автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему:
Развитие свободы личности в условиях обновления социализма

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Швецова, Антонина Викторовна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Киев
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.01
Автореферат по философии на тему 'Развитие свободы личности в условиях обновления социализма'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Развитие свободы личности в условиях обновления социализма"

ИЙЗСКИЙ ИНСТИТУТ ГОШГСОЛОШ И СОНШЫЮГО УШВШШ

Па прлгдх pjsorotnn 7Д!! 300.312

ШВЕЦОВА Ангояша Викторовна

PASSmiK СВОБОДЫ ЛИЧНОСТИ D 7СЛ0ЕКЛХ ОШОВЛЕНШ СОЦИАЛИЗМ ДЕТОДОЛОПШЖЙ ICIEST/ •

СПЙЦИШНООТЬ 09.00.01 - ДПШГЭЯТИЧООЛГа 2 KST0prr»KCí9

глтвртггип>чя

Автореферат каютиата фаноеофских пяук

.tes - ISPD

¿йссоршрш ышсишзна на н^одрэ фиооофза ждашахсраа: &шульхехо& Квов'оеоро ордена Левина с ордопа ОигдбрьоЕоД Ргвагьдкн гоедддрохвов&ого ушшзразхвга та. Ч'.Г.Веьчанао.

Пад'яай ¡^ксзодокш. - доагор фвлооофоетс гэдк, npo$ocnop ПУЕНЯКОВ Б.П. 0{етсаш.5ша ошоиавгн: дсэтор (ушософских цздк, профессор ОСНЧШЖ Е.В., ¡шцдядаг философских катя,

доцои? ощшцов B.À.

Всдаг^я оркшазааля - Кзгавыаш издпцшгакйм ijîoïhïjï ca. атая. А.А.Богса<шлха.

Sesma ooosoaroa *fi&lZjOj>-. 1990 года в со« на васвдшшк споциагаапрогаавого coisosa К 151.13.03 в Квдюзои иногитугв шхаиговош! в осцасдьного упраъдзшш /252655, ГСП, Кгзв-Ш, ул. Кодьншюо, 36/1/, sut гйссук,-

!Г/Л comx'í;/.

С даоооргедяе! цогно овпекошхьол d бяйдлогоко Ite&s-Qsoro ИЕогяЕута iicumraaomi и ооцгалыюго упрааяошш.

Авюрсфораг разослан "х^ v.

Учений оокрогарь --------------

û /Ь t J/ ~ *

оаэодашигроваивого совета ' > ТЭТВДЗПКО il.O,

I. ОВЦЛЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Акягалыуооть тет.т; исследования. Dp облаю человеческой свободы всегда занимали одно из ваянейпшх пост в философии. С особой силой они актуализируются в переломные моменты общественного развития, когда преание основания жизнедеятельности чоловека в значительной мере исчерпывалг себя и вновь ставится вопрос о возможностях, путях, оредствах, целях и смысле дальнейшего развития личности и общества, диалектике их отношений. Проблема свобода человека в своей сущности связана с реальигм историческим развитием и потому радикальные изменения в социальной практике всякий pan долшт актуальный so анализ и переосмысление.

Необходимость прогрессивного развития человечества, вя-рггеннем которой, в частности, являются революционные преобразования экономических, политических, духовных отношений советского общества, требует далыгейюеЗ философской разработки методологических основ сознательного управления развитием социальных процессов в далях освобождения суцностных сил чэ-

Деформации и извращения, кризисные» явления, возникшие з кшаой отраде п других социалистических странах в результата господства во всех сферах низки общества административно-бз-рократичзской системы управления не только закрепостили личность, замедлили темпы социального прогресса в социалистиче-ошгх странах, но и оказали отрицательное влияние на ход мирового развития в целом. Поэтому сейчас необходимо всестороннее и последовательное раскрытие созидательного потенциала социализма как гугдэлного, демократического общества в целях раскрепощения способностей человека, создания условий, обэс-печиваж^их осуществление его свободы.

Одним из аспектов решения этой задачи является дальнейшее развитие диалектико-катсриалистического учения о свободе, выступающего вашим методологическим инструментом практических подходов к обновлении социализма. В этой связи требуется тшеяв осмысление опыта социалистического развития с точки зрения необходимости созидания общества, в котором "свободное

1-эаказ 158В

-г -

ретвнтиа каждого является условием свободного развития есэзс"1.

Степень разработанности гщоблэга. В советской философской литературе предметом изучения стал ицракпй спектр различных аспектов свобода человека, среди которпх ыолно вндо-лить следующие основгше направления:

- диалектика свобода и необходимости /Ах?.:одян Д.Т., Бггч-ео И. В., Гобозов И.Л., Голубешсо В.П., Грушин Б.А., Сежэн-•ЕО В.И. и др./;

- соотношений практики, труда, свобода /Давидович В.Е., Давидов ЮЛТ., Демнн М.В., Логапов ИЛЬ, Никифоров А.Л., Никонов K.M./;

- свобода в аспекте социельно-деятельностной супдаооти человека /Алшсин B.C., Осичнюк Е.В., Панкратов А.З., Ссфа-ров В./;

- соотношение свобода и ответственности /ДробгпщкпЛ О.Г., Кочоткова B.C., Малахов В.Л., Марков B.C., Новиков К.Л./;

- свобода как критерий общественного прогресса /Бус-лоэ К.П., Бутенко А.П., Ковалев С.М., Мксливчэнко В.А., Семенов Ю.Н./;

- взаимосвязь куль тури и свободы /Алшсин B.C., Иванов В.П., КозловогаШ В.А./;

- диалектика личной и общественной свобода /Дончапко Е.А., Дробншв A.A., Кириченко Н.Г., Ратинов A.A., Рубцов П.И., Скворцов Л.В., Тнтареико Т.М., Шубняков Б.II./;

- развитие свобода в социалистическом и кониуниотиче-скон обществе /Беиько A.A., Выооцкий A.A., Глезерман Г.Е., Ковалев С.М., Коссяалов Р.И., Крутова О.Н., Никольский B.C., Паркин А.Ф., Стемпковская В.И., Фролов И.Т. Осуществлена критика немарксистских концепций свобода /Андреев Г.Л.,

I

партии

же К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической Соч. - 2-е изд. - Т. 4. - С. 447.

iviuHuiuecr лиыиуи -Т. 4. - С. 447.

Гсйдошсо П.П., Гурзвпч П.С., Новиков Е.В., Шлайфор Н.Е./1.

В современных публикациях ведущих советских ученш-обществоведов /Абалкина Л., Багдад М., Еу топко А., Егорова В., Каршона В., Майминаса Е., Мудрагея В., Ноиченко В., Попова Г., Фролова И., Шаталина С. к др./ сделана попытка анализа различие аспектов раззития экономической, политической, духовной свобода .личности в процесса перестройки социалистических огао-гэпгй2.

Шесте с тем в недостаточной мере вняснентоаш остаются роль необходимости, диалектика различных форгл необходимости в осуществлении свободной жизнедеятельности человека; роль потребностей, интересов, делай личности в ее свободном само-

* См.: Ахмедли Д.Т. Свобода и необходимость. - Баку: Кзд-во АН АзССР, i960; Андреев ГЛ. Христианство и проблема свобода. - М. : Мнсль, 1965; Буслов К.П. Формирование социального в человеке. - Минск: Наука и техника, 1900; Еутонко А.П. реальный социализм в современном мире. - М. : Наука, 1987; Гздезд Б.А. Возможность и перспективы свободы // Вопр. философии. - 1988. - ib 5. - С. 3-18; Давидович В.Е. Грани свобода. » М.: Мол. гвардия, 1969; Давидов Ю.Н. Труд п свобода. - M.s Внеш.- шк., 1962; Дончошсо К.А., Тктарегасо Ï.M. Личность: коиф-лшсг п гармония. - Киев: Политиздат Украины, 1937; Культура з развитее человека. Очерк фиософско-иэгодологичоскшс проблем. -Киев: Наук, даоса, 1989; Нкконоз К.М., Никольский B.C. Свобода личности при соци&терме. - •'■■!.: Ваез. -к., 1984; Осячиак Е.В. 1едэал и деятельность. - Киев: Изд-во при Киев, ун-те изд. объед. Впзгд trac., 1981; Паразш В.Ф. Диачэктаха свобода и необходимости при социализме. - М. : Виси, шк., 1973; Шубняков Б.II. Свобода общества с личности. - Ярославль, 1967; Илайфер Н.Е. Свобода личности и исторический детерминизм. Критика далоосф-ской концепции американского протестантизма. - ГЛ.: Buce, па., 1983,

р

См.: Абалкин Л. Время ответов, или Какой быть партийкод платформа // Правда. - 1990. - 30 мзрта; Алексеев С. Сила демократии и демократия силы (J Лит. газета. - 1989. - 4 ом. г Еаглаи М. Свобода плис здравый смнсл // Правда. - 1990. - -

I февр.; Богомолов О. Монлтгийоя облик социализма // Комму-пнст. - 1989. - ib II. - С. 33-45: Бутонко А. Что во что неоз-страивать // Правда. - 1990. - 28 фс-вр. ; Егоров В. Социализм парода шш социализм "для народа"? // Jte. газета. ~ 1989. -

25 окт.; líe рилов В., Г:Гудрагек В. Открытая философия // Правда.- - 1989. - 13 февр.; Нзймшгос В. Долги экономистов - в чаи .они? // Правда. - 1990. - 27 марта; Немченко В. Труд: затрат шт результата // Правда. - 1990. - 25 янв.; Фролов И.Т. Перестройка: философский смысл и человеческое предназначение // Вопр. философии. - 1989. - » 2. - с. 19-23; Шаталин С. Издержки неизбежны, но... // Лит. газета. - 1989. - II опт.

осуществлении; методологические функции учения о свободе в обосновании социалистической идеи и в обосновании практики перестройки; роль и субординация различных социальных условий для осуществления' свободы личности на современном этапе развития социализма. Эхо обусловило цель и задачи исследования.

Долью работа является раскрытие роли методологических положений, вытекающих кз диалектико-материалистичеокого учения о свободо, для успешного осуществления практики перестройки, рассмотрение общего, существенного во взаимосвязи свободы и необходимости, рассмотрение их диалектики в'современных условиях.

Для реализации этой цели в диссертации ставятся следующие основные задачи:

- осуществить дцалектико-ыатериалистичэский анализ категорий "свобода" и "необходимость";

- показать, что освоение необходимости является основой ■ свободы общества и личности;

- проанализировать диалектику различных форм общественной и личной свободы;

- обосновать теоретическую и практическую значимость раскрытия диалектики необходимости и свободы для определения основных путей и средств построения гуманного, демократического социализма, очищения диалектикб-материалистического учения о свободе от догматизма, схоластики, односторонности, извращений на практике.

Теоротнко-могодологичэская основа исследования. Данная работа основывается на главных идеях материалистического понимания истории;и материалистической диалектики,-прежде всего - на фундаментальном'положении о первичности материи по отношению к сознании и их диалектике. Конкретизацией этого положения явилось рассмотрение объективной необходимости в качестве основы человеческой свободы. Важно также методологическое положение об относительной самостоятельности субъективной стороны жизнедеятельности человека, творческой активности сознания, в силу чего субъект деятельности монет оказывать' целенаправленное, существенное влияние на развитие объективной необходимости, а потому - осуществлять свою свободу.

Для выполнения диссертационного исследования существенное значение имело использование сложившихся в советской фплософ-окой литературе деятельного я мировоззренческого подходов к анализу конкретных механизмов осуществления человеческой свободы. Используются идеи основсполсгликов материалистической диалектики, партийные и государственные документы, гатериаян осинологических исследований, труды советских философов, разрабатывающих проблемы свободы, а также работы ведупцгх экономистов, юристов, деятелей культуры, расолатриваищюс конкрет-шэ аспекта реализации человеческой слободы п условиях социа-

Научнш! новизна последовштия состой? в применении материалистического учения о диалектике необходимости и овобода для аншшза развития свободы личности в условиях перестройки социалистического общества.

В процессе исследования автор пркшол к шкэдущги енводегл, сбладетгрм научкс!? новизной:

- в исследования проблематики человеческой свободы следует ззадалять два основных методологических подхода, заключая-сиеоя, соответственно, в оскнслешга оугагосиг свободы н в изучении конкретных проявления, форм обдостзешгоД п лггзтей свобода, их длалзктпкя и условий реализации;

- необходимость з качестве осиовн чэловечэояоЗ свободы, п^'с ту изгнал как его геи огяззй а отпошвттЛ, обуадоздивазддх последовательность, направленность развития действительности л ого результаты, представляет собой диалектически взаимосвязанные объективпуп л субьективнув необходимости, преде тащза' з таких основных формах, как внутренняя и шепнем, общая и единичная, абсолютная и относительная, прогрессивная и регрессивная, общественная и индивидуальная. Строгий учет диалектики основных фора объективной и субъективной необходимости в практике является суцесгзентш условием реализации свободы личности з общества;

- свобода является способом самореализации человеческой социально-деятельностной сухости, котор&ч представляет собой диалектику потребностей и творчоско-пре образующей деятельности субъекта;

2-зска.ч 1588

- свобода осуществляется посредством диалектически взаимосвязанных непосредственной духовно-материальной деятельности и созданных ею условий, обеспечивающих прогресс общества и личности;

- практика как процесс, в рамках которого происходит проверка соответствия целей и результатов деятельности объективным законам и закономерностям, а также потребностям и интересам действущего субъекта, является непосредственным основанием его свободы, т.к. определяет отепень освоения необходимости;

- разработка научной концепции гуманного, демократического социализма требует учета методологических положений, следующих из диалвктико-материалистического учения о необходимости и свободе.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Анализ проблем человеческой свободы способствует развитию философских основ построения социалистического общества, обоснованию научных подходов к.раскрытию сущностных сел человека. Полученные в результате исследования выводы и рекомендации позволяют полнее представить дуги решения социальных проблем, возникших в результате преобразования общественных отношений в нашей стране и других странах с целью прогрессивного, свободного развития личности.

Результаты работы могут выполнять определенную методологическую функцию по отношению к конкретным исследованиям различных аспектов реализации свободы человека.

Материал диссертации монет быть использован при изучении • ряда тем курса философии в высших учебных заведениях, а также может служить совершенствованию идеологической, пропагандистской работы, практики.

Апробация работы. Основные положения диссертации обсуждались на кафедре философии гуманитарных факультетов Киевского государственного университета им. Т.Г.Шевченко, на кафедре философии Киевского института политологии и социального управ- • лония, в сообщениях.на УИ1 научно-практической конференции молодых'ученых Киевского госуниверситета /май 1988 г./, на

УШ Всесоюзных чтениях молодых ученых "Молодеаь л творчество. Социально-философские проблемы" /Москва, 22-28 мая 1988 г./, па Республиканской научно-практической конференции "Актуальные вопроси коммунистического воспитания в условиях перестройки" /Киев, 19-21 октября 1988 г./, на Всесоюзной капву-зовской научной конференции "Творчество как предмет философского исследования" /Киев, 12-13 октября 1989 г./ и др.

Структура работы. Поставленное цель и задачи исследования потребовали осуществить философский анализ категорий "свобода" и'"необходимость", рассмотреть основные аспекты их диалектики, проанализировать основные условия и формы развития свободы личности в процессе преобразования социалистических си&цэстввиннх отношении на началах гуманизма и демократии. Такой подход к проблеме определил структуру работ. Она состоит из введения, двух глав, заключения и списка основной использованной литературы.

Глава I -"Сущность свободы и ее роль в развитии личности п общества"-состоит из параграфов: § I - "Освоение необходимости - основа достижения свободы личности и общества"; § 2 -"Основное формы осуществления свободы личности".

Глава П -"Развитие свободы личности как необходимое условие обновления социалистического общества"-состоит из: § I -"Методологические функции диалокгико-матераалистического учения о свободе в обосновании ссциалистнчосяого идеала"; § 2 - "Осуществление принципов свободы личности в период строительства гуманного,'демократического социализма".

П. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во показано, что выбор теки исследования, его

актуальность обусловлены основной целъв построения гуманного, демократического социализма - созданием условий для свободного самйосущеотвления каждой личности. В соответствии с темой определены доль, задачи и методология исследования, ого новизна, теоретическая и практическая значимость.

В первой главе-"Сущность свободы и ее роль в развитии личности и общества-осуществлен анализ методологических по-

■лохений диалектико-шгериалнотичвского учения о свободе, обоснована тс роль в прогрессивном развитии личнооти и общества, раскрыты основные формы осуществления человеческой свободы.

Обосновано, что основой свободы личности и общества явдяетоя освоение объективной и субъективной необходимости. Необходимость рассмотрена как система связей и отношений, обусловливавших направленность, последовательность развития действительности и его результаты.

Установлено, что категория "необходимость", шлеащая скока основанием существенные, объективные, внутренние связи, тесно связана с категориями "закон" ^'закономерность". Именно через необходимость внутренняя, существенная овязь, как основа закона, проявляет себя. Эищ обусловливается значение познания объективных законов для успешного осуществления практики, развития человеческой свободы.

Однако одного познания объективных законов, а, следовательно, и необходимости для реализации свободы недостаточно. Требуется такшэ целенаправленная, активная, материальная деятельность субъекта по реализации действительных возможноегод прогрессивного развития общества и личности. Таким образом, свобода человека реализуется посредством определенный обраэоц организованной духовной и материальной деятельности, направленной на освоение необходимости.

Необходимость как основа жизнедеятельноега человека, а потому и его свободы, представляет собой диалектику объективной и субъективной /при определяющей роли объективной/ необходимостеа.которые могут выступать в таких основных формах как внутренняя и внешняя, общая и единичная, абсолютная и относительная, общественная и индивидуальная, прогрессивнее и регрессивная. В диссертации показано, что строгий з^чет конкретных видов необходимости-и их диалектики в практика является существенным условием реализации свобода обедеотва и личности.

Большая родь в развитии свободы человека принадлежит его потребностям, интересам и целям. Потребности, являясь непосредственным проявлением объективной веобходамости в практике, выступают основой субъектявйзадии объективной необходимости , возникновения интересов и целей. Еоли потребность ■

ориентирует человека на объект ео удовлетворения, то интерес -на те условия, которне обеспечивают сами возможности отыскания и выбора объекта, определяют способ удовлетворения потребностей. Именно под воздействием интереса человек относится к объективной действительности как субъект, деятельность которого направлена на изменение и создание новых условий своей яиз-вл. Через призму интересов происходит осознание людьми своего отношения к миру и к себе, что находит свое воплощенно в целях -идеальных побудительных импульсах жизнедеятельности человека, возникновение которых завершает процесс субъективизации объективной необходимости. В силу этого освоение необходимости, как основа осуществления свободы, предполагает познание, учет п удовлетворение потребностей, реализацию интересов и целей человека.

Не всякая необходимость и ее реализация могут быть основанием человеческой свободы. В данном отноаениа принципиальное значение имеет различение прогрессивной и регрессивной необходимости. Ведь несвобода также тлеет свое основание и является результатом не только незнания или бездействия, по я отсутствия условий для реализации свобо/и, которое может бнть вызвано регрессивными изменениями действительности. Поэтому освоение необходимости, как основа свободы общества и личности, предполагает как реализация прогрессивных, так и преодоление регреа-сив1шх тенденций развития посредством соответствующим образом организованной деятельности.

IIa основе анализа сущнооти необходимости в диссертации определено содержание категории "свобода". Исходным положение« явилось то, что проблема свободы обусловлена социально-дея-телъностной сущностью человека, заклэчающойся в том, что процесс удовлетворения и воспроизводства непосредственных жизненных потребностей человека /есть, пить, одеваться, иметь ждащ-ще/ обусловливается и опосредуется системой социальных потребностей /в производстве орудий труда, общественных отношений, в сознании и выработке целей, в свободе/ и соответствующих им видов деятельности /труд, воспроизводство общественных отношений, выработка, реализация и воспроизводство целзй, творчеотво как реализация свободы/. Воплощая свои цели в действительность, реализуя потребности и интересы, человек своей

деятельность!) изменяет окружающий его мир и самого себя. И в этом сознательной, целенаправленном, творческом преобразовании . действительности и заключается реализация человеческой свобода. Свобода в этом отношении выступает способом самореализации человеческой сущности, является качественной характернотнкой истинно человеческой деятельности.

Следовательно, условием свобода человека является его познавательное, материально-преобразующее, деятельное отношение к объективной действительности. Это отношение находит свое внра-аепие в практике - процессе, в рамках которого происходит проверка соответствия целей и результатов деятельности человека его потребностям и интересам, а также объективных законам и закономерностям. Практика непосредственно определяет степень свободы человека, т.к. показывает и определяет степень освоения им необходимости, "господства" над ней.

Неправомерно сводить свободу лииь к способности принимать решения и действовать со знанием дела, Иметь способность свободно действовать и быть свободны!.! на одно и то se - необходимы определенные объективные и субъективные условия, возмогшосгь свободной деятельности. Свобода, как господство человека над собой и над окружающей действительностью, заключается ь его ojio-ообности и возможности практически осваивать, создавать, контролировать объективные и субъективные процессы, условия овоей сизци - т.е. в способности и возможности действовать свободно.

Говоря о свободной деятельности как способе осуществления свобода в определенных условиях, следует выделять диалектически взаимосвязанные реально существующую свободу в виде условий и . свободу непосредственного действия. Реально существующая свобода в виде условий представляет собой объективную реальность,, закрепленную в достижениях материального производства, науки, культуры, в социальных правах, в уровне развития общественных отношений, демократии и т.д., то есть те результаты предшествующей деятельности людей по достижению свободы, которые предстают перед действующим оубъектом. Свобода непосрадог-венного действия проявляется в деятельности, направленной на освоение необходимости, удовлетворение потребностей и интересов субъекта и создающей, в свою очередь, условия для

свободной деятельности следующих поколений.

Исходя из этого, свободу человека следует потпгатъ как способность и возможность активного принятия и реализации ранений, основанных на освоенной необходимости и направленных па удовлетворение потребностей и интересов, обеспечиващих прогрессивное развитие общества и личности, создание для этого соответствующих условий.

В силу того, что действительность содержит d себо варианты, возможности развития, человек осуществляет выбор того или иного направления деятельности. Поэтому увеличение возмозностей шбора расширяет границы свободы человека. Однако реализацией свободы мокет быть лишь свободный выбор, необходш.шш условия-пи которого являзтея: наличие таких возможностей, вариантов деятельности, реализация которых ведет к удовлетворении потребностей и интересов прогрессивного развития общества з личности, а текяе наличие знания необходимых связей действительности, возможности, способности, желания выбирать. Свободный выбор теснейшим образом связан с ответственностью, т.к. предполагает ирэдвиденио субъектом последствий своей деятельности.

Наибольшая степень ответственности относится к свободе творчества - высшей ступени свобода, реализующейся в гворчес-ко.ч создании язлаемых вариантов деятельности, объективных л субъективных условий шгзни чзлогзка, обоспочиващих его прог-рэссявноэ развитие.

Человеческую свободу следует рассматривать в двух диалектически взаимосвязанных аспектах - как свободу личности и свободу общества. Исходя из того, что сусщость человека определяется совокупностью общественных отношений, а свобода общества реализуется через деятельность конкретных индивидов, - свободу личности следует рассматривать как критерий свобода общества в целом. Общество в цэлях своего социального прогресса, свободного саморазвития должно целенаправленно создавать условия, обеспечивающие свободу личности. Насколько общество способно к самоорганизации, самоконтроля, самоуправлению, насколько способно творчески использовать свои возможности и созидательный потенциал для собственного развития и развития конкретной личности, всего человечества, настолько оно и свободно.

Следовательно, свобода общества реализуется прэядэ всего

в деятельности по созданию социальных условий для развития свобода личности, а свобода личности - в самореализации своих сущностных сил.

Основные форш осуществления человеческой свобода опреде-дяитоя основными сферами практики, заклячакцэйся в освоении личностью и обществом общественних отношений, природных богатств, в освоении личноотью своего собственного духовного, психического, физического развития. Определяющей является ово-бода общества и личности в области общественных отношений, обусловливаицая отношение личности и общества к природе, личности к себе.

В диссертации отмечается, что свобода личности несводима лишь к господству над собой, как это утверждается иногда в философской литературе. Личность свободна как в результате господства над собой, так и в результате господства над силага природы и над общественными отношениями. Поэтовд свободу личности, форш осуществления ее свободы следует рассматривать в единства с социальными условиями, представляющими уровень развития свободы общества.

Свобода личности и общеотва в области общественных отношений состоит из экономической, политической с духовной свободы. Экономическая свобода личности - свобода хозяйственной инициативы, свобода распоряжаться сбоил трудом и его результатами, свобода выбора в потреблении - обусловлена экономическими условиями общества: отношениями собственности в производства, обмена, распределения, товарно-денеянымн и рыночными отношениями, уровнем развития производительных сил и научно-технического прогресса. Политическая свобода личности - свобода союзов и собраний, свобода слова, печати, свобода выбора представителей в органы власти, свобода передвижения - определяется политическими условиями общества: классовыми, нацио- . нальными, межгосударственными отношениями, деятельностью государства и других политических институтов. Духовная свобода личности - свобода совеоти, нравственная, эстетическая свобода, свобода познания - определяется уровном развития науки и общественного сознания в целом.

Развитие науки, производительных сил, демократии, позволяющих человеку контролировать общественные и природные процессы, создание экономических механизмов, обеспечивающих-от-

.ветственное отношение производителей к средств«* производства и продуктам труда, обусловливают экологическую свободу общества и личности - способность и возможность рационально осваивать природный богатства.

Свобода личности в сфере общественных отношений и в отпо-еггоих с природой обусловливает свободу личности как господство над собой, реализующуюся в самопознании, самоорганизация и егмороализации человеческой сущности.

Для осуществления свободы личности необходимо гармонпч-ноо развитие всех форм и условий человеческой свободы, что является такяе основой чоловеческого счастья - чувствонио-змо-ционального состояния; удовлетворения от реализации цели л смысла глзни. То, в чем видан человек цель и смысл своей ялзни, является критерием его личной свобода я свободы всего общества.

Объективная возможность целенапразлонпого создания условий , обеспечнваяцих свободу личности, значительно расширяется о появлением н развитием социалистических общественных отношений, т.к. появляется объективная возможность контроля и управления социальным развитием со стороны всего общества л в интересах каядой личности. Без развития свободы общества и личности зо моезт быть социализма. К сожаления, в практике строительства социализма, в силу известных условии, произошло извраданш суц-пости социализма и эта сущность реализовалась, соответственно, в извращенной действительности. Поэтому развитие социализма требует теоретического обоснования идеала социалистического общества, основной цольэ ставящего свободное развитио калщой личности.

' Вторая глава - "Развитие свободы личности как необходимое условие обновления социалистического общества"- посвящена философском/ анализу развития свободы личности в процессе строительства социализма. Дйалектико-ыатерпалястлческое учение о свободе является методологическим "инструментом" возвращения социализму, его руганной, демократической сущности.

Автором .показано, что гуманизм является качественной характеристикой социалистического общества, созданного равные объективные и субьекгаише условия и возможности дял свободного самоосуществлешш какого члена общостда. Поскольку подогашй гуманизм общества осуществляется в отношения всех его членов в равной море, то развитие демократии как власти, осяясстолпзмой

всем народом и в интересах всего народа, является основным средетвои реализации гуманизма.

Осуществленный в диссертации анализ свободы личности и общества в контексте практики социализма, показал, что развитие гухангазыа и демократии в процессе перестройки социаллстнчз-ских общественных отношений является целью я сродством преодо-ЛЭ1ШЯ целого ряда негативных последствий, названных, в частиоо-пх; отчуждением власти от ее носителя - народа и от социалистического государства, концентрацией власти в руках партийно-государственного, адмшшотративного аппарата; отчуждением соцка^" диетической собственности от ее носителя - народа и ее огосу-дарствденивм; извращением социалистического способа соединения рабочей силы о орудиями труда; отчуждением результатов труда от производителя; нарушением социалистического принципа распределения по'труду; отчуждением идеологических установок, духовной кизни в целом от субъекта деятельности. В преодолении этих последствий заключается существенный момент свобода человека - создание объективных и субъективных условий, обеспечив^/-цих прогресс личности и общества. '

Согласно диалоктико-материалЕстическому учешы, опроделяз-щкмк условиями развития свободы личности являются зконошгчэокеэ ? основными среди которое являются отношения собственности на средства производства. Исходя из этого, собственность в условен социализма в различных ее формах должна стать основой свобода личности, а отношения собственности долены быть организованы таким образом, чтобы непосредственный производитель относился к собственности как "своей" и бил бы заинтересован в -рационаахт пом использовании и совершенствовании и средств производства, и продуктов труда. Огосударствление собственности в процессе строительства социализма привело к отчуждению производителей от средств производства и результатов труда, явилось причиной экономического закрепощении личности и общества. Поэтому про-. цесс перестройки социалистических экономических отношений правде всего должен быть направлен на реорганизацию отношений соб-т ственносги, на обеспечение условий для свободного, прогзосиз-ього развития всех ез форы.

Необходимыми условиями, обеспечивающими свободное развитие всех форм собственности, являются рыночные и товарно-двцес-¡ше отношения. Недооценка'-этих отношений в процессе экономило-

елей перэстройки общества выразилась в том, что перевод предприятий на хозраочот и самофинансирование, внодроняо арендного подряда и развитие кооперации предшествовали реорганизации собственности, децентрализации эхошши, еоздгггага действенных тозарно-донсЕнгос, рыночных отношений, Это явилось причиной отставания достигнутых экономических показателей от намочошшх т2?.шов развития.

Прогрессивное прообразовали) социалистических экономических отношений требует соответствующих политических условий, т.к. возможность целенаправленного изменения действительности обеспечивается прежде всего лнмевонисм политоских условий и политической практики. Политическая подстрой«! социалистического общества долтта способствовать создан?.® политических уело- ' вей для социального прогресса. Создянио политических условий, сбзспечиващгх свободу личности в условиях социализма, осуществляется посредством развития демократии как подлинного народовластия, выступающей способом привлечения т£аоЬ к учаскя в общественной етзпп, к репе низ стоящих перед обществом задгга, способом выработки а реализации. управленческих pscoaaü, гцра-сазгях ватаиоъявлепио парода.

В практике социалистического строительства развитие демократии долгое время огкпплшшось "па погон", что язилооь одета из условий закрепощения экономачэсзоЗ, полташсксЯ, дг-хояпей глзпп личности я ойзостза. Оаобогага сервдпггт послсдсг-зтш вызвала недооценка дококраган з области jposoira пяргояаль-яах и 1...>31юшгокашаас проблем. Ешх проигнорирован «етодояогя-чоекзй пришил, выгекевщий из ДЕалекгшсо-матеркашгстпческоГо умений о свободе, что'удовлетворение потребностей л пптересов, в roa число паатопальши, является наобходагш условием свободного развития личности и.общества. Это привело к обострению национальных: проблем в нотой стране, к ослаблению государства, замедлению теинов социального развития.

Разватяе демократии в уоловиях социализма предполагает прогрессивное преобразование внутриполитических и внешнеполитических государетаенных отношений. Для осуществления свобод- • кого развития личности шр д<шйк стать демократическим сооб ■ щесгвом правовых государств, спою политику подчиняющих праву, исходящих из принципов равноправия а независимости всех пародов.

Это особенно актуально в связи с необходимостью решения глобальных проблем современности, которое возможно лишь обедал усилиями всех народов в целях развития человечества.

В связи с этик встает проблема формирования социалисгича-ского правового государства как государства свободного, обеспечивающего свободу личности. Свободным, согласно диалактико-ка-териалистическому учению о свободе, является то государство, политика которого основана на строгом учете объективной и субъективной необходимости и направлена на создание условий для свободного саморазвития личности и общества. Развивая демократические принципы организации общества, правовое государство должно защищать и гарантировать свободу личности посредствсгд системы законов, определяющих права и взаиыоответственность личности и государства. Строгое соблюдение законов, гарантия прав личности па свободу являются основой правового государства. Государство, неспособное создать правозащитные механизма, направленные на обеспечение социальной защищенности личности, не имеет исторической перспективы, т.к. закрепощает общество и личность, допуская произвол и автократию. Укрепление позиций так называемой "теневой" экономики, рост преступности, насилия, коррупции, наблюдаемые сегодня, - вое это дань, которую платиг наие общество не только за неэффективно действующие хозяйственные механизмы, но ж за бездействие многих палитико-правовнх механизмов, за игнорирование объективной необходимости укрепления законности, ответственности гракдан в решающий период прогрессивных социальных преобразований. Развивая демократка, политический плюрализм, политические свободы, необходимо одновременно создавать социальные механизмы, препятствующие развитию регрессивных, антиобщественных явлений.

Большое значение в развитии политической свободы личности имеют такие свобода как свобода союзов и собраний, свобода слова, печати, передвижения, которые позволяют личности и обществу контролировать деятельность государства, политической надстройки в целом.

Для того, чтобы человек хотел и мог активно участвовать в общественной жизни, реализуя свои сущностные силы, необходимо развитие не только экономической и политической свободы обще-

tiv-iia я относгк, но а духовкой. Свободный тояовок долген ойлз-Ло»ь высоким урсвпе:з духовной культуры, иметь возмоаность свободного шбора л роадязадт духовных «ешоотвй, соответствующих 'аисроош личностного н общественного прогресса. Это требует признания и взглыивяровтгая ебщосгвои самоцошюсти, 'явдв-аиодаяыгссти ка:гдол лтлпоотн.

Такка образец полапсираэлвшео общественное переустройся jo социализма, обеспечивающее прогрессивноо развитие общества 'л личности, должно исходить та методологических принципов, здхекпадах из диалвкгзжочатэрхгалямичоского учецгля о свобода •д нвобхой'.мостл. Эабвешю яла игнорировали этих дршщшюв приводит 1с застсэ, деградации общества и личности, что подтвердила 70--лэтняя пракиш» строительства соцпаласма.

В ашыдаченип диссертация излокзпн ооковшга георотнчеекпэ л гшгодологичвекио влводе восладовалгш, на их основа сфориула-рогшш некоторые проктачзегдаэ рекомендации.

СодерзанЕв и nav'iran результат псследоватпй отрааени я следующих яу&ппацяях автора:

1. Свобода и необходимость в учебной процессе // Углубленно ссдиалистичоской детговрптиа л подготовка упитолл сродной школы. - Киев: КШШ, IS39. - 0. 63-69.

2. Развитие объективных и субъокишгаа условий труда как фактор развития социализма // Bonn, фялоо. наук. Взстншс Киев, ун-та, Вот. 21. - Киов, 1989. - С. 70-74.

3. Развитие свободы труда кяк фактор соворгзпогзегглггя социализма // Материалы науч.-практ. код]). "Формирование карк-систско-чошшсхсого мировоззрения в условиях ускорения социально-экономического развития советского сбщества". - Киев-Борис-поль, 1907. - С. 24-26.

4. Мировоззренческое содергание интернационалистского воспитания // Тез. внет. участников УШ Всео. фялоо. чтений молодых уче!шх "Молодокь л творчество. Социально-фалосо-фскио проблемы". - М., 1988. - С. 236-237.

5. Свобода.как творчество // Таз. внет. участников Boso, изавуговской копф. "Творчество как предмет фалооо&исого исследования". - Киев: КГМ, 1989. - С. 47-48,

Подписано в печать 24.1и.1УУ1)г. Формат 1.0кь4/1о. Шч.л.'Х.О. Уакаа № И>ьь, Тира.?. 1&) экз.

Щ^д^-л^озо.Кипв-зо, бульвар Тарчсв :..':;?Ч9Чго. ]!.;