автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.13
диссертация на тему:
Правда в бытии человека

  • Год: 2005
  • Автор научной работы: Иванова, Валентина Владимировна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Омск
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.13
Диссертация по философии на тему 'Правда в бытии человека'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Правда в бытии человека"

На правах рукописи

Иванова Валентина Владимировна

ПРАВДА В БЫТИИ ЧЕЛОВЕКА

Специальность 09.00.13 - религиоведение, философская антропология,

философия культуры

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Омск-2005

Работа выполнена на кафедре философии, социально-гуманитарных и экономических наук ГОУ ВПО «Омская государственная медицинская академия» Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию

Научный руководитель: доктор философских наук, профессор

Сергей Федорович Денисов

Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор,

Борис Владимирович Емельянов

кандидат философских наук, доцент Светлана Владимировна Ефимова

Ведущая организация: ГОУ ВПО Нижневартовский

государственный гуманитарный университет

Защита состоится «20» октября 2005 г. в 14-00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.177.03 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук в Омском государственном педагогическом университете по адресу: 644099, г. Омск, наб. Тухачевского, 14, ауц.212.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Омского государственного педагогического университета.

Автореферат разослан «_» сентября 2005 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

кандидат философских наук, доцент у^ Л.М. Карпова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования обусловлена рядом причин как теоретического, так и практического характера.

Во-первых, никогда не теряет актуальности проблема поиска и обоснования предельных оснований человеческого поведения, к коим, несомненно, относится правда. В русской культуре широкое распространение получило явление правдоискательства, которое указывает на отсутствие правды в повседневной жизни. Ведь если бы человек жил подлинной жизнью, по правде, он не бросился бы на ее поиски.

Во-вторых, в настоящее время человечество вступает в новую эпоху, которая характеризуется как ситуация постмодерна. Эта эпоха ознаменована не только политической, но и ценностной плюральностью, что приводит к элиминации из духовной сферы доминирующих, жизнеутверждающих ценностей. Все это ведет к обессмысливанию человеческой жизни, к потере человеком не только смысловых ориентиров, но и собственной идентичности. Отсюда в современной глобальной культуре необычайную актуальность приобретает поиск альтернативы указанным разрушительным тенденциям. При этом такой реальной альтернативой может выступить правда как форма подлинного, истинного бытия человека, как центр духовных устремлений, как общественный идеал, регулирующий поведение как социальных групп, так и отдельного индивида.

В-третьих, в традиционных обществах, опирающихся на религиозные основания, источником жизни выступает Бог. Однако на современной стадии развития человечества религия теряет свои цементирующие и основополагающие позиции, что приводит к устранению из духовной сферы религиозного источника жизни. Наиболее ярю эта ситуация была выражена в емкой ницшеанской фразе «Бог умер». Этим констатировалась потеря традиционного источника жизни и отсутствие необходимости в его реабилитации. Целесообразен поиск иного источника жизни, каковым может выступить правда. Отсюда в современных условиях необычайную актуальность приобретает исследование правды как источника жизни, как высшей мотивирующей ценности, как основы витальной тенденции человеческого существования.

В-четвертых, в современной культуре явно прослеживается кризис рационализма. Одна из причин этого явления заключается в том, что рациональные идеи не затрагивают чувственную область человека, не укоре-

няются в телесно-психической сфере отдельного индивида. Рациональные ценности остаются чем-то внешним по отношению к человеку и часто оказываются в «неработающем состоянии». Восполнить этот недостаток рационализма помогает правда, как система витальных ценностей, особенности которой заключаются в ее способности воздействовать не только на разум, но и на чувства, укореняться не только в интеллекте, но и в телесно-психической сфере человека. Отсюда актуальным становится исследование правды как эффективной ценностной системы, способствующей развитию жизненного процесса человека.

В-пятых, несмотря на практическую и теоретическую значимость правды, в философско-антропологических исследованиях ей не уделяется достаточно внимания, что, несомненно, не способствует развитию философской антропологии, которая строит свою проблемную область. Восполнить этот недостаток позволит исследование правды как источника жизни, и как центральной категории философской антропологии. Таким образом, актуальность исследования правды вызвана практической потребностью в поисках человеком источника жизни, эффективной ценностной системы, составляющей сущность витальной тенденции, необходимостью альтернативы рациональным и религиозным концепциям жизнеутверждающих ценностей.

Степень разработанности проблемы. Явление правды становится объектом пристального внимания, прежде всего, со стороны христианских мыслителей, особенно православного направления. Это вызвано тем, что Священное Писание указывает на Бога как носителя и установителя высшей правды. В этом смысле констатировалось, что жизнь по правде тождественна Божественному подлинному бытию, в то время как неправда ассоциировалась с неправедным, ложным бытием. Отсюда поиск правды выступил, по сути дела, поиском настоящей, истинной (Божественной) жизни. Поэтому правда была отнесена к сфере горнего, выступала в качестве идеала мирских устремлений человека. Такое понимание правды нашло отражение в трудах архиеп. Афанасия Великого, еписк. Игнатия (Брян-чанинова), св. Иоанна Дамаскина, прот. М. Дронова, прот. Г. Дяченко, С.М. Зарина, архиеп. Иоанна Златоуста, митрополита Иллариона, игумена Иоанна Лествичника, архим. Иоанна Маслова, прот. Иоанна Мейен-дорфа, диакона А. Меня, архиеп. Иоанна Кассиана Римлянина, еписк. Тихона Задонского, А.П. Трубицына и др. В то же время надо отметить, что, несмотря на значимость и задействованность правды в религиозных и

философских дискурсах русской культуры, до сих пор не получила должной рефлексии и теоретического анализа проблема структуры правды. То, что было сделано в русле этой проблематики, можно обобщить следующим образом.

В работах H.A. Бердяева, C.B. Ефимовой, В.Н. Лосского, Н.К. Михайловского, В.В. Розанова, E.H. Трубецкого, А.П. Трубицына и др. правда предстает как системное явление, прежде всего, русской культуры, состоящее из двух частей - истины и справедливости. В этих работах, в основном, исследовалась проблема бытийно-духовного аспекта правды. Однако ограничение правды только бытийно-духовной сферой привело к отождествлению ее с миром идей Платона. При этом приобщение к этому миру (правде) возможно было на уровне интеллекта, рационально-разумного сверхчувственного сознания. Тем не менее, правда, в отличие от платоновского мира идей, является «живым знанием». Путь к исследованию этого аспекта правды, который можно назвать витально-психическим, намечен в некоторых работах И.А. Ильина, В.В. Розанова, B.C. Соловьева, С. Л. Франка и др., где раскрывается способность правды укореняться в чувственной природе человека, в совести. Еще менее исследованными являются механизм и форма воплощения правды в психике человека. В дальнейшем, однако, осуществлялась редукция правды к одному из указанных аспектов. Это приводило к значительному искажению трактовки правды.

В основном, правда как витально-психическое явление исследовалась с позиций психологии, культурологии, социальной философии такими учеными как В.В. Знаков, Д.И. Дубровский, В.А. Печенев, П.А. Рачков, В.И. Свинцов, М.В. Черников.

В современной философии правда как явление и категория философской антропологии практически остается вне поля зрения философов, за редким исключением. В работах С.Ф. Денисова была предпринята попытка обосновать правду в качестве центральной категории философской антропологии.

Проблема исследования обусловлена недостаточной разработанностью явления правды в бытии человека. Поскольку одни философы сосредоточили внимание на бытийно-духовном аспекте правды, другие -на витально-психическом, постольку правда предстает в современной философии фрагментарной и отсутствует ее целостное видение. Эта проблема может быть выражена в ряде вопросов: как связаны между собой бытийно-духовный и витально-психический аспекты правды? Каковы

функции правды в бытии человека? Каковы формы воплощения правды в психике человека?

В качестве теоретической основы исследования выступили труды Аристотеля, Ф. Брентано, А. Бергсона, Г.В.Ф. Гегеля, И. Канта, Т. Карлей-ля, Г. Лейбница, Ф. Ницше, Платона, М. Шелера, А. Шопенгауэра; работы известных русских философов H.A. Бердяева, С.Н. Булгакова, И.А. Ильина, С.А. Левицкого, Л.М. Лопатина, А.Ф. Лосева, В.Н. Лосского, Н.К. Михайловского, П.И. Новгородцева, В.В. Розанова, B.C. Соловьева, E.H. Трубецкого, П.А. Флоренского, С.Л. Франка, а также современных отечественных философов: Р.Г. Апресяна, A.C. Ахиезера, Г.Ч. Гусейнова, С.Ф. Денисова, Д.И. Дубровского, Б.В. Емельянова, C.B. Ефимовой, А.П. Огур-цова, В.А. Печенева, П.А. Рачкова, B.C. Свинцова, Г.Ч. Синченко, А.П. Трубицына и др. Кроме того, анализ особенностей воплощения правды в бытии человека эпохи постмодернизма был осуществлен с привлечением работ Н. Аббаньяно, М. Бубера, А. Камю, С. Кьеркегора, Г. Марселя, М. Мерло-Понти, Ж.-П. Сартра, Э. Фромма, М. Хайдеггера, Б. Хюбнера.

Для исследования специфических сторон проявления правды в конкретных социально-исторических условиях обращались к трудам отечественных ученых различных областей знания: в нейрофизиологии (H.A. Бернштейна, Н.П. Бехтеревой), в психологии (В.В Знакова, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна), в языкознании (Н.Д. Арутюновой, В.В. Иванова, И.И. Срезневского, Ю.С. Степанова, М. Фасмера), истории, культурологии и социальном познании (A.C. Ахиезера, H.H. Велецкой, Л.А. Горели-кова, В.И. Даля, И.Н. Данилевского, A.A. Зимина, В.В. Иванова, А.И. Кли-банова, Н.В. Печерской, М.В. Попович, А.Л. Саккети, В.Н. Топорова, М.В. Черникова, А. Л. Юрганова).

Цель и задачи исследования. Цель исследования заключается в теоретическом осмыслении бытийно-дужвного и витально-психического аспектов правды, посредством которых в рамках человеческого существования реконструируется ее дуализм и единство. Для достижения поставленной цели намечены следующие задачи:

- поскольку традиция понятия правды уходит корнями в христианское учение, постольку для понимания смысла явления необходимо посредством обращения к церковному знамению этого слова реконструировать исходную бытийную сферу, им охватываемую;

- теоретически описать основные формы проявления правды в общественной жизни и выявить специфику соотношения правды-истины и правды-справедливости;

- эксплицировать общую природу бытийно-духовного аспекта правды;

- зафиксировать основные функции правды в бытии человека;

- выявить и теоретически описать форму существования витально-психического аспекта правды.

Методологические основания диссертационного исследования. Общей основой диссертационного исследования является диалектический метод, благодаря которому правда представлена как целостное образование, состоящее из совокупности частей, находящихся в отношениях и связях друг с другом. В качестве методологической основы для решения поставленных задач активно использовались основные категории диалектики.

Метод структурно-функционального анализа предполагает рассмотрение правды как некоей целостности, обладающей сложной структурой, каждый элемент которой имеет определенное значение и выполняет специфические функции. Применение этого метода позволяет выявить взаимодействие различных форм правды, например, взаимное влияние бытийно-духовного и витально-психического аспектов правды-истины и правды-справедливости.

В ходе решения поставленных задач использовались элементы экзистенциально-философского анализа применительно к проблеме существования правды в бытии человека. Это обусловлено ориентацией на исследование подлинного бытия личности, которое обнаруживает формы существования витально-психического аспекта правды и функции, выполняемые правдой в ситуации выбора человеком жизненных стратегий.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые осуществлен анализ правды как категории философской антропологии в диалектическом единстве бытийно-духовного и витально-психического аспектов. В исследовании получены следующие результаты:

- выявлена исходная бытийная сфера, охватываемая понятием Божественной правды в православно-христианской традиции;

- уточнена связь между правдой-истиной и правдой-справедливостью; выявлено, что обе формы правды носят объективный характер;

- зафиксированы стратегические возможности бытийно-духовного аспекта правды, вытекающие из его непосредственной взаимосвязи с подлинным бытием;

- выделены основные функции правды в бытии человека;

- установлены глубинные особенности формирования витально-психического аспекта правды;

- обоснована необходимость понимания правды в качестве экзистенции.

Положения, выносимые на защиту:

- В православно-христианской мировоззренческой парадигме Божественная правда является воплощением гармонического единства сущности и существования, т.е. Вечной Жизни, раскрывается которое как единство истины и справедливости. Принципиально важно, что при таком подходе концептуализируется следующее методологическое требование к представлению о Божественной правде: она предстает как единство мистического и этического аспектов, покоящихся в своей онтологической данности в совести человека.

- Непосредственная концептуальная связь правды с истиной и справедливостью наиболее полно раскрыта в русской философии. Правда здесь выступает в модусе подлинно сущего, истинного бытия и представляет область должного. Репрезентируют проблему взаимоотношения сущего и должного такие формы правды как правда-истина и правда-справедливость. Решение этой проблемы имеет специфический характер: обе формы правды неразрывными узами спаяны с подлинным бытием и взаимосвязаны с человеком, как носителем образа правды.

- Определяющую роль в понимании правды сыграло ее отношение к истинно сущему как своему основанию, в природе которого заложено стремление к воплощению. Поэтому феномен правды обладает способностью к воплощению и тесно связан с подлинным бытием, противопоставленным конечному миру. На этом основании выделен бытийно-духов-ный аспект правды, который предстает как воплощение подлинного бытия. Показано, что итогом исследования бытийно-духовного аспекта правды стал вывод о наличии, с одной стороны, правды как замысла, а с другой-материи (т.е. через бытие). Бытийно-духовный аспект правды, фиксируемый как замысел, заряжает материально-психическую основу сознания человека творческой потенцией. В этом аспекте правда выступает как возможность отношения к подлинному бытию, т.е. экзистенция.

- Итогом исследования воплощения бытийно-духовного аспекта правды в человеческом существовании стал вывод об антропологическом порядке ее выражения: бытийно-духовный аспект правды выражает себя, а витально-психическая структура совести является средством выражения. Показано, что антропологический порядок выражения правды можно охарактеризовать как ступенчато-целевой: каждая ступень существует для другой, занимающей следующее после нее, более высокое положение. Вскрыты особенности антропологической конституции правды. Во-первых, она

универсальна, т.к. у всех людей составляется духом, областью витально-психического и личностным началом. Во-вторых, существует антропологическая конституция правды лишь в индивидуальных вариациях.

- Выявлено, что сущностью витально-психического аспекта правды является отношение и оценка собственной жизни с позиции должного. Поэтому феномен правды в ее витально-психическом аспекте проявляется как антроподеонтическая истина и тесно связан с совестью человека. Соответственно, правда антропологически выражаясь, актуализируется в совести. Показано, что совесть является экзистенциальной формой существования правды. Совесть имеет онтологический характер, ее невозможно устранить, а человек должен обладать решимостью принять ее.

- Последующий анализ экзистенциальной формы существования правды в ее витально-психическом аспекте, т.е. совести, актуализирует проблему свободно-личностного выбора правды. Ее разработка идет в двух направлениях. Во-первых, формируется понимание правды как личностного проекта бытия и смысла человека. Это позволяет выявить функции, которые правда выполняет в человеческом существовании, прежде всего, моделирующую и смыслообразующую. Кроме того, концептуализация правды как социально-культурного феномена раскрывает еще одну ее функцию -коммуникативную. Во-вторых, обосновывается необходимость понимания правды как экзистенции, т.е. отношения к подлинному бытию, движения, которое ведет человека за его собственные пределы и раскрывает его существование как постоянное самоосуществление. Только совмещение обоих аспектов правды: бытийно-духовного и витально-психического обеспечивает реализацию целостной правды в качестве экзистенции.

Теоретическая и практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что его результаты могутбыть использованы: во-первых, для прояснения философско-антропологической проблематики, связанной с исследованием правды; во-вторых, для формирования устойчивой витальной ориентации человека; в-третьих, в преподавании философской антропологии, социальной философии и культурологии.

Апробация исследования. Основные положения диссертации и полученные результаты изложены в 7 публикациях, докладах на научных конференциях, в том числе международной научно-практической конференции «Феномен развития в науках о человеке» (Пенза, 2004), межвузовской научной конференции «Реальность, человек, культура. Константы и универсалии» (Омск, 2003), V региональной научно-практической и ме-

тодической конференции «Становление личности врача» (Омск, 2005).

Диссертация обсуждалась на заседании кафедры философии, социально-гуманитарных и экономических наук ГОУ ВГТО «Омская государственная медицинская академия» Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию и была рекомендована к защите.

Структура и объем работы. Диссертация изложена на 185 страницах, состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, включающего 197 источников.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Введение содержит обоснование актуальности темы и краткую характеристику степени ее разработанности. В нем формулируется цель и задачи исследования, характеризуется теоретико-методологическая основа работы, демонстрируется научная новизна и научно-практическая значимость диссертации.

Первая глава «Бытийно-духовный аспект правды» посвящена обсуждению и анализу концептуальных предпосылок, обусловивших выделение бытийно-духовной стороны правды, которая позволяет более полно понять и раскрыть сущность и основную специфику данного феномена в его целостности.

В первом параграфе «Православно-христианская традиция в понимании правды» показывается, что истоки формирования бытийной характеристики правды берут свое начало в православно-христианской мировоззренческой парадигме. Для последней характерна непосредственная связь правды с Богом. Здесь правда характеризуется как Божественные законы, передающие «Слово» Творца в форме заповедей. Поскольку «Слово» в Священном Писании отождествляется с Иисусом Христом (Иоанн. 1:14), постольку правда концептуализируется как идеальное явление бытия сущности, как символический лик Божественного промысла. В истинности своих деяний Иисус Христос является символом претворения подлинного бытия, Божественной правды в телесной действительности.

Наряду с правдой и истина отождествляется с Иисусом Христом. Соответственно взаимосвязь правды и истины в православно-христианской парадигме приобретает специфическую окраску. Взаимодействие и взаимоотношение правды и истины решается в православном учении о бого-

воплощении. Рассматривая замысел Бога-Отца (правду) и Иисуса Христа (истину), библейская мысль постулирует одинаковую сущность Бога-Отца и Бога-Сына (св. Григорий Богослов, св. Иоанн Дамаскин). Отсюда следует предельная значимость сходства правды с истиной.

Вместе с тем, Христос как «сын Божий» воплощает субстанциальное единство божественного закона и суда, иначе говоря, в нем осуществляется единство правды и справедливости. Тот факт, что Божественный образ Иисуса Христа вбирает в себя лики истинного бытия и справедливого закона, и суда, представляется воплощением их единства в Вечной Жизни. В качестве гармонического единства сущности и существования Вечная Жизнь воплощается в Божественной правде, которая в библейской традиции раскрывается как единство истины и справедливости. Функциональное содержание Божественной правды можно определить как совершенное освобождение человека от греха, неправды, от смерти вообще. Речь идет о спасении души человека (в христианской терминологии).

Благодаря закреплению божественного начала в реалиях земной жизни, внимание акцентируется на необходимости для раскрытия сакрального смысла, скрытого в мистическом аспекте Божественной правды,«.. .сотворения нового сердца и нового духа». «Обновление» сердца и духа определяется тем, что Божественная природа правды, воспринимаясь человеком, трансформируется в справедливое отношение к ближним, основанное на любви, в действенное добро. Это позволяет выделить такую ипостась, где Божественная правда, будучи проекцией на природную и социальную сферы человеческого существования, воплощает в себе этический идеал межличностных отношений. Тем самым, фиксируется характерное для православия: 1) осознание факта, что природа Божественной правды служит земным символом первородной сущности бытия; 2) значимость символической природы Божественной правды как идеи возможности творения «Вечной Жизни»; 3) необходимость в обнаружении полноты Божественной правды путем соучастия двух аспектов правды: мистического и этического, которые органически связали бы бытие человека и подлинное бытие в Боге.

Во втором параграфе «Двойственность и единство правды» раскрывается сущность и основные аспекты правды, которые представляют основу для понимания единства исследуемого явления.

Характеристика особенностей правды сопровождается выделением основных элементов системы правды: правды-истины и правды-справедли-

вости, в которых закрепляются метафизически осмысленные способы существования идеала правды в общественной жизни. Правда трактуется как система «знания о мире как он есть» и «знания о мире, каков он должен быть», фиксируемая в понятиях правда-истина и правда-справедливость. Подобная типология правды весьма условна. В качестве «рабочей» можно принять структуру правды, включающую в себя «высшую истину» и «высшую справедливость» (Н.А. Бердяев). Эти формы правды многообразны, т.к. могут представить внутреннее единство односторонне, основываясь на роли одного из элементов, или многосторонне, опираясь на предельное оформление специфики нового явления.

Это обстоятельство выделяется в различении правды-истины как «источника витальных тенденций человеческого бытия», и правды-справедливости, как «закона справедливости» и как «заповеди совершенства».

Правда-истина - антроподеонтическая истина, особый род бытия, которое осуществляется системным взаимодействием единства, определяемого как «нравственная истина», словом - «система партиципативных знаний и ценностей бытия человека, на основе которых формируется витальная тенденция человеческого бытия» (С.Ф. Денисов). Можно сказать, что правда-истина есть преимущественно субъектное преобразование, т.к. движение человека к правде «... истекает из его первоначального устройства» (В.В. Розанов), поскольку правда укоренена в самом человеке (С. Л. Франк). Вместе с тем, будучи «неизъяснимым высшим началом» и «вечным благом», она относится к миру подлинного бытия и может интерпретироваться как область идеальных сущностей.

Мотив изначальной принадлежности правды к подлинному бытию определил стойкое представление о значимости правды в земном мироустройстве. Правда-справедливость может быть понята в модусе общества как опора совершенного государственного устройства. Поэтому зачастую правда в форме правды-справедливости отождествлялась с общественным идеалом, как законченной моделью совершенного общественного устройства (П.И. Новгородцев). Здесь раскрывается специфика смысла, заключенного в правде как социально-практическом способе достижения подлинного бытия: как общественный идеал правда представляет собой, в отличие от справедливости, не блокирующий, ограничивающий феномен, а нормативную программу, опирающуюся на доброе начало в человеке. Правда-справедливость в качестве «заповеди совершенства» является своеобразным идеалом социальных свойств человека, способностью субъекта самостоятельно конструировать смыслы.

Единство правды с подлинным бытием сохраняется, но схема социальных и личностных модификаций подлинного бытия опирается на совесть человека. Правда, трансцендентная по отношению к человеку, будучи a priori данной нашему сознанию, всегда переживается человеком, и в этом смысле она субьектна. Целостность, системное качество правды как особого рода бытия обобщается в содержании социально-культурного опыта человечества, создаваемого человеком в процессе осуществления универсальных норм и ценностей бытия, зафиксированных в правде-истине и правде-справедливости. Поэтому правда, если рассматривать ее на уровне исследования проблемы подлинного бытия, по своей природе объективна и целостна. Но это качество правды, понятое в плоскости многогранности человеческого существования, позволяет правде сохранить в качестве неотъемлемого свойства субьектность и дуализм, проявляющийся в формах освоения человеком подлинного бытия.

Параграф третий «Правда и подлинное бытие» посвящен исследованию необходимости и возможности трактовки правды как явления, присущего подлинному бытию.

Тема правды как возможного и должного признака субъекта (человека) актуализируется на уровне онтологии подлинного бытия в плоскости такого рода изменения, основной признак которого - воплощение. Предельно общее понимание воплощения представлено в трудах С.А. Левицкого, который раскрыл специфику воплощения как одновременно приобретения и принижения. Подлинное бытие и правда как его фрагмент, воплощаясь, одновременно предполагает замысел и материю (т.е. через бытие). Эти обстоятельства логически оформлены понятием бытийно-духовный аспект правды, которое фиксирует правду как замысел, заряжающий материально-психическую основу сознания человека творческой силой потенций. Слияние двух потоков создает возможность трактовки сотворения правды как воплощения духа правды и преобразования «материи». Поэтому правда может быть понята как сущая в бытии.

Подлинное бытие есть то, что всегда противопоставлено временному, конечному миру, цель которого привести элементы бытия в бессмысленное и разрозненное состояние. Те состояния бытия, которые характеризуются оторванностью от подлинно сущего, воплощаются в понятии «неправда». При этом нельзя понимать правду и неправду как две равноправные и онтологически ценные полярности.

Онтологическое значение категории «правда», прежде всего, выражается в нерасчлененной целостности бытия и подлинности человеческой

личности. Переход на уровень человеческой подлинности, которая предстает как единство «Я» и его назначения (задачи), закономерен, т.к. человек реализует свою экзистенцию, т.е. заложенную в совести онтологическую потребность быть, преобразуя собственные ненастоящие формы существования. Тем самым правда раскрывает человеку экзистенциальную связь между миром и подлинным бытием. Правда как замысел (бытийно-духовный аспект правды) представляет из себя проект экзистенциальной возможности. Воплощаясь в совести человека, она реализует движение по формированию подлинной личности. Двойственность характеристики бытийно-духовного аспекта правды заключается в том, что она не только абсолютна в своей объективной рациональности (духовности) и субъективной рациональности (витальности человека), но и в том, что она как экзистенция (возможность отношения к подлинному бьггию), в свою очередь есть трансценденция.

Глава вторая «Витально-психический аспект правды» посвящена теоретическому описанию антропологической модели правды; поиску и обоснованию этапов актуализации правды в бытии человека и выявлению функций, которые она выполняет. В первом параграфе «Антропологическая конституция правды» предпринята попытка очертить границы антропологической структуры правды. Особенностью рассмотрения темы антропологической конституции правды выступает совмещение двух плоскостей анализа: выявление модели выражения правды и характеристика непосредственно индивидуализированной актуализации содержания правды. Такой аспект проблемы задан интерпретацией правды как способности человека или силы, которую он использует наряду с другими, основанной на идее формирования человека как подлинной личности.

Переход к витально-психическому аспекту правды, которая предстает для человека особым родом «динамического образа окружающего мира», и формируется в потоке интегрируемых живым существом ощущений, с точки зрения выражения правды, позволяет сделать следующие выводы: 1) отношение между выражающим себя бытийно-духовным аспектом правды и средством выражения, витально-психической структурой совести, является непосредственным. Оба аспекта правды: бытийно-духов-ный и витально-психический - сами определяют свое отношение друг к другу, между ними нет третьего; 2) в истинном выражении то, что себя выражает, и средство выражения находятся не на одном уровне бытия.

Бытийно-духовный аспект правды есть нечто качественно иное, чем чувственный (витально-психический) материал. Это констатирует принцип соучастия, который требует именно «сохранения бытийной целостности как таковой» качественно различных аспектов правды; 3) при выражении правды речь идет, в сущности, лишь о переводе с одного на другой уровень понимания.

Соучастие в выражении бытийно-духовного и витально-психического аспектов правды предполагает взаимное присвоение бытия как такового ! обоих участников при абсолютном сохранении целостности обоих. Адекватный образ «воплощенной» правды - не внутренне детерминируемое I изменение, а антропологическое выражение правды, которое, будучи специфическим взаимоотношением бытийно-духовного и витально-психического аспектов правды достигает объективности, общезначимости и независимости от субъективных воззрений отдельной личности.

Отношения между бытийно-духовным и витально-психическим аспектами правды можно описать как коэкзистирование. Коэкзистирование означает глубочайшее единство и одновременно неизгладимость различий сосуществующих аспектов правды.

Результаты исследования правды как социокультурного и индивидуально-экзистенциального феномена в контексте концепции «живого знания» раскрывают правду, смысловое содержание которой заключается в отношении и оценке собственной жизни с позиции наличия в ней возможности отношения к подлинному бытию.

Во втором параграфе «Актуализация правды и ее функции в бытии человека» раскрываются этапы и механизм актуализации правды в бытии человека, а также выявляется функциональное содержание этого феномена.

* Характеристика особенностей актуализации правды в бытии человека

сопровождается выделением основного порядка антропологического , выражения правды для которого характерна ступенчато-целевая схема. Таким образом, можно сказать, что в ступенчатом мире человеческого бытия, начиная от витально-психического и кончая бытийно-духовным, каждая промежуточная ступень правды одновременно представляет собой цель для предыдущей более низкой и средство для более высокой ступени. Следовательно, порядок выражения правды в бытии человека можно интерпретировать как ступенчато-целевой порядок. Ступенчато-целевой порядок антропологического выражения правды в бытии чело-

века универсален для всех людей. Однако этот универсальный ступенчато-целевой порядок выражения правды проявляется только в индивидуальных вариантах.

Помимо ступенчато-целевого порядка выражения правды имеет место порядок актуализации правды в бытии человека, который определяется как временное событие, происходящее в пределах жизни человека. Ступенчато-целевой порядок и порядок актуализации правды образуют вместе правду в качестве проекта бытия и смысла человека. Правда как проект бытия - потому, что здесь заложено развитие бытия с «заданным значением», которое в каждом случае должно быть еще достигнуто. Правда как проект смысла- потому, что с началом жизни конкретного человека направление актуализации правды хотя и дано, однако оно лишь постепенно достигает исполнения своего смысла.

Антропологическое выражение правды осуществляется в условиях неповторимого схождения бытийно-духовного и витально-психического воплощений правды в совести конкретного человека, при непосредственном формообразующем действии «личностного начала». Учитывая творческие инициации конкретного человека, личностный уровень понимания правды является индивидуальным проектом бытия и смысла человека, который являет ся вариацией проекта бытия и смысла, т.е. правды, действительной для всех людей. Правда в качестве проекта бытия и смысла является сущностной и экзистенциальной нормой человека.

Выявлено, что витально-психический аспект правды обретает значение «модели потребного будущего». Это создает возможность раскрыть ее внутреннюю диалектическую противоречивость: в правде одновременно представлен накопленный ранее опыт и «дано то, чего нет». Благодаря этим свойствам правда выполняет в бытии человека моделирующую функцию. Поскольку правда выступает как фактор, который обусловливает формирование и развитие нейродинамической модели психики человека, можно зафиксировать, что моделирующая функция в свою очередь определяет смыслообразующую функцию правды.

Правда в аспекте идеального способа общественной деятельности выполняет коммуникативную функцию, т.е. является основой социальной организации и проявлением функционирования механизма отражения в социуме.

В третьем параграфе «Экзистенциальность правды» на основе экзистенциальной исследовательской программы выявляется и теоретически описывается форма существования правды в бытии человека.

Свое непосредственное выражение правда как нравственный закон находит в голосе совести. Будучи витально-психическим образованием совесть имеет двоякое начало: с одной стороны, чувственно-психическое, структура совести складывается из элементов, которыми можно считать чувства вины, стыда, ответственности, благоговения. С другой стороны, совесть обусловлена духовным началом. Это представляется следующим образом: элементы витально-психического поддаются каузальному объяснению, но в тоже время все эти элементы перекрываются исходящим от духа порядком, который уже не определяется физически и является тем, что превращает такое витально-психическое образование как совесть в акт правды.

В таком общем представлении совесть может быть истолкована как «данность свыше», имеющая неутилитарный и экзистенциальный характер. Конкретизируя содержание совести, выделяются отрицательный и положительный ее смыслы. В первом случае речь идет об «угрызениях совести». С. А. Левицкий, Ф. Ницше, 3. Фрейд особое значение придавали факту «осуждения» совестью поступков или качества мотива, из которого они вытекают. Обращение к другому смыслу совести, который считали доминирующим H.A. Бердяев, И.А. Ильин, Э. Фромм, М. Хайдегтер раскрывает функцию совести, состоящую в призыве человека к подлинному бытию. Отрицательная трактовка функционального содержания совести, зафиксированная в определениях «нечистой совести», совести «отцовского типа», «авторитарной совести» недостаточна для адекватного понимания такого ее результирующего действия как акт правды. Демонстрируется значение максимально развитой совести, совести «материнского типа», «гуманистической совести», представляющей из себя «зов», для формирования подлинной, полноценной личности. Если в одном случае ценностные суждения приобретают характер норм совести, то во втором случае речь уже идет о целостной личности. Экзистенциальная структура совести указывает на тот факт, что человек постоянно творит себя, обладая экзистенциальной возможностью отношения к подлинному бытию, возможностью правды.

Правда бытийствует как экзистенция, под которой понимается, прежде всего, отношение к подлинному бытию, движение, которое ведет человека за его собственные пределы и раскрывает его существование как постоянное самоосуществление «здесь-и-сейчас». Экзистенциальная интерпретация правды призвана выявить тот факт, что возможность отноше-

ния к подлинному бытию является фундаментальной способностью человека.

В «Заключении» кратко формулируются основные результаты проведенного исследования.

Основное содержание диссертации изложено'в публикациях:

1. Иванова В.В. Эмоция вины как предпосылка формирования нравственного идеала правды / В.В. Иванова // Гуманитарные исследования: Ежегодник. - Омск: Изд-во ОмГПУ 2002. - Вып. 7. - С. 52-57 (0,52 п.л.).

2. Иванова В.В. Правда в православно-христианской традиции / В.В. Иванова // Гуманитарные исследования: Ежегодник. - Омск: Изд-во ОмГПХ 2003.-Вып. 8.-С. 131-136 (0,43 п.л.).

3. Иванова В.В. Правда-истина и правда-справедливость: линии расхождения и схождения / В.В. Иванова// Омский научный вестник. - Омск : Изд-во ОмГТХ 2003. - Вып. 4. - С. 53-57 (0,41 п.л.).

4. Иванова В.В. Философско-антропологическая специфика духовно-практического освоения правды / В.В. Иванова // Материалы межвузовской конференции «Реальность. Человек. Культура. Константы и универсалии». -Омск: Изд-во ОмГПУ,2003. -С. 121-123 (0,14 п.л.).

5. Иванова В.В. Постижение правды как этап становления личности / В.В. Иванова //Материалы Международной научно-практической конференции «Феномен развития в науках о человеке». - Пенза: Изд-во «ПДЗ», 2004. - С. 46-48 (0,13 п.л.).

6. Иванова В.В. Подлинное бытие и правда / В.В. Иванова // Гуманитарные исследования: Ежегодник. - Омск: Изд-во ОмГ'ИХ 2004. -Вып. 9. - С. 26-28 (0,17 п.л.).

7. Иванова В.В. К ревизии понятия правды в бытии человека / В.В. Иванова // Омский научный вестник. Приложение к выпуску №13. Материалы V Региональной научно-практической и методической конференции «Становление личности врача». - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2005. -С. 26-28 (0,32 п.л.).

На правах рукописи

Иванова Валентина Владимировна

ПРАВДА В БЫТИИ ЧЕЛОВЕКА

Специальность 09.00.13 - религиоведение, философская антропология,

философия культуры

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Омск-2005

Лицензия ЛР № 020845

Подписано в печать 15.09.05 Формат 60x84/16 Бумага офсетная П.л.-1,0 Способ печати - оперативный Тираж 100

Издательско-полиграфический центр ОмГМА 644099, Омск, ул. Ленина, 12; тел. 23-05-98

»1699?

РНБ Русский фонд

2006-4 19588

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Иванова, Валентина Владимировна

Введение.3

Глава 1. Бытийно-духовный аспект правды.13

§ 1. Православно-христианская традиция в понимании правды.13

§2. Двойственность и единство правды.41

§3. Правда и подлинное бытие.63

Глава 2. Витально-психический аспект правды.91

§ 1. Антропологическая конституция правды.91

§2. Актуализация правды в бытии человека и ее функции . 110

§3. Экзистенциальность правды.132

 

Введение диссертации2005 год, автореферат по философии, Иванова, Валентина Владимировна

Во-первых, никогда не теряет актуальности проблема поиска и обоснования предельных оснований человеческого поведения, к коим, несомненно, относится правда. В русской культуре широкое распространение получило явление правдоискательства, которое указывает на отсутствие правды в повседневной жизни. Ведь если бы человек жил подлинной жизнью, по правде, он не бросился бы на ее поиски.

Во-вторых, в настоящее время человечество вступает в новую эпоху, которая характеризуется как ситуация постмодерна. Эта эпоха ознаменована не только политической, но и ценностной плюральностью, что приводит к элиминации из духовной сферы доминирующих, жизнеутверждающих ценностей. Все это ведет к обессмысливанию человеческой жизни, к потере человеком не только смысловых ориентиров, но и собственной идентичности. Отсюда в современной глобальной культуре необычайную актуальность приобретает поиск альтернативы указанным разрушительным тенденциям. При этом такой реальной альтернативой может выступать правда как форма подлинного, истинного бытия человека, как центр духовных устремлений, как общественный идеал, регулирующий поведение как социальных групп, так и отдельного индивида.

В-третьих, в традиционных обществах, опирающихся на религиозные основания, источником жизни выступает Бог. Однако на современной стадии развития человечества религия теряет свои цементирующие и основополагающие позиции, что приводит к устранению из духовной сферы религиозного источника жизни. Наиболее ярко эта ситуация была выражена в емкой ницшеанской фразе «Бог умер». Этим констатировалась потеря традиционного источника жизни и отсутствие необходимости в его реабилитации. Целесообразен поиск иного источника жизни, каковым может выступить правда. Отсюда в современных условиях необычайную актуальность приобретает исследование правды как источника жизни, как высшей мотивирующей ценности, как основы витальной тенденции человеческого существования.

В-четвертых, в современной культуре явно прослеживается кризис рационализма. Одна из причин этого явления заключается в том, что рациональные идеи не затрагивают чувственную область человека, не укореняются в телесно-психической сфере отдельного индивида. Рациональные ценности остаются чем-то внешним по отношению к человеку и часто оказываются в «неработающем состоянии». Восполнить этот недостаток рационализма помогает правда, как система витальных ценностей, особенности которой заключаются в ее способности воздействовать не только на разум, но и на чувства, укореняться не только в интеллекте, но и в телесно-психической сфере человека. Отсюда актуальным становится исследование правды как эффективной ценностной системы, способствующей развитию жизненного процесса человека.

В-пятых, несмотря на практическую и теоретическую значимость правды, в философско-антропологических исследованиях ей не уделяется достаточно внимания, что, несомненно, не способствует развитию философской антропологии, которая строит свою проблемную область. Восполнить этот недостаток позволит исследование правды как источника жизни, и как центральной категории философской антропологии. Таким образом, актуальность исследования правды вызвана практической потребностью в поисках человеком источника жизни, эффективной ценностной системы, составляющей сущность витальной тенденции, необходимостью альтернативы рациональным и религиозным концепциям жизнеутверждающих ценностей.

Степень разработанности проблемы

Явление правды становится объектом пристального внимания, прежде всего, со стороны христианских мыслителей, особенно православного направления. Это вызвано тем, что Священное Писание указывает на Бога как носителя и установителя высшей правды. В этом смысле констатировалось, что жизнь по правде тождественна Божественному подлинному бытию, в то время как неправда ассоциировалась с неправедным, ложным бытием. Отсюда поиск правды выступил, по сути дела, поиском настоящей, истинной (Божественной) жизни. Поэтому правда была отнесена к сфере горнего, выступала в качестве идеала мирских устремлений человека. Такое понимание правды нашло отражение в трудах архиеп. Афанасия Великого, еписк. Игнатия (Брянчанинова), св. Иоанна Дамаскина, прот. М. Дронова, прот. Г. Дяченко, С.М. Зарина, архиеп. Иоанна Златоуста, митрополита Иллариона, игумена Иоанна Лествичника, архим. Иоанна Маслова, прот. Иоанна Мейендорфа, диакона А. Меня, архиеп. Иоанна Кассиана Римлянина, еписк. Тихона Задонского, А.П. Трубицына и др. В то же время надо отметить, что, несмотря на значимость и задействованность правды в религиозных и философских дискурсах русской культуры, до сих пор не получила должной рефлексии и теоретического анализа проблема структуры правды. То, что было сделано в русле этой проблематики, можно обобщить следующим образом.

В работах Н.А. Бердяева, С.В. Ефимовой, В.Н. Лосского, Н.К. Михайловского, В.В. Розанова, Е.Н. Трубецкого, А.П. Трубицына и др. правда предстает как системное явление, прежде всего, русской культуры, состоящее из двух частей - истины и справедливости. В этих работах, в основном, исследовалась проблема бытийно-духовного аспекта правды. Однако ограничение правды только бытийно-духовной сферой привело к отождествлению ее с миром идей Платона. При этом приобщение к этому миру (правде) возможно было на уровне интеллекта, рационально-разумного сверхчувственного сознания. Тем не менее, правда, в отличие от платоновского мира идей, является «живым знанием». Путь к исследованию этого аспекта правды, который можно назвать витально-психическим, намечен в некоторых работах И.А. Ильина, В.В. Розанова, B.C. Соловьева,

C.J1. Франка и др., где раскрывается способность правды укореняться в чувственной природе человека, в совести. Еще менее исследованными являются механизм и форма воплощения правды в психике человека. В дальнейшем, однако, осуществлялась редукция правды к одному из указанных аспектов. Это приводило к значительному искажению трактовки правды. В основном, правда как витально-психическое явление исследовалась с позиций психологии, культурологии, социальной философии такими учеными как В.В. Знаков, Д.И. Дубровский, В.А. Печенев, П.А. Рачков, В.И. Свинцов, М.В. Черников.

В современной философии правда как явление и категория философской антропологии практически остается вне поля зрения философов, за редким исключением. В работах С.Ф. Денисова была предпринята попытка обосновать правду в качестве центральной категории философской антропологии.

Проблема и теоретическая основа исследования

Проблема исследования обусловлена недостаточной разработанностью явления правды в бытии человека. Поскольку одни философы сосредоточили внимание на бытийно-духовном аспекте правды, другие - на витально-психическом, постольку правда предстает в современной философии фрагментарной и отсутствует ее целостное видение. Эта проблема может быть выражена в ряде вопросов: как связаны между собой бытийно-духовный и витально-психический аспекты правды? Каковы функции правды в бытии человека? Каковы формы воплощения правды в психике человека?

В качестве теоретической основы исследования выступили труды Аристотеля, Ф. Брентано, А. Бергсона, Г.В.Ф. Гегеля, И. Канта, Т. Карлейля, Г. Лейбница, Ф. Ницше, Платона, М. Шелера, А. Шопенгауэра; работы известных русских философов Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, И.А. Ильина, С.А. Левицкого, Л.М. Лопатина, А.Ф. Лосева, В.Н. Лосского, Н.К. Михайловского, П.И. Новгородцева, В.В. Розанова, B.C. Соловьева, Е.Н.

Трубецкого, П.А. Флоренского, СЛ. Франка, а также современных отечественных философов: Р.Г. Апресяна, А.С. Ахиезера, Г.Ч. Гусейнова, С.Ф. Денисова, Д.И. Дубровского, Б.В. Емельянова, С.В. Ефимовой, А.П. Огурцова, В.А. Печенева, П.А. Рачкова, B.C. Свинцова, Г.Ч. Синченко, А.П. Трубицына и др. Кроме того, анализ особенностей воплощения правды в бытии человека эпохи постмодернизма был осуществлен с привлечением работ Н. Аббаньяно, М. Бубера, А. Камю, С. Кьеркегора, Г. Марселя, М. Мерло-Понти, Ж.-П. Сартра, Э. Фромма, М. Хайдеггера, Б. Хюбнера.

Для исследования специфических сторон проявления правды в конкретных социально-исторических условиях обращались к трудам отечественных ученых различных областей знания: в нейрофизиологии (Н.А. Бернштейна, Н.П. Бехтеревой), в психологии (В.В Знакова, А.Н. Леонтьева, C.JI. Рубинштейна), в языкознании (Н.Д. Арутюновой, В.В. Иванова, И.И. Срезневского, Ю.С. Степанова, М. Фасмера), истории, культурологии и социальном познании (А.С. Ахиезера, Н.Н. Велецкой, JI.A. Гореликова, В.И. Даля, И.Н. Данилевского, А.А. Зимина, В.В. Иванова, А.И. Клибанова, Н.В. Печерской, М.В. Попович, A.JI. Саккети, В.Н. Топорова, М.В. Черникова, A.JI. Юрганова).

Цель и задачи исследования Цель исследования заключается в теоретическом осмыслении бытийно-духовного и витально-психического аспектов правды, посредством которых в рамках человеческого существования реконструируется ее дуализм и единство.

Для достижения поставленной цели намечены следующие задачи: - поскольку традиция понятия правды уходит корнями в христианское учение, постольку для понимания смысла явления необходимо посредством обращения к церковному значению этого слова реконструировать исходную бытийную сферу, им охватываемую;

- теоретически описать основные формы проявления правды в общественной жизни и выявить специфику соотношения правды-истины и правды-справедл и вости;

- эксплицировать общую природу бытийно-духовного аспекта правды;

- зафиксировать основные функции правды в бытии человека;

- выявить и теоретически описать форму существования витально-психического аспекта правды.

Методологические основания исследования

Общей основой диссертационного исследования является диалектический метод, благодаря которому правда представлена как целостное образование, состоящее из совокупности частей, находящихся в отношениях и связях друг с другом. В качестве методологической основы для решения поставленных задач активно использовались основные категории диалектики.

Метод структурно-функционального анализа предполагает рассмотрение правды как некоей целостности, обладающей сложной структурой, каждый элемент которой имеет определенное значение и выполняет специфические функции. Применение этого метода позволяет выявить взаимодействие различных форм правды, например, взаимное влияние бытийно-духовного и витально-психического аспектов правды-истины и правды-справедливости.

В ходе решения поставленных задач использовались элементы экзистенциально-философского анализа применительно к проблеме существования правды в бытии человека. Это обусловлено ориентацией на исследование подлинного бытия личности, которое обнаруживает формы существования витально-психического аспекта правды и функции, выполняемые правдой в ситуации выбора человеком жизненных стратегий.

Научная новизна исследования

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые осуществлен анализ правды как категории философской антропологии в диалектическом единстве бытийно-духовного и витально-психического аспектов. В исследовании получены следующие результаты:

- выявлена исходная бытийная сфера, охватываемая понятием Божественной правды в православно-христианской традиции;

- уточнена связь между правдой-истиной и правдой-справедливостью; выявлено, что обе формы правды носят объективный характер;

- зафиксированы стратегические возможности бытийно-духовного аспекта правды, вытекающие из его непосредственной взаимосвязи с подлинным бытием;

- выделены основные функции правды в бытии человека;

- установлены глубинные особенности формирования витально-психического аспекта правды;

- обоснована необходимость понимания правды в качестве экзистенции.

Положения, выносимые на защиту

- В православно-христианской мировоззренческой парадигме Божественная правда является воплощением гармонического единства сущности и существования, т.е. Вечной Жизни, раскрывается которое как единство истины и справедливости. Принципиально важно, что при таком подходе концептуализируется следующее методологическое требование к представлению о Божественной правде: она предстает как единство мистического и этического аспектов, покоящихся в своей онтологической данности в совести человека.

- Непосредственная концептуальная связь правды с истиной и справедливостью наиболее полно раскрыта в русской философии. Правда здесь выступает в модусе подлинно сущего, истинного бытия и представляет область должного. Репрезентируют проблему взаимоотношения сущего и должного такие формы правды как правда-истина и правда-справедливость. Решение этой проблемы имеет специфический характер: обе формы правды неразрывными узами спаяны с подлинным бытием и взаимосвязаны с человеком, как носителем образа правды.

- Определяющую роль в понимании правды сыграло ее отношение к истинно сущему, подлинному бытию как своему основанию, в природе которого заложено стремление к воплощению. Поэтому феномен правды обладает способностью к воплощению и тесно связан с подлинным бытием, противопоставленным конечному миру. На этом основании выделен бытийно-духовный аспект правды, который предстает как воплощение подлинного бытия. Показано, что итогом исследования бытийно-духовного аспекта правды стал вывод о наличии, с одной стороны, правды как замысла, а с другой - «материи» (т.е. через бытие). Бытийно-духовный аспект правды, фиксируемый как замысел, заряжает материально-психическую основу сознания человека творческой потенцией. В этом аспекте правда выступает как возможность отношения к подлинному бытию, т.е. экзистенция.

- Итогом исследования воплощения бытийно-духовного аспекта правды в человеческом существовании стал вывод об антропологическом порядке ее выражения: бытийно-духовный аспект правды выражает себя, а витально-психическая структура совести является средством выражения. Показано, что антропологический порядок выражения правды можно охарактеризовать как ступенчато-целевой: каждая ступень существует для другой, занимающей следующее после нее, более высокое положение. Вскрыты особенности антропологической конституции правды. Во-первых, она универсальна, т.к. у всех людей составляется духом, областью витально-психического и личностным началом. Во-вторых, существует антропологическая конституция правды лишь в индивидуальных вариациях.

- Выявлено, что сущностью витально-психического аспекта правды является отношение и оценка собственной жизни с позиции должного. Поэтому феномен правды в ее витально-психическом аспекте проявляется как антроподеонтическая истина и тесно связан с совестью человека. Соответственно, правда антропологически выражаясь, актуализируется в совести. Показано, что совесть является экзистенциальной формой существования правды. Совесть имеет онтологический характер, ее невозможно устранить, а человек должен обладать решимостью принять ее.

- Последующий анализ экзистенциальной формы существования правды в ее витально-психическом аспекте, т.е. совести, актуализирует проблему свободно-личностного выбора правды. Ее разработка идет в двух направлениях. Во-первых, формируется понимание правды как личностного проекта бытия и смысла человека. Это позволяет выявить функции, которые правда выполняет в человеческом существовании, прежде всего, моделирующую и смыслообразующую. Кроме того, концептуализация правды как социально-культурного феномена раскрывает еще одну ее функцию - коммуникативную. Во-вторых, обосновывается необходимость понимания правды как экзистенции, т.е. отношения к подлинному бытию, движения, которое ведет человека за его собственные пределы и раскрывает его существование как постоянное самоосуществление. Только совмещение обоих аспектов правды: бытии но-духовного и витально-психического обеспечивает реализацию целостной правды в качестве экзистенции.

Теоретическая и практическая значимость Теоретическая и практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы: во-первых, для прояснения философско-антропологической проблематики, связанной с исследованием правды; во-вторых, для формирования устойчивой витальной ориентации человека; в-третьих, в преподавании философской антропологии, социальной философии и культурологии.

Апробация исследования Основные положения диссертации и полученные результаты изложены в 7 публикациях, докладах на научных конференциях, в том числе международной научно-практической конференции «Феномен развития в науках о человеке» (Пенза, 2004), межвузовской научной конференции «Реальность, человек, культура. Константы и универсалии» (Омск, 2003), V региональной научно-практической и методической конференции «Становление личности врача» (Омск, 2005).

Диссертация обсуждалась на заседании кафедры философии, социально-гуманитарных и экономических наук ГОУ ВПО «Омская государственная медицинская академия» Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию и была рекомендована к защите.

Структура и объем работы Диссертация изложена на 185 страницах, состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, включающего 197 источников.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Правда в бытии человека"

Выводы по второй главе

Таким образом, делая вывод из всего вышеизложенного, можно сказать, что антропологическая конституция правды складывается из двух располагающихся друг против друга областей: во-первых, духовной, во-вторых, области витально-психического. Господствующий между этими областями принцип антропологического свободно-личностного выражения позволяет указать на следующие принципы:

- отношение между выражающим себя бытийно-духовным аспектом правды и средством выражения, витально-психической структурой совести является непосредственным. Оба аспекта правды: бытийно-духовный и витально-психический сами определяют свое отношение друг к другу, между ними нет третьего.

- в истинном выражении то, что себя выражает, и средство выражения находятся не на одном уровне бытия. Бытийно-духовный аспект правды есть нечто качественно иное, чем чувственный (витально-психический) материал. Это и констатирует сформулированный выше принцип соучастия, который требует именно «сохранения бытийной целостности как таковой» качественно различных аспектов правды;

- итак, в совести имеет место единство двух глубочайшим образом взаимопроникающих свойств целостности, которые, однако, не могут быть выведены одно из другого: витально-психический момент, проистекающий из природы человека, и духовный момент, происходящий от способности духа к самовыражению, способности человека стать полноценной личностью. Отношения между бытийно-духовным и витально-психическим аспектами правды можно описать как коэкзистирование. Коэкзистирование означает глубочайшее единство и одновременно неизгладимость различий сосуществующих аспектов правды;

- порядок антропологического выражения правды в бытии человека можно определить как ступенчато-целевой, характеризующийся универсальностью, которая однако проявляется в индивидуальных вариациях;

- помимо антропологического порядка выражения правды имеет место порядок ее актуализации, который охватывает всю жизнь человека.

Антропологическая конституция правды универсальна, т.к. она у всех людей составляется духом, областью витально-психического и личностным началом, однако существует она в индивидуальных вариациях. Изложенные рассуждения позволяют указать на экзистенциальную природу правды.

Анализ экзистенциальной формы существования правды, т.е. совести в ее соотношении с экзистенциальной скукой и страхом выявил следующую особенность. Совесть как экзистенциальная форма существования правды имеет онтологический характер, ее невозможно устранить, а человек должен обладать решимостью принять ее.

В этом контексте экзистенциальная структура правды представляет из себя проект бытия и смысла человека. Следовательно, можно выделить моделирующую, смыслообразующую и, учитывая непосредственную связь правды с социально-культурной средой, коммуникативную функции, которые выполняет правда в бытии человека.

Поскольку отношение личности к правде носит свободный характер, то необходимо прояснить экзистенциальную сущность правды, которая в бытии человека принимает форму совести. Экзистенциальность правды заключается в сознании ответственности личности, в пропускании мира через совесть. Это означает, что человек всегда каким-то образом расположен к правде. Особым отношением к своему существованию, которым совесть обращается к человеку, является надежда. Определяя надежду как сущностную деятельность, устремленную к подлинному бытию, можно раскрыть тот факт, что она является эмоциональным фоном выражения правды в совести человека.

Правда бытийствует как экзистенция, под которой понимается, прежде всего, отношение к подлинному бытию, движение, которое ведет человека за его собственные пределы и раскрывает его существование как постоянное самоосуществление «здесь-и-сейчас». Экзистенциальная интерпретация правды призвана выявить тот факт, что возможность отношения к подлинному бытию, является фундаментальной способностью человека.

164 Заключение

В заключении представляется целесообразным вновь перечислить причины, по которым правда отождествляется с возможностью отношения к подлинному бытию и рассматривается как экзистенциальная проблема.

Правда имеет трансцендентальные основания в подлинном бытии, из чего вытекает ее всеобщность и универсальность. Однако носителем правды является человек, что вносит субъектные, психологические и исторические характеристики в правду.

Нахождению середины между двумя противоположенными взглядами на природу правды — эссенциалистско-внеисторическим (объективизация правды) и экзистенциалистско-прогрессистским (субъективизация правды) может способствовать принятие по внимание обстоятельств антропологического характера. Говоря о постоянстве природы правды, нельзя утверждать, что правда в бытии человека остается неизменной. Постоянство присущее правде, выраженной в человеческом бытии - это «постоянство-в-изменении».

Ярчайшим примером антропологической характеристики правды служит явление предрешения, в котором определяется устремленность способностей человека либо к правде, либо к неправде. Антропологический аспект правды открывает перспективу интерпретации правды как способности субъекта самостоятельно конституировать смыслы и делает акцент на отношении субъекта к объекту, подчеркивая фундаментальное значение ценностно-смыслового (экзистенциального) параметра правды.

Такой подход дает возможность избежать опасности трактовки природы правды в эссенциалистском смысле, где она рассматривается как нечто застывшее, не имеющее исторического измерения. И тем более такой подход предотвращает опасность отождествления природы правды с областью витально-психического.

Выяснению объективности правды не вредит момент витально-психического. В то же время и витальная сторона не терпит ущерба, поскольку, чем глубже проникновение в объективность, тем в большей мере проявляется единство бытийно-онтологического и витально-психического аспектов правды. В результате связывания различных элементов иерархической системы ценностей бытия человека личностным началом, в роли которого выступает человеческий дух, возникает правда личностного уровня понимания.

При воплощении правды речь идет об антропологическом порядке ее выражения посредством области витально-психического. Однако то, что себя выражает, и средство выражения находятся не на одном уровне бытия. Бытийно-духовный аспект правды есть нечто качественно иное, чем чувственный (витально-психический) материал. Это и констатирует сформулированный выше принцип соучастия, который требует «сохранения бытийной целостности как таковой» качественно различных аспектов правды.

Между этими областями господствует также принцип свободно-личностного выражения, которое осуществляет человеческая личность.

Относительно антропологической конституции правды, с одной стороны, и проистекания смысла правды - с другой, сложно сказать, что оба эти понятия обозначают в плане исходных начал правды одно и то же. Различие же между ними заключается в следующем: антропологическая конституция определяет то, какие антропологические конституанты структурируют правду в человеческом бытии и их антропологические функции. Это значит, что бытийно-духовный аспект правды выражает себя, а область витально-психического — средство выражения; личностное начало определяет способ схождения друг с другом указанных областей правды в совести конкретного человека.

Изложенная здесь точка зрения на правду антропологически выраженную в человеческом бытии сильно акцентирует конкретное, единственное, и это оттого, что наша дефиниция открывает пространство для личностного в правде. Личностное выражение правды связано со свободным предрешением, осуществляемым человеком.

Понимание правды в качестве принципа, проекта бытия и смысла человека имеет сущностный характер. Такое понимание предотвращает отождествление правды с витально-психическим образом, где духовный аспект оторван от человеческого сознания. Предлагаемый подход исключает как натуралистическое, так и спиритуалистическое понимание правды в бытии человека. Когда же понятие правды применяется в личностном смысле, в него включается данный норматив, поскольку человек остается существом, призванным к объективности, а она может реализоваться лишь в каждый раз неповторимой конституции духа и области витально-психического.

Правда в качестве проекта бытия и смысла является сущностной и экзистенциальной нормой человека. Однако, прежде всего, необходимо вновь подчеркнуть ее универсальный характер. Тем не менее, и здесь, также как и в ступенчато-целевом порядке выражения и порядке актуализации правды в бытии человека, существуют индивидуальные вариации. Индивидуальный проект бытия и смысла есть правда личностного уровня понимания в качестве нормы бытия и образа действий отдельного человека, которая конституирует все его сознательные поступки.

В бытии человека правда выполняет три основные функции: моделирующую, смыслообразующую и коммуникативную. Необходимо отметить, что все они взаимосвязаны, но смыслообразующая функция правды доминирует и определяет две другие.

Тем фундаментальным аспектом человеческой природы, в котором только и укоренена правда, является совесть. Горизонт проблемы экзистенциальной интерпретации правды следует видеть в фундаментальной структуре человека, понятой как экзистенция, т.е. отношение к подлинному бытию. Независимо от того, как трактуется подлинное бытие, человек не тождественен с ним. Человек как подлинная личность конституируется лишь при допущении возможности отношения его к подлинному бытию. Возможность отношения — единственное основание для понимания совести как экзистенциальной возможности. И если эта возможность определяет способ бытия, присущий человеку, т.е. экзистенцию, то из этого следует, что экзистенция - единственный возможный горизонт для понимания совести как правды. Экзистенция как отношение к подлинному бытию включает в себя: во-первых, трансцендентность подлинного бытия, его «бытие-за» конечностью человека, во-вторых, преодоление человеком своей конечности, для того чтобы воссоединиться с подлинным бытием. Формирование правды для человека, строго говоря, вообще не является актом, а скорее структурой вовлечения и выполнения смысла индивидуальной жизни, в режиме максимально возможной формы подлинно человеческого.

 

Список научной литературыИванова, Валентина Владимировна, диссертация по теме "Философия и история религии, философская антропология, философия культуры"

1. Аббаньяно Н. Метафизика и экзистенция : пер с ит. / Н. Аббаньяно // Структура экзистенции. Введение в экзистенциализм. Позитивный экзистенциализм и другие работы. СПб., 1998. - С. 29-56.

2. Аббаньяно Н. Позитивный экзистенциализм : пер с ит. / Н. Аббаньяно // Структура экзистенции. Введение в экзистенциализм. Позитивный экзистенциализм и другие работы. СПб., 1998. - С. 289-335.

3. Арутюнова Н.Д. Истина: фон и коннотации / Н.Д. Арутюнова // Логический анализ языка. Культурные концепты. М., 1991. -С. 21-30.

4. Афанасий Великий, архиепископ Александрийский. Творения / Афанасий Великий. Сергиев Посад : Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1902. - 4.1. - 122 с.

5. Ахиезер А.С. Дебри неправды и метафизика истины / А.С. Ахиезер // Обществ, науки и современность. 1991. - № 5. - С. 28-36.

6. Банделадзе Г.Д. Об одной ошибке в утверждении об отсутствии совести у древних греков / Г.Д. Банделадзе // Изв. АН Груз. ССР. Сер. философии, психологии, экономики и права, 1978. — №3. С.70-72.

7. Бассин Ф.В. О подлинном значении нейрофизиологических концепций Н.А. Бернштейна / Ф.В. Бассин // Вопр. философии. 1967.-№ 11.-С. 69-79.

8. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. — М. : Искусство, 1979. 424 с.

9. Белый А. Эмблематика смысла / А. Белый // Символизм как миропонимание. М., 1994. - С. 25-90.

10. Бергсон А. Два источника морали и религии : пер. с фр. / А. Бергсон. М.: Канон, 1994. - 384 с.

11. Бердяев Н.А. Судьба России. Опыты по психологии войны и национальности / Н.А. Бердяев. М. : Мысль, 1990. - 207 с.

12. Бердяев Н.А. Философская истина и интеллигентская правда / Н.А. Бердяев // Вехи: Сборник статей о русской интеллигенции. -М., 1990.-С.5-26.

13. Бердяев Н.А. Самопознание (Опыт философской автобиографии) / Н.А. Бердяев. М. : Книга, 1991. - 353 с.

14. Бердяев Н.А. О самоубийстве / Н.А. Бердяев. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1992. - 24 с.

15. Бердяев Н.А. О назначении человека / Н.А. Бердяев. М. : Республика, 1993.-383 с.

16. Бердяев Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века / Н.А. Бердяев // Русская идея. Судьба России. М., 1997. - С. 4-221.

17. Бердяев Н.А. Субъективизм и индивидуализм в общественной философии. Критический этюд о Н.К. Михайловском / Н.А. Бердяев. М.: Канон+, 1999. - 480 с.

18. Бехтерева Н.П. Мозговые коды психической деятельности / Н.П. Бехтерева, П.В. Бундзен, Ю.Л. Гоголицын. Л. : Наука, 1977. -165 с.

19. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета канонические с параллельными местами. — М. : Объединенное Библейское общество, 1996. 925, 292 с.

20. Блох Э. Принцип надежды : пер. с нем. / Э. Блох // Утопия и утопические мышления : Антология зарубежной литературы. — М. : Прогресс, 1991. С. 49-79.

21. Брентано Ф. О происхождении нравственного познания : пер. с нем. / Ф. Брентано. СПб.: Алетейя, 2000. - 186 с.

22. Бродский И. Похвала скуке / И. Бродский // Сочинения. СПб., 2000.-Т. VI.-С. 86-93.

23. Бубер М. Образы добра и зла : пер. с нем. / М. Бубер // Два образа веры. М., 1999.-С. 162-201.

24. Бубер М. Проблема человека : пер. с нем. / М. Бубер // Два образа веры. М., 1999. - С. 202-300.

25. Булгаков С.Н. Философия имени / С.Н. Булгаков. СПб. : Наука, 1999.-447 с.

26. Буслаев Ф.И. Русские духовные стихи / Ф.И. Буслаев // О литературе : исследования и статьи. М., 1990. — С. 294-348.

27. Велецкая Н.Н. Языческая символика славянских архаических ритуалов / Н.Н. Велецкая. М. : Наука, 1978. - 239 с.

28. Вениамин (Новик) игумен. О православном миропонимании (онтологический аспект) / Вениамин (Новик) // Вопр. Философии. 1993.-№4.-С. 135-149.

29. Выготский J1.C. История развития высших психических функций / JI.C. Выготский // Собрание сочинений : в 6 т. — М. : Педагогика, 1983. Т.З. - С. 5-328.

30. Ганжин В.Т. Нравственность и наука / В.Т. Ганжин. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1978. - 144 с.

31. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Наука логики : пер с нем. / Г.В.Ф. Гегель // Сочинения : в 2 т.- М. ; JL, 1930. -Т.1. 4.1. 367 с.

32. Гегель Г.В.Ф. Дух христианства и его судьба : пер. с нем. / Г.В.Ф. Гегель // Философия религии : в 2 т. М. : Мысль, 1975. -Т.1.-С. 101-194.

33. Гоббс Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского : пер. с англ. / Т. Гоббс // Избранные произведения : в 2 т. М. : Мысль, 1964. - Т.2. - С. 45-678.

34. Гореликов Л.А. Символическая суть исторического процесса / Л.А. Гореликов, Т.А. Лисицына // Русский путь (опыт этнолингвистической философии) : в 3 ч. Великий Новгород, 1999.-Ч. 1.-С. 26-51.

35. Григорий Богослов. Собрание творений : в 2 т. / Григорий Богослов. Мн. : Харвест, М. : ACT, 2000. -Т.1.-832 с.

36. Губман Б.Л. Западная философия культуры XX века / Б.Л. Губман. Тверь : Леан, 1997. - 287 с.

37. Гургенидзе Г. Физиология активности / Г. Гургенидзе // Философская энциклопедия : в 5 т. М., 1970. - Т. 5. - С. 328330.

38. Гусев С.С. Проблема понимания в философии: Философско-гносеологический анализ / С.С. Гусев, Г.Л. Тульчинский. — М. : Политиздат, 1985. 192 с.

39. Гусейнов А.А. Этика / А.А. Гусейнов // Этика : энцикл. словарь / под ред. Р.Г. Апресяна, А.А. Гусейнова. М., 2001. - С. 573-581.

40. Гусейнов Г.Ч. Ложь как состояние сознания / Г.Ч. Гусейнов // Вопр. философии. 1989. -№11. - С. 64-76.

41. Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа: Сборник : в 2 т./ В.И. Даль. М. : Художественная литература, 1984. - Т.1. -383 с.

42. Дамаскин Ин. Точное изложение православной веры / Ин. Дамаскин М., Ростов-на-Дону : Приазовский край, 1992. - 464 с.

43. Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.) : Курс лекций : учеб. пособие для студентов вузов / И.Н. Данилевский. М.: Аспект Пресс, 1998. -399 с.

44. Денисов С.Ф. Жизненные и антропологические смыслы правды и неправды / С.Ф. Денисов. Омск : Изд-во ОмГПУ, 2001. - 206 с.

45. Дериси О.Н. Человеческая подлинность : пер. с англ. / О.Н. Дериси // Это человек: Антология. М. : Высшая школа, 1995. -С. 156-159.

46. Дильтей В. Описательная психология : пер. с нем. / В. Дильтей. СПб.: Алетейя, 1996. - 340 с.

47. Дорофей. Подвижнические наставления / Дорофей // Добротолюбие. СПб., 1992. - Т. 2. - С. 609.56.