автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.05
диссертация на тему: Моральный выбор
Введение диссертации2001 год, автореферат по философии, Гордяскина, Ирина Викторовна
Актуальность темы исследования. Понятие «выбор» - одно из наиболее употребляемых в обыденной жизни, в гуманитарных, общественных науках, публицистике, СМИ, педагогической практике. Вместе с тем на уровне философско-этического подхода все более очевидным становится разрыв с обыденными, прагматическими, контекстуально очерченными границами употребления этого понятия. Оформившись в рамках нравственной философии, понятие «выбор» еще не получило развитие в качестве этической категории.
Вопросы морального выбора, морального творчества, моральной рефлексии, поступка, несмотря на их актуальность в любое время, чаще всего были на периферии этического знания, философского, психологического осмысления. Поэтому необходимо специальное систематизирование идей, концепций, связанных с вышеназванными феноменами духовной жизни человека и общества.
Перед отечественной этической мыслью встает задача расширения границ своих исследований, и потому проблема морального выбора актуальна и для теории морали. Ее целесообразно решать с помощью ряда гуманитарных наук - философии, этики, психологии, культурологии, социологии и др. Здесь уместен, говоря словами М.М. Бахтина, диалог гуманитарного знания. Он актуален в современных условиях, как никогда.
Обращение к исследованию темы морального выбора обусловлено сложным характером современных социально-экономических, общественных процессов. В наступившем тысячелетии Россия переживает переломный период, когда произошло разрушение мировоззренческих, нравственных ценностей и ориентиров, а новые утверждаются с трудом.
В условиях переориентации общественного сознания проблема выбора приобретает особую практическую значимость, поскольку выбор поступков составляет ту ось в поведении людей, вокруг которой вращается вся их нравственная или безнравственная жизнь. Совокупность актов выбора в жизни личности выражает основное содержание всего ее нравственного опыта.
Обращение к освещению данной проблематики предполагает учет всего того, что уже стало достоянием в истории этики. Речь идет о трудах московских ученых и прежде всего А.И. Титаренко, В.Т. Ганжина, рано ушедших из жизни.
Ими внесен существенный вклад в разработку проблемы морального выбора в зависимости от философско-методологических ориентаций этической теории.
Правомерно и обращение к исследованию философской, этической мысли конца XIX - начала XX вв., в особенности, отечественной, для которой тема Человека, его выбора в жизни духовных, нравственных ценностей всегда были приоритетной. Другая особенность русской философско-этической мысли состоит в том, что она была ориентирована на проблематику, связанной с выбором исторического пути для России. Целостное рассмотрение проблем выбора на материалах западноевропейской и русской философии делает его актуальным для нас не только в плане восстановления невостребованных традиций, но и их дальнейшего укрепления и творческого развития.
Степень разработанности проблемы. Понятие «моральный выбор» анализируется диссертантом в связи с другими - «моральное творчество», «моральная рефлексия», «поступок». Однако такое видение темы практически отсутствует в научной литературе. Исходя из этого, весь комплекс исследований по данной проблеме, можно разделить на несколько групп.
К первой группе принадлежат работы, объектом изучения в которых выступает выбор. Пионером в разработке этой проблематики в советское время, является В.И. Бакштановский. В 1967 г. им была опубликована статья «Проблема выбора средств борьбы со злом (методологическая несостоятельность абстрактного гуманизма)». Через десять лет вышла его монография «Моральный выбор личности: цели, средства, результаты». В ней впервые моральный выбор личности рассматривался как акт нравственной деятельности в фазах целеполагания и целеосуществления с точки зрения целесообразности средств и адекватности результатов положительно-нравственным целям.
В 1980 г. был издан сборник статей, специально посвященный проблеме морального выбора. В нем приняли участие С.Ф. Анисимов, Л.Б. Волченко, В.Т. Ганжин, A.A. Гусейнов, В.Н. Назаров, Б.О. Николаичев,
A.П. Скрипник, Ю.В. Согомонов и др.
О выборе писали в связи с теми или иными проблемами дореволюционные отечественные философы и психологи: Ф.М. Достоевский, К.Ф. Жаков, И.И. Лапшин, С.А. Левицкий, Л.Н. Толстой, E.H. Трубецкой, Б.Н. Чичерин, Л. Шестов и др.
На Западе проблема выбора разрабатывалась экзистенциалистами Н. Аббаньяно, А. Камю, Ж.-П. Сартром и др.
Ко второй группе относятся исследования, посвященные проблемам морального творчества. Среди работ советского периода можно назвать лишь две диссертации - К.В. Фофановой «Качество жизни в аспекте морального творчества» и И.П. Ярославцевой «Проблема морального творчества в философии Фридриха Ницше». В дореволюционной России к этой теме обращались H.A. Бердяев, Б.П. Вышеславцев, Д.Е. Жуковский,
B.В. Зеньковский, С.А. Левицкий, Л.М. Лопатин, Д.Н. Цертелев и др.
Третий, наиболее обширный, блок исследований посвящен моральной рефлексии. В советской науке рефлексивный характер философского знания начал активно обсуждаться в 70-е - начале 80-х гг. Об этом свидетельствуют труды философов В.А. Лекторского, М.К. Мамардашвили, Э.Ю. Соловьева, B.C. Швырева и др. Из психологов к этой теме обращались Л.С. Выготский, В.П. Зинченко, Е.В. Золотухина-Аболина, С.Л. Рубинштейн,
М.Г. Ярошевский и др. Ими разрабатывались различные аспекты рефлексии, саморефлексии». Специально проблемой моральной рефлексии в аспекте выбора занимался В.Т. Ганжин. Следует также отметить, творчество М.М. Бахтина; выделить монографию A.A. Гагаева «Теория и методология субстратного подхода в научном познании» (1994), а также кандидатскую диссертацию Е.А. Курносиковой «Моральная рефлексия как феномен культуры» (1996). В дореволюционной России аспекты этой тематики находим в трудах М.И. Владиславлева, A.A. Ухтомского, К.Д. Ушинского и ДР
К четвертому блоку отнесены работы, в которых в той или иной степени рассматривается проблема поступка. Это труды западных авторов: В. Виндельбанда, Г. Зиммеля, Г. Лотце, Г. Когена, Г. Риккерта и др. В России данную тему разрабатывали Р.И. Александрова, B.C. Библер, Е.А. Богатырева, Н.К. Бонецкая, А.И. Введенский, H.A. Зверев, Н.И. Кареев, И.И. Лапшин, В.Л. Махлин, O.E. Осовский, А.П. Скрипник и др. Особая роль здесь принадлежит М.М. Бахтину.
Цели и задачи исследования. Целями диссертационной работы являются философский и психологический анализ природы и структуры морального выбора, выявление его нравственного потенциала и связи с другими феноменами морального сознания личности.
Реализация поставленных целей предполагает решение ряда взаимосвязанных задач:
1. анализ взглядов отечественных и западно-европейских мыслителей конца XIX - начала XX столетия на проблему морального выбора личности;
2. выявление параметров морального выбора личности в творчестве этиков советского периода;
3. рассмотрение концепции морального творчества и его роли в формировании морального выбора;
4. ретроспективный обзор исследований по вопросу взаимодействия моральной рефлексии и морального выбора;
5. определение сущности поступка и его места в структуре морального выбора;
6. раскрытие роли М.М. Бахтина в исследовании этических идей в творчестве Ф.М. Достоевского, как яркого представителя философии поступка;
7. нравственно-философский анализ роли духовных основ личности в определении механизмов выбора поступков;
8. описание моральных качеств личности в контексте морального творчества и моральной рефлексии как структурно-функциональных, ценностных ориентиров морального выбора.
Объектом исследования является понятие «выбор» как комплексная, интеграционная проблема философии, этики и гуманитарного знания вообще.
Предмет исследования - моральный выбор личности как феномен нравственного сознания и поведения человека в условиях многообразия форм их проявления и отражения в философско-этической теории и практике.
Научная новизна исследования. В работе обосновывается ряд положений и выводов, новизна которых, по мнению автора, заключается в следующем:
1. Впервые в современной российской этике проблема формирования морального выбора анализируется вне абсолютизации классовых, политических приоритетов. Обосновывается точка зрения, согласно которой выбор приобретает нравственный характер, когда в его основании лежат не столько принципы целесообразности и детерминизма, как это было в марксистской философии, сколько духовные ценности - Истина, Добро, Справедливость, Вина, Исповедь, Покаяние.
2. Проблематика морального выбора рассматривается в контексте диалога культур, диалога личностей, который способствует выявлению индивидуального творческого начала в конкретной ситуации и служит альтернативой бессодержательности, монологизму смысла жизни.
3. Автор предпринимает попытку иной интерпретации морального выбора, которая предполагает выход за пределы традиционных подходов, тяготеющих к расширительным аналогиям, подменяющим объяснение сущности выбора описанием видовых форм с помощью специфики мотиваций, побуждений, потребностей моральной свободы, ответственности и т.д. и тем самым сужающим подлинную логику данного феномена сознания и поведения личности.
4. Моральный выбор как самобытное явление духовного мира человека обусловлен, по мнению диссертанта, моральным творчеством, которое подразумевает активные ценностно-нравственные сознание и поведение личности вплоть до поступка. В то же время творчество заключает в себе некий элемент драмы. Творческая личность в силу особой структуры сознания может вступать в конфликт с внешней необходимостью -государственными, социальными, духовными целями.
5. Рефлексивный фактор мышления, лежащий в основе моральной деятельности, выступает одним из важнейших механизмов морального выбора, является, по мнению автора, специфической чертой философии многих отечественных мыслителей, которые связывали рефлексию с душой человека, его нравственными переживаниями, ценностными установками.
6. Категориальный анализ морального выбора основывается на следующих умозаключениях: моральный выбор является более объемным понятием, чем нежели поступок, который, в свою очередь, предстает базовым элементом нравственных поступков. В нем объективизируются мотивы, побуждения, ценностные ориентации и нормы. Моральный выбор поступка имеет интерсубъективный смысл, затрагивая всегда интересы другого человека.
Методологические и теоретические основания исследования.
Методологическую основу данного исследования составляют категории этики, философии, психологии, истории философии. В диссертации представлен анализ идей, концепций современных российских и отечественных мыслителей конца XIX - начала XX вв. по проблеме морального выбора и близких к нему понятий. В связи с этим в работе использовались следующие методы:
-исторической реконструкции, позволивший обнаружить формирование воззрений на проблематику, связанную с моральным выбором как в западно-европейской, так и в отечественной философско-этической мысли;
- аксиологический, способствующий выявлению значимости связей идей, выдвинутых советской этической наукой и отечественной философией культуры, с современностью, обоснованию их ценности;
- гуманитарного знания - диалог культур, благодаря чему стало возможным развитие идей о том, что любое событие человеческой жизни есть поступок, акт нравственного деяния в пространстве конкретности индивидуальной жизни в общении с другими.
Теоретическим основанием являются работы современных этиков Р.И. Александровой, Р.Г. Апресяна, В.Т. Ганжина, A.A. Гусейнова, О.Г. Дробницкого, E.J1. Дубко, А.П. Скрипника, А.И. Титаренко.
При написании диссертации использовались работы и зарубежных авторов: Т. Адорно, Н. Аббаньяно, М. Вебера, В. Виндельбанда, А. Камю, А. Понцио, Ж.-П. Сартра, М. Фриша, В. Хандли и др.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в разработке вопросов, поставленных самой практикой выбора ориентации, поступка в современной России. Философско-этическое понимание проблемы морального выбора может быть использовано в теории и практике педагогического образования и воспитания, а также при разработке лекционных курсов, спецкурсов, методологических материалов по истории этики и фило софии, эстетике, религиоведению, педагогике, культурологии и др.
Некоторые положения диссертации, могут быть применены для расширения и углубления взаимодействия гуманитарных наук - этики, философии, психологии с целью формирования комплексной теории изучения человека.
Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы данного исследования отражены в научных публикациях, а также в докладах на XXVII Саранских международных Огаревских научных чтениях (1999), XXVIII Саранских Огаревских научных чтениях, Масловских педагогических чтениях (2000).
Заключение научной работыдиссертация на тему "Моральный выбор"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В работе предпринята попытка поиска и разработок новых методов исследования, связанных с проблематикой морального выбора. Она традиционно мало была анализируема философской, этической мыслью. Тема эта привлекла внимание советских этиков только в 70 - начале 80-х гг. XX столетия. С тех пор она практически не разрабатывается. Отдавая должное работам тех лет, следует однако подчеркнуть, что авторы их вынуждены были придерживаться принципа монологизма. Он лежал в основе фетишизации марксистской теории и практики и потому «марксистская этика» должна была учитывать принципы целесообразности, классовости. Все, что относилось к сфере сознания, разносилось по рубрикам-«материализм - идеализм», «прогрессивное - реакционное», «советское -буржуазное».
На рубеже третьего тысячелетия обществоведческие, гуманитарные науки переживают кризис и выход из него видится в признании методологии гуманитарного знания, разработанного М.М. Бахтиным. Имеется ввиду диалог культур. В этой связи автор диссертации, отдавая должное наработкам по проблеме морального выбора в советское время, в особенности идеям А.И. Титаренко, В.Т. Ганжина, продолжает их идеи, но на новой теоретической и методологической основе. Прежде всего анализ морального выбора осуществляется в тесном творческом контакте с рядом гуманитарных наук - философией, психологией, культурологией и др. Без опоры на конкретные данные этих дисциплин нельзя эффективно разрабатывать нашу тему. Разумеется, обращение к ним усложняло задачу исследования морального выбора в этике и в то же время в какой-то мере облегчало. Речь идет о насыщении текста разнообразными авторскими подходами к различным проблемам, имеющими дискуссионный характер.
Для исследования морального выбора большой интерес представляет русская идеалистическая философская и этическая мысль конца XIX - начала
XX века. Автор опирался на работы H.A. Бердяева, Б. Вышеславцева, Д.Е. Жуковского, И.А. Ильина, JIM. Лопатина, Вл.С. Соловьева, E.H. Трубецкова, С.Л. Франка, и др. Ими оставлено богатое наследие, в котором первостепенное место занимает тематика, связанная с человеком, ориентированность к вечным нравственным проблемам «как человеку жить?», «в чем смысл жизни?». Они напрямую и опосредованно связаны с моральным выбором.
Автор диссертации учел пожелание авторов монографии «Моральный выбор» о необходимости преодоления разрыва между философией и психологией и обратился к анализу причин распада союза между этими важнейшими явлениями духовной культуры. С этой целью анализируются воззрения западноевропейских, американских, отечественных и современных мыслителей на данную проблематику. Именно союз гуманитарных наук может поставлять богатую аргументацию при анализе природы, структуры, механизмов морального выбора.
В качестве одного из них автор опирается на те источники, в которых идет речь о роли духовности при выборе мотивов, целей самого морального выбора. Сегодня духовность выступает в качестве особой парадигмальной формы, в которой ведутся конструктивные взаимодействия различных областей знания, затрагивающих в той или иной форме нашу проблематику. В духовности усматривается главная черта методологии. Именно в таком ключе писали русские философы А. Волынский, В. Зеньковский, И. Ильин, С. Левицкий, Л. Лопатин, П. Новгородцев, Вл. Соловьев, С. Франк, и др. Диссертант, анализируя идеи вышеназванных мыслителей, приходит к выводу о том, что их идеи о личности, ее свободе в выборе формировались в полемике с рационалистической этикой. Они выдвинули новую идею личности как конкретного и своеобразного существа. А многообразию и сложности духовной жизни они приписывали самостоятельную ценность.
В диссертации решается поисковая задача - уяснение роли морального творчества при решении проблем морального выбора. Целый ряд отечественных мыслителей высказывали интересные, благодатные идеи на сей счет, но они до сих пор были не востребованными гуманитарным знанием. Речь идет о Н. Бердяеве, Б. Вышеславцеве, Д. Жуковском, Л. Лопатине и многих др. Под моральным творчеством ими понимается чаще всего как искание абсолютной цели, смысла жизни, способность подниматься над областью рассудка, известного, достигнутого, привычного. Моральное творчество есть открытие нравственных ценностей. В этом отношении характерно творчество Эсхила, который в трагедиях уже поставил проблему ответственности за свой выбор. Он чаще всего присутствует при трагедийной ситуации и потому «уплотнен», говоря словами М.М. Бахтина моральным творчеством.
Моральный выбор в аспекте моральной рефлексии впервые был анализируем В.Т. Ганжиным. Им подчеркивалось, что корни моральной рефлексии многообразны. И им анализируются прежде всего идеи некоторых западных и советских психологов на сей счет. Этот материал интересен, не потерял своей актуальности и может быть анализируем и с позиций достижений современной психологии. Но поскольку В.Т. Ганжин не обращался к опыту отечественной философско-этической мысли, мы решили восполнить этот пробел. В этой связи значительными представляются воззрения В.Г. Белинского, М.И. Владиславлева, Л.С. Выготского, К.Д. Ушинского, М.Г. Ярошевского. Ими была поставлена проблема: как формируется в сознании, а точнее, в душе моральная рефлексия и как это связано со способностью осуществлять выбор. Данная тема нашла свое воплощение и в творчестве российских философов. У Вл. Соловьева в работе «Оправдание добра» понятие моральная рефлексия рассматривается в связи с проблемой самосознания, т.е. души и такими ее состояниями, как «самооправдание», «обман самосознания», «мнимое самосознание», «подпольное сознание». Подробно механизм формирования моральной рефлексии и влияние ее на моральный выбор рассматривался Е.Д. Жуковским, Л.М. Лопатиным.
Завершением морального выбора предстает поступок. Понятие первое более широкое, чем второе. Вместе с тем, поступок есть сердцевина морального выбора. В нем, как верно отмечалось А.И. Титаренко «сливаются идеальные побудители с реальным процессом объективации моральных ценностей» [138, 105]. Поступок, обладающий свойством ценности, заключает в себе определенную ориентацию в отношении других людей. Центром внимания нашего исследования выбрано творчество западноевропейских философов - М. Вебера, В. Виндельбанда, Г. Риккерта, в России М.М. Бахтина и Ф.М. Достоевского.
Особое внимание в диссертации уделено идеям немецкого философа В. Виндельбанда, изложенным прежде всего в работах «О свободе воли», «История философии» и др. Им абсолютизировалась роль «чистой этики», исходя из которой им анализируются такие понятия как воля, свобода, ответственность применительно к поступку. Методологией для него была ориентация на рациональность. Такой подход не устраивал М.М. Бахтина. В центре его внимания «первая философия», которую он называет нравственной философией. В ранней работе «К философии поступка» им подвергается критике «роковой теоретизм», присущий Канту и его последователям. При этом следует иметь ввиду, что Бахтин критикой теоретизма не ставил целью отрицание роли и значения теории, науки вообще, тем более теоретической философии. Им подвергнута оппонированию притязания на истину в последней инстанции в лице разума.
В нравственной философии Бахтина каждый феномен человеческой жизни воспринимался как феномен культуры и смысл бытия последней. Поэтому культура основывается на творчестве и означает именно творчество. В таком ключе анализируется им философское наследие Достоевского.
Анализ поступков, преступлений героев писателя позволили Бахтину сделать ряд выводов. Некоторые из них выглядят так. Во-первых, понятие «Другого» важнейшая составляющая философии поступка Ф.М. Достоевского. По М.М. Бахтину, ценностная насыщенность этического и эстетического предполагает анализ триединой категориальной структуры сознания, разработанная им же, - «я - для себя, я - для другого» и «другой -для меня». Весь секрет в том, что эти три категории сознания по-разному проявляются как в реальной жизни, так и в искусстве.
М.М. Бахтина увлекла нравственная философия Ф.М. Достоевского, где мерилом поступка человека и общественных явлений были духовные абсолюты: совесть, вина, покаяние, добро, любовь, красота, выработанные мучительным и долгим путем как протест против зла, насилия в любых формах и проявлениях.
Новаторство М.М. Бахтина относительно нравственной ответственности как критерия поступка можно усматривать еще и в том, что эта категория составляет ядро разработанной им концепции гуманизма. Личная ответственность не может быть ограничена, ограждена какими бы то ни было внешними детерминантами - экономическими либо социальными.
В ответственном поступке сочетаются самостоятельность, неслиянность, неалиби. Ответственность должна быть не только за себя, но и за другого и перед другим. Это и есть подлинный гуманизм.
Список научной литературыГордяскина, Ирина Викторовна, диссертация по теме "Этика"
1. Аббаньяно H. Введение в экзистенциализм. - СПб.: Алетейя, - 1998. -507 с.
2. Адорно Т.В. проблемы философии морали. -М.: Изд-во «Республика»,- 2000. 239 с.
3. Августин А. Дополнительное и сопутствующее // Таранов П. Звезды мировой философии. Философия сорока пяти поколений. -М.: Изд-во «Аст»,- 1999.-656 с.
4. Александрова Р.И., Белкин А.И. Философия образования российского зарубежья: духовно-нравственные искания // российское зарубежье. Образование, педагогика, культура 20-50 годы XX века. Саранск, - 1998. -С. 42-50.
5. Александрова Р.И. Нравственная философия и творческое наследие М.М. Бахтина. Саранск: Изд-во Мордовского университета, - 1995. - 173 с.
6. Анисимов С.Ф. Мораль и поведение. М.: «Мысль», - 1979. - 142 с.
7. Бакштановский В.И. Моральный выбор личности: цели, средства, результаты. Томск: Изд-во Томского университета, - 1977. - 200 с.
8. Бакштановский В.И. Проблема выбора средств борьбы со злом. // Актуальные проблемы марксистской этики. Тбилиси, - 1976. - 244 с.
9. Бандзеладзе Г.Д. К вопросу о структуре учебника марксистской этики // Актуальные проблемы марксистской этики.- С. 464-476.
10. Батищев Г.С. Философская концепция человека и креативности в наследии С.Л. Рубинштейна. //Вопр. философии. 1989, - №4. - С. 96-109 с.
11. Батищев Г.С. Диалектика и смысл творчества // Диалектика рефлексивной деятельности и научное познание. Ростов н/Д, - 1983. - 240 с.
12. Бахтин М.М. Архитектоника поступка // Социологические исследования. 1986, - № 2. - С. 168.
13. Бахтин М.М. К философии поступка. // Бахтин М.М. Работы 20-х гг. Киев: Изд-во «НЕХСТ», 1994, С. 9-68.
14. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Советская Россия, - 1979. - 445с.
15. Бахтин М.М. Проблема текста // Эстетика словесного творчества. М.: «Искусство», 1986. С. 297-325. 445 с.
16. Бахтин М.М. Смысловое целое героя // Бахтин М.М. Работы 1920-х годов. 199-237 с.
17. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. С. 30.
18. Белинский В.Г. Статьи и рецензии // Белинский В.Г. Соч.: В 13 тт. -Т.4. М.: Изд-во АН СССР, 1955.-674 с.
19. Бердяев H.A. Откровение о человеке в творчестве Достоевского // О Достоевском. М., - 1990. - 233 с.
20. Бердяев H.A. О рабстве и свободе человека. // Творчество и объективация. Минск: «Экономпресс», 2000. С. 9-138. - 304 с.
21. Бердяев H.A. Смысл творчества. М.: Изд-во «Правда», -1989. - 605с.
22. Бердяев H.A. Творчество и объективация. Минск: Изд-во «Экономпресс», 2000. 304 с.
23. Бердяев H.A. Философия свободного духа. М., 1994. - 480 с.
24. Бердяев H.A. Этическая проблематика в свете философского идеализма // Проблемы идеализма. М., - 1900. - 91-36 с.
25. Библер B.C. Нравственность. Культура. Современность. М.: Изд-во «Знание», 1990. - 64 с.
26. Бонецкая Н.К. Бахтин и традиции русской философии // Вопр. философии. 1993, - №1. - С. 83-93.
27. Бонецкая Н.К. «Поэтика культуры» или онтология? // Бахтинский сборник. М.: Лабиринт, - 1997.- С. 297-300. - 306 с.
28. Бонецкая Н.К. Проблема авторства в трудах М.М. Бахтина. // Studia Slavica Hung 31.1985. Akademiai Kiado, Budapest. - 108 s.
29. Боннар А. Греческая цивилизация. M.: «Искусство», 1992. - 330 с.
30. Бочаров С.Г. Событие бытия // Беседы В.Д. Дувакина с М.М. Бахтиным. М.: «Прогресс», 1996. - 342 с.
31. Братусь Б.С. Возможна ли нравственная психология // Человек. -1998.-№1.-С. 57-63.
32. Братусь Б.С. Опыт обоснования гуманитарной психологии // Вопр.психологии, 1990. - № 6. - С. 9-17.
33. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. СПб., 1892. -Т.7.-С.
34. Васильев В.В. Кант: «Пробуждение от догматического сна» // Вопр. философии. 1999. - №1. - С. 83 - 105 с.
35. Вебер М. Основные социологические понятия // Вебер М. Избр. произв.- М.: «Прогресс», 1991. - 630с.
36. Виндельбанд В. История философии. Киев: «Ника- Центр», «Вист-С»,- 1997. 560 с.
37. Виндельбанд В. О свободе воли // Избр. : Дух и история -М.: Юрист, 1995,- 687 с.
38. Владиславлев М.И. Лекции СПб., 1880. - 486 с.
39. Владиславлев М.И. Психология. СПб. - 1881. - Т. 1. - 640 с.
40. Воеводский Л. Каннибализм в греческих мифах. СПб. - 1874. - 120 с.
41. Волкогонова О.Д. Специфика иррационализма Л.И. Шестова // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7. Философия. 1997. - №3. С. 16-25.
42. Волынский А. Нравственная философия гр. Льва Толстого // Вопр. философии и психологии. 1890, - Кн. 5. - С. 26-45.
43. Воробьев Л.И. Гуманитарная психология: предмет и задачи // Вопр. психологии. 1995, - №2. - С. 19-31.
44. Выготский Л.С. Педология подростка // Выготский Л.С. Соч.: В 4-х тт.- Т.4. -М.: Наука, 1984.-241 с.
45. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса. М.: Республика, -1994. - 368 с.
46. Гаврюшин Н.К. Русская философская симфония // Смысл жизни Антология. Издательская группа «Прогресс-Культура», 1994. С. 7-18.
47. Гагаев A.A. Теория и методология субстратного подхода в научном познании. Саранск. Изд-во Морд, ун-та, - 1994. - 308 с.
48. Гальперин П.Я. К вопросу об инстинктах у человека. // Вопр. психологии. 1976, - №1. - С. 28-37.
49. Ганжин В.Т. Моральная рефлексия и выбор. // Моральный выбор. с. 190.
50. Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет в 2-х тт. Т. 1. - М., 1972.-608 с.
51. Гегель Г.В.Ф. Философия духа // Гегель Г.В.Ф. Соч. В 14-тт. Т. 4. -М.: Соцэкгиз, - 1959. - 372 с.
52. Гегель Г.В.Ф. Философия истории // Соч.: в 14 тт. Т.8. - М., - 1935. — 470 с.
53. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. М.: «Мысль», - 1974, -Т. 1.-452 с.
54. Гегель Г.В.Ф. Эстетика. В 4-х тт. Т.1. - 1968. - с.Гинзбург JI. Претворение опыта. - М., - 1991. - 240 с.
55. Гносеология в системе философского мировоззрения. М.: Наука, -1983.-360 с.
56. Гуревич П.С. Космос культуры // В. Виндельбанд. О свободе воли // Избр. Дух и история . С. 671-680.
57. Гуревич П.С. Проблема Другого в философской антропологии М.М. Бахтина. // М.М. Бахтин как философ. М.: Наука, - 1992. - С. 86-96.
58. Гусейнов A.A., Апресян Р.Г. Этика. М.: «Гардарика», -1998. - 470 с.
59. Даль В.Н. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: «Русский язык», - 1981. - Т. 1. - 699 с.
60. Диалектика рефлексивной деятельности и научное познание. Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, - 1983. - 240 с.
61. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы // Достоевский Ф.М. Соб. соч. в 10 тт. Т.10. - М.: Государст. изд-во художественной литературы. - 1958. -313 с.
62. Дубко E.J1. Риск морального выбора // Моральный выбор. С. 82-96.
63. Жаков К.Ф. Принцип эволюции в гносеологии, метафизике и морали. -СПб, 1907.-230 с.
64. Жуковский Д.Е. К вопросу о моральном творчестве // Проблемы идеализма. М., 1902. - С. 504 - 520 с.
65. Зверев Н.А К вопросу о свободе воли // Вопр. филос. и психол. М., 1890.-Кн. 2.-103 с.
66. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антроплогии. М.: «Школа-Пресс», - 1996. - 272 с.
67. Зинченко В.П. Как возможна поэтическая антропология? // Человек. -1994.-№6.-С. 11-32.
68. Зинченко В.П. Наука неотъемлемая часть культуры? // Вопр. философии. - 1990, - № 1. - С. 33-50.
69. Зинченко В.П. Проблемы психологического развития (читая О. Мандельштама) // Вопр. психологии. 1992. - № 3-4. - 60 с.
70. Зинченко В.П. Рассудок и разум в контексте развивающегося образования // Человек. 2000. - №4. - С. 16 - 29с.
71. Златоуст И. Беседы на деяния Апостольские XXIV. М.: Изд-во «Посад», 1994.-478 с.
72. Знаков В.В. Типы понимания правды о негативных явлениях // Психолог, журнал. 1991, №3. - Т.12. - С. 15-29.
73. Зотов А.Ф. Генрих Риккерт и неокантианское движение // Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М.: Изд-во «Республика», - 1998. -413 с.
74. Ильин В.Н. Житие Преподобного Серафима Саровского. Париж. -1930.-246 с.
75. Ильин И.А. О грядущей России. Избранные статьи. М.: Воениздат, 1993.-368 с.
76. Ильин И.А. Поющее сердце // Наш современник, 1991. - №6. - С. 164 — 180 с.
77. История религии. М., - 1991. - 235 с.
78. Камю А. Письма к немецкому другу / Изнанка и лицо: сочинения. -М.: ЭКСМО Пресс, - Харьков: Фолио, - 1998. - С. 259. - 864 с.
79. Камю А. Чума / Избранные. -М.: Правда, 1990. - 479 с.
80. Камю А. Шведские речи / Изнанка и лицо: сочинения. М.: ЭКСМО -Пресс, - Харьков: Фолио, - 1998. - С. 630. - 864 с.
81. Кант И. Наблюдения над чувством прекрасного и возвышенного // Кант И. Соч. в 6-ти тт. Т.2. - М.: «Мысль», - 1964. - 510 с.
82. Кант И. Основы метафизики нравов // Кант. И. Лекции по этике. М.: Изд-во «Республика», - 2000. - 282 с.
83. Кант И. Соч. в 6 тт. Т. 4. 4.1. - М.: Мысль, - 1965. - с.
84. Карпов А. Религиозно-философские идеи и личность Б.Н. Чичерина в свете его воспоминаний // Путь орган русской религиозной мысли. Издание религиозно- философской академии. - Париж. Октябрь, - 1930, - №24. С. 98110.
85. Карякин Ю.Ф. Достоевский и канун XXI века. М.: Советский писатель, - 1989. - 656 с.
86. Киссель М.А. Историческое сознание и нравственность. // М.: «Знание.» 1990. - №3. - 64 с.
87. Клюзова М.Л. Этический рационализм Л.Н.Толстого. Автореферат дисс.канд.филос.наук. -М, 2000. - 21 с.
88. Коган Л.Н. Гегель и Шекспир: проблема активности личности // Вопр. филос. 1985, - №6. - С. 96 - 106 с.
89. Кон И.С. Открытие «Я». М.: Политиздат, - 1978. - 367с.
90. Красников А.Н. Почему молчал Авраам? // Вестн. Моск. ун-та, сер. 7. Философия. 1992, - №5. - С. 24-34.
91. Краткая философская энциклопедия. М.: -Мысль, - 1994. - 575 с.
92. Курабцев В.Л. Иерусалим Льва Шестова // Вестн. Моск. ун-та.Сер.7. Философия, 1991, - №5. - С. 56-75.
93. Курносикова Е.А. Моральная рефлексия как феномен культуры. Дисс. канд философ, наук. Саранск, - 1996. - 190 с.
94. Кьеркегор С. Страх и трепет. М.: Изд-во «Республика», - 1993. - 383 с.
95. Кюльпе О. Современная психология мышления. // Новые идеи в философии. СПб, - 1914. - С. 43-83.
96. Ланц Г. Свобода и сознание // Логос. 1914. - Т.1. Вып.1. - С. 10-37.
97. Лапшин И.И. «Проблема чужого я» в новейшей философии. СПб, -1910. - 210 с.
98. Лапшин И.И. Философия изобретения и изобретение в философии. -М.: «Республика», 1999. - 399 с.
99. Левин Г.Д. Свобода воли. Современный взгляд // Вопр. философии. -2000,-№6. -С. 71-81.
100. Левицкий С.А. Трагедия свободы. М.: «Канон», - 1995. - 512с.
101. Лопатин Л.М. Нравственное учение Канта // Вопр. филос. и психол. -М,- 1890,- №5. -С. 57-80.
102. Лопатин Л.М. Положение этической задачи в современной философии. Вступительная лекция, читанная в здании Политехнического музея 4 декабря 1889 г.-65 с.
103. Лопатин Л.М. Теоретические основы нравственной жизни // Вопр. филос. и психол., 1890. - Кн. 5. - С. 34-83.
104. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М. Изд-во Политической литер. - 1991. - 525 с.
105. Лотце Р.Г. Основания практической философии. СПб, - 1882. - 260 с.
106. Мамардашвили М.К. О философии // Вопр. философии, 1990. - №5. -С. 3-19.
107. Мамардашвили М.К., Соловьев Э.Ю., Швырев B.C. Классика и современность: две эпохи в развитии буржуазной философии // Философия и наука. М., - 1972. - 423 с.
108. Митин H.A. Против течения. Жизнь и творчество Л.М. Лопатина // Вестн. Моск. ун-та, сер.7. Философия. 1992, - № 4. - С. 35-45.
109. Мотрошилова Н.В. Путь Гегеля к «Науке логики». М., - 1984. - с.
110. Мудрагей Н.С. Вещь в себе: от непознаваемости к узнаваемости (Кант -Шопенгауэр) // Вопр. философии, 1999, - №1. - С. 106-123 .
111. Ненасилие: философия, этика, политика. М.: Наука, 1993. - 188 с.
112. Несмелов В.И. Вопрос о смысле жизни в учении новозаветного откровения // Смысл жизни. Антология / Сост. общ. ред., предисловие и прим. Н.К. Гаврюшина. М.: Издательская группа «Прогресс- Культура», -1999. - 592 с.
113. Ницше Ф. Веселая наука // Ницше Ф. Соч. в 2-х тт. Т 1. - М.: Мысль, 1990.-709 с.
114. Ницше Ф. О пользе и вреде истории для жизни. Сумерки кумиров. Утренняя заря: Сборник. М: ООО «Попурри», - 1999. - с.
115. Новгородцев П.И. Идея права в философии Вл. С.Соловьева (речь, произнесенная на торжественном заседании психологического общества в память Вл.С. Соловьева 2-го февраля 1901года) // Вестн. Моск. ун-та, сер. 7. Философия. 1992, -№3. - С. 75-84.
116. Нравственная жизнь человека. Искания. Позиции. Поступки. М.: «Мысль», - 1982. - 295 с.
117. Платонов А. Город Градов. / Платонов: Избранное. М.: Московский рабочий, 1988. - С. 397-426.
118. Поппер К. Открытое общество и его враги. Чары Платона // Международный фонд «Культурная инициатива»:Soros Foundation (USA). -М., 1992.-Т. 1.- 440 с.
119. Проблемы рефлексии в научном познании // Куйбыш. ун-т. Куйбышев, 1883.- 160 с.
120. Пул Б. Роль М.И. Когана в становлении философии М.М. Бахтина // Бахтинский сборник // М.: Лабиринт, 1997. - С.162-181. - 400 с.
121. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М.: Изд-во «Республика», - 1998. -413 с.
122. Риль А. Современная философия: Введение и характер главных течений // Энциклопедическая библиотека. СПб., - 1904. - С. 9-41.
123. Рубинштейн С.Jl. Бытие и сознание. О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. М.: Изд-во АН / АПН СССР, - 1957.-328 с.
124. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., - 1973. - с.
125. Русская идея: Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века // О России и русской философской культуре. М., - 1990. - 271 с.
126. Сабиров В.Ш. Русская идея спасения. СПб: Изд-во СПб. ун-та, -1995.- 152 с.
127. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм это гуманизм / Тошнота: Избр. произведения. - М.: Республика, - 1994. - 496 с.
128. Селиханович А. Психология нравственных переживаний. Киев, -1913.-30 с.
129. Скрипник А.П. Моральное зло. М.: Изд-во Политической литературы, - 1992.-351 с.
130. Словарь по этике. Под. ред. О.Г. Дробницкого и И.С. Кона. М.: Изд-во политической литературы, - 1970. - 447 с.
131. Соловьев Вл. С. Критика отвлеченных начал // Соловьев Вл. Соч. в 2-х тт.-Т.1.-С. 581-832.
132. Соловьев Вл. Оправдание добра. Нравственная философия // Соловьев Вл. Соч. в 2-х тт. Т. 1. - М.: Мысль, - 1990. - 588 с.
133. Степун Ф.А. Жизнь и творчество // Сборник. М., 1957,.- Т.1. - с.
134. Струве П.Б., Франк С.Л. Очерки философии культуры // Полярная звезда. 1905, - №1-2. - С.13-27.
135. Субботский Е.В. Психология отношений партнерства у дошкольников. -М.: МГУ, 1976.- 144 с.
136. Титаренко А.И. Антиидеи. М: Политиздат, -1976. - 399 с.
137. Титаренко А.И. Поступок и нравственная мотивация выбора // Моральный выбор, с. 97-136.
138. Титаренко А.И. Сущность поступка и его место в структуре морального выбора // Моральный выбор .
139. Толстой JI.H. Воскресение // Толстой JI.H. Собр. соч. В 12 тт. - T.l 1. -М.: «Художественная литература», 1975. - 488 с.
140. Топуридзе Е.И. Человек в античной трагедии. Тбилиси: Изд-во «Мецнисреба», - 1984. - 120 с.
141. Трубецкой E.H. История философии права. Киев, - 1906. - 210с.
142. Трубников H.H. От зверя к Богу (читая «Смысл истории» H.H. Бердяева) // ОН. 1995, - №5. - С. 142-154.
143. Туган-Барановский М.И. Нравственное миросозерцание Достоевского // О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881-1931 годов.- С.
144. Успенский Г.И. Выпрямила. // Успенский Г.И. Теперь и прежде. М.: «Советская Россия», с. 243-265.
145. Ушинский КД. Педагогические сочинения. В 6-ти тт. Т.5. -М.: 1990. -528 с.
146. Федоренко Г.Н. Мировоззрение как категория философии и феномен сознания. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. Краснодар, - 2000. - 23 с.
147. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. Т.1. - 4.2. - М.; Изд-во «Правда», - 1990. - 687с.
148. Фофанова К.В. Качество жизни в аспекте морального творчества. Автореф. дисс.канд философ, наук. Саранск, - 1997. - 15 с
149. Франк C.JI. Душа человека // Франк C.JI. Предмет знания об основах и пределах отвлеченного знания. СПб.: Наук, - 1995. - 665 с.
150. Франк C.JI. Реальность и человек. СПб: Изд-во Русского Христианского гуманитарного института, - 1997. - 448 с.
151. Франк C.JI. Смысл жизни // Смысл жизни Антология. М.: Издательская группа «Прогресс-Культура», - 1994. - 592 с.
152. Фриш М. Назову себя Гантенбайн. СПб.: Азбука, -1997. - 496 с.
153. Хвостов В.М. Очерк истории этических учений. М., 1913. - 282 с.
154. Хьелл Л., Зиглер Д. Теория личности. Москва - Харьков- Минск, -1997.-608 с.
155. Цертелев Д.Н. Нравственная философия графа Л.Н. Толстого. СПб., -1898.- 158 с.
156. Чаадаев П.Я. Философические письма к даме. М.: Изд-во: Захаров, -2000,- 157 с.
157. Челпанов Т.П. О современных философских направлениях. Киев, -1902.-210 с.
158. Швырев B.C. Анализ научного познания: основные направления, формы, проблемы. М.: Наука, -1988. - 175 с.
159. Шестов Л. Афины и Иерусалим // Шестов Л. Соб. соч. в 2-х тт.- Т.1. -М.: Изд-во Наука, 1993. - С. 317-338.
160. Шестов Л. Власть ключей // Соч. в 2-х тт. Т.1. - М.: Наука, -1993. -667 с.
161. Шестов Л. Достоевский и Ницше (философия трагедии) // Шестов Л. Избр. соч. М.: Ренессанс, -1993. - 512 с.
162. Шитов С.И. Философия трагедии Льва Шестова // Вестн. Моск. ун-та, сер. 7. Философия. 1993, - №2. - С. 35-42.
163. Шопенгауэр А. Две основные проблемы этики // Шопенгауэр А. Афоризмы и максимы: Соч. М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО - Пресс; - Харьков: Изд-во «Фолио», - 1998. -736 с.
164. Эсхил. Прометей прикованный // Древнегреческая трагедия. -Новосибирское книж. изд-во, 1993. - 150 с.
165. Юнг К.Г. Об отношении аналитической психологии к поэтико-художественному творчеству // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX- XX вв. М.: -1987.- С. 214-231. -509 с.
166. Яковенко Б.В. Вильгельм Виндельбанд // Вильгельм Виндельбанд. Избр. Дух и история. Юрист. М., - 1995. - 670 с.
167. Яковлев Е.Г. Эстетика молчания, тишины и света // Вестн. Моск. ун-та, сер. 7. Философия, 1993, - №2. - с. 50-62.
168. Ярославцева И.П. Проблема морального творчества в философии Фридриха Ницше. Автореф. дисс. канд. философ, наук . М., -1988. -22 с.
169. Ярошевский .М.Г. Переживание и драма развития личности (Последнее слово JT.C. Выготского) // Вопр. философии. -1993, №3. - С.82-91.
170. Ясперс К. Истоки истории и ее цель. Вып. 1-2. М., 1992. - 527 с.
171. Handley В. Bakhtin and Lacan: the ethics of subject creation // Proceedings of the Int. Bakhtin Conf. Manchester, 1991. p. 705-800.
172. Humanism of the other man in Bakhtin and Levinas // Ibid. p. 170-181.
173. Wund W. Ethik. Eine Untersuehung der sachen und vesutze des sitlichen zebens Stuttgart, - 1912.- 325 s.