автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.01
диссертация на тему:
Политика по отношению к религии и церкви на Украине в 1920-1925 гг.

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Сичко, Сергей Михайлович
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.01
Автореферат по истории на тему 'Политика по отношению к религии и церкви на Украине в 1920-1925 гг.'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Политика по отношению к религии и церкви на Украине в 1920-1925 гг."

АКАДЕМИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК

На правах рукописи

СИЧКО Сергей Михайлович

ПОЛИТИКА ПО ОТНОШЕНИЮ К РЕЛИГИИ И ЦЕРКВИ НА УКРАИНЕ В 1920-1925 гг. (опыт историко-политического анализа)

Специальность 07.00.01 — история Коммунистической партии Советского Союза

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических на""

Москва —1991

Работа выполнена на кафедре истории КПСС Академии оби ственных наук.

Научный руководитель — доктор исторических наук, профессор ИВАНОВ В. М.

доктор исторических наук, профессор — СОЛДАТЕНКО В. Ф.

кандидат философских наук, доцент — ТРОФИМЧУК Н. А.

Ведущая организация — Одесский институт политологии и социального управления.

Защита состоится 24 октября 1991 г. в 14.00 час. на заседании специализированного совета К—151.04.03 в Академии общественных наук по адресу: 117606, Москва, пр. Вернадского, 84, корп. 1, ауд. 3350.

С диссертацией можно ознакомиться на кафедре истории КПСС АОН.

Официальные оппоненты:

Автореферат разослан августа 1991 года.

Ученый секретарь специализированного совета, доктор исторических наук

УТКИН А.

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ

Актуальность исследования данной проблемы объективно обусловлена теми процессами, которые происходят в жизни советского общества. Реформируя все сферы общественной жизни, оно восстанавливает применительно к реалиям сегодняшнего дня и научные принципы решения религиозного вопроса.

Значимость исследования этих вопросов еще больше возрастает в связи с тем, что происходящие изменения социального статуса атеизма и религии в новых условиях, к сожалению, не всегда сопровождаются должным теоретическим осмыслением места и роли религии и атеизма в духовной жизни социалистического общества.

Апатия к атеизму, к проблемам мировоззрения вообще как элемент общего безразличия к официальной идеологии, страдав-, шей отрывом от жизни, расхождением слова и дела, сменилась в условиях перестройки повышенным интересом к религии, ее роли в истории и культуре народов, к проблемам исторического наследия. Сегодня серьезной критике подвергаются широко распространенные еще в недавнем прошлом проявления вульгарного атеизма, нигилистического отношения к наследию прошлого, искажения гуманистических принципов свободы совести.

Все это остро ставит перед историками задачу правдивого и объективного анализа деятельности общественно-политических и государственных организаций в вопросах религиозной политики, организации атеистической пропаганды в первые года социалистических преобразований.

Изучение и обобщение исторического опыта, приобретенного в процессе осуществления политики по отношению к религии и верующим в первой половине 20-х годов, дает возможность шире познать характер религиозных и антирелигиозных движений в стране, формы и методы работы общественно-политических организаций, критически переосмыслить и проделать определенную инвентаризацию декларируемых достижений, выявить ошибки и тенденции отхода от основных научных принципов социалистической политики в этом вопросе. "Нельзя научить решать свои задачи

новыми приемами сегодня, - указывал В.И.Ленин, - если нам вчерашний опыт не от1фыл глаза на неправильность отарых приемов"1.

Актуальность избранной автором темы обусловлена и хронологическими рамками исследования (1920-1925 гг.), так как в этот период в жизни молодого рабоче-1фестьянского государства создавались необходимые условия для преодоления неграмотности подавляющего большинства населения, осуществлялись важнейшие мероприятия по преобразованию экономики и культуры, вводился в жизнь общества декр.ет об отделении церкви от государства и школы от церкви, создавалась система антирелигиозной пропаганды, применялись различные средства, формы и методы атеистического воспитания. Работа по формированию у трудящихся масс материалистического мировоззрения становилась неотъемлемой частью идейно-политической деятельности правящей Коммунистической партии, массовых общественно-политических организаций и движений.

Территориальные рамки. Исследование охватывает территорию трех областей юга Украины - Одесскую, Николаевскую, Херсонскую, представляющие собой единый регион, существенно отличающийся от других частей Украины национальным, религиозным составом населения, а также особенностями развития гражданской войны и классовой борьбы после ее завершения. Многообразие церковных общин, активная деятельность контрреволюционных элементов, остатки бандитских формирований, разветвленная сеть уголовщины, сложность социально-экономической обстановки - все это затрудняло реализацию основных положений ленинского декрета о свободе совести и налаживание систематической антирелигиозной пропаганды.

Вполне закономерным представляется то, что основным объектом исследования деятельности общественно-политических организаций ига Украины в осуществлении антирелигиозной поли-

I. Ленин В.И. Московская губпартконференция. Доклад о новой экономической политине // Полн.собр.соч. - Т.44. - С.205.

тики в рамках восстановительного периода является правящая „ Компартия, при этом в диссертации широко используются имеющиеся архивные материалы, отражающие действия в данном направлении других общественных организаций и движений.

Исследование опыта политической деятельности на иге Украины по решению религиозного вопроса позволяет по-новому осмыслить теорию и практику атеизма, роль общественности в этом процессе', выявить особенности атеистической работы в конкретных социально-исторических условиях, "критически переосмыслить многие установившиеся в нашей литературе взгляды на религию, оценки религиозного сознания, отношения к верующим"1.

Ошниаая.степень цаучнрй, разработки темы, надо подчеркнуть, что исторический анализ деятельности партий, общественных организаций пш реализации политики Советской власти в отношении, религии и церкви, атеистического воспитания трудящихся масс постоянно привлекал внимание ученых-историков, философов, социологов.

Это прежде всего многоплановые теоретические исследования по изучению и разработке проблем пролетарского атеизма, политики легально действующих в стране политических партий и Советского государства в отношении религии и церкви, среди которых важное место занимают труды В.И.Ленина, где марксистский атеизм получает дальнейшее развитие, обогащается опытом конкретной практической деятельности правящей партии и Советов по атеистическому воспитанию. В своих теоретических статьях, работах В.И.Ленин дает ответы на многие, являющиеся актуальными и сегодня вопросы: как относятся атеисты к движению священников, объявивших себя сторонниками свободы^, может ли быть священник членом социал-демократической партии, возможен ли прием в нее рабочих, не потерявших связей с религией® и др.

1. Гараджа В.И. Переосмысление //На пути,к свободе совести. -М.: Прогресс, 1989. - С.19.

2. См.: Ленин В.И. Социализм и религия //Полн.собр.соч. -Т.12. - С. 144.

3. См.: Ленин В.И. Об отношении рабочей партии к религии // Полн.собр.соч. - Т. 17. - С. 421-422.

По-прежнему привлекают внимание многочисленные высказывания Ленина о формах и методах антирелигиозной работы среди трудящихся масс: какой должна быть эта пропаганда по своей идеологической сущности, по своему общественно-политическому содержанию, каким должен быть ее язык, стиль.

Критическое осмысление содержания работ, статей, речей соратников Ленина, деятелей партии и государства - В.Д.Бонч-Бруевича, П.А.Красикова, И.И.Скворцова-Степанова, А.В.Луначарского, Е.М .Ярославского* дает возможность с учетом конкретно-исторических условий тех лет более объективно оценить всю. сложность, противоречивость политических процессов, которые порой вызывали неадекватные действия со стороны советских органов, что приводило к обострению отношений между местной властью и религиозными организациями, верующими и безбожниками.

С начала 30-х до середины 50-х годов происходило резкое сокращение числа исследований по данной проблеме, вызванное прежде всего сталинской политикой быстрого "изживания" религии в период построения социализма. Только после XX съезда КПСС возобновился глубокий анализ причин сохранения религиозности. В этот период выходят публикации, раскрывающие опыт правящей партии и советских органов по осуществлению декретов об отделении церкви от государства и школы от церкви2, поворот к конкретно-социологическим исследованиям, накопление эмпирического материала послужили базой для появления в 60-х годах крупных исследований историко-аналитического плана. Среди них

1. См.: Бонч-Бруевич В.Д. Избранные атеистические произведения.

- М.: Мысль. 1973; Красиков П.А. На церковном фронте. - М.: Госиздат, 1923: Луначарский A.B. Об атеизме и религии. -М.: Мысль, 1972; Скворцов-Степанов И.И. Мысли о религии.

- М.-Л.: Госиздат, 1925; Ярославский Е.М. 0 религии. - М.: Госполитиздат, 1957.

2. См.: Персиц И.М. Отделение церкви от государства и школы от церкви в СССР (I9I7-I9I9). - М.: Изд-во АН СССР, 1958; Арсенкин В.К. Отношение Коммунистической партии и Советского государства к религии и церкви. - Барнаул: Знание,1959; Красников Н.П. Ленинский декрет об отделении церкви от государства и его международное значение. - Л.: Знание, 1967; Куроедов В.А. Религия и церковь в Советском государстве. -М.: Политиздат, 1976.

можно выделить работу П.К.Лобазова*, который является одним из первых исследователей политики 20-х гг. в религиозном вопросе. Высоко оценивая последовательность освещения проблем, связанных с проведением декрета о свободе совести, организацией атеистической пропаганды, отметим, что автор в условиях атмосферы застоя не смог подойти критически к имевшим место нарушениям правовых принципов в отношении к религии и верующим.

Определенный научный интерес вызывают монографические работы Р.Ю.Плаксина, в которых представлен богатый фактический материал, позволяющий проследить процесс создания и действия церковной контрреволюции, а также закономерность ее краха^. Однако автор не разделяет точку зрения Р.Ю.Плаксина в той части, что касается определения сроков окончательного поражения церковной контрреволюции - 1923-й год. Этих взглядов также придерживались П.А.Красиков, и.В.Брихничев и ряд других исследователей. Основанием для такого вывода служило послание патриарха Тихона, призвавшего священнослужителей признать Советскую власть и отмежеваться от контрреволюции.

Q

Диссертант, разделяя мнение исследователя Музафаровой Н.И. , считает, что церковная контрреволюция в основном сошла с авансцены классовой борьбы с окончанием гражданской войныt хотя отдельные антисоветские действия реакционного духовенства проявлялись до середины 20-х годов.

Важным историко-партийным исследованием явилась диссертация В.В.Покровского^. В ней впервые обобщался опыт атеистиче-

1. См.: Лобазов П.К. Борьба партии за осуществление ленинской политики в религиозном вопросе (I9I7-I925) //Борьба партии

Жотив религии и атеистическое воспитание трудящихся. Труды ПИ. - Т.87. - Владивосток, 1973.

2. См.: Плаксин Р.Ю. Крах церковной контрреволюции. 19171923 гг. - М.: Наука, 1968; . он же. Тихоновщина и ее крах.

- Л.: Лениздат, 1987.

3. См.: Музафарова Н.И. Политика КПСС в отношении религии, церкви и верующих: Автореф. дис. на соиск. уч. степени док. ист. наук (07.00.01). - Свердловск, 1989. - 39 с.

4. См.: Покровский В.В. Исторический опыт борьбы КПСС против религии за атеистическое воспитание трудящихся: Дис. на соиск. уч.степени докт. ист. наук (07.00.01). -М., 1968.

- 810 с.

ской работы Коммунистической партии с момента ее возникновения по 60-е годы. Однако исследование охватывает слишком большой период времени и широкие географические рамки, в нем не учитывались особенности этой работы в отдельных регионах и ее своеобразие на различных этапах социалистического строительства, обойдены установки по вопросам религии других политических партий.

В 70-е годы количество публикаций и диссертационных исследований по данной проблематике значительно возрастает-'-. Вместе с тем характерной особенностью этих работ было стремление авторов обобщить положительный опыт антирелигиозной деятельности общественных и государственных организаций в первые годы Советской власти, но в силу существующих идеологических концепций застойного времени, классово-догматического подхода к восприятию роли атеизма и религии ими не раскрыты тенденции отхода и искажения общенаучных принципов политики в религиозном вопросе.

Переосмысление исторического опыта и уроков политики правящей партии и государства в отношении к религии, церкви и верующим содержится в исследованиях В.А.Алексеева, М.И.Одинцова2.

1. См.: Тепляков М.К. Проблемы атеистического воспитания в практике партийной работы. - Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1968; Воронцов Г.В. Ленинская программа атеистического воспитания в действии (I9I7-I937 гг.). - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1973; Набиев P.A. Деятельность КПСС по атеистическому воспитанию трудящихся в I9I7-I926 гг.: Автореф. лис. на соиск. уч. степени канд. ист. наук

(07.00.01). - Казань: Еаз. гос. ун-т, 1980. - 24 с.

2. См.: Алексеев В.А. От какого опыта мы сегодня отказываемся //Полит, самообразование. - 1989. - № 9; он же. Был ли патриарх Тихон "вождем церковной контрреволюций?.. //Диалог. - 1990. - № 10; Одинцов М.И. Путь длиною в семь десятилетий: от конфронтации к сотрудничеству /Государственно-церковные отношения в истории советского общества //На пути к свободе совести... - М.: Прогресс, 1989; он же. Еще одна

попытка /К истории союзного законодательства о культах/ История государственно-церковных отношений в СССР // Наука и религия. - 1990. - № 5.

Несмотря на то, что ряд диссертационных исследований посвящался изучению деятельности общественно-политических организаций Украины по атеистическому воспитанию трудящихся в различные периоды социалистического строительства, период 19201925 годов не поучил своего научного рассмотрения. Опыт и уроки- реализации общественными организациями политики в отношении религии и церкви в начале 20-х годов представляет с этой точки зрения несомненный интерес. Жесткие идеологические установки, требование давать исключительно классовые оценки событиям прошлого во многом деформировали подлинную картину исторического пути, пройденного страной. В связи с этим автор видит свою задачу не только в том, чтобы обобщить положительный опыт, но и акцентировать внимание на недостатках и упущениях, которые имели место в работе общественных и государственных организаций, в выяснении причин, их обусловивших.

Творческое переосмысление опыта антирелигиозной работы, накопленного на Украине в условиях первых лет мирного созидания, имеет важное значение для поиска качественно новых подходов во взаимоотношении политических партий и государства с .религиозными организациями, восстановления взаимного доверия и гражданского согласия в обществе.

Методологической и теоретической основой диссертационного исследования являются научные принципы и методы исторического познания. Важное теоретическое значение при разработке проблемы имели произведения К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина, заложивших фундамент для научного анализа социальных процессов. Особое методологическое значение при подготовке диссертации имели труды русских, советских и зарубежных ученых-историков, философов, политологов, посвященные вопросам взаимоотношений государства и церкви, отношениям политических партий к религии, церкви и верущим.

При решении поставленных задач были изучены документы партийных съездов, конференций, пленумов правящей партии и Советского правительства, которые позволяют глубже осмыслить политику общественных и государственных организаций по отно-

шениго к религш и церкви, проследить как достижения, так и серьезные деформации в развитии теории и практики атеизма в республике и стране.

Источниковую базу настоящей работы составили документальные материалы, а также сообщения прессы. Автором исследованы документы фондов центральных, республиканских, местных партийных и государственных архивов, в том числе материалы Центрального партийного архива Института теории и истории социализма, республиканского партийного архива Института политических исследований, Института религиоведения и атеизма Академии общественных наук, Центрального государственного архива Октябрьской революции УССР, государственных архивов Одесской, Николаевской, Херсонской областей.

Крут проблем, составивших основное содержание диссертации, изучен на материалах губернских, уездных, волостных партийных и других общественно-политических организаций юга Украины. Большинство документов вводится в научный оборот впервые.

Составной частью источниковой базы исследования явились публикации центральной и республиканской периодической печати первой половины 20-х годов, а также областных и городских газет рассматриваемого региона. Они дали богатый материал, охватывающий многие аспекты деятельности общественно-политических организаций по атеистическому воспитанию.

Цель данного исследования состоит в том, чтобы, опираясь на проведенный анализ исторических фактов, выявить объективные закономерности и субъективные факторы, повлиявшие на отход верующих от религии, исследовать причины, вызвавшие грубые нарушения и искажения гуманистических принципов свободы совести, извлечь актуальные уроки из практики прошлого.

Для достижения поставленной цели диссертант считает необходимым решить следующие задачи:

- выявить основные тенденции развития религиозной обстановки в 20-е гг., объективные причины и субъективные факторы, влияющие на уровень религиозности, и показать, как они учитывались при выработке политики правящей партии и общественных организаций;

- раскрыть основные направления и особенности становления антирелигиозной пропаганды в регионе, имевшиеся трудности, перегибы и отступления от научных требований;

- на основе конкретного фактического материала обобщить опыт использования общественно-политическими организациями различных форм, методов антирелигиозной и культурно-просветительной работы, критически переосмысливая те, которые привели к нарушениям основных положений Конституции СССР и УССР о свободе совести;

- сформулировать некоторые практические рекомендации по решению современных проблем в отношении религии и постановке атеистического воспитания.

Научная новизна диссертации состоит в том, что в ней проанализирован и критически осмыслен опыт и уроки деятельности партийных и советских органов Украины.и, в частности, ее южного региона по осуществлению политики в отношении религии, церкви и верующих в 1920-1925 годы. В работе впервые с учетом современных историографических концепций раскрываются процессы, обусловившие включение антирелигиозной пропаганды в идеологическую работу обществейно-политических-организаций юга Украины в первой половине 20-х годов.

На основе введенного в научный оборот фактического материала сделана попытка переоценки содержания политики правящей партии в религиозном вопросе в послеоктябрьский период, проведен анализ состояния данной работы, выявлены тенденции отхода от ее программных принципов. Обосновывается положение о том, что причиной ошибок в антирелигиозной работе была установка на подчинение всех сфер жизни общества политике правящей РКП(б), ее возвышения над всеми государственными и общественными структурами в стране, что привело в конечном счете к потере .чувства реальности, грубым нарушениям свободы совести.

■ Изучены особенности атеистической работы комсомола, других общественных организаций, показан опыт становления и развития атеистической работы среди национальных меньшинств, прогнивающих на территории региона.

- 10 -

Сформулированы некоторые современные подходы к организации пропаганды атеизма, сотрудничества верующих и неверующих в деле обновления социалистического общества.

Практическая значимость основных результатов исследования состоит в том, что разработанные на основе обобщения и систематизации исторического материала рекомендации и выводы могут послужить основой для выработки новых подходов в организации атеистического воспитания, в переосмыслении и творческом развитии демократических принципов политики в религиозном вопросе.

Данная диссертационная работа имеет определенное значение и для научно-познавательных целей. Основные положения и выводы, содержащиеся в диссертации, могут найти отражение в лекционно-просветительской работе и в процессе преподавания вузовского курса "История и теория религии и атеизма", факультативных курсов, использованы при исследовании опыта идеологической деятельности в 20-е годы.

Апробация работы. Диссертация обсуждена на заседании проблемной группы и кафедры Академии общественных наук. Материалы исследования освещены в публикациях автора, основные положения работы и выводы использованы диссертантом в докладах и выступлениях на республиканской, областных научно-практических конференциях, семинарах, совещаниях научных, советских работников^ перед религиозной общественностью Николаевской области.

Структура и основное содержание диссертации.

Диссертация состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованных источников и литературы.

Во введении обосновывается актуальность избранной темы, анализируется степень ее изученности, раскрываются некоторые аспекты теоретико-методологических основ и научных принципов политики в религиозном вопросе, сформулированы цели и задачи исследования, определены его хронологические рамки, проанализирована источниковая база, научная новизна и практическая значимость исследования.

В первом разделе - "Особенности религиозной обстановки и ее учет в политической деятельности общественных и государственных организаций юга Украины" - отмечается, что на Украи-

- II -

не наряду с общими закономерностями секуляризационного процесса имели место специфические особенности, обусловленные конкретно-историческими условиями развития региона. Автором подчеркивается, что для украинской экономики этого периода была характерна важная особенность -специфическое соединение капиталистической промышленности с кустарным производством и патриархально-крестьянским ремеслом . В республике насчитывалось более 0,5 миллиона кустарей, производивших до 30 процентов всей промышленной продукции.

Большая часть рабочего класса региона была сосредоточена в селах и рабочих поселках, что способствовало довольно длительному сохранению среди этой части трудящихся мелкобуржуазных традиций и привычек, в том числе и влияния религии. В работе также отмечается, что характерной чертой экономического строя на Уедаине и в регионе явились и весьма значительная классовая дифференциация украинской деревни, и наличие многочисленного и экономически сильного кулачества.

Экономической силе украинской буржуазии и мелких собственников соответствовала и политическая консолидация различных слоев и групп буржуазии. Все эти силы, подчеркивается в ; исследовании, были заинтересованы в сохранении и укреплении влияния религии на трудящиеся массы, в поисках новых, более утонченных форм ее воздействия на них.

Отсвда вытекала еще одна особенность политической жизни в республике - тесное переплетение национализма и клерикализма, попытки украинской буржуазии и кулачества эксплуатировать национальные и религиозные чувства трудящихся, в первую очередь крестьянства.

Автор отмечает, что на Украине в этот период господствую^ щее положение занимала православная церковь, но в отличии от других регионов страны здесь сложились два конкурирующих, друг с другом клерикальных центра: автокефалисты и единоцер-ковники. Диссертант на основе новых архивных источников и ма-

I. См.: Очерки развития народного хозяйства Украинской ССР.

- M., 1954. - С.185.

- 12 -

териалов делает вывод, что. особенности общественно-политического развития региона в дооктябрьский период, нерешенность национального вопроса сказывались на сфере государственно-церковных отношений, создавали почву национального движения внутри самой церкви. По существу это была составная часть украинского национального движения, в котором, как известно, принимали участие все слои населения, в том числе и духовенство, ставившее своей целью возврат церкви к народным традициям, возможность проводить религиозные обряды и читать церковную литературу на родном языке. В связи с этим анализируется позиция различных политических партий и движений в религиозном вопросе.

Естественные настроения рядовых верующих, отмечает исследователь, в первые послеоктябрьские годы попытались использовать отдельные реакционно настроенные деятели мелкобуржуазных у1фаинских партий, которые с помощью церкви надеялись обеспечить себе поддержку в борьбе за власть у городского и сельского населения, использовать религию для разжигания националистических настроений и борьбы против Советской власти. Наглядным примером этому служит союз националистически настроенного высшего духовенства и украинских буржуазных националистов и как результат их деятельности - попытки превращения украинской автокефальной церкви в антисоветскую организацию.

Вместе с тем нет оснований утверждать, делает вывод автор, что стремление и проведение национально-церковных реформ всегда и во всех случаях было связано с деятельностью контрреволюционных сил.

Исследование показало, что некоторую часть приверженцев автокефалии - священнослужителей побуждало вполне закономерное желание избавиться от великодержавного угнетения церковного руководства, обновить религиозную жизнь на национальной основе. Результатом предпринятых автокефалистами мер явилось создание в 1920 году в целом ряде городов (Екатеринославе, Николаеве, Полтаве, Одессе) украинских православных церквей . К сере,дине

I. См.: Церква I життя. - 1928. - ]? 2. - С.52.

-1320-х годов украинская автокефальная православная церковь насчитывала до 1,5 тыс. приходов, с общим количеством около 3 миллионов верующих".

Лояльной позиции сторонников УА1И1, признанию ею Советской власти на начальном этапе социалистических преобразований соответствовала адекватная политическая линия партийных и зоветских органов республики, выразившаяся в невмешательстве зо внутрицерковные дела азтокефалистов и неукоснительном вы-толнении декрета об отделении церкви от государства2.

ц первые годы после революции политика общественных и государственных организаций вырабатывалась с учетом религиозной зитуации. В эти годы прослеживается дифференциация между отношением правящей Коммунистической партии и руководимого ею государства к религии и церкви, с одной стороны, и верующим - с другой.

Однако анализ материалов свидетельствует о том, что та-еая взвешенная политика КП(б) Украины, общественных организаций, местных органов власти по отношению к УАПЦ к середине Ю-х годов сменилась грубым администрированием, огульными обви-юниями духовенства автокефальной церкви в националистическом гклоне. К тому же правящая партия упустила возможность по-юка консенсуса в религиозном вопросе с.другими политическими движениями, лояльно относящимися к Советской власти,в частно-:ти, со сменовеховцами.

В связи с кризисом 1921 года и последовавшим за ним олодом, после принятия декрета об изъятии церковных ценностей олитическая конфронтация правящей партии и государства с ;ерковью обострилась с новой силой.

Анализируя причины сохранения религиозности среди рабо- . их и крестьянских масс в этот период, автор отмечает, что аряду с экономическими факторами живучести религии существо-

. См.: ЦГАОР УССР. Ф.3984, оп. 3, д.169, л.4. .См.: Очерки истории Коммунистической партии Украины, -К., 1977. - С.243.

вали социальные условия, порождавшие предрассудки и суеверия. Социальные условия складывались при наличии капиталистических производственных отношений, а следовательно, значительном влш нии мелкобуржуазных элементов на трудовые слои крестьянства.

В разделе обращается внимание и на то, что помимо объективных условий, которые питали и поддерживали религиозность населения, существовали в этот период и субъективные факторы, сдерживающие отход от церкви.

В связи с введением новой экономической политики религио; ная активность части реакционного духовенства и мелкобуржуазных элементов в регионе, преимущественно из сельской среды, резко возросла. Рост уровня религиозности явился также следствием активизации церковников, всех религиозных организаций, усиления проповеднической деятельности духовенства, особенно православной церкви.

' В наиболее напряженный период политической борьбы с контрреволюционным духовенством советские органы считали необходимым расширить формы своего влияния среди верующих масс. И вполне закономерным явился тот факт, что болыпинсяво служителей культа, отказавшись от открытой политической борьбы, переходит на позиции признания Советской власти.

Политическая деятельность общественных организаций, советских органов региона была направлена на разъяснение сущности новых тенденций в среде духовенства (обновленчества). Стремясь направить антирелигиозное движение в русло сознательной критики религии как идеологии, партийные организации поддерживали и распространяли массовые и групповые формы устной пропаганды, которые способствовали научно-теоретической критике религии. Так, на 8-й партийной крнференции КП(б) Украины отмечалось, "что в Донецкой, Киевской, Одесской губерниях в среднем работает от 70 до 80 атеистических кружков". "Это большое достижение, - отмечалось далее. - Кружки эти необходимо всесторонне утеплять и именно с этих кружков безбожников необходимо постепенна расширять антирелигиозную пропа-

■анду"1.

Однако в целом курс на создание атеистических кружков и >бщества Союза безбожников встретил значительное сопротивле-ine со стороны руководства атеистическим движением на Украине. С тому же Всеукраинское совещание при агитпропе ЦК КП(б) гкраины в мае 1925 года признали нецелесообразным создание в 1еспублике каких бы то ни было обцеств по борьбе с религией^.

В заключении раздела автор на основе анализа религиозной Остановки в республике и регионе, изучения объективных при-1ин и субъективных факторов, социальных условии ее сохранения, щнашки происходящих процессов, а также проводимой общественными организациями религиояной политики делает следующие вы-юды:

во-первых, в силу особенностей классового состава украии-:кой деревни, особенно в южном ее регионе,и произошедшего >аскола православной церкви в эти годы происходит процесс акти-шзации обновленческого движения и определений "перелив" веру-эщих православной веры в различные сектантские организации. По »тому поводу известный исследователь сектантства Ф.М.Путинцев i 1926 году писал: "...религиозность громадного, неорганизо-¡анного большинства крестьянства не только не уменьшилась, но год влиянием ужасов войны, разрухи и голода даже частично уве-шчилась. Религиозность населения частично увеличилась, а авто-штет церкви в то же самое время пал. При частично растущих юлигиозных настроениях и одновременном падении авторитета 1еркви часть населения шла именно в сектантство, а не в безбо-сие"3.

Во-вторых, критика религиозных воззрений, которые преоб-:адали в этот период у большей части рабочих и крестьян, требовала осторожности, гибкости и терпимости, поиска путей ютрудничества с другими политическими силами, стоящими на по-

Партархив Института политических исследований (г.Киев).

Ф.1, оп.Т, Д.1Т8, л.190. !. См.: Пути антирелигиозной пропаганды. Вып. 2. - Харьков,

T925« С.ИЗ.

5. Путинцев Ф.М. Современное сектантство //Антирелигиозник.

- 1926. - № 6. - С. 8-18.

- 16 -

зиции признания Советской власти. Однако массовое закрытие церквей, храмов, необоснованные обвинения верующих в контрреволюционности, оскорбление чувств верующих и грубые административные меры воздействия, допущенные советскими и партийными органами по отношению к церкви, вызывали новую волну религиозной активности как среди .духовенства, так и среди рядовых верующих.

Подобная тактика была неоправданной в условиях упрочения советского строя, .перехода духовенства на позиции лояльного отношения к Советской власти, изменения социального облика верующих.

Во втором разделе - "Содержание, формы и методы антирелигиозной работы общественно-политических организаций" - аналгз. руется , . опыт, накопленный в регионе, по созданию

и развитию основных форм п методов атеистической пропаганды в массах.

Атеистическое воспитанна, как главная задача политики правящей партии в отношении религии и верующих предусматривав' постепенное преодоление религиозных взглядов и формирование научно-материалистического мировоззрения.

При этом партийные и советские органы региона решение проблем антирелигиозного движения тесно увязывали с задачами восстановления народного хозяйства и культуры, ликвидации неграмотности, вовлечения широких масс трудящихся в активную общественную деятельность„

В диссертации на конкретном фактическом материале подробно рассматривается работа партийных и советских органов кгг Украины по ликвидации неграмотности и культурной отсталости, I организации широкой культурно-просветительной и антирелигиозной пропаганды среди работах л крестьянских масс. Всесторонне раскрывается инициатива обззствепных организаций, местных органов Советской власти по оказанию практической помощи школой создании материальной базы культурно-просветительных учреждений. Показано участие код-шезамов в решении задач социальных преобразований на селе, в преодолении культурной отста-, лости среди 1фестьянских масс, создании условий для проведе-

- 17 -

шя просветительной работы, что в целом положительно влияло ¿а формирование научно-катериалистического мировоззрения тру-сеников деревни. В частности, отмечается, что только в Херсон-жом уезде по инициативе колнезамов к началу 1921 года было от-фыто 116 изб-читален-1-, в но-горух обучалось грамог;ь взрос-юе население села. За три года (1923-1925) в Одесской губер-[ии было открыто около 100 новнх толс. Активную работу в этом управлении проводили сионистские и некоторые другие движения ациональных меньшинств региона.

Автор делает вывод, что несмотря на трудности, связанные отсутствием подготовленных кадров, сложности, вызванные сла-ой материальной базой, необходимой для проведения культурно-росветительной работы в регионе, ликвидация неграмотности культурной отсталости выходила далеко за рамки ликвидации обственно азбучной неграмотности, тлела гораздо более 'широкое ировоззренческое содержание.

Значительное место в разделе уделено анализу основных орм и методов атеистической работы с массами. Рассматривая авдую из форм антирелигиозной работы в отдельности, автор рас-рывает ее место и значение в формировании научно-материали-гического мировоззрения трудящихся.

Если в годы гражданской войны преимущественно применялись гитационные формы работы: митинги, собрания, беседы, диспуты, ~> в условиях восстановительного периода в практику стали вхо-1ть более углубленные и систематические формы пропаганды, 1едрение новых обрядов. Широкое распространение получили ан-ирелигиозные кампании со специальной программой пропаганды 1учных знаний, организацией выставок. Особое место заняли !тирелигиозные вечера, встречи-диспуты, вечера-спектакли I антирелигиозную тему. Отличались ярко выраженной атеистиче-;ой направленностью такие мероприятия, как "комсомольское вдество", "комсомольская пасха". В исследовании дается

См.: ЦПА ИТИС. Ф.17, оп.12, д.680, л.69.

См.: Очерки истории Одесской партийной организации. -Одесса: Маяк, 1981. - С.221.

оценка различным формам работы, показана эволюция и совершенствование одних и забвение других, как несоответствующих условиям своего времени.

Большое внимание уделено такому важному направлению массово-политической работы, как становление материалистического мировоззрения рабочих масс. В качестве основной формы полит-просветработы, антирелигиозного воспитания в городе выделяются рабочие клубы. В числе массовых форм пропаганды атеистических знаний в рабочих клубах активно использовались антирелигиозные кружки, вечера вопросов и ответов, организация "красных свадеб и октябрин". Массовая антирелигиозная работа этих клубов анализируется в динамике их становления, в сочетании с другими формами пропаганды атеизма.

Автор подчеркивает, что основными очагами культурно-массовой, антирелигиозной работы в эти годы среди крестьян были сельские будинки, хаты-читальни, народные дома, которые размещались в бывших помещичьих дворцах, домах священников или богатых крестьянских избах.

Атеистическая работа в деревне, являясь составной частью общественно-политической деятельности, осуществлялась в нераз рывной связи с политическими и культурно-массовыми мероприя-. тиями сельских учреждений культуры.

В разделе раскрываются особенности этой работы, ее противоречивые стороны, анализируются волюнтаристские проявления со стороны отдельных партийных комитетов региона, приведшие к искажениям религиозной политики. Подчеркивается также, что практика проведения атеистической работы на Украине исключите но через систему пропаганды естественнонаучных знаний была осуждена Агитпропотделом ЦК РКП(б).

Значительную роль в атеистическом воспитании молодежи и других категорий населения сыграл комсомол. Партийные организации региона стремились придать стихийному антирелигиозному подъему комсомольцев организованный характер, помогали им в овладении основами знаний по проблемам атеизма и религии, направляли их деятельность на использование таких форм и мето дов пропаганды, которые не допускали оскорблений верующих. В

иссертации рассматриваются формы атеистической работы, прово-jîmoë комсомольокими организациями среди рабочей и сельской мо-одежи. Антирелигиозные вечера, встречи-диспуты, лекции, уголки безбожников" в рабочих и сельских клубах и народных .омах, стенные газеты - во всех этих формах антирелигиозной и ультурно-просветительной работы активная роль принадлежала юлодежи. Однако, отмечает автор, в ходе проведения праздни-:ов - комсомольских "рождества" и "пасхи" - и других антире-игиозных мероприятий организаторами допускались грубые выпа-у против духовенства, оскорбления рядовых верующих. На прак-ике это выражалось в обрастании церковных колоколов, глум-:ении над верующими во время церковных служб, насильственном :зъятии и сжигании икон. Подобные факты находили осуждение о стороны партийных органов, однако полностью преодолеть их :е удалось.

В разделе важное внимание уделяется анализу особенностей аботы с национальными меньшинствами региона. Вся она была аправлена на решение главной задачи - выдвижение и подготов-у собственных пропагандистских кадров, создание условий для ормального функционирования национальных школ и учреждений ультуры, издание литературы на языках меньшинств. Уже в 923 году только в Одесской губернии было открыто 78 немецких, 2 молдавских, 10 болгарских, 4 еврейских школ социалистическо-о воспитания . Проявленный интерес советских органов и обще-твенности к проблемам культурного развития национальных еньшинств дал положительные результаты, а передовая часть абочих и интеллигенции среди некоренного населения была на-;ежной опорой правящей партии в осуществлении в регионе анти-елигиозной пропаганды.

Значительное место в исследовании отведено вопросам одготовки атеистических пропагандистских кадров. Диссертан-ом подчеркивается, что в результате создания широкой сети нтирелигиозных кружков, краткосрочных курсов и семинаров ри учебных заведениях, губернских и уездных комитетах партии

. См.: Госархив Одесской области. Ф.З, оп.1, д.801, л.36.

в регионе была налажена подготовка атеистических кадров. Особое значение в этой работе уделялось привлечению учительства к участию в пропаганде среди рабочих и крестьянских масс атеистических знаний.

В заключении раздела автор отмечает, что перемены в экономике страны, культуре и быте советского народа создали благоприятные условия для преодоления религиозных настроений в сознании трудящихся масс.

Характерным было то, что большая часть отошедищх от религии и церкви в этот период были не селяне, а горожане. Диссертант делает вполне закономерный вывод, что в начале 20-х годов для секуляризации сельского населения не было достаточно реальных социально-культурных предпосылок. Более 300 тысяч жителей сельской местности Одесской губернии в этот период были неграмотными*. Крестьянство на религию тратило в 15-20 раз больше средств, чем на культуру и науку2.

Безусловно, культурная отсталость масс усугубляла трудности социалистического строительства. Она являлась одним из главных препятствий секуляризации.

В третьем разделе - "реализация основных положений декрет о свободе совести.Шит,противоречия,уроки" -рассматриваются в< просы осуществления декрета об отделении церкви от государства, анализируются условия и причины отхода правящей партии от провозглашенных ею принципов и программных установок в отношении религии, церкви и верующих.

Требование свободы совеста является основополагающим в определении политики любой демократической партии. В исследовании раскрывается механизм практической реализации общественными и государственный! организациями региона декрета о свободе совести как одного из закономерных процессов революционных преобразований.

В разделе отмечается, что развернувшаяся в начале 20-х годов работа по борьбе о неграмотностью, за культурное воз-

1. См.: Госархив Одесской области. Ф.З, оп.1, д.1180, л.115.

2. См.: Против религии. - М.-Л., 1929. - С.21-22.

- 21 -

эждение народа, революционный пафос обновления всей жизни эздали благоприятную почву для безнасильственного отхода от влитии широких трудящихся масс. Политика Советского государ-гва вызвала одобрение верующих и неверующих, как христиан, ак и не христиан. Декрет о свободе совести, принятый в ян-аре 1918 года, аккумулировал в себе важнейшие общегуманисти-еские положения, выдвинутые теоретиками марксизма. Вокруг того декрета сейчас идет много дискуссий, его принципиальные оложения легли в основу выработки нового Закона о свободе эвести и религиозных организациях. Изученный материал позво-яет сделать вывод, что ленинская концепция в религиозном во-росе на тот период основывалась на гуманистических традициях вободы совести и отвечала потребностям общественного развития, полне закономерным было и то, что основные ее положения нашли тражение в программах других демократических партий того ремени.

Проанализировав значительное количество материалов обще-твенных организаций различных уровней, советских органов, втор отмечает, что имевшие место положительные результаты тделения церкви от государства диалектически объясняются дву-юронним процессом взаимодействия: с одной стороны, агитаци-нно-разъяснителыюй работой общественно-политических органи-аций, с другой - совпадением коренных интересов рабочих и рестьян, стремящихся освободиться от экономического и духовно-о гнета.

В этой связи особое значение приобрела деятельность по золяции контрреволюционных кругов церковников от верующих тру-ящихся и от лояльно настроенного духовенства.

Но уже в первые годы Советской власти, подчеркивается в иссертации, РКП(б) и правительство отступили от целого ряда ровозглашенных программных принципов, в частности от свободы ечати*.

Вводимые по тем или иным соображениям ограничения рас-ространились на все религиозные организации и практически не

. См.: Ленин В.И. Письмо Г.Мясникову //Полн.собр.соч. - Т.44.

С * 79 •

- 22 -

имели никаких временных рамок. Поэтому объяснимые с точки зрения политической целесообразности и рассчитанные прежде всего на кошфетную ситуацию, но необоснованно пролонгированные юридические акты в отношении религиозных организаций явились в дальнейшем правовой основой.для последовавшего их разгрома.

Критический подход к анализу источников позволил выявить негативные тенденции, перегибы и ошибки, допускавшиеся "воинствующими* атеистами , партийными организациями и советскими органами в реализации основных положений свободы совести. Б разделе делается вывод, что в утверждении и .реализации более взвешенной линии государственных и общественных организаций республики, направленной на выявление, исправление и профилактику таких нарушений, несомненно, смогли бы сыграть и представители других политических движений и партий, лояльно настроенных к Советской власти.

Автор отмечает, что руководящие органы власти неоднократ но давали указания на места о недопустимости поспешных действий при проведении политики в религиозном вопросе, требовали от партийных, советских работников учитывать всю конкретную обстановку, обращали внимание на обязательность проведения серьезной разъяснительной работы.

В результате анализа этих процессов диссертант делает вывод, что органы местной власти в этот период предпринимают шаги, направленные на нормализацию отношений с церковью, пытаются строить свою политику по отношению к ней реалистически, с учетом изменившейся ситуации, проявляя при этом терпимость и уважительное'отношение к нуждам верующих. Но такие элементы продуманной научной политики в религиозном вопросе не всегда находили реальное воплощение в жизнь на местах.

Обращая внимание на эту особенность в разделе, соискател: подчеркивает, что переломным этапом, вызвавшим ухудшение взаимоотношений правящей партии с религиозными организациями, послужили мероприятия Советского правительства по изъятию церковных ценностей.

На конкретном архивном материале раскрыта нарастающая енденция открытого вмешательства партийных организаций, со-етских органов во внутрицерковше дела религиозных органи-аций, их административного подавления, В этот период в анти-елигиозной политике стала преобладать позиция Н.И.Бухарина, .Д.Троцкого, рассматривавших религию как враждебную идеологию ориентировавших партийные организации на ее искоренение, есмотря на то, что менялись политические и социальные ориен-ации духовенства, репрессивные меры в отношении религиозных рганизаций усиливались и распространялись на простых верующих.

В то. же время в решениях партии в этот период и в сред-твах массовой информации критиковался "анархический", вуль-арный подход в борьбе с религией. Но эта позиция . не полу-ила развития^ все сферы духовной жизни все больше и больше одчинялись административному диктату.

Анализируя ход реализации декрета, автор приходит к та-эму выводу, что трудно установить грань, определяющую факт авершения отделения церкви от государства, равно как и школы г церкви. Однако, учитывая особенности региона, можно выказать предположение, что к концу 1923 года в основном далось реализовать мероприятия "ликвидационной" части госу-арственной политики в религиозном вопросе.

В результате были созданы предпосылки для полного рас-рытия по мере развития социализма демократического потенциала ринципов свободы совести,, заложенных в декрете, когда важную эль должны бы играть социально-экономическая, культурная поли-1ка социалистического государства, умелая и заинтересованная «питательная работа с верующими.

Однако уже в эти.годы, отмечается в разделе, положение )авящей партии со всеми прерогативами и институтами власти шало большевикам значительное преимущество в отношении с )угими общественно-политическими движениями, ; религиозными 1гашзациями, стоящими на почве признания Советской власти, сократический потенциал которых должным образом не был во--ребован.

- 24 -

Диссертантом подчеркивается, что именно эта тенденция оказала свое решающее влияние на формирование негативной позе ции руководства КП(б)У по отношению к духовенству, рядовым ве рующим УАПЦ и другим религиозным течениям региона и республик Обвинения в националистическом уклоне, укоренившаяся практика администрирования, вмешательство во внутрицерковные дела, оскорбления верующих, проявившиеся в работе советских и партийных органов, насильственное вытеснение из жизни тех религиозных идей и образов (икон, религиозных праздников, храмов, колоколов), которые прочно вошли в быт и традиции лвдей, нанесли ощутимый удар делу атеистического воспитания.

В заключении диссертации подводятся итоги исследования, суммируются выводы., выделяются узловые проблемы, даются некоторые рекомендации, извлеченные из опыта, по выработке политики в религиозном вопросе в современных условиях.

X х X

Основные положения диссертации нашли отражение в следующих публикациях:

1. Атеистическое воспитание: этапы становления и особенности развития в современных условиях (На материалах Николае! ской области) //Николаев: Общество "Знание", .1984. - 30 с.

2. Совершенствование атеистической подготовки студентов в вузах культуры //Республиканская научно-теоретическая конференция. Тезисы докладов. - Николаев, 1988. - С.130.

3. Некоторые аспекты политики КПСС по отношению к религиозным организациям //Проблемы организационно-политического утепления КПСС в условиях обновления: Сб. материалов научно-практической конференции. - М.: АОН ЦК КПСС, 1991. - 0,3 п.л,

Зак. 555 Tiro. 100 ^

ШБ АОН ЦК КПСС г.Москва,. II760S, пр.Вернадского,84