автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему:
Потребности и способности человека как субъекта деятельности

  • Год: 1984
  • Автор научной работы: Куцоконь, Николай Павлович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Киев
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.01
Диссертация по философии на тему 'Потребности и способности человека как субъекта деятельности'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Куцоконь, Николай Павлович

Введение

Глава I.СПОСОБНОСТИ И ПОТРЕБНОСТИ-СУЩНОСТНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА КАК СУБЪЕКТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

§ I.Потребности человека - способ существования и проявления общественной необходимости.

§ 2.Способности - продукт и предпосылка человеческого бытия субъекта общественной деятельности.

§ 3.Потребности и способности - стороны единой сущности человека как субъекта деятельности.

Глава П.СТАЖШЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ И СПОСОБНОСТЕЙ - ЗАКОН ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ШЗНИ. 91

§ I.Диалектика потребностей и способностей - источник побудительных сил и регуляторов социальной деятельности субъекта. 91

§ 2.Исторические формы производства человека посредством становления и развития системы потребностей и способностей субъекта общественной деятельности.

II6-I

 

Введение диссертации1984 год, автореферат по философии, Куцоконь, Николай Павлович

менное условие коммунистического строительства".

Успех идейно-воспитательной работы партии, её деятельности по формированию человека социалистического типа в решающей степени обусловлены научной обоснованностью системы формирования и воспитания советских людей, опорой на самую передовую, постоянно развивающуюся марксистско-ленинскую теорию, её основополагающие методологические принципы. Важное значение в этой связи имеют положения марксизма-ленинизма об общественной сущности человека, определявшим воздействие труда на социальное ста* Черненко К.У. Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы. Доклад на Пленуме ЦК КПСС 14 Июня 1983 года.-Мзтериалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 Июня 1983 года.- М., 1983, с.27. новление и развитие его непосредственных участников, о потребностях как побудительных силах и источниках человеческой активности, о возрастающей роли народных масс в процессе исторического развития, другие.

Настоящее диссертационное исследование посвяшено раскрытию одного из аспектов социально-Философского исследования проблемы формирования человека - взаимоотношению и взаимодействию потребностей и способностей человека как субъекта общественной деятельности, выяснению их влияния на процесс его социального становления и развития. Оно представляет собой попытку социально-философского познания процесса естественно-исторического развития человека и общества сквозь призму становления и развития потребностей и способностей субъекта общественной деятельности, обоснования диалектики этих его сущностных образований, её решающего воздействия на направленность И интенсивность трудовой и социально-политической активности общественного индивида.

Целесообразность исследования данной темы обусловлена тем, что оно обеспечивает расширение и углубление возможностей теоретического и практического решения такой актуально"' и злободневной задачи коммунистического строительства в СССР, как развитие главной производительной силы страны - советского человека, повышения его трудовой и политической активности. Такая возможность открывается потому, что в марксизме-ленинизме ра б оча яс.шш~~ общ ее тв ен н ог о индивида определяется как совокупность его физических и духовных способностей^, что в свете этой теории "способность представляет собой развитие. некоей производительной силы"''", развитие общественного производства "больше всего стимулируется таким способом распределения, который позволяет всем членам общества как можно более всесторонне развивать, поддерживать и проявлять р свои способности" , потому, что пойшшдьной силой челове-ческсш^^акттно^ти^трксизм-леншизм^признает потребности и способности людей .

Социально-философский анализ взаимоотношения и взаимодействия потребностей и способностей человека как субъекта общественной деятельности необходим и актуален и потому, что его реализация позволяет обогатить и углубить научные рекомендации практического решения такой важной задачи нашего общества как формирование потребностей советских людей, становление культуры их разумного потребления. В частности, осуществление этого анализа позволяет выдвинуть и обосновать важность и большую практическую значимость принципа формирования потребностей советских людей в форме формирования и обогащения их способностей к разумному потреблению, принципа становления и развития человека коммунистического типа посредством формирования и развития системы его общественных потребностей и способностей, других. Возможность обоснования подобных общеметодологических принципов обусловлена диалектическим единством потребностей и споообноотей--СУбъекта об

См.:Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 годов.

-Маркс К., Энгельс Ф. Соч.2-е изд.,т.46,ч.1,с.221. р

Энгельс Ф. Анти-Дюринг. -Маркс К., Энгельс ф. Соч.2-е изд., т.20, с.206.

3 См.:Маркс К., Энгельс ©.Немецкая идеология. -Соч.2-е изд., т.З, с.245, с.297. общественной деятельности, их взаимополаганием и взаимопревращением, проявляющихся в том, что потребление "порождает способности производителя, возбуждая в нем направленную на определенную цель потребность"^, повышает "подредст^рм^потребр ности в повторении способность. дос1епеш1.-.маст.ерства" , что производство создает "саму способность потребления как о потребность , в том, что разнообразию "потребностей соответствует разнообразие способностей отдельных индивидов к выполнению различных, необходимых для удовлетворения этих потребностей видов труда"^, в других формах.

Избранный нами подход к формированию человека, следовательно, позволяет углубить и расширить наши знания и представления о закономерностях развития и совершенствования распределительных отношений развитого социалистического общества, раскрыть с позиций марксистско-ленинской методологии содержание основного принципа коммунизма "каждый по способностям, каждому по потребностям", выяснить условия его постепенного внедрения в практику общественной жизни.

Исследование темы диктуется также необходимостью социально-философского решения проблемы всестороннего и гармоничного развития человека, становления и развития его человеческих качеств, в частности таких существенных его качеств, ка

Маркс К. Экономические рукописи 1Э57-1859 годов. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 46, ч. I, с. 29

Там же, с. 29-30.

Там же, с. 30. каковыми в материалистическом понимании истории являются потребности и способности^. Исследование процесса становления и развития человеческих качеств и свойств имеет значение как для развития теоретических положений и выводов исторического материализма, так и для развития и совершенствования его методологических функций. Ибо тот факт, что у нас еще встречаются концепции, "которые объясняют такие, например, качества человека как честность, смелость, порядочность, наличием "положительных" генов и фактически отрицают, что р эти качества формируются социальной средой , является убедительным доказательством необходимости дальнейшего исследования проблемы становления и развития человеческой сущности субъекта общественной деятельности, процесса формирования и развития его человеческих качеств и свойств.

Актуальность избранной темы определяется и задачами идеологической борьбы, необходимостью разоблачения реакционной сущности различного рода антинаучных концепций человека и общества, закономерностей их становления и развития /социал-дарвинизма, евгеники, биологизаторских концепций, философской антропологии и других/, с помощью которых наши классовые и идейные противники обосновывают и оправдывают наличие клас

См.: Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 годов. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 46, ч.1, с. 192; Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года.

-Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 42, с. 163. о

Черненко К.У. Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы. Доклад на Пленуме ЦК КПСС 14 июня 1983 года. - Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983 года, с. 34. сового, национального и расового угнетения в капиталистическое мире, неизбежность войн и конфликтов в отношениях между нациями и народами, приписывают естеству человека роль основополагающего начала, источника и регулятора его общественной активности/ борются с марксистско-ленинской теорией, ее принципами и положениями.

Разработанность темы. В отечественной социально- философской литературе последних лет появилось немало исследований, посвященных отдельным аспектам взаимоотношения и взаимодейстт вия потребностей и способностей, их диалектике . Усили тли

МНОГИа

См.: Большаков Н.Н. Выбор исходной абстракции теории ис~ ' торического материализма. -В кн.: Проблема систематизации категорий исторического материализма» Межвузовский сборник научных трудов» Челябинск, 1981; Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. -М., 1978; Григорьев Г.С. Социальная активность личности как способность и потребность. -В кн.; Труд и личность при социализме. Пермь, 1972; Гырдев Д.С., Степанов Е.И. Возвышение духовных потребностей человека. -В кн.: Гуманистическая природа. социалистического образа жизни. Отв. ред. Куценко В.И. К., 1982; Зеленов Л.А. Потребность и деятельность. -В кн.".Человек и предметный мир. Тезисы докладов к Межзональному научному симпозиуму. Горький, 1980; Красин А.Н. Социально-философские проблемы становления коммунистического типа личности. -М.,1981; Куделин Е.Г. Диалектика производства и потребностей. -М., 1977; Латко Т.В. Разумные потребности личности и их роль в формировании социалистического образа жизни. -В кн.: Вопросы научного коммунизма. Республиканский межвузовский сборник. Выпуск 44. Социально-политические проблемы развитого социализма. KCf 1980; Майорова Е.Ф. Духовные потребности как фактор самореализации личности. - В кн.: Духовные потребности в системе социалистического образа жизни. JI., 1979; Маргулие А.В. Диалектика деятельности и потребностей общества. - Белгород, 1972; Мялкин А,В,-Способности и потребности личности. - М„, 1983; Перфильев Общественные отношения. Методологические и социологические советских ученых выполнена значительная работа по исследованию содержания этих образований человеческой сущности, их связи и отношения друг к другу. Исследователи проблемы признают взаимозависимость и взаимообусловленность потребностей и способностей, их существенное влияние на рождение и направленность человеческой активности, на весь спектр жизнедеятельности субъекта общественной деятельности. Но рассмотрение ряда аспектов взаимоотношения и взаимодействия потребностей и способностей человека носит дискуссионный характер. Так, например, в литературе имеются утверждения, что потребностей, способности представляют собой те оси, "вокруг которых группируются в с е.л ИШ10СТБ ые.качества" ^ человека, что,они относятся к двум разным моментам в. его разви-р тии , что категории "способность" и "потребность" - "органически взаимосвязанные категории, выражающие существенные стороq ны человека как единства производителя и потребителя" , проблемы. -Л., 1974; Социальная детерминированность жизненной позиции личности. - В кн.: Диалектика социальных процессов. К., 1983; Спасибенко С.Г. Диалектика формирования способностей и потребностей личности в условиях развитого социализма. -М., 1983; Яценко А.И. Социокультурные основания деятельности и гармоническое развитие личности. - В кн.: Диалектика деятельности и культуры. Отв. редакторы В.Г. Табачковский, А.И. Яценко. К., 1983; другие.

Буева Д.П. Человек: деятельность и общение. -М., 1978, с. 153-154. р

См.: Перфильев М.Н. Общественные отношения. Методологические и социологические проблемы. -Д., 1974, с. 39. 3 что "потребности суть способ движения способностей"^, другие.

В социально-философских исследованиях, посвященных проблеме потребностей и способностей, имеются выводы, что в системе "потребности-способности" ведущим элементом выступают способности (Белшс А.П. .Большаков Н.Н. Датко Т.В. .Майорова Е.Ф. ,Мялкин А.В. ,Яценко А.И., др) .потребности. (Куцелин Е.Г., Маргулис А.В.,Перфильев М.Н.,др.), что они относятся к взаимозависимым, но разнопорядковым образованиям человеческой сущности (Григорьев Г.С.,Зеленов Л.А.,др.) Взаимодействие и взаимоотношение этих сущностных образований человека одни авторы раскрывают через категории "^соде^жаще" и "форма" (Красин А.Н.,Куделин Е.Г. Датко Т.В.) .другие с помощью категорий "сущность" и "явление" (Белик А.В. .Майорова Е.Ф. ,Та-раткевич М.В.)

Для исследователей данной проблемы характерным является неодинаковая трактовка сущности этих образований человека. Так, к примеру, из числа авторов,исследующих взаимоотношение потребностей и способностей субъекта общественной деятельности, Л.Н.Буева определяет потребности как материальную р связь человека с условиями его существования, А.В.Маргулис и А.И.Яценко - как объективные требования человека к миру , Е.Ф.Майорова - как необходимость таких отношений человека с

1 Мялкин А.В.Способности и потребности личности.-4Л.,

1983,с.21. р

См. :Буева Л.ПЛеловекгдеятельность и общение,с.42. действительностью, которые могут обеспечить раскрытие его сущностных сил"'". Значительные расховдения присущи исследователям и в определении способностей человека: одни авторы трактуют их как сов оку пнос^ькаче с , свойствиутлений личности, необходимых ^для. выполнения определенных форм социальной деятельности (Буева Л.П., Куделин Е.Г.Дараткевич М.В.), другие связывают содержание категории "способности""* с состоянием .рабочей силы субъекта деятельности (Маргулис А.В., Перфильев М.Н.), третьи - с тем и другим (Мялкин А.В.)

Наиболее разностороннее исследование проблема взаимодействия и взаимоотношения потребностей и способностей человека получает в книге А.В.Мялкина "Способности и потребности личности" 5 Но в силу того, что "предлагаемая тема представляет собой комплекс важнейших проблем марке ис тс ко-Ленинской тео-р рии личности", автор подробно останавливается лишь на некоторых из них, в первую очередь таких как сущность и критерии всестороннего развития способностей личности, специфика процесса формирования способностей и воспитания разумных человеческих потребностей, место и роль труда и свободного времени в становлении и развитии способностей и потребностей человека, другие. Все это и делает очевидным необходимость дальнейшего исследования проблемы взаимоотношения и взаимодействия потребностей и способностей человека как субъекта общественной деятельности, что и предпринял автор данной диссертационной работы.

См.:Майорова Е.Ф.Духовные потребности как фактор самореализации личности. -В кн.:Духовные потребности в системе социалистического образа жизни,с.50. р

Цель и задачи исследования. Общая цель исследования состоит в раскрытии диалектико-материалистического понимания процесса взаимоотношения и взаимодействия потребностей и способностей субъекта общественной деятельности, в исследовании воздействия этого процесса на социальное становление и развитие человека. В соответствии с этой целью автор предполагает решить следующие задачи:

- выяснить сущность диалектико-материалистического понимания потребностей и способностей человека как субъекта деятельности;

-исследовать процесс их взаимоотношения и взаимодействия в свете современных социально-философских и естественнонаучных представлений о человеке и обществе, законах их становления и развития;

- исследовать место и роль процесса взаимоотношения и взаимодействия потребностей и способностей в социальном становлении и развитии человека;

- изучить отношение системы "потребности - способности" субъекта общественной деятельности к специфике и особенностям его человеческого существования;

- исследовать закономерности становления и развития потребностей и способностей человека как субъекта общественной деятельности.

Методологической основой диссертационного исследования являются исходные принципы диалектического и исторического материализма, положения основоположников материалистического понимания истории о социальной сущности человека, двойственном характере человеческой жизнедеятельности, о потребностях и способностях субъекта общественной деятельности как внутренних образованиях его сущности,разработанная классиками концепция общественно-исторического процесса становления и развития человека и общества, положения этой концепции, что производительные силы и производственные отношения "являются различными сторонами развития общественного индивида"'1', что люда производят и потребляют в обществе не только средства производства и потребления, но и общест2 венные отношения , производство которых фактически является еще более важными результатами процесса, чем его материальные результаты , другие. В качестве методологической основы исследования выступают также теоретические положения и выводы, сформулированные в программных документах КПСС, материалах и решениях съездов партии, июньского (1983г) и апрельского (1984г.) Пленумов ЦК КПСС, в выступлениях и речах руководителей партии и советского правительства. В диссертации использованы результаты исследований, выполненные советскими философами, а также представителяг® других наук.

Научная новизна исследования и основные положения, выносимые на защиту. На основе исходных принципов диалектического и исторического материализма в диссертации раскрывается диалектико-материалистическое понимание потребностей и способностей человека как субъекта общественной деятельности, исследуется процесс их взаимоотношения и взаимодей

Маркс К.Экономические рукописи I85.7-I859 годов. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч.2-е изд.,т.46,ч.П,с.214. о

См.:Маркс К. Павлу Васильевичу Анненкову,28 декабря 1846 год.- Маркс К.,Энгельс Ф.Соч.2-е изд.,т.27,с.408. гз отвия, наследуются закономерности их становления и развития. Результаты исследования, которые заключают в оебе новизну и которые вынооятся на защиту, выражены в следующих положениях:

- Общественные потребности людей представляют собой специфическую форму становления и проявления необходимости в обществе;

- Человеческие способности оубъекта деятельности являютоя продуктом и предпосылкой его человеческого (культурного, общественного) бытия, существующие как приобретенные формы внутренней организации его жизнедеятельности по требованиям общества, культуры;

- Потребности и способности субъекта деятельности - стороны единой человеческой сущности ;

- Потребности и способности субъекта общественной деятельности являются теми образованиями его яеловеческой сущности, в становлении и развитии которых реализуется двойственный характер человеческой жизнедеятельности, заключающийся в том, что " производство жизни - как ооботвенной, посредством труда, так и чужой, посредством рождения - появляется сразу в качестве двоякого отношения : о одной стороны , в качестве естественного, а о другой - в качестве общественного отношения." * ;

- Взаимоотношение и взаимодействие потребностей и способностей человека как субъекта деятельности - личностная форма проявления диалектики производительных сил и производственных отношений, являющихся "различными сторонами развития общественного индивида" (Маркс К.) ;

- Каждому субъекту общественной деятельности присуще соответствие способностей потребностям, и потребностей - способностям;

- Становление и развитие системы "потребности-способности" субъекта общественной деятельности - закон общественного производства человеческой жизни.

Теоретическое и практическое значение исследования состоит в том, что его результаты должны способствовать уточнению и совершенствованию категориального аппарата исторического материализма как социально-философской теории общества, в первую очередь таких его категорий как "производительные силы", "производственные отношения", "человек", "личность", "потребности", "способности", "индивидуальное и социальное", "естественное и человеческое", "сущностные силы", других, и на этой основе - развитию исторического материализма как мировоззренческой основы общественно-научного познания. Это должно обеспечить развитие и обогащение методологических функций исторического материализма, способствовать выработке научно обоснованных рекомендаций для практического решения многих актуальных задач всестороннего и планомерного совершенствования общества развитого социализма.

Так, к примеру, полученные результаты исследования могут быть использованы в качестве методологии познания и преобразования производительных сил и производственных отношений общества развитого социализма, их совершенствования и развития, исследования диалектики социально-классовой структуры советского общества, закономерностей его перерастания в коммунистическое общество. Важное значение результатов исследования заключается в том, что они способствуют развитию и углублению социально-философского познания человека, в первую очередь закономерностей общественного производства его жизни в форме производства и потребления общественных отношений, становления И развития источников и регуляторов его трудовой И социально-политической активности, диалектики производительных сил и производственных отношений как различных сторон развития общественного индивида, других проблем.

Апробация работы. Основные выводы и идеи диссертации апробировались на научных конференциях в Бердянском государственном педагогическом институте им. П.П.Осипенко, на кафедре философии КПК преподавателей общественных наук при Киевском госуннверситете, на Х-м Межзональном научном симпозиуме "Методология и теория деятельности", организованном Волго

Вятским отделением философского общества СССР в г.Горьком /май 1982 г./.

Основное содержание работы отражено в следующих публикациях:

1. К проблеме взаимосвязи личностных и производственных отношений. /В соавторстве/ - В кн.: Тезисы докладов научно-технического семинара-совещания "Проблемы социального планирования и развитие коллективов предприятий". Запорожье, 1971 г., Объем - 0,2 п.л.

2. Потребность учащихся в труде И условие её Формирования. - Радянська школа, 1983, А" II, - укр. Объем - 0,4 п.л.

3. Способности человека и Формирование всесторонне развитой личности. - Коммунист Украины, 1984, J!? 3, Объем - I п.л.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Потребности и способности человека как субъекта деятельности"

Настоящая диссертационная работа представляет собой попытку социально-философского исследования сущности потреб ностей и способностей человека как субъекта общественной деятельности, их взаимоотношения и взашлодействия, влияния на процесс его естестве1шого и общественного становления и развития. Выводы, которые следуют из исследования, заключа ются в том, что потребности и способности человека как субъекта общественной деятельности являются теми его образо ваниями, через становление и развитие которых осуществляет ся процесс общественного производства человеческой жизни ин дивида, его становление и развитие в качестве субъекта об щественной деятельности, осуществляемое щ.,.рснове превраще ния присущих ему естественных сщ^и^^рщебностей в его чело веческие силы и потребности. В свете такого поншлания пот ребностей, способностей, их взаимоотношения и взаимс^в^ействия непосредственная жизнь общественного индивида представля ется диалектическим единством процесса становления и разви тия его сущностных образований, в котором • ф^opшpJЗвaшe_c£p^.pto_c.тeй,будучи процессом "вховде ш^^_рбщества во внутреннюю организацшо субъекта деятельнос ти, процессом его социального становления и развития, явля ется "сощальным вдохом" общественного-индивида; • удовлетворение потребностей, являясь процессом "вы хода" человека на мир природы и других людей, процессом пот ребления субъектом сформировавшихся способностей,является "социальным выдохом" общественного индивида; •форглирование человеческих способностей и удовлетворенйе нстордческнх ^общественных/ потребностей в своем едннст ве представляет процесс человеческого ГьНзнедеятельностн об щественного ЙНДНВЙД8, Б котором ОНИ ЯВЛЯЮТСЯ Диалектически противоположными моментами /сторонами/; • человеческие способности являются (fiopMoM существова ния и проявления исторических /общественных/ потребностей индивида, а процесс формирования этих образований человечес кой сущности является вместе с тем и процессом удовлетворе ния прйсз^ щих ему общественных /исторических/ потребностей; • общественные /исторические/ потребности субъекта дея тельности является формой сзпцестЕования И проявления сформи ровавшихся способностек индивида, а процесс их удовлетворения является вместе с тем и процессом формирования его челове ческих способностей.В силу такого соотношения потребностей и способностек человека как субъекта общественной деятельности, в силу диа лектического единства процесса удовлетворения потребностей и формирования способностей оказывается, что • какдо?лу общ,естБенноь1у индивиду присуще соответствие человеческих способностей его общественным /историческим/ потребностшл и наоборот, соответствие исторических /общест венных/ потребностей его человеческим способностшл. Но (fiopMH реального проявления и осуществления этого соответствия раз личны: соответствие потребностей способностягли реализуется в момент осз^ щестБления индивидом выбора предглетов своих потреб ностей, в форме духовно-практического освоения мира субъектсрл, Б то время как соответствие способностей потребностятл реализу ется в пределетно-практйческой оби-ественной деятельности этого субъекта; • диалектическое единство потребностей и способностей субъекта общественной деятельности является источником и регулятором человеческой деятельности (трудовой,социально политической, познавательной, другой) ; • развитие системы потребностей и способностей челове ка является законом общественного производства его жизни; • основу социального становления и развития человека составляет процесс становления и развития его социальных образований - человеческих способностей; • функционирование индивида в качестве субъекта об щественной деятельности является процессом его социального существования и развития, а также процессом социального раз вития его естества, процессом его приспособления к функцио нированию в качестве человеческого естества - носителя свойзтв и качеств, характеризующих субъекта со стороны его чело вечности, культуры и т.п. (прямохоадение,человеческий труд, глышление,речь,человечность (культура) чувств, ощущений,др.); — диалектика человеческих способностей и общественных

(исторических) потребностей человека как субъекта обществен ной деятельности в конечном счете является отражением диа лектики индивидуального и общественного (социального), ес тественного и человеческого,материального и идеального, про шлого и будущего. В ней находит свое выражение закон соот ветствия производственных отношений характеру и уровню раз вития производительных сил' общественного индивида, закон первичности базиса по отношению к надстройке, другие законы общественной жизни.Основная идея диссертационного исследования сводится к выводу, что формирование и развитие человеческих способноетей и потребностей является стержнем всей работы по формиро ванию нового человека, что диалектшса потребностей и спо собностей составляет сущность человеческого осуществления жизни в обществе.В силу такого взаимоотношения и взаимодействия потреб ностей и способностей процесс становления и развития челове ка представляется как процесс становления и развития культур ного начала в субъекте общественной деятельности, как процесс становления и развития его человеческих способностей. Так как становление и развитие этих сущностных образований пред ставляет собой процесс становления и развития форм производ ственного и общественного отношения человека к природе и к другим людям, • ,;то в конечном итоге становление и развитие человека представляется как процесс развития и совершенство вания наличных форм труда и общения, т.е. общества.Исходя из решающего влияния процесса формирования и раз вития человеческих способностей на человеческое становление и развитие субъекта общественной деятельности, основопололс ники научного коглмунизма связывали процесс становления и развития коммунистического общества с такой его организаци ей, в котором "производительный труд, вместо того чтобы быть средством порабощения людей, стал бы средством их освобоаде ния, предоставляя кавдоглу возможность развивать во всех на правлениях и действенно проявлять все свои способности, как физические, так и духовные..." , в котором созданы условия " для обеспечения полного благосостояния и свободного все Энгельс Ф.Анти-Дюринг.-?Ларкс К.,Энгельс Ф.,Соч.2-е изд.,т.20,с.305.стороднего развития в с е х членов общества" . Проблема соотношения и взаимодействия потребностей и способностей субъекта общественной деятельности поэтому может быть све дена к проблеме становления и развития человеческих способ ностей субъекта, к выяснению закономерностей их фордирова ния и развития.Анализ процесса формирования и развития человеческих способностей субъекта общественной деятельности с ПОЗИЦЕЙ! их диалектико-материалистической трактовки свидетельству ет, что они принадлежат к существенным образованиям челове ка, без познания которых немыслимо правильное познание зако номерностей становления и развития человека как субъекта деятельности и как общественного индивида.Поэтоглу даалектико материалистическая теория способностей является важной сос тавной частью материалистического понимания человека и об щества. И в этом своем качестве теория способностей поэтому выступает всеобщим методологическим средством познания и преобразования социальной действительности,воспитания и фор мирования нового человека - в первую очередь.Свою методологическую функцию теория способностей вы полняет тем, что выдвигает ряц существенных теоретико-позна вательных принципов и требований к организации познания и практического формирования нового человека коммунистического типа.Так, например, из положения этой теории,что становле ние и развитие человеческих (производственных и духовных) способностей в значительной мере обусловлено состоянием при родных способностей человека^вытекает требование учитывать •^ Ленин В.И.Замечания на второй проект програмглы-Пле ханова.Полн. собр. соч., т.6, с. 232.природную способность субьекта аккумулировать и трансформи ровать его индивидуальный жизненный опыт в предпосылки и продукты человеческого бытия, т.е. в его человеческие способ ности. Поэтому в процессе формирования и воспитания нового человека нельзя не считаться с тем, что на первые годы жиз ни ребенка /до 8-ми лет/ приходится около 80_jipoyeHTOB_pa3-„ вития умственных способностей, что обучение управленк» маши ной в 10-14 летнем возрасте^_рсзодест^ рее, чем обучение взрослых , с другими особенностями природ ных способностей субьекта общественной деятельности.Важным методологическим принципом формирования нового человека, вытекающим из диалектико-материалистического по нимания способностей, является принцип социальной самодея тельности человека как основного средства успешного осущест вления процесса становления и развития человеческих способ ностей субьекта деятельности, и, следовательно, его челове ческого развития и совершенствования. Суть его сводится к требованию привлекать каждого воспитанника к активному со циальному творчеству, участию в функционировании в качестве коллективного, общественного деятеля. Реализация этого прин ципа в настоящее время сводится к тому, чтобы "человек вос питывался у нас не просто как носитель определенной суммы знаний, но прежде всего как гражданин социалистического об щества, активный строитель коммунизма, с присущими ему идей Харчев А.Г., Алексеева В.Г. Образ жизни. Мораль. Воспи тание. -М., 1977, с. 71.'^емля ждет молодых. - Правда, 1980, 21 ноября, с. 3.ными установкагли,моралью и интересагж, высокой культурой труда и поведения" .Важное значение для правильной организации процесса формирования человека коммунистического типа имеет принцип единства процесса форлирования человека и процесса его про изводственной общественной деятельности. Суть этого принци па сводится к требованию превращения процесса производствен ной совместной деятельности в основное средство формирова ния и воспитания лвдей, ибо труд не только создал человека (Энгельс Ф.), но и в каадый конкретный момент он представ ляет собой собственный постоянный процесс движения людей, " в котором они обновляют сав/шх себя в такой же мере, в ка кой они обновляют создаваег,шй ими мир богатства" .Научная организация формирования и воспитания челове ка коммунистического типа в нашей.:стране возможна и при ус ловии использования принципа социальной обусловленности че ловеческих способностей субъекта общественной деятельности, их зависимости от социального пространства, на котором осу ществляется саглопроизводство этого субъекта. В свете этого принципа необходшлым условием формирования всесторонне раз витой личности выступает деятельность по расширению социаль ной базы становления и развития такой личности, создание условий для становления и развития всесторонне развитых способностей каждого субъекта общественной деятельности.^ Андропов Ю.В.Речь на Пленуме ЦК КПСС 15 июня 1983 года.-1^атериалы Пленума Центрального Комитета КПСС. 14-15 июня 1983г.,с.18.^ Маркс К.Экономические рукописи I857-I859 годов.4Ларкс К.,Энгельс Ф.Соч.2-е изд.,т.4б,ч.П,с.222.Практическая реализация требований этого принципа предполага ет широкое внедрение в жизнь людей таких форм их социальной жизни, в которых "свобо;щое развитие каждого является услови ем свободного развития всех" , и в которых индивид получает средства, дающие ему возможность осуществлять всестороннее развитие своих задатков и таким образом достигать личной сво боды.К числу важнейших принципов фор?лирования и воспитания советских людей, вытекающих из диалектико-материалистическо го понимания способностей и потребностей человека как субъ екта общественной деятельности, относятся принцип диалекти ческого единства способностей и потребностей индивида, прин- .цип соответствия человеческих способностей характеру и уров ню развития общественных потребностей субъекта деятельности и наоборот, соответствия потребностей способностям;:, принцип решающего воздействия общества на становление и развитие чело веческих способностей субъекта общественной деятельности, другие принципы. Реализация этих принципов на практике явля ется важным условием повышения эффективности и качества всей работы по формированию и воспитанию советских людей, особен но - подрастающего поколения, а также способом развития мето дологических функций исторического материализма как социаль но-философской теории, его влияния на всестороннее и плано мерное совершенствование развитого социализма, Но теория способностей имеет отношение не только к фор мированию и воспитанию человека коммунистического типа, но и Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии,-

Соч. 2-е изд., т. 4, с. 447.к решению многих других проблем комтлунистического строительст ва, Например, к рещению задачи коренного улучшения планирова ния и управления народным хозяйством страны. Обусловлено это тем, что глубиннуьэ супщость управления и руз^оводства общест вом составляет управление человеческой деятельностью, ее ис точниками и побудительныьга силами. В материалистической теории потребностей и способностей субьекта общественной деятельнос ти, как было доказано выше, таким источником выступает диалек тика названнных образований человеческой сущности. При этом организация формирования и развития способностей представляет ся важнейшим каналом влияния общества на активность и деятель ность каждого своего члена,ибо развитие производства "больше всего стимулируется таким способом распределения, который по зволяет всем членам общества как можно более всесторонне раз вивать, поддерживать и проявлять свои способности" .Велики методологические возможности диалектико-материалис тического понимания способностей человека как субьекта общест венной деятельности и в организации научно-обоснованного и ар гументированного отпора различного рода антикоммунистическим и ревизионистским нападкам на теорию и практику реального социа лизма, попыткам антинаучных /биологических, социал-дарвинистс ких, расистских и подобных/ трактовок закономерностей развития общества и формирования нового человека.Проблема человека занимает центральное место в современ ной философии - как марксистской, так и немарксистской.•^Энгельс Ф. Анти-Дюринг. - Маркс К., Энгельс Ф., т . 20, Отличительной особенностью современных бури^уазных социаль но-философских интерпретаций человека и общества,,является игнорирование марксистско-ленинс1шх пришщпов рассмотрения человека, а отсюда - протаскивание в социологию антинауч ных, а зачастую и просто реакционных,концепций и теоретичес ких положений.К их числу относится новейшая концепция совре менной немарксистской философии человека - философская ант ропология, евгеника, а также социальный дарвинизм,фрейдизм неофрейдизм,мальтузианство и неомальтузианство,другие .Спекулируя на достижениях современного естествознания в ис следовании человека, в особенности - генетики,буркуазные идеологи "обосновывают" неизбелмость деления общества на классы,непреодолимость агрессивности людей и, следовательно, необходимость и естественность войн, различного рода пора бощения и угнетения человека человеком, защищают цраво одних управлять обществом и обязанность других быть слепыг^ ^ оруди ем в руках господствующих классов. Так,к примеру, представи тель американского натурализма А.Оллэнд приписывает биологи ческим факторам основную роль в формировании психики челове ка, трактует человеческую т^гльтуру как продукт биологичес кой организации людей, как механизм приспособления, анало гичный адаптациогенезу :швотных.Другой американский ученый -Р.ДЕО6О- абсолютизирует ге нетическую устойчивость человечества в историческом процессе и доказывает, что социальные конфликты детерминированы ес См.:Вернеке А.Биологизм и идеологическая борьба.-М., I98I, (перевод с немецкого);Григорьян Б.Т.Философская антро пология.-1Л., 1982; Пастушный А.Генетика как объект фило софского анализа. -М., I98I; Рубин Я. И .Наследники Мальтуса. 4Л., 1983,др.тественной природой человека.Опираясь на генетику^ Гейтс, Дженсен и другие обосновывают 1штеллектуальное преимущес!!-

во белой расы над черной,пытаются оправдать социально-клас совые разлииил меаду людьми. Их духовный собрат Дарлингтон использует достижения генетики для обоснования необходимос ти апартеида. Подобных "концепций" на Западе иглеется боль шое мнолсество.К сожалению, и в советской литературе можно встретить ся с положениями, абсолютирующшяи роль естественных факто ров, например, с утверждением, что для того, чтобы стать серьезным и плодотворным исследователем,изобретателем,писа телем или художником, ^гжен_тадант_.- природный._дар, которо го нельзя^^ыработать и нельзя^ заменить усердным обучением" ; с выводами, что никакие "1олошясреды.... не воспитают вы дащегося художника,певца,математика,спортсмена из ребенка, не ш е щ е г о соответствующих наследственных задатков" ; что нравственные потребности человека "своими глубокими корня ми уходят в биологические приспособительные связи и шлеют физиологическую основу" , с друтшли утверждениями.В последние годы ряд советских авторов предприняли по пытку генетического прогнозирования путей совершенствования человека. Так, например, В.Полынин,исходя из того, что •^ Регирер Е.И.Развитие способностей исследователя.-IvI., Ш69,с.7.'^ Лильин Е.Т.Гофман-Кадошников П.Б.Близнецы,наследст венность , среда. -М., 1975, с. 31.: Тараткевич М.Ф.Человек.Среда.Потребности:Диалектика формирования разумных потребностей,с.69."генетика знает, как щуплое зерно сделать тяжелым, крестьян скую буренку превратить в экономический агрегат по перера ботке кормов в мясо и молоко", призывает генетиков приложить максимум усилий и знаний для совершенствования человеческой природы. В целях же "облегчения" этой работы он предлагает свой "портрет" /идеал/ будущего человека: по мнению автора человек будущего "будет иметь большую голову и ростом будет меньше, чем мы... станет более разумен и менее подчинен ин стинктам... многие будут обладать... такими способностями, которые мы называем гениальностью. У него будет огромная го лова и крохотное лицо, беззубый рот и дряблые мускулы" .Среди причин, порождающих подобные взгляды и предположе ния о путях развития человека, находится и недостаточная раз работанность диалектико-материалистического понимания способ ностей и потребностей субъекта общественной деятельности.Поэтому необходимость разоблачения антинаучной сущности кон цепций наших классовых и идейных противников, как и доказа тельства методологической несостоятельности положений и выво дов, встречающихся в работах некоторых исследователей челове ка, а главное, практика формирования нового человека в СССР требуют глубокого диалектико-материаяистического исследования человеческих способностей и по;ТГ)ебностей, закономерностей их становления и развития, и на этой основе - дальнейшего раз вития и обогащения теоретических выводов и методологических функций исторического материализма как фундамента маркистско го социального познания.Диалектико-материалистическое понимание потребностей Полынин В. Папа, мама и я. -М., 1969, с. 282.и способностей человека как субьекта общественной деятель ности, как было доказано в нашем исследовании, выполняет функцию методологии при решении многих важных и злободнев-^ ных вопросов всестороннего и планомерного совершенствова ния развитого социалистического общества в СССР. Таких, например, как формирование и воспитание человека социа листического и коммунистического типа, развитие обществен-" ных отношений, распределительных - в первую очередь, повы шение качества и эффективности системы управления и руко водства обществом, улучшение постановки идеологической, политико-воспитательной работы, другие. В силу этого ис следование диалектики потребностей и способностей челове ка выступает способом углубления и совершенствования наших знаний и представлений о закономерностях экономического, • социально-политического и культурного прогресса советского общества на этапе развитого социализма, формой практичес кого ответа на призыв июньского /1983 г./ Пленума ЦК КПСС сделать общественные науки надежным помощником партии и советского народа в решении многообразных практических за дач. Такое исследование, естественно, под силу большому коллективу. Данная диссертация представляет собой скроы- -

ный вклад ее автора в разработку этой сложной и актуаль ной проблемы.

 

Список научной литературыКуцоконь, Николай Павлович, диссертация по теме "Онтология и теория познания"

1. Маркс К., Энгельс Ф. Святое семейство или критикакритической критики. - Соч. 2-е изд., т. 2, с. 3-230.

2. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. - Соч. 2-еизд., т. 3, с. 7-544.

3. Маркс К., Энгельс Ф.Манифест Комглунистической партии. - Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 4, с. 419-459.

4. Маркс К. Раз^^шшления юноши при выборе профессии.Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. - М., 1976, с. 1-5.

5. Маркс К. К критике гегелевской философии права.Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. I, с. 219-368.

6. Маркс К. Тезисы о Фейербахе. - Маркс К., Энгельс Ф.Соч. 2-е изд., т. 3, с. 1-4.

7. Маркс К. Нищета философии. - Маркс К., Энгельс Ф.Соч. 2-е изд., т. 4, с. 65-185.

8. Маркс К. Наемный труд и капитал. - Маркс К., Энгельс Ф.Соч. 2-е изд., т. б, с. 428-459.

9. Маркс К. Критика Готской програ1.илы. - Маркс К.,Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 19,- с. 9-32.

10. Маркс К. За1лечания на книгу А. Вагнера "Учебник политической экономии". - Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 19, с. 369-399.

11. Маркс К. Капитал. - Маркс К,, Энгельс Ф. Соч. 2-еизд., т. 23, с. 43-784.

12. Маркс К. Конспект книги Дкемса Милля "Основы политической экономии". - Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 42, с. 5-40.

13. Маркс К. Экономйческо-философскйе рукописи 1844 года. - Маркс К,, Энгельс Ф, Соч, 2-е йзд,, т.42, хз. 41-174,

14. Маркс К. Теория прибавочной СТОИМОСТИ / Г / ТОМ "Капитала"/. Часть третья,- Маркс К,, Энгельс Ф. Соч. 2-е йзд,, т.26, ч,Ш, с.1-468.

15. Маркс К. Экономические рукописи I857-I859 годов/Первоначальный вариант "Капитала'/. Часть первая,- Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.46, ч . 1 , с,1-559.

16. Маркс К. Экономические рукописи 1957-1859 годов/Первоначальнь'й вариант "Капитала"/. Часть вторая.- Маркс К,, Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. , т.46, ч.П, с.1-618.

17. Маркс К. Экономическая рукопись I86I-I863 годов.Маркс К., Энгельс Ф, Соч, 2-е изд. , т.47, сЛ-612.

18. Маркс К. Павлу Еасйльевичу Анненкову, 28 декабря1846 года.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е Изд., т.27, с.401-412.

19. Энгельс Ф. Успех!-. движения за социальное преобразование на континенте.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. , T.I , с.525-541.

20. Энгельс Ф. Принципы кошлунизма.- Маркс К., Энгельс Ф.Соч. 2-е Изд., т .4 , с.322-339.

21. Энгельс Ф. Развитие сош1ализма от утопии к науке.Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. , т.19, с.185-230.

22. Энгельс Ф. Анти-йорИНг.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч.2-е изд., т.20, с.1-338.

23. Энгельс Ф. Диалектика природы.- Маркс К., Энгельс Ф.Соч. 2-е Изд., т.20, с.339-626,

24. Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.20, с.485-499.

25. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. - Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 21, с. 269-317.

26. Ленин В.И. По поводу так называемого вопроса о рынках. - Поли. собр. соч., т. I, с. 67-122.

27. Ленин В.И. Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов. - Поли. собр. соч., т. I, с. 125-346.

28. Ленин В.И. Экономическое содержание народничества икритика его в книге г. Струве. - Поли. собр. соч., т. I, с. 347-534.

29. Ленин В.И. От какого наследства мы отказываемся?Поли. собр. соч., т. 2, с. 505-550. 3@. Ленин В.И. Замечания на второй проект программы Плеханова. - Поли. собр. соч., т. 6, с. 212-235.

30. Ленин В.И. Отношение к буржуазным партиям. - Поли.собр. соч., т. 15, с. 368-388.

31. Ленин В.И. Конспект книги Гегеля "Наука логики".Поли. собр. соч., т. 29, с. 77-218.

32. Ленин В.И. Доклад о революции 1905 года. - Поли.собр. соч., т. 30, с. 306-328.

33. Ленин В.И. Как организовать соревнование? - Поли.собр.,соч., т. 35, с. 195-205.

34. Ленин В.И. От разрушения векового уклада к творчеству нового. - Поли. собр. соч., т. 40, с. 314-316.

35. Материалы XX^t сьезда КПСС. - М.: Политиздат,1.8I, - с. 223.

36. Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии. Постановление Пленума ЦК КПСС 15 июня 1983 года. - Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня. М.: Политиздат, 1983, с. 67-80.

37. Конституция /Основной Закон/ Союза Советских Социалистических Республик. - М.: Политиздат, 1977,-с. 62.

38. Андропов Ю.В. Речь на Пленуме ЦК КПСС 15 июня 1983года. - Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983 года. М.: Политиздат, 1983 г., с. 3-26.

39. Черненко К.Х. Актуальные вопросы идеологической,массово-политической работы. Доклад на Пленуме ЦК IfflCC 14 июня 1983 г.-Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983 года. М.: Политиздат, 1983 . с. 27-67.

40. Абульханова-Славская К.А. Диалектика человеческойжизни, - М.: Мысль, 1977. - с. 224.

41. Активность личности в социалистическом обществе.Ред. коллегия: Т. Ярошевский /отв. ред./ и др. - М.: Наука, 1976. - с. 278.

42. Алякринский Б.С. О таланте и способностях. Очеркио самовоспитании. - М.: Знание, I97I. - с. 175.

43. Арзамасцев A.M. Что понимается под разумными потребН0СТЯ1ЛИ. - Научный коммунизм, 1980, № I, с. 78-85.

44. Арефьева Г.С. Социальная активность /проблема субьекта и обьекта в социальной практике и познании/. -М.: Политиздат, 1974. - с. 230.

45. Артемьева Т.И. Методологический аспект проблемыспособностей. - М.: Наука, 1977, с. 194.

46. Афанасьев В.Г. Научно-техническая революция, управление, образование. -М.: Политиздат, 1972. - с, 431.

47. Афанасьев В.Г. Системность и общество. - М.: Политиздат, 1980, - с. 368.

48. Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом, М.:Политиздат, 1977. - 382 с.

49. Байлук В.В. Категории " объективный фактор" и"субъективный фактор", "стихийное" и "сознательное". - В кн.: Категории исторического материализма в их взаимосвязи. Свердловск. Изд-во Урал, ун-та, 1978. - с. 51-59.

50. Бальсевич В.К. Феномен физической активности человека как социально-биологическая проблема. - Вопросы философии, 1981, № 8, с. 78-89.

51. Банашек М., Форгольцер Й. Человек и власть. - М,:Изд-во Прогресс, 1973,^с. 299. пер. с нем.

52. Барабой В.А. Неследственность и природа живогог1^ Иев; Наукова думка, 1975. - 208 с. - укр.

53. Барулин B.C. Диалектика сфер общественной жизни.М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. - 230 с.

54. Барулин B.C. Соотношение материального и идеальногов обществе / методол. аспекты проблемы/. - М.: Политиздат, 1977. - 143 с.

55. Батенин С. Человек в его истории. - Ленинград.'Изво Ленингр. ун-та, 1976,^295 с.

56. Батенин С. Человек Коммунистической цивилизации.Л.: Знание, 1980. - 36 с.

57. Батурина Г.И. Природа Чувств и их место в структуреобщественного сознания: Автореф.дисс.канд. философ, наук. Горький, 1975. - 26 с.

58. Бекешина И.Э. Структура личности как обьект комплексного исследования: Автореф.дис..канд.философ, наук. -Киев, 1982. - 23 с.

59. Бережной Н.М. Проблема человека в трудах К. Маркса.М.: Высшая школа, I98I. - III с.

60. Бойченко И.В. Методологическая речь-исторического материализма в анализе форм социального знания".^®®\ : Наукова думка, 1982. - 149 с.

61. Бородай Ю.М., Келле В,Ж., Плимак Е.Г. НаследиеК. Маркса и проблемы теории общественно-экономической формации. /Отв. ред. Константинов Ф.В. - М.: Политиздат, 1974. - 309 с.

62. Буева Л.П. Развитие способностей человека и проблемаего прогнозирования. - Вопросы философии, 1980, К» 7, с. 105109.

63. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. - М.:Мысль, 1978. - 216 с.

64. Буслов К.П. Формирование социального в человеке.Минск: Наука и техника, 1980. - 159 с.

65. Бухалов А.Ю. Социальные факторы формирования коммунистического отношения к трудуТ^®^.: Наукова думка, 1983.118 с.

66. Вареник B.C. Историко-философская проблема всестороннего развития личности. - Киев; Одесса: Вища школа, 1978.151 с.

67. Вернейе А. Биологизм и идеологическая борьба./Пер. снем. Мирского Э.М./ - М,; Мысль, I98I. - 254 с.

68. Волков Г,Н. Человек и научно-техническая революция.М.: Политиздат, 1972. - 128 с.

69. Врублевский В.К. Труд на пороге третьего тысячелетия: Труд и ИГР: политико-экон. аспект.-Киев: Политиздат Украины, 1980. - 450 с.

70. Вьюжанин В.Н. Основные детерминанты социальной деятельности личности и их взаимосвязь: Автореф.дис. ..канд. филос. наук. - М., 1982.-18 с.

71. Гапонсв А.К. Потребности людей как одна из целейсоциального управления при социализме. - Научный коммунизм, 1979, № 5, с. 29-37.

72. Глезерыан Г.Е. Законы общественного развития; их характер и использования. -М.; Политиздат, 1979. - 303 с.

73. Глезерман Г.Е. Исторический материализм и развитие сосоциалистического общества.Изд.2-е,доп.-Ми:Политиздат,1973,-352с.

74. Глезерман Г.Е. Рождение нового человека:Проблемы формирования личности при социализме.-М.:Политиздат,1982.-255 с.

75. Гончаренко Н.В. Духовная культура /источники и движущие силы прогресса/.-Киев:Наукова ду?лка, 1980. - 379 с.

76. Грирорьян Б.Т. Философия о сзпцности человека. -М.:Политиздат, 1973. - 319 с.

77. Григорьин Б.Т. Философская антропология: /Критич.очерк/. - М.: Мысль, 1982. - 188 с.

78. Гуманистическая природа социалистического образа жизни /Отв.ред.В.И.Куценко.-КиевгНаукова думка, 1982. - 341 с.

79. Гурьев Д.В. Становление общественного производства.М.: Политиздат, 1973. - 263 с.

80. Давидович В.Е., Аболина Р.Я. Кто ты, человечество?Теоретический портрет. -М.: Молодая гвардия, 1975. - 176 с.

81. Диалектика деятельности и культуры /Отв. ред.:в.Г. Табачковский, А.И. ЯценкотКиев.: Наукова думка, 1983,296 с.

82. Диалектика обьективного и субъективного в развитомсоциалистическом обществе. /Ред.кол.: Г.Г. Вдовиченко, Г.Г.Емельяненко, А.Т. Лукьянов, Е.В. Осичнюк.-^ев.: Вища школа, 1980,205 с.

83. Диалектика социального познания и революционногодействия /Редкол.: Л.Н. Суворов /гл. ред./ и др. - М.: Мысль, 1981. - 318 с.

84. Диалектика социального развития /Пол ред. ПавловаЮ.М. - М.: ИзД-во МГУ, 1974. - 295 с.

85. Диалектика становления коммунистического труда./Отв. ред. В.А. Вуслинский.-Тйтёв; : Наукова думка, 1978.- 303 с.

86. Дилигенский Г.Г. Проблемы теории человеческих потребностей. - Вопросы философии, 1976, № 9, с. 30-43.

87. Донченко Е.А., Сохань Л.В., Тихонович В.А. Формирование разутлных потребностей личности.-Киез: Политиздат Украины, 1984. - 223 с.

88. Донченко Е.А. Потребление и развитие личности': /социально-психологический анализ.-КиеВ:Наукова дутлка, 1982.112 с.

89. Дубинин Н.П., Карпец И.Й., Кудрявцев В.Н. Генетика,поведение, ответственность: /О природе ант.иобщественных поступков и путях их предупреждения/. -М.: Политиздат, 1982.304 с.

90. Дубинин Н.П. Биологические и социальные факторы вразвитии человека. -• Вопросы философии, 1977, № 2, с. 46-57.

91. Дубинин Н.П. Наследование биологическое и социальное. - Коммунист, 1980, № ц , е. 62-74.

92. Ефимов В.Т. Социальный детерминизм и мораль,-М.:Высш. школа, 1974. - 192 с.

93. Загородний О.П. Творчество масс и его стимулирование гКиев.: Политиздат Украины, 1983. - 128 с.

94. Злобина Е.П. Общение как фактор развития личности.Киев: Наукова думка, I98I. - 115 с.

95. Иванов В.П. Человеческая деятельность - познаниеискусство. - Киев: Наукова думка, 1977. - 251 с.

96. Ильенков Э.В. Диалектическая логика. Очерки историии теории,- Политиздат, 1974. - 271 с.

97. Иоганова Г.Я, Влияние фактора "свой" на процессвосприятия и оценки действий человека: Автореф. дисс..канд. психолог, наук. - Тбилиси, 1978. - 28 с.

98. Исторический материализм как социально-философскаятеория /Под ред. проф. Разина В.И. - М.: Высшая школа, 1982.364 с. 102. 1{атегории философии и категории культуры /Отв. ред.: М.А. Булатов, В.Г, Табачковский.-%ев:Наукова дуика, 1983,343 с.

99. Кветной М.С. Человеческая деятельность: сущность,структура, типы /социологический аспект/. - Саратов: Изд-во Саратов, ун-та, 1974. - 224 с.

100. Кейзеров Н.М. Патология потребительства: Критикабурй^ газного образа жизни. - М.: Политиздат, 1977,-135 с.

101. Келле В.Ж., Ковальзон М.Я. Важнейшие аспекты методологии социально-философского исследования. - Вопросы философии, 1980, № 7, с. 116-129.

102. Келле В,Ж., Ковальзон М.Я. Теория и история: /Пробл.теории ист. процесса/. - М,: Политиздат, I98I. - 298 с.

103. Кикнадзе Д.А. Потребности. Поведение. Воспитание.М.: Мысль, 1968. - 148 с.

104. Кириллова Н.Н. Гносеологический анализ личностныххарактеристик человека-творца:.Автореф. дисс.. канд. философ. наук. - Л., I98I. - 18 с.

105. Ковалев A.M. Диалектика способа производства общественной жизни. - М.: Мысль, 1982. - 255 с. 110._ Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. -М.: Наука, 1980. - 256 с.

106. Ковалев СМ. Формирование социалистической личности. - М.: Мысль, 1980. - 228 с.

107. Копнин П.В. Введение в марксистскую гносеологию.-Киев: Наукова думка, 1966. - 288 с. ИЗ. Коршунов A.M. Отражение, деятельность, познание.М.: Политиздат, 1979. - 216 с.

108. Косолапов Р.И. Социализм: к вопросам теории. Изд.2-е, испр. и доп. - М.: Мысль, 1979. - 598 с.

109. Кочкаров Ю.С. Природа способностей. - Ставрополь:Ставрополь, книжн. изд-во, 1980. - 256 с.

110. Красин А.Н. Социально-философские проблемы становления коммунистического типа личности, - М.: Высшая школа, 1.8I. - 176 с.

111. Крутова О.Н. Яеловек и история: /Проблема человекав социальной философии марксизма/."М.: Политиздат, 1982.208 с.

112. Куделин Е.Т. Диалектика производства и потребностей.М.: Политиздат, 1977. - 175 с.

113. Куценко В.И. Социальная задача как категория исторического материализма. - Киев: Наукова думка, 1972. - 371 с.

114. Лазоренко Е.В. Всестороннее развитие личности /Исследование проблемы в теории научного коммунизма/. -Киев: Вища школа, 1980. - 176 с.

115. Леви В.Л. Искусство быть собой. - Изд. 2-е, перераб.и доп. - М.: Знание, 1977. - 208 с.

116. Лейбин В.М. "Модели мира" и образ человека: /Критический анализ идей Римского клуба/. - М.: Политиздат, 1982. 255 с.

117. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.Изд. 2-е. - М.: Политиздат, 1977. - 304 с.

118. Лось В.А. Человек и природа. /Соц.-филос. аспектыэкологич. проблем/. - М.: Политиздат, 1978. - 224 с.

119. Льюис Джон. Социализм и личность. - М.: Из-воиностр. лит-ры, 1963. - Н О с. /перевод с английского/.

120. Мальцев В.А. Соревнование и личность /опыт социол.анализа/. - М.: Мысль, 1983. - 157 с.

121. Межуев В.М. Культура и история. - М.: Мысль, 1977,199 с.

122. Михайлов Н.Н. Социализм и разумные потребности личности. М.: Политиздат, 1982. - 191 с.

123. Михайлов Ф.Т. Загадка человеческого Я. Изд. 2-е.М.: Политиздат, 1976. - 287 с.

124. Момджян К.Х. Концептуальная природа историческогоматериализма. - М.: Изд-во МГУ, 1982. - 208 с. 1.Q

125. Мочалов Б.М. Потребности развитого социалистическогообщества. - М.: Знание, 1975. - 64 с.

126. Мысливченко А.Г. Человек как предмет философскогопознания. - М.: Мысль, 1972. 190 с.

127. М-чедлов^ 'П. Социализм - становление нового типацивилизации. - М.: Политиздат, 1980. - 263 с.

128. Мялкин А.В. Способности и потребности личности:диалектика формирования. - М.: Мысль, 1983. - 260 с.

129. Мясищев В.Н. Склонности и способности. - Л.: Изд-воЛенинград, ун-та, 1962. - 125 с.

130. Нарский И.С. Отчуждение и труд: По страницам произведений К. Маркса. - М.: Мысль, 1983. - 144 с.

131. Научные основы руководства развитием социалистического общества. Ред. кол.: В.Л. Василенко, В.И. Волович, М.М.Ибрагимов, И.Н. Молчанов.-К^ев: Политиздат Украины, 1979. 269 с.

132. Нестеренко А.А. Возвышение потребностей в условияхразвитого социализма. - Киев: Вища школа, I98I. - 88 с.

133. Новиков К.А. Свобода воли и марксистский детерминизм. - М.: Политиздат, I98I. - 128 с.

134. Новый человек: факторы становления. /Ред.: И.П.Сто1>ний.-Киев: Вища школа, I98I. - 263 с:;

135. Образ жизни: Теоретические и методологические проблемы социально-психологического исследования. /Отв. ред: Л.В. Сохань, В.А. Тихоневич—Киев : Наукова думка, 1980.-299 с.

136. Овчинникова В.И. Социальная активность и потребностиличности. Философско-социологический аспект: Автореф. дис.. канд. философ, наук. - Саратов, 1982. - 20 с.

137. Осичнюк Е.В. Идеал и деятельность. - Киев.: Вищашкола, I98I. - 177 с.

138. Пастушный А. Генетика как объект философскогоанализа: /Некоторые основные направления исслед./ - М.: Мысль, I98I. - 312 с.

139. Пекелис В.Д. Твои возможности, человек! - М.: Знание, 1973. - 208 с.

140. Перелыгин Н.М. Философско-социологические проблемыисследования потребностей! - Автореф.дисс. канд. филос. наук. Свердловск, 1980, - 17 с.

141. Перфильев М.Н. Общественнне отношения. Методологические и социологические проблемы. -Л.: Наука, Ленингр. отдел., 1974. - 238 с.

142. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив.М.: Политиздат, 1982. - 255 с.

143. Печчеи А. Человеческие качества, - М.: Прогресс,1980. - 302 с.

144. Плетников Ю.К. О природе социальной формы движения.М.: Изд-во МГУ, I97I. - 247 с.

145. Полынин В.М. Папа, ма1ла и я. - М.: Советская Россия,1969. - 320 с.

146. Потребности, доходы, потребление: Методология анализа и прогнозирования народного благосостояния. - М.: Наука, 1979. - 240 с.

147. Принцип развития в психологии. /Отв. ред. Л.И.Анцыферова. - М.: Наука, 1978. - 368 с.

148. Приписнов В.Н. Механизм действия социальных законов и субъективный фактор. - Душанбе: Ирфон, 1972. -168 с.

149. Проблема человека в современной философии /Ред.кол.:И.Ф. Каланина, Б.Г. Григорьян. Ф. ОдуевД^. Шершенко. - М.: Наука, 1969. -431 с.

150. Психология формирования и развития личности. Отв.ред.: Л.И. Анцыферова. - М.: Наука, I98I. - 365 с.

151. Ракитов А.И. Историческое познание: Системно-гносеологический подход. - М.: Политиздат, 1982. - 303 с.

152. Ратников В.П. Коллектив как социальная общность.М.: Изд-во МГУ, 1978. 216 с.

153. Регирер Е.й. Развитие способностей исследователя.М.: Наука, 1969. - 230 с.

154. Рогов И.М. Человек в условиях научно-техническойреволюции. - Ленинград: Лениздат, 1978. - 183 с.

155. Сержантов В.Ф. К вопросу о соотношении понятий"личность" и "организм". - В кн.: Научно-техническая революция, человек, его природная и социальная среда. Л.: Изд-во ЛГУ, 1977, с. 47-52.

156. Сержантов В.Ш., Гречаный В.В. Человек как предметфилософского и естественнонаучного познания. - Л.: Изд-во Ленинград, ун-та, 1980. - 216 с.

157. Сиземская И.Н. Человек и труд: условия гармонии иразвития, /Социально-философский анализ общественного производства/. -М.: Политиздат, I98I. - 126 с.

158. Скворцов Л.В. Социальный прогресс и свобода: К анализу теоретических истоков кризиса буржуазного сознания. - М.: Политиздат, 1979. - 190 с.

159. Скворцов Л.В. Субьект истории и социальное са1Лосознание. - М.: Политиздат, 1983. - 264 с. 1$б. Смирнов В.А. Социальная активность советских рабочих: /Некоторые методол. и социол. аспекты проблемы/. -М.: Политиздат, 1979. - 207 с.

160. С!Лирнов Г.Л. Советский человек: Формирование социалистического типа личности. - 3-е изд., доп. - М.: Политиздат, 1980. - 463 с.

161. B. Соколов В.М. Нравственный мир советского человека:Опыт социологического анализа нравственных проблем современника. - М.: Политиздат, I98I. - 279 с>

162. Социализм и личность: Совместное изд. /Под ред.Л.М. Архангельского. - М.: Мысль, 1979. - 357 с.

163. Социалистический образ жизни и новый человек./А.С. Ципко, А.й. Арнольдов и др.; Под общ. ред. А.И. Арнольдова и Э.А. Орловой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Политиздат, 1984. - 176 с.

164. Сощ1альная активность личности в условиях развитогосоциализма. Отв. ред. В.И. Куценко.=Киев: Наукова думка, 1983.343 с.

165. Социальная детерминированность хшзненной позицииличности. - В кн.: Диалектика социальных процессов. Кяев: Вища школа, 1983, с. 92-114.

166. Социальная структура социалистического общества ивсесторонее развитие личности. Отв. ред. Л.П. Буева. - М.: Наука, 1983. - 231 с.

167. Спиркин А.Г. Сознание и сшлосознание. - Ы.: Политиздат, 1972. - 303 с.

168. Стогний И.П. Труд и нравственное развитие лигшости:/Философско-социолргический аспект/.-Киев : Вища школа, 1982. 246 с.

169. Сысоева Л.С, Приходько Д.Н. Эстетическая потребность и эстетическая деятельность. - Томск: Изд-во Томского ун-та, 1980. - 161 с.

170. Тарасенко В.И. Социальные потребности личности:формирование, удовлетворение, развитие.-гСиёв: Наукова думка, 1.8E. - 168 с.

171. Тараткевич М.В. Человек. Среда. Потребности: Диалектика формирования разумных потребностей. - Минск: Беларусь, 1980. - 271 с.

172. Творческая природа социалистического общественногосознания /Акад.обществ, наук при ЦК КПСС. - М.: Мысль, 1980. 279 с.

173. Теория и практика коммунистического воспитания.Редкол.: К.Т. Тощенко /руководитель/ и др. -М.: Мысль, 1980,367 с.

174. Товмасян С. Философские проблемы труда и техники.М.: Мысль, 1972. - 279 с.

175. Труд как основная форма жизнедеятельности социалистического общества /Отв. ред. В.А. Буслинский.-киев: Наукова думка, I98I. - 358 с.

176. Тупчиенко Л.С. Социалистический образ жизни какобьект управления. - М.: Мысль, 1983. - 164 с. 184. .^досеев П.Н., Ильичев Л.Ф. О некоторых методологических проблемах исторического материализма. - Вопросы философии, 1984, № 6, с. 3-22.

177. Фомин В.Н. Формирование коммунистической убежденности личности/-Киев.: Наукова думка, 1983. - 107 с.

178. Фомиченко В.В. Проблема человека и современный клерикальный антикоммунизм. - К.: Политиздат Украины, 1982.-165 с.

179. Фофанов В.П. Социальная деятельность как система.Новосибирск: Наука, Сиб. отделение, I98I. - 304 с.

180. Фролов И.Т. Перспективы человека. - М.: Политиздат,1979. - 336.

181. Хадиков Х.Х. Становление нового человека /социальнопсихологические очерки/. - Орджоникидзе: Изд-во "ИР", I98I.110 с.

182. Харчев А,Г., Алексеева В.Г, Образ жизни. Мораль.Воспитание. - М.: Политиздат, 1977. - 143 с,

183. Царфис П.Г, Действие природных факторов на человека.М,: Наука, 1982. - 193 с,

184. Целикова О,П. Нравственная целостность личности,М.: Наука, 1983. - 158 с.

185. Человек и мир человека /Редкол.: В.И. Шинкарук/гл, ред./ и др.-Кнё,в: Наукова думка, 1977. -342 с.

186. Человек и природа. -М.: Наука, 1980. - 256 с.

187. Чуланов В,А, Современные советские рабочие. Передовыечерты и социальная активность. - М,: Мысль, 1980» - 215 с.

188. Щербак Ф.Н. Стимулы трудовой деятельности ЛЛетодологический аспект/. - Л,: Изд-во ЛГУ, 1976. - 280 с,

189. Ярошевский М.Г, Психология в XX столетии. Теоретические проблемы развития психологической науки,- Изд-во 2-ei дой, - М.: Политиздат, 1974, - 447 с,

190. Яценко А.И. Целеполагание и идеалы.-Киев: Науковадумка, 1977. - 275 с.