автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему: Познавательные возможности категории национальный характер в этнокультурных исследованиях
Текст диссертации на тему "Познавательные возможности категории национальный характер в этнокультурных исследованиях"
у >
"Г
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. М.В.ЛОМОНОСОВА Центр социологических исследований
На правах рукописи
КРАХЕР АНДЖЕЙ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ КАТЕГОРИИ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР В ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ
ИССЛЕДОВАНИЯХ
Глава 1
1.1. 1.2.
1.3.
1.4.
1.5.
Глава 2. 2.1. 2.2.
2.3.
2.4.
Глава 3.
3.1.
3.2.
3.3.
Глава 4.
4.1.
4.2.
4.3.
4.4.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр
Введение 3
Национальный характер как объект социально-гуманитарного 26 знания европейской общественной мысли
Французские традиции исследования национального характера 26 Исследование национального характера в Англии 45
Анализ национального характера в германской социокультурной 59 традиции
Культурная антропология и разработка проблемы национального 73 характера в США
Методологические предпосылки исследований национального 83 характера
Познавательные возможности социально-психологических 99 концепций в изучении национального характера
Понятие эмпатии и ее значение в формировании национального 102 характера
Концепция стереотипов и ее роль в анализе национального 122 характера
Возникновение и развитие теории стереотипов 146
Менталитет как базовая категория в объяснении национального 174 характера
Теоретические исследования проблематики национального 189 характера в Польше
Обзор точек зрения на национальный характер в литературе 40-50- 191 х гг. XX века
Анализ национального характера в трудах польских авторов и 212 дискуссиях 60-80-х гг. XX века
Национальные проблемы в условиях модернизирующегося 238 польского общества
Социокультурные детерминации решения межнациональных 261 проблем в Польше
Политологический аспект проблемы: права национальных 261 меньшинств в республике Польша
Стереотипы восприятия других этносов в польском массовом 276 сознании
Детерминанты национальной толерантности в современной 288 польской деревне
Сопоставительный анализ решения социокультурных задач, 303 стоящих перед народами
Заключение. Правовые проблемы сосуществования народов и 327 национальных меньшинств Европы в конце XX века
Библиография
341 2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования определяется целым рядом обстоятельств, имеющих как общетеоретический (в рамках социально-гуманитарного знания), так и чётко выраженный утилитарно-прикладной или праксеологический характер, напрямую связанный со всеми социокультурными процессами.
В конце XX века традиционные дискуссии между сторонниками и противниками идеи национального характера перестали быть абстрактно-теоретическими и под влиянием нарастающих межэтнических напряжений во всех странах мира приобрели особенно актуальное значение, тесно связанное с политическими способами и методами решения этих проблем. От достаточно традиционно-конфронтационного и во многом несправедливого, тенденциознного и ножного подхода к решению этих вопросов (например, анализа этношений между богатыми народами Севера и бедными народами Юга нашей планеты) в настоящее время на одно из первых мест выходит именно теоретическое осмысление проблематики тционального характера, потому что не только национальные сонфликты характеризуют сейчас практически все страны мира, ^зависимо от того, являются они с точки зрения истории моно- или юлиэтническими, но и все социально-политические изменения в •овременных государствах определяются степенью знания/незнания гравящими элитами особенностей национального характера [аселения. Следует также отметить, что современные миграционные [роцессы на планете постоянно перемешивают этносы и народы, сугубляя и без того сложные процессы межэтнического заимодействия.
Проблематика, связанная с анализом феномена национального характера, многопланова и поэтому ею занимаются представители самых разных гуманитарных наук: от философии и политологии, до демографии и социальной статистики. Своё значение и своё специфическое исследовательское поле эта проблематика имеет и внутри собственно культурологического знания, причём, как показывает анализ культурологических текстов определение феномена национального характера и его содержательных параметров во многом зависит от исходных методологических позиций теоретиков -деятельностная и коммуникативная, лингвистическая и символическая, фрейдомарксистская и основанная на " коллективном бессознательном " К.-Г.Юнга - все эти теории, как и многие другие, неназванные здесь, стремятся раскрыть сущностные и содержательные составляющие национального характера, опираясь на базовые понятия и категории в рамках своих концепций культуры.
Для современной эпохи в области межэтнических отношений в полной мере характерны как интегративные, так и ярко выраженные изоляционистские тенденции. Если первая из них предполагает существенную унификацию национальных форм бытия и становление некоторого единого стандарта жизни, (теперь главным образом, её модифицированного северо-американского варианта), то вторая тенденция предполагает сохранение традиционных укладов жизни, базовых норм и эталонов своей культуры, а значит, во многом предполагает борьбу за национальную независимость и самоопределение наций.
Характерно, что эти противоречивые тенденции можно проследить не только в бывших империях или колониях, они достаточно очевидны практически для всех современных государств: * в Англии, Франции, Бельгии или Канаде они становятся причиной
политических скандалов и общественных движений, не прекращающихся в течение десятилетий; * крах тоталитарных режимов в центральной и восточной Европе резко обострил межэтнические отношения в Югославии, Болгарии, Польше и других странах, приведя в случае с народами Балканского полуострова к возникновению непрекращающихся военных действий на территории Югославии, к распаду единой Чехословакии на два самостоятельных государства, весьма прохладно относящихся друг к другу, совсем парадоксально выглядят взаимоотношения между западными и восточными немцами, которые по логике вещей должны быть обладателями единого германского национального характера; * свою специфику имеют межэтнические отношения в России, не говоря уж о многочисленных и взаимоисключающих представлениях об особенностях русского национального характера, описываемого во множестве научных трудов и в известных литературных произведениях Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского, И.А.Бунина, И.Шмелёва и многих других авторов.
Особенностью современных этнических и национальных движений в мире является то, что объективная логика социокультурных процессов приводит к нарастанию интегративных тенденций между народами наряду и наравне с тем, что усиливаются стремления народов к сохранению и укреплению своего национального культурного достояния. Консолидация и
сотрудничество между народами, опирающиеся на сложившиеся межэтнические отношения, во многом определяют объективную логику социокультурных процессов современности, в то время как деструктивные процессы межнациональной вражды нарушают международную обстановку, подталкивая человечество к войнам и насилию.
Практика показывает, что отсутствие научно обоснованной концепции государственной национальной политики при наличии в обществе деструктивных сил, противодействующих консолидации и сотрудничеству народов в той или иной стране, приводит к тому, что решение межнациональных проблем приобретает не только конфликтный характер, но и становится эпицентром разнообразных
социальных потрясений. Не получая мирного политического
в
разрешения эти межэтнические конфликты становятся источником гражданской войны.
Последнее десятилетие убедительно доказывает, что механическое перенесение политико-экономического и исторического опыта других стран (преимущественно западной демократии) на почву центральной и юго-восточной Европы малоэффективно и не является гарантией позитивного принятия предлагаемых нововведений, потому что историческое своеобразие каждого народа, его веками формировавшаяся ментальность, особенности национального характера выступают как значимое социокультурное явление, оказывающее существенное влияние на общий ход исторического процесса.
Рост напряженности в отношениях между народами, социальные и этнические конфликты невозможно разрешить только политическими мерами, их оптимальное решение во многом определяется уровнем теоретической, в первую очередь культурологической разработки проблем национального характера, выявлением его структуры и базовых характеристик. Только на этой теоретической основе можно и должно разрабатывать систему мер, эбеспечивающих эффективное взаимодействие между народами, не /щемляющее их национального достоинства и способствующее ;плоченности и взаимодоверию между народами нашей планеты.
Исследование проблематики национального характера в рамках культурологического знания предполагает теоретический анализ существующих наиболее известных концепций национального характера, преимущественно используемых как в эмпирических, так и в различных описательных работах, где исследуется национальное бытие, социокультурные этнические базовые ценности, нормы и стандарты поведения, анализируются ментальность и то коллективное бессознательное, которое составляет интуитивистски понимаемую постоянно ускользающую сущность "души этноса".
В работе осуществляется феноменологически-онтологический анализ национального характера, который непредвзято освещает данную проблему. На основе толерантного анализа многих источников в диссертации дается междисциплинарное представление о базовых ценностях национального бытия, показаны теоретические и практические аспекты решения этой многоплановой проблемы в условиях современной Польши.
Состояние и степень разработанности проблемы национального характера не имеют достаточного освещения в современной культурологической литературе в связи с тем, что на протяжении многих лет эта проблематика была преимущественно областью теоретических изысканий философии, социологии, общей и социальной психологии, этнологии и политологии, причём каждая из названных областей гуманитарного знания претендовала на истину в последней инстанции по проблемам национального характера, что создавало дополнительные трудности для непредвзятого и эбобщающего представления о существе проблемы.
Десятилетия монопольного господства советской философской школы по проблематике "национального вопроса" как составной гасти " общепролетарского дела" практически закрыли для
социально-гуманитарного знания всех социалистических стран возможности вести эмпирические и теоретические работы по исследованию национального характера, что привело не только к существенному обеднению социокультурной проблематики и отставанию от аналогичных работ, осуществляемых во всем мире, но и негативно сказалось на практике взаимодействия этносов после краха административно-командных систем в " странах социализма". Эти обстоятельства определили и сам подход к написанию текста диссертации, в котором принципиально не используются труды :оветских и близких к ним исследователей, написанные в 20-80 гг. XX зека. В своей работе автор стремился быть максимально зеангажированным и одновременно с тем показать, что современное культурологическое знание имеет все возможности для своего развития, опираясь на такие многообразные группы источников, соторые были невостребованными в течение десятилетий существования социально-гуманитарного знания " за железным :анавесом".
Первой группой источников, которые были использованы штором для обоснования своих выводов, являются философские руды классиков европейской мысли - И.Канта, Г-В.Гегеля, И.Фихте, I также Ф.Бэкона, Д.Юма, П.Гольбаха, К.Гельвеция, Ш.Монтескье, >аботы которых заложили философские основы исследования [ационального характера.
Вторая группа источников, которую использует автор - это те аработки во французской, германской и англоязычной общественной [ысли, которые раскрывают основополагающие характеристики ационального характера, выводя национальные особенности из амых разных обстоятельств: географического положения, сторической судьбы народа, расовой принадлежности,
психологического склада, языка этноса. Это работы Ж.Бодена, Ж.Гобино, А.Фуйе (Франция,) И.Гердера, Л.Вольтмана, К. фон Лёша, К.Ясперса, В.Рёпке (Германия), Э.Баркера, М.Джинсберга, (Англия) и многих других. Автор считает, что каждая из анализируемых работ этого плана вносит свой вклад в решение проблемы и обладает достаточно большим эвристическим потенциалом, несмотря на тенденциозность и одностороннее преувеличение той или иной детерминации национального характера, характеризующие работы этих авторов.
Исследования национального характера неразрывно связаны с эядом базовых концепций современной социологической и социально-тсихологической области знания. В работе используются теоретические позиции, раскрывающие существо эмпатии, социальных 1редставлений, стереотипов сознания, которые помогают понять юминантные составляющие национального характера. Автор шализировал труды Г.Лебона, К.-Г.Юнга, С.Московичи, ^.Кардинера, М.Мид, К.Хорни, Р.Бенедикт, обращался к [роизведениям Г.Олпорта, Дж.Фишмана, Тайфеля, Т.Петтигри и 1НОгих других психологов, которые или создавали значимые теории тановления сознания личности, либо сами описывали тносоциокультурные типы.
Большое значение для работы имели труды современных »илософов и социологов разного плана, преимущественно тех, кто сследовал ментальность народов, современные массовые процессы и х влияние на становление национального характера. В первую чередь здесь следует назвать Х.Ортегу-и-Гассета, Т.Адорно, .Маркузе, В.Райха, чьи труды способствовали пониманию причин золюции национального характера, выявлению роли и значения
кассового общества, "человека-массы "и" одномерного человека" в )том процессе.
Особое место в работе занимает польская общественная мысль, шализу которой посвящена примерно третья часть работы. Проблема гационального характера имеет давние корни, однако политическая 1Стория Польши в течение многих десятков лет не способствовала 1селедованию этой проблематики и только в последнее десятилетие юявились серьезные исследования Е.Вятра, Ст.Загурны, Я.Куроня и ф. авторов, посвященные актуальным проблемам межэтнических »тношений и особенностям польского национального характера в его опоставлении с национальными характерами других, населяющих 1ольшу народов или народов приграничных с ней стран.
В своем исследовании автор стремился показать и доказать, что обственно культурологическое знание может быть построено на воем собственном материале, без заимствований из этнологии, емографии или статистики, потому что принципиальные проблемы еории культуры уже давно и плодотворно рассматриваются в обственной исследовательской парадигме, как во всем мире, так и в овременной России, где за последнее десятилетие было написано емало общетеоретических трудов, имеющих основополагающее качение для разработки теоретических проблем культурологического зания вообще и тематики национального характера в особенности, то работы Э.Орловой, А.Флиера, Б.Ерасова, М.Иордана, [.Гуревича, С.Румянцева, оказавшие существенное влияние на автора показавшие ему, что в социально-гуманитарном знании России за оследние годы произошли радикальные изменения. В трудах ).Аратюняна и Дробижевой, Л.Перепёлкина, Ю.Бромлея, .Новиковой и других авторов рассматривается новая межэтническая ггуация, сложившаяся в России в последние годы, которая остается за
тределами внимания автора в силу четкой ограниченности размера заботы и масштабов анализируемого автором материала.
Проблемы исследования. Проблематика исследования определяется необходимостью адекватного понимания современных »тносоциокультурных процессов, имеющих большое значение в ювременном постоянно конфликтующем мире. Расхождение между теоретическими моделями исследователей, реальной практикой 1ежэтнических взаимодействий народов и управленческими >ешениями, принимаемыми властными структурами, составляет одну в характерных особенностей современности и чаще всего ведет к дальнейшей дестабилизации обстановки в мире, обострению и без того достаточно накаленных контактов между народами, населяющими ланету. В этой связи систематическое феменологически->нтологическое рассмотрение проблематики национального характера а основе теоретических источников и с привлечением, в качестве, ллюстративного эмпирического материала некоторых сопоставлений ешения межэтнических социальных проблем в Польше и в других гранах призваны обеспечить аргументирова�