автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему:
Политические конфликты в истории Феофилакта Симокатты

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Кривушин, Иван Владимирович
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.03
Автореферат по истории на тему 'Политические конфликты в истории Феофилакта Симокатты'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Политические конфликты в истории Феофилакта Симокатты"

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕСИТЕГ

РТ О ОД.

На правах рукописи

■■ КРИВУШИН Иван Владимирович

ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ В ''ИСТОРИ!" ФЕОФИЛАКТА СШОКАТТН

Специальность 07.00,03 - всеобщая история

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Сач'п~|ГетснГ)ург ¡991 г.

Работа выполнена на кафедре истории средних веков Санкт-Петербургского государственного университета.

Научный руководитель; доктор исторических наук, профессор

КУРБАТОВ Г.Л.

Официальные оппоненти: доктор филологических наук, профессор

Института экономики и организации сельскохозяйственного производства ЛЮБАРСКИЙ Я.Н.

кандидат исторических наук, младший научный сотрудник Института востоковедения Академии наук СССР. °

Ведущая организация: Санкт-Петербургсксе отделение Института истории Академии наук СССР.

' -Защита диссертации состоится "_"о _ 199_г.

на заседании специализированного совета К 063.57.11 по присуждению ученой степени кандидата исторических наук в Санкт-Петербургском государственном университете по адресу: 199034, Санкт-Петербург, Менделеевская линия, д. 5, ауд. 70.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке имени А.М.Горького Санкт-Петербургского государственного университета.

Автореферат разослан "_•"___1991 г.

Ученый секретарь специализированного совета кандидат' исторических наук

-Й.В.ВНСКОЧШВ

Актуальность диссертации определяется теми.:: и .<„

следования. Влияние марксизма, а затем- конЬплка;:!.:! оо^елс-вило внимание к проблеме социальных конфликтов ь исто,ног,а-|ии И в. Проблему социальных конфликтов, особенно ь античном и средневековом обществах, невозможно решить беп г.;..!ильного анализа особенностей отношения к нам источников /вопрос качества шформации/. В то ко время проблема ыеиталнетл древних имеет самостоятельное значение.

■ . Античное я средневековое историческое сочинение рассматривалось учеными главным образом с историки-^'штологической точки зрения. Ре;ке оно становилось предметом !кл^.:огичоского анализа. Нине особенно 'актуальным является соединенна этих двух подходов, то есть, комплексное изучение такого сочинения и как исторического источника и как литературно!о памятника.

.Выбор в качество, объекта несло ;оьианя "Исюрм«" Фео1а-лакта Симокатты объясняется, во-первых, тем, что сна содержит описание «аогих смут 53^-СО^ гг. /10,(1 всего текста/ и, ьо-вторых, тем, что оаа представляет собой труд, который завершает ранпевизаити; скуй .традиции "светской" истс^югрзЛн::, и в зтом качестве сохранивший многие типичные для а.цичной литератур» черти и одновременно аспитавинЯ влияние ковах /христианских/ .историографических направлений. Актуальность такого выбора определяется так»е и. тем, что события, изложенные фео{илактом, принадлежат времени, которое воспринимается большинством современных византинистов как переломное, отмеченное широким, политическим возбуждением в Ромейской империи.

Цель данного исследования состоит в выяснении особенностей отношения 4ео;илакта Снмокатты как представителя ранневи» зан?ийскои историографии к политически^ конфликтам, а такие в.онределении значимости его произведения для изучения проблемы политической,борьби конца У1 - начала /¡I вв.

■ НовизНа работы заключается в том,-что в отечественной

• и зарубежной науке не било предпринято специального исследования проблемы политических конфликтов в "Истории" Фесцилак-та. ¿{роме того в византинистике речко применялся комплексный анализ| сочетающий исторический и-филологический подходи.

Для достижения названной цели в ходе исследования были поставлены следующие задачи:

1. В.чяснить концепцию политических конфликтов в "Истории" через анализ теоретических постулатов автора и его терминологии.

2. Определить связь концепции политических конфликтов у Феа}илакта и его историко-политических взглядов.

3. Выяснить, как симокаттовская концепция политических конфликтов реализуется в тексте "Истории". .

4. Проанализировать степень соответствия принципов описания политических конфликтов общим изобразительным принципам Сиыокаттн. • 0

5. Рассмотреть симокаттовскую концепцию политических конфликтов и'особенности их изображения в контексте ранневизан-тийской историографии.

6. Определить, насколько труд Фео^илакта может служить источником для истории политических конфликтов периода 582-• 602 гг. ь Византийской империи.

Структура диссертации: введение,0четыре основных главы, заключение и библиогра1ия.

Во сведении вместе с определением ключевого термина "политический конфликт", обоснованием актуальности и новизны избранной темы, формулировкой цели, и основных задач исследования, мотивацией его методики дается общий историогра]ический.обзор и приводится краткая характеристика; источника.

Проблема политических конфликтов заняла важное место в византинистике XX в. До недавнего времени ученые концентрировали внимание только на двух формах общественных коллизий -борьбе цирковых партий /Г.Манойлович, А.Кэкерон и др./ и религиозных /особенно еретических/ движениях /Э.Вудг-ард, У.Фремд, П.Браун и др./. В последние десятилетия исследователи стали обращаться к изучению и других видов социального конфликта' -.городских движений /Т. Л. Курбатов,: О. Пат лажал и др./, военных мятежей /В.Кэги, Ф.Винкельман и др./. Появляются также работы обобщающего характера /Д.де Сент-Круа и др./.*' • ' Мятежи и государственные переворот», рассматриваются ■ прежде всего как социально-исторические феномены и крайне редко анализируются с точки зрения ранневизантийского менталитета.. Касаясь проблемы отношения авторов I; политической борьбе,.учение ограничиваются замечаниями общего характера:

оно квалифицируете* как чисто субъективное /зависящее от факультативных симпатий историков/ или как .неизменно отрицательное /в силу их принадлежности к высшему сло-о/. Такал позиция исключает .серьезную постанову проблемы, а также ее анализ в' контоксте византийской историко-полптической мысли, в частности с точки зрения концепции "порядка". Исключениями являются работы И.С.Чичурова и Ав.Кэмсрон. Невысокая степень Изученности тем более неонравдана, что практически каадий сГвтор исторического произведения уделял значительное внимание мятежам и'переворотам.

"История" Фсо! и л акт а С5ш.окаттн, византийского писателя первой половины УП в., была создана приблизительно мезду 628 и 638 гг. /по версии Т.ОлаЯои между 610 и 638 г!1./. Она состоит из восьми книг и двух предисловий. Она повествует о разнообразных событиях эпохи правления императора Маврикия ^582-602 гг./.с момента его коронации до его трагической гибели. Труд Симокатты остаётся основным /а часто единственным/ источником для истории Византии этого периода. Автор, в частности, сообщает о четырнадцати смутах: трех городских волне- ' ниях, шести военных мятежах, двух этнических конфликтах и трех государственных переворотах. Формально тема политической борьбы образует смысловые рамки повествования: оно начинается с рассказа о событии, которое его и завершает, - переворот .602. г., покончивший с правлением Маврикия.

Исюриогрзгрия' Симокатты обширна. Разрабатывались такие направления, как определение источников "Истории"/!.Олайога, М.Уит'бл и др./, уточнение ее хронологии /М. Тиггинс, Д.Бьюри и др./, Енлснение ее филологических особенностей и, в частности, авторского стиля /С.Леанца, Н.ВеПнс и др./, изучение этнографических и географических свидетельств /Д.Будберг и др./. Те учёные, которые пытались поставить проблему сило-, каттоьской Зйлос»}ии истории,-анализировали ее исключитель-' но в терминах борьби и сосуществования античных /рационализм, идея ауд'бг^/ и христианских /провиденциализм, связь благочестия и-тпзкекшого успеха/ -дг.еп /.З.В.Удальиова,' Т. СлаПоэ, Р. Досталовн'н др./. Изучение политической доктрин ¿'¿»Чиактэ свод1!ло'сь пронмуд.5ствешго к анализу образа идеального пр^в"-толп ¡и :»птерйэлс рече? ¡Селина и Тио^ряя

¿.В.Уязльцова я др./. Другие черт его политического мировоззрения - монархизм, национализм, презрение к варварам - хотя к назывались, но тщательно не исследовались. '

Хотя проблема симокаттввской концепции'политических-конфликтов попадала а поле зрения некоторых исследователей /Ф, Винкель-лап к др./, лишь Б.Яэги удалось сделать ряд ценных наблюдений. Осноеыгпясь на тексте речи -Хормизда, он считает возможным говорить о крайнем неприятии 1ео]илактом стасиса как такового, что, по мнению ученого, объясняется его знанием драматических последствия смут конца У1 в. По мысли В.Кэ-ги, главное отличие теории политического конфликта у Симокат-ти - наличие идеи о том, что смута мо*ет привести к разрушению и гибели государства. В целом же тема политической борьбы, ь "Истории" 4со]илакта остается неразработанной*

Византийсксс историческое сочинение можно понять, воспринимая его ни только как п&ултник исторической мысли или, исторический источник, но и как jакт художественной литературы. Мог.тo.v.y необходимо применение системного анализа, еклю-чавдего компоненты сравнительно-исторического, историко-литературного, семиотического и источниковедческого методов анализа. . '

Г> первой главе "Политические конфликты в "Истории" 1ео~ филакта Симокатти: теоретический аспект /концепция и термй- . нология/" на осноьс исследования собственных высказываний автора и речей его персонажей, а также анализа-терминологии смути и ее участников винсняется симокаттовская теория политического конфликта в контексте А.ировозэренкя историка."'

Немногочисленные и, ь основном,1 частице умозаключения Симокатти не образуют единой теоретическс?, системы, что типично для рапневнзантийских- "светски" историков, ^втор не дает соостьенних определений ни одному из основных понятий, /кроме понятия "толпа"/, которыми он оперирует, в том числе и понятно "стасис" /мятеж/, ключевому е ого концепции политических конфликтов. В то же иремл один немногих онтологических ниводов Фсо-увлаота прямо связен с прс&лемор стасиса . /Ш.8.9/. . .

В этом определении Скиокэгта соотносит полШ.чзский 'конфликт с понятием "■¡¡!;'hn:n" /"Hac-i!7[-cTF-.«!!i!oe изяенонпе пологе-

ния дел"/. Для него стасис субстанционален жизни. С одной сто-роиц, автор рассматривает его как одно из проявлений некой сущности, как обычный акцидент постоянно меняющейся действительности /хаоса/. С'другой стороны, подразумевается, что источник стасиса заложен в нем самом, то есть, он сам содержит в себе свою собственную сущность. Более того, стасис как "насильственное изменение" выступает как универсальный принцип существования. Такая понятийная амбивалентность характерна для мифологического сознания, которое воспринимает любу» единичность как содержащую в себе всеобщность, где событийный поток мыслится как Нераздельная в себе целостность, являющаяся одновре.менно и собственной причиной и собственной целью.

Концепция стасиса оказывается у Симокаттн существенным элементом концепции хаоса, безраздельно управляющего бытием. В этих рамках стасис /как и сам хаос/ предстает как некая неизбежность, Его моральная трактовка /универсальное зло/ не сопровождается какими-либо этическими выводами. Человек исключен из симокаттовского определения стасиса /в сущности, детерминистического/.: его поведение, каким бы рациональным оно ни ' было* не может ни предотвратить, ни смягчить последствия всеобщего беспорядка.

В двух других авторских формулировках /У.7.9,- УШ.9.9/ источником стасиса называется извечно мятежная природа толпы, то есть, не воля или разум человека, а заложенная в нем о? века неизменная субстанция. Человек не свободен в своем отношении к стасису Даосу/, его действия изначально предопределены.

Объяснение феноменов бытия в терминах субстанций /вечных сущностей/ присуще метафизике Платона, оказавшей, начиная с Фукидида, огромное влияние на греко-римскую и византийскую историческую мысль.

Теме стасиса посвящена треть всех речей в "Историй". В них обнаруживаются три автономных взгляда на стасис. 5то, во-первых, несправедливый мятеж против системы социального порядка; порожденный или дурной человеческой природой или кознями сил зла, и который приводит к Еысшей (Торме хаоса - тирании. • Это, во-вторых, справедливое выступление против высшей формы беспорядка - тирании, вызванное стремлением людей восстано-

■ 8 . ......'. ..

вить поиршшые законы И права, и которое завершается рестайра--цией легитимной монархии. Это, в-третьих, акт божественной воли, средство наказания врагов христианства и приобщения йаблуд-щих к истинной, вере. Во всех трех определениях стксио трактуется в моральных' тер&долшс. В первых двух он рассматривается с точки зрения идеи порядка .как, положительный> если он. ему: способствует, и как. отрицательный, ерли он¿ё^^ййабгг'.,.-В. р&мках этой концепции стаеис понимается. как ¿особая, форкл поведения', и поэтому его мЬралььан. ицтер^ ха- ■

О'с — абсолют1ше, зло, иче;говеку:желательно ег0 йзйегать;: раци-онситыю поступающий индивид, способен и долен йротивостоять -'•';:. беспорядку, ,во "¿ЬёМ'. ¿Ылздая-ив^/О^шФЙ/:^^ '

античности/. :В т&ком ков^ёксте ^стйсий^'рценшаеч.ся ;й. как;:Нрас&с-твенное и как безнравотв'еннбе делIше. Религиозный .же взгляд не предполагает' анализа стасиса;.как- вида поведения /в, отличие от:"' тирании/гстасис:-. дор.&^едЦный' фенфден, ■ ко'^ •

этическое^начение злйен^ом-; V:

постоянно, воспроизводящейся схемы двй:кеи'ия, ис?.ориа /грех - наказание - прозрение/.: " V ./у-.;- -ЧЧу.; •V:'-;';-.'• • ■ ..•'■-Ч':' ■.'"Ч:" ■ Следовательно',: н& теоретическом уровне не,, .существует 'це-у

существует понАтие, которое объединяет. все вычлененные взгляды, - понятие "порядок". Именно это ^ Понятие 'лежит; в ;рснсте; терминологической скстеми Ыт^яа й; его субъектов.-. Основн ым:'Критерием, при: выборе т.е^шйЬй.,.'Оказ:ЫБ|а^:'-ется фиксируемая ими степень отступления от - у станов ленных Ьо|м;. политического порядка. ; Ч'\Ч.-'Ч'. Ч-Ч, ■ 'Ч Ч Во второй главе "Политические конфликты в"Ис'горуш'': Ф.еофи-лакта Симокаттыч- изобразительный аспект" проводится: елкзтемиый анализ. роДеркйрльйыХ-'и. ^р^ь^у'ко^^ёшсйй сифкаттовйкбгб "■' повостьований.. В художественном произведении, как.кд;. является : античное историческое сочиненйе. авторский вагляд'науП^облему : . неизбежно- проявляется Через 'струет^^:диакурра•/йаже^згю.-гЕф'Га* низацию, пространственно-временные характеристики, образ'кцй. ' мир, трактовку персонажей и пр./. Длл удобства исследовашш материал располагается. по. тематическому; принципу:'гражданские , . военные,, этнические мятежи и государственные.перевороты. \

В "Истории'' -содержится описание трех гражданских'- смут . у-'/■двух в Констанчинополе и одной в Асщие/. Оно этически ораен- .'.

; . тировано, то есть ему придается смысл нравственного примера. . Мятеж и? интересует Симокатту ни 'с исторической' /конкретные время и место/, ни с социальной /мотивы, состав,'руководство, требования мятежников/ точек зрения. Конкретике причины /воен-

• нов поражение, голод, покушение на права горожан/ становятся незначйтельншй на. фоне универсальной- яричтгн .любого: стасйса

. . - дурной:человеческой природ» /столичного населения, стратега ГГетра/. Внимание концентрируется на'- íarvoe индивида, поведение Мтарого предйта'аяенр или как должное /Маврикий/ или как не-. . должное /Петр/. ' Кабины .cn'o^WHtix бунтов демонстрируют модель того, как следует вести себя, правителю' в ситуации немотиБиро-- -ванного вызова со стороныбезрассудной толпы, тогда как 'рас-;•' j

• сказ о кролисте в Асиме' показывает, как* не следует поступать ' ./стратегу/, Если, ice, что. cb¿-

• '. зано с индивидом и.его действиями,дегапйзкррвано, то йзображе- .

н'ио т'олпн и еэ поведения крайне осематизировано.Сюжетная не-•виделени'ость .эпизодов, нарушение логики изложения, неожиданные повороты сюжет« создают образ мира как хаоса,- который обрушивается на челор.ека й Há жоторый. он вынужден реагировать..

;-;.;.-,'ВЬенйв'ё смути; ■ как Л: гражданские, конструируются по - инва-вяр|гантной в своей основе колет . Причиной возмущения всегда оказывается непостоянная и мятежная природа толпы, /солдат/. ' Ун1вверсадкнвсть кбточнйка стасйса лишает' значения конкретные . его обстоятельства. Непосрёдствепине мотивы превращаются в по-.. -; воды дчя восстаний-, и Их' набор ограничен тремя вариантами:' ■ -' снижение воинского довольствия, экспроприация добычи и страх ■'• п?ред *>г4гймя или лишениями. В некоторых случаях недовольство . обьпсня'ется .'личными: квчёствамй cT^terós" и. императора /завйс-; тью, скуностья,.надменностью/, но.этот фактор'всегда - вторичен по отношению к капризности й корыстолюбию толпа. Непостоянство . .последней предопределяет не.только легкость*возникновения сМу-тн, но и.легкость её нрекрашения с помог«.» уговоров или подку- •, па. Стсагег и войско, гак бы подчиняются опроделеляь'м правилам . игры.с г-шданиой-развязкой - обязательным-прекращением конфлик-' та но себрялии воинов после речй военачальника, Сцена убеждения «jiiásítsagícá цвнтрялы1ой| it по сух'« дела, каждая из'вейк военных;смут 'представлена кап'собрание /или цепь собраний/, на '. кототт иятажнно- cáwxH .спЪртг, оскорбляют' п,-. ппгиш, corra-

ю

шаются со своими антагонистами. Восставшая толпа изображается как нерасчлененное целое: нет ни одного эдизода, где были бы показаны взаимоотношения между ее членами. Рна противостоит стратегу, закономерно добивающемуся победы. Симокатта предлагает пример того, как должен действовать военачальник в условиях необоснованного возмущения войска. Их конфликт олицетворяет столкновение рационального и иррационального начал, порядка и хаоса.

При описании этнических конфликтов вновь проступают очертания знакомой схемы противостояния индивида и толпы, смыслом которой является конфликт разума и эмоциональной стихии. В столкновениях Доменциола и армянских заговорщиков, Маврикия и народа в театре, правителя Геннадия с'карфагенянами и мавруси-ями примером должного всегда служит поведение отдельной ¿рте- ■. ности.

При изображении гражданских, поенных и этнических смут используется единая модель стасиса: толпа в смлу СЕоей склонности к возмущению под любым предлогом нарушает установленный порядок, а индивид тем или иным способом обязательно восстанавливает его. Разница мятежей - в различии переменных. В основе модели лежит тип должной реакции на иррациональное возбуждение массы людей. Этические цели обусловливают индивидуализацию и типизацию действия.

Описание трех государственных переворотов /двух в Персии и одного в Византии/ ориентируется на три сюжетные модели -модель стасиса и две модели тирании: конфликт индивида и толпы; трагедия деспота /правитель своими преступлениями провоцирует мятеж и собственное падение,- которое сопровождается его'прозрением/; трагедия узурпатора /вознесенный судьбой герой поднима-' ет восстание, свергает законного монарха, устанавливает тираническую власть и бесславно гибнет/. Рассказы о государственных переворотах дробятся на автономные фрагменты, становятся противоречивыми и непоследовательными. Доминирование темы тирании над темой стасиса-предопределяет концентрацию внимания на драмах отдельных героев, тогда как толпа .отходит на задний план. Образы персонажей функциональны, зависят от типичных ситуаций и поэтому лишены целостности. В рачках переворота одно и то же действующее лицо может, играть разные, даже взаимоисключающие роли. Хормизд оказывается и. тираном-и невинной жертвой мятежа;

Хозрой - то преступный, неблагодарный, безбожный, то справедливый, признательный и благочестивый правитель; Биндой из борца против тирании превращается в злобного и безжалостного мятежника;. Маврикий предстает то деспотом, то мучеником. Сюжет-' нал непредсказуемость, смена поведенческих моделей', неоднозначность персонажей создают образ хаотичного и враждебного бытия. '

Переворот, изображается Симокаттой как поток случайно, про-, исходящих событий. Возникает ощущение неумолимости рока и не- защищенности перед ним человека. Но герои сами провоцируют хаос. Именно дурная человеческая природа порождает все .формы бес- . порядка - стасис, тиранию и т.д. В этом смысле можно' говорить • 'о предопределенности событий'. В рамках определенной ситуации ее исход запрограммирован .чертами характера главных действующих лиц: высокомерие Варама и Хормизда, корыстолюбие Маврикия, злобность Фоки побуждают одних к несправедливостям и насилию, других - к узурпации власти, но неизбежно приводят их всех к жизненному краху.

Рассказ о перевороте Фоки, завершающий "Историю", несет ■ особую этическую нагрузку. Моральная интерпретация стасиса и тирании становится преобладающей. Как нигде у Симокатты, повествование насыщено оценочными суждениями. В этом сюжете стасис и тирания наиболее ярко представлены как высшие формы всеобщего социального беспорядка. Нравственный долг индивида -бороться с универсальным хаосом, а историка - научить его этому. Феофилакт ищет в событиях не подверженные изменению элементы, стремясь обнаружить предпосылки-будущей реставрации в типичных ситуациях и от века установленных ритуалах. Он обращает внимание на стабильный мир вещей в ущерб зыбкому миру человеческих /сиюминутных/ действий. В историю переворота-вставлены многочисленные экскурсы в прошлое н будущее, что нарушает последовательность изложения, но имеет значение для реализации поведенческих моделей. Повествование перегружено множеством деталей, ряд которых связан со смутой весьма усло.вно. Особенно тщательно изображаются церемонии /въезд императора в столицу, т'оронацип и пр./, традиционные сормы отношений и поведения /спасение у алтаря и. пр./. Рассказ дсам2тпз;'0"етея, приобретал честн зоели?шости, но утрачивает динамизм. В то »г:

' у.. ,

'ьремя,' а'есуот'рл. на ор.геиташго -'историка на все -стабгль'ное, -нару-' некие логики- вэ.цояения, прсрь-вй действия,. неренасцгденность ровностями ••оездатт одаение неустойчивости .п ирраииоцапыюс-ущ' . ' окружаздего мира.--Усилия •Сихркатти овладеть беспорядочным те?е~ ' пнем ипий'рказиваятся т-:;;отны.»:и. ■ К хотя" «1 ..заяпдяох-'в' Введении. и в своих, выводах, ;что.тира»ия--1>оки::будйт. уничтожена- ц -закошМ порядок.иостордсствует^ не.возникает уверенности в призбе^цости ■-. благополучного конца и, .тем более, что победа над злом .будет длительной. ■ • '■■ ■•''■;•'"'..'•■ V '■

. '' Исследователь -не найдет в-.Опвд.^кй-'юп'ег'ей -;и переворотов.;- ' последовательного анализа.причин, состава участников,-идеологии ■' и характера политической борьбу, та есть, всего того, что за-клгчёИо для', пега б этом понятии. Скмбкатта не р'а'салатрувает .их' ; как-социальное дёияенпе, как взаимодействие.оолывдх человеческих групп; Автор изображает политические конЗлщтй -как- столкновение ме.тду индивидами пли мезду индивидам..и.'.толпой., ф'еафилакт • воспринимает обиее через -сдишяиое.. Униве^алытй;-ко|(^«под:: добра и зла, понятий как конфликт порядка и беспорядка, осознается им только через борьбу их носителей. Он видит в любом объединении людей в толпу анархиче.сст-орг'ластическое нарушение порядка жизни. ' , ; ■ ; •• • -. •

' Симокатта трактует (Такты политической борьбы, в одномерных : й полярных моральных терминах. Поскольку отношение: противоположности существует не ь реальности, а только и мире понятий, конструирование истории по такому принципу-неизбежно ведет к ее.упрощении; 'ориентации на жесткие дуалистические схемы,-Любой феномен представлен как столкновение только'.¿дох антагонистов. Появление третьех'0 создает новую автономную оппозвдга. Поэтому одни и те персонажи, могут играть разные роли в рам--' ках одного скжета.

Изображение политических конфликтов подчиняется тем же принципам, что и описание остальных собцтиЙ "Истории". Вос-. производится один и тот лс способ фиксации врсаош: хронология.-размыта, и нсупорядрчена, время зависит .от-событий, един-' '. ство существует лишь внутри автономных кпкрокрэиалогических систем. Зсе повествование организуется по. моделям, типичного поведения и состоит поэтому из ряда побторяч«с*хоя егготпых ■ схем.. Их обиими чертам;! являются: яя'-дап зльптио. васп-тгг са.л .

и господство случая;' лояиое знание, ведущео к пагубным действиям ; • Непредсказуемое поведение, -разрушающее че*оьеческие планы. Этическая' йаираЕленцйсть бОуслоьливаёт акцентировку всего■ индивидуального £ "Истории". Персонажи $ ункционал ыш, дозтоыу,неадекватны самим себе, толпа хе всегда характеризуется однозначно /нерасчлененное и безрассудное целоекоторым герой легко манипулирует в своих личных целях/. ..."'*• /

. Труд Симоканы. не имеет конструктивной теми. История восиринимае*гся; не как; двг*енй#;к';Ьпраделё1шой'. цели, обладаю-. • щее осбб^й слыслом, а как. распад Смого, содержания, жизни. Здесь нет иерархии .главного ;и второстепенного.- Все,события, будь то драматические повороты сражений^ интриги военачальников',подвиги солдат, пышные придёорние ри!уа-ш, чудеса святых, стихийные бедствия или, политические' конфликты, равноценны, не ЕиЧленедщ из однородного потока бытия. Бее. они суть элеменТи. ушшерсадьнаго хаоса. .'.•■,;'■,

■ В Уреа.Бвй; главе- .".{оицепция и изображение политических. . контактов в "Историй" в контексте раиневизантийской ксторио-гра.| ии** проводится' бравкитёльвыЕ анализ симокаттовского опи-\сЦия;1сму;т'_-с их. тр&ктйькой' в-трудах: Представителей 'равных яс-'жанро*. то£о -бревен-*. • --; Ос1|'0£ние'. аолз.чеиия'^еофйлактоБской концепций стасиса ¿м'евТ'сЦю традицию;-'бденка. ^ира.'как-хаоса, а стасвса. как од-,ногй"дз.;егЬ элементов,;- шрсйДейного-.дурной человеческой при-ройой;: -■ постулат;, ■ найбодее распространенный в "светской" вс-торйографий. различия, появляются1 тогдакогда встает вопрос

Для Лммиана Кар-цёллийамят.е.^ет,..йгово^У и перевороты представляют собой сущностные проявления глобального.распада, охватившего империю;,.в со в решенну ю ему зпоху., и цоотому большая часть его труда отводится под .их описание.' Подобным. образом творимый 'Юстинианом-,социальный беспорядок./тирания/ становится веду--•щеЯП'МоЙ' ч'Таййой!- йстйрий" Прокопия. В "Воййах" же хаос-мира;,реалк'зуётся/ прежде всего в картинах;.походов и сратений., тогда как' ст'асис и тирания оказываются хотя и важными, но все же вторичными его 'формами.;В.труде Агафия политические коллизии'никак не; выделятся из общего поюка нарушающих, миропорядок событий.. В еймокат!обской теории стасиса и тира-

. иии обнаруживаются идеи всех этик авторов.

Что касается манеры изображения, то для всех "светских" историков характерно стремление к моделированию типичных ситуаций и типичных форм поведения. Повторяется даже содержание многих сюжетных схем, в том числе схем стасиса и тирании. Если "смыслом первой является столкновение индивида и толпы, то вторая представляет жизненную трагедию или захватившего власть мятежника или ставшего на путь преступлений правителя /Галл, Констанций, Прокопий, Валент-у Аммиана; Хозрой, Юстиниан, Гели-мер, Года, царь абасгов у..Прокопия; Хозрой, Кавад, Юстин у Ага-фия; Кавад, Хормизд, Барам, Фока у Симокатты и т.д./. •

Основными понятиями, которыми оперируют эти авторы, оказываются понятия порядка и беспорядка, приобретающие в повествовании этический смысл. То, что служит сохранению законности . в государстве, рассматривается как безусловное благо, а ее нарушение - как отступление от справедливости. Морализаторский подход предопределяет исключительное внимание к тому, как отдельные персонажи ориентируются в хаотичном мире. Действие персонифицируется, и события часто становятся только фоном для проявления личных качеств героя. Мятежи и перевороты оказываются драмами императора, стратега, сановника или священнослу-. жителя.

В труде представителя церковной историографии Евагрия провозглашается идущая от Евсевия восточнохристианская историческая концепция, которая видит в человеческой истории контролируемое и направляемое богом последовательное восхождение мира к царству истины. Смута, прежде всего религиозная, значила в этом движении или как важное, его звено или 'как прообраз его конца. Она трактуется, как и у "светских" авторов, в этических терминах, которые, однако, имеют христианскую окраску. При изображении политической борьбы в эпоху Маврикия Евагрий исходит из идеи невозможности возникновения серьезного конфликта во времена мира и гармонии, какими он считал годы правления этого императора. Поэтому военный мятеж в Монокарте представлен 'как-незначительное волнение, порожденное мелкой обидой.

Б труде представителя хронографической традиции Феофана также lie шоводится' основная симокаттовская идея" стасиса как фор.шь общественного беспорядка. Несмотря на то, что Феофан

интерпретирует ряд феноменов прошлого, в терминах восточно-христианской Философии, в значительной части "Хронографии" он следует концепции Августина,'согласно которой история как осуществление божественного плана непознаваема человеческим разумом, что делает невозможным проникновение в смысл состав--ляющих ее событий. Феофан не придает многим фактам /особенно удаленным во времени/ ни этического, как Симокатта, ни мировоззренческого, как Евагрчй, 'эначения'и ограничивается юс констатацией. Отказываясь от анализа большей части своего ■ материала, он неизбежно.фиксирует на порядок должного, а порядок' происходящего, воспроизводя не субстанциональную, а естественную логику событий. В целом, Феофан не предлагает какой-либо теории стасиса, хотя и видит в некоторых ^мутах ' акты божественного возмездия за грехи человеческие /например, переворот Фоки/.' Однако большинство восстаний эпохи Маврикия не относятся к этому ряду. Если'для Феотилакта стасис - орга-' ническйй порок, разрушающий мораль-и'госуЛарбтво, а для Еваг-рия - ваедый /конструктивный или деструктивный/ момент осуществления высших предначертаний в земных делах, то по Феофану смуты, хотя и происходят постоянно, никак не могут изменить предустановленный и трансцендентный ход истории.

!■В четвертой главе "Политические'конфликты'в "Истории" Феофилакта Симокатты: исторический аспект"-рассматривается вопрос о том, в какой мере симокаттовское изображение смут _и переворотов адекватно исторической реальности.

• Независимые источники подтверждают лишь часть из описанных Симокаттой мятёлей /восстание в Монокарте, голодный бу;гг в Константинополе, заговор в Лерсармении, два переворота и гражданская война в Персии, узурпация Токи/. Для пяти дунайских смут, столичного, мятежа) 587 г'; и заговора мавруси-ев 5еофплакт остается единственным информатором; Но нет сомнения, что всс эти события'действительно имели место. В то же время сккокпттовский перечень фактов политической борьбы 582-60^ гг. нельзя считать полным. Смуты не.являются основным предметом труда Фоофилакта. Он не представляет их как звенья ед'-шого социалыю-нодткчесжого процесса, кулы.'пкаги-ониоЕ точкой которого оказывается с верейке Кагрпхкг. Тем но мс.чео, а'.тору у.тдотся п'-р^тль об:>;гй егчтоянчл по.тп-.-•¡гсгс-о

го?б,'.»лсн!'л ьизанткГ.ского общества накануне переворота 602 г. Проблема неадекгатности возникает на уровне конкретного изображения конкретных конфликтов. Ориентация Симокаттп на поведенческие типы п[ евра;:;аот повествование в чередование функциональных структур, состоящих из постоянных и переменных эле- ' ■ ментов. Постоянной величиной является конфликт толпы и индивида, субъекта и объекта политического вызова. Но эта конструкция - слепок реальной ситуации, когда недовольство определенных социальных групп приобретало специфически политическую форму, фокусируясь па отдельных представителях власти. Люди стремились найти индивидуального виновника своих несчастий, и неудярителыю, что им обычно оказывался социально выделенный персона* /и:,:перптор, стратег, епископ и до./. Однако, такой конфликт передавал лишь самую общую Форму реальных конфликтов, знания которой недостаточно, Чтобы понять их как уникальные исторические (Тсномены.

В заключении подводятся итоги исследования. . Осноьннс выводы диссертации апробиповаиы в докладах и сообщениях, с которыми диссертант выступал на студенческо-аспи-рантских конференциях, конференциях молол« ученых и научных сессиях. .

Основное содержание диссертации отражено в следующих бликопиях:

1. Кривуиин И.В. Проблема социально-политической смуты в Византии от Юстиниана до Ираклия // Тезисы докладов Ш областной конференции молодых ученых и специалистов по актуальным общественно-политическим и научно-техническим проблемам. -Иваново, 1988. - Т.Р.. - 0,1 аг,т. листа.'

2. Кривупгин И.В. Стасис по ФеоФилакту Сиг.'окэтте, Ега.пия и Феофану /военный мятеж 588-589 1г./ // Из истории Византии к византиноведения. Л., 1991. - 0,5 авт. листа.

3. Крипушин И.В. Лвар-'пп"! каган в изображении Фесх"илакта Симокаттп // История и культура: Тезиси докладов. - М., .1991. -. 0,2 авт. листа.

4. Кривуиин И. И, Врег/я в "Истории" ^еофи./гакта С им о катти // Вестник СПбГУ. - СПб., 1991. - Г- 4. - 0,3 авт. л«ста.