автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему: Повесть А.С. Пушкина "Капитанская дочка": движение истории и развитие характеров
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Сим Джи Ен
Введение.
Глава 1. История и литература в XIX веке: соотношение или противопоставление.
1. Пушкин - между поэтом и историком.
2. Литературно-исторические обстоятельства в России в свете западной философии истории с начала XIX века до 1830-х годов.
3. Полемика вокруг исторического романа в журналах 1830-х годов и отношение к ней Пушкина.
4. В. Скотт и Пушкин.
Глава 2. Между памятью истории и воображением истории: Проблема отображения истории в художественном тексте в связи с проблемой жанра в «Капитанской дочке».
1. Историзм Пушкина.
1.1. История vs. Литература.
1.2. Истина vs. Правдоподобие.
2. Своеобразие художественного мира «Капитанской дочки».
2.1. «Капитанская дочка» - «исповедь» Гринева.
2.2. Столкновение мемуаров и сказки.
Глава 3. Литература и история в творчестве Пушкина: понимание личности и прошлого.
1. Динамизм творчества Пушкина.
1.1. Образ пути в его значение в творчестве Пушкина.
2. Движение истории и движение человеческих судеб в «Капитанской дочке».
2.1. Духовное развитие и постоянство.
2.2. Устойчивость и совершенствование.
Введение диссертации2003 год, автореферат по филологии, Сим Джи Ен
В наши дни продолжаются поиски пушкинистов, о творчестве Пушкина написано уже огромное число работ, и были созданы исследования серьезные и значительные. Тем не менее, остается много неясного, спорного. По-видимому, неисчерпаемость и непостигаемость творческого мира поэта основана на его особенностях как писателя и человека. Знаменательно, что у Пушкина одинаковые темы, мотивы и образы постоянно перемещаются из одного произведения в другое, меняются и углубляются взгляды поэта на одни и те же события и явления. Так, вечное динамическое движение является особенностью и сущностью его творчества. Характерное пушкинское явление верно заметила Цветаева: «Никто в Пушкине не остается, ибо он сам в данном Пушкине не остается. А остающийся никогда в Пушкине и не бывал».1
В настоящей диссертации, рассматривая эти идеи на материале поэтики Пушкина, мы будем уделять преимущественное внимание «Капитанской дочке» (1836) (далее «КД»),
Последнее пушкинское художественное прозаическое произведение - «КД» неоднократно привлекало внимание исследователей - оно считается в пушкиноведении, в особенности советского периода, одним из глубоко изученных текстов поэта. Значение «КД» при жизни Пушкина недооценивалось даже в близких к нему литературных кругах, но к настоящему времени она рассмотрена почти со всех сторон и оценена по достоинству : творческая история замысла и создания «КД» тщательно изучены Ю. Оксманом и уточнены рядом исследований
1 Цветаева М. Мой Пушкин.3-е изд., дополненное. М., 1981. С. 176.
2 Об истории восприятия и изучения «КД» см.: Гиллельсон М. И., Мушина И. Б. Повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Комментарий. JL, 1977. С. 23-60.
Н. Н. Петруниной и др.; изучены генетические и творческие взаимоотношения между «КД» и «Историей Пугачева»3; выяснена существенная разница между «КД» и историческими романами В. Скотта, чему посвящены работы Б. Неймана, М. Гофмана, В. Жирмунского, Д. П. Якубовича, М. Альтшуллера и др.; многочисленные исследования посвящены особенностям ее поэтики, повествовательной структуры и стиля (работы Н. И. Черняева, Н. Н. Страхова, В. В. Виноградова, Д. Д. Благова, Н. В. Измайлова, В. Шкловского, Н. J1. Степанова, А. Лежнева, Г. П. Макогоненко, JI. С. Сидякова, И. П. Смирнова, П. Дебрецени, Н. Н. Петруниной, Н. К. Гея и многих других); ее идейно-художественная проблематика в расширенном плане рассмотрена Ю. М. Лотманом. И почти все эти исследования «КД» так или иначе затрагивают проблему историзма, являющегося одной из важнейших тем зрелого периода творчества Пушкина. Этот аспект повести, по праву заслуживающий внимания исследователей, был всесторонне освещен в работах Б. В. Томашевского, Г. А. Гуковского, И. М. Тойбина, Н. Я. Эйдельмана, С. Кибальника и др.
Эти научные труды, созданные исследователями-пушкинистами, позволили создать целостное представление о художественном мире «КД» и об историко-философской концепции Пушкина. Но, как представляется, эта повесть, благодаря своему «историческому фону», т.е. пугачевщине, изучалась преимущественно в отношении исторических контекстов и подтекстов.
Анализ художественного мира «КД», ставшей привычным детским чтением, оказывается нелегким делом, поскольку за кажущейся ее простотой скрываются сложные творческие искания поэта и его глубокие раздумья об истории и судьбе человека. Эффект простоты
3 Об истории этой проблематики см.: Бетеа Д. М. Славянское дарение, поэт в истории и «Капитанская дочка» Пушкина // Автор и текст. СПб., 1996. С. 147 (37-е прим.). повести достигается за счет сложной организации текста. Это подмечено уже в письме к Пушкину В. Одоевского, ставшего одним из первых читателей повести: «Может быть, как прочту в третий раз, лучше пойму».4
Итак, задача настоящей диссертации - проанализировать художественный мир «КД» в русле поэтики динамизма, что позволит приблизиться к пониманию повести, но и самого Пушкина зрелого периода. Нас интересует прежде всего художественная система и логика повести, способствующие созданию обманчиво «простого» текста. Для этого важно выяснить природу жанра «КД», и поныне являющуюся предметом научной дискуссии, и рассмотреть сюжетные коллизии через образы героев повести (не столько Пугачева, сколько Гринева и Маши и, особенно Швабрина). В итоге мы рассчитываем уточнить некоторые идейные и этические позиции Пушкина.
В первой главе в качестве необходимой предпосылки исследования рассмотрены основные историко-литературные обстоятельства и философские концепции, существовавшие в России первой трети XIX века, что и обусловило возникновение в России обостренного интереса к истории и историческому роману. Поскольку «лучшим историческим романом до сих пор остается "Капитанская дочка", представляющая собою как бы итог влияния Скотта на русскую литературу», 5 необходимо уяснить новаторство Пушкина в сравнении с романами В. Скотта, являвшимися образцом исторического романа того времени. Мы обратимся и к полемике вокруг исторического романа и отношению к ней Пушкина, создававшего свои исторические произведения в борьбе с литературными стереотипами исторической романистики.
4 Пушкин А. С. Поли. собр. соч.: В 16 т. М.; Л., 1937-1949. Т. XVI. С. 195-196. Далее ссылки на это издание приводятся в тексте в круглых скобках с указанием номера тома и страницы.
5 Альтшуллер М. Эпоха Вальтера Скотта в России. Исторический роман 1830-х годов. СПб., 1996. С. 207.
Следовательно, необходимо будет уделить внимание специфике пушкинского историзма.
Во второй главе диссертации предпринята попытка объяснить принципы работы Пушкина с историческими сюжетами. Работая над ними, он отбирает исторические факты, интерпретирует исторические события и создает художественные образы. Его концепция исторических событий - это концепция не исследователя-историка, а художника. Историческая истина и истина эстетическая - это разные истины.
Пушкин, постепенно осваивал исторический жанр, усложнял и расширял стоящие перед ним задачи. «КД» является итогом этих исканий и итогом развития его художественной прозы. Это определило сложную жанровую форму повести. Выходя за рамки «исторического романа», она сочетает в себе противоположные, на первый взгляд, жанры - мемуаров и сказки. Однако стремление к объединению взаимоисключающих начал на всех уровнях, как известно, является одной из существенных особенностей творчества Пушкина.
Повесть, основанная на многолетних исторических изучениях Пушкина, обретает форму мемуаров заурядного дворянина XVIII века Гринева. Для Пушкина свершившийся исторический факт самоценен в своей неотменяемости. Присущая мемуарной форме ретроспективность не только выполняет важную художественную функцию в сюжете повести, но и выясняет пушкинское понимание происходящего в «общем ходе» истории. В то же время, в мемуары вторгается волшебно-сказочный элемент, что вносит в произведение идиллические мотивы.
Пушкин, создавая «КД», все активнее обращается к фольклорной поэтике и привлекает различные жанры народного творчества, как на уровне текстовых перекличек, так и, в большей мере, на уровне структуры текста. Он переосмысляет сказки в соответствии со своими идейно-художественными задачами. Особенно, на наш взгляд, близка всему тексту «КД» логика сказки «Иванушка-дурачок». Таким образом, элементы волшебной сказки представляют собой своеобразный подтекст, без учета которого невозможно полное понимание повести.
Но события «КД» развертываются не в условном, замкнутом мире сказки. Чтобы придать большую достоверность мемуарам Гринева как очевидца пугачевского восстания, поэт окружает его рассказ цитатами и аллюзиями из литературы XVIII века и использует досконально изученный им исторический материал, что позволяет ему «воскресить век минувший во всей его истине» (XI, 181).
В третьей главе диссертации «КД» будет рассмотрена в контексте художественной системы Пушкина, в основе которой лежит идея вечного движения и изменения. В творчестве Пушкина одной из основных тем является именно тема соотношения изменчивости и неизменности, динамичности и стабильности.
Пушкин видит весь мир в движении, причем движение истории рассматривается им как явление природы - смена поколений и возрастов человека уподобляется им смене времен года и вечному обновлению жизни. Так герои и героини Пушкина (Евгений Онегин, Татьяна Ларина, Петруша Гринев, Маша Миронова и др.) предстают перед нами в конце произведения совсем другими, нежели в начале. И в «КД» занимают важное место вопросы развития и изменения человека в связи с законами движения времени, действия общих и неотвратимых законов жизни. Поэт по-разному решает эти проблемы в разных произведениях, применительно же к «КД» он видит здесь возможность параллельного развития исторической судьбы и частных судеб героев. При этом следует обратить внимание на «образ пути», который постоянно присутствует в творчестве Пушкина, в том числе и в «КД». Здесь Пушкин примыкает к литературной традиции метафизического «странствия души», ведущей от «Божественной Комедии» Данте.
В контексте этих идей будут проанализированы нами «Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года» (1835), прямо связанное с реальными путешествием Пушкина, и ряд лирических произведений, в которых так или иначе отражены образ «дороги» и тема «пути». Затем, опираясь на эти выводы, мы обратимся к духовному миру персонажей «КД».
В заключительной части диссертации мы предполагаем рассмотреть, как гуманистический идеал поэта отразился в его социальных и исторических воззрениях.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Повесть А.С. Пушкина "Капитанская дочка": движение истории и развитие характеров"
Заключение
В настоящей диссертации мы, сосредоточив преимущественное внимание на «КД», стремились показать значение пушкинского интереса к истории для его художественного творчества.
Свой ответ на вопрос о зыбкой грани между истиной и вымыслом, между исторической и поэтической истинами Пушкин дает как в стихотворении «Герой», так и в различных исторических произведениях, статьях и набросках. Помимо решения теоретических проблем, историзм позволил Пушкину углубить свое мировоззрение; он ощущал непрерывную связь прошлого с настоящим и связь собственного развития с движением истории. Пушкинская вера в неразрывную связь истории и человека, его понимание исторической перспективы, в большой степени обусловлена историчностью его мышления. Кроме того, именно историческое мышление позволило поэту разобраться в «вечных противоречиях существенности» (XI, 30).
По мере того, как углубляются знания Пушкина об истории и исторической действительности, все более он начинает признавать «силу вещей» и государственную необходимость. Вместе с тем, для него неизменно актуальна и нравственная необходимость. В столкновении этих необходимостей лежит источник вечной человеческой трагедии.
Одним из плодов «любимых дум» (III, 223) Пушкина об общем ходе истории и человеческих судеб стала «КД», основанная на его историко-художественных принципах: добросовестном историческом исследовании, стремлении к исторической истине, достоверности психологии действующих лиц. Отвлеченные идеи и обширный исторический материал объемлятся здесь творческой мыслью поэта.
Показывая, как складывается судьба героев, вовлеченных в
151 исторические катаклизмы, Пушкин разными художественными способами, в особенности опираясь на поэтику сказки, раскрывает в «КД» конфликты между государством и личностью, народом и дворянством. На фоне достоверного изображения кровопролитной войны в повести дан сказочный идеал справедливости, перекликающийся с социально-политическими идеалами поэта, который в свой «жестокий век» хотел пробуждать прежде всего «чувства добрые».
Не случайно Пушкин использует сказочный образ «Иванушки-дурачка», чья безрассудная доброта и чудесная метаморфоза в конце во многом проясняет внезапное взросление Гринева и Маши. Им противопоставлен Швабрин, у которого отсутствует нравственное начало; он меняться и созревать не может. Так вырисовываются важнейшие черты пушкинской концепции человека.
Просветительский идеал у Пушкина - это не просто мечта, он обусловлен его знанием исторического прошлого и пониманием человеческой личности. Поэтому, несмотря на то, что он критически оценивал итоги современного ему социального прогресса, Пушкин продолжал оптимистически смотреть на перспективы развития человечества.
Подобная пушкинская позиция напоминает нам высказывание Набокова: «Если же жизнь иногда кажется мрачной, то только от близорукости. Для тех, кто умеет смотреть, она предстает такой же полной открытий и наслаждений, какой она являлась поэтам прошлого».1
В «КД» чрезвычайно трудно отделить эстетический аспект от этического и конкретно-исторический от философского. В этом и проявляется уникальная пушкинская способность гармонически объединять разнородные начала.
1 Набоков В. Лекции по русской литературе. М., 1996. С. 421.
152
Знаменитый «заячий тулуп», являясь символом доброты, щедрости и великодушия Гринева, свидетельствует об удивительном умении Пушкина использовать неповторимые, незабываемые предметы-образы. Этот тулуп становится почти что фактом русской культуры, а Гринев -символом идеального русского человека. Не удивительно, что в творчестве русских классиков (Гоголя, Гончарова, Толстого и Достоевского) встречаются многочисленные «наследники» Гринева.
Так созданный Пушкиным художественный мир «возвышающего обмана» живет своей самостоятельной жизнью, наравне с миром действительности.
Список научной литературыСим Джи Ен, диссертация по теме "Русская литература"
1. Пушкин А. С. Поли. собр. соч.: В 16 т. М.; Л., 1937-1949.
2. Пушкин А. С. Поли. собр. соч.: В 10 т. М., 1956-1958.
3. Вяземский П. А. Поли. собр. соч.: В 12 т. СПб., 1879.
4. Гоголь Н. В. Поли. собр. соч.: В 14 т. М., 1952.
5. Загоскин М. Н. Соч.: В 2 т. М., 1987.
6. Карамзин Н. М. История государства Российского. Т. 1. СПб., 1830.
7. Мицкевич А. Собр. соч.: В 5 т. М., 1984.
8. Одоевский В. Сочинения. М., 1981.
9. Скотт Вальтер. Ивангое, или возвращение из крестовых походов. Часть первая. СПб., 1826.
10. Толстой Л. Н. Полн. собр. соч.: В 90 т. М., 1949.11. Монографии и статьи
11. Агранович С. 3., Россовская Л. П. Истоки жанровой структуры «Капитанской дочки» А. С. Пушкина // Содержательность форм в художественной литературе. Куйбышев, 1990. С. 31-45.
12. Агранович С. 3., Россовская Л. П. Миф, фольклор, история в Трагедии «Борис Годунов» и прозе А. С. Пушкина. Самара, 1992.
13. Азадовский М. Литература и фольклор. Л., 1938.
14. Акимова Т. М. Народные удалые песни в творчестве А.С. Пушкина // Из истории русской зарубежной литературы. Вып. 2. Саратов,1968. С. 3-25.
15. Альми И. JI. О некоторых особенностях литературного характера в пушкинском повествовании // Болдинские чтения. Горький, 1986. С. 4-16.
16. Альми И. JI. «Евгений Онегин» и «Капитанская дочка». Единство и полярность художественных систем // Болдинские чтения. Горький, 1987. С. 80-93.
17. Альтшуллер М. Эпоха Вальтера Скотта в России. Исторический роман 1830-х годов. СПб., 1996.
18. Анненков П. В. Воспоминания и критические очерки. СПб., 1881.
19. Анненков П. В. А. С. Пушкин: Материалы для его биографии. М., 1984.
20. Архангельская А. И. Боровиковский. М., 1946.
21. Ахматова А. Неизданные заметки Анны Ахматовой о Пушкине // Вопросы литературы. 1970. № 1. С. 158-206.
22. Бартенев П. И. О Пушкине. Страницы жизни поэта, воспоминания современников. М., 1992.
23. Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М., 1975.
24. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
25. Белинский В. Г. Полн. собр. соч.: В 13 т. М., 1953-1959.
26. Белкин Д. И. О комментариях к стихам «Стамбул гяуры нынче славят»//Болдинские чтения. Горький, 1983. С. 119-128.
27. Беляк Н. В., Виролайнен М. Н. «Маленькие трагедии» как культурный эпос новоевропейской истории // Пушкин. Исследования и материалы. JI., 1991. Т. XIV. С. 73-96.
28. Бетеа Д. М. Славянское дарение, поэт в истории и «Капитанская дочка» Пушкина // Автор и текст. СПб., 1996. С. 132-149.
29. Библиотека для чтения. СПб., 1834. Т. 2.
30. Бицилли П. М. Избранные труды по философии. М., 1996.
31. Благой Д. Мастерство Пушкина. Вдохновенный труд. Пушкин -мастер композиции. М., 1955.
32. Благой Д. Социология творчества Пушкина. Этюды. М., 1931.
33. Благой Д. Творческий путь Пушкина (1826-1830). М., 1967.
34. Благой Д. Трагедия и ее разрешение // Вопросы литературы. 1957. № 1.с. 118-143.
35. Блок Г. П. Пушкин в работе над историческими источниками. М.; JI., 1949.
36. Бочаров С. Роман JI. Толстого «Война и мир». 4-е изд. М., 1987.
37. Бутакова В. Монтень // Пушкин. Временник Пушкинской комиссии. Л., 1937. Вып.З. С. 203-214.
38. Бычков J1. А. С. Пушкин как историк // Исторический журнал. 1937. № 1. С. 17-35.
39. Васильев В. А. Пушкин-критик // Известия Северо-кавказского педагогического института. Орджоникидзе, 1937. Т. XIII. С. 95-158.
40. Вацуро В. Э. Из историко-литературного комментария к стихотворениям Пушкина // Пушкин. Исследования и материалы. Л., 1986. Т. XII. С. 305-323.
41. Вацуро В. Э. Из разысканий о Пушкине // Пушкин. Временник пушкинской комиссии. 1972. Л., 1974. С. 100-108.
42. Вацуро В. Э. Пушкинская пора. СПб., 2000.
43. Вацуро В. Э., Гиллельсон М. И. Новонайденный автограф Пушкина. Заметки на рукописи книги П. А. Вяземского «Биографические и литературные записки о Денисе Ивановиче Фонвизине». М.; Л., 1968.
44. Ветловская В. Е. Пушкин. Проблема истории и формирование русского реализма // Литература и история. СПб., 1992. С. 32-56.
45. Виноградов Б. С. Кавказ в русской литературе 30-х годов 19 века1. Очерки). Грозный, 1966.
46. Виноградов И. Путь Пушкина к реализму // Литературное наследство. 16-18. М., 1934. С. 78-89.
47. Виролайнен М. Библейская и летописная модель истории в творческом сознании Пушкина // Коран и Библия в творчестве А. С. Пушкина. Иерусалим, 2000. С. 121-132.
48. Гей Н. К. Проза Пушкина. Поэтика повествования. М. 1989.
49. Гей Н. К. Слово прозаическое и слово поэтическое в творчестве Пушкина//Контекст 1991. М., 1991. С. 100-117.
50. Гиллельсон М. И., Мушина И. Б. Повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Комментарий. Л., 1977.
51. Гинзбург Л. Литература в поисках реальности. Л., 1987.
52. Гинзбург Л. О психологической прозе. Л., 1977.
53. Гринкова Н. П. Прилагательные в роли определения в «Капитанской дочке» // Ученые записки J И'ИИ им. Герцена. Т. 76. Л., 1949. С. 57110.
54. Гринлиф М. «Путешествие в Арзрум»: поэт у границы // Современное американское пушкиноведение. СПб., 1999. С. 275299.
55. Грушкин А. Пушкин 30-х годов в борьбе с официозной историографией («История Пугачева») // Пушкин. Временник пушкинской комиссии. 4-5. М.; Л., 1939. С. 212-256.
56. Гуковский Г. А. Пушкин. Проблемы реалистического стиля. М., 1957.
57. Дебрецени П. Блудная дочь. Анализ художественной прозы Пушкина. СПб., 1996.
58. Долинин А. История, одетая в роман: Вальтер Скотт и его читатели. М., 1988. Евлахов А. Эстетическая теория Пушкина // Журнал Министерства народного просвещения. 1908. Июнь. С. 299-359.
59. Егоров Б. Ф. Русские утопии XIX века // Звезда. 1996. № 12. С. 175190.
60. Жирмунский В. Пушкин и западные литературы // Сто лет со дня смерти А.С. Пушкина. М.; Л., 1938. С. 141-174.
61. Жирмунский В. М. Немецкий романтизм и современная мистика. СПб., 1996.
62. Жолковский А. К., Щеглов Ю. К. Работы по поэтике выразительности. М., 1996.
63. Зборовец И. В. «Дубровский» и «Гай Мэннеринг» В. Скотта // Временник Пушкинской комиссии. М.; Л., 1974. С. 131-136.
64. Зуева Т. В. Народная волшебная сказка в творческом развитии А. С. Пушкина // Фольклорные традиции в русской и советской литературе. М., 1987. С. 51-87.
65. Измайлов. Н. В. К вопросу об исторических источниках «Полтавы» // Пушкин. Временник пушкинской комиссии. 4-5. М.; Л., 1939. С. 435-452.
66. Измайлов. Н. В. Очерки творчества Пушкина. Л., 1975.
67. История исторической науки в СССР Дооктябрьский период. Библиография. М., 1965.
68. История русского романа в двух томах. Т. 1. М.; Л., 1962.
69. История русской литературы в четырех томах. Л., 1981. Т. 2.
70. Исупов К. Пушкинский анализ исторического процесса и синтетическая историософия П. Я. Чаадаева // Пушкин. Исследования и материалы. Т. XV. СПб., 1995. С. 5-24.
71. Карпов А. А. «Капитанская дочка» в контексте «документально-художественной» прозы А. С. Пушкина // Стиль и время: Развитие реалистического повествования. Сыктывкар, 1986. С. 44-52.
72. Квашина Л. П. «Издатель» в эпическом целом «Капитанской дочки» А. С. Пушкина // Проблема автора в художественной литературе.
73. Межвузовский сборник научных трудов. Ижевск, 1993.
74. Кибальник С. Историческая тема в поэзии Пушкина // Литература и история. СПб., 1992. С. 57-77.
75. Кибальник С. Художественная философия Пушкина. СПб., 1993.
76. Ключевский В. О. Очерки и речи. Второй сборник статей. М., 1913.
77. Кондратьев-Мейксон Н. По какому календарю? (время и пейзаж в «Капитанской дочке») // Вопросы литературы. 1987. № 2. С. 168-176.
78. Корман Б. О. Изучение текста художественного произведения. М., 1972.
79. Краснов Г. В. «История моего времени.» Концепция личности в Дневнике Пушкина 1833-1835 годов // Болдинские чтения. Горький, 1986.С. 140-150.
80. Краснов Г. В. Кавказские дороги поэта: («Путешествие в Арзрум» Пушкина) // Историко-литературный сборник. К 60-летию Леонида Генриховича Фризмана. Харьков, 1995. С. 139-145.
81. Краснощекова Е. Bildungsroman на русской почве («Рыцарь нашего времени» Н. М. Карамзина) // Русская литература. 2002. № 1. С. 321.
82. Красухин Г. Г. Гринев-повествователь // Историко-литературный сборник. К 60-летию Леонида Генриховича Фризмана. Харьков, 1995. С. 133-139.
83. Курганов Е. Анекдот как жанр. СПб., 1997.
84. Левкович Я. Л. Принципы документального повествования в исторической прозе пушкинской поры // Пушкин. Исследования и материалы. Т. VI. Л., 1969. С. 171-196.
85. Левин Ю. Д. Прижизненная слава Вальтера Скотта в России // Эпоха романтизма. Из истории международных связей русской литературы. Л., 1975. С. 5-67.
86. Листов В. С. К истолкованию «исторических неточностей» в
87. Борисе Годунове» и «Арапе Петра Великого» // Болдинские чтения. Горький, 1985. С. 174-182.
88. Листов В. С. Мотив саморазоблачения героя в творчестве А. С. Пушкина // Болдинские чтения. Нижний Новгород, 1994. С. 59-76.
89. Листов В. С. Новое о Пушкине. М., 2000.
90. Листов В. С. «Пропущенная глава» «Капитанской дочки» в контексте двух редакций романа // Пушкин. Исследования и материалы. Т. XIV. Л., 1991. С. 246-252.
91. Лихачев Д. С. Поэзия садов. К семантике садово-парковых стилей. Сад как текст. 3-е изд., дополненное. М., 1998.
92. Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. Л., 1967.
93. Лоппато М. О. Повести Пушкина. Опыт введения в теорию прозы // Пушкинист. Пг., 1918. Вып. 3. С. 3-50.
94. Лотман Ю. М. Анализ художественного текста. Л., 1972.
95. Лотман Ю. М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. М., 1988.
96. Лотман Ю. М. Об искусстве. СПб., 1998.
97. Лотман Ю. М. Опыт реконструкции пушкинского сюжета об Иисусе //Временник Пушкинской комиссии. 1979. Л., 1982. С. 15-27.
98. Лотман Ю. М. Пушкин. Биография писателя. Статьи и заметки. 1960-1990. «Евгений Онегин». Комментарий. СПб., 1995.
99. Лотман Ю. М. Семиосфера. СПб., 2000.
100. Лупанова И. П. Русская народная сказка в творчестве писателей первой половины XIX века. Петрозаводск, 1959.
101. Майков Л.Н.Пушкин. Биографические материалы и историческо-литературные очерки. СПб., 1899.
102. Макогоненко Г. П. Из истории формирования историзма в русской литературе // Проблемы историзма в русской литературе конца XVIII начала XIX в. Сб. 13. СПб., 1981. С. 3-65.
103. Макогоненко Г. П. «Капитанская дочка» А. С. Пушкина. JL, 1977.
104. Макогоненко Г. П. Творчество А. С. Пушкина в 1820-е годы (18301833). Л., 1974. Макогоненко Г. П. Творчество А. С. Пушкина в 1820-е годы (1833-1836). Л., 1982.
105. Мальцев М. Тема крестьянского восстания в творчестве А. С. Пушкина. Чебоксары, 1960.
106. Манн Ю. В. Вальтер Скотт в русском эстетическом сознании // Проблема автора в художественной литературе. Ижевск, 1993. С. 196-206.
107. Манн Ю. В. Пушкин певец гармонии? // Филологические науки. №2. 1990. С. 3-13.
108. Малинин В. А. Пушкин как мыслитель. Красноярск, 1990.
109. Маркович В. М. О значении чудесного в русской литературе XIX века // Российский литературоведческий журнал: Теория и история литературы. 1994. № 3. С. 8-12.
110. Маркович В. М. «Повести Белкина» и литературный контекст // Пушкин. Исследования и материалы. Т. XIII. JL, 1989. С. 63-87.
111. Медриш Д. Н. Литература и фольклорная традиция. Вопросы поэтики. Саратов, 1980.
112. Медриш Д. Н. Фольклоризм Пушкина. Вопросы поэтики. Волгоград, 1987.
113. Мейлах Б. С. Из истории политической лирики Пушкина («Стансы» и «Друзьям») //Из истории русских литературных отношений веков. М.;Л„ 1959. С. 96-107.
114. Мейлах Б. Пушкинская концепция развития мировой литературы // Пушкин. Исследования и Материалы. Т. VII. Л., 1974. С. 25-57.
115. Мейлах Б. Талисман. Книга о Пушкине. М., 1975.
116. Мелетинский Е. М. Герой волшебной сказки. М., 1958.
117. Милованова О. Проблемы художественного историзма в русскойкритике пушкинской эпохи. Саратов, 1976.
118. Михельсон В. А. Путешествие в русской литературе. Ростов, 1974.
119. Московский телеграф. 1827. № 7.
120. Московский телеграф. 1831. № 22.
121. Московский телеграф. 1833. № 2.
122. Муравьева О. С. Неунаследованное наследство (Писатель и общество в концепции Пушкина) // Пути и миражи русской культуры. СПб., 1994. С. 155-190.
123. Муравьева О С. Повесть «Пиковая дама» в идейно-художественных исканиях А. С. Пушкина 1830-х годов. Автореф. канд. дисс. Л., 1979.
124. Муравьева О. С. Пушкин и Наполеон // Пушкин. Исследования и материалы. Т. XIV. Л., 1991. С. 5-33.
125. Мясоедова Н.Е. Подходы к изучению «Путешествия в Арзрум» // Русская литература. 1996. № 4. С. 24-31.
126. Набоков В. Лекции по русской литературе. М., 1996.
127. Непомнящий В. Поэзия и судьба. Статьи и заметки о Пушкине. М., 1983.
128. Новикова Е. Г. «Путешествие в Арзрум» Пушкина и «Зимние заметки о летних впечатлениях» Достоевского // Пушкин и Достоевский: Материалы для обсуждения. Новгород Великий; Старая Русса, 1998. С. 93-96.
129. Одиноков В. Г. «И даль свободного романа.». Новосибирск, 1983.
130. Одиноков В. Г. Проблемы поэтики и типологии русского романа XIX века. Новосибирск, 1983.
131. Омелько Л. В. Историческое время в поэме «Руслан и Людмила». // Пушкин и русская культура. Доклады на международной конференции в Новгороде. (26-29 мая. 1996). Новгород, 1996. С. 4143.
132. Оксман Ю. Г. От «Капитанской дочки» к «Запискам охотника».1. Саратов, 1959.
133. Оксман Ю. Г. Пушкин в работе над романом «Капитанская дочка» // А. С. Пушкин. Капитанская дочка. 2-е изд., дополненное. Л., 1984. С. 145-199.
134. Орлов А. С. Народные песни в «Капитанской дочке» Пушкина // Художественный фольклор. Вып. II-III. М., 1927. С. 80-95.
135. Очерки истории исторической науки в СССР. Т. 1. М., 1953.
136. Панова Е. П. Фольклорные традиции в прозе А. С. Пушкина. Автореферат канд. дисс. Волгоград, 2000.
137. Пеев Г. И. Свобода и общение (по материалам «Капитанской дочки» А. С. Пушкина // Духовный труженик. А. С. Пушкин в контексте русской культуры. СПб., 1999. С. 183-188.
138. Петров С. М. Исторический роман А. С. Пушкина. М., 1953.
139. Петрунина Н. Н., Фридлендер Г. М. Над страницами Пушкина. Л., 1974.
140. Петрунина Н. Н. Проза Пушкина (пути эволюции). Л ., 1987.
141. Петрунина Н. Н. Пушкин и традиция волшебносказочного повествования (К поэтике «Пиковой дамы») // Русская литература. 1980. №3. С. 30-50.
142. Проскурин Б. М. Политика и история в романе В. Скотта (К вопросу о динамике характеров и обстоятельств) // Традиции и взаимодействия в зарубежной литературе 19-20 в. Пермь, 1990. С. 27-39.
143. Раскольников Ф. «Марфа посадница» Погодина и исторические взгляды Пушкина // Русская литература. 2003. № 1. С. 3-15.
144. Пугачев В. В. Из эволюции мировоззрения Пушкина конца 1820 -начала 1830-х годов («Арион») // Проблемы истории, взаимосвязей русской и мировой культуры. Саратов, 1983. С. 38-59.
145. Пушкин. Итоги и проблемы изучения. М.; Л., 1966.
146. Пушкин в воспоминаниях современников. М., 1974. Т. 2.
147. Реизов Б. Г. Французская романтическая историография. J1., 1956.
148. Реизов Б. Г. Французский исторический роман в эпоху романтизма. Л., 1958.
149. Реизов Б. Г. Французский роман XIX века. М., 1977.
150. Рогачевский А. Б. К проблеме интерпретации «Капитанской дочки» А. С. Пушкина. // Начало: Сборник работ молодых ученых. М., 1990. С. 117-131.
151. Романюк С. К. К биографии родных Пушкина // Временник пушкинской комиссии. Вып. 23. Л., 1989. С. 5-18.
152. Русская повесть XIX века. Л., 1973.
153. Русский вестник. 1861. Т. XXXII. № 3.
154. Русские повести XIX века: 20-х 30-х годов. Т. 1. М.; Л., 1950.
155. Сакулин П. Н. Пушкин. Историко-литературные эскизы. М., 1920.
156. Северная пчела. 1830. № 35.
157. Северная пчела. 1831. № 286. 16 дек.
158. Северная пчела. 1836. № 2.
159. Серман И. Роман и повесть в творчестве Пушкина // После юбилея. Иерусалим, 2000. С. 101-112.
160. Сидельников В. М. Фольклоризация произведений Пушкина // Пушкин на Юге. Труды пушкинской конференции Одессы и Кишнева. Т. 2. Кишнев, 1961. С. 15-29.
161. Сидяков Л. С. Художественная проза А. С. Пушкина. Рига, 1973.
162. Сидяков Л. С. «Арап Петра Великого» и «Полтава» // Пушкин. Исследования и материалы. Т. XII. Л., 1986. С. 60-77.
163. Сквозников В. Д. Стиль Пушкина // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Стиль. Произведение. Литературное развитие. М., 1965. С. 60-97.
164. Сквозников В. Д. Пушкин. Историческая мысль поэта. М., 1999.
165. Слюсарь А. А. О психологизме в «Капитанской дочке» А. С. Пушкина // Материалы пушкинской научной конференции 1 -2 марта 1995 года. Киев, 1995. С. 1-3.
166. Смирнов И. П. От сказки к роману // История жанров в русской литературе X XVII вв. Труды отдела древнерусской литературы. Т. XXVII. Л., 1972. С. 284-320.
167. Смирнов И. П. Мегаистория. К историчекой типологии культуры. М., 2000.
168. Смирнов-Кутачевский А. М. Иванушка-дурачок // Вопросы жизни. 1905. № 12. С. 5-73.
169. Смирнов-Кутачевский А. Иванушка-дурачок в художественной литературе // Русская мысль. 1908. Кн. 2. С. 52-79.
170. Старк В. П. Притча о сеятеле и тема поэта-пророка в лирике Пушкина // Пушкин. Исследования и материалы. Л., 1991. Т. XIV. С. 51-64.
171. Степанов Н. Л. Проза Пушкина. М., 1962.
172. Страхов Н. Критические статьи об И. С. Тургеневе и Л. Н. Толстом (1862-1885). 4-е изд. Т. 1. Киев, 1901.
173. Стрельцов В. И. В. Г. Белинский о творческих параллелях В. Скотта и М. Н. Загоскина // Венок Михаилу Загоскину. Пенза, 1990. С. 7179.
174. Тамарченко Н. Д. «Капитанская дочка» Пушкина и судьбы исторического романа в России // Болдинские чтения. Нижний Новгород, 1999. С. 92-102.
175. Тарле Е. В. Пушкин как историк // Новый мир. 1963. № 9. С. 211220.
176. Терц А. Прогулки с Пушкиным. СПб., 1993.
177. Тойбин И. М. Пушкин. Творчество 1830-х годов и вопросы историзма. Воронеж, 1976.
178. Тойбин И. М. Пушкин и философско-историческая мысль в России на рубеже 1820-1830-х годов. Воронеж, 1980.
179. Томашевский Б. В. Историзм Пушкина // Ученые записки ленинградского государственного университета имени А. А. Жданова. 1954. № 173. С. 41-85.
180. Томашевский Б. В. Пушкин. Т. 2. М.; Л., 1961.
181. Топоров В. Н. Путь II Мифы народов мира. М., 1992. Т. 2.
182. Тынянов Ю. О «Путешествии в Арзрум» // Пушкин. Временник Пушкинской комиссии. М.; JI., 1936. Т. 2. С. 57-73.
183. Тынянов Ю. Пушкин и его современники. М., 1968.
184. Федотов Г. Певец империи и свободы // Пушкин в русской философской критике. М., 1990. С. 356-375.
185. Фейнбург И. Незавершенные работы Пушкина. М., 1958.
186. Фесенко Ю. П. Пушкин и Грибоедов (Два эпизода творческих взаимоотношений) // Временник Пушкинской комиссии. 1980. Л., 1983. С. 101-113.
187. Фомичев С. А. Последний лирический цикл Пушкина // Временник Пушкинской комиссии. 1981. Л., 1985. С. 52-66.
188. Фомичев С. А. Поэзия Пушкина: Творческая эволюция. Л., 1986.
189. Фомичев С. А. «Грибоедовский эпизод» в «Путешествии в Арзрум» Пушкина // А. С. Грибоедов. Хмелитский сборник. Смоленск, 1998. С. 374-383.
190. Формозов В. Я. Пушкин и древность. Наблюдения археолога. М., 1973.
191. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4 т. СПб., 1967. Т. 3.
192. Хаев Е. С. Идиллические мотивы в произведениях Пушкина рубежа 1820-1830-х годов // Болдинские чтения. Горький, 1984. С. 98-109.
193. Хализев В.Е. О типологии персонажей в «Капитанской дочке» А. С.
194. Пушкина // Концепция и смысл: Сборник статей в чести 60-летия профессора В. М. Марковича. СПб., 1996. С. 140-153.
195. Худошина Э. И. «История Пугачева» и «Капитанская дочка» (К вопросу об интертекстуальных связях у Пушкина) // Эстетический дискурс. Семио-эстетические исследования в области литературы. Новосибирск, 1991. С. 86-91.
196. Худошина Э. И. О «нравственной высоте» образа Пугачева у Пушкина // Ars interpretandi. Сборник статей к 75-летию профессора Ю. Н. Чумакова. Новосибирск, 1997. С. 120-125.
197. Цветаева М. Мой Пушкин. 3-е изд., дополненное. М., 1981.
198. Чайковская О. Гринев //Новый мир. 1987. № 8. С. 226-244.
199. Черняев Н. И. «Капитанская дочка» Пушкина. М., 1897.
200. Черняев Н. И. Критические статьи и заметки о Пушкине. Харьков, 1900.
201. Чичерин J1. В. Исторические взгляды классиков русской литературы. М., 1968.
202. Шкловский В. Б. Гамбургский счет. Д., 1928.
203. Шкловский В. Б. Заметки о прозе Пушкина. М., 1937.
204. Шкловский В. Б. Повести в прозе. Т. 2. М., 1966.
205. Шкловский В. Б. Спор о Пушкине // «Знамя». 1937. № 1. С. 195-269.
206. Шкловский В. Б. Тетива. О несходстве сходного. М., 1970.
207. Шкловский В. Б. Энергия заблуждения. М., 1981.
208. Шмид В. Проза как поэзия. Пушкин, Достоевский, Чехов, авангард. СПб., 1998.
209. Шмид В. Нарратология Пушкина // Пушкинская конференция в Стэнфорде: Материалы и исследования. М., 2001. С. 300-317.
210. Екатерина Великая и Москва. Каталог выставки 850-летию Москвы посвящается. Июнь-сентябрь 1997. М., 1997.
211. Эйдельман Н. Я. Пушкин. История и современность вхудожественном сознании поэта. М., 1984.
212. Эйдельман Н. Я. Статьи о Пушкине. М., 2000.
213. Энгельгарт Б. М. Историзм Пушкина. К вопросу о характере пушкинского объективизма // Пушкинист. Историко-литературный сборник. Пг., 1916. Вып. 2. С. 1-158.
214. Эткинд Е. Г. Симметрические композиции у Пушкина. Париж, 1988.
215. Эткинд Е. Г. «Внутренний человек» и внешняя речь. Очерки психопоэтики русской литературы XVIII XIX веков. М., 1999.
216. Эткинд Е. Г. Божественный глагол. Пушкин, прочитанный в России и во Франции. М., 1999.
217. Якобсон Р. Работы по поэтике. М., 1987.
218. Якубович Д. П. «Капитанская дочка» и романы Вальтер Скотта // Пушкин: Временник пушкинской комиссии. 4-5. М.; Л., 1939. С. 165-197.
219. Davydov S. The sound and the Theme in the Prose of A. S. PuSkin: A Logo-Semantics Study of Paronomasia // Slavic East European Journal. Vol. 27. № 1. 1983. P. 1-18.
220. Evdokimova S. Pushkin's historical imagination. New Haven; London, 1999.
221. Irina R. Poetic justice and injustice: autobiographical echoes in Pushkin's The Captain's daughter // Slavic East European Journal. Vol. 38. № 3. 1994. P. 463-478.
222. Mikkelson G. E. Pushkin's «Geroj»: A verse dialogue on truth // Slavic and East European Journal. Vol. 18. № 4. 1974. P. 367-372.