автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему: "Повести Белкина" А.С. Пушкина в ситуациях литературной полемики конца 20-х - начала 30-х годов XIX века
Полный текст автореферата диссертации по теме ""Повести Белкина" А.С. Пушкина в ситуациях литературной полемики конца 20-х - начала 30-х годов XIX века"
РГо
О а v-Oil Vo-J
(..и ('
На правах рукописи
ПОЗДНЯКОВА ОЛЬГА ИВАНОВНА
"ПОВЕСТИ БЕЛКИНА" A.C. ПУШКИНА В СИТУАЦИЯХ ЛИТЕРАТУРНОЙ ПОЛЕМИКИ КОНЦА 20-Х - НАЧАЛА 30-Х ГОДОВ XIX ВЕКА
Специальность 10.01.01. - русская литература
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
МОСКВА 1995
забота выполнена на кафедре русской классической литературы Московского педагогического университета
Научный руководитель:
доктор филологических наук, профессор В.Н. Аношкина
Официальные оппоненты:
доктор филологических наук, профессор С.А. Джанумов, кандидат филологических наук, доцент A.A. Смирнов
Ведущая организация:
Пензенский государственный педагогический университет
Защита состоится и£Ь йеШ^и 1995 г. в /¿Гчасов на заседании диссертационного совета Д.113.11.02 по литературоведению при Московском педагогическом университете ( 107005, Москва, ул. Ф.Энгельса, д. 21-а, ауд. )
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского педагогического университета по адресу: Москва, ул. Радио, 10-а.
Автореферат разослан_1995 года
Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат филологических наук, доцент
С.М. Телегин
"О Пушкине судить не легко", - написал в 1835 г. В.Г. Белинский.1 Однако пушкиноведение за более чем полутора вековую свою историю вылилось в едва ли не самую обширную отрасль литературоведения. Тем не менее, "время убедительно показало, что сам феномен пушкинского творчества далеко выходит за пределы "окончательных" решений" (Н.К. Гей)2.
Одним из самых "загадочных" и спорных произведений поэта был и остается до сих пор (не смотря на плодотворную работу пушкинистов разных поколений) первый законченный прозаический цикл "Повести покойного Ивана Петровича Белкина", созданный в благодатную пору Болдинской осени 1830 года.
Своеобразна его литературная судьба. Еще современники Пушкина, введенные в заблуждение "легкостью", игривостью его нового творения, обвиняли поэта в "неоригинальности", заимствовании сюжетов из предшествующей и современной ему русской и западноевропейской литератур. Последующие исследователи пушкинской прозы охотно отыскивали их "пародиальную основу"; говорили о полемическом (а позднее -антиполемическом) подтексте болдинского цикла. Традиционно стали считать, что "Повестями Белкина" Пушкин показал современникам и последователям, "как надо писать прозой", иронизируя и высмеивая произведения неприемлемых литературных направлений.
Этими обстоятельствами долгое время объяснялось использование Пушкиным традиционных "схем" и "шаблонов", подтверждались многочисленные "заимствования", "влияния", "реминисценции". Среди них назывались самые различные литературные явления: творчество Н.М. Карамзина, В.А. Жуковского, A.A. Бестужева-Марлинского, А.Погорельского, Э.Т.А. Гофмана, В.Скотта, В.Шекспира и др. Это направление твор-
1 Белинский В.Г. Поли. собр. соч.: В 13-ти т., Т. 1. С.73.
2 Гей Н.К. Проза Пушкина: Поэтика повествования. - М., 1989. С.8.
чества Пушкина до сих пор актуально. Находятся все новые аналогии и сравнения.
В ряду "исходных импульсов", "сигналов", послуживших толчком к созданию первого законченного прозаического произведения поэта нельзя оставить без внимания ту литературную ситуацию рубежа 20 - 30-х годов XIX столетия, отклики на которую гениально "зашифрованы" в "Повестях Белкина".
Как известно, Болдинской осени 1830 года предшествовала ожесточенная журнальная полемика, характеризующаяся большим числом участников и принципиальностью споров по вопросам развития современной словесности; работа Пушкина в "Литературной газете", а также такое литературное явление, как огромный успех малохудожественного нравственно-сатирического романа Ф.В. Булгарина "Иван Выжигин". Все это не могло не оставить отпечатка в болдинских произведениях Пушкина, на "Повестях Белкина" в том числе, на что раньше почти не обращали внимания в исследовательской литературе. Вне глубокого литературного и полемического контекста восприятие первого прозаического произведения великого поэта будет неполным.
Целью нашего диссертационного исследования является изучение "Повестей Белкина" в ситуациях литературной полемики конца 20-х - начала 30-х годов прошлого столетия. Отсюда вытекают следующие задачи:
- изучить и проанализировать полемическую ситуацию в русской журналистике 1829 - 1831 г.г.;
- определить позицию Пушкина и писателей его круга в этой полемике и наметить основные моменты и принципы спора с литературными противниками;
- выявить жанры Пушкина-полемиста;
- уяснить связи "Повестей Белкина" с эстетической и полемической позицией "Литературной газеты";
- рассмотреть соотнесенность цикла с болдинским творчеством Пушкина и со словесностью того времени;
- установить и проанализировать линии литературного диалога "Повестей" с произведениями Ф.В. Булгарина ("Иван Выжигин").
Материалом исследования избраны "Повести Белкина" как цикл, художественное творчество и публицистика Пушкина рубежа 20-30-х г.г. XIX века, статьи из русских журналов и газет, иллюстрирующие споры той поры, а также произведения писателей-современников (Н.М. Карамзина, А.Е. Измайлова, В.Т. Нарежного, О.М. Сомова, A.A. Бестужева-Марлинского, В.Карлгофа, П.А. Вяземского, Ф.В. Булгарина и др.) и русские альманахи. К исследованию привлекались воспоминания о Пушкине и его окружении, о Булгарине; переписка, черновые материалы к художественным произведениям, материалы архивов Вяземского, III отделения; работы в том числе и малоизвестные дореволюционных и послереволюционных ученых.
Методы предпринятого исследования основываются на сравнительно-историческом и историко-генетическом принципах.
Научная новизна диссертации обусловлена подробным рассмотрением литературной ситуации нескольких лет рубежа второго и третьего десятилетий прошлого века, а также расширением историко-литературного контекста "Повестей Белкина", выявлением литературного диалога с Булгариным и уяснением стилевых новаций Пушкина.
Практическая значимость диссертации заключается в том, что ее основные положения и выводы могут быть использованы в вузовском изучении творчества Пушкина в основных, специальных, лекционных курсах и семинарах по литературе первой половины XIX века, истории русской критики и культуры. Проделанная работа, думается, поднимет интерес к тем авторам, которых традиционнно называли писателями "второго ряда".
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Она состоит из введения, двух глав, включающих несколько разделов, заключения и библиографии.
Апробация исследования осуществлялась на научных конференциях профессорско-преподавательского состава Марий-
ского госпединститута (1991, 1992), на заседаниях аспирантского семинара МПУ (1993, 1994). Научные положения диссертации освещены в четырех публикациях.
Содержание работы
Во введении обосновывается актуальность темы, ее новизна, формулируются цели и задачи, определяется практическая значимость исследования.
В первой главе - "Литературно-полемический контекст (1828-1829)" - рассматриваются основные направления журнальной полемики конца 1820-х годов, участие в ней Пушкина и писателей его круга; ожесточение полемики и появление "новой волны" в ней в связи с организацией "Литературной газеты"; отражение полемики этого периода в болдинском творчестве поэта и отклик на литературную ситуацию своего времени непосредственно в "Повестях Белкина".
Конец 20-х - начало 30-х годов XIX века - это время интенсивного роста журналистики и период наиболее ожесточённых журнальных полемик, часто называемых современниками "журнальной войной".
Такая ситуация сложилась в связи с изменившимися общественно-историческими и культурными условиями России после 14 декабря 1825 года. В особые условия была поставлена литература, в которой видели потенциальную общественную силу. Главным оружием для обуздания этой силы стала цензура.
Оживление журналистики открыло в России почти неизвестную прежде область коммерческих отношений. Проблема обогащения за счёт литературы возникает именно в это время. В борьбе за подписчиков журналы вступают на путь жестокой конкуренции.
Борьба за журнальную монополию велась на достаточно низком идейном уровне. Полемика часто переходила на личности и напоминала "площадную брань". Особенно отличались в подобных перебранках А.Ф. Воейков ("Славянин"), H.A. Полевой ("Московский телеграф") и Ф.В. Булгарин ("Сын отечества" и "Северная пчела").
Не всякая полемика 1820-х годов выливалась в "журнальную войну". Были споры, носящие частный характер. Они были непринципиальны и непродолжительны. В истории же русской журналистики и критики оставили заметный след литературные "размолвки", характеризующиеся большим количеством участников, непримиримостью позиций, длящиеся по нескольку лет с разной степенью интенсивности.
Среди них в 1828 - 1829 годах выделяется спор вокруг имени Карамзина и его главного труда - "Истории государства Российского", содержащем отзвуки старых (начала 1820-х годов) полемик. В нем участвовала почти вся московская и петербургская журналистика. Возобновил критику М.П. Погодин в "Московском вестнике", а подхватил H.A. Полевой, подготовивший к тому времени первый том своей "Истории русского народа". К 1830 году позиция пушкинского круга литераторов, высказанная на страницах альманаха "Северные цветы", в этом вопросе была однозначна: труд Карамзина - непреходящая ценность и национальная гордость.
Произведения самого Пушкина тоже всегда были "пробным камнем" для критики. В 1828 - 1829 г.г. особенно выделялись критические разборы "Атенеем" четвёртой и пятой глав "Евгения Онегина"; завязывается острая полемика по поводу поэм "Граф Нулин" и "Полтава". Дискуссия имела огромное значение, она содействовала выработке понятий народности, идейности и "нравственности" литературы. Обсуждался также вопрос о степени верности художественного произведения реальным историческим событиям и о праве писателя искать и изображать истинные мотивы поступков, вообще поведения своих героев. Одной из первоочередных встала проблема границ и критериев литературной критики. Всё это не могло не волновать Пушкина и близких ему по духу писателей. Они стремились к активному участию в литературном процессе, откликаясь на полемику на страницах альманаха "Северные цветы" и других повременных изданий. Отзвуки этих полемик и прямые ответы на критики найдут место в болдинском творчестве поэта (и в "Повестях Белкина" в том числе).
Следующий - 1830 год - в истории русской культуры стал настоящим феноменом, не раз привлекавшим внимание исследователей. Внешние и внутренние события России наложили отпечаток на развитие словесности и просвещения. В этом же году русская журналистика потеряла несколько лучших своих изданий. Прекратили существование "Вестник Европы" М.Т. Каченовского, "Московский вестник" М.П. Погодина, "Галатея" С.Е. Раича и "Атеней" М.Г. Павлова. Журнальными "монополистами" оставались Булгарин и Греч, выступавшие в альянсе с Полевым.
1830 год стал поистине переломным в жизни и творчестве A.C. Пушкина. Ожидание перемен в личной судьбе поэта соединилось с необыкновенным, всплеском творческих сил, подарившим русской литературе "целую библиотеку" художественных и публицистических произведений. Более того, Пушкин вместе с A.A. Дельвигом организует и впервые непосредственно принимает участие в редактировании "своего" издания -"Литературной газеты", под знаком которой прошёл весь этот год.
Новая газета появилась в тяжёлое время. На литературу, особенно периодическую, было обращено пристальное внимание. "Литературная газета" тем более вызывала опасения: в состав ее участников входили писатели, давно получившие аттестат "неблагонадёжных". Своим появлением газета бросила вызов в этой нелёгкой идейной войне.
Роль Пушкина в создании газеты и формировании её позиции в общественно-литературной борьбе рубежа 1830-х годов была весьма значительной. Редактирование (в отсутствие Дельвига) первых номеров "Литературной газеты" способствовало активному воздействию поэта на определение ее направления, которое обнаружилось в ходе журнальной полемики и вызвало активное противодействие противников.
"Литературная газета" откликнулась на журнальные споры вокруг романтизма (берущие начало ещё в 1820-е годы и с новой силой вспыхнувшие в начале 30-х) и высказала по этому поводу свою точку зрения. Она была далека от огульного
осуждения уже уходящих классицизма и сентиментализма (подобно "Вестнику Европы") и не стала апологетом определенного романтического течения (как "Московский вестник" или "Московский телеграф"), предоставляя свои страницы авторам самых различных взглядов.
Художественный вкус Пушкина и Дельвига был критерием значительности того или иного произведения, помещённого или разобранного в газете. За это их стали обвинять в проявлении "духа партии", в стремлении захваливать "своих" авторов и ругать противников. При этом к проблемам литературным примешивались вопросы социальные. Так была объявлена война "литературному аристократизму". Оппонентами "Литературной газеты" выступили Полевой и Булгарин.
Острота поставленного вопроса и ожесточённость спора заставили и Пушкина включиться в его обсуждение. Поэт усматривал в подобных нападках прямую угрозу традициям дворянской культуры. Несмотря на то, что Пушкин много критиковал дворянство и высший свет, он гордился своей причастностью к 600-летней истории русского дворянства и уповал на него как на наиболее передовое и деятельное сословие.
Спор с Полевым отчасти провоцировался ещё полемикой вокруг его "Истории русского народа", на которую Пушкин отозвался статьями в "Литературной газете". Противопоставив свой труд "Истории государства Российского" Карамзина, издатель "Московского телеграфа" вызвал обвинения пушкинского круга за "дерзость в научном и нравственном отношении".
В 1820-е годы смещались "акценты" и в самой русской словесности. Проза начинала постепенно вытеснять поэзию. А среди прозаических жанров на первый план выдвигался роман, как наиболее демократичный. К началу 30-х годов самыми популярными становятся две разновидности этого большого прозаического жанра - нравственно-сатирический и исторический. Признанным "лидером" в первой был Ф.В. Булгарин, благодаря огромному успеху его "Ивана Выжигина" (1829). Будучи сам нечистоплотен в нравственном отношении, тем не менее в
"Северной пчеле", в своих многочисленных нравоучительных и нравоописательных очерках, он пытался воспитывать публику и учить нравственности. Разоблачение Булгарина как тайного осведомителя III отделения, а также борьба с нравоучительными произведениями "булгаринского образца" - стали одними из главных задач "Литературной газеты", боровшейся за чистоту нравственной атмосферы литературы.
В период издания "Литературной газеты" Пушкин написал ряд своих статей и внёс поправки в другие критические статьи, имеющие принципиальный характер. Шла выработка критики как науки, как литературного жанра. Пушкин выступал против того, чтобы мнение публики расценивалось как эстетический критерий (как это было на страницах "Северной пчелы"). В целом "Литературная газета" стала изданием новаторским, наметила пути развития литературы, критики и журналистики; в полемике с "литературными врагами" подняла и развила ряд теоретических вопросов, что потом отразилось в пушкинском творчестве.
Осень 1830 года была для поэта исключительно "детородной". Здесь были воплощены старые замыслы и созданы новые гениальные творения. Жанровая природа произведений тоже очень многопланова: элегия, сказка, сатира, повести, драматические опыты, критические и полемические статьи и рецензии. Однако существует некая связь между всеми произведениями этого периода - отражение в них жесточайшей полемики своего времени (в оценке современных литературных проблем болдинское творчество обнаруживает связь с эстетической и гражданской позицией "Литературной газеты").
Несомненно, было бы ошибкой считать главной творческой задачей Болдинской осени задачу полемическую. Здесь всё сложнее и многограннее. Пушкин искал и сумел найти достойные и вместе с тем приемлемые для цензуры формы ответа на оскорбления Булгарина и других "литературных башкирцев". Не ограничиваясь в своей полемике традиционными формами критических статей, поэт находит и другие способы продолжить спор со своими противниками: от эпиграмм ("Не
то беда, Авдей Флюгарин..."), сатиры ("Решил Фиглярин, сидя дома...") до стихотворного ответа на критические статьи ("Моя родословная"), полемического диалога между поэтом и критиком ("Румяный критик мой..."), поэтом и публикой ("Ответ анониму"), до веселой, ироничной повести в стихах ("Домик в Коломне").
"Повести Белкина" - произведение уникальное в своём роде. Во-первых, они тесно связаны с комплексом проблем, поставленных во всех болдинских произведениях. Во-вторых, цикл содержит отклики на литературные конфронтации и "журнальную войну" конца 1820-х годов, а также явные и скрытые ответы на критики пушкинских произведений. В-третьих, позиция Пушкина в "Повестях" совпадает с позицией "Литературной газеты" по принципиальным вопросам современной словесности, правда, преподнесена она легко и весело, что характерно для пушкинского творчества того периода. И наконец, "белкинский" цикл отражал весьма широкий круг литературных фактов предшествующей и современной литературы.
Давно отмечена глубокая связь "Повестей Белкина" с прозой Н.М. Карамзина. При этом Пушкин не просто "ориентировался" на известные его повести ("Бедная Лиза" и "Наталья, боярская дочь"), но и творчески полемизировал с сентиментальной эстетикой Карамзина. Герои "Повестей", попадая в те же жизненные ситуации, что и герои прозы великого историографа, ведут себя по-другому. Случай, показывает Пушкин, может вывернуть традиционную схему "наизнанку", а реальная жизнь не вмещается ни в какие рамки.
Антиромантические тенденции в духе "Литературной газеты" вылились в пушкинских повестях в диалог с современными писателями-романтиками. Среди них - A.A. Бестужев-Марлинский, полемические переклички с повестями которого были явными и намеренными (эпиграф к повести "Выстрел" и исходная ситуация из "Вечера на бивуаке" и т.п.). Проза Мар-линского не удовлетворяла Пушкина тем, что в ней не было "поэзии действительной жизни", она находилась в зависимости
от романтических условностей, что, по мнению поэта, ограничивало возможности художественного произведения.
Оставила свой след в "Повестях Белкина" и беллетристика О.М. Сомова, на что раньше почти не обращалось внимания. Переклички с его повестями: "Юродивый" (1827), "Оборотень" (1829), "Странный поединок" (1829), "Страшный гость" (1830) находим в болдинских "Гробовщике", "Выстреле", "Станционном смотрителе". Вообще, творчество Сомова - неутомимого труженика в редакциях "Северных цветов" и "Литературной газеты" - требует более внимательного рассмотрения, так как он был в ближайшем окружении Пушкина, его произведения, безусловно, читал и знал поэт, поэтому их художественные миры могли пересекаться.
Пушкинский круг литераторов ценил бесспорно талантливого А. Погорельского (A.A. Перовского), произведения которого печатала "Литературная газета". В своём "Гробовщике" Пушкин не случайно вспоминает о почтальоне Погорельского. Имя автора "Лафертовской маковницы" и "Монастырки" (с которой тоже прослеживается косвенная связь в "Повестях Белкина") противопоставлялось литераторам "булгаринского лагеря", полемика с которыми присутствует в "Повестях Белкина". Беллетристику "булгаринского типа", представленную В. Карлгофом, Пушкин пародирует в рассуждениях повествователя в "Станционном смотрителе", например.
Кроме того, "Повести Белкина" стали значительной репликой Пушкина в литературном диалоге с творчеством са-мого"великого отца Выжигиных" (B.C. Печерин) - Ф.В. Булга-риным.
Во второй главе - "Литературный диалог A.C. Пушкина ("Повести Белкина") и Ф.В. Булгарина ("Иван Выжигин")" -определяется место романа Булгарина в литературной ситуации 1820-х годов, сопоставляются художественные особенности повествования и стиля в "белкинском" цикле и "Иване Выжи-гине"; анализируются позиции литературного диалога Пушкина с Булгариным. Здесь же рассматривается продолжение анти-булгаринской борьбы 1831 года и, в связи с этим, генетическое
родство двух пушкинских "мнимых авторов" - Ивана Петровича Белкина и Феофилакта Косичкина.
Удачливый издатель "Северной пчелы" был автором многочисленных очерков в разделе "Нравы". А в 1829 году он выпускает в свет свой первый "нравственно-сатирический роман" "Иван Выжигин". Огромный успех романа у массового читателя самых различных социальных слоёв привёл в недоумение пушкинский круг литераторов, единодушно считавший его "пустой" и "пошлой" книгой. Тем не менее, "Выжигин" стал сенсацией, о нём делились впечатлениями в письмах, на его появление откликнулись почти все периодические издания той поры. Не мог не отозваться на столь заметное литературное явление и Пушкин. Художественная практика Булгарина, вероятно, ускорила появление пушкинской прозы, а "Иван Выжигин" стал предметом творческого диалога по принципиальным вопросам создания новой прозы и формирования читательского вкуса.
Сопоставление "Повестей Белкина" и "Ивана Выжигина" на уровне прозаического повествования и стиля позволяет выявить основные отличия Пушкина-прозаика от Булгарина-романиста.
Стремясь "воскресить" жанр плутовского романа, Булгарин опирался на известные образцы русской (Чулков, Измайлов, Нарежный) и западноевропейской (Жуй, Лесаж, сатиры шубравцев и др.) литературы. Однако "Выжигин" выдержан в духе словесности XVIII века, в стиле просветительского реализма той эпохи (многоговорящие фамилии, безусловное деление героев на "положительных" и "отрицательных", "добродетельных" и "порочных"; сатира на "высшее" общество и др.).
Взяв за основу известные мотивы, сюжетные схемы, ситуации и даже фразы из сентиментальной и романтической литературы, Пушкин создаёт новое, реалистическое, произведение.
Существенные различия отмечаются в повествовательной манере "Повестей Белкина" и "Выжигина", которая связана с жанровыми особенностями этих произведений. Если в романе Булгарина преобладает односторонний взгляд на изображаемые события (рассказ ведётся от имени заглавного героя), то сложность повествовательной структуры пушкинских произведений - в "объёмности" изображаемого за счёт различных точек зрения. Это сказалось, в первую очередь, на изображении характеров и ситуаций.
О "бесхарактерности" "Выжигина" говорили ещё современники. А события , изображённые в романе, вряд ли "могли случиться со всяким". Герои "Повестей Белкина" могут вполне быть названы характерами и типами, так как поведение их не вмещается в нормативные (сентиментальные или романтические рамки), а ситуации жизненны, общечеловечны (недаром, уже современники находили "прототипы" пушкинским героям). "Многоголосая" структура повествования в "Повестях" помогает многостороннему показу характеров.
В романе о Выжигине главным было описание нравов, на задний план при этом отодвигались не только разработка характеров, но и чёткая художественная организация. Фабула романа Булгарина, представляющая собой последовательную цепь похождений главного героя, "утяжеляется" большим количеством "вставных" эпизодов, представляющих порой самостоятельные очерки (к примеру, рассказ о перотах и жизни кнргизцев:зимой и др.).
Главная отличительная черта пушкинской прс^ы - простота и краткость. Но за ними - сложное сюжетное построение: "не только рассказывается фабула и изображаются события, но изображается процесс рассказывания этой фабулы" (С.Г. Бочаров). В повествовательной структуре "Повестей" слышится множество "голосов": "издателя" повестей, их мнимого автора и рассказчиков историй. Спор о роли Ивана Петровича Белкина, от имени которого были изданы повести, составлял в пушкиноведении "проблему Белкина". Представляется, что на уровне повествования Белкин - скорее антипод Выжигина-
повествователя, а сама структура повествования в "Повестях Белкина" - даже зеркально противоположна. Выжигин и его собеседники - хоть и схематичные характеры , но они лишены характеристических особенностей языкового выражения. Белкин и рассказчики "Повестей" - не персонажи и не действующие лица, но "голос" их "слышиться" в ткани произведения.
Выявление позиций литературного диалога Пушкина и Булгарина наглядно показало, что "Повести Белкина" были совершенно новым явлением в русской литературе. Новыми были формы и способы повествования ("полифония" повествовательной структуры), подходы в построении произведения (цикл повестей как единое целое), принципы построения литературного характера и художественного изображения действительности.
Все эти особенности поэтики не были присущи Булгари-ну-прозаику. Но не исключено, что его "Иван Выжигин" послужил Пушкину тем "сигналом", "исходным импульсом", который ускорил процесс рождения новой русской прозы.
Творческий диалог с Булгариным долгое время оставался "скрытым", "незамеченным" в пушкиноведении. Для самого Пушкина полемика с Булгариным имела большое принципиальное значение в борьбе за подлинную, новую литературу. Борьба эта продолжилась и в 1831 году, когда "Повести Белкина" впервые вышли из печати.
Образ Феофилакта Косичкина, именем которого Пушкин подписывал свои антибулгаринские памфлеты в "Телескопе", генетически связан с образом Ивана Петровича Белкина. Как показал анализ текста, возникновение образа Косичкина непосредственно связано со становлением мира болдинской прозы и было бы без него невозможно.
Образ Косичкина и статьи, подписанные этим именем, теснейшим образом связаны с размышлениями Пушкина о том, чем является литературная критика и какой она должна быть. Новый псевдоним стал для Пушкина своего рода "маской" в полемике с Булгариным.
Это был даже не псевдоним, но, подобно Ивану Петровичу Белкину, представлял собой лицо, отличное от "настоящего ав-
тора" (один - в художественном произведении, другой - в публицистике).
Широкая "реминисцентность", юмор и ирония, как отличительные черты стиля "произведений" Белкина и Косичкина, а главное - их антибулгаринский пафос, неукоснительно подтверждают, что "Повести Белкина" содержали в себе творческий диалог, полемику с Булгариным.
В заключении подводятся итоги исследования и обобщаются выводы.
Основные положения диссертации изложены в следующих публикациях:
1. Проблема характера демократического героя в "Повестях Белкина" A.C. Пушкина. //Актуальные вопросы литературоведения и методики преподавания литературы: Тезисы докладов научной конференции профессорско-преподавательского состава МГПИ им. Крупской. - Йошкар-Ола. 1991. С.8-10.
2. Пушкин и мы. //Республика: Газета Верховного Совета Республики Марий Эл. 1992. N 193. 2 октября. С.6.
3. Иван Петрович Белкин и Феофилакт Косичкин (К вопросу о литературной полемике A.C. Пушкина и Ф.В. Булгари-на).//Взаимодействие творческих индивидуальностей русских писателей XIX - начала XX веков: Межвузовский сборник научных трудов. - М.: МПУ. 1994. С.49-55.
4. М.А. Максимович и антибулгаринская полемика конца 20-х -начала 30-х годов XIX века. //Литературные отношения русских писателей XIX - начала XX веков: Межвузовский сборник научных трудов. - М.: МПУ. 1995. С.50-60.