автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему: Православные основы русской литературы XIX в.
Текст диссертации на тему "Православные основы русской литературы XIX в."
ДУНАЕВ Михаил Михайлович
ПРАВОСЛАВНЫЕ ОСНОВЫ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
Специальность 10.01.01 —русская литература
Диссертация в форме научного доклада на соискание учёной степени . доктора филологических наук
Москва 1999
Работа выполнена на кафедре русской классической литературы Московского педагогического университета.
Официальные оппоненты: доктор филологических наук
В.М.Гуминский
РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВА-6ИБЛИ0ТВКн
доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник ИНИОН РАН А.Н.Николкжин
доктор филологических наук,
профессор
А.П.Черников
Ведущее научное учреждение:
Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН.
Защита состоится I апреля 1999 года в 15 часов на заседании диссертационного совета Д 113.11.02 по литературоведению при Московском педагогическом "рсггете но адресу: 107005 Москва, ул. Энгельса, д. 21-а.
С диссертацией можно ;* ; . v- ->се Москов-
ского педагогического уни ' .,..'' . , ул. Ра-
дио, д. 10-а.
Доклад разослан
Учёный секретарь диссертационного совета, кандидат филологических
наук, доцент шатова
• В диссертационном докладе в тезисно-обобщённом виде представлено осмысление истории русской классической литературы — в её религиозном аспекте. В полном объёме (120 п.л.) текст диссертации опубликован в четырёх томах под общим названием "Православие и русская литература" (М., "Христианская литература". 1996-1998), а также в ряде иных работ, дополняющих её содержание.
По многим причинам, свойства объективного и субъективного, религиозное своеобразие русской классической литературы изучено не достаточно. Проблемы философские, этические, эстетические, социальные, политические — прослежены в отечественной словесности с относительною полнотою. Но до сих пор было уделено недостаточное внимание её религиозному, православному миропониманию, характеру отображения реальности.
Религиозность нашей литературы проявляется не в простой связи с церковной жизнью, равно как и не в исключительном внимании к сюжетам Священного Писания. Главное: русские писатели смотрели на жизненные события, характеры и стремления людей, озаряя их светом евангельской истаны, мыслили в категориях Православия, и это проявлялось не только в прямых публицистических выступлениях, но и в системе художественных образов.
Именно Православие повлияло на пристальное внимание человека к его духовной сущности, на внутреннее самоуглубление, отражённое литературой. Литература помогает понять, что религиозные догматы, которые представляются многим как нечто далёкое от жизни, схоластически-абстрактное, предмет узких богословских словопрений, — на самом деле определяющим образом воздействуют на миропонимание человека, осознание им своего места в бытии, на его метод мышления. Более того: догматы формировали характер нации, политическое и экономическое своеобразие её истории, судьбу народа.
Важно, что и те процессы в литературе, которые развивались как бы вне православной традиции, характерны не индифферентизмом по отношению к религии, но активным отталкиванием от неё, противостоянием именно Православию. Это позволяет и названные процессы рассматривать в тесной связи с общим ходом всего литературного творчества русских классиков.
Неверно было бы угверждать, что эта особенность русской литературы вовсе не затрагивалась теми, кто о ней размышлял и писал. Религиозное осмысление отечественной словесности началось ещё в критических работах славянофилов (в первую очередь, К.С. и И.С. Аксаковых), было продолжено религиозными философами на
рубеже XIX- XX вв. Прежде всего, необходимо выделить капитальный труд Д.С. Мережковского "Толстой и Достоевский". Привлекало внимание исследователей творчество A.C. Пушкина, о котором писали и многие представители русского духовенства. Нельзя оставить без внимания статьи B.C. Соловьёва о многих писателях и поэтах, а также спорные, но интересные работы В.В. Розанова и др. Особо должно выделить публичные лекции С.Н. Булгакова, посвященные религиозному осмыслению творчества АЛ. Чехова.
Немалый вклад в истолкование русской литературы был внесён религиозными мыслителями в послереволюционной эмиграции. Преимущественное внимание уделялось при этом творчеству Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, JI.H. Толстого. Работы К. Мочульского, В. Зеньковского, И. Ильина, Н. Бердяева, Н. Лосского, Р. Плетнёва, Н. Трубецкого и др., посвященные этим писателям, являют собою классические образцы религиозного подхода к изучению литературного материала.
Литературоведы советского периода названной проблемы касались недостаточно, а если и касались, то с преимущественно отрицательною оценкою.
В последнее десятилетие религиозно-философское своеобразие русской литературы привлекает всё более нарастающее внимание исследователей. Выделяются работы B.C. Непомнящего о Пушкине, В. А. Воропаева о Гоголе, Б.Н. Тарасова о Чаадаеве. Осмыслению русской классики в религиозном аспекте посвящены монографии В.А. Котельникова "Православная аскетика и русская литература (на пути к Оптиной)" СПб.,! 994; И.А. Есаулова "Категория соборности в русской литературе". Петрозаводск, 1995; П.Е. Бухаркина "Православная Церковь и русская литература в XVIII-XX веках (проблемы культурного диалога)". СПб., 1996. Немалую , ценность представляют сборники "Христианство и русская литература". СПб.,1994-1998; сборники "Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX веков". Петрозаводск, 1995-1998; а также межвузовский сборник научных трудов "Религиозные, и мифологические тенденции в русской литературе XIX в." Москва. МПУ. 1997.
Однако мы находимся лишь у истоков долгого процесса обновлённого исторического познания русской литературы.
Актуальность темы исследования и его новизна в предлагаемой, диссертации определена отсутствием в-отечественном литературоведении единого курса истории русской классической литературы в религиозном осмыслении. Данная работа есть первая попытка осмысления основ такого курса.
Вся русская культура, и литература в частности, развивалась под преимущественным воздействием Православия. Поэтому без узнавания и изучения того, как это воздействие отразилось в творчестве русских писателей, осмысление истории отечественной словесности не может быть полным.
Многие писатели сознательно отображали реальность в сопряжении своего эстетического познавания этой реальности с веро-учительными : истинами, данными в Священном Писании, в святоотеческом наследии. Если изучение евангельского текста в художественной системе отдельных писателей осуществляется уже достаточно активно, то Священное Предание Церкви, в её святоотеческом, литургическом и каноническом аспектах, также необходимых для более полного осмысления курса русской литературы, затронуто почти не было.
Возникает необходимость восполнить эти недостатки при создании общего курса истории русской литературы.
Предметом исследования в предлагаемой диссертации является творчество крупнейших русских писателей XIX столетия, от Пушкина до Чехова. Преимущественное внимание уделяется при этом тем особенностям жизненного и творческого пути, мировоззрения классиков отечественной словесности, которые прямо связаны с важнейшими сторонами православного церковного вероучения и церковной жизни или противостоят им. История развития русской литературы рассматривается как процесс отображения в литературе того поиска человеком ответа на важнейшие бытийственные вопросы, какой не может совершаться вне религиозного восприятия бытия. Это существенно дополняет эстетический, этический, психологический, социальный анализ русской словесности, в которым отечег ственное литературоведение имеет несомненные достижения.
Цель и задачи исследования определены вышеизложенными соображениями. Важнейшие эти задачи суть таковы:
1) Исследовать историю развития русской классической литературы с точки зрения отражённых в ней православных вероучи-тельных истин.
2) Осмыслить мировоззрение и поэтику в творчестве крупнейших писателей через их отношение к Православию.
3) Проследить в самом процессе литературного развития отображение тех непреходящих религиозных истин и проблем, которые определены надвременными, надсоциальными потребностями души в её поисках смысла бытия.
4) Дать новое, религиозное осмысление творческих исканий русских писателей.
5) Дать. религиозную интерпретацию содержания и формы произведений классиков русской литературы. .;
Общая методология работы заключается прежде всего в соединении традиционного литературоведения с исследованием того, как догматика, сотериология, аскетака, православная антропология отражаются на типе мышления, эстетического видения и отображения реальности в творчестве русских писателей. С этим сочетается осмысление русской литературы в аспекте эстетическом, социальном, этическом, сравнительном, идейном, общественно-политическом. Рассматриваются также особенности поэтики литературных произведений. ,
Апробация работы. Основные научные положения диссертации были выработаны и апробированы в курсе лекций "Христианство и литература", прочитанных в Московской Духовной Академии в 1989-1998 гг., а также в Минской Духовной Академии в 1997-1998 гг. Они нашли отражение в выступлениях, докладах и курсах лекций на научных конференциях и при ведении учительских семинаров в С.-Петербурге, Петрозаводске, Вятке, Екатеринбурге, Тобольске, Н.Тагиле, Тюмени, Кемерове, Новокузнецке, Костроме, Туле, Смоленске, Симбирске, Архангельске, Обнинске, Тутаеве, Волгограде и др. городах. Отдельные темы были положены в основу радио и телевизионных передач, выходивших в эфир в 1985-1999 гг.
Теоретическая и научно-практическая значимость исследования заключается в том, что в нём впервые в литературоведении даётся целостное религиозное осмысление истории развития отечественной словесности и творчества крупнейших классиков русской литературы. Результаты исследования могут быть использованы при составлении общих курсов истории русской литературы, а также при дальнейшем изучении творческого пути отдельных, писателей. Курс "Православие и русская литература" рекомендован Учебным комитетом Московского Патриархата как основа при чтении лекций по данному предмету в Духовных школах Русской Православной Церкви.
Структура диссертации. Диссертация состоит из вступления, тринадцати глав (каждая их которых включает в себя несколько разделов, соответствующих самостоятельным темам исследования), заключения, примечаний и библиографических списков.
Основное содержание работы
Введение.
Пристальное внимание русского человека к своей духовной сущности, частое недовольство собою, отражённые русской литературой, —• определены православной сотериологией, в которой спасение понимается не как прямое следствие исполнения заповедей или совершения добрых дел, но как внутреннее духовное преображение человека через его смирение. Превращение добродетели в самоцель может породить в душе надмение, привести к упоению собственным совершенством и тем усилить г ордыню человеческую, источник мирового зла.
Опору в осмыслении русской литературы мы обретаем в заповеди Христа Спасителя из Нагорной проповеди: "Не собирайте себе сокровищ на земле... Но собирайте себе сокровища на небе..." (Мф.б, 19-20). В этой заповеди определена сокровенная суть двух пониманий смысла человеческой жизни, как двух мировоззрений, двух типов мышления, двух типов культуры. Культурологи выделяют в связи с этим именно два типа культуры — сотериологический и зв: демонический.
Предпочтение земного или небесного — дело совести и свободы каждого. Главная тема русской литературы — противоборство двух раздирающих душу и сердце человека стремлений: к сокровищам небесным й сокровищам земным. Эта тема, проблема не просто литературы исключительно, это проблема жизни, творческих поисков и самих писателей, путь которых был отнюдь не прямым и направленным лишь к горним высотам, но отмеченным многими ошибками, падениями, отступлениями от истины.
Человек обречён на выбор между добром и злом, но он усугубляет заключённый в этом трагизм своего существования ещё и метаниями между различными пониманиями добра и зла. Вот эту смятенность души высветила русская литература, сделав её, по сути, главным предметом своего сострадательного исследования. Она сумела приобщить читателя к таким внутренним переживаниям, таким терзаниям совести, погрузить его в такие бездны души, о каких имела весьма малое представление литература европейская.
Все проблемы русской литературы многократно усугублены, и тем, что гармония обладания небесными дарами секулярному искусству и вообще неподвластна. Искусство чувствует себя свободным лишь в стихии противоречий и конфликтов. Нужно ясно сознать:
сфера художественного творчества ограничена областью души — в системе христианской трихотомии: тело, душа, дух.
Основное состояние, которое исследует литература, с духовною глубиной понимания выразил святой праведный Иоанн Кронштадтский (разумеется, высказываясь не по поводу литературы): "Быть духом, иметь духовные потребности и стремления и не находить им удовлетворения — какое мучение для души!".
Вот такие мучения и стали прежде всего предметом эстетичег ского осмысления и отображения в русской литературе. Но не поводом для отстранённого созерцания и холодного рассудочного анализа, а предметом собственного душевного терзанйя художника.
Главною причиною таких терзаний стало именно то счастливое (по высшей мерке) обстоятельство, что как ни сильно было западное влияние, как ни победно проникал в российскую жизнь земной соблазн, а Православие всё же оставалось неискоренённым, пребывало со всею полнотою заключенной в нём Истины — и никуда не могло исчезнуть. Как бы ни блуждала в тёмных лабиринтах соблазнов общественная и личная жизнь россиян, а стрелка духовного компаса всё равно прямо указывала прежнее направление, хотя бы кто-то и двигался в прямо противоположном.
Глава 1. Литература XVII столетия.
Исследование посвящено в основе своей XIX веку, но в начальных главах уделено внимание, и двум векам предшествующим, чтобы проследить кратко начало развития тех проблем, с которыми столкнулись классики отечественной литературы в период её расцвета. Именно в XVII веке начался сам процесс секуляризации культуры, обмирщения сознания. В этот период стала утрачиваться анонимность искусства. В сознание людей начинает внедряться мысль, что сокровища земные представляют основную ценость бытия человека.
Характерным с этой точки зрения произведением является "Сказание о роскошном житии и веселии", в котором хилиастиче-ские фантазии зримо (пусть и в отчасти фольклорной форме) являют себя, предвосхищая более поздние утопические упования на Царство Божие на земле..
Появляются так называемые антиклерикальные произведения ("Повесть о Карпе Сутулове", "Калязинская челобитная" и др.). В культуру проникают переводы западноевропейских писателей, в значительной мере влияющих на характер многих оригинальных произведений русских авторов. Но в XVII веке рурский человек ещё не отстранился столь откровенно, как позднее, от духовной основы своего
бытия. В литературе этого столетия можно назвать произведения, чей пафос связан с отвержением "сокровищ на земле", стремление к обладанию которыми раскрывается как прямое бесовское наваждение. Таковы "Повесть о Горе-Злочастии" и "Повесть о Савве Груд-цыне". Сугубо важно, что исследователи безусловно утверждают их исконно-московское происхождение, отличая тем самым от всего, что в разной степени было заимствовано (хотя и переработано) извне.
Особого упонимнания заслуживает самое оригинальное и значительное произведение XVII века — "Житие протопопа Аввакума", анализ которого позволяет сделать вывод, что по типу своего, мышления ярототоп проявил себя вовсе не человеком старой веры, но именно нового времени. Это проявилось прежде всего в том оригинальном смешении автобиографического и агиографического жанра, которое допустил автор при описании собственного жизненного пути. В этом Аввакум проявляет себя как подлинный новатор. В сущностном расхождении с истинными христианскими подвижниками, протопоп противопоставил внутренней борьбе с грехом внешнюю борьбу с гонителями-врагами.
Все особенности русской жизни, все происходившие в ней в XVII веке процессы, отображённые литературой, подготовили и создали в сфере культуры благоприятные условия для коренного переустройства, какое вознамерился совершить и совершил царь Пётр в общественном и политическом бытии.
Глава 2. Литература XVIII столетия.
В XVIII столетии русская культура, и литература властности, испытала мощное воздействие просветительс