автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.05
диссертация на тему: Политика и мораль. Опыт осмысления проблемы в русской философии права
Полный текст автореферата диссертации по теме "Политика и мораль. Опыт осмысления проблемы в русской философии права"
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
РГб од л
Диссертационный совет (Д.053.05.84) /)
по философским наукам ЯНЯ 235'
На правах рукописи
Сытин Сергей Владимирович
Политика н мораль. Опыт осмысления проблемы в русской философии права
Специальность: 09.00.05 - Этика
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
Москва - 2000
Работа выполнена на кафедре этики философского факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.
Научный руководитель: член-корр. РАН,
доктор философских наук, профессор A.A. Гусейнов.
Официальные оппоненты: доктор социологических наук,
профессор В.И. Шамшурин, кандидат философских наук, доцент Е.В. Демидова
Ведущая организация: Институт философии РАН,
сектор Этики
Защита состоится «_»__2000г в _ часов на заседании
Диссертационного совета Д.053.05.84 по философским наукам в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова по адресу: г. Москва, Воробьевы горы, 1-й корпус гуманитарных факультетов МГУ, философский факультет, 11-й этаж, ауд._
С диссертационной работой можно ознакомиться в читальном зале библиотеки 1-го корпуса гуманитарных факультетов МГУ им. М.В.Ломоносова.
Автореферат 2000 г.
Ученый секретарь Диссертационного совета - доктор философских наук, профессор_К.И. Никонов.
Общая характеристика работы
Взаимоотношения политики и морали - одна из центральных тем русской философии права (второй половины XIX - начала XX вв.), конкретнее, ее либерального крыла или русского конституционализма (термин А.Н. Медушевского). Эта тема нашла свое'отражение в работах A.C. Алексеева, Б.А. Кистяковского, Ф.Ф. Кокошкина, Н.М. Коркунова, С.А. Муромцева, П.И. Новгородцева, ЛИ. Петражицкого, Б.Н. Чичерина.
Русская правовая мысль, пройдя необходимый период ученичества у великих философов Запада, выработала (основываясь и на отечественном опыте) собственные оригинальные концепции, в том числе, и в области взаимоотношений политики и морали, строить которые предлагалось на основе права.
Она исходила из того, что право (естественное в большей мере, чем положительное) есть область требований правды, справедливости. Это, как считали русские правоведы, система общих юридических норм, вытекающих из человеческого разума, служащих руководством для положительного законодательства.
Справедливость, как общее разумное начало, понималась как мерило, с помощью которого разграничивается область свободы отдельных лиц и устанавливаются требования законов.
Цель социально - политического развития - избежать крайностей индивидуалистического этатизма и суметь гармонично сочетать личное и государственное начала, индивидуальную свободу и общий закон. Это предполагалось сделать в рамках либеральной идеологии.
Вместе с тем сама эта идеология на отечественной почве претерпела существенные изменения, связанные с особенностями исторического развития России:
1. отсутствием гражданского общества;
2. слабостью среднего класса, лишающей его статуса носителя социальных преобразований;
3. экономической отсталостью, в силу чего модернизация страны приобрела догоняющий характер, и преобразования нужно было провести в кратчайшие сроки.
«В результате была необходима совершенно другая стратегия развития вообще, другая комбинация политических сил и тактика реформ в частности» (Медушевский А.Н. Политическая философия русского конституционализма. -М, 1994. -С.56).
Здесь носителем преобразовательной программы являлась не буржуазия, а само государство, инструментом же ее выполнения становилась бюрократия. Вот почему русские правоведы ратовали за представителей власти умственно и нравственно развитых, т.к. именно они, а не какой-либо другой класс или слой общества должны были проводить социально - экономические преобразования.
Либеральная идеология превращалась в идеологию государственыического толка (чичеринский охранительный либерализм) с элементами социалистического учения (надежды Костяковского на превращение правового либерализма в правовой социализм)
Однако и Чичерина, и Муромцева, и Новгородцева, и других объединяло общее понимание сути либерализма, заключающееся в представлении о человеке как свободном существе, каковым он вступает в общество. Он остается свободным даже тогда, когда ограничивает свою волю совместной волен других, подчиняясь гражданским обязанностям и подчиняясь власти.
Актуальность исследования связана прежде всего с теоретическими и практическими усилиями, направленными на создание в России правового государе та.
Его построение немыслимо без соблюдения закона, а следовательно, и подчинения политической деятельности праву, тому же закону.
Политика, чтобы соответствовать высшей своей цели, должна ограничиваться правом, как минимумом справедливости.
Правовая подконтрольность политики - эта мысль, отстаиваемая русской философией права, была нова и актуальна для России конца XIX века; не потеряна эта актуальность и для России конца XX, особенно когда высшие представители власти во всеуслышание говорят о том, что в политике целесообразность предпочтительней законности1, а на реплику о том, что в ходе импичмента власть получила моральный урок, многозначительно заявляют: «... проблемой политики и морали должны заниматься ученые, а власть как поступала, так и будет поступать...»2
И вообще независимо от того, выступает ли человек объектом или субъектом политики, можно сказать, что она является для него ценностью. А моральный подход к политике (власти), будучи разновидностью ценностного восприятия, предполагает персонификацию власти, поскольку сфера морального - сфера межчеловеческих отношений. При моральной оценке власти (политики) мы чаще оцениваем людей во власти (политике). И персонификация политики сводится к восприятию ошибок и достижений отдельных лиц. Это важная характеристика морального отношения к политике особенно для России, где власть (проводимая ею политика) традиционно персонифицирована, а значит, объективно предполагает прежде всего моральный подход.
Цель и задачи диссертационного исследования
Цель диссертации - выявить и выяснить идеи взаимоотношения политики и морали, разработанные в русской философии права. В связи с этим ставились следующие задачи:
1 См.: Телегин И. Ментоморфозы // Профиль. - 1999. - № 17. " Ответ А. Котенкова (представителя Президента в Думе) на заявление Г.А.
Явлинского, сделанное после голосования в думе по вопросу импичмента Президенту.
1. Обзор современных, отечественных исследований по вопросу взаимодействия политики и морали.
2. Ретроспективное обозрение европейской общественно-политической мысли по проблеме взаимоотношения политики и морали (т.к. русская философия права в этом вопросе во многом выступала ее наследницей).
3. Рассмотрение идеи общего блага - одного из основных принципов, привносящих в политическую деятельность элемент нравственности.
4. Выявление взглядов российских правоведов на проблему целей и средств в политике.
5. Выяснение вопроса о соотношении абсолютного (нравственности) и относительного (права) в концепции государственности российского либерализма.
6. Рассмотрение воззрений на право как поле взаимодействия политики и морали, точку соприкосновения желательного и должного.
7. Историко-политический анализ деятельности конституционнедемократической партии (Союза Освобождения) как попытки осуществления на практике политико-правовых идей российского либерализма.
8. Определение места российского либерального мировоззрения в политической и моральной традициях российской и европейской культур.
Методологические и теоретические основания исследования
Методологическую основу данной работы составляет категории политологии, этики, истории философии, истории политико-правовых учений. В работе представлен анализ политико-нравственно-правовых воззрений
представителей русской философии права и их (воззрений) смыслосодержателыная интерпретация. F3 работе использовались:
- метод исторической реконструкции, позволивший проследить во времени развитие представлении о взаимоотношении политики и морали, открывший возможность активного осмысления политико-философского наследия представителен русской философии права второй половины XfX -начала XX вв.;
- аксиологическим метод, способствовавший выявлению значимости связей идей, выработанных русской философией права, с современностью, обоснованию их (идей) ценности;
- сравнительно-исторический метод.
В качестве теоретической основы исследования выступали:
- работы представителей русской философии права: A.C. Алексеева, К. А. Кистяковского, М.М. Ковалевского, Ф.Ф. Кокошкина. U.M. Коркунова, С.А. Муромцова, П.И. Новгородцева, Л.И. Пстражицкого, Б.Н. Чичерина;
- философско-политические учения Платона, Аристотеля, Макиавелли, Фомы Аквинского;
- политико-этические идеи И. Канта, Г.Ф.В. Гегеля. Теоретическими основаниями также служили политические,
философские, этические разработки современных отечественных авторов: Н.И. Азарова, О.В. Гаман-Голутвшшй, И.А. Гобозова, A.A. Гусейнова, О.Г. Дробницкого, В.Д. Зорькина, В.М. Мапельман, А.Н. Медушевского, В.С, Нерсесянца, A.C. Панарина, Э.А. Позднякова, В.И. Приленского, А.И. Титаренко, В.И. Шамшурина и др., отразившие проблемы взаимоотношения полигаки и морали, власти и общества, государства и человека; проблемы власти и права, правового государства; сущность и назначение нравственности в человеческом общежитии.
При написании диссертации использовались работы и зарубежных исследователей: К.Г. Баллесгрема, П. Бурдье, Джона К. Гэлб рейта, Р.
Мнглерата, Т. Парссжса, Б. Сутора, Ф. Фуку ямы, О. Хеффе, Д. Хэллоуэлла, А. Этциони.
Степень научной разработанности темы
В ходе подготовительного этапа исследования (этапа сбора и обработки материала) работ, посвященных рассмотрению вопроса о взаимоотношении политики и морали в русской философии права, нами не найдено. И в этом смысле данная диссертация представляет собой первую попытку анализа воззрений русских правоведов на проблему взаимодействия политики и морали. Хотя в отечественной научной литературе нашли отражение другие темы, опосредованно относящиеся к нашей работе. Это темы: нравственность и право в теориях русских либералов3, этическая концепция российского либерализма'1, человек и государство в русской философии естественного права5, правовое государство6, право в теориях русских правоведов7.
Научная новизна
Научно новой эту работу делает то, что в ней впервые на основе трудов представителей русской философии права детально рассмотрена проблема взаимоотношений политики и морали и реконструированы полигико-
3 Валицкий А. Нравственность и право в теориях русских либералов конца XIX - начала XX вв. /./ Вопросы философии. 1991. - Лга 8.
4 Емелькпна И.В. Этическая концепция российского либерализма второй половины XIX - начала XX веков: Дисс. канд. филос. наук. - Саранск, 1997.
? Шамшурин В.И. Человек и государство в русской философии естественного права И Вопросы философии. - 1990. - К» 6.
'' Гаман-Г'олугвина О-В. Политические элиты России. Вехи исторической эволюции. - М., 1998; Дашшьханов А.Х. Концепция правового государства П.И. Новгородцева. - М., 1995; МедушеискнП А.Н. Конституционные'проекты русскою либерализма и его политическая стратегия // Вопросы истории. -1996. - № 9.
7 Зорькин В.Д. М>ромпсв. - М., 1980; он же: Чичерин. - М, 1984; Исаев И.А., Золотухина Н..М. 11сгорня политических и крановых учений России XI - XX вв. -М„ 1<Ш.
нравственная и - праповля системы взглядов российских либерально-ориентированных правоведов.
Основные результаты этой работы могут быть резюмированы в следующих положениях:
1. Политика приобретает нравственные начала тогда, когда преследует цели общего блага. Общее благо есть цель нравственная, т.к. нравственное требование состоит в деятельности на пользу других -общую пользу. Подчиняя общественно значимым целям свои действия, политика, таким образом, устанавливает в обществе порядок, требуемый нравственным законом. Суть этого порядка состоит в том, чтобы найти точки взаимодействия в конфликтах интересов, а сам поиск компромиссов вести на основе соглашений, законов и т.п.
Политика здесь согласуется, с моралыо по своим целям. Нравственна цель, следовательно, нравственна и политика, ведущая к этой цели.
2. Идеальным в русской философии права признавался вариант: нравственные цели - нравственными средствами. Однако
политическая деятельность, и это признавали российские конституционалисты, подчинялась другому принципу: цель определяет средства. И т.к. правитель не может уклониться от деятельности, он обязан управлять государством, избирая тот путь, который возможен» (Б.Н. Чичерин); «управляя, приходится на каждом шагу делать выбор между несколькими возможными способами действовать», допустимо, «в случае крайности», употреблять и такие средства, которые не оправдываются нравственностью. Но это употребление должно ограничиваться двумя правилами:
- цель, при достижении которой используются безнравственные средства, должна быть нравственной;
- добро, достигаемое безнравственными средствами, должно перевешивать зло, причиняемое ими.
Признавая желательным принцип: «нравственные цели - нравственными средствами», представители русской философии права все же не доводили этот принцип до логического завершения - средства имеют приоритет над целями и являются главным нравственным критерием политики. Здесь был другой подход - учет нравственной значимости как целей, так и средств. Ведь между целями и средствами существует взаимовлияние. С одной стороны, цель во многом предопределяет выбранные для ее реализации средства, с другой ~ средства влияют на достижение результата, т.е. цели. Средства же оказывают непосредственное влияние на восприятие политики. И если «цель уходит в отвлеченную даль, то средства остаются непосредственной реальностью» (H.A. Бердяев).
3. Чтобы реальность эта не была продуктом только насилия (произвола) или «злой воли», она определяется правом. Политика, с ее целями и средствами, и нравственность, с одним из главных ее требований — справедливостью, соединяются в праве, находят точки взаимодействия в ноле закона. Политика тогда «освящается» нравственностью, когда руководствуется правовыми нормами. Право, таким образом, становится определителем нравственности политики.
Закон возвышает и нравственное значение власти. Подчиняя всех общему правилу, одинаковому для всех, закон, тем самым, привносит в политическую деятельность начала справедливости, которая есть высший идеал государства. Закон устанавливает господство общего интереса над частным. Он же ограждает свободу человека - все это есть не только требование права, но и требование нравственности.
Но значение права как морального регулятора политики не следует переоценивать. Хотя оно и служит тому, чтобы стабилизировать человеческое поведение, выдвигая при этом этические притязания, однако оно не властно иад нравственным существом человека, как основного действующего лица политике.
4. «Па известной ступени исторического роста государств, дальнейшее развитие государственности находится в прямой зависимости от развития политической самостоятельности в среде управляемых...»
(С.Л. Муромцов) (выделено нами. - С.С.).
Эта политическая самостоятельность невозможна без создания в государстве института всеобщего избирательного права. Именно в нем «осуществляется признание равенства всех в высшей области государственных полномочий, отсюда его огромный нравственный вес» (Ф.Ф. Кокошкин).
Основная мысль, вытекающая из опыта осмысления взаимодействия политики и морали, сложившегося в русской философии права, такова: политика поддерживается нравственностью тогда, когда ставит перед собой нравственно значимые цели (общее благо), использует для их достижения, по преимуществу, нравственный средства; тогда, когда основывает свою деятельность на праве и законе. Именно право являлось для русских конституционалистов определителем нравственности политики. Высшим проявлением правовой политической деятельности («этическим минимумом») было для них правовое государство.
Теоретическая и практическая значимость работы
Анализ воззрений на проблему взаимоотношений политики и морали, сложившихся в русской философии права, не теряет своей значимости и в современной ситуации, когда вновь поднимается и обсуждается в теоретических и публицистических дискуссиях этот вопрос.
Выводы и результаты проведенного исследования могут найти применение при изучении проблем целей и средств в политике, становления правового государства, социально-политического развития общества. Они могут быть использованы при разработке учебных курсов таких дисциплин, как политология, история политических и правовых учений, политическая эшка.
Содержание и выводы диссертации могут иаити применение и практической политике. Они будут полезны политикам, общественным деятелям, всем интересующимся вопросами развития правового государства, взаимоотношения политики и морали, истории политических и правовых учении.
Апробации проведенного исследования состоялась на Международной конференции студентов и аспирантов по фундаментальным наукам «Ломоносов - 2000» и ежегодной научной конференции «Ломоносовские чтения - 2000», прошедших, в МГУ им. М.В. Ломоносова.
Диссертация прошла кафедральное обсуждение и была рекомендована к защите.
Структура работы
Диссертация состоит из введения, включающего терминологический аппарат исследования, трех глав, последняя из которых разделена на четыре параграфа, а четвертый параграф - на три пункта, заключения, именного указателя, списка использованной литературы.
Основное содержание диссертации
Во введении формулируются цель и задачи исследования, его методологические и теоретические основания; выясняется степень научной разработанности темы; показываются научная новизна и актуальность работы, ее теоретическая и практическая значимость; раскрывается структура диссертации; указываются научные издания, в которых были отражены основные положения исследования.
Во введении также формируются основные идеи, отстаиваемые русскими философами права, по проблеме взаимоотношения политики и морали, которые будут всесторонне рассмотрены и обоснованы в основной части работы.
В терминологическом аппарате исследования, входящем во введение, определяются и описываются основные понятия работы: «политика» и «мораль». Показывается, что понималось под политикой и моралью в либерал!,ном крыле русской философии права второй половины XIX - начала XX вв.
В первой главе «Обзор современной отечественной литературы по исследуемой теме» очерчивается круг авторов, уделивших внимание вопросу взаимоотношений политики и морали, указывается на то, что круг этот невелик, но, несмотря на это, он вмещает в себя практически весь спектр мнений по данному вопросу.
В этой главе рассматриваются работы П.И. Азарова, Л.С. Лхиезера, И.А. Гобозова, В.М. Мапельман, Э.А. Позднякова, А.И. Титаренко и авторов сборника «Ненасилие: философия, этика, политика».
Отечественные современные исследования в области взаимоотношений политики и морали (хотя их и не так много) отличаются разными подходами и точками зрения по данному вопросу.
Вместе с тем, несмотря на различия, существует общая для всех подходов идея взаимовлияния и взаимопроникновения сфер морали и политики (разделяемая опосредованно и теми, кто говорит об автономности этих сфер). Эта идея наиболее четко и ярко представлена в работе Э.А. Позднякова. Можно даже, на наш взгляд, провести параллели между мыслями, высказанными в этой работе, и политико-нравственными идеями, отстаиваемыми русскими философами права. В этом есть своя закономерность, т.к. и первый, и последние являются продолжателями дела Аристотеля -Гегеля.
Вторая глава «Политика н мора.;», и западно-европейской философско-иолнтической мысли» иоснящена рассмотрению вопроса политико-нравственного взаимодействия, нашедшего отражение в работах западно-европейских представителей (¡ш:юсофеко-по.пп нческой мысли.
Эта глава уместна постольку, поскольку русские философы права в заявленном вопросе выступали прямыми наследниками идеи, разработанных в рамках западно-европейских политико-нравственных и политико-правовых учений. Обращение к наследию последних не есть дань традиции предварять учения российских исследователей учениями европейцев, показывая тем самым свое подражательное желание приобщиться к миру «европейскости», а необходимое условие, являющееся логическим основанием последующего изложения.
В этой главе излагаются и анализируются политико-нравственные идеи Платона, Аристотеля, Фомы Акшшского, Макиавелли, И. Канта, Г.В.Ф. Гегеля; идеи современных западных философов (К.Г. Баллестрема, Б. Сутора, О. Хеффе, А. Этциони и др.) по проблеме взаимоотношений политики и морали.
В ходе этого изложения и анализа четко прослеживается, начиная с Аристотеля и заканчивая современными авторами, одна основная линия -линия законности и приоритета для политической сферы общего блага, смысл которой состоит в том, что политика легитимируется моралью тогда, когда она исходит из закона - общего блага и определяете» законом -справедливостью.
Подобная идея отстаивалась и в русской философии права.
Третья глава «Русская философия права о взаимодействии политики и нравственности» начинается с историко-политического анализа деятельности кадетской партии (многие из представителей русской философии права, например С.А. Муромцев, П.И. Новгородцев, Л.И. Петражицкий и др., были ее членами).
Основной особенностью политической деятельности этой партии была опора на летальные методы борьбы, т.к. именно в такой борьбе за открытое осуществление своих законных прав и проявляется во всей яркости правовая идея, вырабатываются привычки и потребность проводить эту идею в жизнь.
Идея русских правоведов о подзаконное™ власти (следовательно, и проводимой ею политики) остается главнейшим фактором и современного государственного строительства. Как писал Б.А. Кистяковский: «Верховенство права есть наиболее важное проявление того господства права, которое составляет основную черту конституционного государства» (Кистяковский Б.А. Философия и социология права. - Спб, 1998. - С. 489).
В нервом параграфе «Понимание политики в русской философии нрава» рассматриваются определения политики, господствовавшие в русской философии права.
Политическим называлось в ней все то, что относится к деятельности государства (традиция, идущая еще от Аристотеля). Более конкретными определениями политики были те, в которых политика выступала как наука о способах достижения государственных целен, как умение «прилаживаться к условиям места и времени».
Ее первая задача заключается в глубоком и всестороннем понимании жизни, понимании каждого явления в связи с условиями места и времени, которые его окружают. Для этого необходим как политический смысл (в веберианской концепции это политический глазомер), приобретаемый практикой, так и серьезное политическое воспитание, способное подготовить политических деятелей, «стоящих на высоте своего призвания».
Человек, действуя в мире, сознательно ставит себе цели и подыскивает для них средства. Он знает, что он делает, и способен оценить результаты своей деятельности. В этом смысле господствующее начало в политике есть отношение цели и средств.
Высшей целью политики является общее благо. Это положение раскрывается во втором параграфе «Общее благо - принцип определения нравственности политики».
Общество, по Б.Н. Чичерину, включает в себя четыре основных элемента: власть, закон, свободу и общую цель.
Власть через принуждение дает ему первоначальное, внешнее единство. Закон, ог раждая человека, определяет его права. Право - есть свобода человека, а тем самым и общества.
Законом же ограничивается власть. Общая цель дает обществу единство внутреннее, окончательное. Этой целью для общества является общее б/иго, которое состоит в гармоничном развитии и соглашении противоположных элементов (инт ересов).
В русской философии права не было единства в толковании понятия «общее благо». Ф.Ф. Кокошкин (определял «общее благо как наибольшую сумму благ для наибольшего количества лиц), С.А. Муромцев (рассматривал общее благо как то, что способе!пуст наибольшему счастью наибольшего числа лиц) придерживались бентамовского определения общего блага. Близки их точке зрения и взгляды на общее благо Н.М. Коркунова, Б.А. Кистяковского. Особняком, в своей интерпретации общего блага, стоял Б.Н. Чичерин. Он разделял утилитаристскую точку зрения на то, что целью человеческой деятельности должна быть общая польза (подчинение частного общему есть высшее требование нравственности), но он отрицал выведение этой точки зрения из опыта. Подобный закон вытекает единственно из разума. Разум, в существе своем, есть общее начало, чистое сознание закона. Подчинение частного общему составляет для него необходимое требование, выражение внутреннего существа.
Вместе с тем все представители русской философии права сходились в одном: общественный интерес (благо) может признаваться в качестве высшей цели искренно или неискренно, но во всяком случае он является общепризнанной регулятивной идеей политической деятельности.
Общее благо - вот та формула, в которой выражаются идеальные цели и задачи государст ва как такового.
Политика, определяющая свою деятельность целями общего блага, оправдывается нравственным законом, т.к. нравственное требование состоит
именно в деятельности на пользу других - общую пользу. Подчиняя частные цели общественным, политика (государство) тем самым устанавливает порядок, требуемый нравственным законом.
Итак, политика согласуется с нравственностью тогда, когда преследует цели общего блага, так как они являются целями нравственными уже но определению. Общее благо, в этом смысле, является принципом определения нравственности политики. Нравственна цель политики - нравственна сама политика.
Третий параграф «Цели н средства в политике». Как для частного человека, так и для политика мерило нравственности - общее благо. Но правила, вытекающие для государственного деятеля из этого начала, па совпадают с нравственными правилами, обязательными для частного человека, и это различие объясняется тем, что цели и условия деятельности политика не совпадают с целями и условиями деятельности частного человека.
В политике верховный закон - общее благо, которое само по себе есть начало нравственное, но оно не всегда может быть достигнуто «безукоризненными» средствами. Использование подобных средств допустимо лишь при двух условиях:
- необходимо, чтобы была нравственна сама цель;
- чтобы добро результата было больше зла средств.
Четвертый параграф «Право - поле взаимодействия политики и морали», состоит из трех пунктов.
Первый из них - «Политика и право».
В ближайшей и постоянной связи с политикой находятся два начала. Одно из которых право.
Оно начало формальное, определяющее лишь границы того, что каждый может делать или требовать, но не содержание деятельности. Содержание деятельности определяется целесообразностью, которое есть руководящее начало поли тки.
«Государство устанавливается в виду высшей цели - общего блага, и к этой цели должны быть направлены все его действия. Сама юридическая его организация должна служить этой цели» (Чичерин Б.Н. курс государственной науки. Ч. 3. Политика. - М., 1 898. - С. 17).
Правом, по мысли русских правоведов, устанавливаются общие нормы жизни, постоянный порядок, равнообязательный для всех и каждого. Целесообразность (польза) - начало изменчивое и разнообразное, rio существу своему разнопонимаемое, применяющееся к условия места и времени, которые в свою очередь не поддаются общим правилам. Малоподвижный организм права может с трудом следовать за движением жизни. В результате складывается положение, при котором политика, «имеющая в виду осуществление государственной цели, склонна признавать право лишь настолько, насколько оно может служить для нее средством».
Но такое положение допустимо только тогда, когда государству грозят внутренние или внешние опасности, для устранения которых необходимы быстрота действий и сосредоточение власти. Правовые границы могут служить в этой ситуации лишь помехой. Тревожить и вызывать протест здесь может только распространение чрезвычайных мер и на мирное время, что подрывает уважение к праву и закону.
Принципиального противоречии между правом и политикой нет, пока власть действует в пределах законных своих полномочий. Если же право является спорным, то «становиться на строго юридическую точку зрения при обсуждении государственных вопросов - значит проявлять недостаток политического смысла» (Б.Н. Чичерин).
Таково основное положение, к которому пришла русская философия права в вопросе взаимодействия политики и права.
Во втором пункте «Право и нравственность» рассматриваются проблемы взаимоотношений правовой и моральной сфер, различные точки зрения на право, существовавшие в рамках либерального направления русской
философии права, анализируется нравственно-правовая полемика, завязавшаяся между Б.Н. Чичериным и B.C. Соловьевым.
Однако все русские правоведы, чьи работы рассматриваются в данном исследовании, могли подписаться под заявлением Б.Н. Чичерина, в котором говорилось, что «государство настолько носит в себе сознание нравственных начал, насколько оно управляется законом...» (Философия права. - М., 1900. -С. 307).
В нравственно-правовом вопросе русские правоведы исходили из следующего:
- основной чертой права является принуждение;
- определяющая способность нравственности - добровольность;
- принуждением добровольности не добиться, т.к. это извращает ее смысл;
- но и абсолютной пропасти между правом и нравственностью нет, потому что они проистекают из одного источника (для одних он заключался в разумной природе человека, для других - в этических нормах);
- и право, и нравственность должны способствовать «праву на достойное существование». И, наконец, основное в этом пункте - право есть минимум нравственности, «низшая ступень» ее.
Заключительный пункт четвертого параграфа «Политика и нравственность» является, по существу, итоговой частью диссертационного исследования (уже в силу того, что он занимает в нем последнее место).
Нравственность, как было показано выше, не имеет принудительного характера. Основная ее особенность - добровольность. Государство же и право, как его порождение, и политика, как его способ деятельности, основаны исключительно на принуждении. И если государство не призвано вторгаться в нравственную область, т.к. оно бы просто извратило се суть, то в «своей собственной... области оно может поступать нравственно или безнравственно и этим содействовать или противодействовать установлению нравственного
порядка» (Чичерин Б.Н. Курс государственной науки. Ч. 3. Политика. - М., 1898. - С. 25). Через это нравственное начало становится существенным элементом самой деятельности государства - политики.
Таким образом, для русских правоведов политика «оправдывалась» моралью тогда, когда руководствовалась целями всеобщего блага, используя, но возможности, нравственные средства; тогда, когда подчиняла свою деятельность праву, выстраивала се, учитывая требования закона. Нравственно освященная политика - правовая политика.
Логика подобного вывода такова: право, нравственность, политика - все это социальные институты, общественно-государственные образования. Право есть низший уровень нравственности. Это признавал и Б.Н. Чичерин, несмотря на свою полемику с B.C. Соловьевым. Следовательно, в праве присутствует нравственное начало. А т.к. право есть институт государства, то это начало присутствует и в политике - государственной деятельности. Поэтому политика, руководствующаяся правом, подчиняет себя и нравственным требованиям. В этом смысле право становится полем взаимодействия политики и нравственности.
В заключении подводятся обобщенные итоги проведенного философско-политического исследования, главный смысл которого состоит в том, что была реконструирована политико-нравственная система взглядов либерально-ориентированных представителей русской философии права.
В именном указателе дается краткая биографо-иаучная информация о представителях русской философии права, помогающая, на наш взгляд, лучше понять их политико-нравственные идеи.
Основные положения исследования были опубликованы в следующих научных изданиях:
Вестник Московского университета. Серия 12: Политические науки. -
1999.-№4.-С. 55-59,
Из истории философской и общественной мысли: культура, идеология, политика. 2000 (Межкафедральный сб. статей) / Под ред. A.B. Воробьева. Мое. Гос. Ун-т. им. М.В. Ломоносова. - М. 2000. - Рус. - Деп. В ИНИОН РАН № 55879 от 22.08.2000. - С. 553 - 569,
История государства и права. - 1999. - № 3. - С. 26 - 27, Материалы Международной конференции студентов и аспирантов по фундаментальным наукам «Ломоносов». Выпуск 4. - М., 2000. - С. 442,
Социально-гуманитарные знания (социально-политический журнал). -
2000. - № 2. - С. 241 -247,
Социально-гуманитарные знания. - 2000. - № 5. - С. 245 - 258.
;?олпис:яно в подать 25.1C.20CO. Сер/я? 60>81 Т/16. Cywíir'a сх'сетнвя. Ппиать офсетная. Усл.пни.л. 1,40. Усл.кр.-отт. 5,50. Уч.-мзд.л. 1,5. Тираж ТОО око. Закал ТТ2Т.