автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.14
диссертация на тему: Позднеантичный энциклопедизм: жизнь, труды и рукописная традиция Орибазия из Пергама
Полный текст автореферата диссертации по теме "Позднеантичный энциклопедизм: жизнь, труды и рукописная традиция Орибазия из Пергама"
Г Г6 од
■ .VI
£. ГиЛ! I
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫ! УНИВЕРСИТЕТ
На правах рукописи
ТРОХАЧЕВ Сергеи Юрьевич
ЮУШАНТИЧНЬЙ ЭНЦШОПЕДИЗМ: ЖИЗНЬ, ТРУДЫ И РУКОПИСНАЯ ТРАДИЦИЯ ОРИБАЗИЯ ИЗ ПЕРША
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 10.02.14 - КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОЛОГИЯ
АВТОРЕФЕРАТ диооертаили ыа соискание ученой степени кандидата филологичеоких наук
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 1ЬЬЗ
Работа выполнена на кафедре иотории средних генов исторического фа^дьтела Санкт-Пвтербургокого университета.
Надчный руководитель -доктор исторических наук, профессор Г .Л. Курбатов
Ведущее учреждение - Библиотека Российской Академии
наук.
К 063.57.34 ю присуждению ученой степени кандидата филологических наук ю специальности 10.02.14 в Санкт-Петербургской государственном университете /199034, Санкт-Петербург, Университехокая найи, д.II, филологический факультет/.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке имени М.Горького Санкт-Петербургского государственного университета.
Официальные оппоненты: доктор филологических наук Я.Н.Любарокий кандидат филологических наук Н.Н.Забинюва
Защита диссертации состоится " ? 1993 г
в ВС часов на заседании специализированного совета .
Ученый- секретарь специализированного совета кандидат филологических наук
М. Ю. Кэтова
Актуальность теш исследования определяется презде всего явной неполнотой источниковедческого материала по истории византийской науки, в частности, медицины, выдающимся представителем которой являлся Орибазий из Пергама (325-403 гг.), придворный врач и друг императора Ккиана, составитель "Медицинских сводов" - обширного собрания эксцерптов из сочинений античных медиков; Труд Орибазия послужил основанием для последующего развития в Византии естественнонаучных знаний и уже хотя бы в связи с этим достоин более пристального внимания. Между тем.до сих пор в распоряжении исследователей нет специальных работ, посвященных Орибазгао, за исключением большой основополагающей статьи Г.Шродера, характерной тщательной систематизацией всех известных к тому времени фактов относительно биографии и научного наследия пергамского медика.*
Как правило, Орибазий привлекал внимание в основном историков медицины. Первым в их числе следует назвать выдающегося французского исследователя Ш.Дарамбера, подготовившего (шесте с Буссемакером) первое критическое издание всех трудов Ориба-зия,^ особенно ценное своими детальными комментариями, сохранившими актуальность и до наших дней. В дальнейшем Орибазий удостаивался лишь более или менее кратких упоминаний.в многочисленных и разнообразных трудах по истории медициныг часть которых привлекается для рассмотрения в соответствующих главах настоящей работы;
Как явствует-из заглавия, предметом исследования выступают три аспекта, имеющие решающее значение для характеристики основоположника византийской медицины, как с полным правом можно назвать Орибазия.
Прежде всего, из крайне разрозненных данных по биографии пергамского медика наибольший интерес представляют свидетельства историка Евнапия, из которых следует, что Орибазий не только был другом цезаря, а затем императора Юлиана, но и оказался весьма здравым политиком, способным влиять на командный
1 ЗоЬгЗаег Н,0. 0те1Ъав1ив айв Рвгеатоп // Раи1у-1И.веста Нва1епоуо1ора1Иа йег к1авз18СПеп •АЗЛеТ"Ьшот±9еепвс11аГ^. 1940, 8ирр1.7. Ко1.797-012,
8 Ог1Ьаве. Оешггев / ЕЛ. раг и.С.Вивавтаквг et СЬ.Вагвш-Ъвгв. Раг1в, 1851-1876. Т.1-6.
состав галльской армии. В итоге, как известно, в начале 360 г.* солдаты восстали и провозгласили Юлиана августом. Подавляющее большинство историков (В'.Гринхклл, О.Молинье, Г.Негри, Р.Брау-нинг, Г.Бауэрсок и др.) придерживается версии о заговоре, причем Орибазий считается едва ли не главным организатором. Однако, детальное рассмотрение всех свидетельств, в том числе и косвенных (Аммиан Марцеллин, Либаний, Свида) дает возмояшость предложить иную трактовку событий 360 г., а также проследить особенности политической карьеры Орибазия, продолжив тем сшлым намеченную Б.Болдуином линию исследования.®
Наследие Орибазия представлено прежде всего сборником выписок - "Медицинские своды", - от первоначальных 70 книг которых сохранилась примерно одна треть. Историки медицины, начиная с Дарамбера, единодушно называют этот труд компиляцией; то есть относят его к типу, наиболее характерному для позднеан-тичной научной литературы;' Между тем подробный разбор "Сводов" показывает, что они разительно отличаются от возникших на римской почве многочисленных действительно компилятивных сочине--ний (Катон, Варрон, Цельс, Плиний Старший, Диодор Сицилийский, Страбон и др.). Следует отметить, что ни в зарубежной, ни в отечественной науке почти не уделялось внимания проблеме типологических особенностей научной литературы античности, отсюда - явно некритический подход к понятию компиляции. Труд . Орибазия представляэт собой скорее образец научной антологии, характерный исключительной точностью цитирования и таким образом выполняющий роль своеобразной сокровищницы греческой научно-медицинской литературы.*
Нельзя не отметить и тог факт, что зачастую только благодаря сохраненным Орибазием фрагментам заняли свое надлежащее место в истории науки такие выдающиеся представители греческой медицины, кал Аятилл, Агафин, Лрхиген, Афиней, Гелиодор, Геродот, Ксенократ, Лик, 1&шсифей, Сабин, Филагрий и др.'
Изучение распространения научного знания - есть необходимый элемент всякого исследования по истории пауки-. Поэтому выглядит вполне оправданным интерес к судьбе наследия Орибазия, к истории печатной и рукописной традиций. Первые издания
5 Baldwin 3. The career of Orlbaeius // Acta ClaBsiea. 1975. V.X8, P.85-98.
его трудов в латинском переводе итальянского гуманиста Дхо-ванни Баттиста Разари появились в середине ХУ1 в. Изучение этих изданий почти не представляет трудностей, благодаря вышедшему еще в XIX в. образцовому обзору медицинской литературы античности Л.Щуланта с исчерпывающими для того времени данными по Орибазию.4 Информация Щуланта была дополнена современным каталогом научных изданий ХУ1 в. Р.Дарлинга, гдо зафиксированы все сведения о трудах дергамского медика.5
Относительно рукописной традиции Орибазия можно сказать, что ее изучение только начинается. Стоит отметить, что до недавнего времени оставалась почти не изученной рукопись ""Медицинских сводов", хранящаяся в Библиотеке Академии наук СССР (Р )Ь 193). Благодаря работам Е.Э.Гранстрем и И.Н.Лебедевой этот кодекс бил введен в научный оборот.6 Дальнейшее исследование показало, что рукопись БАН несомненно использовалась Разари для подготовки латинского издания. Более того, сличение текста рукописи с текстом и критическим аппаратом последнего по времени издания К.Редера (1928-1929 гг.) привело к гипотезе о том, что один из главных кодексов Орибазия, использованный в изданиях, имеет вторичное происхождение, '.то есть списан с рукописи БАН, а следовательно, должен уступить последней свое место в рукописной традиции.
Таким образом, в работе ставятся следующие задачи: базируясь на комплексном изучении источников, восполнить пробелы в биографии Орибазия, проследить особенности его политической карьеры; показать типологические основания "Медицинских сводов", определить их место и значимость в общем ряду научных трудов поздней античности; предложить более близкую к реальности схему рукописной традиции Орибазия с учетом кодекса БАН;
4 Ghoul en t Ъщ Hendbuoh der BUcharlcunie fiir dl* ältere Eedicin. Leipzig, 1841.
' 5 Burling R. A catalogue of sixteen öl centuiy printed books in the National Library of medicine, BetheBda, 1967.
»
® Гранстрем E.3. Греческие рукописи Библиотеки Академии наук // Исторический очерк и обзор фондов Рукописного отдела БАН. М.; Л., 1958. йш.2. С.272-284; Лебедева И.Н. Греческие рукописно Афона в собрании БАН СССР // Сборник статей и материалов БАН СССР по книговедению. Л., 1970. Вып.2. С.268-270.
Источниковая база исследования. Основные сведения об Ори-базип содержатся у историка Евнапия - в 21 главе "Екзнеописа-ний■софистов", а также в некоторых фрагментах его "Истории". Несомненный интерес представляет единственное письмо цезаря Юлиана к Орибазию. Безусловно важки сведения из "Лексикона" Свкды и краткие упоминания об Орнбазии у церковного историка Филосторгия. Для характеристики трудов пергамского медика большое значение имею? отдельные эпиграммы Палатинской антологии. Кроме этого активно привлекаются косвенные свидетельства Ашиана Марцеллина, Либания и других античных и византийских авторов.
Научная новизна работы определяется тем, что диссертация представляет собой первое в отечественной науке исследование, посвященное конкретному ученому-медику малоизученного периода истории медицины. Тем сада! продолжается перспективная линия
п
изысканий, намеченная в фундаментальной работе О.Темкина.'
Практическая значимость темы исследования заключается в том, что результаты диссертации могут быть использованы при разработке спецкурсов по истории средневековой науки, при подготовке материалов для биографического словаря ученых античности и средневековья8, при подготовке нового критического издания "Медицинских сводов", а также их возможного перевода на русский язык.
Содержание работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, нападая из которых разделена на параграфы, заключения, списка литературы.'
Во таеденип обоснована актуальность темы, дан краткий обзор основной литературы, поставлены задачи исследования.-
Первая глава - "Ученая карьера и политэтеекая деятельность Орибазия"открывается (§1) обзором источников по биографии Орибазия; среди которых главное место принадлежит трудам исторшса и ритора Евнапия (около 345 - 420 гг.), младшего современника и друга Орибазия^ Согласно Евнапию, местом рож-
7 Temkin 0, Byzantine medicine: tradition and eapiriem // Dunbarton Cake Papers, 1962. HI6, Г.97-115.
® Басаргина Е.Ю., Жмудь Л.Я. Материалы к бяо- библиографическому словарю "Ученые и инженеры античности, средневековья и Возрождения". Л., 1989.
денкя Орибазия следует, считать Пергам, но не Сарды, км: сообщает Свзда. Медицину Орибазий изучал в Александрии под руководством знаменитого Зенона Кипрского. Александрия давно уже стала общепризнанным центром образования, а изучение медицины достигло в. 17 в. расцвета, так что,' по свидетельству Аммиана Марцеллпна, врачу достаточно было для подтверждения своей квалификации лишь сослаться на факт обучения в Александрийской медицинской школе. Знакомство Орибазия с Юлианом следует отнести, вероятно, к началу 350-х гг., ибо 6 ноября 355 г., когда Юлиан был назначен цезарем и правителем Галлии, Орибазий уже состоял при нем в качестве личного врача.
Во втором параграфе предпринята попытка выяснить, какую должность мог занимать Орибазий при Юлиане. Хорошо известно, что римляне крайне редко становились врачами, поэтому среди последних встречаются в основном греки. Расцвет специфически римской медицины не без основания связывается с деятельностью Асклепиада из Вифинии (около 120 - 50 гг. до н.э.), благодаря которому врачевание, досоле презираемое, снискало к себе ува-кение со стороны римлян. При Шли Цезаре начинается возвышение врачей, которые удостаиваются различных привилегий. В источниках I в', н.э. встречается впервые термин "архиатр", который . официально утверждается в эпоху Диоклетиана (284-305 гг.). Рескрипт Константина Великого 326 г. даровал архиатрам значительные права и тем.самым подвел итог окончательному оформлению этого института. С учетом данного обстоятельства ввдвига-ется предположение, что Орибазий в 355 г. занял при цезаре должность архиатра и отправился в Галлию в качестве официального лиса.
В третьем параграф« предпринята попытка толкования краткого сообщения Евнапия о том, что в Галлии Орибазий настолько успешно действовал в далеких от его науки сферах, что в конечном итоге "сделал Юлиана царем". Как уже отмечалось, почти все исследователи считают, что речь здесь идет о каком-то заговоре, главным организатором которого бил Орибазий. Однако, тщательная реконструкция событий конца 359 - начала 360 гг; позволяет выдвинуть иное предположение; Прежде всего, одной из причин восстания солдат послужило.распоряжение императора Констанция об отправке 4 легионов, укомплектованных выходца-
ми из Галлии, на Восток для войны с персами. Интересно, что судя по содержанию письма Елиана к Орибазию, и цезарь, и его адресат отчетливо представляли себе все последствия столь необдуманного приказа. Кз намеков.Юлиана видно, что он даг;е предчувствовал падение Констанция. Таким образом, с, учетом косвенных свидетельств, надо признать, что вряд ли в действительности какой-либо заговор имел место. Во-первых, о:г бил просто не нужен, так как события после приказа Констанция и без того развивались в нужном направлении. Во-вторых, как позже писал Юлиан в "Послании к афинянам", при нем находились тогда.всего два близких ему человека, хотя и не названных по именам, но легко идентифицируемых по другим источникам. Один из них был Орибазий, второй - некто Эвемер, вероятно, вольноотпущенник, хранитель библиотеки цезаря; Столь малочисленное окружение, конечно, вряд ли могло организовать эффективный заговор в традиционном понимании. Скорее всего под словами Евнашя следует понимать лишь то, что Орибазий подал военачальникам Юлиана необходимую идею в надлежащее время, когда ситуация уже была взрывоопасной.- Разумеется, успех дела был обеспечен тем, что за годы жизни в Галлии Орибазий сумел приобрести достаточный авторитет среди командного состава армии, и хотя прямых свидетельств этому нет, но, пожалуй, лишь так можно истолковать замечание Евнапия о других достоинствах (т.е; не связанных с профессией) Орибазия.
Четвертый параграф посвящен последнему этапу жизни врача;' Из Филосторгия и Сввды известно, что Юлиан, став императором, назначил Орибазия квестором. В поздней империи эта должность означала весьма значительную степень влиятельности, ибо квестор был главным юристом и членом государственного совета при . императоре. Столь серьезная степень доверия.Юлиана, несомненно; ббъяснялась политической зрелостью Орибазия,- После смерти Юлиана Орибазий был отправлен в ссылку новыми императорами, Ва-. лентинианом и Валентом. Причина изгнания, как отмечал Шредер, не известна. В связи с этим кажутся странными некоторые бездоказательные утверждения отечественных историков медицины, например, о том, что Орибазий преследовался за свои языческие убеждения (Г.З.Пшаелаури), или за научные взгляда (Т.С.Соро-юша). В том, что Орибазий был язычником, сомневаться не приходится: иначе не объяснить его дружбу с Юлианом. Но с другой стороны, Аммиад Марцеллин, критически относившийся к императору
Валентиниану, подчеркивал однако его терпимость в вопросах веры. Кроме того, как известно, в 1У в. противостояние христианства и язычества еще не достигло антагонистического пика: например, ритор Либаний вполне открыто декларировал свою приверженность к. традиционным греческим культам и не понес никакого наказания. По поводу преследования Орибазия за "научные взгляды" можно лишь .отметить, что вся византийская наука базировалась на трудах великих ученых античной Греции и врачам, как язычникам, так и христианам, никто не мешал активно цитировать и изучать Гиппократа, Дпокла, Сорана, Галена и других столпов греческой медицины. Все эти факты достаточно хорошо известны, тем более, историкам медицины.
Изгнание Орибазия длилось недолго. Вскоре ему позволили вернуться и дане возвратили отобранное имущество. К этому времени "Медицинские своды" были уже завершены, и остаток своих дней Орибазий посвятил их переработке, написав два кратких руководства: "Синопсис" в 9 книгах и "Общедоступные лекарства" в 4 книгах. В некоторых отечественных публикациях почему-то принимается версия о том, что главный труд Орибазия в 70 книгах называется "Синопсис" (Пицхелаури, В.И.Тищешсо, Б.В.Петровский с соавт.). Разумеется, это совершенно неверно, ибо в греческой научной литературе "синопсис" означал всегда краткую переработку, своего рода конспект какого-либо крупного труда.
В пятом параграфе содержатся некоторые выводы по поводу биографии Орибазия: Подчеркивается его талант политика, приводится свидетельство Евнапия о его высокой квалификации врача-практика. Отмечено, что Орибазий, которому историки медицины уделяли не слишком много внимания, попал в поле зрения писателя Д.С.Мережковского, сделавшего его одним из героев своего романа о Юлиане "Смерть богов". В этом произведении Орибазий показан как исключительно здравомыслящий исследователь, противостоящий бессмысленному мистицизму философа Максима и даже самого Юлиана.
Вторая глава - "Медицинские своды" как особый вид научной литературы. Источники Орибазия." В первом параграфе разбирается наследие Орибаиия. Отмечено, что кроме вышеупомянутых трудов ему принадлежали также некоторые, ныне утраченные, работы, среди которых, например, записки о Юлиана, послужившие источником для Евнапия и более поздних историков. Из 70 книг
"Медицинских сводов" сохранились книги: 1-15, начало 16, 21 (частично), 22, 24-25, 44-49, 50 (частично), 51 (посление главы). В предисловии к "Сводам" Орибазий писал, что его цель заключалась в создании сборника извлечений из работ великих врачей прошлого, прежде всего Галена. Исключительная точность Орибазия при цитировании была установлена еще Дарамбером на базе сличения текста "Сводов" с соответствующими местами из Галена, Диоскорида, Руфа и других врачей, чьи сочтюния сохранились. Эти наблюдения дают основание предполагать," что Орибазий был столь же внимательным и к выдержкам из работ прочих медиков1. В таком случае можно считать, что Орибазий спас от забвения многие оригинальные сочинения греческой медицины, фрагменты которых сохранились только в составе "Сводов".
Структура главного труда Орибазия довольно проста. Каждая глава снабжена названием, являющимся в то же время своеобразной библиографической ссылкой: "О достоинствах и недостатках злаков, из Галена" (кн,1, гл.1), "О ппенице, из Афинея: из первой книги" (кн.1, гл.2), "Об употреблении мяса в зависимости от времени года, /Из Афинея/" (кн.1, гл.З) и т.д. Такая структура наглядно показывает, что по сути дела труд Орибазия представляет собой не сочинение, но сборник фрагментов, подобранных в избранном составителем порядке.
Во втором параграфе приводится подборка мнений историков медицины по поводу основного труда Орибазия. Еще А.Галлер в СЕоей "Библиотеке практической медицины" (1776) назвал Орибазия "искусным компилятором". В конечном итоге за "Медицинскими сводами" утвердилось понятие компиляции. При этом за Ори-базием признавали и некоторую самостоятельность, например, в разделах, посвященных гигиене, гимнастике, воспитанию детей. Так, Ф.Гаррисон, автор классического труда по истории медицины, счел возможным даже назвать Орибазия "основателем педагогики".^ В отечественной науке тезис об относительной самостоятельности Орибазия был впервые выдвинут С.Г.Ковнером1®, а затем воспринят некоторыми современными исследователями
9 Garrison Р,Н. Лп introduction to the history of medioine. Philadelphia*, London, 1929. P.123.
Ковнер C.ri История средневековой медицины, - Киев, 1883. Вып.I. С.36.
(М.П.Ыультановсюгл, Т.С.Сорокина).
Между тем Дараибер, один из наиболее авторитетных историков, вовсе отказывал Орибазиз в какой бы то ни было самостоятельности. Такое расхождение в мнениях приводит к необходимости пристального рассмотрения некоторых ученых сочинений эпохи Римской империи, которые также пршито именовать компиляциями. Среди последних накболъший интерес представляют крупные труда энциклопедического направления с ярко вкрат.енннм стремлением к всеохваткости. Родоначальником энциклопедизма как жанра, по-видимому, следует считать ь'арка Теренпия Зарро-на, обработавшего для своих "Дисциплин" больше количество оригинальных греческих сочинений и создавшего таким образом действительно компилятивный труд. Значительный интерес в этом отношении вызывает работа Лвла Корнелия Цельса "О медицине", являющаяся частью крупного энциклопедического труда, прочие разделы которого утрачены. Компиляциями считаются "Естественнонаучные вопросы" Сенеки, "Естественная история" Плиния Старшего, "География" Страбона',' даже некоторые сочинения Галбна. Для всех трудов такого типа можно выделить непременный обащй признак, а именно: наличие авторской позиции, которая выражается либо явно, либо в скрытой форме, но так или иначе формирует ткань повествования. Однако, первое же обращение к тексту "Сводов" Орибазия показывает, что здесь применен совсем иной принцип.
В третьем параграфе показано, как меняется стиль изложения в труде Орибазия в зависимости от того, из какого автора заимствован тот или иной пасса;;. Такое разнообразие можно объяснить линь точностью цитирования. Но тем самым наблюдаетсяя явное отличие от типично медицинской компиляции Авла Корнелия Цельса и вообще от традиционных ученых сочинений аналогичного плана. В таком случае остается предложить для обозначения "Сводов" понятие научной антологии. До cía пор этот термин применялся лишь по отношению к сборнику коротких стихотворений -эпиграмм. Так, в начале X в. в Константинополе был составлен свод из нескольких тысяч эпиграмм, ставший затем основой знаменитой Палатинской антологии. Одна из эпиграмм непосредственно связана с Орибазием, задумана как подпись под его изображением (АР. ХУ1.274). Здесь имеется прямое указание на особый род его ученой деятельности, которая приравнивается . к "со-
биранию цветов", то есть к созданию антологии: "Мудрой подобен пчеле, снимал он цветы отовсюду, Лучшее взяв у врачей, пивших ещо до него" (Пер. Ю.Ф.Щульца). Далее делается вывод о том, что антологическая традиция в греческой научной литературе началась именно с Орибазия-. Вполне возмогло, что "Медицинские своды" оказали влияние на императора Константина У11 (Багрянородного) , который организовал подготовку многочисленных сборников эксцерптов по всем отраслям знания, типологически сходных с трудом Орибазия.
В четвертом параграф« разбираются источники неверных утверждений по поводу частичной самостоятельности Орибазия. Анализ текста "Сводов" показывает, что на деле Орибазию лично не принадлежит ровно ничего, за исключением предисловия. Прочее -это точные фрагменты сочинений других врачей. Однако с течением времени многие библиографические ссылки (типа "из Гале-на", "из Афинея", "из Руга" и т.д.) при переписывании были утрачены. Е(;е чаще случаи опускания ссылок встречаются в "Синопсисе", который пользовался значительно большей популярностью-в ученом сообществе. Вполне понятно, что у исследователей часто возникал соблазн отнести тексты не снабженных ссылками глав, к самому Орибазию. Но такому подходу противоречит стройная композиция всех сохранившихся книг с четко распределенными главами-фрагментами, так что нет оснований полагать, что в отдельных случаях Орибазий почему-то решил нарушить сложившийся порядок. По этому поводу немало.ценных наблюдений содержится в старой работе А.Г.Бекштрема^, несправедливо забытой нынешними историками медицины.
Пятый параграф посвящен источникам Орибазия. Статистический подсчет показывает, что по количеству строк выписки из Га-лена занимают примерно 54% сохранившейся части "Сводов". Оставшаяся часть, почти половина, распределяется между 30 авторами, о многих из которых ровным счетом ничего не известно. Нельзя не отметить, что в отдельных книгах "удельный вес" галеновских фрагментов резко снижается. Так, если в 3 книге все 34 главы являются выдержками из Галена, то в 4 книге 41$ строк занимают главы из Диевха (врача 1У в. до н.э., представителя школы дог-
** Бекштрем А.Г. К оценке руководства Павла Згинского // Еурнал Министерства народного просвещения. 1913. )"5. С.209-221.
матиков), галеновским ке главам остается 25$. Б 49 книге, рассказывающей о способах исправления и вправления переломов и вывихов, лидером предстает самый авторитетный специалист в этой области Гелиодор, на долю Галена выпадает лишь 2% текста. Эти наблюдения показываю?, что даже будучи убежденным галенистом, Орибазий прежде всего руководствовался стремлением дать .читателю исчерпывающую информацию по всем разделам медицины, отнюдь не ограничивая себя кругом сочинений Галена.
Далее приводятся сведения о многих малоизвестных врачах, фрагменты которых вошш в "Медицинские своды". В их числе: Ага-фин (середина I в. н.э.), основатель эклектической школы в медицине; Антилл (первая половина II в. н.э-.), искусный хирург, гигиенист и диететик; Аполлоний из Пергама: о нем ничего не известно, за исключением двух сохраненных Орибазием фрагментов; Архиген (48/54 - 117 гг. н.э.), ученик Агафнна, весьма популярный в Риме терапевт широкого профиля, о котором часто •упоминал Ювенал; Асклепиад из Вифинии (около 120 - 50 гг. до н.э.), основатель школы методиков в медицине; Афиней из Аттаг-лии (середина I в. н.э.), основатель школы пневматиков; Гелиодор (конец I - начало II в; н.э.), выдающийся хирург школы пневматиков; Геракл: ничего не известно, сохранены 18 фрагментов в 48 книге; Геродот.(конец I в. н.э.), хирург, гигиенист и терапевт, пользовавшийся большой известностью; Демосфен (середина I в. н.э.), офтальмолог; Диевх (1У в. до н.э.), терапевт, представитель школы догматиков; Днокл из Каристы (конец 1У в; до н.э.), самый знаменитый ученик Гиппократа; Зопир (первая половина I в. до н.э.), придворный врач Птолемеев, специалист по противоядиям; Критон, косметолог, придворный врач императора Траяна; Ксенократ (вторая половина I в; н.э.), автор трактата "О пище из подлых животных", воспроизведенного Орибазием в "Сводах" (га!.2, гл.58), и многие другие.
В шестом параграфе содержатся некоторые выводы по поводу особенностей "Медицинских сводов". Заслуга Орибазия не в том, что, как полагают некоторые исследователи, к наблюдениям своих великих предшественников.он добавил какие-то собственные суждения, а напротив, в том, что как раз ничего от себя он вообща не включил в "Своды", ограничив свою задачу лишь отбором материала и составлением гигантского корпуса важнейших и точнейших источников по всем разделам врачебной науки; Поэтому любые
указания "на Орибазия" как на источник не следует воспринимать буквально, помня, что на деле имеется в виду другой врач, подлинный автор того или иного отрывка. С другой стороны, поскольку малые.труды Орибазия, переведенные на латинский язык еще в У-У1 вв.", не всегда содержат в названиях глав точные библиографические ссылки, в представлении средневековых медиков составитель "Сводов" нередко обретал статус творца, оригинального ученого. Например, Одо из Мена (XI в.) в поэме "О свойствах трав" по поводу использования отвара можжевельника при головокружении замечает, что "это искусный велит Оркбазий" (Пер. Ю.&.Щульца). Между тем указанная рекомендация встречается в главе 46 первой книги "Сводов", исходит же она от Галена. Однако в полном объеме главный труд Орибазия так и остался неизвестным для ученых западноевропейского средневековья.
Третья глава - "История текста "Медицинских сводов". В первом параграфе предпринимается попытка объяснить причины появления на свет столь нетрадиционного образца научной литературы, как "Своды". Из предисловия Орибазия известно, что инициатором этого труда был цезарь Юлиан, который "повелел... собрать из всех знаменитых врачей наиболее исследованное и жизненно важное". Аналогичное указание Юлиан дал некоему Винданив Анатолии из Бейрута, правда, в отношении другой области знания;' В итоге последний составил так называемое "Собрание земледельческих занятий", по-видимому, сходный по форме со "Сводами" сборник фрагментов. Разумеется, будущий император-язычник был озабочен судьбой античного научного наследия. Однако, суще-т ствовали и другие причины, среди которых главной, очевидно, следует считать шроко развернувшуюся в III в; революцию в книжном деле, в процессе которой употреблявшийся до этого папирусный свиток был постепенно вытеснен пергаменным кодексом; Пользуясь современной терминологией можно сказать, что в III-1У вв. устаревший носитель информации был заменен новым, более перспективным, более надежным и,главное, более вместительным." Особенно ценным пергамен оказался для научных сочинений энциклопедического характера, предназначенных для многократного употребления, чего папирусный свиток просто не выдержал бы. v Кроме того пергамен значительно облегчал сам процесс написания компилятивных трудов или сборников, подобных "Сводам". В таких случаях работа на папирусе крайне замедляла процесс и требо-
вала привлечения больного количества писцов, чей труд стал ко времени Оркбазия достаточно дорогим. Вышеприведенные соображения основаны на наблюдениях О.А.Добиаш-Рокдественской.1^
В итоге выдвигаются два предположения. Создание "Медицинских сводов" обусловлено не только распоряжением Юлиана, но, прежде всего, рядом объективных причин, в частности, повсеместным распространением пергамена в качестве основного писчего материала. Отсюда, как следствие, возникло стремление переписать на новый носитель информации все особенно ценное из предшествующей научной литературы, поскольку разнообразные практические руководства, справочники, энциклопедии рассматривались в ученом сообществе кале предметы первой необходимости .• Следующее предположение непосредственно вытекает из первого: Ориба-зий для своего труда скорее всего использовал пергамен, причем текст писал сам, что было проще и дешевле. Примерно аналогичные суждения были высказаны историками медицины немецкой школы,13
Для греческого научного наследия существовала и другая опасность, связанная с недолговечностью папирусного свитка. Так, в работе Н.В.Пигуловской приведено свидетельство сирийского врача Хунайна кбн Исхака (IX в.), переводчика "Сводов", который сообщает, что Орибазий долго не мог отыскать рукопись трактата Галопа о простых лекарственных средствах. Этот пример лишний раз подчеркивает важность труда Орибазия для последующих поколений византийских медиков.
Во втором параграфе дается предварительный обзор рукописной традиции Оркбазия. Отмечено, что наиболее дровней рукописью "Сеодов" следует считать неаполитанскую, датируемую Х1У в. Сохранились кодексы IX и XII вв., по они включают лишь фрагменты; Приходится признать, что большой труд Орибазия не получил достаточно широкого распространения. Между тем малые его труды очень рано были переведены на.латинский язык и сохранились в . нескольких кодексах 7I-IX вв., происходящих из южной Италии1.'
то
Добиаш-Ролдественская О .А; История письма в средние века. М.; Л., 1936.
13 Мейер-ШгеРнег Т., Зудгоф К. История медицины : Пер;- с нем. М.; Л., 1925. С.144.
14 Пигулевская II.Б. Культура сирийцев в средние века. М., 1979. С.163.
Однако греческие рукописи малых трудов прослеживаются лишь с XIII в. Рто не означает, что наследие Орибазия даже в Византии оказалось ненужным. Разумеется, оно использовалось, но. не в чистом, а как бы в трансформированном ввде последующих, еще более упрощенных компиляций Аэция из Амиды и Павла йгин-ского, которые переработали "Своды" Орибазия в более краткие руководства, ориентированные исключительно на практику; оказавшиеся в конечном итоге самыми популярными трудами, которые использовались даже в медицинских школах в качестве учебных пособий;' Поэтому неудивительно, что в рукописной традиции,, например, Лэция, прослеживаются более древние кодексы 1Х-Х1 вв;
В третьем параграфе рассказывается о судьбе главного труда Орибазия в начале ХУ1 в. "Медицинские своды" впервые были изданы в 1554 г. в латинском переводе Разари. Известно, что при подготовке издания была использована греческая рукопись "Сводов", хранящаяся ныне в Библиотеке Академии наук СССР. Рукопись подробно описана в каталоге, составленном И,Н.Лебедевой.1^ Писец определен по почерку: это -.рука другого итальянского гуманиста Джовакни Бернардо Регазолы, по прозвищу Фели-чиано. Рукопись датируется 20-ми - S0-i.ni гг. ХУТ в. В дальнейшем, как установила Лебедева, кодекс попал к выдающемуся греческому ученому Максиму Маргунию, епискоцу острова Киферы;1 После смерти Маргуния рукопись поступила в Иверский монастырь на Афоне, а в 1655 г; была привезена в Москву и попала в Типографскую библиотеку. В конце ХУ111 в. с кодексом Орибазия работал профессор Х.-Ф .Маттеи, находившийся на русской службе;*. Он кв, по-видимому, и похитил рукопись, которая затем в 1832 г? поступила в БАН в составе библиотеки академика Келера. Таковы предварительные сведения о кодексе Орибазия.
В четвертом параграфа раскрывается деятельность в Москве профессора Маттеи, крупного немецкого историка и палеографа.-Именно ему принадлежит гипотеза о том, что кодекс БАН был использован Разари для первого издания "Сводов" и что многочисленные маргиналии в кодексе принадлежат самому Разари. Профессиональная репутация Маттеи была достаочно высокой, чтобы от-
15 Описание Рукописного отдела БАН СССР : Греческие рукописи / Сост. И.Н.Лебедева. Л., 1973. Т.5. С;85-86.
нестись с доверием к его предположению. К хотя в публикациях Б.Л.С'ОНкича по этому поводу были высказаны некоторые возражения, детальное изучение маргиналий показало, что они, несомненно, принадлежат Разари. В этом плане иного дало сличение текста рукописи с латинским изданием Разари; Оказалось, что в ряде случаев текст издания совпадает не с текстом кодекса, а с исправлениями, внесенными на полях рукой М4 (М - общепринятая сигла рукописи БЛН). Все пометы типа и** тлеют отчетливо выраженный характер редакторской правки. В итоге принимается версия о том, что Ы4 - автограф Разари, и следовательно, тленно рукопись БЛН была использована для первого издания.
В пятом параграфе прослеживается история кодекса БАН. В числе многих гречески рукописей он был куплен у афонских монастырей по инициативе патриарха Никона. В Москве кодекс был помещен в Типографскую библиотеку. Видимо, он достаточно активно использовался справщиками Печатного двора, имевшими обыкновение брать книги на дом, поэтому в каталогах того времени не отмечен. В 1808 г. Маттеи выборочно издал текст кодекса с параллельным переводом Разари. Только это издание, кстати, изобилующее многими погрешностями, было использовано Дарамбе-ром, а затем Редером, сам же кодекс БАН так и остался вне по- . ля зрения исследователей. Безусловно, его присвоил себе Маттеи, однако вывезти в Германию не успел, так как в 1811 г. скончался в Москве. Академик К.Келер, видимо, был хорошо знаком с Маттеи, ибо после смерти последнего организовал продажу его библиотеки дая духовной академии. Кодекс Орибазия Келер оставил тогда себе и лишь позднее, вместо с другими своими книгами, передал его Библиотеке Академии наук.
В шестом параграфе на основании кодпкологического анализа делается вывод о месте рукописи БАН в традиции. Для критических изданий "Сводов" и Дарамбер, и Редер прежде всего ис- . пользовали кодексы ХУ1 в. под сигламп А (Париж) и С (Кэмб-рида). Сличение текста рукописи БАИ с текстом и критическим аппаратом издания Редера позволило выдвинуть гипотезу о том, что рукопись С имеет вторичное происхождение, так как скорее всего списана с рукописи 1АН. Следовательно, в основании традиции должны находиться кодексы А и М, имевшие, по-видимому, общий исто лик.
В заключении главное внимание обращено на перспективы дальнейших исследований, прежде всего текста "Медицинских сводов"; что позволит собрать более значительный материал для характеристики многих выдающихся греческих ученых, чьи имена сохранились в науке только благодаря антологии Орибазия;
Изучение рукописной традиции также представляет большой интерес для выяснения вопроса о судьбе наследия Орибазия в Византии и Западной Европе. При этом надо помнить о том, что знаменитая компиляция Павла Эгшского (У11 в.) фактически представляет собой сокращенный текст "Сводов";' Между тем рукописей Павла известно гораздо больше - около 60, древнейшие из которых относятся к 1Х-Х вв. Все это лишний раз свидетельствует о широком распространении греческого классического наследия в византийской культурной среде.
В целом данная работа является первым приближением к изучении начального периода становления византийского естествознания, на примере которого можно увидеть особенности зарождающегося специфически средневекового типа мышления, когда Гиппократ зачастую изучался через Галена, а Гален, в свою очередь, - через текст антологии Орибазия, последний же - через переработки Аэция и Павла. Вне рассмотрения оставлены сугубо историко-медицинские проблемы: это - тема особого исследования, к которому необходимо продвигаться совместными усилиями филологов, историков и врачей..
Аптобапия темы. Результаты исследования докладывались в выступлениях на ХУЛ межвузовской научно-методической конференции (Ленинград, март, 1988), на.конференции "Наука в античную эпоху" (Ленинград, март, 1989).
Основные положения работы отражены в следующих публикациях:
1. Рукописный трактат греческого врача 1У в. Орибазия // Материалы и сообщения по фондам Отдела рукописной и редкой книги ЕАН СССР. Л., 1987; С.154-161; _
2. Силософекие основания медицинской теории Аоклепиада Вифинокого // Некоторые проблемы истории античной науки. Л., 1989. С.127-135.
3. Орибазий из Пергама и его "Медицинские своды" // Международные медицинские обзоры. 1993. № 2. С. 133-135.