автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.09
диссертация на тему:
Прагматика фольклора: частушка, заговор, причет

  • Год: 2004
  • Автор научной работы: Адоньева, Светлана Борисовна
  • Ученая cтепень: доктора филологических наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.09
Диссертация по филологии на тему 'Прагматика фольклора: частушка, заговор, причет'

Оглавление научной работы автор диссертации — доктора филологических наук Адоньева, Светлана Борисовна

I. Введение

1. Фольклор в свете прагматики.3

2. Фольклор и социальное действие.26

Фольклор: знание и деятельность.26

Прагматика и семиотика поведения.28

Коммуникативный акт и социальное действие.36

Фольклорные жанры и конвенциональные коммуникативные акты.

Понятие прагматического шаблона.47

Функциональный речевой стиль и фольклорный жанр.58

II. Социальные стратегии фольклорной речи

1. Магпко-рнтуальнан практика.68

Социальное пространство магико-ритуальной практики.69

Силы и хозяева.72

Динамика социальных связей.82

Социальные конвенции и магический этикет.82

Магическая легитимация смены деятельности или состояния.90

Магия как символическая проекция межличностных конфликтов.97

Прагматическая форма заговора.117

Переключение кодов. Ритуальный регистр.135

2.Прагматика частушки.,.137

Сценические площадки и состав исполнителей частушки.139

Частушечный агон.148

Ролевые конвенции молодежной частушки.155

Предмет частушечного высказывания. Информация и перформация.164

Поэтика и прагматика частушки.179

Частушка: план речи и контекст (динамические характеристики).183

Матерные частушки и частушки «с картинками». Стыд и доминирование.186

3.Прагматпка причитания.196

Пространственно-временной контекст причитаний.197

Социальный контекст причитаний. Статус сиротства.221

Горе» — предикат опыта.233

Ритуальная роль, речевая модель и преобразование картины мира.239

III. Фольклорные речевые акты. Аргументы прагматической функцнн.247

Актор социального действия и субъект фольклорной речи.248

Социальные связи и прагматика обращений.266

Прагматическое значение фольклорных диминутивов.276

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Прагматика фольклора: частушка, заговор, причет"

Заключение

В чьих интересах действует человек, когда оплакивает покойника, поет частушку или заговаривает тоску? Что он делает, совершая конвенциональные речевые акты, основанные на заданных традицией социальных стратегиях? Ответ на эти вопросы приближает нас к пониманию прагматики фольклора, которую мы представляли как область заинтересованных отношений между людьми и знаками.

В процессе анализа избранных к рассмотрению фольклорных жанров - частушки, заговора, причета - были выделены два уровня, две возможности использования этих форм, определяемые разными степенями свободы.

Первая представляет собой собственно полную несвободу: «не по своей воле, а по великой нужде». Хозяевам необходимо уметь договариваться с хозяевами-силами. Эта необходимость определена сферой их ответственности. Парням и девушкам необходимо петь частушки, ибо это основной путь к выигрышу в состязании, где приз — «слава» (т.е. репутация). Смерть близкого нужно принять и сделать это можно через плач-причитание, позволяющий пересечь зону собственного небытия, поскольку горе - страдание из-за собственного небытия, наступающего вследствие смерти другого. Как собственное небытие переживается утрата социальных связей при переходе от одного статуса к другому, так как именно связи позволяют лицу идентифицировать себя как «персону». Зона временного небытия может быть пройдена с помощью плача. Здесь субъект речи разрывается в акте речи, перемещаясь посредством ее в смысловом пространстве. Он пользуется единственным средством, которым его обеспечивает традиция, для того чтобы быть в состоянии перемещаться в пределах открывающегося ему социального поля.

Другая позиция, характеризующаяся следующей степенью свободы, в отличие от первой обеспечена возможностью индивидуального выбора. Человек может выбирать — принять или не принять знание («взять словину») в случае овладения магической практикой. Петь или не петь частушки, когда он уже вступил в полномочный статус хозяина или хозяйки, и борьба за репутацию потеряла прежнюю остроту. Совершенствовать свой причетный голос или нет. Выбор в пользу знания и умения оказывается выбором властным. В каком-то смысле человек выбирает большую свободу, претендуя на нее. Он, выражаясь языком традиции, обнаруживает свою «силу» («какая-то сила есть у него»). Выбирая умение (компетентность), он занимает позицию контроля, но контроль тем не менее осуществляет не он. Принимая человека как знающего, способного оплакать и публично пристыдить частушкой, сообщество делегирует ему свои полномочия. Знающие и умеющие представляют собой «силовое ведомство» традиционного сообщества, проводящее в жизнь его директивы. Контроль сообщества в отношении своих членов практически безграничен, поскольку, посредством фольклорной речи, увязывающей субъективное и внешнее, единственное и универсальное, подконтрольным оказывается не только внешняя, социальная, но в той же степени внутренняя жизнь человека.

И если для находящегося на первой ступени фольклорная речь представляет собой способ собственного перемещения в социальном пространстве, то для посвященных это -способ управления самим этим пространством. Такое управление происходит за счет контроля и способности манипулировать страхами, стыдом и страданием. Очень важно вместе с тем отметить, что посвященные не являются свободными вершителями судеб.

Источник власти всегда сдвинут по отношению к полномочным исполнителям. Обретая силу-ману, знающие вступают в следующую область зависимости — зависимости от властных партнеров. Женщины принимают на себя мужские стратегии доминирования, ибо это - условие бытия в сообществе полноправных социальных хозяев. Колдуны должны постоянно применять свое умение, иначе те, с кем они «знаются», начинают управлять ими по своему усмотрению (чертям все время нужно давать работу, а то они заставят работать тебя). Постоянный контакт с «родителями» обязывает «сирот», знающих путь-дорожку в «веки вечные», сопровождать в пути новопреставленных и предъявлять событие смерти посвящаемым.

Итак, фольклор - орудие власти и контроля. Таков вывод относительно социальных функций фольклорной речи в традиции, послужившей предметом анализа. Фольклорная речь, принимаемая как коллективная стратегия, разработанная для индивидуального пользования, оказывается тем не менее орудием коллективного контроля. Принимающий эту стратегию размещается в инструментальной позиции: используя что-то как навык, мы не можем находиться в рефлексивной позиции по отношению к нему. Он вбирает нас полностью. Освоение речевых навыков -функциональных стилей - делает субъекта речи проводником определенных «верований» и исполнителем власти.

Второй вывод связан с определением прагматики фольклорного знака. Он представляет собой меру сдвига, изменения. И чем больше общество может стремиться к тому, чтобы воспроизвести в точности то, что было раньше, тем яснее обнаруживается различие: «По вону стоит палата грановитая, / По нутру стоит тюрьма заключевная». Фольклорное высказывание каждый раз апеллирует к известным сюжетам и тропам. Но результатом (перлокутивным эффектом) этой апелляции служит не отождествление.

Поэтому трудно разделить ту точку зрения, по которой традиция представляет собой трансмиссию знания во времени. Акт апелляции к универсальной форме своим результатом имеет обнаружение отличия. Стилистический регистр работает как механизм различения, средство скрепления императивов и текучей, аморфной практики жизни. Акт высказывания представляет собой динамический знак, устанавливающий, не тождество, но различие между «там и тогда» (везде и всегда) и единственным «здесь и теперь».

Именно по этому фольклорное высказывание - фольклорный речевой акт - никогда не бывает равным фольклорному тексту.

Последний вывод касается исследовательского кредо. Прагматический принцип анализа был избран, поскольку таков был наш предмет. Объектом анализа могут быть сами репродуцируемые традицией формы - вербальные (и тогда на первый план выступают филологические методы их описания), поведенческие (и тогда приоритетными оказываются антропологические методы). Объектом может быть знание, транслируемое посредством их воспроизведения. Понимаемый так фольклор оказывается в сфере интересов социологии, когнитологии, дискурсивного анализа и др.

Как фольклор может определяться сама практика воспроизведения символических форм культуры. Выделяя в качестве объекта традицию и способы ее экспликации, ее можно определить как знание стабилизирующего порядка, воспроизведение которого в текстах фольклора обусловливает стабильность коллективных представлений. Последние, как это было определено еще в социологии Э. Дюркгейма, обеспечивают гомеостазис сообщества и по этой причине наделяются статусом культурной ценности вне зависимости от того, признается ли ценность самого текста, поддерживающего это коллективное знание.

Сходные принципы анализа мы можем наблюдать во многих современных работах, посвященных традиционным культурным практикам. Так, например, в качестве одного из возможных языков описания фольклора может быть использована социолингвистическая методика. Эффективным инструментом для анализа фольклорной традиции в этом случае становится понятие прецедентного текста1. Такие тексты, подлежащие постоянному воспроизведению, являются семиотически и психологически значимыми для коллектива, их знание обеспечивает его самоидентификацию. Как показывает К.А. Богданов, фольклорные тексты и прецедентые тексты, рассматриваемые в аспекте их функционирования, представляют собой единую семиотическую область, составляющую фоновое знание социума. Одна из целей их воспроизведения состоит в том, чтобы помимо общего знания транслировать и форму социальной коммуникации. Последняя и составила предмет специального интереса нашей работы.

Конвенциональные формы коммуникации, а так может быть определен с точки зрения бытования любой фольклорный жанр, выступают в функции символического регулятора социальных связей и обусловленных ими поведенческих тактик. Сталкиваясь с необходимостью определить превращение текста в действие, мы можем лишь констатировать его семиотические результаты. Стереотипно воспроизводимые формы коммуникации поддерживают трансляцию санкционированного коллективного опыта -только это мы можем увидеть, определяя фольклор как знание. Но передача культурного опыта-знания есть одно из следствий фольклорной коммуникации, но не она сама. Фольклор, определяемый как деятельность, в отличие от фольклора-знания, служит инструментом организации жизни традиционного социума и, следовательно, каждого, кто себя к нему относит. В отношении картины мира, которую социум легитимирует в качестве реальности, фольклорные тексты выступают как гаранты, обеспечивая ей за счет постоянного воспроизведения позицию фонового знания. В отношении структуры социума это происходит за счет того, что фольклорные жанры, принуждая исполнителей воспроизводить заданные их формой прагматические показатели, распределяют тем самым социальные роли между участниками фольклорной коммуникации. В отношении динамики социума это происходит за счет того, что наличие фольклорных форм гарантирует тождественность социальных актов, неизменность последних обеспечивает устойчивость социума в отношении энтропии.

Но это лишь один из аспектов прагматики фольклора. Другой ее аспект определен тем, что фольклорный знак способен быть мерой социального времени. Совершение фольклорных речевых актов, служит способом обнаружить область смещения между хронотопом жизни - реальностью, данной здесь и сейчас, и ее ахронной символической проекцией (картиной мира или культурной реальностью).

1 Богданов К. А. Мифология и повседневность. СПб. 2002.

 

Список научной литературыАдоньева, Светлана Борисовна, диссертация по теме "Фольклористика"

1. ФА - Фольклорный Архив филологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета.

2. Отдельную часть архива составляют материалы по устной и письменной биографической прозе (цифровая база данных, копии рукописей).

3. Картотека к словарю русских говоров Карелии и сопредельных областей -Словарный кабинет филологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета

4. ТРМ Традиционная русская магия в записях конца XX века. Сост. С.Б. Адоньева, О.В. Овчинникова. СПб. 1993.1. ЛИТЕРАТУРА

5. Абелъс, Хайнц. Интеракция. Идентификация. Презентация. Введение в интерпретативную социологию.СПб, 1999.

6. Агренева-Славянская О.Х. Описание русской крестьянской свадьбы с текстом и песнями, обрядовыми голошениями, причитальными и завывальными.В 3-х тт. Тверь, 1889.Т.З.

7. Адмони В.Г. Система форм речевого высказывания. СПб., 1994

8. Адоньева С.Б. Белозерская свадьба// Белозерье. Краеведческий альманах. Вып.2. Вологда. 1998.

9. Адоньева С.Б. Этнография северно-русских причитаний.//Обрядовая поэзия Русского севера. Причитания. Бюллетень Фонетического фонда русского языка. Приложение № 6. СПб.-Бохум. 1998.

10. Адоньева С.Б. История советской елки.// Мифология и повседневность./ Сб. Ст. СПб. 1999.

11. Адоньева С.Б. Типология обращений в устной речи (Инструмент социального конструирования.// Материалы 1 Всероссийской научно-практической конференции по аудиокультурологии, аудиоархивистике и новым технологиям «Эхолот». М. 2001.

12. Адоньева С.Б. О природе риторического вопроса в фольклоре //Традиционные модели в фольклоре и литературе. СПб. 2002.

13. Аптипов В.А. Суеверные средства, употребляемые крестьянами для открытияпреступлений и преступников.//Живая старина. 1905. Вып.Ш-IY.

14. Апресян Ю.Д. Дейксис в лексике и грамматике и наивная модель мира. //

15. Семиотика и информатика. Сб. науч. ст. Вып. 35. М. 1997.

16. Артеменко Е.Б. Структура фольклорного текста в ее отношении к языку и речи.

17. Язык и этнический менталитет. Петрозаводск. 1995. С.

18. Арутюнова Н.Д. Диалогическая цитация (к проблеме чужой речи).// Вопросыязыкознания. 1986. № 1. С.50-64. Арутюнова Н.Д. Фактор адресата.// Изв.АН СССР, Сер.лит. и яз. июль-август1981. Т.40, №4. Арутюнова НД. Язык и мир человека. М. 1998.

19. Арутюнова Н.Д. О стыде и совести II Логический анализ языка: языки этики. М. 2000.

20. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. / Пер. с франц. Ронина В.К. М. 1992. Архангельские былины и исторические песни, собранные А.Д.Григорьевым в 1889-1901 гг.

21. Ахутин Н.И. Современная народная песня в Уломской и Нелазской волостях Череповецкого уезда.// Новгородские губерниские ведомости. 1896. № 4; 1895. № 94-96.

22. Базапов В. Вопленицы.// Базапов В. Песни Печоры. Сыктывкар, 1943. Базапов В. Песни Печоры. Сыктывкар, 1943.

23. Базапов В. Причитания русского севера в записях 1942-1945 годов // Русская народно-бытовая лирика./ Причитания Севера в записях В.Г.Базанова и А.П.Разумовой. М.-Л., 1962.

24. Байбурип А.К «Нельзя. но если очень нужно.» (к интерпретации способов нарушения правил и запретов) // Европейский факультет в Санкт-Петербурге. Труды факультета этнологии. 2001. Вып. 1.

25. Байбурип А.К Пропажа. // Studia metrica et poetica: Памяти П.А. Руднева. СПб. 1999.

26. Байбурип А.К. Тоска и страх в контексте похоронной обрядности (к ритуально-мифологическому подтексту одного сюжета) // Европейский факультет в Санкт-Петербурге. Труды факультета этнологии. 2001. Вып. 1.

27. Байбурип А.К. Заметки о прагматике имени в народной культуре. // Чужое имя. (Альманах «Канун». Вып. 6) СПб. 2000.

28. Байбурип А.К. К проблеме стереотипизации поведения: быт, событие, ритуал.// Речевые и ментальные стереотипы в синхронии и диахронии./ Тез. Конф. М., 1995.

29. Байбурип Л.К. Некоторые вопросы этнографического изучения поведения // Этнические стереотипы поведения. JI., 1985. С.7-21.

30. Байбурип А.К. Причитания: текст и контекст.// Artes popoulares.14: Ed. By Vilmos Voigt. Budapest. 1985.

31. Байбурип А.К. Ритуал в традиционной культуре. Структурно-семиотический анализ восточнославянских обрядов. СПб., 1993.

32. Байбурип А.К, Левиптоп Г.А. Похороны и свадьба.// Конференция "Балто-славянские этнокультурные и археологические древности: Погребальный обряд". Тез.докл. М., 1985.

33. Бапип А.А., Бурмистров Н.С. К проблеме определения и происхождениячастушки. // Живая старина. 1997. № 3.

34. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М. 1989.

35. Барчупова Т. Духовный мир русской деревни: взгляд из Москвы и

36. Хэмпшира//Феминистская теория и практика: Восток Запад./ Материалымеждународной научно-практической конференции. Санкт-Петербург.

37. Репино.9 -12 июня 1995. СПб.1996.

38. Бахтин B.C. Русская частушка// Частушка. (Большая серия библиотеки поэта). М.-Л.1966.

39. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров.// Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М. 1986.

40. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.1986.

41. Бенвенист Э. Общая лингвистика. М. 1974.

42. Бергер П., Лукмап Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М. 1995.

43. Бериштам Т.А.Эпический герой на пути к совершеннолетию// Кунсткамера. Этнографические тетради. 1995; Вып.5-6.

44. Бессознательное. Природа, функции, методы исследования. Т.1-5. Тбилиси, 1978-1985.

45. Блакар P.M. Язык как инструмент социальной власти (теоретико-эмпирические исследования языка и его использования в социальном контексте).// Язык и моделирование социального поведения. М., 1987.

46. Богданов К.А. Повседневность и мифология. (Исследования по семиотике фольклорной действительности). СПб., 2001.

47. Богословская О.И. Язык фольклора как функционально-стилистическая категория // Структура лингвостилистики и ее основные категории. Пермь. 1983.

48. Богословский Н.Г. Новгородский сборник. Материалы по истории, статистике и этнографии Новгородской губернии, собранные из описаний приходов и волостей. Вып. 5. Череповецкий уезд. Новгород. 1866. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М. 2000.

49. Бродель Ф. Структуры повседневности. Возможное и невозможное. T.l. М. 1986.

50. Бродский И. Собрание сочинений. В 6-ти тт. СПб. 1995. Т. 4.

51. Бубер М. Я и Ты. М., 1996.

52. Бурдье П. Начала. М. 1994.

53. Бурдье П. Практический смысл. СПб.-М. 2001.

54. Буркхарт Д. Текстуальные, контекстуальные и интертекстуальные аспекты причитаний на Руси.// Фольклор в современном мире: аспекты и пути исследования. М., 1991.

55. Быт великорусских крестьян-землепашцев. Описание материаловэтнографического бюро князя В.Н.Тенишева. (на примере Владимирской губ.)

56. Авторы-составители Б.М.Фирсов, И.Г.Киселева. СПб., 1993.

57. Вадейша М.В. Деревенский праздник: распределение ролей. // Мифология иповседневность: тендерный подход в антропологических дисциплинах.1. СПб.2002.

58. Вадейша М.Г. Драма о бане (к конструированию образа «неверного царя» в исторической песне // Труды факультета этнологии. Сб. ст. Вып. 1. Европейский университет в Санкт-Петербурге. СПб. 2001.

59. Ван Валин Р., Фоли У. Референциалыю-ролевая грамматика. // Новое зарубежной лингвистике. Современные синтаксические теории в американской лингвистике. М. 1982. Вып.11. Ван Геннеп А. Обряды перехода. М. 1999.

60. Ван Дейк, Тойн А. Вопросы прагматики текста. // Новое в зарубежной лингвистике. Лингвистика текста. М. 1978. Вып. 8.

61. Вежбиграя А. Речевые акты// Новое в зарубежной лингвистике. М., 1985. Вып.16

62. Вежбицкая А. Русский язык.// Вежбицкая А. Язык. Познание. Культура. М., 1996.

63. Верч Дж. Голос разума. М. 1996.

64. Веселова И.С. Жанры современного городского фольклора: Повествовательные традиции. Канд. Дисс.М. 2000.

65. Виноградова JI.H. Народная демонология и мифо-ритуальная традиция славян. М. 2000.

66. ВинокурГ.О. Биография и культура. М., 1928.

67. Винокур Г. О. Культура языка. Очерки лингвистической технологии. М., 1925. Винокур Г.О. Поэтика. Лингвистика. Социология (Методологическая справка). // «Леф». 1923. № 3.

68. Винокур Г.О. Филологические исследования. Лингвистика и поэтика. М. 1990. Витгенштейн JI. Логико-философский трактат.// Витгенштейн Л. Философские работы. М., 1994.Т.1.

69. Витгенштейн JI. Философские работы. В 2-х тт. М. 1994. Власова М.Н. «Знающие люди» в фольклоре Терского берега Белого моря // Мифология и повседневность. Тендерный подход в антропологических дисциплинах. СПб.2001.

70. Волошинов В.Н. Марксизм и философия языка: основные проблемы социологического метода в науке о языке. Л. 1929.

71. Волошинов В.Н. По ту сторону социального. О фрейдизме. // Бахтин под маской. Вып. 5 (1). Статьи круга Бахтина. Вст.ст.В.Л.Махлина. М., 1996. Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6-ти томах. М. 1982-1986.

72. Гальковский Н.М. Борьба христианства с остатками язычества. В 2-х тт. Харьков. 1916 г. Т.1.

73. Гарднер КМ. Песни «сбирушки» в Череповецком уезде.// Этнографическое Обозрение. 1894. № 1. 1895. №4.

74. Гаспаров Б.М. Устная речь как семиотический объект. // Ученые записки ТГУ. Т. 442. Тарту. 1978. С. 63-87.

75. Герасимов М.К. Некоторые обычаи, обряды, приметы и поговорки крестьян Череповецкого уезда Новгородской области.//Этнографическое Обозрение. 1896 №56.

76. Герасимова Н.М. Севернорусская сказка как речевой жанр. // Бюллетень фонетического фонда русского языка. Приложение № 6. Сказки русского севера. СПб.- Бохум. 1997.

77. Герасимова Н.М. Фигура медиации в русской волшебной сказке.// Кунсткамера. Этнографические тетради. Вып. 4. СПб. 1995.

78. Гильфердинг А.Ф. Онежские былины. В 3-тт. Л. 1949-1951. Т. 2.t

79. Гин Я.И. О перспективах изучения поэтики диалога: (Коммуникативный статус малых жанров фольклора).// Научно-технический прогресс и развитие науки. Петрозаводск. 1987.

80. Головин В. В. Колыбельная песня и заговор // Б.Н.Путилов. Фольклор и народная культура; Inmemoriam. Спб. 2003.

81. Гольдин В.Е. К изучению этикетной стороны обозначения лиц в говорах русского языка // Язык и общество. Саратов. 1978.

82. Городецкий Б.Ю. Компьютерная лингвистика: моделирование языкового общения. // Новое в зарубежной лингвистике Bbin.XXIV. Компьютерная лингвистика. М. 1989. С. 14.

83. Гофман Э. Представление себя другим. // Современная зарубежная социальнаяпсихология: тексты./ Под ред. Т.А. Андреевой М. 1984.

84. Громыко М.М. Трудовые традиции русских крестьян Сибири (ХУШ-перваяполовина XIX века). Новосибирск. 1975

85. Гумболып В. Язык и философия культуры. М., 1985

86. ДелёзЖ. Логика смысла. М. 1995.

87. Джусти-Фичи Ф. Чужая речь (пересказывание) в балкано-славянских языках//

88. Логический анализ языка: Язык речевых действий. М. 1994.

89. Дмитриев С.В. Феномен «спрессованного» социального времени втрадиционной культуре и отражение его в устном народном творчестве // Времяи календарь в традиционной культуре. СПб., 1999.

90. Добровольский В.Н. Смоленский этнографический сборник. 1899. Вып.2.

91. Долинин К.А. Интерпретация текста. М. 1985.

92. Долинин К.А. Ролевая структура коммуникации и разговорная речь. // Теория и практика лингвистического описания разговорной речи. Вып.7. 4.1.Горький. 1978.

93. Доминанта и активность поведения. (Из научного наследия академика А.А. Ухтомского). Сост. Соколова Л.В. // Нервная система. Вып. 32. Принцип доминанты и адаптивное поведение. СПб. 1996. Дорфман Л.А. Метаиндивидуальные миры. М. 1993.

94. Дымарский М.Я. К интерпретации структуры высказывания: явление бикоммуникативности. // Система языка и структура высказывания. Материалы чтений, посвященных 90-летию со дня рождения В.Г. Адмони (1909-1993). СПб. 1999.

95. Дю Буа Дэ>с. Самоочевидность и ритуальная речь // Кунсткамера. Этнографические тетради. Вып.12. СПб., 1998.

96. Дюркгейм Э. Ценностные и реальные суждения.// Дюркгейм Э. Социология: Ее предмет, метод и назначение. М. 1995. Еремина В.И. Ритуал и фольклор. Л. 1991.

97. Жеппет Ж. Повествовательный дискурс.// Женнет Ж. Фигуры./ в 2-х тт.

98. М.,1998. Т.2. Жолковский А.К. Блуждающие сны. М. 1994.

99. Зайцев А.И. Культурный переворот в Древней Греции YIII-V вв. до н. э. СПб. 2001.

100. Зайцев В.К., Е.Шаулич, Н.Шаулич. Сербские плачи.// Русский фольклор.Вып.IY. Материалы и иссл. М.-Л., 1959.

101. Зеленин Д.К. Восточно-славянская этнография. М., 1991

102. Зеленин Д.К. Новые веяния в народной поэзии. И Зеленин Д.К. Избранные труды.

103. Статьи по духовной культуре М. 1994.

104. Зеленин Д.К. Песни деревенской молодежи. Вятка. 1903.

105. Зеленин Д.К. Сборник частушек Новгородской губернии (по материалам избумаг В.А.Воскресенского).// Этнографическое Обозрение. 1898. № 4.

106. Зеленин Д.К. Современная русская частушка // Заветные частушки из собрания

107. А.Д.Волкова. В 2-х тт. Т. 2. Политические частушки / Сост. А.В.Кулагина. М.1999.

108. Народно стваралачтво (Folklor). Год.47-48. Београд, 1973. Зырянов И. В. Поэтика русской частушки. Пермь. 1974.

109. Иваишева JI.JI. Функционально-емантическое единство поэзии и обрядов западнорусской свадебной традиции (Усвятсвий район Псковской области). Канд. дисс. СПб., 2001.

110. Волков А.Д. Из дневниковых записей./ Заветные частушки из собрания А.Д.Волкова. В двух томах. Т.2. Политические частушки./ Издание подгот.А.В.Кулагина. М. 1999.

111. Йокояма О.Ц. Когнитивный статус тендерных различий в языке. // Wiener Slawistischer Almanach. Sond. 55 . Wien. 2002.

112. Кабакова Г.И. Антропология женского тела в славянской традиции. М., 2001. Каган Н.С. Мир общения. Проблема межсубъектных отношений. М. 1988. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения. СПб. 1999. Карасик В. Язык социального статуса. М. 2002.

113. Карлешь Т. Герои и героическое в истории// Карлейль Т. Теперь и прежде. М., 1994.

114. Кауфман А. Русская община. М. 1908.

115. Кирилина А.В. Еще один аспект значения обсценной лексики // «А се грехи злые, смертные.». Любовь, эротика и сексуальная этика в доиндустриальной России (X первая половина XIX в.). Тексты и исследования / Изд. Подгот.Н.Л.Пушкарева. М. 1999. С.775-781;

116. Кляус В.Л. Указатель сюжетов и сюжетных ситуаций заговорных текстов восточных и южных славян. М. 1997.

117. Колпакова Н.Л. Типы народной частушки.// Русский фольклор. Вып.10. М. Л. 1966.

118. Конка У.С. Поэзия печали: карельские обрядовые плачи. Петрозаводск, 1992, Кузнецова В.П. Причитания в северно-русском свадебном обряде, Петрозаводск, 1993.

119. Крейдлин Г.Е. Семантические типы жестов // Лики языка. К 45-летию научной деятельности Е.А. Земской. М. 1998.

120. Криничная Н.А. «Сынове бани» (мифологические рассказы и поверья о духе -«хозяине» бани). Петрозаводск. 1995.

121. Кирющепко В.В. Знак и смысл // Пирс Ч.С. Принципы философии. В 2- тт. СПб. 2001. Том 1.

122. Кулагина А.В. Поэтический мир частушки. М. 2002.

123. Кулагина А. В. Эротика в русской частушке.// Русский эротический фольклор. М. 1996.

124. Лабов У. Исследование языка в его социальном контексте.// Новое в лингвистике. М. 1975. Вып.7

125. Лазутин С.Г. Русская частушка. Вопросы происхождения и формирования жанра. Воронеж. 1960.

126. Лазутин С.Г. Русские народные лирические песни. М. 1965. Лакан Ж. Функция и поле речи и языка в психоанализе. М. 1995. ЛакоффДж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем.// Теория метафоры. М., 1990.

127. Лапин А.Г. Местные слова и выражения, бытующие в Белозерском крае.// Белозерье. Историко-литературный альманах. Вып.1. Вологда, 1994. Лахман Р. Демонтаж красноречия. Риторическая традиция и понятие поэтического. СПб. 2001.

128. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. М., 1930.

129. Левкиевская Е.Е. Голос и звук в славянской апотропеической магии.// Мир звучащий и молчащий: семиотика звука и речи в традиционной культуре славян. М., 1999.

130. Левкиевская Е.Е. Славянский оберег. Семантика и структура. М. 2002. Прохоров А.П. Русская модель управления. М. 2002.

131. Леко.лщева М.И. Семиотический анализ латышских заговоров каббалистической традиции. // Малые формы фольклора: Сб. статей памяти Г.Л. Пермякова. М. 1995.

132. Логический анализ языка: Язык речевых действий. М. 1994. Логический анализ языка: языки этики. М. 2000.

133. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек — текст — семиосфера — история. М. 1999.

134. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М., 1992.

135. Лотман Ю.М. О двух моделях коммуникации в системе культуры. // Труды по знаковым систеам. Вып. IV Тарту. 1973. (Ученые записки ТГУ. Выпуск 308). Лотман Ю.М. Устная речь в историко-культурной перспективе.// Учен.Зап.

136. ТГУ. Т.442. Тарту. 1978. Людевиг И.В. Молодежные конфликты деревни и города (этнографические истоки) // «Мужское» в традиционном и современном обществе. Мат. Науч. Конф. (16-18 апреля 2003 г.). М. 2003.

137. Мазалова Н.Е. Состав человеческий. Человек в традиционных представлениях русских. СПб.2001

138. Малиновский Б. Магия, наука и религия. М. 1998.

139. Мамардашвши М.К. Превращенные формы и прагмемы // Тез.док.1 Y летняя школа по вторичным моделирующим системам, 17-24 авг.1970 г. Тарту. 1970. Масимов А.Н. Избранные труды. М., 1997

140. Медведев П.М. Формальный метод в литературоведении. Л. 1928 Мелетинский Е.М. О литературных архетипах. М. 1994.

141. Мелетипский Е.М., Неклюдов С. 10., Новик С.Е. Статус слова и понятие жанра в фольклоре. // Историческая поэтика: Литературные эпохи и типы художественного сознания. М. 1994.

142. Мехиецов A.M., Лобкова Г.В. Особенности обрядовой системы и фольклора северо-западного региона Вологодской области.// Информационно-практическая конференция по проблемам традиционной народной культуры Северо-западного региона. Вологда. 1993.

143. Мид Дж. Интернационализованные другие и самость. От жеста к символу. // Американская социологическая мысль. М. 1994.

144. Миллер В.Ф. Ассирийские заклинания и русские народные заговоры // Русская мысль. 1896. № 7.

145. Миллер Д., Галаптер Ю„ Прибрам К. Планы и структура поведения. М.,1965. Миилос Ф. Свадебный обряд (новые записи из Каргополья)// Живая старина. 1995. №2.

146. Мифологические рассказы русского населения Восточной Сибири / Сост., вступ. ст. и коммент. В.П.Зиновьева. Новосибирск, 1984. Мифология и повседневность. Тендерный подход в антропологических дисциплинах. СПб. 2001.

147. Михайлии В.Ю. Русский мат как мужской обеденный код: проблема происхождения и эволюции статуса.// Новое литературное обозрение. 2000. № 43.

148. Морозов И.А., Слеги(0ва И.С. Праздничная культура Вологодского края. Вып.1. Святки и масленица. М., 1997.

149. Моррис Ч. У. Из книги «Значение и означивание». Знаки и действия // Семиотика. М. 1983.

150. Моррис Ч.У. Основание теории знаков // Семиотика. М. 1983.

151. Мосс М. Набросок общей теории магии.// Мосс М. Социальные функциисвященного. СПб. 2000.

152. Мосс М. Очерк о даре. // Мосс М. Общества. Обмен. Личность: Труды по социальной антропологии. М. 1996;

153. Невская Л.Г. Мать в погребальном фольклоре.// Балто-славянские исследования.1982. М. 1983.

154. Невская Л.Г. Балто-славянское причитание: Реконструкция семантической структуры. М. 1993.

155. Невская Л.Г. Семантическая структура балто-славянского погребального причитания // Etnolingwistika. N 9/10. 1997/1998.

156. Неклюдов С.Ю. Живая речь и язык фольклора. // Славянская этнолингвистика и проблемы изучения традиционной народной культуры. Материалы Международной конференции к 80-летию со дня рождения акад. Н.И. Толстого. М. 2003.

157. Нефедов Ф.О. Этнографические наблюдения по Волге и ее притокам. // Труды этнографического отделения Импер. о-ва любителей естествознанаия, антропологии и этнографии при Московском университете. Kh.IY. Т. XXYIII. М. 1877.

158. Никитина С.Е. Устная народная культура и языковое сознание. М. 1993. Никитина С.Е., Кукушкина Е.Ю. Дом в свадебных причитаниях и духовных стихах. (Опыт тезаурусного описания). М. 2000.

159. Никифоров. А.И. Эротика в великорусской народной сказке.// Художественный фольклор. 1929. № 4/5.

160. Николаева Т.М. "Лингвистическая демагогия".// Прагматика и проблемы интенсионалыюсти. М., 1988.

161. Николаева Т.М. Загадка и пословица: социальные функции и грамматика. // Исследования в области балто-славянской духовной культуры. Загадка как текст. Вып.1. М. 1993. Николаева Т.М. От звука к тексту. М. 2000.

162. Николаева Т.М. Текст. Как путь и как многомерное пространство.// Концепт движения в языке и культуре. М., 1996.

163. Новик Е.С. Архаические верования в свете межличностной коммуникации. // Историко-этнографические исследования по фольклору. Сборник статей памяти С.А. Токарева. М. 1994.

164. Новик Е.С. Коммуникативно-обменный характер обрядовых акций.// Новик Е.С. Обряд и фольклор в сибирском шаманизме. М., 1984.

165. Орнатская Т.Н. Причитания в русской фольклорной традиции. Автореф.кад. дисс. Л., 1969.

166. Остин Д. Как совершать действия при помощи слов? // Остин Д. Избранное. М. 1999.

167. Остин Д. Слово как действие // Новое в зарубежной лингвистике. М. 1986. Вып. 17.

168. Падучева Е.В. Семантические исследования (Семантика времени и вида в русском языке, семантика нарратива). М. 1996.

169. Панченко А.А. Христовщина и скопчество: фольклор и традиционная культура русских мистических сект. М. 2002

170. Пауфошшш Р.Ф. Житель современной деревни как языковая личность // Язык и личность. М. 1989.

171. Переверзев К.А. Высказывание и ситуация: об отнологическом аспекте философии языка.// Вопросы языкознания. 1998. № 5. Песни и сказки Вологодской области./ Сост. Минц Е.И. и Савушкина Н.И. Вологда. 1955.

172. Песни, собранные П.Н.Рыбниковым. В трех томах. Под ред.Б.Н.Путилова. Петрозаводск 1993.

173. Пешковский A.M. Русский синтаксис в научном освещениию 3-е изд. М.-Л., 1928.

174. Пирс Ч.С. Начала прагматизма./Пер. с англ. В.В.Кирющенко и М.В.Колопотина СПб. 2000.

175. Племянникова В. Статья Гл.Успенского о частушках. // Художественный фольклор. Под. Ред. Ю.М.Соколова. Bbin.IY-Y. М. 1929.

176. Площук Г. И. Традиционные народные песни о рекрутском наборе и частушка // Проблемы изучения русского народного поэтического творчества. Межвуз.сб. науч. Тр. М. Московский областной педагогический институт им.Н.К.Крупской. 1981.

177. Повесть о горе-злосчастии./ Изд. Подгот. Д.С.Лихачев, Е.И.Ванеева. Л., 1984. Познанский Н. Заговоры. Опыт исследования происхождения и развития заговорных формул. Пг. 1917.

178. Попов Г. Русская народно-бытовая медицина. СПб. 1903.

179. Поришев Б.Ф. Контрусуггестия и история.// Психология и история / Сб.ст. М.,1971.

180. Пословицы русского народа. В 2-х томах / Сб.В.В.Даля . М., 1984.

181. Потанин Г.Н. Юго-западная часть Томской губернии в этнографическомотношении. // Этнографический сборник ИРГО. СПб. 1894.

182. Причитания северного края, собранные Е.В.Барсовым.Т.1./

183. Изд.подгот.Б.Е.Чистова, К.В.Чистов. СПб. 1997.

184. Причитания./ Вст.ст. и прим.К.В.Чистова; Подгот.текста Б.Е.Чистовой и К.В.Чистова. Л., 1960.

185. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л. 1946; Прохоров А.П. Русская модель управления. М. 2002.

186. Псковский областной словарь с историческими данными. СПб. 1994. Вып. 10

187. Путилов Б.М. Фольклор и народная культура. СПб. 1993.

188. Путилов Б.Н. Миф-обряд-песня Новой Гвинеи. М., Наука, 1980.

189. Разова И. И. Похоронный обряд Белозерского края./ Белозерье: историкокраеведческий альманах. Вып.1, Вологда, 1994.

190. Разумова И.А. Потаенное знанаие современной русской семьи. Быт. Фольклор. История. М. 2001.

191. Раймер Р. Функциональные и межкультурные аспекты прагматических клише. // Речевые и ментальные стереотипы в синхронии и диахронии. Тезисы конференции. М. 1995.

192. Реформатский А. А. Неканоническая фонетика. // Развитие фонетики современного русского языка. М., 1966.

193. Реформатский А.А. О тембре голоса человека // Реформатский А.А. Лингвистика и поэтика. М.,1987.

194. Речевые и ментальные стереотипы в синхронии и диахронии./ Тез. Док. М.,1995.

195. Русакова М.В. Русаков А.Ю. Русские диминутивы: сочетаемость, функционирование, семантика (к постановке проблемы) // Материалы конференции, посвященной 90-летию А.Г.Десницкой. СПб. 2002. Русская разговорная речь. М. 1973.

196. Русская свадьба: Свадебный обряд на Верхней и Средней Кокшеньге и на Уфтюге(Тарногский район Вологодской области)/ Сост.: Д.М.Балашов, Ю.И.Марченко, Н.И.Калмыкова. М.1985.

197. Секацкий А.К. Фигура гармониста и проблема культурной монады // Белозерье. Краеведческий альманах.Вологда.1998. Вып.2.

198. Секс и эротика в русской традиционной культуре. / Сост. А.Л.Топорков. М.,1996.

199. Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М. 1993. Сепир Э. Язык: введение в изучение речи. М.Л. 1934

200. Сиротипипа О. Б. Современная русская разговорная речь и ее особенности. М., 1974.

201. Славянские древности: этнолингвистический словарь.В 5-ти тт. М. 1995. Т.1.;М. 1998.Т.2.

202. Словарь вологодских говоров. Учеб.пособие по русской диалектологии. Вологда. 1893.

203. Словарь русских говоров Карелии и сопредельных областей. Вып.1. 1994;

204. Вып.2. 1995; Вып.З 1996; Вып. 4. 1997.

205. Словарь русских народных говоров. Вып. 8, СПб. 1972.

206. Словарь церковнославянского языка / Сост. Г.Дьяченко. М. 1889

207. Смирнов И.П. Система фольклорных жанров.// Лотмановский сборник. М.,1997. Вып.2.

208. Смолицкая О.В. Семантика мата и проблема семантического ядра частушки. // Русская альтернативная поэзия XX века. М. 1989.

209. Соболевский А.И. Рецензия на кн.: Зеленин Д.К. Новые веяния в народной поэзии.// Литературный вестник. 1902. Т.З. Кн. 3. С. 299. Современные крестьянские песни (холостая жизнь, любовь, брак, семья, новые пути). М., Л., 1929.

210. Сорокин П. Главные тенденции нашего времени. М. 1997. Сорокин П. Человек: Цивилизация: Общество. М. 1992

211. Сорокин П.А. Преступление и кара, подвиг и награда. Социологический этюд обосновных формах общественного поведения и морали. К 110-тилетию со днярождения. / Изд. Подгот. В.В.Сапов. СПб., 1999.

212. Соссюр Ф. Труды по языкознанию. М. 1977.

213. Старославянский, словарь (по рукописям X -XI века). М. 1990.

214. Степанов Ю.С. Альерантивный мир, Дискус, Факт и принцип причинности.//

215. Язык и наука конца XX века. М., 1995.

216. Степанов Ю.С. В поисках прагматики (Проблема субъекта).// Изв.АН СССР, Сер.лит. и яз. 1981.Т.40, №4, июль-август

217. Толстой И.И. Инвективные песни аттического крестьянства и древней комедии // Академия наук СССР. XLV. Академику Н.Я.Марру. М.- J1. 1935. Толстой Н.И. Язык и народная культура: Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. М. 1995.

218. Толстой Н.И., Толстая С.М. Имя в контексте культуры // Язык о языке. М. 2000.

219. Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика. J1. 1930.

220. Топорков A.JI. «Добрые словеса» в русских заговорах XYII века. // Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура. In memoriam. СПб. 2003.

221. Топоров В.Н. О «евразийской» перспективе романа Андрея Белого «Петербург». // Евразийское пространство: Звук и слово. Междунар. Конф. 3-6 сентября 2000. Тезисы и материалы. М. 2000.

222. Топоров В.Н. О древнеиндийской заговорной традиции. // Малые формы фольклора: Сб. статей памяти Г.Л. Пермякова. М. 1995.

223. Топоров В.Н. О статусе и природе заговора (теоретический аспект)// Этнолингвистика текста. Семиотика малых форм фольклора. I. Тезисы и предварительные материалы к симпозиуму. М. 1988.

224. Традиционный фольклор Новгородской области. Сказки. Легенды. Предания.

225. Былинки. Заговоры.(по записям 1963-1999 гг.). СПб., 2001,

226. Трофимов А.А. Убогий сирота// Живая старина, 1999. № 1.

227. Трубецкой Н.С. О метрике частушки (1927)//. Трубецкой Н.С. Избранные трудыпо филологии. М., 1987.

228. Туфанов А. Метрика, ритмика и инструментализация народных частушек. // Новое литературное обозрение. № 30 (1998).

229. Тынянов Ю.Н. Как мы пишем. // Тынянов Ю.Н. Литературный факт. М. 1993. Тэрнер В. Символ и ритуал. М. 1983.

230. Ульянов М.И. Обрядовые причитания при проводах в солдаты на войну (по записям и личным наблюдениям). Пг., 1915.

231. Ухтомский А. Интуиция совести: Письма. Дневники. Заметки на полях. СПб. 1996.

232. Ухтомский А.А. Собрание сочинений. В 8-ти тт.М.1956. Т. 1.

233. Феноменов М.Я. Современная деревня. Опыт краеведческого исследованияодной деревни (д.Гладыши Валдайского у. Новгородской губернии). 4.2. JI.-M.,1925.

234. Филлипов B.C. Коммуникативная природа загадки: Автореф. канд дис. филол.наук. Орел. 2000.

235. Филлмор Ч. Фреймы и семантика понимания.// Новое в зарубежнойлингвистике., М., 1988. Вып.23 Флоренский П.А. "Не восхищенье непщева". // П.А.Флоренский. Сочинения. В 4-х томах. М., 1996.Т.2

236. Флоренский П.А. Несколько замечаний к собранию частушек Костромской губернии // Собрание частушек Костромской губернии Нерехтского уезда. Кострома. 1909.

237. Фойт В. За комуникативната на фолклоните жанрове.// Български фолклор.1978. кн.З. С.47-54. Франк C.JI. Духовные основы общества. М., 1992.

238. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб. 2000. Хаймс Делл X. Этнография речи.// Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 7. Социолингвистика. М. 1975.

239. Харузина В.Н. Время и обстановка повествовательных произведений народной словесности// Учен, зап./ Ин-т истории Академии Наук.1929.т.З. Хворостьянова Е.В. Ритмический строй севернорусских заговоров. // Русский фольклор. T.XXXI. (2004) (в печати).

240. Холодная В.Г. Драки во время праздничных весенне-летних гуляний как элемент молодежной культуры (по материалам экспедиций РЭМ в Пестовский район Новгородской области)// Этнографическое изучение северо-запада

241. Чистов К.В. Семейные обряды и обрядовый фольклор // Этнография восточных славян. Очерки традиционной культуры. М., 1987.

242. Чистов К.В. Устная речь и проблемы фольклора.// История, культура, этнография и фольклор славянских народов. // 1 Ой международный съезд славистов. М. 1988.

243. Шенк Р., Абельсон Р. Сценарии, планы и знание. // Труды IV международной объединенной конференции по испусственому интеллекту. М. 1975. Шепталипская Т.С. Сухотинка. // Советская этнография. 1982. № 1.

244. Шибутани Т. Социальная психология. М. 1969.

245. Штирле К. История как exemplum — exemplum как история: к вопросу о прагматике и поэтике литературных текстов. // Немецкое философское литературоведение наших дней. Антология. СПб. 2001.

246. Юшков С.В. Очерки по истории приходской жизни на Севере России XY-XYII вв. СПб. 1913.

247. Alexander Т., Hasan-Rokem G. Games of identity in proverb usage: proverbs of a Sephardic-Jewish woman. // Proverbium. V. 5. Vermont. 1988. BartminskiJ. О Jszyku folkloru. Wroclaw. 1973. Ben-Amos A. Folklore Genres. Texas Press. 1976.

248. Ben-Amos D. Context of Folklore: Implications and prospects // Frontiers of folklore. 1977.

249. Benedict R. The chrysanthemum and the sword: Patterns of Japanese culture. New York. 1946.

250. Cole M. Cultural Psychology: A Once and future discipline. London, 1996. Cooperation and competition among primitive peoples / Ed. by M.Mead. New York. 1937,

251. Dodds E.R. The Greeks and the Irrational. Berkeley. Los Angeles. 1966.

252. Dressier Wolfgang U„ Merlini-Barbaresi L. Morphopragmatics of Diminutives and

253. Augmentatives: on the Priority of Pragmatics over Semantics // Kenessei, V.I. 1999.

254. Dressier Wolfgang U., Merlini-Barbaresi L. Morphopragmatics. Diminutives and1.tensifies in Italian, German and Other Languages. Berlin. New York. 1994.

255. Du Bois J. W. Meaning without intention: Lessons from divination.// Responsibilityand Evidence in Oral Discourse. Cambridge. Univ. Press. 1993/

256. FrazerJ.-G. The golden Bough. London. 1890;

257. Geertz, C. The Interpretation of Cultures. NY: Basic Books, 1973.

258. Grayshon M. Towards a Social Grammar of Language. The Hague. 1977.

259. Habermas J. The Theory of communicative action. Vol. 1. Reason and the

260. Rationalization of society. Boston. 1984.

261. Halliday, M.A.K., Hasan R. Language, Context and Text: Aspects of Language in social-semiotic perspective. Oxford. 1989.

262. Honko L. Siirtymariitit.// Sananjalka: Suomen kielen seuran vuosik. Turku, 1964 N 6,

263. Hymes Dell H. The Ethnography of Speaking // Reading in the Sociology of Language. The Hague — Paris. 1968 .

264. Sorokin P. The Ways and Power of Love. Boston: Beacon Press. 1954.

265. Turner V. W. The Anthropology of Performance. N.Y. 1982;

266. Turner V. W. The drums of affliction: a study of religions processes among the

267. Ndembu of Zambia. Oxford. 1968

268. Tylor E.B. Primitive Culture. London.1871;van GennepA. Les rites de passage. P. 1909;