автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему:
Политический панславизм и идеи всеславянства в Чехии в первой половине XIX в.

  • Год: 2005
  • Автор научной работы: Французова, Ольга Александровна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.03
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'Политический панславизм и идеи всеславянства в Чехии в первой половине XIX в.'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Политический панславизм и идеи всеславянства в Чехии в первой половине XIX в."

На правах рукописи

ФРАНЦУЗОВА Ольга Александровна

Политический панславизм и идеи всеславянства в Чехии в первой половине XIX в.

Специальность 07.00.03 - всеобщая история

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Москва - 2005

Работа выполнена на кафедре Новой и новейшей истории исторического факультета Московского педагогического государственного университета

Научный руководитель:

доктор исторических наук, профессор ЗОЛОТУХИН Михаил Юрьевич

Официальные оппоненты:

доктор исторических наук •

УЛУНЯН Артем Акопович

1

кандидат исторических наук РОМАНЕНКО Сергей Александрович

Ведущая организация - Российский университет дружбы народов

Защита диссертации состоится "_" 2005 г. в

часов на заседании диссертационного совета К 212.154.06 при Московском педагогическом государственном университете по адресу: 117571, Москва, пр-т Вернадского, д. 88, ауд. _322_

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского педагогического государственного университета по адресу: 119992, Москва, ГСП-2, ул. Малая Пироговская, д.1

Автореферат разослан

Ученый секретарь диссертационного совета

2005 г.

-о ЧЕХОВСКАЯ Н.Н.

¿Я?

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность исследования. Политический панславизм - явление сложное и особняком стоящее в ряду идей интеграции и славянского объединения. Появившись в первой половине XIX в. в чешской и словацкой публицистике под воздействием политических событий и на базе литературно-научного взаимодействия славян, панславянские представления получили развитие в политических идеях многих славянских идеологов.

Особую значимость изучению проблем всеславянства придает большое влияние, которое оказывала славянская идея на развитие национального самосознания и восприятие тесных связей между славянскими народами. В ходе исторического развития Чехия неоднократно была интегрирована в состав различных многонациональных государств, таких, как Священная Римская империя, Габсбургская империи, Австро-Венгрия. Идеи политического объединения во многом оказали позитивное влияние на славянское сотрудничество в рамках Чехословакии и социалистической системы. Этот опыт учитывается чехами при вхождении в общеевропейское пространство, а современные интеграционные процессы в Европе придают им политическую актуальность и научную значимость.

Научная значимость и новизна исследования состоит в том, что впервые на основе комплексного рассмотрения наиболее полного круга источников предпринимается обобщенный анализ всеславянской идеологии и теории политического панславизма. Впервые к рассмогрению поставленных проблем привлечены сведения, полученные из источников, которые либо впервые вводятся в оборот, либо не рассматривались ранее в контексте поставленных проблем.

Хронологические рамки диссертации охватывают период с начала ХЗХ в. по революцию 1848-49 гг., который традиционно носит название «предреволюционный (предмартовский) период» и характеризуется

развитием социш1ьно-экономически^^а,__Д0литических предпосылок

ро( < ■■ ■ ■ «,1ьИАЛ Ь' . I

формирования идей славянского объединения. В эго время происходит формирование панславянских представлений о возможности политической интеграции славян, появление самого термина «панславизм».

Целью исследования являехся изучение генезиса, содержания и значения политического панславизма в чешских землях в первой половине XIX в. Эта цель позволяет сформулировать конкретные задачи данной работы: 1) раскрыть специфические черты национально-политическою развития чешских земель в период раннего нового времени, создавшие предпосылки для возникновения всеславянской идеи; 2) исследовать идеи политического панславизма и всеславяпства в Чехии в 30-40-е годы XIX в. в представлениях консерваторов, либералов и радикалов; 3) выявить значение чешского политическою панславизма; 4) уточнить терминологически-понятийный аппарат.

При работе над диссертацией был использован широкий круг источников, основные из которых - архивные материалы, хранящиеся в архивах Чешской республики и Российской Федерации. Наибольший интерес представляют документы из личною фонда Ф.Л. Ригера, находящегося в Архиве Национального музея в Праге (ANM), содержащие его официальную корреспонденцию, рукописи, теле1раммы, черновики писем и др. Среди прочих документов особо выделяется его переписка с участниками венского кружка Фр.К. Кампеликом, И. Подлипским, К. Шнайдером и др., с которыми Ф. Ригер был близок в 30-40 гг. XIX в.*1

Ценная информация представлена в личном фонде Ф. Палацкого, в коюром собраны письма и статьи, относящиеся к нач. 40-х гг. XIX. в.*2 Сведения о позиции Ф. Палацкого накануне революции 1848 г. дополняются материалами фондов Литературного Архива Памятника Национальной письменности (LAPNP), содержащими документы,

1 ANM Pozüstalost F L Riegera - Karton 33/2 (Kampelik F С - Riegeru FL), Kart. 54/1 (Schneider K. - Rigeru F.L ); Kart 45/4 (Podlipsky J. - Riegeru F.L.);

характеризующие частную и парламентскую деятельность эюго признанного лидера чешского национального движения.*3 Кроме того, интересные материалы содержатся в фондах Й. Фрича, В. Ганки, К. Гавличека.*4

Важные материалы по данной теме содержатся в документах личных фондов, хранящихся в Российском Государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ), а также в Отделе Рукописей Российской Государственной Библиотеки (ОР РГБ).

Выяснить идейное содержание понятий «панславизм» и «русофильство» в представлениях чешских политических деятелей, исследовать их отношение к идеям всеславянской интеграции позволяют статьи и публикации, содержащиеся в периодических изданиях на немецком и чешском языке.

Значительный интерес представляет ряд публицистических трудов, позволяющих более полно характеризовать отношение противостоящих политических сторон к панславизму и русофильству. В 1842 г. вышел труд графа Лео фон Туна «Об истинном положении чешской литературы и ее значении»*5, содержащий консервативную оценку политического панславизма. В 1843 г. было издано другое сочинение Л.Туна «Положение словаков в Венгрии»*6, этот труд представляет собой публикацию переписки графа Л.Туна и известного венгерского общественного деятеля Ф. Пульского. Несмотря на необходимость осторожного подхода к этому источнику, данные, почерпнутые из него и сверенные с другими источниками, позволяют достаточно полно характеризовать позицию консервативного направления чешской общественности в славянском вопросе.

2 ANM Pozústalost F.Palacky Kart. 2. - Sign.30-105, Kart. 21 - Sign.757-815;

3LAPNP Pozústalost F Palacty- Sign. 1 l/A/2. Sign. 14 /CH/32, Sign. 15/A/2,

"LAPNP. Pozústalost V. Friü; Pozústalost V. Ganka, Pozústalost K. Havlííek;

5 Thun Leo Uber den gegenwärtigen Stand der böhmischen Literatur und ihre Bedeutung, - Praga, 1842,

В продолжение дискуссии о панславизме в 1845 г. был издан труд Йозефа Матиаса Туна «Славизм в Богемии».*7 В этом труде мы можем увидеть трактовку «панславизма», также в публикации содержатся ценные сведения по русофильству и германизации славян.

В оценке позиции чешского либерального лагеря rio панславянскому вопросу наиболее важной стала статья Й. Воцеля «Денационализация славян»*8, в которой опровергались обвинения в русофильском панславизме и приводились аргументы в защиту славян в качестве верных и преданных подданных Австрии. В 1845 г. была издана брошюра чешского либерала Я. Малого «Слова одного чеха по поводу брошюры графа Йозефа Матиаса Туна «Славизм в Боюмии»,*9 которая может служить источником для получения представления о взглядах либерального блока чешского национального движения на славянский вопрос, панславизм и русофильство в Австрии и Чехии.

Денные материалы по истории развития славянского вопроса в чешском общественном мнении почерпнуты в другом труде Я. Малого -«Воспоминания и заметки старого чешского патриота»*10, представляющем собой сокращенный перевод его воспоминаний, запрещенный в Австрии. Несмотря на то что эти воспоминания Я. Малый писал после революции 1848 г., в них представлены обширные материалы по истории предреволюционной Чехии. «Воспоминания...» служа! важным источником для характеристики общественно-политической позиции самою автора и его сторонников, а шкже содержат ценные сведения, позволяющие более полно характеризовать нащтональпо-либералыгое направление

6 Thun L Die Stellung der Slovaken in Ungarn, Praga, 1843;

7 Thun Jos Math, Der Slawismus in Böhmen Besprochen von Jos.Math graphen von Ihun, - Praha, 1845,- 23 c.

8 Vocel J V. Die Entnationalisirung der Slaven // Ausburger Allgemeine Zeitung, 1841, September;

9 Maly J. Worte eines. Cechen veranlasst durch die graf Jos Math. v.Tunsche Broschüre: Der Slawismus in Böhmen. Leipzig, 1845, 25 c.;

10 Малый Я Воспоминания и заметки старого чешского патриота // Славянский ежегодник, -

Киев, год 2, 1877;

чешской общественно-политической мысли и его отношение к славянской взаимности и интеграции.

Выявить основные идейные положения и установить взгляды К. Гавличска-Боровского на всеславянское единство и политическое объединение славян позволяют труды, опубликованные в сборнике «Политик и журналист».*11 В нем содержится множество статей, опубликованных в разное время в журналах «Пражские Новины» и «Народны Новины». Не менее интересен другой сборник - «Дух «Национальной газеты»*12, в котором подобраны политические статьи К.Г. Боровского. В 1898 г. был издан сборник небольших произведений Ф. Палацкого «Spisy drobne».*13 Была также опубликована корреспонденция Ф. Палацкого*14 и в том числе письма Ф. Палацкого с 1816 по 1826 гг.

Множество ценных материалов для изучения политической позиции чешских радикалов содержится в сборнике политических статей, выпущенном в 1953 r.*is В нем представлены произведения чешских радикальных демократов - Э. Арнольда, К. Сабины, Й.В. Фрича, В. Вавра-Гагатальского, Я. С. Кнедльганс-Либлинского. В сборнике содержатся документы, позволяющие характеризовать отношение радикальных демократов к славянскому вопросу, панславизму и русофильству накануне революции 1848 г. и эволюцию этих взглядов на протяжении послереволюционных лет.

Среди опубликованных документов особого внимания заслуживают материалы из «Собрания сочинений» Э. Арнольда.*16 Речь идет, прежде всего, о листовках, письмах и статьях Э. Арнольда с 1847-1857 гг., статьях, опубликованных в «Пражских новинах» и «Славянской липе».

" HavWekrBorovsky К Politik a novmaf Vyborzdlla -Praha, 1956,

>2 Havll¿ek-Borov<¡ky К Duch Narodnich novin Vyborpfipr J BéliS a J. Skaltöka-Praha, 1971;

13 Palacky F. Spisy drobne - Praga, 1898, D. 1;

14 Palacky F Korrespondence a zápisky К tisky pfipr U J Nováíek - Korrespondence z let 18161826,

15 CeStí radikalni demokraté. Vybor politictych statí. Uspofadal K. Kosik - Praha, 1953;

Из трудов, необходимых для исследования проблемы генезиса политического панславизма и идей всеславянства, представляют интерес воспоминания и корреспонденция Б. Райской *17 Наиболее важными являются письма, содержащие характеристику политических панславянских представлений Кампелика и его окружения, а также сведения о разработке карты будуще1 о политического устройства всеславянского государства.

Историографический обзор. Изучение проблем культурной, экономической и политической интеграции остается одной из приоритетных тем отечественной и зарубежной славистики.

Среди первых отечественных ученых, исследовавших славянскую проблематику, можно назвать М.П. Погодина*18, B.C. Соловьева*19, H.A. Бердяева*20, А. Майкова*21, II. Кареева,*21 и других.

Одной из первых ярких критических рабог, посвященных панславизму в России, можно считать опубликованную в 1878 г. работу А.Н. Пыпина «Панславизм в прошлом и настоящем», в которой представлен большой практический материал относительно идей политического панславизма, идей славянской общности и взаимности.*23

В советской историографии важные шаги в осмыслении истоков панславянских представлений были сделаны учеными-слависгами

16 ArnoldЕ. Sebrané spisy. Praha. 1954,

" Podhpska 2 Z let probyzem Pamëti, a correspondence Bohuslavy Rayske (Antonie Celakovske). 1834-1844.D 1. Pr., 1972;

" Погодин MÎT. Собрание статей, писем и речей по поводу Славянского вопроса - М, 1978;

" Соловьев B.C. Национальный вопрос в России. Выл 1, СПб, 1891, с IV (предисловие);

20 Бердяев Проблема Востока и Запада // Сборник первый о Владимире Соловьеве. - Vf., 1911; Он

же. АС.Хомяков.-М., 1915;

л Майков Л. Всеславянство // Беседа 1871, Хг 3, с 219-261,

23 Кареев НИ Славянское возрождение, панславизм и мессианизм // История Западной Европы Новое время - СПб, 1903, Т V, :л XVII, с 395-421;

23 Пыпин А Я. Панславизм в прошлом и настоящем. - СПб, 1913; Он же. Мои заметки' с приложением статей «Два месяца в Праге» и «В 1 анка» - М„ 1910; Он же В. Ганка. - СПб., 1861; Он же Вопрос национальности и панславизм // Современник, 1864, № 2, с 480-510; Он же Обзор русского славяноведения // Вестник Европы, 1889, № 4, с. 584-625, № 5, с. 167-213,

В.К. Волковым*24, В.А. Дьяковым*25, И.И. Удальцовым*26, В.И. Фрейдзоном*27, A.C. Мыльниковым.*28

В современной отечественной историографии была проделана значительная работа по смежным проблемам, в том числе по исследованию литературного, языкового и культурного панславизма. Наиболее активно в этой области работали Л.П. Лаптева*29, И.В. Чуркина*30, И.И. Лещиловская*31, З.С. Ненашева*32, М.Ю. Досталь*33, О .В. Лебедева.*34

гА Волков В К К вопросу о происхождении терминов «панславизма» и «пангерманизма» // J Славяно-германские культурные связи. - М, 1969, с. 25-69,

25 Дьяков В Л Политические интерпретации идеи славянской солидарности и развитие славяноведения (с конца XVIII до 1939 г.) // Методологические проблемы истории славистики -М, 1978; Он же Славянский вопрос в общественной жизни дореволюционной России -М., 1993 г, Oíi же Славянофильские тенденции в польской общественной мысли накануне и во время славянского съезда 1848 г // Славянские съезды XJX - XX вв - М, 1994, с 40-59;

26 Удальцов ИИ. Историография чешского национально возрождения. Новейшие чехословацкие и советские исследования (1950-1980). - М., 1984; Он же Очерки из истории национально-политической борьбы в Чехии в 1848 г. - М., 1951; Он же К характеристике политической деятельности Ф. Палацкого //Вопросы истории, 1950, № 10, с. 72-86;

21 Фрейдюн В И Национальное и интернациональное в истории славянских народов (диалектика взаимоошошений и отражение общественной мысли XIX - начала XX в) // Методологические проблемы истории славистики - М., 1978; Он же. Представления и идеи славянской общности в первой половине XIX в. // Вопросы истории, 1979, № 9; 11 28 Мыльников А С Эпоха Просвещения в чешских землях Идеология, национальное

самосознание, культура. - М, 1977; Он же Й. Юнгман и его время. - М., 1973, Он же. Павел Шафарик Выдающийся ученый-славист. - М., 1963;

29 Лаптева ЛП История Чехии периода позднего феодализма и раннего Нового времени (1648-I 1849) - М , 1998; Она же Славяноведение в Московском университете в XIX - н. XX вв. - М.,

1997, Она же Письменные источники по истории Чехии периода феодализма (до 1848 г.) М, 1985; Она otee Идея славянской взаимносш и славянские съезды XIX в. // Славянские съезды XIX - XX вв. - М„ 1994, с. 5-20;

30 Чуркина ИВ. Вопрос об общеславянском литературном языке (конец XVm - XIX в.) // Славянская идея' история и современность - М., 1998; Она же Общественные, научные и культурные связи славян Австрийской монархии и России в 60-х г XIX в. // История, культура, этнография и фольклор славянских народов. VD Международный съезд славистов. -М,1973;

31 Лещиловская ИИ Идеология единения славян и развитие национального самосознания у славянских народов Австрийской империи в первой половине XIX в. // Славянские культуры и Балканы Т. 2, - София, 1978, с. 103-112; Она же. Идеи общности славян в культурах славянских народов (конец XVIII - 1 пол. XIX в.) // Славянский вопрос Вехи истории. - М., 1997, с 20-43;

32 Нанашева 3 С Проблемы австрославизма в российском общественном мнении в последние два десятилетия XIX в // Славянская идея; история и современность. -М., 1998, с. 127-147; Она же. Идея славянской общности в современной советской и чехословацкой историографии (некоторые терминологические и теоретические аспекты) // Исследования по историографии славяноведения и балканистики -М„ 1981, с. 78-96;

g

В зарубежной историографии преобладает оценка концепции всеславянского единства как стремления всех славян объединиться под властью Российской империи.*35 Теоретическому осмыслению проблем генезиса политического панславизма посвящены труды Б.Н. Сумнера, М.Б. Петровича, Ф. Фаднера, В. Клементиса, Ж. Эриксона, С.Т. Катсаиноса, Ж. Киршбаума.*36

Значительный интерес к славянской проблематике традиционно был в чешской историографии. Особенно важным в изучении проблемы генезиса политического панславизма в чешских землях до революции 1848-1849 гг. представляется вклад чешского исследователя Я. Хайдлера. В книге «Чехи и Австрия в предреволюционных политических брошюрах» им дается подробный анализ публицистических трудов 1830-1840 гг., посвященных политическому панславизму.*37

Представляют интерес исследования Йоз. Первольфа*38, К. Крамаржа*39, М. Вейнгарта*40, Ф. Вольмана*41, Т.Г. Масарика*42,

33 Досталь МЮ Об элементах романтизма в русском славяноведении 40-50 годов XIX в. (По материалам периодики) // Славяноведение и балканистика в отечественной и зарубежной историографии. - М, 1990 г.;

34 Лебедева О В Эволюция славянской идеи в чешской общественной мысли в первой половине XDC в // Социально-политическая борьба в странах Европы и Америки в средние века и Новое время. Межвузовский сборник -Йошкар-Ола, 1991, с 129-139, Она же Идея «всеславянства» в Чехии и Словакии (1 пол. XIX в.) // Магериалы школы молодых славистов - М., 1990, с 98-105; Она же Проблемы панславизма в Чехии и в России в первой половине XIX в // Нация и национальный вопрос в странах Центральной и Юго-Восточной Европы во второй половине XIX -н.ХХвв -М„ 1991, с 98-105;

35 Kohn Я Pan-Slavism. Its Histoiy and Ideology - New York, 1960; Kohn Я The Mind of modern Russia.-New Jersey, 1955;

36 Clementis V Panslavism, past and presentr- London, 1943, Fadner F Seventy years of Panslavism in Russia Karazin to Danilevsky (1800-1870). - Washington, 1926; Erickson J Panslavism - London, 1964, Katsainos С T The Teory and Practice of Russian Panslavism. Ph.D. dissertation - Washington, 1950, Kirschbaum J Pan-slavismus in Slovak literature - Winnipeg - Toronto., 1966; Fischel A Der Pansiavismus bis zum Weftkrig - Stuttgart -Berlin, 1919, Fischel A Aus dem Geistesleben des tschechischen Volken -Breslau-Oppen, 1928;

37 Heidler J. Cechy a Rakousko v politickych brozurách predbfeznovych - Pr., 1920, гл Otázka národností ajazyková v broiurách êesk^ch autorû, гл Otázka Slovanská;

38 Pervolf J Slovane (Slovanska vzajmnost v zivote praktickem za dob nevejsich Politicku panslovismus ) // Slovnik Naucny. red. Riger т VIII - Praga, 1889, S. 589-671; Перволъф ИИ Славянская взаимность с древнейших времен до XVIII в. - СПб, 1974; Ом же Славяне, их взаимные отношения и связи Соч И Первольфа. Т 1-3. - Варшава, 1886-1893; Он же Ф Палацкий//Журнал Министерства народного просвещения, 1874, № 12. с 197-270;

В. Кубала.*43 Изучением проблем генезиса политического панславизма в чешских землях занимались исследователи Й. Колейко*44, С. Соучек. *48, Й. Кочи.*4* В целом анализ историографии проблемы показывает, что изучение всеславянской идеологии охватывает как в отечественной, так и в зарубежной историографии широкий круг вопросов.

Методологической основой работы стала совокупность общенаучных и исторических методов. Основным методом исследования был сравнительно-исторический и системный анализ, позволивший осветить сущность проблемы генезиса и эволюции политического панславизма, рассмотреть идеи политической интеграции как системы, обладающей внутренней структурой. Для выявления наиболее важных аспектов объединительной идеологии при исследовании источниковой базы применялись историко-сравнительный и историко-сопоставительный методы.

Практическая значимость заключается в возможности использования данных материалов при составлении спецкурсов, лекций, учебных пособий и методологических руководств по истории славяноведения.

Апробация результатов. Диссертация была обсуждена на кафедре новой и новейшей истории Московского педагогического государственного университета и рекомендована к защите. Основные положения работы были

39 KramafK. Na obranu slovanske politiky. - Pr., 1926,

40 Weingart M Slovanska vzajemnost Üvahy о jejich zakladech а щыгвусрю -Bratislava, 1826,

41 Современные политические ндеоло1ИИ. Вып 2. - М., 1962, Wollman F Slovanstvi а antislovismy za jara ndrodü - Pr. 1968, Wollman F Kollarov messianismus // Slovanska vzacranost 1836-1936, -Pr, 1938; Wollman F Slovanstvi vjazykove literarnim obrozeni slovanü. - Pr, 1958;

42 Masaryk TG Karel Gavlicek Snahy a tuzby politickdho probyzeni -Pr, 1996, c. 281-282,

43 Kubal V Karel Havliick a naäy svoboda. - Brno, 1997, c. 32-33,

44 Копейка Й Славянские программы и идея славянской солидарности в XIX - XX Praha, 1964 г ,

45 Souöek St Dve pozdni mystifikace Hankovy - Pr., 1924, c. 49-51,

46 Ko£i J Der Austroslawismus und seine Rolle m der tschechischen Politik // Eudovit §tur und die

slawische Wechelseitigkeit Gesainte Referate und die integrale Diskussion der Wissenschaftlichen

Tagung in Smolemce - Bratislava, 1969, с 90-116;

изложены в научных статьях. Результаты исследования освещались в докладах на методологических семинарах и конференциях.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, приложения, списка источников и литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении показаны актуальность и научная новизна диссертации, определяются цели, задачи, методология, хронологические рамки работы, характеризуется уровень научного осмысления проблемы и выявляются основные подходы к ее постановке, анализируются источники исследования.

В первой главе («Возникновение и развитие идей интеграции в Зап. Европе, России, славянских землях») на основе сравнительно-исторического анализа исследуются идеи политической интеграции и сотрудничества в западно-европейской общественно-политической мысли, в России и славянских землях.

Понятие «панславизм» часто использовалось при разработке национальной, культурной и политической тематики. Первые пан-национальные идеи (от греч. Пау - «все») берут начало из греко-римской философии и общественно-политической мысли. Еще в общественно-политической мысли древней Греции и древнего Рима можно найти идеи политической интеграции (панэллинизм).

Идея европейской интеграции получила наибольшее развитие в концепции «вечного мира», в необходимости объединения европейских государств и построения единой Европы для предотвращения военных конфликтов в трудах Ш.Сен-Пьера, Ж.Ж.Руссо, Ш.Монтескье, И.Г.Г'ердера, К.Сен-Симона, И.Канта и др.

Большое влияние на развитие панславянских идей и формирование концепции славянской интеграции было оказано русскими мыслителями. В российской общественно-политической мысли можно выделить два

варианта политического панславизма: консервативный царофильский вариант (М.П. Погодин, О.М. Бодянский) и радикальный вариант (декабристы, русские и украинские революционеры-демократы, петрашевцы, Кирилло-Мефодиевское общество).

Наибольший интерес к идеям славянской политической интеграции в форме политического панславизма проявляли поляки и словаки. В середине XIX в. уже существовали концепции политического объединения славян не только в межславянское государство народов одного региона, но и идеи политической интеграции свободных славянских народов.

Многие славянские ученые стремились к филологическому сближению славянских языков. Каждый из них вкладывал свое значение в понятие славянской общности, однако именно благодаря этим деятелям славянского Возрождения активно развивалась концепция «культурного панславизма».

Во второй главе («Генезис и эволюция панславизма и всеславянской идеи в чешских землях (1812 -1930 гг.)» рассматривается историческая эпоха, предшествовавшая появлению панславизма и австрославизма в чешских землях; анализируется возникновение панславизма и идей славянской интеграции в Чехии в первой четверти XIX в.; исследуется «критический период» эволюции политического всеславизма и панславизма в Чехии (1830-1848).

Складывание панславизма в чешской общественно-политической мысли относится к концу 30-х - началу 40-х годов XIX века. Однако предпосылки возникновения всеславянских идей сложились задолго до этого времени. Как и любое многонациональное государство, Австрия предпринимала меры по сокращению суверенитета любой провинции с целью добиться лояльности подданных и монолитности империи.

В составе Габсбургской монархии Чехия занимала приоритетное место, благодаря высокому уровню продолжающегося развития экономики за счет наращивания с конца ХУ1П в. промышленных технологий

производства. Именно эти и другие факторы оказали влияние на благоденствии этого региона. Однако диспропорция в развитии экономики и полное отсутствие прав в политической сфере не могли не вызывать недовольств различных слоев населения. Ущемление, а затем и уничтожение исторических привилегий знати и других сословий создало условия для роста оппозиционных настроений.

Подъем национального самосознания и освободительная борьба народов Центральной и Юго-Восточной Европы стали примером не только для чешских земель. Одной из важных составных частей славянского Возрождения становится идея славянской интеграции. Возникнув во времена раннего средневековья, она несла в себе представления о духовной и культурной общности славянства, его этнической и языковой близости.

Активное развитие концепции славянской общности относится к началу XIX в., когда у большинства западных и южных славянских народов на фоне формирования национального самосознания вновь ожило чувство родства, связанное с поиском своих корней. Развитие национальных культур проходило посредством обращения к родственным связям для обеспечения собственного развития в условиях национального гнета. Многие славянские ученые стремились к филологическому сближению славянских языков. Каждый из них вкладывал свое значение в понятие славянской общности, однако именно благодаря этим деятелям славянского Возрождения активно развивалась концепция «культурного панславизма».

В третьей главе («Развитие панславизма и идей всеславянства в Чехии с 30-х гг. XIX в. до революции 1848 г.») исследуется интерпретация панславизма и идей всеславянства представителями консервативного направления чешской общественно-политической мысли; славянское единство в представлениях чешских либералов и национал-патриотов в 30-

40 гг. XIX в.; идеи всеславяиства и панславизма у радикалов в 30-40-х гг. XIX в.

В 1 половине ХТХ в. в чешской общественно-политической мысли формировалось понятие «панславизм», ставшее частью идеи славянского единства. Популярность славянской тематики способствовала проникновению идей славянского единства в сферу государственно-политических интересов и дифференциации представлений консервативного направления относительно национальной политики Австрии в славянских землях, входивших в ее состав.

В представлениях чешских консерваторов (Коловратов, Тунов, Штернбергов, Деймов, Шварценбергов, Кинских) под панславизмом понимался его царофильский вариант, согласно которому важнейшей целью являлось объединение всех славян под властью Российской империи. Пытаясь противостоять популяризации политического панславизма, чешские консерваторы были вынуждены искать альтернативные пути для интеграции интересов Австрии и австрийских славян, что нашло свое отражение в концепции консервативного австрославизма.

Деятельность чешских либералов и национал-патриотов свидетельствует о большом значении, которое они придавали славянским вопросам. Сущность славянских идей заключалась в сплочении славян (в том числе поляков, чехов, словаков) перед лицом германизации. Панславизм понимался так же, как и многими общественными деятелями после подавления польского восстания 1830 г., как политическая идея, целью которой являлась гегемония царской России в славянском мире. Чешские патриоты противопоставляли царофильскому панславизму планы создания славянской федерации по аналогии с североамериканскими штатами.

Власти были склонны видеть в идеях славянского сотрудничества и интеграции опасные противоправительственные настроения и опасаться заимствования антимонархических и демократических воззрений.

Сочувствие зарубежным славянам рассматривалось как оппозиционные настроения и поддержка славянских революционных национально-освободительных движений.

Поэтому в среде чешских патриотов наблюдалось стремление к размежеванию с панславистами и русофилами. Вместе с тем, несмотря на точто представители либерального направления стремились к различению славянской интеграции и панславизма, последний оказывал довольно сильное влияние на теоретические представления о «славянском братстве, общеславянском самосознании и будущем славянском объединении» в концепциях К. Кампелика, К. Гавличека-Боровского, Ф. Палацкого.

Молодое поколение чешских радикалов (Э. Арнольд, К. Сабина, Й. Фрич, В. Вавра-Гаштальский, Я. Кнедльган-Либлипский, Фр. Гавличек) интересовалось идеями славянского сотрудничества и на практике поддерживало революционные движения в славянских землях. В отличие от либералов, радикалы отстаивали идею революционного свержения монархической формы правления и установления республики или федеративной республики, в которой все ее части обладали бы равными правами.

Как и многие представители чешского национального движения, они понимали под панславизмом его царофильский прорусский вариант. Данный вариант общеславянского объединения был неприемлем из-за монархического характера, а также по причине дискредитирования самой идеи лидерства России после подавления русским правительством восстания в славянской Польше. События польского восстания 1830 г. не только нанесли удар по чешскому русофильству, серьезно поколебали представление о славянской солидарности, но и способствовали формированию негативпой оценки монархии и абсолютизма.

Однако одним из основных элементов программы лидеров чешского радикального движения была идея демократического союза славян.

Негативное отношение к русскому правительству не обозначало отказа от идей общеславянского объединения и поддержки русского народа в борьбе с царизмом. В случае распада царской России и упразднения самодержавия не исключалась возможность политического объединения славянства. Находясь в оппозиции царофильскому варианту панславизма, радикалы предлагали альтернативный вариант центральноевропейского панславизма в форме федерации свободных славянских народов, с возможностью вхождения в нее славянских народов России после ее распада и свержения самодержавия.

В Заключении приведены основные выводы исследования.

Полученные данные позволяют уточнить терминологический аппарат и классифицировать панславянские теории как: теории национально-этнической целостности, включающие весь спектр идей, начиная от осознания близости происхождения, языка и заканчивая стремлениями к этническому единению славян; теории культурного плана, куда входят характерные для многих деятелей славянского Возрождения идеи о взаимовыгодном сотрудничестве славян в области культуры, ставившие целью развитие языка, литературы, печати; идеи политического сотрудничества с целью достижения определенных политических целей, концепции политической интеграции славян, теории создания общеславянского государства.

Появившись в первой половине XIX в. в чешской публицистике под воздействием политических событий, панславянские представления получили развитие в политических идеях славянских идеологов консервативного, либерального и радикального блоков. Сравнение интерпретаций всеславянских идей у различных направлений чешской общественной мысли позволяет сделать вывод о том, что панславизм оказал большое влияние на возникновение и развитие австрославистских

представлений, которые были направлены па интеграцию интересов Австрии и австрийских славян.

Ни один из проектов славянской интеграции не был осуществлен, однако идеи славянской солидарности и сотрудничества продолжают играть позитивную роль в экономической и культурной сферах.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

1. Французова OA. Чешско-русские связи и реакция общества на подавление польского восстания в Варшаве в 1830-31 гг. // Мир в развитии. ' Современный мир. Проблемы истории международных отношений и современной истории: Межвузовский сборник научных трудов молодых к ученых. - М.: МИТЖРО, 2001, с. 86-90 (0,1);

2. Французова O.A. Чешский общественный деятель Франтишек Кирилл Кампелик и славянская идея // Научные труды Ml Ii У. - Серия: Социально-исторические науки. Сборник статей. - М.: «Прометей» Mill У, 2003, с. 223228 (0,3);

3 Французова O.A. Использование метода суммарного анализа в изучении чешского политического панславизма первой половины XIX в. // Научные труды МШ У. - Серия: Социально-исторические науки. Сборник

t

ll

I

I

«

Подл, к печ. 02.11.2005 Объем 1 пл. Заказ № 410 Тир 100 экз.

Типография М11ГУ

РНБ Русский фонд

2007-4 5843

<

2 9 НОЯ Щ

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Французова, Ольга Александровна

Введение.

Обзор историографии и источников.

1. Глава - Возникновение и развитие идей интеграции в Зап. Европе, России, славянских землях.

1.1. Идеи политической интеграции и сотрудничества в западно- 32 европейской общественно-политической мысли.

1.2. Идеи политической интеграции, всеславянства и 41 панславизма в России.

1.3. Идеи политической интеграции, всеславянства и панславизма в славянских землях.

2. Глава - Генезис и эволюция панславизма и всеславянской идеи в чешских землях (1812 -1930 гг.).

2.1. Историческая эпоха, предшествовавшая появлению панславизма и австрославизма в чешских землях: экономика и политика.

2.2. Возникновение панславизма и идей славянской интеграции в Чехии в первой четверти XIX в. «Романтический период» в 81 идеологии всеславянства.

2.3. «Критический (одиозный) период» эволюции политического всеславизма и панславизма в Чехии (1830-1848).

3. Глава - Развитие панславизма и идей всеславянства в Чехии с 30-х гг. XIX в. до революции 1848 г.

3.1. Интерпретация панславизма и идей всеславянства представителями консервативного направления чешской. общественно-политической мысли.

3.2. Славянское единство в представлениях чешских либералов и национал-патриотов в 30-40 гг. XIX в.

3.3. Идеи всеславянства и панславизма у радикалов в 30-40 гг. 160 XIX в.

 

Введение диссертации2005 год, автореферат по истории, Французова, Ольга Александровна

Актуальность исследования. Политический панславизм - явление сложное и особняком стоящее в ряду идей интеграции и славянского объединения. Появившись в первой половине XIX в. в чешской и словацкой публицистике под воздействием политических событий и на базе литературно-научного взаимодействия славян, панславянские представления получили развитие в политических идеях многих славянских идеологов. Занимая одно из первых мест в истории общественной мысли, исследования идеологии «славизмов» имеют достаточно большое значение для науки. С расцветом общественно-политической и культурной мысли многих Восточно-Европейских стран, в том числе и Чехии, развитие идеи политического сотрудничества стало одной из важнейших проблем.

Особую значимость изучению проблем всеславянства придает большое влияние, которое оказывала славянская идея на развитие национального самосознания и восприятие тесных связей между славянскими народами. В ходе исторического развития Чехия неоднократно была интегрирована в состав различных многонациональных государств, таких как Священная Римская империя, Габсбургская империи, Австро-Венгрия. Идеи политического объединения во многом оказали позитивное влияние на славянское сотрудничество в рамках Чехословакии и социалистической системы. Этот опыт учитывается чехами при вхождении в общеевропейское пространство, а современные интеграционные процессы в Европе придают им политическую актуальность и научную значимость.

Хронологические рамки диссертации охватывают период с начала XIX в. по революцию 1848-49 гг., который традиционно носит название «предреволюционный (предмартовский) период» и характеризуется развитием социально-экономических и политических предпосылок формирования идей славянского объединения. В это время происходит формирование панславянских представлений о возможности политической интеграции славян, появление самого термина «панславизм». Идеи культурного и литературного панславизма получают дальнейшее развитие в форме политического панславизма. Обоснованием для определения нижней границы временных рамок служат революционные события 1848-1849 гг., ставшие началом принципиально нового идеологического периода в славянской идеологии

Целью исследования является изучение генезиса, содержания и значения политического панславизма в чешских землях в первой половине XIX в. Эта цель позволяет сформулировать конкретные задачи данной работы:

1) раскрыть специфические черты национально-политического развития чешских земель в период раннего нового времени, создавшие предпосылки для возникновения всеславянской идеи;

2) исследовать идеи политического панславизма и всеславянства в Чехии в 30-40-е годы XIX в. в представлениях консерваторов, либералов и радикалов;

3) выявить значение чешского политического панславизма;

4) уточнить терминологически-понятийный аппарат.

Терминология исследования. В связи с вышесказанным следует отметить необходимость исследования, ставящей своей задачей анализ появления термина «панславизм», так как в любой системе важнейшая роль принадлежит основным понятиям этой системы, которые являются ее фундаментом. Рассмотрение интересующего нас явления осложняется тем, что в нем переплетены многие национально-этнические, политические и другие элементы. Расшифровка и трактовка самого термина до сих пор не сведена воедино и не исследована в необходимой степени, что связано с многогранностью и многоаспектностью содержания, вкладываемого в само явление. Вместе с тем, точность и однообразие терминологии имеет огромное значение в любой сфере науки.

Для систематизации и обобщения знаний в данной области нельзя обойтись без упоминания о важнейших понятиях славистики, без которых невозможен системный подход к характеристике исследуемых явлений. Именно поэтому, прежде чем приступать к анализу взглядов конкретных представителей общественно-политической мысли, необходимо систематизировать терминологию работы.

Центральными понятиями в отечественной и зарубежной славистике являются понятия: славяне, славянская взаимность, славянский вопрос, всеславянство, всеславия, русофильство, славофобия, славизмы, панславизм, славянская идея.

Термин "славяне " понимается нами как этническая группа, состоящая из отдельных славянских народов - западных, восточных и южных славян, связанных общностью происхождения, родственными языками и относительной близостью территорий.

Славянская взаимность" - взаимные симпатии славян, обусловленные этническим родством. Под этим термином мы понимаем представления о славянской взаимопомощи и взаимоподдержке, в том числе в развитии науки и культуры, противостоянии враждебным явлениям. Можно согласиться с ученым-исследователем славянского вопроса Н. Кареевым, считавшим, что можно констатировать наличие романтической традиции в понимании «славянской взаимности», которая определялась в 1 пол. XIX в. как «обращение ученых и писателей одних народностей к культурному и литературному содержанию родственных племен».

Славянский вопрос» представляет собой вопрос об освобождении славян от иноземного гнета, денационализации и ущемления национальных прав. "Всеславянство " - идея единения всех славян. Существует множество различных вариантов всеславянства (например, языковое - при котором Кареев Н. Славянское возрождение, панславизм и мессианизм // История Западной Европы Новое время . -Спб, 1903, Т V, гл. XVII, с. 395-421; создается общеславянский язык, литературное - взаимное обогащение славянской филологии и определение значимых литературных трудов как общеславянского достояния). В современной отечественной славистике преобладает точка зрения, согласно которой панславизм и всеславянство обозначают одно и то же явление.

Всеславия" - государственное объединение, в состав которого входят только славянские страны. "Русофильство" понимается нами как любовь к России, в том числе высокая оценка русских достижений в науке и литературе (крайние выражения этой идеологии - желание перейти под протекторат России). "Славофобия " - антиславянская идеология, сторонники которой, в противовес славянофилам, не признают ценности славянской культуры.

Славизмы " - различные варианты славянских национальных идеологий (австрославизм, панславизм, и др.). "Панславизм" - синоним термина «всеславизм» - происходит от древнегреческого корня «Рао» - все, весь*2. Аналогично панэллинизму, панславизм подразумевает все идеологии, «относящиеся к всеславянству». В диссертации используется понимание этого термина как обозначения всех вариантов панславизма от осознания этнической близости славян до представлений о культурном объединении, создании общеславянского языка и идей политического сотрудничества славян, концепции политической интеграции в единое государство.

Особо следует отметить тот факт, что в разное время, в зависимости от конкретной исторической ситуации, под панславизмом понимались разные явления - в панславянских теориях идея объединения славян появлялась в различных вариантах. Элементы панславянских идеей можно встретить в политических, культурных и научных представлениях многих славянских общественных и политических деятелей.

2 Древнегреческий словарь. Под ред. X. Дворжецкого. Т. 1, - М., 1958, с. 1227;

Зачастую в отдельных славянских землях были распространены только некоторые его разновидности, например, только языковой или только культурный панславизм. Однако это не должно стать причиной вкладывания в термин однобокого содержания. Можно согласиться с мнением корейского исследователя Джонг Хи Сок, относительно понимания панславизма как сложной, многогранной, сочетающей различные аспекты идеологической доктрины.*3

Таким образом, в данной работе наибольший акцент делается на : а) проблему генезиса «панславизма» и сущности этого явления; б) отражение его в общественно-политической мысли Чехии; в) на вариантах этой идеи в представлениях чешских общественно-политических деятелей; г) на эволюции содержательной стороны исследуемого явления в определенных временных рамках.

Методологической основой работы стала совокупность общенаучных и исторических методов. Основным методом исследования был сравнительно-исторический и системный анализ, позволивший осветить сущность проблемы генезиса и эволюции политического панславизма, рассмотреть идеи политической интеграции как системы, обладающей внутренней структурой. Для выявления наиболее важных аспектов объединительной идеологии при исследовании источниковой базы применялись историко-сравнительный и историко-сопоставительный методы.

Практическая значимость заключается в возможности использования данных материалов при составлении спецкурсов, лекций, учебных пособий и методологических руководств по истории славяноведения.

Апробация результатов. Диссертация была обсуждена на кафедре новой и новейшей истории стран Запада и Востока Московского

3 Джонг Хи Сок. Идея демократической славянской федерации в российской общественной мысли в первой половине XIX в.( с точки зрения теории феодализма) // Славяноведение, 1995, № 3, с. 86; Он же. Идея демократической славянской федерации в российской общественной мысли второй половины XIX в. // Отечественная история 1995, № 3, с. 183; педагогического государственного университета и рекомендована к защите. Основные положения работы были изложены в научных статьях. Результаты исследования освещались в докладах на методологических семинарах и конференциях.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, приложения, списка источников и литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Политический панславизм и идеи всеславянства в Чехии в первой половине XIX в."

Заключение

Политический панславизм - явление сложное и особняком стоящее в ряду идей интеграции и славянского объединения. Это идеологическое явление не было однородным и не разрабатывалось специально какими-либо мыслителями. Панславянские идеи были вкраплены в другие политические и общественные теории.

1) Складывание представлений о политическом панславизме в чешской общественно-политической мысли относится к концу 30-х - началу 40-х годов XIX века. Однако предпосылки возникновения всеславянских идей сложились задолго до этого времени. Окончательно Чехия вошла в состав империи Габсбургов после 1620 г. Как и любое многонациональное государство, Австрия принимала меры по сокращению суверенитета любой провинции с целью добиться лояльности подданных и монолитности империи.

В составе Габсбургской монархии, а затем Австро-Венгрии Чехия занимала приоритетное место, благодаря высокому уровню продолжающегося развития экономики за счет внедрения с конца.XVIII в. новых промышленных технологий производства. Именно эти и другие факторы оказали влияние на благоденствие этого региона. Однако диспропорция в развитии экономики и полное отсутствие прав в политической сфере не могли не вызывать недовольств различных слоев населения. Ущемление, а затем и уничтожение исторических привилегий знати и других сословий создало условия для роста оппозиционных настроений.

Подъем национального самосознания и освободительная борьба народов Центральной и Юго-Восточной Европы стали примером не только для чешских земель. Одной из важных составных частей славянского Возрождения становится идея славянской интеграции. Возникнув во времена раннего средневековья, она несла в себе представления о духовной и культурной общности славянства, его этнической и языковой близости.

Активное развитие концепции славянской общности относится к началу XIX в., когда у большинства западных и южных славянских народов на фоне формирования национального самосознания вновь ожило чувство родства, связанное с поиском своих корней. Развитие национальных культур проходило посредством обращения к родственным связям для обеспечения собственного развитая в условиях национального гнета. Многие славянские ученые стремились к филологическому сближению славянских языков. Каждый из них вкладывал свое значение в понятие славянской общности, однако именно благодаря этим деятелям славянского Возрождения активно развивалась концепция «культурного панславизма».

2) В 1 половине XIX в. в чешской общественно-политической мысли формировалось понятие «панславизм», ставшее частью идеи славянского единства. Популярность славянской тематики способствовала проникновению идей славянского единства в сферу государственно-политических интересов и дифференциации представлений консервативного направления относительно национальной политики Австрии в славянских землях, входивших в ее состав.

В представлениях чешских консерваторов (Коловратов, Тунов, Штернбергов, Деймов, Шварценбергов, Кинских) под панславизмом понимался его царофильский вариант, согласно которому важнейшей целью являлось объединение всех славян под властью Российской империи. Пытаясь противостоять популяризации политического панславизма, чешские консерваторы были вынуждены искать альтернативные пути для интеграции интересов Австрии и австрийских славян, что нашло свое отражение в концепции консервативного австрославизма.

Деятельность чешских либералов и национал-патриотов свидетельствует о большом значении, которое они придавали славянским вопросам. Сущность славянских идей заключалась в сплочении славян (в том числе поляков, чехов, словаков) перед лицом германизации. Панславизм понимался, так же как и многими общественными деятелями после подавления польского восстания 1830 г., как политическая идея, целью которой являлась гегемония царской России в славянском мире. Чешские патриоты противопоставляли царофильскому панславизму планы создания славянской федерации по аналогии с североамериканскими штатами.

Власти были склонны видеть в идеях славянского сотрудничества и интеграции опасные противоправительственные настроения и опасаться заимствования антимонархических и демократических воззрений. Сочувствие зарубежным славянам рассматривалось как оппозиционные настроения и поддержка славянских революционных национально-освободительных движений.

Поэтому в среде чешских патриотов наблюдалось стремление к размежеванию с панславистами и русофилами. Вместе с тем, несмотря на то что представители либерального направления стремились к различению славянской интеграции и панславизма, последний оказывал довольно сильное влияние на теоретические представления о «славянском братстве, общеславянском самосознании и будущем славянском объединении» в концепциях К. Кампелика, К. Гавличека-Боровского, Ф. Палацкого. .

Молодое поколение чешских радикалов (Э. Арнольд, К. Сабина, Й. Фрич, В. Вавра-Гаштальский, Я. Кнедльган-Либлинский, Фр. Гавличек) интересовалось идеями славянского сотрудничества и на практике поддерживало революционные движения в славянских землях. В отличие от либералов радикалы отстаивали идею революционного свержения монархической формы правления и установления республики или федеративной республики, в которой все ее части обладали бы равными правами.

Как и многие представители чешского национального движения, они понимали под панславизмом его царофильский прорусский вариант. Данный вариант общеславянского объединения был неприемлем из-за монархического характера, а также по причине дискредитирования самой идеи лидерства России после подавления русским правительством восстания в славянской Польше. События польского восстания 1830 г. не только нанесли удар по чешскому русофильству, серьезно поколебали представление о славянской солидарности, но и способствовали формированию негативной оценки монархии и абсолютизма.

Однако одним из основных элементов программы лидеров чешского радикального движения была идея демократического союза славян. Негативное отношение к русскому правительству не обозначало отказа от идей общеславянского объединения и поддержки русского народа в борьбе с царизмом. В случае распада царской России и упразднения самодержавия не исключалась возможности политического объединения славянства. Находясь в оппозиции царофильскому варианту панславизма, радикалы предлагали альтернативный вариант центрально-европейского панславизма в форме славянской федерации свободных славянских народов, с возможностью вхождения в нее славянских народов России после ее распада и свержения самодержавия.

3) Появившись в первой половине XIX в. в чешской и словацкой публицистике под воздействием политических событий и на базе литературно-научного взаимодействия славян, панславянские представления получили развитие в политических идеях многих славянских идеологов, в том числе и в России. Сравнение интерпретаций всеславянских идей у различных направлений чешской общественной мысли позволяет сделать вывод о том, что панславизм оказал большое влияние на возникновение и развитие австрославизма, направленного на интеграцию интересов Австрии и австрийских славян.

4) Таким образом, полученные данные позволяют уточнить терминологический аппарат и классифицировать панславянские теории как: теории национально-этнической целостности, включающие весь спектр идей, начиная от осознания близости происхождения языка и заканчивая стремлениями к этническому единению славян; теории культурного плана, куда входят характерные для многих деятелей славянского Возрождения идеи о взаимовыгодном сотрудничестве славян в области культуры, ставившие целью развитие языка, литературы, печати; идеи политического сотрудничества с целью достижения определенных политических целей, концепции политической интеграции славян, теории создания общеславянского государства.

Ни один из проектов славянской интеграции не был осуществлен, однако идеи славянской солидарности и сотрудничества продолжают играть позитивную роль в экономической и культурной сферах. Признание суверенных прав, равноправное партнерство и тесное сотрудничество позволяет найти новые источники для обогащения собственной нации и налаживания многонациональных отношений.

 

Список научной литературыФранцузова, Ольга Александровна, диссертация по теме "Всеобщая история (соответствующего периода)"

1. Неопубликованные (архивные) материалы

2. I) Российский Государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ):

3. Фонд 436 И.И. Срезневский;9. Фонд 1525 -В.И. Нейштадт;1.) Отдела Рукописей Российской Государственной Библиотеки (ОР РГБ).9. Фонд 621 -А.Н Пыпин;

4. Фонд 231 М.П. Погодин; 11 ) Фонд 452 - A.A. Майков

5. Опубликованные источники Воспоминания, мемуары, дневники и перепискаV

6. Censky F. Z dob naseho probuzeni. Sbirka pratelskych dopisu nëkterych spisovateluv a vlastencuv nasich. Pr., 1875;V

7. Cervinkovâ-Riegerovâ V. Vzpominky z mladych let F.L. Rigera. Osvëta, 1903;

8. Dobrovsky J. Dopisy J. Dobrovskeho s A.Helfertem. Vyd. J.VoIf a F.M. Bartos.- Pr., 1941;

9. Dobrovsky J. Dopisy J. Dobrovskeho s B.A. Versauserem a V. Krcmou. Vyd. J.Volf a J. Páta. -Pr., 1937;

10. Dobrovsky J. Dopisy J. Dobrovskeho s J.P. Cerronim. Vyd. F.M. Bartos. -Pr., 1948;

11. Fric J.V. Paméti.- Pr., 1963;

12. Havlicek-Borovsky K. Dil I. Obrazy z Rus. Epigramy a aforismy. Politické pisné. Korrespondence. Pr.,1986;

13. Hoffmannova J. Písmená pozustalost F. Palackého a jeho blizkych (17721968). Zprac. J. Hoffmannova. -Pr., 1976;

14. Jungman J. Zapisky . Pr., 1872;

15. Jungman J. Boj o obrozeni naroda: Vybor íl dila. Uspradal. F. Vodicka. Pr., 1948;

16. Kollár J. Listy J. Kollara. Pripr. J. Ambus. Martin, 1991;V

17. Kubík L. Ceska korespondence se Lvem Thunem. Prelozil Ladislav Kubik. -Pr., 1970;

18. Maly Jakub. Vzpominky a úvahy starého vlastence. Pr., 1872;

19. Palacky F. Korrespondence a zapisky. K tisky pripr. V.J. Novácek. D. I-II-Korrespondencezlet 1816-1826. -Pr., 1898-1902;V

20. Podlipska Z. Z let probyzeni. Paméti, a correspondence Bohuslavy Rayske (Antonie Celakovske)., 1834-1844.D. l.-Pr., 1972;

21. Safarik P.J. Korespondence Pavla Josefa Safaríka. Vyd. dr. V. Behyñová, dr. Z. Hauptová. Pr.,1961;1. V V

22. Safarik P.J. Korespondence Pavla Josefa Safaríka. Vydal V.A. Francev. B 1.V

23. Vzájemné dopisy P.J. Safarika s ruskymi ucenci (1825-1861)-Pr., 1927,

24. Tomek W. Paméti z mého zivota. Sepsal W.W. Tomek. Dil. 1-2. Pr., 1904;

25. Vinaricky K. Al. Korrespondence Karla Aloisa Vinarického a spisy pamétní. Vyd. Ot. Slavik. Pr., 1925;

26. Winter E. Der Böhemische Vormärz in Briefen B.Blzanos an F. Prihonsky (1824-1848). Beiträge zur deutsch-slawischen Wechselseitigkeit. Berlin, 1956;

27. Лавровский П.А. Воспоминания о В.Ганке. Харьков, 1861;

28. Малый Я. Воспоминания и заметки старого чешского патриота // Славянский ежегодник, Киев, год 2, 1877;

29. Петухов Е.В. Из бумаг П.И. Шафарика и В.Ганки.К истории русско-чешских ученых и литературных отношений в первой пол. XIX в. Изд. Е.В. Петухов-Юрьев, 1896;

30. Письма В.Ганки к О.М. Бодянскому. Изд. A.A. Титов. М., 1887;

31. Письма к Вячеславу Ганке из славянских земель. Материалы для истории славянской филологии. Изд. В.А. Францев. Варшава, 1905;

32. Письма к М.П. Погодину из славянских земель (1835-1861). Вып. 1-3. М., 1979-1980;

33. Письма П.И. Шафарика к О.М. Бодянскому (1838-1857). С приложением писем П.И. Шафарика к В.Г. Григоровичу (1852-1856). Изд. П.А. Лавров, М.Н. Сперанский. М., 1895;

34. Срезневский И. Донесение министру Просвещения из Вены от 1841 г. -СПб., 1941;

35. Срезневский И.И. Воспоминания о В.Ганке Спб., 1861;1. Публицистика

36. Arnold Е. Sebrane spisy. Pr. 1954;

37. Cesti radikalni demokrate о literature. Pr, 1954;

38. Cesti radikalni demokrate. Vybor politickych stati. Usporadal K. Kosik. -Pr., 1953;

39. Havlicek-Borovsky K. Dil I-III. Pazske noviny. Narodni noviny. Slovan -Pr.,1986;

40. Havlicek-Borovsky K. Duch Narodnich novin. Vybor pripr. J. Belic a J. Skalicka Pr,1971;

41. Havlicek-Borovsky K. Obrazy z Rus. K tisky pripr. M. Novotny. Havlicüv Brod, 1949;

42. Havlicek-Borovsky K. Politik a novinar. Vybor z dila. Pr., 1956;

43. Havlicek-Borovsky K. Spisy. Porädä K. Tüma. Dil 1. Kutna Hora, 1896;

44. Havlicek-Borovsky K. Stokrät plivni do more. Pr., 1990;

45. Havlicek-Borovsky K. Vybor z dila. Söst. J. Lady Pr., 1954;

46. Herder J.G Ideen zur Philosophie der Geschichte der Menschenheit. Bd. 1-2. Berlin-Weimar, 1965;

47. Herkel J. Elementa universalis linguae slavicae e vivis dialectis eruta et sanis logicae principiis suffulta Budae, 1826 ;

48. Herkel J. Zur Grund legung seines literarischen und Lebens bildes. Brno, 1931;

49. Jungman J. Boj o obrozeni naroda: Vybor z dila. Usporädal F. Vodicka. -Pr, 1848,

50. Jungman J. Historie literatury ceske. Pr, 1849;1. V V

51. Kampelik F.C. Cechoslovan, cili närodnii jazyk v Cechäch, na Morave, v Slezsku a Slovensku. Pr, 1842;

52. Kampelik F.C. Duch üstawy wubec cili w cem zalezi konstituce. Pr, 1848;

53. Kampelik F.C. Obrana ceskeho jazyka. Pr, 1847;

54. Kampelik F.C. Prawa nasi reci a närodnosti. Zalozena na prisnychych rozkazech nasich sprawedliwych panowniku. Sebral a wydal Dr.F.C. Kampelik. -Pr, 1845;

55. Kampelik F.C. Stav Rakouska a jeho budoucnost. Hradec Kralov, 1860;

56. Kollär J. O literärnej vzajomnosti. Bratislava, 1954;

57. Kollar J. Rozpravy o slovanske vzajemnosti. -Pr, 1929;

58. Kollär J. Slawy dcera.- Budjn, 1824;

59. Maly Jakub. Worte eines Cechen veranlasst durch die graf Jos.Math. v.Tunsche Broschüre: Der Slawismus in Böhmen. Leipzig, 1845, 25 c;

60. Palacky F. Dejiny narodu ceskeho v cechach a v Morave. Pr., 1848;

61. Palacky F. Die Grafen Kaspar und Franz Sternberg, und ihr Wirken für Wissenschaft und Kunst in Böhmen. Pr., 1843;

62. Palacky F. Spisy drobne. Uspr. dr. B.Rieger. D. 1-3. Pr., 1898;

63. Palacky F. Uvahy a projevy z ceske literatury, historie a politiry. Pr., 1977;V

64. Sabina K. Slovanstvi a panslavismus (1867) // Cesti radikalni demokrate. Vybor politickych stati. Usporadal K. Kosik. Pr., 1953;

65. Thun J.M. Der slawismus in Böhmen. Besprochen von Jos. Math. Grafen v. Thun. I.G. Calvesche Buchhandlung. -Pr., 1845;

66. Thun L. Die Stellung der Slovaken in Ungarn. Pr., 1843;

67. Thun L. Über den gegenwartigen Stand der böhmischen Literatur und ihre Bedeutung, Pr., 1842;

68. Thun L.-Hohenstein L. Betrachtungen über die Zeitverhaltnisse, inbesondere im Hinblicke auf Bohemen. Pr., 1849;

69. Thun L.-Hohenstein L. Nahtrag zu dem offenen Schreiben an Herrn J.Slawik in Betreff der Ereignisse in der Pfmgstwoche Pr., 1849;74. TylJ.K. Oumeni-Pr., 1951;

70. Tyl J.K. Spisy. Red. A. Grund. Pr., 1953;

71. Коллар Я. О литературной взаимности между племенами славянскими. Пер. М.П. Погодина // Отечественные записки 1840, т. VIII, № 2, с. 1-24, 65-94;

72. Палацкий Ф. Биография И. Добровского. Пер. с нем. Царского М., 1838;1. Периодика

73. Ausburger Allgemeine Zeitung, 1840-41

74. Deutsche Vierteljarschrift, 1840-184180. Куё^,1844- 184681. Магоёпё пстпу, 184782. Ргагскё поуту, 1835,18461. Литература

75. Григорович В. Значение взаимности славянской в русском споре о старине и преоборазованиях. Из записок императорского Новороссийского ун-та Одесса, 1870;

76. Джонг, Хи Сок. Идея демократической славянской федерации в российской общественной мысли в первой половине XIX в.( с точки зрения теории феодализма) // Славяноведение, 1995, № 3;

77. Джонг, Хи Сок. Идея демократической славянской федерации в российской общественной мысли второй половины XIX в. // Отечественная история 1995, № 3;

78. Джонг, Хи Сок. Идея славянского единства в мировоззрении Ф.И. Тютчева // Славянский вопрос: вехи истории. М., 1997;

79. Досталь М.Ю. Об элементах романтизма в русском славяноведении 40-50 годов XIX в. (По материалам периодики) // Славяноведение и балканистика в отечественной и зарубежной историографии. М, 1990 г.;

80. Досталь М.Ю. Методологические вопросы истории славяноведения в чехословацкой и советской историографии последнего двадцатилетия // Историографические исследования по славяноведению и балканистике. -М., 1984;

81. Достян И.С. Панславистские тенденции в русской общественной мысли начала XIX в. // Славянская идея: История и современность.- М., 1998;

82. Достян И.С. Русская общественная мысль и балканские народы: от Радищева до декабристов. М, 1980;

83. Древнегреческий словарь. Под ред. X. Дворжецкого. Т. 1, М., 1958;

84. Дьяков В.А. Политические интерпретации идеи славянской солидарности и развитие славяноведения (с конца XVIII до 1939 г.) // Методологические проблемы истории славистики. -М, 1978;

85. Дьяков В.А. Идея славянского единства в общественной мысли дореволюционной России // Вопросы истории, 1984, № 12;

86. Дьяков В.А. Славянский вопрос в общественной жизни дореволюционной России. М., 1993 г;

87. Дьяков В.А. Славянофильские тенденции в польской общественной мысли накануне и во время славянского съезда 1848 г. // Славянские съезды XIX XX вв. - М., 1994;

88. Дьяков В.А., Марков Д.Ф., Мыльников A.C. Некоторые узловые методологические вопросы истории мировой славистики // История, культура, этнография и фольклор славянских народов. VIII Международный съезд славистов. -М., 1978;

89. Еремеева Г.И. Идеология чешских радикальных демократов 40-60-х гг. XIX в.: национальные и социальные аспекты // Из истории общественной мысли народов Центральной и Восточной Европы (к. XVIII 70-е годы XIX вв.) - М., 1995;

90. Еремеева Г.И. Из истории идеологии чешского буржуазного радикализма 2 пол. XIX в. (Журнал Й.В. Фрича «Бланик») // Советское славяноведение, 1976, № 5;

91. Кареев Н. Славянское возрождение, панславизм и мессианизм // История Западной Европы Новое время . Спб, 1903, Т V, гл. XVII;

92. Лаптева Л.П. История Чехии периода позднего феодализма и раннего Нового времени (1648-1849). М., 1998;

93. Лаптева Л.П. К вопросу об основных этапах развития отечественного славяноведения (1835-1885) // Вопросы историографии и истории зарубежного славянства. -М., 1987;

94. Лаптева Л.П. Славяноведение в Московском университете в XIX н. XX вв. - М., 1997;

95. Лаптева Л.П. Письменные источники по истории Чехии периода феодализма (до 1848 г.) -М., 1985;

96. Лаптева Л.П. Идея славянской взаимности и славянские съезды XIX в. // Славянские съезды XIX XX вв. - М., 1994;

97. Лаптева Л.П. Изучение славянских литератур в университетах России в XIX-XX вв. // Зарубежные славяне в прошлом и настоящем. Сборник научных трудов. М., 1999;

98. Лебедева О.В. Эволюция славянской идеи в чешской общественной мысли в первой половине XIX в. // Социально-политическая борьба в странах Европы и Америки в средние века и Новое время.о

99. Межвузовский сборник. Йошкар-Ола, 1991;

100. Лебедева О.В. Идея «всеславянства» в Чехии и Словакии (1 пол. XIX в.) // Материалы школы молодых славистов. М., 1990;

101. Лебедева О.В. Проблемы панславизма в Чехии и в России в первой половине XIX в. // Нация и национальный вопрос в странах Центральной и Юго-Восточной Европы во второй половине XIX н. XX вв. - М., 1991;

102. Лещиловская И.И. Концепция славянской общности в к. XVIII 1 пол. XIX // Вопросы истории, 1976 г., № 12;

103. Лещиловская И.И. Идейно-политические аспекты славянкой взаимности XVIII XIX// Советское славяноведение, 1969, № 2;

104. Лещиловская И.И. Идеология единения славян и развитие национального самосознания у славянских народов Австрийскойимперии в первой половине XIX в. // Славянские культуры и Балканы. Т. 2, София, 1978;

105. Лещиловская И.И. Идеи общности славян в культурах славянских народов (конец XVIII 1 пол. XIX в.) // Славянский вопрос: Вехи истории. - М., 1997;

106. Матевчик А. Ян Геркель и его идея славянского литературного единства // Eudovit Stur und die slawische Wechselseitigkeit Bratislava, 1969;

107. Колейка И. Славянские программы и идея славянской солидарности в XIX XX. Praha, 1964 г.;

108. Первольф И.И. Славянская взаимность с древнейших времен до XVIII в.-СПб, 1974;

109. Первольф И.И. Франц Палацкий историограф чешского народа СПб., 1874;

110. Первольф И.И. Славяне, их взаимные отношения и связи. Соч. И. Первольфа. Т. 1-3. Варшава, 1886-1893;

111. Первольф И.И. Ф. Палацкий // Журнал Министерства народного просвещения, 1874, № 12;

112. Колейка И. Славянские программы и идея славянской солидарности в XIX XX. Praha, 1964 г.;

113. Намавичюс З.В. Лелевель. М., Юридическая литература, 1992;

114. Ненашева З.С. Проблемы австрославизма в российском общественном мнении в последние два десятилетия XIX в. // Славянская идея: история и современность. М., 1998;

115. Ненашева З.С. Изучение Новой истории Чехии и Словакии в СССР (1918-1960) // Вопросы историографии и истории зарубежных славянских народов.-М., 1987;

116. Ненашева З.С. Общественно-политическая мысль в чешских землях в конце XIX н. XX вв. - М., 1994 г.;

117. Ненашева З.С. Идея славянской общности в современной советской и чехословацкой историографии (некоторые терминологические и теоретические аспекты) // Исследования по историографии славяноведения и балканистики М., 1981;

118. Ненашева З.С. Идейно-политическая борьба в Чехии и Словакии в начале XX в.: чехи, словаки и неославизм (1898-1914). -М., 1984;

119. Ненашева З.С. Проблема интернационализма в чешской социал-демократии на рубеже. Х1Х-ХХ вв. // Развитие общественной мысли в странах Центральной и Юго-Восточной Европы. М., 1991;

120. Погодин М.П. Собрание статей, писем и речей по поводу Славянского вопроса.-М, 1978;

121. Покровский М.П. Панславизм на службе империализма // Правда, 1927, № 142 (26 июня);

122. Покровский М.П. Историческая наука и борьба. . классов (Историографические очерки, критические статьи и заметки) М.-Л., 1993;

123. Удальцов И.И. Историография чешского национально возрождения. Новейшие чехословацкие и советские исследования (1950-1980). М., 1984;

124. Удальцов И.И. Очерки из истории национально-политической борьбы в Чехии в 1848 г.-М., 1951;

125. Удальцов И.И. К характеристике политической деятельности Ф. Палацкого. // Вопросы истории, 1950, № 10;

126. Фрейдзон В.И. Национальное и интернациональное в истории славянских народов (диалектика взаимоотношений и отражение общественной мысли XIX начала XX в.) // Методологические проблемы истории славистики. - М., 1978;

127. Фрейдзон В.И. Представления и идеи славянской общности в первой половине XIX в. // Вопросы истории, 1979, № 9;

128. Мыльников A.C. Эпоха Просвещения в чешских землях. Идеология, национальное самосознание, культура. -М., 1977;

129. Мыльников A.C. Й. Юнгман и его время. М., 1973;

130. Мыльников A.C. Павел Шафарик. Выдающийся ученый-славист. М., 1963;

131. Волков В.К. К вопросу о происхождении терминов «панславизма» и «пангерманизма» // Славяно-германские культурные связи. М., 1969;

132. Пыпин А.Н. Панславизм в прошлом и настоящем. СПб, 1913; Он же. Мои заметки: с приложением статей «Два месяца в Праге» и «В. Ганка» -М., 1910;

133. Пыпин А.Н. В. Ганка. СПб., 1861;

134. Пыпин А.Н. Вопрос национальности и панславизм // Современник, 1864, №2;

135. Пыпин А.Н. Обзор русского славяноведения // Вестник Европы, 1889, №№ 4-5;

136. Пыпин А.Н.Вопрос о национальности и панславизме // Современник, 1864, №2;

137. Пыпин А.Н.Панславизм в прошлом и настоящем. СПб, 1913;

138. Соловьев B.C. Национальный вопрос в России. Вып. 1, СПб, 1891;

139. Бердяев. Проблема Востока и Запада // Сборник первый о Владимире Соловьеве, М., 1911; Он же. A.C. Хомяков. -М., 1915;

140. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. Т. 3. Национализм и европеизм. Париж, 1930;

141. Майков А. Всеславянство // Беседа 1871, № 3;

142. Погодин А.Л. Славянский мир. М., 1919, с. 225-231; Он же. краткий очерк истории славян, - М., 1915;

143. Кареев Н.И. . Славянское возрождение, панславизм и мессианизм // История Западной Европы Новое время. СПб, 1903, Т V, гл. XVII;

144. Ровда К.И. Славянская общность и проблемы культуры // История, культура, этнография и фольклор славянских народов. VII Международный съезд славистов. -М., 1973;

145. Равда К.И. Чехи и русские в их литературных взаимосвязях (50-60 гг. XIX.)-Л., 1968;

146. Рокина Г.В. Ян Коллар и Россия // Балканские исследования. М., 1992;

147. Рокина Г.В. Ян Коллар: Историография проблемы // Вопросы историографии зарубежной истории Йошкар-Ола, 1991;

148. Срезневский И.И. Воспоминания о В. Ганке. СПб, 1861;

149. Попов H.A. Фр. Ригер. Извлечения из чешской энциклопедии Naucny Slovník. т. VII // Отечественные записки, 1867, № 5;

150. Попов H.A. Россия и Сербия. Исторический очерк русского покровительства Сербии с 1806 по 1856. -М, 1869;

151. Егоров Б.Ф. О национализме и панславизме славянофилов // Славянофильство и современность, СПб, 1994;

152. Чуркина И.В. Вопрос об общеславянском литературном языке (конец XVIII -XIX в.) // Славянская идея: История и современность.- М., 1998;

153. Чуркина И.В. Словенские национально-освободительные движения в XIX в. и Россия. М, 1978;

154. Чуркина И.В. Русские и словенцы. Научные связи с конца XVIII в. -1914 г.,-М, 1986;

155. Чуркина И.В. Идеи югославизма в Габсбургской монархии в конце XVIII в.- первой половине XIX в. // Славянский вопрос: Вехи истории. -М., 1997;

156. Чуркина И.В. Проблема создания общеславянского языка в конце XVIII-XIX в. Национально-политический аспект // История, культура, этнография и фольклор славянских народов. IX международный съезд славистов. М., 1993;

157. Чуркина И.В. Общественные, научные и культурные связи славян Австрийской монархии и России в 60 г. XIX в. // История, культура, этнография и фольклор славянских народов. VII Международный съезд славистов. -М., 1973;84