автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему: Потребность личности в свободе как общественное явление
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Рогулев, Александр Иванович
ВВЕДЕНИЕ
Глава I. ПОТРЕБНОСТЬ В СВОБОДЕ И ЕЁ МЕСТО В СИСТЕМЕ
ПОТРЕБНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ
Глава П. ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРШ ПОТРЕБНОСТИ ЛИЧНОСТИ
В СВОБОДЕ
Глава Ш. ПОТРЕБНОСТЬ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
В СВОБОДЕ.
Введение диссертации1984 год, автореферат по философии, Рогулев, Александр Иванович
Актуальность темы исследования. Одной из главных задач строительства коммунизма является формирование нового человека, поскольку "революционное преобразование общества невозможно без изменения самого человека. И наша партия исходит из того, что формирование нового человека не только важнейшая цель, но и непременное условие коммунистического строительства".* Советский человек, как отмечалось на ХОТ съезде КПСС, добросовестный труженик, человек высокой политической культуры, патриот и интернационалист, но "это не значит, конечно, что мы уже решили все вопросы, связанные с формированием нового человека. р
Задач здесь стоит перед нами немало". В ряду этих задач Baa's ное место занимает формирование у личности потребностей. Отсюда важность изучения потребности в свободе, цроцесса её формирования и удовлетворения.
По мере продвижения к коммунизму значение активности личности возрастает. ХНУ, ХХУ, ХШ съезды КПСС, последующие пленумы ЦК КПСС все большее внимание уделяют вопросам повышения сознательности, самостоятельности, инициативы, дисциплины, ответственности, раскрытию творческих возможностей, всестороннему развитию человека, формированию у него разумных потребностей.
1. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983 г. -М.: 1983, с.27.
2. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. -М. 1981, с.63.
3. См.там же.
Весь этот комплекс проблем связан с потребностью личности в свободе, занимающей важное место в системе потребностей, формируемых в процессе воспитания.
Степень разработанности проблемы. Несмотря на отсутствие работ классиков марксизма-ленинизма, посвященных непосредственно проблеме свободы личности, мы находим в их произведениях освещение различных аспектов названной проблемы, в том числе и потребности в свободе личности. Последняя связана с сущностью человека1 вследствие чего исследователи проблемы человека так или иначе затрагивают интересующий нас вопрос. Это прослеживается в работах Абульхановой-Славской К.А., Ананьева В.Г., Ануфриева Е.А., Арефьевой Г.С., Артемьевой Т.Н., Афанасьева В.Г,, Батенина С. С., Батшцева Г.С., Бережного Н.М., Буевой Л .П., Гри-горьяна Б .Т., Давидовича В.Е., Какабадзе З.М,, Кемерова В.Е., Ковалева С.М., Когана Л.Н., Косолапова Р.И., Любутина К.Н., Мокроносова Г.В., Мысливченко, Ойзершна Т.И., Орлова Г.П., Орлова В.В., Панцхавы И.Д., Плотникова В.И., Семенова B.C., Смирнова Г.Л., Федосеева П.Н., Фролова И.Т. и др.
Вопросы свободы находятся в центре внимания многих современных советских исследователей-марксистов. Изучена взаимосвязь таких вопросов как: необходимость и свобода /Дж.А.Ахмедош, О.М. Бакурадзе, В.П.Голубенко, В.Ф.Паркин/; свобода и ответственность /Р.И.Косолапов, В.Марков, А .Ф.Пахотный, Э.И.Рудковский, Головко Н.А./; личность, общество, свобода /Баллер Э.А., Бычко И.В., Ефимов В.Т., Кряжев П.Е., Сохань Л.В., Спиркин А.Г., Тугаринов В.П., Шахназаров Г.Х., Шубняков Б.П./; свобода, отчуждение, гуманизм /Бережной Н.М., Кешелава В.В., Нарский И.О., Попов С.И./; социальный прогресс и свобода /Николаева Л.Н., Скворцов Л.В./; свобода и труд /Давидов Ю.Н., Косолапов Р.И./; свобода и формирование нового человека /Баланчивадзе Р.Г., Ковалев С.М., Смирнов/; свобода и социалистический образ жизни /Бутенко А.П., Вишневский С.С,, Смирнов Г.Л./ и других аспектов свободы.
Проблемы свободы личности в капиталистическом обществе рассматриваются в трудах Г.Аптекера, Я.Кэндзюро, С.Ниринга, И Л.Антоновича, Ю.А.Замэппшна, Л.В.Скворцова и др. Вышли в свет монографии И.И.Логанова, К.М.Никонова, Н.И.Рубцова, В.И. Стемпковской, В.П.Степанова, посвященные анализу свободы личности в социалистическом обществе.
Исследование проблемы свободы предполагает выяснение следующих вопросов: чья свобода, для кого свобода? Вне общества, человека о свободе говорить не имеет смысла: свободен может быть только субъект - носитель целенаправленного действия, в качестве которого выступает человек, социальная группа, класс, общество, человечество.
Свобода от чего? Субъекту противостоит необходимость. Взаимодействие субъекта с этой необходимостью рассматривается в трех сферах: отношение субъекта к природным силам, к социальным силам и к самому себе. Свобода заключается в господстве субъекта над природными, общественными силами и над самим собой.
Как осуществляется свобода? Она осуществляется путем познания объективных законов и их использования в деятельности субъекта.
Проблема свободы будет освещена неполно, если не ответить на вопрос: для чего свобода? Этот аспект свободы не может рассматриваться без решения вышеназванных вопросов. Намеченная наш для исследования проблема потребности в свободе в центр своего внимания и ставит "свободу для".
Б нашей работе субъектом в свободе потребности выступает личность /человек в качестве личности/. Б марксистско-ленинской литературе существует множество подходов к определению личности^, которые носят не альтернативный, а взаимодополняющий характер. На наш взгляд^наиболее адекватным пониманием личности является позиция исследователей, рассматривающих её как меру социального в человеке, как активный творческий субъект^, преобразующий природную, социальную среду своего существования и самого себя и выделяющих личность на уровне единичного / конкретные эмпирические личности/, особенного /личность как социальный тип/ и всеобщего /личность вообще или личность родового человека/. Б данном случае личность и свобода оказываются неразрывными: свобода выступает как сущность личности. На этом сходятся те исследователи, которые пишут по цроблемам личности, так и о исследующие вопросы свободы человека0.
1. См.: Добрынина В.И., Хорошилов В.А. Марксистское учение о личности. Философские науки, 1975, № 2/3.
2. См.: Грамши А. Избранные произведения в трех томах.М., 1959, т.З, с.43, Кемеров В.Е. Проблема личности: методология исследования и жизненный смысл, М., 1977, с.226, Абишев К. Человек. Индивид.Личность. Алма-Ата, 1978, с.85, Философский энциклопедический словарь. М., 1983, с.314-315, Марксистско-ленинская теория исторического процесса. Исторический процесс: целостность, единство и многообразие, формационные ступени. М., 1983, с.140-141 и др.
3. См.там же, а также Мысливченко А.Г. Человек как предмет философского познания. М., 1972, с.Щ,
Проблема потребностей активно разрабатывается в современной марксистско-ленинской литературе. Её исследуют экономисты*, психологи2, социологи и философы3.
Одним из наиболее важных аспектов проблемы потребностей является вопрос о их природе: одни авторы утверждают, что потребности только объективны, другие - только субъективны, третьи полагают, что потребности объективно-субъективны^. Нам представляется наиболее обоснованной последняя точка зрения. Потребности не только объективно обусловлены, но и сама личность как носитель потребностей выступает субъектом их формирования.
В философской литературе различают потребности личности и личные потребности.
1. См.работы Мижинской Э.Ф., Бадаева В.В., Евстигнеевой Л.П., Левина Б.М. и других.
2. См.работы Ковалева А.Г., Платонова К.К. Ананьева Б.Г., Ковалева С.М., Обуховского К., Мясшцева В.Н., Фортунатова Г.А., Петровского А.В., Симонова П.Ф., Джидарьяна Б.Й., Нельги А.В., Леонтьева А.Н. и др.
3. См.работы Довбуша Р.А., Чудиновой И.М., Иванчука Н.В., Гендина A.M., Маргулиса А.В., Куделина Е.Г., Афанасьева В.Г., Буевой Л.П., Сабирова Х.Ф., Михайлова Н.Н., Кагана М.С., Спа-сибенко С.П., Дилигенского Г.Г., Глезермана Г.Е., Бестужева-Лады И.В., Мялкина А.В. и др.
4. Данная точка зрения характерна для работ В.Г.Асеева, В1!Г.Афанасьева , Л.П.Буевой, К.А.Джидарьяна, Г0Г.Дилигенского, Х.Ф.Сабирова, А.А.Леонтьева, Н.В.Иванчука, И.И.Чангли и др.
Первые - это потребности, отражающие требования общества к личности. Вторые - потребности, ставшие внутренней необходимостью дня личности*.
Между ними нет непроходимой зтрани, они взаимопереходят друг в друга: потребности личности превращаются в потребности личные, а личные потребности становятся потребностями личности. При рассмотрении личности родовою человека /он в данном случае о тождественен обществу, роду/ потребности личности и личные потребности тождественны друг другу. При анализе определенного социального типа личности потребности личности выступают прежде всего как определенные требования общества, вытекающие из специфики общественных отношений и превращаются в личные потребности членов исследуемой социальной группы, класса. На уровне единичного /конкретные эмпирические личности/ потребности личности выступают как личные потребности, которые могут быть тождественными общественным, но могут расходиться с ними и даже противостоять им.
Таким образом, в современной марксистско-ленинской философской литературе по проблемам человека, личности, свободы личности, по проблемам потребностей имеются упоминания о потребности в свободе и анализ некоторых её аспектов, но как самостоятельная проблема она не рассматривается.
1. См.: Иванчук Н.В. Формирование потребностей личности как социально-исторический процесс. Дис. докт.филос.наук. Свердловск, 1980, с.97-98.
2. См.Давидович В., Аболина Р. Кто ты человечество? Теоретический портрет М., 1975.
Лишь у А.Г, Мысливченко мы находим некоторую её характеристику: "Потребность в свободе глубоко заложена в человеке, она связана с самой сутью природы человека как существа творчески деятельного, реализующего поставленные перед собой цели на основе познания объективной необходимости, посредством свободно-сознательного проявления своей воли. Б ряду человеческих сущностных сил свобода занимает особое место, ибо без неё человек не может осуществить свою социально-деятельную сущность, практически реализовать намеченные цели, развить себя как личность".*
Несмотря на то, что в марксистско-ленинской философской литературе потребность в свободе личности не подвергается социальному анализу, возможность такового не отвергается и даже указывается на его необходимость.
Цель данной работы состоит в философско-социологическом исследовании потребности личности в свободе и её исторических форм существования, выступающих существенным моментом становления и разнятая исторических типов личности.
Достижение этой цели предусматривает реализацию следующих основных задач:
- выявление элементов потребности личности в свободе и их взаимосвязи?
- показ места потребности в свободе в системе потребностей личности и её роли в жизнедеятельности личности;
- анализ исторического развития потребности личности в свободе;
I. Мысливченко А.Г. Человек как предмет философского познания. М., 1972, с.II.
- исследование потребности социалистической личности в свободе и её специфики в условиях развитого социализма.
Теоретическую и методологическую основу исследования вышеназванной проблемы составляют произведения К.Маркса, Ф.Энгельса, В .И .Ленина в области изучения человека и его исторического развития, свободы и потребностей личности.
В качестве методологических принципов исследования использовались положения и выводы, содержащиеся в материалах ХНУ -ХХУ1 съездов КПСС, Конституции СССР, постановлениях ЦК КПСС, документах Советского государства. Особенно важное значение документы КПСС и Советского государства имели для выяснения специфики потребности социалистической личности в свободе, поскольку в этих документах в наиболее адекватной форме выражены общественные потребности. Наряду с принципами объективности, развития, всесторонности, партийности и т.д., непосредственными принципами исследования послужили принципы единства общества и личности, историзма, классовости, закон возвышения потребностей.
В качестве теоретического источника наш использовалась философская литература, которую в той или иной степени следует отнести к предметной сфере исследования. Это работы Б.Г.Ананьева, В.Г.Афанасьева, С.С.Батенина, Г.С.Баттцева, Н.М.Бережного, Б.Т.Григорьяна, В.Е.Давидовича, Л.НЛСогана, К.Н.Любутина, А.Г. Мысливченко, Б.Ф.Поршнева, Г.Л.Смирнова, И.Т.Фролова и др., внесшие существенный вклад в разработку марксистско-ленинской концепции человека; работы Г.Аптекера, Э.А.Баллера, Й.В.Бычко, В.П.Голубенко, В.Е.Давидовича, Ю.Н.Давыдова, И.И.Логанова, А.Г. Мысливченко, Л.В.Николаевой, К.М.Никонова, С.Ниринга, Т.И.Ойзер-мана, В.Ф.Паркина и др., освещающие аспекты свободы человека; работы Б.Г.Афанасьева, И.В.Бестужева-Лады, Г.Е.Глезермана, Г.Г. Дилигенского, Н.В.Иванчука, М.С.Кагана, Л.Н.Когана, Е.Г.Кудели-на, А.В.Маргулиса, Н.Н.Михайлова, К.Обуховского и др., посвященные проблеме потребностей; работы С.Л.Березина, Б.Е.Давидовича, Ю.Н.Давыдова, Н.В.Иванчука, Л.Н.Когана, Н.Н.Михайлова, А.Г.Мыс-ливченко, К.М.Никонова, З.И.Файнбурга и др. анализирующие различные аспекты потребности личности в свободе. Научная новизна работы заключается:
- в том, что впервые в марксистско-ленинской литературе в качестве специального предмета анализа берется потребность личности в свободе;
- в выделении основного противоречия потребности личности в свободе;
- в выявлении элементов потребности личности в свободе и их взаимосвязи ;
- в выяснении места и роли потребности в свободе в системе потребностей личности;
- в показе значения потребности в свободе душ жизнедеятельности человека;
- в исследовании исторических форм развития потребности личности в свободе;
- в анализе потребности социалистической личности в свободе и её специфики в условиях развитого социализма.
Основная идея работы заключается в следующем. Потребность личности в свободе представляет собой сложное системное образование, включающее в себя три взаимосвязанных элемента: самостоятельность, самореализацию, саморазвитие. Основным противоречием потребности личности в свободе является противоречие между сущностью и существованием человека, на разрешение которого и направлена потребность личности в свободе.
На различных этапах исторического развития человека доминирующим становится один из элементов потребности личности в свободе. Б доклассовом обществе потребности личности в свободе не существует, поскольку ещё нет в полном смысле слова личности. Б условиях личной зависимости ведущее место в структуре потребности личности в свободе занимает самостоятельность; при личной независимости, основанной на вещной зависимости - самореализация; в коммунистической формации - саморазвитие.
Практическая значимость результатов работы связана с описанием одной из наиболее важных потребностей личности и её роли в жизни человека. Результаты работы могут быть использованы при дальнейшем изучении проблем потребностей, свободы человека, формирования коммунистических общественных отношений и нового человека. Выводы и обобщения исследования могут быть использованы в управлении социальными процессами, в формировании коммунистического типа личности, а также в преподавании марксистско-ленинской философии и научного коммунизма.
Апробация работы. Основные результаты исследования отражены в материалах конференций: Марксистско-ленинское мировоззрение и диалектика научного познания Длан-Удэ, 1980/; Всесоюзные философские чтения молодых ученых "ХХУ1 съезд КПСС и актуальные проблемы марксистско-ленинской философии" /Москва, 1981/; четвертые Уральские социологические чтения на тему "ХХУТ съезд КПСС и актуальные проблемы социальной политики партии" /Пермь, 1982/; Диалектика коммунистического строительства, возрастание политической активности народов Сибири /Иркутск-Якутск, 1982/; Наука и общество /Иркутск, 1983/.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Потребность личности в свободе как общественное явление"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследование потребности личности в свободе позволяет сделать следующие основные выводы.
Потребность личности в свободе представляет собой сложное системное образование, включающее взаимосвязанные между собой элементы: самостоятельность, самореализацию, саморазвитие. Самостоятельность является исходной клеточкой развертывания потребности личности в свободе и с необходимостью перерастает в самореализацию. Последняя же переходит в саморазвитие. Потребность личности в свободе можно рассматривать как субъективно свободное и объективно свободное. В соответствии с этим и элементы потребности личности в свободе (самостоятельность, самореализацию, саморазвитие) можно рассматривать как субъективно и объективно свободные.
Потребность личности в свободе является родовой потребностью. Она есть метапотребность: потребность в познании всех потребностей, в формировании и удовлетворении разумных из них. Потребность в свободе выступает системообразующим фактором системы потребностей личности. Реализация потребности личности в свободе приводит к утверждению человека как самоцели.
Историческое развитие потребности личности в свободе имеет характер ее возвышения, в следствие чего в каждую историческую эпоху доминирующим в структуре этой потребности выступает один из ее элементов. В доклассовом первобытном обществе потребности личности в свободе в полном смысле слова еще не существовало, поскольку индивид еще не превратился в подлинную личность. В историческую эпоху личной зависимости (общество основанное на "азиатском способе производства", рабовладение, феодализм) домишфущей в структуре потребности личности в свободе является самостоятельность, поэтому она выступает прежде всего как потребность в самостоятельности. В обществе личной независимости, основанной на вещной зависимости (капитализм) доминирующим элементом является самореализация, поэтому потребность личности в свободе приобретает форму потребности в самореализации» Потребность свободной индивидуальности (личности в условиях бесклассового коммунистического общества) в свободе выступает в единстве всех ее элементов (самостоятельности, самореализации, саморазвития) при ведущей роли саморазвития.
Потребность социалистической личности в свободе имеет сущностное единство с такой же потребностью свободной индивидуальности. Она также имеет форму единства всех элементов при ведущей роли саморазвития. Шесте с тем она же имеет и свою специфику, которая обусловлена уровнем развития общества и человека.
Реализация потребности социалистической личности в свободе является сложным процессом, отражающим противоречия общественного развития. Наибольшее влияние на осуществление самостоятельности имеет противоречие между сознательностью и стихийностью, на осуществление самореализации - противоречие между коллективизмом и частнособственническими пережитками, на осуществление саморазвития - противоречие между новым и старым. Потребность социалистической личности в свободе также исторически развивается: от социалистической революции и до построения развитого социализма на первый план в структуре потребности в свободе выходила самостоятельность, на стадии развитого социализма - всесторонняя самореализация личности и формирование у кавдого члена общества потребности в объективно свободном саморазвитии. Вместе с тем историческое развитие потребности социалистической личности в свободе есть и постоянное развитие всех ее элементов.
Предлагаемая диссертационная работа не претендует на исчерпывающее исследование потребности личности в свободе. Наиболее важные перспективы анализа данной потребности автор видит в следующем: в изучении потребности личности в свободе на социально-психологическом уровне во взаимосвязи с философско-социологичес-ким уровнем ее исследования; важную теоретическую ценность и огромную практическую значимость имеет исследование процесса формирования и реализации потребности в свободе у каждого члена развитого социалистического общества, на что указывают документы КПСС и Советского государства этапа развитого социализма.
Список научной литературыРогулев, Александр Иванович, диссертация по теме "Онтология и теория познания"
1. Шркс К. Размышление юноши цри выборе профессии. Маркс, Энгельс Ф. Из ранних произведений. М.: Политиздат, 1965, с.1-
2. Экономическо-философские рутюписи 1844 г, Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М.: Политиздат, 1956, с.517-
3. Дебаты шестого рейнского ландтага (статья первая), Маркс, Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т 1 с.30-
4. Проект закона о разводе. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., T.I, CI6I-I64. К критике гегелевской филосожи права. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.1, с219-368.
5. Маркс К, [О, ГЛаркс К. [I. Ш р к с К. К еврейскому вопросу. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., T.I, C382-4I3. К критике гегелевской философии права. Введение.
6. Шщета философии. Маркс К., Энгельс Ф, Соч., 2-е изд., т.4, с.65-185. Из рукописного наследства К.Маркса. Маркс К., Энгел ьс Ф. Соч., 2-е изд., т.12, с709-
7. Заработная плата, цена и црибыль. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.16, с.101-
8. Критика Готской программы. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.19, с9-32.
10. Шркс к. Капитал, т 1 MiapKC К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.23, c I 7 8 4
11. Шркс К. 15. Шщс К. Капитал. т.З. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.25, ч.П, с.3-
12. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., Т.26, ч.П, с.
13. Конспект книги Джемса Милля "Основы политической экономии". Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.42, с.4-
14. Экономические рукописи 1857 1859 годов. Млркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.46, ч.1, с.3-508; 4,2, с.5-
15. Энгельс Ф. Святое семейство или критика критической критики. Против Бруно Бауэра и компании. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.2, с.3-230, Энгельс Ф. Немецкая идеология. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.З, с.7-
16. Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.4, с.419-459.
18. Маркс К., Энгельс Ф. Шнифест Коммушютической партии. Маркс К.
19. Энгельс Ф, 11, Энгельс Ф. 12, Энгельс Ф. 13, Энгельс Ф. Положение Англии. Томас Карлейль. "Прошлое и настоящее". Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., T.I, с.572-
20. Положение рабочего класса в Англии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.2, с.231-
21. Похороны К.Маркса. Шркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.19, с.350-
22. Анти-Дюринг. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.20, с.5-338.
23. Энгельс Ф. Диалектика природы. Шркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., Т.20, с.343-628.
24. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Шркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.21, с.23-178.
25. Энгельс Ф. Письмо К.Марксу, 19 ноября 1844 г. ГЛаркс К., Энгельс Ф, Соч., 2-е изд., т.27, с.9-14.
26. Энгельс Ф. Письмо Анненкову, 28 декабря 1846 г. Шщс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.27, с.401-412.
27. Энгельс Ф. Письмо Лафаргу, 16 февраля 1886 г. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.36, с.381-382.
28. Энгельс Ф. Письмо Эрнсту, 5 июня 1890 г. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., Т.37, с.350-353.
29. Энгельс Ф. Письмо Канепа, 9 января 1894 г. Шркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.39, с.166-167.
30. Ленин Б.И. Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов? Поли.собр.соч.,т.I, C.I25-346.
31. Ленин В.И. Экономическое содержание
32. Ленин В.И. Проект и объяснение программы социал-демократической партии. Поли.собр.соч., т.2, с.81-110.
33. Ленин Б.И. К характеристике экономического романтизма. Поли.собр.соч., т.2, с.119-262.
34. Ленин Б.И. Замечания на второй проект программы Плеханова. Поли,собр.соч., т.6, с.212-235.
35. Ленин В.И. Партийная организация и партийная литература. Поли,собр.соч., т.12, 0,129-132.
36. Ленин В.И. |у1атериализм и эмшфиокритицизм. Поли.собр.соч, T.I8, с.7-384.
37. Ленин В.И. Английские либералы и Ирландия. Поли.собр.соч., Т.24, с.365-368.
38. Ленин В.И. Философские тетради. Поли.собр.соч., т.29, 0.782.
39. Ленин В.И. Доклад о революции 1905 г. Поли.собр.соч., т. 30, с.306-328.
40. Ленин В.И. Государство иреволюция, Поли.собр.соч., т.33, C.I-I20.
41. Ленин В.И. Как организовать соревнование? Поли.собр.соч., т.35, с.195-205.
42. Ленин В.И. Первоначальный вариант статьи "Очередннв задачи Советской власти". Поли.собр.соч., т.36, с. 127-164.
43. Ленин В.И. Доклад об очередных задачах Советской власти на заседании В Щ К 29 апреля I9I8 г. Поли.собр. соч., т.36, с.241-267.
44. Ленин В.И. Заключительное слово по докладу об очередных задачах Советской власти на заседании В Щ К 29 апреля I9I8 г. Поли.собр.соч., т.36, с. 268-276.
45. Ленин В.И. Доклад о текущем моменте. Поли.собр.соч., т.36, с. с.433-469.
46. Конституция Доклад Совета народных колшсаров. Поли.собр. соч., т.36, C.489-5I
47. Успехи и трудности Советской власти. Полнсобр. соч. т.38, с.39-
48. Пролетарская революция и ренегат Каутский. Поли.собр.соч., т.38, с.235-
49. Великий почин. Поли.собр.соч.,т.39, с.1-
50. Задачи Союзов молодежи. Поли.собр.соч., т.41, с.298-318. (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик. М.: Политиздат, 1977, с.62. 53. КПСС о формировании нового человека. Сб.документов и материалов. I965-I976. М.Политиздат, 1976, 54. РЛатериалы ХХУ1 свезда КПСС. М.: Политиздат, I98I,
51. Материалы ХХУ съезда КПСС. М., Политиздат, 1976,
52. Материалы ХХ1У съезда КПСС. М., Политиздат, 1972, М.: Политиздат, 1983, 30с. 456с. .256с. 256с, 320С.
53. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 22 ноября 1982 г.
54. Штериалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983 г. М. Политиздат, 1983, 80С.
55. Материалы Пленума Центрального Комитета К П С С 14-15 июня 1983 г, 80 с.
56. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 10 апреля 1984 г. М.: Политиздат, 1984, -31 с. 31. О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы. Постановление ЦК КПСС от 26 апреля 1979 г.;0 дальнейшем совершенствовании партий57. Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы: Проект ЦК КПСС. Правда, 1984, 4 января.
58. Прохрамма KorvMyHHCTH4ecKofi партии Советского Союза. М., Политиздат, 1969, 144 с.
59. Алиев Г.А. О проекте Закона СССР о трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями: Доклад на восьмой сессии Верховного Совета СССР десятого созыва 16 июня 1983 г. М.: Политиздат, 1983, 31 с,
60. Андропов Ю.В. Избранные речи и статьи. М.: Политиздат, 1983, 320 с.
61. Закон СССР о трудовых коллективах и повышении их роли в упаравлениж предприятиями, учреждениями, организациями, Правда, 1983, 19 июля.
62. Капитонов И.В. Развитие активности трудящихся, укрепление дисциплины, совершенствование стиля работы актуальные задачи первичных партийных организаций: Докл. на Бсесоюзн. научно-практ. конф. 7 апреля 1983 г. М.: Политиздат, 1983, 31 с.
63. Черненко К.У. КПСС и права человека. М.: АПН, 1982, 296 с,
64. Черненко К.У. Высокий гражданский долг народного контролера. Речь на Всесоюзном совещании народных контролеров. Правда, 1984, 6 октября.
65. Абульханова-Славская К.А. Диалектика человеческой жизни. М.: Мысль, 1977, 224 с.
66. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980, 335 с.
67. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977, 380 с.
68. Антология мировой философии. В 4-х т. Т.2. М.; Мысль, 1970. 776 с.
69. Антология мировой философии. Б 4-х т. Т.З. М.: Мысль, I97I. 760 с.
70. Антонович И.И, Капитализм и социальный контроль: (Критика теории и практики социального контроля в буржуазной социологии. М.: Мысль, 1978 184 с.
71. Арефьева Г.С. О сущности свободы. М.: Иностр.литература. I96I. 56 с. О природе демократии, свободы и революции. М.: Прогресс, 1970. 128 с. Социальная активность (Проблема субъекта и объекта в социальной црактике и познании). М.: Политиздат, 1974. 230 с
73. Ахиезер А.С. Системность и общество. Политиздат, 1980. 368 с. Научно-техническая революция и некоторые социальные проблемы производства и управления. М.: Наука, 1974.
74. Бахтин М.М. Моральный выбор личности: альтернативы и решения М.: Политиздат, 1983. 224 с. Свобода. Какая? Для кого? М., Советская Россия, 1977. 336 с. Человек и свобода. М., Советская Россия, М.: 1972. 283 с. Диалектика сфер общественной жизни. М.: Изд-во МГУ, 1982. 230 с. Человек в его истории. Л.: Л1У, 1976. 295 с. Творчество ФрансуаРабле и народная культура средневековья и Репессанса. М.: Худож.литература, 1965. 527 с.
76. Березин Л. Социальная форма движения. М.: Наука, 1982. 270 с. Проблема человека в трудах К.ГЛаркса, М.: Высшая школа, I98I. III с, В.И.Ленин о свободе и необходимости. Харьков: Вища школа., 1978. 139 с. Диалектика внешнего и внутреннего в нравственном развитии личности. Филос.науки, 1982, 3. C.II-I9.
77. Буева Л.П. К вопросу о супщости самоутверждения личности. Философские науки, 1974, 2, с.40-
78. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978. 216 с.
79. Бугреев А.Н. Диалектика стихийности и сознательности в общественном развитии. М.: ГЛысль, 1982. 199 с.
80. Бычко И.Б. В лабиринтах свободы. М.: Политиздат, 1976. 159 с.
81. Всестороннее развитие личности советского человека: Философскив и социологические проблемы. Под ред. Когана I.E. и др. Свердловск, УрГУ. 1979. 127 с. Э
83. Гегель DO. Гегель DI. Гегель
84. Глезерман Г.Е. Диалектика необходимости и свободы в социалистическом обществе. М.: Знание, 1978. 64с. Работы разных лет. Б дврс томах. T.I. М.: Мысль, 1972. 668 с. Работы разных, лет. В двух томах. Т.2. М.: Шсль, 1973. 630 с. Энциклопедия философских наук. T.I. Наука логики. М.: Мысль, 1974. 452 с. Энциклопедия философских наук. Т.З. Философия духа. М.: 1Лысль, 1977. 471 с. Рождение нового человека: Проблемы форгжрования личности при социализме. М.: Политиздат, 1982. 255 с.
86. Гольбах П. О свободе и необходимости. Избр.произв. В 2-х т. T.I. М.: Мысль, 1964. 583 с. Необходимость, и свобода. М.: Наука. 1974. 200 с. Система црироды. Избр.произв. В 2-х т. т 1 М,: Соцэкгиз, 1963. 715 с.
87. Здравомнслов А.Г. Проблема интереса в социолоютеской теории. Л.: йзд-во ЛГУ, 1964. 74 с*
88. Иванова Н.Я. Философский анализ проблемн смнсла бнтяя человека* Киев; Наукова думка. 1980. 187 с. 128* Замошкин Ю.А.
89. Социологические проблемы изучения потреб90. Иванчук Н.В. ностей. Свердловск, 1975. 135 с. Формирование потребностей личности как со133, Иванчук Н.В. циально-исторический процесс. Диссерт,... докт.филос.наук. Свердловск, 1980. 134, Иовчук М.Т., Коган I.H. Советская социалистическая культура: исторический опыт и современные проблеиш. М.: Политиздат, 1979. 208 с, 135, Историко-философские исследования: Проблема человека в домарксистской философии. Под ред. К.Н.Любутина и др. Свердяовск: УрВ;1978. 160 с.
91. Историко-философские исследования: Проблема человека в истории 1у©,рксистско-ленинской философии. (Под общ. ред. К.Н.Любутина). Свердловск, 1980. 140 с.
92. История средних веков (У-ХУ века): Хрестоглатия, ч 1 Сост. В.Е.Степанова, А.Я.Шеваленко. М.: Просвещение, 1980. -303 с. Общение как: философская проблема. Философ, науки, 1980, В 4, с.40-
93. Человек как философская проблема. Тбилиси, Мицниереба. 1970. 135 с.
95. Келле Б.Ж., Ковальзон М.Я. Теория и история. (Проблемы теории исторического процесса). М.: Политиздат, I98I. 228 с.
96. Кемеров В.Е. Проблема личности: методология исследования и жизненный смысл. М.: Политиздат, 1977. 254 с.
97. Кейзеров Н.М. Философия свободы. М.: Изд-во соц.-эк. лит-ры. 1958. 211 с. Патология потребительства. М.: Политиздат, 1977, 135 с.
98. Клотч Г., Кольсдорф, Опитц Г. Свобода преимущество социализма. М.: Политиздат, I98I 119 с.
100. Косолапов Р.И. О человеке, его порабощении и освобождении. М. Политиздат, 1970. 303 с. Духовные потребности и деятельность личности. Филос.науки, 1976, Ш I, с.9-
101. Социальные силы человека. Филос.науки, I98I, В 6, с.21-
102. Цель и смысл жизни человека. М,: Мысль, 1984. 252 с, Открытие "Я". М.: Политиздат, 1978. 367 с, Социализм и противоречия. Правда, 1984, 20 июля.
103. Косолапов Р.И. Социализм: к вопросам теории. М.: Мысль, 1979. 598 с.
104. Косолапов Р.И. Социализм: органическая целостность социальной системы.Правда, 1983, 4 марта.
105. Корнеев М.А. Проблемы социальной типолоптии личности. Л.: Л У I97I. 152 с.
106. Красин А.Н. Социально-философские проблемы становления комтлунистического типа личности. М.: Высш.школа, I98I. 176 с.
107. Крутова О.Н. Человек и история: (Проблема человека в социальной философии марксизма). М.: Политиздат, 1982. 208 с.
108. Куделин Е.Г. Диалектика производства и потребностей. М.: Политиздат, 1977. 175 с.
109. Кучинский Ю. Права человека и классовые права. М.: Прогресс, I98I. 176 с.
110. Лавриненко В.Н. Проблема социальных интересов в ленинизме. Методологические аспекты анализа в свете ленинского теоретического наследия. М.: Мысль, 1978. 1886с.
111. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.
112. Леонтьев А.А. Деятельность и общение. Вопросы философии, 1979, I, C.I2I-I33.
113. Личность в XX столетии: Анализ буржуазных теорий (Редкол.: М.Б.Митин (отв.ред.) и др.) М.: Шсль. 1979. 260 с.
114. Лгобутин К.Н. Свобода личности. М.: 1ысль, 1980. 158 с. Эстетика Возролздения. М.: Мысль, 1978. 623 с. Проблема субъекта и объекта в немецкой классической и марксистско-ленинской философии. М.: Высш.школа, I 9 8 I 364 с,
115. Шгун B.C. 167. J-laKOBKa Н.М. Потребности и психология социальной деятельности личности. Л.: Наука, 1983. 176 с. Проблема выбора в .диалектике возможности и действительности. Росто-на-Дону.: Изд-во Ростовского ун-та, 1978. 194 с.
117. Маргулис А.В. 170. Ь/кркарян Э.С. Демократия и дисциплина. М.: МГУ, 1977. 112 с. Проблегла потребностей в историческом материализме. Белгород. I97I. 123 с. Теория культуры и современная наука: (логикометодологический анализ). М.: Мысль, 1983. 284 с.
118. Марксистско-ленинская теория исторического процесса: (исторический процесс: действительность, млтериальная основа, первичное и вторичное). М.: Наука, I98I. 463 с.
119. Шрксистско-ленинская теория исторического процесса:(исторический цроцесс: целостность, единство и многообразие, формационные ступени.). М.: 1983. -535 с.
120. Милль Дж.Ст. Утилитарианизм. О свободе. СПб, тип. A.M.Котонина, 1882. 389 с.
121. Михайлов Н.Н. Социализм и разумше потребности личности. М.: Политиздат, 1982. -191 с.
122. Мокроносов Г.В., Москаленко А,Т. Методологические проблемы исследования общественных отношений и личности. Новосибирск: Наука, I98I. 295 с.
123. Мчедлов М.П. Социализм становление нового типа цивилизации. М.: Политиздат, 1980. 263 с.
124. Шсливченко А.Г. Человек как предмет философского познания. М.: Ш с л ь 1972. 190 с.
125. Нарский И.О. Способности и потребности личности: диалектика форг.1йрования. М.: Шсль, 1983. 260 с, Отчуждение и труд: По страницам цроизведений К.Маркса. М.: Мысль, 1983. 144 с.
126. Николаева Л.В. Объективный и субъективные факторы сопдального прогресса и свободы. М.: Изд-во МГУ, 1974. 259 с. О сущности личностного аспекта свободы. Философ, науки, 1979. I о.120-
127. Свобода: обещание и угроза. Критика культа свободы. М.: Hpoipecc, 1966. 192 с.
133. Плахотный А.Ф, Свобода воли ш марксистский детерг-мнизм. М,: Политиздат, I98I. 128 с. Психология влечений человека. М.: Прогресс, 1972. 248 с. Марксистско-ленинское понимание свободы. М.: Знание. 1967. 67 с. Развитие социалистической личности. Вопросы филос, 1982, Л 3, с.31-
134. Свободное время как социологическая категория. Свердловск, 1973. 160 с. Свободное время и гармоничное развитие личности. М.: Знание, 1974. 64 с. Социальный детерминизм как проблег/а развитого социализма. М.: Наука, I98I. 209 с. ЛИЧНОСТЬ. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982, 255 с. Свобода и ответственность (Социальный аспект цроблемы). Харьков,: Бища ппсола. Изд-во Харьковского ун-та, I98I. 191 с.
135. Плеханов Г.Б. К вопросу о развитии монистического взгляда на историю. Избранные философские произведения в S томах. Т. I. М.: Госполитиздат, 1956, C.507-73I.
136. Плеханов Г.Б. К вопросу о роли личности в истории. Избранные философские произведения в 5 томах. Т.2.- М.: Госполитиздат, 1956, с.300-335.
137. Плотников В.И, Социально-биологическая проблема. Свердловск, 1975, 190 с,
138. Принцип; развития в психологии. Под ред. Л.И.Анциферовой М.: Наука, 1978. 367 с.
139. Психологические механизмы регуляции социального поведения. Под ред. М.И.Бобневой Е.В.Шорохов М.: Наука, 1979. 336 с. Е
140. Психология формирования и развития личности. М.: Наука, I98I. 365 с.
142. Поршнев Б.Ф, О начале человеческой истории. Проблемы палеопсихологии. М.: Мысль, 1974. 487 с, Сощальная психология и история. М.: Наука, 1979. 232 с.
143. Проблема потребностей в этике и эстетике. Под ред. М.С.1{агана, В.Г.Иванова. Л.: Л1У, 1976. 175 с. Ю З Проблема человека в современной философии. Ред.коллегия: И.Ф.Балакина и др. М.: Наука, 1969. 430 с. 104., Проблемы психологии личности. М.: Наука, 1982. 245 с. Ю 5 Резвицкий И.И. Философские основы теории индивидуальности. Л.: Л В 1973. 172 с. Ю 6 Рувинский Л.И. Самовоспитание личности. М.: Ш с л ь 1984. 140 с. Ю 7 Рудковский Э.И. Свобода и ответственность личности. Ш Б1У 1979. 152 с.
144. Рубинштейн СИ. Бытие и сознание. М.: Наука, 1957. 328 с.
145. Рубинштейн Л. Проблемы общей психологии. Ш,: Педагогика, 1973. 424 с.
146. Сабиров Х.В. Человек как социологическая проблема. Казань, 1972. 414 с.
147. Сагатовский В.Н, Общественные отношения и деятельность. Вопросы философии, I98I, 12, с.69-75.
148. Свобода и её содержание.
150. Скворцов I.B, "Свобода" в системе категорий диалектики. Вопросы филос. 1973, А I, с. 24-
151. Социальный прогресс и свобода: К анализу теоретических истоков кризиса буржуазного сознания. М,: Политиздат, 1979. 190 с.
153. Смирнов Г.Л. Субъект истории и социальное самосознание. М.: Политиздат, 1983. 2Б4 с. Советский человек: Формирование социалистического типа личности. М.: Политиздат, 1980. 463 с.
154. Смольянинов И.Ф. Проблема человека в марксистско-ленинской философии и эстетике. Л.: Л1У, 1974. 208 с,
155. Социализм и личность: Совместное изд.Под ред.Л.М.Архангвльского. М.: Ш с л ь 1979. 357 с,
156. Социалистический образ жизни и новый человек. Под общ.ред. А.И.Арнольдова и Э.А.Орловой. М.: Политиздат, 1984. 176 с.
157. Социальная активность рабочего класа в условиях развитого социализма. Сборник ст. (отв.ред.Мутагиров Д.З., Лазука А.). I ЛГУ, 1982. 137 с.
158. Социальная структура социалистического общества и всестороннее развитие личности. Отв.ред. Л.П.Буева. М.: Наука, 1983. 231 с.
159. Социальный детерминизм и научно-технический црозтресс. Под ред.В.Г.Шрахова, Ю.В.Перова. Л Л1У, 1982. 185 с.
160. Спиркин А.Г. 124, 125, 12Q, !27. 128.
161. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1972. 303 с. Стемпковская В.И. Социализм и свобода. М.: Наука, 1975. 120 с. Степанов Б*П. Социализм общество подлинной свободы. М. Политиздат, 1977. 96 с. Страна в движении. СССР на этапе развитого социализма. IVkp и социализм, Прага, 1982. 224 с. Сухов А.Д. Прогресс и история. М.: Мысль, 1983. III с. С чего начинается личность. Под общ.ред. Р.И.Косолапова. М.: Политиздат, 1983. 360 с. Сэв Л. IvlapKCH3M и.теория личности. М.: Прогресс, 1972. 583 с.
162. Фейербах Л. Фетисов В.П. Избранные философские произведения. T.I. М.: ГосПолитиздат, 1955. 676 с. iidi a Познание человека как диалектический процесс. Воронеж, Изд. Воронежского ун-та, 1979. 96 с.
163. Фролов И.Т. Перспективы человека: Опыт комплексной постановки проблемы, дискуссии, обобщения. М.: Политиздат, 1979. 336 с. 234. Ц и ж о А.С. Социализм: жизнь общества и человека (Полемические заметки). М.: Мол.гвардия, 1980. 287 с.
164. Чангли И.И. Труд. Социологические аспекты теории и методологии исследования. М.: Нагка, 1973. 502 с.
165. Человек и его работа (социологическое исследование). Под ред. А.Г.Здравомыслова и др. М.: Мысль, 1967. 392 с.
166. Черненко А.К. Причинность в истории. М,: Мхысль, 1983. 204 с.
167. Шахназаров Г.Х. Социалистическая демократия. Некоторые вопросы теории. М. Политиздат. 1974. 336 с.
168. Шишкин А.Ф. Человеческая природа и нравственность. Историко-критический очерк. М.: :,1ысль, 1979, 268 с.