автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Художественный конфликт и характер в молдавской повести (60-70-е годы)

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Грамма, Нелли Ивановна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
Автореферат по филологии на тему 'Художественный конфликт и характер в молдавской повести (60-70-е годы)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Художественный конфликт и характер в молдавской повести (60-70-е годы)"

МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА. ОЩЕНА ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЩШ И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М. В. ЛОМОНОС ОБА

Филологически}! факультет

На правах рукописи

ГРАША Нелли Ивановка

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ КОНФЛИКТ И ХАРАКТЕР В МОЛДАВСКОЙ ПОВЕСТИ (60-70-е ГОДЫ)

Специальность 10.01.02 - Литература народов СССР (советского периода)

Автореферат диссертации на соискание ученоР степени кандидата филологических наук

Москва - 1991.

Работа выполнена на кафедре советской литературы филоло-%

гического факультета Московского государственного университета имени М.Б.Ломоносова.

Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор

КОРОГЛЫ Х.Г.

Официальные оппоненты: доктор филологических наук, профессор

ФИДОДАН М.В.

кандидат филологических наук . ОТЧИРОВА Т.Л.

Ведущее учреждение - КГУ им.В.И.Ленина.

Защита состоится

на заседании специализированного'совета Д.053.05.12 при Московской государственной университете им.М.В.Ломоносова по адресу: 119899 г.Москва, пр-т Вернадского. МГУ иы.М.В.Ломоносова, I корпус гуманитарных факультетов, филологический факультет.

С диссертацией ыожно ознакомиться в библиотеке филологического факультета МГУ.

^•ШСмАг

Автореферат разослан " /'

^1991г.

Ученый се1фетарь Специализированного Совета

Б.С.Бугров

I. Общая характеристика работы.

Актуальность исследования. В диссертации исследуются художественный конфликт и характер в молдавской повести 60-70-х годов. Постановка этой проблемы определяется необходимостью содействовать подъему молдавской литературно-художественной критики на должную теоретическую высоту, в том числе и по проблеме соотношения категорий конфликта и характера, ибо это помогает решению главных, идейно-художественных вопросов, повышает критерии оценки творчества писателей.

Проблема соотношения конфликта и характера тесно связала преяде всего с вопросом взаимодействия искусства и действительности: суть художественного произведения определяется закономерностями развития объективной реальности, а художественный конфликт отражает политические, социальные, экономические, психологические и иные жизненные противоречия. При этом понятие художественного конфликта соотносится с категориями "герой", "характер" , без которых сам конфликт теряет художественно-психологически!) смысл.

В современном молдавском литературоведении и критике данная проблема ве нашла еще достаточно глубокого отражения, хотя и имеется ряд теоретических исследований затрагивающих этот вопрос в связи с рассмотрением основных тенденций в развитии литературы, ее проблематики*.

I. Сц., например, Брошан Г. Проблемы и герой современной прозы. М., "Худ.лит-ра", 1966; Гей Н. Проблемы содержательной формы литературы. - В кн.: Проблемы худ.форыы соц.реализма, т.1, М., "Наука", 1971; Бочаров А. Литература и время: Из творческого опыта прозы 60-80-х гг. М., 1988. Воронов В. Художественная концепция: Из опыта сов.прозы 60-80-х гг. - М.: Сов.писатель, 1984; Гусейнов Ч. Этот живой феномен: Сов. многонациоиаль-

Цель и задачи диссертации. Конфликт и характер в молдавской повести 60-70-х годов отражает специфику реально складывавшихся на соответствующей этапе развития жизненных коллизий. Это и определило тему работы, ее направленность и основную цель - исследование художественного конфликта и характера, специфики их проявления в конкретных условиях жизни в военный и послевоенный'периоды, осмысления -В худсяественной литературе - молдавской повести 60-70-х годов.

Но художественный конфликт, будучи прежде всего отражением в образной форме противоречий действительности, является и своеобразным центром пересечения многих вазсных эстетических категорий и проблем. Это обстоятельство обусловило в свою очередь, н

круг конкретных вопросов и задач исследования: чем определяется

>

и как развиваются взаимоотношения характеров и обстоятельств, кок раскрываются характеры героев произведений; какова авторская позиция; соотношение творческой иидивидуальности, жизненного материала и исторической эпохи, к которым обращается писатель, каковы особенности характеров героев и художественных конфликтов, связанные со спецификой общественного развития Молдавии.

Материал исследования составляют молдавские военные и "деревенские" повести 60-70-х гг. Ь работе анализируются повести "Диск" и "Скрипка моего друга" Дж.Ыешока, "Холм, где не растет виноград" А.Шаларь, "Немка" А.Ыарината, "Последний месяц осени" И.Дру-цэ, "Набросок на снегу", "Алба, отчиыка моя" и "Элегия Аыны-Л'а-р1Шм В.Василаки, "Один перед лицом любви" А.Бусуйоха и некоторые

пая лит-ра вчера и сегодня. - М.: 1988; Гусев Ю. Художественный конфликт и реальность // Вопросы литературы,1986, £ 2, с.47-78; Иванов Ь, 0 некоторых актуальных вопросах лит-ры. - "Коммунист", 1972, и др.; Щербина Ь.Р. Наш современник. Концепция человека в лит-ре XX в. Ы, Советский писатель, 196-1.

кругие.

Необходимость анализа конфликта и характера в этих произведениях определяется не только отсутствием специальных работ по этой теме, но и общностью особенностей конфликта в них, углубленным психологический подходом к рассмотрению внутренних коллизий.

Хотя герои указанных повестей действуют в разное время (военное и послевоенное), тем не менее они объединены рядом пси-кологических особенностей, характеризующих их личностные качества и определяющих характер конфликтов, в которые они вступают.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем предпринята одна из первых в молдавском литературоведении попыток рассмотрения проблемы худсяественного конфликта и характера в ¡¿оддавской повести 60-70-х годов. Это предполагает привлечение аового теоретического и литературоведческого материала, дальнейшую разработку проблемы соотношения худ естественного конфликта и сарактерас углубление ее понимания в теоретическом аспекте.

Методологической основой диссертации явились труды и исследования советских и, в частности, молдавских ученых, писателей и литературных критиков по теории и истории литературы п эстетике.

Практическая значимость работы определяется тем, что материалы исследования могут быть использованы при разработке спецкурсов и проведении спецсеминаров по молдавской и советской многонациональной литературе. Некоторые положения и выводы могут оказаться полезными и при разработке отдельных частей курса истории молдавской советской литературы.

Апробация диссертации. Основные положения диссертации изложены в четырех публикациях (см. перечень работ в конце автореферата) . В окончательном варианте диссертация была обсуздена на кафедре истории советской литературы филологического факультета

МГУ им.М.Ь.Ломоносова, где получила положительную оценку.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

П. Содержание диссертации

Во введении очерчен круг исследуемых про<5леы, обоснована актуальность работы» ее научное значение, определена методология основные цели и задачи исследования, мотивируются принципы отбора материала. Здесь же рассматривается с исторических позиций проблема соотношения категорий художественного конфликта и хара: тера, в том числе в советском литературоведении, в связи с чем отмечена ошибочность теории "бесконфликтности" и борьба против этой теории.

В обзоре советской критической литературы рассматриваются труды» посвященные различным аспектам исследуемой проблемы, рабе ты мбддавских литературоведов.

В первой главе "Художественный конфликт и характер в ыодда ской военной повести" выявляются социально-политические и истор ческие предпосылки, определившие специфику молдавской военной п вести, и анализируются на фоне общих особенностей военной прозы художественный конфликт и характер героев в молдавской повести, оказавшейся в начале 60-х годов в центре общественного внимания,

В диссертации отиечается, что военно-патриотическая тема о< ладает сильный нравственно-эстетическим зарядом. Конфликты и характеры неизбежно связаны здесл с проявлением нравственной силы самых обыкновенных людей, будь то солдат, коыавдир или труженик тыла.

Стремлением постичь духовный мир человека в войне, когда в его судьбе особенно ярко просматривается судьба государства, по-

азать и исследовать сущность подвига, историческую закономер-ость победы определяется интерес молдавских авторов к военной еые.

Существенным аспектом проблемы является то, что между двумя ериодами истории советского народа - военным и послевоенным ищется не только значительный временной разрыв, ио к большие разли-ия в социально-экономических условиях жизни, идеологической остановке, образе мыслей лвдей.

Военная проза, возвращая читателя к героическим событиям, сследует прошлое с точки зрения нравственных проблем, важных и ля своего времени а для нынешнего,проблем злободневных и вечных дновременно.

Произведения 60-70-х годов - периода, когда истекшие после кончания войны 15-20 лет позволили по-иному осмыслить события оенного времени, поставили перед послевоенным поколением участ-иков национального литературного процесса задачу соотнесения об-аза мыслей, новых, родившхся после войны поколений советских идей с нравственными уроками трагического и героического протло-о.

Именно в это время военная повесть делает решительный шаг а пути вдейно-стилевых исканий к углублению реализма и худояест-енно-масштабному обобщению.

Характеры героев военной повести определяет признание неодолимости борьбы и выбора единственного решения. Точное, конярет-ое, возвышенно-эмоциональное, порой романтическое повествование происходящем становится опорой философского, социально-нравст-енного плана содержания, поиска ответов на вопросы: каков совет-кий человек, что есть подвиг, что питает силы героя и что их разувает. Ь то же время военная повесть 60-70-х гг. насыщена трагич-

ностыо. Б ней показаны и герои страдавдие, а в ряде случаев по-гибавдие от неразрешимых коллизий, духовного разлада, утратив- . ше волю к преодолению того трудного, что несет с собой война.

Выделенные особенности военной повести 60-70-х гг. в значительной мере являются общими для советской военной повести рассматриваемого периода, в том числе и молдавской, которая также развивалась по пути перемещения акцента с боевых сюжетов на внутренний мир человека, с внешнего описания батальных сцен на переживания и чувства, мысли и духовное состояние непосредственных участников или очевидцев войны.

Анализ произведений в данном исследовании призван подтвердить эту мысль и одновременно выявить особенности, отличадаие молдавскую военную повесть: влияние национальных черт характера и конкретных исторических событий, пережитых молдавским народом, на поступки героев и развитие конфликтов, в которые они вступают.

Стремясь осмыслить происходившее, постигнуть значение едини* ного в соотнесении с движением истории, молдавские прозаики сделали немало для отобракешгя противоречий, связанных с военными событиями, когда каждая минута несла людям нечеловеческие испытания. Молдавская военная повесть рассматриваемого периода в обрисовке конфликтов и характеров героев фронта и тыла соединила в себе традиции непосредственно военного периода с современностью, т.е. исторической действительностью своего времени. При этом в них закономерно проявляются историзм и философичность. Взгляд ху> дожника, рассматривающего военные события с расстояния двух деся тидетий, не мог не обогатиться, так как с уходш впроолое отчет ливее выступили общие масштабы пережитого современниками.

Уже в 60-е годы сказался во многом иной подход к проблеме

раскрытия конфликтов и характеров в военной повести, чем в произведениях первых послевоенных лет. Прежде всего эти изменения выразились в отходе от характерного для тех лет жесткого построения конфликта, его предельной событийной обнаженности, в усилении психологического анализа, в сосредоточении внимания на психологических нюансах конфликтов, выявлении скрытых мотивов, движущих поступками лвдей. Можно сказать, что на первый план вышел не сам поступок, а те мотивы, которые его порождают и отражают складывающиеся в условиях конфликта особенности личности.

Молдавские военные повести 60-70-х годов расширили диапазон трагических ситуаций, в которых раофылся героический характер советского человека на войне, его социально-нравственная активность.

Проблемы„ лежащие в основе художественного конфликта прежде всего эстетически сопряжены с системой характеров. По существу проблема конфликта и характера становится стержневой в военной повести 60-70-х годов в силу того, что в ней происходит интенсивное развитие индивидуально-личностных начал, укрепление чело-вековедческих оснований конфликта.

Появление в молдавской военной повести 60-70-х годов образов лвдей, вышедших из народа, нравственно чистых, готовых защищать Отечество, обрисовка их героических характеров были тесно связаны с задачей национально-исторического самосознания. Речь идет об особенностях видения войны и человеческих судеб в ней через призму восприятия жителей правобережной Молдавии, которая в 1918-1940 годах принадлежала Румынии. Эта особенность наложила отчетливый отпечаток не только на фактическую цепь конкретных событий, но и на взгляды и отношения, в которые вступают в суровых военных обстоятельствах бывшие бессарабцы.

Построение конфликтов, в которых действуют герои повестей, не допускает упрощенного отнесения их к разным нравственным категориям по каким-либо внешним особенностям, связанным с их территориальным происхождением. Наоборот, авторы произведений решительно объединяют героев по нравственным признакам, независимо от конкретных условий, в которых протекала их предвоенная жизнь.

Многие из молдавских писателей, обращаясь к теме Великой Отечественной войны и раскрывая нравственно-психологическую сущность характера советского человека, не показывают непосредственно батальных сцен. Однако это само по себе не ослабило обрисовку лвдей, действующих в условиях военного времени.

Рассмотренные положения конкретизируются в процессе анализа отдельных произведений.

В повести "Диск" Джорджа Me шока автор с самого начала заявляет; что он намерен показать лвдей, вклетая их в конфликты, в хоторый втянуты миллионы, но где каждый остается индивидуальностью и поступает с велением своей натуры. Сами военные события остптся скорее фонем, на котором действуют герои. Не показ подя битвы, а осмысление войны как.жизни на трагическом повороте в преломлении через человеческие судьбы становится целью произведения. Поскольку таков замысел, то логично, что повествование постепенно ведет читателя к осознанию места и позиции человека в сложнейших условиях ьоРны. к выявлению нравственного стержня личности. его судьбы в трагических военных услошях.

Конфликт между нравственностью и компромиссом в повести определяется переплетением таких тем, как человек и воРна, искусство и жизнь. Именно эти две темы ставят героев в наиболее острую ситуацию, требуюдую выбора, сначала в решениях, а затем и в поступках. Отсюда и высокий накал чувств, переживаемых героями.

Развитие конфликта проявляется в тол, что герои лихорадочно идут компенсации утраченного времени, стремятся восстановить прежние межличностные отношения, какими бы иллюзорными не были возможности добиться реально этого восстановления.

В обостренных условиях конфликта проявляются характеры героев повести.

Так, образ Адриана, стержневого героя повести, его характер вырисовывается в двух планах: прежде всего, в столкновении с жестокость» войны и в условиях тяжелой болезни, когда его выхаживает любящая Магда.

Воссоздавая эпизод за эпизодом жизни Адриана, автор р::сует его характер, цельный и бескомпромиссный.

Лирический герой Джорджа Менюка даяе в самых тяжких мгновениях видит чудо жизни, природы, и в такие минуты его волнует вопрос о постижении самыми близкими людьми красоты мира, ее глубины. И в этом постижении автор видит нравственно-этический критерий, который позволяет реально оценить характер героя. И все же его личность осталась бы в определенной мере односторонней,, если бы Адриан не характеризовался через его отношения с Магдой, а также с Исдандой. Конечно, внешне Магда для Адриана лишь натурщица. Но в этом-то и дело, что герой своим отношением к ней подчеркивает, что она прежде всего человек, попавший в беду» Адриан не может не вадеть, что Магда тянется к нему всей ду-зюй. Но он без колебаний отсекает любые возможности сближения с Магдой-женщиноЯ, так как он любит другую, Иоланду. Он просто не признает сближение без лкйви. По-видимому, очень не просто дается Адриану в сложный момент беспомощности во время болезни сочетание дружественности, признательности, уважения и в то же время мужской холодности, проявляемое к Магде. Но в этом он весь - бес-

компромиссный, твердый, цельный ("положительный" по большим меркам) и вместе с тем человечный, любящий ладей и влюбленный в прекрасное - Адршш. •

Несомненный интерес вызывает личность его дочери. Марчелы. Писатель стремился решить не простую задачу - показать, что дочь, живя без отца, так рано погибшего, фактически унаследовала черты характера отца: решительность и твердость, последовательность и непоколебимость, способность к большим чувствам. Определение "унаследовала" является весьма условным. И все же есть веские основания для такого утверждения: в семье, в которой она росла, очень многое на протяжении долгих лет определялось личностью, взглядами Адриана. Через мать-Иоланду, бабушку, других окружавших ее людей, через всю сохранившуюся атмосферу Марчеле передавались черты характера отца. ,

"Связывает воедино героев повести личность Михая - рассказчика, который держит все нити, ведущие к жизни героев в довоенное и военное время. Художественное достижение автора состоит в тш, что, поставив в центр повествования Михая, он, с одной стороны, не показывает его в условиях военного времени, но, с другой, раскрывает при помощи его образа трагедию войны, переплетение человеческих судеб и характеров, складывавшихся под ее воздействием.

Содержание повести позволяет определить особенности личности Михая. Это легко ранимый человек, нередко замыкавшийся в себе, порой очень нерешительный, для которого утрата Адриана становится трагедией на долгие годы. Спасает его любовь к Марчеле. И хотя он об этой любви вслух не говорит, таков уж характер героя, в нем угадывается то начало, которое может привести его к преодолению трагического прошлого, к обретению сил для новой жнз-

ни.

В образе Михая Врынчана также проявился национально-исторический характер. Собственно, уже сами его воспоминания выражают прочность связи времен и событий. Но он человек тонкий, близкий к искусству.

В характерах героев "Диск" открывается и то, что их объединяет как людей одного поколения, для которого 1940 год, год присоединения Бессарабии к СССР, стал судьбоносным.

В повести "Скрипка моего друга" тот же писатель обращается к воспоминаниям о друге, талантливом скрипаче Филипаше, погибшем на фронте. Писатель вновь, как и в "Диске", ведет речь о войне и лвдях искусства. Джордж Менюк обращается к скрипке как к символу, воплощающему цдею прекрасного. Если в "Диске" оставшиеся картины - это живая память об ушедшем художнике, то здесь музыка, скрытая в скрипке, - это связующая, нить, идущая от скрипача, которого уже нет, к нынешнему поколению.

Конфликт в повествовании заключается в душевных страданиях оставшихся в живых родителей - безмерно их горе, порожденное уходом из жизнп единственного сына, отдавшего жизнь за Родину. Их переживания усложняется из-за проблеска надежды, возникшего в их душе после того, как Севастица, любившая их сына, сообщает о том, что, якобы, Филипаша видели в госпитале, но что он тяжело ранен. Бйрьба между надеждой и отчаянием, происходящая в душе матери, переносится не легче, чем глубокая скорбь по погибшему.

Анализ военной прозы Джорджа Мзнюкав обрисованных в ней нравственно-Психологических конфликтов, характеров, подводит к выводу о том, что писатель отстаивает высшие нравственные ценности, показывая, что его герои защищают в борьбе с фашизмом кряготу мира.

- 12 -

Отличительной чертой творчества другох'о молдавского писателя Алексея Марината является то, что деятельность героев разворачивается непосредственно на фоне военных событий, что позволяет выявить в характерах различия, обусловленные реальными обстоятельства!«.

В ноьести "Габриэла" речь вдет о внутреннем конфликте людей, связанном с извечными человеческими чувствами, с одной стороны, и жестокой действительностью военного времени, с другой, когда герои страдают, но, не колеблясь, выполняют свой высший долг перед Родиной. Ь "Габриэле" конфликт усложняется напластованием на события Великой Отечественной войны эпизодов первой мировой войны, связанных между собой через личность полковника Советской Армии Покровского - участника обеих войн. События объединяют и то, что встречи, происходящие в 1941-1945 годах между людьми, по краРиай мере формально представляющими два противостоящих лагеря, логически продолжают'общение Покровского и Кларин, представителей разньос народов, по находящихся по одну сторону линии фронта.

Следует отметить, что образы Кларин и Габриэлы дают возможность сделать характеристики Сыокинэ и Покровского более емкими и многосторонними. Появление в их жизни Кларин и Габриэлы меняют очень ыиогое. Возникает неизбежный в таких случаях внутренний конфликт.

При всем сходстве характеров Покровского и Сыокинэ различия между ними обусловлены временем, в котором формировался характер молодого героя. С отим связано и то, что большая нравственная сила и меньшая "размягченность". отмечаемые у Сыокинэ, прекрасно сочетаются в нем с лиричностью, способностью верить в идеалы, за которые он борется, И здесь автор достаточно настойчиво, хотя и ненавязчиво, подводит нас к выводу о различиях в характерах иол о-

яительных героев, сформировавшихся в разных социально-политических и идеологических условиях, даже если об этом прямого разговора с читателем и не ведется.

А.Маринат обращается к еще одной, очень важной для нас стороне проблемы, - к вопросу о прочности нравственных устоев советского человека, сложившихся в предвоенные годы и подвергшихся тяжелым испытаниям во время войны и оккупации. Об этом свидетельствует и другая повесть того же автора - "Немка".

В повести писатель избрал не самый легкий путь, поставив перед собой задачу показать влияние конфликта, вызванного войной, на характеры героев и избрав главными героями повести женщину и ребенка - ее дочь. При этом в наиболее уязвимое положение попада-вт именно ребенок, которого даже формально не в чей обвинить.

И то, что автор нашел убедительные пй художественной силе :1 достоверности средства, чтобы реализовать свой замысел, позволяет считать выполненной задачу дать психологически детерминированную) характеристику героев.

Содержание повести "Немка" подтверждает мотив о вариативности конфликтов военной прозы молдавских авторов периода 60-70-х Годов, в центре которых почти всегда находится противоречивый процесс становления характера, порой совсем по-разному выраженного, проявляпдегося в ярких.индивидуальностях.

Военная проза 60-70-х годов отличается углубленной нравственно-психологической разработкой характеров героев. Такая черта присуща многим военным повестям этого периода. Однако, есть одна особенность,.на^которую обратила пристальное внимание молдавская военная повесть. Рассматривая войну сквозь призму индивидуального существования, когда события военных лет, от боевых до летных, становятся проблемой индивидуальной судьбы, молдавские

писателе стремились выявить особенность судеб и положения ладей, ставших гражданами Советской страны лишь за год до начала войны. К этой слсшюй теме настойчиво обращался Самсон Шляху в повести "Луна, как жерло пушки" и "Необстрелянные".

Чувство глубокой несправедливости, пережитое молдаванами, выходцами из Бессарабии, обусловило то, что герои произведений С.Шляху - Гриша Чоб, Киршшк, Никифор Коман из повести "Луна, как аерло пушки", Думитру Анка, Афанасий Никуличев из повести "Необстрелянные" - остро ставят проблему человеческого доверия и напряженно ищут ее решения. Однако память о боевых действиях отразилась в повестях лишь деталями, отдельными наблюдениями, в то время как определяющим в строе названных повестей для С,Шляху явилась их социально-психологическая проблематика»

Ценность, психологическая и художественная, повести "Необстрелянные" состоит в том, что граница между позитивными и негативными личностными качествами проходит отнюдь не только через конфликт между разными героями. Автор развернул на страницах повести картину внутреннего конфликта, происходящего в душе несосто. явшегося офицера Костюши, в котором побеждает добро, так как в конце концов он находит в себе силу воли, чтобы поступить по совести, по долгу.

Столкновение разких начал и, в частности, слабости и силы автор показал в характерах положительных героев - Никуличева, Анки и Логиной. И это вполне оправдало, так как сложные условия, в которых аивут и действуют герои, не могут не порождать таких столкновений.

Экономно отобранные писателем и используемые им художественные средства помогают создать достоверную и убедительную картину преодоления героями внутренних слабостей, победы над собой, при-

- 15 -

нятие и осуществление единственно правильных решений.

Исследование характеров героев повестей С.Шляху подводит к выводу, что военная проза целеустремленно избирает не бессильные жертвы тяжких обстоятельств, а активные личности, ответственные за свой выбор в любых, дане самых неблагоприятных условиях.

Молдавская повесть 60-70-х годов, объединенная проблемой ьо!:-ны, тем не менее имеет особенности, порожденные не только художественно-публицистической спецификой творчества отдельных писателей, но, главноехарактерами героев, а также условиями, у, которых эти герои действуют.

Так, центральной в повести В.Василаки "Элегия для Анны-Марии" является фигура героини - Анны-Марии, любящей женщины, предположившей, что першй убитый солдат в их селе - это ее любимый.

В произведении, наряду с конфликтом между жителями оккупированных территорий и фашистами, показано противостояние медеду Анной-Марией, человеком неординарного характера и чувств, и остальными сельскими жителями,

В.Василаке сумел талантливо рассказать о трагедии войны потому, что отыскал те своеобразные грани изображаемой действительности, которые позволили раскрыть историческую драму молдавского народа, неоднократно подвергавшегося оккупации, и жестокой эксплуатации иноземными захватчиками,

В главе основное внимание уделено нравственно-психологическим конфликтам и характерам героев, возникавшим в видении Великой Отечественной война молдавскими советскими прозаиками третьего и четвертого послевоенных десятилетий. Произведения этого пе-

о

риода отличаются большей глубиной и психологичностью. переходом от внешних к внутренним нравственно-психологическим конфликтам. Появился глубинный психологический пласт, которого не было, в про-

изведеншзх предыдущего этапа.

В анализируемых повестях борьба противоположностей показала, во-первых, через столкновение психологии насилия с гуманистической моралью, а, во-вторых, через противоборство нравственно-психологических начал в душе одного человека, в массовом сознании связанное с постоянной угрозой смерти: героизма ir трусости, самоотверженности и малодушия, патриотизма и предательства, волн и страха.

В этих условиях нередко внутренний конфликт проявляется 3 ощущении вины перед другими людьми или перед собственной совестью. Нравственное искупление вины перед самим с об о:1 становился'1 искуплением вины и перед товарищами по оружию.

Другая особенность этих произведений - отражение в характе*-рах личностных черт героев-молдаван выходцев из ранее бывшей под оккупацией Бессарабии, что несомненно усилило драматичность конфликтов и в то же время общую ответственность авторов за художественную правдивость изображаемого.

Писатели, чьи повести исследованы в первой главе, уже в годы застоя, не дожидаясь руководящих указаний и невзирая на существование так называемых запретные тем, пытались на военном материале поднять и решить ряд современных наболевших общественных проблем. В частности, уже в 60-70-е годы в молдавской художественной литературе была поднята проблема доверия общества к людям, которые незадолго до начала Великой Отечественной войны стали советскими гражданами. Авторы исследованных повестей, характеризуя героев, действующих в экстремальных военных условиях, доказа-

- - 7 -v

ли, что в человеческих поступках, в поведении определяющими являются не внешние факторы, а наличие или отсутствие внутренних нравственных уcí'óe-i», 'хотя и постоянное влияние со стороны окруяащей

- 17 -

среды, несшненно, шлеет место.

Во второй главе "Художественный конфликт и характер в "деревенской" повести" 60-70 гг. дается анализ социально-экономических и психологических проблем жизни села. Ее драматическая злободневность определяется, с одной стороны, необходимостью сохранить от забвения уходящий в прошлое вековой уклад деревенской жизни. С другой стороны, стоит задача показать болезненную ломку устоев этой жизни, сопротивление традиций бурному вторжению в жизнь села в первые послевоенные десятилетия всего нового, что, кстати сказать, не всегда представляется негативным.

Отличительными особенностями деревенской повести этого периода является особое внимание к внутреннему конфликту, рост интереса к побудительным мотивам человеческих поступков, к духовному шру человека, а, следовательно, и усложнение способов изображения характеров героев. По существу, на этом этапе своего развития повесть о деревне, отвечая на возросшие потребности общества, пытается на новей художественной уровне глубже постичь "феномен жизни и феномен времени" (Ю.Трифонов).

Новаторство такой литературы проявляется э остроте и точности социального анализа, в раскрытии нравственного содержания характера , художественная полнота и достоверность которого достигается в результате глубокого исследования изображаемой действительности и внутреннего икра человека.

Особенности молдавской деревенской повести 60-70-х годов определяются своеобразием характера молдавского труженика, его отношением к земле и людям, создаваемой т вокруг себя психологи- 0 ческой атмосфере, наконец, особенностями социально-эксноштческого развития молдавского села, фактически вступившего на путь comía- ° листкческого переустройства лишь в конце сороковых - начало пяти-

десятых годов.

В молдавской деревенской прозе 60-70-х годов появляется герой, способный бороться против догматизма и формализма, утверждать истинную нравственность, активно искать выход из психологических тупиков. Уже в то время молдавские прозаики заявили такие злободневные сегодня нравственно-психологические темы, как экология, разрушение нравственности, утрата исторических ценностей, традиций, разрушение положительных начал в сельской жизни. Это во многом предопределило характеры героев и особенности конфликтов в молдавской повести.

Произведения В.Василаке, И.Друцэ и А.Бусуйока, которые является предметом изучения в этой главе, затрагивают различные социально-психологические аспекты деревенской действительности. Но в них уделяется большое внимание исследованию характера положительного героя, рядового скромного труженика. Авторы пытаются отыскать новые пути- в изображении народного характера с его национальными особенностям^, показать народные судьбы, стремятся поставить этих скромных лвдей:"вровень эпохе".

Георге Кручану у Василия Васплаке, отец у Иона Друцэ. Раду у Аурелия Бу.суй ока и другие, по существу, вбирают в себя все типичные черты своего поколения.

Главное в таких характ.ерах, отметил.Ч.Айтматов: "В столкновении вечного и текущего в жизни.человек-труженик интересен и

важен настолько, насколько он^личность, насколько богат его ду-

о ■ •""■ -

ховный мир.насколько сконцентрировано в нем его время". Личность, независимо отгее социальной значимости1-тогда ценна, когда живет проблемами своего,народа, своего времени.

Авторы^молдавской "деревенской" повести'60-70-х годов развивают традицию „изображения человека села с его нравственными

ценностями, осознанием гражданской значимости и личной ответственности за дело, за поиск правильных путей в сложных жизненных обстоятельствах.

Другой особенностью обрисовки характеров героев является постоянное стремление вникнуть во внутренний мир человека, показать движение его мыслей и чувств.

Наличие героев с такой широкой палитрой личностных особенностей не могло не породить сложного переплетения психологических столкновений, явственно проявляющихся конфликтов не только между людьми, открыто стоящими по разные стороны раздедянцей их линии, но порой и между героями, внешне не противостоящими друг другу.

Для повести Василия Василаке характерно единство вдейной направленности и эстетических средств. Порой, рисуя героев прошлого, он, тем не менее, говорит о сегодняшних проблемах и при этом заставляет мысленно перенестись в день завтрашний и увидеть, как черты,-казавшиеся если не отрицательными, то никчемными в прошлом, могут "вписать" героя в завтрашнюю действительность как активного строителя новой жизни.

Одним из таких произведений является его повесть "Набросок на снегу". В современных условиях это произведение нуждается в иовом прочтении, которое позволило бы определить значимость и новизну художественного конфликта, через который автор выражает свое отношение к действительности.

Следует подчеркнуть, что обращение в данном случае именно к проблеме художественного конфликта представляется тем более правомерным, что сегодняшняя действительность черезвычайно насыщена острыми противоречиями, из которых далеко не все в достаточной ..степени осознаны. Многие таятся в глубине социальной психология*, о представляет собой противоречивое взаимодействие нравов, борьбу

порой с трудом пробивающихся прогрессивных тенденций с традициями, еще недавно представлявшимися едва ли не эталоном "положительности".

Основу повести "Набросок на снегу" составляет конфликт между законами доброты, порядочности, которые бережно хранит народ, и извращением этих законов теми, кто призван их укреплять. В повести сталкиваются старые нравственные оценки с новыми требованиями, традиционные нормы морали с теми, которые устанавливались в послевоенной действительности. Сталкиваются установки самого героя Скридона Патику - с его же поступками, которые совсем по--разнсму оцениваются им самим, односельчанами и представителями властей. Патику воплощает в себе многие черты молдавского крестьянина. Ему присущи природная доброта, он готов помочь в трудную минуту, отозваться на чужую боль... Это добродушный, сердечный человек, с открытой душой идущий к лвдям,

В нем сильно чувство собственного достоинства^ ему противны извращения естественных норм человеческого поведения, у него патриархальные крестьянские взгляды на семейную жизнь. Через образ Скрвдона автор старается раскрыть .социальную природу нравственности. Мы видим известную кнфан 'ильносгь его представлений., но одновременно - и настигшее его прозрение после освобождения из тюрьмы, куда его отправила первая жена.

Образ героя дан в развитии. Покорность и непротивление злу ' постепенно сменяются попыткой противостоять несправедливости при помощи тех же средств - зла и обмана. По природе же своей он другой, обман для наго - противоестественен, отсюда кшизм ряда ситуаций. Но, не зная иных средств борьбы и видя лживость окружающих, Патику пытается бороться их же методами, хотя его угне-

т

тают лицемерие и ложь - чужие следы йа белых снегах его жизни и

счастья.

Смеясь над Патику, селяне смеются над собственными недостатками.

Сочетание комического и трагического создает конфликт. Герой прекрасно вадит бесчестье, трусость, заискивание перед начальством тех. у кого кроме должностного авторитета за душой ничего нет. Несоответствие их "деятельности" основным принципам нашей жизни раскрывается через та отношения о главным героем и усиливается тем, что критиком выступает не автор, а чудаковаты?,, но неглупый человек из народа.

Образы других персонаже» написаны не столь ярко. Автор словно бы стремился мощным потоком света выделить фигуру главного го-роя.

Сложный, острый, социально-нравственный конфликт и разноречивые позиции героев побуждают читателя к самостоятельным этическим поискам.

Конфликт повести оказывается созвучным современной общественной проблематике. Герой произведения, на первый взгляд, действительно - "маленький человек", и автор но скрывает иронии в его адрес, подчеркивая и незначительное социальное положение и - совсем не случайно - малый рост, из-за которого односельчане не принимает Патику всерьез. Нравственная драма, граничащая с трагедией, разворачивается на весьма заземленном фоне. Но В.Василаке стремится доказать: нет "маленьких ладей", недопустимо пренебрежение общества к проблемам любого человека, какое бы скромное место в социальной иерархии он ей занимал. О

В.Василаке сознательно не дает четкого разграничения положительных и отрицательных черт в характере персонажа. Чтобы об- < нарушить глубинные особенности личности, читателю нужно ощутить

себя "внутри" описываемой ситуации , почувствовать ее. Только через эмоциональное постижение, сопереживание приходит понимание.

В повести "На исходе четвертого дня" В.Василаке касается ряда важнейших общественных проблем и прежде всего вопроса о позиции каждого гражданина в моменты серьезнейших социальных перемен. Он отнюдь не высказывает прямолинейных суждений, а использует особые художественные средства: герой, которого уже нет - тем рельефнее его воздействие на живых; нарочито "заземленная" обстановка, в которой "происходят события", а точнее - отсутствие в повести внешних событий при напряженнейших внутренних столкновениях.

Одна из главных особенностей творчества В.Василаке _ умение найти так много необычного, глубинного в обычных, внешне совсем не примечательных лщях, которых он сделал своими героями. Чтобы раскрыть их гуманизм и гражданскую активность, проявляициеся в делах обыденных, повседневных, нужен талант, который и дарит щедро ..писатель. Знакомясь с героями его повестей, все больше убеждаешь-,ся в силе авторского проникновения в их человеческую сущность. , В.Василаке несет правду жизни, помогает разобраться в действительности, определить свое место в ь^й.

Герой В.Василаке, какой бы незначительной личностью он ни „был в социальном плане, живет проблемами своего народа', своего .времени, размышляет о философском и общечеловеческом. Исследова-,-ние его характера и конфликтов, в которые он вступает, приводит ,..нас к выводу, что он является хранителем родной зеши. воплощением духовной красоты, стойкости, мужества, лучших черт национального характера, правдиво и мощно выписанного в повести о де-рззае 60-70-х Годов.

Гпуг-::й авторы, произведения которых в 60-70-х годах следует

отнести к той же тематике, решает аналогичные задачи и расширяют круг социально-психологических проблем села, требунцих углубленного изучения и использования широкой палитры художественных средств.

3 этом ряду следует особо остановиться на творчестве И.Дру-цэ. Это диктуется как художественной значимостью его прозы, так и ее местом в контексте рассматриваемой в исследовании проблематики молдавских повестей, хотя за последнее десятилетие беспрерывно расширялась известность писателя и как драматурга.

И.Друцэ, представляя героя, обладащего лучшими чертами человека земли, поднимает в своих чувствах ряд новых проблем', требовавших гражданского мужества и особой художественной силы.

Он один из первых среди молдавских писателей остро ставит проблему сохранения родной природы, всего живого на земле но только как условия физического существования человека, но и как со-циально-нравстзенного фактора, определяющего его гуманистическую сущность. И эта мысль становится одной из ведущих в его "деревенской* прозе.

Поднимает автор и проблемы, связанные с историческим прошлым, говорит об осознании человеком села истории своего народа, и1, как следствие, своего социального назначения в непростых дач народа обстоятельствах. И.Друцэ дает в своих повестях углубленное изображение действительности и, говоря о вещах, кажущихся обыденными, приходит к серьезным социальным обобщениям. Это в конечном итоге и определяет особенности конфликтов и характеров в его повестях.

Говоря о конфликте в повестях И.Друцэ, следует отметить, что он его переносит во внутренний мир героя, наполненный сложными коллизиями, переживаниями личного и общественного свойства. Зро

герой, оказавшись в драматической ситуации, ищет ответ на вопрос "что делать?", и нравственным результатом его исканий становится трудный выбор между личными интересами и долгом.

Б повести "Последний месяц осени", наполненной философскими размышлениями, автор изображает выходцев из молдавского села и, не вызывает никаких сомнений, что они имеет прочные нравственные связи с отчим домом, с их Отцам, даже те, кто в силу разных обстоятельств не очень часто навещает родителей и родное село.

В аввести глубоко лиричного характера автор выражает свою нравственную позицию через конфликт и характеры героев, используя емкую символику, соединенную с лукавой улыбкой и задумчивой грустью.

Творчество И.Друцэ отражает неповторимое национальное видение мира, внося в сокровищницу советской культуры художественный опыт своего народа. В рассматриваемой повести автору удается скупыми штрихами нарисовать ряд ярких национальных характеров - Отца и каждого из сыновей.

И.Друцэ избрал самую сложную форму психологического конфликта. когда не только отсутствуют внешние столкновения, но и вообще внешнее действие, а поступки сг?дены к минимуму; то, что происходит, не является значимым в социальном, и пожалуй, в личном плане. И все же конфликт потрясает своей психологической глубиной: с одной стороны. Отец понимает неизбежность и закономерность

с

судеб детей, ушедших из отчего дома в большую жизнь, а с другой - не может смириться со своей судьбой старика, оставшегося в одиночестве в родном селе. Сложность и противоречивость этих переживаний обостряется тем. что он, любя и скорбя в одиночестве, не может покинуть свое осиротевшее гнездо, даже если любимые и любящие дети позовут к себе. Это отнвдь не старчески? консер-

ватизм и эгоизм. Такое утверждение, будь оно сделано, выглядело бы весьма спорным, так как все то, чем живут старики, мажет выглядеть консервативным лишь при поверхностна; взгляде, а при внимательном рассмотрении - это следование добрым традициям, приверженность народным нравственным устоям.

Автор, вводя в свое произведение конфликт такого характера, стремится убедить читателя в праведности старшего поколения, хранителя основ жизни, которые называются гуманизмом, трудолюбием, чувством сопричастности природе, совестью и долгам перед людьми. Родиной.

Б своем творчестве И.Друцэ сумел совместить разнообразие конфликтов и характеров с единой направленностью выводов, к которым он стремится привести читателя.

Повесть "Запах спелой айвы", которая относится к рассматриваемой "деревенской" тематике не только формально, потому что ее герой работает в сельской школе, но и потому, что вся она насыщена картинами жизни деревни, неповторимым ароматом молдавского села, во многом определившим и характеры ее героев. Повесть описывает нравственные муки героя, которого поставили Перед фактом воображаемой или реальной измены любимой нешигдш. Однако скрутг/лезпн? анализ произведения показывает, что все гораздо глубже банальной трагедии, связанной с изменой. Речь идет о произведении, где в центре конфликта оказываются две противостоящие друг другу общественные силы. С одной стороны, консерваторы и бюрократы, об-делывавдие свои делишки, ловко ыаскирущиеся под честных и верных служителей социалистических идей, но в сложные ьгинуты обна-жанцие звериный оскал беспацадности по отношению к противостоя- '' щему им добру.

С другой стороны - люди честные и неподкупные, выходцы из

народа и преданные народным идеалам, отстаиваыцие высокую нравственность, спасавдие культурные ценности прошлого во имя будущего,

йон Друцэ построил свое произведение как исповедь, внутренний монолог, воспоминание или подведение итогов и определение пути.

Анализ конфликта и характера в молдавской "деревенской" повести показал не только художественное и психологическое единство с повестями, относящимися к военной тематике, но и дальнейшее углубление процесса проникновения в психологические особенности героев и усиление попыток вскрыть мотивацию и пути разрешения все усложняющихся нравственно-психологических конфликтов.

В заключении кратко сформулированы основные выводы, обобщающие результаты исследования.

Диссертант отмечает, что отличительной особенностью обрисовки характеров героев в молдавской повести 60-70-х годов является постоянное стремление писателей вникнуть в духовный мир человека, показать движение его мыслей и чувств, и как следствие, -смещение акцентов с внешних конфликтов на внутренние, нравственно-психологические. Своеобразие конфликтов в этих" повестях определяется тенденцией всестороннего :одхода к исследованию социально-экономических и духовных проблем общества, к анализу морально-нравственных издержек, проявившихся Б процессе социальных изменений, происходящих в нашей действительности.

Особенностью конфликтов и характеров в молдавских повестях 60-70-х годов является сочетание ^общечеловеческого и национального, отражение в них общих социально-психологических явлений и черт, порожденных специфическими общественными процессами, происходившими в Молдавии. Это позволило раскрыть новые грани данной проблемы.

Среди художественных средств, при псыощи которых вкрат.ен

конфликт в рассмотренных произведениях, оказался преобладающим прежде всего внутренний монолог героя с углубленным психологизмом, когда доминируют мотивы выбора в сфере нравственных исканий, философские раздуши, длительные спори с сашш собой. В конечной итоге это и определяет особенности характеров, свойственных молдавской повести 60-70-х годов.

Исследование показало, что проблемы конфликта и характера в военной и "деревенской" послевоенных повестях соединяются в логическое единство за счет специфических для конкретных героев молдавской действительности особенностей характера, а также тем, что. по существу, речь вдет об одних и тех яе категориях дзсщей, для которых после войны изменяются, в сравнении с военным временем1, требования и условия жизни в обществе. В этой связи отмечается взаимозависимость между художественным конфликтом, характерами героев и своеобразием вдейно-теыатических проблем, анализируемых в произведениях, отражающих общественно-политические процессы времени. При этса авторы специфическими художественшши средствами передают свое видение конфликтов и характеров.

В молдавских повестях 60-70-х годов представляется оправданным то, что герои поставлены в неординарные обстоятельства; они оказывается в сетях моральных противоречий, и перед ними постоянно возникает требование выбора и переоценки ценностей при опоре на собственную совесть.

Исследование рассмотренных произведений позволило выявить ряд специфических для молдавской литературы того периода особенностей процесса вза;-иодействия искусства и действительности, очертить некоторые аспекты пробдешсоотношенкя художественного конфликта и характеров героев, отражаицкс процессы и явления, о

караетсриие для литературы республики.

Работы, опубликованные по теме диссертации:

1. Художественный конфликт а действительность // Кодры. - 1987» _ № 9. - 0.3 п.л.

2. Уроки одного рассказа И.Друцэ // Кодры. - 1988. - ПО. -0.3 п.л.

3. Литературные герои З.Василаке. КГПИ им. И.Крянгэ. - К.,1989. _ I п.л.

4. Художественный конфликт в повести В.Василаке "Набросок на снегу" // Советская литература в прошлом и настоящей. - М., 1990. - 0,5 п.л.

ГРМЛА НЕЛШ ИВАНОВНА

ВД.ОКВСТШШЙ КОЕШКТ И ХАРАКТЕР В МОЛДАВСКОЙ ПОВЕСТИ (60-70-э года)

(Автореферат)

Подписало к печати 18.04.91 Формат 60x90 1/16 Г,9 п.л. Уч.изд.л.1,7 Тираж 100 Заказ 219

Ротапринт МАСИ (ВТУЗ-ЗИЛ), 109280,Мооква,Автозаводская,16