автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.13
диссертация на тему:
Политико-правовое учение как социокультурный феномен

  • Год: 2000
  • Автор научной работы: Голоскоков, Леонид Викторович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Ставрополь
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.13
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Политико-правовое учение как социокультурный феномен'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Голоскоков, Леонид Викторович

§1. Политико-правовое учение как объект рефлексии философии: к истории проблемы

§2. Феномен политико-правового учения в современной социокультурной ситуации

§3, Социокультурная методология анализа духовных феноменов: основные подходы

Глава II, Политико-правовые учения как предмет социокультурного исследования

§1. Социокультурная динамика политико-правовых представлений в Древнем мире

§2. Социокультурные предпосылки развития политико-правовых учений средневековья и Нового времени

§3. Проблема оснований политико-правового дискурса в контексте рациональности неклассического типа ЗАКЛЮЧЕНИЕ БИБЛИОГРАФИЯ

 

Введение диссертации2000 год, автореферат по философии, Голоскоков, Леонид Викторович

Актуальность темы исследования. Последнее десятилетие российской истории связано с попытками власти реформировать российское общество в направлении общечеловеческих культурных ценностей, сложившегося мирового экономического порядка, обеспечить динамичное поступательное развитие российской общества. Исторический опыт развитых стран свидетельствует о том, что наиболее продуктивным в этом отношении является путь развития, базирующийся на демократии как принципе государственного устройства и политического действия, и Конституция Российской Федерации законодательно закрепляет именно этот принцип в качестве основополагающего (ст. 1.1).

К числу атрибутов современных обществ относится правовой характер современного демократического государства. Создание правового демократического государства невозможно без роста правовой культуры общества, возникновения традиций цивилизованного правотворчества и правоприменения, формирования принципов правового поведения личности, соответствующих современному уровню общественного развития.

Политико-правовая сфера современного российского общества -одна из наиболее сложных для реформирования, ведь именно в ней происходит артикуляция интересов различных слоев российского общества и их законодательное закрепление.

Процесс реформирования политико-правовой реальности предполагает знание основных закономерностей ее функционирования и развития, а само знание здесь выступает как мощный трансформационный фактор. В истории много примеров тому, как теоретический концепт реализовывался в политико-правовой практике, создавая направление политического развития: 4 это и либерализм, имеющий свои корни в политических работах Дж. Локка, и принцип разделения властей, выдвинутый Ш. Монтескье, и идея социалистической революции и диктатуры пролетариата К. Маркса - Ф. Энгельса - В.И. Ленина, и идея правового государства и т.д.

К числу исторически сложившихся форм знания о политико-правовой реальности относятся политико-правовые учения, представляющие собой многообразие различных форм теоретического, методологического выражения тех концептуальных подходов и способов осмысления политико-правовой реальности, которые исторически сложились в рамках исследования политики и права с позиций философии, юриспруденции, социологии, политологии и т.д., вписанных в социокультурный контекст. Как справедливо заметил по этому поводу известный английский исследователь политико-правовых учений Р. Дж. Коллингвуд, «политическая история - история политической мысли, не «политической теории», а именно мысли, владевшей умами людей, занятых политической деятельностью - разработкой определенной политики, планированием путей ее осуществления, попытками провести ее в жизнь, преодолением враждебного отношения к ней других и т.д.»1.

Философское рассмотрение феномена политико-правового учения, социокультурных детерминант возникновения, функционирования и развития политико-правовых учений, механизмов их социокультурной динамики может представлять большой интерес, как в методологическом, так и в практическом отношении.

1 Коллингвуд Р. Дж. Идея истории. Автобиография. - М.: Наука, 1980. - С.385, 5

Проводимые исследования обычно выделяют в качестве типов политико-правовых учений философию политики и права и теории права и политики. Научная дискуссия в таком случае идет по вопросам соотношения этих составляющих, их специфики.

В концептуальном отношении в рассмотрении феномена политико-правового учения обычно реализуется исторический подход. Рассмотрение же политико-правового учения как целостного социокультурного феномена, как элемента культурного процесса практически отсутствует. В недостаточной степени рассмотрены вопросы о политико-правовом учении как феномене правовой культуры, взаимосвязи политико-правовых учений с другими элементами политической культуры, политико-правовой рефлексии как важнейшей составляющей культурного процесса.

Философско-антропологический, культурно-антропологический, социально-антропологический подходы в большинстве случаев не востребуются для анализа данного духовного феномена, в связи с чем теряется многомерность представления о нем, и само имеющееся знание предстает как неполное и неточное.

Конструктивный подход к анализу политико-правого учения как социокультурного феномена предполагает, прежде всего, выход на новые уровни социального знания, поскольку в настоящее время наличный методологический инструментарий анализа духовных явлений своей роли не выполняет, и существует явное несоответствие целей и результатов социальной деятельности как в масштабах общественной системы в целом, так и его отдельных элементов.

Исследование социокультурной обусловленности политико-правовых учений позволяет углубить рефлексию в социальном познании, означает усиление способности человека к трансцендированию, преодолению рамок собственной исторической 6 социокультурной ограниченности в трактовке и понимании происходящих процессов.

Исследование проблемы политико-правового учения как социокультурного феномена способствует экспликации механизмов взаимодействия политико-правовой теории и общественной жизни, обоснованию путей общественно-политического развития.

Степень иселедованности проблемы. Общеметодологические составляющие исследования получили разработку в работах С.И. Великовского, А.Я. Гуревича, П.С. Гуревича, В.Е. Давидовича,

Ю.А. Жданова, Б.С. Ерасова, Ю.М. Лотмана, Б. Малиновского, А. Моля, A.C. Мыльникова, В.Н. Романова2.

Исследуемая проблема нашла свое отражение в работах

A.C. Ахиезера (социокультурная методология), Р. Дж. Коллингвуда (историзм), Л. Уайта, Д. Бидни, Ю. Стюарда, Э.А, Орловой, Ю.М. Емельянова Н.Г. Скворцова, C.B. Лурье (культурная и социальная антропология), Т. Куна, М. Малкея, С. Тулмина, П. Фейерабенда, М. Полани, С.Э. Крапивенского, Е.А. Мамчур,

B.П. Полосина (социокультурная детерминация) С.А. Глушнева М.А. Мамоновой, Н.М. Смирновой (исторические типы рациональности), И.П. Малиновой, О. Хеффе, Л.С. Явича3 (философская рефлексия на сферу права).

2 Великовский С.И. Культура как полагание смысла Н Одиссей. - М., Наука, 1989; Гуревич А Я. Категории средневековой культуры. - М.: Искусство, 1972; Гуревич П.С. Философия культуры. - М., Давидович В.Е., Жданов Ю.А. Сущность культуры. - Ростов-на-Дону: Изд-во Рост, ун-та, 1979; 1995; Ерасов B.C. Социальная культурология. - М., 1996; Лотман Ю.М. Феномен культуры // Ученые записки Тартуского ГУ. - Вып. 463; Малиновский Б. Функциональный анализ // Антология исследований культуры Т. 1 - СПб.: Университетская книга, 1997; Моль А. Социодинамика культуры. - М.: Прогресс, 1973; Мыльников A.C. Основы исторической типологии культуры. - Л., 1979; Романов В.Н. Историческое развитие культуры: Проблемы типологии. -М.: Наука, 1991.

3 Ахиезер A.C. Россия: критика исторического опыта. (Социокультурная динамика России) Т. 1. Новосибирск: «Сибирский хронограф» - 1997; Коллингвуд Р. Дж. Идея истории. Автобиография. - М.: Наука, 1980; Д. Бидни. Культурная динамика и поиски истоков //Антология исследований культуры. - СПб.: Университетская книга, 1997; Лесли А. Уайт История, эволюционизм и функционализм как три типа истории культуры //Антология исследований культуры. - СПб.: Университетская книга, 1997; Steward, Julian H. Theory of cultural change. Urbana III.: University of Illinois Press; Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М., 1994; Емельянов Ю.М., Скворцов Н.Г. Культурантропология как-традиционная наука и ее нетрадиционные возможности.// Вестник ЛГУ, сер. 6, 1991, вып.З; Лурье С В. 7

К числу наиболее известных исторических исследований политических и правовых учений следует отнести работы Б.Н. Чичерина, В.П. Волгина, а также В.Г. Графского, Н.М. Золотухиной, О.Э. Лейста, Л.С. Мамута, О.В. Мартышина, B.C. Нерсесянца, Л.Р. Сюкияйнен4.

Следует отметить, что, исследования, ставящие перед собой цель исследовать политико-правовые учения как целостный социокультурный феномен, механизмы его социокультурной обусловленности и социокультурной динамики отсутствуют, в связи с чем представляемая работы во многом носит новационный характер, восполняет сложившийся пробел в исследованиях.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования выступают политико-правовые учения как важнейшие элементы социокультурного процесса. Предметом исследования являются механизмы социокультурной обусловленности и социокультурной динамики политико-правовых учений.

Культурная антропология в России и на Западе: концептуальные различия. // Общественные науки и современность. 1997,- №2; Кун Т. Структура научных революций. - М.: Прогресс, 1975; Малкей М. Наука и социология знания. - М., 1983 Тулмин С. концептуальные революции в науке./ Структура и развитие науки (из Бостонских исследований по философии науки). - М.: Прогресс, 1978. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. - М.: Прогресс, 1986; Polani М. Personal Knolidge, Towards a Post-Kritical Philosophy. Chicago, 1958; Крапивенский С Э Социокультурная детерминанта исторического процесса // Общественные науки и современность. - 1997. - №4; Мамчур Е.А. Проблемы социо-культурной детерминации научного знания. К дискуссиям в современной постпозитивистской философии науки. - М.: Наука, 1987; Полосин B.C. Миф. Религия. Государство. - М.: Ладомир, 1999; Глушев С.А. Проблема рациональности политических идеологий: философский анализ. Автореф. дисс. канд. филос. наук / СГУ. - Ставрополь., 1999; Мамонова М.А. Тип рациональности мышления: проблема социокультурной обусловленности: Автореф. дисс. канд. филос. наук / МГУ им. М.В. Ломоносова. - M., 1988. Смирнова Н.М. Исторические типы рациональности в социальном познании / Исторические типы рациональности М.: ИФРАН, 1995; Малинова И.П. Философия правотворчества. Екатеринбург, 1996; Хеффе О. Политика. Право. Справедливость. Основоположения критической философии права и государства. М.: Гнозис, 1994; Явич Л.С. Сущность права: Социально-философское понимание генезиса, развития и функционирования юридической формы общественных отношений. - Л., 1985.

4 Чичерин Б.Н. История политических учений 4.I-V. - М.: 1869-1902; Политические мыслители древнего и нового мира. В двух выпусках. М. 1897; Волгин В П. История социалистических идей. 4.1. М. - Л., 1928; Развитие общественной мысли во Франции в ХУШ веке. - М.: Наука, 1958; История политических и правовых учений. Домарксистский период. Под ред. О.Э. Лейста - М.: «Юридическая литература», 1991; История политических и правовых учений. Древний мир. - М., 1985; История политических и правовых учений. Средние века и Возрождение. М., 1986.; История политических и правовых учений. XVII-XVHI вв. - М., 1989; История политаческих и правовых учений. XIX в. - М., 1993; История политических и правовых учений XX в. - М., 1995; История политических учений - М.: Юристъ Вып. 1-3. 1997-2000. История 8

Цель и задачи исследования: рассмотреть проблему социокультурной обусловленности политико-правовых учений с методологических позиций философской антропологии и философии культуры. В этой связи в диссертации поставлены следующие конкретные задачи:

- осветить рассмотрение политических и правовых учений в истории философской мысли, выявить основные закономерности философской рефлексии на данные духовные концепты;

- определить методологию исследования, позволяющую получить результаты, отвечающие требованиям новизны в контексте последних достижений философской антропологии и философии культуры;

- провести анализ понятийного инструментария, используемого при изучении политико-правового учения как социокультурного феномена;

- провести концептуальный анализ феномена политико-правового учения, выявить его место в культуре и связь с социокультурным контекстом;

- выявить сущностные характеристики политико-правовых учений, их исторические формы, место и роль политико-правовых учений в рамках различных социокультурных типов;

- определить специфику влияния социокультурного типа на структуру, цели и задачи политико-правовых учений;

- на основе полученных в процессе исследования результатов определить особенности функционирования современных политико-правовых учений.

Методология исследования. Методологическим основанием исследования является социокультурный подход к анализу политических процессов и явлений. На конкретных этапах политических и правовых учений. Учебник для вузов. - М.: Издательская группа ИНФРА-М-НОРМА, 1997. Нерсесянц B.C. Политические учения Древней Греции - М.: Наука, 1979. 9 исследования применяются субъектно-деятельноетный подход к проблеме социокультурной обусловленности политико-правовых учений, системный, структурно-функциональный и сравнительный анализ политико-правовых учений, в отдельных случаях феноменологический и дескриптивный подходы.

Методологическое значение для диссертационного исследования имели положения и выводы, содержащиеся в трудах отечественных и зарубежных философов, историков, политологов, социологов.

Научная новизна работы определена тем, что политико-правовые учения как явления социокультурного ряда в философском плане почти не исследованы. Диссертационная работа до некоторой степени восполняет этот пробел. Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

- рассмотрена проблема научной и дисциплинарной принадлежности политико-правовых учений, выявлены основные типы связей составляющих политико-правовых учений;

- произведен анализ концептуальных подходов к пониманию сущности и специфики политико-правовых учений, показано, что основными формами политико-правовых учений являются философия политики и права и правовая теория;

- политико-правовые учения рассмотрены как целостный социокультурный феномен, что позволило рассмотреть механизмы их социокультурной обусловленности и социокультурной динамики;

- критически проанализированы основные подходы к пониманию проблемы социокультурной обусловленности и детерминации духовных феноменов, определено, что наиболее перспективными в современной философии является подход, связанный с выявлением исторических типов рациональности, понимания социальной динамики как процесса медиации и инверсии;

10

- выявлены механизмы социокультурной динамики ранних политико-правовых концептов, социокультурной обусловленности возникновения идеи естественного права, в связи с чем показано, что идея естественного права возникает на фоне развития философской рефлексии и переноса ее результатов в сферу политики и права;

- показаны механизмы трансформации понятия естественного права в связи с социокультурными особенностями католицизма;

- политико-правовые учения Нового времени представлены как результат социокультурной медиации, других социокультурных механизмов;

- эксплицированы особенности воздействия классического типа рациональности на формирование политико-правовых учений Нового времени, заключающиеся в реализации монометодологическото принципа при построении политико-правового учения, субъект-объектной ориентированности методологии;

- уточнены направления построения современного политико-правового дискурса, показано, что неклассический тип рациональности, социокультурная относительность любых систем теоретического рассмотрения, субъект-субъектная ориентированность методологии является социокультурной основой построения современных политико-правовых учений.

Положения, выносимые на защиту:

1. Политические и правовые учения представляют собой многообразие различных форм теоретического, методологического выражения тех концептуальных подходов и способов осмысления политико-правовой реальности, которые исторически сложились в рамках исследования политики и права с позиций философии, юриспруденции, социологии и т.д., вписанных в социокультурный контекст.

2. Рассмотрение политико-правовых учений как целостного социокультурного феномена позволяет обнаружить механизмы его и социокультурной обусловленности и социокультурной динамики в рамках сложившихся принципов социокультурной методологии.

3. К числу основных составляющих социокультурного подхода к анализу политико-правовых учений можно отнести выделение исторических типов рациональности, специфики каждого из этих типов, механизмов преломления их базисных положений в конкретных духовных образованиях. Рассмотрение социодинамики культуры как процесса медиации и инверсии является методологически продуктивным при исследовании феномена политико-правового учения.

4. Процесс социокультурной динамики от мифологических представлений о сущности политики и права к рациональным в раннегреческом обществе осуществлялся путем разрешения социокультурной напряженности способом инверсии. Социокультурные особенности католицизма, разделившего духовную и светскую власть, явились определяющими как для функционирования политико-правовых идей в рамках средневековой культуры, так и сложившихся позднее в результате его критики.

5. Классический тип рациональности Нового времени предполагает построение политико-правовых учений из последовательно разворачивающегося монометодологического принципа, а неклассическая рациональность в познании политико-правовых феноменов предполагает признание социокультурной относительности любых систем отсчета, осознание того, что сознание аналитика не является беспредпосылочным и неклассический тип исследования возможен только на основе включение теоретика в процессы информационного обмена и коммуникации в качестве непривилегированного наблюдателя.

Практическое значение диссертации состоит в доказательстве тезиса о социокультурной обусловленности политико-правовых учений, показе механизмов их социокультурной динамики,

12 принципиальной возможности построения рационального политико-правового дискурса и формировании на его основе методологической базы для исследования политико-правовой реальности. Практическое значение диссертации состоит также в возможности использования ее материала по следующим направлениям:

- в научно-теоретических исследованиях, посвященных проблемам политико-правовых учений, как в методологическом, так и в содержательном плане;

- в исследовании процессов социокультурной обусловленности и социокультурной детерминации духовных феноменов;

- в исследовании процессов социокультурной динамики духовных феноменов;

- в преподавании философских, социально-политических и культурологических дисциплин в высших учебных заведениях;

- в преподавании курса «История политических и правовых учений».

Апробация работы. Основные положения работы были изложены автором на международной конференции: «Возрождение экономики курортов и туризма в Северо-Кавказском регионе», Пятигорск, май, 1999 г.; «Экономические и социально-гуманитарные проблемы развития Северо-Кавказского региона в новом тысячелетии» г. Пятигорск, ноябрь 2000 г.; IV региональной научно-технической конференции «Вузовская наука - Северо-Кавказскому региону», г. Ставрополь, 2000г.; VI Международной открытой научной конференции «Современные проблемы информатизации в технике и технологиях», г. Воронеж, 2001 г.

Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на кафедре социальной философии и этнологии Ставропольского государственного университета.

По теме диссертации опубликовано 5 работ общим объемом 5 п. л.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Политико-правовое учение как социокультурный феномен"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Завершая философский анализ политико-правовых учений как социокультурного феномена следует отметить, что формирование новых методологических подходов к анализу явлений социально-политической жизни является актуальной теоретической задачей, отвечает потребностям общества.

Достаточно новым подходом к проблеме политико-правовых учений следует отнести социокультурный подход, получающий все большее распространение в современной философской мысли и позволяющий избежать крайностей монометодологических подходов, получивших широкое распространение в классической науке и распространенных на сферу философского исследования.

Социокультурный подход предполагает как выработку соответствующих базисных концептуальных положений, так и методологической процедуры, позволяющей провести подобное исследование.

Предварительным изысканием в этом направлении будет историко-философское рассмотрение проблемы, позволяющее выделить основные подходы к анализу феномена политико-правовых учений, существовавших в философской мысли. В этом плане историко-философское рассмотрение проблемы имеет определенное методологическое значение.

Рассмотрение феномена политико-правововго учения, позволяет определить в качестве такового многообразие различных форм теоретического, методологического выражения тех концептуальных подходов и способов осмысления политико-правовой реальности, которые исторически сложились в рамках исследования политики и права с позиций философии, юриспруденции, социологии и т.д.

Политико-правовое учение обычно включает в себя следующие компоненты: логико-теоретическую, философскую или иную

147 например, религиозную) основу; выраженную в виде понятийно-категориального аппарата с о д е р ж аг е л ь н у ю попытку решения вопросов о происхождении государства и права, закономерностях их развития, о форме, социальном назначении и принципах устройства государства, об основных принципах права, его соотношении с государством, личностью, обществом и др.; программные положения - оценки существующего государства и права, политические цели и задачи.

Концептуальное соотношение этих частей в политико-правовых учениях может быть самым разнообразным и порождать различные типы политико-правовых учений. К числу основных типов политико-правовых учений обычно относят философию политики и права и теорию политики и права.

Философия политики и права в широком смысле - это область философской интерпретации, т.е. область отрефлексированного применения тех или иных типов философствования к проблемам политики и права. Это именно философствование на политико-правовые темы, где философия политики и философия права являются самостоятельными философскими дисциплинами.

Теория политики и права выступает как индуктивное знание, исходящее из достижений конкретных политических и юридических наук, тогда как философия политики и права формируется в качестве дедуктивного знания о политике и праве, выводимого из более общих мировоззренческих положений. Индуктивно-эмпирические политические и правовые построения как типы теоретизирования складываются на основе различной степени обобщенности и исходных принципов размышления о политической и правовой реальностях, основаны на соображениях здравого смысла, в рамках которого положения обыденной рациональности, имеющей своим

148 основанием житейскую мудрость, поднимаются до уровня теоретических обобщений.

К числу актуальных теоретико-методологических проблем политико-правовых учений относятся: определение специфики как философии права, так и правовой теории, концептуальная и предметная принадлежность философии права, внутреннее соотношение философии права и теории права и т.д.

Исследование политико-правовых учений предполагает не только выделение их конкретных типов, рассмотрение внутреннего соотношения различных составляющих, но и целостное феноменологическое рассмотрение. В связи с этим методологически продуктивными подходами к анализу политико-правовых учений как целостного социокультурного феномена являются социалантропологический, кул ьту р ант ро пол о г и ч е с к ий, различные социокультурные методологии.

К социокультурной парадигме можно отнести марксизм, его положения об обусловленности духовных процессов экономической сферой жизнедеятельности общества, положение о социальной природе познания и др., постпозитивизм, постмодернизм, герменевтику, концепцию социокультурной методологии A.C. Ахиезера и др.

К числу плодотворных идей социокультурного подхода можно отнести положение о социокультурной обусловленности исторических типов рациональности, которые определяют специфику методологических подходов к построению политико-правовых учений.

Основными историческими типами рациональности являются логико-рефлексивный (аристотелевский), классический и неклассический типы. Формирование и функционирование политике

149 правовых учений в рамках каждого из этих типов имеет свои особенности.

Историческое движение от политико-правовых представлений к рефлексивным политико-правовым концепциям осуществлялся в процессе перехода от мифологического эмоционально-образного способа видения мира к рационально-понятийному. Понимание специфики политико-правовых представлений, концепций как целостных социокультурных феноменов возможно лишь в их отношении к имеющейся социокультурной модели реальности.

Переход от одной модели (мифологической) к другой модели (рационально-понятийной) качественно трансформирует социокультурное содержание политико-правовых учений, В этом плане существенную роль в рационализации общественной жизни в целом играло развитие древнегреческого полиса.

Процессы социокультурной динамики политико-правовых учений интересно прослеживаются в эволюции понятия «естественное право». Появление понятия (риспц - природное, естественное, знаменует собою определенный этап рационализации при объяснении явлений окружающего мира, а именно, замену сверхъестественных причин причиной естественной, лишенной каких-либо теологических или м и ф о л о г и ч с с к и х импликаций.

Генезис политико-правовых представлений в античности явился отправной точкой для последующего формирования общей европейской правовой культуры средневековья. В качестве важнейшего социокультурного условия для формирования последующей эволюции политико-правовых учений особое значение сыграл феномен католицизма как своеобразной формы связи религиозной и политической власти.

150

Поскольку христианство как религия обрело свою практически функциональную направленность через государство, то в политическом измерении раннего христианства можно видеть главную причину его победы над политической теологией античности. В процессе разделения церкви и государства институциализируются различия между правом и моралью, государственным и естественным правом.

Исторические типы рациональности меняются вследствие изменения социокультурного контекста, внутри которого они функционируют. Эти изменения постепенны, и можно говорить о преемственности исторических типов. Наряду с аристотелевским логико-рефлексивным типом рациональности можно выделить «классический» тип, связанный с наукой Нового времени и «неклассический», возникающий в связи с критическим отношением к классическим критериям мышления, и предпосылающий альтернативные методологические основания для анализа политико-правовых учений.

Классический тип рациональности Нового времени предполагает построение политико-правовых учений из последовательно разворачивающегося монометодологического принципа.

К концу XIX века сложилось несколько самостоятельных теоретических подходов в правоведении, спор между которыми возникает уже в начале научного познания права, а именно с исходного вопроса, - к какой области явлений принадлежит право.

Выявление базового принципа, на основе которого делаются суждения об исследуемой области, предполагает постулирование какой-либо одной стороны сложного политико-правового явления в качестве приоритетного, по отношению к которому остальцм© аспекты проблемы занимают подчиненное положение.

151

Современная правовая наука реализует возможности методологического плюрализма, т.е. свободного располагания широким спектром философских концептов и поиска наиболее аутентичных решаемым теоретическим задачам интеллектуально-духовных традиций. Методологический плюрализм - это по-своему целостное, внутренне связанное явление. У него есть свои закономерности, обобщение которых требует инвариантной по отношению к любым методологическим интерпретациям системы представлений, некоторого универсального языка.

Предметом философии права, в таком случае, являются методологический универсализм правовой науки, рефлексия ее духовных оснований, полный контекст которых не может быть прерогативой какой-то избранной философской системы. Поэтому одна из важнейших проблем философии права в ее современном развитии - исследование универсалий правового мышления, юриспруденции в целом.

На современном этапе предметом внимания теоретиков все более становятся те компоненты социальных, политических, правовых отношений, которые не представлены в явном виде, существуют как подтекст, как скрытые основания и предпосылки знания, образующие нерефлексируемый слой в структуре знания. Поэтому интерпретирующая способность научно ориентированного правового мышления с необходимостью предполагает ментальную диалогично сть.

Неклассическая рациональность в познании политико-правовых феноменов предполагает признание социокультурной относительности любых систем отсчета, осознание того, что сознание аналитика не является беспредпосылочным. Правовой менталитет как один из важнейших аспектов анализа - это совокупная характеристика индивидуальных интенций, ценностных ориентаций, смысловых аберраций и типов дискурса в сфере права, который

152 является силовым полем коммуникации в сфере права. Это культурно уникальная конструкция смысловых ориентиров, условностей, склонностей, предвзятостей, установок, стандартных мотивационных моделей и оценочных схем, лежащих в основе понимания правовых текстов. Поэтому неклассический тип исследования возможен только на основе включение теоретика в процессы информационного обмена и коммуникации в качестве непривилегированного наблюдателя. При этом зависимость объективного знания от личностного неявного знания субъекта-интерпретатора требует поиска адекватных логико-методологических средств фиксации этой стороны знания. Таким требованиям и отвечает герменевтическое направление в философии, бурно развивающееся в последнее время и выступающее как методологическое основание современных политико-правовых исследований.

153

 

Список научной литературыГолоскоков, Леонид Викторович, диссертация по теме "Философия и история религии, философская антропология, философия культуры"

1. Августин. О граде Божьем. - СПб.: Алетейя, 1998.

2. Аверинцев С.С. Вступление: Литературные теории в составе средневекового типа культуры // Проблемы литературной теории в Византии и латинском средневековье. М.: 1986.

3. Автономова П.С. Рассудок, разум, рациональность. М.: Наука,1988.

4. Автономова Н.С. Рациональность: наука, философия, жизнь./' Рациональность как предмет философского исследования. М.: ИФРАН, 1995.

5. Агасси Дж. Наука в движении. / Структура и развитие науки (из Бостонских исследований по философии науки). М.: Прогресс, 1978.

6. Алексеев С.С. Теория права М., 1994.

7. Алексеев С.С. Теория права. 2-е изд. М., 1995.

8. Алексеев H.H. Основы философии права. СПб.: Лань, 1999. -С.200.

9. Алексеева Е.А. Рациональность и сознание: историко-теоретический очерк проблем основания рациональности. Минск.: Наука и техника, 1991.

10. Аннерс Э. История европейского права (пер. со швед.) / Ин-т Европы. М.: Наука, 1994. С. 20-21.

11. Аннерс Э. История европейского права (пер. со швед.) / Ин-т Европы. М.: Наука, 1994.

12. Антипов Г.А. и др. Текст как явление культуры. Новосибирск,1989.

13. Антоновский А.Ю. О специфике мифологической ориентации. / Разум и экзистенция: Анализ научных и вненаучных форм мышления. СПб., РХГИ, 1999.154

14. Антоновский А.Ю. О специфике мифологической ориентации. / Разум и экзистенция: Анализ научных и вненаучных форм мышления. СПб., РХГИ, 1999.

15. Аристотель. Соч., Т. 2. М., 1978. - С. 535.

16. Аристотель. Политика. Сочинения в 4 томах. Т.4. М.: Мысль, 1984.

17. Ахиезер A.C. Россия: критика исторического опыта. (Социокультурная динамика России) Т. 1. Новосибирск: «Сибирский хронограф», 1997.

18. Бакусев В. «Тайное знание»: архетип и символ // Литературное обозрение, 1994. № 3-4.

19. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества М., 1986.

20. Бахтин М.М., Соч., М., 1993.

21. Бауман 3. Спор о постмодернизме. /./ Социологический журнал. 1994. №4.

22. Бидни Д. Культурная динамика и поиски истоков //Антология исследований культуры. СПб.: Университетская книга, 1997.

23. Боас Ф. Эволюция или диффузия? //Антология исследований культуры. СПб.: Университетская книга, 1997.

24. Боголюбова Е.В. Культура и общество. М., 1978.

25. Богомолов A.C. Наука и иные формы рациональности // Вопросы философии, 1979. № 4.

26. Богомолов A.C. Диалектика и рациональность. // Вопросы философии. М., 1978. - №7.

27. Браун Алфред Р. Радклиф. Методы этнологии и социальной антропологии, // Антология исследований культуры Т. 1. — СПб.: Университетская книга, 1997.

28. Букреев В.И., Римская И.Н. Этика права: от истоков права к мировоззрению. -М.: Ютайт, 1998.

29. Бурбаки Н. Очерки по истории математики. — М., 1963.155

30. Бурлай Е.В. Философский уровень методологии государственно-правовых исследований // Методологические проблемы юридической науки. Киев, 1990.

31. Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990.

32. Великовский С.И. Культура как полагание смысла // Одиссей. М.: Наука, 1989.

33. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Часть II. Теория права. Том 1. - М.: Юристъ, 1996.

34. Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли. М.: Прогресс, 1988.

35. Вико Дж. Основания новой науки об общей природе наций. М.; Киев: ЯЕРГ-Ьоок.

36. Владимиров Е. Существенные черты истории философии права. -СПб, 1908.

37. Волгин В.П. История социалистических идей. 4.1. -М.-Л., 1928.

38. Волгин В.П. Развитие общественной мысли во Франции в XVIII веке. -М.: Наука, 1958.

39. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. --М., 1988.

40. Гайденко П.П. Давыдов Ю.Н. История и рациональность: социология М. Вебера и веберовский ренессанс. М.: Политиздат, 1991.

41. Гайденко П.П. Проблема рациональности на исходе XX века // Вопросы философии. М., 1991. - № 6.

42. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному. — М.: Республика, 1997.

43. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки: Становление и развитие первых научных программ. М., 1980.

44. Гегель Г.В.Ф. Философия права. -М.: Мысль, 1990.

45. Гельвеций К.А. О человеке. -М., 1938.

46. Генон Р. Символы священной науки. -М.: Беловодье, 1997.

47. Гоббс Т. Избр. произведения в 2-х т. Т. 1. М.: Мысль, 1965.156

48. Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского /./ Соч.: В 2 г. М.: Мысль, 1991. - Т. 2.

49. Гроций Г. О праве войны и мира три книги. Книга первая. М.: Юридическое издательство министерства юстиции СССР, 1948.

50. Грязин И. Текст права. Таллин, 1983.

51. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1972.

52. Гуревич П С. Философия культуры. -М., 1995.

53. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. — М., 1994.

54. Давидович В.Е., Жданов Ю.А. Сущность культуры. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост, ун-та, 1979.

55. Древнегреческо-русский словарь. Под ред. Дворецкого И. X. -М., Русский язык. 1959.

56. Емельянов Ю.М., Скворцов Н.Г. К у л ьту р а игр о п о л о г и я как традиционная наука и ее нетрадиционные возможности.// Вестник ЛГУ, сер. 6, 1991, вып.З.

57. Ерасов Б.С. Социальная культурология. — М., 1996.

58. Ершов Ю.Г. Философия права (материалы лекций). Екатеринбург, 1995.

59. Жеребкина И.А. Многомерность «я» как феномен неклассического типа рациональности: Автореф. дисс. канд. филос. наук / Харьковский гос. ун-т им. А.М. Горького. Харьков, 1989.

60. Живкович Л. Теория социального отражения. М.: Прогресс, 1969.

61. Зубкова Е.Ю., Куприянов А.И. Ментальное измерение истории: поиски метода // Вопросы истории. 1995. - №7.157

62. Игнатьев A.A. Ценности науки и традиционное общество (социокультурные предпосылки радикального политического дискурса) // Вопросы философии. М., 1991. - № 4.

63. И вин A.A. Интеллектуальный консенсус эпохи / Познание в социальном контексте. М.: ИФРА11, 1994.

64. Ивин A.A. Ценности и понимание // Вопросы философии. 1987. -№8.

65. Иеринг Р. Борьба за право. СПб., 1904.

66. Иеринг Р. Цель в праве. СПб. 1881.

67. Ильин PI.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. М.: Интрада. 1998. — 255с.

68. Ильин И.П. Постструктурализм. Д е к о н с г р у к т и в и з м. Постмодернизм. М., 1996.

69. Ильин В.В. Философия политики. М.: МГУ, 1994.

70. Ильин В.В. Философия. -М.: Академический проект, 1999.

71. Иноземцев В. Л. За пределами экономического общества: научное издание. М.: «Academia» - «Наука», 1998.

72. История политических и правовых учений. Домарксистский период. Под ред. О.Э. Лейста М.: «Юридическая литература», 1991.

73. История политических и правовых учений. Древний мир. М., 1985.

74. История политических и правовых учений. Средние века и Возрождение. М., 1986.

75. История политических и правовых учений. XVI 1-ХVIII вв. — М., 1989.

76. История политических и правовых учений. XIX в. М., 1993.

77. История политических и правовых учений XX в. М., 1995.

78. История политических и правовых учений. Учебник для вузов. -М.: Издательская группа ИНФРА-М-НОРМА, 1997.158

79. История теоретической социологии. В 5 томах. Т.1. От Платона до Канта. (Предыстория социологии и первые программы науки об обществе) М,: Наука, 1995.

80. К алии имен ко В.В., Огурцов А.П. Методология гуманитарных наук в трудах В. Дильтея // Вопросы философии. 1988. - №4.

81. Карбонье Ж. Юридическая социология. Благовещенск, 1998.

82. Кафанья Альберт К. Формальный анализ определений понятия «культура»// Антология исследований культуры. СПб.: Университетская книга, 1997.

83. Керимов Д.А. Основы философии права. М., - 1992.

84. Керимов Д.А. Предмет философии права // Государство и право. 1994. - № 7.

85. Кистяковский Б.А. Философия и социология права. СПб., 1998.

86. Княгинин К.Н. Юридическое технологическое знание // Юридическая наука в свете новых задач Свердловск, 1990.

87. Козловски П. Общество и государство: неизбежный дуализм. -М.: Республика, 1998.

88. Козловский П. Культура постмодерна: Общественно-культурные последствия технического развития. М. : Республика, 1997.

89. Коллингвуд Р. Дж. Идея истории. Автобиография. — М.: Наука, 1980.

90. Копалов В.И. Общественное сознание: критический анализ фетишистских форм. Томск, 1985.

91. Конфуций. Я верю в древность. -М.: Республика, 1995.

92. Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. СПб. - 1894.

93. Крапивенский С.Э. Социокультурная детерминанта исторического процесса // Общественные науки и современность. -1997. №4.159

94. Красин Ю.А. Консерватизм как течение общественной мысли и фактор общественного развития // Полис №4. 1995.

95. Кун Т. Структура научных революций. М.: Прогресс, 1975.

96. Кучмаева И.К. Культурное наследие: современные проблемы. -М.: Наука, 1987.

97. Лакатос И. История науки и ее реконструкция./ Структура и развитие науки (из Бостонских исследований по философии науки). -М.: Прогресс, 1978.

98. Лаудан Л. Наука и ценности. / Структура и развитие науки (из Бостонских исследований по философии науки). М. : Прогресс, 1978.

99. Ленк X. Спорт как современный миф? / Разум и экзистенция: Анализ научных и вне научных форм мышления. — СПб., РХГИ, 1999. С.127.

100. Либерализм Запада XVII XX века. Под ред. В.В. Согрина / РАН Ин-т всеобщ, истории, -М., ИВИ - 1995.

101. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. М.: Институт экспериментальной социологии, 1998.

102. Локк Дж. Мысли о том, что читать и изучать джентльмену // Локк Дж. Сочинения в трех томах. Т.З. М.: Мысль, 1988.

103. Локк Дж. Сочинения в трех томах. Т.З. М.: Мысль, 1988.

104. Лосева И.Н. Миф и религия в отношении к рациональному познанию // Вопросы философии. М.: 1992. - № 8.

105. Лотман Ю.М. Феномен культуры // Ученые записки Тартуского ГУ. Вып. 463.

106. Лукач Д. Молодой Гегель и проблемы капиталистического общества. М.: Наука, 1987.

107. Лурье C.B. Культурная антропология в России и на Западе: концептуальные различия. // Общественные науки и современность. 1997. №2.160

108. Мамонова М.А. Тип рациональности мышления: проблема социокультурной обусловленности: Автореф. дисс. канд. филос. наук / МГУ им. М.В. Ломоносова. М., 1988.

109. Мамчур Е.А. Проблемы социо-культурной детерминации научного знания. К дискуссиям в современной постпозитивистской философии науки. М.: Наука, 1987.

110. Малкей М. Наука и социология знания. М., 1983.

111. Малинова И.П. Философия правотворчества. Екатеринбург, 1996.

112. Малиновский Б. Функциональный анализ // Антология исследований культуры Т. 1 СПб.: Университетская книга, 1997.

113. Малиновский TLB. Проблема стиля научного мышления. М., 1986.

114. Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности. М.: Лабиринт, 1994.

115. Мамардашвили М.К. Некоторые вопросы исследования истории философии как истории познания. // Вопросы философии. 1959. -№12.

116. Мамардашвили М.К., Соловьев Э.Ю., Швырев B.C. Классика и современность: две эпохи в развитии буржуазной философии. //Философия в современном мире. М.: 1972.

117. Мангейм К. Идеология и утопия // Диагноз нашего времени. М. 1994.

118. Маркарян Э.С. Культура как способ деятельности. // Вопросы философии. 1977. —№11.

119. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М.: Мысль, 1983.

120. Маркс К. Философский манифест исторической школы права /7 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.1.

121. Маркс К. К критике гегелевской философии права // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.1.161

122. Маркс К. Капитал. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 25. 4.1. -С.373.

123. Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 годов // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.46. - Ч. 1.

124. Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956. -С.589.

125. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3.

126. Миллер Дж. Короли и сородичи. М.: Наука, 1984.

127. Мишель А. Идея государства. Критический опыт истории социальных и политических теорий во Франции со времени Революции М., 1909.

128. Моль А. Социодинамика культуры. М.: Прогресс, 1973.

129. Монтескье Ш. О духе законов. Монтескье Ш. Избранные произведения. М., 1955.

130. Москвичев Л.II. Познание и детерминация. (Критика буржуазных концепций социальной обусловленности познаний.)- М.: Знание, 1980.

131. Мыльников A.C. Основы исторической типологии культуры. -Л., 1979.

132. Неновски Н. Преемственность в праве. М.: Прогресс, 1977.

133. Нерсесянц B.C. Гегелевская философия права. М.: Наука, 1974.

134. Нерсесянц B.C. Политические учения Древней Греции М.: Наука, 1979.

135. Нерсесянц B.C. Философия права. М., 1997.

136. Нерсесянц B.C. Философия права Гегеля. М.: Юристъ, 1998.

137. Никифоров А.Л. Философия науки: История и методология- М., 1998.

138. Общая теория права и государства. Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е издание. - М.: Юрист, 1996.162

139. Общая теория права и государства/ Под ред. В.В.Лазарева М., 1994.

140. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. -М., 1994.

141. Петров М.К. Язык, знак, культура. М.: Наука, 1991.

142. Пивоев В.М. Мифологическое сознание как способ освоения мира. Петрозаводск: Карелия, 1991.

143. Плеханов Г.В. Избр. филос. произведения: В 3 томах. Т. 1. -М.: Госполитиздат, 1956.

144. Плеханов Г.В. Избр. филос. произведения: в 3 томах. Т.2. -М.: Госполитиздат 1956.

145. Полосин B.C. Миф. Религия. Государство. М.: Ладомир, 1999.

146. Поппер К. Логика и рост научного знания: Избр. работы. М.: Прогресс, 1983.

147. Поппер К. Реализм и цель науки / Современная философия науки: знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада. М.: Логос, 1996.

148. Проблемы философии культуры. Опыт историко-материалистического анализа. М.: Мысль, 1984.

149. Проблемы философии культуры. Ставрополь, 1999.

150. Рациональность как предмет философского исследования. М,, ИФРАН, 1995.

151. Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике.- М„ 1995.

152. Рожанский И.Д. Развитие естествознания в эпоху античности- М.: Наука, 1979.

153. Романов В.Н. Историческое развитие культуры: Проблемы типологии. М.: Наука, 1991.

154. Савальский В.А. Основы философии права в научном идеализме. // Вопросы философии и психологии. Кн. 105. 1910.163

155. Семушкин A.B. У истоков европейской рациональности. Начало древнегреческой философии. М.; Интерпракс, 1996.

156. Смирнова Н.М. Исторические типы рациональности в социальном познании / Исторические типы рациональности М.: ИФРАН, 1995.

157. Современная западная философия. Словарь. М. : ТОН -Остожье, 1998.

158. Современный философский словарь. Екатеринбург, 1996.

159. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992.

160. Стоянов А. Методы разработки положительного права и общественное значение юристов от глоссаторов до конца XVIII столетия. Харьков, 1862.

161. Сюнь-цзы. Против двенадцати мыслителей (Фэй шиэр цзы) // Феоктистов В.Ф. Философские и общественно-политические взгляды Сюнь-цзы. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1976.

162. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989.

163. Теория государства и права / Отв. ред. В.М. Карельский, В.Т. Перевалов. Екатеринбург, 1994. Ч. 1.

164. Теория права и государства / Под ред. Г.Н. Манова. М., 1995.

165. Типология основных элементов традиционной культуры. М.: Наука, 1984.

166. Типы рациональности в культуре / Отв. ред. Фарман И.П. M.: ИФРАН. 1992.

167. Тихонравов Ю.В. Основы философии права М.; Вестник, 1997.

168. Тулмин С. Концептуальные революции в науке./ Структура и развитие науки (из Бостонских исследований по философии науки). -М.: Прогресс, 1978. С. 185.

169. Туманов В. А. Буржуазная правовая идеология М., 1971.164

170. Уайт JI.А. История, эволюционизм и функционализм как три типа истории культуры //Антология исследований культуры. -СПб.: Университетская книга, 1997.

171. Уайт Л.А. Экономическая структура высоких культур // Антология исследований культуры Т. 1. СПб.: Университетская книга, 1997.

172. Федотова В.Г. Теория и жизненный мир человека М.: ИФРАН, 1995.

173. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М.: Прогресс, 1986.

174. Феоктистов В.Ф. Философские и общественно-политические взгляды Сюнь-цзы, М.: Наука Главная редакция восточной литературы, 1976.

175. Философия и культура М.: Наука, 1987.

176. Философский энциклопедический словарь. М.: Наука, 1989.

177. Фрош A.A. Понятие правосферы // Внетеоретические формы отражения права. Тарту, 1990. Вып. 5.

178. Хайдегтер М. Время картины мира // Современные концепции культурного кризиса на Западе. М., 1976. - С.208-249.

179. Хейзинга Й. Homo Ludens: В тени завтрашнего дня. М., 1992. -С.105.

180. Хеффе О. Политика. Право. Справедливость. Основоположения критической философии права и государства. — М.: Гнозис, 1994.

181. Холл Р. Можно ли использовать историю науки при выборе одной из конкурирующих методологических концепций? / Структура и развитие науки (из Бостонских исследований по философии науки). М'.: Прогресс, 1978.

182. Хропанюк В.Н., Таллер Р.И. Философия как логика и методология познания права

183. Хюбнер К. Истина мифа. М.: Республика, 1996.

184. Хюбнер К. Критика научного разума. М., 1994.165

185. Хюбнер К. Прогресс от мифа через логос к науке как теоретико-познавательная проблема / Разум и экзистенция: Анализ научных и вненаучных форм мышления. СПб., РХГИ, 1999.

186. Чичерин Б.II. История политических учений. Часть 2, СПб.: Лань, 1999.

187. Чичерин Б.Н. Политические мыслители древнего и нового мира. В двух выпусках. М. 1897.

188. Чичерин Б.Н. Политические мыслители древнего и нового мира. Выпуск первый. М., 1897.

189. Чичуров И.С. Политическая идеология средневековья в сравнительно-историческом аспекте: Византия и Древняя Русь. Автореф. докт. ист. наук / М.: Ин-т истории СССР АН СССР, 1990.

190. Шабурова О.В. К проблеме классического/постклассического в развитии политической философии /./ Социемы. Екатеринбург,1997.

191. Швырев B.C. Рациональность как ценность культуры // Вопросы философии. М. - 1992. - № 6.

192. Шершеневич Г.Ф. История философии права. СПб. , 1907.

193. Штаммлер Р. Хозяйство и право с точки зрения материалистического понимания истории. СПб., 1899. - С. 169.

194. Элиаде М. Азиатская алхимия. Сборник эссе. М.: Янус-К,1998.

195. Элиаде М. Аспекты мифа. М.: Инвест-ППП, 1995.

196. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.21.

197. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.21.

198. Энгельс Ф. Письмо Йозефу Блоху 21 (-22) сентября 1890 г. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 37.

199. Энгельс Ф. Письмо Конраду Шмидту. 27 октября 1890 г. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.37.166

200. Явич Jl.С. Сущность права: Социально-философское понимание генезиса, развития и функционирования юридической формы общественных отношений. Л., 1985.

201. Якобсен Т. Сокровища тьмы. История месопотамской религии. — М.: Восточная литература РАН, 1995.

202. Bauman Z. Intimations of Post modernity. L.-N.Y., 1994.

203. Clendinnen F. The rationality of method versus historical relativism // Studies in history a. philosophy of science. Oxford; Elmsford, 1983.-Vol. 14, N 11.

204. Dittmer L. Political culture and Political Symbolism: Toward a Theoretical Synthesis «Word Politics», 1977.

205. Kroeber A.L. The Nature of Culture. Chicago, 1952.

206. Kluchohn, The concept of culture // The science of man in the world crisis, New York: Columbia University Press.

207. Kumar K. From Post-Industrial to Post-Modern Sosiety. New Theories of the Contemporary World. Oxford (UK)-Cambridge (USA), 1995.

208. Kuhn T. Rationality and theory of choice // J. of philosophy. -N.Y., 1983.

209. Malinowski B. The dynamics of culture change. New Haven L., 1960.

210. Malinowski B. A scientific theory of culture and other essays. N.Y., 1960.

211. McDonald L.C. Western Political Theory. From its origins to the present. N. Y. 1968.

212. Polani M. Personal Knolidge, Towards a Post-Kritical Philosophy. Chicago, 1958.

213. Rationality in science and politics. Dordrecht. 1984.

214. Wittgenstein L. Philosophical investigation. Oxford, 1978.

215. Fridmann W. Legal theory. L. 1960.

216. Fridrich C. The philosophy of law in historical perspective. Chicago. 1963.