
4. Определить характер политической оппозиции как с точки, зрения ее места и роли в общественно-политической истории Польши, так и с позиции ее оценки как внутренне гетерогенного явления.
5. Выявить отличие демократической оппозиции второй половины 70-х годов от предшествующих и сопутствующих ей направлений польской оппозиции коммунистическому режиму.
6. Выявить существование взаимосвязи польском демократической оппозиции 70-х годов и "Солидарности".
Предметом исследования является деятельность польских оппозиционных движений второй половины 50-х -конца 70-х годов: их социальный состав, программные разработки, взаимодействие как с различными слоями польского общества (интеллигенцией, костелом, рабочими, крестьянами, молодежью), так и с правящим режимом. .
Научная ногкзиа диссертации состоит в том' что , - феномен польской оппозиции анализируется как естественная составляющая послевоенной истории Польши;
- проанализировано взаимодействие оппозиции и правящего режима, а также оппозиции и разных социальных слоев послевоенного польского общества;
- вычленены различные идеологические течения внутри оппозиционного движения;
исследовано влияние на разшпте идеологии оппозиции различных традиций, характерных для польской политической культуры конца 1920 веков; ,
Методологичгскую'Ъсиову исследования составляет принцип объективности, согласно которому определялась идейная направленность источника, политические позиции-автора, принцип, который нацеливает на объективный анализ совокупности всех фактов, относящихся к рассматриваемой проблеме; принцип плюрализма, служащий средством
эффективного постижения пспшы, т.к. предполагает использование всего мног ообразия Miiemiii. В процессе освоения диссертационного материала автором применялся ряд специальных приемов п способоп научного исследования, таких как поргретно-ннднпндуальный (траст особенную роль при выявлении концептуальных особенностей политико-философских построении предетапителен различных течений польской оппозиции), а также использовалось сочетание хронологического и проблемно-теоретическою подходом (имеет немаловажное значение для композиции всей работы).
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что собранный и систематизированный п диссертации материал может быть использован при разработке курсов по послевоенной истории Центральной Европы, а также н специальных курсах По истории Полыни. Диссертация может представлять интерес для историков и политологов, занимающихся проблемами развития теории и практики социализма » XX веке. Надо отметить, что диссертация вводит и научный оборот целый ряд доселе практически .неизученных фактов и неизвестных имен.
t
Апробация работы. Содержание диссертации отражено в публикациях общим объемом в 3 п.л., а также обсуждено на заседании кафедры ноной, новейшей истории и между народных отношении в ИГУ. Автор использовал диссертационный, материал при чтении лекционных курсов по истории Полыни на историческом факультете ИГУ.
Литература. При рассмотрении историографии польской политической оппозиции нужно учитывать одно важное обстоятельство. Специфика предмета данной работы, его непосредственная связь с идеоло-птей тогдашнего общественно-политического порядка, сделала практически невозможным сколько-нибудь полное и объективное его освещение польской официальной исторической наукой на протяжении всего периода существования ПНР. Диссертант дает краткую харакдиетику основных подходов к проблеме оппозиции на разных этапах истории ПНР, условно выделив четыре периода. Первый 1956 - 1976. Второй -1976-1980. Третий - 1980-1989. Четвертый - после 1989 г. При этом, наряду с анализом марксистской исторической литературы, в основном польской, дается также оценка литературы иного идеологического звучания.
Характер историографии первого периода определялся особенностями общественно-политической ситуации й, в частности, тем фактом, тто в то время оппозиционные настроения крайне редко выходили на товерхность. Даже так называемые "кризисные" годы -, 1956 и 1968 -;толь важные дт. процесса становления политической оппозиции в Польше, не принесли особенного пополнения историографии предмета. Практически неисследованной официальными историками оставалась ласса документов, вынесенных волнами событий кризисных дней.
Между тем, и этот период тема польской оппозиции время от временг поднималась либо зарубежными исследователями (исключая, естественно, историков соцстран), либо польскими эмигрантами - публицистами и историками-' Чаще она звучала как "противостояние коммунистическому режиму" или "борьба с коммунизмом в Польше". В основе этил работ лежало априорное разделение правящего режима и польского общества в целом, Данный методологический прием, в свою очередь, дополнялся постулированием изначального неприятия польским народом коммунистической власти. Очевидно, что подобные определения и оценки нередко несли на себе печать идеологичностн и эмоциональности. Но эта литература заслуживает внимания в силу того обстоятельства, что и ней впервые оговаривались факты, доселе практически неизвестные ни польским, ни зарубежным читателям. Показательна, например, серия статей Ю.Мерощевского и З.Жордана, опубликованных в парижской "Культуре", где оговаривался целый спектр вопросов, связанных с событиями 1956 года и, в частности, с польским "ревизионизмом".2
В июне 1976 года, на общественно-политической сцене Полыни появляется так называемая демократическая оппозиция. О существовании подобной оппозиции стало известно в польском обществе, о ней узнали за рубежом. Однако со стороны официальных исследователей не последовало никакой реакции. Этя позиция польских историков была связана с нарактерной для того времени установкой властен на т°> чтобы "не замечать" открытой оппозиции, возвести вокруг нее своего рода "санитарный кордон" и таким образом сохранить видимость благополучия. В то же рремя со второй половины 70-х годов тема польской оппозиции появляется на страницах внутренних польских неподцензурных изданий, претендующих на то, чтобы конкурировать с официальной исторической наукой, а также в эмигрантских публикациях. Прежде всего появляется публицистика непосредственных участников польской оппозиции. Характерны, например, исторические эссе А.Михнйка, Я.Куроня,
1 Ыагш^Ыеичсг XV. Муг1 роШусгпа тагЫгши а гемфшг'т.- V/., 1966. - 289 гуготэМ V;'. гепоп К1ш&о \ Ш 34// КиПига.- Рагуг.- 1964.- №12. - Б. 147-151. НегНпё-Сгис1гт5к1 в. Метопа! ТггусЫе5Ш Сг1егесЬ // Кийцга. - Рагуг. - 1964. - К1 5. - 5.3-7. ЫЦсй \У. КДиЬ Кггул^о Ко1а. - Рагуг. - (963. - 162 Ьгс1яп Ъ. ИиЬу МЫу 1меН-рпел уы РоЬ-е // КиЦига. - Рагуг. - 1955. - N 9. - й.92-102.1ог<1ап 2. СМ\уго1 ос! рагс!г-¡егпЦса. - - КиПига. - Рагуг. - 1957.- Кз12. - ь. 3-22. X'. 11е\Лчг|огигга и' Ро)зсе, jego
сесЬу Ш1№егва1пе I вресуйсгпе II КиИига. - Рагу/. - {сг.1)-.15<61. - Щ2. - 8.15-29; (сг.2)-1962. - №1-2. -/8.21-44. Огсдаеи/зЫ 10 шуб! роШусгпа. - 1ап<1ул. - 1976. 100 8. Огеитоу^к! I. \Vtada I орогуф. РгоЬа тигрге|ас]1 Ьй(оги роШусагч роШ 1дк}о\уе] II 2<жгу1у Н|5Югусгпе, • Рагуг. -4978. - Т.. 46- - 8. 71-125. Тагше^Ы М- Е\уо1и<у'а сгу ге-\volucja. - Рагуг. - 1975.
^ Joгdan Т.. К1иЬ)^М1о4ч 1п(еЦяепд( № РоЬсе. - КиНига. - Рагуг. - 1955. - № 9. -5.92-102. 1огс1ап Ъ 0<Ьго1 ос! Раг£)аегшка. - КиИнга. - Рагуг. - 1957 - Ш2, - Б. 3-22. 1огйап 2. Яе'лчгршгт V,' Рс1$се,]е»о сесЬу ипглег5а|пе \ вресуПсгпе. - Кикцга. - Рагуг. -(сг. I)- 1961. - №12. - 8.15-29; (сг.2> 1962. - №1-2. - Б.21-44. М1его5ге\УБк1 У Мос1е|е I рга^ука. \Vybor риЬНсуЫукг - Рагуг.: ¡¡Шуии ЬИегасЫ, 1970. 223 е.
Л.Колаковско: о, Л .Мочульского, А.Мачереиича, К.Модзелевского.3 Миоте характеристики. появившиеся п то время в указанной ipynnc работ, в частности, периодизация-польского оппозиционного движения; его типология, принципы отношения власти и оппозиции и до сего дня не потеряли своей актуальности.
Очередной период в историографии темы начинается после 1980 г. Мощное общественное движение лета I98U года - рабочий протест, выходящий за рамки синдикалистских требовании, усиленный лозунгами политического характера, появление н общественно-политической жизни независимого профсоюза "Солидарность" - поколебал основы "польского социализма" и несомненно привел в смятение как польских обществоведов, так и исследователей других стран социалистического содружества. Чаще всего "Солидарность" оценивалась как следствие "ошибок п искажении" в политике польского руководства и прежде всего - в хозяйственной политике. Причем феномен массового общественного движения 80-х годов никак не соотносился с предшествующими кризисами и соответственно - с проявлениями оппозиционных настроений в польском общестне. Некоторое исключение составили работы, авторы которых искали истоки "Солидарности", и частности, в деятельности так называемой "предавгустовскои оппозиции" (1976 -'август 1980 п .). Среди основных мотивов ттих работ было обвинение открыто действующих оппозиционных группировок в подрывной деятельности в среде рабочих и подстрекательстве к организации забастовок. Надо заметить, что подобные оценки вполне соответствовали позиции властей в вопросе об отношении к участникам открытой оппозиции. Это литература, советская и польская, как правило, полупублицистического характера существенно идеологизирована, отмечена не всегда корректным отношением к источникам (цитаты нередко вырваны из контекста, 'хромает" ссылочный аппарат и.т.п.), да и приведенные в ней факты за-. частую просто не соответствуют действительности.4 Очевидно, что в си-
1 Kolakowski L. Sprawa polska// Kultura. - Paryz. - 1973. - №4. - S. 3-13.; Kow-ilski Marian (pseud. Najder Z.) O potrzebie programo II Kultura. - 1975. - № 5. - S. 35-57. <uron J. W stronc demokracji // ICrytyka. - 1979. - №3. - s. 42-57. Kuron J. Polityczna jpozycja vv Polscejl Kultura - Paryz. - 1974. - №11. - S. 3-10. Kuron J. Sytuacja kraju a >rogram opozycji // BMetyti Informacyjny.- 1979. - №3 (kvviecien). Michnik A. Nowy woluejonizm // Michnik A. Szance polskiej. demokracji. Artykuly i eseje. - Londyn.: Aneks", 1984. - S. 77-87. Moczulski L. Rewolucja bez rewolucji. - Bydgosc.: "SOV/a", >.d. - 46s. Michnik A. Kosciol - lewica - dialog. - Paryz, 1977. - 120 s. Mice.vski A. Vspolrzadzic rzy nie klamac? (PAX i "Znak" w Polsce vv latach 1945- 1976). - Paryz, 1978.
269 s. Wegrzynski Z. O programie i roli PPN // Kultura. - Paryz. - 1977. - № 4. - S. 87-
1 ' *
4 Большаков В.В. Пружины "польского эксеримента": о вмешательстве пецслужб США в дела ПНР - М., 1982. Дмитриенко А.Г. Провал "стратегического . ксперимента": политика США в отношении Польши в 70 - 80-е годы. - Львов, 1988. рубников В. Крах операции "Полония". - М., 1985. Kossecki J. Geografía opozycji olitycznej vv Polsce w latach 1976-1981. - \V., 1983. - 219 s.; Bielak F., Peplonski A. Polska migraeja polityczna a grupy antysocjalistycnc w kraju w 11 1976- 1981,- W., 1985.-226 s.; lodzelewski E. KSS - KOR - import kontrrewolucji. - VV., 19S2.; Rcniak M..KPN.
лу всего этого подобная литература не имеет сколько-нибудь важной информационной и научной ценности, да и' пропагандистский эффект -то сеть ее основное назначение - как представляется, не мог быть особенно большим. На этом фоне несколько отличается статья авторитетного польского партийного социолога Е.Вятра "Политическая оппозиция в Польше. Теоретические и методологические проблемы" (1987 г.)5, в которой впервые понятие оппозиции выводится за рамки пропагандистских схем. Автор признает оппозицию постоянным (по его мнению, начинал с 1976 года) фактором польской общественно-политической жизни и заявляет о необходимости научного комплексного изучения" этого явления. Кроме этого Е.Вягр делает попытку сформулировать понятие оппозиции. выдвигает ряд предположений относительно причин появления в Польше оппозиции, определяет направления теоретических исследований..
После 1980 года еще более активизировались- подпольные издательства. Гораздо лучше оснащенные, чем в период, предшествующий "Солидарности", они начали составлять практическую конкуренцию официальным издательствам как в плане издаваемого обьема литературы, так и ее популярности в силу разнообразной тематики, развития новых взглядов. Они составили так называемый "второй оборот" польской литературы, где, помимо многочисленных литературных и публицистических изданий, нашлось место и научным работам. Надо отметить, что круг этого "второго оборота" пополнялся и изданиями, поступающими из-за границы. Подавляющее число исследований того времени было посвящено "Солидарности". Оппозиционные выступления предшествующих лет рассматриваются в них как бы сквозь призму этого феномена 80-х годов, и поэтому оговариваются лишь вскользь, в самых общих чертах, преимущественно для создания необходимого исторического контекста для "Солидарности". Речь идет о ставший уже "классическими" исследованиях по истории "Солидарности" Е.Хольцера, С.Ковальского, • Т.Г.Эща, Я.Станишкици ряде других.6
Заметное, но опять же очень незначительное пополнение историографии предмета началось после 1989 года. С этого времени исследователи получили не только большую свободу в плане доступа к разного рода источникам, прежде всего к закрытым ранее архивным материалам, но и возможность независимой интерпретации того или иного явления
5 YVialr J. Opozycja polityczna w Polsce. Problemy ieoretyczne i metodologiczne // Edukacja polityczna, - 19S7. - № 10. - S. 37-65,
' Holzer J/Soüdarnosc 1980-1981. Geneza i historja. -Paryz.: Jnstytut Lileracki, 1934,- 355s. JakubowiczS. Bitwaоsamorzad 1980-1981. - Londyn: "Aneks", 1988.- 200 s. Krzeminski I. KOR w oczach i.\viazkowcowA80 II Krytyka. - 1983. - № 15. - S. 148-154. Staniszkic J. Evvolucje form robotniczego protesta w Polsce. Socjologiczne reflekcje wokol wydarzen vv Gdansku. Swrpien 1980 // Glos. - 1989. - №10. - S'. 38-48. Staniszkic J. Pologne: La rewolution autolimitée. - Paris, 1982. - 335p. Tymowski M., Kieniewicz J., Holzer J. Historja Polski. - Paryz, 1986. Bernhard M. Nowe spojzenie na "Solidarnosc" // Krytyka.- 1992,- №38,- S. 230-245. Touraine A., Strzelecki J., Dubet F., Wewiorka M. "Solidainosc". Analiza ruchu spolerznego 1980-1981 r. - W.: Europa, 1989. - 181s.
общественно-политической жизни страны. В соответствии , с новыми подходами была пересмотрена новейшая история Полыни, куда, хоп, и далеко не л полном объеме, но псе же были включены, наконец, факты, отражающие nci opino оппозиционного движечпя в стране.7 Такого рода исследования начали активно проводиться и российскими положи ;ми -Л.С.Лыкошинон, Н.И.Бухариным, Н.В.Прасоловой, М.В.Дмитриевым, А.Ф.Носковой п др. Помимо этого тема политической оппозиции так или иначе зазвучала в исследованиях, посвященных отдельным периодам польской послевоенной истории, "кризисным" годам - 1956, 1968, 1970, 1980.s Среди тиковых наиболее интересной для нас представляется книга польского историка Е.Эпслсра "Март 1968". Автор исследует целый комплекс новых разнообразных источников, чтобы отразить главный, на его взгляд, мотив событий 1968 года, а именно мотив массового общественного протеста против политики власти. Именно на этом фоне автор рассматривает характер и особенности группы оппозиционной молодежи Варшавского университета (так называемых "комаидосов"), а также делает ряд общих замечании относительно истории становления политической оппозиции в Польше. После 19S9 года тема польской оппозиции начинает звучать не только в качестве составной части истории ПНР, но и как выделенная проблематика. Основная заслуга р подобного рода исследованиях принадлежит польскому историку А.Фришке. В своих работах автор анализирует различные аспекты политической оппозиции в. широком историческом контексте, соотноси т это явление с общественно-политическими реалиями того или иною периода и ставит вопросы о традициях той или иной оппозиционной группировки, задается целью обозначить пути их внутренней эволюции.9 Как видно из вышеиз-гюженного историографического обзора, тема польской политической эппозиции'прапящему режиму крайне мало изучена. Она предоставляет тсторику широчайшее поле для исследований.
Характеристика источников.
7 Czubinski A. Dzieje najnowsze Polski: Го!зка LuJov.a (¡(Ж - Рогпап. -992. - 736 s.; Ejsler J. Zaryz dziejow politycznych Polski 1944-1989. - W., 1992. - 231 s.; f aciak D. Sprzec.Tiosci i konflikty spoleezno-polityczne w Polsce Ludowej H Z pola walki. 1989.-№2-3. -S. 108-183. и яр.
8 Dudek A. Kryzys polityezny roku 1956 w Polsce II Zderzenia.'- 1989. - № 3. - S. l-73.Ejsler J. Grudzien 1970 w kierownictwie PZPR II W¡ez'.-I990. - №5-6.- S.169->1.Ejsler J. Marzccl968. Geneza. Przebieg. Konsek\vencje.-W.;WiP,l991.- 479 s. Mach-wicz P. Poziianska rcwolta 1956 - postulaty i symbolika II Wiez.- 1991 .-№ 6. - S. 103-118. izdzicrnik 1956. Szkite historyezne. -AV., 1989. - 231 s. Glowacki A. Kryzys polityezny
)r.- W., 1990. - 279 s.
» Friszke A. Kuron. H Wiez. - 1991. - №1. - S. 138-145. Friszke A. Nauki pazdz-riika w mysli politycznej srodowisk opozycyjnych 1956-1980 II Wiez. - 1992. - № 6. -• 101-115. Friszke A. Niezalezni intelektualisci: PPN.// Wiez. - 1992,- №8.- S. 107-117. iszke A. Protesty przeciw poprawkom do Konstytucji vv 1976 r. // Wiez. - 1994. - №10. -212-228. Friszke A. Warszawa nad Tamiza: z dziejow polskiej emigraeji politycaiej po igiej wojnie swiatowej. - W., 1993. - 173s.
В исследовании вышеназванных проблем автор опирался на источники разного рода: архивные материалы, воспоминания, материалы официальной прессы и пеподцензурных изданий, опубликованные документы. Необходимо отметить, что для разных этапов очерченных хронологических рамок исследования характерны различные виды источников и в целом различная степень псточникоаой оснащенности.
1. Одной из основных групп источников в работе над диссертационной темой явились материалы Гданьского архппа "Солидарности". Комплектация фондов этого архива началась в 19S8 году после передачи Гдацьскпм отделом внутренних дел в распоряжение регионального отдела "Солидарности" части материалов, касающихся деятельности различных оппозиционных группировок после 1976 года. В основном это нелегально изданные и соответствующим образом распространяемые заявления той или иной оппозиционной группы, оформленные программные документы или их проекты, разного рода "открытые письма", перепечатанные из западных изданий интервью с лидерами польской оппозиции.
2. Составном частью фондов Гданьского архива "Солидарности" явились многочисленные неподцензурные издания. Речь идет прежде всего об оппозиционной периодике. Это машинописные листки, распечатанные на папиросной бумаге, либо сделанные па спиртовых множительных аппаратах копии, очень плохо читаемые, нередко поврежденные. Речь идет, в частности, об изданиях Комитета Защиты Рабочих (KOR, далее - КОР) - "Комуникат КОР", "Бюлетынь Ииформацыйны КОР", 'Тлос", "Роботнлк"; Движения Защиты Прав Человека и Гражданина ( ROPCiO, далее - РОПЧО) -"Опинья"; Руха Млодэй Польски -"Братняк"; Крестьянского Комитета Самообороны -"Пляцувка", а также движения "Солидарность" ("Тыгодник Солидарность" и другие). С периодикой еще одной оппозиционной группировки - Конфедерата! Независимой Польши (KPN, далее - КПН) - "Газэта Польска", "Дрога" - диссер.'ант ознакомился в архиве паршчвекого Бюро КПН. Некоторые из оппозиционных периодических изданий, которые использовались при написании диссертации, содержатся и в специальных Фондах Варшавской Национальной и Курннцкой ПАН библиотеках. Однако данные со-. брания материалов - в отличие от коллекций Гданьского архиза "Солидарности" и Варшавского архива КПН - включают по большей части неподь, нзурные публицистичег с ; и литературное издания (такие как "Запис", "Пульс", "Крытыка" и другие).
3. Особую, группу источников составляет официальная пресса. В основном это такие газеты как "Трыбуна люду", "Культура", "Политыка", "Жолнеж волыюшьчи". Любопытные детали для изучения проблем польской политической оппозиции встретились диссертанту и на страницах советски* периодической печати (речь идет в основном о газетах "Правда" и "Известия"). ..
4. Наряду с архивными материалами и периодикой, другую, не менее важную группу источников, составили документы, опубликованные
на страницах эмигрантских изданий. Основная заслуга в создании этого круга источников принадлежит такому центру польской послевоенной политической эмиграции как парижский Литературный институт и издаваемый им ежемесячник "Культура". Среди эмигрантских журналов, публиковавших материалы о польской оппозиции, нужно отметить также ныо-Поркский "Дженник Польски" (издастся с 1948г.) и лондонский "Апекс", начало деятельности которого относится к 1977 году. ■
5. Особую нсточниковуго ценность представляет мемуарная литература. Прежде всего это воспоминания самих деятелей оппозиционного движения: К.Модэелепского, Я.Куроня. Я.Ю.Липского, Л.Мимшка, А.Ковальской, С.Блюмштайна, А.Халля, Л.Колаковского и друшх. Особого внимания в ряду мемуарной литературы заслуживают воспоминания Я.Куроня и Я.Ю.Липского. В кругу мемуарной литературы нужно отметить также воспоминания известных польских литераторов (Т.Конвицкого, А.Важика, Б.Цивиньского), а также политических деятелей, и прежде всего воспоминания Э.Терека. Существенным подспорьем в исследовании явились беседы автора диссертации с одним из лидеров оппозиционного движения 60-80-х годов Л.Мочульского (с разрешения господина Мочульского, мы ссылаемся на его воспоминания), а также представителями польских академических кругов - профессором Познаньского университета г-жой З.Трояновичовоп, профессором Варшавского университета г-ном Я.Трыньсковским, которые, хоть и не были активистами политической оппозиции, но в силу своей нонконформистской жизненной позиции нередко оказывались причастными к ее делам.
Структура р боты. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и приложения, включающего примечания, список источников и литературы, краткие биографические сведения о некоторых деятелях польского оппозиционного движения 1956 - 1980 гг., характеристику, основных неподцензурных изданий 1976 - 1980 гг., титульные листы некоторых из неподцензурных изданий 1976 - 1980 "гг., фрагменты партийной пропаганды (копии листовок).
Содержание диссертационного исследования.
Во введении обосновывается актуальность избранной автором темы исследования, характеризуется степень разработанности затрагиваемых научных проблем, формулируются основные положения, выдвигаемые для защиты. •
В первой главе "Польская оппозиция 1956 - 1968 гг." исследуется качественное отличие оппозиционного движения, возникающего в Польше после октября 1956 года, от оппозиции 40-х-годов.
К началу 50-х годов вероятность возрождения политической оппозиции гранящему режиму, то есть антикоммунистической оппозиции, была очень невелика. Во многом это было обусловлено обстоятельствами становления ноной политической системы. С одной стороны - это доминирование коммунистов в политической жизни страны, их стремление к унификации политическом жизни и насильственное уничтожение оппозиционных структур, исключение властями из общественно-" политическом жизни страны (вплоть до физического уничтожения) многих представителей идеологической и политической элиты общества. С другой стороны, на возможности возрождения антикоммунистической оппозиции сказались настроения в польском обществе: физическая и психическая истощенность населения как результат военных лет, распространенные в обществе настроения ликвидации столь губительных для страны последствии войны и сталинского террора, а также надежды различных социальных групп на последовательность и эффективность начатых новой властью социальных и экономических преобразований. Однако не следует забывать, что главным фактором, сдерживающим активность потенциальных противников коммунистического режима, было осознание невозможности каких-либо перемен в стране в обстановке зависимости Польши от СССР.
Смерть Сталина в 1953 году создала условия для изменений как в политике, так и б экономике большинства европейских социалистических с фан, в том числе и в Польше. Надо отметить, чго в Польше (как, впрочем, и в других странах блока) "оттепель" не была .следствием лишь внешних предпосылок. Необходимость перемен диктовалась все более явственно проявляющимися признаками социально-экономического .кризиса в самой стране. Прежде всего необходимы были реформы в сфере омнки. Наряду с явными признаками хозяйственного кризиса обнаруживалась симптомы и социального кризиса. Это проявлялось, й частости, во все более ощутимой изоляции общества от власти* а также в изменении сознания как простых людей, так и партийимх функционеров. В обществе ощущалось заметное брожение. Раньше и активнее всех озреаг'провали па "оттепель" инте.г ктуальные круги. Именно сфера духовной >..нзни, которую 01Ш отражали, бьиут наименее подвержена разрушению в период сталинизма, н не случайно именно здесь проявились перзые симптомы "освобождения" от прошлого. Своего рода легализацией 1! ннституализацией протеста интеллектуалов стало образование в Варшаве Клуба Кривого Колеса. Наряду с интеллектуалами быстрее всех на "оттепель" отреагировала молодежь. В авангарде молодежного движения вЛал еясенгдепышк "По просту". С апреля (956 г. недовольство стало проявляться и в среде рабочих. В конце июня 1956 г. начались забастовки на познаньском Металлургическом заводе. С этого момента перемены в сфере власти значительно ускорились- в декабре
1954 г. было ликвидировано министерство общественной безопасносш. тогда же был освобожден Гомулка (реабилитирован как член партии в июне 1956 па VII пленуме ЦК ПОРП), в январе 1955 г. - избраны пог.ые секретари партии, которые отличались более либеральными убеждениями, в марте 1056 г. был оглашен доклад П.Хрущева о деятельности Сталина. Смерть Б.Берута 12 марта 1956 года ускорила перемены в верхах. Наконец, п результате гмзнаньских июньских событий, показавших неспособность старых властей адекватно разрешать кризисные ситуации, в стране остро вегал вопрос о кардинальных переменах в сфере власти. Нужны были новые люди, которые смогли бы получить поддержку общества. Одним ич таких людей стал Владислав Гомулка. Большинству поляков этот человек представлялся последовательным борцом против сталинизма. Накануне и с началом VIII Пленума двичч'ение за реформы в стране приобрело поистине общенациональный масш таб.
Особую активность в организации общественного движения в поддержку реформ проявили так называемые революционные группы, созданные при поддержке еженедельника "По проету" в варшавских вузах. Их составляли молодые коммунисты и активисты Союза Польской Молодежи. Некоторые из участников этих революционных групп - такие как Я.Куронь, К.Модзелевскнй. К.Помни, Л .Колаковский -»станут лидерами оппозиционною движения 60-х - 80-х годов. Тогда же, в октябре 1956-го, они однозначно высказывались за социализм и имеете с тем горячо верили в возможность его "спраттенпя. Принципиальное значение для формирования их позиций, как, впрочем, и взглядов большинства польских коммунистов, имело обнародование закрытого доклада Хрущева. По тогдашним оценкам еженедельника "По проету", отличительной чертой существующей в стране ситуации являлась борьба двух тенденций: демократической тенденции, которая боролась за "полное делегирование власти рабочему классу, интеллигенции и крестьянству" и ан: зидемократической тенденции, которая пыталась "сохранить существующее положение вещей, что совершенно неприемлемо для народа." Многие были уверены, что в кругах самого высшего руководства партии существуют две группировки. Одна ;;з пих - консервативная, состоящая из бывших сталинистов, так называемые "натолинцы", вторая либеральная -"пулавяне", во главе которых якобы стоял Гомулка. Именно "пулавяне", как тогда представлялось большинству из тех, кто верил в преобразования, могли возглавить партию и провести пооцесс перемен. Эта уверенность была присуща большинству коммунистов, которые искали выход из своего идеологического кризиса на волне десталинизации. Подобная вера в существование либерального крыла в руководстве партии стала основой для складывания Позиций тех коммунистов, которые активно выступали за реформы. Власти назвали этих людей "ревизионистами". Непосредственно в послеоктябрьские годы (1956т 1958) "ревизионистам" было предоставлено довольно широкое поле деятельности. Они получили возможность открытых выступлений с общественных трибун ц публикаций в прессе.
В целом "ревизионистская" концепция никогда не была сформулирована в виде какой-либо политической программы. В самом общем смысле она предполагала возможность демократизации и гуманизации самой системы власти, как партийного аппарата, так и идеологической док грины. "Ревизионистские" надежды на первых порах подпитывались начатыми после VIII Пленума ЦК ПОРП реформами в польском обществе. В этих условиях далеко не всем полякам стали видны первые симптомы отхода от реформ. Как представляется, уже с того времени начался "крестовый поход" против "ревизионизма", который окончился в 1968 его окончательным исключением из польской общественно-' политической жизни. Активисты Октября и сторонники дальнейших реформ начали постепенно устраняться с руководящих постов в партии и правительстве; власти устраняли "идеологических противников" и из бчлее широких кругов партийных литераторов и научных работников.
Таким образом, судьба "ревизионизма" как возможной перспективы демократизации общественной жизни была предрешена. Наряду с критиками режима внутри самой партии в результате октябрьских преобразований, и прежде всего в результате нормализации отношений между Костелом и государством, сформировалось еще одно идейное течение, получившее впоследствие название "неопозитивизма". В основном его составили представители католических кругов. Как и партийные "пепг.зионисты", "неопозитивисты" считали возможной эволюцию польской социально-экономической системы и при сохранении коммунистического режима. В отличие от "ревизионистов", в данном случае речь шл;, скорее о стремлении к полному отстранению от коммунистической идеологии. Ими акцентировалась необходимость развития национальной польской культуры, независимой от коммунистической доктрины и социалистической идеологии, от официально навязываемого стиля партийной пропаганды, от идеологически "выверенной" культуры и науки. Основной предпосылкой деятельности "неопозитивстов" было убеждение р том, что католицизм является постоянной и неизменной характеристикой польского общества.
Конкретным проявлением этой стратегии была деятельность движения "Знак", объединившего клубы католической интеллигенции, а также соответствующим образом ориентированные органы периодической печати - журналы "Тыгодник Повшехны" (запрещенный в конце 40-х), "Вг зь" и "Знак"; и, наконец, . издательство "Знак". Кроме того важнейшей областью приложения усилий "не&позитивистов" была деятельность в Сейме ПНР депутатской группы "Знак", представители которой (С.Стомма, С.Киселевский, Е.Завейский и др.) надеялись в рамках своей деятельности сформировать Ипатки- определенных политических групп, которые при благоприятных обстоятельствах (какие, например, • могли бы сложиться после распада восточноевропейского блока), образовали бы разного рода политические организации и стали бы основой политического плюрализма в Польше.
Таким образом, можно говорить о формировании в первые послеоктябрьские годы "ревизионизма" и "неопозитивизма" как двух течений так называемой внутрисистемной оппозиции. Ее представители верили в возможность эволюции общества в рамках коммунистической системы, поэтому эти оппозиционные движения можно- определить как "эволюционные". Их влияние на общество и характер взаимотношений с властями во многом определялись легальностью существования, что выражалось в принадлежности к тем или иным социальным институтам (например, "неопозитивистов" - к Сейму, "ревизионистов" - к кругам высшего партийного аппарата или к среде партийных интеллектуалов). В целом же надо признать безусловно положительное влияние внутрисистемной оппозиции на становление оппозиционных настроений в стране. Существование "ревизионизма" и "неопозитивизма" предоставляло возможность поиска новых альтернатив в оценке исторического прошлого или будущего развития страны.
Значительное влияние на развитие опозицноной идеологии (как "неопозитивизма", так и '"ревизионизма") оказывали взаимоотношения правящего режима и польских интеллектуалов. Примером критического отношения интеллектуалов к польскому режиму может служить так называемое Письмо 34-х, в котором выразился протест польской творческой элиты против политики властей в области культуры. Правящий режим ответил па это выступление репрессиями. Таким образом, власть сама своей непродуманной политикой подталкивала людей к активной оппозиции.' Интеллектуалы не выступали против системы, они лишь гребоиали соблюдения прав, гарантированных конституцией страны, и, з первую очередь, необходимого им права на свободное творчество. Зступзя в конфликт с властью, интеллектуалы становились перед выбо-юм: либо последовательно придерживаться заданных идеологией кано-юв творчества, либо по возможности отстраниться от официальной :ультурной политики и "оказаться в немилости": исчезнуть со с )аниц »фициальных литературных изданий, лишиться возможности издавать вой произведения' в стране и перенести свою деятельность в сферу так азываемого инакомыслия. В свою очередь, именно инакомыслие части нтедлектуалов создавало определенный контекст для возможного ста-овления политической оппозиции. Провести границу между ииакомыс-ием - иначе это явление можно обозначить как "культурная оппозиция" ¿1 политической оппозицией крайне непросто: скорее всего ее можно пределить, как границу между образом мыслей и типом социального эведепня. (Зднако зачастую, особенно в, сфере профессиональной дея-¡льиости гуманитариев, образ мыслей оказывался напрямую сопря-енньщ с активной обществе- ной позицией. Именно таким образом тожество писателей, критиков, философов, художников по-началу ока-гаались на позициях нравственного противостояния конформизму, юследствии же многих из них репрессии и другие формы давления пла-ей подвигнули к оппозиционной деятельносп
Критическое восприятие существующих политических реалии было широко распространено среди молодежи, особенно студенческой. Наиболее активна была студенческая оппозиция в Варшавском университете (так называемые "командосы", лидерами которых были Я.Куронь, К.Модзелевский и А.Мнхник). Они организовывали дискуссионные клубы, собрания, неформальные встречи, где критически обсуждали общественно-политическую ситуацию в стране и пытались выработать свое видение марксистской теории. С одной стороны, эта молодежь ссылалась на такие традиционные социалистические ценности как свобода, равенство, социальная справедливость и называли себя "певицей". С другой стороны, именно в среде варшавской левицовой молодежи, которая была самым тесным образом связана с кругами партийных "ревизионистов" (нередко эти святи были неформальными, даже дружескими) и находилась под влиянием этою круча идеи (в их самом широком смысле - противостояния тоталитарным тенденциям в обществе) формировались зачатки альтернативного политическою мышления.
Одновременно с "левицовой" варшавской интеллектуальной и студенческой оппозицией начинала возрождаться и антикоммунистическая оппозиция. Важно отметить, что во время всего периода шмулковского правления подобные настроения крайне редко выходили на поверхность. Такое положение во многом связано с тем, что начавшийся после 1956 года процесс либерализации не изменял системы в принципе и в силу этого не мог высвободить "независимостную" оппозицию и повлиять на ее возрождение в той мере, в какой он активизировал другие оппозиционные течения. В политической жизни Польши по-прежнему не было места людям, которые выступали против монополии коммунистов, обвиняли режим в непольекости, а само государство признавали несуверенным. О деятельности "освободительного течения" в польском оппозиционном движении после 1956 года известно очень немного. В запутанной и во многом туманной картине становления "независимостной" оппозиции относительно чётко прослеживается лишь история организации "Рух", созданной в 1965 году в Лодзи по инициативе Анджея Чумы, его отца Бенедикта Чумы и нескольких человек (бывших участников Армии Крайовой). "Рух" был конспиративной организацией, которая главной своей целью ставила борьбу за независимость Польши. За . время своей деятельности до разгрома властями в 1970 году "Рух" выработал свою программу, создал ряд организационных структур.
Своего рода "моментом истины" для участников различных оппозиционных движений явились события марта 1968 года. Студенческие выступления 1968 года несомненно являют собою пример общественного движения, опыт которого - а главное практика солидарности и умение выступить в защиту репрессированных - станет впоследствии очень важным для формирования стратегии демократической оппозиции второй половины 70-х годов. Судебные расправы со студентами, антисемитская И антиревизионистская кампания властей - все это может претендовать
на оценку марта 1968 года как одного из самых мрачных моментов истории послевоенной Полыни. В то же время при взгляде на эти события с высоты сегодняшнего дня для исследователя становится очевидным и другое их измерение.
Одним из самых важных последствий марта -1968 года представляется то, что они знаменовали собою конец "идеологического мышления". Действительно, если до 1968 года коммунистическая идеология в Польше имела своих приверженцев среди шодей науки, культуры, искусства, и власть могла в определенной степени расчитывать на их поддержку и помощь, то после 1968 года многие из числа критически настроенных интеллектуалов не только покинули ряды партии, но и, что самое главное, расстались с иллюзиями, связанными с коммунизмом. Отныне в их среде основательно утвердилось мнение, что "коммунистическая власть в Польше окончательно скомпромептнровала себя, покачав свое истинное тоталитарное лицо". Это открытие было особенно важным для молодежи, которая вырастала в период послеоктябрьской стабилизации, не имея представления о сталинских репрессиях, для которой эга власть была естественной, которые надеялись, что стоит ее "лишь подправить", и она будет соответствовать их требованиям. Мартовская "революция" эти надежды развеяла, в кругах же наиболее идейной молодежи начался процесс переоценки как в сфере идеологии, так и в деле определения стратегии борьбы с коммунистической системой. Судьбы участников студенческих волнений 60-х были различны. Одни приобщались к власти, но н их отличало прохладное отношение к идеологии п прагматизм. Другие же, избрал позицию '"бунтовщиков", находили друг друга в рядах оппозиционного движения 70-х годов.
Таким образом, можно предположить, что именно после марта 1968 года-начала складываться среда "профессиональных оппозиционеров", которые не только непосредственно столкнулись с полицейскими ■методами власти (прошли через следствия, тюрьмы), но ц окончательно тешили для себя, что разговаривать с вдастыо с ее позиций к на ее языке 5есполеэно ц в результате встали перед необходимостью переоценки :воих идейных позиций. Данный период можно рассматривать как кача- • ю формирования протострукгур, связанных уже с активной оппозицией, :собенно ярко заявившей о себе во второй половине 70-;; годов. Именно а 60-е годы напали складываться определенные сообщества, которые со-тавляли люди, отчасти связанные сходными идейными позициями; они. овместно участвовали в тех или иных.событиях общественной жизни, рнблизительно одинаково и.х оценивали, н кроме того - были об?.?.диены общими переживаниями й испытаниями, то есть той самой сферой у в ста, где формируются такие ценности, как доверие друг к другу, эужба, чувство взаимной ответственности. Конечно же существование их сообществ отнюдь не предполагало их действий, оцениваемых как заявление оппозиции к существующему режиму. Здесь несомненна шяли такие факторы, как развитие общественно-политической ситуа-
ции в Польше, изменение внешнеполитического положения страны и другие. К тому же эти группы подвергались естественным преобразованиям (составляющие их люди проходили различные этапы идейного становления и формирования политических позиций); происходили миграции между ними. Тем не менее в процессе формирования этих сообществ можно проследить влияние заданных всем ходом истории Польши в XX веке двух отличных одна от другой традиций - "левицовой" (связанной в данный исторический период с ярко выраженной антитоталитарной позицией) и "правицовой" (развивающей,-в частности, идеи независимости и во многом обусловленной католическим мировоззрением). Надо отметить, что граница между этими двумя течениями была очень зыбкой и со временем все более теряла свою актуальность в связи с необходимостью выработки общей стратегии зарождающейся так называемой демократической оппозиции.
Во второй главе "Идейное становление "демократической оппозиции" (1970 - 1976 гг.)" рассматривается развитие оппозиции в Польше в первоой половине 70-х годов. Мартовские события 1968 года, несмотря на то, что власти расправились со студенческим движением и "очистили" партийные и более широкие интеллектуальные круги от нежелательных для себя элементов, существенно подорвали авторитет власти в обществе. Оппозиция 70-х существовала в виде неформальных сообществ, подвергнутых репрессиям после марта 1968, обреченных на полуконспиративное, маргинальное существование. В то же время в оппозиционных кругах происходили глубокие перемены, которые 'затрагивали самые основы мировоззрения оппозиционеров, задавали иные ценности, фор-, мировали во многом измененную стратегию практических действий, закладывали новые критерии в оценке противников и союзников.
Возможности для открытого обсуждения проблем внутри страны у .оппозиции не было. В этом плане незаменимую услугу им оказывали центры поли~ической эмиграции. Во многом сохранению возможности . диалога между эмиграцией 1( внутрипольской оппозицией, а также формированию самой польской оппозиции способствовала деятельность таких, эмигрантских изданий, как парижская "Культура", лондонские "Анэкс", "Тыджень Польски", нью-йоркский "Дженник Польски" й др. Именно эти издания предоставили возможность польским оппозиционерам высказать свои взгляды на польскую общественно-политическую / ситуацию и обсудить, проблемы становления политической оппозиции в стране. В ноябре 1974 года в парижской "Культуре" была опубликована статья Я.Куроня "Политическая оппозиция в Польше". В этом эссе впервые в общих чертах содержалась попытка сформулировать теорию польской оппозиции, ее программу, формы деятельности, а также, определялись границы возможной деятельности оппозиции.
Развитие идеологии оппозиции после марта 1968' г. во многом основывалось на попытках налаживания диалога между двумя нечетко оформленными, но всегда существовавшими направлениями в польской
оппозиции того времени, которые могут быть определены как "левнца" (ставящая во главу угла задачу построения демократического общества) и "прапица" (для которой приоритетам был вопрос о независимости Польши). С конца 60-х годов можно говорить о возникновении сложного симбиоза польских оппозиционных идей, где круг идей "правицы", во многом связанный с польской историей, традицией, культурой, с таким феноменом как польским католицизм, вступил во взаимодействие с надеждами представителен "левнцы" на возможность построения демократичного и свободного польского государства. Данный процесс вел к формированию польской оппозиционной политической культуры, целе-направлено и ясно противопоставлявшей себя в различных своих проявлениях существующему в стране общественно-политическому строю.
У тогдашней оппозиции не было никакой четкой стратегии относительно форм п методов борьбы, и уж тем более неясными были перспективы развития независимой демократической Польши. В то же время в процессе определения позиций политической оппозиции пссле 1968 года обозначилась некая основополагающая концепция - борьба с существующей системой, которая определялась как тоталитарная. Это было связано с тем, что взгляды лидеров польской оппозиции на стретегшо демократического движения на всем протяжении' его истории основывались на теории тоталитаризма. Развитию теории тоталитаризма способствовало нарастание диссидентских движений в социалистических странах. Сами оппозиционеры (в том числе я польские) воспринимали эту теорию в ее классическом варианте, так как ее представляли Х.Арендт, К.Фридрих, З.Ежезинскнл, Г.Спаиро. Диссидентские движения основывали сзое развитие на определенных идеях, причем, в силу своей изначальной опозиционности движения противопоставляли себя политическому режиму, который отрицал основополагающие для них ценности. С другой стороны, эти же ценности отрицались и описываемыми з теории тоталитарными государствам». Таким образом, естественно напрашивался вывод, что существующие в этихч,странах политические режимы могут быть охарактеризованы как тоталитарные. При этом часто на второй план отходил вопрос о том, в какой мере тот или иной режим полностью подпадает под определение "тоталитарный". Складывалась такая ситуация, когда некая сущность и ее понятийное обозначение были оторваны друг от друга, В результате понятие, четко очерченное классиками теории тоталитаризма,- утрачивало свою точность, во многом идеологизировалось.
О
В третьей главе "Организационное оформление открытой оппозиции второй половины 70-х годоз" исследуется образование "открытой" эппозиции во второй половине 70-х годов. К середине 70-х годов начала троязллться несостоятельность хозяйственной политики Э.Герека, кото-эая характеризовалась разгулом волюнтаризма в экономике. Следствием »тих кризисных явлений стали выступления рабочих 1976 года, начав-ииеся в результате предпринятого властями повышения цен, Целью ко-
Toporo было стремление хоть в какой-то мере оздоровить 'экономику. В ответ на протесты рабочих правящий режим начал репрессии против них. Рабочие могли бы вновь оказаться совершенно беззащитными перед репрессивной политикой властей, если бы не инициатива группы интеллектуалов и молодежи, заявивших 23 сентября 1976 года о создании Комитета Защиты Рабочих (KOR - KoriitetObrony Robotnikow).
Работа по организации Комитета, по существу же - ряд неформальных встреч, где обсуждалась идея КОР. начала проводиться сразу же после усмирения властями рабочих волнений. В этих собраниях принимали участие представители круто» варшаиско/i интеллигенции, в том числе и некоторые из бывших участников Клуба Кривого Колеса -Е.АнджеевскиЛ, С.Барапчак, А.Стеипсбергова, Э.Липиньскни, Я.Ю.Липский; "командосы" - М.Хоецкий, Я.Куронь, С.Блюмштнйи. а также участники других молодежных варшавских оппозиционных обь-единений - А.Мачеревич, П.Наимскнй, А.Пай/так и другие. 23 сентября КОР обнародовал свой учредительный документ под названием "Обращение к обществу и властям ПНР". В нем прозвучало три основных мотива, отразивших главную идею КОР. Первое - это попытка ин-ституционалпзации оппозиции, второй - установка на демонстративно-открытую деятельность, ti третье - что на момент возникновения КОРа было наиболее важным - зто нравственный акцен т в определении характера деятельности Комитета.
Таким образом, образование КОР знаменовало собою начало нового этапа в польском оппозиционном движении. В лечение нескольких последующих лег оппозиционные силы оформляются в ряд партий ti группировок, открыто заявляющих о своем несогласии с существующей политической системой ii своем намерении противостоять ей. С 1976 года можно говорить о появлении институциализир.ованнои аптисистем-ной оппозиции, которая, как по форме, так и по характеру деятельности, существенно отличалась от оппозиционных течений 50-х - 60-х годов.
В оппозиционной публицистике 70-х - начала 80-х,' посвященной началу деятельности открытой оппозиции на первый.план выдвигается главным образом акт воли, сознательный выбор людей, которые преодолели барьер страха и начали явную оппозиционную деятельность в масштабах, ранее невиданных в странах реального социализма. Однако для правильной оценки демократической оппозиции необходимо учитывать обстоятельства места и времени, в которых эта оппозиция появилась. Вероятнее всего, ни в какой другой предшествующий период послевоенной польской истории (начиная с 1956 года) оппозиция не могла бы стать столь важной составляющей общесменной жизни Полыни. К середине же 70-х годов, .сложился ряд факторов, обусловивших возмож-. ность ее открытого существования. Существенно расширяло возможные рамки для оппозиционной деятельности осознание кризисного положения в стране, понимание того, что обвгественно-экономической ситуацией недовольно большинство поляков. Это выводило оппозицию за пределы лишь правозащитных лозунгов и действий, обеспечивало гораздо
ольшую поддержку для оппозиционных структур практически во всех юях общества. Растущая зависимость польской экономики от западных редитов и технологий в значительной мере определила как характер эльского руководства, так и его взаимоотношения с оппозицией. Занн-:ресонанное в сохранении добрых отношений с Запахом, польсхое пра-пельство желало прослыть "либеральным и просвещенным". И дей-вителыю, по сравнению с Г.Гусаком, Э.Хонекером, Н.Чаушеску, Горек казался либералом. Преследование инакомыслящих легко мог) бы разрушить этот имидж. 13 этот же период стабилизируются отно-еиия Костела и государства: власти вынуждены считаться с этим столь жным институтом национальной жизни, прислушиваться к его вы-уплепиям п защиту прав человека.
В результате смены партийного аппарата, начавшейся в 1968 и за-ршившейся к середине 70-х, к власти в ст ране пришли так называемые агматпки: молодое поколение партийцев, не обремененных никакими сологнческимп привязанностями, зато хорошо представляющих цену ¡их привилегий. Идеология становилась лишь фасадом (как для наро-, так и дляа власти), а расхожий в те годы лозунг о морально-питическом единстве партии ц народа отражал лишь взаимную неза-гересованность и пренебрежение. Интересно, что это также приводило ¡граничению репрессии по отношению к оппозиции. Власти стремись поддерживать миф о "единстве партии и народа" и поэтому в целях .ранения этого иллюзорного благополучия они часто старались "не 1ечать" выступлении оппозиционных группировок, создавая между цестром и оппозиционно настроенными группами своего рода нитарный кордон".
На взимоотношения власти и оппозиции я Польше в этот период яло и то обстоятельство, что середина 70-х годов в международном не может рассматриваться как вершина процесса разрядки междуна-ных отношений: никогда еще за весь послевоенный период отноше-• между Востоком и Западом не казались стоМь теплыми. В, августе 5 года закончилась Хельсинская конференция по Безопасности и Со-цничеству в Европе. В Заключительное Соглашение, подписанное 35 /дарствами, в том числе и Польшей, была включена резолюция "Об кенни прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, сои, религий и убеждений каждого человека". Этот документ стал од-га правовых оснований деятельности оппозиции, а дело защиты i человеку - одним из основных мотивов ее выступлений. Таковы, на взгляд, главные причины, в силу которых стала возможна активная >ытая деятельность оппозиции во второй половине 70-х годов.
В первый год существовайия открытой оппо'пции проходило ее низационное становление, утверждались определенные направления ельности, формировался стиль, накапливался опыт взаимоотноше-; властью и обществом.
С первых дней своего существования оппозиция стала предметом циального интереса" спецслужб и правохранительных органов.
Подробную информацию о репрессиях по отношению к участникам КОР мы находим на страницах оппозиционной прессы, 1де приводились сводки репрессий, педантично отмечался их характер. У-же в первый период существования оппозиции определились наиболее характерные методы ее преследования: слежка; задержания (как правило, на 48 часов без предъявления обвинения); побои (избиениям подвергались чаще всего молодые участники оппозиции), обыски (далеко не всегда с санкции прокурора) и тому подобное. Довольно ощутимыми для оппозиции были и другие формы преследования - ад.шшистратшшые (увольнение с работы, лишение права выезда за рубеж и др.), а также разнообразные психологические. Несомненно, что такое постоянное давление со стороны властей не могло не сказываться на психике людей; и безусловно отражалось и на характере самой организации.
Помимо КОР другой новой оппозиционной организацией являлось Движение Защиты Прав Человека (Ruch Obronv Praw Czlowieka i Obywatela - POPCiO). С появлением в апреле IУ 77 i. PO II 40 польская оппозиция обогатилась новой организацией, довольно оригинальной, хоть'и гораздо более слабой, чем КОР. Предысторией РОПЧО, как уже упоминалось, можно считать существование в период 1956-76 годов т.н. "независимостного течения", которое более четко оформилось как организация Независимостное Течение в конце 1975 - начале 1976 года. Таким образом, РОПЧО также намеревалось проводить открытую деятельность. Декларируемые им цели и задачи в принципе не отличались от намерений КОР, особенно от стратегии, которую предполагал для себя КОР, иую, как мы увидим позднее, Комитет объявил после своего преобразования. Основным органом печати РОПЧО была "Олиния" (Opinia - мнение). Именно здесь публиковались главные документы этого движения. В РОПЧО изначально была принята отличниц от коровскоп концепция членства: не было т.н. правления или характерного для КОР членства в официальном представительстве. В то же время значительными полномочиями в деле руководства движением обладали его так называемые "представители", фактически лидеры - Л.Мочульский и А. Чума.
'Основы теории демократической оппозиции, в частности, попытки сформулировать программу действий были, заложены еще в ходе публицистических дискуссий на страницах эмигрантской прессы в первой половине 70-х годов. С началом оформления открытого демократического движения развитие теории приобретает новый контекст, вступая во взаимодействие с практическими действиями оппозиции. Часто специфика самого движения, во многом спонтанного, с преобладающим моральным, но не политическим импульсом, не предполагала наличия каких-либо четко оформленных политических программ. Основная заслуга в разработке программных концепции принадлежит лидерам оппозиции и наиболее увлеченным политикой ее участникам. Впрочем, и здесь отмечается заметная противоречивость и недоговоренность. Общей особей ностыо программных разработок, представленных в оппозиционной
публицистике является то, что в размышлениях о будущем Польши очень мало внимания посвящается анализу ее строя или принципам, на которых могла бы строиться ее государственность. Над вопросами стратегии демократического движения особенно много трудился Я.Куронь,1а Именно он сформулировал программу "самоорганизадии общества" посредством общественных движении.
В программе Куроня была изначально заложена так называемая "идея самоограничения", которая впоследствии получила свое развитие в "Солидарности", не случайно это движение получило название "самоограничнваюшейся революции". Эта идея как тогда, в семидесятые, так и позже, применительно к "Солидарности", основывалась на убеждении, что оппозиция должна действовать так, чтобы не спровоцировать интервенции советских войск. Теория "самоорганизации общест-)а" в том или ином виде была представлена и в работах других деятелей 1ППОЗЦЩШ 70-х. В работах А.Михника эта теория получила название 'нового эволюционизма".-В противоположность представленной выше соннепцин, главный теоретик незавнсимосгного течения Л.Мочульский федлагал свою программу, которая наиболее полно выражена в его эссе 'Революция без"ревошощш" (написано в июне 1979 г.). Определяя свои финципы, Л.Мочульский выражал довольно критическое отношение к фограмме "нового эволюционизма". Он заявлял, что оппозиция должна тбрасить программу эволюции, поскольку намеревается не преобразо-ывать существующую систему, сохраняя при этом ее основы, а полнос-ыо уничтожить старую структуру и заменить ее новой. -
При очевидных разницах двух теорий мы можем также ометить и чень важный объединяющий момент: обе эти программы аппелировали обществу/ по существу обе эти теории направлены на воссоздание эажданского общества в Польше, предполагая, что нужно развивать ззличные области- социальной жизни независимо от официальных руктур (в том числе и партии). Тем не менее, рассматривая историю тпозиционных движений в Польше, нельзя не обратить внимания на эисущие взглядам оппозиционеров теоретические противоречия, часто вводившие к невозможности выработки сколько-нибудь стройной юграммы действий.
В четвертой гладе "Основные направленна дечтедмшстн демакрц-¡ческой оппозиции" показана практическая деятедшаеть, дрмодхрдтц-ской оппозции атарой податшм 70-х годоч, подготшир.шш в.оз-¡кновенне сймого массового оттозицищушгй дащ<«ш ч цоедецоен-й Польше - независимого профсоюза "Солидарность".
•' " о
19 Основные программные статьи Куроня - "Размыщленед о программе дей-ий" (ноябрь 1976 год) "Заметки о структуре демократического движения" (октябрь 7 год), "Идейные принципы" (декабрь 1977 год) - поначалу издавались в эмигра-1нных журналах, а затем были объединены в изданном в Париже сборнике тейные прииципы"(1978 год).
ческой оппозции второй половины 70-х io;ioв, подготавливавшая во" никновение самого массового оппозиционною движения в послевое! ной Пйльше - независимог о профсоюза "Солидарность".
29 сентября 1977 года, то есть спустя ровно год после объявления создании КОР, на общем собрании членов Комитета было принято pi шение о преобразовании КОР. Новая opi анизапия получила названи КОС (КОР)- (Komitct Samoobrony Spoleeznej (KOR) - Комитет Общ< ci венной Самообороны (КОР). Ее задачи определялись следующим oi разом:
1.Борьба с политическими, расовыми и мировоззренческими р< прессиямн.
2.Борьбы с правонарушениями и помощь пострадавшим.
3.Борьба за институциональное обеспечение гражданских нрав свобод.
4.Поддержка и защита всех общественных инициатив, направлс! ных на реализацию прав человека и гражданина.
Таким образом, преобразование КОР в КОС (КОР) открывало п< вый раздел в истории организации. Последующий период был отмечи расширением поля деятельности Комитета. Наряду с траднцнонинс правозащитной активностью, направленной на отстаивание прав и cbi бод отдельных граждан, видоизмененное коровское движение обрат лось к проблематике, связанной с созданием независимых общественнь движений, возникновение которых рассматривалось как необходим! условие реализации на практике теории КОС (КОР) о самоорганизут щемся обществе. Преобразование КОР повлекло за собою пекотору политизацию этой организации. Но КОС (КОР) так и не стал чисто п литической организацией, не создал сколько-нибудь оформленнь структур, не выступал с политическими программами. В отличие ( ,КОР, в рамках другой оппозиционной организации - РОПЧО - сформ ровался ряд относительно четко оформленных групп, которые с больнь вероятностью, чем КОР, мргли бы претендовать па роль политическ! партий. После третьего общепольского собрания РОПЧО, сост явшегося 10 июня 1978г., организация раскололась на две фракци фракцию А.Чумы (которая сохранила за собою название РОПЧО оставила своим органом "Оринию") и фракцию Л.Мочульско (главным изданием этой группы стала "Дрога'.'). А когда 1 сентября 19 года часть из сторонников Л.Мочульского объявила о создании нов» политической партии, получишей название Конфедерация Независим! Польши (Konfederacja Polski Niepodleglej -КПН), от фракщ Л.Мочульского отмежевались еще две организации - Рух Вольных Дсм кратов (с К.Глоговским во главе) и Рух Млодей Польски (с лидер« А.Халлем). Эти организации были очень немногочисленны, например, год с сентября 1979 по сентябрь"'1980 гг. число сторонников КПН превышало 50 человек. Период наибольшей активности и популярное этих партий пришелся на годы становления "Солидарности", то есть то время, когда в польском обществе особо остро почувст вовалась Ну
щий фон, свидетельствовали о появлении зачатков политического юралнзма, формировании различных идейно-политических предложе-й.
Наиболее развитой и значимой областью приложения усилий де-кратической оппозиции была издательская деятельность. В силу того, з существование неподцензурной печати представляло наибольшую юзу для власти п позтому было особенно уязвимо со стороны служб опасности, издательское дело тщательно конспирировалось. Надо 1егить, что оппозиция' изначально рассматривала прессу как фактор 1его объединения. В начале 1979 года ежемесячно издавалось около 1 тысяч экземпляров периодики, книг и брошюр, Эго значит, что за , перед появлением Солидарности" во "втором обращении" было >ло миллиона экземпляров книг, газет и журналов. По данным Кра-ского центра по изучению прессы, перед 1980 годом в среднем один ттырех взрослых поляков имели у себя неподцензурные публикации, ло же 200 тюсяч человек читали их регулярно.
Помимо активной издательской деятельности, оппозиция эанима-1 и просветительской работой. Так в ноябре 1977 года группа ннтел-гуалов организовала цикл лекций по общественным наукам, которые ходили вне официальных рамок и затрагивали "запретные", либо ьснфицнрованные в польской историографии темы. Так, 28 января > года было создано Товарищество Научных Курсов. Оппозиция влияла и на развитие молодежного движения. Иапри-на оформление стратегии независимого студенческого движения ;ственное влияние оказали связи с КОРом. Студенческие Комитеты элько переняли организационные формы КОР (существование цеи-ядя координации широкого студенческого движения); но и в своих раммах исходили из существующего в КОРе убеждения, что студен-эе движение не должно ограничиваться лишь проблемами своей сре-I по возможности участвовать в широком оппозиционном движении сштабах всей страны. Надо отметить, что е. противоположность концепции, участники Гданьского СКС (связанная с РОПЧО груп-.Халля) ставили на первое место скорее самостоятельную, независи-самоуправляющуюся деятельность и отрицали идею функциониро-тСКС Как студенческого придатка "взрослой" оппозиции. В целом льность СКСов была мало эффективной. Также не особенно эффек-)й оказалась и деятельность Крестьянских Комитетов Солидлрпо-
Гораздо^более широкой и результивной была деятельность оппо-г в среде рабочих. Материалы "Роботника" в основной отражали >етные интересы рабочих: зарплата, условия работы, гигиен?, труда, гически "Роботник" стал первьщ журналом, исходящим из оппози-соторый широко обсуждал проблемы рабочих. Помимо этого го-ось о путях и возможностях борьбы за собственные профсоюзы, ковадись также инструкции "Как бастовать? Чего требовать?", бно информировалось о нарушении интересов рабочих. Следую-
щим шагом на пути к "Солидарности" можно считать публикацию "Хартии прав рабочих". В эго.м документе были сформулированы наиболее существенные для рабочих проблемы: прожиточным минимум, суббота и воскресенье как выходные дни для шахтеров, 40-часовая рабочая неделя, проблемы безопасности и гигиены труда и другие. Борьбу за реализацию этих постулатов позднее начала "Солидарность".
Как видно, между оппозицией второй'половины 70-х г. и появлением в стране первых незавгенмых профессиональных союзов существовал . довольно тесная взаимосвязь. Каков же вклад доавгустовской оппозиции в дело появления и становления "Солидарности"? Как мы уже пытались показать, ни КОР, ни РОПЧО, ни КПП, ни другие оппозиционные группировки не ставили себе целью организации массового рабочего движения. Напротив, для оппозиции, по крайней мере для КОР, очень важна была умеренность в выражении какого бы то ни было Протеста со стороны рабочих. В то же время можно сказан,, что помимо огромного символического влияния, оказываемою оппозицией па рабочих самим фактом своего существования, помимо влияния, опосредованною независимой издательской н просветительской деятельностью, демократическая оппозиция немало сделала и для практики самоорганизации рабочих. Как мы уже отмечали, в программе самоорганизации общества, которую признавали широкие круги оппозиции, самоорганизация рабочих крупных промышленных предприятий предусмарнвалась в первую очередь. На практике это проявилось, например, в ходе распространения "Роботника", да и сами материалы, этою издания нередко были своего рода инструкциями по организации рабочего самоуправления. И тем не менее надо сказать, что хотя многие представители предавгустов-ской оппозиции и предвидели взрыв массового недовольства, все же сам масштаб забастовочного движения летом 1980 года стал для них неожиданностью.'
Влияние оппозции на ход борьбы летом 1980 года было косвен ным. Оппозиция не принимала непосредственного участия в организа ции забастовок. В то же врс^мя она оказалась незаменимой в деле иифор мирования польской и мировой общественности. Участники оппозйцш организовывали информационно-консультационные пункты. Болыинн ствг/редакторов, сотрудников и технических работников оппозииион ных издательств начали организацию прессы "Солидарности". Влиянш предавгустовских оппозиционных группировок на развитие событш 1980-81 г. проявилось.и в области выработки теории "Солидарности" Основным мотивом'заявлений КОР (начиная с забастовок в начале июл в Варшаве) был призыв к острожности,. соблюдению принципов само обороны, недопустимости провокационных действий. Иными словами, самого начала забастовок, лидеры КОР в своих заявлениях и публици стике проводили идею "самоогра11ичивающсйся- революции". Огличнуг от коровской старегшо в движении "Солидарность" представляли дат ние оппоненты КОР - сторонники "незавксимостного" течения и, в част ности, Конфедерация Независимой Полыни. В этой стратегии ж
от коровской еллрегшо в движении "Солидарность" представляли давние оппоненты КОР - сторонники "независимостного" течения и, в частности, Конфедерация Независимом Польши. В этой стратегии по-прежнему отсутствовало признание сколько-нибудь реально существующей угрозы как со стороны польских властен, так и со стороны советских войск. В самых общих чертах программа КПН сводилась к организации свободных выборов.
Таким образом, независимые общественные начинания - Студенческие и Крестьянские Независимые-Комитеты, Свободные профсоюзы. Товарищество Научных Курсов наряду с широко распространенной в это время практикой издания и распространения неофициальной литературы и пу блицистики - приводили к размыванию самих основ польского строя как в. сфере политики, так и в сфере идеологии. Это в конечном счете, наряду с другими причинами, повлияло на возникновение самого массового послевоенного польского движения - независимого профсоюза "Солидарность", идеология которого сложным образом соединила в себе, отчасти видоизменив, различные идейно-политические установки предшествующих ему оппозиционных течений.
. В заключении работы подводятся итоги исследования, формулируются основные выводы. <■
Основные положения диссертации отражены автором в следую^ щих публикациях:
1. Проблемы демократического развития Польши в 20-30-е гг. XX века II Конференция молодых ученых Иркутского государственного университета. - Иркутск. - ИГУ. - 1988. - 0,5 п.л. •
2. Польская демократическая оппозиция второй половины 70-х годов // Восточная Европа на новом пути (хроника, факты, документы). -Москва. - ИНИОН. -1994. - 2 п.л. ...
3. Развитие теории тоталитаризма (на примере дискуссии в современной польской историографии о природе общественного строя ПНР) '/ Восток и Россия: взгляд из Сибири. - Иркутск. - 1998. - 0,5 п.л.
Подписано в печать Формат 60x90
Бумага газетная. Печать офсетная. Уч.-изд.л. 2.а Тираж МОэкз.
Редакционно-издательский отдел Иркутского государственного университета 664003, Иркутск, бульвар Гагарина, 36.