автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему:
Право и правовое положение иноконфессиональных в Испании групп XIII-XV вв. (мудехары Арагона)

  • Год: 1997
  • Автор научной работы: Шилова-Варьяш, Ирина Игоревна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.03
Автореферат по истории на тему 'Право и правовое положение иноконфессиональных в Испании групп XIII-XV вв. (мудехары Арагона)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Право и правовое положение иноконфессиональных в Испании групп XIII-XV вв. (мудехары Арагона)"

МОСКОВСКИ» ГОСУДАРСТВЕННЫ» УНИВЕРСИТЕТ им. М.В.ЛОМОНОСОВА

Р Г б О Д "а нрапах рукописи

г

2 0 шМ 'ЩУ

ШИЛОВА-ВАРЬЯШ Ирина Игоревна

ПРАВО И ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ИНОКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ГРУПП В ИСПАНИИ ХН1-ХУ вв. (мудехары Арагона)

07.00.03 - Всеобщая история

АВТОРЕФЕРАТ диссертации па соискание ученой стененн кандидата исторических паук

Москва 1997

1'абота выполнена на кафедре истории средних веков историческою факультета Московского государственного университета им. М.ВЛомоносова

Научный руководитель - доктор исторических наук,

профессор В.М.Уколова

Официальные оппоненты - доктор исторических наук

С.П.Пожарская кандидат исторических наук В.А.Всдюшкнн

Ведущая организация - Санкт-Петербургский

государственный университет

Защита состоится " 1997 г. в _ часов на заседании

Диссертационного совета K-0S3.05.28 по всеобщей истории при Московском государст-венном университете им. М.ВЛомоносова по адресу: 111899, Москва, ГСП, В-234, Ленинские горы, 1 корпус гуманитарных факультетов, исторический факультет.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке им. М.Горького Московского юсударственногоунивсрснтета им. М.ВЛомоносова.

Автореферат разослан "_"_1997 г.

Ученый секретарь Диссертационного совета доктор исторических наук, профессор

И.Л.МАЯК

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ

Настоящая диссертация посвящена праву и правовому положению мусульманского населения, проживавшего в Арагонском королевстве в XIII-XV пи.

Актуальность темы. Правовые аспекты истории мусульман, живших под пластыо христиан (мудехары) мало исследованы, в то время как ira тема весьма актуальна и показательна с точки зрения статуса нноконфессноналышй группы населения вообще и о рамках средневекового i осударст ва в частности.

Особая значимость этой темы связана не только с тем, что право и суд отражают и определяют формы власти и подчинения, но н с тем, что в обществах изучаемой эпохи право было тесно связано с религией. Именно поэтому отношения в сфере права, как ничто другое, важны при изучении контактов иноконфессиональных групп и - шире - двух культур, основанных па разных вероисповеданиях.

Цель и предмет исследования. Целью диссертации является разностороннее изучение правового статуса и правовой мысли арагонских мудехаров. Основное впи-мание в работе уделено анализу взаимодействия двух культур в широком смысле слова, в частности, взаимоотношений государства и общества с этпоконфесспональным меньшинством. Акцент сделан на изучении влияния христианской стороны на мусульманскую.

Задачи исследования. Главной задачей работы является выявление специфики и важности отношений в сфере права мудехаров и христианского общества. Что касается политической истории иноконфессиональных групп средневековой Испании, она изучена сравнительно неплохо в зарубежной историографии.

Хронологические рамки исследования. Выбор хронологических рамок работы - XIII-XV вв. - обусловлен тем, что именно тогда, после основных побед Реконкисты, решался вопрос о возможности интеграции, ассимиляции или об отторжении мусульманских общнп формирующимся централизованным христианским государством. Кроме того, эти столетия, как правило, выпадают из поля зрения исследователей: одни изучают эпоху Реконкисты (XII-XHI вв.), другие - историю морнсков (k.XV-XVI вв.); переходное же время страдает

скудостью исгочннковой базы. Этот период особенно значим, поскольку уже способен отразить интересующие нас процессы н в то же время являет собой последний этап истории христиаио-мусульманского сосуществования.

Теоретико-методологической_основой_исследования являются

апробированные в современной историографии способы конкретно-исторической интерпретации фактов прошлого на основе комплексного критического использования широкого круга источников. Методическую основу составил качественный и терминологический анализ текстов, изученных с позиций научного историзма и сравнительного метода.

Степень изученности темы. Взаимодействие различных этно-конфессиональных групп на Пиренейском полуострове, его характер н результаты - тема, волнующая испанистику не одно десятилетне. С одной стороны, она вписывается в более общую проблему сосуществования исламской религиозно-государственной системы со сложившимися задолго до ее появления иными структурами, и, прежде всего, с иудаизмом и христианством. С другой стороны, соприкосновение этих структур в Испании нельзя рассматривать только как один из ракурсов данного более общего вопроса. Исследование мусульмаиско-испанской истории лежит в основе другой проблемы современной науки -выяснения характера пиренейской общности, возможности определения ее как особою тина цивилизации. Подобная постановка проблемы в историографии Испании связана с идеей ибернзма, оформившейся в испанской общественной мысли еще во второй половине прошлого века.

Именно тогда в исторических трудах особенно настойчиво начинает разра-ба-тывагься тема пребывания на полуострове мусульманского населения, которая осмысливается и подается прежде всего как "проблема морисков". На протяжении всего XIX в. (включая и два последних десятилетия, ставших золотым веком в исследовании истории морисков) и начала XX века Испанию видели ареной борьбы двух различных религии и двух различных культур. Труды лого времени отличает социально-экономическая ориентация, что было связано с основной задачей, стоявшей тогда перед историками - определения и оценки последствии и ущерба, нанесенного Испании изгнаинсм морисков. По сути глубинная основа исследований этой проблемы не изменилась и в середине XX в.

Под этим же углом зрения создавались внушительные труды прошлого века - середины нашего века по истории мудехаров. Все они так или иначе имели

в виду печальное завершение истории мусульманского меньшинства в Испании. Этим обстоятельством объясняется их особое внимание к социальной и политической нсторни с опорой на нарративные источники, постановления кортесов, королевские грамоты, фуэрос и капитуляции. Будучи весьма подробными и скрупулезными, эти исследования составили ту основу, па которой дальше развивалось всё изучение интересующего пас вопроса. В частности, именно в них была впервые выдвинута концепция сосуществования (convivencia) мусульман и христиан, дожившая до 90-х гг. нашего столетия н породившая острые дискуссии.

С cep.SO-x гг. наряду с общими стали появляться работы, созданные в русле школы локальной истории. Эта тенденция хорошо заметна в периодических изданиях и в публикациях материалов различных научных симпозиумов. Однако сразу следует сказать, что современная испанская историческая литература практически пе ставит новых вопросов. Она скорее занимается более детальной разработкой известных уже источников н проблем на локальном или частном уровне. Это ярко демонстрирует издание актов международного Симпозиума по мудехарнзму, пожалуй, наиболее адекватно отражающее состояние пауки. Опора работы на конкретный, "живой" материал дипломов - оынчнтельная черта современной испанской историографии.

Другой важной чертой современной испанской исторической науки является постепенный перенос научного интереса на более позднее время: всё меньше становится специалистов, занимающихся вопросами переходного периода XII-XIV вв.; всё больше появляется работ по XV-XVII вв. Это во многом связано с ограниченностью источниковой базы. Новым в испанской историографии последнего десятилетия является обращение к таким дисциплинам, как ономастика н топонимия и интерес к проблемам социальных конфликтов в рамках мудехарской истории.

Среди последних работ интересно отметить труды М.Гарсна-Лреналь, Л.Копте Каскарро, М.Гомеса Рспау, К.Лсенхо Седано, Ф.Х.Гарсна Марко, KJIoneca Мартннеса: Л.Галапа Санчеса, Х.К.Мнгеля 1'одрнгеса, Э.Марин Паднлья'. Все они осношшы па документальных источниках, относящихся к

1 Cîarcia-Arenal M., Leroy li Moros y judíos en Navarra en la Baja Edad Media. Madrid, 1984; Conte Cazcarro A. La aljama de moros de Huesca. Huesca, 1990; Gomes Renau M. Comunidades marginadas eu V'alladolid: mudejares y moriscos. Valladolid, 1993; Asenjo Sedaño С. Guadix. Estudio il.' una ciudad mudéjar. Guadix, 1992; Miguel Rodríguez J.С. La

()

разным городам и местечкам Испании. Все эти издания включают в себя как равноценную по объему и значению документальную часть. Они также отличаются явным креном в сторону истории морнсков, а не мудехаров, когда речь заходит о конкретных событиях или законодательных актах властей. Взаимоотношения мудехарских альхам и королевской власти, положение мудехаров внутри христианского общества, отношения между христианским и мудехарским населением - эти и другие вопросы, выходящие на проблему "сосуществования" решаются авторами исключительно на материале королевских указов н постановлений. Нередко в связи с этим наблюдается известное смешение материала разного времени - например, ордонансов XIII и XV вв. Таким образом, на весь период переносятся реалии более позднего времени. Исключение, пожалуй, составляет только книга М.Гарсна-Ареналь, посвященная истории мудехаров в Наварре2. Эта и прочие упомянутые здесь работы изобилуют ярким и самобытным материалом региональных грамот (н в исследовательской части, н в документальном приложении), которые в сочетании с однотипным материалом общепиренейских фуэро и капитуляций рисуют разноликую и неповторимую картину межконфессиональных отношений средневековой Испании.

В русле локальной истории был организован так называемый "барселонский проект" под руководством М.Т.Феррер и Майол. Он поставил своей задачей изучение испанской (прежде всего арагонской в широком смысле слова) истории. Здесь изучаются темы: отношения христиан и мусульман; граница с исламом; христиане ■■ мусульмане в Западном Средиземноморье. Под эгидой этого проекта по истории мудехаров были изданы книгн Б.Басаньес Вийалуснги, М.Т.Феррер н Майол, Х.Мутже и Внвес, опирающиеся на королевские дипломы, которые дали подробное исследование отдельных местечек и селений Арагона и Валенсии3. Работы состоят из двух частей: первая -аналитическая и описательная, небольшая по объему, вторая - публикация королевских грамот, занимающая большую часть книги. Описывая стороны

comunidad mudejar de Madrid. Madrid. 1989; Garcia Marco F.J. Las comunidades mudejares de la comarca de Calatayud en el siglo XV. Calatayud, 1993; López Martinez С. Mudejares у moriscos sevillanos. Sevilla, 1993; Marín Padilla E. Op.cit.; Gálan Sánchez A. Op.cit.

" García-Arenal M... Op.cit,

' Basanes Villaluenga B. La aljama sarracena de Huesca en el s.XIV. Barselona, 1989; Ferrer

i Mallo! M T. Les aljames saraines de la gobernació d'Oriola en el s.XIV. Barcelona, 1988. La

жизни той или иной мусульманской общины, ученые опираются только на комплекс документов, относящихся к конкретному городу.

Однако следует отметить, что подобные работы страдают и всеми недостатками любого локального исследования, не ставящего широких >адач и не имеющего поля для сравнения. В какой-то мерс преодолению пои ограниченности послужила работа М.Т.Феррер и Манол, посвященная проблеме сегрегации и дискриминации мусульманского населения Арагона4.

В настоящее время в Испании в щучеиип мудехарской истории начинают появляться и новые темы. К ним относится затрагивавшаяся ранее лишь вскользь тема правовой мусульманской традиции, к которой обратился А.Кармона Гонсалес. Им написано три статьи, специально посвященные сохранившимся юридическим текстам мудехаров и морисков. Одна из работ Л.Кармоны Гонсалеса посвящена вопросу о продолжении юридической апдалусской традиции в эпоху мудехаров и морисков5. Особое внимание А.Кармона Гонсалес уделяет вопросу практического сосуществования мусульманской правовой традиции иод христианским владычеством.

Проблемы истории нноконфессиональных групп па территории средневековой Испаппн привлекали и привлекают внимание не только испанских ученых. Немалое внимание уделяется им английскими, американскими и французскими историками.

Англосаксонская историография этого вопроса имеет дав тою традицию,

уходящую корнями в XVIII в., когда были заложены основы изучения нпквнш-

б

цни, морисков и ислама . В середине нашего века происходит известная переоценка истории Востока Ii ислама в целом. Появились новые имена7 и книги. Только за вторую половину 50-х гг. было издано около 80 работ. Однако, за исключением I'.U.Bepiica, Дж.Косуэла и ЭЛурьс, все авторы обращались к истории морисков XVI в. ЭЛурье стала автором нового подхода к проблеме

frontera amb l'islam en el segle XIV: cristians i sarrains al Pais Valencia. Barcelona, 1988; Mntgé i Vives J. L'aljama sarraína de Lleida a l'edat mitjana. Barcelona, 1992.

4 Ferrer i Mallol M.T. Eis sarrains de corona catalono-aragonesa en el s.XIV. Barcelona, 1987.

Carmona Gonzalez A. Concideraciones sobre la pcrvivencia de la jurisprudencia andalusí en las épocas mudejar y morisca. // Actes du Ve Simposium Internacional d'Études morisques. V.l. 1993.

6 См., напр., работы Morgan I., Watson R.

7 Напр., Harvey LP., Garralh

пноконфессиональных групп в Испании. Во многом восприняв идеи Л.Кастро, автор выдвинула теорию амбивалентности, двумерности (ambiguidad) взаимоотношений христианских государств и общества и мусульманских и иудейских общин. Интересной также представляется работа американского историка Дж.Босуэла, всесторонне рассматривающая историю мусульманских общин в Арагоне XIV века8. Она затрагивает все, уже ставшие традиционными в историографии, аспекты: экономическое положение и занятия мусульман, их социальный статус, организацию общины, функции должностных лиц, правовой статус мудехаров, королевскую политику и т.д. Мусульмане, но мнению Дж.Босу-зла, хоть и являлись частью христианского общества, но, находясь на самой низкой ступени социальной иерархии, в наименьшей степени защищались весьма граднцн-онными охраннтельнымн механизмами, которые свойственны средневековой культуре9.

Французская историография по истории мудехаров и мусульманской Испании несколько скромнее. Известным французским арабистом и исследователем ис-торнн Гранады и мусульманского периода является Р.Арье. В настоящий момент ведущим специалистом в области испанского мусульманства можно назвать арабиста П.Гншара, выпустившего две большие книги: о мусульманах Валенсии и Реконкисте XI-XII1 вв. и об Испании и Сицилии в Х1-Х11 вв.10. П.Гншар придерживается той точки зрения, что реального и длительного симбиоза мудехарской и христианской цивилизаций не существовало. Более того, не было постепенных изменений, но была грубая и единовременная ломка, которую принесла с собой Реконкиста11.

Отечественная историография славна известными всему миру испанистами н арабистами. Неувядающие работы В.К.Пнскорского и блестящие исследования И.И.Крачковскою, в том числе н касательно мусульманской Испании, - вот те вершины, с которых мы обозреваем равнины Пиренейской культуры и истории. Вопрос о правовых традициях, однако, остался за гранью интереса н для них, и для следовавших за ними историков.

" Boswell J. The Royal treasure. Muslim communities under the Crown of Aragon in the

Foorteenth cen-tury. New Haven, 1977. " Ibid. P.405.

"' Giehard P. Les musulmans de Valence et la Requonquete (XI-XI1I siecles). Damas, 1991. 2v. L'Espagne et la Sicile musulmanes aux XI et XII siecles. Lyon, 1991.

11 Idem. Les musulmanes... V.U.

Нсточннковая база. Основными источниками для первой части работы стали дипломы, относящиеся к истории мудехарских общин Арагонского королевства. Самая ранняя грамота датирована 1248 г., самая поздняя - 1436 г. Таким образом, перед нами комплекс документов практически за 200 лет. Он состоит из грамот Архива Короны Арагона в Барселоне, по большей чаезм вышедших нз королевской канцелярии.

В работе использован 841 диплом, материал которых отражае> положение во всех трех частях Королевства Арагон. На сегодня это - все изданные грамоты Барселонского Архива, касающиеся истории мулехаров и составляющие комплексы материалов, а не разрозненные и единичные примеры.

Среди них: ордонансы законодательного характера, пожаловании, привилегии отдельным мусульманским общннам, решения в связи с судебными разбирательствами и апелляциями, урегулирования вопросов налогообложения н юрисдикции, ответы на жалобы и ходатайства по самым разным делам и прочес. Для источников документального типа характерны оперативность н привязанность к действительности. Отражение практики, реалий жизни, реакции на действительность - вот важнейший пласт информации, содержащейся исключительно в документальных источниках и позволяющий приблизиться к пониманию обшей картины положения мудехарского населения в христианском государстве.

В работе отмечается, что королевские грамоты не оторваны от иных источников к прежде всего правовых. Встречаются упоминания фуэро - "обычаев Арагона", Фуэро Валенсии, установлений Каталонии, "обычаев Тортосы", фуэро в собира-телыюм смысле слова; иногда делаются ссылки на постановления корзесов (Арагона н Каталонии), королевские привилегии и ордонансы, приобретшие статус закона. При изучении грамот чаще всего приходится достраивать правовой контекст ссылки, видимо, вполне попятный современникам. В связи с этим в работе были использованы, как дополнительные нсгочннки, фу)ро арагошкпх и каталонских городов и Фуэро Валенсии. Кроме того, привлекались мазерналы кашпуляцнн валснснпскнх юродов. Эю дало возможность составить представление о правовом фоне теоретического уровня, на котором появлялись коро. 'свские грамоты и новые законы.

Во второй части работы в качестве основных источников использовались королевские грамоты и мусульманский судебник "Книга Супы и Шары мавров". Остановимся подробнее на последнем.

Основными источниками для изучения мусульманского права классического периода в Испании, как и везде, являются фетвы н юридические трактаты. Исследователям-правоведам не известны случаи создания законодательных сводов. В подобной ситуации особенно интересным становится памятник мудехарского права "Книга Супы и Шары мавров".

По всей видимости, текст "Книги" представляет собой перевод с арабского языка, осуществленный на валенсийскнх землях в конце XIV века. Сам же манускрипт является копией валенсийской редакции. Форму судебника Книга, скорее всего, приобрела позднее, после редакции или перевода, в ходе чего были добавлены новые главы, индекс титулов, что изменило структуру памятника, уничтожив логику построения оригинального текста. В то же время анализ текста позволяет допустить мысль о том, что часть Книги была записана и оформлена христианином.

Стоит отметить нестабильность и полисемантичность и слабую оформленность юридического языка, его неразвитость и скудость. Явление это, не удивительное для средневекового законодательства вообще, все же обращает на себя внимание, когда речь идет о памятнике XIV в., созданном уже после Семи Партпд п Обычаев Валенсии, после дебатов в кортесах относительно ценности и приемлемости римского права.

Особенностью нормативного материала Книги, вытекающей из ее мусульманского происхождения, является абстрактность установлений: в кодексе встречается крайне мало реалии, конкретики, что, однако, не исключает казуальный принцип построения многих глав. Кроме того, источник далеко не всегда указывает наказание, что связано с широким использованием в Книге та'знра. Впрочем, это положение смягчается благодаря тому, что в Книгу включены в качестве самостоятельных глав фетвы.

Научная новизна диссертации заключается в том, что впервые в отечественной н зарубежной историографии в комплексе рассмотрены правовая теория и практика в контексте взаимодействия христианского государства и мусульманских подданных, а также поставлен вопрос о праве как факторе самоидснтнфикацпи общности. По существу впервые изучены отношения

властных структур государства к шариату; по-новому решается вопрос о месте так называемых ограничитель пых законов в системе правоотношении.

Практическое значение диссертации заключается в том, что она дает представление о мало известных аспектах истории средневековой Пспашш. Материалы диссертации могут быть использованы при разработке общих н специальных курсов по истории средних веков и истории права, при подготовке учебных пособий. Диссертация вводит в научный оборот новый источник по истории права мудехаров.

Апробация работы. Основные положения работы были изложены диссертантом в докладах на чгениях памяти Соколова (Нижний Новгород, 1992), чтениях памятп Кертельса (Москва, 1993), Межвузовской конференции студентов и аспирантов (Санкт-Петербург, 1993), чтениях "Право в средневековом мире" (Москва, НВН РАН, 1994, 1995), двусторонней встрече испанских н российских ученых "Пограничные культуры" (Снб., 1994), на I конференции Ассоциации испанистов России (Москва, 1994), чтениях "Праздники в средневековом городе (Москва, 1995), на III Международной исламской конференции (Москва, 1995), а также в опубликованных н принятых к публикации работах. Диссертация обсуждена па заседании кафедры истории средних веков МГУ.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух г.тап и заключения, списка использованных источников н библиографии.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении обосновывается выбор темы, определяются задачи, хронологические рамки исследования, представлен очерк научной литературы по теме м источниковедческий обзор.

Первая глава диссертации - "Мудехары в христианском государстве н социуме: Арагон конца .\III-XV вв." - состоит из пяти параграфов. Первый параграф рассматривает мудехаров как элемент государственной системы христианского Ара гона. В первых двух подпараграфах рисуется общая для христианских государств того времени картина экономического п социального положения мудехаров, а также картина официального, закрепленного в христианских правовых памятниках (ка питуляцнн, фуэро, королевские ордонансы н решения кортесов) положения мусульман. Материал источников к

литературы свидетельствует о высокой значимости сарацинского населения для экономики Арагона ХШ-ХУ вв., что обеспечивало ему покровительство короны. Мудехары по своей численности являлись существенным элементом в городском секторе, и основным - в сельском; ими дорожили как высококвалифицированными ремесленниками; они состояли на службе у короля (в том числе и военной), илатилн налоги и экстраординарные подати, несли многочисленные королевские расходы.

Согласно христианскому законодательству мудехары и мудехарские альхамы обладали следующими правами: отправление мусульманского культа, управление по своим законам и обычаям, свобода передвижения, включая право менять место жительства и право эмигрировать из страны, безопасность личности н нму щества, свобода торговли, наличие собственной системы образования, наследования и т.д. Мудехарам была предоставлена также полная автономия, они сохраняли свои мечети, школы, кладбища, имели своих муниципальных должностных лиц.

Третий подпараграф первого параграфа посвящен изучению положения му-дсхаров в государственной системе христиан по королевским грамотам. В этой части работы подчеркивается, что, утверждая свою власть, настаивая на соблюдении общей политической лиши, корона оказывалась перед необходимостью выработать определенное отношение к своим мусульманским подданным. Это отношение в свою очередь было зафиксировано специальными документами: общекоролевскис установления фиксировали в известном смысле идеальное положение мудехаров; грамоты же знакомит пас с фактической стороной дела, значительно расширяя представления о том, как это происходило на практике.

Проследить нюансы отношения власти к группе населения на различных уровнях: от декларативно-повелительного уровня до уровня, может быть, бессознательных проговорок или единовременных решений и поступков - вот задача, имею щая целью очертить тот образ мудехарского населения, который сложился в этот период у властей н который непосредственно влиял на формирование его статуса. В связи с этим в параграфе рассматривается: официальная позиция короны; линии ее поведения при угрозе, направленной против мудехаров или исходящей от них; форма обращении государя к должностным лицам; статус мусульманского населения как одной из нноконфсссиональных групп; соотношение терми-

нов, употребляемых для обозначения мусульманского н христианского населения; экономическая политика короны и др.

Па протяжении всего изучаемого периода корона защищала своих мусульманских подданных в случаях погромов и нападений местного населения или крестоносцев. И это не было лишь декларацией. Корона на деле стремилась защитить мудехаров от грозившей им опасности. Однако ее позицию не всегда разделяли ее христианские подданые. Военачальники, например, являвшиеся тоже частью государственной системы, воспринимали мудехаров иначе, нежели королевская власть. Различное отношение к ним существовало не только внутри страны в целом, но и на разных уровнях властных структур. Идея угрозы, таящейся в недрах мудехарского населения, была скорее инструментом политической игры, нежели реальностью. Арагонские государи прибегли к положению об угрозе со стороны мусульман только тогда, когда это не наносило ущерб короне или даже, напротив, было выгодно. Однако они никогда не стояли перед необходимостью выбора между прибылью казны н спокойствием п королевстве.

Что касается иерархии иноконфессиональных групп населения, то в основу ее был положен критерий королевской службы, причем именно военной. Тот факт, что мусульманское население было допущено к ношению оружия и участию в походах, делал нх ближе, чем иудеев, в правовом отношении к христианам и повышал их статус в глазах королевской власти.

Второй параграф работы - "Королевская и местная власть и сарацинские аль-хамы" - ставит своей задачей ответить на вопросы: кто осуществлял юрисдикцию над мусульманским населением? насколько самостоятельна была местная власть по отношению к центральной власти? могла ли администрация на местах проводить в отношении сарацин свою собственную политику, не учитывавшую или даже противоречившую политике короны? в чыо пользу такая политика проводилась и какую реакцию, соответственно, вызывала при дворе? Ответы на них позволяют увидеть, каким образом альхамы были вписаны в новое для них адмпннстратнвно-правовое устройство. Материал грамот даег возможность проследить отношение к мудехарам властей разных уровнен в теории и в практическом воплощении.

Приведенный в диссертации материал свидетельствует о многообразии п сложности зех взаимоотношений, которые существовали п Арагонском

королевстве и XIII-XV вв. между королевской il местной властью. Администрация на местах не только проводила свою собственную политику в отношении мусульманского населения, но подчас впрямую нарушала королевские указы. Королевская власть как правило создавала некоторое "поле допущения", в ipaiumax которою позволяла себе "забывать" о своих обязательствах перед альхамон. Такая политика вполне могла проводиться в области иалоюобложения, такая политика точно проводилась в от ношении плененных сарацни-персссленцев.

Существенной составляющей во взаимоотношениях властей н мусульманского населения Арагона было отношение первых к праву вторых. Нсвошожно говорить о правовом положении мудехаров в рамках христианского государства, не затрагивая в известной степени неясную и расплывчатую сферу субъективного: как воспринимался христианами шариат? какое место он занимал среди других источников права? - Этому посвящен третий параграф работы. В нем сделана попытка вычленить из текстов грамот все, что имеет касательство к исламскому праву н впрямую или косвенно трактует его.

В королевских грамотах упоминания мусульманского права обычно оформляются в виде ссылок на супну и шариат - мша et lex saracenorum, suna et ius ;i ni I) ¡-cum и др. Таким образом, власти знакомы с мусульманским правом вообще н ею делением на Закон и Предание в частности. Однако чаще встречаются ссылки только на suna; интересно, что такое предпочтение -характерная черта пиренейского мусульманского права на протяжении всего изучаемого периода, которая отразилась н в законодательных памятниках (напр., "Llibre de (.'una с Xara dels moros") ii, видимо, была воспринята и христианскими составителями королевских грамот.

Мусульманское право, безусловно, являясь нравом побежденных, сохранило определенные позиции в правовой системе христианского государства. Интересно, что этому способствовало не одно лишь стремление мудехаров и их администрации придерживаться традиционных порядков. Королевская власть также акшвно использовала обращение к сунне и шариату. Оставляя действовать мусульманские суды и мусульманское право, корона избавляла себя от необходимости разбирать внутрнмудехарскне дела, с одной стороны, а с другой -укрепляла свой авторитет, подтверждая старые привилегии. В то же время всегда

существовала возможность вмешательства на чисто практическом уровне. Мудехары сами в конкретных случаях могли идти против правил шариата.

В четвертом параграфе первой главы исследуется проблема самоидентификаинн мусульманского населения в пределах христианского королевства. Чувствовали ли себя мудехары частью королевства и общества, как складывались их отпо-шения с другими группами населения (христианами, иудеями)? Присутствовало ли понимание своей отчужденности, даже изолированности? Эти вопросы иажно н нужно поставить, чтобы понять, как складывались взаимоотношения мудехаров и общества в целом, что п спою очередь не могло ие повлиять на реальное положение (а, значит, косвенно, и на правовой статус) мусульманского населения. С другой стороны, в этих взаимоотношениях нашло отражение сложившееся к каждому конкретному моменту правовое положение сарацин и его восприятие современниками.

Судя по документам, мудехары, ощущали себя полноправной частью подданных короны. Следовательно, они включали себя в новое общество. В то же время мудехары осознавали и отстаивали свою целостность, стараясь одновременно найтн себе место в иерархии христианского королевства. Целостность, видимо, подразумевала и единство альхамы, и соблюдение привилегий, и сохранение (насколько это было возможно) своих законов н обычаев. Необходимость единения объективно порождалась подозрительностью, а иногда и открытой враждебностью общества. Тем не менее, мудехары контактировали н с христианами, и с иудеями. Насколько дружественными и крепкими были эти контакты, зависело уже от частных обстоятельств общественной жизни того или иного места. То, что мудехары ощущали себя н подданными короля, и членами нового социума, наложило свои отпечаток и на правовую сферу. Это проявилось в апелляциях альхам к христианскому законодательству, изменениях в пенитенциарной системе, активном обращении к королевскому суду. В обособленности мусульман (неизбежно проистекавшей из религиозно-исторической ситуации) немалую роль сыграл правовой элемент, заложенный капитуляциями и более поздним христианским законодательством.

Последний параграф первой главы затрагивает тему ограничительных законов, которая традиционно выдвигается на первый план в историографии нноконфессиональных общин. Действительно, без них ие обходится ни один труд исследователя, обращающегося к проблемам иудейского или мудехарского

населения на территории Иберийского полуострова. Историки видят в них основу, на которой строились отношения мусульманских подданных н короны и общества; предполагают их определяющее значение в развитии этих отношений, считают их наиболее яркими и значительными вехами. В настоящей работе раздел об ограничительных законах поставлен в самый конец той части исследования, которая посвящена королевским грамотам, чтобы показать их на фоне многообразия действительности. Это позволяет увидеть королевские ордонансы и эдикты не как самоценную историческую величину, а как часть целого и и (бежать абсолютизации законодательного материала.

Материал всей главы даст основания утверждать, что практика ■ была намного разнообразнее, чем это может показаться, если ограничить исследование "дискриминационными законами". Они во многом представляют собой лишь правовую норму, подчас вступавшую в противоречие с обычаем, подчас просто остававшуюся теорией.

Королевская власть при выстраивании взаимоотношений с мудехарским населением (в том числе и в области ограничительных законов) испытывала активное влияние, а иногда и давление общества: в лице церкви, второго сословия и юродского населения - что влекло за собой установление новых запретов. С другой стороны, корона неизменно стремилась к соблюдению своих собственных интересов. Кроме того, немаловажным фактором оставалась традиция, по-прежнему обладавшая большим весом. Все это приводило на протяжении всего XIV в. к колебаниям политической линии и к противоречивым, на первый взгляд, решениям по конкретным делам.

Изучение королевских грамот позволяет утверждать, что в ограничительных законах в частности и в королевской политике в целом присутствовало два компонента. Первым из них было стремление .тестироваться от чуждого, удалить его, отрицать саму возможность его существования и в итоге - уничтожить как неправомерное и подозрительное. Вторым - и противоположным - компонентом было желание подчинить себе, использовать, включить элементом в общество, переработать в известном смысле, и значит - в перспективе - ассимилировать. Противоречивость этих двух составляющих тенденций не должна смущать. Вся политика в отношении мудехаров противоречива, изменчива. Требовалось время и исторический опыт для того, чтобы возобладала одна из двух схем поведения. К началу XV в. уже

становится ясно, что это будет политика, основанная на первом компоненте, ориентированная на отторжение.

Вторая глава диссертации исследует состояние права мудехаров в Арагоне \IV-XV вв. В работе отмечается, что появившись на Пиренейском полуосфове с первыми завоевателями, мусульманское право просуществовало здесь, пережив Кордовскнй халифат, распад на тайфы, державы альморавидов н альмохадов, наконец, установление христианского господства. Но оставалось ли оно неизменным? Пли, может быть, возникали новые правовые нормы, новые трактовки, вырабатывалось новое видение судебного процесса? Особенно вероятными сдвиги становятся в конце ХП1-Х1У вв. - после подчинения большей части мудехарского населения христианским королям. Проблема разрыва или сохранения традиций мусульманского права в эпоху мудехаров рассматривается на материале "Книги Суны и Шары мавров".

Первый параграф второй главы обозначает общие положения шариата: источники права, характерные черты, правовые школы, распространенные в Испании. В нем так же анализируется текст "Кинги" с точки зрения традиционности отраженной в ней правовой теории. В главных своих аспектах она совпадала с общемусульманской традицией, хотя, конечно, нельзя не отметить спрямленного, в известной степени упрощенного, но одновременно и расширенного понимания Суны как права, а ие Предания. Остальные изменения, которые можно проследить по Книге, относятся к области судебной практики. Именно здесь и только здесь могло реализоваться христианское влияние, и оно было связано не со взаимным проникновением культур двух общин, а осуществлялось в контексте отношений "власть имущий - подданный".

Во втором параграфе второй главы - "Основные нормы Книги Суны и Шары мавров" - изучение "Книги" детализируется с целью выяснить, укладываются ли в рамки шариата конкретные нормы и положения кодекса, касающиеся пенитенциарной системы, системы возбуждения и ведения дел, доказательств, всех вообще правил поведения для правоверных. Речь идет о системе наказаний, о процессуальном праве, брачном праве, наследственном праве, нормах религиозного поведения.

В работе подчеркивается, что кодекс, имея в виду прежде всего внутрисара-цннские дела, тем не менее отклоняется от традиционных норм мусульманского нрава. Первое, что обращает на себя внимание - это сам факт появления Книги.

Письменная фиксация положении шариата - явление отнюдь не типичное для средневековья. Точно так же новшеством для мусульманского права было принятое в Книге деление на гражданские и уголовные дела, существовавшее в это время в испанской христианской юриспруденции. Серьезные изменения произошли в области источников права, к которым обращается Книга: кроме традиционных источников - Предания, Закона, "мнения знающих" - судебник упоминает христианское законодательство. Хотя сфера ссылок на него весьма ограничена, в данном случае важен сам факт использования чужого права. Гак же обращает на себя внимание допущение сеньориальной власти во внутренние дела альхамы и сарацин. Сеньор ставится в одни ряд с кади и таким образом но праву участвует н в суде, н во всей жизни общины, что для традиционного мусульманского права немыслимо.

Необходимость учитывать главенство христианских властей и подчиняться им породило еще два отступления кодекса от классического шариата. Во-первых, было переосмыслено понятие "Дом Бога", под которым теперь понимались христианские власти: сеньор н король. Во-вторых, мудехарскому праву пришлось пересмотреть все, что касалось вероотступничества. Переход из ислама в христианство более не считался одним из самых тяжких преступлений, каравшихся смертной казнью. Соприкосновение двух систем не ограничилось трансформацией норм, наиболее очевидно требовавших коррекции. Их изменения непременно вели к возникновению спорных положений, к новым трактовкам старых норм.

Нововведения, обнаруженные в пенитенциарной системе, весьма скромны. Внимания заслуживает, пожалуй, обращение в рабство н замена правила талиона штрафом. Здесь, действительно, мы имеем дело с прямым вторжением христианского права. Однако не следует забывать, что эти нормы не вытесняют • раднционные, а появляются рядом с ними. Книга придерживается традиционных трактовок и наказаний даже в делах смешанного типа - например, о сексуальных преступлениях, об убийствах. В то же время нам хорошо известно, что подобные казусы нашли отражение н в христианском законодательстве, и в практике королевских и местных христианских судов. Практически ие подверглись коррекции такие отрасли права, как брачно-семейпое, наследственное, религиозные правила поведения. II это весьма показательно. Составляя суть и основу жизни мудсхара, они могли бы измениться в самую последнюю очередь, и но означало бы конец (или, но крайней мерс, начало конца) мудехарскон

цивилизацнн.То, что мы находим их соответствующими классическому мусульманскому праву, свидетельствует о жизнеспособности н традиционности мудехарской общности в Арагоне Х1У-Х\' вв. Таким образом, существенные отступления от классической системы шариата просматриваются в процессуальном праве н в области источников права, т.е. затронутыми оказываются в первую очередь сферы права, а не повседневной жизни.

Последний параграф второй главы назван "Некоторые аспекты судебной практики". Рассматривая проблему правового положения той или иной группы населения, нельзя не коснуться конкретных случаев правонарушений и судебных разбирательств.

Изученный материал свидетельствует о существовании известных изменений, происходивших в результате вмешательства королевской власти во внутрисарацинскне дела. Эти изменения затрагивали прежде всего состав суда, в который вводился или который поручался человеку короля - чиновнику или доктору права. Каким образом они поворачивали дело, нам неизвестно. По мнению исследователя Дж.Босуэла, законоведы всегда строго придерживались норм шариата при вынесенни приговоров по внутренним делам12. Однако утверждать это с полной уверенностью и фактами в руках затруднительно. Вследствие вмешательства королевской власти изменялась и пенитенциарная система. У преступника также появилась возможность вовсе избежать наказания при помощи апелляции, путем смены конфессии, откупившись. В гражданских делах, разбиравшихся королем, вообще речь шла только о возмещении, а не о наказании, причем ущерб .мог возмещаться и силами властен, а не ответчика. Королю, таким образом, было важно удовлетворить просьбу истца, карательные функции правосудия отходили на задний план.

Все эти изменения свидетельствуют в свою очередь не о вторжении властей в судебные дела мудехаров, а о тенденции преодоления традиционного судебного сепаратизма, к которой стремились обе стороны. Об этом же говорит и материал преступлений смешанного типа, проанализированный Дж.Косуэлоч". Применение королевской властью смешанных судов н в случаях, сугубо внутрисаранинскнх, также вело к известной правовой ассимиляции.

12 I3oswellJ.Opcit.P121.

13 Там же. С. 148.

В Заключении диссертации подчеркивается, что мусульманское население, решив остаться под властью христиан, поступало в рамках общесредневековой традиции. На се же основе составлялись капитуляции, определившие статус и привилегии новых вассалов христианских королей. Таким образом, мудехарское население не должно было расцениваться властями как опасный для королевства элемент. Возможно, только к XV в. мудехары начали представлять собой серьезный дестабилизирующий элемент: связано это было с массовым распространением разбои и пиратства. До этого наличие внутри страны общин мудехаров должно было восприниматься как норма.

Мудехары не были исключены из жизни общества н государства. Они несли военную службу, поставляли ко двору мастеров, платили налоги и единовременные побор^^аМПГ^Пскусны в сельском хозяйстве, в ремеслах и в торговле. Значительная часть мудехаров являлась прямыми вассалами короны, чю ей было весьма выгодно. Королевская власть всегда могла опереться на эту группу населения, не связанную ни с какими аристократическими фамилиями, располагающую средствами н зависящую от ее милостей.

Итак, мудехары являются частью социально-экономического организма Драюнского королевства, но они сохраняют автономию, что ставит их в особое положение, не давая слиться с остальным населением. Однако то, что было нормой до XIV в. - в эпоху Реконкисты - иначе выглядит в \IV-XY вв., в период начала складывания "нового государства": государства с тенденцией к централизации и абсолютизму. Постепенная замена отношений "сюзерен-вассал" отношениями "государь-подданный" требовала гораздо большего включения всех автономных групп населения, в том числе и мудехаров, в единую юсударственную и правовую систему.

Обладание собственной администрацией, правом, конфессией, судом, привилегией свободного передвижения ставили мудехаров вне европейской общественно-экономической системы. Со временем властями начинают предприниматься меры, которые могли бы изменить или смягчить эту ситуацию. Складывается целый комплекс королевских законодательных установлений, регулирующих отношения с мудсхарами. Одним из самых распространенных наказаний, применяющихся к мудсхарам, становится обращение в рабство в iio. ii.)\ казны, что нередко заменяет традиционные нормы шариата. Привилегии

мудехаров стремятся уничтожить и органичптельные законы (затрагивающие прежде всего религиозную сферу п вопрос о свободе передвижении).

Разумеется, все эти меры предпринимались по разным причинам и субъективно с разной целью. Однако объективно они вели к подчинению "восточного" элемента европейским государством. Этому способствовало и обращение самих мудехаров к королевской власти как к высшей инстанции, и вынесение приговоров исключительно па основании королевского решения, без учета каких-либо (христианских или мусульманских) правовых норм, вело к размыванию самих понятий преступления и наказания. Вмешательство королевской власти размывало и норму. Это же в свою очередь было препятствием для расширении правового поля контакта, для его развития, и может быть, через это для возникновения элементов ассимиляции шариата.

Впрочем, попытки включить или подчинить пноконфессиональныс общины не привели к серьезным результатам. Это было связано с целым рядом причин. Сам статус этих общин постепенно начал приходить в противоречие с развитием общественных отношений в стране. Характер религиозности христианского общества XIV в., нарастание конфликтности общественного сознания приводили к изменению отношения к чужакам, к ипоконфессиональным общинам - иудеям и мудехарам в первую очередь. Отчуждение возникает и па повседневном, и на государственном уровнях. Восточный принцип организации общества и государства (пусть н в уменьшенном, остаточном виде) не мог объективно сохраниться в европейской стране, каковой все больше и больше становился Арагон - в ближайшем будущем часть великой Испании. Постепенно падала и заинтересованность королевской власти в мудехарском населении. С победой центральной власти над внутренней оппозицией нужда в сарацинах заметно ослабла. В то же время мудехарские альхамы начинают испытывать известные экономические сложности. К концу изучаемого периода это приводит к резкому сокращению мусульманского населения альхам на королевских землях.

Мудехары не были ассимилированы, что объясняется не только изменением общеисторической ситуации или политики короны. Главными препятствиями на пути ассимиляции были вера и Закон мусульман - то, что и превращало пх в "ино"-население. Шариат тем менее мог быть вытеснен из жизни общин, что являлся ее основой, непосредственно связанной с областью

сакрального, божественного. Право мудехаров, включавшее

конфессиональный аспект, сделало возможным их сохранение и существование под властью христиан в течение \III-XV вв. Оно же вноследствие стало причиной их уничтожения. В области права, с одной стороны, были заложены основные противоречия, возникавшие в ситуации столкновения двух культур -христианской и мусульманской н мешавшие приспособиться к новым псюрнческнм условиям. С другой стороны, именно право явилось зем инструментом, при помощи которого проблема нноконфесснональных общин была разрешена.

lio проблемам, связанным с темой настоящей диссертации, опубликованы следующие работы:

1. О тражение религиозных правил поведения в "Книге Суны и Шары мавров". // Тезисы докладов XIII Научной Межвузовской конференции студентов и аспирантов. Спб., 1994 (0,1 п.л.)

2. Derecho mudejar i Ruptura o continuación de tradiciones? // Actas de la I Conferencia de hispanistas de Rusia. Madrid, 1995. (0,1 пл.)

3. Книга Суны и Шары мавров. Перевод, вступ.статья, комментарии. М., 1995. (9,0 н.л.)

4. Источники права: мусульманская традиция и мудехарское право. // Право в средневековом мире. ИВП РАН. М., 1996. (1,1 пл.)

5. Испанские пираты XIV в. // Вопросы истории, 1997, № 4 (0,5 п.л.)

6. Историографический обзор по истории мудсхаров. //Средние века jYü 59 - в печати. (1,0 н.л.)

7. Мудехары в средневековом испанском городе. // Город в средневековой цивилизации Западной Европы. Т.1 - в печати. (0,5 п.л.)