автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Правительственная политика и еврейская печать в России, 1797-1917 гг.

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Эльяшевич, Дмитрий Аркадьевич
  • Ученая cтепень: доктора исторических наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург; Иерусалим : Изд-во Гешарим
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'Правительственная политика и еврейская печать в России, 1797-1917 гг.'

Оглавление научной работы автор диссертации — доктора исторических наук Эльяшевич, Дмитрий Аркадьевич

Исследование цензуры еврейских изданий позволяет одновременно проследить историю государственной политики в области образования и воспитания еврейского юношества, так как в 40—50-е гг. XIX в., то есть в тот период, когда проблема просвещения рассматривалась как центральная в правительственной программе «исправления» й «сближения» российских евреев, цензура была целиком подчинена, идеологически и административно (с 1804 г.), Министерству народного просвещения 13. Это министерство не только поощряло издание литературы маскильского

Глава I. Еврейская печать, национальная политика и цензура просветительного) характера и назначало в качестве еврейских цензоров только маскилов (поборников еврейского Просвещения — Хаскалы), но и проявляло, в частности, большую и постоянную заботу о формировании круга чтения воспитанников казенных еврейских учебных заведений. Таким образом, Министерство народного просвещения совместно с цензурным ведомством, училищным начальством и руководством учебных округов общими усилиями способствовали постепенному изменению системы взглядов и основных жизненных установок части еврейского юношества, что не могло не отразиться в последующие годы как на судьбе самих евреев, так и на судьбе России в целом 14.

Официальная цензура еврейских изданий в России с момента своего возникновения в конце XVIII в. и до первых лет XX в. была неразрывно связана с таким важнейшим для истории евреев явлением, как Хаскала, причем Хаскала в, цензуре на много лет пережила в России Хаскалу общественно-политическую и культурную 15. Поэтому изучение истории цензуры, в том числе деятельности и взглядов еврейских цензоров, поголовно являвшихся, вплоть до 90-х гг. XIX в., ярыми адептами Хаскалы — маскила-ми, вносит вклад и в разработку вопроса об идеологическом и общественно-культурном развитии русских евреев.

В силу откровенности цензурных установок и директив, всегда носивших закрытый, а подчас и строго секретный характер, большое значение имеет исследование последних для выяснения вопроса об отношении властей к возникновению и развитию в.России еврейских политических партий и общественных движений, бывших отдаленным следствием все той же Хаскалы, с одной стороны, и стараний правительства включить евреев в общерусскую жизнь — с другой 1в. Документы цензурного ведомства демонстрируют динамику официальных воззрений на палестинофильство, политический сионизм, еврейское революционно-социалистическое движение и различные их промежуточные формы чрезвычайно ярко и наглядно.

Языковой вопрос в российском еврействе, способный, на первый взгляд, показаться частным и второстепенным, но на самом деле принципиально важный, связанный и с Хаскалой, и с общественно-политическим развитием еврейского населения, и с проблемой русско-еврейской культуры,— вопрос, почти всегда имевший в России не внутриеврейское, узконациональное, а государственное, политическое значение, также неизбежно попадает в сферу

18 Глава I. Еврейская печать, национальная политика и цензура внимания исследователя при изучении истории цензуры. Долголетний правительственный протекционизм по отношению к русскому языку, старательно поддерживавшееся маскилами пренебрежение к языку идиш и продолжительный запрет на его использование в печати, даже государственная забота о чистоте языка иврит — все это осуществлялось исключительно через цензурную политику и практику.

Наконец, нельзя не упомянуть еще и о том, что история цензуры — это важный инструмент исследования истории еврейского книгоиздания и периодической печати, существовавших в России на трех языках — иврит, идиш и русском. В этом вопросе цензурные документы, особенно для периода первой половины XIX в., зачастую являются единственными историческими источниками, так как какие-либо материалы о деятельности небольших еврейских типографий, находившихся в «черте оседлости евреев», практически не сохранились 17.

К теме «еврейская печать и цензура в России» для периода второй половины XIX — начала XX в. тесно примыкает и другая, в целом самостоятельная по своему материалу, тема, а именно «еврейский вопрос в печати и цензура». Конечно, в контексте российской общественно-политической жизни она появилась много позже первой, фактически только после 1855 г., когда, как пишет Дж. Клир, «после общего ослабления цензуры правительство, в надежде на поддержку и сотрудничество с общественностью, разрешило дискуссии о ранее запрещенных социальных проблемах» 18. Однако с Течением времени близость этих тем друг к другу увеличивалась, они фактически сплетались в единое целое. Это явление стало особенно актуальным после возникновения русско-еврейской печати, всецело занятой обсуждением еврейского вопроса, и особенно в 1906—1914 гг. , когда прежние рычаги грубого цензурного воздействия на еврейскую печать были правительством уже утеряны.

Значимым аспектом проблемы «еврейский вопрос в печати и цензура» являются взаимоотношения царизма и крайне правых антисемитской прессы й книжного дела, носившие двойственный характер. Скрыто й явно поддерживая некоторые одиозные в своей юдофобии организации и издания, даже печатая собственным иждивением в типографии Департамента полиции листовки, призывавшие к насилию над евреями, власти должны были, с другой стороны, преследовать откровенно погромные листки и брошюры,

Глава I. Еврейская печать, национальная политика и цензура подпадавшие под действие статей Уголовного уложения. Правда, преследования эти, по крайней мере после 1905 г., осуществлялись на фоне репрессий против еврейской печати (по тем же статьям) и были весьма конъюнктурными, непоследовательными, проводимыми исключительно в силу любви к общему порядку и спокойствию 19.

Чрезвычайно важно, что цензура еврейских изданий была не только зеркалом, в котором отражалась правительственная политика по отношению к еврейскому населению, но и «системой с обратной связью» — достаточно мощным инструментом формирования самой этой политики, фактором вносившихся в нее изменений и корректировок. При помощи цензуры, то есть цензорских отчетов, мнений и записок, власти подробно знакомились с философско-этическими основами иудаизма, его отношением к христианству и неевреям в целом, еврейским религиозным законодательством, с ситуацией в еврейском обществе и господствующими в нем настроениями, взглядами на преобразования в различных сферах, прежде всего образовательной, вникали в суть и перипетии борьбы раввинизма и хасидизма. Сведения, почерпнутые из цензорских донесений, и непосредственные рекомендации еврейских цензоров были, например, одной из важнейших причин нового всплеска интереса правительства к еврейскому вопросу и учреждения Еврейского комитета 1840 г., а также реформы просвещения 40-х гг. В более позднее время, к которому применимо известное высказывание С. М. Степняка-Кравчинского: «Нет ни одной области человеческой деятельности, к которой самодержавие относилось бы с такой подозрительностью, как к прессе» 20,— анализ публикаций в еврейских журналах и газетах, проводившийся цензорами и учеными евреями при Министерстве внутренних дел, давал обильный материал для выработки официальной позиции в отношении политических, общественных и культурных еврейских организаций.

Все сказанное позволяет сделать вывод о том, что цензура произведений еврейской печати на языках иврит, идиш и русском, как средство воздействия на еврейское население, являлась одним из инструментов национальной политики царизма, и, следовательно, изучение истории этой цензуры способно внести определенный вклад в разработку общей истории данной политики. Такая постановка проблемы представляется особенно важной, поскольку национальный вопрос в дореволюционной России, несмотря на обилие

20 Глава I. Еврейская печать, национальная политика и цензура появившихся в последнее время работ, имеющих, как правило, декларативно-публицистический характер, все еще остается темой малоисследованной. «Целые пласты национальной проблематики остались «тёрра инкогнита» для советской историографии»,— отмечается в одном йз последних коллективных исследований, посвященных национальной политике в России 21. Однако причиной сохранения таковой «терра инкогнита» следует считать не только и не столько недостаточное внимание исследователей к этой важной проблеме, сколько отсутствие репрезентативного исторического материала, позволяющего приступить к ее серьезному изучению. В. С. Дякин, намеревавшийся в свое время посвятить данной теме обширное исследование, после знакомства с имеющимся корпусом источников вынужден был констатировать, что «официальных докумёнтов, формулировавших принципы национальной политики царизма в целом, не существовало» 22. Именно из-за отсутствия таких обобщающих программных деклараций все имеющиеся на сегодняшний день работы по национальной политике самодержавия — в том числе и работы наиболее серьезные — сводятся, по сути дела, к обособленному рассмотрению истории взаимоотношений властей и отдельных наций и народностей, населявших Российскую империю 23.

Практически не разработанной остается еще й тема «Цензура как инструмент национальной политики самодержавия». Ни в отечественной, ни в зарубежной научной литературе практически не существует традиции рассмотрения цензуры как средства национальной политики Российской империи и, в еще более широком плане, истории цензуры как составной и весьма важной части политической истории страны. Эта проблема бьыа поставлена (на примере цензуры украинской книги) лишь совсем недавно в работе И. В. Кравченко 24. До этого только С. Г. Арешян обращалась к ней, рассматривая цензурную судьбу армянской книжности. Ее монография «Армянская печать и царская цензура», основная цель которой — не только «представить исчерпывающую сводку цензурных преследований армянской печати», но й, в первую очередь, изучить «цензурную политику» в отношении последней, может в какой-то степени Служить образцом для подобных исследований25. В целом историографическая ситуация такова, что не только в теоретическом, но и в практическом смысле история официальной цензуры печати на национальных языках еще только ждет своих исследователей.

Глава I. Еврейская печать, национальная политика и цензура

В дореволюционной России правительственная политика в .отношении еврейского населения была политикой государственного антисемитизма, прошедшего в своем развитии две основных стадии — «положительную» и «отрицательную» . Цензура изданий на еврейских языках являлась — и как объект, и как субъект воздействия — составной частью этой обширной и разветвленной системы государственного антисемитизма, возведенной самодержавием за 145 лет пребывания евреев в русском подданстве,— системы специального антиеврейского ограничительного законодательства, лишь слегка закамуфлированной благодаря официальному декларированию принципа веротерпимости гонений на иудаизм, частых попыток проведения разнообразных экспериментов над целым народом. Цензура была составной частью той системы, итогом развития которой явилось возникновение самой возможности поставить знаменитый вопрос: «полезны ли евреи в чем-либо государству и обществу? » 26, затем, на процессе по делу Бейлиса, обвинить еврейскую религию в изуверстве, а двумя годами позже — всех евреев от мала до велика и еврейскую печать в целом — в шпионаже в пользу Германии и Австро-Венгрии.

Государственный антисемитизм в царской России базировался на исключительности положения евреев и имел несколько основных форм или сфер своего проявления. Прежде всего, он выражался в антисемитизме законодательно-административном. Ни одна другая нация, жившая в империи, не удостоилась такого количества законодательных и подзаконных актов, сенатских указов и разъяснений, специальных ведомственных инструкций, как евреи. Только за период 1649—1873 гг. в известном сборнике В. О. Леванды зарегистрировано 1073 законодательных акта, или целиком посвященных евреям, или упоминающих евреев по тексту 27, Вследствие этого в последние годы XIX и в начале XX вв. получил даже широкое распространение такой специфический вид издательской продукции, как справочные книги по ограничительному антиеврейскому законодательству28.

О причинах русской государственной юдофобии и антисемитизма как явления в целом написано огромное количество сочинений самого разного характера. Представляется, что в России его истоки в исторической ретроспективе восходят к идеологии православия. Об этом свидетельствуют известный эпизод с выбором

22 Глава I. Еврейская печать, национальная политика и цензура религии из «Повести временных лет» 29 и антииудейский (не антиеврейский!) пафос многих древнерусских сочинений 30, ожесточенная борьба с «ересью жидовствующих» в Московском царстве, знаменитое Елизаветинское «От врагов Христовых не желаю интересной прибыли» 31 и многие другие факты. Однако можно определенно утверждать, что вплоть до конца XVIII в. идеология государственного антисемитизма в России носила исключительно мифологический характер, являлась, так сказать, Знанием понаслышке 32, равно как и сами евреи были явлением весьма редким, и петербургские чиновники их никогда в глаза не видели. Первые творцы антиеврейского ограничительного законодательства Конца XVIII в. руководствовались преимущественно идеологическими шаблонами предыдущих периодов и соображениями сиюминутной экономической выгоды. Иудаизм как философско-этический мир был для них лишь мифом, страшной сказкой; система написанных загадочными буквами на абсолютно непонятных языках еврейских религиозных текстов (прежде всего, Талмуд, сочинения Рамбама и Рашй, галахические кодексы, первые опыты хасидской литературы и т. п;) оставалась сакральной тайной за семью печатями; Ветхий завет воспринимался исключительно в христианско-греческой традиции и через призму Нового завета. Непосредственное знакомство с этой системой началось только на рубеже XVIII—XIX вв. (даже Положение для евреев 1804 г. было, по меткому определению Дж. Клира, «воздушным фантомом» 33) и одним из важнейших источников такого первого знакомства явилась, наряду с документами «СенновСкого дела», в которых фигурировали отрывочные и фальсифицированные С. Костинским переводы из «ЗЬиШаП агикЬ» 34, и незадолго перед тем возникшая правительственная цензура еврейской печати.

Более века, от учреждения Еврейской экспедиции в Рижском цензурном комитете в 1797 г. в составе Леона Элкана, Мозеса Гезекиля, Езекиля Давида Леви и до смерти в 1908 г. виленского цензора О. Н. Штейнберга, непосредственное осуществление цензуры еврейской печати в России находилось, за редкими исключениями, в руках убежденных последователей Хаскалы (таких откровенных авантюристов, как Я. Липе и В. В. Розен, а также начавшуюся с Я. А. Брафмана вереницу крещеных евреев, работавших в Главном управлении по делам печати, сейчас в расчет можно не принимать35). Именно эти маекилы (прежде всего, В. И. Тугендгольд из Вильны, Киевлянин, а потом петербуржец И. И. Зейберлинг и

Глава I. Еврейская печать, национальная политика и цензура киевлянин Г. М. Барац 36), стремившиеся принести пользу своему народу и использовавшие, как им казалось, для достижения этой благородной цели все преимущества службы при государственных учреждениях, каковыми являлись цензурные комитеты, невольно внесли вместе с известным публицистом И.-Б. Левинзоном существенный вклад в формирование антисемитизма как программы правительственной политики. Они не могли понять — а если и понимали, то не хотели этому верить,— что все их инвективы в адрес хасидизма и хасидской литературы, все объяснения только лишь исторйко-юридического значения отдельных мест из талмудических трактатов, содержащиеся в их отзывах на те или иные книги, письменных объяснениях и специальных записках, все добросовестно выполненные ими и снабженные обстоятельными комментариями переводы воспринимались властями не как документы, оправдывающие еврейство, но как обвинительные акты ему. Правительство не видело никакой существенной разницы между хасидами и раввинистами; последние были, с его точки зрения, всего лишь меньшим из двух имеющихся зол. Цензорские донесения, а порой и откровенные доносы на хасидскую литературу рассматривались им как доносы на всю еврейскую книжную культуру в целом. Вследствие этого, когда в 1836 г. с подачи И.-Б. Левинзона и В. И. Ту-гендгольда и при.активном участии Я. Липса появился указ о закрытии еврейских типографий в империи и тотальном цензурном пересмотре всех имеющихся в обращении еврейских книг, закрыты были все еврейские типографии, а не только принадлежавшие хасидам — вроде типографии бр. Шапиро, и на повторную цензуру понесли, наряду с «БЫуЬе! Иа-ЬеэЫ;», «Ык1Йе1 атагнп», «Меуаэег гес1ек» и сочинениями Алтер Ребе, также и книги Рамбама, р. Эли-яху Виленского да и самого И.-Б. Левинзона тоже. Это — трагический парадокс истории цензуры еврейской печати в России.

Осмысление того, выше уже отмеченного, факта, что вплоть до 50-х гг. XIX в. правительственная еврейская цензура занималась просмотром почти исключительно сочинений религиозного содержания 37, неизбежно приводит к выводу об уникальном характере цензуры еврейских изданий как явления в российской политической истории.

С. М. Дубнов определял еврейство как «культурно-историческую» или «духовную» нацию 38. Ее своеобразие, по С. М. Дубнову, заключается в том, что, будучи на протяжении многих веков лишенной своей территории и государственности, она сохранила себя

24 Глава I. Еврейская печать, национальная политика и цензура как Целое, не исчезнув бесследно, подобно многим другим, в водовороте исторических катаклизмов. Если отвлечься от традиционного иудаистского обоснования этого не имеющего аналогов феномена и пытаться объяснить его с позиций рационализма, то приходится признать, что единственным способом сохранения еврейской нации стала сознательная консервация ее основообразующего субстрата — религии, религиозного сознания, то есть национальной духовности — и старательная передача этого наследия от поколения к поколению39. С течением времени были выработаны четкие правила такой межвременной коммуникации. Она осуществлялась исключительно при помощи записанного слова, текста или системы письменных текстов. Вследствие этого известное определение евреев в качестве «народа Книги» (под Книгой подразумевается Библия) может быть трансформировано в сходное, но более широкое: «книжный народ».

Значение книжной культуры в истории евреев после разрушения Второго храма невозможно переоценить; только благодаря ей нация сохранялась как явление. Конечно, культура эта была по своей сути и своему влиянию на евреев как национальный организм достаточно противоречивой. «„Народ книги" — это раб книги, народ, душа которого покинула его сердце и вся вошла в мёртвые буквы книги,— писал Ахад-Гаам.— Для него цель книги — не обогащать сердце новыми силами, а как раз наоборот — ослаблять и подавлять его, чтобы оно не дерзало больше действовать и воодушевляться „собственной силой и по своим потребностям", чтобы оно было вынуждено действовать на основании книги. <.> И таким книжным народом мы действительно являемся уже около двух тысяч лет» 40. Однако из определения «книжный народ» становятся понятными присутствовавшая на протяжении столетий поголовная, практически обязательная грамотность мужского еврейского населения, в полной мере имевшйя место и в России^ и абсолютная обязательность, для мальчиков по крайней мере, начального образования. Это объясняет также и несравнимый со всеми другими проживавшими в Российской империи народами, включая русских, уровень развития еврейской книжности41. И если для русских, украинцев, латышей и др. цензурные репрессии против их национальных литератур являлись лишь частными, хотя порой и весьма болезненными фактами, не затрагивавшими основные национальные устои, то для евреев запрет на любую книгу, каждая цензорская купюра или изменение в тексте,

Глава I. Еврейская печать, национальная политика и цензура особенно каноническом (трактаты Талмуда, комментарии Раши, «БЬиШап агикЬ» и т. п.), автоматически превращались в посягательство на само существование нации. Цензура текста становилась, таким образом, цензурой национального бытия. Именно в этом и кроется уникальный характер цензуры еврейской печати.

•к -к ■А

Все сказанное выше определяет основные параметры и контуры настоящего исследования. Оно посвящено изучению истории цензуры еврейских изданий на трех языках (иврит, идиш, русском) в дореволюционной России, а также — хотя и в существенно меньшей степени — такой близкородственной этой теме проблеме, как «еврейский вопрос в русской печати и цензура» 42.

В последние годы в Российской Федерации и республиках бывшего Советского Союза происходит процесс возрождения иудаики как комплексной научной дисциплины. Процесс этот включает в себя проведение новых, самостоятельных исследований (или, по крайней мере, обсуждение возможных тем таких исследований и публикацию подготовительных материалов к ним) и интенсивное освоение опыта и достижений, накопленных за истекшие 60 лет европейской, американской и израильской наукой. Активно возрождается в рамках иудаики и интерес к историческому прошлому евреев на территории Российской империи и СССР, вплоть до Холоко-ста бывших духовным центром мировой еврейской диаспоры43.

Практически ьсе современные отечественные исследования в данной области принадлежат к уже названной школе «внешней истории» и посвящены изучению русской истории евреев (ограничительное законодательство, отношение властей к конкретным общественно-политическим, культурно-просветительным й научным организациям, известные судебные процессы.: деятельность отдельных представителей русско-еврейской интеллигенции и т. п.). При несомненных, хотя и весьма малочисленных, достижениях в этой области все еще практически неизученными остаются как многие историко-политические проблемы общего характера — например, эволюция государственной идеологии в еврейском вопросе в XIX в.,— так й некоторые локальные, но насыщенные конкретным историческим материалом и чрезвычайно важные темы, в том числе и история правительственной цензуры еврейских изданий.

26 Глава I. Еврейская печать, национальная политика и цензура

Стоит повторить, что правительственная цензура сочинений на языках иврит и идиш, возникшая спустя 25 лет после вхождения еврейского населения бывших польских земель в русское подданство, на протяжении более чем столетия являлась одновременно и зеркалом, неизменно отображавшим все, даже самые незначительные, изменения в политике властей по отношению к еврейскому национальному меньшинству, и тем малозаметным для взгляда непосвященного инструментом, который зачастую был в состоянии серьезно воздействовать на эту политику. Выступая неотъемлемой частью последней, цензура всегда представляла собой одновременно то доле боевых действий, на котором сталкивались между собой интересы и убеждения различных групп российского еврейства, стремившихся повлиять друг на друга при помощи и поддержке правительства. История цензуры еврейских изданий — это также и история борьбы миснагидов и хасидов, ортодоксов и маски лов, палестинофилов и ассимиляторов. Помимо этого, в цензурной сфере не раз сталкивались и соперничали между собой и узко корпоративные интересы и мнения в еврейском вопросе различных министерств и ведомств Российской империи, прежде всего — министерств народного просвещения, внутренних дел, финансов, юстиции.

Важно подчеркнуть, что цензура еврейской письменной культуры существовала не сама по себе. Она была частью единой цензурной системы в империи и, при всей своей специфике, этой системе неукоснительно подчинялась. Поэтому ее изучение неизбежно приводит к рассмотрению общей истории российской цензуры, истории законодательства о печати и правовых условий ее существования.

Возникнув в 1797 г. одновременно с регулярной цензурой всех произведений печати, выходивших в империи или ввозимых в нее, еврейская цензура в первый период своего существования была предоставлена самой себе, то есть произволу лиц, непосредственно за нее отвечавших. Только после утверждения в начале николаевской эпохи нового цензурного устава, в котором имелись специальные статьи, посвященные изданиям на.еврейских языках, цензура эта обрела полную регулярность, упорядоченность и юридическую основу для своих действий. Однако имевшие место, с точки зрения властей, систематическое невыполнение еврейской печатью требований закона и массовые уклонения от цензуры, допускавшиеся типографами, привели к тому, что. требования эти в условиях все возраставшего «бюрократического

Глава I. Еврейская печать, национальная политика и цензура аппетита» николаевского режима были признаны недостаточными 44. Разразился кризис 1836 г., после которого правительство, с неизменным упорством следуя принципу «сближения» и «исправления» — ключевой идеи Положения для евреев 1804г.,— приступило к формированию новой системы административного и педагогического воздействия на еврейское население и, параллельно, на протяжении 25 лет строжайшим образом регулировало и контролировало при помощи цензуры книгоиздание на языках иврит и идиш, заставляя его служить нуждам просвещения и выступая даже в качестве издателя некоторых памятников еврейской письменности. Публикация в 1845 г. специального Положения о еврейских типографиях и попытки разработки и ввода в действие в 50-х гг. особой Инструкции для еврейских цензоров также служили целям правительственной программы просвещения.

Отношение цензуры к Хаскале может быть охарактеризовано как политика кнута и пряника. Поощряя, с одной стороны, возникновение еврейской печати на русском языке и разработку в ней вопроса о необходимости искоренения «фанатизма, Н6В6Ж6" ства и замкнутости», правительство в обличии цензуры, вместе с тем, категорически запрещало данной печати протестовать против государственного антисемитизма, стремилось сделать ее «карманной», целиком и полностью управляемой и послушной. Одновременно с этим, в новых цензурно-правовых условиях последней трети XIX в., власти перенесли основную тяжесть репрессий с религиозных по своему содержанию изданий на печать общественно-политическую, всячески сдерживая ее появление и распространение среди еврейского населения. В этот период, с подачи некоторых наиболее радикальных маскилов, впервые возникло такое явление, как государственный запрет на использование в периодике, вне зависимости от ее направленности и содержания, конкретного языка, о чем свидетельствует долголетняя практика удушения Главным управлением по делам печати идишистских газет и журналов.

Цензурная практика в области еврейской печати начала XX в. характеризовалась постоянной и день ото дня обострявшейся борьбой на многих направлениях одновременно. Спорадически преследовались издания сионистов, беспощадно искоренялась лево-социалистическая печать бундовской ориентации, непрестанно возникали судебные сложности у периодики и книжной продукции либерального толка. Открыто, по сути дела, признавая евреев «злыми тварями» и «врагами рода человеческого» 45, царизм

28 Глава I. Еврейская печать, национальная политика и цензура в этот период считал опасным и вредным любое произведение еврейской печати и достиг своей давно поставленной цели в годы Первой мировой войны, когда после введения военной цензуры выпуск печатных произведения на языках иврит и идиш во всей европейской части империи (за исключением Москвы) был просто запрещен армейским командованием.

 

Введение диссертации1999 год, автореферат по истории, Эльяшевич, Дмитрий Аркадьевич

Настоящая работа ставит своей целью заполнить эту лакуну. Она является первой в историографии российского еврейства попыткой комплексного и по возможности полного исследования истории правительственной цензуры еврейских изданий в связи с государственной политикой по отношению к еврейскому населению, его религии и культуре. При этом цензура рассматривается как важный инструмент общей национальной политики самодержавия.

В монографии, на основе разностороннего изучения большого объема ранее совершенно неизвестного фактического материала и сочетания методов исторического анализа со специфической книговедческой методикой, впервые в научной практике подробно освещается процесс функционирования цензуры еврейских изданий с момента ее зарождения (1797 г.) и до крушения царизма, то есть за 120-летний период, дается характеристика деятельности еврейских цензоров и цензурной судьбы многих книжных и периодических изданий на иврит, идиш и русском языках, проводится анализ правовой базы их существования, выявляется роль правительственной цензуры в формировании общественного сознания еврейского населения. Это позволяет во многом по-новому взглянуть на эволюцию официальной идеологии царизма в еврейском

Глава I. Еврейская печать, национальная политика й цензура 29 вопросе в XIX — начале XX вв. и дополнить картину внешнего и внутреннего исторического развития евреев в Российской империи. Одновременно изучение истории цензуры еврейских изданий восполняет многие пробелы общей истории российской цензуры и цензурной политики царского правительства, а также проливает свет на такую, по большому счету, совершенно неизученную проблему, как история еврейского книжного дела и периодической печати в России.

Широкие хронологические рамки (1797—1917 гг.) выбраны для настоящего исследования не случайно. Цензура еврейских изданий — целостная историческая тема. Она может быть достойно освещена и осмыслена лишь в том случае, если рассмотрению подвергается весь путь развития еврейской цензуры в дореволюционной России. Только при выполнении этого условия данная тема приобретает не только частноисторическое, но и концептуальное значение. Обратное, то есть исследование отдельных периодов и историко-цензурных фактов, неминуемо приводит к локальности и недостаточной обоснованности выводов. * *

Важной проблемой, влияющей не только на структуру настоящей работы, но и имеющей концептуальное значение, является периодизация истории цензуры еврейской печати в России.

В целом, возможны несколько подходов к выработке такой периодизации, различающихся избранными критериями деления. Наиболее простой й очевидной будет периодизация, совпадающая с принятой в научной литературе периодизацией общей истории цензуры в дореволюционной России, строящейся, как известно, вокруг основных законодательных актов (цензурных уставов, законов и правил о цензуре и печати й т. п.), а также смены царствований 46. В соответствии с ней, в истории цензуры еврейских изданий могут быть выделены следующие основные периоды: начальный, или рижский, период (1797—1802); период действия первого цензурного устава (1804—1826)47; цензура николаевской эпохи (1827—1855)48; период ослабления цензурного гнета и реорганизации цензуры (1855—1868)49;

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Правительственная политика и еврейская печать в России, 1797-1917 гг."

534 Заключение слово были основой существования евреев как нации, именно они не позволили народу Книги, лишенному своей территории и государственности, раствориться среди окружающих народов. Вследствие этих особенностей евреев и их письменной культуры правительственная цензура еврейских Сочинений, в отличие от цензуры сочинений украинских, польских и любых других, представляла собой не только и не столько цензуру конкретных текстов, сколько цензуру самого национального бытия евреев. Поэтому, если не рассматривать периоды возникновения различных экстремальных ситуаций, наподобие разгромов еврейской печати в 1836 и 1915 гг., эта цензура изначально и не могла быть эффективной.

То, что не удалось сделать царской цензуре еврейских сочинений за все 120 лет своего существования, большевики сумели осуществить за чрезвычайно короткий промежуток времени. В 20—30-е гг. XX в. еврейская печать была уравнена в абсолютном бесправии с печатью всех других народов СССР. Таким образом, накануне Катастрофы, окончательно разрушевшей тысячелетнюю ашкеназийскую культуру Восточной Европы, не только об идейной или организационной специфике цензуры еврейских изданий, но и о самой этой цензуре в большевистской России никакой речи уже идти не могло. У нее попросту не было сферы деятельности. Самостоятельная еврейская печать в СССР оказалась полностью уничтоженной; продолжала еще некоторое время существовать лишь печать на языке идиш, но для нее было вполне достаточно обычной советской цензуры.

 

Список научной литературыЭльяшевич, Дмитрий Аркадьевич, диссертация по теме "Отечественная история"

1. Алфавитный указатель произведений печати, запрещенных к обращению в публичных библиотеках и общественных читальнях. Составлен в Главном управлении по делам печати по 1 октября 1903 г. СПб., 1903.

2. Алфавитный указатель книгам и брошюрам, а также нумерам повременных изданий, арест на которые утвержден судебными установлениями по 15 апреля 1914 г. Пг., 1915.

3. Ананьич Б. В, Банкирские дома в России, 1860—1914 гг. Очерки истории частного предпринимательства. Л., 1991.

4. Анкета для читателей «Рассвета» //Рассвет. 1910. № 42.

5. Арбузов С. Положение русской полиграфической промышленности. М., 1921.

6. Арешян С. Г. Армянская печать и царская цензура. Ереван, 1957.

7. Арсеньев К. К. Законодательство о печати. СПб., 1903. (Великие реформы 60-х гг. в их прошлом; и настоящем. 1).

8. Астырев Ю. Субботники в России и Сибири //Северный вестник. 1891. № 6.

9. Афанасьев А. П. Из истории цензурной политики самодержавия в конце 70-х — начале 80-х гг. XIX в. //Вопросы истории СССР. М., 1972.

10. Ахад-Гаам. Избранные сочинения. М., 1919.

11. Б-ий С. Из прошлого русской прессы //Столичная молва. 1909. № 62, 64—70, 74—76, 82, 83, с 8 июня по 5 октября.

12. Балуев Б. П. Политическая реакция 80-х годов XIX века и русская журналистика. М., 1971.

13. Барац Г. М. Двоякие весы и двоякая мера //На-кагте1. Русское приложение. 1862. № 7.

14. Барац Г. М. К вопросу о цензуре //На-кагте1. Русское приложение. 1862. № 10.

15. Барац Г. М. Об обязательности образования для евреев //Рассвет. 1861. № 3.

16. Барац Г. М. Об устройстве еврейских безвозмездных библиотек'// Рассвет. 1861. № 45.

17. Барац Г. М. Собрание трудов по вопросу о еврейском элементе в памятниках древнерусской письменности. Т. 1—2. Берлин—Париж, 1924—1927.

18. Барсов Н. Герасим Петрович Павский //Русская старина. 1880. Т. 31.

19. Барсук А. И. Сионизм и Россия. Екатеринослав, 1907.1. Библиография ■723"

20. Барсуков Н. П. Жизнь и труды М. П. Погодина. СПб., 1891. Т. 4.

21. Барышников Н. П. Ф. О. Туманский. Цензорская его деятельность в 1800—1801 г. //Русская старина. 1873. Т. 8. и:- Батюшков Ф. Новое покушение на свободу печати //Мир Божий. 1905. № 12. ,

22. Бёилин С. Из исторических журналов. Цензура еврейских книг // Еврейская старина. 1911. Т. 4.

23. Бейтгилелъ Д. Л. К предстоящим выборам в Раввинскую. комиссию. Вильна, 1883.

24. Беленький М. С. Биография смеха: (Очерк жизни и творчества Шо-лом-Алейхема). М., 1991.

25. Белецкий А, В. Вопрос об образовании евреев в царствование императора Николая I. СПб., 1894.

26. Белозерская Н. А. П. А. Чихачев: Биографический очерк //Вестник Европы. 1893. № 11.

27. Бен-Сион Эм. Прилукер Я.М.. Евреи-реформаторы. «Новый Израиль» и Духовно-библейское общество: (Опыт социально-религиозной реформы еврейства и новой постановки еврейского вопроса в России). СПб., 1882.

28. Бережной А Ф. Русская легальная печать в годы первой мировой войны. Л., 1975.

29. Бережной А Ф. Царская цензура и борьба большевиков за свободу печати. Л., 1967.

30. Берлин Я. Печатное дело конца XVIII и начала XIX века //Еврейская старина. 1915. Т. 8.

31. Бершадский С. А Положение о евреях 1804 г. //Восход. 1895. № 3.

32. Биневич Е. М. Начало еврейского театра в России. Препринт. М., 1994.

33. Блюм А В. Еврейский вопрос под советской цензурой. СПб., 1996 (Петербургская иудаика. Т. 1).

34. Богучарский В. Я. Из прошлого русского общества. СПб., 1904.

35. Бондарь С. Д. Секты хлыстов-шалапутов, Духовных христиан, Старый и Новый Израиль, и субботников, и иудействующих. Пг., 1916.

36. Боровой С. Я. Воспоминания. М.—Иерусалим, 1993.

37. Боровой С. Я. Еврейские газеты перед судом «ученых евреев»: (Два эпизода) //Еврейская мысль. Научно-литературный сборник. Л., 1926.

38. Боровой С. Я. Нариси з ктори еврейсько'1 книги на Украйи //БДб-люлопчш вкть 1925. № 1/2 (8/9); 1926. № 1(10).

39. Боханов А. Н. Буржуазная пресса России и крупный капитал. Конец XIX в. — 1914 г. М., 1984.724 Библиография

40. Брамсон JI. М. К Истории начального образования евреев в России. СПб., 1896.

41. Бруцкус Б. Д. Статистика еврейского населения: Распределение по территории, демографические и культурные признаки еврейского населения по данным переписи 1897 г. СПб., 1909.

42. Бруцкус Б. Д. Экономическое положение евреев и война //Русская мысль. 1915. № 4.

43. Бумаги по крестьянскому вопросу М. П. Позена. Дрезден, 1864.

44. Бунд в Беларуси, 1897—1921. Документы и материалы. Минск, 1997.

45. Бургин Г. История еврейского рабочего движения в Америке, России и Англии. Нью-Йорк, 1915.

46. Буткевич Т. И. Обзор русских сект и их толков. Харьков, 1910.

47. Бухбиндер Н. А. История еврейского рабочего движения в России. Л., 1925.

48. Бухбиндер Н. А. Л. О. Леванда по неизданным архивным материалам. Вып. 1. Пг., 1918.

49. Бухбиндер Н. А. Материалы для истории еврейского рабочего движения в России. Вып. 1. Материалы для биографического словаря участников рабочего движения. М.—Пг., 1923.

50. В защиту слова. Сборник. Вып. 1. СПб., 1905.

51. В. Д. Печатное дело в Малороссии в начале XIX в. //Киевская старина. 1900. № 9.

52. В. И. Темкин. К десятилетию его раввинской деятельности в г. Ели-саветграде. Одесса, 1903.

53. Вайнштпейн Е. В. Действующее законодательство о евреях. Киев, 1911.

54. Валле-де-Барр Е. А. «Свобода» русской печати: (После 17 октября 1905 г.). Самара, 1906.

55. Валуев П. А. Дневник, 1877—1884. Пб., 1919.

56. Варадинов Н. История Министерства внутренних дел. СПб., 1863. Т. 3.

57. Вейсман Д. Сионизм и конституционная Россия. СПб., 1906.

58. Веселовский К. С. Воспоминания //Русская старина. 1901. Т. 108.

59. Bumme С. Ю. Воспоминания. Т. 1—3. М., 1960.

60. Вишницер М. JI. Проект реформы еврейского быта в Герцогстве Варшавском и Царстве Польском: (По неизданными материалам) //Пережитое. СПб., 1908. Т. 1.

61. Военная цензура и еврейский вопрос. Пг., 1916.

62. Война, еврейство и Палестина. Пг., 1915.

63. ВольАЛ. Еврей-земледелец //Ha-karmel. Русское приложение. 1860. № 12, 15.1. Библиография 725

64. Воль А. Л,, Гурвич О. Я. История евреев в библейский перйод. Виль-на, 1871.

65. Воль А Л. Кое что еще о евреях //Виленский вестник. 1860. № 26, 27.

66. Воль А. Л. О благотворительности //На-кагте1. Русское приложение. 1861. № 2.

67. Воль А. Л. Русский язык и евреи //Виленский вестник. 1867. № 42.

68. Волькенштпейн Ф. А В дореволюционных судах. Речи защитника. Л., 1924.

69. Временное положение о военной, цензуре //Правительственный вестник. 1914. 22 июля.

70. Всеподданнейший доклад статс-секретаря Головнина о книгопечатании 10 декабря 1862 г. СПб., 1862.

71. Встреча И. Г. Оршанского с гр. Н. П. Игнатьевым. //Рассвет. 1882. № 3. Прибавление.

72. Высочайший манифест //Правительственный вестник. 1914. 20 июля.

73. Талант И. К истории Киевского гетто и цензуры еврейских книг (1854—1855 г.) //Еврейская старина. 1913. Т. 6.

74. Ганелин Р. Ш. Российское самодержавие в 1905 г. Реформы и революция. СПб., 1991,

75. Ганелин Р. Ш. Черносотенные организации, политическая полиция и государственная власть в царской России //Национальная правая прежде и теперь. Историко-социологические очерки. СПб., 1992;

76. Гаркави А. Я. Из истории культуры русских евреев //Сборник в пользу начальных еврейских школ. СПб., 1896.

77. Гарьянова О. А Документальные материалы Московского цензурного комитета в Государственном историческом архиве Московской области: (Обзор материалов фонда за 1798—1865 гг.) //Труды Историко-архивного института. 1948. Т. IV.

78. ГейманА. Социалистическая фракция в сионизме. СПб., 1906.

79. Генкель Г. В старом «Восходе» //Еврейская летопись. Пг.—М., 1923. Сб. 2.

80. Георгиевский А. И. Краткий исторический очерк правительственных мер и предначертаний против студенческих беспорядков. СПб., 1890.

81. Герасимова Ю. И. Из истории русской печати в период революционной ситуации конца 1850-х — начала 1860-х гг. М., 1974.

82. Герцль Т. Сочинения. Пг., 1918.

83. Гессен И. В., Фридштейн В. 3. Сборник законов о евреях с. разъяснениями по определениям Правительствующего Сената и циркулярам. СПб., 1904.

84. Гессен Ю. И. Галерея еврейских деятелей. Вып. 1. О. А. Рабинович. СПб., 1898.726 ■ Библиография

85. Гессен Ю. И. Граф Н. П. Игнатьев и «Временные правила» о евреях 3 мая 1882 г. //Право. 1908. № 30—31.

86. Гессен Ю. И. Евреи в России. Очерки общественной, правовой и экономической жизни русских евреев. СПб., 1906.

87. Гессен Ю. И. Закон и жизнь. Как создавались ограничительные законы о жительстве евреев. СПб., 1911.

88. Гессен Ю. И. История еврейского народа в России. Т. 1—2. Л., 1925— 1927.

89. Гессен Ю. И. К истории еврейских типографий. Крещеные евреи Зандберг и Фоделло //Еврейская старина. 1909. Т. 2.

90. Гессен Ю. И. Клевета в форме драматического сочинения //Восход. 1899. № з.

91. Гессен Ю. И. Кровавый навет в России. М., 1912.

92. Гессен Ю. И. Попытка эмансипации евреев в России: По неизданным материалам .//Пережитое. СПб., 1910. Т. 1.

93. Гессен Ю. И. Смена общественных течений. I. И. Б. Лёвинзон и д-р М. Лилиенталь. II. Первый русско-еврейский орган //Пережитое. СПб., 1911. Т. 3.

94. Гессен Ю. И. Хасиды бр. Шапиро на пути в Сибирь //Еврейская летопись. Пг., 1923. Сб. 2.

95. Гессен Ю. И. Цадик Мендель Любавичский: (Эпизод из просветительной эпохи) //Книжки Восхода. 1905. № 1.

96. Гимпельсон Я. И. Законы о евреях: Систематический обзор действующих законоположений о евреях. Ч. 1—2. СПб.—Пг., 1914—1915.

97. Гинзбург С. М. Литература рыночного спроса //Восход. 1897. № 10.

98. Гинзбург С. М. Минувшее. Исторические очерки, статьи и характеристики. Пг., 1923.

99. Гинзбург С. М. Отечественная война 1812 г. и русские евреи. СПб., 1912.

100. Глинский Б. Б. Из цензурного прошлого //Исторический вестник. 1906. № 4.

101. Голицын Н. Н., кн. История русского законодательства о евреях. Т. 1. СПб., 1886.

102. Гольдберг Б. Пятидесятилетие русско-еврейской журналистики // Рассвет. 1910. № 22, 24.

103. Гордон Л. О. Отрывки воспоминаний //Еврейский вестник. Л., 1928.

104. Горев Б. Победоносцев и цензура: Вступительная статья к письмам К. П. Победоносцева к Е. М. Феоктистову за 1883—1896 гг. //Литературное наследство. 1935. Т. 22—24.

105. Горький М. Из литературного наследия: Горький и еврейский вопрос. Иерусалим, 1986.1. Библиография727

106. Государственная Дума. Четвертый созыв. Стенографические отчеты. Сессия вторая. Пг., 1914.

107. Государственная Дума. Четвертый созыв. Стенографические отчеты. Сессия четвертая. Пг., 1915.

108. Градовский Г. К. Из минувшего //Русская старина. 1908. Т. 133, 134.

109. Григорьев В. В. Императорский Санйт-Петербургский университет в течение первых пятидесяти лет его существования. Историческая записка. СПб., 1870.

110. Громов Н. А. Цензура и шпионство по законам военного времени. Издание неофициальное. Пг., 1914.

111. Гроссман Л. П. Семинарий по Достоевскому. М.—Цг., 1922.

112. Грузенберг О. О. Вчера: Воспоминания. Париж, 1938.

113. Дейч Л. Г. Роль евреев в русском революционном движении. Т. 1. М.—Л., 1925.

114. Державин Г. Р. Мнение об отвращении в Белоруссии недостатка хлебного обузданием корыстных промыслов евреев, о их преобразовании и о прочем //Державин Г. Р. Сочинения. Изд. Я. К. Грота. СПб., 1878. Т. VII.

115. Джаншиев Гр. Эпоха великих реформ. СПб., 1907.

116. Дневник А. С. Суворина. М.—Пг., 1923.

117. Дневник государственного секретаря А. А. Половцова. Т. 1—2. М., 1966.

118. Добровольский Л. М. К истории цензурной политики русского правительства во второй половине XIX в. //Ученые записки Ленинградского педагогического института им. А. И. Герцена. 1948. Т. ЬХУП.

119. Добровольский Л. М. Библиографический обзор дореволюционной и советской литературы по истории русской цензуры //Труды Библиотеки АН СССР и Фундаментальной библиотеки общественных наук АН СССР. 1961. Т. V.

120. Добровольский Л. М. Запрещенная книга в России, 1825—1904. Архивно-библиографические разыскания. М., 1962.

121. Доклад по еврейскому вопросу ЦК Партии народной свободы конференции партии 6 :— 8 июня 1915 г. //Еврейская неделя. 1915. № 14.

122. Документы по истории и культуре евреев в архивах Москвы. Путеводитель. М., 1997.

123. Дополнение к Сборнику постановлений по Министерству народного просвещения, 1803 — 1864. СПб., 1867.

124. Дополнения к Алфавитному каталогу изданий на русском языке, запрещенных к обращению и перепечатанию в России. Составлен в Главном управлении по делам печати по 1 января 1899 г. СПб., 1899.

125. Драбкина Е. Национальный и колониальный вопрос в царской России. М., 1930.728 Библиография

126. Дризен Н. В. Драматическая цензура двух эпох; 1825—1881 гг. Пг., 1917.

127. Дубнов С. М. Антиеврейские движения в России в 1881—1882 гг. Из записки, предназначенной для «Паленской комиссии» //Еврейская старина. 1909. Т. 1.

128. Дубнов С.М. Вмешательство русского государства в анти-хаСидскую борьбу //Еврейская старина. 1910. Т. 3.

129. Дубнов С.М. Евреи в России в царствование Николая И. Пг., 1922.

130. Дубнов С. М. Из истории восьмидесятых годов //Еврейская старина. 1915. Т. 8; 1916. Т. 9.

131. Дубнов С. М. Исторические сообщения //Восход. 1893. № 8.

132. Дубнов С. М. Исторические сообщения. № 13. Бюрократические упражнения в решении еврейского вопроса (1840—1844) //Книжки Восхода. 1901. № 4, 5.

133. Дубнов С. М. К истории гонения на еврейские книги (1848) //Еврейская старина. 1909. Т. 2.

134. Дубнов С. М. Книга жизни. Т. 1—3. Рига, 1934—1940.

135. Дубнов С. М. Критика и библиография //Еврейская старина. Сборник статей за 1917—1918 гг. Т. 10. Пг., 1918.

136. Дубнов С. М. Новейшая история еврейского народа от Французской революции до наших дней. Т. 1—3. Рига, 1937—1938. (Всемирная история еврейского народа от древнейших времен до настоящего. Новейшая история).

137. Дубнов С. М. Об изучении г историй русских евреев и об учреждении русско-еврейского исторического общества. СПб., 1891.

138. Дубнов С. М. Письма о старом и новом еврействе. СПб., 1907.•Дубнов С.М. Религиозная борьба среди русских евреев в конце XVIII в. //Восход. 1893. № 1.

139. Дубнов С. М. Третья Гайдаматчина: Историческое вступление //Че-риковер И. М. Антисемитизм и погромы на Украине 1917—1918 гг. Берлин,1923.

140. Дубнов С. М. Народная еврейская газета: о газете на «жаргоне» // Рассвет. 1881. № 35.

141. Дудаков С. История одного мифа. Очерки русской литературы XIX— XX вв. М., 1993.

142. Дякин В. С. Национальный вопрос во внутренней политике царизма (XIX в.) //Вопросы истории. 1995. № 9.

143. Дякин В. С. Русская буржуазия и царизм в годы первой мировой войны. Л., 1967.

144. Евгеньев-Максимов В. Цензурная практика в годы Крымской войны // Голос минувшего. 1917. № 11—12.1. Библиография . 729

145. Е'вгеньев-Максимдв В. Е. Очерки по истории социалистической журналистики в России XIX в. М.—Л., 1927.

146. Евреи в Австрии: Вопрос об эмансипации их в Венгрии //Сион. 1861. № 3.

147. Еврейская библиотека. Историко-литературный сборник. Т. VI. Рецензия. //Отечественные записки. 1878. № 11.

148. Еврейская энциклопедия. Свод знаний о еврействе и его культуре в прошлом и настоящем. Т. I—XVI. СПб., 1908—1913.

149. Еврейский вопрос в России 40 лет тому назад //Еврейские записки. 1881. № 9.

150. Евсеев Е. С. Из истории сионизма в царской России //Вопросы истории. 1973. № 5.

151. Егоркин А. И., Шляпкин И. А Литературные дела Архива Цензурного комитета. Пг., 1917.

152. Ежегодник газеты «Речь» за 1914 г. СПб., 1914.

153. Езерский Н. О цензуровании книжек для народа //Русские ведомости. 1904. 16 декабря.

154. Еле нее Ф. 17.1. О злоупотреблениях литературы и действиях цензурного ведомства с конца пятидесятых годов по настоящее время. 2. О необходимых изменениях в устройстве цензурного ведомства. СПб., 1896.

155. Зайончковский П. А Военные реформы 1860—1870-х гг. в России. М., 1952.

156. Зайончковский П. А. Кризис самодержавия на рубеже 1870—1880 годов. М., 1964.

157. Зайончковский П. А Российское самодержавие в конце XIX столетия. М., 1970.

158. Законы о печати. Собрание действующих законодательных постановлений о печати. СПб., 1873.

159. Записка по вопросу о цензуре книг на малорусском языке. СПб., 1905.

160. Захарова Л. Г. Самодержавие и отмена крепостного права в России, 1856—1861. М., 1984.

161. Захарова Л. Г. Самодержавие и реформы в России, 1861—1874 // Великие реформы в России, 1856—1874. М., 1992.

162. Здобнов Н. В. Русская книжная статистика. Из истории возникновения и развития. М., 1959.

163. Зейберлинг И. И. Против «Книги кагала» Брафмана. Вена, 1882 текст парал. рус.-нем.. ■ . ,.:

164. Зейберлинг И. И. Распространение русского языка между евреями // Журнал Министерства народного просвещения. 1862. № 7.730Библиография

165. Зейберлинг И. И. Об обязанностях израильтянина в отношении к государству //Журнал Министерства народного просвещения. 1861. № 7.

166. Золотоносое М. А. У истоков СРА-идеологии //Евреи в России. История и культура. СПб., 1995.

167. И. С. И. С. Цинберг. История еврейской печати в России в связи с общественными течениями. Петроград, 1915. [Рецензия] //Еврейская старина. 1915. Т. 8.

168. Иваск У. Г. Еврейская периодическая печать в России. Материалы для истории еврейской журналистики. Вып. 1. Издания на русском языке. Таллинн, 1935.

169. Идельсон А. Д. На медные темы //Еврейская жизнь. 1916. № 37.

170. Идельсон А. Д. Наши социалистические партии. Пг., 1918.

171. Из переписки А. Б. Готлобера //Еврейская старина. 1910. Т. 3.

172. Из переписки Л. О. Леванды //Еврейская библиотека. СПб., 1901. Т. 9.

173. Из писем А. Е. Ландау. Материалы для истории «Восхода» (1884— 1896) /Публ. С. М. Дубнова //Еврейская старина. 1916. Т. 9.

174. Из писем епископа Филарета к О. Н. Штейнбергу //Пережитое. СПб., 1910. Т. 2.

175. Из «черной книги» российского еврейства. Материалы для истории войны 1914—1915 г. //Еврейская старина. Сборник статей за 1917— 1918 гг. Т. 10.

176. Извлечение из отчета Министерства внутренних дел за 1861, 1862 и 1863 гг. СПб., 1865.

177. Интересы тыла и погромная печать //Еврейская неделя. 1916. № 44.

178. Иосиф Рабинович. Биографический очерк. Одесса, 1911.

179. Иоффе А М. Издательская деятельность большевиков в 1905—1907 гг. М., 1971.

180. Исторические сведения о Вйленском раввинском училище. Вильна, 1873.

181. Истрин В. М. Очерк истории древнерусской литературы домосков-ского периода, Пг., 1923.

182. К истории «Духовно-библейского братства» //Пережитое. СПб., 1910. Т. 1.

183. К. П. Победоносцев и его корреспонденты. М.—Пг., 1923. Т. 1. Полутом 1.

184. Каган М. Г. К истории национального самосознания русско-еврейского общества//Пережитое, СПб., 1911. Т. 3.

185. Казенные еврейские училища. Описание дел бывшего Архива Министерства народного просвещения. Т. 1. Пб., 1920.1. Библиография 731

186. Каратыгин П. Цензура времен императора Павла I //Исторический вестник. 1885. № 10.

187. Каталог рассмотренных иностранной цензурой сочинений запрещенных и разрешенных с исключениями с 1 июля 1871 по январь 1897 г. СПб., 1897.

188. Кауфман А. Е. За много лет: Отрывки воспоминаний старого журналиста //Еврейская старина. 1913. Т. 6.

189. Кауфман А. Е. Из журнальных воспоминаний //Исторический вестник. 1912. № 10—12.

190. Кельнер В. Е., Эльящевич Д. А. Литература о евреях на русском языке, 1890—1947. Книги, брошюры, оттиски статей, органы периодической печати: Библиографический указатель. СПб., 1995.

191. Клебанов Я. Сионистская организация: История, формы и методы работы. Пг., 1918.

192. Клир Дж. О русско-еврейской интеллигенции: (К постановке вопроса)//Евреи в России. История и культура. СПб., 1995.

193. Клочков В. Очерки правительственной деятельности времени Павла I. Пг., 1916.

194. Клочков М. В. Генерал-прокурор при Павле //Журнал Министерства юстиции. 1912. Апрель.

195. Клячко (Львов) Л. М. Повести прошлого. Временщики конституции. Два премьера. Еврейское счастье. Л., 1929.

196. Книга в России, 1861—1881. Т. 1—3. М., 1988—1991.

197. Книга в России, 1881—1895. СПб., 1997.

198. Кнорозовский М. Л. Еще о Виленской еврейской комиссии 1869 г. // Пережитое. СПб., 1911. Т. 3.

199. Кобринский А. А. Проблемы функционирования национальной литературы в иноязычной среде: (На примере русскоязычной еврейской литературы) //Национальная духовная культура и образование. СПб., 1992.

200. Кон Н. Благословение на геноцид: Миф о всемирном заговоре евреев и «Протоколах сионских мудрецов». М., 1990.

201. Корнилов И. П. Князь Адам Чарторыйский. СПб., 1896.

202. Корнилов И. П. Русское дело в Северо-Западном крае. СПб., 1908.

203. Корф М.А., бар. Записки //Русская старина. 1900. Т. 101.

204. Коссовский В. В. Разгром евреев в России. Женева, 1915.

205. КотовичА. Н. Духовная цензура в России (1799—1855). СПб., 1909.

206. Кравченко И. В. Цензура как средство национальной политики Российской империи //Цензура в России. История и современность. СПб., 1995.732Библиография

207. Крапивин М. Ю. Большевики и сионисты. История взаимоотношений в послеоктябрьский период (октябрь 1917-го — начало 30-х гг.). Волгоград, 1995.

208. Красный-Адмони Г. Старый режим и еврейские погромы //Материалы для истории антиеврейских погромов в России. Т. II. Восьмидесятые годы. М.—Пг., 1923.

209. Краткая еврейская энциклопедия. Т. 1—8. Иерусалим, 1976—1996.

210. Краткое обозрение направления периодических изданий и отзывов их по важнейшим правительственным и другим вопросам за 1862 г. СПб., 1862.

211. Кризис самодержавия в России, 1895—1917. Л., 1984.

212. Кричевский Б. Н. История еврейского рабочего движения в России и Польше. Женева, 1901.

213. Кугель А. P. (Homo Novus). Литературные воспоминания (1882— 1896 гг.). Пг.—М., 1923.

214. Кулищер М. И. Пятидесятелетие русско-еврейской печати //Новый Восход. 1910. № 36.

215. Л. М. Мартов Л.. Резолюция Всероссийского литературного общества о законопроекте о печати, принятая 17—19 января 1914 г. //Наша заря. 1914. № 3.

216. Лазарев М. Н. Задачи и- значение русско-еврейской беллетристики // Восход. 1885. № 5.

217. Лазарев М. Н. Наблюдения и впечатления оптимиста. СПб., 1902.

218. Лакер У. Черная сотня: Происхождение русского фашизма. М., 1994.

219. Ландау Г. А Воспоминания //Вестник Еврейского университета в Москве. 1993. № 2, 3.

220. Леванда Л. О. К истории возникновения первого органа русских евреев//Восход. 1881. № 6.

221. Левин Э. Б. Записка об эмансипации евреев в России (1859) // Еврейская старина. 1916. Т. 9.

222. Левисон В. А. Иерусалимские письма. СПб., 1864.

223. Левитас И. Г., Москалев М. А, Фингерит Е. М. Революционные подпольные типографии в России (I860—1917). М., 1962.

224. Лежке М. К. В мире усмотрения: (Статьи 140 и 156 Устава о цензуре и печати) //Вестник права. 1905. № 7.

225. Лемке М. К. 250 дней в царской ставке (25 сент. 1915 — 2 июля 1916). 116., 1920.

226. Лемке М. К. Николаевские жандармы и литература 1826—1855 гг.: По подлинным делам Третьего отделения Собственной его императорского величества канцелярии. СПб., 1908.1. Библиография733

227. Лемке М. К. Очерки по истории русской цензуры и журналистики XIX столетия. СПб., 1904.

228. Лемке М. К. Эпоха цензурных реформ, 1859—1865. СПб., 1904.

229. Лени, К. Учебно-воспитательные заведения, из которых образовался Ришельевский лицей. Одесса, 1903.

230. Лернер О. М. Евреи в Новороссийском крае: Исторические очерки. По данным из архива бывшего Новороссийского генерал-губернатора. Одесса, 1901.

231. Лернер О. М. Истребление еврейских бесцензурных книг и судебные преследования евреев за их утайку //Киевская старина. 1900. № 7/8.

232. Лернер О. М. Критический разбор появившихся недавно на еврей-ско-немецком жаргоне сочинений И. Аксенфельда и направление их вообще. Одесса, 1868.

233. Лернер О. М. Одесская старина: Исторические очерки. По данным из архива бывшего Новороссийского генерал-губернатора. Одесса, 1902.

234. Летенков Э. В. «Литературная промышленность» России конца XIX — начала XX века. Л., 1988.

235. Литература 60-х годов по отчетам III отделения //Красный архив. 1925. Т. VIII.

236. Лозина-Лозинский М. А. Систематический сборник разъяснений Сената по делам о жительстве евреев. СПб., 1902.

237. Локшин А. Е. Формирование политики: (Царская администрация и сионизм в России в конце XIX — начале XX в.) //Вестник еврейского университета в Москве. 1992. № 1.

238. Львов-Рогачевский В. Русско-еврейская литература. М., 1922.

239. Лютостанский И. Вопрос об употреблении евреями-сектаторами христианской крови для религиозных целей, в связи с вопросами об отношениях еврейства к христианству вообще. СПб., 1876.

240. М. М. Моргулис М. Г. Судьба еврейской письменности в России // Восход. 1887. № 12.

241. Маленький фельетон //Армейский вестник. 1915. 18 октября.

242. Мандельштам Л. И. Из записок первого студента-еврея в России // Пережитое. СПб., 1910. Т. 1.

243. Мандельштам М. Е. Сущность сионизма: Письмо сиониста к дочери. Одесса, 1900.

244. Маор И. Сионистское движение в России. Иерусалим, 1977.

245. Марек П. С. Из истории еврейского печатного дела в России //Восход. 1888. № 4, 9.

246. Марек П. С. Очерки по истории просвещения евреев в России: (Два воспитания). М., 1909.734 Библиография

247. Маркиш Ш. К вопросу об истории и методологии изучения русско-еврейской литературы //Евреи в России. История и культура. СПб., 1998.

248. Маркйш Ш. О русскоязычии и русскоязычных //Литературная газета. 1990. № 50.

249. Маркиш Ш. Осип Рабинович //Вестник еврейского университета ¡в

250. Москве. 1994. № 1(5), 2(6). .

251. Материалы высочайше учрежденного особого совещания для составления нового устава о печати. СПб., 1905.

252. Материалы для истории антиеврейских погромов в России. Т. 1: Дубоссарское и Кишиневское дела 1903 г. Пг., 1919.

253. Материалы для, характеристики положения русской печати. Вып.1—2. Женева, 1898.

254. Материалы, собранные Особою комиссиею, высочайше учрежденною2.го ноября 1869 г. для пересмотра действующих постановлений о цензуре и печати. Ч. 1—5. СПб., 1870. ;••':■■

255. Махонина С. Я. Русская легальная журналистика XX в. (1905 — февраль 1917 г.). Опыт системного исследования //Из истории русской журналистики начала XX в. М., 1984.

256. Медем В. Д. По царским тюрьмам. Л.—М., 1924.

257. Мезьер А. В. Словарный указатель литературы по книговедению. Л., 1924.

258. Мезьер А, В. Словарный указатель литературы по книговедению. Ч. 1—3. М.—Л., 1931—1934.

259. Меламед Е. И. Из истории Житомирского раввинского училища // Евреи в России. История и культура. СПб., 1998.

260. Меламед Е. И. Известный Эйхенбаум. История одной судьбы // Евреи в России. История и культура. СПб., 1995.

261. Меламед Е. И. Обзор документальных источников по истории еврейского просвещения и культуры в фондах государственного архива Житомирской области. М., 1996.

262. Мемуары князя Адама Чарторижского и его переписка с императором Александром I. М., 1912. Т. 1.

263. Минцлов С.'Р. Четырнадцать месяцев «свободы печати». 17 октября 1905 — 1 января 1907 г.: Заметки библиографа //Былое. 1907. № 3.

264. Моргу лис М. Г. Судьба еврейской письменности в России //Восход. 1887. № 12.

265. Моргулис М. Г. Из моих воспоминаний //Восход. 1895. № 2, 10; 11/12;1897.№ 6.

266. Моргулис М. Г. Вопросы еврейской жизни. Собрание статей. СПб., 1903.1. Библиография735

267. Моргу лис М. Г. Из моих воспоминаний //Еврейский мир. 1909, № 6.

268. Мсерианц 3. М. Законы о печати. Настольная справочная книга. 8-е изд. М., 1899.

269. Мухлинский А О. Очерк о караимах в Польше. СПб., 1862.

270. Мыш М. И. Руководство к русскому законодательству о евреях. СПб., 1904.

271. Найдич И. А О. О.Грузенберг и русское еврейство //Грузенберг О. О. Очерки и речи. Нью-Йорк, 1944.

272. Натанзон Д. Б. Исаак-Бэр Левинзон, его жизнь и литературная деятельность. Варшава, 1897.

273. Национальная политика России. История и современность. М., 1997.

274. Невахович Л. Н. Вопль дщери иудейской. СПб., 1803.

275. Никитенко А. В. Авраам Сергеевич Норов, СПб., 1870.

276. Никитенко А В. Дневник. Т. 1—3. М., 1955.

277. Новомбергский Н. Освобождение печати во Франции, Германии, Англии и России. Лекции, читанные в Русской высшей школе общественных наук в Париже. СПб., 1906.

278. Новый Израиль /Предисл. и примеч. В. Д. Бонч-Бруевича. СПб., 1911.

279. Нотович О. Исторический очерк нашего законодательства о печати. СПб., 1873.

280. О пользе гласности. Письмо Е. П. Ростопчиной П. А. Вяземскому и А. С. Норову (1856) //Литературное обозрение. 1991, № 4.

281. О созыве Раввинской комиссии. М., 1893.

282. Обзор фонда Центрального комитета цензуры иностранной //Архивное дело. 1938. № 1(45).

283. Общая записка Высшей комиссии для пересмотра действующих о евреях в империи законов. СПб., 1888.

284. Огус Я. Н. Исторический очерк деятельности Раввинской комиссии // Рассвет. 1880. №1,2.

285. Одесса, 1794—1894. Издание городского общественного управления к столетию города. Одесса, 1895.

286. Ольминский М. С. Александров М. С.. Свобода печати. СПб., 1906.

287. Ольминский М. С. Александров М. С.. О печати. Л., 1926.

288. Описание дел Архива Министерства народного просвещения /Под ред. А. С. Николаева и С. А. Переселенкова. Т. 2. Пг., 1921.

289. Оржеховский И. В. Администрация и печать между двумя революционными ситуациями (1866—1878 гг.). Лекции по спецкурсу. Горький, 1973.

290. Оржеховский И. В. Из истории внутренней политики самодержавия в 60—70-х годах XIX в. Лекции по спецкурсу. Горький, 1974.736 Библиография

291. Оржеховский И. В. Самодержавие против революционной России (1826—1880). М., 1982.

292. Оршанский И. Г. Русское законодательство о евреях. Очерки и исследования. СПб., 1877.

293. От редакции //Еврейская старина. 1916. Т. 9.

294. От Союза в защиту свободы печати //Всемирный вестник. 1905. № 11.

295. Отчет Общества для распространения просвещения между евреями в России за 1870 г. СПб., 1871.

296. Очерки по истории русской журналистики и критики. Т. 2. Вторая половина XIX в. Л., 1965.

297. Павский Г. П. Еврейская грамматика. СПб. , 1822.

298. Павский Г. П. Еврейская хрестоматия. СПб., 1841.

299. Падение царского режима. М.—Л., 1924. Т. 1.

300. Памятники литературы Древней Руси. XI — начало XII в. М., 1978.

301. Пантелеев Л. Литературная петиция 1895 г. //Современник. 1913. № 4.

302. Пантелеев Л. Ф. Воспоминания. М., 1958.

303. Перетц В. К вопросу о еврейско-русском литературном общении // Slavia. Praga, 1927. № 5.

304. ПесковскийМ. Л. Роковое недоразумение: Еврейский вопрос, его мировая история и естественный путь к разрешению. СПб., 1891.

305. Пинскер Л. С. Автоэмансипация // Рассвет. 1882. № 41—46.

306. Пирогов Н. И. О еврейском образовании. Неизданная записка. СПб., 1907.

307. Пирогов Н. И. Сочинения. Т. 1. Киев, 1910.

308. Письма К. П. Победоносцева к Е. М. Феоктистову //Литературное наследство. М., 1935. Т. 22—24.

309. Письма О. А. Рабиновича /Публ. Ю. И, Гессена //Еврейская старина. 1910. Т. 3.

310. Письма С. О. Грузенберга //Еврейская старина. 1914. Т. 7; 1915. Т. 8.

311. Письма С. О. Грузенберга. Вторая серия (1899—1907 г.) //Еврейская старина. 1915, Т. 8.

312. Познер С. В. Евреи в общей школе: (К истории законодательства и правительственной политики в области еврейского вопроса). СПб., 1914.

313. Полевой Ю. 3. Из истории рабочей печати: Очерки литературно-издательской деятельности первых марксистских организаций в России, (1883—1900). М., 1962.

314. Полный хронологический сборник законов и положений, касающихся евреев, от Уложения царя Алексея Михайловича до настоящего времени,1. Библиография 7371649 — 1873. Извлечение из Полных собраний законов Российской империи /Сост. В. О. Леванда. СПб., 1874,

315. Полянская Л. Архивный фонд Главного управления по делам печати. Обзор//Литературное наследство. 1935; Т. 22—24. .

316. Поршнев Г. И. История книжной торговли в России //Книжная торговля. М,—Л., 1925.

317. Поссе В. А. Мой жизненный путь. Дореволюционный период (1864— 1917). М.—Л., 1929.

318. Потапов Н. М. Печать и война. М.— Л., 1926.