автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.05
диссертация на тему: Понятие моральной личности в русской идеалистической философии конца XIX-начала XX века
Полный текст автореферата диссертации по теме "Понятие моральной личности в русской идеалистической философии конца XIX-начала XX века"
МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА, ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ, ОРДЕНА ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ ГОСУДАРСТВЕШЙ ЯМВЕРСИТЕТ им. М.В.ЛОМОНОС ОБА
Специализированный Совет /К 053.05.G0/ по философским наукам
На правах рукописи УДК гми
ПАНИНА Гатана Владимировна
ПОНЯТИЕ МОРАЛЬНОЙ ЛИЧНОСТИ В РУССКОЙ ИЛЕАЛИСШШКОЙ ШОСОФИТ КОНЦА ХП-НАЧАЛА XX ВЕКА
/09.00.05 - этика/
АВТОРЕФЕРАТ ДИССЕРТАЦИИ на соискание ученой отепоии кандидата философских наук
Москва 1990
Диссертация выполнена на кафедре этики философского факультета Московского государственного университета имени Ы.В.Ломонооова.
!!аучшй руководитель - кандидат философских наук,
доцент Волченко Л.Б. ■ Официальные оппоненты - доктор философских наук,
профессор Бербеткина З.А., кандидат философских наук, Денисова С.И.
Ведущая организация - Московский государственный педагогический институт им. В.И.Ленина /кафедра философии/'
Защита диссертации состоится
на заседания Специализированное совета /пшфр К 053.05.80/ по философским наукам б Московском государственном университете имени Ы.В.Ломоносова по адресу: Москва, Ленинские горы, I корпус гуманитарных факультетов МГУ, философский факультет, II втаж, аудитория_.
С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале биб- . лиотеки 1-го корпуса гуманитарных факультетов МГУ им. Ы.В.Ломонооова.
Автореферат разослан " 40 " ¡^/^У/¿-¿19
Ученый секретарь Специализированного совета
Никонов К.К.
' ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ.
Актуальность теми исследования. Актуальность обращения и исследовании русской идеалистической философии обусловлена сложным характером современных общественных процессов. Еа рубеже 80-90х годов XX столетия советское общеотво'переливает переломный момент, который характеризуется смещением приоритета от классовых ценностей к ценностям общечеловеческим, идейным плюрализмом и вытекакцими из его осуществления свободами, ' ростом национального самосознания.
В условиях переориентации общественного сознания, понимания ограниченности классового подхода к явлениям общественной жизни, в Частности морали, перед советской этикой встает задача раздвинусь границы своих исследования, обратиться к изучению более общих оснований нравственности. В этом отношения представляет интерес русская кдеалисткческьл этика конца Х1Х-начала XX века, её понимание сущности и спеда^кп нравственности. Автор бесконечно далек от некритического восхваления этой моральной философия, но1 о читает, что в нынешний переломный момент невозможно пройти мимо ее достижений и понимают нравственности как общечеловеческого феномена.
• Крупнейшей фигурой русской идеалистической этики конца XII века следует считать Владимире Соловьева. Соловьев показывает недостаточность эшшргческого, материального начала Нравственности я говорит о необходимости дополнить его вачаг-лом разумным, формальным, а также мистическим. Зто был шаг к созданию этического идеализма, т.е. постановки этических проблем на почву философского идеализма, где сознаю» отводится решающая роль в нравственности. Этим углублялось понимание
нравственности как феномена чисто человеческого существования, раздвигались границы этики как философии морали.
Проблема личности занимает центральное место в егике В.С.Соловьева.^ Понимание личности как вечной и неизменной ценности, призванной личными усилиями осуществить в себе нравственное начало, било развито в первое десятилетие XX века С.Булгаковнм,Н.Бердяевым, Е. и С.Трубецкими, С.Франком, П.Новгородцевым, Д.Жуковским и сложилось, несомненно, под влиянием идей Соловьева.При всем разнообразии их философских оис1зь; общее понятие моральное личности позволяет объединить их под названием; этический идеализм.
Термин "этический идеализм" употреблялся на рубеже веч/
ков самтп русскими философами ' для обозначения философских усилий поставить этические проблемы на почву философского идеализма. Этический идеализм ставил задачей освещение временных социальных-проблем'о точки зрения вечной этической проблемы. Целью было jпостроение философской этики как высшего судилища всех человеческих стремлений и деяний. Исходя из
столь широкого определения цели и задач можно сделать вывод,
»
что этический идеализм не является каким-то определенным философским направлением, а есть способ мьпийения, направленности творчества в целом. В рамках этого способа мышления
1/ См. подробнее об йтом: Голубев А.Н. Понятие личности у . Вл. Соловьева.- "Вопросы философии", 1978, № 3, с. 128.
2/ Влияние на этих философов идей В.С.Соловьева подчеркивают историк философии Э.Радлов /см. Радяов Э. Очерк истории русской философии. Петроград, 1920, с. 7-8/, а также советский исследователь А.И.Абрамов /см. Абрамов А.И. Оценка философии Платона в русской идеалистической фитософии.-В кн.: Платон и его эпоха. М.,1979, с. 230/.
3/ См. Булгаков С.Н. От марксизма к идеализму. Спб,1903, с. XIX. Франк С.Л. Философия и жизнь. Спб, 19Г0, с. 349. Сборник Проблемы идеализма! М.,1905.
философские системы обладают своеобразием. образуют различные направления. В диссертация рачъ идет о' творчестве Вл.Соловье-ва, С.Булгакова, Н.Бердяева, С. и Е.Трубецклх, С.Франка, П. Новгородцева, Д.Жуковского.
В работе предпринята попытка проанализировать общие ориентиры русского этического идеализма, не касаясь тонкостей и отличительных черт разных направлений в русской идеалистической философии ХГХ-начала XI века, выявить общее в их этических представлениях, а именно понятие моральной личности.
Рус стоте филооофы-идеалисты вслед за ' Кантом считали атаку не социологической и психологической наукой, отыскивающей законы сущего, а философской дисциплиной, устанавливающей нормы должного. Идеалистическая этика начинается противоположением сущего и должного, только вследствие этого противоположения она возможна. Этика для русских философов-идеалистов не есть научное исследование сущей нравственности, нравов и нравственных понятий, а есть философская поотановка основных проблем правотвенной жизни, которые лежат по ту сторону обыденной, условной, житейской морали и эмпирического добра и эла сих печатью сущего. Источник нравственности русская идеалистическая философия видела в присущей человеку способности отождествления себя с другими, коречяцейен во внутреннем субстанциальном тождестве всех людей как духовных существ. В.С.Соловьев, например, называл такое отождествление настоящим таинством этики, ибо это есть нечто такое, о чем разум не может дать прямого отчета, и осьования этого явления не могу* быть найдены путем опыта. ^
I/ Ом. Соловьев B.C. Собр.соч. в 9-ти томах, 1-а издание, I878-ISSO. Спб, т. 2, с. 34.
Научная новизна работы определяется
- стремлением ввести в научный обиход положение русского этического идеализма об абсолютной ценности человеческой личности, о верховенстве нравственной оценки всех явлений общественной жизни, единственным критерием которой является, насколько они способствуют нравственному развитию и возвышению индивида.
- попыткой дать общую характеристику этического идеализма, найти то, что объединяет русскую идеалистическую философию конна ПХ-начала XX века.
- стремлением рассматривать этическое учение русской идеалистической философии как большое достижение в развитии этической шоли, а не только как объект критики. ■
Степень разработанности темы. В советской литературе русская идеалистическая философия конца. XIX-начала XX века освещена в основном с точки зрения общефилософских проблем: Асмус В.Ф. Соловьев B.C. Философская энциклопедия. 7.5. М., 1970; Лосев А.Ф. Соловьев. М.,1983; Кувакин В,А. Критика экзистенциализма Бердяева. М.,1976; Кувакин В.А. Религиозная . философия в России; Начало XX века.1 М. ,1980; Чуева И.П. Критика идей интуитивизма в России. М.-Л.,1963; Чуева И.П. Антикоммунизм я русская религиозная философия. Л.,1969; Балагана If.®. Религиозно-экзистенциалистские искания в Fee сии начала XX века.- В кн.: Современный экзистенциализм. М.,1966; История филооофии в СССР в 5-ти томах.<Т. 3. М.,1968, т. 4, М. ,1971; Рашковский Е.Б. Владимир Соловьев: учение о природе философского знания.- "Вопросы философии", 1982, Л 6; Рашковский Е.Б. Вл.Соловьев о судьбах и смысле философии.- "Вопросы
философии", 1988, Л 8; Л.А.Коган. В.С.Соловьев и Е.Г.Чернышевский.- "Вопросы философии", 1973, й II; Уткина Н.Ф. Тема всеединства в философии Вл.Соловьева.- "Вопросы философии", Г989, № 6; Хоружий С.С. София-Космос-Материя: устои философской мысли отца' Сергия Булгакова.- "Вопросы философии", 1989, № 12; Шамшурин В.И. Человек и государство в русской философии естественного права,- "Вопроси философии", 1990, № 6.
iTs работ, посвященных специально этической проблематике русской философии конца XIX-начала XX века, можно назвать: Шкоринов В.П. Этический иррационализм в России. Ростов-на-Дону, 1973; Очерки истории русской этической мысли. М.,1976; Голубев A.IT. Понятие личности у Владимира Соловьева.- "Вопросы философии", 1978, J'e 3; диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук: Рышков Е.П. Критика религиозно-нравственного учения В.С.Соловьева. М.,1968; Зелен-• кова И.Л. Проблема смысла жизни в русском этическом иррационализме конца XIX-начала XX века. Л.,1978; Кирсанов М.С. Оп-ределеште добра и зла в этикэ З.С.Соловьева /критический анализ/. М.,1986.
Теоретико-методологической основой диссертации являются ди8лектлко-материалиотич9ские принципы анализа духовной действительности в целом и конкретных его форм. Философской базой диссертации стали марксистские принципы исследования морали. В изучении проблем моральной личности автор опирался на труди советских этиков Л.Б.Волченко, В.Т.Гагата, А.А.Гусейнова, О.Г.Дробиицкого, Л.А.Когана, И.С.Кона, Ю.М.Смолен-цева, Ю.В.Согомонова, А.И.Тятаренко, К.А.Шварцман, А.Ф.Шип- ' к:ша.
Нет сомнения, что могучее течение русского этического идеализма составляет часть общечеловеческой мировой культуры, к сожалению, слабо освоенную советской этической наукой. .Автор надеется, что его скромный вклад в исследование одной из проблем этического'.идеализма - понятие моральной личности -будет способствовать восполнению этого пробела. Достижения руоского этического идеализма дслжны служить дальнейшему развитию отечественной этики.
Б соответствии с этим формулируется основная цель работы позитивное исследование понятия моральной личности в русской идеалистической философии конца ХГХ-начала XX зека, выделение ч нем все:« ценного, что может и должно быть нос-принято ссвременной этической мыслью, что должно1 войти в фоцц идей,''методов, которыми оперирует этика.
Для достижения этой цели выдвигаются задачи:
- Исследовать учение русской идеалистической философии конца Х1Х-начала XX века]об основаниях нравственности.
- Раскрыть связь между моральной личностью и обществом в этическом идеализме. •
-Дать общую характеристику русского этического идеализма, г- Ввестр в научный обиход малоизвестные имена и концепции предстаъителей русского этического идеализма, таких как С.-Франк, П.Новгородцев,■Д.ЯуковскиЛ.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, "что его результаты .могут быть использованы для дальнейшего .исследования общетеоретических проблем личности, '.а также для. углублений понимания путей и особенностей развития отечественной этики. Итоги исследования и со-
оранный идейш'й материал могу^ быть применены в преподавании этики, нетории русской философии, а такяе в воспитательной и лекциошю-пропаганднстской работе.
Апробация работы. Диссертация обсуздеда и рекомендована к защите на заседании кафэдры эттси (философского факультета МГУ им. М.В.Ломоносова.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав /пяти параграфов/, заключения и библиографии.
Во введении обосновывается актуальность избранной темы, характеризуется степень ее разработанности в философской литературе, формулируется цель и задачи диссертационной работы. Определяется методологическая и теоретическая основа предложенного исследовашя, раскрываются его новизна и научно-практическая значимость.
В первой главе "Русская идеалистическая философия об основаниях нравственности" рассматривается обоснование русскими идеалистами религиозного /мистического/ начала нравственности, основывающегося на.неудовлетворенности только эмпирическим гли рациональным объяснением моральных феноменов.
В § I "Недостаточность эмпирического и рационального оснований нравственности" отмечается, что у истоков мироощущрния русского этического идеализма стоял В.С.Соловьев. Его позиция стала исходной для этического идеализма в целом в рассуждениях о моральной личности. Видя основу нравственности в мистическом духовном начале, Соловьев считал, что нравственная дея-тельгооть должна доставлять человеку удовольствие, наслади,е-¡№.1/' Но, показывает Соловьев, счастье, польса, наслаждение
т/ См. Соловьев B.C. Критика отвлеченных качая,- Собр.соч., 1-е изд., И373-1ВгЮ, Спб, т. 2, с. 20.
могут быть получены из разных источников и потому сами по себе не имеют нравственного значения, а получают его лишь тогда когда они суть польза, счастье и наслаждение других. Зти общие мотивы человеческой деятельности только через привходящий к ним элемент альтруизма могут составлять нравственный принцип. Нравственная деятельность, утверждает Соловьев, требует помзшо общих оснований и начал всякой деятельности еще своего специфического начала и основания. Соловьев видел его в присущем каждому человеку чувстве симпатии, коренящемся во внутреннем субстанциальном тождестве всех людей как духовных существ.
, Рассматривая явление симпатии /сострадания/, Соловьев
1
выделязт в нем две ступени: I- справедливость или правда," 2- милосердие или любовь. Любовь, по Соловьеву, представляет, ряд степеней: индивидуальная любовь, семейная любовь, любовь национальная /патриотизм/, общечеловеческая любовь, обнимающая собою в идее все Человечество, и наконец, любовь, не ограничивающаяся уже и целым человечеством, а распространяющаяся: на все живые существа и на все существующее. Рассуждения ► Соловьева о способности человека ощущать свое единство с окружающим1 миром, со Вселенной положили начало новому мироощущению, развитому в двадцатом веке и выведшему человека в космос.
Рассуждая о степенях любви /симпатии/, как эмпирического оонования нравственности, Соловьев находит е^о несоответствие с действительностью, и делает вывод о существовании других источников нравственности. Он по-прежнему считал истинными как ■ принцип, так и основание эмпирической' этики, и выдвигал цель
не опровергнуть это учение, а указать его границы, которые не есть границы зтнки вообще. Эмпирическая этика фиксирует очевидные моральные явления, но существование моральных фактов и их фактическое основание признаются и утверждаются и обыкновенной житейскою моралью. По мнению Соловьева, задача этики должна йыть иной, ее призвание - не констатирование общеизвестных и несомненных фактов, а их объяснение, которое может состоять в том, чтобы показать разумное, внутренне обязательное основание такого фактического различения.
, Взгляды В.С.Соловьева о необходимости дополнить эмпирическое начало нравственности началом разумным, формальным разделяли к развивали С.Л.Франк, Е.Н.Трубецкой, ¡Т.Н.Новгородцев.1^ 01ш считали, что для обоснования мората недостаточно непосредственного нравственного чувства или интуитивного раз-, личешэт добра и зла, недостаточно морали как инстинкта, необходима мораль как разумное убеждение.
В диссертации анализируется отношение русских идеалистов к этике Канта. Оки видели непреходящее значение Канта в обосновании разумного начала нравственности, но критиковали за ригоризм и формализм. Русские фшзсофы-идеаллсти, высоко оценивая достижения Канта в формализации этики, отмечали однако её огранкчешюсгь и указывали на необходимость найти адекватное этой форме содержание.
I/ См. Соловьев B.C. Критика отвлеченных качал.- бобр.соч., . т. 2, с. 39-40; Франк С.Л. Ницше и этика "любви к дальне ту". В кн.: Проблемы идеализма. М. ,1905, о. TGß,* i-narat CJi. ¡i.«e-денио в (Гилооофпю в сжатом изложении. Иб. 1922, с. 79; Трубецкой E.H. Лекция по энциклопедии прчпа. J.l.,1909, с.4!>; Трубецкой E.H. МетаЛизическио предположения поэютя. Опт' ' преодоления Канта и 'кантианства. М.,1917, о. I; ''овгороч-пев 11.И. Кант как нотл-иог. К5. ЛГ04, с. «:0; Новторолч.'в И.И. Нравственная ¡гребле!,-а ;> фнлоооФич Кпита.М. Д<?С>3, с.
В § 2 "Мистическое /религиозное/ основание нравственности" анализируются взгляды* русских философов-идеалистов,' которые, ггризиав недостаточность эмпирического основания нравственности , ограниченность разумного /формального/ основания нравственности, склоняются к признанию у человеке особого, чисто нравственного качала, которое не находят себе места ни в натуральной, ни в рациональной природе- человека. По их мнению, существование этого чисто человеческого, нравственного начала предполагает наличие третьего, высшего элемента в существе человека - элемента мистического, или божественного.
Божественное, или мистическое начало, в представлении русских идеалистов, хотя и есть высшее и центральное в человеке, но не единственное. В учении В.С.Соловьева человек не есть только божественная идея или сущность, а вместе с тем и свободный разум, и природная сила. Рациональный и природный /материальный/ элементы, несомненно необходимые для полноты чело- ■ веческого существа, представляют собой место для реализации того нравственного закона, внутреннее существенное основание которого заключается в элементе мистическом. Человек в пред-ставле;ши Соловьева есть не только божественная идея, он сверх того есть свободное "я" /самоопределяющийся субъект/ и еще природное животное существо. А так как единство человеческой индивидуальности требует, чтобы эти три элемента бшш в согласии мезду собой сообразно значению каждого из них, жизненная задача для человека формулируется Соловьевым так: осуществить • свою божественную идею /или себя как божественную идею/ в своем естественном бытии, т.е. .в стем человеческом /рациональном/ и своем природном /материальном/ элементе.
Представления о двойственности человеческой природы, одновременном существовании эмпирического, рационального и мистического элементов, развивают В.И.Несмелой, Н.А.Бердяев, С.ГГ.Булгаков.1'' В диссертации анализируются их взгляды на соотношение этих трех начал в существе человека. Общим является мнение, что, если в мистическом элементе человеку дается неподвижная цель жизни, в своем рациональном и природном пле-
I
ментах он находит необходимые средства для деятельного, практического осуществления или обнаружения этой вечной це.чя, которая с шла по себе вюте всякой деятельности и пребывает в вечном неизменном покое.
Если два низших элемента в существе человека относятся к высшему как средства к цели, то при этом их общем относительном значении они существенно различаются между собой: элемент_ рациональный, выражающийся в формах разумности и свободы, служит формальным средством или представляет тот способ, посредством которого осуществляется божественная идея в человечестве, природный же элемент служит материальным сродством для этого осуществления, дает„тот материал, в котором, или ту вещественную основу, на которой осуществляется божественная цель. Тем самым русский этический идеализм ставит проблему связи этического к гносеологического.
Признание рационального начата как формального сродства для осуществления божественной идеи означает, что эта идея, составляя вечную сущность человека, вместе с тем должна бить
I/См. Крсиолов В.И.-Наука о человеке. Казань, т. I, 1905, с. 246; Бердяев II.А. Духогчгей .кризис шггеллигеппг.т. Пиб, 1910, с. 270; Вердаев 11.А. моей. алК^исИс I С по 1007, с. Л; Булгаков С.Н. От тркевзма к и легшим,/. Спб, 1903, с. 261.
им.свободно усвоена и разумно осуществлена во внешних явлениях. Таким образом, божественная идея, пребывающая сама по себе в шотическом порядке, должка войти в процесс разумного сознания, должна быть сознана человеческим разумом.
Если форма свободы и разумности в осуществлении божественной идеи дается началом рациональным, то материальная основа этого осуществления есть данная природа каждого человека, т.е. совокупность свойств, влечений, инстинктов и интересов, составляющих его внешний эмпирический характер, который, таким образом, служит необходимою основой для реального бытия юпг проявления вечной сущности человека. Ядляясь источником реальной силы для идеи, природное существо не должно быть подавляемо, оно должно быть развито и обработано как необходимое орудие высшей цели. Цель же есть реализация, т.е. полное воплощение божественного начала, то есть взаимное одухотворение материи и материализация духа, или внутреннее согласие и равновесие обоих начал.
■ Во второй главе "Понятие моральной личности в русском этическом идеализме" исследуются взгляды русских идеалистов па личность ;сак моральный субъект, представления о нравственном долге, высшем благе, о правящем начале жиыни.'
В § I "Соотношение индивидуального и универсального в погашении личности" анализируются взгляда В.С .Соловьева, H.A.. Бердяе а, С.Н.Булгакова, Д.Жуковского, П.И.Новгородцева, СЛ. Франка 1.4. человека как члена всеединого универсального организма, облег щего при эм'ом некоторой коренной особенностью, отличающей его ото всех других и дающей ему определенное н никем другим не ¡.^"еиимое :. ^сто и значение в составе абсолют-
кого целого - свою индивидуальность.
Как и в случае с основаниями нравственности, понятие личности' в этическом идеализме формируется в полемике о рационалистической отакой. Рационалистическое понимание личности, являющееся результатом развития индивидуализма в ХУШ веке и превозносящее абстрактную идею личности,' призывающее к равенству прав и обязанностей, предполагает простоту, единообразие, как выразился Франк, "прозрачность для постороннего взгляда" внутренней жизни, л в связи о этим - принципиальную однородность личностей. Русские идеалисты выдвинули новую идею личности -как конкретного и своеобразного существа. Многообразию и сложности духовной жизни они приписывают самостоятельную ценность. Моральный идеал они видят не в однородности п равенстве людей, а в развитии духовного богатства каящой индивидуальности.
;Хотя нравственная проблема в русской идеалистической этика - проблема личности и исходная точка зрения - индивидуалистическая, ота этика никоим образом не ?сть этика индивидуализма; Личность, "я", индивидуальность в этическом идеализме ■ главное, но главное потому, что под личностью понимается не её случайное эмпирическое содержание, а высшее духовное начало, универсальное духовное содержание. В индивидуальном, в человеческой личности русские идеалисты чтят универсальное, т.е. единую духовную человеческую природу, многообразно и индивидуально проявляющуюся в эмпирическом мире. Человек, в их представлении, есть прелзде всего не совокупность индивидуальных черт и желаний, а носитель качеств и стремлений, присущих ему как высшему существу. Нравственный уровень личности в этом случае измеряется степенью её проникновения в универсальную
жизнь и универсальные интересы. Человек осуществляет свое ду-' ховное "к", что является целью нравственного развития, только вьс. ,дя из узкой сферы индивидуальных переживаний и ощущая себя частью мировой жизни. Он обретает свою "индивидуальность",-развивая в себе "универсальное". Таким образом, в философии русских идеалистов этический индивидуализм и этический универсализм не противопоставлены друг другу, а гармонически соединяются в одном мировоззрении. 1
Еизнь, с точки зрения русского втического идеализма, при-, надаеглт человеку не для того, чтобы просто жить, а чтобы жить достойным образом, чтобы выполнить свое нравственное призвание. -Содержание нравственных законов может меняться, ко всегда за шаги, остается форма - не условных советов, а безусловных предписаний; В моральном сознании присутствует бесконечное стремление, пака безусловная форма, но,содержание для этой формы должно быть найдэно, и потому моральная жизнь является постоянны?; творчество^. Здесь каждый для себя должен искать и находись, Сыть может выполняя ту же задачу, которую до него уже разрешили другие. В параграфе анализируются взгляды на моральное творчество П.Новгсродцеьа и Д.Еуковского.
Русские этические идеалисты говорят.о двойственной природе человека, принадлежности его миру индивидуальных предметов и уыкверзадьньсс сущностей.^''' Сиязшая все надегды на нравственное развитие-с идеальной сущностью человека, они не забывают конкретного, .эмпирического, реально живущего индиви-
I/ Ом. Соловьев B.C. Критика отвлеченных начал.- Ообо.соч,, т. 2, с. 170; Бердяев H.A. философия свободы. М.,1911, с. 1Ь; Франк С.Л. Введешь в философию в сжатом изложении. Еб, 1§22, с. 74, 80. . i
да. Человек для них но только существо религиозное, движимое любовью, еэ только существо рациональное, управляемое справедливостью, но я существо материальное /природное/, стремящееся к наслаждению. • Чувственная природа, по мнению русских идеалистов, сама по себе не зло, она этически нейтральна, а злом становится только тогда, когда препятствует развитию личности, когда затемняет высшее самосознание и самоосуществление. Нравственная задача» в их представлении, заключается не в ограничении чувственной жизни, а в её соединении о утверждением и развитием духовного "я".
Такая трактовка личности определяет и соответствующее понимание нравственного долга в русском этическом идеализме. Нравственный долг видится как самоосуществлениа личности, как развитие своего "я" до идеального совершенства. В развития своей личности человек видит цель жизни, свое предназначение, поэтому содпр.тщте нравственного долга соответствует интересам и склонностям личности.
Этический пдеализасзидел нравственную ценност» п достоинство человека в его внутреннем содержании. Моральность, в представлении русских идеалистов, есть прежде всего внутренняя работа над собой, делает моральны/ человек себя оам, причем стремление к ооверпенствованяю заложено я нем изначально, хотя сила и направленность этого стремления определяются условиями его жизни. Заннейгаая особенность русского этического идеализма состоят в том, что, по их убеждеют, нравственно ценное в человеке опредэляется не одобрением или осуждением других людей, :5е пользой для общества, вообще не внешним миром, а собственной духовной жизнью, согласием со своей внутренней
нравственной природой. Поэтому для всех представителей русского этического 'идеализма характерно резко отрицательное отношение к этическим системам, видящим моральность индивида в его вневней активности, общественной полезности или наилучшей приспособленности к окружающему миру. В целом для русского этического идеализма характерно то, что моральный интерес передвигается ,с внешней стороны на внутреннюю, с поступков и отношений на настроения и чувствования. Общим является требование к личности укреплять к сохранять ту моральную почву, которую каждый должен найти в себе самом, и которая для каждого имеет значение своеобразной, -неповторяющейся и бесконечной духовной вселенной.
В §,2 "О правящем начале жизни" анализируются взгляды С.Л.Франка на причины существования множества моральных систем. Он утверждает, что совокупность моральных идей к чувств может- быть сведена к ряду независимых }ц>уг от друга основных принципов. Каждый из¡последних,служит внутренней основой целой массы явлений морали и дает начата особой замкнутой системе морали, но сами эти принципы друг от друга не зависят и .•этому не обосновывают один другого. Наоборот, каждый из ик, в сачео^ве моральной аксиомы, вступает в коллизию со всег<а оста .кымл к ведет о' ними борьбу за абсолютное верховенство в Гор 'ве корали." Исходом огой барьбы можот быть либо полное пли часта чюе вытеснение, одним принципом всех других, либо распределен - между Ними власти на отдельные, компетенрик 'каждого пз кгзс. Б шожго даже я отсутствие всякого похода в столкновении различи : моральных принципов, вечная борьба моральных чувств в дуые -товека. На соотношение !сел отдельных принципов п
исход борьбы между ниш влияют природные задатки людей, обстоятельства их жизни, их личные настроения и настроегая общества, и эпохи в делом. С.Л.Франк в духе этического идеализма признает за личностью полную свободу в выборе верховного нравственного принципа.
В.С.Соловьев нопроо о правящем начале жизни связывает со спецификой нравственной мотивации. По его мнению, человек может делать добро помимо и вопреки всяким конкретным соображениям, ради самой идеи добра. В этом состоит кульминационная точка нравственности.1^
Русские философы-идеалисты, решительно высказываясь за понимание человека как существа религиозного, признавая божественное начало в человеке решающим, ставили вопрос о самостоятельности человека в его деятельности, т.е. о его свободе.--Этический идеализм в целом обозначает нравственную свободу как самоопределение личности, как то, что согласно с идеальным человеческим "я", что вытекает из его внутреннего существа. Свобода, в их представлении, является синонимом всего внутреннего духовного творчества человеческой личности. Это не означает, однако, абсолютной свободы воли. В нравственных действиях воля есть только определяемое, а определяющее есть идея добра, или нравственный закон,- всеобщий, необходимый и ни по содержанию, ни по происхождению своему от воли не зависящий.^ Совпадение в русском этическом идеализме субъективно-
1/ См. Соловьев B.C. Оправдание добра. Собр.соч., 2-е изд., т. УШ, с. 42.
2/ См. Соловьев B.C. Критика отвлеченных начал. Собр.соч., 1-е изд.,т. 2, с. IB9-I92; Булгаков С.II. Два грзда. Исследование о природе общественных идеалов. Т.П,М. ,19П,с.4У-49: Новгородцев П.И. Нравственный идеализм в филосо-ши пряна.-В кн.: Проблемы идеализма. М.,1905, с. 296; франк С.Л. Очерк методологии общественных наук. М.,1922, с. 108.
индивидуальных нобувдошй с объективно-моральными дозволяет выделить особую категорию моральных явлений, названную С.Л. Франком "виеким продуктом нравственного рлзвит:ш" - понятие морального права. Под моральным правом в этическом идеализме понимается субъективный интерес, запита которого субъекту не только разрешается, но и предписывается моральным законом в силу той объективной моральной ценности, которая присуща этому интересу. Обязанность осуществления этого права лежит не на окружающих людях, а на самом заинтересованном и управомоченном лице, так что его моральное право совпадает с его моральной обязанностью. Если моральный закон налагает обязанность любить и защищать истину, справедливость, человеческое достоинство, независимость, го при наличия самостоятельного, неморального стремления к ним он создает и моральное право на них - право на господство истины и справедливости в человеческих отношениях, на сохранение человеческого достоинства, на духовную свободу человека и т.п.
Понятие морального права фиксирует такие права человека, такие интересы его, которыми он не 'только не обязан, но и не имеет права жертвовать, говорит об обязанности человека устрашив все препятствия, лежащие на пути осуществления этих священных прав, об общественно-моральной деятельности, которая основана не на отречении от своего "я", а наоборот, на утверждении и развитчч глубочайших и челсзечнейших сторон этого "я".
Полагая основной, господствующей идеей этики идею саморазвития, самоосущсотплония "я", этический идеализм проводит различие медду пшгарвчеоЕям "я" и "я" духоншм, идеальным. Ценить и отстаивать свою человеческую личность нэ значит от-
стаивать все её многообразное эмпирическое содержание, в этом эмпирическом содержании есть много противоречащего самой идее личности, чудцо нашему истинному "я", нанесено со стороны. В человеке в результате его нравственных усилий происходит мучительный процесс освобождения "я" от низших побуждений, это и есть Выработка: личности, нравственное padBiirae.
Русские (философы-идеалисты подчеркивали важность не только внутренней нравственности, но и внешних её проявлений в конкретных поступках, реальных делах. Когда они говорят о ьгических принципах, речь у них идет не о чувствах, а о правиле действия.*/ По Соловьеву, добродетелен не просто тот, кто от природы надёлсн указанными личными качествг'ли, а прежде всего тот, кто неизменно поступает по правилам добродетели, даже не обладая при этом соответствующими природными свойствами или отличаясь противоположными.
Очень ценно понимание русскиш философами-идеалистами добродетелей не как абсолютных внутренних качеств человека, а становящимися таковыми в результате взаимодействия с окружающим миром, что близко современной марксистской трактовке моральных 'качеств личности.
В § 3 "О высшем благе" обращается внимание на то, что человек в русском этическом идеализме не есть обособленный индивид, а Часть собирательного целого, и что свое настоящее благополучие, положительный интерес своей жизни он находит в слу-
I/ См. Соловьев B.C. Оправдание добра. Собр.соч.,т. УШ, с. 100101; Франк С.Л. философия и жизнь. Этюдн и наброски по философии культуры. Спб, 1910, с. 125; Жуковский Д. К вопросу о моральном творчестве.- В кн.: Проблемы идеатизма. М. ,1.905, с. 518-519; Булгаков С.Н. От марксизма к идеализму. Спб, 1903, с. 261.
женич общему благу.
В параграфе анализируются причины критического отношения русски философов-идеалистов к рассуждениях о высшем благе в этике утилитаризма'и эвдемонизма. Русский этический идеализм считает, что ни эвдемонизм, ни утилитаризм не способен умеотитъ одновременно индивидуальное развитие личности и заботу о благополучии общества как необходимом условии собственного счастья, причем такую заботу, которая не только^ не исключает, но необходимо предполагает личный анализ и убежденные действия. Русские философы полагали, что такое совмещение возможно только в религиозно-идеалистической философии. Свое понимание верховного блага они тесно связывали с априорно существующим Божеством и идеальною природой человека.*''
Этический идеализм, признавая за человеком право на земное счастье, считает тем не менее невозможным сделать счастье целью жизни. Человек, в его представлении, находит свое высшее счастье в осуществлении чего-то ценного с точки зрения своей сознательной природы, т.а. осуществлении добра в своей воле, истины в своем познашш, красоты в своих чувствах. Качество счастья, таким образом, целиком определяется качеством объектов желания, а тем самым духовной природой человека.
Высшее нравственное благо в русском этическом идеализме представляется как утверждение личностью своего "я", как самоосуществление. Но не любое утверждение собственной личнос-
I/ См. Соловьев B.C. Оправданно добра. Собр.соч.,т. У1Е, с. 202: Твуоецкой O.U. Этика и доглатвка,- Собр.соч.,т. 2, М. ,1908, с. 148; Булю ков С.и. От марксизма к идеализму. С. ХУЛ; Трубецкой к.П. Лекщт 110 энциклопедии iroana. М., 1909, с. 39-40, 42.
ти есть.нравственное благо, а только такое, что ведет к её совершенству, к идеальному духовному состоянию. Абсолютный идеал нравственного совершенства не может быть выражен в терминах опыта, потому что является только ориентиром и эмпирически никогда не может бить полностью осуществлен. Для русских этпческих идеалистов нравственное развитие немыслимо без идетт верховной цели, которая должна осуществляться этим развитием. Но содержание нравственного блага, считали они, указать нельзя, ибо его невозможно выразить в терминах эмпирической действительности. Оно есть самоосуществление каждым своей личности, вечного абсолютного стремления человека к совершенству. НЪ этика может и должна, по мнению русских философов, указать условия осуществления нравственного блага. Это презде всего духовное состояние общества: признание за человеческой личностью безусловной ценности и права на самоопределение, признание её самоцелью, а не средством, и вместе с тем признание равноценности людей.
Общество с такими представлениями стремится в своем историческом развитии выражать принципы гуманности и справедливости. Но того абсолютно ценного содержания высшего блага, которым должна быть наполнена жизнь человека, признанного за самоцель, в эмпирической действительности указать нельзя, оно никогда не бывает сущим, оно есть вечный призыв к бесконечному развитию. Всякая попытка точнее определить абсолютное благо, долженствующее быть содержанием жизни человека-самоцели, по мнению русских идеалистов, неизбежно выводит за пределы мира опыта.
Рус с гай этический идеализм промалывает путь к перхопно-
му благу через эмпирическую жизнь в гуманном и справедливом обществе в индивидуальное сознание, развитое собственными усилиями до отождествления о ':я" и"еальнш, универсальным, называемом Божеством. Причем Божество мыслится не как что-то чуждое и внешнее для человеческого "я", чему это "я" Должно под-чшгаться, а как его собственный идеал окончательного совершенства.
В заключении указывается, что результатом исследования можно считать выявление■следующих моментов в понимании моральной личности русским этическим идеализмом:
1. Основная идея русской идеалистической этики конца Х1Х-нача-ла XX века - обоснование принципа человеческой личности как самоцели и абсолютной ценности. Нравственность понимается как проблема индивидуального сознания, прежде всего как проблема развития личности в человеке. Отношение же человека к другому человеку и окружающей действительности этически производно от отношения к самому себе. Обосновывается безусловное уважение
к человеческой личности, ее автономии и праву на самоопределение.
2. Провозглашается не любое утверждение собственной личности, а только такое, что ведет к её нравственному совершенству.
3. Нравственная проблема в русской идеалистической этике -проблема личности и исходная точка зрения - индивидуалистическая, но это не есть этика индивидуализма. Личность, "я", инди-< ьидуальность - главное, но под личностью понимается но её случайное эмпирическое содержание, а высшее духовное начало, универсальное духовное содержание.
4. Человек может существовав только в обществе, во взаимо-
действии с другими людьми. Но общество, общественное развитие являются ■ хотя и совершенно необходимом, но орудием нравственного развития челогеческой лшнгосги. Личности принадлежит этический /не социологический/ примат над обществом. Всякая новая форма общественности - новая форма производства соответствующей ей социальной организацией - должна быть оценена и оправдана как средство 'осуществления идеальной цели -естественных прав личности.
6. Выдвинут принцип неотчуждаемости личниг прав. Естественные права личности не поддаются расценке ни с точки зрения общественной пользы, общественного ли благополучия или чего-либо еще, о ira являются абсолютной ценностью.
G. Человеческое "я", в основе которого у всех людей лежит одна и та же духовная сущность, в жизни облекается в кровь и -плоть, поэтому оно долгою быть своеобразно, тлеть свои краски, словом, быть индивидуальностью.
7. Одной из основных задач нравственности русский этический идеализм считая развитие человеческой душ. В любых общественных условиях личность долйта уметь сохранять свою индивидуальность, защитить свой человеческий облик от любых попыток стереть и нивелировать его. БеличаЯлим нравственнтл преступлением очигали обезличение, измену своему "я" под давлением внешней силы.
8. Нравственней долг понимается как разлитие своего духовного "я" до идеального совершенства. В развитии своей личности человек видит ноль жизни, свое предназначение, поэтому содер^-л-ние нраветветшого дол1'а соответствует интересам личности.
Гуманистическая направленность, любовь и уналение к иэло-
веку реальному, эмпирическому. Чувственная природа сама по cede не есть зло, она этически нейтральна /но жизненно необходима/, она становится злом, лишь когда препятствует развитию личности, затемняет высшее самосознание и самоосуществление. Нравственная задача заключается не в ограничении жажды жизни, а в её соединении с утвервдекием я развитием духовного "я".
Результаты и материалы исследования отражены в следующих публикациях :
1. Владимир Соловьев о праве и нравственности.- В кн.: Обновление морали и перспективы этики. М.,1990, 0,2 п/л.
2. Соотношение индивидуального и универсального в понимании личности в русской идеалистической философии конца XIX-начала XX века.- Рукопись принята к депонированию в ШИОН АН СССР. 0,8 п/л.
' 3. Моральные качества личности в условиях совершенствования социалистического общества,- В кн.: Социалистическая мораль и задачи активизации человеческого фактора /Сборник научных статей. Отв. ред. В.Т.Ганжш/. МГУ, М.,1947, с. 57-66, 0,5 п/л. Рукопись депонирована в ШЮН АН СССР 8.02.88, деп. Л 32724.
4. У истоков русской революционно-демократической этики, В кн.: Этика: методология, история, критика /Сборник научных статей/. МГУ, М.,1982, с. 319-338, I п/л. Рукопись депонирована в 1Ш0Н АН CXF 4.01.84, деп. Л 1490.
Подписано и почать 3.12.90 'У-pi.nv 60хР<1Т/16 lieu. о:{с. И-612 Объем I уч.-глд п. Т.ТОО Злкпп/ДФБесплатно
Ротаприст MUCH им .8.8 .Kyff'i,r'ini|<i