автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему: Правительственная политика по отношению к неправославным вероисповеданиям России в 1905 - 1917 гг.
Текст диссертации на тему "Правительственная политика по отношению к неправославным вероисповеданиям России в 1905 - 1917 гг."
Российская Академия наук Институт российской истории Санкт-Петербургский филиал
Белов Юрий Станиславович
ПРАВИТЕЛЬСТВЕННАЯ. ПОЛИТИКА ПО ОТНОШЕНИЮ К- НЕПРАВОСЛАВНЫМ ВЕРОИСПОВЕДАНИЯМ РОССИИ В 1905 - 1917 Г.Г.
07.00.02 - отечественная исто'рия • ■
Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук
Научный: руководитель: Член-корреспондент РАН, доктор исторических наук Ганелин Рафаил Шоломович
Санкт-Петербург
1999
Содержание.
Введение. Историография проблемы и обзор источников 2
Глава I. Указ от 17 апреля 1905 г. и его проведение в 26 жизнь
1) Подготовка указа от 17 апреля 1905 г. и последствия 26 его проведения в жизнь
2) Правила 18 августа 1905 г. 113
3) Особое совещание по делам веры под предеедательст- 122 mm гр. А* й. Игнатьева
¿0 Правила о старообрядческих и сектантских общинах 153 от 17 октября 1906 г.
Глава 2. Основные неправославные конфессии России пэе- 177 ле 17 апреля 1905 г,
1) Старообрядцы в России поел® 17 апреля 1905 г. 177
2) Сектанты в России поел© 17 апреля 1905 г, 198
3) Католики в России после 17 апреля 1905 г, 234
4), Протестанты в России после 17 апреля 1905 г» 273
5) Армянская церковь в России поел® 17 апреля 1905 г. 285
6) Мусульман© в России после 17 апреля 1905 г. 297 Глава 3, Судьба правительственной программы вероисп©- 335 ведных реформ
I) Разработка программы вероисповедных реформ до внесе- 335 ния ее в Государственную Думу
2) Правительственные вероисповедные законопроекты во II, 396 III и ТУ Государственных Думах и в Государственном Совете. Борьба вокруг них в Государственной Думе, Государственном Семте и Совете министров
3) Инициативы Государственной Думы в вероисповедном 451 вопросе
Заключение 473
Список использованных источников и литературы 479
Список сокращений 493
Введение.
Данная работа посвящена исследованию политики правительства России по отношению к неправославным вероисповеданиям в 1905 - 1916 г.г. и положения неправославных конфессий страны в этот период.
Поскольку данная тема поистине необъятна, то естественно, что в нашей работе мы не могли полностью охватить все существовавшие в то время в России неправославные религии и исследовать правительственную политику в отношении всех их. Поэтому рамки нашей работы носят ограниченный характер.
В частности, мы сочли возможным не рассматривать по отдельности политику правительства по отношению к каждой из существовавших в то время сект, а объединили их в этом отношении в одно целое (параграф главы 2 "Сектанты после 17 апреля 1905 г"), поскольку в политике правительства по отношению к различным сектам было очень много общего. Таким же образом рассмотрены и протестанты и политика по отношению к ним.
Далее, мы очень ограниченно коснулись буддистов и политики властей по отношению к ним, поскольку во-первых, после 1905 года в их положении не произошло почти никаких изменений, а во-вторых, их численность была незначительна. По этим же причинам мы вовсе не рассматривали в нашей работе язычников и политику по отношению к ним.
Наконец, мы также почти не коснулись в нашей работе еврейского вопроса, несмотря.на остроту, с которой он стоял в России в то время. Связано это прежде всего с тем, что данный вопрос являлся в дореволюционной России вопросом не вероисповедным,
а национальным. Это неоднократно подчеркивали и сами правительственные деятели, Например, товарищ министра внутренних дел С.ЕДрыжановский в своем представлении в Совет министров от 2 декабря 1906 г. специально отмечал, что лравоограничения евреев "основываются не на религиозном, а на национальном признаке, где религия взята просто как наиболее яркий признак национальности" , и заявлял, что поэтому и вопрос об отмене правоограниче-ний евреев надлежит рассматривать отдельно."^ А 26 января 1907 г. Департамент духовных дел иностранных исповеданий МВД уведомил Совет министров, что, по мнению МВД, подготовлявшийся в то время в министерстве законопроект об отмене правоограничений по вероисповедному признаку не должен затрагивать евреев. Хотя "еврей" и есть в России понятие религиозное, писал директор департамента В.В.Владимиров, и с принятием евреем-иудеем христианства все ограничения отпадают, но установление в свое время этих ограничений "было вызвано национальными особенностями еврейского народа", а религия была взята просто как признак этой национальности, благо что иудаизм - чисто национальная религия евреев. Поэтому, писал Владимиров, еврейский вопрос не должен входить в сферу законопроектов о свободе совести, ибо эти законопроекты должны быть разработаны с точки зрения "духовных интересов каждого отдельного лица, а не государства'. Поэтому законопроект об отмене правоограничений по вероисповедному признаку должен предусматривать отмену личных и имущественных ограничений прав по вероисповедному признаку, в том числе, соглашался Владимиров, и по признаку принадлежности того или иного лица к иудейской вере; но это не должно касаться ограничений, установленных для тех или иных национальных групп как общнос-
тей, даже если в основание ограничений и положен вероисповедный признак, как наиболее характерный и безошибочный.
"В силу вышеизложенного не может быть и речи об отмене ограничений для евреев в пределах настоящей задачи (то есть именно в пределах вероисповедной политики и вероисповедных реформ -Ш.Б.)" - подчеркнул еще раз Владимиров, ибо эти ограничения носят политический характер и потому должны "составить предмет
я
особого вопроса".
Кроме того, поскольку в тот период в России господствовало мнение, что еврейский вопрос стоит "особняком" и решать его следует отдельно от всех прочих религиозных и национальных проблем, то поэтому, по нашему мнению, и исследовать его следует также особо.
Предлагаемая работа состоит из введения, которое содержит также историографию проблемы и обзор источников, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы и списка сокращений.
В первой главе рассмотрена история появления указов от 17 апреля 1905 г. и от 17 октября 1906 г., их принятие, проведение в жизнь и последствия этого для религиозной ситуации в стране.
Во второй, главе исследуется положение конкретных конфессий - старообрядцев, сектантов, католиков, протестантов, армяно-григориан и армяно-католиков и мусульман - после 17 апреля 1905 года. Рассматриваются, конечно, не только конкретные последствия для них указа от 17 апреля 1905 г., но и общая политика по отношению к ним в тот период.
В третьей главе прослежена судьба программы вероисповедных реформ правительства Столыпина.
В заключении формулируются выводы, к которым мы пришли в результате нашего исследования.
Важность нашей раооты для изучения истории России того времени определяется тем, что монархические государства прошедших эпох стояли на трех "китах"', армии, бюрократии и церкви. Причем для России в силу разнообразных причин как исторического, так и религиозного характера значение именно третьего "кита" всегда было особенно велико.
А условия деятельности и положение православной церкви в России "до некоторой степени" определялось наличием в стране многочисленных и мощных неправославных конфессий.^
Важность для тогдашней России проблем вероисповедной политики определялась весьма значительной численностью неправославного населения страны. По данным переписи населения 1897 г., население Российской империи по вероисповеданиям подразделялось следующим образом:
Православные - 87 123 604 чел. (69,3:0 Старообрядцы - 2 204 596 чел. (1,75$) Армяно-григориане - I 179 241 чел. (0,9$) Католики - II 506 334 чел. (9,151) Лютеране - 3 572 653 чел. (2,83$) Прочие христиане - 198 238 чел. (0,2$) Иудеи - 5 215 805 чел. (4,1 °/0 Мусульмане - 13 906 972 чел. (11,1$) Буддисты - 4.33 863 чел. (0,34$) Прочие нехристиане - 298 215 чел. (0,23$) Закон разрешал исповедывать в России все религии, кроме изуверных, при условии, что они "благословляют царствование Ро-
ссийских монархов". Но внеконфессиональное состояние законом не допускалось.
Закон не возбранял - скорее, даже поощрял. - переход из нехристианства в христианство и из инославия и иноверия в православие. Переход же из православия в любую другую религию до 1905 г. закон запрещал. Также запрещался и переход из христианства в нехристианство. "Отпавших" отсылали к духовному начальству для "увещания и вразумления", которое иногда заканчивалось помещением в монастырь для "исправления веры", или ссылкой. В случае же перехода христианина в нехристиаиство следовало еще и лишение прав собственности - имущество "отпавшего" бралось в опеку.
Особенно сурово преследовал закон "совратителей". Признанные виновными в "совращении" кого-либо из христианства в нехристианство ссылались на каторгу на срок до десяти лет. "Совращение" из православия в инославие каралось арестантскими ротами
с
на срок 1-1,5 года. Также запрещалось под угрозой уголовного наказания "чинить дерзости против православной церкви и ее священнослужителей".''
Все исповедания дореволюционной России можно разделить на три группы: господствующая, терпимые, нетерпимые.
"Первенствующей и господствующей" религией являлось православие (ст. 40 Основных законов издания 1892 г.) Православными были обязаны быть император, императрица, наследник престола и его супруга. Юлианский календарь, которым пользовалась православная церковь, был принят в качестве общегосударственного. Только православная церковь пользовалась неограниченным правом проповедания, правом неограниченной публичности исповедания,
правом участия в торжественных государственных церемониалах. Домовые церкви в государственных учреждениях и в государственных учебных заведениях, а также в воинских частях за редким исключением были православными.
К терпимым относились:
1) Инославные христиане.
2) Иноверцы-нехристиане, включая язычников.
3) Признанные законом секты.
4) Многие другие секты, официально не признанные, но допущенные на практике.
При этом законодательство о делах веры в России до 1905 г. демонстрировало сооой отсутствие религиозных свобод. Еще с ХУШ века власти стали использовать методы мелочного регламентирования местных религий различных народов России Сне только право-
о
славил,). Законодательство о положении неправославных конфессий - "Уставы духовных дел иностранных исповеданий" - насчитывало тысячи статей. Обращала на себя внимание бюрократическая зарегу-лированность буквально всех сторон религиозной жизни неправославного населения России, особенно иноелавного христианского. Общая господствовавшая тенденция сводилась ко всемерному ограничению прав неправославных конфессий. В законодательстве по делам религий всецело господствовал разрешительный, принцип и практически не признавался уведомительный (явочный).
Несмотря на отдельные временные послабления (например, при Петре III и Екатерине II старообрядцам оыли возвращены гражданские права, были вновь приглашены в Россию бежавшие старообрядцы, на некоторое время было запрещено употребление термина "раскольники"), в Своде законов был закреплен реакционный Николаев-
с кий курс.
Все существовавшие в России и состоявшие из русских подданных или иностранцев, постоянно проживавших•в России, ино-славные христианские церкви (римско-католическая, армяно-католическая, армяно-григорианская, евангелически-лютеранская, ева-нгелически-аугсбургская, евангелически-реформатская, евангелические братья в Сарепте и Прибалтике, шотландские колонисты в Каррасе, базельские колонисты в Шуше, колония Гинденбург в Терской оил., баптисты и меннониты), а также иноверцы (евреи, караимы, ламаиты-буддисты, мусульмане, язычники) пользовались правом свободного исповедания своих религий, но с ограничениями, например, в отношении религиозных процессий. Права пропове-дания они не имели. В организацию неправославных исповеданий русское законодательство вносило очень много элементов государственной церковности. Ведение записей актов гражданского состо яния возлагалось на соответствующее духовенство, за некоторыми исключениями у старообрядцев, сектантов и буддистов. Для всех христиан и нехристиан, кроме старообрядцев-беспоповцев и баптистов, существовала только религиозная форма брака. В иноелав-ных церквях существовала духовная цензура. До 1905 г. все эти правила преследовали цель сделать невозможным образование в инославных исповеданиях новых сект - правительству было удобнее контролировать централизованные религиозные организации.
Относительно переходов из одного вероисповедания в другое русское законодательство до 1905 г. устанавливало очень много ограничений. Православным был запрещен выход из православия, христианам - "отпадение" от христианства. Переход из одной
инославной религии в другую до 1904 г. был возможен только с разрешения министра внутренних дел, в каковом разрешении министр мог по своему усмотрению отказать. Переход нехристиан в какую-либо иноелавную христианскую религию был возможен только с личного разрешения царя, испрашивавшегося через министра почему-то иностранных дел. Это касалось всех, кроме евреев, которые переходили в инославие с разрешения министра внутренних дел, и всех нехристиан Кавказа, которые переходили с разрешения гла-
9
вноначальствовавшего гражданской частью на Кавказе.
Впрочем, еще до революции 1905 - 1907 г.г. в законодательстве об инославных религиях произошли определенные изменения. По Гражданскому уложению 1903 г. дети, родившиеся от смешаного брака представителей, двух инославных исповеданий, крестились в религию одного из родителей по взаимному их соглашению (до этого было установлено крещение сыновей в веру отца, дочерей -в веру матери, что создавало ненормальное положение в семье). Лишь в случае отсутствия такого соглашения вступало в силу старое правило.
19 апреля 1904 г. Николай II утвердил мнение Государственного Совета о том, что переход из одного инославного исповедания в другое осуществляется с разрешения местного губернатора. Также с разрешения губернатора осуществлялся теперь переход в какое-либо инославное христианское исповедание мусульман и язычников.
В отношении брачного права всем христианам безусловно запрещались браки с язычниками. (Впрочем, что касалось смешных браков, то тут запреты исходили не от государственной власти, а от самих религий). С евреями и мусульманами из христиан могли
вступать в браки лишь лютеране, ибо им одним из христиан их церковь разрешала брак с нехрисгианином-неязычником. При таком браке должны были соблюдаться следующие условия: венчание в лютеранской церкви, крещение детей в лютеранство или в православие, отказ жениха-нехристианина от многоженства. Совершался брак с разрешения местной лютеранской консистории.
12 апреля 1905 г. министр внутренних дел А.Г.Булыгин, основываясь на указе от 12 декабря 1904 г., отменил запрещение МВД от 1883 г. совершать браки мусульман с язычниками, последовавшее в свое время ввиду "повеления" Николая I от 2 августа 1854 г., запрещавшего язычникам принимать ислам. Одновременно было отменено и запрещение формальным язычникам открыто испове-дывать ислам - то есть их признали мусульманами.
В материальном отношении неправославные конфессии России находились в неодинаковых условиях. Все римско-католическое духовенство и штатные римско-католические монастыри (а внештатный был только один) получали содержание от казны. В протестантских исповеданиях прихожане были обязаны делать взносы на содержание пасторов. В Прибалтике, кроме того, сохранялись средневековые денежные и натуральные повинности. В армяно-григорианской и армяно-католической церквях прихожане содержали духовенство и кроме того, это духовенство получало плату за требы по фиксированной таксе (в православной церкви фиксированных такс не было, каждый священник брал сколько хотел, что являлось постоянным источником конфликтов и обвинений в вымогательстве)."^ Раввины получали содержание от прихода, размер его определялся договором раввина с приходом. У мусульман содержание приходского муллы возлагалось на прихожан, размер содержания определялся приход-
ским сходом. Управление всеми духовными делами иностранных исповеданий, осуществлявшееся на основании Уставов духовных дел иностранных исповеданий, было сосредоточено в Департаменте духовных дел иностранных исповеданий МВД. Управление иудеями осуществляла раввинская комиссия при МВД, состоявшая из председателя и шести членов. Все эти лица были выборными. Собиралась
11
комиссия нерегулярно.
Приверженцы старого, дониконовского, обряда русской церкви разделялись на несколько групп: поповцы (внутри которых, в свою очередь, существовало деление на "окружников" и "неокруж-ников"), беглопоповцы, пользовавшиеся услугами священников, "перебегавших" к ним от господствовавшей церкви, и беспоповцы, разделявшиеся на множество "толков" и